- Патриарх Московский и всея Руси
- 1. Установка Патриархата
- 2. Святейший Синод
- 3. Восстановление Патриархата после отречения императора
- 4. Восстановление Патриархата при Сталине
- 5. Список Патриархов Московских и всея России до 1721 года
- 6. Список обер-прокурор Святейшего Синода, возглавлявших ЮРЦ
- 7. Список Патриархов Московских и всея России после отречения императора
- Примечания
- Рпц вступила в открытый конфликт с константинопольским патриархатом. что происходит?
- Священный синод РПЦ обвинил Константинополь в превышении полномочий
- Позиция Константинополя и спор о событиях XIV–XVI веков
- В чем суть спора?
- Что будет дальше?
- Глава православной церкви — структура РПЦ
- Кто глава Русской Православной Церкви
- Какова иерархия РПЦ среди священнослужителей
- Структура РПЦ — схема и описание
- Звания епископов
- Звания иереев
- Звания диаконов
- Заключение
- Патриархи Русской Православной Церкви
- Патриархи
- Учреждение Патриаршества в России
- О патриархах русской православной церкви
- Хронологический список Патриархов РПЦ
- Функции патриарха православной церкви
- 🎦 Видео
Видео:XVII ВЕК. ПАТРИАРХ НИКОН. ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ. Русская История. Исторический ПроектСкачать
Патриарх Московский и всея Руси
Патриарх Московский и всея России ( рус. Патриарх Московский и всея России ) С 1589 г. и по 1700 г. и с 1917 г. и по 1925 г. — титул предстоятеля Православной русской церкви с 1943 года Патриарх Московский и всея Руси ( рус. Патриарх Московский и всея Руси ) — Титул предстоятеля Русской Православной Церкви.
Патриаршество в Московской церкви было реализовано в Москве в 1589 году. Ранее она относилась к Киевской Митрополии Константинопольского Патриархата и не имела самостоятельного управления. А с 1448 года Московская Церковь возглавлялась митрополитами, и до середины XV века не имела евхаристического единения со всем православным миром и 141 год (1448-1589) находилась в схизме.
1. Установка Патриархата
Патриаршая достоинство московским митрополитам было предоставлено в 1589 году лично Вселенским Патриархом Иеремией II после полугодового содержания в Москве в неволе в 1588 году [1].
После ареста Вселенский патриарх решил удовлетворить просьбу московского царя Бориса Годунова о постановке патриарха русской Церкви. Константинопольский Собор 1590 такое постановки Московского патриарха не признал и лишь через три года московиты сумели добиться признания.
Собор в Константинополе 1593 признал Московского патриарха, а за церковью все права автокефальной институты. Более того на соборе была внесена правка в церковный диптих.
Московский патриархат был вклинений между Иерусалимским и Грузинского Патриархата и оказался вместо логического, согласно своим появлением и статусом шестого места, на пятом. Первым Патриархом стал святитель Иов (1589-1605).
2. Святейший Синод
В 1721 году Патриаршество было упразднено, зимисть него Петр I и последующие императоры всероссийские назначали светских руководителей за церковью — Обер-прокуроров, которые решали все церковные дела и утверждали решения Духовной коллегии, которая была впоследствии переименована в Святейший Правительствующий Синод, — колегеальний орган высшей церковной власти, подчинявшийся императору всероссийскому и его ставленнику . В этот синодальный период православная русская церковь в государственных органах власти фигурирует под названием «Ведомство духовного исповедания» и является составной частью МВД (Министерства внутренних дел).
3. Восстановление Патриархата после отречения императора
Патриаршество было восстановлено на короткий период решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (11 ноября) 1917 года и продлилось до смерти в 1925 году патриарха Тихона. После его смерти патриарх не выбирался, а русская православная церковь была фактически уничтожена.
4. Восстановление Патриархата при Сталине
Титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси» принят в 1943 году патриархом Сергием по предложению Сталина. До Патриарх носил титул «Московский и всея России».
Замена России на Русь в титуле Патриарха связана с тем, что с возникновением СССР под Россией официально понималась только РСФСР, тогда как экспансия Московской Патриархии начала распространяться и на территорию других республик советского Союза.
Согласно Уставу Русской православной церкви, принятому в 2000 году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси «имеет первенство чести среди епископата Русской православной церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому соборам ..
должен заботиться о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно с Священным синодом, являясь его Председателем».
Патриарх созывает Архиерейские и Поместные соборы и председательствует на них, а также несет ответственность за выполнение их решений. Патриарх представляет Церковь во внешних отношениях, как с другими Церквами, так и со светской властью.
В его обязанности входит поддержание единства иерархии РПЦ, издание (совместно с Синодом) указов об избрании и назначении епархиальных архиереев, он осуществляет контроль за деятельностью архиереев.
https://www.youtube.com/watch?v=8Xpm6ahUXMU
Согласно уставу, «внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман и передносний крест».
Патриарх Московский и всея Руси является епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области, священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры, управляет патриаршими дворами по всей стране, а также так называемыми ставропигиальнимы монастырями, подчиненными не местным архиереям, а напрямую Московской Патриархии.
В Русской Церкви сан Патриарха дается пожизненно, и это означает, что до самой смерти патриарх обязан служить Церкви, даже если он тяжело болен или находится в изгнании или заключении.
5. Список Патриархов Московских и всея России до 1721 года
- Иов (23 января 1589 — июнь 1605)
- Игнатий (30 июня 1605 — май 1606 года), поставленный царем Дмитрием Иоанновича (в российской историографии названным — Лжедмитрия I) при живом Патриарху Иову и поэтому не включается в списки законных Патриархов, хотя поставлен с соблюдением всех формальностей
- Гермоген (или Ермоген) (3 июня 1606 — 17 февраля 1612), причислен к лику святых в 1913 году.
- Филарет (Федор Никитич Романов) (24 июня 1619 — 1 октября 1633)
- Иоасаф I (6 февраля 1634 — 28 ноября 1640)
- Иосиф (Дьяков; 27 мая 1642 — 15 апреля 1652)
- Никон (Никита Минов) (25 июля 1652 — 12 декабря 1666)
- Иоасаф II (10 февраля 1667 — 17 февраля 1672 году)
- Питирим (7 июля 1672 — 19 апреля 1673 года)
- Иоаким (Иван Петрович Савелова; 26 июля 1674 — 17 марта 1690)
- Адриан (24 августа 1690 — ? 16 октября 1700)
После кончины патриарха Адриана преемник не избирался. В 1700-1721 годах Охранник Патриаршего престола («Экзарх») — митрополит Ярославский Стефан (Яворский).
6. Список обер-прокурор Святейшего Синода, возглавлявших ЮРЦ
- Болтин Иван Васильевич (19. 06. [2] 1722 — 11. 05. 1725)
- Баскаков Алексей Петрович (11. 05. 1725 — 02. 12. 1730) [3]
- гвардии капитан Раевский (назначен 14. 07. 1726 «прокурором» [4]) [5]
- Далее, в1740 года, обер-прокурор Святейшего Синода не назначали
- Кречетников Никита Семенович (03. 11.
Тысячу семьсот сорок — один тысяча семьсот сорок-одна [6])
- Шаховской Яков Петрович (31. 12. 1741 — 29. 03. 1753)
- Львов Афанасий Иванович (18 декабря 1753 — 17 апреля 1758)
- Козловский Алексей Семьонович (17. 04. 1758 — 09. 06. 1763)
- Мелисино Иван Иванович (10. 06. 1763 — 24. 10. 1768)
- Чебышев Петр Петрович (24. 10.
1768 — 07. 05. 1774)
- Акчурин Сергей Васильевич (12. 05. 1774 — 28. 06 1786)
- Наумов Аполлоса Иванович (28. 06. 1786 — 26. 07 1791)
- граф Мусин-Пушкин Алексей Иванович (1791 — 1797)
- князь Хованский Василий Алексеевич (1797 — 1799)
- граф Хвостов Дмитрий Иванович (1799 — 1802)
- Яковлев Александр Алексеевич (31. 12.
1802 — 07. 10. 1803 [6])
- князь Голицын Александр Николаевич (21. 10. 1803 — 24. 10. [7] или 19 ноября [6] 1817 : к маю 1824 — Министерство духовных дел и народного просвещения Российской империи.
- князь Мещерский Петр Сергеевич (24. 11. 1817 — 02. 04. 1833)
- действительный тайный советник Нечаев Степан Дмитриевич ( 1833 — 25. 06.
1836)
- граф Протасов Николай Александрович (24. 02. 1836 — 16. 01. 1855)
- Карасевський Александр Иванович (25. 12. 1855 — 20. 09. 1856)
- граф Толстой Александр Петрович (20. 09. 1856 — 28. 02. 1862)
- Ахматов Алексей Петрович (с марта 1862 — по июнь 1865)
- граф Толстой Дмитрий Андреевич (23. 06. 1865 — 23. 04.
1880)
- Победоносцев Константин Петрович (24. 04. 1880 — 19. 10. 1905)
- князь Оболенского Александр Дмитриевич (20. 10. 1905 — 04. 04. 1906)
- князь Ширинский-Шихматов Алексей Александрович (26 апреля — 9 июля 1906)
- Извольский Петр Петрович (27 .06. 1906 — 05. 02. 1909)
- Лукьянов Сергей Михайлович (05. 02. 1909 — 02. 05.
1911)
- Саблер Владимир Карлович (02. 05. 1911 — 04. 07. 1915)
- Самарин Александр Дмитриевич (05. 07. 1915 — 26. 09. 1915)
- Волжин Александр Николаевич (01. 10. 1915 — 07. 08. 1916)
- Раев Николай Павлович (30. 08. [8] 1916 — 03. 03. 1917)
- Львов Владимир Николаевич (03. 03 1917 — 24. 07.
1917)
- Карташов Антон Владимирович (25. 07. — 05. 08. 1917).
7. Список Патриархов Московских и всея России после отречения императора
Единственный избран московский патриарх в 1917-1925 годах
- Тихон (Василий Иванович Беллавин, 5 (18) ноября 1917 года — 25 марта (7 апреля) 1925 года)
После смерти патриарха Тихона преемник не избирался.
Примечания
- А. Саган. Вселенское православие. Суть. История. Современные реалии. Киев. Мир знаний. 2004. ISBN 966-7742-14-8, ст. 486.
- Все даты по юлианскому календарю.
- Дать первых 2-х обер-прокуроров по: Высшие и центральные государственные учреждения России.
1801-1917. СПб.: Наука, 1998, Т. 1, стр. 135.
- Государственность России. М., 2001, кн. 4, стр. 109.
- Иногда включается в список обер-прокуроров — возможно, ошибочно.
- ↑ а б вВысшие и центральные государственные учреждения России.
1801-1917. СПб.: Наука, 1998, Т.1, стр. 135.
- Д. Н. Шилов. Государственные деятели Российской империи. СПб., 2002, стр. 186.
- Д. Н. Шилов. Государственные деятели Российской империи.Главы Высшей и центральных учреждений.1802-1917. СПб.
, 2002, стр. 620
Видео:Патриархи 20- го векаСкачать
Рпц вступила в открытый конфликт с константинопольским патриархатом. что происходит?
https://www.znak.com/2018-09-09/rpc_vstupila_v_otkrytyy_konflikt_s_konstantinopolskim_patriarhatom_chto_proishodit
2018.09.09
Русский патриарх Кирилл и константинопольский патриарх ВарфоломейСвященник Игорь Палкин / Пресс-служба патриарха Московского и всея Руси
Русская православная церковь вступила в открытый публичный конфликт с Константинопольским Патриархатом, который считается «первой среди равных» среди всех автокефальных (независимых) православных церквей. 8 сентября Священный Синод Русской православной церкви сделал официальное заявление, в котором выразил «решительный протест и глубокое возмущение» решением Константинопольской Церкви назначить двух своих экзархов (спецпредставителей) в Киев. Корни конфликта — в политических событиях на Украине.
Священный синод РПЦ обвинил Константинополь в превышении полномочий
Константинопольский Патриархат сообщил о назначении архиепископа Памфилийского Даниила (США) и епископа Эдмонтонского Илариона (Канада) экзархами Константинополя на Украине. Обозначено, что они будут заниматься подготовкой автокефального статуса Украинской православной церкви. Это грозит вывести украинских православных из-под влияния Москвы.
«Данное решение принято без согласования с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием и является грубейшим попранием церковных канонов, воспрещающих епископам одной Поместной Церкви вмешиваться во внутреннюю жизнь и дела другой Поместной Церкви, — говорится в заявлении Синода. — Оно полностью противоречит остававшейся до сего дня неизменной позиции Константинопольского Патриархата и лично Патриарха Варфоломея, который неоднократно заявлял, что признает Блаженнейшего митрополита Онуфрия единственным каноническим главой Православной Церкви в Украине».
Константинопольский Патриарх ВарфоломейСвященник Игорь Палкин / Пресс-служба патриарха Московского и всея Руси
РПЦ раскритиковала решение Константинопольского Патриархата принять к рассмотрению вопрос о предоставлении автокефалии (административной независимости) православным верующим Украины. Это решение, считает Священный Синод РПЦ, «принято вопреки воле епископата Украинской Православной Церкви, который единодушно высказался за сохранение ее существующего статуса».
«В оправдание своего вмешательства в дела иной Поместной Церкви Константинопольский Патриарх приводит ложные толкования исторических фактов и ссылается на якобы имеющиеся у него исключительные властные полномочия, каковыми он в действительности не обладает и никогда не обладал», — сказано в заявлении Синода РПЦ.
Позиция Константинополя и спор о событиях XIV–XVI веков
Эскалация конфликта началась после встречи 31 августа патриарха Московского и всея Руси Кирилла и патриарха Константинопольского Варфоломея. Кирилл пытался убедить Варфоломея не давать автокефалию Украинской православной церкви, однако убедить константинопольского коллегу «москвичу» не удалось.
https://www.youtube.com/watch?v=a_Ybi1dPlps
На следующий день, 1 сентября, константинопольский патриарх Варфоломей обвинил Москву в череде «неканонических вмешательств» в дела Киевской митрополии начиная с XIV века, когда киевская кафедра была переведена в Москву «без канонического дозволения Церкви-Матери» (то есть Константинополя).
Кроме того, заявлено, что когда в 1686 году Киевская митрополия вошла в состав Московского Патриархата, это произошло якобы на временной основе, и Константинополь никогда не переставал считать Украину своей канонической территорией.
Таким образом, поставлены под сомнение исторические корни отношения украинской церкви к Москве.
«Поскольку Россия, как ответственная за нынешнюю болезненную ситуацию на Украине, не способна решить проблему, Вселенский патриархат взял на себя инициативу по решению проблемы в соответствии с полномочиями, предоставленными ему священными канонами и юрисдикционной ответственностью над епархией Киева, получив просьбу об этом от досточтимого украинского правительства, а также повторяющиеся просьбы „патриарха“ Киевского Филарета об апелляции на наше рассмотрение его дела», — заявил константинопольский Патриарх Варфоломей.
В чем суть спора?
Суть спора в том, под чьим влиянием будет находиться православная церковь на Украине. Сейчас на Украине действует крупнейшая Украинская православная церковь Московского патриархата — самоуправляемая Церковь, обладающая широкой автономией, но все же находящаяся под крылом Москвы.
В УПЦ (МП) находятся 11 358 приходов и 191 монастырь. Ее возглавляет митрополит Онуфрий (Березовский). Со всеми оговорками можно сказать, что Онуфрий в целом действует в соответствии с интересами РПЦ и Москвы. Для Москвы православие — важный инструмент влияния на ситуацию на Украине.
Президент Владимир Путин на встрече с митрополитами. В центре сидит Митрополит Киевский и всея Украины ОнуфрийKremlin.
ru
Существует также канонически не признанная Украинская православная церковь Киевского патриархата, отдельная от Москвы, в которой находится 2781 приход и 22 монастыря. УПЦ (КП) политически ближе к властям Украины.
Существует и самопровозглашенная Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). Все три церкви спорят за влияние на верующих и первенство на Украине.
В России Константинопольского Патриарха и раньше обвиняли в работе «на отрыв Украины от России», а теперь его позиция вошла в резкое противоречие с интересами Москвы и РПЦ.
Назначив экзархов, Константинополь подтвердил намерение предоставить украинским верующим статус автокефалии, то есть сделать украинскую церковь полностью независимой от Москвы.
Это лишит Россию и РПЦ важного рычага влияния на Украину.
Кроме того, риторика Константинопольского Патриарха может поставить вопрос о том, что на самом деле это РПЦ должна подчиняться Киеву. Это созвучно с позицией Украинских властей. В частности, президент Украины Петр Порошенко заявлял: «Москва претендует на „материнство“, но в действительности „является дочерней по отношению к церкви в Киеве“».
Что будет дальше?
В РПЦ заявили, что данные действия заводят в тупик отношения между Русской и Константинопольской Церквами, создают реальную угрозу единству всего мирового православия. Там сообщили, что готовят ответные шаги, однако пока не сообщили, какие именно.
«Константинопольский Патриархат, таким образом, теперь уже открыто встал на тропу войны. И это война не только против Русской Церкви, не только против украинского православного народа. Это война, по сути дела, против единства всего мирового православия», — заявил председатель отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Илларион.
Теоретически ситуация может разорвать или свести к минимуму отношения РПЦ с Константинополем, который имеет статус «первого среди равных». Однако в РПЦ и ранее не раз подчеркивали, что первенство не означает главенства: Константинопольский патриарх не может считаться главой Вселенской Церкви, хотя и наделен правом созывать Всеправославный Собор.
Патриархи Кирилл и Варфоломей на встрече 31 августа 2018 годаСвященник Игорь Палкин / Пресс-служба патриарха Московского и всея Руси
Как сказал митрополит, чья позиция опубликована на официальном сайте Московской Патриархии, если автокефалия будет дарована Украинской церкви, «мы будем вынуждены разорвать общение с Константинополем, и тогда уже Константинополь не будет иметь никаких прав на то, чтобы претендовать на лидерство в православном мире». «Сейчас Константинопольский Патриархат позиционирует себя как своего рода лидер 300-миллионного православного населения планеты, Патриарх Константинопольский воспринимается как чуть ли не православный папа. Но по крайней мере половина от этого 300-миллионного населения больше не будет его признавать даже первым в семье Православных Церквей», — заявил Илларион.
https://www.youtube.com/watch?v=BWZYQs42jDc
У РПЦ в этом споре есть сильные козыри: русская Церковь является крупнейшей из всех православных церквей в мире. Если она формально перестанет признавать легитимность Константинопольского Патриархата, это ослабит и последний.
Видео:Краткая история патриаршества в РоссииСкачать
Глава православной церкви — структура РПЦ
1001molitva.ru > Словарик > Глава православной церкви — структура РПЦ
У каждой конфессии в мире есть предводитель, например, глава Православной Церкви – это Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Но помимо него церковь имеет и другую структуру руководства.
- Кто глава Русской Православной Церкви
- Какова иерархия РПЦ среди священнослужителей
- Структура РПЦ — схема и описание
- Звания епископов
- Звания иереев
- Звания диаконов
- Заключение
Кто глава Русской Православной Церкви
Патриарх Кирилл – это руководитель РПЦ.
Глава РПЦ Патриарх Кирилл
Он руководит церковной жизнью страны, а также Патриарх — начальник Троице-Сергиевой лавры и еще нескольких обителей.
Какова иерархия РПЦ среди священнослужителей
На самом деле церковь имеет довольно сложную структуру и иерархию. Каждый священнослужитель выполняет свою роль и занимает предписанное ему место в этой системе.
Схема православной церкви имеет три уровня, которые были созданы еще в самом начале зарождения христианской религии. Все служители делятся на такие категории:
- Диаконы.
- Священники.
- Епископы.
Помимо этого, они поделены на «черное» и «белое» духовенство. К «черному» относятся монахи, а к «белому» мирские священнослужители.
Структура РПЦ — схема и описание
В ввиду некоторой сложности церковной структуры, ее стоит рассмотреть более детально, для глубокого понимания алгоритмов работы священников.
Звания епископов
К ним относятся:
- Патриарх: пожизненное главное звание предводителя РПЦ, на данный момент на Руси это Кирилл.
- Викарий: правая рука епископа, его заместитель, но он не имеет своей епархии и не может управлять епархией архиерея.
- Митрополит: наместник, руководящий митрополиями, в том числе и за пределами Российской Федерации.
- Архиепископ: звание старшего епископа, считается почетным титулом.
- Епископ: третья ступень священства в православной иерархии, часто имеет звание архиерея, управляет епархией и назначается Священным синодом.
Звания иереев
Иереи делятся на «черных» и «белых».
Рассмотрим «черное» духовенство:
- Иеромонах: монах-священнослужитель, к нему принято обращаться словами: «Ваше Преподобие».
- Игумен: руководитель (настоятель) монастыря. До 2011 в России это звание являлось почетным и не обязательно соответствовало посту начальника какой-либо обители.
- Архимандрит: наивысшее звание для священнослужителя, принявшего монашеский постриг. Часто является настоятелем крупных монашеских обителей.
К «белым» чинам относят:
- Протопресвитер: высший чин РПЦ в его «белой» части. Дается как награда за особую выслугу в некоторых случаях и только по просьбе Священного синода.
- Протоиерей: старший священник, также может использоваться формулировка: старший иерей. Чаще всего протоиерей осуществляет руководство каким-либо храмом. Получить такую должность можно не ранее пяти лет верной службы по получении наперстного креста и не раньше десяти лет после хиротонии.
- Иерей: младший чин священнослужителей. Священник может быть женат. К такому человеку принято обращаться так: «Батюшка» или «Отец, …», где после отца идет имя священника.
Звания диаконов
Далее следует ступень диаконов, они тоже делятся на «черное» и «белое» духовенство.
Список «Черного» духовенства:
- Архидиакон: старший чин среди диаконов в монашеской обители. Его дают за особые заслуги и выслугу.
- Иеродиакон: священник-монах любого монастыря. Стать иеродиаконом можно после таинства хиротонии и пострига в монахи.
«Белое»:
- Протодиакон: основной епархиальный диакон, к нему, как и к архидиакону, принято обращаться со словами: «Ваше высокоблаговестие».
- Диакон: священник, который стоит на самой начальной ступени иерархии РПЦ. Это помощники для остальных, более высоких рангов священнослужителей.
Заключение
РПЦ имеет одновременно сложную, но логичную организацию. Следует понимать основное правило: её устройство таково, что из «белого» духовенства невозможно попасть в «черное» без монашеского пострига, а также невозможно не будучи монахом занять многие высокие посты в иерархии православной церкви.
Видео:Видеоурок по истории «Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и раскол»Скачать
Патриархи Русской Православной Церкви
В Русской Православной Церкви Патриаршество было учреждено в 1589 году. Кто был первым патриархом и сколько их было вообще? Ответы – в нашей статье!
Патриархи
Нажмите на изображение для увеличения
Патриархи Русской Православной Церкви
href=”https://www.pravmir.ru/images/sobor/patr/patrbig.jpg”>
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II:
Со времен апостольских установилась традиция, в соответствиис которой крупные церковные объединения были возглавляемы «первымепископом» и это отображено в 34 каноне апостольскихправил. В правилах Первого Вселенского собора этот епископименуется «митрополитом», а в постановлениях Шестого Вселенскою
собора мы уже видим каноническую фиксацию патриаршего сана.
Учреждение Патриаршества в России
В Русской Православной Церкви Патриаршество было учреждено в 1589году, а спустя 3 года акт учрежденияПатриаршества и поставление первого русского Патриарха – святителяИова – было подтверждено грамотой Восточных Патриархов. В это времяРоссия являлась единственным независимым православным государством иосознавалась православными народами как защитница Вселенского
Православия.
Учреждение Патриаршества имело не толькоцерковное, но и общенациональное значение. Как в XVI,так и в XX веке обретение Россией Патриарха происходило наканунеграндиозных социальных катастроф, когда единственным объединяющим центром
и средоточием народной жизни являлся Первосвятитель.
https://www.youtube.com/watch?v=HATLMXJor-A
Всярусская история XVII века свидетельствует о высочайшемавторитете Патриархов.
Наиболее значимыми в этом отношенииявляются: святитель Гермоген, чья пастырская твердость помогла народу игосударству преодолеть соблазны и искушения Смутноговремени, а также Патриарх Филарет, отец молодого царя МихаилаФедоровича, которому он помогал в управлениигосударством и способствовал осуществлению необходимых реформ,
укрепивших Отечество.
Показательно, что само упразднение Патриаршествацарем Петром I косвенно явилось признанием значимостипервосвятительского служения и всенародного авторитета ПредстоятеляЦеркви.
Стремившаяся к безграничному господству вовсех сферах жизни светская власть желала быть совершенно самостоятельнойи независимой от духовного влияния Патриаршества,требовавшего от «власть предержащих» строгой моральной ответственности за
все деяния.
Государство, возросшее от скромныхпределов Московского княжества до бескрайних пределов Российскойимперии, возмужавшее благодаря попечению Церкви о его«благостоянии» и нравственном здоровье, начиная сконца XVII столетия, стремится совершенно подчинить себе тусамую нравственную силу – Церковь, которая предоставляла государству высшую,
сакральную легитимность и стояла у его колыбели.
Позднее, когда национальная элита окончательно подпала под влияниезападных идей и усвоила исключительно прагматический взглядна Церковь как на общественный институт, велениемПетра I был учрежден подконтрольный государству СвятейшийПравительствующий Синод.
Характерно, что вместе с Патриаршеством,упразднению подверглось и соборное начало церковной жизни. Задва столетия синодального правления мы можем найти лишьодин-два примера проведения локальных совещаний несколькихепископов.
История ясно свидетельствует о неразрывной связи междуПатриаршеством и соборным управлением в Русской
Церкви.
и Оптиной пустыни.Синодальная эпоха, тем не менее, ознаменоваласьв истории Русской Церкви многими отрадными явлениями: созданием(впервые в русской истории) системы духовного образования,плодотворной работой русских миссионеров, расцветом иноческого делания вомногих монастырях, особенно в Троице-Сергиевой иКиево-Печерской лаврах, на Валааме, в Сарове
Попытки восстановления Патриаршегослужения предпринимались на всем протяжении синодальной эпохи. И,как нам думается, лишь обстоятельства времени не позволили
разрешить этот вопрос положительно.
Поэтому первый жеПоместный собор Русской Церкви, состоявшийся после двухсотлетнего перерыва – в1917 году – восстановил Патриаршество в России.Как известно, у восстановления Патриаршества былигорячие сторонники и убежденные противники.
Однако ссамого начала многодневной дискуссии члены Собора осознавали, чтовосстановление Патриаршества – это не простое изменение системыцерковного управления, но событие, которое коренным образом изменитстрой церковной жизни.
«Ныне наша разруха, ужасы нашей жизни, трагическиепереживания русского народа всей своей совокупностью неотразимо, дружно,повелительно говорят: да будет снова на Руси Патриарх».
Этислова одного из участников Собора передают настроениебольшинства его членов, видевших в Патриархе «живого носителяи выразителя органического единства Церкви», в котором
«Поместная Церковь осознает себя органической частью Церкви Вселенской».
Именно в эти судьбоносные дни архимандрит Иларион (Троицкий),впоследствии – архиепископ Верейский и священномученик, – выступаяна одном из соборных заседаний, сравнил пустовавшеееще в то время Патриаршее место в Успенском собореМосковского Кремля сердцем русского Православия. А епископАстраханский Митрофан, также впоследствии увенчавший свое житие мученическимвенцом, по поводу необходимости восстановления Патриаршества, как насущнойпотребности духовной жизни всего нашего православного народа, выразилсяследующим образом: «Нам нужен Патриарх как духовный вождь ируководитель, который вдохновлял бы сердце русского народа,призывал бы к исправлению жизни и кподвигу, и сам первый шел бы впереди…» И особоотметил, что «учреждением Патриаршества достигалась бы и
полнота церковного устройства».
Промыслительным образом,Патриаршество было восстановлено в Русской Церкви вканун государственных катаклизмов: потеряв Царя, Православная Русь вновь
обрела Отца-Патриарха.
Окончательное решение было принято 28октября.
За несколько следующих дней Собор определилпроцедуру избрания Патриарха, согласно которой было избрано три кандидата:архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений(Стадницкий) и митрополит Московский Тихон (Белавин). А5 (18) ноября в Храме Христа Спасителя по жребию был избран
Патриарх – им стал святитель Тихон.
https://www.youtube.com/watch?v=dcJJGBe5enU
Двести лет Россия жила надеждойна восстановление Патриаршества. И только в 1917году, как бы предчувствуя времена гонений, Церковь смогла
вновь избрать Первосвятителя.
Узнав об избрании, святительТихон сказал посланникам Собора: «Ваша весть об избрании меняв Патриархи является для меня тем свитком, на которомнаписано „плач, и стон, и горе“. Отныне мне предстоитпопечение о всех церквах российских и умирание
за них во вся дни».
В первыепослереволюционные годы особенно отчетливо проявилось историческое значениеСобора 1917–1918 годов, принявшего решение овосстановлении Патриаршества.
Личность святителя Тихона, ПатриархаВсероссийского, стала живым укором для тех, кто, раздувая пламябратоубийственной гражданской войны, попирая заповеди Божии иправила человеческого общежития, сея соблазн, проповедовалвседозволенность и беспощадный кровавый террор как методгосударственной политики.
Воистину, Патриарх Тихон стал символом возрождениядревней традиции «печалования» Предстоятелей Церкви за нуждынарода. Авторитет Патриарха, как внутри страны, так и за рубежом,признавался всеми и с ним считались даже большевики.
Известно, чтовопрос о расстреле святителя Тихона активно обсуждался властямив период массовых репрессий в отношении епископов,духовенства и мирян. Однако даже в период разгулареволюционного террора правительство не решилось на
этот шаг.
Патриарх Тихон понимал, что Церковь намногие годы оказалась в плену у богоборческогорежима. Его «Завещание» предусматривало установление институтаМестоблюстительства Патриаршего престола, что было необходимо для сохраненияединого управления Церковью, в условиях невозможности проведения
Соборов.
Не будет преувеличением сказать, что представители безбожнойвласти также прекрасно понимали значение носителя высшего иерархического сана –Святейшего Патриарха – как символа церковного единства.
После кончины ПатриархаТихона в 1925 году они препятствовали созыву Поместного Собора,призванного избрать Предстоятеля Русской Церкви.
Именно поэтому двенадцатыйПатриарх Московский и всея Руси Сергий до 1943 годаосуществлял управление Церковью сначала в звании ЗаместителяПатриаршего Местоблюстителя, а затем – Местоблюстителя Патриаршего
Престола.
Совершая свое служение в чрезвычайно сложныхусловиях в ту трагическую эпоху, он прилагал все усилия ктому, чтобы единство Церкви сохранялось. Сейчас становится все болееочевидным, что эти действия спасли Русскую Церковь, избавив ее отмаргинализации. Предпринятые им шаги предотвратили окончательноепревращение народа Божия в «людей из подполья», живущих по законам
«осажденной крепости».
чтобы Русская Церковь заняла свое место в обществе.Верим, что путь, предначертанный святителемТихоном и продолженный его приемниками, при всей сложностиполитических реалий XX века имел, в отличие отальтернативного «ухода в катакомбы» все шансы для того,
СПравославием безбожная власть оказалась вынужденной считаться, особенно впериод Великой Отечественной войны и в первые послевоенныегоды.
В этот период искренняя и глубоко укорененнаяв нашей исторической традиции патриотическая позиция,представленная в посланиях и официальных заявленияхПатриархов Сергия и Алексия I, – нашла отклик всердцах архипастырей, клириков и мирян иполучила глубокую поддержку в сердцах миллионов нашихсоотечественников, как в стране, так и за ее
пределами.
Сохранение института Патриаршества помогло РусскойПравославной Церкви выстоять в период нового гонения, обрушившегосяна Церковь на рубеже 50-60-х годов XXвека, пережить это гонение и, сохраняя свой духовно-нравственныйпотенциал, выйти на рубежи новой эпохи, которую уже современники
назвали «Вторым Крещением Руси».
В завершение следует сказать, чтовсе то многообразное возрождение духовной жизни внашем Отечестве, свидетелями которого все мы являемсяна протяжении последних десятилетий, имело своим твердым основаниемпоистине исповеднический подвиг Патриархов XX века – святителя
Тихона, Сергия, Алексия и Пимена.
Верю, что молитваминовомучеников и исповедников Российских, трудами Наших достойныхпредшественников Господь и впредь не оставит Русскойземли Своей неоскудевающей милостью и даст Нам благодать идуховную силу право править слово Христовой истины и вестицерковный корабль неизменным курсом – в соответствии с
заповедями Евангелия и нормами церковных канонов.
Из приветственного слова Святейшего Патриарха Московского и
всея Руси Алексия II участникам научной
конференции «Патриаршество в Русской Православной Церкви».
Вы прочитали статью Патриархи Русской Православной Церкви (список)
Видео:Титулы и должности в православной церкви. Белое и черное духовенстваСкачать
О патриархах русской православной церкви
Православные патриархи – это наивысший церковный титул, присваиваемый предстоятелям девяти канонических церквей мира: Русской, Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Сербской, Иерусалимской, Румынской, Болгарской и Грузинской (патриарх-католикос).
Патриарх православной церкви – должность выборная, утверждаемая Священным Синодом практически сразу же после смерти предыдущего предстоятеля.
Согласно всем современным церковным нормативным актам, Патриарх Русской Православной Церкви выбирается пожизненно, и даже если под конец жизни тяжело заболевает, лишить его этой должности не представляется возможным: в таком случае церковью управляет Архиерейский Собор.
Хронологический список Патриархов РПЦ
В России патриаршество, как институт, существует относительно недавно, всего чуть более трехсот лет. Первый православный патриарх был поставлен в 1589 году, и, по оценкам историков, патриаршество это было добыто Московией путем различных интриг и хитросплетений.
Об этом свидетельствуют и воспоминания современников, и тот факт, что под самым первым приказом, учреждающим патриаршество в нашей державе, вопреки правилам стояли подписи далеко не всех церковных иерархов того времени, а это означает, что в этом вопросе Вселенская церковь не была единой.
Но, как бы то ни было, оставим геополитические интриги историкам, и обратимся к личностям патриархов Русской Православной Церкви.
- Иов, первый православный патриарх на Руси (1589‑1605) – причислен к лику святых за свою стойкость в исповедании христианской веры, отказ присягать прокатолическому ставленнику Лжедмитрию I, а также исповедничество (был низложен за отказ сотрудничать с преступными властями).
- Гермоген (1606‑1612). На долю этого патриарха православной церкви выпало еще больше испытаний: период его правления пришелся на Смутное время, и, поскольку он так же, как и его предшественник, выступал против иноземной экспансии, то был низложен, заточен в Чудовом монастыре, и мученически скончался там от голода и жажды. Причислен к лику святых.
- Филарет (1619‑1633) попал на патриарший престол из-за ряда интриг: он был претендентом на царский престол, освободившийся после смерти царя Феодора, и в связи с этим был принудительно пострижен в монашество. При правлении Лжедмитрия II находился в плену, впоследствии же стал советником и фактическим соправителем царя Михаила.
- Иоасаф (1634‑1640). При этом патриархе Русской Православной Церкви было переведено и издано множество богослужебных книг.
- Иосиф (1642‑1652) основал первое в России духовное учебное заведение – Ртищевское братство.
- Никон (1652‑1666) – знаменитый церковный реформатор, решивший поменять исконно славянские православные традиции на обряды византийского образа, что спровоцировало раскол в Русской Православной Церкви.
- Иоасаф (1667‑1672) – православный патриарх, при котором были просвещены народы Сибири и Дальнего Востока.
- Питирим (1672‑1673) занимал патриарший престол всего 10 месяцев.
- Иоаким (1673‑1690) управлял церковью в трудные годы, и принял множество мер, чтобы оградить русское общество от вредного иностранного влияния.
- Адриан (1690‑1700) – последний досинодальный патриарх Русской Православной Церкви.
- Тихон (1917–1925) стал первым православным патриархом России после 200-летнего перерыва. Уже только по одним годам его правления церковью можно получить представление о том, какую ответственность он взвалил на свои плечи. Святейшему патриарху приходилось неоднократно подвергаться преследованиям, допросам с пристрастием. Канонизирован церковью за свой подвиг исповедничества.
- Сергий (1943‑1944) – патриарх, занимавшийся активной гражданской деятельностью во время Великой Отечественной войны, способствовавший созданию танковой дивизии имени Дмитрия Донского, организовывавший фонды поддержки сиротам и вдовам войны.
- Алексий I (1945‑1970). Деятельность этого предстоятеля Русской Православной Церкви совпала с окончанием войны, и была направлена на восстановление разрушенных храмов и монастырей. Также при нем были налажены контакты с католической церковью.
- Пимен (1971‑1990) стал патриархом Русской Православной Церкви, положившим много сил на развитие межцерковных отношений.
- Алексий I (1990‑2008) – православный патриарх, при котором началось настоящее возрождение постсоветской русской церкви. При нем был построен Храм Христа Спасителя в Москве.
- Кирилл (2009‑настоящее время) – последний, 16-й патриарх Русской Православной Церкви.
90% проблем человека происходит из-за отсутствия удачи, и как следствие денег и счастья. Чтобы отменить посыл о бедности, нужен сильный энергетический заряд. Денежный Ритуал позволит найти постоянный источник дохода исполнить мечту, для этого нужно взять… Читать далее…
Функции патриарха православной церкви
Православный патриарх – должность не только управленческая, но и дипломатично-представительская, а также судейская.
По правилу, которое неукоснительно соблюдается, патриархом может стать лишь монах, так как для женатых священников существует ограничение: наивысший сан для белого духовенства – это протоиерей, что соответствует сану архимандрита для монаха.
Однако в православного епископа могут рукоположить, а потом и выбрать патриархом священника, который был женат, но в зрелом возрасте по соглашению с женой ушел в монастырь.
🎦 Видео
История 7 класс (Урок№30 - Русская Православная церковь XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол.)Скачать
Его состоянию завидуют олигархи! Патриарх Кирилл и его земная жизньСкачать
Шпион в РЯСЕ: громкое РАЗОБЛАЧЕНИЕ Патриарха КИРИЛЛАСкачать
Церковь осуждает идеологию патриарха Кирилла. Требования священниковСкачать
Поместный Собор Русской Православной Церкви.1945 годаСкачать
Христианство на Руси. История русской Православной Церкви (1-2 серии из 5)Скачать
Патриарх Кирилл - Епископ Русской православной церкви - биографияСкачать
15 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла! #патриарх #sortsСкачать
Кандидаты в ПатриархиСкачать
КАК Вор в Законе Япончик стал Патриархом Кириллом всея РусиСкачать
Оглашение результатов выборов ПатриархаСкачать
§24 Русская православная церковь в XVII в Реформа патриарха Никона и расколСкачать
Как выглядела речь патриарха до монтажаСкачать
Десятилетие Поместного Собора Русской Православной Церкви и интронизации Патриарха КириллаСкачать
Избрание патриарха Алексия I. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1945Скачать