Тень Персона Юнга

Подсознание, Персона и Тень

Тень Персона Юнга

Думаю прежде всего необходимо начать с определений. А их для сознания уйма.

  • Сознание – это сам человек, то, что скрыто телесной оболочкой: характер, чувства, мышление. Не будет тела – останется сознание.
  • Сознание – высшая, свойственная только человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения.
  • Сознание – состояние человека в здравом уме.
  • Сознание – центр обработки информации и принятия решений.
  • Сознание – способность «видеть» себя со стороны, способность не быть собой.
  • Сознание – противостояние рефлексу.
  • Сознание – состояние человека, позволяющее иметь собственное «Я» и относить себя к окружающему миру.

Да определений не счесть но ни одно из них не может чётко сказать что это за штука такая. Кроме того что у людей оно есть.

Я бы сказал, что сознание это инструмент, способный выделить и соединить, внешние и внутренние элементы мира по волеизъявлению человека.

Подсознание

Подсознание (англ. subconsciousness) – термин для обозначения психических процессов, протекающих без отображения их в сознании и помимо сознательного управления. В науку термин введён Пьером Жане (Pierre Janet) в его философской диссертации в 1889 г., и понятие развито далее в его медицинской диссертации «Психический мир истериков» («L'état mental des hystériques»), в 1892 г.

Термин «подсознание» использовался в ранних работах Фрейда по созданию психоанализа, но со временем он был заменен им на термин «бессознательное» (англ.

the unconscious), предназначенный им в основном для обозначения области вытесненного содержания (преимущественно – социально неодобряемого).

Последователи Фрейда, например, Жак Лакан, в описании психической жизни полностью отказались от оппозиции «над-/под-».

Выделилось в отдельное понятие «неосознаваемое» (англ. nonconscious), обозначающее обычно автоматические (в том числе – и рефлекторные) действия (И. П. Павлов, Д.Н. Узнадзе ), не контролируемые сознанием, а также «предсознание» (англ. preconscious) – то, что может быть воспринято при фокусировке внимания, но в настоящее время не осознано.

Карл Густав Юнг вновь обратился к термину подсознание для описания архаичной сути человеческой психики (архетипов), однако в настоящее время термин подсознание в научной психологии практически не используется.

То есть у нас получается что подсознание это некоторая структура действия которой протекают без отображения в сознании. А также содержащее вытесненные, отвергнутые сознанием элементы. В котором существуют и работают некоторые психические первообразы . Элементы таящие в себе силы подсознания.
Персона и Тени

И наконец необходимо встретится с последние из элементов нашей головоломки.

Персона

Персона – это коллективный образ, и мы ошибемся, если будем воспринимать индивидуальность через нее. Так, актер с длинными волосами и в необычной одежде смотрится как что-то уникальное (как личность), в то время как он просто оделся и выглядит как другие артисты группы.

Или, например, любезность г-жи такой-то, жены священника, как кажется, говорит о ее доброй натуре, но в действительности она просто считает, что жена священника должна быть добрым другом всем, кто в ней нуждается. Конечно, люди выбирают себе те роли, которые им близки, и в этом смысле Персона – это человек, но никогда не весь.

Человеческая природа непостоянна, что проявляется и в исполнении роли, и тогда неизбежна фальшь.

Персона необходима: она упрощает контакты, указывая, чего нам ожидать от людей, и в целом делая их приятнее, как хорошая одежда скрывает безобразные тела. Тому, кто пренебрегает развитием Персоны, сложно устроиться в мире, и он нередко оскорбляет окружающих вызывающим поведением.

Тень

В смысле коллективного бессознательного Тень – это природный, инстинктивный человек, и она почти не изменилась с тех времен, когда возникло человеческое общество, когда человек стал человеком разумным.

Тень не может быть до конца преображена воспитанием, и во многом она осталась с детства, когда наши действия были чисто импульсивными.

То, что в Тени общего для всех, выражает себя в таких образах коллективного сознания, как властитель скрытого, невидимого, подземного мира, – из которых современный человек лучше всего знаком с Дьяволом.

Для иллюстрации образа Тени Юнг нашел также мифологический образ обманщика-трикстера (трюкача), который в сказках выступает не тем, кто он есть на самом деле, выставляя на всеобщее обозрение свои самые худшие качества, соответствующие более низкому уровню развития сознания человечества. К этому образу мы обратимся позднее, а пока рассмотрим Тень как скрытое, а потому наиболее зловещее и опасное в человеке.

Тень – это подсознательные желания, несовместимые с социальными стандартами. Это некий низший уровень сознания по отношению к современному обществу, и это некто, кто хочет делать то, чего мы себе уже не позволяем, — мистер Хайд нашего доктора Джекила.

Человек подозревает в себе эту чуждую личность, когда, войдя в раж, потом оправдывает себя: “Это не я, на меня словно что-то нашло”. То, что на него “нашло”, – это первобытная, неконтролируемая, животная часть личности — Тень.

Тень имеет свои олицетворения: когда мы кого-то ненавидим, нас на самом деле раздражают наши собственные качества, которые мы находим в другом.

Называя этот аспект бессознательного Тенью, Юнг хотел не только обозначить его как нечто темное и зыбкое. Нет тени без солнца, и нет Тени бессознательного без света сознания. Тень – “нижняя”, наиболее внутренняя функция человека, – неизбежна, и он без нее нецелостен. Образуя противовес сознанию, она служит толчком внутреннего развития.

Как отмечал мифолог Дж. Фрезер, дикари, как правило, считают свою тень, как и отражение в воде или зеркале, своей душой или жизненно важной частью себя.

Суеверия гласят, что человек, не отражающийся в зеркале,– это вампир, а человек без тени – это сам черт, отчего мы всегда подозрительны к тому, кто кажется “слишком хорош, чтобы это было правдой”.

Как аналитический психолог, Юнг пришел к выводу, что бесполезно отрицать Тень или пытаться ее подавить. Человек должен найти способы жить темной стороной своей личности – от этого часто зависит его психическое и ментальное здоровье.

Принятие Тени требует значительных моральных усилий и часто разрушает милые сердцу идеалы, но только потому, что они слишком завышены или основаны на иллюзии.

Опасность полного подавления Тени в том, что тогда она вырастает в бессознательном до чудовищных размеров и только ждет случая, чтобы прорваться наружу, возобладав над остальной личностью, по пословице “В тихом омуте черти водятся”.

о и выявление Тени также уводит человека внутрь себя, и с ней связаны опасности чисто внутренней жизни (прежде всего социальная неадекватность и потеря интереса к миру). Поэтому Тень для Юнга – это “моральная проблема, которая затрагивает “я” целиком”, проблема огромной важности, которую не надо недооценивать.

Итоги

Теперь попробуем всё это связать во едино.

У человека есть Сознание в котором есть некоторая Персона – представляющая некоторую активную внешнюю роль человека. А также есть Подсознание в котором есть Тень – активная часть отвергнутого в сознании.

Причём реально ни одна из этих частей не противопоставлена другой, конечно если в этом нет желания самого человека. Как вы понимаете война против одной из частей может привести только к разрушению баланса и созданию ещё больших проблем для вас. Ведь стремясь разрушить свою тень вы добавляете к ней ещё больше элементов и стремитесь настроить её агрессивно против себя.

А стремясь разрушить персону вы усиливаете тень и в конечном итоге управление процессом переходит неподготовленной тени и результат этого достаточно плачевный для вас.

Любая из частей вашего разума изначально на вашей стороне. Проблема обычно возникают при желании подавить или отрезать какой то участок себя. Тот который вам не нравится. Но это всё равно что наказывать нож за то что он острый. Или ружьё за то что оно стреляет. Но в отличие от того же ружья эти инструменты имеют свой разум и стремление проявлять себя.

А, подавляя их, ограничивая их способность творить, вы тем самым принуждаете их к творчеству в тех местах в которые ваш разум не заглядывает. Подавляя нечто достаточно серьёзное вы создаёте внутри себя своего рода бомбу замедленного действия. При взрыве, неконтролируемый поток творчества прорывается сквозь все заслоны и проявляет себя с самых грубых формах.

А после он опять набирает силы до следующего прорыва.

Но из этой ситуации есть простой выход. Можно сказать даже алгоритм.

  1. Осознание существование проблемы.
  2. Снятие сознательных ограничений.
  3. Создание условий конструктивного применения потока.

И бывшая ранее проблема, оказывается новым источником сил для вас.

 

Источник: http://DarkBook.ru/osnovy-razuma-podsoznaniye-persona-i-ten

Карл Юнг и Тень: Общее руководство по темной стороне человека

Тень Персона Юнга

Что такое Эго, думаю, никому объяснять не надо. Это центр нашей сознательной психики, наше неповторимое «Я». Это герой-одиночка, который создан для того, чтобы денно и нощно сражаться за нашу индивидуальность. Сражаться со страхами и неврозами, с животными инстинктами, с давлением общества, с влиянием СМИ, с попытками окружающих подавить и изменить нас.

Эго чаще всего предаёт свою индивидуальность ради того, чтобы стать стандартным винтиком в общественной системе

Эго — как одинокий персонаж на последнем уровне компьютерной игры, где монстры неумолимо прут ТЫСЯЧАМИ. И этот неравный бой выдерживают далеко не все. А точнее — почти никто. Большинство выбирают простой и лёгкий путь — меняют свою индивидуальность на стандартную социальную роль. Золото на стекляшки.

Образно говоря, вместо того, чтобы сражаться с драконами, Эго прикидывается мячиком, в который эти драконы будут играть как им вздумается. Ведь так спокойнее, правда? Как все сходил на работу, потом как все посмотрел сериалы, как все поиграл в «Мафию» на выходных, как все съездил в Анталию летом. Так и жизнь прошла, можно спокойно ложиться в гроб.

Иными словами, Эго чаще всего ПРЕДАЁТ свою индивидуальность ради того, чтобы стать стандартным винтиком в общественной системе. Рождённый богами гордый Герой превращается в суетливую шестёрку, и у этой шестёрки есть название — «Персона».

2. Персона

Персона — это маска, которую мы надеваем для взаимодействия с обществом; своеобразный КОМПРОМИСС между Эго и социумом. Но нужно чётко понимать, что этот компромисс неравноправен. Мы просто принимаем условия игры, которые диктует нам общество. Оно нас нагибает, а мы делаем вид, что это обалдеть какая выгодная сделка и именно этого мы всю жизнь и хотели.

Персона представляет собой субличность, обладающую набором характеристик, которые поощряет социум. Этот набор включает в себя как отдельные качества («в любой ситуации делать вид, что всё хорошо», «стремиться к тому же, что и все» и т. д.), так и целые готовые КОМПЛЕКТЫ качеств — в частности, профессию и роль в семье.

Проблема в том, что в подавляющем большинстве случаев Персона неумолимо и незаметно ПОГЛОЩАЕТ наше Эго, и нам начинает казаться, что Персона — это и есть наше истинное «я». Мы трусливо закрываем глаза на тот факт, что в таком липовом «я» нет ни капли индивидуальности.

Образно говоря, Эго — это Человек, проглоченный Китом-Персоной и уснувший в его тёплой утробе. Этот сон отупляет и обездвиживает Эго, и оно медленно умирает — вместо того, чтобы взрезать брюхо толстомясому чудовищу и выбраться наружу, на СВЕТ.

Попробуйте спросить себя: «Кто я в отрыве от своей социальной и семейной роли? В чём состоит моя индивидуальность? Или я — всего лишь набор стандартных моделей поведения, которые мне навязало общество?»

Это очень, ОЧЕНЬ тяжёлые вопросы, от которых люди бегут, как тараканы от дихлофоса.

Но именно с этих вопросов и, соответственно, с отделения Эго от Персоны начинается путь к себе каждого человека.

3. Тень

В младенческие годы вы проявляли себя незамутненно и непосредственно, не заморачиваясь внутренней цензурой: вы с равным удовольствием пробовали и обнимать маму, и бить её по носу своим розовым детским кулачком, вежливо просились в туалет и молча срали посреди комнаты, дерзко отнимали у других детей игрушки и делились с ними своими, мечтали быть и министром, и дворником.

А что же скрывает персона по юнгу!

Ответ Юнга поистине безжалостен: «Персона инсценирует индивидуальность, что заставляет самого человека и окружающих думать, будто он индивидуален». Беспристрастный анализ Персоны раскрывает ее сущность: «то, что казалось индивидуальным, в основе своей коллективно; иначе говоря, Персона лишь маска коллективной психики».

Если Персона Юнга — это «фасад личности», то Тень — ее «подвал». Подобно тому, как хозяйка убирает весь хлам подальше от глаз, так и индивид осложняющие его жизнь желания, воспоминания, переживания пытается вытеснить из сознания.

Чем сильнее индивид стремится отождествить себя с Персоной, тем менее он склонен признавать наличие Тени. Мы воспринимаем Тень как нечто навязанное извне, низменное и недостойное нас.
Амулет Любви заколдован так, что люди, которые носят его, постоянно притягивают к себе Любовь.

Талисман Любви изготавливается и настраивается строго индивидуально, заказать его можно именно здесь!

Вместе с тем Тень Юнга необходима

«Как я могу обладать прочностью, не отбрасывая тень, — рассуждает Юнг. — Я должен иметь и теневую сторону, если я хочу быть цельным».

Тень становится по-настоящему опасна, если ее отрицать. В этом случае все негативное, что группируется вокруг Тени Юнга, перетекает в другие сферы и овладевает сознанием индивида. Лишь признавая присутствие Тени, мы получаем власть над ней, тогда как отрицание Тени усиливает ее власть над нами.

Однако Тень — и здесь Юнг вновь удивляет неоднозначностью понятий, которые запускает в психологический обиход, -не есть только негативная сторона нашей личности. Тень — это «хранилище инстинктивной энергии, спонтанности, жизненности» и более того, «значительный источник нашего творчества». Без Тени полноценная личность невозможна; индивидуальность тем ярче, чем полнее признание Тени.

Между тем Эго, как правило, сопротивляется признанию Тени. Мы отвергаем Тень, ибо она источник душевного дискомфорта. Тень в состоянии перейти в наступление, если мы продолжаем игнорировать ее.

Обострение конфликта неизбежно, и борьба заканчивается победой одной из сторон. Либо Тень порабощает наше Эго, либо Эго полностью подчиняет себе Тень. Страдание в любом случае неизбежно, предупреждает Юнг.

Более того, оно необходимо для полноценного развития личности.

Теперь вернемся к Персоне. Согласно Юнгу Персона — это образ идеального мужчины или женщины, который на бессознательном уровне компенсируется чертами противоположного пола. &1

Ванга предсказала, как ваш знак зодиака сможет привлечь деньги…ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮБыстро решить свои финансовые проблемы, 100% белым способом, можно если сделать простую…ПОДРОБНЕЕ…

Как влюбить в себя любого мужчину, колдунья рассказала простой секрет…ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Чтобы улучшить жизнь и защитить семью от сглаза и черной энергии негатива, экстрасенсы рекомендуют…class=”post-tag”>С тегами: осознание отношения просветление саморазвитие семинар сознание

ПредыдущийСледующий

Тень человека – что за сущность

Основную часть своей жизни Карл Юнг посвятил исследованию темной стороны человека. По его определению, тень – это совокупность всех качеств, характеристик и мыслей, которые человек не принимает в себе.
Из-за неприятия он склонен подавлять тень.

  • Тень – это противопоставление персоны.
  • Персона – все, что человек показывает наружу в обществе.

Постоянное подавление изнанки личности в своей жизни грозить нервным срывом. Тень может вырваться наружу и навредить.

2

Почему появляется теневая сторона

По Юнгу, психика человека устроена так, что в сознании находятся Эго и Персона. В бессознательном – Тень, Анима/Анимус и Самость. Когда некоторый опыт противоречит социальным нормам или нормам самого человека, он отрицается и подавляется. Это происходит годами. Так формируется Тень.

Ошибочно полагать, что тень – исключительно зло. Она может содержать элементы, которые общество оценивает как зло.

Но Юнг также считал, что неразвитые позитивные черты, творческие порывы тоже относятся к теневой области. То есть, причины возникновения темной стороны – это негативная оценка опыта, убеждений и мыслей.

В середине ХХ века Юнг издал работу «Исследование феноменологии самости». В ней психолог определил свойства тени. Она проявляет навязчивость и властное овладение.

Но при позитивном восприятии сознательная часть может частично растворить тень.

Источник: https://zdorovo.live/psihologiya-i-psihiatriya/karl-yung-i-ten-obshhee-rukovodstvo-po-temnoj-storone-cheloveka.html

Описание основных архетиов по Юнгу: архетип тень и персона

Тень Персона Юнга

Карл Густав Юнг является основоположником аналитической психологии. Интересно, что развивая свои теории и идеи, он часто обращался к мировым религиям, оккультизму, Священному Писанию, посещал «места силы». Именно Карл Юнг ввел в современную психологию такие понятия, как «коллективное бессознательное», «анимус/анима» и «тень».

Многие утверждают, что аналитическая психология открыла широким массам преисподнюю человеческой души. Сначала Зигмунд Фрейд описал бессознательное, в котором обитают комплексы, страхи, тайные желания и сексуальные патологии. А Юнг рассказал о «тени» – оплоте демонической энергии человека.

В первую очередь Юнг отметил, что психика индивида состоит из нескольких частей. Ее центром является сознание. Можно представить, что это целая галактика с «планетами» – архетипами и «солнцем» – сознанием по центру.

Когда мы говорим о человеке, мы подразумеваем целостную личность, но в реальности имеем дело с несколькими субличностями.

В своих исследованиях Карл Юнг подробно описал эти части человеческого «Я». В первую очередь – это комплекс Эго. Среди менее значимых можно наблюдать отцовский или материнский комплекс, множество констелляций и архетипичных образов.

Если рассмотреть человека поближе – он состоит из разнонаправленных установок, которые вступают в противоречие друг с другом, создают основу для внутреннего конфликта. Наиболее значимые субличности – это Персона и Тень.

Архетипы по Юнгу

Архетипы, согласно трудам Карла Густава Юнга, это некая библиотека образов, которая расположена в сфере коллективного бессознательного. Ее содержимое передается из поколения в поколение. Данные образы порождают шаблонные реакции на стандартные ситуации.

Все архетипы произошли от инстинктов. Поэтому их главная задача – выживание. К примеру, архетип «врага» помогает ребенку в дикой природе распознать хищника и совершать верные действия – затаиться, спрятаться, убежать и т.д.

Бывает, мы встречаемся с людьми, которые нам неприятны без веских на то причин. Мы испытываем рядом с ними дискомфорт и хотим убежать. Возможно, этот человек соответствует нашему архетипу «врага», и этим обусловлена реакция.

Юнг выделил три сферы в структуре личности:

  • личное бессознательное;
  • коллективное бессознательное;
  • сознание.

Личное бессознательное – все, что раннее осознавалось, но перешло на уровень бессознательного. Коллективное бессознательное передается по наследству, словно пакет документов с готовыми образами и примерами реакций.

Развитие личности основывается на взаимодействии между собой пяти основных архетипичных фигур: самость, персона, тень, анимус и анима, эго.

  • Самость – объединение сознания и бессознательного в человеке. Самость формируется в процессе индивидуализации, когда некоторые аспекты личности должны интегрироваться. Часто Юнг изображал самость в виде мандалы, круга или квадрата.
  • Тень опирается на инстинкт размножения и жажду жизни, свободы. Существует тень как невидимая часть бессознательного, состоит из подавляемых идей, желаний, действий, недостатков и инстинктов человека.

Юнг писал, что тень может приходить в сновидения и принимать самые разнообразные формы – в виде чудовища, змеи, монстра, бабы Яги, дракона и т.д.

  • Анима – бессознательная женская сторона личности, а анимус – мужская. Это истинное «Я» – служит главным источником связи с коллективным бессознательным. Сочетание этих архетипов называют «божественной парой» или сизигией. Данные образы воплощают целостность, гармонию и совершенство.
  • Персона – наше идеальное представление о себе и внешний облик перед миром. В латинском языке слово персона означает «маска». Архетип Персоны – это набор социальных масок, которыми мы пользуемся в разных житейских ситуациях.

Задача Персоны заключается в том, чтобы уберечь Эго от проявления своей негативной стороны. Юнг считал, что персона тоже может проявлять себя в сновидениях, воплощаясь в положительные образы.

Карл Юнг утверждал, что в реальности архетипов больше пяти основных. Некоторые из них способны перекрываться друг другом или сочетаться между собой. Дополнительно Юнг описал следующие архетипы:

  • Мать – утешение, спокойствие;
  • Отец – мощь, сила, авторитет, власть;
  • Ребенок – невинность, тоска по детству и беззаботности, спасение, возрождение;
  • Мудрец – знания, мудрость, опыт;
  • Герой – спасатель, защитник, опора;
  • Враг – опасность, тревога.

Что такое Тень?

Тень Юнг считал архетипом, который перешел человеку от животного мира. Это собрание страстных желаний и поступков, аморальных и неистовых инстинктов, которые осуждаются социумом и часто не соответствуют идеалам самого человека.

В период становления личности, ребенок учится понимать, что такое «хорошо» и «плохо». Со временем мы создаем определенный идеальный образ, согласно Юнгу – он называется Персона.

Этот «идеальный человек» хорошо вписывается в нормы и стандарты общественной жизни: он толерантен, успешен, красноречив, имеет выдержку и терпение, порядочный и ответственный.

При этом внутреннее содержание, способное разрушить Персону, тщательно игнорируется.

Чаще всего теневая сторона личности подавляется и вытесняется до такой степени, что человек просто не замечает свои негативные стороны. В то же время в бессознательном назревает буря, которая рано или поздно накроет и лишит человека самоконтроля.

Согласно работам Юнга, не Тень считается оплотом зла в человеке. Скорее виновато то, что ее создает: завышенные ожидания, отрицание собственного «Я», абстрактные идеалы, проживание «чужой жизни», отсутствие любви и уважения к себе.

Архетип Тень – это совокупность любых атрибутов личности, которые мы отрицаем и подавляем, искренне ненавидим в себе.

Взаимодействие Тени и Эго

Эго каждого человека отбрасывает Тень. Это нормально. В период адаптации к миру, Тень вбирает в себя эмоции и желания, которые приводят к моральным конфликтам.

Без контроля Эго эти процессы спрятаны во мраке сознания. Работа Тени сравнима с деятельностью шпионской разведки, когда глава государства ничего не знает о грязной и аморальной работе шпионов.

В то же время наслаждается результатами их деятельности, проживая в безопасной стране.

Аналитическая работа с Эго может раскрыть теневые процессы и помогает их осознать, но защитные механизмы Эго работают эффективно, и лишь единицам удается их преодолеть.

Тень никогда не попадает под контроль Эго, она является бессознательным фактором. Наше Эго порой не подозревает, что отбрасывает Тень. Описывая этот архетип, Юнг стремился указать на шокирующую несознательность, которую демонстрирует большинство людей.

Если вникнуть в корень человеческих намерений, желаний и выборов, окажемся в темной области. Мы увидим, что наше Эго в темной части самоуверенное, бесчувственное, эгоистичное, склонное к манипуляциям и извращенным желаниям.

Перед нами предстает стопроцентный эгоист, который любой ценой стремится достичь удовольствия и власти над другими. Этот негатив внутри Эго и есть воплощение мирового зла в сказках, мифах и классической литературе.

Например, персонаж Яго в шекспировском «Отелло» является ярким представителем Тени.

Самое интересное, что Эго никак не переживает свою Тень. Она проецируется на других людей, будучи неосознанной. Например, если вас раздражает отъявленный эгоист – это на него проецируется неосознанное содержание вашей тени. Несомненно, другие люди предоставляют «крючки» для проекции тени. Ведь в сильных эмоциональных реакциях присутствуют реальное восприятие и проекция.

Дефензивное Эго всегда настаивает на своей правоте, часто выступает в роли жертвы или наблюдателя. В то время как свое Эго делает человека «святым», другой человек превращается в «монстра». При психологической работе с собственным Эго можно научиться распознавать проекции и не создавать «козлов отпущения».

Как зарождается Тень?

В начале цивилизации люди жили, следуя собственным инстинктам, импульсам, законам природы. Сегодня эмоции и желания контролируют нормы поведения в обществе, мораль, этикет. На человека возложено множество категоричных ограничений и запретов. Со всем этим помогает жить Тень.

Тень начинает формироваться в раннем детстве, когда взрослые старательно манипулируют детьми, демонстрируя все несовершенство и односторонность взрослого мира.

К примеру, если родители подавляют ребенка или проявляют к нему несправедливость, ребенок реагирует возмущением и здоровой, естественной агрессией.

Но вместо того чтобы извиниться и принять свою неправоту, взрослый еще больше унижает, кричит на ребенка, наказывает либо бьет. Ведь нужно «уважать старших» и «закрыть рот».

Спустя некоторое время малыш усвоит урок. Он перестанет демонстрировать агрессию, хотя она по-прежнему будет возникать. Ребенок начнет подавлять ее.

Все негативные переживания вытеснятся в бессознательное, что станет началом формирования второго «Я».

Туда же отправятся на хранение нереализованные мечты и желания: «это денег не принесет», «мужики не танцуют», «займись нормальным делом», «этим на жизнь не заработаешь» и т.д.

Тень принимает в себя те черты характера, которые несовместимы с Персоной и Эго-сознанием личности. И Тень, и Персона на самом деле чужды сознанию.

Согласно Юнгу, Персона – это «публичная личность», которая помогает человеку формировать психосоциальную идентичность. Персона, как и Тень – незаметны для Эго.

Но Эго более лояльно принимает Персону, так как она не противоречит моральным нормам поведения в обществе.

Как проявляет себя Тень?

Тень терпеливо ждет момента, когда мы будем раздражены, обессилены либо под действием алкоголя/наркотиков и т.д. Именно она подталкивает нас к действиям, которые в трезвом состоянии мы никогда себе не позволим осуществить.

Человек под действием Тени обижает близких, машет кулаками, изменяет своим принципам, грубо разговаривает, затевает драку или что-то ворует. После произошедшего ему становится очень стыдно, и это состояние описывается как «что-то нашло», «муха укусила», «как подменили».

Несмотря на то, что за некоторые поступки нужно стоять в углу 3-4 жизни, нельзя во всем обвинять сознание человека. Ведь он на самом деле действует, словно во сне, когда Тень затмевает разум и вырывается из «темницы» бессознательного.

Юнг описывал, что Тени свойственно властно овладевать чем-то, вести себя навязчиво, упорно противодействовать моральным нормам. Так что в этом случае виноватых несколько – ослабевшее сознание, люди, которые плохо обращались с ребенком в детстве, вырвавшееся наружу бессознательное.

Именно Тень заставляет человека сомневаться в своих силах, напоминает о беспомощности, неуклюжести и т.д. С одной стороны – срабатывает сценарий детства, а с другой – в таких условиях Тени легче бороться за власть.

Следуя примеру Анимуса и Анимы, Тень проецирует себя на окружающих людей. Поэтому наша ненависть и злость к кому-то – это непринятие этих качеств в себе.

Самый яркий пример Тени – это Мефистофель в «Фаусте» Гёте. Согласно сюжету, Фауст стал скучным и чрезмерно образованным человеком. Он прочел много книг, изучил все, что его интересовало, и утратил интерес к жизни. Фауст задумался о самоубийстве, и в этот день ему перешел дорогу черный пудель, который превратился в Мефистофеля.

Затем Мефистофель соблазняет Фауста бросить науку и отправиться с ним, чтобы открыть другой мир, полный плотских утех и наслаждений. Он знакомит интеллектуала с его чувствами, страстью и трепетом спящей сексуальности.

В романе случилось то, что Юнг называл энантиодромией. Это переход личности в противоположный для нее тип. Фауст принял Тень и временно жил, питаясь ее качествами и энергией. В итоге душа Фауста спаслась от дьявола и ада только благодаря милости Бога.

Часто можно увидеть архетипы Тени и Персоны в кино:

  • В фильме «Мелифисента» главная героиня в исполнении Анджелины Джоли представляет архетип Тени и тайный аспект Анимы.
  • Мультфильм «Мулан» демонстрирует процесс поглощения Тенью лидерских качеств китайской девушки. Ведь древняя культура диктует нормы поведения для девушек и юношей. Тень Мулан ожидала подходящего случая, чтобы проявить себя. И девушка, рискуя всем, идет на войну вместо своего отца.
  • Еще один пример – фильм «Билли Элиот» – история о мальчике, который мечтал стать артистом балета. Но его желание жестоко пресекалось отцом-работягой. Картина имеет счастливый финал, парню все-таки удалось проявить себя и стать профессиональным танцором, несмотря на препятствие и «социальный прессинг».
  • В фильме «Фанни и Александр» Ингмара Бергмана показан конфликт маленького мальчика и жестокого, эмоционально холодного эпископа. В одной сцене священнослужителю снится сон, в котором он пытается снять с себя маску, но она не поддается. В результате он сдирает ее вместе с лицом. Это момент является демонстрацией конфликта Эго и Персоны.

Часто в художественных произведениях показывают символическую встречу с Тенью, как отражение себя в зеркале.

Архетипы по Юнгу

Источник: https://psiho.guru/tipologiya-i-harakter/arhetipy-karla-gustava-yunga-ten.html

Быть собой или изображать из себя

Тень Персона Юнга

К слову. Существует заблуждение, что Юнг — это примерно то же, что и Фрейд, что все это один и тот же психоанализ. Но это совершенно не так. Разница между концепциями Фрейда и Юнга такого же порядка, как, например, разница между физическими теориями Ньютона и Эйнштейна.

И хотя «Аналитическая психология» на слух воспринимается, как один из синонимов «Психоанализа», — это все-таки две совершенно разные системы взглядов. А самое дикое то, что о кардинальном различии между ними не всегда знают даже психологи, с которыми по долгу службы приходится сталкиваться.

Это отступление сделано к тому, чтобы сходу отбросить возможные предубеждения к аналитической психологии, если кто-то до сих пор считает ее еще одной вариацией психоанализа. Юнг — это совершенно другой мир, с которым стоит познакомиться каждому, кто вообще интересуется психологией. И сейчас мы в этот мир заглянем… через замочную скважину.

Архетипы

Юнг предложил такую гипотезу, что наряду с животными инстинктами, определяющими способы реагирования в относительно простых ситуациях, у человека есть инстинкты и психологические, которые программируют целые поведенческие пласты.

Эти психологические инстинкты Юнг назвал «архетипами». Сам Юнг, чтобы объяснить сущность архетипов проводил аналогию с кристаллами.

Если взять, например, кварц, то в самой его природе заложена та структура, тот каркас, по которому растет каждый его кристалл.

Есть вариации, но все они подчинены общему закону, который состоит из двух частей: во-первых, это сама возможность образования кристалла, а во-вторых, генеральный план, по которому формируется каждый новый кристалл.

Архетип — это общая, заложенная природой, программа, которой следует каждый кварц, наполняя кристалл конкретным веществом и своей индивидуальной сущностью.

То есть, возвращаясь в сферу психического, архетип — это что-то вроде психологического закона или принципа, который в общей форме определяет структуру некоторых душевных процессов и моделей поведения. И каждый человек, где бы он не родился, и в какой бы культуре не вырос, подчиняется одним и тем же внутренним законам.

Юнг определил всего несколько архетипов — их буквально можно пересчитать по пальцам. Самые интересные и понятные из них — Самость, Тень, Персона, Анима и Анимус. Остальные более сложные и их влияние на жизнь конкретного человека проследить довольно проблематично, поэтому оставим их в покое.

Анима и Анимус — это парный архетип, привязанный к биологическому полу человека. У мужчины — Анима, у женщины — Анимус. К теме данной статьи эти архетипы отношения не имеют, по этому о них только пара слов на мужском примере.

Анима — это женская сторона мужской души. В каждого человека заложены и мужской, и женский полюса, и если в физическом плане на первое место выходит мужское, то женское погружается в глубины психики и живет там. Таким образом, внутри каждого мужчины живет образ женщины, обладающий для него магической силой и притягательностью.

Анима, в самом простом своем проявлении, определяет мужские модели поведения в отношении женщин. Именно Анима наполняет женщину в глазах мужчины той неописуемой эротикой, которая понятна только ему одному, и она же подталкивает мужчину на безумные поступки ради возможности завладеть этой женщиной. Классический образ Анимы — это Елена Прекрасная, которая стала причиной падения Трои.

Так происходит, когда образ Анимы проецируется на конкретную живую женщину. Тогда мужчина в самом прямом смысле слова сходит с ума — эта женщина становится для него мистическим и непреодолимым наваждением. Но не стоит путать это состояние с обычной пустой влюбленностью или романтической любовью в обычном понимании — это всего лишь проделки ума, а не глубинной сущности человека.

В более глубоком смысле, который уже ближе к нашей теме, Анима служит для мужчины проводником в его внутренний мир. Она — связующее звено между божественным внутри (Самостью) и повседневным сознанием. Тот мостик, по которому мужчина должен пройти, чтобы достичь полной гармонии с собственной природой. Но это уже область почти мистическая и туда мы сейчас не пойдем.

Важно понять вот какой момент. Поскольку Анима программирует отношения мужчины со всеми окружающими его женщинами и в то же время является связующим звеном с внутренней сущностью мужчины, все это можно (и нужно) использовать в практических целях. Внимание!

Выстраивая и налаживая отношения с живой женщиной, мужчина налаживает отношения с собственной душой (Анимой). Поэтому отношения с женщиной это не просто развлечение или возможность продления рода — это еще и путь душевного развития, предусмотренный самой природой. И глупо эту возможность упускать или не использовать.

Точно такую же роль играет для женщины Анимус — определяет ее отношения с мужчинами и служит проводником в подземное царство души. И точно так же, отношения с мужчиной — это прекрасная, если не единственная, возможность для женщины двигаться по пути духовного развития.

На этом все — переходим к сути. Главное, не забывайте — нет внутри никакой женщины или мужчины, как нету внутри у кварца стопки чертежей, по которым должен расти кристалл. Архетипы — это всего лишь условное искусственное понятие, с помощью которого удобно описывать некоторые психологические закономерности.

Тень и Персона

Итак, вот они наши ключевые образы — Тень и Персона, которые отлично описывают происходящий внутри каждого из нас разлад на почве того, какие мы есть и какими хотим быть в чужих и своих собственных глазах.

Начнем с упрощенного примера. Допустим, есть у нас ребенок с десятком ярких врожденных свойств души.

На первых годах жизни ничто не мешает ему проявлять все свои качества, но позже, под давлением воспитания и социальных реалий, выясняется, что для выживания и комфорта важны только три из имеющихся свойств. Например, чувство юмора, наблюдательность и ум.

А остальные семь не очень-то важны или даже опасны — пусть это будут агрессивность, цинизм, безответственность, музыкальный слух и еще что-нибудь на ваш выбор.

Тогда ребенок, безо всякого коварного расчета, полезные качества начинает выдвигать на первый план, а бесполезные и опасные — прятать в тени. Ребенок оттачивает те свои умения, которые приносят ему сладости, а все прочее маскирует и подавляет, чтобы не тратить сил на то, что не срабатывает, и не быть наказанным за то, что раздражает родителей.

Так начинается внутренний раскол на темную и светлую стороны. На первом этапе этот раскол лежит на поверхности — он еще пока доступен сознанию, и если ребенку задать правильный вопрос, он без особого труда расскажет, как это все у него внутри происходит.

Но со временем это сознательное разделение на хорошие и плохие, пригодные и непригодные качества забывается, внутренний раскол уходит на бессознательный уровень, и между полюсами начинается вечная битва добра со злом. И кстати, именно она является прообразом всякого столкновения между темными и светлыми силами в искусстве, философии и религии — все это отражение и отблески внутреннего душевного раскола.

Полагаю, все уже поняли, что Персона — это «светлая» сторона, а Тень — «темная». Перейдем к более формальному объяснению.

Персона (от persona — маска, которую в древних театрах носил актер и которая обозначала исполнявшуюся им роль) — это тот набор черт, врожденных и воспитанных, который выставляется человеком на всеобщее обозрение.

Делается это совершенно автоматически и практически неосознанно, однако выследить и пронаблюдать эту душевную показушность довольно просто. Достаточно обратить внимание на перемены в своем поведении в присутствии разных людей — каждому из них мы подсовываем разные личности, в зависимости от того, какие с ним отношения и какое впечатление на него нужно произвести.

Со временем, Персона наполняется дополнительными чертами, помимо тех, что были предопределены природой.

Если в окружающем обществе делается большой упор на достижение успеха, человек изо всех сил будет стараться надеть на себя какие-нибудь атрибуты успешности и его Персона начинает приобретать характерные черты — высокомерие, авторитарность, наглость и т. д. — которые играют роль хорошей мины при плохой игре.

То есть, Персона — это то, какими мы хотим казаться в глазах других людей, та маска, которую мы, сознательно или не очень, наполняем полезными и выгодными нам качествами. Это своего рода маскировка, существование которой вполне оправдано в обществе, где есть четкие представления о том, что приемлемо, а что нет.

Проблема начинается тогда, когда носитель маски начинает считать, что он и есть Маска. По-научному, это называется «идентификация с Персоной» — ситуация, при которой человек перестает воспринимать себя целостно и окончательно погружается в свою социальную личность.

Одно дело маскироваться в целях выживания, сохраняя четкое представление о том, кто я есть на самом деле, и совсем другое — обмануть и убедить себя в том, что «я есть то, чем я хочу быть».

К такому взгляду подталкивает все наше воспитание, но нельзя быть или стать каким-то другим, чем ты есть от природы.

Можно обмануть окружающих, разукрасив свою маску нужными цветами и оттенками, и можно обмануть себя, любуясь своей маской перед зеркалом, но в итоге все это слишком дорого обходится.

То же самое происходит и с обратной стороной души — Тенью. Те качества, которые общество считает плохими, вредными и неуместными, ребенок прячет куда подальше от чужих взоров. А со временем, вообще, оставляет в забвении целый пласт своей психики и от этого становится однобоким и скучным человеком, который может жить только по правилам.

Главное негативное следствие от подавления теневых качеств состоит в том, что человек становится слабым… как того и требует социум.

Агрессивность, сила, твердость и прочие подобные качества в ребенке, обычно, не поощряются, иначе, им становится слишком сложно управлять.

Детей учат быть податливыми и послушными, и именно такими они потом попадают во взрослую жизнь — готовые, хорошо смазанные, винтики социального механизма.

Вместе с отказом от «силовых» и «негативных» черт утрачивается целостность психики и душевное равновесие.

Недовольство собой, которое знакомо практически каждому, существует исключительно благодаря тому, что значительная часть души оказалась отвергнутой и преданной забвению.

А поскольку душу не переделать, эти ее лишенные внимания качества все равно вторгаются в жизнь — в самой грубой и неприглядной форме.

Одно из ярких проявлений Тени — это резкое раздражение, которое вызывают у нас некоторые люди.

Когда в другом человеке мы замечаем те качества, которые себе однажды запретили, тогда внутри вскипает ничем не оправданное бешенство — на этом человеке мы вымещаем всю ту злость, которую испытываем к самим себе.

Вспомните любого человека, который вас бесит, — посмотрите внимательно и вы увидите в нем свое искаженное отражение. А стоит примириться с собой и никакого раздражения больше не будет. Принимая себя мы автоматически учимся принимать весь мир таким, какой он есть.

Кроме того, в Тени часто оказываются и те качества, которые когда-то оказались просто бесполезными. Например, ребенок с хорошим слухом у родителей, не любящих музыку, так и не научится использовать свой слух, а кусок души связанный с этой врожденной способностью затеряется в темноте души и будет точить оттуда неясной тоской по упущенным возможностям и утраченному пути.

Тень — хранилище силы и душевного потенциала, а не воплощение всего злого в человеке. Тень — это неотъемлемая часть души, с которой обязательно нужно познакомиться и подружиться, которую нужно принять и научиться сознательно использовать.

Персона, с другой стороны, — продукт страха перед наказанием, а не воплощение всего доброго. Психологически, в Персоне даже больше зла и опасности для душевного здоровья, чем в Тени, поскольку Персона — это всегда обман, всегда что-то наносное и лишнее, а в Тени содержится только то, что было дано от природы, но не нашло для себя должного выхода.

Чтобы отделить себя от своей маски нужна сила и смелость — именно те атрибуты, которые часто находятся в Тени. Поэтому знакомство с Тенью, хоть и называется по-разному, в любой традиции считается самым первым шагом на пути душевного развития.

Принятие темной стороны души — это то, с чего нужно начинать, а не то, что можно отложить на потом.

Только сила, трезвость и отрешенность содержащиеся в Тени, могут дать необходимое бесстрашие, чтобы вырваться из социальных тисков и стать собой.

Понравилась публикация?

Источник: https://satway.ru/articles/persona-and-shadow/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.