- Грех ли – вышивать иконы?
- Богоугодное дело или профанация?
- Отличить настоящее искусство от китча
- Сначала–учиться
- Для дома – ничего страшного
- Лучше делать хорошее, чем запрещать плохое
- Освящение икон
- Для чего освящают иконы
- В каких случаях нужно освящать иконы
- Порядок освящения икон
- История освящения икон
- Покупка икон, освященных общим чином
- Как правильно освящать иконы
- Так какие иконы лучше покупать: освященные или неосвященные?
- Об иконах
- Кто и когда написал самую первую икону?
- Про некоторые иконы говорят, что они чудотворные, а остальные какие?
- Для чего бывают чудеса от икон?
- Зачем иконы освящают?
- Сколько раз надо освящать иконы?
- Не противоречит ли поклонение иконам заповеди «Не сотвори себе кумира»?
- Какие иконы кладут в центре храма на аналое?
- Как правильно прикладываться к иконам?
- Какие слова, молитвы следует говорить, подходя и прикладываясь к иконам?
- Сколько раз надо прикладываться к иконе, на которой изображено несколько святых?
- Какие иконы приобрести для дома? Любую ли икону можно вешать в доме?
- Как устроить домашний иконостас?
- Как правильно повесить дома иконы, в каком порядке?
- Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?
- Что означают надписи на иконах, например, буквы на главе Спасителя?
- Обязательно ли целовать икону? Можно ли просто прикоснуться лбом из-за боязни инфекции?
- Можно ли молиться на оклад без иконы?
- В какие дни можно зажигать дома лампадку перед иконами?
- В чём различие между православной иконой и картиной?
- Как поступать со священными изображениями в светских журналах, газетах, на марках, упаковках для продуктов?
- Значение православных икон. Зачем освящать иконы. Как молиться перед иконой
- Зачем в храме иконы. Значение православных икон
- Зачем освящать иконы
- Как молиться перед иконой и прикладываться к ней
- 🎬 Видео
Видео:ИКОНЫ. Что нужно знать. Цикл «Молитва, храм и богослужение»Скачать
Грех ли – вышивать иконы?
Вышить «икону» сегодня может любая рукодельница, умеющая хоть как-то держать в руках нитку и иголку. Достаточно заглянуть в любой отдел товаров для рукоделия и среди различных образцов, в том числе, – с зайчиками, идиллическими пейзажами и так далее найти и приобрести образец, по которому можно вышить образ святого.
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета Церковных художеств ПСТГУ:
Я ничего плохого не вижу в том, что рукодельница вышивает иконный образ, если в этом нет никакого дурного умысла.
Протоиерей Александр Салтыков
Но думаю, что она при этом должна получить на свою работу благословение священника. Если хорошо получается работа – то и пусть себе делает рукодельница вышивку.
Может быть, эта вышивка станет первым шагом к тому, что мастерица решит больше узнать о церковном искусстве, об иконе и об образе, на ней изображенном, затем и об иконографии. Может быть, захочет – и это главное – углубиться в духовную жизнь.
А ошибки – кто их не допускает?
Другое дело, что при продаже иконных образцов для вышивки все-таки нужно придерживаться благочестия и ставить их отдельно от «общей продукции», тем более рядом не должно находиться никаких непристойностей.
То есть нужна цензура, но умеренная, разумная, не полицейская, не так, чтобы «забрать и не пущать».
Богоугодное дело или профанация?
Ирина Языкова, кандидат искусствоведения
В последнее время стало модным занятием вышивать иконы. Кто вышивает крестиком, кто гладью, кто бисером, иные украшают стеклярусом, стразами и прочее. Но все это рукоделие к церковной традиции имеет весьма косвенное отношение.
Ирина Языкова
В истории церковного искусства, конечно, известны примеры шитых икон, великолепные образцы древнерусского шитья хранятся в Государственном Историческом музее, Третьяковской галерее, Русском и других музеях. Но древнерусское шитье – не совсем вышивка. И дело тут не только в технике. А в подходе, назначении, глубинном смысле.
Шитье всегда довольно широко использовалось в церковном обиходе, но при этом шитых икон было не так уж много. Иконы все-таки большей частью писали на досках. А шитыми делали плащаницы, пелены, воздухи, покровцы, хоругви, шитьем украшали облачения священства и т.д., то есть, все это были вещи, связанные с богослужением.
Чаще всего рисунок создавали иконописцы-знаменщики, как правило, мужчины, а вышивали по этому рисунку женщины. Этим занимались монахини или высокопоставленные мирянки: княгини, княжеские и боярские дочери. Причем сюжеты, особенно плащаниц, были глубоко продуманы богословски и литургически, и в этом всегда принимало участие образованное духовенство.
При таком подходе шитье никак невозможно назвать женским рукоделием.
Хотя и такой жанр процветал в Древней Руси, но рукоделие обслуживало бытовые потребности, и древнерусские вышивальщицы доходили до большой виртуозности: вышитые сорочки, сарафаны, полушалки, платки, скатерти, полотенца, белье и проч. поражают тонкостью работы, вкусом, самобытностью. Народное рукоделие было в большой чести и высоко ценилось.
Но народная вышивка и церковное шитье существовали параллельно, потому что для вышивки требовались только материал, фантазия да умелые руки мастерицы, а для шитья – знание канонов, иконографии, владение сложнейшей техникой золотного, лицевого и прочего шитья, да к тому же не просто благословение, но контроль Церкви, потому что шитые вещи делались для храмового употребления.
В древности никому не пришло бы в голову повесить в храме вышитую икону, да и в домашнем обиходе их практически не было. К иконе как к священному образу относились в высшей степени серьезно.
Со времен VII Вселенского собора утвердилось понятие, что икона должна быть сделана из прочного материала.
Даже бумажные иконные изображения появились не ранее конца XVII века, а в массовое употребление вошли в XIX веке.
https://www.youtube.com/watch?v=_HMu6HDnvnU
Но даже в Синодальный период, когда многие каноны церковного искусства были в забвении, никто не смешивал бытовую вышивку и создание иконы как священного образа. Да и взяться за создание иконы без благословения никто бы не посмел. Религиозная культура тогда была все же на определенной высоте.
Вышивальный бум в наше время связан с современной массовой культурой, которая не знает границ между сакральным и профанным. С одной стороны, человек хочет приобщиться к духовности, с другой – он не желает входить в нее глубоко, познавать каноны и смысл традиции, а приспосабливает под себя.
Казалось бы: что плохого в том, что некая раба Божия вышивает священный образ крестиком, а потом приносит освятить в церковь, и он будет висеть в ее комнате? Действительно, вроде ничего плохого нет. Вполне богоугодное занятие, подвигающее, как минимум, во время вышивания на благочестивые размышления. Но это на первый взгляд.
Если мы посмотрим на подобные изделия, как правило, они весьма невысоки по своему качеству. Обычно вышиты они по тем трафаретам, которые продаются в магазинах (церковных и светских, тут уж коммерция постаралась!), а эти трафареты сами по себе уже являются профанацией священного образа.
Плохие по рисунку, аляповатые по цвету, совершенно безвкусные, к тому же часто с ошибками в надписании и символике. А иная мастерица еще добавит что-то от себя. И выходит такой «шедевр», который очень трудно назвать иконой, священным образом. Словом, все это не более чем профанация.
Мне могут возразить. Во-первых, такие иконы освящают в храмах. Во-вторых, как правило, они вышиваются для себя, а не для храма. Да, освящают, к сожалению. У нас вообще освящение икон превратилось в некий формально-магический акт.
Любое изображение могут принести, и священник освятит, после чего оно якобы становится священным изображением. Но это не так.
Чин освящения как раз и был введен в Церкви в конце XVII века, когда производство икон стало выходить из-под церковного контроля и превращалось в рыночное производство.
И чтобы дать людям подлинные ориентиры, отсеять плохие, неумелые, неканоничные образы, был введен этот чин.
И священник вовсе не обязан освящать любое изображение, но лишь такое, которое отвечает канонам Церкви. Даже если эта икона для дома. Плохая икона после освящения вовсе не станет хорошей. А плохой образ сродни богохульству.
И второе. Если кто-то вышивает икону для себя, пусть ее и не выносит из дома, никому не показывает, любуется своим рукоделием сам. Но ведь хочется показать: вот я вышила не просто цветочек, а икону, посмотрите, какая я духовная! И тогда эта икона не во славу Божию, а во славу человеческую, а это грех гордыни.
Все это происходит от нашей низкой духовной культуры. Нам не хватает церковного просвещения, элементарной катехизации, подлинного воцерковления. А без этого Церковь нас не исцелит, не исправит, не преобразит. Напротив, мы ее обмирщаем, опускаем, вносим в нее массовую культуру, пытаемся устроиться в ней поудобней, а порой и переделать под себя. Но тогда причем тут Христос?
Отличить настоящее искусство от китча
Священник Андрей Давыдов, настоятель Никольского и Христорождественского храмов (Суздаль), иконописец
Искусство бывает разное. Оно необязательно строится на знании канонов, выработанных в столичных академиях. Но это всегда «искусство», то есть мастерство, которое приходит только с упорным трудом в данной области.
Священник Андрей Давыдов
Есть искусство Майя или аборигенов Австралии, которое называют «наивным» или «примитивным». Несмотря на то, что оно не основано на более привычных европейскому человеку мерках «классического» искусства, мы видим, что за работой этих «примитивных» мастеров стоит много труда, знания своей традиции, «школы» и профессионализма.
Сюда же входит и качество долговечности. Пройдя длительное обучение и приложив большие старания, и мастер и заказчик хотят, чтобы изделие существовало долго. Это изделие должно быть нужным настолько, что люди будут готовы тратить время и силы на обучение и работу.
https://www.youtube.com/watch?v=bhlgBp2bmJI
Со священными изображениями еще труднее. Человек, желающий написать красками, вышить нитками или вырезать в дереве иконный образ, к которому можно будет обращаться с молитвой, помимо иконописных канонов и профессионального мастерства («Проклят всяк творяй дело Господне с небрежением»(Иер. 48,10)) должен иметь хорошее практическое знание о том, что такое молитва.
Это должен быть глубоко верующий человек, и только тогда он сможет вложить в изделие содержание своей веры. У неверующего человека не получится молитвенный образ, так как он не имеет глубокого личного молитвенного опыта, то есть не знает основного назначения иконы.
Если мы будем подходить к изделиям церковного искусства с такими высокими мерками, мы легко сможем отличить настоящее от фальшивки и искусство от безвкусицы и китча.
Сначала – учиться
Протоиерей Николай Чернышев, клирик храма Святителя Николая в Кленниках, иконописец, член Патриаршей искусствоведческой комиссии, доцент кафедры иконописания ПСТГУ, руководитель мастерской
Разбирая вопрос о товарах, продающихся в современных сувенирных лавках, отделах для рукоделия, нужно честно отдавать себе отчет, что именно там продается и для чего.
Протоиерей Николай Чернышев
А если там продаются иконные изображения – не следует забывать цель и предназначение иконы. Сегодня это предназначение как литургического образа очень часто размывается и забывается, превращается во что-то иное, иногда – противоположное.
Но я подчеркиваю еще раз: икона – образ литургический, предназначенный для молитвы, для того чтобы человек, предстоящий перед образом, созерцал бы то, о чем молится Церковь, о том празднике, который совершается в конкретный день, о том святом, который вспоминается сегодня, или не обязательно сегодня.
Конечно, у иконы есть и миссионерская цель – нести через иконный образ тем, кто пока что не знает Христа, Благую весть о спасении мира Господом нашим Иисусом Христом. Поэтому икона существовала и существует не только в храмах. Но только не нужно забывать об этой цели.
Церковный образ может быть в других местах, но только при условии, что он – благовествует, а не используется в коммерческих целях. Потому очень важно спросить себя тем, кто занимается производством (в том числе и вышивкой), распространением, продажей иконных образов в различных вариантах: а для чего я это делаю?
Все-таки не стоит через святыню реализовывать нечестные коммерческие цели. Так же, как не стоит через святыню заниматься самовыражением.
И уж тем более нельзя смешивать в кучу святые образы, идиллические пейзажи, зайчиков, политических лидеров или непристойных женщин, а ведь именно так делают те, кто продает всевозможные «наборы для вышивок», предлагая рукодельницам все вышеперечисленное и не только на выбор.
Это – кощунство, насмешка над образом. Это говорит о состоянии нашего общества – и о тех, кто продает и о тех, кто покупает. И заставляет задуматься о состоянии общества в целом: осталось ли что-то святое для народа, как он относится к тому, что для него свято?
Если рукодельница хочет создать святой образ, ей надо учиться искусству иконописания, искусству вышивания образа. И в древности рукодельницы вышивали их, но – благоговейно, с молитвой, имея профессиональные навыки, которые приобретаются годами и десятилетиями. А не так: «Вышью я, пожалуй, икону, потому что мне так захотелось».
masterclassy.ru
Как правило, в итоге получается что-то смешное, кукольное, ненастоящее: кукольные лица, с губками-бантиками и накрашенными щечками изображения. Ведь зачастую их создают люди, не знающие, что такое икона, не стремящиеся к ее изучению, к постижению Священного Писания, не знающие, чему должна служить икона, не отличающие икону от сувенира и не понимающие, как именно создается настоящая икона.
Для дома – ничего страшного
Александр Лавданский, иконописец
Меня коробит, что образцы для вышивания икон можно купить среди прочего, далекого от иконы, а часто даже от просто благочестия. Потому что икона – это святыня. Ну, если уж совсем не удается не продавать образцы, почему бы не выставить их совсем отдельно?
Александр Лавданский
https://www.youtube.com/watch?v=5XTcua5kHtY
А тот факт, что икону тиражируют в какой-то другой технике и не очень профессионально – меня это не смущает. Крестиком, гладью вышивает рукодельница, как умеет – ничего в этом плохого не вижу. Лишь бы было минимальное понимание того, что это не просто изображение, а прикосновение к литургическому искусству.
Бывает, что не получилось у человека узнать получше, что такое икона, поглубже вникнуть в традицию. Но Господь приветствует устремления человека.
Наверное, ошибки здесь возможны, но все зависит от конкретного случая. Бывают вредные ошибки, то есть неправильности с богословской точки зрения. Например, ни разу не читав Евангелия, человек начинает изображать Рождество Христово. Но надо сказать, что в молодости я и сам этим грешил. Уже потом я увидел, что допустил серьезные ошибки.
А могут быть вещи не важные, например, касающиеся эстетики: допустим, слащавость в изображении. Это, конечно, плохо, но не столь серьезно, как первые варианты.
А в целом – не страшно, если рукодельница вышьет, как может, икону, повесит на стену дома. Другое дело, если она принесет ее в храм и какой-нибудь непонимающий батюшка выставит ее для всеобщего поклонения… Этого, понятно, не стоит делать.
Лучше делать хорошее, чем запрещать плохое
Александр Соколов, иконописец
Я люблю цитировать Председателя Мао, который сказал, что пусть цветут сто цветов.
Александр Соколов
Дурна или нет самодеятельная вышитая икона – нужно смотреть в каждом отдельном случае. Но ничего предпринимать не нужно.
В современном мире церковное искусство – «элитарное». И потому оно находится как бы в стороне от «основной жизни»…
Но все равно, что в этом такого, если какая-нибудь дама месяц назад вышила пейзаж, а вот сегодня решила вышить икону?
Меня больше возмущает не то, что какая-то тетя вышивает крестиком, а то, что, например, у Европы новое лицо – бородатая женщина. И что, я буду выступать против бородатой женщины? Отвернусь просто.
Лично свою задачу я вижу в том, чтобы создавать что-то качественное, настоящее, а не в том, чтобы бороться против чего-то. Как при воспитании детей – мы не можем отвадить их от каких-то дурных привычек или привить им хороший вкус, запрещая пробовать всякую гадость. Мы должны давать им что-то хорошее, после чего они не захотят употреблять низкопробную массовую продукцию.
Видео:Как освятить дома ладанки,крестики,иконкиСкачать
Освящение икон
Освящение икон — это особый обряд благословения символических изображений сложившийся в исторических христианских церквях. Он проводится в церквях и служит для наделения образа благодатью Святого Духа.
Для чего освящают иконы
Конечно нет ничего страшного в том, чтобы молиться перед образом неосвящённым.
По словам святого Иаонна Кронштадскому образы Креста Господня, Спасителя, Божьей Матери, ангелов и святых святы уже сами по себе в виду интенции человеческой при их изготовлении и пользовании.
С другой стороны освящением иконы Церковью признаётся каноничность изображённого образа, осуществляется ритуальное очищение дела рук человеческих и посвящение его Господу.
Не стоит забывать также о том, что освящённая вода, которой окропляют икону при освящении — есть один из даров Божьих, которым мы с благодарностью Господу можем пользоваться, а потому пренебрегать им весьма не полезно. По этой причине, кстати, освящаются не только иконы, но также жильё, еда и другие вещи: тем самым к благодати приобщаются все аспекты жизни человека.
В каких случаях нужно освящать иконы
Освящать следует все иконы, которые приобретались вне церковных либо монастырских магазинов. Найденные, доставшиеся по наследству, подаренные — все они требует освящения, так как далеко не всегда ясно: были они освящены ранее или нет.
https://www.youtube.com/watch?v=vXAF3oSCRdY
Обязательно освящают иконы, подвергшиеся реставрации или обработке, а также претерпевшие поругание, даже если они уже были освящены. И конечно подвергаются обряду иконы собственноручно написанные вами либо вашими знакомыми.
Порядок освящения икон
В ряде источников вы можете прочитать о том, что для освящения иконы вовсе не обязательно нести её в храм.
Достаточным будет трижды повторить над образом молитву «Благодатию Пресвятаго Духа и окроплением воды сея священныя освящается и благословляется образ сей: во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь» и обряд можно считать совершённым.
Иногда подобное советует даже священники, хотя большинство из них всё же относятся к данной практике неодобрительно и освящёнными подобные иконы не считают.
В современной практике Русской православной церкви освящёнными признаются лишь иконы над которыми провели особое чинопоследование с чтением определённых молитв и троекратным окроплением святой водой. Чинопоследований таких на сегодняшний день существует пять:
для освящения различных икон предложенных вместе;
для освящения икон Иисуса Христа и господских праздников;
для освящения икон Богородицы и богородичных праздников;
для освящения икон Святой Троицы и праздников с ней связанных: Богоявления (Крещения) Господня, Сошествия Святого Духа, Преображения Господня;
для освящения икон святого, нескольких святых или их соборов.
Процедура освящения икон может проходить в любое время суток, но чаще совершается во время водосвятного молебна или сразу после него, т.е. до полудня.
Что касается выбора дня недели, то в крупные храмы иконы можно приносить каждый день: они работают ежедневно.
Храмы же небольшие, как правило, открывают свои двери только в выходные и праздничные дни: стоит ориентироваться на этот режим их работы.
Если же так случилось, что вы принесли в храм икону уже после завершения водосвятного молебна, то стоит уточнить у старосты или продавца церковной лавки, как поступить в данной ситуации. Они либо передадут принесённые иконы священнику для освящения, либо предложат заказать водосвятный молебен.
Длится чин освящения недолго: всего 10-15 минут. Но важность его чрезвычайно велика, ведь только после его совершения икона признаётся канонами церкви.
История освящения икон
Освящать символические предметы люди стали очень давно, ещё из Ветхого Завета известно об освящения скинии завета и храма Соломона. Иконы же стали освящать много позже: считалось, что соответствия иконописному канону и надписания на иконе имени изображённого, достаточно, чтобы признать образ святым.
Не известно когда и где зародилась традиция освящения икон, но скорее всего произошло это в начале XVII века где-то на Западе и связано было с проникновением в иконопись заимствований из светских изобразительных произведений. Появившийся чин освящения икон служил свидетельством Церкви о подлинности иконы, что изображен именно тот, кто надписан.
После произошедшего в 1650-х — 1660-х раскола иконы стали освящать и на Руси. Впервые чин зафиксирован в Требнике Петра Могилы от 1646 года. Он является переработанным переводом чина освящения икон из латинского, католического богослужебного сборника «Rituale Romanum» 1614 года.
С каждым днём на сайт molitvoslov.today заходит всё больше и больше людей. Он для этого и создавался: в конечном итоге стать самым популярным и полным в рунете собранием молитв, акафистов, канонов и изображений икон.
Но для развития ресурса нужны средства: ежегодное продление домена, оплата хостинга и услуг авторов статей. Обвешивать же сайт рекламой, как новогоднюю ёлку, совсем не хочется. Поэтому маленькая просьба ко всем кто долистал страницу до этого места и кому понравился molitvoslov.
today: буду благодарен любой финансовой помощи на его развитие. Мир Вам!
Видео:Освящение предметовСкачать
Покупка икон, освященных общим чином
Вопрос: Здравствуйте. Водном интернет магазине я купила икону. В описании я прочла, что она «освящена общим чином». Когда я попыталась найти в интернете информацию об этом чине, то ничего не обнаружила. Подскажите, что бы это могло значить?
Хороший вопрос. Мы регулярно разбираем и стараемся разъяснять нашим клиентам нюансы «православной» торговли. Существует общеупотребительный богослужебный требник. В нем есть следующие чинопоследования:
- Чин благословения и освящения иконы Пресвятые Живоначальные Троицы
- Чин благословения и освящения иконы Пресвятые богородицы
- Чин благословения и освящения иконы Святого
- Чин благословения и освящения иконы разноличных икон предложенных вкупе
Смеем предположить, что в данном случае имеется ввиду последний пункт: «освящение икон предложенных вкупе». Но, настаивать на такой трактовке не имеем права. Что имелось ввиду в описании конкретного магазина икон следует спросить у сотрудников именно этого магазина.
Вообще, мы рекомендуем своим покупателям, самостоятельно освящать иконы в своем храме. Даже если это будет проведено повторно ни вам, ни иконе это никак не навредит, а ваша душа будет спокойна. Ведь проверить факт освящения икон вы никак не сможете. А продавец за прилавком не всегда обладает достоверной информацией.
https://www.youtube.com/watch?v=cFfmdLzIXNY
Одно дело, когда вы покупаете иконы на территории церкви или в монастырской лавке. Тогда есть неплохие шансы, что иконы освящены должным образом. В противном случае кто, где и когда освящал купленные вами иконы весьма туманный вопрос.
Как правильно освящать иконы
Если говорить о Московских православных храмах, то существует несколько распространенных способов.
- Священник вносит икону в Алтарь и кладет на престол. Надев епитрахиль и поручи, он берет требник и читает определенные молитвы, после чего кропит икону святой водой.
- Так же можно освятить иконы на водосвятном молебне. Но и здесь священнику (помимо молитвословий молебна) необходимо вычитать специальные молитвы на освящение икон.
Иногда предприниматели просят освятить всю партию товара. Сделать это можно и не в храме, а непосредственно на складе предприятия. Все остальные атрибуты (как-то: требник, чинопоследование, святая вода, поручи с епитрахилью) такие же, как и в предыдущих примерах.
Кстати говоря иконы можно, а иногда и нужно переосвящать. Вернее, это не совсем корректное слово. Правильнее было бы сказать освятить повторно или заново. Да, такие случаи происходят нечасто, но к сожалению, бывают. Обычно это форс-мажорные обстоятельства.
Например, случилось наводнение и домашний иконостас был подтоплен. А то еще и разные нечистоты влились в жилище. Или воры влезли в дом и разбросали в нем все, включая и иконы. Не приведи Бог, конечно, но в этом случае иконы так же лучше освятить снова. Есть и более щадящие варианты.
Например, икона побывала в реставрации.
Из истории вопроса: богословы долго не могли прийти к единому мнению, нужно или нет освящать иконы. Одни говорили, что икона уже освящена тем образом, который запечатлен на нем.
Другие утверждали, что без освящения, такая икона не боле чем доска и краски. Полемика была жаркой и длилась долго (десятилетия).
Но все же, после долгих дискуссий и рассмотрений решили, что иконы освящать все-таки необходимо.
Так какие иконы лучше покупать: освященные или неосвященные?
На наш взгляд не имеет особого значения. Тем более мы уже писали выше, что лучше самим сходить и обязательно освятить приобретенные образа. Лучше уж обратить более пристальное внимание на качество иконы, а также на то где она была изготовлена и кем реализуется.
Далеко не всем известно, но существуют производства, которые вообще расположены в мусульманских странах. В Турции, например. Кстати там же (например, в сувенирных лавках) эти иконы можно приобрести. Ну и о каком освящении может идти речь? Мулла освятил?.. Кстати и деньги, вырученные с продажи икон, пойдут явно не на нужды православной церкви. Хорошо еще если не на финансирование ИГИЛ…
Кивая на других надобно и о себе несколько слов сказать. Продукция нашего магазина изготовлена в Греции. Мы являемся официальными представителями греческой компании Silver Axion. Продаваемые нами иконы не освящены. Как и писалось выше, мы считаем, что лучше это делать самим в своем храме. Купили, принесли в храм, освятили.
Комания Silver Axion специализируется на изготовлении:
- Серебряных икон
- Посеребрённых икон
- Классических Византийских икон
- Икон, изготовленных в русском стиле
Поскольку каталог нашего магазина велик и постоянно обновляется, мы заранее приносим извинения за возможные неточности в описаниях. Например, вместо иконы, которая имеет посеребрение может быть написано «Серебряная икона». Разумеется, перед покупкой покупатель в обязательном порядке будет поставлен об этом в известность.
Если вы обнаружили неточность в описании, сообщите нам об этом, мы постараемся исправить.
Видео:Надо ли освящать иконы, купленные в лавке? о. Антоний РусакевичСкачать
Об иконах
— Слово «икона» – греческое, означает образ, изображение. Икона- это священное
изображение Господа, Матери Божией, ангелов, святых. Иконы пишутся строго в соответствии с иконописным каноном. Первые иконы Богородицы с младенцем Иисусом Христом на руках написал ещё в I веке евангелист Лука.
По преданию, увидев Свой первый написанный Образ, Богоматерь произнесла: «Благодать Рождшагося от Меня и Моя с этой иконой да будет».
Икона – это образ, возводящий ум к первообразу, помогающий духовно соединиться с теми, кому молятся.
Кто и когда написал самую первую икону?
— Первые иконы были нерукотворными. Сам Иисус Христос дал людям Свой видимый Образ. Подробное изложение происхождения Нерукотворного Образа находится в Четьи Минее.
Вкратце оно сводится к следующему: Едесский царь Авгарь, больной проказой, послал к Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему.
Ханнан застал Христа окруженным густой толпой, он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ.
Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу Сам, говоря, что Ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнению Своего дела Он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников.
Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но его лицо оставалось еще поврежденным. После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей, один из 70-ти, закончил исцеление Ав-гаря и обратил его в христианство. Авгарь прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.
Про некоторые иконы говорят, что они чудотворные, а остальные какие?
— История Церкви знает множество явленных образов (то есть чудесно обретённых по Промыслу Божию), и их явление ознаменовано чудесами.
Но грань между чудотворной и не чудотворной иконой не безусловная и не принципиальная, а лишь фактическая. Каждая икона благодатна, через освящение в ней заложена возможность стать чудотворной.
Можно даже сказать, что всякая икона, перед которой горячо и искренне молятся, становится для молящихся чудотворной.
Для чего бывают чудеса от икон?
— Это знаки Божий для укрепления веры.
Зачем иконы освящают?
— В момент освящения иконе сообщается благодать Святого Духа, которая и делает икону святыней. Через освящение устанавливается особое благодатное присутствие изображённого на иконе.
Сколько раз надо освящать иконы?
— Иконы освящаются священником один раз после их изготовления или приобретения вне церкви. После реставрации икону надо окропить святой водой. Это может сделать любой верующий человек (женщина при этом должна быть в чистоте).
Не противоречит ли поклонение иконам заповеди «Не сотвори себе кумира»?
— Не противоречит. Своим вочеловечением Господь открыл путь к обожению материи. Иконы Христа, как и святых Божиих, являются отображением физического вида их обоженой плоти. Взгляд на святые иконы помогает ощутить присутствие того, к кому обращаются в молитве.
https://www.youtube.com/watch?v=3YQttWTyyLA
Поклоняясь иконе, христиане мысленно возносят своё поклонение не дереву и краскам, а изображённым на иконах Христу Спасителю, Матери Божией и святым Божи-им угодникам. Христиане почитают икону как святыню, как окно в Царство Небесное.
Какие иконы кладут в центре храма на аналое?
— В центре храма на аналое полагается икона праздника (если в этот день есть какой-либо церковный праздник) или икона с изображением святого, память которого
празднуется в этот день. В остальные дни на аналое лежит храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящён главный престол храма.
Как правильно прикладываться к иконам?
— К иконам следует подходить не спеша, не теснясь, мысленно произнося молитву. Следует дважды перекреститься с поясным поклоном, затем приложиться к иконе в знак любви и почитания изображённого на ней.
После этого в третий раз перекреститься, поклониться и отойти. У изображённого на иконе Спасителя следует целовать ноги, благословляющую десницу (правую руку), край одежды.
У Божией Матери и святых – руку или край одежды, а нерукотворный образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя – во власины.
Какие слова, молитвы следует говорить, подходя и прикладываясь к иконам?
— Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Или кратко: «Господи, помилуй». Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить краткую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Перед иконой святого: «Святый угодниче Божий (имярек), моли Бога о мне (о нас)».
Сколько раз надо прикладываться к иконе, на которой изображено несколько святых?
— К такой иконе достаточно приложиться один раз.
Какие иконы приобрести для дома? Любую ли икону можно вешать в доме?
— Обязательно надо иметь дома иконы Спасителя и Божией Матери. Кроме того, существует много икон угодников Божиих. Хорошо иметь дома икону небесного покровителя, то есть святого, имя которого человек носит. Приобретать иконы лучше в православном храме или в специальных церковных магазинах, где они уже освящены.
Как устроить домашний иконостас?
— Иконы желательно помещать на восточной стороне комнаты, можно также устроить святой уголок.
Выбирая место для домашнего иконостаса, необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном, не допускать смешивания икон с предметами декоративного убранства светского характера, книгами недуховного содержания. Перед иконами должно быть достаточно свободного пространства для молящихся.
Над иконами желательно прикрепить восьмиконечный крест. Между иконами не должно быть никаких картин. Центральными должны быть иконы Спасителя и Божией Матери. Возле них можно повесить или поставить лампаду. Небольшие иконостасы (молитвенные уголки) желательно устроить во всех комнатах.
Как правильно повесить дома иконы, в каком порядке?
— В храме есть строгие уставные требования, а для домашнего иконостаса существуют лишь некоторые правила.
Надо помнить о принципе иерархии, например, не следует размещать икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов.
Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева (как в классическом иконостасе). Если иконы развешаны бессистемно, несимметрично, то это может отвлекать от молитвы. Не стоит допускать многообразия стилей.
Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?
— Такую икону ни в коем случае нельзя просто выбросить. Раньше такие иконы
пускали по течению реки. Лучше всего отнести такую икону в храм и отдать для сжигания в церковной печи.
Если такой возможности нет, то икону следует сжечь самим, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено, например, на кладбище или в лесу под деревом.
Надо помнить, что порча иконы – грех, поэтому выцветшие бумажные иконы нельзя сминать, разрывать, разрезать. Даже к испорченной иконе следует относиться с благоговением.
Что означают надписи на иконах, например, буквы на главе Спасителя?
— На иконах имеются обязательные надписи. В древности икона считалась закон
https://www.youtube.com/watch?v=ADJRF_MGmd4
ченной лишь тогда, когда была поименована: в духовном смысле это означает соединение имени и образа. Надписи на иконах – знаки святости, славы и Божественной тайны.
Иконы Господа нашего Иисуса Христа всегда имеют венчик или нимб – символ Фаворского света, святости. На нимбе начертаны три буквы на греческом языке, которые означают – Сущий. Это – Имя Божие.
Промыслительно Имя Бога, как указание на Святую Троицу, начертывается тремя буквами.
Обязательно ли целовать икону? Можно ли просто прикоснуться лбом из-за боязни инфекции?
— Лобызание святых икон и поклонение им свидетельствует о любви к изображённым на них – к Богу, Божией Матери и святым. Через почитание святых икон привлекается к человеку благословение Божие и любовь святых угодников Божиих. Через святыню никто никогда не заражается, наоборот, известны многочисленные случаи исцелений от различных недугов.
Можно ли молиться на оклад без иконы?
— Нельзя, так как поклоняются не металлу, не дереву, а через образ на иконе поклоняются Первообразу.
В какие дни можно зажигать дома лампадку перед иконами?
— Лампадку можно зажигать по праздникам и во время домашней молитвы. Можно её вообще не гасить.
В чём различие между православной иконой и картиной?
— Картина – это созданный творческой фантазией человека художественный об раз, поэтому она является своеобразной формой передачи мироощущения художника.
Икона – это откровение Божие, высказанное языком линий и красок. Икона – вне времени, вне вкусов, она является символом инобытия в нашем мире.
Как поступать со священными изображениями в светских журналах, газетах, на марках, упаковках для продуктов?
— Священные изображения следует вырезают и откладывают, оберегая от попирания. Их нельзя выбрасывать в мусор, можно отнести в храм на сжигание в церковной печи.
Видео:Батюшка рассказал о 7 запретах, связанных с нательным крестиком. Их нужно знать каждомуСкачать
Значение православных икон. Зачем освящать иконы. Как молиться перед иконой
В православном храме очень много икон. Они расположены почти по всем стенам и часто «живут» в киотах – специальных рамах под стеклом.
Посередине храма на аналое всегда лежит праздничная икона или образ святого.
Это икона события, которое празднуется в этот день (например, Успения Пресвятой Богородицы) или святого, чью память Церковь чтит сегодня. Праздничные иконы меняются в зависимости от дня календаря.
Зачем в храме иконы. Значение православных икон
Все, на что мы смотрим и что слышим, влияет на наши мысли и настроение – так устроен человек.
Поэтому нам гораздо легче сосредоточиться на молитве, когда мы видим перед собой изображение тех, кому мы молимся, чем когда перед нашими глазами – голая стена или что-либо, не относящееся к молитве.
Иконы напоминают нам о Боге, о Его делах милости, о Небесном мире. Они передают в красках то, что Священное Писание описывает словами.
Первые иконы
Слово «икона» – греческое и по-русски означает «образ», «изображение». Священное предание гласит, что Cам Иисус Христос дал людям Свой видимый образ.
Это было так:
Правитель сирийского города Эдессы князь Авгарь страдал от страшной болезни – проказы. Излечить его никому не удавалось. Но однажды ему открылось, что он сможет выздороветь, если увидит лик Иисуса Христа. Он тут же послал своего придворного живописца найти Христа и написать Его образ.
Художник отыскал Иисуса, но сделать «портрет» не смог – перенести на полотно черты лица Иисуса оказалось не под силу «по причине сияющего блеска лица Его». На помощь мастеру пришел Сам Господь. Он взял у художника полотно и приложил к Своему Божественному Лицу. На ткани чудесным образом отпечатался Его Божественный лик.
https://www.youtube.com/watch?v=Efdgk8HfGQo
Когда Авгарь увидел этот образ – первую, Самим Господом сотворенную икону, и с верой приложился к нему, то по милости Божией получил исцеление.
За этим чудотворным образом закрепилось название «Спас Нерукотворный». И сейчас это одна из самых почитаемых икон в Православной Церкви.
Первые иконы Богородицы с младенцем Иисусом на руках написал еще в I веке евангелист Лука. По преданию, Богоматерь, увидев первый, написанный им Свой Образ, благословила это изображение: «Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».
Кто и как изображается на иконах
Кроме икон Спасителя и Богородицы существуют иконы ангелов, святых и Праздников (на иконах Праздников изображаются все основные события из Священной истории).
Всевышний изображается на иконах в тех образах, в которых Он являлся людям. Так, например, Пресвятая Троица – в виде трех странников-ангелов, сидящих за столом.
В таком виде Господь явился праведному Аврааму.
На других иконах каждое из Лиц Пресвятой Троицы имеет свое символическое очертание:
Бог Отец – в виде старца, потому что Он так явился пророкам Исаии и Даниилу.
Иисус Христос – в человеческом образе, каким Он был, когда сошел на землю и сделался человеком: младенцем на руках у Девы Марии, или учащим народ и совершающим чудеса, преображающимся, страдающим на кресте, лежащим во гробе, воскресшим или вознесшимся.
Бог Дух Святой изображается в виде голубя (так Он явил Себя во время крещения Спасителя в Иордане) или в виде огненных языков (так Он сошел видимым образом на святых апостолов в пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа).
Иконы отличаются от обычных картин или фотографий, потому что изображения на них соответствуют иконописной традиции, выработанной веками. Икона – это как бы окно в священный мир.
Поэтому цель иконного изображения не показать портрет святого, а показать нам мир духовный, перенести наши мысли в иной мир для беседы с тем, кого она изображает.
Икона изображает лик прославленного святого, не каким он был на земле (хотя портретное сходство присутствует), но в его небесном сиянии. Поэтому лица святых на иконе – это не обычные лица людей, а лики.
На православной иконе обязательно должны присутствовать нимб и надпись с именем святого.
Нимб
Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих на иконах изображается золотое сияние в форме круга, которое называется нимб.
Нимб – это изображение сияния света и Славы Божией, которая преображает и человека, соединившегося с Богом.
Сияние света Божия, обычно невидимое для человеческого глаза, иногда по воле Божией делается видимым. Так, например, пророк Моисей должен был закрывать свое лицо покрывалом, чтобы не ослеплять людей светом, исходящим от него.
Ученик преподобного Серафима Саровского Мотовилов писал, что ему невозможно тогда было смотреть на лицо преподобного, когда тот рассказывал ему о стяжании Духа Святого – оно «просияло как солнце».
Таким сиянием Господь прославляет Своих святых угодников еще здесь на земле.
На иконах в нимбе Спасителя обычно пишутся буквы ОЗОН, что по-гречески означает Сущий – только Бог существует всегда. Над головой Божией Матери ставятся буквы MP 0Y. Это первые и последние буквы греческих слов, которые означают: Матерь Бога.
Иконописцы
В Средние века считалось, что единственный на земле Творец и Создатель всего – Бог. Поэтому ни живописец, ни зодчий не афишировали свое авторство. И все-таки имена некоторых иконописцев до нас дошли.
Среди них самые известные это Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, Симон Ушаков и Даниил Черный. Иконы, написанные этими мастерами, признаны шедеврами мирового искусства.
И, к сожалению, немало святых образов, вышедших из-под их руки, украшают коллекции музеев вместо того, чтобы быть святынями в православных храмах.
Авторы же большинства древних русских икон неизвестны. Удачно написанные образы считались написанными не иконописцем, а Богом (от Его лица – ангелом), поэтому казалось неуместным называть имя человека, чьими руками Бог «воспользовался».
Зачем освящать иконы
Вновь написанная икона непременно должна быть освящена в храме. Особое значение и силу, которых не имеет простое изображение, придает иконе чин Освящения – чтение особых молитв и окропление святой водой. В молитве на освящение иконы испрашивается у Бога дарование ей благодатной силы Духа Святого «бесов отгоняти и вся недуги исцеляти».
В момент освящения иконе сообщается благодать Святого Духа, которая и делает икону Святыней. Так что икона вполне становится иконой лишь после освящения. «Почтительное поклонение» (прикладывание, поклонение, возжигание свечей, каждение) иконе до освящения невозможно.
https://www.youtube.com/watch?v=tYjUWLQZvSI
Через освящение устанавливается особое благодатное присутствие изображенного в своей иконе – так, к примеру, освященная икона Пресвятой Богородицы становится местом явления Божией Матери, местом нашей с Ней молитвенной встречи.
Написание иконы – это акт богопочитания. Специально выбирается и освящается доска, освящаются краски, человек, собирающийся писать икону, готовится к этому постом, исповедью, причащением.
Во время работы он ведет особо воздержанный образ жизни, по окончании икону освящают святой водой и помазывают миром (эта последняя часть освящения сейчас, к сожалению, часто опускается).
Так, силою Святого Духа икона становится чем-то большим, нежели картина.
Она насыщена присутствием, напоена благодатью Духа и связана с тем святым, которого изображает. Икона – не подобие, а символ. Силой и премудростью Божией некоторые иконы выделены как чудотворные. Стоя перед ними, чувствуешь, как они сами обращаются к тебе.
Митрополит Антоний Сурожский
Как молиться перед иконой и прикладываться к ней
Молясь перед иконой, мы должны понимать, что сама икона не Бог, а только образ Бога или святого. Поэтому мы молимся не иконе, не дереву и краскам, а тому, кто на ней изображен.
По словам святых отцов и учителей Церкви, «честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз». Это означает, что поклоняясь образу Бога, мы поклоняемся Ему Самому.
А иконы почитаются как святыни, как окно в Царство Небесное.
Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного(ую).
Перед иконой Пресвятой Богородицы – краткую молитву:
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Перед иконой святого:
Святый угодниче Божий (его имя), моли Бога обо мне, грешном (или назови имя того, за кого просишь).
К иконам следует подходить не спеша, не теснясь. Произнеси мысленно молитву, дважды перекрестись, поклонись в пояс и приложись к иконе в знак любви и почтения к изображенному на ней. Приложиться к иконе – значит ее поцеловать. Целуя ее (прикладываясь к ней), мы прикасаемся мысленно к лицу, изображенному на ней.
После чего в третий раз осени себя крестным знамением и поклонись. В таком же порядке христиане подходят к любым святыням: иконам, Святому Евангелию.
Спасителя, Божию Матерь, святых – в лик не целуют. Целуют либо руку, либо Евангелие, которое держит Христос. Прикладываясь к иконе Спасителя, обычно целуют Его ноги; Божией Матери и святых – руку; к иконе Нерукотворного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя – волосы.
На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но если в храме много молящихся, целовать икону полагается один раз, чтобы не задерживать других.
Чудотворные иконы
Все освященные иконы, которые находятся в храмах и домах, – это святыни. Но только некоторые избираются промыслом Божиим для особых знамений.
С некоторыми иконами происходит чудо мироточения (течет благовонное миро) и обновления (когда старая икона вдруг начинает сиять, будто написана только что). Бывает, иконы плачут слезами и кровью.
Некоторые иконы написаны святыми, другие найдены по указанию Божией Матери в видениях или снах. Через одни иконы приходило на Русь чудесное спасение от врагов. По молитвам перед другими происходили удивительные исцеления.
Больше всего прославились чудесами иконы Пресвятой Богородицы. Русская Православная Церковь насчитывает до 260 чудотворных икон Богоматери.
Иконы Божией Матери носят название или по местности их явлений, или по замечательным событиям, с ними связанным. Так, одна икона Ее явилась в Тихвине, и именуется Тихвинской. Другая икона Ее – в Казани, и именуется Казанской.
Еще одна икона «пришла» к нам из Иверского монастыря на Афоне, и поэтому именуется Иверской.
Но мы, читая разные молитвы перед различными иконами Царицы Небесной, исповедуем всегда одну Пресвятую Богородицу, и имя Ее для нас едино – Пресвятая Дева Мария.
🎬 Видео
МОЛИТВА НА ОСВЯЩЕНИЕ ВСЯКОЙ ВЕЩИ. Кто может её читать и что освящать ? Игумен Лука (Степанов)Скачать
Как освятить квартиру? Протоиерей Андрей Ткачёв.Скачать
Как освятить нательный крест или иконы? ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ОТ "БЛАГОВЕСТ"Скачать
Молитва перед иконой Богородицы "Владимирская"Скачать
Где должны располагаться иконы в доме?Скачать
Как освятить крестик : в церкви и домаСкачать
Освящение воды мощами РПЦ прияного аппетита..)Скачать
Как освятить нательный образок о. Андрей ТкачевСкачать
Как освятить крестик и для чего это делаютСкачать
Нужно ли освящать найденную икону? (прот. Владимир Головин)Скачать
Что дает ношение нательного креста?Скачать
Можно ли самостоятельно вышивать иконы? (прот. Владимир Головин, г. Болгар)Скачать
Как читать иконы? За 14 минут. КроссКульт.Скачать
Вешать Иконы в Машине? Ошибка, о которой многие Водители не ДогадываютсяСкачать
Каким должен быть домашний иконостас?Скачать