Кому и за что вручает награды православная церковь?

Видео:Титулы и должности в православной церкви. Белое и черное духовенстваСкачать

Титулы и должности в православной церкви. Белое и черное духовенства

Общецерковные награды русской православной церкви — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Общецерковные награды — разновидность наград Русской Православной Церкви, определяемых «Положением о наградах Русской Православной Церкви» [1]

В 1698 году императором Петром I был учрежден первый русский орден в честь святого апостола Андрея Первозванного. Награждение этим орденом производилось за военные подвиги и государственную деятельность.

При императоре Павле I этот орден был пожалован митрополиту Гавриилу (Петрову).

С того времени православное духовенство стало награждаться следующими орденами Российской Империи, которые при вручении освящались особым чином:

  • святого Андрея Первозванного;
  • святого Владимира, четырех степеней;
  • святого Александра Невского;
  • святой Анны, трех степеней;
  • святого Георгия Победоносца.

В XX веке Русская Православная Церковь учредила свои собственные ордена и медали. Первым из них стал орден святого равноапостольного князя Владимира, учрежденный в 1957 году к 40-летию восстановления Патриаршества в России.

Ныне к общецерковным наградам Русской Православной Церкви относятся:

  • ордена Русской Православной Церкви
  • медали Русской Православной Церкви
  • патриаршие знаки отличия
  • патриаршие грамоты
  • награды и знаки отличия синодальных учреждений
  • епархиальные награды и знаки отличия

Ордена

Ордена Русской Православной Церкви установлены в награду за заслуги на поприще духовном и гражданском и в поощрение ревности ко благу и пользе Святой Церкви и Отечества. Верховным начальником всех орденов Русской Православной Церкви является Святейший Патриарх.

Русская Православная Церковь имеет следующие ордена:

Общее празднество для всех орденов устанавливается 21 ноября, в день святого Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Орденские знамена

Каждому ордену установлено орденское знамя, которое изготавливается по образцу церковных хоругвей и представляет собой прямоугольное полотнище (190см х 80см) с бахромой, висящее на перекладине и закрепленное на древке. Навершие знамени имеет купольную форму и увенчивается крестом (навершие знамени ордена Славы и чести крестом не увенчивается).

Цвета орденского знамени повторяют цвета ленты соответствующего ордена.

На лицевой стороне орденского знамени изображена звезда первой степени соответствующего ордена.

Орденское знамя изготавливается в одном экземпляре и хранится в орденском храме, указанном в статуте ордена, совместно с другими орденскими регалиями (знамя ордена Славы и чести — в Тронном зале Храма Христа Спасителя).

В день главного престольного праздника орденского храма знамя может выноситься для участия в Крестном ходе. Почетное право несения орденского знамени имеет орденоносец, назначенный орденским собранием.

Орденские собрания

Лица, награжденные орденами Русской Православной Церкви объединяются в орденские собрания.

Собрания формируются епархиальным архиереем из лиц, награжденных каждой степенью ордена. Количество членов собрания также определяется епархиальным архиереем.

Собрания несут попечение о благочестивой жизни своих членов, их участии в социальных программах Церкви, об оказании помощи детским домам, приютам, богадельням, местам призрения и всем в них содержащимся, о поддержании лиц, оказавшихся в местах лишения свободы и исправлении их нравственности. Собраниями определяются таковые заведения, выбираются ответственные орденоносцы по каждому из них.

Одним из важнейших направлений в деятельности собраний является забота о воспитании подрастающего поколения в вере Христовой, любви к Святой Церкви. В связи с этим собрания делают все от них зависящее для преподавания основ православной веры в школах, лицеях, институтах и прочих учебных заведениях в соответствии со светским законодательством.

Собраниям вменяется в обязанность постоянная забота, попечение о благолепии и помощь в содержании не только общецерковных орденских храмов, указанных в статутах каждого ордена, но и епархиальных, если таковые будут учреждены решением епархиального архиерея.

Председателем собрания является епархиальный архиерей.

Медали

Медали Русской Православной Церкви бывают следующих видов и по своей значимости располагаются в следующем порядке:

  1. Патриаршие медали, именуемые медалями соответствующих орденов (например, медаль ордена равноапостольного князя Владимира) или юбилейные медали;
  2. Патриаршие наградные знаки;
  3. Медали и наградные знаки синодальных отделов и учреждений;
  4. Епархиальные медали и наградные знаки.

Патриаршими медалями награждаются лица, послужившие на благо Церкви, но заслуги которых еще не столь велики и достаточны для пожалования их орденскими знаками.
Патриаршие медали Русской Православной Церкви имеют одну степень (за исключением медали ордена Славы и чести) и располагаются в следующем порядке по старшинству:

  1. медаль ордена святого равноапостольного князя Владимира;
  2. медаль ордена Славы и чести;
  3. медаль ордена преподобного Сергия Радонежского;
  4. медаль «Патриаршая благодарность»;
  5. медаль ордена святого благоверного князя Даниила Московского;
  6. медаль ордена святой равноапостольной княгини Ольги;
  7. медаль ордена преподобного Серафима Саровского;
  8. медаль ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского;
  9. медаль ордена святителя Макария, митрополита Московского;
  10. медаль ордена святого благоверного князя Димитрия Донского;
  11. медаль ордена преподобной Евфросинии, великой княгини Московской;
  12. медаль ордена преподобного Андрея Иконописца;
  13. медаль ордена святого мученика Трифона.

Медаль ордена святого равноапостольного князя Владимира

  • Учреждена: определением Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви от 25-26 декабря 2012 года.
  • За что награждаются: за многолетнее служение в священном сане или за заслуги перед Русской Православной Церковью, за полезные труды на благо Святого Православия.

Медаль ордена святой равноапостольной княгини Ольги

  • Учреждена: определением Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви от 25-26 декабря 2012 года.
  • За что награждаются: женщины за заслуги на различных поприщах церковного, государственного и общественного служения, а также за труды на пользу ближних.

Медаль ордена преподобной Евфросинии, великой княгини Московской

  • Учреждена: определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года в ознаменование 600-летия преставления преподобной Евдокии, в монашестве Евфросинии, великой княгини Московской.
  • За что награждаются: женщины за вклад в дело развития социального служения Церкви, церковно-общественную деятельность, за усердные труды на ниве укрепления духовно-нравственных основ в обществе, ревностной проповеди духовных и культурных ценностей, за труды на благо Русской Православной Церкви.

Медаль ордена преподобного Андрея Иконописца

  • Учреждена: определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 февраля 2001 года в ознаменование 2000-летия Рождества Христова.
  • За что награждаются: за участие в благоукрашении православных храмов, за долговременную и успешную работу в области иконописи, церковного зодчества, преподавательской деятельности в области иконописи и церковноархеологических дисциплин, издание книг по церковному искусству и благотворительную деятельность, направленную на благоукрашение храмов.

Медаль ордена святого мученика Трифона

  • Учреждена: определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 февраля 1995 года.
  • За что награждаются: за деятельное участие в борьбе с наркоманией, алкоголизмом и другими вредными явлениями, разрушающими здоровье человека и общества, за личное мужество в борьбе с распространением наркотиков.

Патриаршие знаки отличия

  1. Патриарший знак храмостроителя;
  2. Патриарший знак святой великомученицы Варвары;
  3. Патриарший знак Материнства.

Патриарший знак храмостроителя

  • Учрежден: указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 31 мая 2005 года.
  • Количество степеней: одна.
  • За что награждаются: за усердные труды в реставрации, строительстве и благоукрашении храмов, достойно продолжающие традиции русского храмового зодчества.

Патриарший знак святой великомученицы Варвары

  • Учрежден: указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 15 июня 2006 года.
  • Количество степеней: две.
  • За что награждаются: за труды по духовно-нравственному оздоровлению общества, духовному возрождению России, по социальному обеспечению тружеников горнодобывающей отрасли и их семей, за вклад в повышение безопасности условий труда при освоении земных недр, за труды по восстановлению и строительству храмов и монастырей.

Патриарший знак Материнства

  • Учрежден: указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 5 октября 2006 года.
  • Количество степеней: две.
  • За что награждаются: за воспитание в традициях православной веры пятерых и более детей, за образцовое духовно-нравственное воспитание детей (в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), за подвиг чадолюбия, материнства, служения семье и укрепления семейных ценностей в российском обществе.

Патриаршая грамота

Патриаршими грамотами награждаются клирики и миряне в благословение за усердные труды во славу Святой Церкви. Награждение благословенными Патриаршими грамотами производится Святейшим Патриархом по представлению епархиальным архиереем соответствующего ходатайства.

Награды и знаки отличия синодальных учреждений

Синодальные учреждения Русской Православной Церкви могут учреждать свои медали, грамоты и знаки отличия, которые должны быть зарегистрированы в Наградной комиссии.

Епархиальные награды и знаки отличия

Автономные и самоуправляемые Церкви, экзархаты и митрополичьи округа могут учреждать собственные ордена и медали, при условии, что их наименования не будут совпадать с наименованиями общецерковных орденов и медалей. Такие ордена и медали подлежат регистрации в Наградной комиссии.

https://www.youtube.com/watch?v=rwQl2ksCgzg

Украинская Православная Церковь учредила следующие награды:

  • Отличие Предстоятеля Украинской Православной Церкви
  • Медали:
    1. преподобных Антония и Феодосия Печерских
    2. святого равноапостольного князя Владимира
  • Благословенную Грамоту Предстоятеля Украинской Православной Церкви
  • Юбилейные ордена:
    1. «Рождество Христово — 2000»
    2. «1020 лет Крещение Киевской Руси»
  • Юбилейные медали:
    1. «Рождество Христово — 2000»
    2. «Харьковский Собор — 10 лет»
    3. «Харьковский Собор — 15 лет» (1992-2007)

Белорусская Православная Церковь учредила:

  • орден Креста преподобной Евфросинии Полоцкой

Русская Православная Церковь Заграницей учредила:

  • Синодальный Знаменский орден

Епархии Русской Православной Церкви могут учреждать свои медали, грамоты и знаки отличия
Епархиальными наградами награждаются лица, понесшие значительные труды на благо той или иной епархии Русской Православной Церкви.

Использованные материалы

[1]  документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 5 февраля 2013 года, текст: http://www.patriarchia.ru/db/text/2777113.html

[2]  «Состоялось заседание Синода Украинской Православной Церкви», официальный сайт Русской Православной Церкви, от 4 апреля 2017, http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4851965.html

Видео:Что делать, если хочу уйти в католицизм? Отвечает священник Сергий КрейдичСкачать

Что делать, если хочу уйти в католицизм? Отвечает священник Сергий Крейдич

Награды Православной Церкви

Большая часть наград Православной Церкви унаследована из древнехристианских традиций (награды литургического характера) или из практики синодального периода (орденская система).

Кресты
Медали
Ордена
Литургические награды

Основные разновидности церковных наград

Здесь помещена информация об основных разновидностях церковных наград, существующих сегодня в Русской Православной Церкви. Большая часть из них унаследована из древнехристианских традиций (награды литургического характера) или из практики синодального периода (орденская система).

Что касается наград литургических:

  • диакон может быть награжден правом ношения двойного ораря,
  • иерей (и иеромонах) — золотым наперсным крестом,
  • протоиерей — набедренником, палицей, крестом с украшениями, митрой, правом служить при отверстых Царских Вратах до Херувимской и до Отче наш,
  • архимандрит — правом употребления посоха при богослужении и ношения второго креста,
  • архиепископ — правом ношения креста на клобуке, именной или памятной панагией,
  • митрополит — правом служения с предносным Крестом и ношения двух панагий…

Священноначалием Русской Православной Церкви в течение последних десятилетий создана стройная система орденов и медалей, отмечающих подвиг и вклад наших современников — священно- и церковнослужителей и мирян — в дело возрождения русской православной духовности, на благо вере и Отечеству.

На сегодняшний день эта система включает восемь орденов различных степеней и три медали.

Кроме того, так же, как в Русской Церкви до революции духовенство могло награждаться благословенными грамотами Святейшего Синода, в современной практике духовных лиц, а также и мирян награждают Патриаршими и Архиерейскими благословенными грамотами.

Художественно наиболее выразительной из них является грамота, посвященная 2000-летию Рождества Христова.

Богато орнаментированная, она увенчана красочной репродукцией полукруглой иконы «Рождества Христова», находящейся над православным престолом в вифлеемском Рождественском Вертепе.

Слева и справа грамота украшена цветными фотографиями Храма Гроба Господня в Иерусалиме и базилики Рождества в Вифлееме.

https://www.youtube.com/watch?v=V7k31mTycZM

Ордена и медали Русской Церкви могут вручаться любому из ее членов независимо от сана, происхождения, имущественного или сословного ценза. Митрополит и сельский батюшка, ученый богослов и скромный сотрудник просветительных и медицинских учреждений, иерей и мирянин — награда каждого определяется его трудом и верой, а не чином и общественным положением.

Как сказано в известной пасхальной беседе святителя Иоанна Златоуста, тот, кто пришел на ниву церковного подвига не с утра, но с полудня, и даже не с полудня, но лишь к вечеру, и даже, как многие из нас, «к одиннадцатому часу», т.е. на склоне лет, равно ублажается и равной удостаивается награды.

Никому и никогда не поздно присоединиться к великому общему деланию Святой Церкви.

Краткий исторический обзор

Даже краткий исторический обзор показывает, что большая часть литургических богослужебных отличий, присущих тому или другому духовному сану (прежде всего епископскому), имела при первоначальном своем появлении характер награды.

Многие из них были приняты в таковом качестве и Русской Православной Церковью. Так, если с 1675 г., по определению Московского Собора, крестчатые ризы стали в Русской Церкви общей принадлежностью епископов, то с 1798 г.

, когда император Павел усвоил полиставрий настоятелям придворных храмов, его стали носить и священники.

В 1652 г. царь Алексей Михайлович писал митрополиту (еще не Патриарху) Никону: «Казанского (митрополита) благословил Патриарх Иосиф, да и мы пожаловали — велели по-прежнему в саку (саккосе) служить».Двадцать лет спустя, на праздник Рождества Христова, тот же Алексей Михайлович пожаловал «в саккосе служить» архиепископу Суздальскому Стефану.

Митра была в XV в. в Русской Церкви прерогативой епископов, но в 1675 г. пожалована архимандритам Троице-Сергиева монастыря, Рождественского монастыря во Владимире и Чудова в Москве. По указу Петра I с 1705 г. она сделалась общим отличием архимандритов, с 1797 г. — также и некоторых протоиереев или протопресвитеров.

Последнее событие связано с именным указом императора Павла I Святейшему Синоду от 18 декабря 1797 г.

В нем, среди прочих указаний к улучшению быта духовенства и подъему его достоинства, сказано: «А дабы священники могли за отличные заслуги удостоиться и особливых почестей, определяем в пользу белого священства: во-первых, получение креста для ношения на цепи на шее; во-вторых, употребление фиолетовой бархатной камилавки или скуфьи; и, наконец, третие, для знатнейших из них митры, каковую употребляют архимандриты, с тем, однако ж, что сии отличные почести не инако, как по воле или утверждению нашему даваемы или дозволяемы будут» [22, с. 822].

Так в Русскую Церковь была законодательно введена целая иерархия священнослужительских наград: скуфья, наперсный крест, камилавка, митра.

Уже вскоре после указа лишь награждение митрой осталось в непосредственном усмотрении Высочайшей власти. Епархиальному архиерею законодательством было предоставлено награждать священников и протоиереев лишь набедренниками и бархатными скуфьями.

(Черную скуфью разрешалось и прежде носить всем священнослужителям при богослужении на открытом воздухе.) При этом скуфья могла даваться лишь через три года после награждения набедренником. Остальные награды оставались в компетенции Святейшего Синода.

Особенностью синодального периода в истории Русской Церкви (1722-1917 гг.) было также распространение на лиц духовного звания общей наградной системы Империи. Со времени царствования Павла I духовенство имело право в установленном порядке получать ордена и медали Российской Империи, в соответствии со статутом того или иного ордена.

Для награждения духовенства предусматривалась лишь часть русских орденов: ордена святого апостола Андрея Первозванного, святого Александра Невского, святого Владимира и святой Анны. Кроме того, духовные лица за участие в боевых действиях могли награждаться орденом святого Георгия.

При этом законодательно оговаривалось, что награжденные именуются не «кавалерами» соответствующего ордена, а лишь «причисленными» к нему. Ордена, полученные на светской службе, сохранялись их носителями и при вступлении в клир, и даже при пострижении в монашество. Равным образом иереи-орденоносцы сохраняли свои награды в случае принятия монашества.

Лишь при лишении сана по церковному суду ордена снимались [5, § 17].

Получить тот или иной орден духовному лицу было не так просто. Диаконы и причетники лишь за десять лет усердной службы удостаивались права на получение серебряной нагрудной медали на Александровской ленте.

Священники и протоиереи могли быть представлены к ордену Владимира IV степени к 50-летнему юбилею служения в священном сане. Псаломщики к такому же юбилею могли получить золотую медаль с надписью «За усердие» для ношения на шее на Аннинской ленте.

Представители военно-морского духовенства награждались теми же наградами за беспорочную службу в течение 35 лет [5, § 22].

Разумеется, указанные сроки и правила относились к наградам по положению. Многие представители иерархии и духовного сословия получали эти и другие награды вне установленного порядка по усмотрению священноначалия или Высочайшему изволению.

Церковные старосты и другие светские лица могли быть награждены за церковную службу медалями в такой последовательности: нагрудные серебряные на лентах — Станиславской и Аннинской, золотые — на тех же лентах; серебряные для ношения на шее — на Станиславской, Аннинской, Владимирской и Александровской лентах; золотые шейные — на тех же лентах.

В исключительных случаях бывали даже медали, украшенные бриллиантами. Женщины, служащие женских епархиальных училищ, награждались Мариинским знаком отличия беспорочной службы.

https://www.youtube.com/watch?v=kL-GaYPlrPA

Обычно награждения духовенства производились к празднику Пасхи. В 1896 г. награды были приурочены ко дню коронации Николая II — 22 мая. В конце XIX в. было принято осуществлять награждение ко дню рождения Государя Императора — 6 мая.

🎬 Видео

КАК Я РАБОТАЛ В ЦЕРКВИ И ПОЧЕМУ СТАЛ АТЕИСТОМ / ПРАВДА ОБ РПЦСкачать

КАК Я РАБОТАЛ В ЦЕРКВИ И ПОЧЕМУ СТАЛ АТЕИСТОМ / ПРАВДА ОБ РПЦ

🔥💯📝 ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА 📝🔥 пишите имена усопших христиан‼️ Священник Владислав БереговойСкачать

🔥💯📝 ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА 📝🔥 пишите имена усопших христиан‼️ Священник Владислав Береговой

Догматическое богословие Православной церкви. ВступлениеСкачать

Догматическое богословие Православной церкви. Вступление

ПРИЧАСТИЕ. Что каждый православный должен знать. Цикл «Молитва, храм и богослужение»Скачать

ПРИЧАСТИЕ. Что каждый православный должен знать. Цикл «Молитва, храм и богослужение»

Какая церковь правильная? Православные, католики или протестанты?Скачать

Какая церковь правильная? Православные, католики или протестанты?

В чем разница между КАТОЛИЧЕСТВОМ и ПРАВОСЛАВИЕМ ?Скачать

В чем разница между КАТОЛИЧЕСТВОМ и ПРАВОСЛАВИЕМ ?

Как ходить в храм? Правила.Скачать

Как ходить в храм? Правила.

Как правильно ставить свечи в храмеСкачать

Как правильно ставить свечи в храме

Католический кардинал о Русской ЦерквиСкачать

Католический кардинал о Русской Церкви

Православная церковь. 6 фактов, о которых мало кто знаетСкачать

Православная церковь. 6 фактов, о которых мало кто знает

ВЕНЧАНИЕ. Что нужно знать. Цикл «Молитва, храм и богослужение»Скачать

ВЕНЧАНИЕ. Что нужно знать. Цикл «Молитва, храм и богослужение»

История РПЦ. Власть. Бизнес. ВераСкачать

История РПЦ. Власть. Бизнес. Вера

Братья ли нам католики и протестанты 2? #shortsСкачать

Братья ли нам католики и протестанты 2? #shorts

ГДЕ, КАК И КОМУ ставить свечи в храме. Первые шаги в храм . Канал Боголюб.Скачать

ГДЕ, КАК И КОМУ ставить свечи в храме. Первые шаги в храм . Канал Боголюб.

#батюшка #священник #поп #православие #церковь #рпц #храм #икона #вера #Бог #религия #евангелиеСкачать

#батюшка #священник #поп #православие #церковь #рпц #храм #икона #вера #Бог #религия #евангелие

Прямая трансляция священник Константин МальцевСкачать

Прямая трансляция священник Константин Мальцев

ПОЧЕМУ В ЦЕРКВИ ВСЁ ЗА ДЕНЬГИ?Скачать

ПОЧЕМУ В ЦЕРКВИ ВСЁ ЗА ДЕНЬГИ?

Задача церкви – быть с теми, кому хуже всего. Григорий Михнов-Вайтенко о помощи беженцам и себеСкачать

Задача церкви – быть с теми, кому хуже всего. Григорий Михнов-Вайтенко о помощи беженцам и себе
Поделиться или сохранить к себе: