Культура Древней Греции и Древнего Рима

История. Культура Древней Греции и Древнего Рима: общие черты и различия

Культура Древней Греции и Древнего Рима

История Древней Греции и Древнего Рима, культура этих государств и народов, их населяющих, не перестают привлекать к себе как профессиональных историков и искусствоведов, так и обычных людей, интересующихся достижениями античной цивилизации.

Несмотря на кажущуюся удаленность времени расцвета Греции и Рима от наших дней (Греция была включена в состав Римской республики во II веке до н.э., а Западная Римская Империя пала под ударами германских племен в V веке), основные достижения античности не утратили своей актуальности.

Люди в школе изучают евклидову геометрию, современное право во многом базируется на древнеримских принципах, любой философ начинает выстраивать свои концепции с упоминания Платона и Аристотеля.

Необходимо учитывать, что выделение античной цивилизации, как цельного этапа в истории человечества, базируется на чертах, общих для культуры Древней Греции и Древнего Рима.

О различном же, проистекающем из разного отношения к миру, упоминается вскользь, будто бы это не более чем частный случай проявления одного из общих принципов.

Между тем, особенности культуры Древних Греции и Рима проявились уже в формах государственного устройства: Греция – конгломерат демонстрирующих высокую степень автономности полисов (Афины, Спарта, Коринф), Рим – централизованная республика.

Определение понятия культура

Прежде всего, необходимо определиться с самим понятием культуры. Определение этого термина имеет множество вариантов, зависящих от подхода конкретного исследователя или философской школы.

В самом широком смысле культурой называют все, созданное человеком, используя в качестве синонима определение “вторая природа”. Однако такой подход оставляет в стороне идейную составляющую человеческой деятельности.

В связи с этим в научных трудах вводятся две составляющие культуры: материальная (строения, произведения искусства, костюм) и духовная, в которую входят искусство, наука и образ мыслей.

Это разделение является зыбким, поскольку оба аспекта культуры всегда взаимосвязаны: идейная сфера определяет формы выражения (скульптура, живопись, архитектура), а материальные объекты стимулируют эволюцию мира идей (множество средневековых и ренессансных литературных произведений созданы с явной ориентацией на античные образцы).

В отношении менталитета и образа мыслей общее и особенное в культурах Древней Греции и Древнего Рима кратко определяется отношением к человеку и к миру. Как греки, так и римляне во главу угла ставили человека.

Если хронологически предшествующие им культуры Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Персия) вписывали человека в окружающий мир, причем не как самый главный его элемент, мыслители античной цивилизации предпочитали наделять богов чисто человеческими качествами.

Они способны испытывать чувства, не всегда благородные (гнев, ревность, зависть), совершать мотивированные поступки (в “Илиаде” Гомера боги наравне со смертными участвуют в сражениях) и даже образ их жизни ничем не отличается от того, что вели состоятельные люди.

Пожалуй, главным доказательством близости менталитета греков и римлян является тот факт, что по завоевании Греции римляне полностью восприняли греческий пантеон и мифологию, сохранив лишь имена своих божеств.

При этом есть и серьезное отличие. Греки исследовали мир и решали сложные философские проблемы во многом из чисто умозрительных побуждений. Римляне же сразу зарекомендовали себя как прагматики. Постановка проблемы и поиски методов ее разрешения определялись лишь получением практической выгоды.

Продолжая тему религии, необходимо отметить, что римляне все из тех же практических побуждений населили сверхъестественными силами каждый уголок.

От домашних божеств, ларов и пенатов, охраняющих благосостояние и здоровье членов семьи, римляне дошли до обожествления навозной кучи: бог Стеркул благоприятствовал своевременному и качественному удобрению полей.

Римский практицизм привел к тому, что между человеком и богами установились партнерские отношения: человек приносил жертву, а бог за это должен был выполнить просьбу. Постепенно это вело к обеднению духовной сферы. Вера становилась все более зыбкой, а боги не так уж и часто отзывались на молитвы.

Заимствование соседних культов по мнению римлянина с одной стороны увеличивало могущество Рима, а с другой давало надежду, что чужеземный бог скорее откликнется на просьбу. В связи с этим пантеон становился все шире и в итоге рухнул, под натиском централизованной и детализированной христианской религии.

Воспитание и обучение в античной цивилизации

Для сравнения культуры Древней Греции и Древнего Рима особый интерес представляет процесс передачи знаний и традиционных ценностей от одного поколения к другому.

В этом отношении античная цивилизация тоже сделала шаг вперед в сравнении с древневосточными: если в последних преобладали зубрежка и механическое запоминание правил, то римляне и греки стремились к тому, чтобы ребенок воспринял причины и следствия того или иного процесса.

Различия состояли в объеме знаний. Римский практицизм требовал, чтобы ребенок обладал лишь необходимыми навыками: чтением, письмом, счетом.

Даже впоследствии, когда образовательные программы расширились, целью изучения, к примеру, классических поэтов и ораторов являлась имитациях их стиля, уже зарекомендовавшего себя как успешный.

Греки же стремились к гармонии между интеллектуальным, физическим и музыкальным воспитанием, полагая, что именно в этом состоит красота человека.

Античная культура – Древняя Греция и Древний Рим в этом едины – создавалась и распространялась прежде всего в мужской среде.

Хотя женщины могли играть значительную роль в общественной жизни (известны поэтесса Сапфо, римские императрицы – Агриппина, Мессалина, выдающийся математик Гипатия), целью их воспитания прежде всего ставилось умение вести домашнее хозяйство.

Разумеется, им преподавались элементарные знания – счет, письмо, но интеллектуальные разговоры, занятия философией в обоих государствах долгое время считались чисто мужским занятием.

Античное искусство

Если говорить о культуре древних Греции и Рима кратко, то все ее формы и разновидности сведутся к постулированию человека как центра мироздания. Одного взгляда на произведения росписи и рельефы, к примеру, Древнего Египта, достаточно, чтобы понять: изображался не конкретный человек, а некоторый идеальный образ. Иначе в Греции.

Скульпторы стремились прежде всего придать своему творению портретные сходства с моделью. При этом представления о красоте требовали все же некоторых корректив.

Афинский политический деятель Перикл обладал головой неправильной формы, напоминающей луковицу, именно поэтому скульптор Фидий на всех бюстах этого политика маскировал его дефект шлемом.

При этом греческие мастера стремились к аллегории и символизму. Во многом это связано с тем, что большая часть изображаемых сцен (например, росписи сосудов) бралась из мифологии.

Фигура человека передавалась не в статике, а в динамике: таковы скульптурные изображения некоторых известных атлетов – победителей Олимпийских игр.

В связи с этим греческое искусство открыто миру, находится во взаимодействии с ним.

В сравнении с культурой Древней Греции, Древний Рим больше внимания уделял анализу изображаемого. Греческая пластичность здесь уступает место живописности. Изображения императоров – Нерона, Калигулы, Клавдия – характеризуются реалистическим подходом к их созданию: римский скульптор передает мелкие детали внешности, не стремится к приукрашиванию своей модели.

Особенности архитектуры

Культура античного мира – Древних Греции и Рима – наиболее зримо воплощается в памятниках архитектуры. Греческая открытость миру выражалась в создании построек, по которым можно было перемещаться, не утрачивая связи с окружающей средой.

По большей части культовые и общественные сооружения представляли собой лишь выделенное в мире место, предназначенное для исполнения какой либо функции. Характерная черта античного полиса – наличие агоры, то есть площади, на которой может собраться большое количество людей для обсуждения какого-либо вопроса.

Отсутствие центральных органов управления в привычном смысле слова, полисная организация не требовали специфических зданий.

Рим же, как централизованное государство, неизбежно столкнулся с необходимостью создания инфраструктуры. Постоянный рост числа жителей города требовал возведения общественных сооружений: амфитеатров, цирков, бань, библиотек. Это потребовало введения новых строительных технологий.

Если греки использовали определенное количество колонн, на которых лежат каменные плиты, исполняющие функцию потолка, то римляне применяли бетонную кладку, позволяющую возводить прочное здание за короткий срок.

Воспринятые от греков эстетические категории (например, три ордера – дорийский, ионический и коринфский) очень быстро превратились лишь в декоративный элемент.

При упоминании литературы первое, что вспоминается из истории культуры Древней Греции и Древнего Рима – эпическая поэзия: “Илиада” и “Одиссея” Гомера и написанная в подражание и продолжение им “Энеида” Вергилия.

Возможно, именно в этой сфере в наибольшей степени сказалось влияние культуры Древней Греции на Древний Рим. Оратор Цицерон назвал свои речи против Катилины катилинариями, как прежде греческий оратор Демосфен назвал свои речи по имени македонского царя филиппиками.

От греков же было воспринято искусство театра и драматургия.

Греция имела богатую устную традицию, на базе которой возник эпос. С заимствованием и модернизацией финикийского алфавита оказалось возможным письменно зафиксировать народное творчество.

Римский народ, в силу своей практичности, игнорировал эту область культуры, предпочитая записывать необходимые вещи: значительные события, договоры, речи политических деятелей.

Это предопределило подражательность римского эпоса: создавать нечто оригинальное в условиях взаимодействия с греческой традицией оказалось невозможным. Первые писатели занимались лишь адаптацией классических текстов под римские реалии.

В этом можно усмотреть и положительную сторону. От греков римляне заимствовали историографическую традицию, представленную прежде всего трудами Геродота и Фукидида.

Римское стремление к анализу и скрупулезному описанию деталей привело к тому, что историческая наука распалась на несколько ответвлений. Самостоятельным стало географическое описание (например, “География” Страбона в семнадцати книгах).

Историки же описывали как биографии известных деятелей (“Жизнь двенадцати цезарей” Светония), так и создавали обширные исследования (“История от основания города” Тита Ливия).

Если говорить кратко, культура Древнего Рима и Древней Греции на примере литературы демонстрирует высокую степень взаимопроникновения. Страбон, известный как римский географ, по происхождению был греком, и это касается многих других древних ученых.

Театр

Одним из наиболее значительных достижений античной культуры Древней Греции и Древнего Рима является драматическое искусство. Изначально представления были элементом священного действия во время жертвоприношений Дионису – богу виноделия. Со временем их формы усложнялись и к V веку до н.э.

складываются основные театральные жанры: трагедия (чаще всего на мифологические сюжеты) и комедия (очень рано приобрела жесткую политическую направленность).

О высоком качестве древнегреческой драматургии свидетельствует то, что и поныне трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида и комедии Аристофана продолжают ставиться на сценах ведущих театров мира.

Наличие театральных представлений является общим в культуре Древней Греции и Древнего Рима. Различное же в данном случае проявилось во включении театра в программу празднеств, часто устраивавшихся в Риме.

Постановки осуществлялись после гладиаторских боев или цирковых представлений. В отличие от греческого, римский театр не стал самостоятельным явлением духовной жизни.

На это явно указывает тот факт, что актерская профессия воспринималась римлянином как урон чести и достоинству.

Письменность

Общее и различное в культуре Древней Греции и Древнего Рима достаточно ярко проявилось в способе фиксации знаний. Общим было наличие алфавитного письма, где отдельный знак обозначает отдельный звук, различия же проявились в фонетическом составе речи.

Греки могли обходиться 24 буквами, римлянам же потребовалось 26 (включая те, которые требовались для передачи греческих звуков). Использование легкого способа письма, не требующего много материала, позволило зафиксировать многие достижения науки и искусства.

Научные знания

Сравнение культуры Древней Греции и Древнего Рима было бы неполным без обзора научных знаний в этих обществах. Греки, влекомые любопытством и стремлением во всем разобраться, способствовали дифференциации древней натурфилософии на отдельные научные дисциплины. Особую роль играла математика, в первую очередь – геометрия.

Греки сформулировали принцип золотого сечения и решили ряд сложных задач, пользуясь лишь циркулем и линейкой без шкалы. Вместе с тем отмечается стремление к сакрализации математического знания: Пифагор и его ученики полагали, что в числе заключено знание обо всем мире.

Поэтому они стремились найти особые числа: дружественные, простые, совершенные и так далее.

Римский практицизм не позволял увлечься изысканиями пифагорейцев. Вместо этого ученые занимались более практическими дисциплинами, такими как агрономия, правоведение и филология.

Бытовая культура

Как известно из истории культуры Древних Греции и Рима, мужчины играли преобладающую роль в обществе. К их распоряжению были различные объединения и союзы, где можно было пировать в компании единомышленников, а затем размышлять на сложные темы (особенно ярко это продемонстрировано в “Пире” Платона).

Особенностью культуры Древней Греции и Древнего Рима была сильная патриархальная власть внутри семьи. Она распространялась не только на домочадцев, но и рабов. Выдав опостылевшей жене личные вещи, муж мог отправить ее в родительский дом – это заменяло собой развод.

Римляне стали изобретателями фамилий в современном смысле слова.

При рождении ребенок получал личное имя (их выбор был ограничен, наиболее частые: Марк, Гней, Тиберий, Гай) и родовое имя – прообраз фамилии (Семпроний, Юлий и так далее).

Вольноотпущенники или принятые в виллу богатого человека иноплеменники получали родовое имя хозяина. За особые заслуги человеку присваивалось третье имя. Наиболее известные среди них: Цезарь, Август, Калигула.

Источник: http://fb.ru/article/379875/istoriya-kultura-drevney-gretsii-i-drevnego-rima-obschie-chertyi-i-razlichiya

Курсовая работа: Античная культура Древней Греции и Рима

Культура Древней Греции и Древнего Рима

Тема: Античная культура Древней Греции и Рима

Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии

Тип: Курсовая работа | Размер: 49.76K | Скачано: 114 | Добавлен 28.10.10 в 11:19 | : +12 | Еще Курсовые работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Киров 2010

План:

Введение 3-4

1. Культура Древней Греции 5-25

Крито-микенский период 5-8

Эгейское искусство 8-9

Гомеровский период античности 9-10

Греческая архаика 11-14

Греческая классика 14-21

Период эллинизма 22-25

2. Культура Древнего Рима 26-35

Этруски 26-29

Римская Республика 29-31

Римская Империя 31-35

Заключение 36-38

Список литературы 39

Введение.

Я выбрала эту тему, потому что мне очень хотелось узнать, какая культура была в этом государстве.

Я читала древнегреческие мифы и легенды, и они мне очень понравились, особенно понравились описания храмов, домов и других построек. Также я читала об известных личностях этого государства.

И мне очень хотелось узнать, какие раньше были люди, как одевались, как выглядели, как жили и как выглядели их боги.

Древние народы и цивилизации оставили нам богатое наследство. Античное искусство, родившееся в Древней Греции и Древнем Риме, послужило родоначальником всего последующего западного искусства.

Слово «античный» происходит от латинского «антиквус», что в переводе на русский означает «древний».

Впервые термин «античность» был использован примерно в XV веке в Италии, во время формирования новых настроений эпохи Возрождения.

Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компо­нента имеют в виду, когда говорят об «античном искусстве». Обычно в истории античного искусства придерживаются последовательности — сна­чала Греция, потом Рим. Причем считают искусство Рима завершением художественного творчества античного общества.

В этом есть своя логи­ка: расцвет эллинского искусства приходится на V — IV вв. до н. э., расцвет римского — на I—II вв. н. э. И все же, если учесть, что дата, даже и легендарная, основания Рима — 753 г. до н. э., то можно отнести начало деятельности, в том числе и художественной, людей, населявших этот город, к VIII в. до н. э., т. е.

веку, когда и греки еще не строили монументальных храмов, не ваяли крупной скульптуры, а лишь расписывали в геометрическом стиле стенки керамических сосудов.

Именно поэтому правомерно утверждать, что, хотя древнеримские масте­ра продолжали традиции эллинских, все же искусство древнего Рима — явление самостоятельное, определявшееся и ходом исторических собы­тий, и условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений, свой­ствами характера римлян, и другими факторами.

Римское искусство как особое художественное явление стали изучать лишь в XX в., по существу только тогда осознав всю его самобытность и неповторимость. И все же до сих пор многие видные антиковеды пола­гают, что история римского искусства еще не написана, еще не раскрыта вся сложность его проблематики.

На протяжении всей эпохи античности укреплялось представление об античном искусстве, античной культуре в самом широком проявлении как об идеальном, недостижимом образце для подражания.

Античные греческие и римские произведения привлекали мастеров эпохи Возрождения не только как образчики высочайшего мастерства, но и своей идеологической подоплекой, возвышающей образ человека и утверждающей высочайшую ценность свободы.

Таково было великое мировоззрение античности.

Точкой отсчета начала Эпохи античности принято считать первые Олимпийские игры, проведенные в 776 до н. э. Исчезновение эпохи античности относят к падению Рима в 776 году до нашей эры.

Античную эпоху подразделяют на несколько исторических периодов, каждому из которых была характерна самобытная культура и своеобразное искусство.

Термин “Греция”, “греки” — негреческого (возможно, иллирийского) происхождения; он вошел в обиход благодаря римлянам, которые первоначально обозначали им греков-колонистов в Южной Италии. Сами греки именовали себя эллинами, а свою страну — Элладой (от названия небольшого города и области в южной Фессалии).

Список литературы:

1. Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. Проф. А.Н.Марковой. – М.: ЮНИТИ, 1995

2. Ксенофонт. Греческая история. СПб, 2000

3. История Древней Греции. — Под ред. В.И.Кузищина. М., 2001

4. Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б.Поляка, А.Н.Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

5. История Мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX в.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Под ред. В.И.Уколовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000.

6. Л.Д. Любимов. Искусство Древнего мира. М.: Просвещение, 1980.

Сколько стоит заказать работу?

Бесплатная оценка

+12

Размер: 49.76K

Скачано: 114

Скачать бесплатно

Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу

Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Добавление отзыва к работе

могут только зарегистрированные пользователи.

Похожие работы

Источник: https://studrb.ru/works/entry7433

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.