Бог даёт нам испытание по силам нашим

Правда ли, что Бог не дает испытаний не по силам?

Бог даёт нам испытание по силам нашим

Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа!
Пс. 30:25 

В наше время создаются все условия для того, чтобы человек ни в чем не нуждался, культивируется образ «успешного и счастливого», без проблем, как в личной, так и в общественной жизни. Но иногда, нас настигают скорби, переживания и неприятности, и мы начинаем роптать и жаловаться на Бога.

В материальном мире не принято считать скорби нормальным явлением, люди стараются поскорее от них избавиться, а главное – поскорее забыть. Но духовный мир, который не виден за плотской оболочкой человека, определяет скорби как обязательное условие духовного роста человека.

Так являются ли скорби наказанием Божьим, или имеют более глубокую природу, чем мы привыкли думать?

Условно скорби можно разделить на три категории.

1. Скорби и страдания как последствия греха и глупости

Человек вышел из казино, где все проиграл, и застрелился.

Вопрос: Это Бог его направил туда играть или кто? Как писал Антоний Великий: «Если мы стараемся жить по заповедям Евангельским, то мы соединяемся с Духом Божиим, и нам бывает хорошо, если же мы отвращаемся от Бога, не считаемся с заповедями Божиими, то мы соединяемся с демонами-мучителями, и тогда наступает беда для человека». Как видим, не следует во всех скорбях винить Бога.

Всем нам известно, что совершая грех, мы сознательно нарушаем Божьи заповеди, отходим от Бога, и тем самым наносим себе непоправимый вред.

Пройдет время, кто-то осознает, кто-то нет, что он сделал, но тот вред, который мы нанесли себе при совершении греха, останется с нами до конца дней.

Через искреннее покаяние Господь прощает человека, но то, что случилось с человеком в момент совершения греха и после, может оставаться с ним как напоминание об отступления от Бога. «Страдающий плотию перестает грешить», — пишет ап. Петр (1 Пет. 4, 1).

Как видим, все зависит от нас: соединяемся ли мы с Духом Божиим или с демонами-мучителями. Господь никого не наказывает, а наказываем мы себя сами, когда отходим от Господа. 

2. Испытания, посылаемые Господом для поучения или назидания

Бог, как любящий Отец, попускает нам такие «скорби» в воспитательных целях – для вразумления и наставления.

Господь не хочет нас погубить, ввести в уныние (это грех), вызвать обиду или гнев, а только помочь нам спастись! В своей проповеди Патриарх Кирилл указывает, что «Господь как мудрый и любящий родитель не балует своих детей.

Он проводит их через скорби, потому что в скорбях мы растем, под тяжестью ответственности мы возрастаем, в преодолении трудностей оттачивается наш характер, рождаются мысли, которые могут поддерживать нас и других. Без этих трудностей нет духовного роста и нет спасения».

 «А когда скорбь придет и молитва не даст облегчения, то не унывай, не ропщи и не придавайся неверию; а помни, что без скорбей нельзя спастись, нельзя даже приобрести опыта житейского (игумен Никон Воробьев)».

И поэтому, как писал затворник Георгий Задонский: «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит: скорби находящие бывают попущением Божиим; и когда скорбящие всей душой обратятся ко Господу, в тот же час щедротами Своими неизреченно утешит их Господь и подаст благую мысль слушающим Его, что когда надлежит делать к Его угождению».

Как видим, иногда испытания приходят в нашу жизнь по милости Божьей. Приходят они, как будто невидимая рука добавляет очередную ступеньку к лестнице нашего восхождения на Небо, на которую хлопотно всходить, но с которой далеко видно, и главное – ближе к Богу.

Разумеется, никакие тварные силы не могут вмешиваться в этот сокровенный воспитательный процесс. Как поучает Исаак Сирин: «никакая тварь не может прикоснуться к человеку без воли Божией». Профессор МДА Осипов А.И.

добавляет: «А воля Божия совершается в полном соответствии с тем, что хочет человек, к чему он стремится и как он живет». 

3. Скорби и страдания за веру Христову

«И яко многими скорбьми подобает нам внити в царство Божие» (Деян. 14:22). Блаженный Феофилакт Болгарский объясняет, что «в царство небесное вводит не всякая, какая только встретится, теснота или скорбь, но скорбь из-за веры в Бога». Тот человек, который готов ради Христа пожертвовать своей жизнью, терпеть любые скорби и лишения получает мученический венец.

Святой Иоанн Златоуст писал: «Для меня доблестнее терпеть зло за Христа, чем принимать от него почести. Это – великая честь, это – слава, выше которой нет ничего».

Следует понимать, что скорби и страдания за веру Христову есть удел избранных, они посылаются тем, кто уже прошел большой путь духовного развития и готов их достойно вынести. 

Так как же достойно принять скорби, где взять силы их пережить и спастись?

Без терпения и вложения в руки Божьи нашей жизни мы ничего не достигнем. Терпением мы спасаем наши души. Профессор МДА Осипов А.И. указывает на то, что есть 4 ступени терпения: «Первая ступень: просто терпеть.

Случилась неприятность, болезнь, скорбь – просто терпеть (не роптать, никого не винить). Вторая ступень: признать, что достойное по делам моим со мной происходит, а не потому, что кто-то мне желает плохого (винить только себя).

Третья ступень: я не только сознаю, что это достойное по делам моим, а и благодарю тебя, Господи, что ты даешь мне возможность за эти свои дела, хоть немножко потерпеть (благодарить Бога за его участие в нашем спасении).

Четвертая ступень: человек радуется и благодарит Бога за эти страдания (ощутить всю полноту любви Бога и всю его мудрость). Мы видим это в истории многих мучеников: когда они были рады сострадать вместе с Христом».

Фаддей Витовницкий, сербский старец, в конце своей жизни говорил: «Все святые отцы, которые прожили добрую, тихую жизнь, — все говорили, что совершенство христианской жизни в полном смирении. Значит, терпение — самая необходимая в жизни вещь. Все терпеть и все прощать!».        

Так правда ли, что Бог дает столько, сколько можешь вынести?

На этот вопрос лучше ответить известной притчей для того, чтобы человек сам для себя решил, дает ли ему Бог столько, сколько может вынести или нет?

Однажды, стал человек роптать на судьбу. Не мог он вынести те скорби и страдания, которые были в его жизни. «Как же мне тяжело нести этот крест. За что, Господи?» – все не унимался человек. Неожиданно появляется Господь и предлагает: «Пошли со мной. Выберешь крест по своим силам». Человек с радостью пошел за Ним.

Вот они заходят в помещение, где полно разных крестов – больших и средних; железных и деревянных. И вдруг человек видит в дальнем углу маленький деревянный крестик. Он подбегает к нему, берет в руки и с благоговением прижимает к своей груди, потом поворачивает к Господу и говорит: «Этот хочу!».

«Бери, говорит Господь, – этот и был твой!» 

Святые Отцы о терпении скорбей

«Терпи скорби, потому что в них, как розы в терниях, зарождаются и созревают добродетели».

Прп. Нил Синайский 

«Ничто не может служить таким свидетельством о совершенной разумности, как долготерпение».

Свт. Иоанн Златоуст 

«Кто может с радостью перенести обиду, даже имея в руках средства отразить ее, тот приял утешение от Бога по вере в Него».

Прп. Исаак Сирин 

«Переноси терпеливо удары, ибо таковыми очистить тебя хочет Божие промышление».

Авва Фалассий 

«Терпение в жизни есть дар Божий, и дается ищущим и хоть через силу напрягающимся удерживаться при смущениях, неурядицах неполадках».

Прп. Феодор Студит 

«Потерпи Господа в день скорби, чтобы покрыл тебя в день гнева».

Прп. Ефрем Сирин 

«Не полагайте, будто от других вам наносятся скорби; нет, они извнутрь вас происходят; а люди суть токмо орудия, коими действует Бог в деле нашего спасения, к нашему очищению».

Преподобный Макарий Оптинский 

«Отец Небесный всемогущ, всевидящ: Он видит твои скорби, и если бы находил, что нужно и полезно отвратить от тебя Чашу, то сделал бы это непременно».

Святитель Игнатий Брянчанинов. 

Источник: https://spzh.news/ru/find/lost/article/pravda-li-chto-bog-ne-daet-ispytaniy-ne-po-silam

Терпение: Бог не по силам испытаний не даёт

Бог даёт нам испытание по силам нашим

Воистину, Аллах с  терпеливыми

Сура Аль-Бакара айат 153

Что бы ни  случилось в жизни верующего, его богобоязненные друзья, принося свое сочувствие, обязательно упомянут о необходимости проявления терпения в трудностях. Терпящему бедствия иногда подобное пожелание кажется бесполезным и даже раздражающим.

Потому что, находясь  в положении человека, которому необходимо потерпеть,  сложно представить,  что в этом есть нечто положительное. Вся польза проявления этого качества видна, когда испытание уже пройдено.

И то только в том случае, если пройдено оно достойным образом.

Человеку, у которого есть солидный опыт преодоления трудных жизненных периодов, значительно проще поверить, что в горьком вкусе терпения заключена восхитительная сладость. Но секрет этой сладости скрыт в том, что всё равно каждый раз трудно поверить, что достаточно только проявить красивое терпение, и кошмарный жизненный кризис обернется для тебя  хорошей новостью.

Примером проявления терпения и для последователей ислама, и для христиан является пророк Аюб (Иов),  жизненные испытания которого могут ужаснуть многих, но при этом и вызвать  мысли о собственном  негероическом восприятии сравнительно небольших передряг.

Вдумайтесь, он потерял практически всё, что имел, а был до этого человеком, щедро оделённым  благами. Говоря «всё», если мы говорим про Аюба, имеем ввиду  и богатство, и многочисленное потомство, и здоровье. Терпение, с которым этот любимец Аллаха проходил через огромные  лишения, стало примером в  веках, никто из нас уже  не может сказать о чем-либо, что  «это невозможно терпеть».

Где любви – хотя бы капля, там терпенья – океан

«Сколько ещё терпеть!» – воскликнут те, у кого уже давно чёрная полоса не сменялась белой. «Сколько понадобится» – другого ответа нет.

Самое главное,  это настроить себя терпеть хоть всю жизнь, если того пожелает Всевышний Аллах, потому что чёрная полоса длинною в жизнь, если будет пройдена верно, обязательно сменится ослепительно- белой, нескончаемой, райской. Ради любимого человека люди на многое способны.

Мы готовы терпеть то, что исходит от него к нам до тех пор, пока любим. Терпение и любовь – две сестры, одна всегда ходит за ручку с другой.

А если это любовь к Всевышнему Аллаху?! Разве есть что-либо в нашем земном пути, что невозможно терпеть ради Него? Веками проверена справедливость выражения, приведённого в  подзаголовке : «Где любви  – хотя бы капля, там терпенья – океан», недаром ее считают   народной  мудростью. И в тот момент,  когда мы теряем терпение, вместе с ним от нас уходит способность любить, и самое страшное, когда уходит способность любить Творца.

Отложенная награда

Мы всегда торопимся получать дивиденды. Современный мир с пелёнок учит нас стремиться к максимально быстрому извлечению прибыли. Это касается не только бизнеса, но и  жизни  в общем.

Между тем истиной является и то, что чем дольше ждёшь, тем больше получаешь.

Тот, кто готов всю жизнь прожить в ожидании награды, отложив её получение на послесмертие, обретёт ожидаемое счастье: довольство и любовь Создателя.

Фактически нам мешает иметь красивое терпение наша меркантильность – да, да. Мы хотим награды за свои усилия, нам важно, чтобы её  как можно скорее нам вручили. Мы думаем, что заслуживаем чего-нибудь лучшего, чем постигшие нас несчастья. Нам кажется, что бедствия – это несправедливость.

Подумайте чуть дальше: кем  проявленная? Обладателем Совершенной Справедливости? Красивейшим терпением обладают те, кто скромен  перед  Всевышним. И примерами этого являются пророки и посланники Его.

Одной из самых поучительных историй является та, в которой Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) отправился с дааватом в Таиф.

  После долгого путешествия, когда он прибыл туда с наилучшим, что было у него, полный надежд, что его сафар будет успешным,  жители этого города не только не приняли его проповедь, но и закидали его камнями. Меня уже много лет в самое сердце поражает дуа, которое он читал там:

«Взываю к Тебе за свою слабость, неспособность, и за своё унижение перед людьми. О, Милостивый из всех милостивых! Ты Господь  слабых, Ты и мой Господь.

На кого Ты меня оставляешь: на врага, который смотрит на меня со злобой, или на врага, который властвует надо мной? Если Ты не разгневался на меня, то, что бы со мной ни случилось, нет разницы, но всё же быть здоровым легче.

Сиянием  Твоего величия, осветившим темень, которым улучшились мирские и ахиратские дела, я ищу защиты от Твоего гнева надо мной, и от ниспослания его на меня, нет силы и мощи, кроме как от Тебя».

«Если Ты не разгневался на меня, то, что бы со мной ни случилось, нет разницы»  – вот оно, правильное и наискромнейшее отношение к постигшему бедствию. Вот что должно беспокоить богобоязненного человека, когда на него обрушиваются неприятности. А вдруг это гнев Аллаха? А вдруг я потерял Его довольство?

А также нужно понимать, что может это наказание, которое несёт за собой очищение от проступка. Лучше терпеть здесь годами, чем в Вечности бесконечно. Во всём  благо для верующего. А терпению надо обязательно учиться.

Где ж его взять – то?

Где берут терпение? Увы, в магазине не купишь… Оно приходит, когда получаешь знания в виде теории. Когда терпишь – в виде практики. А также религиозная практика и выполнение того, что велит тебе наставник  помогает нарастить духовные мышцы, которые делают сложную задачу выполнимой.

Ведь силачу ничего не стоит поднять десятикилограммовую гирю, но слабаку  она кажется ужасно тяжкой ношей. Поэтому необходимо тренироваться постоянно, мы должны быть постоянно готовыми пройти испытания и проявить в них терпение. Ведь мы не знаем, когда оно нам  понадобится.

Так и человек, который тренируется в спортивном зале, не знает, когда его хорошая физическая форма сослужит ему добрую службу.

Житейская мудрость терпения

Стоит также отметить, что с простой обывательской точки зрения терпение это тоже отличный рецепт успеха не только в вечности, но и в земной жизни.

Интервью с миллионером:

– Скажите, как вам удалось стать таким богатым?

– Просто  нужно быть очень терпеливым.

– Ну, я знаю тысячу дел, на которые не хватит никакого терпения, а если и хватит, то все равно ничего не получится. Например, носить воду в решете…

– Вы ошибаетесь, нужно  всего лишь набраться терпения и дождаться зимы.

Думаю, на этом примере становится понятно, что терпение необходимо не только для достижения рая.

А утешением и  поддержкой для всех, кому сложно терпеть, пусть послужит стихотворение Лидии Коржан:

Мне бабушка, вздыхая, говорила,

Стирая липкий  от горячки, пот:

«Терпи, родная! Ты ведь не забыла?

Бог не по силам испытаний не даёт!»

Когда дыханье заперто слезами,

Когда от боли сердце устаёт,

Как за щитом, я прячусь за словами:

«Бог не по силам испытаний не дает!»

Когда не удержаться без опоры,

Когда изменой –в сердце, напролет,

Шепчу с улыбкой:« Разве это горе?

Бог не по силам испытаний не даёт!»

И если, все «по дружбе» отвернутся,

Душа остынет, превратившись в лёд,

Мне остается только улыбнуться:

Бог не по силам испытаний не даёт!

Я их шептала, разгоняя тучи,

Слова простые, каждый их поймёт!

Мне помогали стать сильней и лучше…

«Бог не по силам испытаний не даёт!»

Источник: http://islam.ru/content/obshestvo/41408

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.