Изображение святого на православной иконе

Древнерусская тоска: девять самых странных сюжетов православных икон

Изображение святого на православной иконе

Святой Христофор существует и в православии, и в католичестве, причем в нескольких ипостасях, но нас интересует только святой с собачьей головой. По одному из преданий, Христофор был родом из страны кинокефалов; их упоминает еще древнегреческий историк Геродот, рассказывая о Карфагене: «…рогатые ослы, собакоголовые люди».

По другой версии, симпатичного богобоязненного юношу так донимали женщины, что он выпросил у Господа голову пса, чтобы те отстали — «Красавицу и чудовище» тогда еще не создали, и девочки собакоголовых не любили. Есть и версия, по которой голова собаки символизирует мерзкий характер Христофора до крещения: мол, язычником он был груб и свиреп.

В любом случае в формате иконы святой с собачьей головой выглядит сногсшибательно.

В русской традиции он формально не запрещался, но ощущался каким-то… сомнительным, даже иногда подвергался редактуре: на части икон и фресок у Христофора обычная человеческая голова, написанная поверх собачьей. Чтобы прочувствовать мощь святого Христофора, можно упороться романом Алексея Иванова «Псоглавцы».

Богоматерь с тремя руками

Тип образа Богоматери — Одигитрия, «Путеводительница». Правая рука младенца Иисуса благословляет, левая — держит свиток. У Богоматери на одной руке сын, вторая указывает на него, а третья — просто лежит. Технически говоря, это рука не Марии, а преподобного Иоанна Дамаскина.

После долгой молитвы Богоматерь вернула Иоанну отсеченную несправедливо (но это длинная история) кисть руки, а в благодарность тот прикрепил к иконе Богоматери в районе живота изваяние руки из серебра.

Кстати, традиция эта вполне себе античная: больные несли в асклепионы — храмы бога Асклепия — мраморные ноги, золотые уши и вотивы.

Позже икона, прозванная «Троеручицей», оказалась в Хилендарском монастыре на Афоне и даже одно время работала там игуменом. Копии с нее — списки — стали распространяться по православному миру, но в традиции постепенно третья рука от элемента оклада мигрировала в рисунок и стала частью самой Богоматери, укрытой тем же мафорием.

Расчленение младенца

Младенец Иисус, лежащий на блюде или в чаше, — это Агнец, готовый к закланию, или буквальная иллюстрация к Литургии, во время которой совершается причастие: хлеб с вином освящен и употреблен, потому как «сие есть тело Мое… сие есть кровь Моя».

На иконах Мелисмос тело Младенца иногда изображено не просто на блюде, но расчлененным — символизм настолько прямолинейный, что глазки вываливаются: это ровно тот момент, когда перед разделением просфор произносят «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающыяся освящаяй».

А в самом хардкорном варианте это взрослый карлик, которому отрезали руки и ноги. Такая история.

Иоанн Креститель подглядывает за родителями

Икона «Зачатие Иоанна Крестителя» опирается на текст Евангелия от Луки (Лк.1:5 — 25, 57, 65). Слева изображена первая встреча святого Захарии и Елизаветы, будущих родителей Иоанна Предтечи, а справа стоит… взрослый Иоанн Предтеча.

Вроде как «Назад в будущее», но с верой и благодатью. Впрочем, для иконографии это норма: она закономерно предпочитает символизм.

Например, там, где смысл композиции — образ церкви, Иоанн Богослов отображается старцем даже среди апостолов, хотя все они были плюс-минус ровесниками — Иоанн просто прожил дольше всех.

Иоанн Креститель выгуливает в пустыне свою голову

Еще один Иоанн Креститель, только теперь он — Ангел пустыни. Сформировался иконографический тип в конце XIII века, а распространился шире всего в древнерусском искусстве XVI–XVII веков.

Елизавета Шошина, художник-реставратор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева: «Это эзотерическая составляющая образа Иоанна Крестителя.

Святой имеет широкие ангельские крылья — символ чистоты его бытия.

Сформирована иконография на основе отрывка из Евангелия от Луки, где Христос говорит: „Сей есть, о Котором написано: Вот Я посылаю Ангела Моего пред лицеем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою“».

В руках у «Иоанна Предтечи — Ангела пустыни» может быть блюдо или с Младенцем Иисусом, или с собственной Иоанновой отрубленной головой — как мы помним, Саломея владела искусством особо убедительного танца. По-прежнему причинно-следственные связи — ничто, символизм — все.

К тому же голова святого в его руках — наглядное напоминание о мученичестве.

Похожие «напоминалки» можно встретить на иконах других святых, а клейма-комиксы на некоторых житийных иконах состоят из сцен жестоких мучений чуть более чем полностью (смотри «великомученик Георгий» и его пытки).

Иисус качает на руках свою мать

Сюжет «Успение Пресвятой Богородицы» основан не на Евангелиях, а на апокрифах и посвящен смерти Богоматери.

Елизавета Шошина: «Внизу на ложе лежит тело умершей Богоматери, вокруг нее скорбящие апостолы — это земной мир. В верхней части за одром стоит Спаситель. Он окружен мандорлой — огромным нимбом, символизирующим собою божественную славу; эта часть изображения есть божественный, небесный мир.

В руках он держит душу своей матери, которая изображена в виде спеленутого младенца. Ее душа отделилась от тела и была принята на руки Спасителя. Очень трогательный момент: Христос прижимает к груди пречистую душу Богоматери, своего прародителя, и сейчас забирает ее к себе в небесные чертоги».

Прекраснее, чем сами иконы, могут быть только мелкие детали, которые нужно еще увидеть и понять. Например, на некоторых вариантах «Успения» на краю смертного одра Богоматери висят кисти рук, под ними стоит грустный человек, поднимая культи в обрубленных рукавах.

Это иудейский священник Афония, пытавшийся опрокинуть смертное ложе Марии — за это ангел отрубил ему руки, отчего священник раскаялся и стал христианином. А на иконе «Суд Пилата» в Музее имени Андрея Рублева ножка трона Пилата соскальзывает со ступеньки; так автор дает понять, что суд этот — неправедный.

Иисус в аду

В священных текстах сюжет «Сошествие Иисуса Христа в ад» упоминается вскользь, зато в апокрифах тема раскрыта как следует — например, в «Евангелии от Никодима». Считается, что после распятия Иисус спустился в ад, разнес его ворота и освободил оттуда Адама, Еву, праведников.

Иногда на иконе этого сюжета можно насладиться полным собранием хороших людей из обоих Заветов: прародители Христа, царь Давид и царь Соломон, а также Иоанн Предтеча, Авель, все в разных интересных шапочках… Часто Иисус стоит на кресте, но это не тот самый — его личный крест, а обломки адских ворот.

Изображены, разумеется, на иконе и бездны ада, черные, как душа Ирода.

Иисус — хмурый тинейджер

Это симпатичный портрет Иисуса лет двенадцати от роду, почти тинейджера. Такой маленький, а природа уже божественная. Название «Спас Эммануил» (в переводе «с нами Бог») пошло от книги Исаии в Ветхом Завете.

Большелобый неулыбчивый ребенок, Спас Эммануил чаще появляется на иконах с другими сюжетами — хотя бы медальоном на груди Матери, Богородицы Оранты, — чем в одиночку.

Но дети на иконах всегда вызывают грусть, тем более дети, которых ждет трагическая смерть и казнь позорная; все-таки Библия — это такая книга… ну, не о детях и не для детей.

Запрещенный Синодом мутант

Эту икону запретил Синод! Такого вы еще не видели!

Смесоипостасная «Святая Троица» — еще одна икона странная и прекрасная. Это Троица в буквальном смысле: трехликая, на одной не слишком худой шее и в одном облачении. По существу этот образ оказался еретическим: Отец, Сын и Святой Дух — то есть три ипостаси — смешаны, отсюда и «смесоипостасная».

Поэтому в XVIII веке был запрещен Синодом к божьей матери. «Смесоипостасная Троица» довольно редко встречается (и слава богу).

Ненамного лучше разрешенная «Троица Новозаветная Отечество»: на коленях у Бога-Отца сидит Спас Эммануил, у него на коленях — сфера с голубем – Святым Духом, смахивающая на ведро, — а всё вместе это выглядит как «Сходили на Птичий рынок».

По бокам — святые столпники Даниил и Симеон — наполовину люди, наполовину столбы; под ногами — «престолы», ангельские чины, поддерживающие трон, — изображаются они как красные глазастые и крылатые колеса. А над троном болтаются неприветливые шестикрылые серафимы. Словом, икона со своей атмосферой. Что за пластиковый стаканчик в руке у Отца и что в подобной таре дают на вынос, выяснить не удалось.

Источник: //knife.media/weird-icons/

Икона Всех Святых, фото и их значение

Изображение святого на православной иконе

Эта икона очень сильная. Она помогает в различных, часто очень сложных делах. Икону Всех Святых, фото и их значение желательно иметь в каждом доме, чтобы читать перед ней различные молитвы. Но, если нет возможности приобрести крупную и качественную икону, стоит обратиться к ней в храме. Вот в чём помогают святые, изображённые на иконе.

Кому и когда молиться

На иконе есть Архангел Михаил. Он считается самым главным надо всеми ангелами, поэтому ему нужно молиться, если вы хотите, чтобы ваш собственный ангел-хранитель стал более сильным и крепким. Также Архангел Михаил является стражем рая, не пуская в него никого, кто может навредить человеческой душе.

Считается, что на страшном суде он будет одним из главных помощников Бога, разделяя людей на добрых и падших. Поэтому тем, кто хочет попасть в рай, стоит молиться именно ему.

Считается, что Архангел Михаил помогает побороть страсти, мешающие душе попасть в рай, будь то пьянство, наркомания или разрушительная страсть женщины к мужчине, который ею пользуется.

День этого ангела отмечают 21 ноября и 19 сентября.

Также на иконе Всех Святых есть Матрона Московская. Эта святая помогает при различных женских болезнях, способствует счастливой семейной жизни. Её дни отмечают 22 ноября и 2 мая.

Она при жизни обладала пророческим даром и могла предсказывать события, не имея физического зрения. К ней обращаются в молитвах, чтобы пролить свет на какую-то жизненную ситуацию, удачно жениться или выйти замуж, а также о благополучии детей.

Помогает святая Матрона в болезнях, решении различных бытовых вопросов.

Также на иконе есть лик преподобного Иоанна Крестителя. Этот святой считается одним из самых сильных, так как крестил самого Иисуса Христа. Он является покровителем водной стихии, помогает в душевных и телесных недугах, лечит от пьянства и страстей.

День его отмечают 7 июля. Его ещё называют день Иоанна Купалы. Считается, что после этого праздника начинается открытие купального сезона.

Иоанну Крестителю молятся в трудных ситуациях, душевных болезнях и об избавлении от пьянства или наркомании, различных душевных переживаний.

Покровителем крестьян и сельского хозяйства, а также защитником от войн и различных конфликтов считается святой Александр Невский.

Ему принято молиться от нашествия врагов, для хорошего урожая, а также для удачи в путешествиях по суше. Дни празднования памяти этого святого – 12 сентября и 6 декабря.

Молиться ему можно в различных трудных ситуациях, связанных с земледелием и военной службой.

Если вы страдаете перееданием, пьянством и не можете избавиться от жадности и различных форм материальной зависимости, стоит помолиться святому мученику Вонифатию. Его день – 1 января, как раз после Нового года. Этот святитель помогает многим в избавлении от греха пьянства, а также переедания, обжорства, зависимости от материальных благ и алчности, азартных игр.

Если посмотреть икону Всех Святых, на фото и их значение, то там можно найти святую Анастасию Узоразрешительницу, которой молятся от опасности тюремного заключения или о тех, кто там находится в настоящее время.

День её памяти церковь отмечает 4 января. При своей жизни она помогала христианам, которые были заточены в темницу, за что и была сама жестоко казнена.

Однако она считается покровительницей людей, которым грозит суд, тюрьма и которые там сидят, пусть даже и за справедливые согрешения.

Если вам нужна победа на экзамене, в суде, в различных обстоятельствах, стоит обратиться к иконе Георгия Победоносца. Его лик тоже есть на иконе Всех Святых. Георгий победил опасного аспида, который наводил ужасы на различных людей. Имя этого святого очень известно.

Считается, что он помогает в различных неблагоприятных обстоятельствах, болезнях, победах не только в гонке на выживание, но и над собственными страстями и пороками. День его памяти церковь празднует 23 ноября и 6 апреля. Святой способствует победам в различных сферах жизни.

Ему молились солдаты и перед отправкой в горячие точки, и обычные люди перед экзаменами, судебными разбирательствами и во многих других ситуациях.

Если вы хотите мира в семье, добрых отношений без ссор и скандалов, лучше всего молиться Гурию, Самону и Ававу. Эти мученики изображены на иконе, и они помогают в различных трудных ситуациях. Их день памяти приходится на 28 ноября. Считается, что они помогают в различных житейских нуждах, а также способствуют семейному благополучию в доме.

Иоанн Кронштадский считается одним из самых почитаемых русских святых. Его праздник принято отмечать 14 июня и 2 января.

Он при своей жизни помогал в различных проблемах, обладал даром прозорливости, видел будущее и получал множество писем, на которые давал советы и ответы, помогающие в жизни каждому адресату. Поэтому ему молятся при различных недугах, болезнях в семье.

Святой помогает и в решении бытовых вопросов, может подсказать, какое принять правильное решение. Ему можно молиться по любому вопросу, и он всегда помогает, пусть и не сразу.

При любовных неудачах, когда происходят супружеские измены и различные неприятности на личном фронте, стоит обратиться к образу Ксении Петербуржской, дни памяти которой приходятся на 6 февраля и 6 июня. Она помогает в различных вопросах, которые касаются семейной жизни, благополучия детей и многого другого. Также она способствует избавлению от пьянства, наркотической и любовной зависимости.

Николай Чудотворец считается одним из самых любимых в народе святых. Дни его памяти приходятся 19 декабря и 6 мая. Есть Николай Вешний и зимний.

Прообразом американского Санта Клауса стал именно этот святой, которого одинаково почитает и православная, и католическая церкви.

Молиться Николаю стоит путешественникам, тем, кто служит в армии, находится в море, самолёте, а также при различных бытовых сложностях, финансовых неудачах и долгах. Считается, что этот святой дарит людям радость и помогает всем, кто искренне его просит, в различных делах и начинаниях.

Также на иконе Всех Святых изображён Сергий Радонежский, день памяти которого церковь отмечает 18 июля. Этот святой помогает детям в учении, взрослым – в приобретении жизненных знаний, житейской мудрости, а также в различных вопросах. Ему молятся и в судебных разбирательствах, также в семейных конфликтах, ситуациях, если кто-то ведёт себя очень высокомерно и гордо.

9 августа начинают праздновать день Пантелеймона Целителя – он помогает от различных заболеваний, способствует приобретению здоровья телесного и душевного. Его лик тоже есть на иконе Всех Святых.

2 августа – день памяти Илии Пророка. Он помогает от наводнений, стихийных бедствий и различных неприятностей, связанных с водой. Однако в этот день уже нежелательно купаться, так как есть опасность простуды. Илия Пророк помогает и в решении трудных жизненных ситуаций, конфликтов и ссор, а также, если трудно найти выход.

Также на иконе есть изображения Серафима Саровского, мученицы Варвары, Спиридона Тримифунтского, который помогает в решении финансовых вопросов и в бизнесе. День празднования Серафима Саровского приходится на 1 августа.

Он помогает в решении многих жизненных вопросов, исцелении болезней. День Варвары празднуют 17 декабря, а праздник Спиридона отмечают 25 декабря. В эти дни принято молиться ему, чтобы привлечь финансовую удачу и принять правильное решение.

Ну а день иконы Всех Святых отмечают 12 июля. В этот день человек с любым именем в крещении может просить перед иконой о чём угодно. Правда, и на это есть ограничения.

О чем не стоит молиться

Икона Всех Святых, фото и их значениепомогают в различных вопросах – от бытовой неприятной ситуации до излечения тяжёлой болезни. Однако помните, что не стоит обращаться с просьбой, которая противоречит христианским законам и принципам.

Например, отбить чужого мужа, убрать человека с должности, разбить пару, пожелать кому-то зла. Всё это вредит человеческой душе и может привести вас к неприятностям. Также икона может не помогать, если ему суждено пройти через какое-то жизненное испытание для здравия своей души.

Или для того, чтобы он со временем вышел на светлый путь.

Источник: //religiya.temaretik.com/1072582786907900787/ikona-vseh-svyatyh-foto-i-ih-znachenie/

Иконография святых – апологет

Изображение святого на православной иконе

Разными путями люди угождают Богу: Отец Небесный каждого наделяет талантами в должную меру и от каждого принимает труды во славу Свою, поэтому и Церковь прославляет угодников Божиих в разных ликах.

Святые пророки

К пророкам относятся святые люди, получившие от Бога дар прозрения будущего, возвещавшие миру пути Его Промысла; по внушению Святого Духа они предсказывали о грядущих событиях, в особенности об обетованном Спасителе.

Наиболее почитаемые пророки: Илия (память 2 августа), Иоанн Предтеча (7 июля, 11 сентября). Известны жены-пророчицы, например праведная Анна (16 февраля).

Пророк Илия

В иконографии пророков обязательно присутствует изображение нимба как символа святости и особого избранничества Божия; на головах — пророческие шапочки (например у пророка Даниила) или корона, как у царей Давида и Соломона; изображаются также пророки и с непокрытой головой; свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств. Пророки одеты в хитон (нижнюю одежду в виде рубахи до пят) и гиматий (верхнюю одежду в виде плаща), на плечах некоторых (пророк Илия) милоть — накидка из овчины.

Последний из пророков, возвестивший: «…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3,2) и воочию узревший свершение всех пророчеств о Спасителе, — Иоанн Предтеча, иконография которого весьма разнообразна.

Его изображают в одежде из верблюжьего волоса или в хитоне и гиматии; распространена икона «Ангел пустыни», где Иоанн Креститель имеет крылья за спиной — символ чистоты его жизни как пустынножителя.

На этой иконе святой пророк Иоанн Предтеча держит в руке собственную отсеченную голову, что является особенностью иконописи, когда события, отстоящие по времени далеко друг от друга, изображаются одновременно, а также подобно тому, как св.

мученики изображаются с орудиями своих страданий за Господа, а девственники — с пальмовой или цветочной ветвью как символом чистоты. Фигуры пророков чаще всего изображаются по пояс и в полный рост.

Иоанн Креститель

Святые апостолы

Апостолы (по-гречески — посланники) — ученики Христа, сопровождавшие Его во время общественного служения, а впоследствии посланные Самим Господом Иисусом Христом во все концы земли, распространившие веру по миру. Апостолы Петр и Павел (12 июля) именуются первоверховными.

Традиционно святых апостолов изображают со свитками или книгой в форме кодекса, с нимбами вокруг головы; одежды апостолов — хитон и гиматий.

На иконах первоверховпого апостола Петра обычно изображают со связкой ключей, которая означает совокупность церковных Таинств, являющихся символическими ключами от Царствия Небесного: «ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16,18-19).

Первоверховный апостол Петр

Четыре иконы святых евангелистов всегда помещают на Царских вратах. Евангелисты Матфей, Марк и Лука изображаются во время работы над Евангелиями, сидящими в помещениях за раскрытыми книгами, а святой евангелист Иоанн — среди гор на острове Патмос, где он, согласно Преданию, диктовал Богодухновенный текст своему ученику Прохору.

Евангелист Матфей

Евангелист Марк

Евангелист Лука

Евангелист Иоанн

Святые равноапостольные

Равноапостольные — это святые, подобно апостолам потрудившиеся в обращении ко Христу стран и народов. Таковы, например, цари Константин и Елена (3 июня), креститель Руси князь Владимир (28 июля) и великая княгиня Ольга (24 июля).

Креститель Руси князь Владимир

Изображения святых равноапостольных имеют, в основном, ту же иконографическую символику; отличия могут быть в изображениях одежды, которая характерна для своего времени и народа. Часто в иконографии равноапостольных святых появляется изображение креста — символа крещения и спасения от вечной смерти.

Великая княгиня Ольга

Святители

Святители — патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы, достигшие святости чистотой личной жизни и прославившиеся неустанным попечением о своей пастве, хранением Православия от ересей и расколов.

Среди их великого сонма наиболее чтимы в русском народе святители: Николай Чудотворец (19 декабря и 22 мая), Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст (общая память 12 февраля); московские святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, Иов, Ермоген и Тихон (общая память 18 октября).

К святителям могут быть причислены только епископы, так как они, возглавляя общину, получают дар учительства и продолжают непрерывность апостольского преемства через рукоположение новых епископов.

На иконах святители изображаются в богослужебном епископском облачении.

На голове у них может быть митра — особый головной убор, украшенный небольшими иконами и драгоценными камнями, символизирующий терновый венец Спасителя (но чаще святителей изображают с непокрытой головой); облачены они в саккос — верхнюю одежду, знаменующую багряницу Спасителя; на плечах — омофор — длинный лентообразный плат, украшенный крестами, который является обязательной частью облачения епископа. Омофор символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой.

Николай Чудотворец

Святители чаше всего изображаются с книгой в левой руке; правая рука — в благословляющем жесте. Иногда святители держат в руках крест, потир или жезл. Фигуры святителей могут быть в полный рост и по пояс.

Святые мученики

Мученики — к которым относится большинство святых — те, кто претерпел страдания и смерть за имя Христово, за правую веру, за отказ от служения идолам.

Претерпевшие особо жестокие муки называются великомучениками. В их числе целитель Пантелеимон (9 августа), Георгий Победоносец (6 мая), святые Варвара (17 декабря) и Екатерина (7 декабря).

Великомученик Георгий Победоносец

Священномученики приняли смерть в священном сане, а преподобномученики — в монашеском постриге.

Священномученик Владимир Киевский и Галицкий

Преподомученник Корнилий Псково-Печерский

Отдельно на Руси почитают страстотерпцев, погибших от рук убийц и злодеев. Первыми русскими святыми были князья-страстотерпцы Борис и Глеб (6 августа).

Борис и Глеб

Первообраз мученичества — Сам Христос, засвидетельствовавший собственной кровью спасение рода человеческого.

Мученики (от святого первомученика Стефана (Деян.7) до новомучеников нашего времени) — продолжатели апостольского служения, и поэтому на их иконах присутствует крест.

Он изображается в руках святого и является символом и апостольского благовествования, и символом жертвенности.

С радостью отдавая земное бытие взамен бытия небесного, мученики становятся соработниками Самому Христу.

В иконографии мучеников используется красный цвет как образное выражение страданий за веру, и красные одежды мучеников — символ пролитой крови.

Исповедниками Церковью названы те, кто много пострадал за Христа, открыто исповедуя свою веру, претерпел за это гонения, мучения и пытки, но остался в живых, избежав мученической смерти. Начиная с VI века исповедниками называют святых, которые особой праведностью своей жизни засвидетельствовали христианскую веру.

Преподобный Николай исповедник, игумен Студицкий

Преподобные

Преподобные (уподобившиеся Господу) — святые, прославившиеся в монашеском подвиге. Постом, молитвой, трудами созидали они в своих душах великие добродетели — смирение, целомудрие, кротость.

Едва ли не каждый монастырь прославлен пред Богом святым угодником. На Руси особой любовью пользуются преподобные Сергий Радонежский (18 июля и 8 октября) и Серафим Саровский (15 января и 1 августа).

Среди преподобных жен более всех известна святая Мария Египетская (14 апреля).

Монашеская аскеза — особый вид следования за Христом, предполагающий полный отказ от всех мирских привязанностей. Основа монашеского подвига — пост и молитва как путь богопознания и стремления к жизни в Боге.

Но монашество не средство только личного спасения.

«Спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», — эти слова преподобного Серафима Саровского указывают на то, что многотрудный монашеский подвиг бывает отмечен особыми дарами Божиими, пользуясь которыми, подвижник ведет ко спасению всех своих духовных чад.

Преподобные изображаются в полный рост и по пояс, в монашеском облачении; правая рука — в именном благословляющем перстосложении; в левой — может быть развернутый или, чаще всего, скрученный свиток; характерная деталь иконографии преподобных — четки — символ монашеского молитвенного труда.

Фоном для икон преподобных может служить панорамное изображение обители, в которой подвизался святой.

Стоящими на столбах изображаются святые преподобные столпники, избравшие для себя этот вид крайней аскезы как способ удаления от мира и сосредоточения на непрестанной молитве.

Часто на иконах (это относится ко всей иконографии святых) встречается изображение благословляющей десницы Господней, Самого Господа Иисуса Христа, Божией Матери, ангелов и архангелов.

Фигуры могут быть одиночными, а бывают и многофигурные композиции, называемые «икона с избранными святыми». Одиночные фигуры изображаются в окружении житийных клейм — отдельных сюжетов из жития святого.

Сергий Радонежский

Бессребреники

Бессребреники имели дар врачевания и употребляли его безвозмездно, исцеляя болезни как телесные, так и душевные. Таковыми врачами были, например, святые Косма и Дамиан (14 июля), великомученик и целитель Пантелеймон (9 авг.) и др.

Косма и Дамиан

Блаженные (юродивые)

Юродивые Христа ради, принимая на себя личину безумия, терпя поношения от окружающих, обличали людские пороки, вразумляли власть имущих, утешали страждущих. Среди них Василий Блаженный (2 авг.), Ксения Петербургская (6 февраля) и другие святые.

Внешнее безумие, соединенное с даром предвидения, поведение, идущее вразрез с общепринятым, но позволяющее невзирая на лица обличать грешников и призывать ко спасению через осознание собственного несовершенства и покаяние, — вот основные черты подвига юродства.

Блаженные на иконах изображаются в том виде, в каком они совершали свой подвиг: обнаженными или с легкой повязкой на чреслах, в ветхих одеждах, с веригами на плечах.

Обязательный элемент иконографии святых юродивых — нимб.

Василий Блаженный

Святые праведные

Будучи семейными людьми и живя в миру, святые праведные удостоились святости за особо благочестивый и угодный Богу образ жизни.

Праотцы — первые праведники в человеческой истории.

Это ветхозаветные патриархи (праотцы Адам, Ной, Авраам и др.), а также праведные Иоаким и Анна (22 сентября) — родители Божией Матери (которым Церковь усвоила еще высокий титул Богоотец), праведные Захария и Елизавета (8 июля) — родители св. Иоанна Предтечи, и обручник Богородицы — праведный Иосиф.

Праотцы прообразовательно участвуют в истории спасения человечества, являясь по плоти предками Иисуса Христа, а в плане духовном — они пример соединения праведности жизни с предвидением грядущего освобождения от вечной смерти. На иконах патриархи изображаются со свитками, содержащими тексты из Священного Писания; праотец Ной иногда изображается с ковчегом в руках.

К лику святых праведных относится и великий русский святой — праведный Иоанн, Кронштадтский Чудотворец (2 января), который был священником — представителем белого (женатого) духовенства.

Иоанн Кронштадтский

Фигуры святых изображаются как в полный рост, так и по пояс. Фоном часто служит панорама города, где жил святой, обители или церкви.

Святые благоверные

Святые благоверные — это цари и князья, которые употребляли полученное от Бога величие и богатство для дел милосердия, просвещения, сохранения народных святынь. Среди них — Александр Невский (12 сентября и 6 декабря) и Димитрий Донской (1 июня).

Александр Невский

Основной богословский смысл всей иконографии святых — победа над грехом, а следовательно, и над вечной смертью, спасение и вхождение в Царство Небесное. По словам св.

Иоанна Дамаскина, «святые и при жизни были исполнены Святого Духа, когда же скончались, благодать Святого Духа присутствует и с душами, и с телами их в гробницах, и с фигурами, и со святыми иконами их — не по существу, но по благодати и действию».

Источник: //apologetik.ru/ikonografiya-svyatyx/

Иконография святых

Изображение святого на православной иконе

Последнее обновление:
27.Марта.2018, 16:33

Святые – это люди, стяжавшие особую благодать, очищенные от греха. Когда происходит канонизация, т. е. прославление святого всей церковью, то обязательно пишется его образ.

На иконах изображают: праотцов, пророков, мучеников, святителей, преподобных, блаженных (юродивых), праведных, бессеребренников, благоверных и др.

Разными путями люди угождают Богу: Отец Небесный каждого наделяет талантами в должную меру и от каждого принимает труды во славу Свою, поэтому и Церковь прославляет угодников Божиих в разных ликах.

 Первые праведники в человеческой истории. На иконах их изображают со свитками, содержащими тексты из Священного Писания; праотца Ноя иногда изображают с ковчегом в руках.

Святой Праотец Мелхиседек

Полные размеры: 866×1697 px

К пророкам относятся святые люди, которые по внушению Святого Духа предсказывали грядущие события и в особенности появление обетованного Мессии.

В иконографии пророков обязательно присутствует изображение нимба как символа святости и особого избранничества Божия; на головах – пророческие шапочки или корона, иногда еще их изображают и с непокрытой головой.

Свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств. Они одеты в хитон и гиматий, на плечах некоторых милоть – накидка из овчины

Полные размеры: 1500×1972 px

К пророкам относятся святые люди, получившие от Бога дар прозрения будущего, возвещавшие миру пути Его Промысла; по внушению Святого Духа они предсказывали о грядущих событиях, в особенности об обетованном Спасителе.Наиболее почитаемые пророки: Илия (память 2 августа), Иоанн Предтеча (7 июля, 11 сентября).

Известны жены-пророчицы, например праведная Анна (16 февраля).

В иконографии пророков обязательно присутствует изображение нимба как символа святости и особого избранничества Божия; на головах — пророческие шапочки (например у пророка Даниила) или корона, как у царей Давида и Соломона; изображаются также пророки и с непокрытой головой; свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств. 

Святые апостолы

Правовестники слова Божия, посланные Самим Иисусом Христом во все концы земли. Их традиционно изображают со свитками или книгой в форме кодекса, с нимбами вокруг голов; одежда апостолов – хитон и гиматий. Апостол Петр изображается со связкой ключей. Четыре иконы святых евангелистов всегда помещают на Царских Вратах.

Славные первоверховные апостолы Петр и Павел

Полные размеры: 1392×1984 px

Апостолы (по-гречески — посланники) — ученики Христа, сопровождавшие Его во время общественного служения, а впоследствии посланные Самим Господом Иисусом Христом во все концы земли, распространившие веру по миру. Апостолы Петр и Павел (12 июля) именуются первоверховными.

Традиционно святых апостолов изображают со свитками или книгой в форме кодекса, с нимбами вокруг головы; одежды апостолов — хитон и гиматий.

На иконах первоверховпого апостола Петра обычно изображают со связкой ключей, которая означает совокупность церковных Таинств, являющихся символическими ключами от Царствия Небесного: «ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16,18-19).

Четыре иконы святых евангелистов всегда помещают на Царских вратах. Евангелисты Матфей, Марк и Лука изображаются во время работы над Евангелиями, сидящими в помещениях за раскрытыми книгами, а святой евангелист Иоанн — среди гор на острове Патмос, где он, согласно Преданию, диктовал Богодухновенный текст своему ученику Прохору.

Равноапостольные

Святые, особенно прославившиеся обращением народов в христианскую веру и жившие в последующие за первыми апостолами времена. Отличия могут быть в изображении одежды, которая характерна для их времени и народа. Их также изображают с крестом в руках – символом крещения и спасения от вечной смерти.

Святая Равноапостальная кн.Ольга

Полные размеры: 1435×1894 px

Святители — патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы, достигшие святости чистотой личной жизни и прославившиеся неустанным попечением о своей пастве, хранением Православия от ересей и расколов.

Среди их великого сонма наиболее чтимы в русском народе святители: Николай Чудотворец (19 декабря и 22 мая), Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст (общая память 12 февраля); московские святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, Иов, Ермоген и Тихон (общая память 18 октября).

Святитель Спиридон Тримифунтский, Чудотворец

Полные размеры: 1437×2020 px

К святителям могут быть причислены только епископы, так как они, возглавляя общину, получают дар учительства и продолжают непрерывность апостольского преемства через рукоположение новых епископов.

На иконах святители изображаются в богослужебном епископском облачении.

На голове у них может быть митра — особый головной убор, украшенный небольшими иконами и драгоценными камнями, символизирующий терновый венец Спасителя (но чаще святителей изображают с непокрытой головой); облачены они в саккос — верхнюю одежду, знаменующую багряницу Спасителя; на плечах — омофор — длинный лентообразный плат, украшенный крестами, который является обязательной частью облачения епископа. Омофор символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой.

Чудотворцы

(буквально: тот, кто производит чудеса, греч. θαυματουργός) — эпитет святых, особенно прославившихся даром чудотворения и заступничества в ответ на молитву к ним.

Святитель Николай Мирликийский, Чудотворец

Полные размеры: 1300×1721 px

Среди чудотворцев особенно почитается святой Николай Угодник. Чудотворцы не являются особым разрядом святых, поскольку в принципе все святые обладают даром чудотворения, а засвидетельствованные чудеса являются основным условием канонизации.

Святые мученики

Святые мученики – святые, прославленные Церковью за мученическую смерть, принятую за веру. Мученики до новомучеников нашего времени – продолжатели апостольского служения, и поэтому на их иконах присутствует крест . В их иконографии активно используется красный цвет как символ пролитой крови за веру.

Мученик Парамон Вифинский

Полные размеры: 792×2148 px

Претерпевшие особо жестокие муки называются великомучениками. В их числе целитель Пантелеимон (9 августа), Георгий Победоносец (6 мая), святые Варвара (17 декабря) и Екатерина (7 декабря).

Св.Великомученик Георгий Победоносец

Полные размеры: 805×1122 px

Священномученики приняли смерть в священном сане, а преподобномученики — в монашеском постриге.

Священномученик Лаврентий Римский

Полные размеры: 475×958 px

Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский

Полные размеры: 1074×1300 px

Отдельно на Руси почитают страстотерпцев, погибших от рук убийц и злодеев. Первыми русскими святыми были князья-страстотерпцы Борис и Глеб (6 августа).

Святой Страстотерпец Царь-мученик Николай

Полные размеры: 1100×1341 px

Исповедниками Церковью названы те, кто много пострадал за Христа, открыто исповедуя свою веру, претерпел за это гонения, мучения и пытки, но остался в живых, избежав мученической смерти. Начиная с VI века исповедниками называют святых, которые особой праведностью своей жизни засвидетельствовали христианскую веру.

Святой исповедник Иоанн Русский

Полные размеры: 2100×3037 px

(уподобившиеся Господу) — святые, прославившиеся в монашеском подвиге. Постом, молитвой, трудами созидали они в своих душах великие добродетели — смирение, целомудрие, кротость.

Едва ли не каждый монастырь прославлен пред Богом святым угодником. На Руси особой любовью пользуются преподобные Сергий Радонежский (18 июля и 8 октября) и Серафим Саровский (15 января и 1 августа).

Среди преподобных жен более всех известна святая Мария Египетская (14 апреля).

Святой Преподобный Серафим Саровский

Полные размеры: 1691×2019 px

Сто́лпник (греч. στυλίτης, лат. stylita) — христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига — непрерывную молитву на «столпе» (открытой возвышенной площадке, камне, башне и т. п.)

Полные размеры: 865×1120 px

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.