- Киевско-Братская икона Божией Матери
- История иконы
- Где находится икона Божией Матери
- Описание иконы
- В чем помогает икона
- Дни празднования
- Молитвы перед иконой Богоматери
- Киево-Братская икона Божией Матери (Архимандрит Ахила (Шахтарин))
- Упоминание иконы в художественной литературе
- Судьба иконы в XX веке
- 🎦 Видео
Видео:Икона Божией Матери Киево БратскаяСкачать
Киевско-Братская икона Божией Матери
Иконы Божией Матери украшают многие православные храмы. Они обладают необычайной силой, способной защитить вас и вашу семью от болезней и трудностей, поэтому являются сильным оберегом и помощником в тяжелых ситуациях.
Почти в каждом доме или квартире верующего можно увидеть икону Божией Матери. Такое внимание основано на невероятной силе иконы. Некоторые люди утверждают, что познали на собственном опыте могущество этого божественного изображения.
Не является исключением и православная церковь, которая всегда располагает иконы Божией Матери на самом видном месте, ведь прихожане в первую очередь обращают внимание именно на образ Божией Матери и не проходят мимо этой иконы, не помолившись за себя и свою семью.
Иконы Божией Матери расположены почти во всех церквях и храмах России. Однако и соседние страны уделяют должное внимание божественному образу Богородицы.
История иконы
В 1131 году киевскому князю Мстиславу в дар была передана икона Богородицы, написанная на фрагменте стола, за которым обедал Иисус Христос. Икону расположили в Девичьем Монастыре Вышгорода, расположенного в Киевской области. Спустя много лет в этом же городе икона необъяснимым образом появилась в храме Бориса и Глеба. Это чудесное событие случилось в 1654 году.
Во время Русско-Польской войны Борисоглебская церковь была разрушена. К счастью, икона Божией Матери была спасена местными жителями, которые заранее вынесли ее и пустили по Днепру.
Со временем образ Божий прибило к берегу Подола, расположенного в Киеве. Для верующих жителей появление такой иконы было радостью и большой честью, и они разместили ее в Киево-Братском монастыре.
Образ Матери Божией украшал стены монастыря много лет. После его разрушения в 1935 году икона исчезла.
Существует история о том, что во времена Русско-Польской войны с целью оскорбить местных жителей один из воинов ударил мечом по иконе.
В этот момент из лика Божией Матери хлынула кровь, и вся икона залилась красным цветом. В ту ночь Богородица явилась к военоначальнику, потребовав суровое наказание для безбожника.
На следующий же день он потребовал найти обидчика Божией Матери и повесить его, а сам незаметно скрылся из Вышгорода.
В 1692 году появилась «Песнь о чудотворной Киево-Братской иконе Богоматери». Сейчас известны только отрывки из этого исторического источника.
Где находится икона Божией Матери
После серьезных разрушений, виной которым стали войны и революции, образу Богородицы пришлось пройти долгий путь. Последний раз оригинал иконы находился в Киево-Братском монастыре.
В 1935 году монастырь был взорван большевиками, а икона пропала бесследно.
На данный момент о судьбе подлинника ничего неизвестно, однако точная копия иконы расположена в Киевско-Покровском монастыре в городе Киеве.
Описание иконы
Подлинник иконы имеет некоторые отличия от сохранившейся копии, в основном менялась цветовая гамма и яркость изображения.
На сохранившейся копии иконы, как и на многих иконах Божией Матери, Святая Дева изображена с младенцем Христом на руках. Левую руку младенец протягивает Богородице, что означает благословение Ее.
Правая рука младенца показывает троеперстие, символ Святой Троицы, где два сложенных пальца, средний и указательный, означают две природы Иисуса Христа — божественную и человеческую, а мизинец символизирует одну из трех Божьих сущностей — Отца, Сына и Святого Духа.
В чем помогает икона
Про силу иконы Божией Матери православные верующие знают не по наслышке. Считается, что Божия Матерь находится к Богу ближе, чем другие святые. Поэтому к ней намного чаще обращаются с просьбами и за благословением.
Перед иконой Божией Матери молятся об исцелении, об избавлении от бед и мучений, о семейном благополучии. Молодые девушки просят избавить их от бесплодия и защитить от трудных родов. Молодожены обращаются за благословением на долгий и счастливый брак.
Как раньше, так и сейчас эта икона пользуется особой популярностью у верующих людей. Обратившиеся к ней за помощью чудесным образом получают желаемое.
Дни празднования
Празднование Киевско-Брастской иконы проходит три раза в год: 10 мая, 2 июня и 6 сентября. Все даты связаны с чудесным явлением святого образа Божией Матери.
Молитвы перед иконой Богоматери
«О, Пресвятая Дева Мария, Пречистая Богородица. Взгляни Своим оком Всемилостивым на нас, стоящих пред Тобой, Великой Божьей Матерью, верующих и молящихся Тебе. Явись перед нами и благослови нас, рабов Божьих. Да засияет Твой свет перед нами. Аминь!»
Испокон веков православные верующие почитают образ Божией Матери. Как в дни празднования, так и в обычные дни прихожане припадают к иконе Богородицы и просят в молитве о самом сокровенном. Здоровья вам и вашей семье,и не забывайте нажимать на кнопки и
В православном христианстве множество дней посвящены памяти святых, а также великим иконам. Одной из них …
https://www.youtube.com/watch?v=CQBCyS6u6fA
Икона Божией Матери «Утоли моя печали» прославилась многими чудесами. 7 февраля православные христиане возносят ей …
https://www.youtube.com/watch?v=CQBCyS6u6fA
Икона Богородицы «О Тебе радуется» — известнейший образ Пресвятой Девы, который своим названием напоминает о …
Одним из самых почитаемых и известнейших Богородичных образов является икона «Избавительница». Святыня входит в число …
Видео:☦️Киево-Братская икона Божьей матери☦️Скачать
Киево-Братская икона Божией Матери (Архимандрит Ахила (Шахтарин))
Церковная история и Предание сохранили описание чудес, связанных с явлением и прославлением Киево-Братской иконы в древнем граде Вышгороде.
Вышгород — древняя вотчина святой равноапостольной княгини Ольги (в крещении Елены, память совершается 11 июля ст. ст.), а в последствии всех киевских князей, всегда находился на особенном положении у своих покровителей.
Впервые упоминается в летописи в 946 году: «Бе бо Вышегород град Вользин (Ольжин)», т. е. уделом святой Ольги, ее любимым местом и городом, устройству которого она много посвящала забот («Описание Киева» Берлинского).
В 1131 году из Константинополя в дар святому благоверному князю киевскому Мстиславу (в крещении Феодора) была прислана икона Пресвятой Богородицы, написанная евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Господь Иисус Христос, известная под именем Вышгородская (празднование совершается 21 мая, 23 июня, 26 августа ст. ст.).
Икона была установлена в Девичьем монастыре Вышгорода. Множество исцелений и чудес проистекало от чудотворной Вышгородской иконы Божией Матери. И древний град Вышгород, и все пределы Киевские отныне были под покровом Царицы Небесной.
Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила наименование Владимирской.
Сведения же о Киево-Братской иконе, также являвшейся святыней Вышгорода, восходят к 17 веку, когда Киев и его пределы постоянно подвергались нападениям польско-литовских и крымско-татарских захватчиков.
«Киево-Братская икона Божией Матери прежде была местной в Борисоглебской церкви в городе Вышгороде (Киевском), где она чудесно явилась в 1654 году», — так начинается повествование о иконе в книге «Благодеяния Богоматери роду христианскому чрез ее святые иконы».
Описание чудесного явления иконы сохранились в работе Грушевского «Істория України-Руси».
Литовское войско под предводительством своего князя Радзивилла, готовясь напасть на Киев, что бы его разграбить, остановилось на постойм в Вышгороде.
Естественно, в Вышгороде литовцы — полуязычники, полукатолики (а также кальвинисты) начали грабить город, не останавливаясь и перед святыней. Очередь дошла и до соборной церкви, где и находилась икона Божией Матери.
Один из воинов, желая нанести оскорбление всем православным, ударил ружьем по лику Богоматери, от этого сделался знак: кровь потекла по лику как бы из раны.
В ту же ночь Божия Матерь явилась Радзивиллу и пригрозила, что если он не накажет Ее обидчика, то не выйдет живым из Вышгорода.
Радзивилл наутро велел отыскать безбожника, повесить, и спешно вышел из Вышгорода не причинив никакого разорения.
А икона, прославляемая благодарными вышгородцами стала одной из почитаемых святынь города.
Далее история иконы описана так: «В 1662 году, когда татарская орда, соединенная с поляками, переправлялась через Днепр при Вышгороде, из церкви были взяты доски и иконы».
Событие происходило во время Русско-Польской войны (1654—1667 г.г.). Городу был нанесен большой урон от воевавших на стороне поляков крымских татар. Храм святых страсотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган. Однако Промысл Божий сохранил чудотворную икону Божией Матери, которую своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом.
«Один татарин, как говорит предание, хотел на иконе переплыть Днепр. Икона сама поплыла и стала среди Днепра против Братского монастыря.
Татарин сидел на ней и кричал; из монастыря приплыли и взяли в лодку икону и татарина, который после этого крестился и постригся в монахи…
В это время икону Богоматери, принесенную водою до Киево-Подола, приняли, с подобающею честию поставили в Братский монастырь, где она стоит и доселе».
«Киево-Братский Богоявленский, училищный монастырь второго класса.
Монастырь сей состоит в Киеве на Подоле и основан в 1588 году училищным Братством при школе Богоявленской приходской церкви, близ находившейся; а когда Богоявленская церковь и школа сгорели, и в 1613 году Анна Гугулевичева, жена Маршалка Мозырского, свой двор, находившийся на месте нынешнего монастыря, отдала под школы, то, с определением к оным монашествующих учителей, основан некоторым образом и монастырь. Но уже при митрополите Петре Могиле (1596—1646) 1631 года он утвержден быть совершенным монастырем и при нем Академия, или Коллегия. «Святыню сего храма (Богоявленской церкви) составляют: чудотворная икона Братской Божией Матери, принесенная волнами Днепра из разоренного татарами Вышгорода в 1662 году; она находится на правой стороне храма у столба в особом киоте, на возвышении; еженедельно по субботам пред иконою читается акафист Божией Матери…».
В книге «Православныя Русския обители» о Братском монастыре сказано: «Богоявленский первоклассный необщежительный училищный монастырь занимает обширное пространство по Александровской площади, между Набережно-Николаевскою, Волынскою и Ильинской улицами, обнесенное каменной оградой, увенчанной со стороны площади трех-ярусной колокольней… Соборная церковь Богоявления Господня построена на месте деревянной гетьманом Иваном Мазепою в 1693 г.
https://www.youtube.com/watch?v=5O04sczCzus
В этом храме хранятся святыни обители — чудотворная икона Братской Богоматери, приплывшая по р. Днепру в 1662 г. из разоренного татарами в г. Вышгороде соборного храма…».
Интересная информация о Братской иконе находится в книге известного киевоведа и историка Константина Шероцкого «Киев. Путеводитель» издания 1917 года. Там пишется: «Посредине храма у среднего правого столпа находится чудотворный, очень популярный в 17—18 вв. образ Братской Божией Матери.
Он украинскаго письма 17 в. в обычном типе наместных икон и происходит из иконостаса Вышгородского храма, разрушеннаго польско-литовскими войсками в 1651 г. История прибытия этой иконы из Вышгорода рассказана на интересном гравированном изображении ее, сделанном известным киевским гравером 17—18 в.
Илларионом Мигурою, который год появления иконы в Братском монастыре считает 1654 г. Икона приплыла по Днепру и была извлечена оттуда монахами, поспешившими на зов татарина, ухватившагося за икону, чтобы переплыть Днепр.
Икона ныне сильно переписана, но старые гравюры дают понять, что черты рисунка неизменны» (Шероцкий К. Киев. Путеводитель. 1917 г.).
Многие монастыри Российской имприи заказывали список с чудотворной Киево-Братской иконы Божией Матери, желая иметь эту святыню в своих стенах.
Так в описи святынь Лебединского монастыря Киевской Епархии (сейчас Черкасская епархия) есть указание: «Были в монастыре и чтимые святыни: икона Божией Матери „Киево-Братская“ в серебряно-золотой ризе, которой в 1861 г. была благословлена игумения Филарета от благочинного монастырей Киевской Епархии архимандрита Иоанникия» (Свято-Николаевский Лебединский монастырь. С.8).
Празднование Братской иконе совершается четыре раза в году: 10 мая (23 н. ст.), 2 июня (15 н. ст.), 6 сентября (19 н. ст.) и переходящий день празднования на пятой неделе Великого поста в субботу Акафиста, Похвала Пресвятой Богородицы.
С ХVІІ века почитание Киево-Братской иконы Божий Матери было велико в среде простого народа, мещан, ремесленников, жителей Подола, Кожемяк и других ремесленных районов Киева.
Подоляне ни одно важное дело не начинали без молитвы пред Братским образом. Торговые сделки (Братский монастырь находился как раз на одной из самых бойких торговых площадей Киева Александровской, или известной под именем «Контрактовой»), сватовство и заключение брачных контрактов, спорные вопросы, тяжбы, все это решалось пред Братским образом Божией Матери.
Упоминание иконы в художественной литературе
Ряд литературных произведений украинских классиков красочно изобразили влияние Братской иконы на жизнь и быт киевлян в ХІХ веке.
Выдающийся украинский писатель Иван Нечуй-Левицкий, живший в ХІХ веке в Киеве и знавший его традиции, в одном из своих произведений «На Кожум’яках», показал, какое большое влияние в народе имела Братская икона. Вот несколько цитат из произведения:
«Гострохвостий: І хто вам наговорив оце? Божусь вам і присягаюсь перед Братською чудовною Богородицею, що се все брехня».
И дальше:
«Але ж божуся вам, присягаюсь! Нехай мене святий Хрест поб'є, нехай мене покарає Братська Богородиця!».
Из уст другого персонажа слышим:
«Сидір Свиридович: Свят, свят, свят! Братська чудовна Богородице! Заступи й помилуй!».
У Михаила Старицкого, не менее известного украинского драмматурга, в комедии «За двумя зайцами» есть так же упоминания о Киево-Братской иконе:
«Голохвастый: Вы не верите? Так знайте же, что я решительно никого не любил, не люблю и не полюблю, окромя вас!.. Да если б я любил так Братскую икону, то меня б ангелы взяли живым на небо!».
И далее читаем:
«Секлета: Да вы брешете! Присягните мне хоть на Братской!
Голохвастый: Пусть меня покарают все Печерские святые! Пусть меня большой Лаврский колокол покроет, когда брешу!
Секлета: Нет, таки присягните на коленях перед Братской!
Голохвастый (в сторону): От не отвяжусь! (Становится на колени.) Ну, пусть меня побьет Братская Божия Матерь, когда брешу!
Секлета: Ну, теперь верю, теперь верю!».
Судьба иконы в XX веке
В начале ХХ века, а точнее после 1917 года, на долю Киево-Братской иконы и монастыря, как и на долю всего православного народа, выпали тяжкие испытания.
https://www.youtube.com/watch?v=ygfjQEvurw8
В 1919 году Киево-Братский монастырь и Киевская Духовная Академия были официально закрыты советской властью. Однако, академия неофициально функционировала вплоть до середины 1920-х годов — некоторые преподователи читали лекции и принимали экзамены на частных квартирах.
В монастырских церквах служба проводилась вплоть до начала 1930-х годов, как приходских.
После ликвидации Братского монастыря и закрытия Киевской Духовной Академии икона бесследно исчезла. Когда проводилась опись монастырских ценностей и ризницы, в связи с национализацией церковного имущества в 1920 годах, иконы уже не было.
Известно, что на момент исчезновения, икона была украшена дорогой позолоченной ризой с множеством драгоценных камей (опись иконы хранится в архиве библиотеки им. Вернадского в г. Киеве).
Никаких документов, подтверждающих изъятие святыни или перенесении ее в другое место, не имеется.
После исчезновения иконы, разгрома Братского монастыря и других знакомых нам исторических событий, наступил период некоего духовного забвения. Память о Киево-Братской иконе сохранилась лишь в церковном календаре и в тех немногих иконных списках, которые пребывали в уцелевших православных храмах.
Почтить память Братской, приложиться к образу можно было до недавнего времени в трех храмах Киева: Ильнской церкви на Подоле (в приделе св. Иоанна Крестителя), в Крестовоздвиженской церкви (в Казанском приделе) на том же Подоле и в Киево-Покровском женском монастыре.
В 2007 году, в предместье Киева, в селе Горенка Киево-Святошинского района, по благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Владимира Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины, создается община и приход в честь иконы Божией Матери «Киево-Братская», которая начинает труд по строительству церкви в честь великой киевской святыни — Братской иконы Божией Матери.
Осенью 2007 года настоятелем прихода указом Митрополита был назначен игумен Ахила (Шахтарин) .
Была написана храмовая Киево-Братская икона Божией Матери, согласно историческому описанию и сохранившимся копиям.
Иконография Киево-Братской иконы, которая по своей композиции восходит к древней Византийской иконе «Богоматерь Елеуса», что в переводе с греческого означает «Милостивая», или «Умиление».
«Этот иконографический тип сложился в поздневизантийском искусстве, но расцвета достиг именно на Руси. Он оказался созвучен той особой душевности, которая всегда была свойственна русскому восприятию христианства. Сам характер древнерусской иконописи — светлый, мягкий, певучий — как нельзя лучше подходил именно такому изображению Богоматери с Младенцем.
Слово «умиление» родственно греческому «Елеуса» — «Милостивая». Так в Византии называли многие иконы Богоматери. Сам же тип «Умиление» именовался в византийской иконописи «Гликофилуса» — «Сладкое лобзание».
Главный смысл таких икон — взаимная любовь и нежность Матери и Сына.
На этих образах их внимание обращено в первую очередь друг на друга: Мария ласково прижимает к себе Младенца, а Он обнимает Ее за шею или нежно касается рукой щеки.
В этой трогательной нежности есть и особый, трагический оттенок. Ведь Мария ласкает не простое дитя, а Спасителя, Которому предстоит принять Крестную муку за грехи рода человеческого. Недаром на иконах, посвященных оплакиванию Христа, тоже можно увидеть Богоматерь, прильнувшую к щеке Сына.
Когда данная работа была дополнена новыми данными о Киево-Братской иконе и готовилась ко второму изданию стало известно, что в июле 2009 года в запасниках Национального художественного музея Украины ОБРЕЛАСЬ чудотворная Киево-Братская икона Божией Матери, следы которой, как было сказано выше, теряются в 20-х, 30-х годах ХХ столетия.
Эта добрая весть поступила из статьи Нины Пархоменко, научного сотрудника Национального художественного музея Украины «Обретение Киево-Братской иконы Божией Матери», помещенной на последней полосе Церковной Православной газеты № 21, за ноябрь 2009 года.
https://www.youtube.com/watch?v=aiJJNT84E00
Из статьи стало известно, что после разорения Киево-Братского монастыря икона поступила в Киево-Печерскую Лавру в музей и из Лаврского музея в 30-е годы попала в запасники Национального художественного музея: «У післяреволюційні роки слід ікони зникає. У 1935 р.
розорено й знесено Братський монастир. Донедавна Києво-Братська ікона вважалась утраченою. І от, у липні 2009 р. під час робіт у фондосховищах Національного художнього музею України було знайдено цю ікону, до того ж у вишуканій срібній з позолотою карбованій оправі.
На звороті дошки старий інвентарний номер (який засвідчує її перебування у фондах Лаврського музейного містечка у 1934 р.), поряд з яким зазначено, що ікона взята з Братського монастиря. Ікона за розміром досить велика — 133×96…
», (Церковная Православная газета № 21, 2009 г.).
🎦 Видео
Православная Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее чудотворной иконой Киево-БратскойСкачать
КДА и Киево-Братская икона: многовековая связьСкачать
Чудотворная Киево-Братская икона Божией Матери. История иконы, описание, обретение иконы,Скачать
Молитва пред Киево-Братской иконой Божией МатериСкачать
Самая СИЛЬНАЯ МОЛИТВА Иконе Божией Матери Киево Братская в праздник Иконы 19 сентябряСкачать
МОЛИТВА ЗА ДЕТЕЙ пред чудотворной Киево-Братской иконой Божией Матери.Скачать
Роль Державной иконы Божией Матери — отец Андрей ТкачёвСкачать
Икона Божией Матери Киево-БратскаяСкачать
Киево - Братская икона Божией Матери. МолитваСкачать
ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОСЛУШАЙ! ВСЕМ КТО НУЖДАЕТСЯ ОБРЕСТИ СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ Молитва Киево Братской иконеСкачать
Киево-Братская икона Божией Матери. 19 сентября и 23 мая.Скачать
Православная Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее чудотворной иконой Киево-Братской.Скачать
Молитва ко Пресвятой Богородице «Киево-Братской»Скачать
Соборный Акафист Киево-Братской иконе Божией Матери.Скачать
Киево-Братская икона Божией МатериСкачать
Киево-Братская икона Божией Матери.Скачать
МОЛИТВА ПРЕД ИКОНОЮ БОГОРОДИЦЫ "КИЕВО БРАТСКАЯ" О ДАРОВАНИИ ДОБРА И ЛЮБВИ К ЛЮДЯМСкачать