История возникновения православных храмов в России

Содержание
  1. Как зарождалась русская православная церковь
  2. История Русской Православной Церкви
  3. Объединение княжеств
  4. Великие сподвижники
  5. Автокефалия. Патриархи РПЦ
  6. Раскол РПЦ
  7. РПЦ и Святейший Правительствующий Синод
  8. Восстановление патриаршества
  9. Московский патриархат
  10. Патриарх Кирилл о Церкви
  11. Храмы России фото с названиями и описанием
  12. Православные храмы: история и повседневность
  13. Самые красивые храмы России: шедевры из камня и дерева
  14. Самый большой российский храм
  15. Самый высокий российский храм
  16. Самые необычные российские храмы
  17. В каком городе россии больше всего церквей?
  18. Почему на церкви черные купола?
  19. Успенские соборы России
  20. Кафедральные соборы России
  21. Заброшенные российские храмы
  22. Однокупольные российские храмы
  23. История русской православной церкви — древо
  24. Крещение Руси
  25. Автокефалия Русской Церкви
  26. Синодальный период
  27. Восстановление Патриаршества. Советские гонения
  28. Современная история
  29. См. также
  30. Использованные материалы
  31. 🔍 Видео

Видео:История РПЦ. Власть. Бизнес. ВераСкачать

История РПЦ. Власть. Бизнес. Вера

Как зарождалась русская православная церковь

Христианство на Руси стало распространяться в IX веке. На этот процесс очень сильно повлияло ее соседство с могущественной Византийской империей, исповедовавшей христианство. Сегодня обсудим одну из важнейших тем в истории России — зарождение и развитие православной церкви. Давайте разбираться вместе.

Во многих источниках СМИ зачастую встречаются очень много аббревиатур, возьмем именно ту, которая сегодня в этой статье очень символична — РПЦ (Русская Православная Церковь). Чтобы разобраться с вопросом: «РПЦ — что такое?», окунемся немного в историю Древней Руси, где просветительской деятельностью славян изначально занимались проповедники — братья Кирилл и Мефодий.

Первой крещение приняла киевская княгиня Ольга в 954 году. Это событие поспособствовало тому, что после нее киевский князь Владимир в 988 году крестил Русь.

Васнецов — крещение князя Владимира

История Русской Православной Церкви

В домонгольский период русская Церковь являлась митрополией константинопольского патриархата, который и назначал своего митрополита из греков. Однако в 1051 году этот престол впервые занял русский митрополит Илларион — очень образованный церковный деятель.

История Русской Православной Церкви свидетельствует, что строительство величественных храмов на Руси началось в X веке, а с XI века уже создаются первые монастырские хозяйства.

Первый монастырь (Киево-Печерский) основал преподобный Антоний Печерский, принесший в 1051 году на Русь афонское монашество. Именно он стал центром православия на Руси. В дальнейшем монастыри были не только духовными центрами, но и центрами культуры и образования, где велись исторические летописи, переводились богословские книги, процветала иконопись.

Объединение княжеств

Задаваясь вопросом: «РПЦ — что такое?», необходимо также отметить, что в период феодальной раздробленности XII века только Православная Церковь оставалась главной носительницей идеи единства русского народа, которая противодействовала постоянным княжеским междоусобицам.

В XIII веке на Русь нападают татаро-монгольские полчища, но и они не смогли сломить Русскую Церковь. Морально, духовно и материально она способствовала созданию русского политического единства.

В XIV веке вокруг Москвы стали объединяться русские княжества. Великие русские святители стали духовными помощниками московских князей.

Великие сподвижники

Митрополит Алексий стал наставником святого князя Дмитрия Донского. Святитель митрополит Иона Московский помогал московскому князю в сохранении единства государственного строя и прекращении феодальных войн.

Православный святой Сергий Радонежский благословил на Куликовскую битву Дмитрия Донского, этот ратный подвиг стал началом освобождения русских земель от татаро-монголов.

Многих не зря интересует тема «что такое РПЦ?» И здесь в первую очередь надо отметить, что Православная Церковь помогала сохранять культуру и национальное самосознание русского народа. Вот, например, в XIII веке было начато строительство Почаевской Лавры*, так утверждалось Православие и на западно русских землях.

В период с XIV и до середины XV века на Руси было создано до 180 монастырей. Знаменательным событием стало основание Троице-Сергиевого монастыря в 1334 году преподобным святым Сергием Радонежским. В этой обители нашел применение своему дивному таланту преподобный Андрей Рублев.

Автокефалия. Патриархи РПЦ

Со временем русское государство стало набирать силу и освобождаться от захватчиков, а с этим становилась влиятельнее и мощнее Православная Церковь на Руси. С пониманием того, что такое РПЦ, приходит и понимание ее огромной роли в истории государства.

https://www.youtube.com/watch?v=6fe8Ho_Zi3s

Перед падением Византийской империи в 1448 году Русская Церковь получила независимость от Константинопольского патриархата. Поставленный Собором русских епископов Митрополит Иона стал Митрополитом Московским и всея Руси.

И вот уже в 1589 году Иов – московский митрополит — становится первым Патриархом Руси.

• В XVII веке на Русь напали польско-шведские интервенты. Но Русская Церковь и здесь не сдалась. Великий патриот патриарх Ергемон был замучен захватчиками, однако он был духовным лидером ополчения Минина и Пожарского.

• В летописи Русского государства описано и героическое сопротивление Троице-Сергиевой Лавры от поляков и шведов в 1608-1610 гг.

Следующий патриарх, Никон, занялся реформами, в результате чего образовался раскол в РПЦ. Эти реформы продолжились в XVIII Петром Первым.

Раскол РПЦ

Поводом к расколу русской церкви послужили разногласия по вопросу об исправлении церковных обрядов и книг.

Переводы церковных книг на русский язык делались с греческих подлинников в разное время, причем уже сами подлинники не были абсолютно одинаковыми, а переписчики книг дополнительно вносили в них изменения и искажения.

Кроме того, в русской церковной практике утвердились обряды, не известные в греческих и южнославянских землях.

Вопрос об исправлении церковных книг и обрядов получил особую остроту после доставления на патриаршество Никона.

Новый патриарх, сын крестьянина из окрестностей Нижнего Новгорода, постригшийся в монахи под именем Никона, быстро выдвинулся в церковных кругах. Возведенный в патриархи (1652 г.

), он занял положение первого человека в государстве после царя. Царь называл Никона своим «собинным другом».

Никон энергично приступил к исправлению богослужебных книг и обрядов, стремясь привести русскую церковную практику в соответствие с греческой.

Правительство поддерживало эти начинания Никона, так как введение единообразия церковной службы и усиление централизации церковного управления соответствовали интересам абсолютизма.

Но крепнувшему абсолютизму противоречили теократические идеи Никона, сравнивавшего власть патриарха с солнцем, а власть царя с луной, лишь отражающей солнечный свет. В течение нескольких лет Никон властно вмешивался в светские дела.

Эти противоречия привели к ссоре царя с Никоном, завершившейся низложением честолюбивого патриарха. Собор 1666 г. лишил Никона патриаршего сана, но в то же время утвердил его нововведения и предал анафеме тех, кто отказывался их принимать.

Черный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году

С этого собора начинается деление русской церкви на православную господствующую и православную старообрядческую, т. е.

отвергающую церковные реформы Никона.

И та и другая церковь одинаково считали себя единственно православной; официальная церковь именовала старообрядцев «раскольниками», старообрядцы называли православных «никонианами».

РПЦ и Святейший Правительствующий Синод

Святейший Правительствующий Синод (греч. synodos — «сходка», «собрание», «собор») — высший орган церковно-административной власти Русской Православной Церкви, заменявший собой патриарха.

В 1718 году, царь Пётр I решает изменить саму структуру церковного управления и предлагает создать Духовную коллегию.

Писать проект учреждения Духовной коллегии царь поручил епископу Псковскому Феофану (Прокоповичу) (1681–1736), вызванному в Санкт-Петербург ещё в 1716 году.

Именно Феофан с той поры и стал главным помощником Петра в деле проведения церковной реформы. Плодом его труда явился Духовный регламент, составленный к 1720 году, а затем прочитанный и исправленный самим монархом.

Главной причиной, по которой была необходима отмена Патриаршества —  опасность совместного существования двух властей – духовной и светской.

Другой же причиной была — укрепление власти и авторитета церкви в народе. По сути своей, несмотря на всю свою авторитарность и независимость в глазах народа — над церковью все равно стояли монархи, цари, императоры, президенты и именно их решения были главенствующими.

25 января 1721 года царь издал манифест об открытии Духовной коллегии, а 14 февраля того года в Санкт-Петербурге состоялось ее торжественное открытие. Впрочем, вместо Духовной коллегии новую церковную власть тогда же стали именовать Святейшим Синодом.

https://www.youtube.com/watch?v=C_n7vQVfXKA

Для членов Святейшего Синода Петр I установил специальную присягу, в которую была включена клятва в «верной службе» представителям царствовавшей династии, обязанность «благовременно объявлять… о ущербе Его Величества интереса, вреде и убытке» и хранить служебные тайны. Но самое интересное, для осуществления контроля над Святейшим Синодом Пётр, которого опыт научил не доверять своим чиновникам, 11 мая 1722 года создал должность обер-прокурора.

 Обер-­прокурор был назван «оком государевым» и «стряпчим по делам государственным».

Вот так все и получилось, что Синодом управляли по сути государственные чиновники. Причем затянулось это все почти на 200 лет. Для РПЦ — это период был пагубным, так как все решения были навязаны обер-прокурорами. Все прерогативы и полномочия Синод получал от императора и рассматривался как орган, посредством которого император управлял церковными делами.

Восстановление патриаршества

В 1917 году был созван Всероссийский Церковный Собор, где было восстановлено Патриаршество. Патриархом Московским и всея Руси стал Митрополит Московский Тихон. Но большевики считали РПЦ своим идеологическим противником, поэтому она подлежала полному уничтожению.

С 1922 по 1924 год патриарх Тихон находился под арестом. При нем образовалась Русская Православная Церковь за рубежом. После его смерти началась борьба, и в итоге РПЦ возглавил митрополит Сергий (Старгородский).

В Советском Союзе для богослужений оставили лишь небольшое количество храмов. Основная часть духовенства была расстреляна или находилась в лагерях.

Ко времени Второй мировой вся церковная структура была практически полностью уничтожена, но катастрофа боевых действий заставила Сталина прибегнуть к моральной помощи РПЦ. Священники и епископы были выпущены из тюрем.

Кульминационным стал процесс, когда в 1943 году на Соборе епископов был выбран патриарх — митрополит Сергий (Старгородский), и в 1945 году на Поместном соборе – митрополит Алексий.

При Н. С. Хрущеве в 1958 году началась антирелигиозная кампания. Вновь стали закрываться храмы, монастыри и духовные школы, начались аресты (к 1964 году было осуждено более 1200 чел.).

Но в брежневский период все гонения на церковь прекратились, но несмотря на это она все еще жестко контролировалась властью. Вот так, очень нелегко, пришлось РПЦ.

Что такое выживание и преследования, она знает, увы, не понаслышке, на собственном горьком опыте.

Московский патриархат

Юбилейный, 1988 год — год 1000-летия Крещения Руси — стал переломным во взаимоотношениях Церкви и государства. Гонение на Церковь было прекращено, стали вновь открываться храмы. Только в 1988 году было открыто более 1000 храмов.

Дальше патриархами были Алексий I, Пимен и Алексий II.

Правящий архиерей Московской епархии РПЦ — Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Сегодня современная РПЦ возглавляется патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В наше сложное время именно на его плечи легло тяжелое бремя — искать пути примирения всех славянских народов. Ведь для того и создавалась РПЦ.

Современная Московская епархия РПЦ, созданная в 1325 году, насчитывает около 1506 храмов.

В настоящее время РПЦ насчитывает около 150 млн верующих. Ее каноническая территория охватывает Россию, Украину, Белоруссию, Молдавию (в этих странах к ней принадлежит большинство населения), другие страны СНГ, кроме Грузии, а также прибалтийские государства: Литву, Латвию, Эстонию.

В состав Русской церкви входят Белорусский экзархат, Украинская православная церковь (обладают самостоятельностью в делах внутреннего управления), православные церкви в Молдове, Латвии, Эстонии, Японская и Китайская автономные православные церкви.

Высшие органы РПЦ — Поместный собор, Архиерейский собор и Священный Синод во главе с патриархом.

Высшая награда РПЦ — Орден св. апостола Андрея Первозванного. Среди других наград — ордена св. Владимира, св. Ольги, мученика Трифона, святителя Иннокентия, ордена и медали преп. Сергия Радонежского, св. благоверного князя Даниила Московского.

Патриарх Кирилл о Церкви

 Панькова Оксана

https://www.youtube.com/watch?v=A_JaVzSMExg

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Видео:Православный храм — история, устройство, символикаСкачать

Православный храм — история, устройство, символика

Храмы России фото с названиями и описанием

Россия – страна православная. Главный символ православной веры – храм, дом Божий, олицетворение его образа и зримого воплощения.

Храмы России с названием и описанием представлены на многих страницах Всемирной сети, но сведения о них так глубоки, красноречивы и безграничны, что едва ли хватит срока в год-два-три, чтобы охватить все имеющиеся объекты каменного и деревянного зодчества. Самые-самые из храмов, заслуживающие не только внимания православного верующего, но и изучения обычного эрудированного интеллектуала, представлены в этой статье.

Знаменитые соборы России стали в этом году объектами пристального интереса. К примеру, в Санкт-Петербурге даже сейчас проходит заключительный этап ания за храм, который считаться «православным символом города». К финалу «подошли» 18 лучших храмов Северной столицы, так или иначе запомнившихся и отобранных народным выбором.

  • Православные храмы: история и повседневность
  • Самые красивые храмы России: шедевры из камня и дерева
  • Самый большой российский храм
  • Самый высокий российский храм
  • Самые необычные российские храмы
  • В каком городе россии больше всего церквей?
  • Почему на церкви черные купола?
  • Успенские соборы России
  • Кафедральные соборы России
  • Заброшенные российские храмы
  • Однокупольные российские храмы

Православные храмы: история и повседневность

История православных храмов началась с момента Крещения Руси и принятия ею православной веры в 988 году.

Древнейшей церковью считается, согласно археологическим находкам, Десятинная церковь (989-996 гг.) в Киеве (тогда – территория Руси). Она была разрушена татаро-монголами, а именно- войсками Батыя при захвате Киева.

Древнейший храм – собор Св.  Софии в Киеве, сохранившийся до наших дней. Этот уникальный памятник и сегодня несет на себе печать атмосферы прошлого и дает верующим силы и надежду на вечность православия, воплощенную в камне.

На Северном Кавказе есть 3 храма, более древние, чем Десятинная церковь, они относятся к началу-середине Х в. Но считать ли их православными — спорный вопрос даже для историков.

Южный храм в поселке Нижний Архыз

Это т.н. Северный, Средний и Южный храмы в поселке Нижний Архыз.

Самые красивые храмы России: шедевры из камня и дерева

Наикрасивейшими храмами России считаются расположенные в городах «Золотого кольца». Ярославль, Владимир, Суздаль, Ростов Великий и многие другие – все они представляют сохранившиеся до наших дней преимущественно с допетровской эпохи (XVIIв.) «живые свидетельства» веры.

Церковь Ильи пророка в Ярославле

Увенчанные куполами и украшенные изразцами и фресками, эти храмы и сегодня – действующие.

Церкви о. Кижи

Лучшим воплощением деревянного зодчества являются храмы на острове Кижи и в Карелии.

Деревянная церковь в Суздале

Это уходящее искусство, от которого сохранились единицы — в отдельных селах и деревнях, в Суздале и Сургуте.

Самый большой российский храм

Самый большой российский храм – главный храм столицы, в котором традиционно проводит церковные праздники патриарх Московский и Всея Руси. Это восстановленный храм Христа Спасителя.

Он производит впечатление идейного центра, возвышаясь на берегу Москвы-реки, недалеко от Кремлевской стены и Цветаевского музея.

Его золотые купола в сочетании с белоснежными стенами, украшенными лепными орнаментами, представляют идеальный образ «Дома Божьего». Созданный в «русском стиле», храм изначально строился в ознаменование победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

https://www.youtube.com/watch?v=pQljAMDY5ew

Восстановленный в 2000 году, храм располагается на месте взорванного в 1931 г., в общей волне борьбы с религией и уничтожения соборов и церквей. В советские годы на этом месте располагался бассейн. Сегодня же традиция почитания Бога в праздничные дни влечет тысячи москвичей, и огромные очереди с вечера выстраиваются вокруг храма, например, в Рождественский сочельник и на Пасху.

Самый высокий российский храм

Самый высокий храм в России находится в Санкт-Петербурге – Петропавловский собор.

Его шпиль и золотой ангел достигают высоты 122,5 м. Для сравнения — храм Христа Спасителя в высоту достигает 105 м.

Самые необычные российские храмы

Необычные храмы России разноплановы и оригинальны. Если на минуту отвлечься от таких первостепенных критериев, как древность церквей и участие великих зодчих и художников в их оформлении, то можно назвать по крайней мере 5 храмов, привлекающих внимание.

К примеру, Знаменская церковь в Дубровицах, которая увенчана не крестом, а короной.

Вознесенский храм в Коломенском являет собой первый образец шатровой архитектуры.

Храм Благовещения Пресвятой Троицы в Тайнинском снабжен порталом в форме терема — такого не встретишь более ни в одном храме России.

Троицкая церковь в Санкт-Петербурге прозвана в народе «Кулич и Пасха», т.к. напоминает по форме именно эти непременные атрибуты Пасхи.

Костомаровский женский монастырь — пещерный, обители сооружены внутри меловых столбов.

В каком городе россии больше всего церквей?

На этот вопрос есть однозначный ответ — в Москве. Более 1100 храмов можно увидеть, если прогуляться по столичным проспектам, площадям, улицам и переулкам.

Храм Василия Блаженного в Москве

Нужно отметить, что до революции, когда столицей был Петербург, в нем тоже было немало храмов: историки утверждают, что каждая улица в Петербурге заканчивалась церковью или храмом.

В воспоминаниях современников можно найти отзывы о том, что, подъезжая к столице, они видели множество куполов. Все эти храмы были разрушены в 1930-е гг.

Почему на церкви черные купола?

Традиционный цвет куполов церквей – золотой. Также распространен зеленый цвет. Но черный? Церковь с чёрными куполами в Москве — не исключение из правил. Черные купола встречаются на нескольких московских храмах.

Старообрядческая церковь (Москва, Турчанинов пер.)

В частности, Старообрядческая церковь (Турчанинов пер.), церковь Ризоположения (ул. Донская), собор Донского мон., соборы Покровского мон. (в нем хранятся мощи Матроны Московской) и др.

Собор Покровского монастыря в Москве

Загадка черного цвета в окраске куполов до сих пор не разгадана. 1 версия приписывает черные купола к монашеской символике, аскетизму, строгости, скорби по Христу.

Другая версия отдает предпочтение принадлежности архитекторов-строителей храмов к масонским ложам.

Успенские соборы России

Успенские соборы России находятся во многих городах. Все они посвящены одному празднику – Успению Божией Матери.

Казалось бы, парадокс – смерть Богоматери отмечена праздником. Но православная вера учит, что Ее Успение – не смерть, а соединение с Богом. Некая аналогия Воскрешению Христа.

Храм, строящийся в честь Пресвятой Богородицы, обязательно будет иметь голубые стены — по православному канону.

Кафедральные соборы России

Кафедральные соборы России представляют собой главные храмы церковной области (епархии).

В них обязательный атрибут — возвышение в центральной части, т.н. кафедра правящего архиерея. Именно в ним глава епархии — митрополит — осуществляет регулярное богослужение.

Самые большие храмы России по вместительности располагаются в крупных городах — там, где они и нужны для доступа всех православных верующих в Дом Божий.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Храм Христа Спасителя в Москве и Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (ныне музей) готовы соперничать друг с другом по метражу и эстетике убранства.

Заброшенные российские храмы

Заброшенные храмы и церкви России соседствуют с ныне действующими.

https://www.youtube.com/watch?v=lhiJtNAOGY0

Даже в крупных городах можно найти множество соборов, закрытых и сегодня. В последние годы идет активное восстановление храмов из небытия.

Однокупольные российские храмы

Однокупольные храмы России посвящены одному – самому Господу Богу. Об этом говорит их символика – 1 купол символизирует единого Бога.

Церковь Покрова на Нерли

3 купола напоминают о Святой Троице. 5 куполов означают Христа в окружении 4 евангелистов.  Собор с 7 куполами ассоциируется с 7 таинствами Церкви. Встречаются храмы с 9, 13, 15 и 33 куполами.

В целом, христианский православный храм — святое место, предназначенное для богослужений (литургий) и таинств. В любом храме найдутся алтарь с иконостасом и царскими вратами, большое Распятие, иконы и свечи, расположенные по определенной системе.

Обязательная принадлежность храма — цветы. Особое искусство — православная флористика. На каждый церковный праздник применяются цветы и растения разных оттенков и видов, подобно облачениям священнослужителей разных цветов.

Видео:Архитектура православных храмовСкачать

Архитектура православных храмов

История русской православной церкви — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

История Русской Православной Церкви

Крещение Руси

Начавшемуся в IX в. распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой — Византийской империей.

Юг Руси был освящен деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славян. В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга.

Все это подготовило величайшие события в истории русского народа — крещение князя Владимира и в 988 году Крещение Руси.

Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году на первосвятительский престол был впервые поставлен русский митрополит Иларион, образованнейший человек своего времени, замечательный церковный писатель.

С X века строятся величественные храмы. С XI века на Руси начинают развиваться монастыри. В 1051 году преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси.

Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед русским народом — не говоря об их чисто духовной роли — в том, что они были крупнейшими центрами образованности.

В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. В монастырях процветали иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений.

Широкая благотворительная деятельность монашеских обителей способствовала воспитанию в народе духа милосердия и сострадательности.

В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей.

Татаро-монгольское нашествие — величайшее бедствие, постигшее Русь в XIII веке, — не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании.

Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси — залога будущей победы над поработителями.

Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в XIV веке. И Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Святитель Митрополит Алексий (1354-1378) воспитал святого благоверного князя Димитрия Донского.

Он, как позднее и святитель митрополит Иона Московский (1448-1471), силою своего авторитета помогал московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранении государственного единства.

Великий подвижник Церкви русской преподобный Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на величайший ратный подвиг — Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига.

https://www.youtube.com/watch?v=mi4a3ozOdSM

Сохранению национального самосознания и культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. В XIII веке было положено начало Почаевской Лавре. Эта обитель и ее игумен преподобный Иов многое сделали для утверждения Православия в западнорусских землях.

Всего с XIV до половины XV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 года).

Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант иконописца преподобного Андрея Рублева.

Автокефалия Русской Церкви

Грамота Константинопольского собора об основании Московского Патриархата 8 мая 1590 года. Пергамент, чернила (на греч. яз.). Грамоту подписали 106 человек: патриархи Константинопольский Иеремия II, Антиохийский Иоаким и Иерусалимский Софроний, а также 42 митрополита, 19 архиепископов и 20 епископов.

Освобождаясь от захватчиков, Русское государство набирало силу, а с ним росла и сила Русской Православной Церкви. В 1448 году, незадолго до падения Византийской империи, Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата.

Митрополит Иона, поставленный Собором русских епископов в 1448 году, получил титул Митрополита Московского и всея Руси.

В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В 1589 году московский митрополит Иов стал первым русским Патриархом. Восточные патриархи признали за русским Патриархом пятое по чести место.

XVII век начинался для России тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские интервенты. В это время смут Русская Церковь, как и прежде, с честью выполнила свой патриотический долг перед народом.

Горячий патриот Патриарх Ермоген (1606-1612), замученный интервентами, был духовным вождем ополчения Минина и Пожарского.

В летопись истории Русского государства и Русской Церкви навсегда вписана героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры от шведов и поляков в 1608-1610 годах.

В период, последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась одной из очень важных внутренних своих проблем — исправлением богослужебных книг и обрядов.

Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону.

Вместе с тем недостатки в подготовке реформы и насильственное насаждение ее нанесло Русской Церкви тяжелейшую рану, последствия которой не преодолены и по сей день, — раскол старообрядчества.

Синодальный период

Начало XVIII века ознаменовалось для России радикальными реформами Петра I.

Реформа коснулась и Русской Церкви: после кончины в 1700 году Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля Церкви, а в 1721 году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода, который оставался высшим церковным органом в течение почти двухсот лет.

Члены Святейшего Синода назначались императором, управляли Синодом светские государственные чиновники — обер-прокуроры. Превращение в государственное учреждение и лишение самостоятельности самым пагубным образом сказались на состоянии Русской Церкви.

В Синодальный период своей истории (1721-1917 годы) Русская Церковь особое внимание уделяла развитию духовного просвещения и миссионерству на окраинах страны.

XIX век дал великие образцы русской святости: выдающихся иерархов митрополитов Московских Филарета и Иннокентия, преподобного Серафима Саровского, старцев Оптиной и Глинской пустынь.

Восстановление Патриаршества. Советские гонения

В начале XX века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после Февральской революции — в 1917 году. Крупнейшим его деянием было восстановление Патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (1917-1925).

Святитель Тихон прилагал все усилия, чтобы успокоить разрушительные страсти, раздутые революцией.

В Послании Священного Собора от 11 ноября 1917 года говорилось: «Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения — кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов — смешение языков и ожесточенная ненависть братьев.

Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга… Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!»

Для большевиков, пришедших к власти в 1917 году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств.

https://www.youtube.com/watch?v=N2pILyEPquQ

Когда в 1921-22 годах советское правительство потребовало выдачи ценных священных предметов, дело дошло до рокового конфликта между Церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для полного и окончательного уничтожения Церкви.

В мае 1922 г. Патриарх Тихон (Белавин) был арестован и под контролем власти возник т.н. «обновленческий раскол», провозгласивший полную солидарность с целями революции. В раскол ушла значительная часть духовенства, однако массовой поддержки в народе он не получил. В июне 1924 г. Патриарх был освобожден и обновленческое движение пошло на убыль.

Еще до своего ареста Патриарх Тихон подчинил все зарубежные русские приходы митрополиту Евлогию (Георгиевскому) и объявил недействительными решения т.н. «Карловацкого Собора», создавшего собственное Церковное Управление. Непризнание этого Указа Патриарха положило начало самостоятельной «Русской Православной Церкви зарубежом» (РПЦЗ).

После смерти Патриарха Тихона развернулась сложная, направляемая властью, борьба за иерархическое руководство Церковью.

В конечном счете во главе церковного управления встал митрополит Сергий (Страгородский).

Обязательства перед властью, которые он был вынужден при этом принять, вызвали протест некоторой части духовенства и народа, ушедших в т.н. «правый раскол» и создавших «катакомбную церковь».

К началу Второй мировой войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована. На свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений лишь несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие были убиты или пропали без вести.

Катастрофический для страны ход боевых действий в начале II Мировой войны заставил Сталина мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе Русскую Православную Церковь в качестве народной моральной силы. Для богослужений открылись храмы.

Священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей.

Русская Церковь не ограничилась только духовной поддержкой дела защиты находящегося в опасности Отечества — она оказала и материальную помощь, вплоть до обмундирования для армии, финансирования танковой колонны имени Димитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского.

Кульминацией этого процесса, который можно охарактеризовать как сближение государства и Церкви в «патриотическом единении», был прием Сталиным 4 сентября 1943 года Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича).

На Соборе епископов 1943 г. митр. Сергий был избран Патриархом, а на Поместном Соборе 1945 г.- митр.Алексий. После этого большая часть т.н. «катакомбной церкви» по призыву еп. Афанасия (Сахарова), которого многие катакомбники считали своим духовным лидером, воссоединилась с Московской Патриархией.

С этого исторического момента начался короткий период «потепления» в отношениях Церкви с государством, однако Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения ее деятельности вне стен храма встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.

В 1948 в Москве было созвано масштабное Всеправославное совещание, после чего Русская Церковь была привлечена к активному участию в развернутому по инициативе Сталина международному движению «борьбы за мир и разоружение».

Трудным стало положение Русской Православной Церкви в конце так называемой «хрущевской оттепели», когда в угоду идеологическим установкам были закрыты тысячи церквей на всей территории Советского Союза.

В «брежневский» период активное гонение на Церковь прекратилось, но никакого улучшения отношений с государством также не имело места.

Церковь оставалась под жестким контролем власти и верующие рассматривались как «граждане второго сорта».

Современная история

Празднование Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году ознаменовало закат государственно-атеистической системы, придало положительный импульс церковно-государственным отношениям, заставило власть предержащих начать диалог с Церковью и выстраивать взаимоотношения с нею на принципах признания ее огромной исторической роли в судьбе Отечества и ее вклада в формирование нравственных устоев нации.

https://www.youtube.com/watch?v=qgQxGFme9Ik

Однако последствия гонений оказались весьма и весьма тяжкими. Предстояло не только восстановить из руин тысячи храмов и сотни монастырей, но и возродить традиции образовательного, просветительного, благотворительного, миссионерского, церковно-общественного служения.

Возглавить церковное возрождение в этих непростых условиях было суждено митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию, который был избран Поместным Собором Русской Православной Церкви на овдовевшую после кончины Святейшего Патриарха Пимена Первосвятительскую кафедру. 10 июня 1990 года состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

См. также

  • Русская Православная Церковь

Использованные материалы

  • Официальный сайт Русской Православной Церкви

🔍 Видео

Краткая история Православной церкви на РусиСкачать

Краткая история Православной церкви на Руси

Почему разделилось ХРИСТИАНСТВО ?Скачать

Почему разделилось ХРИСТИАНСТВО ?

Фильм о Главном храме Вооруженных сил РоссииСкачать

Фильм о Главном храме Вооруженных сил России

XVII ВЕК. ПАТРИАРХ НИКОН. ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ. Русская История. Исторический ПроектСкачать

XVII ВЕК. ПАТРИАРХ НИКОН. ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ. Русская История. Исторический Проект

Христианство на Руси. История русской Православной Церкви (1-2 серии из 5)Скачать

Христианство на Руси. История русской Православной Церкви (1-2 серии из 5)

Основы православной культуры. ХрамСкачать

Основы православной культуры. Храм

В чем разница между КАТОЛИЧЕСТВОМ и ПРАВОСЛАВИЕМ ?Скачать

В чем разница между КАТОЛИЧЕСТВОМ и ПРАВОСЛАВИЕМ ?

Старообрядцы. Фильм об истории церковного раскола. @amamontovСкачать

Старообрядцы. Фильм об истории церковного раскола.  @amamontov

От Петра I до Павла I. Лекция 9. История России || Курс Владимира МединскогоСкачать

От Петра I до Павла I. Лекция 9. История России || Курс Владимира Мединского

Какие тайны скрывают самые удивительные храмы России?Скачать

Какие тайны скрывают самые удивительные храмы России?

КАК УСТРОЕН ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ. Цикл «Молитва, храм и богослужение»Скачать

КАК УСТРОЕН ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ. Цикл «Молитва, храм и богослужение»

Загадки соборов Древней Руси.Скачать

Загадки соборов Древней Руси.

САМЫЙ ЗАГАДОЧНЫЙ СОБОР РОССИИ - СОБОР ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО - ВМЕСТО УРОКА ИСТОРИИСкачать

САМЫЙ ЗАГАДОЧНЫЙ СОБОР РОССИИ - СОБОР ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО - ВМЕСТО УРОКА ИСТОРИИ

5 РАСКОЛОВ ХРИСТИАНСТВАСкачать

5 РАСКОЛОВ ХРИСТИАНСТВА

Какая реальная Вера была на Руси до Романовых? Главная ложь историков....Скачать

Какая реальная Вера была на Руси до Романовых?  Главная ложь историков....

Мир Приключений - Валаамский монастырь. Фильм1 из цикла "Святыни Русской Православной Церкви"Скачать

Мир Приключений - Валаамский монастырь. Фильм1 из цикла "Святыни Русской Православной Церкви"
Поделиться или сохранить к себе: