Чудотворная икона в Тутаеве

Содержание

Воскресенский собор в Тутаеве

Чудотворная икона в Тутаеве

Воскресенский собор в Тутаеве — место особенное. Формально собор был построен в 1678 году. Однако первый храм на этом месте, называемом в народе Борисоглебской слободой, появился еще в 1238 году в честь святых князей Бориса и Глеба. По преданию вплоть до строительства нынешнего собора здесь всегда была монашеская обитель, что создает особую атмосферу.

Долгое время левый и правый берег Волги были самостоятельными поселениями, пока в 1822 году их не объединили в один город — Романов-Борисоглебск, а еще сто лет спустя не переименовали в современный Тутаев.

Благодаря месторасположению на возвышении и своим мощным габаритам Воскресенский собор является своего рода доминантой этой части города. Высота собора до вершины креста составляется почти 50 метров. Храм создан и расписан ярославскими мастерами, которые умели сохранять гармонию своих архитектурных творений даже в таких величественных масштабах.

Алтарная часть храма обращена к реке и мощь собора особенно заметна, если смотреть на него с воды или с левого берега Волги. Эти виды в свое время невероятно вдохновляли художника Бориса Кустодиева. Например, на его картине «Гуляние на Волге» Воскресенский собор выступает очень важной смысловой точкой.

Собор неординарен со многих позиций. Его необычное внешнее оформление, богатейшие внутренние интерьеры, старейшие иконы не оставляют никого равнодушным. Еще более удивительно, что храм никогда не закрывался.

За несколько столетий существования он пережил войны, революции, эпоху репрессий, когда многие из соборной общины пропали в лагерях и ссылках, потом насаждение атеизма, приватизацию. И все это время храм оставался действующим — еженедельно в нем проходили церковные службы, обряды крещения, отпевания.

Кроме того, храму удалось сохранить и все свое внутреннее убранство, что тоже практически уникально — таких православных храмов в России буквально единицы.

На территории Воскресенского собора два храма: верхний (его еще называют «летним», доступ туда действительно возможен только летом) и нижний («зимний»).

В ансамбль «зимнего» храма входит шатровая колокольня, Святые ворота, ограда, надпрестольный столп, сторожка. Все они построены между серединой XVII и началом XX веков. «Летний» храм славится своей стенописью. Оба храма содержат уникальную фресковую роспись, великолепные порталы украшенные резьбой, многовековые иконы и другие реликвии.

Колокольный звон Воскресенского собора в Тутаеве (видео)

Иконы Воскресенского собора в Тутаеве

Самая почитаемая икона собора «Спас Всемилостивый» («Оплечный»). По преданию икона создана преподобным Дионисием Глушицким в начале XV века. Это огромный, почти 3-метровый иконописный образ давно причислен к чудотворным.

Люди приезжают сюда чтобы избавиться от тяжелых болезней, особенно связанных с опорно-двигательным аппаратом. Для этого существует определенный ритуал: в левом нижнем углу иконы есть лаз, через который трижды должен пролезть просящий, читая определенные молитвы.

Минимум дважды в год на великие праздники икону несут крестным ходом, для чего нужно как минимум 20 очень крепких мужчин.

Из знаковых икон собора можно еще отметить Икону Божией Матери «Одигитрия» в «зимнем» храме и резной образ святителя Николая Чудотворца.

© Официальный сайт Воскресенского собора

Расписание служб

Ежедневно в соборе проходит божественная литургия. В особые дни (воскресенье, двунадесятые и великие праздники) служба совершается утром и вечером.

Крестные ходы проходят в праздник Десятого воскресенья по Пасхе по правой, Борисоглебской стороне города, перед Ильиным днем — по левой, Романовской стороне города.

Подробное расписание служб и других событий в Воскресенском соборе можно посмотреть на сайте храма.

Обратите внимание, что правилами собора внутри него запрещена любая фотосъемка.

Если вы оказались в Тутаеве, не пропустите и другие интересные места города.

Здесь можно посетить Храм Благовещения Пресвятой Богородицы и другие церкви, Музей «Домъ на Новинской» (единственный в своем роде музей провинциального банка), музей «Борисоглебская сторона», рассказывающий о знаменитой местной овчине, музей Адмирала Ушакова и Русского флота, посмотреть старинные улицы города, где некогда размещались богатые купеческие дома.

© Официальный сайт Воскресенского собора

Как добраться до Воскресенского собора в Тутаеве

Чтобы попасть в Воскресенский собор, вам нужно доехать до Тутаева. Ближайшие к нему крупные города — это Ярославль и Рыбинск. Оба города связаны с Тутаевым хорошим автобусным сообщением.

Ежедневно из Ярославля в Тутаев отправляются рейсовые автобусы. Автобус отходит от ярославского автовокзала и прибывает на автовокзал в Тутаеве. Первый автобус отправляется в 5.20, последний в 21.30. Расстояние между городами 43 км, время в пути около 1 часа. Обратите внимание, что автобусы, прибывающие на Левый берег Тутаева не подходят в этом случае.

Две части города находятся по разные стороны реки и не имеют прямого сообщения. Летом работает паромная переправа, зимой из одной части города в другую можно попасть только в объезд через Ярославль.

Из Рыбинска так же есть множество автобусных рейсов в Тутаев, как прямых, так и транзитных. Расстояние между городами 49 км. Первые рейсы отправляются из Рыбинска в 6 утра, последние в 23 часа. Периодичность 15–30 минут, время в пути от 40 минут до 2 часов.

От автовокзала до Воскресенского собора около 2 км, вы легко сможете пройти это расстояние пешком.

Если вы едете личным автомобилем, держитесь трассы Р151. Рядом с собором организована стоянка для личных автомобилей.

Из Ярославля и Рыбинска также можно добраться, используя приложения Яндекс Такси или Maxim.

Парковка перед Воскресенским собором — панорама Google Maps

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/tutayev/temples/30334

Воскресенский собор (Тутаев). Достопримечательности — Путеводитель по Золотому кольцу России

Чудотворная икона в Тутаеве

Храм расположен в правобережной, западной части города, бывшей Борисоглебской слободе, которая в настоящее время стала центральным районом города.

Поставленный на высоком месте, крупный собор служил архитектурной доминантой города.

Он расположен на площади, замыкая перспективу выходящих к нему улиц, которые в прошлом были главными улицами слободы.

Особенно заметна его доминирующая роль с левобережной стороны города, или непосредственно с реки.

C северной стороны храма расположен овраг, алтарная часть обращена к реке Волга, поэтому основными направлениями доступа к храму служат южное и западное.

В южном направлении от храма в прошлом располагался центр борисоглебской стороны.

Современная застройка разместилась к западу от храма.

История

Храм строился с 1652 по 1678 год.

Он был построен на месте обветшавшего девянного храма Бориса и Глеба, по которому и называлась слобода.

В 1652 году была выстроена каменная шатровая с трапезной и двумя приделами церковь Бориса и Глеба, которая оказалась неудачной.

В 1670 году, вероятно из-за просадки фундаментов в шатровым верхе церкви образовались трещины.

Местные жители во главе с Никитой Малодушкиным обратились к ростовскому митрополиту Ионе Сысоевичу за разрешением разобрать шатровый верх с намерением сделать храм двухярусным.

Для перестройки были приглашены ярославские мастера, имена которых не известны. В ходе реконструкции первоначальный замысел был существенно изменен. Собор был существенно расширен и вместо храма с трапезной выстроен собор с галереей.

После строительства собора в слободе были разобраны некоторые ветхие церкви слободы, убранство которых было перенесено в собор. Поэтому там имеются предметы более древние, чем само строение.

В XVIII веке был перестроен верх колокольни, в результате чего она стала несколько ниже.

Храм не закрывался при Советской власти, поэтому в нём в основном сохранилось внутреннее убранство, иконостас, росписи. По той же причине они сравнительно мало изучены искусствоведами.

Архитектура

Храм расположен на участке, обнесённом кирпичной оградой, и имеет отдельно стоящую колокольню. Шатровая, отдельно стоящая колокольня и ограда со святыми воротами воздвигнуты вместе с храмом.

Пятиглавый четырёхстолпный двуярусный храм обнесен обширной галереей и имеет два богато декорированных крыльца.

Храм стоит на подклете, в котором расположена зимняя церковь Богородицы Одигитрии.

Храм имеет два придела – северный, освященный в честь Петра и Павла и южный, Бориса и Глеба.

Храм окружен обширной галереей. Галерея покоится на сводчатых арках, в глубине которых окна нижнего храма.

В прошлом нижняя аркада была открытой в настоящее время – остеклена.

Центральная часть храма освещается через окна, расположенные над окружающей храм галереей и световые барабаны. Небольшие окна имеются и между центральной частью и галерей.

Приделы располагаются на галерее, имеют маленькие главки на глухих барабанах. С южной (обращенной к центру города) и западной стороны храм имеет крыльца, ведущие на галерею.

Оба крыльца расположены не по центру, а смещены влево. Стены северного придела укреплены контрфорсами. Алтарная часть имеет два яруса тройных полукруглых абсид.

Строителям храма удалось найти правильные соотношения и соразмерность его основных частей.

Силуэт мощных арок, несущих галерею повторен в изящных и богато орнаментированных окнах галереи, которая является основным зрительным центром композиции. Далее он находит свой отклик в полукружьях ярко расписанных ложных закомар.

Храм богато декорирован фигурной кладкой, рельефным декором, изразцом и росписями. В декоративной отделке данного типа храмов впервые богато украшена не только галерея, но и верхняя часть основного храмового здания.

Основной декоративный элемент галереи – изящная аркада окон, простенки которых заполнены пучками полуколонн.

Аркаду дополняет пояс из глубоких ширинок, центры которых украшены изразцами.

Рисунок ширинок повторяется в декоративном оформлении крыльц.

Декор верхней части основного здания храма составляет обрамление окон и пучки полуколонок, заполняющие простенки. Под кровлей здания расположен ярко расписанный пояс, включающий ложные закомары, расписанные библейскими сюжетами и их обрамление с декоративной росписью,

Росписи

Храм был расписан в 1680 годах артелью ярославских художников. Росписи отличаются большим числом повествовательных сюжетов.

Галерея расписана в основном на темы Ветхого завета. На южной стене галереи представлена спокойная и идиллическая картина райской жизни Адама и Евы в окружении смирных зверей.

На западной стене экспрессивно изображена история Ноя и всемирного потопа. В сцене разрушения Вавилонской башни представляет интерес детально представленная современная художнику техника проведения строительных работ. На северной стороне – история Ионы.

Интересно изображение кита. Художника, видимо не представлял реального животного и изобразил скорее гигантскую рыбу.

На галерее имеются и исторические сюжеты, например, крещение Руси князем Владимиром и история Евлогия-каменосечца.

В главном храме представлены евангельские сюжеты и грандиозная картина страшного суда, расположенная на западной стене. Изображения комментируются надписями, среди них кроме библейских цитат находятся и стихи Симеона Полоцкого.

Особенность храма – богатые росписи наружных стен.

Стены центральной части заканчиваются ложными закомарами, поверхность которых была заполнена фресками, кроме того на стенах имеется ещё несколько росписей, иконописного типа.

Наружные фрески храма неоднократно переписывались масляной живописью.

Иконы и убранство

В соборе сохранилось множество древних икон и образцов деревянной скульптуры.

Позолоченный иконостас собора выполнен в XVIII веке, но отличается от иконостасов этой эпохи отсутствием мзлишней пышности, свойтвенной стилю барокко.

Одна из наиболее почитаемых икон собора – огромный трехметровый поясной образ Спаса Всемилостивого, созданный, по преданию Дионисием Глушицким.

На южной стене храма находится выдающаяся икона «Оранта».

Деревянное скульптурное распятие выполнено в условной, отчасти геометрической манере.

Надпрестольная сень и резной киот со скульптурным изображением Николы Можайского, созданные в 1554 году представляют собой уникальный образец русской деревянной пластики.

Основания сени выполнены плоской резьбой в виде шестикрылых серафимов, створки киота в виде сквозной решетки со стилизованными цветами.

Фигура Николая несколько архаична, но не лишена динамики. Интересны скульптурные изображения львов в подножьях ктиторских мест.

Источник: https://golden-ring.drugiegoroda.ru/attractions/7422-voskresenskij-sobor-tutaev/

Записки паломницы, поездка Ярославль-Толга-Тутаев, заключительная часть –

Чудотворная икона в Тутаеве

Тутаев. Город с двойным именем. Паромная переправа. У кого больше всех прибавилось ума после помазания у иконы Божией Матери «Прибавление ума».

Тутаев – небольшой провинциальный городок на Волге, численность населения около 40 тысяч человек. Он почему-то вызвал у меня образ этакого мужичка-плотника в косоворотке, с плотницким ящиком, коренастого и приземистого, рукастого, заботливого, хорошего семьянина. Конечно же, православного христианина.

Городок старинный, был основан во второй половине XIII века.

В давние времена это было два отдельных города – Романов (в честь основателя – князя Романа Владимировича) и Борисоглебск (в честь первых Святых земли русской – князей Бориса и Глеба).

В начале XIX города были объединены в один. Оба названия захотели сохранить, поэтому городок называться двойным именем – Романов-Борисоглебск, прямо по-княжески.

В советские времена город был переименован в Тутаев в честь красноармейца по фамилии Тутаев, погибшего во время белогвардейского мятежа. В 2016 году комитет Государственной Думы РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока проал за возвращение Тутаеву его исторического названия Романов-Борисоглебск. Но по разным причинам городок до сих пор не переименован.

Сначала мы посетили могилку старца архимандрита Павла Груздева и на батюшки отслужили панихиду.

Первый храм, который мы посетили в Тутаеве – Покрова Пресвятой Богородицы сохранился с XVIII века.

Очень строгий снаружи и очень одухотворенный внутри. Про такие храмы говорят «намоленные». Старинные иконы, фрески, утварь. В таких храмах я всегда ощущаю особенный дух благочестия, «здесь русский дух, здесь Русью пахнет».

И всегда очень хочется хотя бы одним глазком заглянуть в прошлое. Увидеть, какие батюшки здесь служили, какие люди молились, почувствовать именно то, старинное молитвенное состояние.

Что очень важно — храм не закрывался ни на один день, молитвы в нем звучали постоянно, в него были перенесены и сохранены иконы из других храмов города.

Особо почитаемый образ Покровского храма – икона Божией Матери «Прибавление ума», она помогает в выборе верного пути в жизни и достижении успехов в учении. Настоятель храма – отец Георгий помазал нас около этой иконы и благословил.

В этом храме мне особенно запомнились еще две святыни – икона Пантелеймона Целителя, сохранившая свои первозданные яркие краски, и икона Святителя Николая, выполненная в виде деревянной резной статуи.

И, конечно, старинный алтарь с ликами Иисуса Христа и Матери Божьей.

После Покровского храма мы поехали на правый берег, на Борисоглебскую сторону. Паромная переправа, фотосессия на фоне Волги и Волжских берегов.

Почему-то вспомнился мне фильм «Когда деревья были большим», там главная героиня была паромщицей и вручную перегоняла паром с одного берега на другой, в то время это было довольно медленно.

Сейчас, конечно, все автоматизировано. Переправились быстро.

Обед прошел очень весело. Шутили, гадая как проверить, у кого же больше прибавилось ума. Сейчас не вспомню, кто запустил шуточную задачку «Если муха летает по автобусу, то она летит или едет? Как рассчитать ее скорость?».

Строили много разных догадок, смешных и серьезных, никак не могли прийти к одному ответу. Один из братьев предложил посчитать скорость мухи с помощью интеграла. Дружно решили, что именно у него прибавилось ума больше всех.

Тутаев. Под Христом.

Собор Воскресения Христова. Вторая половина XVII века. Высокие белые стены. Лазоревые купола. Крутая лестница, ведущая в верхний летний храм. Старинные кованые двери.

Красивейшая галерея, расписанная сюжетами первой книги Пророка Моисея, библейскими сюжетами, композициями на тексты псалмов, молитв, сюжетами на церковные темы. Можно ходить по ней целыми днями, рассматривая, изучая и восхищаясь.

Собор милостью Божией не закрывался и не был разграблен. Все святыни в нем сохранились и даже стоят на тех же самых местах, что и раньше.

Зашла в храм и замерла. На меня смотрел Спас Всемилостивый. Монументальная старинная икона XV века, размером почти 4х4 метра. Изначально икона являлась «небом» деревянного храма Бориса и Глеба.

В середине XVIII была перевезена в Ростов Великий, а в конце этого же века возвращена обратно. Ежегодно с иконой совершается два крестных хода – один по левобережной Романовской, второй – по правобережной Борисоглебской стороне города.

Для крестного хода сделаны специальные носилки, которые вместе с иконой поднимают и несут десятка два мужчин.

Под иконой Спаса Всемилостивого сделан специальный лаз, по которому по древней традиции нужно проползать на коленях. Конечно же, все мы проползли там. Моя бы воля, я бы там постояла подольше. На меня нахлынуло небывалое чувство смирения и раскаяния. Я ощутила себя «под Христом». В самом прямом смысле.

Вот он – Спаситель, над моей головой, а я на коленях – смиренная и кающаяся. И я почувствовала, что именно этого и ждет от меня Спаситель – смирения, раскаяния и полного упования на Его святую волю. Раньше я это понимала умом, знала, что «так надо», а здесь «под Христом» это чувство пришло в сердце, в душу. Только ради этого одного этого осознания стоило ехать в поездку.

«Господи, нету у меня другого желания, кроме желания исполнять волю Твою!».

Но продолжу. В Воскресенском соборе еще много святынь – икона Божией Матери Одигитрия XIX века, резной образ Святителя Николая Можайского XVII века, икона с деяниями Святых Апостолов Петра и Павла в 16 клеймах XVII века, иконостас из 8 рядов и т.д.

Стены украшены фресками с Евангельскими повествованиями, сценами, происходившими на Вселенских Соборах, литургическим сюжетам. На одной из стен, прямо над входной дверью – сцены Страшного суда, чтобы всякий выходящий увидел, что ждет неблагочестивых грешников и убоялся. Воскресенский собор очень красив и разнообразен.

Он, как воплощение силы таланта русского народа и силы любви к Господу нашему.

Тутаев. Закат на Волге, «полунаяда», арт-галерея, «Косой» переулок, вечерние посиделки и планы на будущее.

После ужина мы спустились к Волге. Крутые берега, водная гладь. На противоположном берегу – купола храмов. Один из них – близко-близко к воде. Неужели не затопляет? Нет, не должно, потому что стоит он на высоком пригорке. Нам рассказывали, что на берегу выстроено 7 храмов. Мы насчитали только 6. Наверное, Покровский храм, в который мы заезжали, не было видно с нашего места.

Закат на Волге, наверное, прекрасен всегда. Но мне показалось, что именно для нас Господь послал такой красивый, Божественно красивый закат. В очередной раз пожалела, что фотографии на смартфон не могут передать всей красоты, всех оттенков, которые сменялись на небе.

Берег песчаный, вода холодная (брр), даже руки омывать не хочется. А наша отважная Даша сняла обувь, подобрала юбку и по колено ходила в воде чуть ли не полчаса.

Говорит, что 7 лет занималась плаванием, вода в бассейне бывала еще холоднее и поэтому ей все нипочем и, что если бы был с собой купальник, то обязательно бы искупалась.

Вот тогда бы и назвала я тебя, Даша, наядой – нимфой рек и ручьев. А пока побудешь в моем рассказе «полунаядой».

А вообще, там, на берегу Волги, я чувствовала себя невероятно спокойной, щедро одаренной милостью Божией, сердце переполняло чувство любви, благодарности и тихой радости.

Сидела на берегу красивейшей русской православной реки, никуда не торопилась, слушала разные житейские истории, смеялась вместе со всеми и ни чем не думала. Все мысли, мирские проблемы улетучились.

Тишина, благодать, наслажденье… Это ли не счастье? Спасибо, Господи, за милости твои!

Обратно возвращались по берегу. Шли, рассматривали дома. У одного дома увидели целую арт-галерею.

Из пластиковых бутылок, камней и деревяшек сделаны лебеди, павлин, сова, тележка и еще какое-то интересное животное, которое мы не угадали – то ли свинья, то ли собака, то ли бегемот. Минут 5 стояли около этого забора, любовались, переговаривались.

Татьяна достала видеокамеру, хотела поснимать, но кто-то заметил, что из окна смотрят хозяева, и она не стала этого делать, решила их не беспокоить.

P.S. Кое-что снять удалось, смотрите видео ниже)))

Идем дальше. Ух, ты! Надпись на воротах «Косой переулок». Гарри Поттер что ли приходил со своей волшебной палочкой? Забавно на улочке тихого провинциального русского городка увидеть частичку фантазийной Англии. Посмеялись.

После чтения вечерних правил, собрались за чайным столом. Очень оживленно обсуждали только что закончившийся Великорецкий крестный ход.

Отец Петр тревожился о том, что несколько человек из группы Спасского собора были недовольны тем, что отстав от группы, долго не могли найти стоянку нашего собора, и никто не побеспокоился о том, чтобы их найти.

Обсуждали, как можно это исправить и кто будет заботиться о том, чтобы каждый член группы был на месте перед ночевкой. Обсуждали, какое место лучше выбрать для стоянки в селе Монастырском, потому что место, на котором останавливались в этом году очень неудобное.

Почти каждый рассказал свой особый случай, связанный с Великорецким крестным ходом.

Как натирали ноги, как падали, как вымокали до нитки еще до прихода в Макарье, как видели старушку, которая шла в крестном ходу только маленькой сумочкой, в которой был, кажется, только молитвослов и акафист.

И все говорили о той благодати Божией, о той радости, которую посылает Господь на крестоходцев. И радость эта и чувство близости к Господу сохраняется, несмотря ни на какие трудности.

Еще и еще раз поразилась я той всеобъемлющей любви, теплоте и заботе, с которыми отец Петр говорит о прихожанах собора и том, как ему хотелось бы хотя бы чуточку облегчить, помочь пройти крестный ход, поддержать, накормить, удобно устроить.

Как в православную паломническую группу попал неверующий человек и почему он начал петь «Аллилуия»?

Наш водитель А., как мне кажется, человек неверующий. Эта поездка с ним была уже третьей на моем счету. И ни в одной из поездок, по моим наблюдениям, он не проявлял даже малейшего интереса ни к молитвам, ни к святыням. В храмы с нами не ходил, занимался своими делами. И в этот раз все шло как обычно. Правда, в этот раз впервые в поездку ехали сразу два батюшки, а не один.

В вечер, который мы провели в Тутаеве, отец Петр читал вечерние правила, а мы все вместе молились в комнате братьев. А. в это время уже лег спать, но во время молитвы поглядывал на нас из-под одеяла. Одна из сестричек потом рассказывала, что во время коленопреклоненной молитвы, А. «как будто приподняло, глаза раскрыл широко». Батюшка сказал на это: «Благодать дошла».

На обратном пути по очереди читали акафист Иисусу Сладчайшему, вместе пели «Иисусе Сыне Божий, помилуй нас» и «Аллилуия». Вскоре после этого была техническая остановка. А. заправлял машину, а мы зашли в павильон автозаправки. Стою, рассматриваю что-то на полке, мимо проходит А.

, и я слышу, как он поет «Аллилуия, аллилуия, аллилуия». Бессознательно, конечно, поет. Но ведь поет именно это, а не что-то еще. Кто-то может сказать: «Ну, конечно, он же это только что слышал, что же еще ему петь?».

А мне верится, что это благодать Божия снизошла даже на такого неверующего человека, как А.! Благодаря нашим совместным молитвам, благодаря присутствию батюшек, Господь был, как мне кажется, ближе к нам, чем обычно в паломнических поездках. Вот и коснулся он своею благодатью А.

, потому и пел неверующий человек «Аллилуия». Слава Богу за все! Господи, помоги ему обрести веру в Тебя!

Послесловие

Ну вот, и закончила я свой рассказ о паломнической поездке. Что хочется сказать напоследок? Эта поездка была для меня особенной, самой насыщенной по чувствам и эмоциям. Именно после этой поездки я прочувствовала душой и ощутила сердцем, что паломничество – это путь к Богу.

Ощущение, что Матерь Божия находится близко-близко во время молитвы около Толгской иконы, радость от чувства смирения, покаяния и принятия воли Божией на коленях «под Христом» в Воскресенском соборе в Тутаеве, осознание, что «Господь сам все управит» после исповеди дорогого стоят. Это бесценный дар Господа.

«Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя».

Слава тебе, Боже наш, слава Тебе!

Часть 4. Тутаев, правый берег

ВЕСЬ фильм можно посмотреть по ссылке //svnikolae.ru/palomnichestvo-v-yaroslavl/

Телефон паломнической службы: 470-262.

Источник: https://svnikolae.ru/zapiski-palomnitsyi-poezdka-yaroslavl-tolga-tutaev-zaklyuchitelnaya-chast/

Икона

Чудотворная икона в Тутаеве

Одним из самых почитаемых образов Христа на Руси является икона Спаса Всемилостивого, которая была создана примерно в двенадцатом веке, во времена правления во Владимиро-Суздальском княжестве Андрея Боголюбского. Он был после смерти прославлен в лике святых за свою набожность и праведную жизнь.

Благочестивый князь

Благодаря этим же качествам правитель получил прозвище Боголюбский. Он был сыном знаменитого основателя Москвы Юрия Долгорукого. При нём Владимиро-Суздальское княжество находилось в небывалом до тех пор состоянии процветания и благополучия.

Создание иконы Спаса Всемилостивого тесно связано с другим почитаемым на Руси образом – ликом Божией Матери с младенцем Иисусом. Предание повествует о том, что во время сражения войск князя Андрея Боголюбского с ордами волжских болгар в рядах русских воинов находились священнослужители, которые несли чудотворную икону.

Торжество молитвы

Над неприятелем была одержана уверенная победа. Когда князь со своими войсками возвратился в лагерь, то он заметил, что от изображения Пресвятой Девы исходило сияние. В это же время византийский император, который находился в дружеских отношениях с Владимиро-Суздальским правителем, победил в сражении с хазарами.

Обе битвы были выиграны благодаря усердной молитве Богу перед чудодейственным образом. Выйдя победителями, правители рассказали о сиянии, исходившем от икон, друг другу в своих письмах. Они условились установить в честь этих событий праздник, который отмечается и поныне первого августа по старому стилю и четырнадцатого по новому. Он совпал с Днем происхождения честных древ Креста Господня.

Вседержитель

По повелению Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского была также написана икона Спаса Всемилостивого.

Этот образ относится к иконографическому типу, который именуется специалистами “Вседержитель”. Данные изображения создаются с целью прославления благих дел господних и призваны показать, что не существует ничего, что Всевышний не смог бы сделать ради своей любви к людям.

На таких иконах Сын Божий обычно изображается в полный рост или же полотно является поясным или погрудным образом Иисуса Христа. В левой руке он держит Священное Писание в виде книги или свитка. Правой же Спаситель благословляет православных христиан традиционным жестом.

Тутаевский образ

За время существования иконы Спаса Всемилостивого с неё было сделано множество списков. Одна из самых известных копий находится в городе Тутаеве.

Этот населённый пункт до Октябрьской революции носил название Романов-Борисоглебск и был образован в девятнадцатом веке из двух других поселений, названия которых составляли его имя. В настоящее время город входит в Ярославскую область. Издревле Борисоглебск славился художественными традициями.

Здесь творили свои бессмертные произведения многочисленные русские иконописцы. Так, в пятнадцатом веке для местной церкви, освященной в честь святых Бориса и Глеба, была написана икона Спаса Всемилостивого. Этот образ Спасителя представляет собой погрудное изображение Сына Божия, который левой рукой касается открытого Евангелия, а правая его рука поднята для благословляющего жеста.

Особенности иконы

Создатель этого полотна является последователем знаменитого русского иконописца Андрея Рублева, поэтому образ написан в подобной манере. По периметру изображения находятся небольшие облачка. Некоторые исследователи считают, что непропорциональный размер Евангелия и левой благословляющей руки Христа свидетельствует о том, что художник изначально намеревался создать икону другого типа.

Живописец только во время работы переменил свой первоначальный план и пририсовал некоторые элементы. До революции образ покрывала серебряная риза. Голова Спасителя была увенчана золотым венцом.

Это убранство было конфисковано в начале двадцатых годов прошлого века, в ходе кампании по изъятию ценностей, хранившихся в церквях.

Изначально данный образ предназначался для купола храма, так называемого неба.

История святыни

Позднее икона была перенесена в придел собора, посвященный двум святым князьям из семейства Рюриковичей – Борису и Глебу. Спустя некоторое время икону Спаса Всемилостивого поместили на главном иконостасе собора.

В восемнадцатом веке ростовский митрополит Арсений приказал после реставрации перенести образ в его резиденцию. Этот патриарх был вскоре разжалован из своего сана за критику в адрес политики императрицы Екатерины Второй.

После смещения с должности он стал простым монахом и провел остаток своих дней в монастыре. Икона, которую по его приказу привезли в кабинет, находилась в патриаршей резиденции еще около полувека.

Когда же образ решили вернуть в Борисоглебск, то его пристанищем стал уже не в храм Святых Бориса и Глеба, а Воскресенский собор. Икону Спаса Всемилостивого доставили в город специально организованным крестным ходом.

За несколько вёрст до места назначения процессия остановилась, чтобы омыть запылившуюся в дороге святыню.

Традиции

По преданию, на этом месте возник чудодейственный родник, который существует и поныне. Это событие получило отражение в церковной традиции. Ежегодно в десятое воскресенье после праздника Пасхи совершается крестный ход, во время которого из Воскресенского собора икона Спаса Всемилостивого торжественно выносится и с процессией проходит по всему городу.

До конца девятнадцатого столетия маршрут этого крестного хода пролегал только по правой стороне реки. А во время празднования девятисотлетия Крещения Руси была установлена традиция проходить и по другому берегу.

След многих веков

Икона Спаса Всемилостивого в Воскресенском соборе была написана в пятнадцатом веке знаменитым иконописцем. Этот мастер известен своей праведной жизнью и прославлен после смерти в лике святых Русской земли.

На фото иконы Всемилостивого Спаса заметно, что изображение сильно потемнело от времени. Это произошло по той причине, что по технологии пятнадцатого века все лики покрывались сверху подсолнечным маслом.

То же самое произошло и с другими образами главного храма мужского монастыря города Борисоглебска, к которым в то время принадлежала и икона.

Спустя несколько веков все они были очищены от подсолнечного масла. Только икона Спаса Всемилостивого в Тутаеве осталась при своём внешнем покрытии. Из-за этого образ заметно потемнел за несколько веков своего существования. Однако это обстоятельство не уменьшает эффект, который икона производит на людей, молящихся перед ней.

К данному образу регулярно совершаются как групповые, так и индивидуальные паломничества и экскурсии, проводящиеся некоторыми организациями. Тутаевская икона Спаса Всемилостивого производит колоссальное впечатление в связи со своими огромными размерами.

Ее высота достигает трёх метров. В данный момент образ помещен на специальной металлической конструкции, которая позволяет в дни, когда устраивается крестный ход, переносить икону.

Также под иконостасом, на котором находится чудодейственный образ, располагается лаз, через который по традиции проходят на коленях все желающие посетители храма.

За многовековое существование этого прохода в полу под иконой протёрлись две полосы от коленей молящихся.

Икона Спаса Всемилостивого. О чём молиться перед ней?

Считается, что данный образ способствует сердечной молитве о здоровье как телесном, так и душевном.

Необходимо, однако, помнить о том, что обращаться необходимо именно к Господу Богу, который изображён, а не к самой иконе как таковой. Лик Иисуса Христа призван способствовать правильной молитве.

Такой может называться лишь та, которая совершается с должным покаянием, смирением и благоговением.

То есть она должна произноситься небездумно. Человеку, обращающемуся к Богу, необходимо находиться в состоянии сосредоточения на своём общении с Всевышним.

Следует также помнить, что само слово “молитва” является однокоренным глаголу “молить”, то есть слезно просить о чём-либо.

А значит, это не просто беседа с Господом Богом или каким-либо святым, а именно обращение, имеющее характер сердечной просьбы.

Гордость города

Воскресенский собор Тутаева, в котором находится ныне икона Спаса Всемилостивого, является главным храмом этого населенного пункта. Он возвышается над остальными постройками и служит архитектурной доминантой. В данном храме существуют две церкви – верхняя и нижняя.

Первое помещение не отапливается. Икона находится там только в тёплое время года. В нижний же храм чудодейственный образ переносится зимой.

Иконы в Кижах

Широко почитается в народе икона Спаса Всемилостивого.

Молитву этому образу можно принести не только в Тутаеве. Множество списков с чудотворного изображения находится и в других городах России. Известно, что некоторые космонавты перед своими внеземными экспедициями приезжали помолиться перед святым образом в Тутаев. Однако икона Спаса Всемилостивого существует не только в этом варианте.

Известно изображение с таким же названием, которое находится в городе Кижи. Точнее будет сказать, что в этом населенном пункте изначально находились два образа. В одной из церквей данного города до революции была икона Спаса Всемилостивого, которая имела богатый золотой киот, а также ризу, выполненную из драгоценных материалов. К святому образу был подвешен крест на ленте.

Защита от врагов

Сегодня сохранилась только одна икона Спаса Всемилостивого в Кижах, которая находится в другом храме города. Это изображение Спасителя, где на заднем фоне нарисованы несколько святых, а также детали пейзажа. Все нюансы картины прописаны предельно четко, в искусной тонкой манере. Из этого можно сделать вывод о профессионализме живописца.

Написание икон в Кижах датируется специалистами примерно концом шестнадцатого века. Это было время нападения на Русь литовских и польских войск. Иконы были защитницами города от иноземных захватчиков. Крестные ходы с этими образами регулярно проводились вокруг населённого пункта для его освящения.

Иконы Спаса Всемилостивого как в Кижах, так и в Тутаеве относятся к одним из самых почитаемых изображений Иисуса Христа среди православных людей всего мира. В чем помогает икона Спаса Всемилостивого? Она содействует правильному настрою на молитву о здоровье.

Источник: http://fb.ru/article/359691/ikona-spas-vsemilostivyiy-foto-v-chem-pomogaet-molitva

Икона Спас Всемилостивый в Тутаеве: значение

Чудотворная икона в Тутаеве

Икона Спас Всемилостивый относится к типу иконы Вседержителя. На таких иконах он предстает как Судия, центральный образ Господа. Первое изображение Вседержителя датировано примерно серединой XII века. Иисус Христос предстает в полный рост.

Его взор печален и полон скорби, но не осуждает. Первое появление этой иконы пришлось на духовный подъем народа на Руси. Икона обладает чудотворными свойствами, поэтому с лика Господа сделано множество копий.

На таких иконах Иисуса Христа изображают как в полный рост или сидя, так и по пояс или погрудно.

Наиболее прославленным списком в таком стиле является икона Всемилостивого Спаса в Тутаеве – погрудное изображение Христа, на котором в левой руке он держит раскрытое Евангелие, а правую поднял в благословляющем жесте. На других копиях с первоначального образа Вседержителя иногда в свиток заменяет книгу.

Икона Спаса в Тутаеве

Прославленная икона появилась предположительно в начале XV века для церкви русских князей Бориса и Глеба, сыновей великого киевского князя Владимира Святославича. Работал над святыней иконописец Дионисий Глушицкий. Изначально икона располагалась в куполе храма, лицезреть её можно было, лишь обратив взор в «небо».

Размеры иконы внушительные: 2,78 м шириной и 3,20 м высотой. Поэтому она была достойным украшением купола. Точный вес иконы неизвестен, но для её переноски необходимо как минимум 30 мужчин, и при этом, каждый ощутит тяжесть иконы.

Ежегодно с иконой совершают крестный ход, для этого используют специальный металлический каркас, для того чтобы было удобно нести святыню.

Недолго икона была в приделе святых Бориса и Глеба. Лишь в XVIII веке образ оказался в главном зале церкви. Но он недолго пребывал в покое. В 1749 году святыню перенесли в архиерейский дом по воле митрополита Арсения.

В 1798 году образ пешком, неся на руках, доставили до Воскресенского собора, где она хранится по сей день. Так икона оказалась в Тутаеве, до 1918 именовавшегося Романов-Борисоглебск.

В наше время по пути следования образа на одном из берегов реки Ковать, где его омывали от пыли и грязи, осевших по дороге, бьет святой ключ, обладающий целебными свойствами. Ежегодно в десятое воскресенье от Пасхи люди выходят на крестный ход.

Это событие самый настоящий праздник: из Воскресенского собора икона Спаса Всемилостивого торжественно выносится, и процессия сопровождает её по пути через весь город. Такая традиция существует много лет, даже столетий, кажется, что время не властно над святынями и верой людей.

Икона Спаса в Тутаеве со временем начала темнеть, связано это с тем, что раньше иконы завершали слоем масла подсолнуха для закрепления красок. Эта икона единственная из всех в Воскресенском соборе, с которой не сняли масляный слой.

Но лик Господа хорошо читаем с иконы и, кажется, смотрит в душу, обнажая её и освобождая. Металлическая рама, которую используют в Крестный ход, имеет особое устройство, чтобы мужчины могли опереть её на плечи и нести таким образом икону.

В раме есть арки, чтобы верующие могли пройти под ликом Бога во время пешего хода или остановки. Как и в старину икону несут непокрытую, даже в дождь и непогоду.

Над головой Спасителя золотой венец, который по праву можно назвать произведением искусства. Венец украшен чеканными узорами. Спустя века работа мастера не затерлась и по-прежнему радует глаз.

Значение чудотворной иконы Спаса Всемилостивого

К иконе часто приходят просить о здоровье для тела и духа. Чудесным образом отступают болезни костей и суставов, но не только с этими проблемами обращаются к Богу через эту икону.

Самое главное, что молятся не иконе, а Господу, его и нужно просить. Икона не раз проявляла чудотворные свойства.

Интересным проявлением божественных сил иконы является то, что жена, даже единожды предавшая мужа, не различит на иконе Господа.

Икона, под которой пролезают

«Пролезать» – это слово может показаться кому-то совсем неуместным и даже грубым, когда речь идет о святынях.

Но используется оно неспроста, его можно заменить словом «проползать», но тогда от взгляда ускользнет тот факт, что действие «проползать» осуществляется верующим на коленях и с молитвой на устах.

Именно поэтому одна из церквей Воскресенского собора прославилась как церковь в Тутаеве, где пролезают под иконой.

В киоте под иконой сделан небольшой лаз – специальное окошко, в которое и нужно проползать верующим.

Верующие пролезают под иконой Спасителя, делать это нужно на коленях, читая молитву

Обычай существует уже не первое столетие и за это время на полу сквозь лаз пролегли отметины от колен прихожан.

Молитва, читаемая перед образом Спаса:

Благий Человеколюбче, Премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый. Пред Твоим Величеством припадающе смиренно молим Тя: призри, Благосерде, на рабы Твоя; и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тако и ныне, Целителю Благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети, и уврачуй нашу болезнь греховную.

Недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорбь во утешение премени.

Отыми же от нас всякое уныние и забвение, ум наш укрепи и утверди во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи во еже волю Твою благую и совершенную творити, Ты бо еси целитель душ и телес наших и Тебе славу возсылаем во веки веков. Аминь.

(2 3,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://omolitvah.ru/ikony/ikona-spas-vsemilostivyy/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.