- Джидду Кришнамурти: кто это, биография, основные принципы и книги индийского учителя
- Биография Джидду
- Детство
- Юность и молодость
- Зрелые годы
- Основные идеи и учения Кришнамурти
- Самые известные книги учителя
- Джидду Кришнамурти
- Детство и юность
- Теософское общество
- Орден Звезды
- Роспуск Ордена Звезды
- Заключительный этап жизни
- Библиография Кришнамурти
- Джидду Кришнамурти — Как мозг может преобразовать себя
- Джидду Кришнамурти. Свобода от известного
- Джидду Кришнамурти, индийский философ: биография, книги
- Детские годы
- Удивительные способности юного Кришнамурти
- Кришнамурти и Теософское общество
- Кришнамурти и «Орден звезды»
- Роспуск ордена
- Личная жизнь Кришнамурти
- Основная философия мудреца
- Полная библиография мудреца
- 🎦 Видео
Видео:Джидду Кришнамурти. Свобода от известного.Скачать
Джидду Кришнамурти: кто это, биография, основные принципы и книги индийского учителя
Джидду Кришнамурти — поистине уникальная личность. Он был философом и оратором, писателем и высокодуховным человеком.
Кришнамурти добровольно отказался быть мировым Учителем, понимая, что каждый должен познать истину самостоятельно и никакие учителя и наставники в этом не помогут.
Он считал, что никакие истины, даже если они правильные, не должны навязываться человеку другими людьми, так как это приводит к внутренним конфликтам и переживаниям.
Биография Джидду
Как и у многих великих людей, детские годы Джидду Кришнамурти проходили далеко не в лучших условиях, и его биография достаточно непростая. Его часто били и обижали, однако, возможно, благодаря этому он и стал тем, кем его знают и помнят сегодня.
Детство
Джидду родился в маленьком горном городке на юге Индии, недалеко от долины Риши, которая считается священной. Его семья была по индийским меркам с неплохим достатком, поскольку отец работал в Британской администрации.
Все они придерживались вегетарианства. Отец Джидду Нарианья принадлежал к теософам, а мать Саньевамма была почитательницей Шри Кришны. Именно в его честь и был назван будущий философ, который стал восьмым ребёнком в семье.
Вопреки всем законам индийских учений, мать настояла на родах в комнате для молитв, поскольку астролог предсказал ей, что это дитя будет особенным. Хотя на первых порах казалось, что предсказанию сбыться не суждено.
Мальчик рос хилым и часто болел. В школе он учился плохо, ему там было не интересно. Джидду начали считать отстающим в развитии, часто дразнили и били.
Любимым занятием Кришнамурти было наблюдение за окружающим миром — деревьями, травой, цветами, насекомыми.
Он мог часами разглядывать облака на небе, разных жучков и паучков. А ещё ребёнок рос чрезвычайно щедрым. Он делился сладостями с братьями и сёстрами, а свои вещи мог просто так отдать более бедным детям. После смерти сестры, а затем и матери, к нему стали приходить видения. Он отчётливо видел покойных, а также удивлялся, что другие не видят в цветах крошечных фей.
После выхода на пенсию отца денег в семье не хватало, и семья переехала в Адьяр, где он получил работу в штаб-квартире Теософского общества. Вскоре мальчика заметил Ч. Ледбитер, который был высокопоставленным теософом.
Он увидел в ребёнке нечто особенное и утверждал, что в мальчике полностью отсутствует эгоизм. Ледбитер был намерен сделать из мальчика великого оратора и учителя. Благодаря опеке теософов и индивидуальным занятиям Джидду научился писать и читать по-английски.
Как позже он сам говорил, если бы не Ледбитер, то он бы умер.
Юность и молодость
Посвящение произошло в январе 1910 года. Накануне двое суток Кришна и его наставник находились в состоянии глубокой медитации, покинув свои астральные тела. В 1911 году Кришнамурти становится главой Международного Ордена Звезды Востока.
Орден быстрыми темпами наращивал количество поклонников и имел несколько тысяч приверженцев во всём мире. Сам Джидду с братом на 10 лет уезжает в Англию для дальнейшего обучения. Там он активно общается с писателями и музыкантами, местной интеллигенцией, художниками.
Ему не слишком нравилось, когда задавали вопросы «Каково быть инкарнацией Бога на Земле?», и он по этому поводу в основном отшучивался. Ненадолго вернувшись в Индию в 1921 году, Джидду уезжает в Австралию на собрание Теософического общества, после чего едет в Калифорнию.
Здесь он оседает в имении Оджаи, что рядом с Санта-Барбарой, где и происходит духовное пробуждение и изменение сознания Кришнамурти.
Зрелые годы
Джидду в зрелые годы особенно слился со своей ролью Мессии и Мирового Учителя. Он даёт советы своим почитателям и излучает сочувствие и радость. Философ уверен в том, что способен подарить всем счастье. Особенно чётко это стало проявляться после посещения Италии в 1924 году.
Однако уже тогда начало вырисовываться его личное видение и философия, которые шли вразрез с учениями теософов. Важно! Философ твёрдо уверен в том, что каждый способен постичь истину сам, и для этого не нужны наставники. Это убеждение он пронёс через всю свою жизнь.
В 1929 году он в присутствии трёх тысяч своих почитателей заявляет о прекращении существования Ордена. Кришна поясняет своё решение тем, что вера внутри каждого, и истину нужно искать в себе, а не на коллективных собраниях.
Только заглянув внутрь себя, человек может обрести счастье и покой, а любые авторитеты и учителя только вредят. После ликвидации Ордена философ живёт до 1947 года в Калифорнии обыкновенной жизнью, хотя многие знаменитые личности, как прежде, ищут встречи с ним. Среди них были Б. Рассел, Чарли Чаплин, К. Ишервуд.
Из всего разнообразия восточных практик, люди часто проявляют интерес к таким направлениям, как Анулома-Вилома, Айенгара, Атма Крия, Мандала, Мула бандха, Джаландхара бандха, Уддияна бандха, акройога, капалабхати.
https://www.youtube.com/watch?v=eldlMnaOYCM
За 10 следующих лет он несколько раз посетил Индию и выступал там перед довольно большим количеством людей, однако на родине его тогда принять оказались не готовы.
И только после окончания Второй мировой обновлённая Индия приняла его учения, и он выступает перед большими аудиториями до самой кончины, излучая энергию любви, давая людям сострадание и неся истину. Следующие сорок лет он выступает, кроме Индии, в других странах — Америке, Швейцарии, Европе. Он не отказывал в общении ни богатым, ни бедным, не взирал на статусы и сословия. В его присутствии люди ощущали глубокие перемены внутри себя — в своих душах и умах. Джидду Кришнамурти покинул этот мир в 1986 году.
Основные идеи и учения Кришнамурти
Учения Кришнамурти сложно отнести к восточному или западному направлению — корни восточные, но представлено учение таким образом, что понятно всем.
- Главный принцип всех учений философа — человек должен быть свободен от любых авторитетов, не создавать себе идола. Никто не может указать путь, по которому идти, и давать наставления, как поступать. Именно поэтому он отказался стать учителем. Он был уверен, что каждый способен найти истину сам, без внешнего вмешательства.
Важно! Он также считал, что единственный способ измениться — это перестройка ума, и никакие молитвы и религии в этом не помогут. Человек должен сам захотеть осуществить внутреннюю трансформацию, и тогда вслед за переменами внутренними станут заметны и внешние изменения.
- Человек есть источник психологических и социальных проблем общества, и от него зависит окружающий мир. Пытаясь понять, кто он, человек ассоциирует себя со своими эмоциями и чувствами, а нужно научиться смотреть внутрь себя.
- У Кришнамурти своеобразное восприятие времени. Оно неразрывно связано с человеческим сознанием и заполнено разным содержимым. Философ утверждал, что есть два критерия времени — хронологический, т. е. то, что измеряется часами, и психологический, т. е. то, что есть в нашей памяти. Мы должны воспринимать каждый новый день как новую жизнь и не переносить с собой в него ношу прошлых проблем.
Самые известные книги учителя
Наряду с большим количеством изданных собраний рассуждений и бесед Джиду Кришнамурти есть ещё несколько книг, написанных им: «Записные книжки», «Единственная революция», «Немедленно измениться», «Книга жизни», «Первая и последняя свобода», «Вне насилия», «Свобода от известного».
Джидду Кришнамурти — поистине личность уникальная, и его учения заслуживают отдельного внимания. Многим людям они помогли найти себя, разобраться в своих проблемах и докопаться до их сути, стать добрее и терпимее к окружающим, избавиться от эгоизма. Философия Джидду при её глубоком изучении способна принести покой и мир в душу, а также кардинально изменить мышление.
Видео:Спокойствие ума | Д. КришнамуртиСкачать
Джидду Кришнамурти
Джидду Кришнамурти – это имя знакомо многим искателям истины и смысла жизни и людям, идущим по пути духовного развития. Этот человек считается одним из самых ярких философов и духовных наставников 20 века.
Известен он также и тем, что в свое время отказался от возлагаемой на него роли Мессии, а среди его почитателей были известные государственные лица, лауреаты Нобелевской премии, люди из высшего общества, представители интеллектуальной и творческой элиты.
Далее мы познакомим вас с краткой биографией Джидду Кришнамурти и наиболее значимыми событиями на его жизненном пути.
Детство и юность
Джидду Кришнамурти родился 11 мая 1896 года в Маданапалле – маленьком городе в южной части Индии, неподалеку от священной Долины Риши. Его отцом был Джидду Нарианья – служащий Департамента налогов и сборов Британской администрации. Это послужило причиной тому, что брахманское семейство Кришнамурти было достаточно хорошо обеспечено по меркам Индии.
https://www.youtube.com/watch?v=AVngAGR9A_Y
Отец Кришнамурти принадлежал к Обществу теософов, а его мать – Саньевамма – поклонялась Шри Кришне. В честь него и был назван Джидду, бывший, кстати, также как и Шри Кришна, восьмым ребенком своих родителей.
Однажды Саньевамме предсказали, что ребенок чем-то отличится в жизни, и она решила, что рожден он должен быть в молитвенной комнате. В то время это выходило за все рамки, ведь чтобы в молельне родился ребенок, даже представить было невозможно. Однако произошло именно так.
После рождения дитя приглашенным астрологом был составлен гороскоп для Джидду. Также астролог заверил мать, что Кришнамурти станет великой личностью. Несмотря на это, в течение многих лет верилось в это предсказание с трудом.
Кришнамурти не отличался крепким здоровьем, и рос слабым ребенком. Ему были свойственны рассеянность и мечтательность, а учеба была настолько ему неинтересна, что педагоги стали думать, что он умственно отсталый. Другой же его чертой была превосходная наблюдательность.
Так, юный Кришнамурти мог подолгу наблюдать за облаками и деревьями или, сидя на корточках, созерцать цветы и различных букашек. Помимо прочего, окружающих поражала страсть мальчика к технике.
Был даже случай, когда он разобрал отцовские часы и пошел на занятия в школе только после того как собрал их заново.
Щедрость стала качеством, перенесенным будущим философом через всю жизнь. Нередки были случаи, когда он приходил после учебы без учебников и грифельной доски – он отдавал их бедным детям. А когда мама раздавала в семье сладости, мальчик брал себе лишь скромную долю, а остальное отдавал братьям.
Когда Саньевамма ходила в храм, Кришна всегда ходил с ней. Благодаря этому он познакомился со многими священными писаниями, в том числе и с Махабхаратой – древнеиндийским эпосом. После смерти сестры у него проявился дар ясновидения – в саду в одном и том же месте Джидду и его мать видели усопшую девушку.
Когда же в иной мир отошла и мать Кришнамурти, он видел ее еще четче, о чем часто говорил его отец.
В юношеском возрасте Кришна мог наблюдать в цветах и растениях фей, и всегда удивлялся, как же их не могут видеть другие. Говоря проще, он рос очень необычным ребенком, и не стоит поражаться тому, что в его жизни рано начали происходить выдающиеся события.
Теософское общество
В 1909 году река жизни Джидду Кришнамурти резко направилась в другое русло. Тогда его случайно заметил один из наиболее значительных людей в Теософском обществе – Чарльз Ледбитер. Его поразила необычная аура ребенка – он увидел, что в ней абсолютно нет эгоизма. Также он мгновенно предсказал, что Джидду станет духовным учителем.
В 14 лет Кришну представили руководителю Теософского общества Анни Безант, а также двум Учителям из Тибета – Махатме Кут Хуми и Махатме Мории.
Они также признали его выдающимся и великим созданием, в котором в будущем проявится Будда – боддхисаттва Майтрейя – его пришествие теософы предсказывали уже много лет.
Наставники посоветовали воспитывать и давать образование Кришне на европейский манер, однако строго запретили любое воздействие на духовную сферу мальчика.
В декабре того же года Кришна стал членом эзотерической секции Теософского общества. А в ночь на 1 августа вышеназванный Ледбитер отправил астральные тела Кришнамурти и его брата на проверку в дом Махатмы Кут Хуми.
После этого на протяжении 5 месяцев Лебдитер вместе с Джидду совершал астральные путешествия для инструктажа у Учителя, завершением которого были несколько простых итоговых предложений. По утрам Кришнамурти записывал то, что ему запомнилось.
Впоследствии данные записи стали основой небольшой книги «У ног Учителя», переведенной на 27 языков.
11 января 1910 года стало днем Посвящения. Практически без перерыва две ночи и один день Ледбитер и Кришнамурти находились за пределами своих физических тел. На утро 11 числа Кришна пробудился, крича: «Я помню! Я помню!» Джидду рассказал, что Махатма Мория был в жилище Махатмы Кут Хуми вместе с Ледбитером и Безант.
Собравшись, они отправились в обитель Господа Майтрейи. Там Кришнамурти правильно ответил на все заданные ему вопросы, после чего его пригласили в Великое Белое Братство. Следующей ночью Кришна отправился к Господину Мира. Это астральное путешествие произвело на него сильнейшее впечатление.
Позже о нем он также писал в упомянутой выше книге.
Орден Звезды
В 1911 году состоялось основание Международного Ордена Звезды Востока, во главе которого стал Джидду Кришнамурти, а покровителями явились Анни Безант и Чарльз Ледбитер. Задачей Ордена стало объединение людей, верующих в пришествие Мирового Учителя, и подготовка общества к этому событию.
https://www.youtube.com/watch?v=fAZ1Zcv8Ef8
Организация постоянно расширялась до 1929 года, и стала насчитывать тысячи людей во многих странах. Сам же Кришнамурти вместе с братом с 1911 по 1921 года продолжали образование в Англии.
Интересно, что Джидду не удалось устроиться ни в Кембридж, ни в Оксфорд, т.к. там отказывались иметь дело с «коричневым Мессией».
В Лондоне и Париже Кришна вел светскую жизнь, узнал многих литераторов, музыкантов и художников; его особо почитали представители интеллигенции.
В конце 1921 года Кришнамурти на короткий период времени посещает Индию, а по завершении Конгресса Теософского общества отправляется в Калифорнию.
Там он обосновывается неподалеку от Санта-Барбары в имении Оджаи. Именно в Оджаи началось наиболее интенсивное духовное пробуждение Кришнамурти, которому сопутствовали тотальная трансформация сознания и серьезнейшие изменения физического организма.
В тот же период, и особенно после посещения Индии в 1924 году, Кришна максимально соответствует возложенной на него роли Мессии и Мирового Учителя.
Он наставляет последователей, проецирует сочувствие и радость, делится с людьми поразительными духовными прозрениями, а также планирует принять саньясу (отказаться от мира материальной жизни и сконцентрироваться на духовном аспекте бытия), убежденный в том, что способен подарить человечеству счастье. Члены Теософского общества радостно констатируют факт того, что сознание человека сливается с божественным.
В апреле 1927 года Анни Безант сделала официальное заявление для издания Associated Press , в котором говорилось, что Мировой Учитель пришел.
Теософы были охвачены энтузиазмом в предвкушении создания нового религиозного учения и нового мирового порядка.
Из-за этой «пелены на глазах» они совершенно упустили из виду, что Учитель Мира уже на протяжении трех лет говорит нечто странное, а также не заметили, как начала проявляться его философия, идущая вразрез с доктриной теософии.
Кришнамурти заявил, что для познания истины человек не нуждается ни в гуру, ни в наставниках, ни в учителях, ни в каких бы то ни было иных посредниках. Он утверждал, что истинная Свобода может быть обретена на любой стадии эволюции, и нет смысла поклоняться этим стадиям. Джидду стал убежден, что для духовного роста церемонии не значат ничего.
Роспуск Ордена Звезды
На одном из собраний, в присутствии нескольких тысяч членов Ордена Звезды Джидду Кришнамурти объявил о том, что решил распустить Орден. Он сказал, что к истине не существует путей, а потому приблизиться к ней не поможет ни религия, ни секта, а также отметил, что вера является глубоко индивидуальной субстанцией, и организовать ее не нужно и нельзя.
Кроме того, Кришнамурти сказал, что коллективные поиски истины не имеют смысла, а сам Орден стал определенным фетишем. Организация стала существовать ради самой себя, а ее члены находятся в ожидании: когда же пришедший Мессия поднимет их на новый уровень. Вместо этого лучше бы заглянуть внутрь своего существа, чтобы отыскать там и свободу и истину.
Данное событие стало тяжелым ударом для Теософского общества. Немногим позже оно, за исключением единиц, отреклось от Кришнамурти. Хотя Анни Безант, несмотря на то, что разбились все ее планы жизни, осталась вместе с ним – до последних дней она верила в Кришнамурти и помогала ему.
В итоге Орден Звезды был распущен, а Кришнамурти поселился в Калифорнии, где вплоть до 1947 года жил скромной жизнью, не привлекая внимания общественности. Шумиха вокруг него затихла, однако многие продолжали к нему тянуться.
Есть даже нашумевшая история о том, как местным шерифом была арестована так называемая группа бродяг, во главе которой был Кришнамурти.
«Бродягами» были Олдос Хаксли, Кристофер Ишервуд, Бертран Рассел, Чарли Чаплин, Грета Гарбо и другие известные личности.
Заключительный этап жизни
До 1939 года Джидду Кришнамурти еще несколько раз приезжал на родину и выступал перед множеством людей, но, к сожалению, люди в Индии не могли в то время понять его идеи и смысл слов.
Только в 1947 году, когда закончилась Вторая мировая война, изменившая мир, Индия стала независимой и готовой к речам своего великого сына.
Кришна вернулся в родную страну и обрушил на людей мощнейший поток своей энергии – энергии истины, сострадания и любви.
https://www.youtube.com/watch?v=Q1BFbILdJD8
Этот поток не иссякал до самой смерти Кришнамурти. Сорок лет этот выдающийся человек выступал с лекциями перед тысячами слушателей в Индии, США, Швейцарии и других государствах.
К нему постоянно приходили самые разные люди, и он никогда никому не отказывал, независимо от возраста, пола, сословия, вероисповедания и т.д.
Кришнамурти никому не обещал утешения, но излучаемая им энергия любви и добра всегда воспринималась как благость и производила в душах, сердцах и умах людей самые сильные перемены.
Джидду Кришнамурти умер 17 февраля 1986 года. В тот день «Это» покинуло его тело, а нам оставило таинственную философию, по отношению которой невозможно применить термины «система», «метод» и т.п.
Философия Кришнамурти основывается на внутреннем озарении, прозрении – вспышке, открывающей сознанию истину во всей своей красе.
И великое счастье, что сегодня мы можем знакомиться с тем, что говорил и чему учил человечество Джидду Кришнамурти, из сохранившихся уникальных видеозаписей его лекций и нескольких замечательных книг.
Библиография Кришнамурти
Представленные нами книги можно найти на русском языке в интернете и книжных магазинах. Каждая из них представляет собой собрание высказываний Кришнамурти, а также стенограммы его частных бесед или открытых лекций. Некоторые работы содержат записи из его личных дневников.
Книги Джидду Кришнамурти на русском языке:
- Записные книжки
- Немедленно измениться
- Свобода от известного
- Первая и последняя свобода
- Вне насилия
- Единственная Революция
- О самом важном. Беседы Джидду Кришнамурти с Дэвидом Бомом
- Беседы с Кришнамурти: Избранное
Джидду Кришнамурти — Как мозг может преобразовать себя
Он не обещает и не дает утешения, но в окружающей его атмосфере света и любви самая жестокая правда воспринимается как благо и способна произвести глубочайшие перемены в душах и умах людей.
Представить систему взглядов Кришнамурти невозможно, потому что слово «система» неприемлемо применительно к его философии. Читая Кришнамурти, люди испытывают то великое потрясение, которое дает неожиданно открытая истина. «Я ничему не учу Вас, я только держу фонарь, чтобы Вам было лучше видеть, а захотите ли Вы увидеть — Ваше дело».
Философия Кришнамурти не является учением, имеющим определенные догматы. Его представления о жизни и смерти, счастье и радости, пространстве и времени, о любви и т.д.
, которые обсуждаются в его беседах, не навязываются собеседнику, более того, они просто ставятся как предмет раздумий для каждого, и решение для каждого индивидуума свое.
Доходите до всего сами, не верьте каким бы то ни было догмам, представлениям, шаблонам — эзотерическим, христианским, исламским и т.д.
Джидду Кришнамурти. Свобода от известного
Основное положение — главное, что, на мой взгляд, можно положить в основу взглядов Кришнамурти, — это представление о свободе. Свободе от внешних и внутренних воздействий и побуждений, ограничивающих взгляд человека на жизнь, суживающих его кругозор.
Но как суметь, пройдя через воспитание в семье, полученное в институтах образование, обретя определенные шаблоны мышления общества, в котором живет человек, сохранить чистоту восприятия ребенка? Кришнамурти не дает однозначного ответа на этот вопрос.
Как, впрочем, и на все вопросы жизни, которые, по его мнению, не имеют однозначного ответа. Ответы Кришнамурти почти всегда парадоксальны, они лавируют на лезвии бритвы и необыкновенно точны, открывая глаза человека на вечное и непреходящее.
Вот, например, понятие о жизни, как о чем-то изменчивом, динамическом потоке, с целью увидеть и оценить бессмертие и метапространство, не ограниченное временными параметрами.
Он говорит об опыте, который вызывает окостенение нашего восприятия, образует определенные стереотипы поведения в уже известных ситуациях.
Он указывает, что это необходимо осознавать, чтобы не ограничивать возможности восприятия каждого явления, воспринимать его как в первый раз.
Необыкновенно ярко данное Кришнамурти определение истинно религиозного ума, как взрыва осознания, восстания против всех пут и систем.
https://www.youtube.com/watch?v=u7IIAb1IETY
Кришнамурти занялся активной просветительной деятельностью в период 50-60гг., когда послевоенный кризис привел к распаду мировой системы, возник могучий поток национально-освободительных революций в разных странах. Он видел способ разрешения мировых конфликтов не в политике или религии, а в индивидуальной революции, в процессе самопознания индивидуума.
«Если не произойдет преобразования индивидуума, который является продуктом общества, не знаю, как мы выйдем из этого хаоса». «Начинать надо с понимания рабства ума».
«Что бы понимать страдание и беспорядок, которые существуют в нас, а поэтому и в мире, мы должны сначала найти ясность в себе, а эта ясность приходит через правильное мышление. Правильное мышление — это не результат просто развития интеллекта. Правильное мышление приходит с самопознанием. Без понимания себя, то что Вы думаете, не истинно».
Эта фундаментальная тема развивается Кришнамурти последовательно, шаг за шагом, Этот Учитель делает ставку на отдельного человека, на развитие его сознания. «Надежда на человека, не на организованные религиозные системы.
Организованные религии с их посредниками, священными книгами, догмами, иерархиями и ритулами предлагают только фальшивое решение основной проблемы. Вера в высшую ценность всякой данной системы ценностей ведет не к освобождению, а к еще большим старым несчастьям». И еще «верование неизбежно разделяет».
Все организованные верования основанны на разделении, хотя и могут проповедовать братство. Человек, который успешно решил свои отношения с этим миром — это человек, у которого нет верований, «Только через творческое понимание себя может быть творческий, счастливый мир, в котором верований не существуют».
Мир без религиозных идей был бы счастливым миром по Кришнамурти, потому, что это мир без могущественных сил, принуждающих к определенным действиям человека, без почитаемых догм, во имя которых оправдываются наихудшие преступления и величайшие глупости.
Но что же предлагает нам Кришнамурти? Это не система верований, не религиозные догмы, не набор готовых правил и установок, не призывы к духовному подъему и не вдохновленная болтовня о сущесвовании в трансцендентальных мирах.
Он не предлагает самодисциплины и молитвы, он не сторонник йоги.
Он во всех своих лекциях говорит о развитии осознанности, о том, что жизнь — это трансцендентальная спонтанность, «творческая Реальность».
Только осознание такой реальности, открытость человека динамическому потоку опытов, без выбора, ведет к полному пониманию и полной любви.
Это осознание без выбора в каждый момент, во всех жизненных обстоятельствах- есть единственная эффективная медитация.
Проводя беседу с большой аудиторией, Кришнамурти как правило подолгу говорил один. Однако, это никогда не было ни выступлением, ни лекцией, где выступающий делится со слушателями своими знаниями, инструктирует, советует, выдвигает свои мнения или убеждает.
Кришнамурти смотрел на беседу как на совместное изучение сложных проблем жизни. При совместном исследовании и тот, кто говорит, и тот, кто слушает продвигаются по пути выяснения очередной проблемы вместе, предельно внимательно, с осторожностью, крайне осторожно, шаг за шагом — и всё время вместе.
И хотя почти всё время аудитория слушала молча, Кришнамурти ни на миг не прекращал такое совместное изучение проблемы.
Слова ведущего беседу могут лишь освещать ситуацию, но увидеть и понять слушающий может только сам; и Кришнамурти делал всё, чтобы понимание это возникало в сам момент обсуждения проблемы, предоставляя слушателю, в частности, достаточно времени для глубокого восприятия услышанного — Кришнамурти говорил очень спокойно, медленно, без спешки, выдерживая достаточно длинные паузы, — и не только после каждой своей фразы, но часто и внутри самой фразы. Паузы эти занимали значительную часть — почти половину! — всего времени беседы, но именно эти паузы и позволяли вниманию слушающего продвигаться вместе с ведущим беседу, не отставая от него, не проскакивая мимо смысла.
Всё это хорошо видно на видеопросмотрах бесед Кришнамурти — но читателю текста, к сожалению, этого не видно. Чтение текста беседы Кришнамурти «обычным образом», просто подряд фраза за фразой, без столь важных пауз, что так обильно пронизывали живую речь Кришнамурти, лишает читателя того совместного исследования, ради которого Кришнамурти и проводил свои беседы.
https://www.youtube.com/watch?v=duJCYgDVDUg
С появлением видеотехники все беседы Кришнамурти, где бы они ни проводились, записывались на видеоплёнку; существует более пятисот записей бесед последних пятнадцати лет жизни Кришнамурти.
Впечатление от видеопросмотра беседы Кришнамурти намного глубже, чем от одного лишь текста беседы; важно не только то, что он говорит, но и как он это говорит, и весь его облик, чистый, совершенно не озабоченный собой, и само молчание Кришнамурти во время пауз.
И только после просмотров этих видеобесед становится ясно, как правильно читать Кришнамурти — не только тексты его бесед, но и всё, написанное им самим: записные книжки, дневники, книги.
Видео:Наблюдая себя | Джидду КришнамуртиСкачать
Джидду Кришнамурти, индийский философ: биография, книги
Практически все искатели смысла жизни встречались с именем индийского философа, мудреца, великого йогина и гуруджи — Джидду Кришнамурти. Он один из самых ярких духовных учителей прошлого века. Когда-то он отошел от публичной деятельности, хотя его почитала практически вся мировая элита, включая нобелевских лауреатов, глав государств и других представителей интеллектуальной ниши.
Кришнамурти, как и любой другой праведный саньясин, пытавшийся донести до общества слова Божьи, стремился не к популярности, а к тому, чтобы быть услышанным не только так называемым высшим обществом, но также остальными слоями населения нашей планеты.
Детские годы
Родился будущий духовный учитель в Индии 11 числа последнего весеннего месяца, 1896 года в мелком городке под названием Маданапалле. Маленький брахмачарья появился в семье служащего Департамента налогов. Семья Джидду Кришнамурти была достаточно богатая, так как ее члены принадлежали к наивысшей касте — брахманов (всего официальных каст в Индии четыре).
Его отец состоял в теософическом сообществе, а мать была кришнаиткой, собственно, именно в честь бога Шри Кришны они и назвали своего сына. Плюс, Джидду Кришнамурти был 8-м ребенком в семье, как и Господь Кришна.
Как-то его матери сделали предсказание, что ее младший сын, еще находящийся в утробе, получит отличную карму, он будет особенным. Тогда она решила, что рожать его надо в храме: в комнате, предназначенной для совершения молитв.
Это было по-настоящему из ряда вон выходящая ситуация. Где это видано, чтобы в священном доме бога рожали детей?
Сразу после появления на свет будущего индийского философа Джидду Кришнамурти к нему пригасили астролога, который составил для малыша натальную карту. Он тогда подтвердил еще раз, что мальчик станет великим человеком, хотя в первые годы его жизни в это верилось с трудом.
Джидду Кришнамурти был очень слабым и болезненным ребенком. Он страдал рассеянностью и чрезмерной мечтательностью. Школьными занятиями он совершенно не интересовался, отчего учителя стали думать, что он просто недоразвитый или умственно отсталый. Но мальчик обладал и сильными чертами, например, наблюдательностью. Он мог часами следить за жизнью насекомых.
Основным качеством Джидду была неоспоримая щедрость. Бывали случаи, когда он отдавал свои книги, учебники детям, живущим в бедных семьях. А если мать ему давала сладости, то он съедал лишь небольшую часть, а остальное раздавал своим братьям и друзьям.
Удивительные способности юного Кришнамурти
Знакомство с ведическими писаниями Кришнамурти начал в период походов в храм с его матерью. Там же он открыл для себя тайный смысл эпоса «Махабхарата». А когда умерла его сестра, Джидду открылся дар ясновидения. Тогда он начал видеть ее в одном и том же месте на домашнем садовом участке. После к видениям добавилась и ушедшая в мир иной мать.
Среди цветов он часто мог наблюдать красивых Апсар, и искренне не понимал, почему остальные не могут этого видеть, поэтому все дальнейшие примечательные события в его жизни уже не удивляли его.
Кришнамурти и Теософское общество
В 1909 году молодой философ уже начал практиковать свои личные учения и заполучил сторонников из знаменитостей.
Джидду Кришнамурти был замечен одним из значимых участников Теософского сообщества — Чарльзом Ледбитером, который увидел его ауру, отличавшуюся от других людей. Согласно его анализу, Джидду выделялся абсолютным отсутствием эгоизма.
Он в третий раз подтвердил, что в будущем мальчик сможет повлиять на окружающее сообщество, став духовным учителем.
https://www.youtube.com/watch?v=4HbZh67BNdY
И вот уже в четырнадцать лет Джидду был представлен главе Теософского сообщества по имени Анни Безант и двум духовным тибетским учителям. Все трое подтвердили его важное предназначение в этой жизни. Они сказали, что воспитывать и обучать мальчика надо по европейским стандартам, однако без малейшего давления на его духовную составляющую.
В итоге Кришнамурти стал участником и членом эзотерической части сообщества. В течение нескольких месяцев он выходил в астральные путешествия, записывая свои инсайты на бумагу. Потом была издана книга по его воспоминаниям, которую перевели на 27 языков. Но самым ярким впечатлением стало приглашение в Великое Белое Братство.
Это произошло после очередного астрального путешествия в жилище одного из тибетских учителей.
Кришнамурти и «Орден звезды»
К 1911 году Кришнамурти под покровительством руководителя Теософского общества основал Международный Орден Звезды Востока.
Основной идеей было объединение всех тех, кто верил в приход мирового Духовного Учителя. В этот период Джидду продолжает обучение в Европе, а орден разрастался в численном количестве.
К 30-м годам прошлого века Джидду уезжает в Калифорнию, где начинается его самое интенсивное духовное развитие.
После посещения Индии он продолжает вести просветительскую деятельность и даже хочет стать саньясином, то есть отречься от всего мирского. Однако со временем у него появилась своя философия относительно того, как должен развиваться человек.
Согласно идеям и учению Джидду Кришнамурти, проблемы в жизни можно решить без каких-либо гуру или наставников.
Он говорил, что не нужно искать никаких посредников, дабы обрести духовную свободу, и нет нужды совершать различные ритуалы, поклонения и церемонии, чтобы познать самого себя и приблизиться к Богу.
Роспуск ордена
Исходя из мнения Кришнамурти, истина не имеет определенных путей, а вера изначально рождается внутри человека и не нуждается в последователях, поэтому и никаких орденов, сект и даже религий создавать нет необходимости.
Организовать свою личную веру можно только с помощью активной медитации по Джидду Кришнамурти, которая не является тайным знанием, но сам человек — это скрытая книга, его внутренние сокровища доступны только ему и никому другому.
Более того, Джидду объявил, что смысла в коллективных поисках счастья и истины нет. За несколько лет орден опустился на уровень, где все участники ждали следующего просветления от их Мессии.
По их мнению, он должен был наделить их особыми знаниями вместо ухода к личному саморазвитию.
Поэтому Кришнамурти решил распустить организацию, из-за чего он потерял практически всех своих последователей, ведь участники теософского сообщества не смогли принять такую простейшую истину. С ним осталась лишь Анни Безант.
В итоге после роспуска ордена Джидду обосновался в Калифорнии и жил тихой, спокойной жизнью вплоть до 1947 года. Но даже здесь он не остался без желающих получить немного просветления. Например, его учениям стали следовать Чарли Чаплин и Грета Габо.
Личная жизнь Кришнамурти
Несмотря на то что Джидду являлся духовным учителем, чувства влюбленности он в себе решил не подавлять, особенно когда в 21 году прошлого века встретил красивую американку.
К сожалению, ни к чему серьезному это не привело, и они разошлись. Далее в его жизни появляется Розалина Вильямс, привнесшая невосполнимый вклад в открытие и развитие школы «Счастливая долина».
Однако и с ней они не остаются надолго, Розалина в итоге выходит замуж за друга Кришнамурти.
Скончался учитель от самой страшной болезни современного мира — рака, в 1986 году. Опухоль появилась в поджелудочной железе, но произошло это уже в возрасте девяноста лет. По велению мудреца, после кремации его прах развеяли над индийскими землями, в Великобритании и США — там, где его почитали больше всего.
За свою долгую жизнь философ успел написать целое собрание книг. Джидду Кришнамурти открыл несколько школ в разных странах мира, сюда относится и Броуквууд Парк, и «Счастливая долина». На сегодня фонд, оставшийся от Кришнамурти, помогает открывать школы на территории его родины — матери Индии. А его учения распространяются последователями в виде аудио- и видеоматериалов.
Основная философия мудреца
Если почитать цитаты и афоризмы Джидду Кришнамурти, то можно заметить, что он призывал отказаться от стремления к следованию каким-либо авторитарным учениям и стараться больше слушать себя, свое внутреннее Я, свою Душу.
Для того чтобы стать счастливым, говорил он, нужно быть свободным. Свобода означает не привязанность ума к различным образам, концепциям, системам и фантазиям.
Сегодня мы стараемся найти какого-нибудь Мессию, который будет говорить, что нам делать, а что не делать, но это не верный путь к самопознанию.
Я ничему не хочу вас научить, я хочу лишь быть фонарем и светить для вас, чтобы вам было лучше видно, но дальше вы сами должны решить — хотите ли вы увидеть то, что ищете.
Он считал, что только в самостоятельном изучении своего нутра человек может познать истинное предназначение, поэтому отрицал любую форму религии.
https://www.youtube.com/watch?v=L_DdAPQxtA4
Он говорил: «Вы и есть то общество, о котором вечно ведете свои разговоры. Весь наш окружающий мир, все то сообщество, что его наполняет, зависит от конкретного человека. Однако сложности появляются тогда, когда каждый человек начинает делить себя на Эго или «наблюдателя» и на «наблюдаемое».
Полная библиография мудреца
Абсолютно все собрания книг мудреца являются неким философским учением, смысл которого рассказан выше. Некоторые книги были изданы благодаря оставшимся дневникам Кришнамурти, другие создавались на основе стенограмм и записей открытых лекций, которые давал учитель при жизни.
В книге «Свобода от известного» Джидду Кришнамурти прямо говорит своим читателям: «Мне нечему вас учить». И это правда, так как все знания находятся у нас внутри с самого первого дня появления на свет наших тел и перерожденных душ.
Сейчас практически все книги можно найти в переводе на русский язык. Поэтому стоит знать собрание, скопившееся за долгие годы:
- «О самом важном. Беседы Джидду К. с Дэвидом Б.»
- «Беседы с Кришнамурти. Избранное».
- «Записные книжки».
- «Свобода от известного».
- «Вне насилия».
- «Единственная революция».
- «Немедленно измениться».
- «У ног учителя».
- «Первая и последняя свобода».
- «Начало познания».
- «Бомбейские беседы».
🎦 Видео
Наблюдающий и наблюдаемое [Д. Кришнамурти, Никошо]Скачать
Джидду Кришнамурти - Выступление в Вашингтоне 1985 год. Русское озвучание.Скачать
Джидду Кришнамурти - Ум, который не искалечен памятью, действительно свободен.Скачать
Джидду Кришнамурти: Полёт Орла! (Полная Аудиокнига, Читает Nikosho)Скачать
КРИШНАМУРТИ ДЖИДДУ — НЕМЕДЛЕННО ИЗМЕНИТЬСЯ читает NikoshoСкачать
Как избавиться от умственных тревог? | Д. КришнамуртиСкачать
Джидду Кришнамурти - Это одна из самых трудных вещей в мире — смотреть на что-либо просто.Скачать
Джидду Кришнамурти. Как познать самого себя. Беседа 1. США, Сан Диего. 05.04.1970.Скачать
Он должен был стать НОВЫМ МЕССИЕЙ, но... Джидду КришнамуртиСкачать
Как Стать Полностью Свободным?! «Полёт Орла» - Лучшая Аудиокнига Джидду Кришнамурти l НикошоСкачать
Опыт.Медитация. [Д. Кришнамурти, озв. Никошо]Скачать
Джидду Кришнамурти. Когда ум пребывает в покое. Беседа 1 из 6, Англия, Броквуд парк. 27.08.1985.Скачать
Джидду Кришнамурти - Бомбейские беседыСкачать
Джидду Кришнамурти "О будущем Человечества"Скачать
Джидду Кришнамурти. "Страх разрушает любовь"Скачать
Думать или наблюдать | Джидду КришнамуртиСкачать
Джидду Кришнамурти | Настоящая революция (ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ)Скачать