Как дается православное имя при крещении?

Содержание

Имя при Крещении

Как дается православное имя при крещении?

  • Русская традиция выбирать имя по святцам
  • Переименование или двойное имя
  • Библейские традиции наречения имени
  • Именины и небесный покровитель
  • Молитва небесному покровителю
  • Молитва Ангелу-Хранителю
  • Как принято отмечать День Ангела

  На Руси издавна укоренилась традиция давать имя новорожденному младенцу по святцам. Святцы — это перечень имен христианских святых с датами жизни,(если они известны) распределенный по календарю. В старину, обычно это происходило так: сразу после появления младенца на свет, мама малыша и старшие родственницы принимались изучать святцы в поисках подходящего имени для нового члена семьи.
  Каждый день в году Церковь отмечает память многих христианских святых, начиная от времен ранней, неразделенной Церкви, и заканчивая новомучениками 20-го столетия, прославленными совсем недавно. Эти имена провозглашает священник на литургии каждого дня, тем самым Церковь просит заступничества святых угодников Божиих за молящихся в этот момент в храме, и за всех православных христиан.
 Если на день рождения малыша не приходилось подходящего имени — благозвучного, достаточно современного, удовлетворяющего вкусам как родителей, так и других членов семьи, то поиски продолжались по следующим календарным дням. Сегодня во многих верующих семьях имя для ребенка выбирают именно так. В том случае, если на ближайший ко дню рождения ребенка день, выпадает память известного, широко почитаемого святого, и это имя нравится родителям, на нем, как правило, останавливаются.
   Например, 6 декабря — празднуется память Блг. вел. кн. Александра Невского, мальчику, родившемуся в начале декабря, или в этот же день, можно дать имя Александр, тогда его небесным покровителем будет святой благоверный князь Александр Невский. Именины — 6 декабря.
7 декабря мы почитаем удивительную святую начала 3 века – великомученицу Екатерину. Девочку, появившуюся на свет в первых числах декабря, можно в честь нее назвать Екатериной.
   Часто бывает, что родители заранее выбрали имя ребенку перед Крещением. Если это христианское имя, то с ним можно и креститься. Надо посмотреть по святцам когда празднуется память ближайшего ко дню рождения святого с этим именем, этот день и будет именинами ребенка, а святой — небесным покровителем. Например, святых с именем Иоанн очень много. Допустим, супруги заранее решили: если родится сын, назовем Иваном, и ребенок родился 1 июля. В ближайшие дни Церковь прославляет Св. Пророка, Предтечу и Крестителя Иоанна (7 июля), также, 2 июля — память Свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского и т д. Можно крестить ребенка Иоанном, но в честь конкретного святого, к которому лежит душа.
   Здесь есть один важный момент. Выбирая небесного покровителя ребенку, мы не просто выбираем красивое имя, которое чем-то привлекает нас, мы выбираем некий образ, за которым стоит внутренняя духовная сущность личности, ее судьба.

«Ребенок должен быть посвящен, вернее, вручен хранению, защите, молитвам того святого, имя которого ему дается. Родители должны были бы выбирать святого, который для них что-то значит, то есть житие которого их чем-нибудь поразило или который по чему-нибудь связан с зачатием этого ребенка.

В старой России (вероятно, это и теперь еще порой делается) крестили ребенка именем того святого, в день которого были крестины.

В этом есть какой-то смысл, при условии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освящение нового храма во имя данного святого Родители должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие святого, что в нем есть, что поражает их не благозвучием имени, а внутренним обликом, почему они хотят, чтобы их ребенок был под защитой этого святого или, во всяком случае, чтобы этот святой особенно молился о нем. Поэтому наименование ребенка может иметь громадное значение»(Антоний, митрополит Сурожский)
   Выдающиеся церковные деятели синодального периода Русской Церкви дают близкие по смыслу пояснения к этому вопросу.
«Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому.» Святитель Филарет, митрополит Московский

   Переименование или двойное имя

   На тот случай, если ребенок получил при рождении имя, которого в святцах нет, в православии существует другой способ выбора небесного покровителя: по дню Крещения. Если день крестин отмечен в святцах памятью святого с созвучным именем, священник может предложить родителям с ним и крестить чадо.

Например, девочки с именами Алиса, Арина, могут креститься как Александра, Ариадна или с другими похожими именами, которые в этот день упоминаются в святцах.
  Яна и Жанна обычно крестятся как Иоанна. Анжела, в церковной транскрипции – Ангелина. Юрия, часто крестят как Георгия.

Конечно, родители и сам крестник, когда Крещение принимает взрослый человек, вправе выбрать по своему усмотрению святого покровителя, и взять имя при крещении в его честь. О двойном имени можно говорить только в таком смысле: в повседневности человека будут называть привычным именем, иногда, оно остается в документах, тогда как, в церковной жизни он будет именоваться по-другому.

Часто, знакомые по храму знают прихожан по крещальным именам, с ним христианин участвует в таинствах, его пишут в записках. С этим именем человек предстанет на суд Божий. Этот русский обычай отражает суть таинства Крещения: человек заново рождается и получает новое имя.
Креститься с двойным именем, например, Анна-София, в православии невозможно.

Еще раз подчеркнем, что выбор имени по святцам — это обычай, установленный людьми, можно креститься с любым именем, если человек достигнет святости и будет канонизирован, вероятно, в русские святцы добавится новое имя.

   Библейские традиции наречения имени

  В древности, верующие народы придавали выбору имени серьезное, подчас мистическое значение. Из историй, рассказанных в Библии, можно понять, что существовали определенные тенденции в наречении имени. Например, следующий эпизод из Евангелия от Луки позволяет нам узнать об одной из традиций.

«В восьмый день пришли обрезать младенца, и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.»(Лк 1; 59-61)»
   В ветхозаветном мире принято было называть детей именем, которое уже было в роду.

Этот обычай жив и в наше время. И сегодня, не редкость семьи, где в каждом поколении, кого-нибудь из членов семьи, называют одним, особо почитаемым, именем. В некоторых христианских культурах, например на Балканах, это связано с почитанием семейного святого.
   Четко прослеживается и другая традиция, особенно таинственная и непостижимая.

Имя давалось человеку по Откровению от Бога.
   Так получил имя Святой Пророк Иоанн Предтеча, об имени Иисуса Христа было возвещено Деве Марии Ангелом. Новое имя при Крещении, по Откровению свыше получил апостол Павел.

У ветхозаветных народов было ясное понимание, что имя человека отражает его глубинную суть, его миссию — то есть назначение в этой жизни.
   Самое удивительное, что эта традиция продолжается и в наши дни. Например, в жизнеописании грузинского старца Гавриила (1929-1995 гг.) – подвижника и исповедника нашего времени, описан такой случай.

К отцу Гавриилу приехали бездетные супруги, с просьбой помолиться о даровании дитя.
   Старец благословил их несколько раз отслужить молебен Св Пророку Иоанну Крестителю, через некоторое время женщина узнала, что ждет ребенка. Супруги были уверены, что родится мальчик.

Не помня себя от радости, они бросились к отцу Гавриилу за благословением назвать ребенка Гавриилом, в его честь. На что старец ответил:
-Царица Тамара была женщиной и чем она хуже других?
Родилась девочка и благодарные родители нарекли ее Тамарой.

   Именины и небесный покровитель

   Современная церковь обычно выдает новообращенному христианину Свидетельство о Крещении, в нем указывается дата Крещения, имя небесного покровителя и день именин. В том случае, когда нет свидетельства, и нет возможности узнать в честь какого святого крестили человека, нужно найти по святцам ближайший ко дню рождения день, отмеченный памятью соименного святого.

Этого святого и полагается почитать своим покровителем, если никакой уточняющей информации получить невозможно.
   Именины принято еще называть днем Ангела. Это простонародное название дня почитания святого покровителя.

Ангел Хранитель дается Богом каждому крещеному человеку для защиты и помощи в духовной жизни, но главное — для свидетельства о всех делах человека, совершенных уже в христианском звании. Добрые дела будут оправданием для человека на Божьем суде, но если злых дел окажется намного больше, Ангел будет бессилен помочь своему подопечному.

   Святой, в честь которого дается имя — это реальный, земной человек, живший в конкретное историческое время, достигший святости и канонизированный Церковью — то есть причисленный к лику Святых. В некотором смысле — это тоже Ангел, потому что о святых сказано, что они пребывают как Ангелы на небесах,(Мф, 22;30) но это другое лицо.

  Чтобы понять, как следует относиться к своему небесному покровителю. можно обратиться к образному толкованию (приведенному выше), митрополита Антония Сурожского. Владыка Антоний говорит, что человек, названный в честь какого-либо святого уподобляется храму в честь этого святого — живому храму.

Всей своей жизнью — мыслями, поступками, словами человек призван прославлять это имя, за которым стоит великая личность.

Конечно, речь не идет о механическом подражании, но в сложные моменты жизни, в минуты выбора, образ этого святого, с определенными личными характеристиками, может стоять перед мысленным взором как ориентир, как ряд весомых аргументов в пользу тех или иных действий.
   Для каждого верующего важно знать жизнеописание своего небесного покровителя, желательно найти в житии святого что-то особенно подходящее в личной жизненной ситуации, что могло бы стать жизненным кредо или, говоря современным языком, внутренней мотивацией в принятии судьбоносных решений.

   Молитва небесному покровителю:

  “Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя святого), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей”.

   Молитва Ангелу-Хранителю:

  “Ангеле Божий, хранителю мой святы и, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.”

   Как принято отмечать День Ангела

   Церковь рекомендует отмечать день Ангела, прежде всего, участием в таинствах. В этот день желательно, по возможности, исповедаться и причаститься Святых Тайн. Родным и близким именинника можно, в качестве подарка. заказать в храме, в день Ангела, особое упоминание на литургии или отслужить молебен о здравии именинника.

   В кругу семьи, именины традиционно отмечались широко. В старой России было принято приглашать крестных и духовного отца, им отводилось самое почетное место за праздничным столом. После поздравлений все гости во главе со священником пели имениннику «многолетие»

  «Благоденственное и мирное житие, здравие, спасение, и во всем благое поспешение, подай господи, ныне тезоименитому рабу Твоему (рабе твоей) «имя рек», и сохрани его (ее) на многая лета!» – торжественно провозглашал духовник именинника и гости весело распевали: – «Многая лета!»

   Сегодня в церковных лавках много христианских сувениров, душеполезной литературы, икон и многого другого, можно без труда выбрать подарок на Крестины или ко дню именин, в знак внимания и любви, родному человеку или коллеге по работе.

Конечно, в день Ангела будут уместны и любые другие, в том числе, бытовые подарки.

Для родственников, именины члена семьи — прежде всего, еще один семейный праздник, а значит радостный повод собраться вместе любящим людям, пообщаться, укрепляя семейные связи.

Источник: https://kreshchenie.ru/articles/imya-pri-kreshenii/

Имя при крещении, церковные православные имена

Как дается православное имя при крещении?

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † –  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 30 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Как известно, при крещении ребёнку в большинстве случаев даётся совсем другое имя, нежели то, каким его нарекли в миру.

Это делается для того, чтобы никто не смог причинить ему зла, а нечистые силы не смогли заполонить его душу, ведь он находится под защитой Бога, который знает именно его православное крещенское имя.

Также это имя при обряде крещения говорят крёстным родителям, которые являются духовными наставниками ребёнка.

Именно поэтому выбор имени для этого случая – процесс щепетильный и очень важный. И взрослым к нему нужно отнестись со всей серьёзностью. Как дают имя при крещении? Полный и детальный ответ на этот вопрос содержится в данной статье.

Имя при крещении

Имя даётся человеку на восьмой день от рождения. Но об этом факте знают далеко немногие, и часто молитва о наречении читается батюшкой перед самим обрядом крещения. Ребёнок нарекается, как правило, в честь определённого святого, в день (в период) празднования памяти которого родился.

Таким образом этот святой становится его покровителем и просит за него перед Всевышним. Поэтому к выбору имени при крещении нужно относится со всей ответственностью, ведь выбирается не просто наречение, а ангел-хранитель, который будет сопровождать человека всю его жизнь.

Церковные имена при крещении

Чудесным источником выбора имен при крещении является церковный православный календарь, который не утратил своей актуальности и сегодня. В современном списке имён святых более тысячи наречений различного происхождения.

Многие из них достаточно устаревшие и давно не используемые, но с последнее время среди молодых родителей замечена особенность – называть своего малыша очень редким именем. И если они желают сделать именно так, но Святцы им в этом помогут лучше, чем кто-либо другой.

 Какие имена дают при крещении

В христианской культуре существует группа имён, которая сложилась исторически. Имена этой группы называют церковными, православными, или каноническими. Многие из этих имён можно встретить в церковном календаре, где ещё также вписаны даты памяти православных святых.

При крещении каждому православному дают имя в честь определённого святого. Но также есть достаточно большой список имён, которому соответствуют святые с подобным по значению именем, например, Юрий – Георгий, Виктория – Ника. Если же имени, которым нарекли человека, нет в святцах, и подобного ему тоже не найти, тогда имя даётся совершенно другое, но близкое по звучанию и смыслу.

Православное имя дают в честь одного из святых. Он же на протяжении всей жизни является покровителем, ангелом-хранителем окрещённого. День празднования памяти святого становится именинами этого человека. Но святой не только даёт человеку своё имя и день именин, он наделяет его качествами, присущими конкретно ему, а они всегда благие и сильные.

Именем церковным нужно называть себя при причащении или исповеди. Его же необходимо называть в записках “О Здравии” и “Об Упокоении”.

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

Издавна имя перед крестинами выбирали сами родители, либо же со священником по Святцам – списку канонизированных святых, который составлен точно по датам.

В этом календаре каждая дата является днём памяти определённого святого, а иногда в один день имён может быть несколько.

Тогда при выборе имени для ребёнка есть разнообразие, и здесь уже нужно хорошо подумать, какому святому вручить его судьбу.

Обязательно к прочтению:  Пасха – праздник Светлого Христова Воскресения

Также бывает и наоборот – одному имени соответствует несколько дат, например, Иоанн, Мария.

Особое внимание нужно обратить на день празднования именин. Часто его не помнят, не знают и просто не замечают, считая, что главным является только День рождения человека. Это далеко не так.

Именины очень важны, ведь это – день памяти вашего святого и, почитая его именно в этот период, вы показываете ему своё уважение и благодарность, а он в ответ – продолжает покровительствовать вам во всех жизненных делах.

Как выбирают имя при крещении

  1. по всем церковным канонам, имя ребёнку выбирают по Святцам на 8 день от даты рождения ребёнка. Имя день памяти святого в эту дату и есть днём именин;
  2. если же подходящего имени не нашлось совсем в этот период, то смотрят дни памяти святых на сороковой день от рождения малыша.

    Это допускается церковью, так как раньше ребёнка крестили обязательно на 40 день;

  3. также можно назвать дитя в честь святого, который особенно почитаем в его семье. Это своеобразная семейная традиция, и она достаточно сильна и вполне приемлема до сегодняшнего дня.

Стоит также уточнить, что в церковном календаре значительно больше мужских имён.

Поэтому при крещении девочкам часто даётся имя святого-мужчины, ведь производная его имени может быть и прекрасным женским вариантом.

Имя при крещении по дате рождения

Дата рождения ребёнка очень важна при выборе церковного имени. К ней нужно обращаться обязательно, ведь Месяцеслов (церковный календарь) был составлен, исходя из писаных православных канонов.

Дата, когда родился человек – это не случайное число, потому как Бог послал его на Землю именно в этот день, а значит, наделил определёнными качествами для выполнения своей миссии.

И в этот же день Всевышний даёт ему покровителя, который будет неустанно следить за ним, оберегать от всего греховного и помогать во всех житейских ситуациях.

И делать это он будет через его церковное имя, ибо для него наши земные имена не имеют никакой силы.

 Церковные имена при крещении, список

Существует огромное количество имён, которые можно давать при крещении. В основе своей каждое из них соответствует дате (периоду) рождения и дню памяти святого. Их список достаточно велик, поэтому следует обратиться к Святцам, но при этом обязательно учитывать:

  • день (дату, период) рождения;
  • определение святого (если имён несколько);
  • при выборе имени для девочки – женский вариант мужского имени.

Второе имя при крещении дают только при условии, если в календаре данного имени нет, например, Полина – Аполлинария. Днём именин тогда будет тот, который находится ближе всего к святцам. Об этом родителям, как правило, рассказывает священнослужитель.

Имена при крещении женские, в церковном календаре, находятся в намного меньшем количестве, поэтому имя девочки при крещении выбрать достаточно сложно.

Ведь родителям зачастую хочется, чтобы оно было и красивым, и значимым.

Тогда при выборе им нужно хорошо всё обдумать и обсудить, потому что выбранное имя станет символом для ребёнка и знаковым для его покровителя, а в его лике и для самого Господа.

Предлагаем церковные значения некоторых женских имён, которые сегодня встречаются достаточно часто и вызывают определённые вопросы у родителей во время обряда крещения:

  • Алиса – имя при крещении Александра и Елизавета. Такие аналоги предусмотрены в церковном календаре. Заметим, что снова встречаем производные вариации от мужских;
  • Мирослава – имя при крещении Миропия или традиционное Мария. Оба имени достаточно созвучны с основным;
  • Светлана – при крещении этому имени в православии соответствует имя Фотина или же Фотинья. Желательно девочке с именем Светлана дать именно такие имена. Имя Светлана по церковному при крещении – одно из немногих, которое имеет славянское происхождение. Походит от слова “светлая” и является вариантом мужского имени Светлан;
  • Ярослава – при крещении стоит выбирать некое созвучное с ним имя, так как такого нет в святцах. Часто выбор падает на имя, которое начитается на ту же самую букву. Таким именем является Яздундокта. Если данное имя родителям покажется слишком сложным, то можно выбрать другое, менее созвучное, обязательно перед этим посоветовавшись со священником;
  • Алина – имя при крещении Елена и Ангелина, вполне созвучные и часто используемые в миру;
  • Милана – имя при крещении Маланья и Мария. Оба достаточно просты, красивы и православно значимы;
  • Арина – имя при крещении Ирина и Ариадна. Прекрасные православные имена с давней историей;
  • Диана – имя при крещении Анна или Дария. Чудесные по созвучию и сочетанию;
  • имя Виктория – при крещении аналогом этому имени являются Ника и Вера. Первое имеет не просто схожее, а одинаковое значение с основным – “победа”. А второе говорит само за себя.

Какое имя дают при крещении? Это очень важный вопрос для родителей, которые хотят отдать ребёнка под защиту Господа. Церковное имя – это благодать, сила и характер, которые влияют на всю жизнь и формируют судьбу человека. И этот выбор, как никакой другой, зависит от нас самих.

Господь всегда с Вами!

Смотрите еще и видео, в котором протоиерей рассказывает об именах, данных при крещении:

Источник: https://ikona-i-molitva.info/imya-pri-kreshhenii-cerkovnye-pravoslavnye-imena/

Сложно выбрать имя? Святцы в помощь!

Как дается православное имя при крещении?

У наших предков не было такой проблемы, как выбор имени для новорожденного. Это сегодня в некоторых семьях доходит до скандала, так как папа хочет назвать сына Джордан, мама – Аполлон, а бабушки и дедушки мечтают о Ванечке.

А вот в прежние времена все решала церковная православная книга, которая называлась «Святцы». Приходили родители в церковь, и батюшка предлагал на выбор несколько имен христианских святых, память которых чтили в день рождения малыша.

А если сейчас родители хотят сделать выбор именно этим способом – как выбрать имя ребенку по святцам?

Как правильно выбирать имя по святцам?

День рождения, день Ангела, именины… Многие путают эти понятия и поздравляют в день рождения с именинами.

На самом деле день рождения – это тот день в который родился человек, а именины – это день памяти того святого, в честь которого его назвали. Второе название именин – это день Ангела или день тезоименитства.

Ранее эти дни почти у всех совпадали, а сейчас – практически нет. Несмотря на это, некоторые люди стали отмечать день Ангела наравне с днем рождения.

В Святцах содержится около 1700 различных имен. Большинство из них – для мужчин, к тому же, они в основном вышли из употребления. Это не мудрено, ведь многие имена для современных людей кажутся смешными, к примеру, Попий, Мнасен, Курдува или Яздундокта.

Если вы решили назвать новорожденного по святцам, запомните следующее:

  1. Лучше всего подобрать имя для малыша того святого, которого чтят в день рождения. К примеру, ваш ребенок родился 1 февраля. Вам поистине повезло, так как согласно святцам, новорожденного можно назвать следующими именами: Арсений, Григорий, Генрих, Луиза, Евфрасия, Марк, Макар, Мелетий, Савва, Феодосия, Федор или Януарий.
  2. Если же у вас мальчик, а в этот день нет имен для представителя мужского пола, то современная церковь обычно советует посмотреть на несколько дней вперед. Точно также можно поступить, если предложенное имя (или имена) вам вообще не понравились.
  3. Имя при крещении дается один раз в жизни и больше не меняется (исключение – меняется имя при пострижении в монашество и при смене веры).
  4. В последнее время некоторые родители дают детям двойные имена: одно – мирское, а второе – церковное. Кто-то так делает специально, а кто-то случайно – просто при рождении малышу дают не православное имя, а в церкви родители узнают, что под именем, к примеру, Стэлла или Камилла ребенка крестить нельзя. В таком случае батюшка предлагает родителям выбрать православное имя малышу – близкое или созвучное с «паспортным».
  5. Если святой, в честь которого вы назвали малыша, почитается за год несколько раз, то днем Ангела является ближайшие именины после дня рождения.

С древности до наших времен

Православная книга «Святцы» – это не что иное, как полный перечень всех имен святых, которых чтит Православная Церковь. Второе название этой книги «Месяцеслов», так как в ней расписан весь год день за днем по месяцам.

Давать имя ребенку по святцам – это древняя традиция многих народов. Славяне не стали в этом исключением. Люди верили, что когда малыш получает имя святого, которого почитают в день его рождения или крещения, то у него будет счастливая и долгая жизнь. В то же время было не желательно нарекать ребенка именем великомученика – тогда ему уготована тяжелая жизнь, полная лишений и страданий.

Если в день рождения ребенка поминали нескольких святых, то родители могли выбрать имя из нескольких, предложенных батюшкой. Если же имя было одно, то выбора у родителей, увы, не оставалось. Перечить церкви люди не смели.

Позже, если в день рождения нового человечка не поминали никакого святого, или имя очень уж не нравилось, то родителям стали «увеличивать» список имен: можно было рассматривать имена святых, память которых празднуется на восьмой или сороковой день после рождения ребенка.

Дело в том, что наши предки считали, что имя новорожденному нужно давать не ранее восьмого дня, а таинство Крещения необходимо было провести именно на сороковой день.

«Месяцеслов» использовали вплоть до революции 1917 года. С приходом советской власти, когда церкви стали массово истреблять, а религию – запрещать, от традиции называть детей по святцам отказались. В настоящее время родители стали намного чаще обращаться к православному календарю, чтобы выбрать имя ребенку.

Многие верят, что оно осчастливит малыша, а святой, в честь которого его назвали, станет заступником и ангелом-хранителем для ребенка. А некоторые родители просто следуют современной моде, ведь сегодня старинное или необычное имя является «последним писком».

Вот и встречаются в садиках и школах дети с именами Лука и Акулина, Спиридон и Евдокия, Илларион и Пелагия.

Календарь имен по святцам на каждый месяц

Именины в январе

Имена в феврале

Имена в марте

Имена в апреле

Имена в мае

Имена в июне

Имена в июле

Имена в августе

Именины в сентябре

Имена в октябре

Имена в ноябре

Имена в декабре

В НАЧАЛО СТАТЬИ=>

Источник: https://pregnant-club.ru/svyatci

Есть ли имена, с которыми нельзя крестить? (Архимандрит Феогност (Пушков))

Как дается православное имя при крещении?

Архимандрит Феогност (Пушков)

Существует в православном мире традиция нарекать имя человеку, принимающему Крещение, в честь того или иного святого. Традиция сама по себе прекрасная и светлая, но, увы, нередко закрывает собою смысл Таинства Крещения.

В народе распространено суеверие, что крестят якобы для того, чтобы «человеку был дан святой, чье имя бы он носил». Подбор имени святого оказывается более важным (с точки зрения обывателя), чем само возрождение личности человека в купели Именем Живоначальной Троицы.

Это суеверие поддерживают многие священники, объявляя, что те или иные имена являются «нехристианскими», и требуя, чтобы принимающий крещение выбрал себе «другое имя по святкам».

Заметим, что эта традиция не имеет не только канонического основания, но также и никаких намеков в самом Таинстве Крещения, где центральным является — возрождение человека во Христе и укоренение крещаемого в Теле Церкви, «дабы быть ему уже не чадом плоти, но чадом вечного Твоего Царства».

Первоначально традиция наречения имени в честь святого возникла в византийском императорском дворце.

Когда в XII веке был принят закон о династическом престолонаследии (а до тех пор императором мог быть «провозглашен» любой гражданин Византии), то династия Порфирогенезов («Багрянородных»), дабы упрочить свою династическую силу, стала давать в Крещении наследника престола имя одного из императоров Византии, прославленных в лике святых. Из дворца эта традиция вышла в народ. Но это была и остается «чисто традиция», не имеющая никакого (даже косвенного) отношения к Таинству Святого Крещения.

Был ли святой покровитель у мученика с «нехристианским» именем Меркурий?

Если мы взглянем на наши святки, то увидим, что там множество просто «недопустимых» по нашим современным меркам имен. К примеру, 6 июня (24 мая — по юлианскому календарю) празднуется память мученика Меркурия, пострадавшего в 218 году. Это был первый святой с этим именем.

Но давайте вспомним, что данное имя взято из языческой мифологии — так звали одного из «богов». Таким образом, мученик Меркурий был по рождению язычник, а Христа принял уже в сознательном возрасте.

Но почему-то Церковь не только не погнушалась этим именем (нет нигде ни малейшего намека на то, что в древности имена крещаемых менялись), но даже прославила его в лике святых с таким языческим именем.

Точно так же обстоят дела с другими «нехристианскими» именами: Аполлоний (в переводе с греч.

«посвященный Аполлону» — одному из языческих «богов»), коего память 23 / 10 июля; Олимпиада (7 августа / 25 июля); Сатурнин (16 / 3 июля); Ахилла и Ахиллеса (в честь Ахилла, Ахиллеса — гомеровского героя, память 16 / 3 июля, 2 сентября / 20 августа); Афинодор (с греч. «дар Афины», языческой «богини» — память 15 / 2 марта); Дионисий — в честь «бога» Диониса (Вакха), память коего 16 / 3 октября. Это лишь немногие из полного списка «нехристианских» имен.

Но если Церковь не гнушалась именем даже языческого «бога», данным человеку до Таинства Крещения, и не настаивала на замене этого имени при Крещении, то почему у нас современные священники требуют, чтобы менялись такие имена, как Роза, Альбина, Алиса, Эдмунд, Лилия, Марта, Карл или Клара? Чем провинились вышеназванные имена?

Обычно, в ответ ссылаются на отсутствие у этих имен «святых тёзок». Но кто был святым небесным покровителем мучеников Меркурия и Аполлония? В честь какого «святого» носили свое имя Дионисий Ареопагит или Олимпиада?

Везде ли православным дают имена в честь святых?

Вот какую справку по данному вопросу дает А.Г. Кравецкий — участник Поместного Собора РПЦ 1917–1918 годов: «Что касается того обстоятельства, что некоторые православные носят имена, которых нет в церковных месяцесловах и календарях, то в разъяснении этого недоумения следует иметь ввиду, что …

благочестивый обычай нарекать имена только в честь непременно канонизированных святых есть по преимуществу наш русский обычай. …Хотя и у нас нет соответствующего церковного акта или постановления, одобряющего этот обычай, а в других Поместных Церквах такой порядок не только не соблюдается, но даже не принимается во внимание…

Так, у греков, наряду с обычными именами, имеющими аналогии в святках, встречаются также имена Ставра, Меркула, Панагиота и др., у болгар — Драгутина, Милютина, Милош и др.

Даже у нас на Руси некоторые женщины, посетив Палестину, принимали монашеский постриг с именем Назареты в честь города Назарет, и ни у кого не возникало смущения от того, что такого имени нет ни в одном православном Месяцеслове»[1].

Из всего вышесказанного мы видим, что нет ни малейших оснований отказывать человеку в освящении Святым Крещением того имени, которое дано ему при рождении (за исключением, разве что каких-нибудь откровенно богоборческих).

Это следует особо подчеркнуть, так как находятся люди, которые доходят просто до кощунства, повторно принимая Крещение с другим именем, хотя в Символе Православной Веры мы четко свидетельствуем: «Исповедую едино Крещение».

47-е правило Святых Апостолов предаёт анафеме человека, дерзнувшего на такое кощунство.

Как причащаться тому, кто не помнит своего крещального имени?

Хотелось бы также обратить внимание на неуместность «перенаречения» имени (через чтение молитвы «8-го дня от рождения») в тех случаях, когда человек точно знает, что был крещен и помнит, как вместе с бабушкой в детстве посещал храм и причащался, однако не запомнил своего крещального имени.

Обычно в таких случаях священник читает «молитву на наречение имени во осьмый день от рождения».

Но молитва на наречение имени относится, все же, не к имени Димитрий или Василий, а к имени Христову, что и сказано в самой этой молитве: «Дай, Господи, чтобы неизгладимо пребывало Имя Твоё Святое на нем», а не имя «Димитрий» или «Иоанн». В том случае, если человек не знает, с каким именем его крестили, он может спокойно причащаться с тем именем, с которым он известен в обществе.

В этом отношении показателен пример апостола Павла. Существует миф, что иудей Савл в крещении стал Павлом. Однако ничего подобного в Священном Писании мы не встречаем.

В книге Деяний Апостольских описывается крещение обратившегося Савла (Деян. 9:17–126), и затем он всюду выступает с этим именем (см. Деян. 11:25,30). И даже хиротонию он принимал с именем Савла (Деян. 13:1–3).

Впервые имя Павел встречается в миссионерском путешествии, когда Савл покинул семитскую среду и отправился в Европу. Во время проповеди на Кипре он впервые назван Павлом (Деян. 13:9).

Кстати, нередко библейские персонажи меняли себе имя (или получали от кого-либо другое наименование) по случаю тех или иных важных событий, совершившихся в их жизни.

Однако подобные «перенаречения» не требовали никакого специального ритуала, обряда или посвящения.

Писание, наоборот, дает нам пример более свободного отношения к своему собственному имени. Есть одно имя, которым мы должны дорожить, и которое даётся нам в Крещении: “У нас одно великое дело и имя — быть и именоваться христианами»[2].

И мы, получив в Крещении освящение Именем Троицы, носим это имя на себе независимо от того, какое «личное имя» дано нам — Василий или Гермес, Алиса или Мария.

А священнику на приходе все же не следует принуждать уже крещеных христиан с «не-святочными именами» к непременному переименованию «в честь какого-то святого».

orthodoxy.org.ua

[1] Кравецкий А.Г. Календарно-Богослужебная Комиссия // Учебные Записки РПУ им. ап. Иоанна Богослова. М. 1996, с. 187-188.
[2] Свт. Григорий Богослов. Слово надгробное Василию Великому.

Источник: https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/3720

Выбор русских православных мужских и женских имён по святцам

Как дается православное имя при крещении?

1001molitva.ru > Именины > Выбор русских православных мужских и женских имён по святцам

Возможно, каждый у кого есть дети, в определённый момент вставал перед выбором, как назвать новорождённого или ещё не родившегося ребёнка. Родители начинают теряться в догадках при выборе имён: одни хотят дать малютке интересное и звучное, другие редкое и необычное, а третьи, наоборот, скромное или традиционное. Сейчас возвращается мода на исконно русские и православные имена.

  • Православные и русские обычаи
  • Выбор по святцам
  • Женские имена
  • Как назвать мальчика
  • Словарь русских имён

Православные и русские обычаи

Стоит отметить, что русские и православные — это порой не одно и тот же представление, ведь до крещения Руси наши праотцы поклонялись языческим богам и идолам, это накладывало отпечаток на цивилизацию и имена, как следствие.

Тогда к выбору имён подходили иначе, вкладывая в них какие-либо качества, черты характера или внешности человека, а иногда даже заслуги родителей либо других предков. В этом прослеживается сходство с племенами коренных Американцев.

Но с появлением Христианства на Руси изменились и имена. Зачастую люди получали имена на Византийский манер, но помимо греческих, в христианстве осталось множество римских, еврейских, египетских и других имён. В основном это имена святых, мучеников или библейских персонажей.

Для верующих, исповедующих православие, выбор имени не является значительной проблемой. Чаду по дате его рождения выбирают имя святого, чью память церковь чтит в этот день.

Чтобы узнать, кто празднует именины сегодня, достаточно посмотреть любой православный календарь на нужную дату.

Выбор по святцам

Если вы вдруг не захотите нарекать ребёнка в честь святого, чья память отмечается в день его рождения, можно выбрать имя по святцам. Святцы — это православный словарь имён. На каждый месяц святцы предлагают на выбор множество прекрасных русских православных имён.

Женские имена

Выбрать православное имя для девочки не так сложно, достаточно обратиться к церковному календарю и найти нужный вам месяц.

  • Январь: Ульяна, Юлианна, Юлия, Анастасия, Евгения, Агата, Клавдия, Августина, Агриппина, Ирина, Феодора, Феодосия, Евфросинья, Матрона, Наталья, Татьяна, Нина, Елена, Неонилла, Ксения, Мария.
  • А рождённых в феврале предлагается окрестить следующими именами: Инна, Анна, Екатерина, Мария, Ольга, Александра, Василиса, Дорофея, Кристина, Зоя, Ирина, София.
  • Женские имена по святцам в марте будут такими: Марианна, Варвара, Елизавета, Дарья, Прасковья, Марфа, Алёна, Елена, Ксения, Матрона, Надежда, Оксана, Галина, Кристина, Наталья.
  • В апреле можно выбрать эти имена: София, Юлия, Полина, Дарья, Таисия, Алла, Лариса, Евдокия, Прасковья, Галина, Ника.
  • Рождённых в мае по святцам называют так: Тамара, Валерия, Анна, Тамара, Нина, Зоя, Лилия, Зоя, Сусанна, Яна, Арина, Клавдия, Фаина.
  • Для девочек, появившихся в первый месяц лета, придутся такие имена: Анастасия, Юлия, Мария, Валерия, Зинаида, Фёкла, Мелания, Вера, Кристина, Лилия, Марианна, Марта.
  • Святцы на июль предлагают такие имена для девочек: Инна, Римма, Мария, Жанна, Анжелика, Эльза, Ольга, Вероника, Маргарита, Марина, Юлия.
  • В святцах на август вы найдёте следующие женские имена: Евгения, Анна, Ираида, Олимпия, Анфиса, Серафима, София, Арина, Евдокия, Иоанна, Мария, Ева, Ульяна.
  • Первому месяцу осени характерны такие имена: Фёкла, Марфа, Регина, Эльза, Татьяна, Ксения, Руфина, Раиса, Анна, Людмила, Любовь, Надежда, София, Александра.
  • Октябрьские имена по святцам для девочек: Ирина, Прасковья, Мария, Вера, Устинья, Надежда, Таисия, Пелагея, Феодосия.
  • Имена на ноябрь: Гликерия, Матрона, Капитолина, Алёна, Клавдия, Серафима, Ольга, Феодора, Марфа, Анна.
  • А в первый месяц зимы в святцах мы находим такие имена: Августина, Екатерина, Антонина, Маргарита, Юлия, Феврония, Кира, Варвара, Зоя, София, Лилия, Ангелина, Анжела, Фёкла, Гликерия, Анфиса, Вера, Елизавета, Эльза.

А также в святцах мужские и женские имена предлагаются не только на каждый месяц, но и на любой день, в зависимости от того, чьи именины празднуются в эту дату.

Как назвать мальчика

Для мальчиков тоже можно выбрать имя по святцам.

  • Например, в январе предлагаются следующие имена: Илья, Тимофей, Григорий, Михаил, Прокопий, Сергей, Николай, Давид, Яков, Исаак, Игнат, Герасим, Платон, Иван, Александр, Иосиф, Михей, Филипп, Пётр, Макар, Савва, Виктор, Кирилл, Афанасий.
  • Мужские имена в феврале: Макар, Марк, Пётр, Антон, Василий, Борис, Филипп, Виталий, Ефрем, Феодосий, Игнат, Владимир, Роман, Дмитрий, Иван, Юлиан, Никифор, Порфирий, Всеволод, Семён.
  • В марте нам предлагаются такие мужские имена, как: Архип, Филимон, Варлама, Федот, Евгений, Дорофей, Лев, Денис, Игнат, Пахом, Константин, Георгий, Антон, Станислав, Юрий Нестор, Павел, Даниил.
  • На апрель и май святцами предлагаются эти имена для мальчиков: Антоний, Моисей, Вениамин, Нестор, Феофан, Феофил, Павел, Даниил, Клавдий, Иннокентий, Тихон, Илларион, Ефим, Сергей, Никита, Николай, Фёдор, Яков, Иван, Трофим, Леонид, Зосим, Василий, Степан, Кирилл, Иов, Исайя, Никодим, Сергей, Макар, Давид, Симон, Онисим.
  • Для мальчиков, родившихся в летние месяцы, возможно выбрать по святцам следующие имена: Константин, Касьян, Семён, Карп, Куприян, Фотий, Харитон, Мефодий, Паисий, Елисей, Ефрем, Гермоген, Михаил, Леонтий, Пётр, Иона, Терентий, Максим, Герман, Яков, Артемий, Степан, Нестор, Прокопий, Леонтий, Лазарь, Афиноген.
  • Православные святцы в осенние месяцы предоставляют большой выбор мужских имён. В сентябре мальчиков предлагают назвать так: Роман, Серафим, Илья, Корнилий, Глеб, Борис, Давид, Ермолай, Климент, Прохор, Анатолий, Лука, Валентин, Евдоким, Елизар, Вячеслав, Афанасий, Лаврентий, Мирон, Алексей, Фрол, Михаил.
  • В октябре: Андрей, Самуил, Агапий, Варфоломей, Владимир, Серафим, Степан, Георгий, Яков, Даниил, Пётр, Захар, Василий, Гавриил, Юлиан, Игнат, Алексей.
  • Святцы на ноябрь: Борис, Сергей, Вениамин, Спиридон, Аристарх, Савва, Куприян, Давид, Филипп, Матвей, Дионисий, Фома, Демьян, Леонтий, Лев, Ион, Ефим.
  • На первый зимний месяц в святцах для мальчиков есть такие имена, как: Артемий, Всеволод, Викентий, Зиновий, Леонид, Степан, Марк, Арсений, Гаврила, Родион, Самсон, Григорий, Ананий, Порфирий, Августин, Никандр.

Данным списком нередко пользуются верующие, чтобы выбрать либо мирское имя ребёнку, либо для крещения, ведь святцы — это больше церковный именослов. Помимо них, можно использовать для этих целей месяцеслов — календарь, с указанием имён русских святых, расположенных по дням месяца, а также перечисляются церковные праздники.

Но если вы всё-таки решили остановиться на православных именах, стоит знать, что не все известные нам имена являются христианскими.

К примеру, если девочку назвали Светланой, то церковь покрестит её с именем Фотиния, в честь преподобной Фотинии Палестинской. И день ангела, именины в простонародье, у девочки будет совпадать с датой памяти святой.

Но, не стоит путать его с именем Фатиния, происходящим от старинного славяно-татарского имени.

Словарь русских имён

Если православные имена не вызвали интереса, то обращайтесь к справочнику имён, в котором вы найдёте не только полный список мужских и женских русских имён, перечисленных в алфавитном порядке, но и значение с толкованием каждого из них. В нём есть красивые и редкие русские имена для девочек и мальчиков как христианские, так и старинные славянские.

К выбору имени желательно подходить весьма ответственно и осознанно, ведь имена, которые мы носим, так или иначе влияют на нашу жизнь и имеют определённые значения. Выбирая православное имя, вы нарекаете ребёнка именем какого-либо христианского святого, поэтому волноваться о связанных с ними суевериях не придётся. Особенно это понимают верующие, посещающие церковные службы.

А вот выбирая славянские имена, пришедшие к нам из язычества, стоит быть предельно внимательными и хорошенько разобраться с их значениями. Ведь не все имена, доставшиеся нам от предков, столь безобидны и, порой, несут в себе таинственный магический отпечаток язычества.

Некоторые из славянских имён, таких как Злата и Мирослав, вполне безобидны и достаточно распространены в наше время. Несложно определить и их значение: Злата — золото, золотая, Мирослав — прославляющий мир, прославленный миролюбием.

Конечно, если копнуть поглубже, мы найдём много режущих слух и непонятных имён, таких как греческие Анемподист, Евника, Арин и православные Яздундокта и Виветь. Для того и стоит обращаться к справочникам имён или к православным святцам, чтобы понимать, каким именем хотим мы наградим своего ребёнка.

Те времена, когда детей называли в честь политических вождей, коммунистических партий или заводов, прошли. Хоть и есть некоторые исключения из правил, всё же мы постепенно возвращаемся к традиционным русским именам для девочек и мальчиков, отдавая предпочтение скромным православным именам святых, вместо новомодных и гламурных.

Верующие и воцерковлённые люди предпочтут православные имена или имена христианских святых, чем поддадутся современным тенденциям.

Они руководствуются тем, что их детей будет оберегать не только ангел-хранитель, данный при крещении, но и святой заступник, имя которого носит ребёнок.

И после возвращения важной роли церкви в жизни общества россияне всё чаще начали использовать традиционные для нашего, христианского понимания, имена.

Источник: https://1001molitva.ru/imeniny/vybor-russkih-pravoslavnyh-muzhskih-i-zhenskih-imyon-po-svyattsam.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.