Чем Армянская Апостольская Церковь отличается от православной?

Содержание
  1. Какая религия в Армении? Официальная религия: Армения
  2. Какая религия в Армении официальная
  3. Первое христианское государство в мире
  4. Великий просветитель армянского народа
  5. Столетия борьбы
  6. Административное устройство Армянской апостольской церкви
  7. Особенности Армянской церкви
  8. Церковь и государство
  9. Другие религии
  10. Религия армян
  11. Принятие христианства Арменией в 301 году
  12. Армянская апостольская церковь не зависит от православной и католической церквей
  13. Католикос — епископ в ААЦ
  14. Матах — приношение в благодарность Богу
  15. Передовой пост
  16. Причащение
  17. Крестное знамение
  18. Монофизитство — признание единой природы Бога
  19. Отличия григорианской и православной церквей
  20. Чем армянская церковь отличается от православной
  21. Православная церковь
  22. Армянская апостольская церковь
  23. Различие
  24. Церковный рейд: армянская апостольская церковь «Сурб Хач»
  25. Особенности армянской церкви
  26. Появление храма в Самаре
  27. Русские иконы и армянские камни
  28. Сохранить язык и обыграть в футбол
  29. Каменная память
  30. Подпишитесь на наш Instagram — только важные новости и красивые фото Самары
  31. Армянская Апостольская церковь и Православие
  32. История церкви в Армении
  33. Расхождение с православием
  34. Догматические различия
  35. Особенности обрядов
  36. Ренегатство армян
  37. Иерархическое устройство
  38. Общины в России и Иерусалиме
  39. Почему армяне православные
  40. Православие в Армении
  41. Армянская апостольна церковь
  42. Присоединение армян к православной церкви
  43. Отпевание в храме
  44. Может ли армянин быть крестным у православного
  45. 📺 Видео

Видео:Армянская Церковь - история, обычаи, отличия от ПравославияСкачать

Армянская Церковь - история, обычаи, отличия от Православия

Какая религия в Армении? Официальная религия: Армения

Христианский мир секуляризирован настолько, что европейские народы, некогда бывшие оплотом евангельских ценностей, называют постхристианской цивилизацией. Светскость общества позволяет воплощать самые фантасмагорические стремления.

Новые нравственные ценности европейцев вступают в противоречие с тем, что проповедует религия. Армения является одним из немногих примеров верности тысячелетним этнокультурным традициям.

В этом государстве на самом высоком законодательном уровне свидетельствуется о том, что многовековой духовный опыт народа является национальным достоянием.

Какая религия в Армении официальная

Более 95% трехмиллионного населения страны являются членами Армянской апостольской церкви. Эта христианская община — одна из древнейших в мире. Ортодоксальные теологи относят закавказское сообщество верующих к пяти другим, так называемым антихалкидонитским общинам. Устоявшееся богословское определение не дает исчерпывающего ответа на вопрос о том, какая религия в Армении.

Православные называют армян монофизитами — признающими во Христе одну физическую сущность, армянские богословы православных обвиняют в обратном. Эти догматические тонкости понятны только теологам.

При ближайшем рассмотрении оказывается, что взаимные обвинения ошибочны. Официальное название сообщества верующих в Армении — «Единая Святая Вселенская Апостольская Православная Армянская Церковь».

Первое христианское государство в мире

За целое десятилетие до принятия Миланского эдикта императором Константином Великим, в 301 году царь Трдат III порвал отношения с язычеством и провозгласил христианство государственной религией. Во времена страшных гонений на последователей Иисуса по всей Римской империи властитель совершил решительный и неожиданный шаг. Этому предшествовали бурные события в Закавказье.

Император Диоклетиан официально провозглашает Трдата царем Армении, являвшейся частью римской провинции Каппадокии. В 287 году он, при посредничестве римских легионов, возвращается на родину и вступает на престол.

Будучи язычником, Трдат принимается ревностно исполнять религиозные обряды, повелевая при этом начать преследование христиан. Жестокая казнь 40 девушек-христианок совершает крутой поворот в судьбе царя и его подданных.

Великий просветитель армянского народа

Крещение целого народа произошло благодаря просветительской деятельности святого Григория. Он являлся потомком знатного рода Арксаидов. За исповедание веры Григорий перенес множество мучений.

По молитвам святого Трдат был наказан психическим заболеванием за мучение христианок. Григорий тирана заставил покаяться. После этого царь был исцелен.

Уверовав во Христа, он крестился вместе со своими придворными.

В Кесарии — главном городе Каппадокии — в 302 году Григорий был возведен в сан епископа. После возвращения в Армению он начинает крестить народ, строить храмы и школы для проповедников. В столице царя Трдата III по откровению свыше святой основал храм, названный впоследствии Эчмиадзин. От имени просветителя Армянская церковь именуется григорианской.

Столетия борьбы

Христианство, как официальная религия Армении, стало раздражителем владык соседней Персии. Иран предпринял решительные действия к искоренению новой веры и насаждению зороастризма. Этому немало способствовали проперсидски настроенные землевладельцы. С 337 по 345 году Шапур II, казнив десятки тысяч христиан в самой Персии, совершает ряд разорительных походов в Закавказье.

Шахиншах Йездигерд II, желая укрепить позиции в Закавказье, в 448 году прислал ультиматум. Собранный в Арташате Собор духовенства и мирян дал ответ, что армяне признают светскую власть персидского властителя, но неприкосновенной должна остаться религия. Армения этим постановлением отвергла предложение о принятии чуждой веры.

Началось восстание. В 451 году на Аварайрском поле произошло самое крупное в истории страны сражение. Хотя защитники и проиграли битву, гонения были приостановлены.

После этого еще тридцать лет Армения боролась за свою веру, пока в 484 году не был заключен мирный договор с Персией, по которому армянам было разрешено свободно исповедовать христианство.

Административное устройство Армянской апостольской церкви

До 451 года Армянская апостольская церковь представляла одну из поместных общин единой христианской Церкви. Однако вследствие неверной оценки постановлений четвертого Вселенского Собора возникло недоразумение. В 506 году Армянская церковь официально отделилась от византийской, что существенно повлияло на историю государства, его политическую и общественную деятельность.

https://www.youtube.com/watch?v=71dt82sG76w

Основная религия Армении исповедуется на пяти континентах более 9 миллионами верующих. Духовным главой является патриарх-каталикос, в титуле которого значится, что он является духовным вождем Нации как в самой Армении, так и армян в рассеянии по всему миру.

Резиденция армянского патриарха с 1441 года находится в монастыре Эчмиадзин.

В юрисдикции Католикоса находятся епархии на территории всех стран СНГ, а также в Европе, Иране, Египте, Северной и Южной Америке, Австралии и Океании, викариатства в Индии и на Дальнем Востоке.

Эчмиадзинскому католикосату подчиняются в каноническом плане армянские патриархи в Стамбуле (Константинополе), Иерусалиме и Великий Дом Киликии (современный г. Козан в Турции).

Особенности Армянской церкви

Армянская церковь является практически моноэтническим религиозным сообществом: подавляющее большинство верующих армяне.

К этой конфессии принадлежит малочисленная община удин на севере Азербайджана и несколько тысяч азербайджанских татов.

Для ассимилированных армянами цыган боша, кочующих в Закавказье и Сирии, это тоже родная религия. Армения сохраняет григорианское летоисчисление церковного календаря.

Литургические особенности следующие:

  • Хлеб для причащения используется, как в католической традиции, опресночный, а вино не растворяется водой.
  • Литургия служится исключительно по воскресным дням и по особым обстоятельствам.
  • Таинство соборования совершается только над священнослужителями, причём тотчас после смерти.

Богослужения в армянских храмах совершаются на древнем языке грабар, проповедь священник произносит на современном армянском языке. Крестятся армяне слева направо. Священнослужителем может стать только сын священника.

Церковь и государство

В соответствии с Конституцией, Армения является светским государством. Конкретного законодательного акта, определяющего, что христианство — это государственная религия Армении, нет.

Однако духовно-нравственная жизнь общества не мыслится без участия Церкви. Так, президент Армении Серж Саргсян считает жизненно важными взаимодействие государства и церкви.

В своих выступлениях он заявляет о необходимости сохранения отношений между светской и духовной властью как на современном историческом этапе, так и в будущем.

Армянское законодательство устанавливает определенные ограничения на свободу деятельности других религиозных конфессий, тем самым показывая, какая религия в Армении является доминирующей. Принятый еще в 1991 году Закон Республики Армения «О свободе совести» регламентирует положение Апостольской церкви как общенационального религиозного объединения.

Другие религии

Духовный облик общества формирует не только ортодоксальная религия. Армения является родным домом для 36 приходов общины Армянской католической церкви, которых именуют «франками».

Франки появились в XII веке вместе с крестоносцами. Под воздействием проповеди иезуитов небольшая община армян признала юрисдикцию Ватикана.

Со временем, поддерживаемые миссионерами Ордена, они объединились в Армянскую католическую церковь. Резиденция патриарха находится в Бейруте.

Проживающие в Армении немногочисленные общины курдов, азербайджанцев и персов исповедуют ислам. В самом Ереване в 1766 была построена знаменитая Голубая мечеть.

Видео:ААЦ И РПЦ. ВЕРА, ЭТНОС, РАСКОЛ (Мкртчян, Темкин) // 12 сценаСкачать

ААЦ И РПЦ. ВЕРА, ЭТНОС, РАСКОЛ (Мкртчян, Темкин) // 12 сцена

Религия армян

Скачать эту статью

История армянской культуры берет свое начало в глубокой древности. Традиции, уклад жизни, вероисповедание продиктованы религиозными взглядами армян. В статье рассмотрим вопросы: какая вера у армян, почему армяне приняли христианство, о крещении Армении, в каком году армяне приняли христианство, о различии григорианской и православной церквей.

Принятие христианства Арменией в 301 году

Религия армян зародилась в I веке нашей эры, когда основатели Армянской апостольской церкви (ААЦ) Фаддей и Варфоломей проповедовали в Армении. Уже в IV веке, в 301 году христианство стало официальной религией армян. Начало этому положило царь Трдат III. Он пришел к правлению царским престолом Армении в 287 году.

Апостол Фаддей и Варфоломей — основатели Армянской апостольской церкви

Изначально Трдат не был благосклонен к христианству и устраивал гонения на верующих. Он заключил святого Григория в тюрьму на 13 лет.

Однако, сильная вера армянского народа победила. Однажды царь потерял рассудок и исцелился благодаря молитвам Григория — святого, проповедующего православие.

После этого Трдат уверовал, крестился и сделал Армению первым в мире христианским государством.

https://www.youtube.com/watch?v=VIZBB-eESIk

Крещение царя Трдата, сделавшего православие государственной религией армян

Армяне — католики или православные, сегодня составляют 98% населения страны.  Из них 90% представители Армянской апостольской церкви, 7% — Армянской католической церкви.

Армянская апостольская церковь не зависит от православной и католической церквей

Армянская апостольская церковь стояла у истоков зарождения христианства армянского народа. Она относится к древнейшим христианским церквям. Ее основателями считаются проповедники христианства в Армении — апостолы Фаддей и Варфоломей.

Догмы ААЦ значительно отличаются от православия и католицизма. Армянская церковь автономна от православной и католической церквей. И это ее главная особенность. Слово апостольская в названии отсылает нас к истокам зарождения церкви и указывает на то, что христианство в Армении стало первой государственной религией.

Монастырь Оганаванк (IVв.) — один из древнейших христианских монастырей во всём мире

ААЦ ведет летоисчисление по Григорианскому календарю. Однако, она не отрицает и Юлианский календарь.

Во времена отсутствия политического управления Григорианская церковь брала на себя функции правления. В связи с этим роль Католикосата в Эчмиадзине на долгое время стала главенствующей. Несколько веков подряд главным он считался центром власти и управления.

В современное время действует Католикосат всех Армян в Эчмидизиане и Киликийский Католикосат в Антилиасе.

Кафедральный собор в Эчмиадзине. Католикосат всех армян.

Католикос — епископ в ААЦ

Католикос родственное понятие слова епископ. Титул высшего звания в ААЦ.

В состав Католикоса всех Армян входят епархии Армении, России, Украины. В состав Киликийского католикоса входят епархии Сирии, Кипра и Ливана.

Традиции и обряды ААЦ.

Матах — приношение в благодарность Богу

Один из важнейших обрядов ААЦ — матах или угощение, благотворительный обед. Некоторые путают этот обряд с животным жертвоприношением. Смысл состоит в подаянии милостыни бедным, что является приношением для Бога. Матах совершается в качестве благодарения Бога за благополучный конец какого-то события (выздоровление родного человека) или, как просьба о чем-либо.

Для проведения матаха закалывают скот (быка, овцу) или птицу. Из мяса варят бульон с солью, которую заранее освятили. Мясо ни в коем случае не должно остаться недоеденным до следующего дня. Поэтому его делят и раздают.

Передовой пост

Этот пост предшествует Великому посту. Передовой пост начинается за 3 недели до Великого и длится 5 дней — с понедельника по пятницу.  Его соблюдение исторически обусловлено постом святого Григория. Это помогло апостолу очиститься и молитвами исцелить царя Трдата.

Причащение

Хлеб во время причащения используется пресный, однако, нет принципиальной разницы между пресным или квасным. Вино не разбавляется водой.

Армянский священник окунает хлеб (предварительно освященный) в вино, ломает и дает вкусить желающим причаститься.

Крестное знамение

Совершается тремя пальцами слева направо.

Чем Григорианская церковь отличается от православной

Монофизитство — признание единой природы Бога

Долгое время отличия армянской и православной церкви не были заметны. Примерно к 6 веку стали ощутимы различия. Говоря о разделении армянской и православной церквей следует вспомнить о возникновении монофизитства.

Это ответвление христианства, согласно которому природа Иисуса не двойственна, и он не имеет телесной оболочки, как человек. Монофизиты признают в Иисусе одну природу. Так, на 4-м Халкидонском Соборе произошел раскол между григорианской церковью и православной. Монофизиты армяне были признаны еретиками.

Отличия григорианской и православной церквей

  1. Армянская церковь не признает плоти Христа, ее представители убеждены, что его тело — эфир. Главное отличие кроется в причине отделения ААЦ от православия.
  2. Иконы. В григорианских храмах нет обилия икон, как в православных. Только в некоторых церквях встречается небольшой иконостас в углу храма. Армяне не молятся перед святыми образами. Некоторые историки связывают это с тем, что Армянская церковь занималась иконоборчеством.

Интерьер традиционного армянского храма с небольшим количеством икон. Церковь Гюмри

  1. Различие в календарях. Представители православия ориентируются на Юлианский календарь. Армянские 1 на Григорианский.
  2. Представители Армянской церкви крестятся слева направо, православные — наоборот.
  3. Духовная иерархия. В григорианской церкви 5 степеней, где высшей является католикос, далее — епископ, священник, дьякон, чтец. В русской церкви всего 3 степени.
  4. Пост продолжительностью 5 дней — арачаворк. Начинается за 70 дней до Пасхи.
  5. Так как армянская церковь признает одну ипостась Бога, то и в церковных песнях воспевается лишь одна. В отличие от православной, где поют о триединстве Бога.
  6. Во время Великого поста, армяне могут есть сыр и яйца по воскресеньям.
  7. Григорианская церковь живет по постулатам всего трех соборов, хотя было их семь. На 4-й Халкидонский Собор армяне попасть не смогли, в связи с чем не приняли постулаты христианства и проигнорировали все последующие соборы.

Видео:Чем армянское христианство отличается от русского православного?Скачать

Чем армянское христианство отличается от русского православного?

Чем армянская церковь отличается от православной

Многие люди еще со школы знают про раскол христианства на католичество и православие, так как это входит в курс истории. Из него мы знаем о некоторых различиях этих церквей, предпосылках, которые привели к разделению, а также последствиях этого разделения.

Но мало кто знает в чем заключаются особенности многих других видов христианства, которые по различным причинам отделились от двух основных течениях.

Одной из церквей, которые близки по духу православной, но в тоже самое время, являющихся полностью отдельными, является Армянская апостольская церковь.

Православная церковь

Православная церковь — второе по величине течение христианства после католицизма. Несмотря на частое заблуждение, раскол христианства на католичество и православие, хотя и назревал начиная с 5 века н. э., произошел только в 1054 году.

Неофициальное разделение сфер влияния привел к возникновению двух больших регионов Европы, которые вследствие религиозных различий, пошли разными путями развития.

В сферу влияния православной церкви попали Балканы и восточная Европа, в том числе и Россия.

Армянская апостольская церковь

Армянская апостольская церковь возникла гораздо раньше православной. Так, уже в 41 году она приобрела некоторую автономию (автокефальная армянская церковь), а официально отделилась в 372 году вследствие неприятия Халкидонского Вселенского собора. Примечательно, что этот раскол был первым серьезным разделением христианства.

https://www.youtube.com/watch?v=_4fBJ85qAMk

Вследствие Халкидонского собора наравне с армянской, выделилось еще четыре церкви. Пять этих церквей географически расположились в Азии и на северо-востоке Африки.

Впоследствии, во время распространения ислама, эти церкви были изолированы от остального христианского мира, что и привело к еще большим различиям между ними и  халкидонскими церквями (православие и католицизм).

Интересный фактом является то, что армянская апостольская церковь стала государственной религией еще в 301 году, то есть это первая официальная государственная религия в мире.

Несмотря на столь раннее отделение от единого христианского движения, между армянской и православной церковью всегда происходил культурный обмен.

Это связано с тем, что частичная изоляция Армении во время распространения ислама, отделила ее от значительной части христианского мира.

Единственное «окно в Европу» сохранялось через Грузию, которая к тому времени уже стала православным государством.

Благодаря этому можно найти некоторые общие черты в облачении священно служителей, обустройстве храмов, а в некоторых случаях и архитектуре.

Различие

Тем не менее, о родстве православной и армянской церквей говорить не имеет смысла.

Стоит хотя бы вспомнить тот факт, что православная церковь в наше время очень неоднородна во внутренней структуре.

Так очень авторитетными, практически независимыми от Вселенского Патриарха (формальный глава православной церкви), является Русская православная, Иерусалимская, Антиохийская, Украинская церкви.

Армянская апостольская же церковь является единой, даже несмотря на наличие автокефальной армянской церкви, ведь она признает покровительства над собой главы апостольской церкви.

Отсюда сразу можно перейти к вопросу о руководстве этих двух церквей. Так главой православной церкви является Константинопольский патриарх, а армянской апостольской — Верховный Патриарх и Католикос всех армян.

Наличие абсолютно разных титулов у глав церкви свидетельствует о том, что это совершенно разные институты.

Нельзя не отметить различие традиционной архитектуры этих двух церквей. Так, армянские соборы представляют себе продолжение и дальнейшее развитие традиционной восточной школы строительства.

На это во многом повлияли не только культурные предпосылки, но также климат и основные строительные материалы.

Армянские церкви, которые возводились еще в средние века, как правило, приземисты и имеют толстые стены (причиной этому являлось то, что они часто были и фортификационными сооружениями).

Православные церкви хоть и не являются примером европейской культуры, но и выглядят совершенно не так, как армянские. Они обычно тянутся ввысь, купола их традиционно озолочены.

Кардинально различаются обряды, а также время проведения праздников и постов у этих церквей. Так, армянский обряд имеет национальный язык, священные книги. В нем принимает другое количество человек, нежели в православном. Что примечательно, последний до сих пор не имеет такой связи с народом, что в первую очередь связано с языком богослужений.

Напоследок самое главное различие, которое и послужило причиной халкидонского раскола. Армянская апостольская церковь придерживается мнения, что Иисус Христос — это одно лицо, то есть он имеет единую природу. В православной традиции он имеет двойную природу — объединяет в себе и бога, и человека.

Эти различия настолько весомы, что эти церкви считали друг друга еретическими учениями, и были наложены взаимные анафемы. Положительные изменения были достигнуты лишь в 1993 году, когда представители обеих церквей подписали соглашение.

Таким образом Армянская апостольская церковь и православная имеют одни истоки, а также в меньшей степени различаются друг от друга, чем армянская от католической или католическая от православной, на деле являются разными и абсолютно независимыми духовными институтами.

Видео:Армянский священник объясняет разницу между ААЦ и РПЦСкачать

Армянский священник объясняет разницу между ААЦ и РПЦ

Церковный рейд: армянская апостольская церковь «Сурб Хач»

О том, что в городе существует армянская апостольская церковь, многие даже не догадываются — неприметный храм расположился в Постниковом овраге по соседству с городским зоопарком.

Но место стоит того, чтобы его найти: за высоким кирпичным забором скрываются стены цвета трюфеля, молодые виноградники во дворе и зеленеющая ухоженная лужайка. Увидеть их могут прихожане любой национальности.

«Большая Деревня» выяснила у настоятеля церкви «Сурб Хач», священника отца Киракоса Агосяна, чем отличаются армянская и русская церкви, как прихожан созывают на богослужения по смс, почему свечи нужно ставить в песок и как православные бабушки учат армян креститься.

Особенности армянской церкви

В 301 году Армения стала первой в мире страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Уже много веков русская и армянская церкви сохраняют добрососедские отношения, несмотря на конфессиональные различия.

Оба института исповедуют во Христе одно лицо и две природы — человеческую и божественную. Но в русской православной церкви, как объяснил отец Каракос, эта природа разделена, в армянской — соединена, но не смешана. «Когда Иисус плакал, он делал это как человек.

Когда творил чудо — это был уже Бог», — поясняет настоятель.

https://www.youtube.com/watch?v=lvR-sDB7fzk

Если я поставил за упокой и молюсь за здоровье, это разве будет неправильно? Бог не услышит?

В Самару отец Киракос по распределению прибыл из Кишинёва

Если не брать в расчет различия в архитектурном облике, которые диктуют национальные особенности, резких расхождений у двух церквей нет.

В армянской так же проводят богослужения, отмечают Пасху и Рождество, устраивают обряды вроде крещения или венчания. Впрочем, прихожане, привыкшие к обилию икон и свечей, здесь растеряются.

Религиозных изображений совсем немного, а свечи ставят в песок, для которого выделена только одна площадка.

Каракос Агосян объясняет: «Не имеет значения, куда ставить свечку: ты общаешься с Богом и он понимает. Если я поставил за упокой и молюсь за здоровье, это разве будет неправильно? Бог не услышит?».

По словам настоятеля, использование песка тоже не носит символического характера — это просто удобно: «Есть законы, которые обязательно нужно сохранить, а есть обычаи, которые для каждой церкви свои».

Появление храма в Самаре

Стены храма выкрашены в тон, гармонирующий с отделкой из национального камня туф

Прихожане жаловались, что бабульки в православных церквях пытались переучить армян креститься

Первый молитвенный дом армян, с конца XIX века располагавшийся на Садовой, 97, был ликвидирован в советский период — по понятным причинам. Церковь «Сурб Хач» («Святой крест» — прим. ред.) открылась в Самаре 17 ноября 2003 года после четырёхлетнего строительства.

Храм возвели на деньги прихожан. Главным меценатом выступил руководитель армянской общины, бизнесмен Артур Мартиросян. До этого религиозным самарским армянам приходилось ходить в русские храмы.

Прихожане часто жаловались: бабульки в православных церквях пытались переучить их креститься на свой лад (армяне крестятся слева направо — прим. ред.).

Тем не менее, отмечает священник, до сих пор люди из общины и он сам ходят в православную церковь, ровно, как и наоборот — русские прихожане и священнослужители приходят поставить свечку в армянский храм.

Работать в полную силу новое место начало 1 апреля 2004 года. К этому времени в город перебрался и сам настоятель. В Самару Киракоса Агосяна перенаправили из Кишинева по решению каталикоса: священнослужителей распределяют в Армении, в религиозной столице страны — Эчмиадзине, где находится главный собор армянской церкви.

Язык здешних писаний и богослужений — староармянский

Сегодняшняя диаспора, по словам настоятеля, насчитывает в Самаре не более пятнадцати тысяч человек. В церковь приходит 30-40% от их числа. Первое время, отмечает он, о появлении «своего» храма многие армяне не знали — даже на праздничные богослужения приходило 3-4 человека.

С каждым годом ситуация улучшается. Этому во многом способствует отлаженное взаимодействие церкви с прихожанами: о дате и времени начала богослужений оповещают через смс-рассылку или в сообществах вконтакте и фейсбуке.

Русские иконы и армянские камни

Небольшая, но уютная церковь «Сурб Хач» вмещает около двухсот человек. Стены выкрашены в цвет трюфеля, чтобы гармонировать с отделкой из камня туф. Горная порода встречается только в Армении, и потому является одним из национальных символов. Чтобы чувствовать себя за границей комфортнее, армяне используют туф для отделки не только церквей, но и домов.

Большая часть икон и изображений в Сурб Хач — русские

Минималистичное оформление подчеркивает небольшое количество икон. «Для каждого народа церковь, как ребенок для родителей, — самая хорошая и красивая. Наши предки сделали так, чтобы картинок было немного.

Прихожане не должны отвлекаться на золотистые иконки» — объясняет священник. При этом большая часть изображений в «Сурб Хач» — русские.

Заменить их на национальные символы планируют после окончания реставрации церкви, которая стартовала в начале апреля: уже заказано четырнадцать армянских икон.

Большая часть изображений и икон в церкви — русские

После ремонта внешний вид храма изменится. Стены покрасят в светлые тона. По словам настоятеля, эти перемены несут не только эстетику. В 2015 исполнилось сто лет со времен армянского геноцида — в церкви решили, что до этого года здание будет темным в знак скорби, а после его перекрасят.

Сохранить язык и обыграть в футбол

Если ты забываешь свой язык, ты забудешь и свою родину

https://www.youtube.com/watch?v=oI1_WaAkEQU

Армянская церковь всегда сопровождается эпитетом «национальная». Ее цель — сохранить культурные ценности своего народа.

«Церковь объединяет, причем не только в Армении — это особенно нужно за границей. Мы думаем не только о духовном, но и о том, чтобы сохранить родной язык. Россия для нас — вторая родина, но и первую мы забывать не должны.

Многие молодые люди сегодня не говорят на армянском, а значит, родной язык не будут знать ни их дети, ни внуки. Если ты забываешь свой язык, ты забудешь и свою родину», — отмечает отец Киракос Агосян.

Богослужения в церкви проходят на староармянском языке, на нем же слева от алтаря начертан «Отче наш».

Храм рассчитан на 200 прихожан

Представители местной молодежной общины дважды брали кубок по межконфессиональному футболу

Чтобы родившиеся в России дети росли билингвами и не забывали корни, при церкви существует воскресная школа. В обучают армянскому языку и истории родной страны 50 детей. Также местная малышня поет в хоре и занимается в танцевальном ансамбле «Варага». Нейминг кружка не случаен: Варага — название горы в западной Армении.

Представители молодежной общины — двукратные чемпионы по межконфессиональному футболу. За кубок в городе борются православные, католики, мусульмане и баптисты. Ближайшая религиозная игра с мячом пройдет 11 июня в МТЛ «Арена».

Каменная память

Проникнуться национальным колоритом можно, даже не заходя в церковь. На территории зеленеет лужайка и стоят хачкары — армянские памятники в виде стелы с резным изображением креста. Еще до окончания возведения церкви, в 2001 году, здесь появился первый из них — посвященный1700-летию принятия христианства армянами и символизирующий дружбу русского и армянского народов.

Сразу два монумента посвящены трагическим событиям, о которых здесь помнит каждый. Первый — память о геноциде и Спитакском землетрясении 1988 года, унесшем жизни 25000 армян, — даровала семья благотворителей из числа прихожан.

Сейчас памятник находится на реставрации. Еще один хачкар в прошлом году привезли из Армении — там из туфа изготовили крест в честь полутора миллионов человек, погибших во время геноцида.

Все они, объясняет отец Киракос, лишились жизни за веру и родину, а потому за них молятся, как за святых мучеников.

Один из памятников изготовлен в память о войне в Арцахе

Не забывают армяне и об еще одном «кровавом» событии, крайне болезненном для всего народа. Перед входом в церковь расположена статуя в память о войне в Арцахе, известной как Карабахский конфликт между армянским и азербайджанским народом.

Соседство с зоопарком не мешает. Это наш Ноев ковчег

Также на лужайке стоит деревянная беседка. В теплое время в ней собираются священнослужители и прихожане: читают Библию, обсуждают религиозные вопросы и насущные проблемы церкви.

Рядом с беседкой разбили виноградник: первые небольшие гроздья собрали уже в прошлом году.

Вскоре, рассказывает настоятель, на территории появится отдельное здание воскресной школы: по утвержденному проекту, в ней будет один этаж с классами и конференц-залом.

Школа расположится под боком у Самарского зоопарка. Такое соседство, по словам здешних служителей, церкви не мешает: «Мы считаем, что это наш Ноев ковчег» — объясняют они.

Подпишитесь на наш Instagram — только важные новости и красивые фото Самары

Видео:О ЗАБЛУЖДЕНИЯХ АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИСкачать

О ЗАБЛУЖДЕНИЯХ АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ

Армянская Апостольская церковь и Православие

Большинство историков считает, что официально армяне стали христианами в 314 г, причём это самая поздняя дата из предполагаемых. Многочисленные последователи новой веры появились здесь задолго до провозглашения Армянской церкви государственным учреждением.

Вера армянского народа считается первоапостольской, т. е. полученной непосредственно от учеников Христа. Несмотря на догматические различия, Русская и Армянская церкви поддерживают дружеские отношения, особенно в вопросах изучения истории христианства.

История церкви в Армении

До принятия христианства в древнем государстве на берегах Севана царствовало язычество, оставившее скудные памятники в виде каменных скульптур и отзвуков в народных обычаях. По преданию, апостолы Фаддей и Варфоломей положили начало разрушению языческих капищ и водворению на их местах христианских храмов. В истории Армянской церкви можно выделить следующие вехи:

  • I век: проповедь апостолов Фаддея и Варфоломея, определившая название будущей Церкви — Апостольская.
  • Середина II века: упоминание Тертуллиана о «большом количестве христиан» в Армении.
  • 314 г. (по некоторым данным — 301 г.) — мученичество святых дев Рипсиме, Гаиании и других, пострадавших на армянской земле. Принятие христианства царём Армении Трдатом III под влиянием своего слуги Григория, будущего святого Просветителя Армении. Постройка первого храма Эчмиадзин и утверждение в нём патриаршего престола.
  • 405 г.: создание армянского алфавита в целях перевода Священного Писания и богослужебных книг.
  • 451 г.: Аварайрская битва (война с Персией против насаждения зороастризма); Халкидонский Собор в Византии против ереси монофизитов.
  • 484 г. — удаление патриаршего престола из Эчмиадзина.
  • 518 г. — разделение с Византией в вопросах вероисповедания.
  • XII век: попытки воссоединения с Византийским православием.
  • XII — XIV века — попытки принять унию — соединиться с Католической церковью.
  • 1361 г. — удаление всех латинских нововведений.
  • 1441 г. — возвращение патриаршего престола в Эчмиадзин.
  • 1740 г. — отсоединение сирийской общины армян, религией которых стало католичество. Армянская Католическая церковь распространилась в Западной Европе, имеются приходы в России.
  • 1828 — вхождение Восточной Армении в состав Российской империи, новое наименование «Армяно-Григорианская церковь», отделение Константинопольского патриархата, оставшегося на территории Османской империи.
  • 1915 г. — уничтожение армян в Турции.
  • 1922 г. — начало репрессий и антирелигиозного движения в Советской Армении.
  • 1945 г. — избрание нового католикоса и постепенное возрождение церковной жизни.

Расхождение с православием

В настоящее время, несмотря на дружеские отношения между Православной и Армянскими церквями, нет евхаристического общения. Это значит, что их священники и епископы не могут служить вместе литургию, а миряне — креститься и причащаться. Причиной этому служат различия в вероучении или догматах.

Простые верующие, не изучающие богословия, могут не знать об этих преградах или не придавать им значения. Для них важнее обрядовые различия, причиной которых является история и национальные обычаи.

Догматические различия

В III−IV веках споры о вере были также популярны, как сейчас — политические баталии. Для решения догматических вопросов созывались Вселенские соборы, положения которых сформировали современное православное вероучение.

https://www.youtube.com/watch?v=kP8Ly4v8Vdo

Одной из основных тем обсуждений была природа Иисуса Христа, кто Он был, Бог или человек? Почему Библия описывает Его страдания, которые не должны быть свойственны божественному естеству? Для армян и византийцев авторитет Святых Отцов церкви (Григория Богослова, Афанасия Великого и др.) был непререкаем, но понимание их учения оказалось разным.

Армяне, в числе других монофизитов, считали, что Христос является Богом, и плоть, в которой Он пребывал на земле, была не человеческой, а божественной. Следовательно, Христос не мог испытывать человеческие чувства и даже не чувствовал боли. Его страдания под пытками и на кресте были символическими, кажущимися.

Учение монофизитов было разобрано и осуждено на I. V. Вселенском соборе, где было принято учение о двух природах Христа — божественной и человеческой. Это означало, что Христос, оставаясь Богом, принял при рождении настоящее человеческое тело и испытал не только голод, жажду, страдания, но и душевные терзания, свойственные человеку.

Когда в Халкидоне (Византия) проходил Вселенский собор, армянские епископы не смогли принять участие в обсуждениях. Армения находилась в кровопролитной войне с Персией и на грани уничтожения государственности. В результате решения Халкидонского и всех последующих Соборов не были приняты армянами и началось их многовековое разделение с Православием.

Догмат о природе Христа является главным отличием армянской церкви от православной. В настоящее время между РПЦ и ААЦ (Армянской апостольской церковью) ведутся богословские диалоги. Представители учёного духовенства и церковные историки обсуждают, какие противоречия возникли по недоразумению и могут быть преодолены. Возможно, это приведёт к восстановлению полного общения между конфессиями.

Особенности обрядов

Обе Церкви отличаются и внешней, обрядовой стороной, что не является существенным препятствием для общения верующих. Наиболее заметны следующие особенности:

  • Хлеб, использующийся для служения литургии, у армян пресный, а вино для причастия не разбавляется водой. В Православной литургии применяется исключительно квасной (на дрожжах) хлеб и разбавленное вино.
  • Армяне крестятся тремя пальцами слева направо, а православные — справа налево.
  • Праздники Рождества и Крещения армяне совершают в один день, как это было в древности. В православном календаре они разделены Святками.
  • В армянском храме алтарь не отгорожен иконами, а при богослужении используется музыкальное сопровождение (орган).
  • Армянские иерархи не считают происхождение Благодатного Огня божественным, хотя не отрицают связанных с этой церемонией чудес, происходивших в разное время.
  • С начала XX века священникам-вдовцам ААЦ разрешено жениться во второй раз, а мирянам в крайнем случае — венчаться в субботние и воскресные дни Великого поста.

Существуют и другие особенности в богослужении, облачении священнослужителей и церковной жизни.

Ренегатство армян

Армянам, желающим перейти в православие, не придётся вновь креститься. Над ними совершается чин присоединения, где предполагается публичное отречение от учения еретиков-монофизитов. Только после этого христианин из ААЦ может приступать к православным Таинствам.

В Армянской церкви нет строгих установлений по поводу допуска православных к Таинствам, армянам также дозволяется причащаться в любой из христианских церквей.

Иерархическое устройство

Главой Армянской церкви является Католикос. Название этого титула происходит от греческого слова καθολικός — «всеобщий». Католикос возглавляет все поместные церкви, стоя выше их патриархов.

Главный престол находится в Эчмиадзине (Армения). В настоящее время католикосом является Гарегин II, 132-й глава церкви после Св. Григория Просветителя.

Ниже Католикоса находятся следующие священные степени:

  • Епископы, власть которых ограничена географическими регионами — епархиями. Сколько епархий, столько и епископов в церкви.
  • Священники, служащие на приходах. Если высшие степени занимают исключительно монахи, то священник может быть женатым, но рукополагается он только после рождения сына.
  • Иеромонахи — неженатые священники, давшие обет монашества. Они могут получать учёные степени архимандрита и протоархимандрита, дающие право учительствовать и проповедовать.
  • Дьяконы и чтецы, помогающие священникам в совершении богослужения и хозяйственных делах прихода.

Общины в России и Иерусалиме

Армянская диаспора в мире насчитывает около 7 миллионов человек. Все эти люди скреплены народными традициями, связанными с религией. В местах постоянного проживания армяне стараются воздвигнуть храм или часовню, где собираются для молитвы и праздников.

В России церкви с характерной древней архитектурой можно встретить на Черноморском побережье, в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Москве и других крупных городах. Многие из них называются в честь Великомученика Георгия — любимого святого всего христианского Кавказа.

Армянская церковь в Москве представлена двумя красивыми храмами: Воскресения и Преображения. Преображенский собор — кафедральный, т. е. в нём постоянно служит епископ. Неподалёку находится его резиденция. Здесь расположен центр Ново-Нахичеванской епархии, включающей в себя все бывшие республики СССР кроме кавказских. Воскресенский храм расположен на национальном кладбище.

https://www.youtube.com/watch?v=x0_caFBMiTY

В каждом из храмов можно увидеть хачкары — каменные стрелы из красного туфа, украшенные тонкой резьбой. Эту дорогую работу выполняют специальные мастера в память о ком-либо. Камень доставляется из Армении, как символ исторической родины, напоминающий каждому армянину в рассеянии о его священных корнях.

Самая древняя епархия ААЦ находится в Иерусалиме. Здесь её возглавляет патриарх, имеющий резиденцию при храме Св. Иакова. По преданию, храм построен на месте казни Апостола Иакова, неподалёку находился дом иудейского первосвященника Анны, перед которым истязали Христа.

Кроме этих святынь, армяне хранят и главное сокровище — пожалованную Константином Великим третью часть Голгофы (в храме Воскресения Христова).

Эта собственность даёт право армянскому представителю наряду с Иерусалимским Патриархом участвовать в церемонии Святого Света (Благодатного Огня).

В Иерусалиме ежедневно совершается служба над Гробом Божией Матери, принадлежащим в равных долях армянам и грекам.

События церковной жизни освещаются телевизионным каналом Шагакат на территории Армении, а также англо- и армяноязычным каналом Armenian Church на . Патриарх Кирилл с иерархами РПЦ регулярно принимают участие в торжествах ААЦ, связанных с многовековой дружбой русского и армянского народов.

Видео:ПРАВОСЛАВНА ЛИ АРМЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ?Скачать

ПРАВОСЛАВНА ЛИ АРМЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ?

Почему армяне православные

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 30 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Часто стоит вопрос о том, армяне католики или православные? Основной в Армении принято считать Армянскую апостольную церковь. Соответственно те, кто являются прихожанами данной церкви считаются православными. Но есть также и течение, которое отделилось от основной церкви и образовало Армянскую католическую церковь.

Православие в Армении

По преданиям появление в Армении христианства датируется еще 1 веком н. э. Говорят, что в тот момент на территории государства проповедовали апостолы Иисуса Варфоломей и Фаддей.

Именно их считают принято считать основателями Армянской апостольной церкви. В документах встречается дата 301 год, когда царь Трдат III своим указом провозгласил христианство государственной религией.

Именно тогда Армения стала первой христианской страной в мире.

Почему армяне православные? По последним переписям отмечают, что к:

  • Армянской апостольной церкви относят 92,6 % населения,
  • Армянской евангелистской церкви – 1%,
  • Армянской католической церкви – 0,5%,
  • Свидетелям Иеговы – 0,3%,
  • Православные – 0,25%,
  • Молокане – 0,1%,
  • Другие верования – 0,26%.

Многие церковнослужители отмечают, что уже длительное время между нашими церквами нет единого церковного взаимопонимания, но это не мешает добрососедским отношениям.

Армянская апостольна церковь

Окончательно дать ответ на вопрос, армяне православные или нет, можно узнав больше о религии данного государства. Хоть армян и относят к христианам, но есть определенные отличия, которые имеют разницу между этой и католической, православной и протестантской церквями.

Часто ее относят к такой группе как монофизитские церкви. В то время как Православная является диофизитской. То есть армяне признают в Христе только божественное начало, а вот Православная – и божественное, и человеческое.

https://www.youtube.com/watch?v=gXUI6QpLAes

В армянской церкви есть некоторые отличия в проведении некоторых основных обрядов. Так к ним относят:

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

  1. При проведении таинства Крещения взрослого или ребенка, его трижды опрыскивают водой и трижды окунают в воду.
  2. Миропомазание соединено вместе с обрядом крещения.
  3. Во врем причастия используют только чистое, не разведенное водой вино и квашеный (бездрожжевой) хлеб. Он должен быть замочен в вине.
  4. В день Соборования таинство проходят только духовные лица сразу же после смерти.

Обязательно к прочтению:  Можно ли йогой заниматься православному человеку

Армяне верят в святых, но не в чистилище. Праздников у армян меньше, но они строго соблюдают посты. Основной молитвой считается молитва Айр Мер (Отче Наш). Читают ее на древнеармянском языке.

Уже было сказано, что есть определенные отличия между православной и армянской апостольной церковь. Но стоит отметить, что данная церковь совершает также крещение «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», как и Православная Церковь. Если у Вас есть желание перейти в Православие, то сделать это можно с помощью чина присоединения.

Присоединение армян к православной церкви

Еще в своей книге священно-церковнослужителя Булгакова описаны основные пункты данного вопроса. Относительно армян там указано, что если они не получили миропомазание или конфирмации от своих пастырей, то они должны пройти таинство миропомазания.

Если обряд миропомазания уже произведен, то стоит провести покаяние, а также отречение от заблуждений и причащение. Священники говорят о том, что необходимо отказаться от вероучительных заблуждений Армянской церкви и правильного исповедования Православия.

Для того, чтобы перейти в Православие необходимо прийти в приход к священнику и обратить к нему свою просьбу. Он расскажет Вам все тонкости и различия, а также поможет правильно написать письмо прошение правящему архиерею о присоединении.

Отпевание в храме

Следующим интересующим вопросом является, можно ли отпевать армян в православном храме? Необходимо помнить о том, что церковь разделяет таких два понятия как:

  • молитва об иноверцах,
  • отпевание и служба панихиды по ним.

Читать молитву не запрещается, а вот чин отпевания и панихиды должны проводится только в том случае, если умерший или отпеваемый является верным членом Православной церкви.

Может ли армянин быть крестным у православного

Необходимо помнить о том, что члены Армянской церкви являются христианами, но не православными. А крестным для православного может стать только православный христианин. Именно поэтому он не может быть восприемником. Но есть исключение в том случае, если он самостоятельно примет Православие.

Обязательно к прочтению:  До скольки лет отрок в православии

Помните, что отличия в религиях, церквях есть всегда. Просто некоторые совершенно незначительные и не ведут к серьезным разногласиям.

Но есть и такие, на основе которых могут быть вызваны и религиозные распри. Переходить и присоединятся или нет к другой церкви – добровольное решение только самого верующего.

Только его сердце может подсказать правильное решение в данном вопросе.

Господь всегда с Вами!

📺 Видео

Отец Андрей Ткачёв о таинствах Армянской апостольской церквиСкачать

Отец Андрей Ткачёв о таинствах Армянской апостольской церкви

Что объединяет Армянскую и Коптскую Церкви?Скачать

Что объединяет Армянскую и Коптскую Церкви?

Апостольская или Православная?Скачать

Апостольская или Православная?

АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ И АРМЯНЕ НЕ МОНОФИЗИТЫСкачать

АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ И АРМЯНЕ НЕ МОНОФИЗИТЫ

Андрей Кураев-Армянская Апостольская ЦерковьСкачать

Андрей Кураев-Армянская Апостольская Церковь

Русский священник об армянахСкачать

Русский священник об армянах

Чем отличается Армянская Апостольская Православная Церковь от других Церквей?Скачать

Чем отличается Армянская Апостольская Православная Церковь от других Церквей?

Армяно-григорианская церковь не православные они еретикиСкачать

Армяно-григорианская церковь не православные они еретики

Почему по-разному перекрещиваются в ААЦ И РПЦ?Скачать

Почему по-разному перекрещиваются в ААЦ И РПЦ?

История Армянской Апостольской Церкви в России/HAYK mediaСкачать

История Армянской Апостольской Церкви в России/HAYK media

Русский священник говорит об армянах! Надо послушатьСкачать

Русский священник говорит об армянах! Надо послушать

К какой ветви Христианства относятся армяне?Скачать

К какой ветви Христианства относятся армяне?

Армянская Апостольская Церковь I История в кадреСкачать

Армянская Апостольская Церковь I История в кадре

Почему Армянская Церковь является ПравославнойСкачать

Почему Армянская Церковь является Православной
Поделиться или сохранить к себе: