- Смысл Великого поста и значение
- Смысл Великого поста заключается в трех аспектах:
- Великому посту предшествует подготовка, которая начинается за 4 седмицы до него и духовно подготавливает православных к покаянию. Каждая неделя называется по-своему и имеет свое назначение:
- По уставу во время Великого поста можно принимать пищу таким образом:
- Каждая седмица Великого поста несет определённый смысл:
- Страстная неделя
- Великий пост — 2019: история, правила и традиции
- История Великого поста
- Сколько длится Великий пост
- Почему именно сорокадневный пост?
- Недели Великого поста
- Первая — Торжество православия
- Вторая — Святителя Григория Паламы
- Третья — Крестопоклонная
- Четвертая — преподобного Иоанна Лествичника
- Пятая — преподобной Марии Египетской
- Шестая — Вход Господен в Иерусалим, неделя ваий
- Седьмая — Страстная седмица
- Что такое Великий пост по Типикону
- Дни Страстной седмицы
- Прощеное воскресенье
- Молитва
- 10 правил Великого поста
- Общеизвестно: пост нужен не Богу, а нам. Великий пост состоит из двух частей: Четыредесятницы и Страстной седмицы. Первая — время покаяния, вторая — время очищения, подготовки к Пасхе.
- О длительности великого поста
- Сколько длится православный пост
- Сколько дней длится Великий пост пред пасхальный
- Текст молитвы в Часы святой Пасхи
- Что нужно знать о Великом посте желающему поститься впервые?
- Для чего нужен Великий пост?
- Каков порядок Великого поста?
- Что значит «поститься»?
- Когда положены послабления в посте?
- Какие ошибки совершают постящиеся?
- Что еще почитать по теме?
- 🔥 Видео
Видео:Великий Пост. Как Правильно Поститься? Полезно ли Поститься? Православный Пост и Диета. Смысл ПостаСкачать
Смысл Великого поста и значение
Смысл Великого поста — духовное очищение и подготовка к христианскому празднику Пасхи и воскресению Христа.
В современном мире, где власть денежного мешка давно перевесила силу духовного очищения человека, Великий пост превратился в формальность, соблюдение которой обеспечивает некую защиту и осознание правильности своего поведения.
Происходит это и потому, что понимание Великого поста сводится к отказу от постных продуктов и не затрагивает глубоких духовных сфер человека.
Великий пост связан с цифрой 40: столько дней Спаситель находился в пустыне, подвергаясь дьявольским искушением и постясь. Эти 40 дней и называются Четыредесятницей — основным периодом поста, к которому позднее добавились Суббота Лазаря и Пальмовое (Вербное) воскресенье, а также Страстная седмица. Получилась Пятидесятница.
Длительность Великого поста — шесть седмиц (недель), к ним добавляется Страстная седмица, он захватывает период от начала февраля (не раньше 2 числа) до начала мая (не позже 7 числа). Дата зависит от дня Пасхи.
Любой пост — это путь к Богу. Первоначально он имел значение подготовки к Крещению. Раньше постились только язычники, которые собирались принять христианство и готовились к этому обряду, очищаясь от старых заблуждений с помощью молитв, проповедей и чтения духовной литературы.
Это был своего рода жертвенный подвиг во имя веры, который подготавливал тело и душу к принятию христианства. Крестили в древности в Рождество и на Пасху, перед Пасхой в Великую Субботу.
Показывая свою солидарность с язычниками, остальные христиане тоже приняли условия Великого поста и стали выполнять все причитающиеся в это время жертвенные условия. В те времена это касалось только Страстной седмицы.
Смысл Великого поста заключается в трех аспектах:
- Это знак солидарности и единства христиан. Общее послушание, вызывающее чувство соборности и близости всех людей православного мира.
- Утеснение плоти. Очищение души от пут плоти, страстей, искушений. Душа должна перестать зависеть от тела. Отказ от скоромной пищи (мясо, молоко, животные жиры, яйца, кондитерские изделия, изготовленные с добавлением молока, жиров и яиц).
- Одухотворение человека. Молитва, покаяние, очищение от злых помыслов, воцарение мира и любви в душе. Диалог с Богом.
Великому посту предшествует подготовка, которая начинается за 4 седмицы до него и духовно подготавливает православных к покаянию. Каждая неделя называется по-своему и имеет свое назначение:
- Неделя о Закхее. Призывает к свободному желанию человека идти к Богу. Закхей — маленький, грешный и ограниченный человек, преодолевает свою робость и добивается внимания Иисуса Христа и приводит его к себе домой. Так проявляется его непреодолимое желание быть ближе к божественному свету истины.
- Неделя мытаря и фарисея.
В это время вспоминают притчу о мытаре и фарисее, каждый из которых пришёл в храм молиться, но один (мытарь) — как кающийся грешник, а другой (фарисей) — как возвышающий сам себя. Смысл этой седмицы в искреннем покаянии, а не показном, совершающемся ради собственной гордыни и величия. Бог простил искренне кающегося мытаря, но осудил выполняющего все каноны, но обуянного гордыней фарисея.
Как знак того, что важнее искреннее, а не показное покаяние, пост в это время не соблюдается, разрешено есть сыр, яйца, мясо.
- Неделя блудного сына. Известная притча призывает заблудших вернуться к истине, как сделал это растративший отцовское состояние сын, который умер и ожил, пропал и нашелся.
- Неделя Страшного Суда.
Посвящена грехопадению Адама и Евы и их изгнанию из Рая, а также будущему Страшному суду. Воскресенье этой седмицы — последний день перед Великим постом, когда православные христиане употребляют в пищу мясо.
Следующая за этой неделей седмица носит название Мясопустной, её называют Масленичной неделей.
Согласно своду Типикона, на этой неделе можно употреблять в пищу рыбу, молочные продукты и яйца. Последнее воскресенье этой недели — Прощёное, совершается обряд прощения и начинается Великий пост.
https://www.youtube.com/watch?v=i27VJfIKoaQ
Если говорить образно, то Четыредесятница — это время, когда человек идёт к Богу. Ему помогают в этом пост, молитва и покаяние, а Страстная седмица — это путь Бога к человеку, приходящего через страдания, Голгофу, ад и Пасхальное Воскресение.
Пятидесятница — это путь к Пасхе, а в пути и богослужение меньшее, потому не служится литургия (только по субботам и воскресеньям). Только в среду и пятницу возможно причастие, но дарами, которые освящены раньше.
В церкви в это время царит особая атмосфера.
По уставу во время Великого поста можно принимать пищу таким образом:
- От понедельника до пятницы — разрешён вечерний приём пищи в сухом виде (хлеб, овощи и фрукты).
- В субботу и воскресенье два раза в сутки можно есть блюда, приправленные растительным маслом, и вино из винограда (исключение составляет суббота Страстной недели).
- В Вербное воскресенье и на Благовещение разрешается рыба (в том случае, если Благовещение не совпадает со Страстной седмицей).
- Самый строгий пост — в первую и последнюю недели.
- В Великую пятницу есть не положено.
- В Великую субботу едят сырую пищу вечером.
- В Лазареву субботу рыбу не едят, но можно употреблять икру.
Великий пост совпадает с весной, поэтому в пищу употребляют зелень, морковь, лук, свёклу, капусту, соленья. То есть продукты, которые растут на деревьях и в земле: бобовые, фрукты, овощи, ягоды и орехи.
Православный пост намного строже католического, но даже из овощей и фруктов можно приготовить множество действительно вкусных и питательных блюд, способных поддерживать высокий жизненный тонус человека, который не отказывается на период поста от привычного рабочего ритма и образа жизни.
«Не то, что входит в уста, оскверняет его, а то, что выходит из уст его», — написано в Евангелии.
Это говорит о том, что главное в Великом посту не пища, которую человек ест и в которой себя ограничивает, а то, что он говорит, о чём думает, что делает.
Но состояние души связано с состоянием тела, и если тело загрязнено, отягощено излишним, отравлено, душа очищается с трудом. Пост, молитва, покаяние — это способы, которые помогают душе освободиться от грехов и приблизиться к Богу.
Пост — это не самоцель, не мероприятие в виде разгрузочных дней и очищения организма от шлаков. Это средство достижения более высокой цели. Цель эта — очищение и просветление души, любовь к Богу.
Если у человека изначально нет такой цели, то простое ограничение себя в пище даст только общий эффект похудения.
Кстати, после окончания поста многие быстро набирают вес, но не обогащаются духовно, потому что даже не ставили себе такой задачи.
Многие люди с трудом переносят воздержание и ограничения в еде, становятся раздражительными, злыми. Такой пост не приносит никакой пользы. Исключая скоромную пищу, не перекрывайте доступ к душе светлым и благостным помыслам.
Наполняя себя светом любви к Богу, человек не дает шанса развитию внутри гнева и ненависти. Очень осторожным нужно быть во время поста людям больным и ослабленным, беременным женщинам, детям.
Главный принцип, которым должен руководствоваться человек во время Великого поста, — не «есть» окружающих (не злиться, не гневаться, не раздражаться).
Не стоит думать, что Великий пост — это только страдание и жертва при подготовке к светлому воскресению и Пасхе и человек всё время пребывает в скорби и печали. Это не так. Суббота и воскресенье остаются днями радости и ослабления покаянных молитв.
Богослужение отличается отсутствием литургии в понедельник, во вторник и в четверг.
Литургия Преждеосвященных Даров проводится в среду и пятницу, в субботу и в Вербное воскресенье служится литургия Иоанна Златоуста, по другим воскресеньям проходит литургия Василия Великого.
Каждая седмица Великого поста несет определённый смысл:
- Фёдорова неделя — первая в период Великого поста, носит такое имя потому, что читается молебен по великомученику Фёдору Тирону. В эту седмицу благословляется коливо (кутья).
- Вторая седмица посвящена вспоминанию святителя Григория Паламы.
- Третья неделя — Крестопоклонная.
Свято Крест славословят и выносят для поклонения верующим. С этого дня в литургии появляется ектения о готовящихся к крещению.
- В четвертую седмицу вспоминают преподобного Иоанна Лествичника.
Её называют «Похвальная», происходит от Похвалы Пресвятой Богородицы, читается субботний Пресвятой Богородице Акафист в память спасения Константинополя (626 год) от иноземных захватчиков.
- Пятая седмица посвящена воспоминанию пр. Марии Египетской, которую считают примером истинного покаяния. Заканчивается неделя субботой праведного Лазаря.
- Шестая седмица — это Вербное воскресенье, символизирует вход Христа в Иерусалим. Иисус въезжает в город на осле, его встречают, расстилая на дорогу одежду и пальмовые ветки и приветствуя сына Давидова.
- Седьмая седмица — Страстная.
О последней, самой строгой, Страстной неделе стоит рассказать отдельно.
Она почиталась особенно, в народе носила название Красной, Святой, Белой, Чистой, Русальной, Червоной. Каждый день недели называют Великим или Страстным, и наполнен он подготовкой к Пасхе.
Великдень (или Пасха) был ожидаемым и светлым праздником, к нему готовились особо: мыли, белили, чистили, выскабливали столы и лавки, отмывали окна, двери и полы, с четверга хозяйки пекли куличи, мясо, начиняли колбасы, красили яйца. Считалось, что до Великодня, в Страстную неделю, беснуется нечистая сила, а после него на землю возвращаются предки, и нужно обязательно почтить их.
https://www.youtube.com/watch?v=YcA5okE6la8
В богослужении до среды проходит литургия Преждеосвященных Даров, в Страстной четверг и пятницу — литургия Василия Великого. В Великую пятницу литургию не проводят. Дни этой недели связаны со Страстями Христовыми — событиями земной жизни Спасителя.
В последнюю седмицу церковь напоминает прихожанам о них.
События, которые произошли после Тайной вечери, связанные с арестом Иисуса, судом, бичеванием и казнью, вызывают особенно трепетное отношение христиан и запечатлены в памяти и церковных обрядах и традициях православных.
Страстная неделя
- Страстной понедельник. День памяти ветхозаветного Иосифа — прообраза Иисуса Христа. Вспоминается бесплодная смоковница, проклятая Иисусом, что не приносила плодов, как душа без истинной веры и покаяния, не приносящая плодов духовных.
- В Великий вторник православные вспоминают произнесенные в Иерусалимском Храме притчи Иисуса: о дани кесарю, о десяти девах и Страшном суде, о воскресении мертвых и талантах.
- Страстная среда посвящена вспоминанию о вечере в Вифании — грешнице, омывшей ноги Христа и совершившей помазание, которое предваряло великие страдания и казнь Иисуса.
- Великий четверг — его еще называют Чистым — связан с омовением Христом ног учеников, Тайной вечерей, его молитвой в Гефсиманском саду, поцелуем Иуды, 30 сребрениками и предательством Иуды, которое привело к аресту Иисуса.
- Страстная пятница посвящена воспоминаниям о суде Синедриона, бичевании, поругании, увенчании терновым венцом и распятии Иисуса Христа. Крестный путь и Распятие оказывают особенное влияние на христиан. В утреннем богослужении читают Евангелия Святых Страстей Христовых, а на вечернем — выносят плащаницу и поют канон о распятии Господа.
- Великая суббота наполнена воспоминанием о сошествии Христа в ад. В этот день освещают пасхальные яйца и другую еду. В Иерусалимском Храме сходит Благодатный огонь.
- Заканчивается Страстная неделя Пасхой и великим праздником всех христиан — Воскресением Христовым.
Великий пост, смысл и значение которого прочувствовано человеком глубоко внутри, оказывает на его душу великое очищающее действие. И Пасха превращается в истинное воскресение, возрождение его к новой духовной жизни.
Но происходит это тогда, когда человек не просто следует какому-то общепризнанному канону, внешним правилам, связанным с приемом пищи или религиозными обрядами, но проходит путь к Богу глубоко внутри, в своей душе. Великий пост — это способ духовного возрождения и проверки, а может быть, и обретения истинной веры в её священном божественном значении. Ограничивая себя в еде, пресыщенные благополучием люди получают возможность оценить её истинный вкус и ценность даров Божьих. Уменьшая развлечения, удовольствия, пустые разговоры, люди учатся слушать свою душу, начинают ценить действительно глубокие отношения, лучше понимают себя и окружающих, учатся любить Бога и понимают смысл его великой любви и милосердия к людям.
Видео:Что нельзя есть в пост? Что можно есть в пост? Какую пищу есть в великий пост?Скачать
Великий пост — 2019: история, правила и традиции
С 11 марта у верующих православных начинается Великий пост — самый длинный и самый строгий пост. Об истории, традициях и правилах Великого поста читайте в справке Sputnik.
История Великого поста
До третьего века верующие различных христианских церквей совершенно по-разному готовились к Светлому Христову Воскресенью. Так, например, одной из практик был сорокачасовой пост, который длился с вечера Страстной Пятницы до окончания пасхальной литургии. Во время этого сорокачасового поста христиане вообще не принимали никакой пищи.
Еще одним вариантом был пост, который длился шесть дней и был отсылкой к событиям Страстной недели.
Традиционный сегодня сорокадневный Великий пост появился лишь в пятом веке.
Сколько длится Великий пост
Великий пост также называется Святой Четыредесятницей, но фактически самый длинный пост продолжается в течение 48 дней, не считая Пасхи.
https://www.youtube.com/watch?v=dOrr0TCFY6k
Начинается Великий пост с понедельника — в 2019 году это 11 марта. Продолжается он до пятницы шестой недели (27 апреля в 2019 году).
20 апреля празднуется Лазарева суббота — день, когда произошло одно из главных чудес, совершенных Иисусом Христом, — воскрешение друга Лазаря. Суббота 21 апреля — канун праздника Входа Господня в Иерусалим, или Вербного воскресенья.
© Sputnik / Валерий Шустов
Всенощное бдение в Страстную субботу.
С 22 апреля начинается Страстная неделя, которая продлится до Великой субботы. Так, на сорок девятый день с начала поста православный мир отметит Пасху.
Почему именно сорокадневный пост?
Продолжительность Великого поста — это прямая ассоциация с постом Иисуса Христа в пустыне, куда он отправился после крещения, а также с постом Моисея, который перед тем, как предстать перед Богом, не пил и не ел в течение сорока дней. Ранее, в древней церкви, крестили именно на Пасху, а потому сорок дней постились те, кто готовился к данному событию.
Кто не крестился, обязательно старался причаститься в Святую Четыредесятницу.
Недели Великого поста
Каждая неделя Великого поста имеет название, которое говорит о том, в честь чего неделе было дано такое «имя».
Первая — Торжество православия
Свое название первая неделя Великого поста получила в честь победы над ересью иконоборчества. Иконоборчество подразумевало отрицание почитания икон. Это самое почитание икон запретил византийский император Лев III Исавр, произошло это в 730 году. В итоге было уничтожено великое множество икон, фресок, а также изваяний святых.
Борьба с иконопочитанием и гонения церкви длились практически сто лет: императоры вели сражения из личных соображений.
Императрица Феодора в 843 году созвала собор, на котором решили восстановить почитание церковных икон.
После этого императрицей было устроено торжество, выпало оно на первое воскресенье Великого поста. И тогда священнослужители, патриарх, митрополиты и обычные люди вышли на улицу с иконами.
То событие, а после и целая неделя Великого поста получили название «Торжество православия».
Вторая — Святителя Григория Паламы
Во вторую неделю Святой Четыредесятницы церковь чтит память Григория Паламы, которого считают победителем одного из главных богословских споров о том, есть ли какая-то связь между Богом и миром, который он создал, или же человек может познать Бога только после смерти.
Святитель утверждал, что божественную энергию человек способен ощутить и увидеть еще при земной жизни.
Третья — Крестопоклонная
В это время украшенный цветами крест выносят из алтаря. Делают это для поклонений, так как крест всегда считался символом подвига Иисуса Христа и воскрешения, которое открыло всем людям, которые следуют за Христом, дорогу в рай.
Четвертая — преподобного Иоанна Лествичника
Четвертая неделя получила свое название в честь Иоанна Лествичника, который всю свою жизнь провел в монастыре на Синайском полуострове.
© Sputnik / Владимир Вяткин
Икона «Иоанн Лествичник»
Иоанн стал одним из самых почитаемых наставников монастыря. Вел очень замкнутый и скромный образ жизни. Однажды из зависти недоброжелатели обвинили его во лжи, и тогда Иоанн, не вступая в споры, замолчал на целый год. Его книга «Лествица» и сегодня остается одной из самых почитаемых у христиан.
Пятая — преподобной Марии Египетской
Мария Египетская в двенадцать лет сбежала из дома в Александрию, где вскоре не ради заработка, а в качестве главной цели своего существования начала вести блудную жизнь. С целью повидать молодых моряков девушка попала на корабль, который перевозил паломников в Иерусалим. В Иерусалиме Мария продолжила вести развратный образ жизни.
Однажды девушка из любопытства решила зайти в Иерусалимский храм, но не смогла этого сделать: только касаясь порога, Мария отлетала от стен храма. В пристройке храма висела икона Богородицы, девушка подошла к ней и пообещала образу Богоматери изменить свою жизнь.
© Sputnik
После этого девушка отправилась к реке Иордан, там в церкви Иоанна Крестителя приняла причастие и ушла в пустыню. Но и там Мария не обрела покой. И лишь через семнадцать лет девушка смогла избавиться от страсти, которая таилась в ее сердце. После этого Мария провела в пустыне еще двадцать лет.
Шестая — Вход Господен в Иерусалим, неделя ваий
Название шестой недели произошло от греческого слова «вайи». Это слово обозначает широкие пальмовые листья, которыми была устлана дорога в Иерусалим, куда за неделю до распятия въезжал Иисус. Этот день — одновременно и радостный, и грустный праздник.
© Sputnik / Сергей Пивоваров
https://www.youtube.com/watch?v=W4Iv2cWxSpQ
Вербное Воскресенье
В воскресенье этой недели православные приходят в храм с ветвями, только не с пальмовыми, а с вербовыми, чтобы встретить Господа, который вступает на Крестный путь.
Седьмая — Страстная седмица
Название последней недели берет свое начало от слова «страсть» — «страдания». Страстная неделя не относится к Великому посту. Все предыдущие шесть недель православные постятся в честь сорокадневного поста Христа, а Страстная неделя — воспоминания последних дней жизни, страданий, смерти и погребения Спасителя.
Что такое Великий пост по Типикону
Сам по себе Великий пост, как и все остальные посты, предполагает ограничение в пище по количеству ее употребления и качеству, а также полный отказ от пищи в некоторые дни.
Таким образом, с понедельника по пятницу постящиеся едят один раз в день простую пищу, к ней относятся овощи и хлеб. Все употребляется без масла.
Суббота и воскресенье не являются постными днями, так как в эти дни разрешается употреблять растительное масло и выпить не больше стакана вина. То есть в субботу и воскресенье разнообразие растительной пищи больше.
Еда не должна быть дорогой. Кроме того, она должна быть простой в приготовлении.
Безусловно, не каждый человек может выдержать сорок восемь дней строгого поста, потому в церковных канонах есть минимум, который соблюдают постящиеся верующие.
© Pixabay
Рыба и овощи
Отказаться следует от мяса, яиц, молочных продуктов. Есть можно рыбу и овощи на масле.
Кроме того, очень важно подготовить свою душу к Светлому Христову Воскресенью.
Дни Страстной седмицы
Во время Страстной седмицы каждый день называется «Великим». В это время в храмах проходят особые службы. Во все эти дни не венчают, не крестят и не поминают умерших.
Прощеное воскресенье
В воскресенье накануне начала Великого поста в белорусских храмах будут служить вечерню с чином прощения.
© Sputnik / Сергей Пятаков
Вечерня с чином прощения
Православные в этот день просят прощения у ближних:
— Прости меня.
— Бог простит, и я прощаю.
Молитва
За неделю до начала поста и в течение Святой Четыредесятницы на службах читается молитва Ефрема Сирина. Чтения проходят до Великой среды Страстной недели. В субботу и воскресенье молитву не читают.
Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
Боже, очисти мя, грешнаго/грешную.
После молитвы необходимо двенадцать раз поклониться.
Видео:Как провести Пост. Протоиерей Андрей Ткачёв.Скачать
10 правил Великого поста
Велик соблазн впасть в уныние: «Как же я проживу без вкусной еды! Теперь никаких развлечений! Какие долгие службы!» – тогда как причин для уныния нет. Долгие службы — это и высокие образцы средневековой духовной поэзии, и философские размышления о месте человека в вечности, и ощущение единства с другими молящимися, и общение с Самим Богом.
Не реже, а то и чаще, встречается обратная сторона великопостного уныния: «Я не могу поститься по уставу. Я пропускаю службы. Я отвлекаюсь на мирскую суету».
Банально, но от того не менее справедливо: помните, что Богу нужны не желудок и ноги, а сердце, Он видит в душе человеческой искреннее стремление послужить Ему, видит и немощи.
Вот это постоянное памятование о Боге — и будет нашей непрестанной радостью о Нем.
Молитве стоит уделить чуть больше времени, чем получается обычно. Больше внимания на службах — иногда стоит взять с собой книгу с текстами богослужения. Тщательнее исполнять молитвенное правило — выйти из-за компьютера на полчаса раньше и прочитать вечерние молитвы. Прибавить молитву преподобного Ефрема Сирина. В дороге послушать или почитать Псалтирь.
https://www.youtube.com/watch?v=DJ4pqw5FV10
С многочисленными великопостными искушениями полезно бороться молитвой: на раздражение, гнев, уныние самому себе отвечать краткой молитвой Иисусовой.
В монастырях и во многих приходских храмах в больших городах Великим постом богослужения совершаются каждый день утром и вечером. Стоит перед или после работы зайти хотя бы на часть службы — это настраивает на совершенно отличный от окружающей действительности лад.
Есть богослужения, ради которых не грех и отпроситься с работы пораньше. Таковы — Великий канон Андрея Критского в первые четыре дня Великого поста, Мариино Стояниевечером в среду пятой седмицы, акафист Божией Матери вечером в пятницу, службы Страстной седмицы…
Хотя бы один раз в течение поста хорошо посетить Литургию Преждеосвященных Даров— между прочим, в некоторых храмах ее иногда совершают по вечерам (например, в Сретенском монастыре несколько раз за пост Преждеосвященная начинается в 18.00).
Общеизвестно: пост нужен не Богу, а нам. Великий пост состоит из двух частей: Четыредесятницы и Страстной седмицы. Первая — время покаяния, вторая — время очищения, подготовки к Пасхе.
Не зря Церковь дважды за Четыредесятницу предлагает нам чтение канона Андрея Критского. Не зря каждую великопостную субботу за Всенощным бдением мы слышим песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Не зря за три недели до поста Церковь призывает к покаянию: притчей о мытаре и фарисее, притчей о блудном сыне, напоминанием о Страшном суде и изгнании Адама из рая.
Именно для покаяния нам и нужно время Четыредесятницы. Если не собираешься каяться, не стоит начинать и поститься — напрасная трата здоровья.
Ни о каком самочинном посте по уставу или даже близко к уставу не может идти и речи, если имеются болезни, связанные с желудком или обменом веществ. В современных условиях даже монастыри в редких случаях постятся с сухоядением — не осудит Господь и работающего человека, не блещущего здоровьем.
(Стоит вспомнить, что Великим постом в храмах совершается таинство Соборования — помазание специально освященным маслом с молитвой об исцелении болящих.)
Никоим образом не приблизит к Богу язва желудка, а может и существенно отдалить — крайне тонка грань между искренним стремлением к послушанию церковному уставу, не щадя живота своего, и гордостью за свое усердие.
«Тщеславие пощением» опасно своей очевидностью и рука об руку идут с осуждением. Брат вкушает рыбу на первой седмице Великого поста, тогда как ты сидишь на хлебе и воде? Не твое дело.
Пьет молоко, а ты даже сахар в чай не кладешь? Ты не знаешь особенностей работы его организма (кстати, в семинариях часто студентам дают молочные продукты).
Съел сосиску и на следующий день пошел причащаться, тогда как ты начал евхаристический пост еще до Всенощного бдения? Это дело его и допустившего его к таинству священника.
«Тщеславие непощением» – более тонкая страсть. В наше время существует такой персонаж, как мытарь, гордящийся тем, что он не фарисей. И тут уже возникает другая тенденция: он не ест растительного масла — а зато я дома кладу сто земных поклонов перед сном! Он не употребляет никакого алкоголя — а зато я каюсь каждые выходные!
Поэтому хочется повторить призыв воспитателей в детском саду: «Смотри к себе в тарелку!»
Вегетарианцы никогда животной пищи не едят — к Богу их это ни приближает, ни удаляет, в точности в соответствии со словами апостола.
Продолжение известной цитаты: «но всяким словом Божиим», – идеально подходит к великопостному периоду, когда чтению Библии — слова Божьего — уделяется особенное внимание.
За Великий пост принято прочитывать целиком Евангелие. Также в этот период в храмах ежедневно читается Ветхий завет.
Небесполезно будет почитать Святых Отцов – «Лествицу», Избранное Добротолюбие, толкования на Евангелие…
Сосредоточение на собственном духовном состоянии не должно превращаться в равнодушие к окружающим. Пост должен идти на пользу воспитанию в себе обеих добродетелей: любовь к Богу и любовь к ближним.
https://www.youtube.com/watch?v=KQbpDssvPis
Святитель Иоанн Златоуст призывал тратить сэкономленные на постной трапезе средства на помощь бедным. Несколько дней пообедав в столовой гарниром без котлеты, можно купить перчатки мерзнущему нищему или развивающую игру в детский дом.
Совсем не обязательно во время поста прерывать общение с людьми, которым оно может пригодиться, — беременной подругой, болеющей соседкой, одиноким родственником. Беседа с ними за чашкой чая — это не развлечение, а помощь ближнему.
«Давай встретимся в пятницу после работы в кафе!» – предлагает подруга, и вот ты уже вместе с ней заказываешь пирожное — нельзя же обижать!
«Приходи в гости в субботу вечером!» – зовут соседи, и ты пропускаешь службу, вместо того чтобы извиниться и перенести встречу на более позднее время или воскресенье.
«Съешь кусочек курицы, а то я обижусь!» – откровенно капризничает родственница, и тут можно даже почтением к старшим прикрыться, только это будет лукавство: нежелание идти на конфликт далеко не всегда связано с любовью к ближнему.
Чтобы освободиться от греха человекоугодия, можно вспомнить совет, данный старцем Паисием Святогорцем: мы должны скрывать наши личные посты, чтобы не поститься напоказ, но пост общецерковный — это стояние в вере. Мы должны не только сами уважать ближних, но и стремиться, чтобы нас и нашу веру уважали.
Чаще всего люди понимают вежливые объяснения и входят в положение. А еще чаще оказывается, что наши мудреные толкования — надуманы. Подругу в кофейне совсем не смущает наша пустая чашечка эспрессо, соседи будут рады встрече и после службы, а родственница с удовольствием угостит постящегося гостя картошкой с грибами.
Великий пост — время сосредоточенного ожидания Светлого Христова Воскресения.
Ожидания деятельного: вместе с Господом мы попытаемся пройти сорок дней поста, вместе с Господом подойдем к гробнице Лазаря, вместе с Господом войдем во Иерусалим, будем слушать Его в Храме, причастимся вместе с Апостолами на Его Тайной Вечере, пройдем за Ним Крестным путем, с Божией Матерью и любимым Христовым апостолом Иоанном будем скорбеть на Голгофе…
Наконец, вместе с мироносицами мы придем к открытому Гробу и вновь, и вновь переживем радость: Его здесь нет. Христос Воскресе!
ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ
Видео:Что нельзя делать во время Великого ПостаСкачать
О длительности великого поста
О том, сколько дней Великого поста нам предстоит пройти, мы можем узнать из православного календаря. Строгий и долгий пост в нынешнем году принес немало духовных плодов.
Это было ясно по просветленным лицам верующих, которые приблизились к Пасхе после столь долгого говения. Реальную пользу поста могут отметить для себя те, кто постился на совесть.
И многие, смотря на примеры вокруг, вдохновляются на прохождение Великого поста в будущем году, независимо от того, сколько дней поста придется пройти.
Сколько длится православный пост
Семь седмиц (или недель, по церковному изъяснению) – столько длится строгий пост. Вернее, сам пост проходит в течение сорока дней. А последняя неделя – особенно строга, так как связана с воспоминанием последних дней земной жизни Спасителя. В эти дни верующие стараются воздержаться от пищи, принимая трапезу по одному разу в день.
Но главное, это не телесный пост, а духовный. И он длится столько же, сколько и телесный. Эти два вида поста так взаимосвязаны друг с другом, как два крыла птицы, воспаряющей в небо.
Вот и мы должны вести себя так, строить свою внешнюю и внутреннюю жизнь христианина таким образом, чтобы по истечении срока поста совесть ни в чем нас не упрекнула.
Сколько дней длится Великий пост пред пасхальный
Интерес к продолжительности поста и его значению должен исходить из искреннего желания человека пройти этот путь достойно, как и должен его пройти православный христианин. Поэтому наши взоры всегда будут устремлены к церковному календарю.
Даты наступления Великого поста и Пасхи ежегодно меняются. Поэтому трудно самостоятельно определиться со сроками начала и окончания поста. Не меняется только его продолжительность 49 дней.
А чтобы узнать, сколько дней длится Великий пост, следует посетить храм или православный сайт.
https://www.youtube.com/watch?v=-8f6V89N9Uc
Начало Великого поста – сколько бы дней ни длился пост — всегда приходится на конец зимы и начало весны. Наверное, для нас – верующих – это вполне символично.
С пробуждением природы и всего живого так своевременно требовать духовного пробуждения от себя. Поэтому время поста справедливо называют периодом духовного подвига. Увидеть себя без прикрас – это подвиг.
Нужно найти в себе достаточно мужества, чтобы признать за собой грехи и даже грешки.
В этом году многие с благоговейным чувством прошли Великий пост и с особой внутренней радостью встретили Пасху. Пост длился, как обычно, в течение 49 дней. Из которых 40 дней – Четыредесятницу – мы проходим, имея перед собой пример Спасителя, который не ел в пустыне 40 дней до явления себя миру.
90% проблем человека происходит из-за отсутствия удачи, и как следствие денег и счастья. Чтобы отменить посыл о бедности, нужен сильный энергетический заряд. Денежный Ритуал позволит найти постоянный источник дохода исполнить мечту, для этого нужно взять… Читать далее…
Полезное чтение
Текст молитвы в Часы святой Пасхи
Аще иерей: Благословен Бог наш:
Мирский же глаголет: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. (Трижды) Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному.
Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру.
Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претертерпев, смертию смерть разруши. (Трижды)
Ипакои, глас 8-й
Предварившия утро яже о Марии, и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.
Кондак, глас 8-й
Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.
Тропари, глас 8-й
Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.Яко живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Вышняго освященное Божественное селение, радуйся: Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, всенепорочная Владычице. Господи, помилуй. (40 раз) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Именем Господним благослови, отче.
Иерей: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
И глаголем тропарь:
Христос воскресе из мертвых: (Трижды) Слава, и ныне: Господи, помилуй. (Трижды) Благослови.
И отпуст от иерея. Мирский же глаголет: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.
Это последование бывает во всю Светлую седмицу вместо повечерия и полунощницы, а также вместо утренних и вечерних молитв.
Видео:16 марта- ДЕНЬ ВСЕХ СВЯТЫХ. Канун Великого поста. Суть праздникаСкачать
Что нужно знать о Великом посте желающему поститься впервые?
Для человека, который впервые хочет поститься, многое покажется неясным. Начиная от цели ограничений и заканчивая вопросами о том, что из себя представляет пост и как его соблюдать. Общая информация для христианина, делающего первые шаги в подвиге поста, дается в этой статье.
Для чего нужен Великий пост?
Цель христианской жизни — обретение Святого Духа, постоянное пребывание в благостном состоянии. Для достижения этой цели христианину даны различные средства: молитва, милостыня, долготерпение, смирение и прочее, в том числе пост.
С помощью поста человек очищает свои тело и душу, а Великим постом верующий готовится к главному христианскому празднику — Пасхе.
Пасха — воскрешение Христа. Событие, даровавшее понимание бессмертия человеческой души. Христос показывает нам, что смерть — это не конец, а начало новой жизни — вечной.
https://www.youtube.com/watch?v=93wnwvxADWE
Христианин не боится смерти как таковой. Он боится предстать перед Богом, не раскаявшись в своих грехах. «В чем застану, в том и сужу», — говорит Господь (из «Разговора с Трифоном иудеем», святой мученик Иустин Философ). Давид Тенирс Младший, «Богача ведут в ад»
Великий пост дается как ответ на вопросы: «Как мне стать лучше? Как развернуться по направлению к Богу и спасти свою душу?».
Каков порядок Великого поста?
Этот пост — самый продолжительный из всех и самый строгий. Длится он 7 недель. Также всю неделю перед постом (мясопустная неделя) мясо уже не употребляется в пищу.
Мясопустная неделя заканчивается Прощеным воскресеньем, когда просят прощения у всех, кого обидели, даже если обида нанесена случайно. Получивший прощение христианин с облегчением входит в особые для души дни поста.
Календари Великого поста выпускает Православная Церковь, их много и в Интернете. В таких календарях постные ограничения расписаны по дням, указано, чему посвящена конкретная неделя поста.
Завершается пост праздником Пасхи.
Что значит «поститься»?
Христианин в первую очередь соблюдает духовный пост. Воздерживается от ссор, недовольства, уныния, злословия, осуждения, пустословия и прочих грехов. Это самая тяжелая часть поста. Постящийся старается держать свои мысли, слова и действия под контролем, не нарушать заповеди. К. А. Савицкий, «Инок» 1897 г.
В дни поста нужно особенно стараться, чтобы молитва была искренней, а не механическим чтением молитвослова. Также практикуется чтение Священного писания и жития святых.
Христианин посещает богослужения, исповедается и причащается Святых Христовых Тайн.
Ограничения касаются и образа жизни. Отказываются от шумных мероприятий, пустых развлечений (телевизор, компьютерные игры, походы в клубы и рестораны).
Также соблюдается супружеский пост — воздержание от близости.
Питание — очень скромное. Не разрешается употреблять в пищу мясо, рыбу, яйца, все молочные продукты и кондитерские изделия. Пища с растительным маслом допускается только в субботу и воскресенье. Понедельник, среда и пятница — дни сухоядения, то есть приготовленная с помощью термической обработки пища запрещена.
В первый день поста, а также в Страстную пятницу (день распятия Христа) полностью воздерживаются от пищи. В Праздничные дни — Благовещение и Вход Господень в Иерусалим — допускаются послабления в виде рыбы, а в Лазареву субботу — в виде икры.
Помимо потребления только допустимой пищи, ограничивают себя и в её количестве. Питер Брейгель Старший, «Битва Поста и Масленицы» 1559 г.
Христианин не выставляет на показ подвиг поста. Не принято демонстративно отказываться от скоромной (запрещенной) пищи и, тем более, осуждать не постящихся или считать себя чем-то лучше их. Это противоречит смыслу Великого поста.
Когда положены послабления в посте?
Атрибуты духовной части поста под силу любому человеку, и послаблений в них не просят.
Питание и супружеский пост обсуждаются со священником индивидуально, в зависимости от состояния здоровья, ситуации в семье или опыта предыдущих постов.
Благословение на послабления берется накануне поста у священника. Часто они идут навстречу начинающим. Послабления направлены на то, чтобы помочь постящемуся соблюдать духовный пост — ведь так легко скатиться на недовольство и раздражение, когда голоден. Но пищевые пороки разоряют душу, и в пост борются со своими слабостями, а не ищут им оправдания.
Какие ошибки совершают постящиеся?
1. Приоритет телесного поста над духовным. Без работы над своими духовными качествами, без молитвы и покаяния воздержание сводится к пищевой диете и не может считаться постом.
2. Уныние, жалобы на тяжесть постных ограничений, плохое настроение. Во время поста христианин пребывает в радостном расположении духа, в состоянии непрерывной благодарности за возможность очистить свою душу, а с ней и тело.
3. Гордыня. Оглашение всем знакомым намерений поститься, частные упоминания о том, что можно и нельзя делать в пост, указания на то, что другие нарушают пост, и осуждение не постящихся — всё это обличает гордыню.
4. Выискивание альтернатив постных продуктов. Соевое мясо, миндальное молоко, постный майонез или грандиозные постные блюда по сложным рецептам только формально подходят под понятие «постной пищи». Постная пища скромна, проста и однообразна. Цель — борьба с искушениями, а не замена ингредиентов в привычных блюдах.
5. Чрезмерное употребление пищи. Нет разницы, чем объедаться — постной пищей или запрещенной. Соблюдение поста предполагает обуздание инстинктов, отказ себе в телесных удовольствиях в угоду душе.
https://www.youtube.com/watch?v=zIAqHYG8vkU
Великий пост — важное долгожданное событие для православных христиан. Состояние души, в котором постящийся встречает светлую Пасху, особенное. Её свет ослепляет, радость переполняет сердце, а вера практически материализуется в твердое плечо, которое будет опорой весь предстоящий год, до следующего праздника Великого поста.
Что еще почитать по теме?
Почему христиане соблюдают Великий пост?
Как правильно поститься в Страстную неделю Великого Поста?
История постов: какая она? Часть 1. От древности до наших дней соблюдение поста, Великий пост
🔥 Видео
ВЕЛИКИЙ ПОСТ. Что нужно знать. Цикл «Молитва, храм и богослужение»Скачать
5 главных молитв, которые обязательно нужно читать в Великий пост всем православным.Скачать
Великий пост! Ответы на вопросы. Вторник с батюшкой. Отец Андрей Лемешонок 12 марта 2024Скачать
ГЛАВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПОСТА. Священник Константин КорепановСкачать
За Великий Пост можно прожить всю жизнь! Отец Андрей ТкачевСкачать
Напутствие на Великий пост. Иерей Константин КорепановСкачать
Что делать накануне Великого поста? Что такое духовная борьба? Сестр. собрание с о. Андреем 10.03.24Скачать
Главная Великопостная молитва. Важно читать эту молитву каждый день Великого ПостаСкачать
Что можно есть в Великий Пост? Какие продукты?Скачать
Великий Пост: 10 ошибок постящегосяСкачать
Можно ли во время Великого Поста ЧИТАТЬ АКАФИСТЫ ? Священник Владислав БереговойСкачать
ВЕЛИКИЙ ПОСТСкачать
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА, ИХ СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕСкачать
Великий пост / доктор БоровскихСкачать
Как правильно соблюдать Великий пост? Священник Константин КорепановСкачать