- Словарь ИПЦ: иосифляне, сергиане, обновленцы, катакомбники, непоминающие и зарубежники
- Ипц — истинно-православная церковь
- Сергианство
- Катакомбная церковь
- Иосифляне
- Непоминающие
- Обновленцы
- Рпцз — зарубежная церковь
- Русская истинно-православная церковь
- Современное состояние
- Примечания
- История
- Учение и идеология
- Современное состояние
- Епархии
- Примечания
- Ссылки
- Русская истинно-православная церковь Информацию О
- Патриархаты начинают большую войну
- Твердая историческая почва
- Священная война
- Спешная смена идеологии
- 🎦 Видео
Видео:Разговор о важном. Интервью с Его Святейшеством Митрополитом Московским и Всероссийским Серафимом.Скачать
Словарь ИПЦ: иосифляне, сергиане, обновленцы, катакомбники, непоминающие и зарубежники
Вторая (историческая) часть Словарика ключевых терминов ИПЦ. Первая (догматическая) часть здесь.
Ипц — истинно-православная церковь
Это название появилось в качестве реакции на церковный курс митрополита Сергия (Страгородского) в конце 1920-х – начале 30-х годов.
Православные, которые посчитали позицию Сергия неприемлемой, использовали применительно к себе формулировку “истинно православные христиане”, чтобы таким образом обозначить свою верность истинной Христовой Церкви.
В таком значении этот термин и сейчас продолжают использовать различные церковные группы в России и в мире.
Название ИПЦ или «Истинное Православие» также зафиксировано в нескольких десятках дел, сфабрикованных ГПУ, в которых раскрывается «контрреволюционная деятельность» всесоюзной организации “Истинно-Православная Церковь”, якобы действовавшей по всей стране через сеть “филиалов”.
По этим делам все активные несергианские церковные деятели были либо расстреляны, либо заключены в тюрьмы, либо отправлены в лагеря и ссылки.
Истинно-православные христиане действительно объединялись вокруг своих лидеров – прежде всего, епископов Иосифа (Петровых), Димитрия (Любимова), Алексия (Буя), Виктора (Островидова) и других, вели переписку и распространяли брошюры и проповеди, в которых объясняли свою антисергианскую позицию и по сути образовали церковную структуру, альтернативную церкви Сергия.
Документы:
Сергианство
Среди истинно-православных христиан так стало называться еретическое учение о Церкви, согласно которому сохранение церковной иерархии и возможность открыто и легально совершать богослужения в храмах ставится на первое место, выше истины и веры.
Такое понимание церкви лежит в основании Декларации митрополита Сергия (Страгородского) и его церковной политики. Сергиане считают, что Сергий спас церковь своими действиями: тем, что фактически отдал управление внутренними церковными делами в руки советского государства.
В публичных заявлениях и интервью Сергий и позднее его соратники из Московской Патриархии отрицали факт жестоких гонений на православную церковь в СССР, таким образом отрекаясь от сонма новомучеников, страдавших за веру в это самое время.
В современной России сергианская церковь (РПЦ МП) считает себя единственной каноничной поместной православной церковью, при этом называя истинно-православные церкви раскольниками.
Документы:
Катакомбная церковь
— истинно-православные общины, существовавшие в СССР нелегально до конца 1980-х годов.
Когда в 1930-е годы стало понятно, что советская власть настроена на уничтожение православной Церкви (а Сергий по сути помогает ей в этом своей Декларацией, разделившей верующих по принципу лояльности власти), многие церковные деятели ИПЦ стали говорить о необходимости переходить на подпольное, катакомбное положение, то есть не регистрировать приходы (после 30-х годов такая регистрация в принципе уже была невозможна) и совершать богослужения тайно на квартирах, в частных домах, в лесу. Такие общины обычно формировались вокруг священников и монашествующих. Исповеди часто передавались духовнику в письменном виде, а Святые Дары перевозились верующими на дальние расстояния. Часто катакомбники не хотели иметь с коммунистическим государством никаких отношений – ни работать на советской работе, ни служить в армии, ни получать советский паспорт. Гонения на катакомбников продолжались до самой перестройки.
Иосифляне
Так стали называть истинно-православных христиан, объединившихся вокруг Иосифа (Петровых), митрополита Петроградского. В 1928 году Иосиф подписал акт отхода от митрополита Сергия и в ответ был запрещен им в служении.
Уже на следующий год Иосифа арестовали и выслали в Казахстан, где он оставался до своей мученической кончины в 1937.
Иосифляне признавали своими епископами Иосифа и тех, кто был с ним в евхаристическом общении, считая, что сергиане отпали от Церкви и потому продолжать находиться с Сергием в одной церковной организации невозможно.
Разные истинно-православные группы назывались также буевцы (по фамилии епископа Алексия Буя) и викторовцы (по имени епископа Глазовского Виктора Островидова). Эти группы находились в церковном общении друг с другом и с другими иосифлянскими приходами через своих епископов.
Непоминающие
Часть церковной оппозиции м. Сергию, представители которой отрицательно отнеслись к Декларации и перестали поминать Сергия за богослужением как своего первоиерарха, но не стали отделяться от его церкви и строить собственную независимую церковную структуру, как это сделали иосифляне.
У непоминающих было полное общение в таинствах с сергианами, поэтому для истинно-православных они и сами были сергианами. К известным непоминающим относятся, например, священник Сергий Мечев, пострадавший от большевиков и расстрелянный в 1941 году, и епископ Афанасий (Сахаров).
После создания Московской Патриархии в 1943 году большинство непоминающих воссоединились с официальной сергианской церковью.
Обновленцы
Еще их называли “живоцерковники” или Живая Церковь, – церковное движение, которое было возведено большевиками в статус официальной православной церкви в 1920-е годы, чтобы расколоть и ослабить российское православие.
Обновленцы создали Высшее Церковное Управление (ВЦУ), и в 1922 году оно было признано в качестве единственной каноничной церковной власти тремя епископами (одним из них был митрополит Сергий Страгородский).
При этом с точки зрения церковной обновленцы постоянно нарушали каноны и фактически от Церкви сами себя отделили.
https://www.youtube.com/watch?v=SZHZ1iEHAVM
Обновленческому расколу противостоял патриарх Тихон, за что он и его приверженцы, “тихоновцы”, стали подвергаться гонениям со стороны властей.
Потом советская власть разочаровалась в обновленческом проекте как инструменте подчинения себе православной церкви и пошла по другому пути – включения уже самой “тихоновской” церкви в государственную машину.
На этом этапе власти сначала попытались заставить патриарха Тихона пойти на сотрудничество и выступить перед верующими в поддержку коммунистического государства.
Тихон действительно пользовался безусловным авторитетом — став первым патриархом после двухсотлетнего синодального периода, он был с момента своего избрания в 1918 году символом свободы и возрождения Российской Церкви в XX веке. Патриарх Тихон не согласился на компромисс с коммунистами, но после его смерти в 1925 г. они нашли более сговорчивого кандидата в лице митрополита Сергия.
Рпцз — зарубежная церковь
В основном сформировалась из представителей русской эмиграции. Ее каноничность подтверждается указами патриарха Тихона 362 и 424, в которых он предоставил автономию русским Церквям в Западной Европе. После смерти Тихона зарубежники отказались признать сергианскую Московскую Патриархию, считая “красных” патриархийных священников чуть ли не служителями диавола.
После распада СССР началось сближение РПЦЗ и РПЦ МП. В результате этого процесса в 2007 году большая часть зарубежников вернулась в Московскую Патриархию. Те, кто не захотел воссоединяться с сергианской МП, образовали так называемые осколки РПЦЗ, которые относятся также к Истинному православию. Недавно «Острова» опубликовали обзор таких ИПЦ в России и карту их приходов.
Византийский инициал Т. Надпись сверху «святые отцы», снизу — «Арий и Несторий, богоненавистники»
страница » Церковь » Словарик ИПЦ: иосифляне, сергиане, обновленцы, катакомбники и другие
Видео:РПЦ или КАТАКОМБНАЯ ЦЕРКОВЬ, где истина?Скачать
Русская истинно-православная церковь
скачать
Реферат на тему:
Русская истинно-православная церковь (сокращённо РИПЦ) — одна из религиозных организаций неканонического (альтернативного) православия русской традиции в России, Белоруссии, на Украине и других странах (в основном бывшего СССР)[1]
По сведениям самой РИПЦ на 2008 год, имеет около 200 приходов и общин[2] — в основном малые «катакомбные» группы, не афиширующие своей деятельности.
Считает себя преемницей как РПЦЗ, так и Катакомбной церкви. Основателем церковно-административной структуры является архиепископ Лазарь (Журбенко) († 7 июля 2005).
Современное состояние
Высшим руководящим органом РИПЦ является Освященный Собор с участием архиереев, духовенства, монашествующих и мирян РИПЦ. Деятельность РИПЦ регулируется «Положением о РИПЦ», утвержденном на Освященном Соборе в 2008 г. в Одессе.
В межсоборный период руководящим органом РИПЦ является Архиерейский Синод, который был образован в 2002 году на основе «Архиерейского Совещания Российских Преосвященных» (было образовано в 1994 г.
решением Архиерейского Собора РПЦЗ как канонический орган управления епархиями и приходами на Родине).
Преобразование Архиерейского Совещания в Архиерейский Синод произошло, как утверждают представители РИПЦ, по письменному благословению первоиерарха РПЦЗ(В) митрополита Виталия (Устинова), соборно утвержденное на II-м Всероссийском Совещании архиереев, духовенства, монашествующих и мирян РИПЦ, проходившем в Воронеже в 2002 г.
От лица самого митрополита Виталия, на которого ссылаются представители РИПЦ, неоднократно выходили заявления в письменной форме[3][4], в которых говорилось, что благословения на открытие «параллельного синода» митрополит не давал, и что его, по канонам Православной Церкви, мог дать только Архиерейский Собор РПЦЗ(В).
После смерти архиепископа Лазаря место Первоиерарха РИПЦ остается вакантным. Фактически его обязанности выполняет Председатель Архиерейского Синода архиепископ Омский и Сибирский Тихон (Пасечник).
В 2007 году перед объединением РПЦЗ(Л) с РПЦ МП в юрисдикцию Синода РИПЦ перешёл Леснинский женский монастырь РПЦЗ во Франции, а также ряд приходов Канонической РПЦЗ как так и РПЦЗ(В). Для них был рукоположен в епископа Трентонского вдовый протоиерей Стефан (Сабельник).
В 2010 году Дионисий (Алферов) и Ириней (Клипенштейн), в апреле-июне покинули РИПЦ и присоединились к другой неканонической юрисдикции — РПЦЗ юрисдикции Агафангела (Пашковского).
На начало 2011 года в состав Синода РИПЦ входят: председатель — архиепископ Тихон (Пасечник) Омский и Сибирский, управляющий Одесской епархией на Украине, заместитель председателя — архиепископ Вениамин (Русаленко) Черноморский и Кубанский, епископ Стефан (Сабельник) Трентонский и Северо-Американский, епископ Гермоген (Дунников) Гомельский и Черниговский и епископ Савватий (Безкоровайный) Винницкий, викарий Одесской епархии.
https://www.youtube.com/watch?v=VjQd9zrnFw0
Синод РИПЦ поддерживает отношения с «хризостомовским» Синодом ИПЦ Греции и Сербской Истинно-Православной Церковью.
Епархии и приходы РИПЦ имеются в России, Украине, Белоруссии, Казахстане, США, Канаде, Австралии, Франции, Испании и Германии. Одним из самых крупных монастырей РИПЦ является Леснинский женский монастырь Пресвятой Богородицы во Франции.
Примечания
- Не путать с т. н. «Российской истинно-православной церковью» (РосИПЦ) или иначе «Православной российской церковью» (ПРЦ), ведущих свою иерархическую преемственность от УАПЦ. По утверждениею представителей РИПЦ, в данном случае термины «русский» и «российский» имеют принципиальное значение и отличие.
- Современное состояние «Русской Истинно-Православной Церкви» — www.anti-raskol.ru/pages/102
- Первое заявление митрополита Виталия (Устинова) по поводу группы архиепископа Лазаря (Журбенко) — www.rusoc.org/images/reviews/Doc_02.gif
- Второе заявление Митрополита Виталия по поводу группы архиепископа Лазаря (Журбенко) — www.rusoc.
org/images/reviews/Doc_01.gif
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии. Синхронизация выполнена 09.07.
11 15:12:22
Похожие рефераты: Истинно-Православная церковь, Истинно-Православная Церковь Румынии, Русская катакомбная церковь истинно православных христиан, Русская православная церковь, Сталин и Русская православная церковь, Русская православная церковь за границей, Русская Заграничная Православная Церковь, Русская Православная Церковь в Узбекистане, Русская православная церковь за рубежом.
Категории: Неканонические православные деноминации, Истинно-Православная церковь, Русская истинно-православная церковь.
Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareA.
История
Основу РИПЦ составили некоторые подпольные советские приходы, не признавшие Патриарха Сергия (и затем его преемников) законным главой Русской Церкви и перешедшие вслед за Лазарем (Журбенко) в РПЦЗ, который был в 1982 году единолично (в нарушение I правила святых апостолов) поставлен в епископы прибывшим по туристической визе в СССР викарным епископом Варнавой (Прокофьевым).
Лазарь начал ездить по стране и рукополагать в священники членов катакомбных общин. Следует отметить, что далеко не все катакомбные общины перешли под омофор епископа Лазаря, чему способствовало с одной стороны его неканоническое рукоположение, с другой стороны тот факт, что в 1970-е годы он был священником «сергианской» Церкви.
В 1990 году Русская Зарубежная Церковь начала активно принимать в свои ряды клириков Московского Патриархата. Тогда же был сформирован альтернативный центр РПЦЗ в России — Суздаль, где в РПЦЗ перешёл архимандрит Валентин (Русанцов) в следующем году рукоположенный в епископа. Это вызвало резкое недовольство епископа Лазаря.
Духовным центром будущей РИПЦ стал Кресто-Воздвиженский катакомбный монастырь на Кубани.
От лица самого митрополита Виталия, на которого ссылаются представители РИПЦ, неоднократно выходили заявления в письменной форме, в которых говорилось, что благословения на открытие «параллельного синода» митрополит не давал, и что его, по канонам Православной Церкви, мог дать только Архиерейский Собор РПЦЗ(В).
После смерти в 2005 году архиепископа Лазаря возглавляется архиепископом Тихоном (Пасечником).
В 2007 году перед объединением РПЦЗ с РПЦ в юрисдикцию Синода РИПЦ перешёл Леснинский женский монастырь РПЦЗ во Франции, а также ряд приходов канонической РПЦЗ как так и РПЦЗ(В). Для них был рукоположен в епископа Трентонского вдовый протоиерей Стефан (Сабельник).
Резонанс в РИПЦ имел поступок епископа Гермогена (Дунникова), котрый в осенью 2009 года совершил над собой неизвестное православию «восполнение водной стороны» чина крещения через троекратное погружение.
О совершенном поступке он объявил на совместном заседании Синодов ИПЦ Греции и РИПЦ в октябре того же года в Афинах.
Первоначально РИПЦ не предавало это огласке, но решением Синода РИПЦ от 18-21 декабря 2012 года он был запрещён с священнослужении на год.
https://www.youtube.com/watch?v=jW82qtSH7uc
В апреле-июне 2010 года Дионисий (Алферов) и Ириней (Клипенштейн) покинули РИПЦ и присоединились к неканонической юрисдикции — РПЦЗ юрисдикции Агафангела (Пашковского).
В 2011 году к РИПЦ вместе с женой присоединился церковный публицист из Великобритании Владимир Мосс. Данная смена юрисдикции стала для него десятой.
20 июня 2015 года на встрече архиепископа Тихона (Пасечника), епископа Вениамина (Русаленко) и «делегации греческих священников Русской Павославной Церкви Заграницей — архимандрита и двух иереев», которая была названа «историческим заседанием Священного Синода Русской Православной Церкви Заграницей» была образована новая неканоническая юрисдикция — Русская Православная Церковь в Греции.
Учение и идеология
По учению РИПЦ 2 марта 1917 года «удерживающий», под которым понимается православный русский царь, был изъят, после чего советская власть, рассматриваемая РИПЦ как «коллективный антихрист», расколола видимую Церковь между эмигрантской РПЦЗ и вдовствующей (то есть лишённой пастырей) Катакомбной церковью:
С середины 60-х годов в России Истинно-Православная Церковь очутилась на положении вдовствующей, подобно как в древности долгое время Карфагенская Церковь оставалась без Епископов дважды (Архиепископ Лазарь, 1993) |
Апостольская преемственность православной церкви в России, по распространенным в РИПЦ представлениям, пресеклась по причине отпадения одних (обновленцы и «сергиане») и убиения других (митрополиты Иосиф (Петровых), Кирилл (Смирнов), Петр (Полянский)). Хиротония клирика РПЦЗ Лазаря (Журбенко) рассматривается как восстановление апостольской преемственности катакомбной церкви.
В РИПЦ крайне негативно относятся к СССР и всему советскому, а также к современной России, считая, что она мало отличается от СССР. При этом существенную часть адептов этой конфессии составляют выходцы из Советского Союза или перебежчики из Московского Патриархата.
В одно из воскресений в конце ноября РИПЦ отмечает День Катакомбных Отцов. В последнюю субботу ноября отмечается День памяти жертв большевистских репрессий и Голодомора
В октябре 2010 году Синод РИПЦ «присоединил к Собору Новомучеников и Исповедников Российских архиепископа Гермогена (Максимова), протоиерея Серафима Купчевского, протодиакона Алексия Борисова и иже с ними пострадавших, расстрелянных югославскими коммунистами в 1945 г». Все они были деятелями неканонической Хорватской православной церкви, на них были наложены прещения со стороны Архиерейского Синода РПЦЗ по причине их ухода в раскол.
Современное состояние
Высшим руководящим органом РИПЦ является Освященный Собор с участием архиереев, духовенства, монашествующих и мирян РИПЦ. Деятельность РИПЦ регулируется «Положением о РИПЦ», утверждённом на Освященном Соборе в 2008 г. в Одессе.
В межсоборный период руководящим органом РИПЦ является Архиерейский Синод, который был образован в 2002 году на основе «Архиерейского Совещания Российских Преосвященных» (было образовано в 1994 г.
решением Архиерейского Собора РПЦЗ как канонический орган управления епархиями и приходами на Родине).
Преобразование Архиерейского Совещания в Архиерейский Синод произошло, как утверждают представители РИПЦ, по письменному благословению первоиерарха РПЦЗ(В) митрополита Виталия (Устинова), соборно утвержденное на II-м Всероссийском Совещании архиереев, духовенства, монашествующих и мирян РИПЦ, проходившем в Воронеже в 2002 г.
После смерти архиепископа Лазаря место Первоиерарха РИПЦ остается вакантным. Фактически его обязанности выполняет Председатель Архиерейского Синода архиепископ Омский и Сибирский Тихон (Пасечник).
На начало 2011 года в состав Синода РИПЦ входят: председатель — архиепископ Омский и Сибирский Тихон (Пасечник), управляющий Одесской епархией на Украине, заместитель председателя — архиепископ Черноморский и Кубанский Вениамин (Русаленко), епископ Трентонский и Северо-Американский Стефан (Сабельник), епископ Гомельский и Черниговский Гермоген (Дунников) и епископ Винницкий Савватий (Безкоровайный), викарий Одесской епархии.
https://www.youtube.com/watch?v=MSBW6w9jp6s
По сведениям самой РИПЦ на 2008 год, имеет около 200 приходов и общин — в основном малые «катакомбные» группы, не афиширующие своей деятельности, хотя в приведённым списке приходов и клириков их намного меньше, едва ли больше 50.
Крупным центром РИПЦ является Леснинский женский монастырь Пресвятой Богородицы во Франции.
Епархии
- Омско-Сибирская Епархия (Омск)
- Одесско-Харьковская Епархия (Одесса)
- Черноморско-Кубанская Епархия (Краснодар)
- Черниговско-Гомельская Епархия
- Австралийская Епархия (Иствуд, Новый Южный Уэльс)
- Северо-Американская Епархия (Трентон)
- Западно-Европейская Епархия (Страсбург)
Примечания
- ↑ Не путать с т. н. «Российской истинно-православной церковью» (РосИПЦ) или иначе «Православной российской церковью» (ПРЦ), ведущих свою иерархическую преемственность от УАПЦ.
- ↑ О визите иеромонаха Тихона (Пасечник) в Канаду
- ↑ История восстановления апостольской преемственности в Русской Истинно-Православной Катакомбной Церкви
- ↑ Первое заявление митрополита Виталия (Устинова) по поводу группы архиепископа Лазаря (Журбенко)
- ↑ Второе заявление Митрополита Виталия по поводу группы архиепископа Лазаря (Журбенко)
- ↑ 12 «Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви — Протоколы заседания Архиерейского Синода РИПЦ, 18-21 декабря 2012 г., Одесса
- ↑ Православный церковный историк из Великобритании Владимир Мосс вновь сменил церковную юрисдикцию — Портал-Credo.Ru
- ↑ http://www.portal-credo.ru/site/?act=monitor&id=23081
- ↑ Церковь Катакомбная на земле Россійской
- ↑ Антикатакомбная идеология МП как продолжение советской тактики по борьбе с ИПЦ и РПЦЗ
- ↑ 7/20 ноября — память Свв. Отцов-Исповедников Катакомбной Церкви
- ↑ Последняя суббота ноября — день поминовения жертв большевицких голодоморов 20-х, 30-х, 40-х гг. ХХ ст.
- ↑ «Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви — Официальное сообщение о прошедших заседаниях Архиерейского Синода РИПЦ
- ↑ Современное состояние «Русской Истинно-Православной Церкви»
- ↑ Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви — Русская Истинно-Православная Церковь
Ссылки
- http://www.ripc.info
- «Церковныя вѣдомости» РИПЦ, сайт Виталия Шумило
- Краткая история Русской Истинно-Православной Церкви: 1927—2007 гг. на официальном сайте РИПЦ
- Русская Истинно-Православная Церковь www.hierarchy.religare.ru
- СПРАВКА: Русская Истинно-Православная Церковь (РИПЦ), или «Лазаревская ветвь» РПЦЗ(В) portal-credo 27 марта 2009 года
- «Истинное православие» — мания несогласия
- О так называемой «РИПЦ» (справка)
русская истинно-православная церковь
Русская истинно-православная церковь Информацию О
Русская истинно-православная церковь
Русская истинно-православная церковь
Русская истинно-православная церковь Вы просматриваете субъект
Русская истинно-православная церковь что, Русская истинно-православная церковь кто, Русская истинно-православная церковь описание
There are excerpts from wikipedia on this article and video
Видео:О катакомбной церкви.Скачать
Патриархаты начинают большую войну
Последствия дипломатической катастрофы, которую претерпел Патриарх Кирилл в Стамбуле 31 августа , не заставили себя долго ждать.
Константинопольский Патриарх сделал последний шаг на пути отторжения Киевской митрополии от Москвы: назначил своих экзархов в Киев, которые соберут учредительный Собор автокефальной Украинской Церкви.
Московский Синод пригрозил в ответ новым глобальным расколом христианского мира, который на самом деле обернется лишь изоляцией Московской патриархии от этого мира.
46-летние украинские архиереи из Америки назначены Константинопольским (Вселенским) Патриархом Варфоломеем его экзархами в Киеве. Соответствующее решение, принятое еще 31 августа, как только высокий московский гость со своей бесчисленной охраной покинул резиденцию Патриарха на Фанаре, было опубликовано под вечер 7 сентября.
Экзархами стали архиепископ Памфилийский Даниил (Зелинский), управляющий Западной епархией Украинской Православной Церкви в США Константинопольского патриархата, и епископ Эдмонтонский Иларион (Рудник), управляющий также Западной епархией, но уже Украинской Православной Церкви Канады в составе Константинопольского патриархата.
Оба иерарха родились на западной Украине, а епископ Иларион был к тому же греко-католиком. Церкви украинских эмигрантов, которые они представляют, были приняты в Константинопольский патриархат в середине 1990-х, а ранее считались «раскольническими».
Московская патриархия тогда, более 20 лет назад, выразила сдержанный протест против поступка Константинопольского патриархата, который, как теперь выясняется, был совершен с дальним прицелом на Киев.
https://www.youtube.com/watch?v=4mC7tYUCGkE
Слово «экзарх» по-разному понимается в Москве и в Константинополе. В состав РПЦ входит Белорусский экзархат, он представляет собой объединение епархий на территории Республики Беларусь во главе с первым епископом этой страны в сане митрополита, который имеет звание «патриаршего экзарха».
Когда-то, до 1990 года, подобный экзархат РПЦ имела и на Украине. То есть это административная, руководящая должность. Однако в Константинополе экзархами чаще всего называются личные представители-посланники Патриарха, направляемые в ту или иную страну или епархию с особыми поручениями.
В нашем случае задачей экзархов является подготовка учредительного Собора автокефальной Украинской Церкви, который откроется в Киеве под их председательством в начале октября.
На Соборе состоится «воссоединение» с Константинопольским патриархатом двух церковных юрисдикций, которые ныне считаются «раскольническими» — УПЦ КП (более 5 000 приходов) и УАПЦ (более 1 000 приходов).
В Соборе также примут участие епископы УПЦ Московского патриархата, которые поддерживают идею украинской автокефалии, то есть полной церковной независимости (УПЦ МП, напомним, принадлежит более 12 000 приходов на Украине).
Председательство экзархов придаст Собору каноническую легитимность, после чего вновь собранная из трех частей Украинская Церковь и получит Томос об автокефалии от Константинопольского патриархата.
Твердая историческая почва
Патриарх Варфоломей честно описал этот сценарий Патриарху Кириллу на встрече с глазу на глаз 31 августа.
Со своей стороны, Кирилл пригрозил глобальным расколом православного мира и разными «контрсанкциями» (которые на российском политическом жаргоне называются «бомбежкой Воронежа»), после чего затаился. Его пресс-секретарь о.
Александр Волков даже объявил утром 7 сентября, что Московская патриархия «берет паузу» и не будет ничего предпринимать против Константинополя. Видимо, поверили, что угрозы на Варфоломея подействовали.
Патриарх Константинопольский Варфоломей и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото ИТАР-ТАСС/Интерпресс/Елена Пальм
Но они не подействовали, и торжественно объявленная «пауза» продлилась всего несколько часов. Как только стало известно о назначении экзархов, Отдел внешних церковных связей подконтрольной Москве УПЦ МП разразился гневным заявлением о «канонической агрессии» на незыблемую «каноническую территорию» Московского патриархата.
Дело в том, что оба патриархата — Московский и Константинопольский — считают Украину, то есть древнюю Киевскую митрополию, своей.
Москва привычно ссылается на акт Вселенского Патриарха Дионисия IV от 1686 года, который разрешал Московскому Патриарху совершать поставление на кафедру Киевских митрополитов.
Москва считает, что тем самым Константинополь отрекся от Киевской митрополии и передал ее Москве.
Но Константинополь ни от чего не отрекался: он временно, по причинам военно-политического характера, делегировал своему московскому собрату лишь одно из своих прав в отношении Киевской митрополии, но саму эту митрополию под юрисдикцию Москвы не передавал. В течение XVIII и XIX веков напоминать об этом не было смысла — Российская империя крепко контролировала территорию, которую она тогда называла Малороссией, а Церковь в той империи была государственным учреждением.
Но как только Российская империя пала, в начале 1920-х, Константинополь возобновил свою юрисдикцию над Киевской митрополией, точнее — над той ее частью, которая осталась в свободном мире.
Это были западные епархии Киевской митрополии (Волынская, Белостоцкая, Холмская и др.), оказавшиеся на территории Польши.
В 1924 году они получили автокефалию от Константинопольской Церкви и ныне известны как Польская Православная Церковь.
В 1941—42 годах, по мере продвижения немцев на восток, юрисдикция этой Церкви распространилась на всю Украину — так возникла Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ), с 1944 года находящаяся в эмиграции. Именно ее принял Константинополь под свой омофор в 1990-е.
Теперь, после 4 лет войны на востоке Украины, Москва вновь полностью утратила контроль над Украиной, поэтому Константинополь вынужден действовать в той логике, которую он неизменно демонстрировал в 1920-е, 40-е и 90-е годы. Упрекнуть его в какой-то непоследовательности или «вероломной агрессии» нельзя — Киевская митрополия никогда в полной мере не передавалась Московской Церкви.
Священная война
Утром 8 сентября появилось заявление Священного Синода РПЦ — и это фактически объявление войны в православном мире. Война может быть умеренной — «гражданской», если РПЦ и дальше будет признавать Константинопольский патриархат православным и не порывать с ним канонического общения, осуждая лишь его «вторжение» в Украину.
https://www.youtube.com/watch?v=Ce9_7484Itk
А может быть и радикальной — межконфессинальной, если РПЦ объявит Константинополь и все остальные поместные православные Церкви отпавшими в ересь, «предателями» и «врагами православия».
Усманов Замир / ТАСС
Горячие головы в РПЦ добиваются немедленной реализации второго сценария.
Бежавший из Украины член Синодальной библейско-богословской комиссии РПЦ протоиерей Андрей Новиков выступил 7 сентября с обличением Константинополя в «ереси восточного папизма», бывший глава ОВЦО МП протоиерей Всеволод Чаплин назвал Патриарха Варфоломея и его Синод «лицемерами, обманщиками и еретиками», а лидер «Ассоциации православных экспертов» Кирилл Фролов призвал созвать в Москве Всеправославный собор и судить Патриарха Варфоломея, которому, как минимум, светит анафема. Фролов стал и автором мэма, заполнившего русскую православную блогосферу: 7 сентября 2018 года — это 22 июня 1941 года для Русской Церкви. Даже считавшийся либеральным председатель ОВЦС МП митрополит Иларион (Алфеев) уже несколько месяцев не устает грозить Константинополю таким новым расколом христианского мира, который превзойдет по своим масштабам раскол 1054 года (между православными и католиками).
В утреннем заявлении Синода РПЦ 8 сентября пока не объявляется об этом расколе, но ясно провозглашается, что до него остался один шаг.
«Данные действия [назначение экзархов] заводят в тупик отношения между Русской и Константинопольской Церквами, создают реальную угрозу единству всего мирового Православия, — пишут синодалы.
— Священный Синод Русской Православной Церкви заявляет, что вся полнота ответственности за данные антиканонические деяния ложится лично на Патриарха Варфоломея». Очевидно, что шагом, остающимся до полного разрыва и глобальной межконфессиональной войны, как раз и станет провозглашение автокефалии в начале октября.
Конечно, в РПЦ немало умеренных людей, в том числе архиереев, выступающих против намечающегося международного коллапса их Церкви, но, во-первых, в нынешних условиях никто из них не решится выступить против Патриарха, а во-вторых, важнейшие церковно-политические решения принимает даже не Патриарх, а Кремль. Его же отношения с западным миром, проекцией которого на православие является Константинопольский патриархат, не сулят межправославному единству ничего хорошего…
Госпропаганда в РФ уже преподносит украинскую автокефалию как «чисто американский русофобский проект», демонизирует образ Варфоломея и даже готовит несколько расслабившихся в своем патриотизме россиян к мысли, что провозглашение автокефалии спровоцирует уже настоящую российско-украинскую войну, а не ту стыдливую «гибридность», которую мы наблюдаем в Донбассе.
Спешная смена идеологии
Если руководство РПЦ решится на раскол с «мировым православием», то ему немедленно придется подводить под него идеологическую, в том числе богословскую, базу. Все глобальные расколы в истории христианства (православно-католический, католико-протестантский и т.д.) имели под собой серьезные догматические различия.
В современных условиях в распоряжении РПЦ есть лишь одна «альтернативная» идеология, известная в узких кругах религиоведов и ревнителей веры как «истинно-православная».
Эта идеология подразумевает жесткий канонический консерватизм, осуждение «ереси экуменизма», разрыв контактов со всеми западными неправославными христианами.
Правда, русское истинное православие зарождалось в 1920—30-е годы в условиях тотальных гонений на веру, одним из проявлений которых стало создание большевиками карманной «красной церкви», из которой в 1943 году, в результате сталинского конкордата, и выросла современная Московская патриархия. Поэтому нравственным нервом истинного православия является осуждение раболепного подчинения Церкви безбожной власти, известное среди истинно-православных под именем «ереси сергианства».
Поднять руку на своих отцов-основателей — Сталина и митрополита Сергия (Страгородского) — РПЦ вряд ли сможет, поэтому ее «истинно-православная» идеология будет миксом некоторых ультраконсервативных богословских идей и гордости за свое советское прошлое, «красно-белого патриотизма». А ведь такой микс идеально совпадает с путинской идеологией, где также смешаны антизападные, автаркические ноты с великодержавным шовинизмом, базирующемся больше на советском, нежели дореволюционном прошлом.
https://www.youtube.com/watch?v=Hh80k6zuCCg
При этом Патриарху Кириллу придется в очередной раз наступить на горло собственной песни.
Ведь он сформировался как церковный лидер как раз в экуменическом движении, на сессиях Всемирного совета Церквей в Женеве (где он работал с 1971 года), и в приемных покоях Папы Римского, где был частым гостем и даже закончил свой земной путь духовный наставник Кирилла — митрополит Никодим (Ротов).
Еще в прошлом и позапрошлом годах Кирилл очень гордился своей встречей с Папой Римским (первой в истории!) и строил обширные планы сближения и даже соединения с католиками. Вынужденный переход на ультраконсервативные позиции заставит от всех этих планов отказаться, полностью уйти с международной арены.
РИА Новости
Если же это предательство памяти своего духовного отца и пути всей своей жизни окажется выше патриарших сил, то ведь уже вовсю поговаривают и о возможности замены Кирилла на гораздо более путинского и ксенофобного митрополита Тихона (Шевкунова), имеющего репутацию «царского духовника». Вот это была бы подлинная «симфония властей»! Да и церковный народ Тихона уважает гораздо больше, чем Кирилла, — наполняемость храмов снова начнет увеличиваться…
В любом случае, сейчас процесс провозглашения киевской автокефалии дошел до той стадии, когда гораздо интереснее наблюдать за процессами в Москве, чем в Киеве. Сторонники автокефалии в Украинской Церкви уже празднуют победу, а вот что станет после этой автокефалии с Церковью Московской — знает пока только Бог.
Александр Солдатов, специально для «Новой», Киев — Москва
🎦 Видео
О грубом попрании традиций Русской Истинно-Православной Церкви Синодом архиеп. Тихона (Пасечника)Скачать
Московская патриархия вместе с комсомолом против Истинно Православной ЦерквиСкачать
Истинно-Православная (Катакомбная) Церковь и украинцы в сталинских лагеряхСкачать
РИПЦ (Русская Истинно Православная Церковь)Скачать
КАК Я РАБОТАЛ В ЦЕРКВИ И ПОЧЕМУ СТАЛ АТЕИСТОМ / ПРАВДА ОБ РПЦСкачать
История общины Русской Истинно-Православной Церкви города Зея Амурской областиСкачать
ПРАВОСЛАВНЫЙ. СТАРООБРЯДЕЦ. РАСКОЛ ЖИВ? (Колесников, Шахов) //12 сценаСкачать
Крещенский сочельник в Денежниковском монастыре Истинно-Православной Церкви в России. 18_01_2023.Скачать
1. Суть и причины раскола Русской церкви_Цикл лекций И.В. ПоздеевойСкачать
Как подготовиться к смерти. Проповедь в Родительскую Мясопустную субботу. Священник Валерий СосковецСкачать
ААЦ И РПЦ. ВЕРА, ЭТНОС, РАСКОЛ (Мкртчян, Темкин) // 12 сценаСкачать
Визит Святейшего Серафима в Российскую Православную Автономную Церковь. Суздаль. Май 2022 г.Скачать
ПРАВОСЛАВИЕ И МОДЕРН: Беседа с о. Михаилом Аксеновым-МеерсономСкачать
"Хочется, чтобы это угомонилось": прихожане греческой церкви о ссоре РПЦ и КонстантинополяСкачать
"ЧП.Расследование"-"Ряженые".Скачать
Принятие Великой Схимы Предстоятелем Истинно Православной Церкви в России 14_10_2017 года в ГрецииСкачать
Разоблачение лжи об истинно-православных христианахСкачать