Монастыри русской православной церкви в России

Содержание
  1. Численность монастырей и храмов
  2. Численность монашествующих в 1825-1914 гг.*
  3. Из каких сословий выходило монашество (на примере 1843 г.)*
  4. Количество образованных монахов (на примере Донского монастыря, данные за 1907–1908 и 1910–1911 гг.)*
  5. Количество монастырских больниц в 1841-1914 гг.*
  6. Количество монастырских богаделен в 1841-1914 гг.*
  7. Количество храмов, архиереев, священников, диаконов, монастырей и насельников в 1914-2000 гг.*
  8. 3.4. Наиболее известные монастыри Русской православной церкви в России и на Украине
  9. 3.5. Зарубежные православные центры, монастыри и храмы рпц
  10. 3.6. Христианские святыни и Святая земля
  11. 10 самых известных монастырей России
  12. Свято-Введенская Оптина пустынь
  13. Новодевичий женский монастырь
  14. Кирилло-Белозерский монастырь
  15. Валаамский монастырь
  16. Александро-Невская Лавра
  17. Спасо-Преображенский мужской монастырь
  18. Серафимо-Дивеевский монастырь
  19. Псково-Печерский монастырь
  20. Смотреть ещё на Putidorogi-nn.ru:
  21. Действующие монастыри России
  22. Женские монастыри России, куда можно приехать и пожить
  23. Покровский монастырь
  24. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
  25. Свято-Петропавловский женский монастырь
  26. Крупнейшие православные монастыри России
  27. Троице-Сергиева Лавра
  28. Псково-Печерский монастырь
  29. Валаамский монастырь
  30. Самые знаменитые монастыри России
  31. Оптина пустынь
  32. Новодевичий монастырь в Москве
  33. Александро-Свирский монастырь
  34. Ставропигиальные монастыри России
  35. Донской мужской монастырь
  36. Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
  37. Самый древний монастырь в России
  38. Самые отдаленные монастыри России
  39. Монастыри России с чудотворными иконами
  40. Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь
  41. Пещерные монастыри России
  42. Троицкий Сканов монастырь
  43. Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае
  44. 📽️ Видео

Видео:XVII ВЕК. ПАТРИАРХ НИКОН. ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ. Русская История. Исторический ПроектСкачать

XVII ВЕК. ПАТРИАРХ НИКОН. ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ. Русская История. Исторический Проект

Численность монастырей и храмов

ГодМужские монастыри**Женские монастыриВсего монастырей
182537799476
1840435112547
1850464123587
1860477136613
1870445154599
1880450168618
1890496228724
1900503325828
19145504751025

[*] РИО. СПб., 1902. Т. 113, кн. 1; Преображенский И. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840/41 по 1890/91 гг. СПб., 1901; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1900 год. СПб., 1903. Прил.; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания за 1914 год. Пг., 1916.

[**] В том числе архиерейские домы.

Численность монашествующих в 1825-1914 гг.*

ГодМонахиПослу­шникиМона­хиниПослу­шницыИтого
1825372720151882345611080
1840512232592287458315251
1850497850192303623018530
1860564855542931766921802
18705750571032261141226098
18806481290247591407128213
18907189552373062026840286
190085788090100823153358283
19141184594851728356016

[*] РИО. СПб., 1902. Т. 113, кн. 1; Преображенский И. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840/41 по 1890/91 гг. СПб., 1901; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1900 год. СПб., 1903. Прил.; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания за 1914 год. Пг., 1916.

Из каких сословий выходило монашество
(на примере 1843 г.)*

Сословия и социаль­ные группыМужское попол­нение (кол-во чел.)Женское попол­нение(кол-во чел.)
Духовенство133 (51%)19 (20%)
Дворянство19 (7,3%)15 (15,7%)
Отставные нижние чины2 (0,7%)
Разночинцы34 (13,1%)25 (26,3%)
Купечество и мещанство54 (20,6%)19 (20%)
Лица солдатского звания1 (1%)
Вольноотпущенные3 (1,1%)8 (2,1%)
Крестьяне14 (5,4%)14 человек (14,7%)
Всего монашествующих25995
Итого 354

[*] Извлечение из отчета обер–прокурора Св. Синода за 1843 г. СПб., 1844. С. 19–20.

Количество образованных монахов (на примере Донского монастыря, данные за 1907–1908 и 1910–1911 гг.)*

Образо­ваниеКол-во чел.
Высшее образование1
Среднее образование (в том числе незаконченное)4
Духовная училище4
Сельская школа3
Городское приходское училище1
Домашнее образование и неграмотность23
Всего монашествующих36

[*] П. Н. Зырянов. Русские монастыри и монашество в XIX-начале XX века (из книги «Монашество и монастыри в России XI-XX века»), М., 2002.

Количество монастырских больниц в 1841-1914 гг.*

ГодЧисло больницКоличество мест
1841377232
1851435500
1861464739
18714771086
1881445990
18914501386
19005032027
19145502698

[*] Преображенский И. Указ. Соч. Всеподданнейший отчет обер–прокурора Св. Синода… за 1900 год. То же за 1914 год.

Количество монастырских богаделен в 1841-1914 гг.*

ГодЧисло богаделенКоличество мест
184121363
185119438
186123709
187136687
1881511050
1891731606
19001231774
19141692252

[*] Преображенский И. Указ. Соч. Всеподданнейший отчет обер–прокурора Св. Синода… за 1900 год. То же за 1914 год.

Количество храмов, архиереев, священников, диаконов, монастырей и насельников в 1914-2000 гг.*

ГодХрамы и молитве­нные домаАрхи­ереи, свяще­нники и диаконыМонастыри и насельники
191454923 хр., 23593 час.130 арх., 53234 свящ., 15694 диак., 48987 псал.1025 мон., 94629 нас.
191778767 хр. и час.130 арх., 120 тыс. свящ., диак. и псал.1256 мон.,107035 нас.
19413732 (количество действующих православных храмов сильно увеличилось (более чем на 3 тыс.) в 1939 г. за счет террито­риальных приобретений СССР)28 арх., 5665 свящ. и диак.64 мон., 5100 нас.
19451024341 арх.104 мон., 4632 нас.
19461054462 арх., 9254 свящ. и диак.101 мон.
19471409266 арх., 9617 свящ. и диак.99 мон., 4668 нас.
19481432970 арх., 11846 свящ. и диак.85 мон., 4632 нас.
19491447773 арх., 11835 свящ. и 1280 диак.75 мон., 4787 нас.
19501427371 арх., 11571 свящ. и 1664 диак.75 мон., 4748 нас.
19511386769 арх., 11093 свящ. и 1152 диак.70 мон., 4766 нас.
19521374065 арх., 11093 свящ. и 1161 диак.62 мон., 4639 нас.
19531350865 арх., 12089 свящ. и диак.60 мон.
19541342265 арх., 11912 свящ. и диак.59 мон., 4481 нас.
19551337666 арх., 10863 свящ. и 1064 диак.57 мон., 4487 нас.
19561341765 арх., 12185 свящ. и диак.57 мон., 4564 нас.
19571343071 арх., 11122 свящ. и 1095 диак.57 мон., 4661 нас.
19581341473 арх., 11010 свящ. и 1086 дьяк.56 мон., 4706 нас.
19591332473 арх., 10835 свящ. и 1077 диак.56 мон., 4649 нас.
19601300811407 свящ. и диак.42 мон., 3724 нас.
1961115728252 свящ. и 809 диак.33 мон., 3048 нас.
19621014922 мон., 2185 нас.
1963858073 арх., 7236 свящ. и 748 диак.16 мон.
1964787316 мон.
1965755116 мон., 1500 нас.
1966752316 мон.
196774816694 свящ. и 653 диак.16 мон., 1400 нас.
1969736916 мон., 1303 нас.
1970733816 мон., 1273 нас.
1971727475 арх., 6234 свящ. и 618 диак.16 мон., 1200 нас.
197371506180 свящ. и диак.16 мон.
1975706258 арх., 5994 свящ. и 594 диак.16 мон.
197616 мон.
1981700716 мон.
1985680674 арх.17 мон.
1986679474 арх.17 мон., 1500 нас.
1988689374 арх., 6674 свящ. и 723 диак.22 мон., 1190 монашествующих
1989100006893 свящ.51 мон.
19901111092 арх.57 мон.
199112000ок. 10000 свящ. и диак.117 мон.
19931411312013 свящ. и диак.260 мон.
199415985136 арх., 12841 свящ. и 1402 диак.289 мон.
199517000337 мон.
199718000146 арх., 17000 свящ. и диак.390 мон.
19981900017500 свящ. и 2275 диак.487 мон.
200019417164 арх., 17500 свящ. и 2300 диак.545 мон.

[*] Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 2010.

Дополнительная информация:

Видео:Как война расколола церковьСкачать

Как война расколола церковь

3.4. Наиболее известные монастыри Русской православной церкви в России и на Украине

1. Свято‑Троицкая Сергиева лавра,ставропигиальный мужской монастырь.Основана Сергием Радонежским в 1337 г.(Московская область).

2. Свято‑Троицкий Серафимо‑Дивеевскийженский монастырь в Дивееве (Нижегородскаяобласть), основан в XVIII в. В монастырепокоятся мощи Серафима Саровского,который служил в нем.

3. Спасо‑Преображенский Соловецкийставропигиальный мужской монастырь,основан в XV в. (Соловецкие острова).

4. Свято‑Боголюбский мужскоймонастырь, основан в 1155 г. княземАндреем Боголюбским (Владимирскаяобласть). Один из старейших монастырейРоссии.

5. Спасо‑Преображенский Валаамскийставропигиальный мужской монастырь(Карелия). После своего возрождения в1989 г. обитель живет по Валаамскомууставу.

6. Свято‑Введенская Оптина пустынь,ставропигиальный мужской монастырь,где покоятся святые мощи оптинскихстарцев (г. Козельск Калужской области).

7. Кирилло‑Белозерский мужскоймонастырь (Вологодская область).

8. Свято‑Успенская Киево‑ПечерскаяЛавра, ставропигиальный мужской монастырь(Украина, Киев).

3.5. Зарубежные православные центры, монастыри и храмы рпц

Греция:

—  Святая гора Афон на полуостровеХалкидики, здесь расположены пятьглавенствующих монастырей: лавра Св.Афанасия, Ватопеди, Иверон (Иверский),Хилендари (Хиландар) и Св. Дионисия.

НаСвятой горе расположен монастырь Св.великомученика Пантелеймона, принадлежащийРПЦ. Этот монастырь занимает 19‑еместо в иерархии святогорских монастырей.В конце XIX в.

в монастыре жили более1000 монахов, сейчас — около 50;

—  г. Патры, здесь покоятся нетленныемощи св. Андрея Первозванного;

—  остров Эвия (Эвбея), где покоятсямощи св. Иоанна Русского Священника.

Остров Кипр:

—  храм Лазаря с гробницей и святымимощами; — колонна Бичевания апостолаПавла; — катакомбный храм Св. Соломонии.

Сербия и Черногория:

—  церковь Николая Чудотворца(XII в.); — монастырь Студеница(XII в.); — церковь Св. Петра (XII в.).

Болгария:

—  церковь Св. Софии;

—  собор Александра Невского;

—  церковь Св. Пантелеймона.

Италия:

—  в г. Бари находится русский храм,где покоятся мощи Николая Чудотворца;

—  в г. Амальфи покоятся мощи св.апостола Андрея.

Франция:

—  в г. Сен‑Дени покоятся мощи св.Дионисия;

—  в г. Туре покоятся мощи преподобногоМартина Турского;

—  в г. Эльзасе покоятся мощи св. мученицВеры, Надежды, Любови и Софии.

https://www.youtube.com/watch?v=uWhbFQYVa6k

Культовые места на территории современногоЕгипта:

—  на Синайском полуострове находитсямонастырь Св. Екатерины, где покоятсяее нетленные мощи.

3.6. Христианские святыни и Святая земля

Центрами православного христианстваявляются Иерусалим, Вифлеем, Назарет иВифания. Вифлеем расположен в несколькихкилометрах южнее Иерусалима, Вифания- восточнее. Назарет находится в 100 кмк северу от Иерусалима, недалеко отзнаменитого Галилейского моря.

Паломники,прибывающие в Святую землю, вначаленаправляются в Вифлеем, где посещаютхрам Рождества Христова. В стене храмаустроена ниша, выложенная мрамором, вкоторой находятся ясли, где по преданиюлежал младенец Иисус. В Вифании дляпосещения туристов открыты фундаментдома и надгробная плита могилы Лазаря,воскрешенного Иисусом.

Духовнаязначимость паломничества в Назаретзаключается в посещении того места, гдеИисус рос и позже обрел учеников средирыбаков.

Безусловно, центром привлеченияпаломников является Иерусалим. ВИерусалиме расположен ряд объектовкульта, имеющих огромное значение.Прежде всего, это Гефсиманский сад,который явился свидетелем душевных мукИисуса Христа.

В Гефсиманском садурастут восемь старых оливковых деревьев,посаженных еще во времена Иисуса. Здесьже расположена базилика СтрастейГосподних, внутри которой — скалаСтрастей Господних.

Обычно паломникипростираются ниц перед этой скалой,молятся и вспоминают страсти Господаперед тем, как его схватили римскиестражники.

Все паломники, прибывающие в Иерусалим,проходят по Пути Скорби 14 остановок,связанных с последними часами жизниИисуса:

—  Иисус приговорен к смерти;

—  Иисус берет свой крест;

—  Спаситель падает в первый раз;

—  Иисус встречает свою Мать;

—  Симон Киринейский помогает Иисусунести крест;

—  Вероника утирает платком лик Христа;

—  Иисус падает во второй раз;

—  Спаситель проповедует женщинамИерусалима;

—  Иисус падает в третий раз;

—  с Христа снимают одежды;

—  пригвождение к кресту;

—  Иисус Христос умирает на кресте;

—  тело Спасителя снимают с креста;

—  тело Иисуса Христа кладут во гроб.

На каждой из 14 остановок паломникиостанавливаются для молитв и размышлений.В конце Крестного пути находится ХрамГроба Господня. Это уникальное сооружениестоит там, где имели место события,связанные с распятием, погребением ивоскресением Иисуса Христа. Храм ГробаГосподня посещают паломники‑христианевсех направлений — католики, православные,монофизиты, ариане, несториане,протестанты, копты.

Христианский паломнический туризмимеет особое значение в жизни общества:

1) духовно‑просветительская роль(во время поездки паломники узнают обистории мест, которые они посещают, ихроли в духовной жизни России; знакомятсяс особенностью проведения богослужения,наследием святых, старцев);

2) Общеобразовательная роль (монастыриявлялись и являются культурнымиисторическими центрами, на территориимногих расположены музеи, отражающиежизнь и обычаи различных историческихэпох);

3) миссионерская роль (поездки посвятым местам способствуют воцерквлениюмногих ранее нерелигиозных людей);

4) благотворительная роль (во времяпаломнических туров паломникамиосуществляется благотворительнаяматериальная помощь и денежныепожертвования).

Специализированные туристские фирмыпредлагают различные паломническиетуры. Особой популярностью и спросомпользуются туры в Израиль.

Видео:Мир Приключений - Валаамский монастырь. Фильм1 из цикла "Святыни Русской Православной Церкви"Скачать

Мир Приключений - Валаамский монастырь. Фильм1 из цикла "Святыни Русской Православной Церкви"

10 самых известных монастырей России

Соловецкий мужской монастырь – независимая обитель Русской православной церкви. Находится она в Белом море на Соловецких островах. Основание монастыря приходится на 40-е годы XV ст.

, когда преподобный Зосима со своим товарищем облюбовали Большой Соловецкий остров в качестве места жительства. Такой выбор он сделал не случайно – преподобному привиделась церковь небывалой красоты.

Распознав свой сон как знак свыше, Зосима приступил к строительству деревянного храма с приделом и трапезной. Его возведением он чествовал Преображение Господне. Через небольшой промежуток времени Зосима и Герман выстроили церковь.

С появлением этих двух построек, ставших в дальнейшем основными, и началось обустройство монастырской территории. Впоследствии архиепископом Новгородским обители был выдан документ, подтверждающий ее извечную собственность на Соловецкие острова.

Свято-Введенская Оптина пустынь

Свято-Введенская Оптина пустынь – это ставропигиальный монастырь, служителями которого являются мужчины-иноки. Его создателем был разбойник Опта, или Оптия, который в конце XIV в. раскаялся в содеянных поступках и принял иночество.

Как священнослужитель он был известен под именем Макарий. В 1821 г. при обители был обустроен скит. В него заселялись так называемые пустынники – это люди, проведшие много лет в полном уединении. Наставником монастыря был «старец».

Со временем Оптина пустынь превратилась в один из ведущих духовных центров. Благодаря многочисленным пожертвованиям ее территория пополнилась новыми каменными зданиями, мельницей и земельными угодьями.

Сегодня монастырь считается историческим памятником и имеет иное название – «Музей Оптина пустынь». В 1987 г. он вошел в список объектов Русской православной церкви.

Новодевичий женский монастырь

Новодевичий женский монастырь, возведенный в XVI в., в то время располагался на Самсоновом луге. Ныне эта местность называется Девичьим полем. Соборный храм при монастыре строился по подобию Успенского собора – «соседа» Московского Кремля. Монастырские стены и башни сооружались в XVI – XVII вв.

В целом архитектура обители передает стиль «московское барокко». Своей известностью монастырь обязан семейству Годуновых. Здесь до избрания на царствование вместе со своей сестрой Ириной проживал Борис Годунов.

Ирина Годунова приняла постриг с именем Александра и проживала в отдельных палатах с деревянным теремом. В конце XVI ст. территория монастыря пополнилась каменными стенами и дюжиной башен. Своим видом они напоминали кремлевские постройки (в стенах стояли квадратные башни, а по углам – круглые).

Их верхние части были отделаны зубцами. Сегодня Новодевичий монастырь совмещает и музей, и обитель.

Кирилло-Белозерский монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь раскинулся на берегу Сиверского озера. Своим появлением он обязан преподобному Кириллу, основавшем его в 1397 г. Строительство начиналось с обустройства кельи-пещеры и установки над нею деревянного креста.

В том же году состоялось и освещение первой святыни – ею был деревянный храм, отстроенный во имя Успения Пресвятой Богородицы. К 1427 г. в обители числилось около 50 монахов. В первой половине XVI в.

у монастыря начинается новая жизнь – в него на богомолье стали регулярно съезжаться все московские вельможи и цари. За счет их богатых пожертвований иноки быстро застроили обитель каменными постройками. Ее главной достопримечательностью считается Успенский собор. Появившийся в 1497 г.

, он стал первым каменным зданием на Севере. Разнообразным архитектурным изменениям монастырский комплекс подвергался до 1761 г.

Валаамский монастырь

Валаамский монастырь – ставропигиальное учреждение Русской православной церкви, занявшее острова Валаамского архипелага (Карелия). Первые упоминания о нем встречаются в летописях XIV в. Так, «Сказание о Валаамском монастыре» информирует о дате его основания – это 1407 г.

Уже через пару столетий в обители проживало 600 душ монахов, однако из-за многократных вторжений шведских войск остров стал приходить в упадок. Еще через 100 лет территория монастыря начала заполняться келейными корпусами и вспомогательными помещениями.

Но главными постройками монастырского двора являлись Успенская церковь и Спасо-Преображенский собор. Желая сотворить из собственной обители Новый Иерусалим, валаамские подвижники использовали при обустройстве ее участков названия периода Нового Завета.

За годы своего существования монастырь претерпевал множество изменений, и поныне он остается одним из привлекательных исторических памятников России.

Александро-Невская Лавра

Александро-Невская Лавра заложена в 1710 г. в месте соединения реки Монастырки с Невой. Решение о ее строительстве было принято самим Петром I, пожелавшим увековечить на этой местности победу над шведами в 1240 и 1704 гг. В XIII в.

с полчищами шведов воевал Александр Невский, поэтому за благие дела перед Отечеством он впоследствии был канонизирован.

Построенный в его честь монастырь в народе прозвали Александровым храмом, и с его сооружения началось расширение территории Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря, или Лавры. Примечательно, что монастырские корпуса располагались «покоем», т.е.

в форме буквы «П» и украшались по углам церквями. Озеленение двора представляло собой сад с цветником. Главным праздником Лавры признан день 12 сентября – именно в эту дату в далеком 1724 г. были перенесены святые мощи Александра Невского.

Троице-Сергиева Лавра основана в первой половине XIV ст. преподобным Сергием Радонежским, сыном обедневшего дворянина. По замыслу священнослужителя монастырское подворье обустраивалось в виде четырехугольника, в центре которого над кельями высился деревянный Троицкий собор. Ограждением обители служил деревянный тын. Над вратами располагалась небольшая церквушка, чествующая св.

Дмитрия Солунского. Позднее такой архитектурный план переняли все остальные монастыри, что подтверждало мнение о том, будто Сергий являлся «начальником и учителем всех монастырей на Руси». Со временем у Троицкого собора появилась Свято-Духовская церковь, здание которой объединяло в себе храм и колокольню («иже под колоколы»). С 1744 г. величественный монастырь переименован в Лавру.

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь – иноческая обитель в Муроме, основанная князем-страстотерпцем Глебом. Получив город в удел, он не желал селиться среди язычников, поэтому принял решение об обустройстве княжеского двора выше течения Оки.

Выбрав подходящее место, Глеб Муромский выстроил на нем свой первый храм – так он увековечил имя Всемилостивого Спаса. Позднее он дополнил его монашеской обителью (помещение использовалось в целях просвещения муромского народа). Согласно летописи, «монастырь Спаса на бору» появился в 1096 г.

С тех пор в его стенах побывали многие священнослужители и чудотворцы. Со временем на территории обители появился Спасский собор – через его возведение Иван Грозный увековечил дату взятия Казани. Для обустройства помещения нового храма царь выделил иконы, церковную утварь и литературу, одежду для служителей.

Покровский храм с палатами, пекарней, мукосейней и поварней был построен во второй половине XVII в.

Серафимо-Дивеевский монастырь

Серафимо-Дивеевский монастырь – женская обитель, основанная во 2-й половине XVIII ст. На собственные средства матушки Александры сначала был заложен фундамент Казанской церкви.

Ее освящением по мере окончания строительства занимался Пахомий – мастер, известный сооружением Саровской пустыни. Помещение церкви было оборудовано 2 приделами – во имя архидиакона Стефана и Святителя Николая. Затем в Дивеево появились Троицкий и Преображенский соборы.

Последний сооружался на солидные пожертвования, ведь в его конструкции впервые применялся железобетон (ранее такой материал при строительстве святынь не использовался). Но главным храмом здесь считается Троицкий собор, в котором покоятся мощи Серафима Саровского.

Все желающие получить благодатную помощь и исцеление специально собираются у раки с мощами преподобного.

Псково-Печерский монастырь

Псково-Печерский монастырь основан в 1473 г., когда состоялось освящение Успенской церкви, выкопанной в песчаном холме преподобным Ионой (она располагалась у ручья Каменца).

За первые 500 лет своего существования обитель пережила много разных нехороших событий, и лишь при игумене Дорофее она познала период расцвета. Уже в 20-е годы XVI в. была благоустроена и расширена церковь Успения, появились другие храмы и здания разнообразного назначения.

Строительными работами заведовал государев дьяк Мисюрь Мунехин. Для устройства обители он не жалел никаких средств, поэтому после смерти и был похоронен в пещере при монастыре (ранее миряне здесь не покоились). Следующий период расцвета монастыря пришелся на годы служения в нем игумена Корнилия.

При нем обитель стала известной, как никогда ранее. Благодаря средствам богомольцев, стекавшихся на подворье потоками, некогда убогая обитель пополнялась угодьями, вотчинами и драгоценными вкладами.

Смотреть ещё на Putidorogi-nn.ru:

Видео:Преследования священников, гонения и поддержка СВО. Как война изменила Русскую православную церковьСкачать

Преследования священников, гонения и поддержка СВО. Как война изменила Русскую православную церковь

Действующие монастыри России

Действующие монастыри России – это не только культурное достояние мирового значения, но и важный институт православия, где рождается особая энергетика, основоположные учения святых чудотворцев.

В обителях старцы и монахи молятся за грешные души всего мира. Побывать в действующих монастырях России – это не просто насладиться древними храмами и иконами, каждый может прикоснуться к удивительной жизни святых и вобрать в себя каплю чудесной, монастырской энергетики.

После распада СССР многие монастыри снова возобновили свою работу, некоторые восстановлены позднее силами прихожан. Все они открыты для паломников и прихожан, в некоторых можно остаться на несколько недель в качестве волонтера, трудника и послушника.

  • Женские монастыри России, куда можно приехать и пожить
  • Крупнейшие православные монастыри России
  • Самые знаменитые монастыри России
  • Ставропигиальные монастыри России
  • Самый древний монастырь в России
  • Самые отдаленные монастыри России
  • Монастыри России с чудотворными иконами
  • Пещерные монастыри России

Женские монастыри России, куда можно приехать и пожить

Во многие женские монастыри России можно приехать пожить на несколько недель и стать трудником или волонтером, то есть трудиться и молиться во имя Господа. Часто приезжают женщины и девушки, которые находятся в тяжелых жизненных ситуациях, стоят на перепутье или хотят помочь монастырю своей работой.

https://www.youtube.com/watch?v=5akz30hFvi4

По отзывам многих волонтеров – это непередаваемый опыт, который остается на всю жизнь и оберегает от всех невзгод и трудностей.

Покровский монастырь

Покровский женский ставропигиальный монастырь, где находится мощи и чудотворная икона Старицы Матроны можно назвать самым известным в Москве.

Сюда приезжают паломники и прихожане со всей России, чтобы дотронуться до мощей и иконы Преподобной Матроны. Святая благоволит девушкам, поэтому сюда часто приезжают беременные девушки или те, кто не могут найти спутника жизни. Здесь можно остаться на несколько недель и поработать в монастыре.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

Обитель сильно пострадала во времена СССР, многие монахини вынуждены были скрываться от властей, и жили монахинями в миру.

Именно здесь жил Преподобный чудотворец Серафим Соровский, где и хранятся его мощи. Многие прихожане рассказывают о чудесах, которые происходили с ними после преклонения к мощам и к иконе. После развала СССР монастырь был восстановлен и обрел славу исцеляющего от болезней. Паломники приезжают помолиться о здоровье, о силе веры, об исцелении от болезней.

Монастырь находится в городе Дивеево недалеко от Арзамаса.

Свято-Петропавловский женский монастырь

Обитель была создана в XIII веке, но позднее упразднена Екатериной Великой, позднее снова открыта.

Здесь работали различные мастерские: иконописные и чеканные, церковно-приходская школа и больница. В годы СССР монастырь был закрыт и возрожден лишь в 2002 году.

Монастырь находится недалеко от Хабаровска, куда ходит специальный автобус.

Крупнейшие православные монастыри России

Крупнейшие монастыри – это не просто отдельные монастыри, это целый, закрытый мир с множеством комплексов, храмов, соборов и дворов. В такие монастыри едут паломники, послушники и волонтеры со всего православного мира, чтобы помолиться о здоровье своей семьи, во Славу Божию и мира на земле.

Троице-Сергиева Лавра

Один из древнейших комплексов, который расположен в городе Сергиев-Посад, недалеко от Москвы.

Он был основан в XIV веке. Сейчас это крупный ансамбль соборов и храмов, куда может приехать любой желающий. В Лавре хранятся мощи 9 святых, среди которых Сергий Радонежский и Максим Грек.

Сейчас Лавра помимо духовной, религиозной жизни ведет социальные проекты и благотворительность. Активисты помогают людям на военной службе, находящимся в тюрьме и в сложной жизненной ситуации.

Псково-Печерский монастырь

Знаменитый мужской монастырь, жизнь которого описана в книге «Не Святые Святые».

Древний монастырь-крепость, один из немногих обителей, который продолжил свою работу в СССР. Здесь находятся чудотворные иконы, жития и мощи Святых, в монастыре жил знаменитый Архимандрит Иоанн Крестьянкин. Сюда можно приехать на экскурсию и остаться послушником и волонтером.

Помимо основных храмов на территории находятся пещеры, где жили и молились монахи. Их можно посетить по специальной записи.

Монастырь находится в Пскове.

Валаамский монастырь

Мужской монастырь находится на острове Валаам на Ладожском озере, недалеко от границы с Финляндией.

Большое подворье и комплекс из храмов и соборов ежедневно посещают тысячи людей. Здесь можно остаться в качестве послушника и волонтера, а также помолиться о здравии семьи или сходить на экскурсию.

Самые знаменитые монастыри России

Об этих обителях знает практически каждый житель России, многовековая история, чудотворные иконы и Святые-чудтворцы, служившие в монастырях сделали их бессмертными.

Оптина пустынь

Один из самых знаменитых и почитаемых монастырей в России. Сюда приезжают со всей России за помощью и советом к старцам.

Чудотворные иконы и молитва помогает обрести здоровье, веру и любовь. Добраться до монастыря можно из города Козельск, который находится в Калужской области.

Новодевичий монастырь в Москве

Большое подворье находится в Москве и имеет многовековую историю.

https://www.youtube.com/watch?v=cj7Uo6BqwdQ

Именно здесь провела остаток своих дней Царевна Софья, старшая сестра Петра I. Женский монастырь можно посетить в качестве прихожанина, а также стать послушницей. Сюда часто приходят помолиться одинокие девушки в поисках помощи в обретении спутника жизни.

Александро-Свирский монастырь

Мужская обитель была основана в XV веке святым, преподобным Александром Свирским среди дремучих лесов, в месте обитания языческих племен кореллов, вепсов и чуди.

Святой славится своими религиозными подвигами, которые описаны в житие и рассказываются в храме. В храме обозначены особые места поклонения и явления святого духа Александру Свирскому.

Здесь покоятся мощи Александра Свирского, освященная копия знаменитой Туринской плащаницы, которая со временем начала мироточить. Со всех концов страны съезжаются посмотреть и помолиться на великую святыню.

Ставропигиальные монастыри России

Ставропигиальные монастыри – это те обители, которые подчиняются непосредственно Патриарху Московскому и всея Руси, а также синода и неподвластны местным епархиям.

Донской мужской монастырь

Монастырь – один из старейших обителей России, он был основан в XVI веке царем всея Руси Федором Ивановичем.

Культурный и архитектурный памятник имеет многовековую историю. Его разграбляли во время нашествия французов, закрывали в период СССР, но он снова действует и принимает в храм прихожан. Монастырь находится недалеко от центра Москвы.  Здесь находится чудотворная Донская икона Божией Матери.

Адрес монастыря: Донская площадь, д. 1-3.

Иоанновский ставропигиальный женский монастырь

Иоанн Кронштадский основал монастырь в начале XX века в честь Преподобного Иоанна Рыльского. Святой настоятель провел всю свою жизнь и нашел покой в обители монастыря. В советское время монастырь был закрыт.

Монастырь восстановлен в 90-е годы и обрел статус ставропигиального. Монахини рассказывают об удивительных чудесах и исцелениях, которые происходят в обители в последние 30 лет.

Самый древний монастырь в России

Муромский Спасо-Преображенский монастырь в городе Муром упоминается в летописях раньше других монастырей в 1096 году, дату основания приписывают к 1015 году, то есть через 25 лет после Крещения Руси.

Основанный сыном великого князя Владимира, Глебом, монастырь прошел длинный тысячелетний путь. В советское время он был закрыт, там располагалась военная часть до 1995 года. Сейчас он восстановлен и открыт для всех прихожан.

Муромский монастырь входит в золотое кольцо России и является памятником Древнерусской архитектуры ранне-христианского периода.

Самые отдаленные монастыри России

Соловецкий монастырь – один из самых древних и отдаленных обителей России, располагается на Соловецких островах в Архангельской области. Является ставропигиальным монастырем.

Здесь хранятся мощи первооснователей, Преподобных Зосимы, Савватия и Германа. Входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО, как памятник Древнерусского зодчества.

В советскую эпоху в монастыре была тюрьма для политических заключенных и священнослужителей.

Суровый климат делает ограниченной поездку в монастырь осенью и зимой. Удобнее всего отправляться в летнее время по морю из города Кемь.

Храмы часто основывались вдалеке от мирской жизни, наедине с суровой природой. Соловецкий и Валаамский монастыри являются труднодоступными обителями для прихожан. Помимо них далеко от поселений находится Кожеозерский Богоявленский монастырь. Он находится в Архангельской области на озере Кожеозеро.

Монастырь основан в XVI веке, здесь был игуменом Никон, будущий, знаменитый патриарх всея Руси.

Обитель приглашает паломников, сестер в послушание и волонтеров.

Монастыри России с чудотворными иконами

Высоцкий монастырь был заложен в XIV веке Сергием Радонежским.

В обители находится знаменитая чудотворная икона «Неупиваемая чаша», которая избавляет от алкоголизма. Со всех уголком страны в монастырь приезжают помолиться о здоровье близких и в поисках помощи от страшной зависимости. Высоцкий монастырь находиться в городе Ступино, недалеко от Москвы.

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь

Обитель основана в XVI веке на берегу реки Тихвинки.

https://www.youtube.com/watch?v=MmLFFrThKd8

Здесь находится одна из главных святынь православной религии – чудотворная Тихвинская икона Божьей матери. Ее почитал и считал своей покровительницей Иоанн Грозный.

Икона обладает исцеляющими и ратными свойствами. По преданию она оберегает русские войска.

По преданию во время Великой Отечественной войны икону возили на самолете вокруг Москвы, защищая ее от атаки фашистов.

Пещерные монастыри России

Скальные монастыри – это особые обители, которые основывали монахи-отшельники, уходя от мирской жизни. Они вызывают восхищение и поражают своим внутренним убранством, ведь они буквально прорубались в скалах.

Троицкий Сканов монастырь

В XIX веке монахи-отшельники удалились от мирской жизни и построили в пещере небольшую часовню.

В глубину скалы проходит 2,5 км проходов до самого нижнего яруса, где располагается источник с чистой, святой водой. В советское время храм был разграблен и разобран, в результате чего многие проходы обвалились. В последние годы ведутся активные работы по восстановлению.

Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае

Обитель была основана в VI веке в скале по исследованиям ученых.

Она пережила тяжелый период, находясь на территории крымского ханства, и подвергалась гонениям. Долгое время была в забвении, возрождена в XIX веке.

Сейчас обитель открыта для посещения, прихожане могут отправиться на экскурсию и набрать воды из святых источников.

📽️ Видео

История РПЦ. Власть. Бизнес. ВераСкачать

История РПЦ. Власть. Бизнес. Вера

Африканская миссия Русской Православной ЦерквиСкачать

Африканская миссия Русской Православной Церкви

Старообрядцы. Фильм об истории церковного раскола. @amamontovСкачать

Старообрядцы. Фильм об истории церковного раскола.  @amamontov

КАК Я РАБОТАЛ В ЦЕРКВИ И ПОЧЕМУ СТАЛ АТЕИСТОМ / ПРАВДА ОБ РПЦСкачать

КАК Я РАБОТАЛ В ЦЕРКВИ И ПОЧЕМУ СТАЛ АТЕИСТОМ / ПРАВДА ОБ РПЦ

Видеоурок по истории «Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и раскол»Скачать

Видеоурок по истории «Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и раскол»

Схиархимандрит Алексий Филозоф на ВолыниСкачать

Схиархимандрит Алексий Филозоф на Волыни

Роль и место Русской православной церкви в истории РоссииСкачать

Роль и место Русской православной церкви в истории России

Какие тайны скрывают самые удивительные храмы России?Скачать

Какие тайны скрывают самые удивительные храмы России?

Основы православной культуры. ХрамСкачать

Основы православной культуры. Храм

Христианство на Руси. История русской Православной Церкви (1-2 серии из 5)Скачать

Христианство на Руси. История русской Православной Церкви (1-2 серии из 5)

Как подготовиться к смерти. Проповедь в Родительскую Мясопустную субботу. Священник Валерий СосковецСкачать

Как подготовиться к смерти. Проповедь в Родительскую Мясопустную субботу. Священник Валерий Сосковец

Русские тайны. ХХ век. Безбожная пятилетка | History LabСкачать

Русские тайны. ХХ век. Безбожная пятилетка | History Lab

Мир Приключений - Соловецкий монастырь. Фильм 2 из цикла: "Святыни Русской Православной Церкви."Скачать

Мир Приключений - Соловецкий монастырь. Фильм 2 из цикла: "Святыни Русской Православной Церкви."

ЦЕРКОВЬ. КРИТИКА. ПРИНЯТИЕ ПРАВОСЛАВИЯ - ТРАГЕДИЯ РОССИИ? (Познер, Абрамов) //12сценаСкачать

ЦЕРКОВЬ. КРИТИКА. ПРИНЯТИЕ ПРАВОСЛАВИЯ - ТРАГЕДИЯ РОССИИ? (Познер, Абрамов) //12сцена

Самые Красивые Православные Церкви и Монастыри. Божественная Красота Храмов и ПриродыСкачать

Самые Красивые Православные Церкви и Монастыри.   Божественная Красота Храмов и Природы

Русская православная церковь в СССР (1978)Скачать

Русская православная церковь в СССР (1978)
Поделиться или сохранить к себе: