Бессознательное по Фрейду

Содержание

Сознательное и бессознательное. Проблема бессознательного и сознательного

Бессознательное по Фрейду

загрузка…

Сознательное и бессознательное представляют собой две стороны единой совокупности человеческой психики. Эти психоаналитические понятия относятся к области изучения общей психологии. Обычно сознательное противопоставляется бессознательному, однако с точки зрения психоаналитических исследований эти понятия рассматриваются как единое целое, но на различных уровнях.

Сознательное (или сознание) представляет собой одну из форм отражения объективной действительности на человеческой психике.

С точки зрения культурно-исторического подхода к проблеме бессознательного и сознательного, последнее характеризуется наличием промежуточного звена между сознанием и восприятием объективной реальности.

Этим промежуточным звеном являются элементы историко-общественной практики, которые позволяют строить объективную картину окружающего мира.

Бессознательное (или подсознание, неосознаваемое) обозначает психические процессы, которые не находят отражения в сознании человека и не управляются им. Характерной особенностью бессознательного является отсутствие субъективного контроля: этим термином можно обозначить все, что не является для человека объектом сознания.

В теории сознательного и бессознательного существует несколько видов проявления бессознательного:

  • неосознаваемая мотивация (т.е. побуждения к действию), истинный смысл которой не осознается ввиду ее неприемлемости с социальной точки зрения либо противоречия с иными мотивами;
  • поведенческие стереотипы и атавизмы, отработанные до такой степени автоматизма, что их осознание в привычной ситуации излишне;
  • подпороговое восприятие, которое не поддается осознанию, поскольку содержит большой объем информации;
  • надсознательные процессы, которыми являются интуиция, вдохновение, творческое озарение и т.п.

Теория бессознательного по Фрейду

Знаменитый австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд сознательное и бессознательное описал по результатам своих экспериментов.

Аналитика человеческого поведения показала, что большое количество действий, в которых человек не отдает себе отчета, как правило, носят неосмысленный характер и не могут быть объяснены с точки зрения сознания. Было установлено, что разного рода мотивации проявляются в невротических симптомах, сновидениях и творчестве.

Как врач, занимавшийся в том числе и неврологией, Фрейд столкнулся с особенным влиянием неосознаваемых переживаний и мотивов на жизнь людей. Он установил, что эти процессы могут не только в значительной мере отягощать жизнь испытуемых, но и вызывать нервно-психические заболевания.

Результаты экспериментов направили Фрейда на поиск средства, которое могло бы избавить человека от конфликтов между сознательным и бессознательным. Именно поиск компромисса между тем, что диктует сознание и потаенными, бессознательными побуждениями привел к появлению метода психоанализа.

Теория бессознательного по Юнгу

Проблема бессознательного и сознательного будоражила умы многих психологов. По результатам исследований швейцарского психиатра Карла Густава Юнга, основоположника глубинной аналитической психологии, было дано описание «коллективному бессознательному».

Юнг считал, что имеет место быть не только бессознательное отдельной личности, но и расовое, родовое, национальное, семейное, т.е. коллективное бессознательное.

Оно представляет собой совокупность информации психического мира определенного сообщества людей, в то время как индивидуальное бессознательное отражает только информацию психического мира конкретной личности.

Аналитическая психология Юнга определила бессознательное в виде устоявшихся стереотипов, поведенческих моделей, которые требуют актуализации, но на самом деле являются врожденными.

Бессознательное в трактовке Юнга было подразделено на следующие процессы и состояния психики:

  • латентные (скрытые);
  • временно неосознаваемые;
  • вытесненные за пределы сознания (т.е. подавленные).

Теория бессознательного по Лакану

Помимо Карла Юнга и Зигмунда Фрейда сознательным и бессознательным занимался другой исследователь, французский философ и психоаналитик Жак Мари Эмиль Лакан. Он сформулировал гипотезу о том, что структура бессознательного похожа на языковую. С этой точки зрения психоанализ можно рассматривать как работу с речью пациента.

Знаменитая психоаналитическая техника, разработанная Лаканом, была названа «клиникой означающего». В ее основе лежит работа со словом, необходимость и возможность перевода, так называемой перезаписи внутри психики. Все эти действия могут использоваться в терапии, связанной со сложными расстройствами психической деятельности.

Однако не все авторы, изучающие проблему бессознательного и сознательного, согласны с теорией Лакана, что бессознательное есть язык, а психоанализ – языковая игра между психоаналитиком и пациентом. Бессознательное похоже на язык, оно функционирует по схожему алгоритму, но при этом на него не распространяются законы лингвистики.

Современные исследования бессознательного

Сформулированное Зигмундом Фрейдом сознательное и бессознательное положено в основу современных исследований. Психофизиологические доказательства получают при анализе сна, гипнотического транса, проявлений автоматизма в спортивной и трудовой деятельности. Разрабатываются теории о возможном применении кибернетических способов моделирования бессознательного.

загрузка…

Источник: http://www.edu-psycho.ru/soznatelnoe-i-bessoznatelnoe-problema-bessoznatelnogo-i-soznatelnogo.html

Бессознательное по Фрейду. Понятие и виды бессознательного

Бессознательное по Фрейду

Имя австрийского ученого Зигмунда Фрейда, пожалуй, одно из самых известных в современном мире. Его знают даже те, кто ни разу не открывал его труды, не говоря уже о небольших статьях.

Больше всего на слуху знаменитые оговорки по Фрейду, его имя любят припоминать при виде многозначительных продолговатых предметов, таких, как сигара или банан. Также часто вспоминают понятие бессознательного. Однако далеко не все с точностью могут объяснить его суть.

В этой статье мы обсудим психологию бессознательного, его проявления, а также теорию его последователя Юнга.

Зигмунд Фрейд

Итак, это австрийский невролог, ставший основателем психоанализа. Его идеи и доныне вызывают неизменные дискуссии, как в научных, так и в обывательских кругах. Безусловно, он стал новатором в области психиатрии.

Приведем небольшую биографическую справку. Фрейд родился в 1856 году во Фрайбурге в семье торговца тканями. Вскоре после рождения Зигмунда семье пришлось переехать в Вену. С самого детства на мальчика возлагали большие надежды, и читал он совсем недетскую литературу – Кант, Гегель, Шекспир. Кроме того, ему очень хорошо давалось изучение иностранных языков.

Отучившись в гимназии, он поступил на медицинский факультет, однако тяги к этой сфере науки не испытывал.

Фактически, юноша избрал для себя меньшее зло среди традиционных для евреев того времени сфер деятельности – торговли, медицины и юриспруденции.

После окончания учебы Зигмунд был намерен продолжать академическую карьеру, однако вынужден был отдать предпочтение работе и вскоре открыл свой кабинет, в котором работал как невролог.

В 1885 году Фрейд попал на стажировку к психиатру Шарко, у которого перенял технику гипноза. Кроме того, в работе с пациентами он начал применять разговор, позволяя больным сполна выплеснуть эмоции. Этот метод в дальнейшем получит название «метод свободных ассоциаций». Он позволял проницательному врачу понимать проблемы пациентов и освобождать их от неврозов.

Постепенно Фрейд начал публиковать свои книги, вызвавшие сначала отторжение, а потом широкий резонанс в обществе: «Толкование сновидений», «Психопаталогия обыденной жизни» и т. д.

Вокруг него сформировался круг учеников, среди которых в 1910 году произошел знаменитый раскол.

Основной камень преткновения заключался во фрейдовской идее, что психозы человеческой личности связаны, в первую очередь с подавлением сексуальной энергии.

Зигмунд Фрейд женился сравнительно поздно, у него было шестеро детей. Умер знаменитый психоаналитик от рака в 1939 году.

Концепция бессознательного

Справедливости ради надо сказать, что Фрейд был далеко не первым, в чью голову пришла идея о том, что человек не полностью контролирует свои поступки, что в нем есть нечто, заставляющее поступать неосознанно или даже иррационально. Идея о том, что основой многих психических расстройств является подавление сексуальности, также не была нова. Вышеупомянутый учитель Фрейда, французский психиатр Шарко, уже высказывал эту мысль.

Заслуга австрийского психоаналитика заключается в следующем. Он первый начал говорить о том, что сознание человека – лишь маленькая часть его личности по сравнению с огромным количеством бессознательных влечений. Для того чтобы попытаться разобраться в них и справиться с ними, необходима помощь проницательного психоаналитика.

Кроме того, Фрейд утверждал, что эти силы обладают полностью сексуальной природой, которую он называл «либидо». Оно становится активно, по словам ученого, с самых первых лет человеческой жизни.

Теория Зигмунда Фрейда

Вначале поговорим о структуре личности в концепции психоанализа. Итак, по теории Фрейда личность состоит не только из сознания человека, но из нескольких взаимодействующих компонентов.

Супер-Эго (Сверх-Я) – это бессознательная часть, которая приобретается еще до появления речи у человека. В нее входят различные нормы поведения, табу и запреты, сформированные культурой. Сюда относятся также всевозможные семейные запреты, которые вызывают у индивида чувства вины и болезненного страха.

Ид (Оно) – также бессознательная и наиболее примитивная часть, в которую входят всевозможные желания и либидо. Это исключительно древние, архаические влечения, которые по большей части агрессивны и наполнены сексуальностью.

Эго (Я) – это сознательная составляющая, которая реагирует на происходящее в реальности и помогает человеку адаптироваться к ней.

Она является своеобразным посредником между двумя другими частями, обе из которых являются неосознаваемыми.

Эго вынуждено постоянно раздваиваться, чтобы обеспечить взаимодействие Супер-Эго и Ид, между биологическими желаниями, свойственными каждому, и моральными нормами, которые предъявляет общество.

В принципе, можно рассматривать две основные стороны бессознательного по Фрейду. Одна из них, неосознаваемая и невербализируемая, часть является неотъемлемым элементом человеческой психики. Таким образом, последняя делится на две несоразмерных (об этом речь пойдет позже) части. Другая сторона делится, в свою очередь, на два эго-состояния – Супер-Эго и Ид.

Приоритет бессознательного

Согласно Фрейду, человеческая личность подобна айсбергу. На поверхности находится видимая, осознанная часть, состояние Эго, а под водой скрывается глыба бессознательных влечений и желаний. И всегда есть риск того, что этот айсберг может полностью поглотить индивида.

Это идея была сильным ударом по признанной концепции человека. Ведь фактически это означало, что он не имеет власти над собственной личностью, которая подвержена влиянию чего-то неосознанного и неотрефлексированного.

Связь между психикой и соматикой

Изначально бессознательное по Фрейду изучалось в рамках естественнонаучных теорий. Психоаналитик считал, что сможет найти прямую связь между нейрофизиологическими реакциями человека и движениями его психики.

Основными этапами работы в начале становления его теории были следующие: поиск причины, вызвавшей болезнь (чаще всего ею становится некая травма, нередко она происходит в детстве), исследования последствий (то есть сбоев в работе психики) и лечение (необходимо обеспечить пациенту возможность психической разрядки).

Постепенно Фрейд начал использовать терапию словом, и это уже выходило далеко за рамки естественнонаучной концепции.

Источник: https://labuda.blog/193823

Сознание и бессознательное

Бессознательное по Фрейду

До Фрейда человеческую душу воспринимали, как что-то цельное и неделимое, и такая точка зрения имеет полное право на существование… при условии, что наблюдатель находится за пределами исследуемой души.

Если смотреть на человека со стороны, то никакой очевидной разницы между сознательными и бессознательными его мотивами нет.

Человек и его поступки могут выглядеть противоречиво, но это впечатление разбивается о несокрушимый факт — это всегда один и тот же человек.

Сторонний наблюдатель легко может подметить противоречия или непоследовательность в поведении другого человека, но какие выводы из этого обычно следуют? В лучшем случае его обвинят в глупости, в худшем — в сознательном двуличии и обмане. Никто не любит, когда слова человека расходятся с его действиями.

Но подобные обвинения не всегда справедливы, поскольку, зачастую, речь идет о добросовестном заблуждении, когда человек совершенно искренне не замечает собственной непоследовательности.

Вчера он говорил одно, сегодня сделал обратное, и если его ткнуть в это носом, тот он вынужден будет признать, что так оно и есть — его слова и действия расходятся.

Но в то же время он может и сам не понимать, почему так вышло, ведь искренним он был и вчера и сегодня.

Вероятнее всего, он начнет оправдываться, искать какое-то объяснение всплывшему противоречию.

И делать он это будет не только для того, кто его на противоречии поймал, но и для себя самого, ведь это очень неуютно — сознавать и признавать тот факт, что внутри царит хаос, что целостность собственной личности иллюзорна.

Поэтому его ум будет предлагать тысячи объяснений, лишь бы замаскировать обнаруженное противоречие. Одно вранье маскируется другим враньем.

Так вот, Фрейд первым озвучил проблему внутренней раздвоенности, которая имеет место у каждого, в том числе и совершенно нормального, человека.

До Фрейда, раздробленность личности признавалась и исследовалась только в крайних своих проявлениях, когда в результате глубокого психического заболевания личности, как таковой, уже и не оставалось — одни только ее осколки.

А Фрейд заявил и доказал то, что в психике даже вполне здоровых людей автономно сожительствуют две сферы — сознательное и бессознательное, и между ними — пропасть.

Фрейд о бессознательном

Ключевой вопрос в понимании того, что из себя представляет бессознательное, — это вопрос о том, чем оно наполнено и почему. Основной тезис Фрейда по этому поводу звучит примерно так — в бессознательном нет ничего, что однажды не было бы в сознании. Это принципиальный момент, важность которого прояснится, когда мы дойдем до юнговской концепции бессознательного.

Фрейдовское понимание бессознательного по своей сути близко к определению памяти: по мнению Фрейда, бессознательное содержит в себе только то, что человек однажды осознавал, что промелькнуло в его сознании с той или иной мерой интенсивности. Возможно это была одна мимолетная мысль, а может это целый пласт переживаний, которые по какой-то причине покинули сознание, точно так же, как если бы просто «забылись».

Разница с обычной пассивной памятью в том, что бессознательные содержания несут в себе определенный заряд активной психической энергии и, находясь вне поля зрения обычного повседневного сознания, продолжают оказывать на него свое скрытое влияние. И чем выше заряд этой подавленной энергии, тем сильнее или даже агрессивнее ее влияние на сознательные процессы.

В этом смысле, фрейдовское бессознательное находится во враждебном конфликте с сознанием, иллюстрируя древний мотив борьбы добра со злом.

Теперь к вопросу о том, почему вообще что-то оказывается в бессознательном. В бессознательное попадают те психические содержания, которые неприемлемы для доминирующей сознательной позиции или просто душевно болезненны и не имеют должного выхода.

Большую часть бессознательного составляет как раз то, что сознание сочло неприемлемым. Прежде всего, это те желания, мысли или потребности, которые возникают в сознании, но не проходят внутреннюю морально-политическую цензуру. Сознание стремится к добру, в своем субъективном понимании, и потому старается подавить в себе все зло — опять же в своем субъективном понимании.

Фрейд выделил в психике отдельную инстанцию, которая отвечает за нравственную чистоту всей личности и назвал ее Супер-Эго или Сверх-Я. Это та самая штука, которая создает у человека ощущение стыда, его совесть.

Но тут нужно понимать, что мы говорим о весьма эфемерных вещах, и что не нужно овеществлять эти отдельные психические механизмы. На самом деле их нет, просто со стороны все выглядит так, как если бы они были. В действительности же, психика больше похожа на рассол, где много всяких примесей, но в то же время нельзя сказать, что вот здесь один компонент, а там другой.

Внутренний нравственный цензор формируется под давлением воспитания — его целенаправленно развивают в ребенке. Поверхностная мотивация — это стремление вырастить «хорошего человека», такого, который будет четко знать, что такое хорошо и что такое плохо, и при этом будет разделять общие для данного общества критерии добра и зла.

Менее осознаваемая мотивация — это создание механизма контроля над ребенком и будущим членом социума. То, что выгодно родителю и обществу, есть «хорошо», а то, что им не выгодно — это «плохо». А привитая совесть в дальнейшем служит для него внутренним полицейским, который достает свою палку и наказывает за «недобрые» поступки даже тогда, когда этого никто не видит.

Вот с того самого момента, когда ребенок начинает разделять добро со злом, в нем начинает формироваться бессознательное. По крайней мере, та его часть, которой заинтересовался Фрейд.

Все, что ребенок обнаруживает в себе злого, он, с этого момента, старается скрыть, спрятать.

Сначала он прячет это только от окружающих, а потом, когда его совесть крепнет и набирает силу, начинает прятать это и от себя самого.

Таким образом, бессознательное изначально возникает на почве внутреннего конфликта между естественной природой человека и искусственными требованиями социума, принятыми слишком близко к сердцу.

При правильном воспитании, этот конфликт можно минимизировать, но это требует от родителей преодоления своего собственного внутреннего конфликта, что является большой редкостью.

На практике родители обычно идут по проторенной дорожке, выращивая в ребенке мощное жесткое Супер-Эго по своему образу и подобию.

Меньшую часть бессознательного составляют воспоминания и переживания, причиняющие сильную душевную боль — утрата близких людей или, например, истории сильно задетого самолюбия.

Эти содержания приобретаются позже, уже в течение взрослой сознательной жизни и причиняют не так много хлопот, как подавленные нравственными запретами желания или свойства личности.

По крайней мере, если речь не идет о каких-то исключительных ситуациях, когда душевные шрамы содержат в себе такой эмоциональный заряд, что полностью лишают человека душевного покоя.

Психоанализ и психологические типы

Фрейд был экстравертом и потому его теория бессознательного несколько однобока.

Там где экстраверт должен приложить значительные усилия, чтобы проникнуть на уровень своей бессознательной мотивации, интроверт ту же задачу выполнит совершенно не напрягаясь.

Экстраверты особенно легко теряют связь со своим бессознательным, тогда как интроверты в некоторых случаях как будто вообще не имеют ничего бессознательного.

По этой причине интроверты, порой, чувствуют себя изгоями в мире экстравертов — лишенные возможности заблуждаться в собственных чувствах и потому не способные участвовать в обычных социальных играх, они оказываются в одиночестве с ощущением собственной ущербности.

Например, романтическая любовь — это форма наваждения, когда бессознательные невротические мотивы заставляют одного человека, привязываться к другому, совершенно не понимая природы этой привязанности.

Там где экстраверт искренне влюбляется, интроверт заглядывает в себя и не видит никакой влюбленности — внутри только пустота и вполне земные потребности.

Интроверт отдает себе отчет в том, что на самом деле им движет, а экстраверт верит в непосредственность своих чувств — и у каждого в связи с этим свои проблемы.

По этой причине, фрейдовский психоанализ плохо походит интровертам.

То, что для экстраверта после долгих аналитических сессий становится откровением, для интроверта может быть обычной повседневной правдой жизни безо всякого психоанализа.

Интроверту классический психоанализ помогает только в том, чтобы дать название и разложить по полочкам свои переживания. А сам Фрейд вообще считал интроверсию формой невроза.

Юнг о бессознательном

Будучи учеником Фрейда, его последователем и чуть ли не наследником в передаче психоаналитического учения, Юнг достаточно долго разделял фрейдовские взгляды на устройство человеческой психики. Но со временем между ними наметился раскол, когда Юнг со своим аналитическим аппаратом перестал умещаться в рамках психоаналитической теории.

В какой-то момент Фрейд стал заложником своего учения и превратил психоанализ чуть ли не в секту, где от каждого адепта-аналитика требовалась вера в ортодоксальное учение, а не научное рвение и поиск истины.

Фрейд сделал первый шаг, но отказался делать второй даже тогда, когда изначальная теория начала трещать по швам. Второй шаг за него сделал Юнг.

Третьего шага после Юнга не сделал никто — возможно, дальше шагать уже некуда.

Был там еще и Адлер, который тоже не смог примириться с ортодоксальным психоанализом. Он привнес много чего интересного в изучение психологии, но как и Фрейд попался в ловушку собственной личности и собственного невроза.

Как Фрейд срисовал свою теорию сексуальности с себя самого, так и Адлер в своей индивидуальной психологии описал теорию СВОЕЙ борьбы за власть и свой собственный «комплекс неполноценности» — кстати, именно Адлер ввел в обращение этот термин. Адлер был интровертом, и его теория стала чем-то вроде интровертского психоанализа, такого же однобокого, как экстравертский психоанализ Фрейда.

Юнг не спорил с Фрейдом относительного того, что бессознательное содержит вытесненные из сознания переживания, он считал, что помимо этого в нем содержится что-то еще, что попало туда не в процессе индивидуальной жизнедеятельности, а по наследству от всего человечества. Что-то такое, что объединяет всех людей на земле, совершенно независимо от их места рождения, языка и воспитания.

Юнг привел множество примеров тому, как в некоторых случаях люди из совершенно разных культур демонстрируют совершенно одинаковые психические реакции.

Он объехал весь мир и нашел массу подтверждений тому, что всех людей на психическом уровне объединяет какая-то психическая наследственность, и назвал ее коллективным бессознательным — в отличие от личного бессознательного, которое полностью тождественно фрейдовскому пониманию этого термина.

Так же как физический организм и его генетическая наследственность содержат в себе опыт многих тысяч лет выживания, коллективное бессознательное содержит в себе опыт выживания психологического за те же тысячи лет.

Менялись условия обитания, менялись культуры, менялся уровень сознания, но проблемы, стоящие перед человеком разумным во все века оставались теми же, что и сейчас — отношения с людьми, отношения с окружающим миром, отношения с собой.

Все это неизбежно отложило отпечаток на устройство психики. Ребенок, рождаясь на свет, начинает жизнь не с чистого листа — он содержит в себе мудрость всего человечества, как биологического вида. От правильного и эффективного функционирования психического аппарата выживание человека зависит ничуть не меньше, чем от эффективности его физиологического устройства.

При такой точке зрения на природу психики не остается места суждениям о добре и зле, о сражении сознания против бессознательного. Никакой конфронтации между ними нет.

Задача бессознательного не в том, чтобы вредить сознанию или служить отстойником для всего грязного и недостойного, бессознательное — это механизм выживания и саморегуляции психики, без которого не было бы и сознания.

Бессознательное никогда не действует во вред сознанию, оно лишь стремится к балансу психического метаболизма.

Коллективное бессознательное содержит в себе изначальные матрицы, пустые поведенческие шаблоны, которые человек в течение своей жизни наполняет своим личным опытом выживания. Этой темы мы уже касались в статье про архетипы — они и есть эти самые незаполненные матрицы.

Пару архетипов мы рассматривали подробно — это Тень и Персона.

Сейчас о них интересно вспомнить потому, что эти архетипы и выраженное в них свойство человеческой психики вытеснять неугодные свои качества и выставлять на показ самые выгодные из них — это и есть сфера личного бессознательного. Весь фрейдовский психоанализ — это юнговская работа с Тенью и Персоной, а у Юнга это только начало пути, самый простой и очевидный его этап.

Личное бессознательное содержит в себе только локальные проблемы, конфликты, порожденные в течение одной отдельной жизни. Рождение, воспитание, выживание… круговорот жизни и проблемы одного человека в масштабах всего человечества — это ничто.

Коллективное бессознательное ставит перед человеком проблемы иного — экзистенциального — уровня, решение которых даже в индивидуальном порядке важно для выживания и эволюции всего вида. Единичные случаи преодоления экзистенциальных конфликтов откладываются в коллективном бессознательном так же, как удачные комбинации генов постепенно закрепляются в генетическом коде всего человечества.

И точно так же, как генетическая программа требует от человека выживания и продолжения рода, так и коллективное бессознательное требует от человека выполнения программы психического развития.

В человеке самой природой заложена потребность в достижении более высоких уровней сознания, в обретении «коллективного» счастья, и бессознательное, играя роль то ангела, то демона, постоянно человека к этому подталкивает.

Коллективное бессознательное — не друг и не враг. Это безликая сила, которая в одно мгновение может разбить в щепки утлое суденышко человеческого сознания.

Ей нет дела до личных проблем и амбиций, так же как нет дела до выживания индивидуальной личности.

Стоять у нее на пути — себе дороже, однако можно прислушаться к ее требованиям, поймать волну, и она сама принесет человека на порог величайших открытий.

p. s.

Продолжение в следующих сериях…

p. p. s.

Источник: https://satway.ru/articles/conscious-unconscious/

Коллективное и личное бессознательное по Фрейду, Юнгу и другим психологам

Бессознательное по Фрейду

Вопрос бессознательного очень обширен, в разное время он рассматривался различными исследователями.

Попробуем разобраться в этом.

О видах и признаках нарушения сознания человека узнайте из нашей статьи.

Что это такое в психологии?

Бессознательное представляет собой совокупность различных психических состояний и процессов, которые осуществляются под воздействием неких явлений окружающей действительности и о воздействии которых индивид не отдает себе отчета.

Реальность, отражаемая человеком, совмещается с имеющимися у него переживаниями.

Важной особенностью данного психического процесса является то, что осуществлять контроль над ним невозможно.

Бессознательное человека является предметом изучения таких областей знания, как психология и психоанализ.

Соотношение с сознанием

В целом, психические явления подразделяют на две группы:

  • сознательные, то есть те, которые человек непосредственно осознает;
  • бессознательные, которые человеком не осознаются.

Именно совокупность этих процессов представляют собой психику. Совместно они помогают человеку приспособиться к внешнему миру.

При этом в область влияния сознания входит управление сложнейшими формами поведения, которые требуют контроля и внимания индивида.

Несмотря на это, следует отметить, что большинство поведенческих актов совершаются именно на бессознательном уровне.

Структура

В структуру данного психического явления входят:

  1. Неосознаваемые действия. Сюда относят жесты, мимику, вегетативные реакции (дрожь в руках, покраснение или побледнение лица и т.д.)
  2. Неосознаваемые установки. Они представляют собой готовность к определенным реакциям или действиям.
  3. Неосознаваемые автоматизмы. Под ними понимают такие действия, которые совершаются без непосредственного участия.

    Сюда относят дыхание, ходьбу, плавание и т.д.

  4. Надсознательные процессы. Это некие внезапные озарения, к которым относят вдохновение, интуицию, мудрость и т.д.

Виды

Классификация выглядит следующим образом:

  1. Врожденное. Как видно из названия, мы имеем его изначально, с самого рождения. Подразделяется на индивидуальное (влечение, инстинкты) и коллективное. Ниже мы рассмотрим архетипы коллективного бессознательного, кто их открыл и в чем их суть.
  2. Социальное. Сюда входят установки, ценности и убеждения, которые появляются и формируются у нас в ходе воспитания, под воздействием окружающих — в первую очередь семьи.
  3. Вытесненное. Оно формируется под воздействием нашей цензуры, когда неприемлемые для человека чувства и желания переводятся из сознания в эту область.
  4. Предсознательное. Сюда относят чувства, мысли, которые раньше были сознательными, а теперь потеряли свою актуальность и перенеслись в эту сферу.

Как самостоятельно развить эмоциональный интеллек? Читайте об этом здесь.

Бессознательные действия человека: примеры

К таким неосознанным действиям, как мы уже говорили, относятся такие процессы, которые протекают неосознанно.

Например, для того, чтобы дышать, не нужно контролировать этот процесс или проговаривать про себя «вдох-выдох». Человек просто делает это и даже не замечает. То же самое, например, с ходьбой.

Как пример можно еще привести некоторые навыки, которые мы приобретаем. К примеру, вождение автомобиля или плавание. Сперва человек учится, разбирается в этих процессах.

Затем, в результате многочасовой практики, он уже не задумывается, какие движения нужно сделать, чтобы поплыть или припарковаться.

Фрейд

Само данное понятие обрело популярность благодаря работам З.Фрейда.

Согласно его теории, объем бессознательного значительно превышает объем сознания.

Приведем классический пример: представьте себе айсберг. Его верхушка, находящаяся на поверхности — это сознание. Весь массив, расположенный под водой — это как раз то, что мы не осознаем.

В бессознательное вытесняется все то, что противоречит общественным нормам морали. То есть это все фантазии, желания, чувства, неодобряемые окружающими.

Но при этом, они имеют большое значение в жизни человека. Именно из-за них у человека чаще всего возникают психологические проблемы, неврозы, тревожность и т.д.

Согласно теории Фрейда, в бессознательном главным образам содержатся психологические содержания, эмоции и влечения, недопустимые для сознания.

То есть в сознательной части возникает какая-то мысль, потребность или желание, но мы понимаем, что по какой-то причине она недопустима. Поэтому она переносится в бессознательное, где и господствует.

Бессознательное функционирует на основе представлений или какой-то информации, которая однажды была осознана человеком, но промелькнула с некой степенью интенсивности.

Это может быть как одна мысль, так и целый набор переживаний, которые почему-то ушли из сознания и, можно даже сказать, забылись.

О бессознательном по Зигмунду Фрейду в этом видео:

Юнг

К. Юнг является последователем Фрейда, который стал дальше разрабатывать идеи своего наставника.

В своей концепции он основывается на двух понятиях:

  • личное бессознательное;
  • массовое бессознательное.

Им были также открыты архетипы массового или коллективного бессознательного. Согласно его теории, они имеются в каждом человеке и объединяют всех людей. Под коллективным бессознательным он понимает память целого человечества о прошлом.

Архетип представляет собой общую для всех людей форму мысли, которая идет еще из древности. Он довольно абстрактен и выражается разными способами.

В качестве примера возьмем архетип матери. Когда ребенок появляется на свет, то он сразу же наследует данный архетип и бессознательно знает, как вести себя по отношению к матери.

Суть архетипов заключается в том, чтобы наделить человека необходимыми понятиями, которые пригодятся нам в жизни. Среди них можно выделить архетипы времени и пространства, рождения и смерти, родителей и т.д.

Гельмгольц

Гельмгольц разработал свою концепцию, которая получила название «теория бессознательных умозаключений».

Согласно ее положениям, человек воспринимает три вида образов: первичный, перцептивный и образ представления.

Под первичным образом понимают некую совокупность впечатлений, которые образовались в результате ощущений, не имеющих следов прошлого опыта.

Образ представления представляет собой впечатления, которые основываются исключительно на предыдущем опыте и не имеют чувственную основу в настоящем.

Перцептивный же образ формируется в результате совмещения первичного образа и образа представления. Осуществляется он как раз с помощью бессознательных умозаключений.

Что касается бессознательных умозаключений, то они не осознаются человеком и поэтому их невозможно преодолеть. Поэтому они имеют важное значение в жизни человека.

Лейбниц

Г. Лейбниц стал одним из первых философов, который затронул вопрос бессознательного в своих работах.

Он считал, что психика человека — это нечто такое, что содержится в нем в качестве каких-то смутных представлений.

В связи с этим он бессознательным называет все, что по какой-то причине ушло из непосредственного понимания или сознания индивида. Сюда он относил, например, жизненный опыт и приобретенные знания и умения.

Способ анализа

С бессознательным можно работать.

Ведь оно помогает выявить скрытые страхи и тревоги, понять истинную сущность человека.

К наиболее известным способам относят анализ сновидений, жестов и оговорок человека. Именно в этих трех категориях бессознательное проявляется наиболее сильно.

Методы исследования

Методы анализа или исследования были разработаны З. Фрейдом и его сторонниками, это:

  • метод свободных ассоциаций;
  • метод анализа сновидений.

Первый метод основан на том, что психоаналитик расшифровывает непрерывный поток слов, воспроизводимый пациентом. Он ищет в них закономерность и на ее основе делает заключение о возможных причинах психического состояния человека.

Как пример данного метода можно назвать ассоциативный эксперимент. Психоаналитик называет слово, а пациент должен в ответ сказать первое, что пришло ему в голову.

Рано или поздно у пациента начнут проявляться слова, которые как раз и связаны с его скрытыми переживаниями.

Анализ сновидений осуществляется также на выявлении переживаний у человека. Он основан на теории, что сне контроль сознания осуществляется гораздо слабее, в связи с чем в сновидениях могут всплыть настоящие тревоги и желания индивида.

Работа: техники

Существуют различные техники работы с бессознательным, которые помогут разобраться в своих скрытых чувствах и влечениях.

Рассмотрим некоторые из них.

  1. Ловец снов. Данная техника основана на методе анализа сновидений. Ее отличие в том, что нужно записать сон сразу после пробуждения, причем стараться сделать это максимально детально. Для этого можно использовать блокнот, диктофон или телефон. Даже если вы проснулись посреди ночи, необходимо зафиксировать то, что вам привиделось. На следующий день следует прочитать/прослушать записанное и попытаться понять, что это может означать. Как правило, сообщение подсознания преподносится во сне прямым способом, поэтому трудностей с расшифровкой не возникает. Обратите внимание, что ключевым моментом сна могут быть как ваши чувства и желания, так и тревоги, страхи, переживания.
  2. Письмо к себе. Очень простая в выполнении техника. Необходимо сесть и написать себе письмо. В нем следует задать вопросы, которые вас волнуют, обращаясь к самому себе. Поинтересоваться, что вы чувствуете, что вас беспокоит. Потом сразу же приступайте к ответному письму.

    И вот тут очень важно не контролировать себя, просто записывать все мысли, которые возникают. Именно ответное письмо и станет проявлением вашего бессознательного.

  3. Наведение транса. Займите удобную позу и начните сканировать различные части тела. Что чувствует правая рука, крестец, шея, затылок, левая пятка и т.д. Постепенно вы погрузитесь в состояние транса. Можно также навести транс с помощью многократного повторения мысленно одной и той же фразы, как некой мантры. Можно включить музыку с одинаковым ритмом. Как только вы достигнете такого состояния, бессознательное само начнет давать вам подсказки. Вы услышите его голос и раскроете свои скрытые чувства.

Проблема в психоанализе

Проблема бессознательного активно изучается еще начиная с начала 20 века.

Различные исследователи и ученые пытались понять его сущность, определить значение для человека, проанализировать.

И по сей день проблема бессознательного продолжает разрабатываться в психологии и психоанализе.

На данный момент становится очевидным, что развитие исследований о данном явлении представляет собой необходимо условие для формирования общего представления о психической жизни индивида.

Бессознательное является важным элементом психики человека. Работа с ним при помощи различных методик и техник дает возможность выявить скрытые желания и тревоги.

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/bessoznatelnoe-po-frejdu.html

Психология бессознательного. Зигмунд Фрейд. Краткое описание книги

Бессознательное по Фрейду

« Назад

14.12.2015 08:03

Психология – великая наука, которая позволяет узнать человека самым лучшим образом. Большое количество ученых пытались и пытаются узнать о внутреннем «богатом» мире человека, одним из таких ученых был Зигмунд Фрейд. Он посвятил большую часть жизни такому важному вопросу, как психология бессознательного.

Согласно многим представлениям великих ученых-психологов – бессознательное – это своего рода субъект сферы сознания, вытесненный определенными силами по определенным причинам из сферы осознания. А вот, кто вытесняет, как и к чему это приводит – мнения разнятся у многих ученых.

Например, великий австрийский ученый Зигмунд Фрейд утверждал, что вытеснение осуществляется только в одну сторону, а именно некое СВЕРХ-Я.

Оно представляет собой общество в сознании и представляется более сильным субъектом, который вытесняет слабое психологическое содержание, например, такое как – впечатления из детства, которые являются недопустимыми для Сверх-Я.

Итого, получается, что бессознательное по Зигмунд Фрейду – это первые впечатления из детства, живущие внутри нас, однако они не являются осознаваемыми, так как они социально не приемлемы или не согласуются с иными потребностями или факторами определенной личности.

Если говорить о других разновидностях бессознательного, то Зигмунд Фрейд не имел знаний, не предполагал или отрицал их. Не менее важно и то, что вытеснение по Фрейду – жесткое, получается, что найти бессознательное, а также возвратить в сознание человеку стандартными методами невозможно.

Психология бессознательного по Зигмунду Фрейду – это сфера психики, в которой осуществляются недоступные для Я вещи, однако они логичны и обладают определенной логикой. Как утверждал З.

Фрейд, бессознательное можно «узнать», иными словами расшифровать только при помощи работы специалиста, использующего специализированные методики, в качестве примера – гипноз или толкование.

Теория З.Фрейда

Согласно «теории» Фрейда о психологии бессознательного – объем бессознательного значительно выше объёма сознания (в качестве примера для наибольшего понимания можно привести такое выражение: у айсберга – сознание выступает небольшой вершиной, а то, что находится под водой представляет собой бессознательное). Также бессознательное, согласно утверждениям великого австрийского ученого несет прямую ответственность за множество неврозов и других проявлений. Многие неприятности, связанные с нашей личностью, по мнению Фрейда, происходят из-за бессознательного.

Ведь Зигмунд Фрейд предложил модель психики, которая состоит из 3 компонентов – это собственно: ОНО, Я Сверх-Я, для которого как раз не желательны детские впечатления.

Согласно психологии бессознательного по Зигмунду Фрейду, многие действия, которые совершаются человеком «на автомате», обладают неосознаваемым характером.

Зигмунд Фрейд считал, в бессознательное вытесняются скрытые желания, фантазии, противоречащие общей морали или нормам поведения, которые заложены обществом. Ко всему прочему они слишком сильно вызывают тревогу, для того, чтобы быть осознанными. 

Зигмунд Фрейд на протяжении своей жизни рассмотрел то, как определенная мотивация может проявляться во снах, творчестве или отклонениях, вызванных невротизмом.

Согласно утвержденным данным, основной регулятор поведения человека – влечение или желания.

Когда он лечил своих пациентов, то заметил такой факт, что переживания, которые не осознаваемы пациентами, способны сильно «утяжелить» жизнь и порой даже ведут к развитию различного рода психологических заболеваний или отклонений. 

Чему способствовало открытие?

Благодаря такому открытию, он начал искать средства избавления «пациентов» от конфликтов, которые возникают относительно «говорящего» сознания и тайными побуждениями бессознательного. В результате этого появилась специальная методика Зигмунд Фрейда, которая «исцеляет» души. Иными словами – психоанализ Зигмунда Фрейда. 

Стоит отметить, что именно до открытия этого великого ученого, многие считали душу, как единым целым, именно то, что не делится. Согласно Фрейду, в бессознательном нет ничего, чтобы когда-то не имелось в сознательном. Далее эту «теорему» модернизировал Юнг, но мы не будем об этом.

Фрейд понимал бессознательное, практически как определения памяти.

Получается, что в нем содержится такая информация или представления, впечатления, которые уже однажды осознавались человеком, однако она промелькнула с определенной степенью интенсивности.

Можно предположить, что это былая какая-то определенная мысль, а может быть целый комплекс переживаний различного рода, которые неизвестно почему ушли из сознания, практически точно также, как «забылись».

По мнению Фрейда, в бессознательном появляются подобного рода психологические содержания, которые не могут подходить для главенствующей позиции сознания или являются нездоровыми.

В большинстве своем в бессознательном имеется то, что для обычного сознательное не является допустимым.

К ним относят различного рода желания, потребности или мысли, возникающие в сознательной части, однако которые якобы не «прошли».

Таким образом, Фрейд смог изучить психологию бессознательного, предоставив миру свое представление.

Источник: http://litvak.me/statyi/article_post/psikhologiya-bessoznatelnogo

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.