Догматическое богословие православной церкви

Содержание

Основные догматы Православной Церкви

Догматическое богословие православной церкви

Опыт показывает, что знание догматов и канонов позволяет обезопасить себя от влияния опасных мыслей и людей.

По тому, как тот или иной человек отзывается о них (не говоря о том, соблюдает или нет) становится ясно, на самом ли деле это православный человек.

Даже если внешне у него все исправно, но отношение самое халатное, «творческое», то рано или поздно выясняется, что это волк в овечьей шкуре.

Догматы говорят о Боге в отношении к человеку и о человеке в отношении к Богу. Каноны регламентируют жизнь Церкви и христиан в смысле дисциплинарно правовом, и в нравственной области. Канон (в смысле церковного права) – это основополагающий церковный закон, действующий во всей Православной Церкви.

В идее канона всегда лежит неизменный догматический момент. Однако в буквальном смысле канон отражает преходящие обстоятельства жизни Церкви.

Каноны не подлежат отмене, но их правовые нормы не носят абсолютного характера. Более того, в самих правилах можно найти указание на гибкость.

Канон может больше не применяться в связи с тем, кто регулируемое им отношение исчезло.

В то же время правило канона может служить ориентиром: так, указание на возраст не существующих ныне дьяконисс (40 лет) ложится в основу рассуждений о возрасте женщины, назначаемой на существующие ныне церковные должности.

Каноны, даже если они уже не применяются, в любом случае остаются критериями церковного законодательства и основы церковного правосознания. Канон – указатель к правильной ориентации в актуальных проблемах церковной жизни.

Церковное знание можно разделить на четыре области:

  • догматы — четкие церковные определения;
  • каноны — регламент жизни Церкви и христиан;
  • литургическое предание, регулирующее богослужебную жизнь Церкви;
  • православная аскетика — опыт богообщения, основные законы духовной жизни и глубокий аскетический аппарат, призванные помочь выстроить православную личную форму духовной жизни.

Догматы о Боге и общем отношении Его к миру и человеку, например:

  1. самобытен (не происходит ни от кого, ни от чего, имеет бытие в Самом Себе), неизменяем («Я – Господь, Я не изменяюсь» (Мал.3:6)), вечен (не зависит от времени), неизмерим и вездесущ (см., напр. Псалом 138) – т.н.

    апофатические свойства, основанные на отрицании тех или иных качеств, присущих конечной твари;

  2. обладает Божественными разумом и премудростью, всеведением. Бог свят (т.е. руководствуется представлением об одном высшем добре).

    Бог всемогущ (Быт 17, Лк 1:37) и всеблажен, благ, милостив. Бог есть Любовь. И, одновременно, Бог справедлив.

  1. Бог – Творец мира. Бог создал мир из ничего. Бог создал мир разумом и премудростью, волею и словом. До Бога времени не было.

    Бог создал совершенный мир.

  2. Бог – Промыслитель мира, т.е. печется о мире, хранит его и правит им.

Догматы о Боге, Троичном в Лицах, например:

  1. Бог един по существу, но троичен в лицах – Отец, Сын, Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная  (Три самостоятельных Лица, обладающие всеми совершенствами, но не три Бога, а Бог).
  2. Три Лица Троицы различаются по личным свойствам: Отец не рожден ни от кого, Сын рожден Отцом, Дух Святой исходит от Отца.

Догматы о Боге, как Творце и Промыслителе, к миру духовному, например:

  1. добрые ангелы – служебные духи, которые служат Богу, народам, частным лицам, церквям;
  2. злые духи – падшие ангелы, обитают в воздухе, постоянно ищут, как погубить человека. Господь их деятельность попускает и ограничивает.

Догматы об отношении Бога, как Творца и Промыслителя, к человеку, например:

  1. Человек сотворен по образу и подобию Божию.
  2. Только три лица за всю историю человечества произошли особым образом – Адам, Ева и Господь наш Иисус Христос. Все остальные произошли от Адама и Евы.
  3. Человек состоит из души и тела.
  4. Душа – высшая, духовная, самостоятельная, разумная, сознательная, свободная, бессмертная сущность.

Догматы о Боге Спасителе и особенном отношении Его к человеческому роду, например:

  1. Грех праотцов (Адама и Евы) – на всех их потомках, т.е. всех людях. Это всеобщий, первородный грех.

  2. Следствия грехопадения: разрыв Богообщения, утрата благодати, смерть духовная, помрачение разума, извращение воли, склонность к злу, а не к добру, искажение образа Божия.
  3. Вся тварь через грехопадение человека прервала общение с Богом, и мучается доныне (Рим.

    8:22).

  4. Господь через Сына своего благоволил спасти людей. Сын совершил это спасение. Святой Дух Своим содействием совершает в сердцах людей дело спасения.

Догматы о Христе Спасителе, например:

  1. Господь Иисус Христос – истинный Бог.
  2. Господь Иисус Христос – истинный, но безгрешный Человек, родившийся сверхъестественным образом, от Девы Марии по действию Духа Святаго.
  3. Мы все искуплены Его смертью и воскресением.

  4. Иисус Христос победил и разрушил ад.
  5. Победив смерть Своим воскрешением, Иисус Христос вознесся на небеса и воссел одесную Отца, тем самым вознес на небо естество человеческое и тем самым отверз для всех людей двери в Царство небесное.

Догматы об освящении, например:

  1. Без Божественной помощи люди спастись не могут.
  2. Благодать – это особая нетварная Божественная сила.

  3. Благодать достигает нас в Ипостаси Святаго Духа, потому часто называется силой Духа Святаго (хотя принадлежит всем Лицам Троицы).

  4. Благодать даруется людям вследствие подвига Иисуса Христа.
  5. Благодать не изменяет природу человека, но преображает ее.

Догматы о Святой Церкви, например:

  1. Церковь – посредница в деле освящения и спасения, основанная Господом нашим Иисусом Христом.
  2. Вне Церкви нет спасения.
  3. Глава Церкви – Иисус Христом
  4. Святой Дух действует в Церкви.
  5. Церковь святая, единая, соборная, апостольская.

Догматы о Таинствах Церкви, например:

  1. Таинства есть священные действия, чрез которые тайным образом действует на человека благодать, т.е. спасительная сила Божия (Пространный катехизис).
  2. Совершитель Таинств – сам Иисус Христос.

  3. Таинство действительно при условии веры в Христа и спасительную силу Таинств, и искреннего желания принять благодать.
  4. Крещение совершается только один раз.
  5. В Таинстве Евхаристии вино и хлеб прелагаются в Кровь и Тело Христово.

  6. Евхаристия есть жертва благодарения, умилостивления и соединения всей Церкви в Тело Христово.
  7. Покаяние врачует от грехов.

Догматы о Таинстве священства:

священство – Божественное установление, предполагает избранничество свыше, совершается через рукоположение (возложение рук).

Догматы о Боге как Судии и Мздовоздаятеле:

  1. Тело смертно, душа бессмертна.
  2. После телесной смерти каждого ожидает частный суд и мздовоздаяние до Страшного суда.
  3. Мздовоздаяние после частного суда – лишь ожидание блаженства или мучения. Божественная Литургия, молитвы, милостыни, посты могут изменить участь умершего.

Догматы о Всеобщем Суде:

  1. Время Второго пришествия знает только Бог.
  2. До Всеобщего суда воздаяние получает только душа (не тело), и праведники, и грешники находятся в предначалии (предвкушении) заслуженного блаженства или мучения, у грешников есть шанс на то, что по молениям Церкви их участь изменится.
  3. Второе пришествие будет во славе и величии.
  4. Воскресение мертвых будет действительным, всеобщим и одновременным, в тождественных телах.
  5. Живые изменятся мгновенно и одновременно.
  6. Грешники будут преданы вечному мучению вместе с диаволом, праведники навечно унаследуют Царство, уготованное от создания мира (Мф. 25:34). Еще раз: и то, и другое – навечно.>

Источник: http://iksha-hram.ru/katexizaciya/osnovnye-dogmaty-pravoslavnoj-cerkvi/

Догматы Православной веры – выражение Божественных истин

Догматическое богословие православной церкви

Отче! Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина.
(Ин. 17,17)

Происхождение догматов

В апостольские времена словом «догмат» обозначалось вообще все христианское учение – догматическое и нравственное, но с развитием богословской мысли этот термин стал пониматься более конкретно.

В IV веке святитель Кирилл Иерусалимский пишет «Катехизические поучения», где раскрывает истины Символа веры, а также учение о главных церковных таинствах. В это же время святитель Григорий Нисский создает «Большое огласительное слово» – важный опыт системного догматического изложения.

В V веке блаженный Феодорит Кирский пишет «Сокращение (сокращенное изложение) Божественных догматов».

На Западе, приблизительно тогда же, блаженный Августин составляет «Руководство для Лаврентия», напоминающее катехизис.

Но, несомненно, лучшим произведением I тысячелетия, где глубоко и точно раскрыто христианское вероучение, заслуженно считается трактат преподобного Иоанна Дамаскина «Источник знания», и конкретно, третья часть этой книги – «Точное изложение православной веры».

С IV века восточные отцы Церкви стали именовать «догматами» не все содержащиеся в Откровении истины, а лишь относящиеся к области веры. Так, святитель Григорий Нисский разделяет содержание собственного учения на «нравственную часть и на точные догматы».

Греческое слово «догма» с ударением на первом слоге, женского рода вошло в русский язык и в просторечии имеет отрицательный оттенок чего-то застывшего и безжизненного (так же как и слово «догматический»).

Слово «догмат» мужского рода с ударением на втором слоге восходит к славянским богослужебным текстам:
«Яко царское украшение Церкви, Василия вси восхвалим, догматов сокровище нескудеемо»; «Празднует днесь Церковь честное торжество учителей триех, ибо тии утвердиша Церковь божественными своими догматы»

Догмат – слово греческое; оно означает непреложную истину, принимаемую на веру и общеобязательную для христиан (от греч. dogma – «закон», «правило», «постановление»).

С течением времени в догматических системах Востока и Запада этим словом стали обозначать, как правило, только те вероучительные истины, которые обсуждались на Вселенских Соборах и получили соборные определения или формулировки.

Догматы – это решения Вселенских Соборов по различным вопросам веры. Догматы, по большей части, называются определениями, потому что они проводят границу между истиной и заблуждением, между болезнью и здравием. Они являются достоянием всей Церкви как выработанные ее соборным разумом.

Догматические определения выражают откровенную истину, определяют жизнь Церкви. Следовательно, с одной стороны, они являются выражением Откровения, а с другой – служат целительным средством, ведущим человека к общению с Богом, к цели нашего существования.

Догматы – богооткровенные истины, содержащие учение о Боге и Его Домостроительстве, которые Церковь определяет и исповедует, как неизменные и непререкаемые положения православной веры. Характерными чертами догматов являются их вероучительность, богооткровенность, церковность и общеобязательность.

Опыт Церкви

Опыт Церкви шире и полнее догматических определений. Догматизировано только самое необходимое и существенно важное для спасения. Остается еще немало таинственного и нераскрытого в Священном Писании.

Это обуславливает существование богословских мнений. Мы их встречаем в творениях отцов Церкви и в богословских сочинениях.

Богословское мнение должно заключать в себе истину, как минимум, непротиворечащую Откровению.

Богословское мнение не является общецерковным учением, подобно догмату, но является личным суждением того или иного богослова.

Христианство не ограничивается нравственным учением. Евангелие не является одним из сборников моралистических предписаний.

Мораль, даже самая высокая, сама по себе не дает сил для исполнения ее требований.

Лишь при содействии благодати Христовой человек может стать поистине нравственным человеком, который творит добро «чисто» «…Без Меня не можете делать ничего», – говорит Спаситель (Ин. 15, 5).

Догматические определения Православной Церкви приняты на Семи Вселенских соборах, отражены в Никео-Константинопольском Символе веры и обладают непреложным авторитетом.

Под догматами ныне понимаются вероучительные истины, которые обсуждались и утверждались на Вселенских Соборах.

Догматические соборные определения Православия обозначаются греческим словом «орос» (oros). В буквальном смысле оно означает «предел», «границу».

Используя догматы, Церковь определяет человеческий ум в истинном Богопознании и ограничивает его от возможных ошибок.

Наличие строгого и отчетливого вероисповедного сознания – характерная черта и преимущество Православия. Эта особенность церковного учения восходит уже ко временам апостольской проповеди. Именно апостолам принадлежит первое употребление слова «догмат» в значении вероучительного определения.

«Проходя же по городам, они передавали верным соблюдать определения (греч. – ta dogmata), постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме»,- свидетельствует св. Евангелист Лука (Деян. 16:4). У апостола Павла в посланиях к Колоссянам (Кол. 2:14) и Ефесянам (Еф.

2:15) слово «догмат» употребляется в значении христианского учения во всей полноте.

Принятие догматов не означает введения новых истин. Догматы всегда раскрывают изначальное, единое и целостное учение Церкви применительно к новым вопросам и обстоятельствам.

Православные догматы

По словам св. Максима Исповедника Божественные догматы Православия могут быть сведены к двум основным. «Предел Православия есть чисто ведать два догмата веры, – Троицу и Двоицу»,- указывает св. Григорий Синаит.

Почитание неслиянной и нераздельной Пресвятой Троицы, единого Бога в трех Лицах, в Котором Ум – Отец, Слово – Сын, Дух Святой – Дух, как в целом учат святые Отцы, есть якорь христианского упования.

Почитание Троицы необходимо связывается с почитанием Двоицы, то есть исповеданием Сына Божия Иисуса Христа в едином Лице, двух естествах и волях, божественной и человеческой, неслиянно и нераздельно соединенных.
«Сказанное об этом в Евангелии слово можно разуметь так, — учит св.

Григорий Синаит. — Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога в трех ипостасях, и посланного Тобою Иисуса Христа в двух естествах и хотениях (Ин. 17, 3)».

Так как предметом догматики являются вечные догматические истины Святого Откровения, свидетельствующего о Боге в Самом Себе и о Боге в Его отношении к миру и человеку, то она соответственно делится на две части, каждая из которых имеет свои подразделы.

Первая часть рассматривает Бога в Самом Себе, вторая — в Его отношении к миру и человеку. Согласно этому, в первую часть входят догматы о бытии Бога, о качестве и степени богопознания, о Божием существе и Его свойствах, о единстве Божия существа и о Святой Троице.

Вторую часть составляют догматы о Боге как Творце мира, о Боге как Промыслителе, о Боге как Спасителе, о Боге как Освятителе и о Боге как Судии.

Основные догматы православия следующие:

  • Догмат о Пресвятой Троице
  • Догмат о грехопадении
  • Догмат об Искуплении человечества от греха
  • Догмат о Воплощении Господа нашего Иисуса Христа
  • Догмат о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа
  • Догмат о Вознесении Господа нашего Иисуса Христа
  • Догмат о Втором Пришествии Спасителя и Страшном суде
  • Догмат о единстве, соборности Церкви и преемственности в ней учения и священства
  • Догмат о всеобщем воскресении людей и будущей жизни
  • Догмат о двух естествах Господа Иисуса Христа. Принят на IV Вселенском Соборе в – Халкидоне
  • Догмат о двух волях и действиях в Господе Иисусе Христе. Принят на VI Вселенском Соборе в Константинополе
  • Догмат об иконопочитании. Принят на VII Вселенском Соборе в Никее

Отношение человеческого разума к догматам как вечным Христовым истинам определено отношением Самого Господа Иисуса к человеческому разуму в его греховной cущности.

Исходя из опыта Церкви, святоотеческого учения можно говорить, что догматы, лежащие в основании христианской нравственности, представляют единственно верный критерий оценки поступков и поведения разумной и свободной личности

Чего вообще требует от каждого человека Господь Иисус Христос как условия следования за Ним?

Только одного: отвержения себя и взятия своего креста. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24; ср.: Мк. 8, 34; Лк. 14, 26–27; Ин. 12, 24–26).

Отвергнуться себя- значит отказаться от своей греховной личности, от своего «я». Человек достигает этого, если личным подвигом веры во Христа распинает в себе и вокруг себя грех и всё греховное; если умирает для греха и смерти, дабы ожить для безгрешного и бессмертного Господа нашего Иисуса Христа (см.: Кол. 3, 3–8; Рим. 6, 6. 10–13; Гал. 2, 19; 6, 14).
Библиография

  • Беседа со свящ. Вадимом Леоновым «Значение догматов веры не уменьшается из века в век»Православие.Ru
  • Догматы православного богословия Альманах Восток Выпуск: N 10(22), октябрь 2004г
  • http://www.soborpokrova.ru/books/index.shtml
  • Догматика Православной Церкви http://trsobor.ru/listok.php?id=339
  • Православие.ru
  • Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия С.-Петербург, 1997
  • Служба трем святителям: Минея праздничная. М., 1970, с. 295-296
  • Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. М., 1992
  • Свящ. Александр Шаргунов. Догмат в христианской жизни. Троице-Сергиева Лавра. г. Загорск. 1981–1982

Александр А. Соколовский

Источник: http://www.blagobor.by/article/vera/dogma

Догматика Православной Церкви

Догматическое богословие православной церкви

В 19 в. свт. Феофан Затворник писал: «…иметь веру и не знать, во что веруешь! Это есть оскорбление и веры, и себя… Да при этом и вера не вера. Вера есть совокупность истин и здравых о всем понятий. Какая же вера у того, кто их не знает?» Эти слова святителя-богослова актуальны и в наши дни.

Многие ли из верующих, даже читающих каждый день Символ веры, могут вразумительно объяснить: во что веруют православные христиане? Ответ на вопрос: во что именно и как должен веровать человек, чтобы спастись, дает православная догматика – наука, обоснованно и доказательно излагающая православное вероучение.

Статистика свидетельствует: большинство россиян свою религиозную принадлежность отождествляют с Православием. Однако для многих из них это не связано с осознанной верой.

«Верю, что Бог есть, что Он помогает; верю в душе, а в церковь не хожу», – вот и все, что они могут рассказать о своей вере. Доходит до курьеза: к православным причисляют себя люди некрещеные и даже атеисты.

Просто по факту: не мусульманин, не иудей, живу в исторически православной стране… так кто же я как не православный?

Не все представляют себе, что Православие – это реальный, вполне конкретный образ веры и, соответственно, реальный и конкретный образ жизни; это путь, на который человек встает во Св. Крещении и по которому должен идти всю жизнь.

Знание догматики дает возможность не сбиться с этого пути и избежать многих ошибок и заблуждений. Время для обретения этого знания благоприятно уже почти четверть века; отговорки: «Не знаем, потому что не научили», – неубедительны.

Знакомство с православным вероучением предварим сообщением некоторых необходимых сведений и понятий.

О Божественном Откровении

Из соблюдаемых в Церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые приняли от Апостольского Предания, по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия…

Свт. Василий Великий

Источником православного вероучения является Божественное Откровение, т.е. то, что Бог Сам открыл людям, чтобы они могли право и спасительно веровать в него и достойно чтить Его.

Оно дано вначале через пророков, затем – в полноте и совершенстве – через воплотившегося Сына Божия, Господа Иисуса Христа, учение которого передали миру и записали апостолы.

Божественное Откровение хранится в истинной Церкви и распространяется между людьми посредством Свщ. Писания и Свщ. Апостольского Предания.

В древние времена Свщ. Писание (Библия) было Словом Божиим письменным, а Свщ. Апостольское Предание – Словом Божиим устным. Но постепенно оно также было зафиксировано в письменном виде в различных источниках. Свщ. Апостольское Предание есть Свщ. Предание в собственном, или узком, смысле.

Как Слово одного Бога Свщ. Писание и Свщ. Предание имеют равное достоинство. При этом они равно необходимы и взаимно друг друга дополняют. Св. отцы называют Свщ. Писание и Свщ. Предание двумя легкими в теле Церкви. В совокупности истины веры, заключающиеся в Свщ. Писании и Свщ. Апостольском Предании, дают полноту учения Православной веры.

Божественное Откровение дано людям однажды и на все времена и должно сохраняться неизменным. Хранительницей и истолковательницей Божественного Откровения является Православная Церковь – «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3,15).

«В нее, как бы в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, чтобы каждый желающий мог принимать от нее питие жизни», – говорит свт. Ириней Лионский.

Передача в Церкви из века в век Божественного Откровения по букве, или хранение его, а также по духу и смыслу, или истолкование его, есть Свщ. Предание в широком смысле слова.

О христианских догматах

Начало всех наших догматов происходит свыше, от Небесного Владыки, хотя люди служат к их преподаванию…

Свт. Иоанн Златоуст

Догматы веры, как истины Божественные, всегда остаются неизменными в учении Церкви Православной: она и ныне преподает эти истины в том самом виде, в каком приняла их от Самого Господа Иисуса
Христа, и будет преподавать до скончания века.

Митр. Макарий (Булгаков)

По свидетельству Свщ. Писания, правая вера является необходимым условием спасения человека. Истинный путь веры, тщательно оберегаемый в истории Церкви, называется прямым, правым – православным. Наряду с правым путем веры всегда бывали инакомыслящие, мир больших или меньших заблуждений.

Чтобы сохранить правый путь веры, Церковь выработала строгие формы для выражения истин веры, возвела крепость истины для отражения чуждых Церкви влияний. Так появились христианские догматы – откровенные истины, преподаваемые людям Церковью как непререкаемые и неизменные правила спасительной веры.

К догматам относятся не все без различия богооткровенные истины, а лишь истины вероучительные, содержащие в себе учение о Боге и Его отношении к миру, особенно к человеку.

Как Божественные по происхождению, догматы не подлежат изменению; они могут только, по обстоятельствам времени, точнее определяться и объясняться, оставаясь неизменными по существу и количеству.

Всякое искажение догматов или отступление от них порождает ересь.

«Что только посеяно в сей Церкви, на пашне Божией, верою отцов, то же самое тщанием сыновей пусть и усовершается и сохраняется, то же самое пусть цветет и созревает… Ибо украшать, улучшать, усовершать с течением времени древние догматы небесного любомудрия позволительно… но их полнота, цельность, качество должны оставаться неизменными: это необходимо», – пишет прп. Викентий Лиринский.

Наука, имеющая своим содержанием систематическое изложение всей совокупности христианских догматов, называется догматическим богословием, или догматикой.

О Вселенских Соборах

Вселенские Соборы – это, несомненно, совесть Церкви Христовой. Они наиболее совершенно и имеют, и знают, и видят, и исповедуют истину Христову. И защищают ее.

Прп. Иустин Попович

Вселенские Соборы – собрания пастырей и учителей Православной Церкви, по возможности со всей вселенной, для утверждения истинного учения и благочиния между христианами. Всего в истории Церкви было семь Вселенских Соборов (в период 4–8 вв.).

Вселенским Соборам принадлежит главная роль в становлении православной догматики.

Именно на Вселенских Соборах были определены основополагающие – коренные – догматы, заключающие в себе и под собой все прочие; утвержден на все века один неизменный образец веры – Символ веры – как основа всего догматического богословия; определен и установлен с точностью сам церковно-богословский язык. На Вселенских Соборах 4 в.

получило законченный вид православное учение о Троице; в ходе христологических споров 5–7 вв. сформировалась православная христология; иконоборческий спор подвел итог развитию православного богословия первых восьми веков существования Церкви.

Каждый Вселенский Собор был ответом на ту или иную ересь, потрясавшую Церковь в конкретный исторический период ее бытия. Эти ереси становились движущей силой развития православного богословия – опровергая их, богословы находили те точные формулировки, которые ложились в основу православного догматического Предания.

Вселенские Соборы, определения которых начинались формулой «Изволися Духу Святому и нам…», указывающей на совместное творчество (синергию) Святого Духа и людей в выработке догматических формулировок, были моментами торжества Православной истины. Догматы Вселенских Соборов в Православной Церкви всегда признавались как богодухновенные и не подлежащие пересмотру.

В плане богословского творчества эпоха Вселенских Соборов стала самой продуктивной в истории Православной Церкви. Именно в эту эпоху жили те отцы, которые в православной традиции почитаются в качестве «вселенских учителей и святителей» и творцов догматического богословия. Митр. Макарий (Булгаков) называет период догматики Вселенских Соборов и св. отцов «богатейшим и образцовым».

Однако богословское оформление православного вероучения не закончилось с эпохой Вселенских Соборов, т.к. не прекратили свое существование ереси и заблуждения. Так, в 14 в., в эпоху «паламитских споров» и «паламитских Соборов», в борьбе с ересью, отвергавшей нетварность Божественной благодати, свт.

Григорий Палама создавал мистическое богословие Церкви – богословие Святого Духа и благодати.
Раскрытие христианских догматов не прекратится до тех пор, пока не исчезнет в Церкви необходимость, применительно к новым ересям и заблуждениям, определять и объяснять свои догматы для охраны Православия.

О Символе веры

Если Слово Божие истинно и достойно всяческого приятия… то и учение, извлеченное из Писания, истинно и достойно всякого приятия каждым – от младенца до старца… Это учение есть цепь, составленная из многих соединенных между собой звеньев – так называемых членов Символа веры.

Свт. Иннокентий, еп. Саратовский и Пензенский

Источник: http://trsobor.ru/dogmatika-pravoslavnoj-tserkvi/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.