Красивая техника релаксации для детей

Содержание

Релаксация для детей дошкольного возраста: эффективные упражнения

Красивая техника релаксации для детей

Взрослые, считающие жизнь дошколят простой и безоблачной, серьезно недооценивают уровень нагрузки, которая ложится на детский организм в физическом и эмоциональном плане. Объем информации, полученной всего за один день, способен спровоцировать серьезный стресс, вот почему правильная релаксация для детей является одним из обязательных пунктов в распорядке дня.

Всего несколько минут интересных, простых и эффективных занятий обеспечат малышу хорошее настроение, поднимут уровень его интеллекта, снизят риск нервного срыва.

Дети еще не способны самостоятельно снимать накопившийся стресс, который постепенно накапливается и требует выхода.

Если активный и доброжелательный карапуз стал быстро уставать, потерял интерес к любимым занятиям, мучается от бессонницы и начинает капризничать без причины, необходимо срочно подобрать для него оптимальный вариант релаксации.

Особенности мышечной и дыхательной техник релаксации

Независимо от типа используемых упражнений, для детей дошкольного возраста все занятия должны проводиться в формате игры. Действия, направленные на расслабление мышц, лучше проводить непосредственно перед тихим часом.

Это позволит погасить двигательную активность ребенка и улучшить качество сна.

Дыхательную технику можно использовать в любой обстановке, каждый раз, когда кажется, что ребенок не может самостоятельно успокоиться после просмотра интересной передачи или активной игры.

  • Мышечная релаксация. Может подразумевать проведение массажа или непосредственно самостоятельные действия малыша. Благодаря многолетним наблюдениям ученым удалось доказать, что мышечные волокна, находящиеся в тонусе, не позволяют полноценно заниматься умственной деятельностью. Простые и доступные упражнения обеспечивают быстрое расслабление мускулатуры, при этом наличие специального инвентаря не всегда обязательно. Хороший эффект достигается путем сжимания и разжимания кулачков, напряжения и расслабления мышц живота.

Совет: Полный комплекс манипуляций лучше проводить в расслабленной лежачей позе, в течение 10-15 минут. Чтобы быстрее достичь желаемого результата, необходимо обеспечить ребенку соответствующую обстановку. Это подразумевает чуть приглушенный свет (зашторенные окна), тихую музыку.

  • Дыхательные упражнения. Правильное проведение комплекса мероприятий позволяет добиться изменения состава крови у ребенка дошкольного возраста, что и приводит к его успокоению. Глубокий вдох не только насыщает кровь кислородом, но и способствует отвлечению малыша от тревожащих мыслей, объекта возбуждения. На фоне снижения уровня адреналина происходит полное расслабление и успокоение. Оптимальным вариантом для проведения манипуляции станет тихая комната, но при желании приемы подхода можно использовать в спокойном парке, на пустынной детской площадке. Всего 10 минут простых упражнений в определенной последовательности позволят вернуть ребенку ясность мышления, он опять сможет воспринимать новую информацию. Этот же подход позволит быстрее успокоить ребенка перед сном или тихим часом.

Арсенал эффективных упражнений в данных сферах насчитывает десятки вариантов. Нужно только выбрать подходящие и соблюдать технику их выполнения.

Правила проведения звуковой релаксации, аутотренинга, арт-терапии

Взрослые люди подсознательно применяют акустическую или звуковую релаксацию для собственного успокоения. Они ставят любимые треки, которое отвлекают от проблем, расслабляют, настраивают на нужный лад. На детей дошкольного возраста музыка влияет не менее выражено, главное, правильно ее подобрать:

  1. Это не должны быть электронные треки.
  2. Лучше отказаться от столь популярных сегодня музыкальных игрушек на батарейках. Они издают слишком резкие и раздражающие звуки, негативно влияющие на состояние детской психики.
  3. Звуки, издаваемые всем забытыми свистульками или металлофоном, намного естественнее и не ассоциируются у детей с чем-то агрессивным.
  4. Оптимальным вариантом для релаксации дошкольников любого возраста считаются акустические композиции, имитирующие звук накатывания волн на берег, шум дождя или леса с птичьим пением.

Вопреки распространенному мнению, дети очень хорошо воспринимают различные аутотренинги. Активно включаясь в любую игру, они с удовольствием попробуют спроецировать на себя спокойный образ.

Так, путем самовнушения, они быстро успокаиваются и достигают максимальной степени расслабления.

Главное, в момент занятия использовать понятные и знакомые малышу термины (не «морской бриз», а «легкий ветерок»).

Арт-терапия является одной из самых востребованных техник релаксации среди детей дошкольного возраста. Они с удовольствием рисуют, лепят, конструируют. При этом выполняется сразу несколько задач:

  • Стабилизируется состояние нервной системы.
  • У ребенка развиваются творческие способности и нужные навыки.
  • Удается задействовать не только зрительные функции малыша, но и тактильные.
  • Если хочется добиться быстрого и максимального расслабления, нужно правильно подбирать создаваемые сюжеты, подбирать неагрессивные цвета. От черного, алого и бордового лучше отказаться. Детей быстрее всего успокаивает создание лесных и зимних пейзажей, морского дна.

Стоит учесть, что, если ребенок категорически отказывается от выполнения упражнений по одному из приведенных направлений, необходимо убедиться, что его ничего не беспокоит в физическом плане. Ни одна из техник релаксации не поможет, когда малыш просто плохо себя чувствует.

Специфика упражнений на релаксацию для грудничков

Звуковую технику рекомендуется использовать еще в период беременности, ведь научно доказано, что дети в утробе матери с определенного срока все прекрасно слышат. Необходимо учесть, что груднички довольно быстро начинают различать цвета, поэтому окружение для них нужно подбирать соответствующее.

Пастельные оттенки из зеленой или голубой палитры быстро успокоят раскапризничавшегося младенца. А вот яркие, вибрирующие или громкие игрушки за час до сна нужно убирать. Что касается физической активности, то мышечное напряжение можно быстро снять с помощью упражнений на фитболе.

Больше всего детям нравится имитация плавания, прыжков, раскачивания. Они вызывают сокращения мышц, предусматривающие их дальнейшее расслабление. Массаж стоп и кистей завершит комплекс действий, позволив быстро и без капризов уложить малыша.

Техника релаксации для детей в возрасте до 5 лет

В возрасте от 1 года до 5 лет можно использовать все перечисленные методики расслабления. Их сочетание только повысит эффективность подхода.

Например, сначала можно порисовать под мелодичную музыку или заняться аутотренингом под шум дождя. Если напряжение слишком сильное, то сначала стоит попробовать что-то из физических упражнений и дыхательной гимнастики.

Главное, не забывать, что для ребенка все это должно быть игрой. Занятие строим примерно так:

  • Предлагаем малышу представить, что его кто-то обидел и он должен напугать противника, скорчив страшную рожицу, сжав кулаки, крепко встав на ноги.
  • Примерно через минуту можно «простить» противника, улыбнуться ему, помахать рукой. Для большего эффекта блок из двух упражнений повторяется до 3-4 раз.
  • После «победы» полагается отдохнуть на лесной лужайке под пение птиц. Чем больше описаний ситуации услышит малыш, тем лучше (горит костер, варится уха, пахнет елками).

При этом нужно понимать, какой цели мы пытаемся достичь. Если нужно просто успокоить ребенка и «нагулять» ему аппетит перед обедом, то включаем описания еды. Когда требуется усыпить малыша, выбираем наименее активные побочные действия, которые навевают сон (солнышко зашло, звери уснули, костер погас).

Как научить расслабляться старшего дошкольника?

В 5-6 лет психоэмоциональному состоянию ребенка нужно уделять повышенное внимание, иначе у него будут проблемы с контролированием своего поведения в коллективе. Научившись базовым дыхательным упражнениям, он сможет самостоятельно восстанавливаться после перемены и настраиваться на учебный лад. Для большего эффекта к ним нужно подключать аутотренинг.

  • Делаем глубокий и медленный вдох через нос, полный выдох через рот.
  • Представляем прыжок на парашюте, медленный и плавный спуск, парение в воздухе.
  • К моменту «прикосновения» ног к земле малыш должен полностью успокоиться.

Во всех случаях работать нужно регулярно и последовательно, только в этом случае выработается привычка, необходимая для закрепления нужных навыков и их последствий.

На это могут уйти месяцы, причем, дети не всегда повторяют одни и те же упражнения с большой охотой.

Со стороны родителей требуются безграничное терпение, бурная фантазия, желание общаться с ребенком, возможность уделять данному направлению хотя бы по 10-15 минут в день.

Источник: https://therebenok.ru/razvitie/tvorchestvo/relaksaciya-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Релаксационные игры для детей – Психологос

Красивая техника релаксации для детей

Релаксационные игры – это способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста. Маленькие дети нередко находятся в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения.

Виной тому может быть адаптационный стресс, кризис трех лет, усталость.

Предлагаю вашему вниманию релаксационные игры, которые помогут снять психоэмоциональное напряжение у ребенка, создать у него положительные эмоции, успокоят его и наладят сон.

Существуют разные релаксационные игры:

  • игры помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела;
  • игры помогающие добиться состояния релаксации путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой;
  • игры с прицепками – релаксация достигается путем сжимания и разжимания кистей рук с обычной бельевой прицепкой;
  • игры «усыплялки», колыбельные.

«Поймай бабочку»

Цель: нервно-мышечная релаксация через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления.

Выполнение: ведущий показывает летящую бабочку, пробует ее поймать – выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно.

Дети повторяют показанные движения. Затем медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.

«Мороженое»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Детям предлагается поиграть в «мороженое». Вы – мороженое, вас только что достали из холодильника, оно твердое как камень, ваше тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, ручки, ножки стали мягкими.

«Холодно – жарко»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение.

Выполнение: Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер, вам стало холодно, вы замерзли, обхватите себя ручками, головку прижали к ручкам – греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер….

«Сорока-ворона»

Цель: снять эмоциональное напряжение.

Выполнение: Дети сидят в парах на стульях, проговаривая слова-потешки, по-очереди массируют друг другу пальчики правой рук, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг другу ладошки.

Сорока – ворона кашу варила,Сорока – ворона деток кормила, Этому дала, и этому дала

И этому дала, и этому дала

А самому маленькому –Из большой мискиДа большой ложкой

Всех накормила.

«Часики»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение через дыхательные техники, создание положительного эмоционального фона. Монотонные движения руками затормаживают отрицательные эмоции.

Проведение: сегодня мы будем с вами часиками. Станьте прямо, ножки слегка расставьте, ручки опустите вниз. Мама часики завела, и они стали тикать: тик-так. Размахивание руками вперед назад.

«Согреем бабочку»

Цель: достичь релаксации достичь релаксации через дыхательные техники.

Ведущий показывает на ладошке воображаемую бабочку, рассказывает, что она замерзла и не может взлететь. Предлагает согреть ее своим дыханием.

Дети дышат на ладошки (дыхательное упражнение: открыть рот и произнести длительный звук “А”). Бабочка согрелась и ее надо сдуть с ладошки.

Дети делают глубокий вдох через нос и выдох через рот (на выдохе вытянуть губы трубочкой, произнести долгий звук “У”).

«Зайчик и собака»

Цель: снять напряжение, развить коммуникативную функцию речи, развивать воображение.

Читается стихотворение и выполняется действие.

Раз, два, три, четыре, пять –
Вышел зайчик погулять (пальцы левой руки показывают «зайчика»).Вдруг охотник выбегает и собачку выпускает.

Собачка злая лает (правая рука открывает и закрывает прищепку, изображая, как лает собачка).

Зайчик убегает (левая рука убирается за спину).

«Лиса»

Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи.

Ритмично открывать и закрывать «ротик» прищепки сопровождая действия проговариванием стихотворного текста.

Хитрая плутовка, рыжая головка,
​Ротик открывает, зайчиков пугает.

«Птичка»

Цель: снять напряжение, развивать мелкую моторику рук, развивать коммуникативную функцию речи.

Действия с прицепкой сопровождается текстом.

Птичка клювом повела (рука с прицепкой поворачивается из стороны в сторону),
Птичка зернышки нашла (другая рука показывает ладошку с воображаемыми зернышками),
Птичка зернышки поела (пощипывание прищепкой ладошки),
Птичка песенку запела (прищепку ритмично открывают и закрывают «ротик»-поет. Психолог и дети напевают: ля-ля-ля).

«Пальчики»

Цель: снять напряжение, развивать мелкую моторику рук, развивать коммуникативную функцию речи.

Выполнять движения в такт стихотворению:

Пальчик, пальчик шевелись: И согнись, и разогнись. Шевелиться вам не лень

Час, и два, и целый день.

Игры – «усыплялки», колыбельные

Такие игры оберегают от чрезмерных впечатлений и эмоций, накопленных за день, успокаивают, увещевают. И даже лечат, ведь недаром слова некоторых колыбельных​ напоминают заговоры целительниц, «изгоняющие болезни и горести». Спокойная мелодия колыбельной способствует замедлению пульса, расширению сосудов, упорядочиванию мозговых ритмов.

Необходимо сопровождать «усыплялку» или колыбельную поглаживанием ручек, ножек, спинки, волос. Все эти действия нужны для того, чтобы выработать у детей условный рефлекс на засыпание. Если педагог делает это правильно, то дети буквально на глазах расслабляются, быстро отходят ко сну. Впоследствии они засыпают, едва педагог начинает напевать или проговаривать.

Дети, приученные отдаваться потоку образных представлений, станут спать глубоким, крепким сном. Будет у малыша продолжительный спокойный сон – будет и здоровье. Вот почему так много внимания испокон веков уделяется ритуалу отхождения ко сну.

Чтобы использовать «усыплялки» и колыбельные как способ релаксации, не обязательно уметь петь, можно задушевно и ласково проговаривать.

Детские колыбельные на .

«Малышам всем спать пора»

Цель: подготовка ко сну, снять напряжение с основных мышечных групп тела малыша.

Педагог читает колыбельную, сопровождая поглаживанием каждого ребенка.

Нашим пальчикам спать пора, Нашим ручкам спать пора, Нашим глазкам спать пора, Нашим ножкам спать пора, И животику спать пора, Спинке тоже спать пора,

Малышам всем спать пора.

«Усыплялки» для ладошек»

Цель: подготовить ко сну, снять отрицательные эмоции и напряжение с рук.

Дети лежат в кроватках, педагог проговаривает слова, сопровождая их движением.

Устали наши ладошки, хотят отдохнуть немножко (показать ладони, несколько раз расслабленно встряхнуть ими).
Они собирали игрушки (показать как собирали невидимые игрушки).
С мамой лепили плюшки (полепить из невидимого теста).
С бабулей варили кашку (перемешивать невидимую кашку).
Рвали в саду ромашки (сорвать несколько раз).Кидали хлебные крошки

Воробушкам на дорожке (собирать пальцы горсткой, перебирая ими, кидая не видимые крошки).

Устал наши ладошки,

Пускай отдохнут немножко (сложить ладони одну на другую, расслабить руки).

«Игрушки»

Цель: подготовить ко сну, снять напряжение.

Дети в кроватках, педагог настраивает детей на сон.

Спать пора! Уснул бычок,

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать, Слоник тоже хочет спать, Хобот опускает слон, Видит сладкий, дивный сон.

Наши детки тоже спят, Тихо носики сопят. Мягкие подушки Согревают ушки. Глазки закрываются,

Сказки начинаются.

Другие игры и упражнения для обучения ребенка расслаблению

Зачем и как играть в ролевые игры с детьми 3-7 лет

Дети-дошкольники обязательно должны ежедневно играть в ролевые и сюжетно-ролевые игры. Ролевая игра…

Психологические игры для детей (Татьяна Образцова)

Книга «Психологические игры для детей», которую мы предлагаем читателям, представляет собой своеобра…

Детские игры, которые лечат

Болезни – штука неприятная. Особенно детские. Дети очень не любят лечиться, поэтому, как только перв…

Значение игры для развития дошкольника Лет двадцать назад большинство детей шли в школу, не умея ни читать, ни писать, ни считать. Всему эт…
Игры для детей при заболеваниях дыхательной системы

Цель. Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сом…

Игры для повышения самооценки ребенка

Для достижения успеха в этом деле необходимо, чтобы взрослый сам видел достоинства ребенка, относилс…

Игры и игрушки в развитии интеллекта и креативности ребенка

О важности игры и игрушки в жизни ребенка так много сказано и так много написано, что убеждать кого-…

Игры на разных стадиях развития ребенка

Пиаже, основывая свою таксономию игры на собственной теории когнитивного развития, утверждал, что на…

Случаи устранения страхов у детей посредством игры

Примеры начнем с девочки 3 лет, с которой произошла удивительная для родителей метаморфоза. Обычно г…

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/relaksacionnye-igry-dlya-detey

Релаксация для детей

Красивая техника релаксации для детей

Здравствуйте, читатели сайта Мир детства!

Сегодня речь  пойдет на тему релаксация для детей.  Но сначала давайте выясним, а что такое  релаксация.

Релаксация (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) — глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Работая с детьми, проводя занятия, в качестве разминки я часто использовала не физминутки, о которых рассказано в предыдущих статьях, а упражнения на релаксацию. Такие упражнения я не только подбирала в специальной литературе, но и придумывала сама.

Моим детям очень нравились такие упражнения и они с большим удовольствием их выполняли, достигался нужный эффект дети отдыхали, расслаблялись и потом с удовольствием продолжали заниматься.

Для таких упражнения я подбирала соответственно музыку, спокойным, завораживающим голосом в соответствии с музыкой проговаривала соответствующие слова. Дети ложатся на коврик, закрывают глаза и расслабляются..

Такие упражнения можно проводить и дома занимаясь с ребенком, ведь эти упражнения больше похожи на игру, а дети очень любят играть, особенно если в играх принимают участия взрослые.

На полянке

(Фонограмма стрекота насекомых, пение птиц)

Давайте представим с вами полянку. Здесь растет мягкая травушка-муравушка. Вы лежите на ней, как на мягкой пушистой перине. А вокруг все тихо и спокойно, только слышно как стрекочут кузнечики и поют птички. Вам дышится легко и спокойно.

Ласковые нежные лучики солнца  ласкают ваш лоб, щечки, касаются ваших рук,  поглаживают ваше тело… (пауза-поглаживание детей). Лучик погладил … (имя ребенка),  приласкал  … (имя ребенка).  Вам приятно и вы чувствуете себя хорошо.

 Дружно потянемся  и на счет «три» откроем глазки.  Вы отлично отдохнули.

  Сделать детскую площадку своими руками

Отдых на море

(фонограмма шум моря)

Мы с вами на берегу моря.  День солнечный, песок теплый мягкий.  Вокруг  тихо, слышен только плеск воды и крики чаек.  Вам дышится легко и свободно . Ласковые волны касаются ваших ног нежно поглаживая их, ласкают ваше тело (пауза-поглаживание детей), поглаживают …  (имя ребенка).

 Вам приятно ощущать свежесть морской воды.  Вы ощущаете свежесть во всем теле: на лбу, лице, спине, животе, руках, ногах. Ваше тело наполняется легкостью.  Вы дышите легко и свободно.  Ваше настроение становится  жизнерадостным, хочется встать  и бежать.  А теперь все потянемся  и на счет «три» откроем глаза.

Вы полны сил и энергии.

Водопад

(фонограмма водопада)

Мы с вами стоим у водопада.  Отличный солнечный день , небо голубое безоблачное.  Легко дышится горным свежим воздухом. Наш водопад необычный, в нем нет воды,  на нас падает белый свет. Мы  с вами стоим под водопадом изумительный белый свет касается головы.   Вот он уже струится по лбу, по лицу, шее.

  Вот уже белый свет  заполнил наши плечи, и они становятся мягкими, расслабленными.  А ласковый белый свет течет  все дальше по груди, по животу. Нежный белый  свет гладит ваши ручки, пальчики. Он течет по ногам, и вы ощущаете себя  спокойно   легко.  А теперь потянемся и на счет «три» откроем глазки.

Волшебный  нежный белый свет наполнил вас силой и энергией.

  Как избавиться от обид

Солнечный зайчик (мое авторское)

(фонограмма звуки природы)

Это игра – релаксационная. С ее помощью снимается мышечное напряжение и дети становятся добрее, мягче, спокойнее.

В игре использованы отдельные позы упражнения «Бэби-йога», «Приветствие Солнцу» и «Благодарение Солнцу».

Взрослый дает детям следующую установку: «Сейчас мы с вами поприветствуем.  Солнце, яркое, золотое. Встаньте на колени, выпрямите спинку в струнку, головку слегка поднимите, руки сложите вместе.  Дышится легко, ровно, глубоко.  Вдох, прогнитесь спиной, поднимите руки вверх – выдох и скажите вместе «Здравствуй, Солнце!».

А теперь ложитесь, представьте, что мы с вами лежим на полянке, на мягкой травке, будем глубоко дышать и отдыхать.

Утром солнышко проснулось,

Оглянулось, потянулось.

Кто там нежится на травке?

Кто со мной играет в прятки?

Вот я с ними пошучу,

Вот я их пощекочу,

Прикоснусь ко лбу,

Трону их за щеки.

Пусть поморщат носик.

Вот я ручек их коснусь,

Под одежду заберусь.

Потянулись, улыбнулись

И все дружненько проснулись.

Встаньте, сложите руки вместе перед собой, плавно поднимаем руки вверх, раскрываем плавно ладошки, как бы берем солнышко в руки, разводим руки в стороны и говорим все вместе «Спасибо, Солнышко!»

Используя такую релаксацию для детей, вы увидите, как горят глаза детей от удовольствия, которое получают они от совместных занятий с взрослыми.

Источник: http://tanyakiseleva.ru/relaksaciya-dlya-detej/

Базовые упражнения для релаксации детям: техника и методика выполнения

Красивая техника релаксации для детей

Упражнения для релаксации в школе и в детском саду важны для формирования эмоциональной стабильности как детей, так и педагогического коллектива. Иными словами — это глубокое мышечное расслабление, благодаря которому снимается психологический стресс.

О системе релаксационных упражнений

Большинство детей теряют душевное равновесие во время учебного процесса. Также у них появляется двигательное беспокойство и повышенная эмоциональность. Почти 78 % детей страдают разными видами неврологических заболеваний.

Потому педагоги должны следить за тем, чтобы дети регулярно выполняли релаксационные упражнения. Одним детям такие занятия помогают расслабиться, а другим сконцентрироваться.

Благодаря специальным игровым приемам можно немного отвлечь детей и снять стресс. Игры не только расслабляют, но и увлекают. Это важный аспект для дальнейшего развития ребенка.

Он не просто машинально выполняет то, что показывает учитель, но и углубляется в заданный образ.

Настрой на релаксацию

Здесь имеется в виду поэтапный переход в состояние расслабления. Это похоже на медитацию, но подано в игровой форме и адаптировано для детей. Настрой состоит из трех стадий:

  1. Ученики ложатся поудобнее и пытаются расслабиться.
  2. Закрывают глаза и мысленно осматривают все части тела.
  3. После этого должны прийти удовольствие, комфорт и расслабление.

Виды настроя на релаксацию

Упражнения для релаксации школьников требуют определенного настроя, который будет способствовать расслаблению.

Среди них некоторые педагоги выделяют следующие:

Учитель предлагает детям представить красивые и веселые воздушные шарики: «Этими шариками являетесь вы. Вас надувают, и вы становитесь легче. Потом вы поднимаете все выше и становится теплее. После того, как почувствовали легкий ветерок, посчитайте до трех и откройте глаза».

«Теплый летний вечер. Вы лежите на траве и вам уютно. С каждым вздохом вы поднимаетесь все выше и выше, пока не приблизитесь к облакам. Вы видите самое пушистое и красивое облако и поглаживаете его». Дети гладят друг друга. На счет 3 все открывают глаза.

Данное упражнение для релаксации дошкольников. Оно идеально подходит в этом возрасте. Дети должны представить, что они лентяи и грациозно нежатся на мягком ковре.

Дошкольники спокойно лежат, а вместе с этим отдыхает и все тело. Потом руки и ноги охватывает приятное тепло. Чувство приятного покоя наполняет все тело. Это упражнение помогает детям восстановить энергию.

Как и в предыдущих упражнениях глаза открываются на счет 3.

«Представьте, что вы стоите возле красивого и бурного водопада. Вас наполняет яркое солнце. Благодаря свежему воздуху дышится легко и свободно. Вы наполняетесь нежным светом, который неутомимо идет по всему вашему телу. Он гладит вам руки и пальцы. После того как вы почувствовали тепло, открывайте глаза».

Упражнения для релаксации в детском саду

Абсолютно все детишки любят игры. Для детей дошкольного возраста такая форма проведения досуга наиболее приемлема. Упражнения можно выполнять когда угодно без дополнительных игрушек или других предметов. Методики бывают абсолютно разными. Подбор зависит от того, в какой возрастной категории находится ребята.

Одним из таких видов досуга является дыхательная гимнастика, которая поможет уснуть во время тихого часа. Упражнения, связанные с дыханием, успокаивают воспитанников. Чтобы эффект был максимальным, дыхательную гимнастику проводят на свежем воздухе. В зимний период также полезно выполнять задания на улице, но если сильный мороз, то лучше остаться в помещении.

Предложите дошкольникам на 10 минут сжать кулаки и напрячь животы. После истечения времени начать расслабление. Эксперты советуют проводить такие занятия в сидячей позе.

Также малышам поможет расслабиться звуковая терапия. Дети будут с удовольствием слушать шум леса, дождя и морского прибоя. Они представляют картину в своем воображении и успокаиваются, у них улучшается настроение.

Для детей старшего дошкольного возраста актуальным занятием будет арт-терапия. Им будет интересно рисовать, что-то конструировать либо лепить фигуры из пластилина.

Как расслабить детей постарше

Упражнения на релаксацию для школьников младших классов помогают детям держать в хорошем тонусе свое эмоциональное состояние. Суть заключается в том, что первоклассник должен уметь самостоятельно успокаиваться после бурной перемены. Здесь важно, чтобы он научился сосредотачиваться на получении новой информации. Аутотренинг и дыхательная гимнастика этому способствуют наилучшим образом.

Глубокий вдох помогает снять возбуждение и переключиться на активный учебный процесс. Медленный вдох носом, а выдох через рот помогут настроиться на получение новых знаний. Спустя 3–5 минут ребенок успокоится и будет вести себя на уроке адекватно.

Чтобы дети всегда были внимательными на занятиях, такие упражнения необходимо проводить ежедневно на протяжении 10–15 минут.

Нервно-мышечная релаксация

Данный вид упражнений разработал Эдмунд Джекобсон, который является ведущим американским неврологом. Мышечные зажимы происходят в результате постоянных стрессов и во время состояния подавленности.

Автор методики утверждает, что эмоциональное состояние и мышечный тонус полностью взаимосвязаны. Потому занятия помогут не только расслабить мышцы, но и привести психоэмоциональное состояние в норму.

Идеально подходит такое упражнение и для релаксации педагога. Важные условия полного расслабления выглядят так:

  • каждое из упражнений выполняется два раза;
  • на вдохе происходит расслабление мышц, а на выходе напряжение;
  • заранее необходимо выбрать любую удобную позу.

Несколько упражнений по Джекобсону для взрослых

Для мышц ног:

  1. Постепенно сгибают и напрягают ноги, а потом расслабляют. Далее нужно на несколько секунд полностью расслабиться. Упражнение повторяют 2 раза.
  2. Вытягивают носки вперед, напрягают их на несколько секунд, а затем расслабляют.
  3. Оторвать ноги от пола на 10–15 см, напрячь и расслабить.

Для мышц рук:

  • Сжимают правую кисть в кулак, а потом напрягают и расслабляют. Потом проводят упражнение левой рукой, а дальше повторяют обеими сразу.
  • Сжимают правую руку в локте и напрягают бицепс. Процесс повторяют левой рукой т обеими сразу, как в предыдущем упражнении.

Также есть упражнения где напрягают, а потом расслабляют живот и спину. Такого эффекта достигают приподниманием таза или грудного отдела позвоночника над полом. Для удобства можно опереться на локти.

Детям подходят такие занятия:

  1. «Сморщенное лицо» — дети морщат по очереди все части лица, представляя, что скушали кислый лимон.
  2. «Пятки-носки» — дети тянут пятки к колену, а потом расслабляют их.
  3. «Черепашка» — дети поднимают плечи к ушам, представляя, что они находятся в панцире.
  4. «Бабочка» — дети сводят и разводят лопатки, представляя, что они порхают как бабочки.
  5. «Дотянуться до облака» — малыши вытягивают руки вверх пытаясь дотянуть их как можно выше, а потом расслабленно опускают их.
  6. «Сосулька» — кисти рук максимально сжимаются, а потом расслабляются.

Родители и педагоги, выполняя с детьми данные задания, должны обязательно хвалить своих маленьких подопечных. Тогда они начнут заниматься усерднее. Это специальные упражнения для релаксации мышц.

Релаксация для агрессивных детей

Детям с повышенной тревожностью проводить процедуры расслабления нужно в первую очередь. Для этого следует заранее выбрать место, где будут проводится подобные мероприятия. Тревожного ребенка нужно тренировать в уютной комнате с красочным интерьером, где его ничего не будет раздражать.

Идеально подходят в этом случае занятия для расслабления мышечной системы. Например, вы можете предложить ребенку моделировать драку, где он якобы поссорился со своим другом и пробует сбросить пар.

При выполнении такого задания кисти ребенка должны быть максимально сжаты в кулаки, а челюсть плотно сомкнута.

Ребенка нужно попросить простоять в «боевой» позе минут 5, а потом предложить вспомнить все хорошие моменты, связывающие его с другом и постараться охладить пыл.

Также у агрессивного ребенка снять стресс поможет мысленная прогулка по лесу, либо по морскому побережью. Для усиления эффекта в этот момент можно поставить расслабляющую музыку, имитирующую пение птиц или шум волн. Можно и просто слушать при этом любимую музыку. Такая релаксация несомненно повысит настроение подопечного.

Дыхательные упражнения для релаксации помогут ему стать намного спокойнее, а уровень агрессии обязательно уменьшится. Глубокие вдохи и выдохи принесут ему умиротворение.

Программа для детей, страдающих заиканием

Ученые доказали, что психика и речь тесно взаимосвязаны между собой. Потому для того чтобы ребенок перестал заикаться, походов к логопеду недостаточно, нужно еще проводить упражнения для релаксации. Для этого необходимо достичь такого эффекта, чтобы ребенок мог снять не только физическое, но и психоэмоциональное напряжение, связанное со стрессами.

Тот, кто заикается, очень сильно напрягает мышцы лица и горца. В результате весь организм не выдерживает, и тогда дитя начинает нечетко выговаривать слова. Потому сначала важно провести упражнения для мышечной релаксации, а потом заняться расслаблением речевого аппарата. В этом большим деле большим помощником будет разучивание скороговорок. Вся работа завершается дыхательной гимнастикой.

Для детей, страдающих ДЦП

Для этой категории детей существует цикл специальных упражнений, которые позволяют ликвидировать мышечную зажатость. Благодаря таким упражнениям дети увеличивают уровень самоконтроля, а также повышают двигательную активность:

  • Одним из таких увлекательных упражнений является специальное задание, которое называется «Давай познакомимся». Ребенок здесь должен сесть на коврик и сделать глубокий вдох, а потом задержать дыхание на несколько мгновений. После окончания развлекательного эксперимента ребенок говорит свое имя и фамилию.
  • «Растущий цветок» являет собой уникальное упражнение, где ученик должен представить себя в роли семени. По сценарию, взрослый садовник поглаживает семя и постепенно выращивает его. Ребенка нужно гладить по голове или по спине. В этот момент у цветка появляются стебли и листья (это тело и руки малыша), а затем добавляются бутоны (здесь кисти должны сжиматься в кулаки). После этого, цветок начинает расцветать и расширяться (ребенок потихоньку встает, разводит руки, растопыривает пальцы).
  • Еще одно упражнение имеет название «Надоедливая муха». Тут представляется ситуация, когда муха села села на лоб, и нужно принимать какие-то меры. Для начала пробуем пошевелить бровями, но муха остается. Она просто пересела. Что делать? Предлагают поморгать глазами либо подвигать челюстью, если муха пересела на подбородок.

Упражнения для релаксации для подростков

Подростковый возраст – один из самых проблемных в школе, поскольку начинается период полового созревания и наблюдается повышенная активность детей во всех сферах.

Из-за этого ребята получают много отрицательных эмоций, а это провоцирует их внутреннее и внешнее напряжение.

Для устранения такого состояния или хотя бы минимизации его воздействия был разработан ряд упражнений для релаксации.

Проблема заключается в том, что часто подростки не проявляют агрессию, а пытаются ее подавить, замыкаются в себе, оставаясь наедине со своими страхами. Такое поведение может вызвать серьезные психические заболевания.

Например, многие подростки чувствуют неуверенность перед публичными выступлениями либо во время самого произношения речи. Потому им рекомендуют заниматься релаксацией, где мысленно проговаривается фраза: «Я спокоен».

Некоторые пытаются курить, пить или употреблять наркотики, утверждая, что это единственный способ, который поможет снять стресс.

На самом деле, они находятся в глубоком заблуждении, поскольку вышеперечисленные привычки пагубно влияют не только на нервную систему, но и на организм в целом.

Потому подросткам необходимо иногда расслабиться на 10–15 минут. Этого бывает достаточно, чтобы почувствовать, как стресс угасает. Также подростков учат критически оценивать свои умения, что поможет в будущем правильно определиться с профессией.

Что дает релаксация

Упражнения на релаксацию для дошкольников и детей старшего возраста — это отличный способ отвлечься от горестей и переживаний. Расслабляющие техники быстро снимают физическую боль и психологическую усталость. Для детей проводить расслабляющие упражнения очень актуально.

И ключевую роль тут играют двигательные упражнения. Во время занятий педагог формирует у своих подопечных позитивный настрой.

Учитель или воспитатель детского сада включает спокойную музыку и говорит успокаивающие фразы: «Вам хорошо, спокойно и приятно. Вы ощущаете комфорт, нежась на теплом морском песочке».

Тексты могут быть абсолютно разными, главное их посыл должен вызывать положительные эмоции.

Вывод

Комплекс упражнений для релаксации полезен не только детям, но и их родителям, а также учителям. Регулярно выполняя релаксирующие упражнения, человек становится более спокойным и устойчивым к стрессовым ситуациям.

В данной статье рассмотрены разнообразные способы релаксации детей, начиная от садика до окончания школы.

Правильное и регулярное их выполнение быстро принесет необходимый результат, а ученики смогут наладить хорошие отношения не только с преподавателями, но и со своими сверстниками.

Все упражнения направлены на полное расслабление эмоциональной системы, а также организма в целом. Для внедрения в жизнь этих методик и повышения их эффективности потребуется участие всего педагогического состава, а также, возможно, и влияние родителей.

Источник: http://fb.ru/article/452000/bazovyie-uprajneniya-dlya-relaksatsii-detyam-tehnika-i-metodika-vyipolneniya

Глава 16. Релаксационные упражнения для тревожных детей

Красивая техника релаксации для детей

Опыт подсказывает, что психологическое переживание умиротворения и покоя связано с расслабленным состоянием тела, а эмоциональное переживание тревоги – с мышечным напряжением. На этом основаны многочисленные способы использования релаксационных упражнений для снижения тревожности.

Прежде чем приступить к освоению приемов релаксации с ребенком, важно создать безопасную обстановку, позаботиться о том, чтобы вас не отвлекали во время занятий. Для релаксации подойдет тихое уединенное место.

Если в комнате находится несколько человек, то все они собрались, чтобы выполнить несколько упражнений для расслабления. В комнате выключен телевизор и вас не прервет телефонный звонок. По желанию можно подобрать подходящую музыку.

Медленная, плавная негромкая музыка оказывает расслабляющее и успокаивающее действие.

Дошкольнику расскажите, что вы предлагаете ему освоить новую игру, в которой нужно будет изображать различных животных, представлять яркие образы или примечать ощущения в своем теле. Детям постарше можно объяснить, что специальные занятия помогут им освободиться от лишнего напряжения.

Релаксационное занятие поначалу длится не менее 5 минут.

Можно предложить несколько вариантов релаксации для малышей. Выберите для начала один из них для регулярных, по возможности ежедневных занятий. После того, как один из вариантов будет освоен и станет привычным, можно поменять способ расслабления.

Предлагаемые способы расслабления для детей активно задействуют образные представления, опираются на фантазию и воображение.

1 вариант. Расслабление через напряжение

Поскольку в естественном состоянии мышцы расслабляются после каждого напряжения, значит, для того, чтобы расслабить скованные мышцы, нужно сначала их хорошенько напрячь. Чередуя напряжение мышцы с ее последующим расслаблением, можно добиться глубокого релаксационного эффекта.

Расслабление мышц шеи и плечевого пояса

Предложите ребенку вообразить себя маленькой черепашкой, которая хочет спрятать голову под свой крепкий защитный панцирь. Нужно посильнее напрячь мышцы затылка и шеи, а плечи поднять вверх.

Черепашка старается изо всех сил спрятать голову под воображаемый панцирь, при этом делает вдох и на мгновение задерживает дыхание. Хорошо! Теперь можно выдохнуть и одновременно отпустить, сбросить напряжение с плеч и затылка.

Повторите упражнение 3-4 раза.

Расслабляем руки, спинку

Силачи поражают наше воображение – крепкими руками гнут железные прутья, разгибают подковы. Предложите ребенку представить себя в этом образе. Согнув руки перед собой, на вдохе, с усилием разогнуть воображаемую подковку. Выдох – расслабляем руки.

Расслабляем живот, мышцы пресса

Чтобы освободиться от избыточного напряжения в области живота, представьте на мгновение, что живот – это плоский камень на дороге. Вам надо напрячь свой живот изо всех сил. Вдохнули – напрягли животик изо всех сил – ух… Выдохнули – отпустили напряжение. Повторите упражнение 3-4 раза.

Расслабляем стопы

Для того, чтобы как следует чувствовать свои ножки, лучше снять обувь. Стоя на полу, попробуйте представить, что под вашими ногами – мягкая, влажная глина. Надавите изо всех сил на стопы так, чтобы «глина» начала проступать между пальчиками ног. Делайте это на вдохе. Вдохнули – надавили сильно-сильно – замерли – и с выдохом отпустили напряжение. Повторите упражнение 3-4 раза.

2 вариант. Направленное внимание

Это релаксационное упражнение лучше выполнять лежа или расположившись в удобном кресле. Упражнение лучше делать с закрытыми глазами, чтобы отстраниться от внешних зрительных стимулов и максимально сосредоточить внимание на ощущениях своего тела.

Важно отметить, что тревожные дети часто опасаются закрывать глаза перед неизвестным, новым для них действием. В этом случае начните упражнение, не закрывая глаз, и вернитесь к полной инструкции при втором, третьем или четвертом исполнении.

Тогда способность ребенка закрыть глаза перед началом упражнения расскажет вам о том, насколько укрепилось его доверие к миру, к вам, к безопасности ваших отношений.

Приступая к упражнению, скажите ребенку, что вы будете называть-описывать определенные части тела, на которые будет направляться его внимание. Таким образом и буди приходить расслабление.

Мягким и спокойным голосом начните описание. Говорите не спеша, делая небольшие паузы между отдельными фразами. «Ты сидишь в кресле (лежишь на кроватке). Твое лицо постепенно расслабляется. Расслабляется лоб. Расслабляются глазки. Расслабляются щеки. Расслабляются губы. Расслабляется подбородок. Твое лицо полностью расслаблено».

«Расслабляется твоя шея. Постепенно расслабляются плечи. Расслабляются лопатки. Расслабляются мышцы спины. Расслабляется поясница. Твоя спина полностью расслаблена».

«Расслабляются твои руки. Расслабляются предплечья. Расслабляются запястья, расслабляются кисти. Расслабляются все пальчики на руках. Руки полностью расслаблены».

«Постепенно расслабляется грудь. Твое дыхание легкое и спокойное. Расслабляется живот. Напряжение уходит. Расслабляются ноги. Расслабляются бедра. Расслабляются колени. Расслабляются голени. Расслабляются стопы. Расслабляются все пальчики на ногах. Твое тело полностью расслаблено».

Завершив описание, сделайте небольшую паузу и продолжите. «Побудь некоторое время в этом расслабленном состоянии. Когда будешь готов – можешь глубоко вздохнуть, как следует потянуться и открыть глаза».

В этом упражнении может изменяться степень детализации в перечислении частей тела, на которые направлено внимание.

Для начала можно ограничиться достаточно краткой формулой, называя самые общие, крупные части тела – лицо, шея, плечи, спина, грудь, живот, ноги; затем постепенно добавлять детали из числа известных ребенку.

Так, чтобы представить, что расслабляется запястье (что очень важно для деток, овладевающих навыками письма), надо знать, что это за часть тела, где она находится.

Внимание ребенка при этом упражнении плавно перетекает по телу вслед за мягким голосом взрослого. При регулярных занятиях накапливается позитивный опыт расслабления.

3 вариант. «Лежа не теплом песке»

Этот способ расслабления связан с использованием воображения. Также предполагается исходное положение лежа. Ребенку предлагают лечь, закрыть глаза, глубоко вздохнуть и прислушаться. Говорите мягко, не спеша.

«Представь, что ты лежишь на теплом песке. Светит ласковое солнышко, согревает тебя своими лучами. Над тобой проносится легкий ветерок. Ты отдыхаешь, слышишь шум прибоя, легкие брызги доносят тебе запах моря. Крики чаек разносятся над волнами».

«Прислушайся к своему телу. Почувствуй позу, в которой ты лежишь, те места, где твое тело соприкасается с опорой. Почувствуй, насколько удобно тебе в этом положении.

Что хотелось изменить для того, чтобы полностью расслабиться? Попробуй неторопливо изменить положение тела, чтобы расслабиться, насколько это возможно. Хорошо. Запомни это ощущение. Представь себя целиком и запомни этот образ».

После паузы предлагаем ребенку глубоко вздохнуть, потянуться и медленно открыть глаза.

Источник: https://chudo-udo.info/trevozhnost-u-detej/4279-glava-16-relaksatsionnye-uprazhneniya-dlya-detej

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.