- Релаксационные игры для детей — Психологос
- «Поймай бабочку»
- «Мороженое»
- «Холодно — жарко»
- «Сорока-ворона»
- «Часики»
- «Согреем бабочку»
- «Зайчик и собака»
- «Лиса»
- «Птичка»
- «Пальчики»
- Игры – «усыплялки», колыбельные
- «Малышам всем спать пора»
- «Усыплялки» для ладошек»
- «Игрушки»
- Другие игры и упражнения для обучения ребенка расслаблению
- Релаксация для детей дошкольного возраста: как научить ребенка вовремя расслабляться
- Мышечная
- Дыхательная
- Звуковая
- Аутотренинг
- Арт-терапия
- Упражнения для релаксации
- От рождения до года
- От 1 до 5 лет
- Старший дошкольный возраст
- В заключение
- Релаксация для детей дошкольного возраста. Музыка для релаксации для детей
- Одна из проблем детского возраста
- Соблюдение правильного распорядка дня
- Физкультура и массаж
- Ароматерапия
- Релаксация
- Значение расслабления
- Принцип мышечной релаксации
- Упражнения на релаксацию
- Применение специального оборудования
- Релаксация и музыка
- Расслабление перед сном
- Упражнения для релаксации школьников и дошкольников
- Виды релаксации
- Релаксационные техники для дошкольников
- Дети до пяти лет
- Упражнения для школьников
- Младшие школьники
- Релаксация для детей дошкольного возраста: эффективные упражнения
- Особенности мышечной и дыхательной техник релаксации
- Правила проведения звуковой релаксации, аутотренинга, арт-терапии
- Специфика упражнений на релаксацию для грудничков
- Техника релаксации для детей в возрасте до 5 лет
- Как научить расслабляться старшего дошкольника?
- 🎬 Видео
Видео:Релаксация по Джекобсону. Инструкция в реальном времени. Как снизить напряжение в телеСкачать
Релаксационные игры для детей — Психологос
Релаксационные игры – это способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста. Маленькие дети нередко находятся в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения.
Виной тому может быть адаптационный стресс, кризис трех лет, усталость.
Предлагаю вашему вниманию релаксационные игры, которые помогут снять психоэмоциональное напряжение у ребенка, создать у него положительные эмоции, успокоят его и наладят сон.
Существуют разные релаксационные игры:
- игры помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела;
- игры помогающие добиться состояния релаксации путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой;
- игры с прицепками – релаксация достигается путем сжимания и разжимания кистей рук с обычной бельевой прицепкой;
- игры «усыплялки», колыбельные.
«Поймай бабочку»
Цель: нервно-мышечная релаксация через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления.
Выполнение: ведущий показывает летящую бабочку, пробует ее поймать – выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно.
Дети повторяют показанные движения. Затем медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.
«Мороженое»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Детям предлагается поиграть в «мороженое». Вы – мороженое, вас только что достали из холодильника, оно твердое как камень, ваше тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, ручки, ножки стали мягкими.
«Холодно — жарко»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение.
Выполнение: Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер, вам стало холодно, вы замерзли, обхватите себя ручками, головку прижали к ручкам – греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер….
«Сорока-ворона»
Цель: снять эмоциональное напряжение.
Выполнение: Дети сидят в парах на стульях, проговаривая слова-потешки, по-очереди массируют друг другу пальчики правой рук, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг другу ладошки.
Сорока – ворона кашу варила,Сорока – ворона деток кормила, Этому дала, и этому дала
И этому дала, и этому дала
А самому маленькому –Из большой мискиДа большой ложкой
Всех накормила.
«Часики»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение через дыхательные техники, создание положительного эмоционального фона. Монотонные движения руками затормаживают отрицательные эмоции.
Проведение: сегодня мы будем с вами часиками. Станьте прямо, ножки слегка расставьте, ручки опустите вниз. Мама часики завела, и они стали тикать: тик-так. Размахивание руками вперед назад.
«Согреем бабочку»
Цель: достичь релаксации достичь релаксации через дыхательные техники.
Ведущий показывает на ладошке воображаемую бабочку, рассказывает, что она замерзла и не может взлететь. Предлагает согреть ее своим дыханием.
Дети дышат на ладошки (дыхательное упражнение: открыть рот и произнести длительный звук «А»). Бабочка согрелась и ее надо сдуть с ладошки.
Дети делают глубокий вдох через нос и выдох через рот (на выдохе вытянуть губы трубочкой, произнести долгий звук «У»).
«Зайчик и собака»
Цель: снять напряжение, развить коммуникативную функцию речи, развивать воображение.
Читается стихотворение и выполняется действие.
Раз, два, три, четыре, пять —
Вышел зайчик погулять (пальцы левой руки показывают «зайчика»).Вдруг охотник выбегает и собачку выпускает.
https://www.youtube.com/watch?v=7pP0Br22v9g
Собачка злая лает (правая рука открывает и закрывает прищепку, изображая, как лает собачка).
Зайчик убегает (левая рука убирается за спину).
«Лиса»
Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи.
Ритмично открывать и закрывать «ротик» прищепки сопровождая действия проговариванием стихотворного текста.
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Ротик открывает, зайчиков пугает.
«Птичка»
Цель: снять напряжение, развивать мелкую моторику рук, развивать коммуникативную функцию речи.
Действия с прицепкой сопровождается текстом.
Птичка клювом повела (рука с прицепкой поворачивается из стороны в сторону),
Птичка зернышки нашла (другая рука показывает ладошку с воображаемыми зернышками),
Птичка зернышки поела (пощипывание прищепкой ладошки),
Птичка песенку запела (прищепку ритмично открывают и закрывают «ротик»-поет. Психолог и дети напевают: ля-ля-ля).
«Пальчики»
Цель: снять напряжение, развивать мелкую моторику рук, развивать коммуникативную функцию речи.
Выполнять движения в такт стихотворению:
Пальчик, пальчик шевелись: И согнись, и разогнись. Шевелиться вам не лень
Час, и два, и целый день.
Игры – «усыплялки», колыбельные
Такие игры оберегают от чрезмерных впечатлений и эмоций, накопленных за день, успокаивают, увещевают. И даже лечат, ведь недаром слова некоторых колыбельных напоминают заговоры целительниц, «изгоняющие болезни и горести». Спокойная мелодия колыбельной способствует замедлению пульса, расширению сосудов, упорядочиванию мозговых ритмов.
Необходимо сопровождать «усыплялку» или колыбельную поглаживанием ручек, ножек, спинки, волос. Все эти действия нужны для того, чтобы выработать у детей условный рефлекс на засыпание. Если педагог делает это правильно, то дети буквально на глазах расслабляются, быстро отходят ко сну. Впоследствии они засыпают, едва педагог начинает напевать или проговаривать.
Дети, приученные отдаваться потоку образных представлений, станут спать глубоким, крепким сном. Будет у малыша продолжительный спокойный сон – будет и здоровье. Вот почему так много внимания испокон веков уделяется ритуалу отхождения ко сну.
Чтобы использовать «усыплялки» и колыбельные как способ релаксации, не обязательно уметь петь, можно задушевно и ласково проговаривать.
Детские колыбельные на .
«Малышам всем спать пора»
Цель: подготовка ко сну, снять напряжение с основных мышечных групп тела малыша.
Педагог читает колыбельную, сопровождая поглаживанием каждого ребенка.
Нашим пальчикам спать пора, Нашим ручкам спать пора, Нашим глазкам спать пора, Нашим ножкам спать пора, И животику спать пора, Спинке тоже спать пора,
Малышам всем спать пора.
«Усыплялки» для ладошек»
Цель: подготовить ко сну, снять отрицательные эмоции и напряжение с рук.
Дети лежат в кроватках, педагог проговаривает слова, сопровождая их движением.
Устали наши ладошки, хотят отдохнуть немножко (показать ладони, несколько раз расслабленно встряхнуть ими).
Они собирали игрушки (показать как собирали невидимые игрушки).
С мамой лепили плюшки (полепить из невидимого теста).
С бабулей варили кашку (перемешивать невидимую кашку).
Рвали в саду ромашки (сорвать несколько раз).Кидали хлебные крошки
Воробушкам на дорожке (собирать пальцы горсткой, перебирая ими, кидая не видимые крошки).
Устал наши ладошки,
Пускай отдохнут немножко (сложить ладони одну на другую, расслабить руки).
«Игрушки»
Цель: подготовить ко сну, снять напряжение.
Дети в кроватках, педагог настраивает детей на сон.
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать, Слоник тоже хочет спать, Хобот опускает слон, Видит сладкий, дивный сон.
Наши детки тоже спят, Тихо носики сопят. Мягкие подушки Согревают ушки. Глазки закрываются,
Сказки начинаются.
Другие игры и упражнения для обучения ребенка расслаблению
Зачем и как играть в ролевые игры с детьми 3-7 лет
Дети-дошкольники обязательно должны ежедневно играть в ролевые и сюжетно-ролевые игры. Ролевая игра…
Психологические игры для детей (Татьяна Образцова)
Книга «Психологические игры для детей», которую мы предлагаем читателям, представляет собой своеобра…
Детские игры, которые лечат
Болезни – штука неприятная. Особенно детские. Дети очень не любят лечиться, поэтому, как только перв…
Значение игры для развития дошкольника
Лет двадцать назад большинство детей шли в школу, не умея ни читать, ни писать, ни считать. Всему эт…
Игры для детей при заболеваниях дыхательной системы
Цель. Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сом…
Игры для повышения самооценки ребенка
Для достижения успеха в этом деле необходимо, чтобы взрослый сам видел достоинства ребенка, относилс…
Игры и игрушки в развитии интеллекта и креативности ребенка
О важности игры и игрушки в жизни ребенка так много сказано и так много написано, что убеждать кого-…
Игры на разных стадиях развития ребенка
Случаи устранения страхов у детей посредством игрыПиаже, основывая свою таксономию игры на собственной теории когнитивного развития, утверждал, что на…
Примеры начнем с девочки 3 лет, с которой произошла удивительная для родителей метаморфоза. Обычно г…
Видео:Техника релаксации - аутогенная тренировка по Шульцу (при стрессе, бессоннице, неврозах) ASMR голосСкачать
Релаксация для детей дошкольного возраста: как научить ребенка вовремя расслабляться
Методы релаксации, используемые при занятиях с детьми дошкольного возраста, основаны на игре. Дыхательные упражнения можно провести в любой момент, почувствовав, что чадо после активной игры не может успокоиться, а расслабляющий массаж сделать непосредственно перед тихим часом, помогая погасить двигательную активность.
Мышечная
Эмоциональное перевозбуждение приводит в тонус мышцы, а напряжение мускулатуры не дает полноценно заниматься умственной деятельностью. Эти закономерности детально описал американский врач Э. Джекобсон.
Разработанная им методика достаточно проста и основана на анатомических особенностях: обязательной смене напряжения мышцы расслаблением.
Практика активно применяется для дошкольников до сих пор, так как упражнения просты, доступны и не требуют дополнительных условий или инвентаря.
https://www.youtube.com/watch?v=zFL9YFq_mwE
Упражнения на мышечную релаксацию задействуют мышцы рук, ног, пресса, груди и спины. На 10-15 минут ребенку предлагается сжать кулачки или напрячь живот, а затем «отпустить» это состояние и прочувствовать его. По возможности ребенок должен находиться в удобной полулежащей позе, но при необходимости небольшое занятие можно провести в любой обстановке.
Дыхательная
Дыхательные упражнения вызывают не только изменения эмоционального состояния, но и влияют на химический состав крови. Сосредоточение на процессе дыхания позволяет переключиться с занимающего разум объекта возбуждения, в то время как глубокий вдох насыщает кровь кислородом. Снижение содержания адреналина, происходящее таким образом, позволяет расслабиться и успокоиться.
Для применения техники дыхательной релаксации не обязательно выбирать конкретное время или место. Естественно, пешеходная дорожка вдоль оживленной трассы не подойдет для выполнения упражнений, но аллеи городского парка будет достаточно.
Дома можно принять удобную позу на диване или в мягком кресле и максимально расслабиться. Десятиминутный блок дыхательной гимнастики вернет ясность ума и способность воспринимать новую информацию.
Такая же релаксация для детей ускорит засыпание вечером и в тихий час.
Звуковая
Звуковая или акустическая релаксация взрослыми применяется подсознательно. Любимые треки успокаивают, поднимают настроение и работоспособность. Физики объясняют влияние определенного набора частот подстройкой клеток организма к звуковым волнам.
Дошкольникам не рекомендуется прослушивание электронной музыки. Это касается даже игрушек. Естественные звуки, издаваемые металлофоном или свистулькой, не агрессивны по отношению к детской психике, чего нельзя сказать о большинстве игрушек на батарейках. В качестве музыки для релаксации детей дошкольного возраста оптимально подойдут акустические композиции, имитирующие звуки природы:
- дождь;
- шум леса с птичьими трелями;
- морской прибой.
Аутотренинг
Основа методики аутотренинга — самовнушение. «Примеряя» на себя образ спокойного человека мы невольно им становимся. Мысленный приказ коже ощутить касание мягкой травы или теплого песка вызывает эмоции, переживаемые при реальных ощущениях. Дети, активно поддерживающие любую игру, способны достаточно быстро вжиться в образ.
Основное условие успешности аутотренинга для дошколят — использование понятных ребенку ассоциаций. Задача представить морской пляж вызовет недоумение у малыша, не видевшего моря, а предложение мысленно поплавать может даже напугать ребенка, испытывающего боязнь воды.
Арт-терапия
Рисование, лепка, конструирование с детьми выполняют сразу несколько задач. Кроме прививания группы навыков, арт-терапия оказывает влияние и на стабилизацию нервной системы.
Даже отказывающийся изначально заниматься ребенок через несколько минут погружается в творчество.
Воздействие на психику оказывают и созерцание предлагаемых к воспроизведению объектов, и тактильные ощущения от применяемых материалов.
Преследуя цель успокоить ребенка, достаточно грамотно подобрать объекты и цвета. Из предлагаемых комплектов карандашей стоит убрать черный, бордовый, алый. Оптимальные сюжеты: морское дно, зимние и лесные пейзажи, не подразумевающие применения агрессивных оттенков.
Упражнения для релаксации
Выбор методики релаксации для конкретного возраста должен учитывать возможности ребенка и его склонности.
От рождения до года
Акустическая релаксация рекомендована мамочкам еще до рождения малыша. Те же приемы можно использовать и для грудничков. Мелодии детских песенок в акустическом переложении и звуки природы помогут уснуть и привлекут внимание раскапризничавшегося карапуза.
Цветовая гамма детской должна успокаивать, пастельные тона и голубо-зеленая гамма влияют умиротворяюще. Перед отходом ко сну у ребенка аккуратно изымаются яркие и громкие игрушки.
https://www.youtube.com/watch?v=bWHezhmbQZQ
Мышечный тонус помогут снять упражнения с большим мячом. Имитация плавания и прыжков вызовет необходимые для последующей релаксации сокращения мышц. Массаж стоп и кистей позволит быстрее расслабиться.
От 1 до 5 лет
Эта возрастная группа способна воспринимать любые методы релаксации. Их симбиоз усилит эффект процедуры. Рисование под музыку или аутотренинг под звуки прибоя помогут быстрее избавиться от стресса, как и чередование физических упражнений с дыхательными. Блок занятий на релаксацию может выглядеть таким образом:
- Ребенку предлагается представить ссору и напугать соперника страшной позой: оскал, сжатые кулаки и напряженные ноги. Через минуту необходимо «простить» соперника и с улыбкой помахать ему рукой. Повторяется 3-4 раза.
- После драки надо отдохнуть. Ребенок должен представить поход с костром и шашлыками. В положении лежа с закрытыми глазами он глубоко дышит носом, представляя ароматы хвои, реки или вкусной пищи. Перед обедом это упражнение будет особенно актуально.
Старший дошкольный возраст
Научить ребенка контролировать свое психоэмоциональное состояние необходимо до поступления в школу. К первому классу он уже должен уметь успокоиться после перемены самостоятельно. Наиболее актуальны дыхательные упражнения и аутотренинг.
Сосредоточиться и переключиться на мыслительный процесс помогут глубокий медленный вдох через нос и выдох через рот. Переключиться с двигательной активности поможет мысленный спуск на парашюте. Необходимо представить прыжок, зависание и медленное приближение к земле. В момент мысленного касания земли ребенок практически готов к занятиям.
В заключение
- Умение расслабляться — важное условие полноценного развития ребенка. Не стоит рассчитывать, что этот навык появится быстро, разовое упражнение действия практически не окажет. Залог успешности занятий на релаксацию в повседневной работе;
- Выделяя несколько раз в день по 10-15 минут для упражнений с дошкольником, можно исключить многие свойственные этому возрасту проблемы.
Видео:Медитация для детей | Звёздочка | РелаксацияСкачать
Релаксация для детей дошкольного возраста. Музыка для релаксации для детей
Дом и семья 22 декабря 2014
Современный ритм жизни, стрессовые ситуации, возникающие на работе и в семье, часто приводят человека к плохому настроению и перенапряжению. Результатом такого состояния нередко становится депрессия.
Для того чтобы избежать такой ситуации, психологи советуют научиться расслабляться. При этом рекомендуется использовать различные средства медитации и релаксации. С взрослыми все ясно.
А что делать в том случае, если перевозбужден и перенапряжен маленький ребенок, которому сложно успокоиться после активного общения и игр?
Одна из проблем детского возраста
Нервная система у ребенка весьма далека от совершенства. Особенно это касается малышей до трех лет. Детям указанного возраста сложно осуществлять контроль над процессами торможения и возбуждения нервной системы. Этим можно объяснить неспокойный младенческий сон, а также проблемы с успокоением после активных игр. Прежде всего, это относится к легковозбудимым детям.
Соблюдение правильного распорядка дня
Существуют различные способы, позволяющие успокоить легковозбудимого ребенка. Одним из них является организация режима бодрствования и сна. Активных детей порой сложно уложить в постель по определенному графику.
В такой ситуации важно создать для малыша условия определенного дневного ритма. Все приемы пищи, а также прогулки важно проводить в одни и те же часы. Кроме того, в период, который предшествует отдыху, не должно быть активных занятий.
Только тогда чадо привыкнет к определенному режиму.
Физкультура и массаж
О пользе этих двух составляющих знают все. Однако применить в повседневной жизни массаж и физкультуру зачастую ленятся либо попросту забывают. Спорт особенно важен при воспитании активного ребенка.
Благодаря физической культуре кроха интеллектуально развивается. Спорт воспитывает в нем личность.
Маленьким деткам весьма полезны чередования упражнений физических и интеллектуальных или их гармоничное сочетание.
https://www.youtube.com/watch?v=JstOqB8lXB4
Важен для ребенка и расслабляющий массаж. Зная технику таких манипуляций, при воздействиях на определенные точки можно определенным образом управлять эмоциональным состоянием малыша.
Особенно чудодейственной силой обладает массаж стопочек. Их следует разминать с приложением небольших усилий и «рисовать» на них восьмерочки.
Главное — найти тот момент, когда ребенок будет лежать, а не пытаться убежать в поисках какого-либо занятия.
Ароматерапия
Запахи обладают огромной силой. Одни из них способны воодушевить, другие, напротив, огорчить. Ароматы воздействуют на обоняние ребенка так же, как и на организм взрослого человека. Однако не все успокаивающие вещества подойдут для маленького человечка.
В детской практике применяют эфирные масла мелиссы и ромашки, шалфея и розы. Но и при их использовании требуется соблюдение осторожности. Так, не следует наносить неразведенные масла непосредственно на кожу ребенка, особенно если ему нет еще трех лет.
Наиболее безобидным способом применения таких средств являются аромалампы.
Релаксация
Загруженность современных дошкольников порой поражает воображение. Они посещают детский сад, различные кружки и спортивные секции.
Получая большое количество информации, дети устают как физически, так и эмоционально. При этом им везде нужно успеть. Нагрузки, которые испытывает детский организм, отрицательно влияют на его здоровье.
Именно поэтому в работе с дошкольниками используются упражнения на релаксацию. Что это такое?
Релаксация пришла к нам из-за рубежа. В 30-40-х годах прошлого века технику мышечной релаксации разработал и применил психолог из Америки Э. Джекобсон, а также врач-невропатолог из Германии И. Шульц.
В основе данной методики лежит уже давно доказанный наукой факт того, что существует определенная взаимосвязь между нашим телом и разумом. Известно, что в стрессовом состоянии у человека повышается тонус мышц. При этом существует и обратная связь. Снятие психического напряжения возможно при снижении мышечного тонуса.
Это и есть релаксация. Она бывает как непроизвольной, так и произвольной. Второй вид релаксации возможен при выполнении определенных упражнений.
Значение расслабления
Что такое релаксация для детей? Это самый лучший способ снятия напряжения (нервного, физического и психического), а также расслабления, что позволяет ликвидировать фактор раздражения.
Весьма полезна релаксация для детей. После выполнения специальных упражнений ребенок становится спокойным и уравновешенным. Он начинает лучше осознавать свои чувства.
Упражнения для релаксации для детей играют большую роль. Малыши начинают контролировать собственные действия и эмоции, а также овладевают своими чувствами.
Расслабление позволяет маленькому человечку сконцентрировать внимание и снять возбуждение.
Упражнения для релаксации для детей рекомендуется выполнять всем дошкольникам. Но особенно они важны для тех, кто подвержен частым заболеваниям, а также тревожен, возбудим и гиперактивен.
Упражнения на мышечные расслабления проводятся психологами, работающими с детьми. Такие занятия являются элементом оздоровительного курса. Но в то же время простая игровая релаксация для детей может быть использована воспитателями или родителями.
Расслабление в таком случае вызывается специальными игровыми приемами, каждый из которых, как правило, имеет образное название (это способно увлечь детей). Малыши выполняют упражнения на расслабление, не только копируя движения воспитателя. Детки перевоплощаются и входят в заданный им образ.
Новые игры способны заинтересовать ребенка, что позволяет ему хорошо расслабиться. Эффект от занятия заметен сразу по спокойному выражению лица, ритмичному и ровному дыханию и т. д.
Релаксация для детей дошкольного возраста чрезвычайно важна. Ежедневные упражнения, включенные в режим дня, позволяют добиться более спокойного и уравновешенного состояния. У детей устраняется повышенная раздражительность и злость, излишняя тревожность и страхи, а также напряженность.
Принцип мышечной релаксации
На чем основан метод Э. Джекобсона? Принцип данной релаксации довольно прост. Он основан на способности мышц расслабляться после сильного напряжения.
Такая релаксация для детей дошкольного возраста доступна в самой простой игровой форме. Упражнения предусматривают попеременное напряжение различных групп мышц.
При этом весьма эффективно достигается расслабление всего тела, что благотворно действует на организм.
https://www.youtube.com/watch?v=_LQb2TAbhco
Разработано много комплексов упражнений, при помощи которых проводится релаксация для детей дошкольного возраста. Расслаблять можно мышцы лица и плечевого пояса, корпуса и шеи. Как правило, берут одно-два упражнения из определенного блока. На то, чтобы выполнить весь комплекс, отводится по пять-семь минут.
Упражнения на релаксацию
Для того чтобы эмоционально разрядить ребенка, предложите ему различные игры. Ниже можно ознакомиться с описанием некоторых из них.
- «Игра с песочком». Ребенок должен сесть на стульчик, упершись в его спинку. Он должен представить себе, что находится на берегу речки с сыпучим и прохладным песком. Малыш, закрыв глаза, на глубоком вдохе должен словно набрать его в кулачок. Пальцы необходимо как можно крепче сжать. В таком положении ребенок должен посидеть некоторое время. При выдохе воображаемый песок необходимо медленно «высыпать» на колени. По окончании упражнения руки следует «уронить» вдоль туловища.
- «Дудочка». Это упражнение позволит малышу расслабить мышцы лица. Ребенок должен представить себе, что держит в руках дудочку. Для «игры» на инструменте малышу необходимо предложить набрать как можно больше воздуха в легкие, а затем вытянуть губы трубочкой и произносить длинный звук «у-у-у».
- «Солнечный зайчик». Выполнение этого упражнения также способствует расслаблению лицевых мышц. Малыш должен представить, что лучик солнца «гуляет» по его личику. Сначала яркий «зайчик» прыгает на его глазки – их нужно зажмурить. Потом лучик перебирается на щечку, лобик, носик, рот и подбородок. Этого игривого «зайчика» малышу нужно ласково погладить.
- «Сосулька». При выполнении данного упражнения достигается релаксация мышц всего тела. Взрослый предлагает малышам представить себя в роли сосульки, закрыв глаза и встав с поднятыми вверх руками. В такой позе следует находиться одну-две минуты. Затем детям предлагается представить, как медленно тает сосулька, согретая теплыми солнечными лучами. При этом следует расслабить кисти рук, а после этого мышцы шеи, плеч, туловища и ног. Одновременно могут быть применены тексты для релаксации. Для детей такая «игра» будет наиболее интересна. Так, во время выполнения данного упражнения воспитателю предлагается произносить следующие слова: «Под крышей нашего дома сосулька висит. Солнышко пригреет, она растает и упадет».
- «Прогулка». При выполнении данного упражнения дети рассаживаются на стулья. Для напряжения мышц они должны приподнять ноги и, не касаясь пола, «побегать» и «походить». И в это время могут быть использованы тексты для релаксации. Например:
Собрались мы погулять. Поскорей, не отставать!
Все немного побежали, ножки наши подустали.
Мы недолго посидим, ну а после поглядим.
Применяемые тексты для релаксации должны помочь малышу в создании необходимого образа, что позволит ему наиболее эффективно расслабиться.
Применение специального оборудования
С самого раннего возраста каждый ребенок знаком с мячом. Этот предмет служит ему для игр и развлечений. В настоящее время производителями предлагается достаточно широкий выбор мячей, разнообразных по качеству, размеру и цвету.
Сравнительно недавно на потребительском рынке появилось новое предложение — мяч-фитбол, диаметр которого может оставлять от 45 до 70 сантиметров. С его помощью проводится релаксация для детей дошкольного возраста. С мячом-фитболом малыши начинают заниматься уже с четырех-пяти лет.
При этом могут быть использованы программы, производящие оздоравливающий эффект. Основной целью выполняемых упражнений является:
- укрепление опорно-двигательной системы;
- улучшение двигательной функции суставов;
- создание крепкого мышечного корсета.
Все это, в свою очередь, позволяет развить эмоционально-волевую и интеллектуальную сферу ребенка. В применяемом комплексе упражнений могут быть и такие, которые способствуют расслаблению и релаксации. Например, ребенок садится сбоку от мяча, обнимает его левой или правой рукой и кладет на него голову. Такую позу следует зафиксировать на десять-пятнадцать секунд.
https://www.youtube.com/watch?v=RWVunl5j5QQ
Релаксация для детей дошкольного возраста может быть выполнена и при помощи попеременного напряжения и расслабления мышц. Ребенок должен сесть на пол, максимально прижав, а также обхватив руками и ногами мяч. Такое положение необходимо сохранить на протяжении восьми-десяти секунд. Затем ребенок должен расслабиться.
Релаксация и музыка
В настоящее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные формы нарушения психоэмоциональной сферы. Причиной этому становится ограничение круга общения дошкольников и сосредоточение их на компьютерах и телевизорах.
Неоценимую помощь в деле воспитания малыша и улучшении его психического здоровья оказывает музыка. Еще древние знахари отметили ее способность излечить человека от различных недугов.
Например, звуки скрипки поднимают настроение, флейта может помочь при кашле, а мелодии альта устраняют неврозы.
Музыка обладает поистине фантастическим умением регулировать психоэмоциональное состояние ребенка. Она помогает преодолевать ощущения дискомфорта, выражающиеся страхом, неуверенностью, растерянностью и боязнью. Способствует этому и музыка природы.
Релаксация достигается при прослушивании шелеста листьев и пенья птиц, шума дождя и журчания ручья. Эти звуки избавляют малыша от беспокойств и страхов. Они дарят ему уверенность и хорошее настроение. Специалисты рекомендуют сочетать спокойные мелодии и звуки природы.
Релаксация при этом наиболее эффективна.
Расслабление перед сном
Маленькие дети любят слушать сказки. Зачастую родители читают их перед сном. Однако не всегда это помогает быстро уложить ребенка. Малыш начинает высказывать предположения и задавать множество вопросов. Для того чтобы этого не происходило, нужны особые расслабляющие сказки.
Релаксация для детей дошкольного возраста перед сном проводится именно с ними. Такие сказки не имеют никаких смысловых нагрузок. Сюжет их довольно прост и весьма понятен для ребенка. Сказочный персонаж в таких историях всегда должен хотеть спать и в конце крепко засыпать. Голос рассказчика — монотонный и плавный.
Это успокаивает и расслабляет малыша. Он отключается от окружающего и засыпает.
Придумать релаксационную сказку совсем не сложно. Следует только соблюдать некоторые правила:
- ребенок должен хорошо знать главного персонажа сказки и любить его;
- текст истории составляется с применением простых предложений;
- важны повторы слов, способствующие покою и расслаблению;
- в конце сказки главный герой должен обязательно уснуть;
- голос рассказчика обязательно должен быть тихим.
Если одну и ту же релаксационную сказку рассказывать много раз, то у ребенка выработается условный рефлекс, позволяющий ему быстро и спокойно уснуть. Намного эффективнее расслабление наступит под умиротворяющую мелодию, а также под звуки природы.
Все вышеперечисленные рекомендации помогут «бороться» даже с очень активными малышами. Важным моментом при этом является внутреннее состояние взрослого человека, которое непременно чувствует любой ребенок.
Источник: .ru
Видео:Релаксация: быстрый способ снять тревожность, панику, стресс! Мышечная релаксация по ЯкобсонуСкачать
Упражнения для релаксации школьников и дошкольников
Многие люди рассматривают релаксацию как один из способов отдыха, приравнивая её к медитации. Хотя на самом деле релаксация имеет широкий спектр показаний, а при правильном применении она оказывает мощный исцеляющий эффект на тело и психику человека. Люди, которые умеют расслабляться, лучше переносят стрессовые ситуации и обладают большей гибкостью мышления.
Виды релаксации
Методов и техник расслабления существует великое множество. Релаксация зачастую применяется для оказания психологической помощи различным категориям граждан.
Современные психологи имеют в профессиональном арсенале большое количество упражнений медитативного и релаксационного характера, ведь навыки саморегуляции помогают в короткие сроки восстановить психологические и физические ресурсы человеческого организма. Кроме того, релаксационные техники доступны не только взрослым, но и детям.
Выделяют следующие основные виды релаксации:
- По времени. Кратковременная, сменяемая напряжением, и долговременная, которая происходит во время гипноза, сна, при фармакологических воздействиях.
- По способу выполнения. Ментальная (образная) и мышечная.
- По происхождению. Первичная, возникающая естественным путём после физических нагрузок, и вторичная (вызвана целенаправленно).
- По глубине. Поверхностная релаксация, которую приравнивают к короткому отдыху и глубокая, длящаяся от 20 минут и более, оказывая при этом целебное воздействие на организм.
- По скорости возникновения. Пролонгированная, предполагающая длительные тренировки и систематическое использование, и экстренная (срочные методы при острой необходимости).
- По масштабности воздействия. Дифференцированная (локальная) предполагает расслабление отдельных мышечных групп и общая (тотальная).
Для максимальной эффективности психотерапевтических методов применяют сочетание сразу нескольких видов релаксации.
Релаксационные техники для дошкольников
Релаксационные упражнения проводятся под спокойную музыку.
При регулярном выполнении этих упражнений ребёнок становится более уравновешенным, спокойным и лучше понимает свои чувства. В результате этого он овладевает навыками саморегуляции, контролируя свои действия и эмоции.
Дети до пяти лет
Эта возрастная категория воспринимает практически любые методы релаксации. Избавиться от стресса помогают чередование дыхательных и физических упражнений, аутотренинг под звуки леса или рисование под музыку.
https://www.youtube.com/watch?v=xxNoRF2V1ro
Блок упражнений для детей постарше может выглядеть следующим образом. Ребёнку нужно представить ссору, напугав соперника устрашающей позой: кулаки, напряжённые ноги и оскал. Через минуту нужно улыбнуться сопернику, помахав ему рукой. Повторить несколько раз, после чего отдохнуть.
Другой сценарий релаксации выглядит так: в положение лёжа ребёнок должен представить, к примеру, костёр и жарящиеся шашлыки. Глаза при этом необходимо закрыть и глубоко дышать носом, представляя аромат вкусной пищи и лесные запахи. Это упражнение особенно актуально перед обедом.
Упражнения для школьников
Упражнения на релаксацию для младших школьников и подростков помогут детям справиться со стрессом на учебе, спокойнее переносить трудности, а так же стать более учидчивыми и вдумчивыми.
В некоторых зарубежных и отечественных школах, например, для детей практикуются комнаты отдыха.
Младшие школьники
Для маленьких детей подойдут следующие недолгие и несложные упражнения. Их можно практиковать как в школе, так и дома:
- Поза морской звезды. Ребёнок должен закрыть глаза и чётко представить любимое место отдыха, где ему всегда безопасно и хорошо. Пусть он мысленно делает там всё, что ему нравится, получая при этом массу приятных впечатлений. Релаксировать нужно 2−3 минуты. В конце тренинга нужно открыть глаза, несколько раз потянуться и глубоко вздохнуть.
- Муха. Это упражнение предназначено для расслабления мышц лица. Пусть ребёнок примет удобное сидячее положение: голова и плечи опущены, руки лежат на коленях. Мысленно нужно представить муху, которая пытается сесть на его лицо (глаза, лоб, рот, нос). Его задачей будет согнать назойливое насекомое, не открывая глаз.
- Лимон. Руки лежат на коленях ладонями вверх, глаза закрыты, голова и плечи опущены. Требуется представить, что сжимаете лимон в правой руке, чтобы медленно выжать из него весь сок. После этого нужно порелаксировать, запомнив свои ощущения. То же самое нужно повторить с левой рукой, а затем с двумя руками одновременно.
- Воздушный шар. В положении стоя с закрытыми глазами нужно поднять руки вверх и набрать полную грудь воздуха, представив себя большим воздушным шаром. Задержите дыхание на вдохе и напрягите все мышцы тела. Представьте, что шар прокололи, и начинайте медленно выпускать воздух, расслабляя при этом мышцы тела поочерёдно начиная с пальцев рук и заканчивая ногами. Упражнение выполняется до ощущения полного состояния покоя.
- Сосулька или мороженое. В положении стоя закройте глаза и поднимите руки вверх, представив себя сосулькой или мороженым. Зафиксируйте эту позу на несколько минут. Затем представьте, что от солнечного тепла вы медленно начинаете «таять» начиная с кистей рук и заканчивая ногами. Запомните состояние расслабления, выполняя это упражнение до полного успокоения.
- Чтобы быстро снять психоэмоциональное напряжение, можно сделать 20−30 прыжков на месте или столько же приседаний. Этот метод широко используют спортсмены и артисты перед ответственными выступлениями.
Видео:Видеоурок. Как снять напряжение: техники эмоционального и физического расслабленияСкачать
Релаксация для детей дошкольного возраста: эффективные упражнения
Взрослые, считающие жизнь дошколят простой и безоблачной, серьезно недооценивают уровень нагрузки, которая ложится на детский организм в физическом и эмоциональном плане. Объем информации, полученной всего за один день, способен спровоцировать серьезный стресс, вот почему правильная релаксация для детей является одним из обязательных пунктов в распорядке дня.
Всего несколько минут интересных, простых и эффективных занятий обеспечат малышу хорошее настроение, поднимут уровень его интеллекта, снизят риск нервного срыва.
Дети еще не способны самостоятельно снимать накопившийся стресс, который постепенно накапливается и требует выхода.
Если активный и доброжелательный карапуз стал быстро уставать, потерял интерес к любимым занятиям, мучается от бессонницы и начинает капризничать без причины, необходимо срочно подобрать для него оптимальный вариант релаксации.
Особенности мышечной и дыхательной техник релаксации
Независимо от типа используемых упражнений, для детей дошкольного возраста все занятия должны проводиться в формате игры. Действия, направленные на расслабление мышц, лучше проводить непосредственно перед тихим часом.
Это позволит погасить двигательную активность ребенка и улучшить качество сна.
Дыхательную технику можно использовать в любой обстановке, каждый раз, когда кажется, что ребенок не может самостоятельно успокоиться после просмотра интересной передачи или активной игры.
- Мышечная релаксация. Может подразумевать проведение массажа или непосредственно самостоятельные действия малыша. Благодаря многолетним наблюдениям ученым удалось доказать, что мышечные волокна, находящиеся в тонусе, не позволяют полноценно заниматься умственной деятельностью. Простые и доступные упражнения обеспечивают быстрое расслабление мускулатуры, при этом наличие специального инвентаря не всегда обязательно. Хороший эффект достигается путем сжимания и разжимания кулачков, напряжения и расслабления мышц живота.
Совет: Полный комплекс манипуляций лучше проводить в расслабленной лежачей позе, в течение 10-15 минут. Чтобы быстрее достичь желаемого результата, необходимо обеспечить ребенку соответствующую обстановку. Это подразумевает чуть приглушенный свет (зашторенные окна), тихую музыку.
- Дыхательные упражнения. Правильное проведение комплекса мероприятий позволяет добиться изменения состава крови у ребенка дошкольного возраста, что и приводит к его успокоению. Глубокий вдох не только насыщает кровь кислородом, но и способствует отвлечению малыша от тревожащих мыслей, объекта возбуждения. На фоне снижения уровня адреналина происходит полное расслабление и успокоение. Оптимальным вариантом для проведения манипуляции станет тихая комната, но при желании приемы подхода можно использовать в спокойном парке, на пустынной детской площадке. Всего 10 минут простых упражнений в определенной последовательности позволят вернуть ребенку ясность мышления, он опять сможет воспринимать новую информацию. Этот же подход позволит быстрее успокоить ребенка перед сном или тихим часом.
Арсенал эффективных упражнений в данных сферах насчитывает десятки вариантов. Нужно только выбрать подходящие и соблюдать технику их выполнения.
Правила проведения звуковой релаксации, аутотренинга, арт-терапии
Взрослые люди подсознательно применяют акустическую или звуковую релаксацию для собственного успокоения. Они ставят любимые треки, которое отвлекают от проблем, расслабляют, настраивают на нужный лад. На детей дошкольного возраста музыка влияет не менее выражено, главное, правильно ее подобрать:
- Это не должны быть электронные треки.
- Лучше отказаться от столь популярных сегодня музыкальных игрушек на батарейках. Они издают слишком резкие и раздражающие звуки, негативно влияющие на состояние детской психики.
- Звуки, издаваемые всем забытыми свистульками или металлофоном, намного естественнее и не ассоциируются у детей с чем-то агрессивным.
- Оптимальным вариантом для релаксации дошкольников любого возраста считаются акустические композиции, имитирующие звук накатывания волн на берег, шум дождя или леса с птичьим пением.
Вопреки распространенному мнению, дети очень хорошо воспринимают различные аутотренинги. Активно включаясь в любую игру, они с удовольствием попробуют спроецировать на себя спокойный образ.
Так, путем самовнушения, они быстро успокаиваются и достигают максимальной степени расслабления.
Главное, в момент занятия использовать понятные и знакомые малышу термины (не «морской бриз», а «легкий ветерок»).
Арт-терапия является одной из самых востребованных техник релаксации среди детей дошкольного возраста. Они с удовольствием рисуют, лепят, конструируют. При этом выполняется сразу несколько задач:
- Стабилизируется состояние нервной системы.
- У ребенка развиваются творческие способности и нужные навыки.
- Удается задействовать не только зрительные функции малыша, но и тактильные.
- Если хочется добиться быстрого и максимального расслабления, нужно правильно подбирать создаваемые сюжеты, подбирать неагрессивные цвета. От черного, алого и бордового лучше отказаться. Детей быстрее всего успокаивает создание лесных и зимних пейзажей, морского дна.
Стоит учесть, что, если ребенок категорически отказывается от выполнения упражнений по одному из приведенных направлений, необходимо убедиться, что его ничего не беспокоит в физическом плане. Ни одна из техник релаксации не поможет, когда малыш просто плохо себя чувствует.
Специфика упражнений на релаксацию для грудничков
Звуковую технику рекомендуется использовать еще в период беременности, ведь научно доказано, что дети в утробе матери с определенного срока все прекрасно слышат. Необходимо учесть, что груднички довольно быстро начинают различать цвета, поэтому окружение для них нужно подбирать соответствующее.
https://www.youtube.com/watch?v=kKSnIotvIeM
Пастельные оттенки из зеленой или голубой палитры быстро успокоят раскапризничавшегося младенца. А вот яркие, вибрирующие или громкие игрушки за час до сна нужно убирать. Что касается физической активности, то мышечное напряжение можно быстро снять с помощью упражнений на фитболе.
Больше всего детям нравится имитация плавания, прыжков, раскачивания. Они вызывают сокращения мышц, предусматривающие их дальнейшее расслабление. Массаж стоп и кистей завершит комплекс действий, позволив быстро и без капризов уложить малыша.
Техника релаксации для детей в возрасте до 5 лет
В возрасте от 1 года до 5 лет можно использовать все перечисленные методики расслабления. Их сочетание только повысит эффективность подхода.
Например, сначала можно порисовать под мелодичную музыку или заняться аутотренингом под шум дождя. Если напряжение слишком сильное, то сначала стоит попробовать что-то из физических упражнений и дыхательной гимнастики.
Главное, не забывать, что для ребенка все это должно быть игрой. Занятие строим примерно так:
- Предлагаем малышу представить, что его кто-то обидел и он должен напугать противника, скорчив страшную рожицу, сжав кулаки, крепко встав на ноги.
- Примерно через минуту можно «простить» противника, улыбнуться ему, помахать рукой. Для большего эффекта блок из двух упражнений повторяется до 3-4 раз.
- После «победы» полагается отдохнуть на лесной лужайке под пение птиц. Чем больше описаний ситуации услышит малыш, тем лучше (горит костер, варится уха, пахнет елками).
При этом нужно понимать, какой цели мы пытаемся достичь. Если нужно просто успокоить ребенка и «нагулять» ему аппетит перед обедом, то включаем описания еды. Когда требуется усыпить малыша, выбираем наименее активные побочные действия, которые навевают сон (солнышко зашло, звери уснули, костер погас).
Как научить расслабляться старшего дошкольника?
В 5-6 лет психоэмоциональному состоянию ребенка нужно уделять повышенное внимание, иначе у него будут проблемы с контролированием своего поведения в коллективе. Научившись базовым дыхательным упражнениям, он сможет самостоятельно восстанавливаться после перемены и настраиваться на учебный лад. Для большего эффекта к ним нужно подключать аутотренинг.
- Делаем глубокий и медленный вдох через нос, полный выдох через рот.
- Представляем прыжок на парашюте, медленный и плавный спуск, парение в воздухе.
- К моменту «прикосновения» ног к земле малыш должен полностью успокоиться.
Во всех случаях работать нужно регулярно и последовательно, только в этом случае выработается привычка, необходимая для закрепления нужных навыков и их последствий.
На это могут уйти месяцы, причем, дети не всегда повторяют одни и те же упражнения с большой охотой.
Со стороны родителей требуются безграничное терпение, бурная фантазия, желание общаться с ребенком, возможность уделять данному направлению хотя бы по 10-15 минут в день.
🎬 Видео
Нервно-мышечная релаксация по Джекобсону при стрессе, напряжении | психолог Ольга Ахметова | ASMRСкачать
Техники расслабления: как организовать здоровый и крепкий сон ребенку?Скачать
Прогрессивная мышечная релаксация по ДжекобсонуСкачать
10 УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ МОЗГА | НЕЙРОГИМНАСТИКА | СаморазвитиеСкачать
Долгая спокойная детская музыкаСкачать
Эти Упражнения Для Глаз вернут вам 100 зрениеСкачать
Прогрессивная мышечная релаксация | Управляемая медитация и звуки для расслабления | BetterSleepСкачать
Глубокий РЕЛАКС / Поэтапное РАССЛАБЛЕНИЕ от волнения, нервного напряжения и для СНА. * ,,ПОЭРА” .Скачать
НЕРВНО-МЫШЕЧНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ ПО ДЖЕКОБСОНУ 🌟 ПОЛНАЯ АУДИОЗАПИСЬСкачать
Нейропсихологические упражненияСкачать
Нежная колыбельная мелодия для малышей + Пение птиц для детского снаСкачать
1 простое ДЫХАНИЕ от давления, тревоги, волнения и панических атак.Скачать
Нежный и крепкий СОН, глубокий релакс и успокоение нервной системыСкачать
Аутогенная Тренировка по Шульцу 🌷 Расслабление при Напряжении Стрессе Бессоннице 😴 6 УпражненийСкачать
ДИНАМИЧЕСКОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ по Джекобсону. Снимаем напряжение в телеСкачать