Какие есть старинные иконы складни

Видео:Старинные иконы немного поговорим о нихСкачать

Старинные иконы немного поговорим о них

Продать Старинные иконы: цена, продажи-покупки. Каталог цен

Встречаются случаи, когда принимается решение продать хранящуюся в доме старинную икону. Однако, прежде чем совершить непосредственно сделку купли-продажи, нужно предварительно произвести оценку иконы.

Самостоятельно столь сложное действие выполнить невозможно, необходима помощь квалифицированных специалистов. Сотрудники нашей компании выполняют экспертную оценку икон даже в режиме онлайн. При этом обратите внимание, что оценка изделия выполняется совершенно бесплатно для Вас.

Все, что требуется для проведения профессиональной экспертной оценки Вашей иконы, это отправить ее качественное фото на нашу электронную почту или Вотсап.

Не забывайте, в случае наличия на иконе штампов, клейма или подписи мастера, следует сделать еще одно, увеличенное фото и отправить его вместе с основным.

Фотографируя икону, обратите внимание на отсутствие бликов и посторонних предметов на изображении.

На многоэтапную экспертизу при необходимости привлекают антикварщиков, сотрудников музея и прочих специалистов.

Проведение экспертизы по оценке икон

В первую очередь оценщиком определяется происхождение иконы, ее примерный возраст, название иконописной мастерской или мастера – иконописца.

Следующим этапом считается оценка количества повреждений на иконе – сколов и царапин и уровня этих повреждений, если они имеются.

На последнем этапе определяется непосредственно, рыночная стоимость оцениваемой иконы.

Сложность процесса иконы объясняется многочисленными факторами, от которых и зависит ее стоимость. К ним относятся:

  • Сюжетная линия
  • Период написания
  • Мастер или иконописная школа
  • Сохранность изображения или качество работ реставратора
  • Качество письма
  • Наличие оклада
  • Размер
  • Легенда изделия

Учитывая совокупность всех оценочных факторов, наши мастера выполнят качественную оценку Вашей иконы в онлайн режиме совершенно бесплатно для Вас.

Виды старинных икон. Деревянные иконы

Написание икон на дереве на Руси считалось ремеслом. Каждые его этап выполнялся отдельным мастером. Однако, сама суть иконописи не ограничивается понятием «ремесло», включая в себя «богословие в краске» и «мировоззрение в краске».

Святая Анастасия

На Руси икона считалась мистическим предметом, частичкой духовной сущности в материальном мире. Изображение является символом посредничества между духовным и земным миром.

Интересно, что далеко не каждый, даже высокопрофессиональный художник может писать иконы. Для иконописца важны такие качества как вера, религиозность, благословление на деятельность и обязательное выполнение следующих религиозных таинств:

  • Поста
  • Молитв
  • Исповеди
  • Причащениями к Святым Таинствам

Создание икон на дереве состоит из нескольких этапов:

  1. Выбор доски
  2. Грунтовка доски
  3. Рисунок
  4. Золочение
  5. Эмульсия
  6. Краски
  7. Живопись
  8. Олифа

Под основание иконы мастера использовали такие породы дерева, как липа или сосна, ель, в южных регионах – кипарис. Специальные шпонки защищали икону от коробления. Если доска не была цельной, отдельные элементы склеивались качественным натуральным клеем.

На лицевой стороне иконы выдалбливалось углубление, именуемое «ковчегом» . Его первостепенным назначением является символизированное духовное измерение и символ ковчега спасения. Практически «ковчег» уберегал изображение от повреждения.

На следующем этапе доска покрывалась грунтовкой. Поверхность доски пропитывалась клеем, на него наносился отрез хлопчатой или льняной ткани – павалока. Предварительно она также вымачивается в клее. После этого доска тщательно просушивается.

Затем на нее наносится левкас, основой которого служит известняковый мел, предварительно просеянный до полной чистоты. Состав левкаса – клей, вода, мел. Вываренный и выстоянный на протяжении суток левкас наносится на доску равномерными тонкими слоями общим количеством – 15.

последний слой левкаса выравнивается шкуркой.

https://www.youtube.com/watch?v=HYUDhZ7KdG4

Казанская Божья Матерь

После этого на доску по высохшему левкасу наносится рисунок. Его выполняют кистью или углем. Часто для нанесения рисунка использовалась прорись – рисунок, выполненный через кальку точечным прокалыванием контуров и последующим припорохом.

Дальше мастера золотили рисунок хрупкими листами сусального золота, цветовые оттенки которого отличаются в зависимости от количества примесей других металлов и пробы самого золота.

Далее готовилась эмульсия на основании желтка. Краски, смешанные с желтком водой не смываются. Чтобы вода и масло не отделялись, использовался разбавитель. В качестве него выступали:

  • Хлебный квас
  • Белое сухое вино
  • Разбавленный винный уксус

Самостоятельное изготовление красок мастерами из натуральных пигментов на основе минералов добавлением эмульсии обеспечивает долголетие иконе. После тщательного измельчения и перетирания красок мастера переходили к живописи.

Богословская живопись характеризуется многослойной, лессировочной техникой:

  • Роскрышь
  • Высветление
  • Охрение

Помимо этого, мастерами иконописи применялось множество других приемов, придававших ликам Святых отблески Божественного света.

В самом конце икона покрывалась олифой, защищающей изображение от влажности, пыли, укрепления цвета и лакокрасочного слоя.

Иконы с окладом

Специальное накладное украшение на иконе, прикрывающее практически всю иконную доску, называют окладом. На юге и западе России его еще называли шата или цата.

Оклад наносится поверх красочного слоя, исключая некоторые элементы – кисти рук, лики. Для этих элементов в окладе выполнялись прорези. Оклады занимают значительное место в российском декоративно-прикладном искусстве.

Иконы «Венчальная пара» в окладе

По материалу изготовления различают оклады из металла:

  • Серебро
  • Золото
  • Латунь
  • Медь
  • Белая жесть

Шитые оклады:

  • Обнизь из жемчуга
  • Шитье бисером

Оклады, украшенные:

  • Эмалью
  • Драгоценными камнями
  • Цветными стеклами

Обратная сторона оклада чаще всего оббивалась бархатом красного или малинового цвета. На Руси оклады представляли собой отдельное направление декоративно-прикладного искусства. Поэтому именно русские оклады отличались роскошью и размахом.

Иконы с серебряным окладом

На территории Руси иконы в серебряных окладах появились еще в XII веке. Тогда они стоили очень дорого. В 1730-м году были открыты уральские серебряные копи. Найденные серебряные залежи удешевили производство серебряных окладов.

Икона Святого Николая в серебряном окладе

Серебряный оклад служит не только для того, чтобы защитить икону от внешних воздействий, хоть это и немаловажный фактор появления кладов. Еще одним предназначением такого своеобразного покрова из драгоценного металла является выражение почтения и благодарности святым, изображенным на иконе.

Для этого серебряный оклад мог дополнительно покрываться драгоценными камнями, эмалью, золотом и филигранной чеканкой.

На сегодняшний день оклад атрибутируют (определяют его ценность как произведения искусств) по клейму.

Учитывая то, что практически все серебряные оклады изготавливались из 84-й пробы серебра, основными признаками определения его ценности считаются клеймо и менник.

На клейме обозначается город, где была произведена икона, а именник – специальный штамп, указывающий на мастера. Дополнительно указана и дата изготовления иконы.

Складни металлические

Складни, еще именуемые полиптихами известны со времен Древней Руси. Это своеобразные переносные многостворчатые алтари, имеющие способность складываться. В некоторых случаях они изготавливались как реликварии для хранения частичек святых мощей.

Металлические складни имеют не менее двух створок, они украшались разными элементами, расписывались эмалью. В зависимости от количества створок классифицируются следующим образом:

  • Две створки – диптих
  • Три створки – триптих
  • Четыре створки – квадриптих

Складни с более чем четырьмя створками встречаются очень редко и называются полиптихами. Наиболее популярными были у старообрядцев и казаков.

https://www.youtube.com/watch?v=cuyIzPXhS68

Квадриптих XIX век

Историю возникновения металлических складней ведут с X столетия. Они доставлялись в Русь из Византии вместе с иконами и панагиями. Створки их закрывались встык. Считается, что прообразом металлических складней были Царские врата, закрывающие ворота к церковному алтарю.

Изначально складни изготавливались в храмовых и монастырских мастерских. Изображенные на них сюжеты отличались разнообразием. На ранних изделиях присутствовали изображения змееподобных существ, присущих языческой культуре.

Средневековые складни были мелкоформатными и носились на груди. Чуть позже появились складни в виде ковчега, с вкладываемой в середину иконой. Чаще всего такой ковчег был трехстворчатым, где средняя часть закрывалась двумя боковыми одинаковых размеров.

Металлический триптих

В центре ковчега размещалось изображение Спасителя, на правой створке – Богоматери, на левой – Николая Угодника. Обратная сторона ковчега украшалась резными или литыми изображениями картин Голгофского креста.

XVI и XVII век ознаменовался производством больших складней – иконостасов, которые предназначались для походов.

Всего на Руси различали следующие виды ставней:

  • Нагрудные
  • Нательные
  • Поставные или киотные

Интересно, что в XVII веке у всех ратников на груди обязательно должны были быть тройные ставни.

Девятнадцатое столетие ознаменовалось заменой металлических складней святцами и иконостасами. На сегодняшний день складни встречаются гораздо реже иконок и крестов. Это напрямую связано со сложностью их производства. В свое время Петром Первым была произведена попытка прекратить производство складней, правда, безуспешная.

Между тем в XVIII веке мастера выговской литейной мастерской наладили массовое производство красивых и в то же время качественных складней из бронзы и меди. Лики святых на них тщательно прорабатывались. В это время складни усовершенствовались петлями со штырями. Производство складней функционировало до начала XX века.

Видео:А вы не зали? складни и иконы старообрядцев пользовались спросомСкачать

А вы не зали? складни и иконы старообрядцев пользовались спросом

Складень трехстворчатый. Икона триптих. Реставрация икон

Многие из старшего поколения вспоминают из детства уютный бабушкин дом, где, проснувшись, всегда можно было почувствовать запахи вкусных пирогов, услышать тиканье ходиков и увидеть строгое великолепие Красного угла. К иконам святых обращались с молитвами о помощи, в болезнях и скорбях.

Как правило, в каждом доме была икона Господа Спасителя, образ Богородицы, и любимый в народе лик Николая Чудотворца. Кроме обычных образов, у многих имелся складень трехстворчатый, где все эти иконки находились рядом. Также в Красном углу во многих домах стояли свечи или лампадка, медные распятия, бронзовые складни.

Все это привлекало и завораживало, побуждало обратиться к Господу нашему с молитвой.

Иконы

Самое зримое воплощение православной веры — образ, икона. В ее сопровождении человек проживает жизнь от самого рождения до последнего своего часа.

В храмах находится десятки разных икон, они повсюду: на стенах, в иконостасе, на аналое. Участвуют иконы и в крестных ходах, и в богослужении. Самыми почитаемыми среди верующих считаются образы, которые прославились своими чудесами.

Люди обращаются к ним с самыми потаенными, заветными желаниями. Называют их чудотворными.

В нашем мире стали возрождаться традиции православия. Во многих домах появляются Красные углы. Можно увидеть их и в больницах, офисах, военных частях. Миниатюрные иконы часто сопровождают водителей, путников в дороге. Удобен в таких случаях складень трехстворчатый.

Образами благословляют родители детей своих в путь, на службу, на бракосочетание. Надеются при этом на поддержку небесных покровителей. Какой бы деятельностью не занимался человек, где бы он ни был, спокойнее он себя чувствует, имея рядом иконку.

В любое время можно обратиться с молитвой, просить помощи у Господа, Богородицы, всех святых и ангелов.

https://www.youtube.com/watch?v=GGzljTE_tD0

Слово «икона» произошло от греческого «образ». Каждая имеет свое предназначение, написана в соответствии с церковными канонами.

Формы складней

Что такое складень? Представляет собой несколько маленьких икон, которые между собой соединены петлями. Складень может состоять из двух икон — это двухстворчатые диптихи, из трех икон — икона триптих, если икон гораздо больше, то такой складень уже именуется полиптихом.

Прежде всего, складни предназначаются тем, кто находится где-то вне дома, церкви — в путешествиях, на службе, в больнице, в командировке. Складень занимает мало места, поэтому его удобно всегда иметь при себе.

В любой момент можно соорудить небольшой иконный уголок, где будет возможность помолиться. Самыми распространенными и почитаемыми образами, которые включаются в триптих, являются образ Богоматери, Иисуса Христа, Николая Чудотворца, а также Пантелеймона-целителя.

Встречаются складни, где собраны образы Божьей Матери наиболее чудотворные и особо почитаемые.

На Руси самым распространенным и любимым считается триптих, средняя часть в котором закрывается створками. Напоминают они царские врата, которые по традиции были составляющей христианского иконостаса.

В середине триптиха был Спас на Престоле, справа — Богоматерь, слева — Николай Угодник. Такие миниатюрные складни носили с собой на подвязках или хранили в багаже.

Изготавливались старинные складни из меди, бронзы, дерева (карельской березы, липы, кипариса), покрывались эмалью, костью, украшались драгоценностями.

Старинные иконы-складни

С давних времен популярен среди христиан складень трехстворчатый, многообразие видов которого огромно: нательный, киотный, нагрудный.

Старинные складни называли путевыми иконами. В дальнюю дорогу православные обязательно их брали с собой. Многие иконы так и называли походными. У каждого воина, без исключения, на Руси с XVIII века на груди в виде складня хранились святые образы. Перед трудной битвой, сражением солдаты поклонялись им, просили защиты у Господа.

Самыми первыми старинными складнями считаются литые триптихи, которые еще в Х веке доставлены на Руст были из Византии. Уже в XIX веке литыми складнями заменялись целые иконостасы, большие святцы.

Процесс изготовления складней был весьма тонким, кропотливым, поэтому до наших дней дошло их малое количество, и они считаются очень редкими и ценными.

Бронзовая икона-складень

Настоящим произведением искусства можно назвать старинный бронзовый складень. Матрицу изготавливал отливщик, используя образец отливки. Петли различной конструкции соединяли складень трехстворчатый. Затем к работе приступал мастер-резчик. Кажущаяся простота работы здесь обманчива, ведь никто не смог воспроизвести работу мастеров XIX века до сих пор.

Каждая створка складня — это отдельная работа, икона, иногда даже маленький иконостас. Например, триптих Деисус — это три иконы, которые писаны в каноническом порядке. Складень двунадесятые праздники собрал в себя 12 икон, изображаются здесь главные церковные праздники христиан.

В XIX веке такой иконостас не только размещали в Красном углу, но и повсюду возили с собой. Особенно красивы старинные складни, которые украшались эмалями. Мастер на литой складень наносило множество цветов эмали.

Конечно же, цена на такой складень будет значительно выше, чем на бронзовый, одноцветный, без эмали.

Медные складни

Медная икона-складень — это целая страница в религиозной истории. Изготавливались такие иконы в меднолитейных мастерских. Самой ценной считают медную пластику Выга. Однако были мастера своего дела и в других литейных уголках на Руси.

Православные складни имели самые разные размеры. К примеру, «Праздники» — тяжелый, большой предмет, а нательники имели малые размеры.

Благодаря своей легкости и миниатюрности, они легко помещались в походный мешок, некоторые можно было даже повесить на шею рядом с крестиком, сверху у складня имелось ушко для веревочки.

https://www.youtube.com/watch?v=ss6GkYRFWx8

Современные коллекционеры, да и верующие ценят пластику старины. Она вызывает повышенный интерес. Некоторые стремятся создать дома целую экспозицию, где старинная икона-триптих занимает центральное место. Конечно же, все эти предметы религиозного культа очень ценятся за то, что иконы намолены столетиями и имеют особую силу.

Старинные медные складни теперь встретить можно не часто, и поэтому они очень быстро находят новых владельцев. Любители старины не перестают удивляться тонкой работе мастеров, их труд остается вечным.

Ценность икон

Все складни старинные имеют свою судьбу, путь. Иконы могут меняться внешне, просветляться, темнеть, изменять краски без какого-либо вмешательства людей. Образа путешествуют по миру, переходят из одних рук в другие, из одной семьи в другую, из поколения в поколение. Бывает так, что икона обретается чудодейственным способом, дарованным самим Господом.

Самыми ценными считаются иконы, переданные по наследству. В них сконцентрирована вся семейная мощь. Все молитвы, которые произносились с горячим сердцем, верой будут давать силу следующему поколению. Такие иконы называют намоленными.

Они дают силы в горестях, утешают, укрепляют духом и верой, вдохновляют на новые дела. Именно поэтому очень важно оставлять своим близким иконы в наследие. Хорошо, конечно же, если икона такая будет не кустарной работы, а мастерской, писаной на доске красками.

Останется она на долгие годы всему вашему роду.

Реставрация

Старинные деревянные иконы, хранимые долгое время со временем становятся тусклыми, внешний облик портится, и даже святой образ постепенно стирается. Время делает свое дело.

Краски тускнеют, начинают осыпаться, ведь иконы чаще всего претерпевают перепады температур, рядом с ними часто зажигают свечи. Бывает и так, что воск попадает на изображения.

Так или иначе, со временем иконам требуется реставрация.

Любой иконе можно предать первоначальный, красивый вид, такую возможность предоставляют опытные, профессиональные реставраторы.

Каждая реставрационная работа имеет несколько этапов. Для начала мастер должен вникнуть в композицию картины. Иногда надписи истираются, фрагменты изображений тускнеют и фактически пропадают. Если утерян лик, необходимо точно установить, какой святой изображен, подобрать каноны в соответствии со стилем. Таким образом возможно воспроизвести первозданный облик.

Далее мастер очень аккуратно удаляет осыпающееся покрытие. При этом детали изображения должны сохраняться. Перед этим этапом иконы фотографируются с самых разных ракурсов, чтобы точно запечатлеть первоначальный облик.

И наконец, мастер делает надежную основу. Она позволяет держаться новой краске очень долгое время. Эта кропотливая работа уже через некоторое время позволяет получить привлекательную, новую икону.

Качественная реставрация — что представляет собой?

На Руси издавна славились мастера темперной живописи. Теперь работа по реставрации икон заключается как раз в восстановлении темперы. Мастер должен обладать всеми тонкостями иконописи, иметь опыт в реставрации. Обязательно нужно помнить и то, что икона – это не просто картина, а духовное начало верующего, ценный образ.

Прежде чем начинать реставрацию, мастер должен понять технологию иконописи, которая применялась, процессы и последовательность действий. Для восстановления темперы применяются традиционные методы, отработанные веками, используются натуральные материалы. Однако некоторые изъяны позволяют исправить современные технологии, секретные приемы, которыми владеет каждый отдельный реставратор.

Что под слоем краски?

Если производится реставрация икон старинных, то под слоями верхних красок мастер может обнаружить множественные поправки, попытки реставраций других мастеров.

Часто реставрация требуется изображениям из-за того, что верхний слой олифы темнеет, требует обновления. Если за иконой не ухаживали должным образом, со временем лик можно и не различить.

Восстановления могли производиться неоднократно и не всегда качественно. Так что первоначальный образ может даже отличаться от последнего изображения.

Цена реставрации

Современная реставрация включает в себя: укрепление слоя краски и левкаса, расчистку поверхности, позолоту нимбов, укрепление трещин, тонировку и консервацию.

Перед тем как взять на реставрацию икону-антиквариат, мастер внимательно ее изучает и рассказывает клиенту обо всех недостатках, о том, как они будут устраняться. После этого обговаривается стоимость работы. Цены во всех мастерских разные.

Но, нужно помнить, что тонкий, кропотливый труд не может стоить дешево. Процесс восстановления долгий, непростой, требует дорогостоящих материалов, опыта и знаний реставратора.

🔍 Видео

Складень икона. Цена. АнтикварныйСкачать

Складень икона. Цена. Антикварный

Спасённые шедевры России. Иконы | History LabСкачать

Спасённые шедевры России. Иконы | History Lab

Старинные литые Иконы 18-19 века.Скачать

Старинные литые Иконы 18-19 века.

Старинные иконыСкачать

Старинные иконы

Самые известные иконы. Значения иконСкачать

Самые известные иконы. Значения икон

Антикварные ИКОНЫ Коллекция Русские 19 векаСкачать

Антикварные ИКОНЫ Коллекция Русские 19 века

Старинные иконы. Конец 19 века. ЖивописьСкачать

Старинные иконы. Конец 19 века. Живопись

В уфимском музее реставрируют старинные иконы. Многим из них больше 3 вековСкачать

В уфимском музее реставрируют старинные иконы. Многим из них больше 3 веков

ИЗ НЕВЫ ДОСТАЛИ СТАРИННЫЕ ИКОНЫСкачать

ИЗ НЕВЫ ДОСТАЛИ СТАРИННЫЕ ИКОНЫ

Редкие старинные иконы Божией Матери - часть 1Скачать

Редкие старинные иконы Божией Матери - часть 1

Старинное медное литье: меднолитые иконы, кресты и складниСкачать

Старинное медное литье: меднолитые иконы, кресты и складни

Антикварные иконы. Часть2 Иконы в окладах. Редкие иконы.Скачать

Антикварные иконы. Часть2 Иконы в окладах. Редкие иконы.

Старинные иконы в наличииСкачать

Старинные иконы в наличии

РЕСТАВРАЦИЯ СКЛАДНЯ!!!ОБЗОР КОЛЛЕКЦИИ МЕТАЛЛОПЛАСТИКИ ИКОНЫ!!КРЕСТЫ!!!СКЛАДНИ!!Скачать

РЕСТАВРАЦИЯ СКЛАДНЯ!!!ОБЗОР КОЛЛЕКЦИИ МЕТАЛЛОПЛАСТИКИ ИКОНЫ!!КРЕСТЫ!!!СКЛАДНИ!!

Иконы. Как оценить? Как выгодно продать?Скачать

Иконы. Как оценить? Как выгодно продать?

#185 Нашли кучу старых икон, складней и крестов! В поиске старины.Скачать

#185 Нашли кучу старых икон, складней и крестов! В поиске старины.

РУССКИЕ ИКОНЫ В США ЧАСТНАЯ КОЛЛЕКЦИЯСкачать

РУССКИЕ ИКОНЫ В США ЧАСТНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ

Старообрядческий меднолитой четырёхстворчетый складень 2 пол. XIX в.Скачать

Старообрядческий меднолитой четырёхстворчетый складень 2 пол. XIX в.
Поделиться или сохранить к себе: