Цареградская икона Божьей Матери

В чем помогает цареградская икона божьей матери?

Цареградская икона Божьей Матери

В древности на Руси городом Царьградом называли знаменитый Константинополь — столицу Византийской империи.

Что касается первых крещеных славян, то ими стали известные из истории равноапостольская княгиня Ольга и ее внук князь Владимир Святославович, впоследствии много потрудившийся для внедрения православной веры на Руси.

Сами они христианскую веру приняли на территории Византии — Ольга в самом Константинополе, а великий князь Владимир в Корсуни (сейчас на этой территории находится Севастополь). Именно из Царьграда русские люди получили в дар драгоценный список Цареградской иконы Божией Матери.

В 1054 году Великий Рим отсоединился от Византии и, согласно древним источникам, в 1071 году 8 (25) апреля эта икона была перенесена из Рима в Константинополь.

После принятия унии, раскола на два лагеря и падения Византии в 1453 году от руки Мехмеда Второго, когда и на Руси местами стали рождаться еретические настроения, список чудотворного образа явился русскому народу.

Принесение образа Пречистого образа Божией Матери в Елеазаровскую обитель

В XV веке Псковская область сильно страдала от нашествия шведов, латышей и эстонцев.

В это же время Патриарх Константинопольский Геннадий Второй в новоустроенную Елеазаровскую обитель послал список чудотворной Цареградской иконы Божией Матери.

Икону преподнесли как дар Божий, как символ того, что Бог отворачивается от впавшего в ересь народа и оборачивается лицом к тем, кто крепко держится православия.

Насельники обители с верою и благоговением отнеслись к образу Пречистой Матери и Богомладенца. Преподобный Ефросин вместе с братией вышли встречать икону на источник воды, и там приняли ее пением акафиста и служением молебна.

На месте встречи построили деревянную часовню с колодцем, вода которого и тогда, и сейчас считается целебной. Часовня существует до сегодняшнего дня: перестроенная из деревянной в каменную, она носит название «Часовня Пречистой».

Монастырь долгое время именовался Сретенской Елеазаровской пустынью.

Исцеления и чудеса

За время пребывания Цареградской иконы Божией Матери в монастыре, по милости Божией от нее исходили чудеса. Множество людей исцелялись от душевных и телесных болезней. К ней притекали не только православные люди, но и латыши, эстонцы и все, кто нуждался в помощи и защите.

Лютеранка Эмилия, много лет страдавшая от женской болезни, впала в полное истощение и едва могла ходить.

Едва придя в храм и выстояв пение акафиста Цареградской иконе Божией Матери, она была помазана елеем от лампады, зажженной перед образом.

Женщина сразу же почувствовала исцеление и, раскрыв свое сердце Богу, приняла православие. Домой она возвратилась уже православной христианкой, хваля Господа и Его Пречистую Матерь.

Известен другой, не менее удивительный случай исцеления. Слепой с юности человек по имени Андрис частенько заходил в Елеазаровскую обитель и молился перед чудотворной иконой.

Однажды во время Водосвятного молебна, придя в исступление и усердно молясь, он попросил Деву Марию и Господа получить исцеление от слепоты. При окроплении водой Андрей (Андрис) почувствовал, как капли воды попали ему в глаза и, омыв их, сделали зрячими.

Взор человека упал на лик Богомладенца и Его Пречистой Матери, потом он увидел преподобного Ефросиния и других людей, радостно смотрящих на него. Были и другие чудеса, исходившие от иконы.

К сожалению, на Спасо-Елеазаровскую обитель постоянно совершались набеги, и по преданию чудотворную Цареградскую икону Божией Матери, украшенную серебряным окладом с драгоценными камнями, вместе с другими ценными вещами захватили на свои судна шведы, но не довезли — утонули в Чудском озере, в месте впадения в него реки Толбы. Ни корабля, ни иконы до сих пор не нашли.

Когда-то эта икона была хранительницей Рима (Первый Рим), потом ее перенесли в Константинополь (Второй Рим), а последним пристанищем стала Русь или, как говорят, Третий Рим. Четвертого же не дано. Но другой список иконы долго хранился в обители.

Обретение иконы

В тяжелый период Октябрьской революции, когда верующие подверглись гонениям, Спасо-Елеазарский монастырь был разграблен, а монахи разогнаны. Хранящийся там список Цареградской иконы на радость всем уцелел благодаря старцу Николаю Гурьянову, проживавшему на острове Залита.

В период возрождения обители, он передал ее настоятелю монастыря, и теперь все желающие могут перед Цареградской иконой Божией Матери молитву и просьбу свою с истинной верой возносить к Господу.

Другой образ Цареградской иконы

Есть еще один образ Цареградской иконы, который сильно отличается от предыдущего. По преданию эту икону подарили два византийских монаха.

Достоверных сведений об этом нет, но уцелело предание, гласящее, что когда-то в Старую Руссу, находящуюся в 93 км от Новгорода, зашли два путника.

Они странствовали из Царьграда (Константинополя) и в местном соборе (скорее всего, Спасо-Преображенском) отстояли службу.

Богослужение до того понравилось грекам, что они в дар оставили небольшую икону с изображением Цареградской Божией Матери. Икона, выбитая на твердой грифельной доске, была специально изготовлена небольшого размера для путешествующих. Славят ее 30 сентября.

Цареградская икона Божией Матери. О чем молятся перед ней?

Эта икона — один из удивительных образов, который оставил верующим святой апостол Лука. Она пришла на Русь из самого сердца Православия — Византийского государства, который долгие века сохранял апостольские предания и учения.

Как и перед всеми другими образами Божией Матери и Ее Пречистого Сына, молиться перед ней нужно о своих нуждах, просьбах, благодарить наших небесных покровителей. Одним словом, нет никаких ограничений, но бывает так, что некоторые образа святых, ангелов, Божией Матери, Господа Иисуса Христа помогают в конкретных проблемах.

Икона Божией Матери «Цареградская» в чем помогает?

Этот святой образ укрепляет веру православную, борется с ересями и идолами. Как только где-то возникают отклонения от чистого православного учения и люди отходят от правды, обязательно следует помолиться за страну, за то, чтобы не впадать в ересь, не принимать унии и так далее.

Икона — хранительница очага апостольского учения и правды Божией. В настоящее смутное время Цареградская икона Божией Матери, фото которой можно увидеть в данной статье, находится в Свято-Елеазарском монастыре.

Через века глядя на образы Господа и Его Пречистой Матери, можно почувствовать связь времен и поблагодарить Бога за Его Промысел — возможность молиться или просто лицезреть список иконы, написанной самим евангелистом Лукой.

Связь времен не нарушена: как и два тысячелетия назад, так и теперь верующие люди испытывают те же чувства, которые объединяют нас с прошлым.

Источник: http://fb.ru/article/319090/v-chem-pomogaet-tsaregradskaya-ikona-bojey-materi

Икона Пресвятой Богородицы «Цареградская»

Цареградская икона Божьей Матери

Во все времена люди с особым почтением относились к чудотворным образам православных икон. Особо же преклонялись перед ликом Богоматери — заступницы всего человечества.

Множество историй и преданий связано с ликом Богоматери. Так, когда идет речь об иконе Пресвятой Богородицы «Цареградская», возникает некоторая путаница, ведь икон с таким именованием было две.

И история каждой из них по-своему интересна.

Списки Цареградской иконы Богородицы

Происхождение обеих икон Божьей матери Цареградской связано с таким важным для всех верующих христиан местом, как город Константинополь, или иначе называли его Царьград, в то время являющийся столицей Византии. Именно этот город открыл для России христианство.

Икона Богородицы «Цареградская»

Одна из икон Цареградской Богородицы написана еще в XI веке, автор ее евангелист Лука. К большому сожалению, об этом образе сохранилось довольно мало сведений, ввиду давности лет, неясно также, как было задумано Лукой осмелиться написать лик Пресвятой Богородицы.

Однако известен такой факт, что списки с данной иконы хранятся во многих храмах и монастырях России, среди которых наиболее известны Храм Успения Богородицы в Москве и Спасо-Елеазаровский монастырь.

Об этом лике Цареградской иконы Божьей матери сохранилось немного исторических свидетельств.

Появление ее связывают с приездом двух монахов в Новгородскую губернию, достоверно неизвестно куда затем направились монахи, какова была их цель, но придя на службу в небольшой Старорусский собор, монахи так исполнились благодатью, что в знак благодарности решили оставить в храме маленькую, легко помещавшуюся на ладони иконку Божьей Матери.

На заметку! По той причине, что родом послушники были из Константинополя, икона стала именоваться Цареградская.

Изображения святого лика

Что касается изображений иконы, то таковых списков довольно много. Все они и похожи, и в то же время не похожи друг на друга. Это и понятно, ведь в каждой из них отразилась душа иконописца, которому, быть может, явилась Богоматерь в таком свете.

Конечно, византийская икона, выбитая на грифельной доске, отличается от многих других святых образов Богоматери Цареградской более позднего времени.

Икона Божией Матери «Цареградская»

Известно около 15 списков с византийской Цареградской иконы.

Вследствие того, что изначально икон было две, искусствоведы уже теперь не имеют возможности точно восстановить, копии какой из икон, привезенных в Россию, разошлись по монастырям и церквям нашей страны.

Кроме того, некоторые ученые предполагают, что Цареградских икон изначально было не 2, а 3, потому как изображения на иконах можно весьма условно подразделить на 3 группы.

Интересно! Иконы имеют внешне лишь одно зримое отличие — на некоторых из них Матерь Божья держит младенца Иисуса на правой руке, на других — на левой. Присмотревшись, можно увидеть и еще одно отличие — в руках у младенца то книга, то голубь, символизирующий духа святого.

История и описание

Считается, что икона всегда сама выбирает себе место пребывания, и там, где находится эта икона — царствует сам Бог. Так однажды, покинув Константинополь, незадолго до его гибели, икона обрела свой дом в России.

История Цареградской иконы полна тайн, пропаж и обнаружений ее все в новом и новом месте.

Икона Спасо-Елизаровского монастыря, привезенная туда некогда отцом Евфросином из Константинополя в XV веке, во время одного из набегов шведов утонула в Чудском озере. По преданию считается, что и до наших дней на дне озера покоится эта икона, оберегая эти земли и всю Россию.

Сейчас в этом монастыре представлена ее копия, причем как и откуда она появилась — доподлинно не известно. Во время революции 1917 года, когда монастырь был разграблен, икону удалось спасти благодаря старцу Николаю, служившему в то время в небольшой обители на берегу Чудского озера.

Цареградская икона Божией Матери

Второй образ, созданный святым Лукой и привезенный из Царьграда двумя монахами, известен своей чудодейственной силой. Многие люди, благодаря ему исцелились от тяжких болезней и через страдания эти пришли к Богу.

Значение

Для России значение Цареградской иконы Божьей матери так велико, что говорить об этом довольно сложно, старцы уверяют, что именно благодаря этому Святому лику Богоматери наша страна богоизбранная и сможет выстоять в любые времена. Пребывание иконы в России важно для страны и в духовном плане, ведь знаменует она победу Христа над безбожием и распространение христианской веры в самые отдаленные уголки России.

В чем помогает

Чудотворная Цареградская икона, по словам святых отцов, защищает в любых бедах и несчастьях. Считается, что она воплощает такой известный в России тип иконы, как одигитрия, т.е. путеводительница. Это означает, что копии с ее изображений, продаваемые в храмах, можно приобрести и брать с собою в дальнюю дорогу, чтобы всегда находиться под защитой Матери Божьей.

Важно! Просят у этой иконы духовной силы, избавления от немощи, помощи в обретении веры.

Икона Божией Матери Цареградская

Источник: http://molitva-info.ru/ikony/ikona-presvyatoj-bogoroditsy-tsaregradskaya.html

Цареградская икона божией матери

Цареградская икона Божьей Матери

Празднование 25 апреля

Написана, по преданию, евангелистом Лукой. Явилась 25 апреля1071 года. Других сведений о ней не имеется.

Списки с этой иконы находятся в Москве, в приходской церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Малой Дмитровке, в селе Нижерове Ростовского уезда Ярославской губернии, и в Спасо-Елеазаровском монастыре в 25 верстах от Пскова.

Первоначальное название Спасо-Елеазаровского монастыря было Сретенский — в знак встречи Цареградской иконы Божией Матери, которая была принесена в обитель после падения Константинополя преподобным Евфросином Псковским, получившим список от Константинопольского патриарха.

Тропарь, глас 1

Возсия́ на́м, я́ко со́лнце светоза́рное от восто́ка в велеле́пии/ Твоя́, Влады́чице, ико́на,/ озаря́ющи чуде́с сия́нием пресла́вно/ все́х, приходя́щих к не́й с ве́рою и любо́вию/ и моля́щихся усе́рдно к Твоему́, е́же о Сы́не Твое́м и Бо́зе, вели́чию./ Сла́ва Бо́гу, Евфроси́ном сию́ да́вшему на́м!/ Сла́ва Приве́дшему ю́ от Царьгра́да!// Сла́ва Даю́щему то́ю все́м исцеле́ния.

Кондак, глас 8

Препросла́вленная Вы́шняго Ма́терь/ созыва́ет к песнопе́нию на́с Своего́ о́браза прише́ствием от Царьгра́да/ и возбужда́ет зре́нием того́ на по́двиг,/ побежда́ти сопроти́вных си́лу/ и к Не́й, я́ко на́шея ра́дости вино́вней, пе́ти:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Цареградская икона Божией Матери, Палех

Икона Божией Матери «Цареградская»

«Цареградская» икона Божией Матери — название двух различных икон. Или же, хотя один образ и является списком с другого, но сильно отличен. Вот что пишет Е. Н. Погожев (Поселянин) (1870—1930) в книге «Богоматерь. Описание Ее жизни и чудотворных икон»: «Эта чудотворная икона написана, по преданию, евангелистом Лукой.

Явилась она 25 апреля 1071 года. Других сведений о ней не имеется. Один список с этой иконы находится в Москве, в приходской церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Малой Дмитровке.

Существуют еще списки с Цареградской иконы в Елеазаровском монастыре Псковской епархии, в 25 верстах от Пскова, и в селе Нижерове Ростовского уезда Ярославской губернии…»Существует предание, что «Цареградская» икона Божией Матери была хранительницей Рима, а после отпадения его от Православия в 1054 году очутилась в Константинополе.

С принятием Византией Флорентийской унии в 1439 году перешла на Русь, а именно — в Спасо-Елеазаровский монастырь. Преподобный Евфросин с братиею монастыря для встречи Цареградской иконы Божией Матери вышел на источник воды, отстоящий от монастыря на одну версту, и там приветствовал Божию Матерь пением акафиста и водосвятным молебном.

В память Сретения иконы Царицы Небесной на источнике была заложена деревянная часовня с кладезем. Монастырь же долгое время именовался Сретенским, Елеазаровою пустынью.После перенесения образа обитель не раз подвергалась вражеским нападениям, и во время одного из шведских грабежей была похищена вместе с другими ценностями из обители.

Согласно преданию, корабли, на которых шведы пытались вывезти награбленное, затонули в Псковском озере близ впадения в него реки Толбы. Так икона исчезла безвозвратно.В настоящее время в монастыре находится дореволюционный список с чудотворной «Цареградской» иконы Божией Матери.

В годы гонений его сберег протоиерей Николай Гурьянов с острова Залита и передал его Спасо-Елеазаровскому монастырю, когда тот начал возрождаться.Местонахождение: Псковская область, Псковский район, д. Елизарово, Спасо-Елеазаровский монастырь.День празднования: 30 сентября (17 сентября по ст. стилю).

Тропарь:Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии. Твоя, Владычице, икона, озаряющи чудес сиянием преславно всех, приходящих к ней с верою и любовию и молящихся усердно к Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию. Слава Богу, Евфосином сию давшему нам! Слава Приведшему ю от Царьграда!

Слава Дающему тою всем исцеления.
Иконография: «Цареградская» икона Божией Матери написана древним греческим письмом на плотно приклеенных одна к другой кедровых досках.

Изображение Божией Матери поясное, лик склонен к находящемуся на Ее левой руке Богомладенцу, а правая Ее рука приложена к Его груди. Молитвенный взор Богоматери исполнен сострадания, во взоре же Богомладенца видна не столько милость, сколько строгость к согрешившим.

Правой рукой Он держит конец хитона, которым покрыта глава Богоматери и Ее правое плечо, а левой — Духа Святого в виде голубя, готового слететь и почить на раскаявшихся.

Правая нога Спасителя свесилась вниз, как бы готовая стать в помощь погибающим, если они истинно покаются, а левая нога поднята так, чтобы от себя с силою отринуть нераскаявшегося грешника.

Re: Константинопольская икона ?

Сообщениеtol » 24 дек 2012, 10:18

Маловероятно, что конкретно эта икона Никопея — Константинопольская, может ее «прототип» так назывался, или нечто схожее по иконографии, но с лилией в руке.Но вопрос с Константинопольской все еще открыт, даже если есть другие, известные под этим названием.

Где та икона, которую описал Поселянин? Мы эту ветку форума не можем закрыть, пока не попадется икона с подписью Константинопольская и с лилией в руке, ведь о ней писал Поселянин. А другие Константинопольские иконы вполне могли существовать, и быть известными под этим названием.

Это как с Цареградской: привезли из Царьграда непонятную икону — как назовем? Цареградской! Я уже сам запутался сколько их было разных по иконографии (явно три или больше), и какие из них соответствуют известным двум описаниям Поселянина. Возможно, иконописцы просто начали чудить.

Даже если не рассматривать клеймы, которые нередко (я бы даже сказал часто) ошибочны, на обычных иконах Иисус то с книгой, то со свитком, то с листом бумаги, Богородица то коронована, то нет, на иконе в Спасо-Елеазаровском монастыре Иисус отвернул от Богородицы голову, что, как ни странно, подтвердилось при недавнем изучении клейм многочастной иконы 18-го века (хотя до встречи с ней я считал это явным единичным недоразумением). То есть как ни пытайтся, я так и не смог даже примерно разделить все эти изображения на два типа. Как минимум там три разные разновидности Цареградской иконы, среди которых уже можно усмотреть несущественные вариации, вызванные вольностью иконописцев. Ну а принимая во внимание, что Константинополь и Царьград — это одно и то же, могли быть еще какие-то метаморфозы при переводе подписей греческих икон. В результате, при изучении этих икон лучше не отбрасывать даже сомнительных фактов, может в последствии при появлении новой информации они помогут лучше понять ситуацию.PS: Вообще, дело с иконой в Спасо-Елеазаровском монастыре требует отдельного исследования. Как вышло, что следующие две иконы разные по иконографии, хотя должны бы быть одинаковыми? Ошибка в подписях?http://pravicon.com/images/icon/0349/0349007.jpgикона БМ Цареградская,украденая шведами с Спасо-Елизаровского монастыряhttp://pravicon.com/images/icon/0349/0349006.jpg

Список с Цареградской иконы Божией Матери, хранящийся в Спасо-Елеазаровском монастыре Псковской епархии

Источник: https://nebofilms.ru/tsaregradskaya-ikona-bozhiej-materi/

Цареградская икона Божией Матери

Цареградская икона Божьей Матери

Цареградская икона почитается в православном мире за свои чудотворные способности. К ней обращаются в самых разных ситуациях, просят защиты и покровительства, а также исцеления от недугов.

Образы Богоматери многочисленны и являются чудотворными. Икона Цареградская не является исключением. Эта реликвия почитается с древнейших времен. Намоленный образ Богоматери способен исцелить от недугов и помочь в трудной ситуации, защитить каждого, кто обратится за поддержкой к Высшим Силам.

История Цареградской иконы

Всего икон, носящих название «Цареградская», две. Один лик является древним первообразом, который был выбит на грифельной доске. Эта икона невелика: она насчитывает всего пять с небольшим сантиметров в ширину. Празднование в честь этого образа совершается в осенний период, 24 сентября по новому стилю.

Вторая икона получила наибольшее распространение. Ее явление относят к 1071 году. По предположениям, этот образ был доставлен из Рима в Константинополь. Этот город назывался Царьградом на Руси, и икона получила одноименное название. На Руси икона появилась приблизительно в 1439 году и была доставлена преподобным Евфросином Псковским в монастырь на псковской земле.

Описание иконы

Икона написана в стиле Одигитрия. Изображение Богоматери поясное, голова склонена к Богомладенцу, который располагается на ее левой руке. Правая рука Богоматери прислонена к груди Сына. Лик Богородицы преисполнен страдания, а взор Младенца Иисуса строг к грешникам, но по-прежнему милостив к праведникам.

Правой рукой Младенец держится за хитон, которым покрыта голова Девы Марии. На левой руке его расположен Святой Дух в виде голубя. Он готов взлететь к грешникам, дабы простить раскаявшихся в своих неблаговидных поступках.

Правая нога Младенца выписана так, будто он готов подняться навстречу раскаявшимся, а левая согнута, готовая отринуть неверных, продолжающих соблазняться грехами и слушающих Дьявола.

В каких храмах находится Цареградская икона

Списки с иконы можно найти во многих храмах и церквях по всей России:

  • Москва, церковь Успения пресвятой Богородицы;
  • село Нижерово, Ярославская область;
  • Спасо-Елеазаровский монастырь в 30 километрах от города Псков.

В чем помогает Цареградская икона Божией Матери

С молитвенными словами к святому лику обращаются с просьбами:

  • защитить от бед и напастей;
  • благословить на работу;
  • исцелить недуги;
  • помочь отказаться от искушений и дурных поступков;
  • преодолеть неприятности;
  • сохранить семью;
  • предотвратить кражи, пожары и иные бедствия;
  • укрепиться в вере.

Молитвы, исходящие от самого сердца, всегда помогут верующим, поэтому молиться перед Цареградской иконой можно своими словами.

Молитва перед святым ликом Богоматери

«Пресвятая Богородица, будь милостива к рабу Божьему (имя). Защити меня от напастей и негатива. Сохрани мое здоровье и помоги исцелиться от недугов, меня терзающих. Дай сил противостоять нападкам людским, отринь от меня клевету. Укрой меня от любой напасти и не позволь пойти по кривой дороге. Усмири гнев мой и помоги жить по заповедям Божьим. Аминь».

Дата почитания иконы

В православной церкви дважды в год происходит почитание иконы: 8 мая (25 апреля по старому стилю) и 24 сентября (17 сентября по старому стилю).

Почитание двух образов, весеннего и осеннего, происходит в разные дни, несмотря на то, что один является списком.

Различия в иконах не велики, однако каждый из образов по-своему привлекателен для православных верующих.

Молитвы не обязательно читать перед иконой. Если вам потребовалась поддержка, вы можете представить себе образ Богородицы и рассказать обо всем, что вас беспокоит.

Однако молитвы перед самой иконой и зажженная свеча позволяют быстрее достичь желаемого эффекта. Священнослужители призывают чаще посещать Храм Божий, чтобы проникнуться атмосферой блага.

Желаем вам здоровья и счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Иконы в православном мире имеют огромное значение и историю, уходящую корнями в глубокое прошлое. Икона …

Среди множества чудотворных икон можно выделить лик Богоматери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева». К …

Для любой женщины рождение ребенка — самый главный подарок Бога. Молитва перед иконой Божией Матери …

Чудотворные иконы всегда почитались на Руси. Они имели особый статус в церкви и всегда отождествлялись …

Источник: https://dailyhoro.ru/article/tsaregradskaya-ikona-bozhiej-materi/

Потеря иконы

К сожалению, на Спасо-Елеазаровскую обитель постоянно совершались набеги, и по преданию чудотворную Цареградскую икону Божией Матери, украшенную серебряным окладом с драгоценными камнями, вместе с другими ценными вещами захватили на свои судна шведы, но не довезли — утонули в Чудском озере, в месте впадения в него реки Толбы. Ни корабля, ни иконы до сих пор не нашли.

Когда-то эта икона была хранительницей Рима (Первый Рим), потом ее перенесли в Константинополь (Второй Рим), а последним пристанищем стала Русь или, как говорят, Третий Рим. Четвертого же не дано. Но другой список иконы долго хранился в обители.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.