Обряды русской православной церкви

Видео:В состав Русской Православной Церкви вошла Архиепископия приходов русской традицииСкачать

В состав Русской Православной Церкви вошла Архиепископия приходов русской традиции

Зачем Церкви столько обрядов?

Нужны ли нам церковные обряды, ведь Христос не служил литургию и не совершал крестное знамение. Откуда взялись все эти традиции и почему мы сегодня должны им следовать – объясняет Сергей Худиев.

Сергей Худиев

На днях мне в интернете попался популярный, или, как теперь говорят, вирусный, текст:

«Христос и Его ученики за всю Свою жизнь НИ РАЗУ

  • НЕ совершали литургию в храме
  • НЕ перекрещивались
  • НЕ целовали иконы
  • НЕ почитали мощи усопших «святых»
  • НЕ ставили свечи в храме
  • НЕ учили, что нужно поклоняться определенным «священным» реликвиям».

И так далее — список довольно длинный, и я не привожу его полностью, общая мысль понятна. Богатство православной обрядности — это что-то пустое и ненужное, даже противное первоначальному замыслу и желанию Господа Иисуса и первых учеников.

Поэтому совершать эти обряды — дело пустое и ненужное. Так ли это?

В Библии есть подробные описания обрядов

Конечно, Господь и апостолы едва ли практиковали православное благочестие, каким мы его знаем сейчас. Они принадлежали к иудейской культуре I века, и благочестивые обычаи, которых они придерживались, имели именно ветхозаветное, еврейское происхождение.

Но это благочестие носило ничуть не менее обрядовый, традиционный и общинный характер, чем православное.

В Библии мы находим подробные описания обрядов — то есть, по определению, «действий стереотипного характера, которым присуще символическое значение».

Например, в центре ветхозаветной веры стоит празднование Пасхи — воспоминание Исхода (то есть выхода) еврейского народа из египетского рабства, и это празднование предполагает совершение четкой последовательности символических действий, каждое из которых передает определенное послание.

12-я глава книги Исход подробно описывает, в какие одежды надо облачиться, какую еду есть и какие действия совершать:

«И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года.

Скажите всему обществу Израилевых: в десятый [день] сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не [съест] агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца.

Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими [травами] пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне.

Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня» (Исх. 12:1-11).

Люди совершали (а религиозные иудеи совершают до сих пор) тщательно разработанный ритуал, в ходе которого воспоминались и разъяснялись следующим поколениям события священной истории.

Но это носило далеко не только образовательный характер — обряд функционировал в качестве своего рода мистической машины времени, которая делала (и делает) людей участниками исхода.

Не только какие-то другие люди, очень давно, в другой стране, пережили Исход из Египта — это то, что произошло именно с нами, составляет важнейшую часть именно нашего опыта. «Рабами были мы у фараона в Египте, но Господь вывел нас из Египта рукою крепкою» (Втор. 6:21).

Поэтому человек, который по своей воле отказался от участия в пасхальной трапезе, отпадал от народа — это было не просто отказом вспоминать ключевое для народа событие, но отказом в нем участвовать.

В центре христианской общины стоит именно обряд

И Господь Иисус не только не уклоняется от совершения этого обряда — напротив, Его Тайная Вечеря, на которой Он устанавливает Таинство Евхаристии, совершается именно в Пасхальный Седер.

https://www.youtube.com/watch?v=F88OaWIMIFM

Его ученики совершают Евхаристию, как Он заповедал: «И, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1 Кор.11:24, 25).

В разных традициях внутри христианства это может выглядеть немного по-разному, но везде мы найдем именно обряд — традиционную «последовательность действий, которым присуще символическое значение».

Но оно невозможно и по другим причинам.

Во-первых, личное благочестие предполагает регулярные усилия в молитве. Псалмопевец прославляет Бога не потому, что у него сегодня есть такое настроение – а потому, что Бог достоин хвалы и поклонения.

Обязанность посвящать Богу день субботний предполагает эту же молитвенную дисциплину — это нравственная обязанность человека, воздавать хвалу его Творцу и Искупителю, и это предполагает дисциплинированные, организованные усилия.

Можно — и нужно — молиться своими словами. Но когда вы устали, недовольны и вообще не в настроении, вы молитесь словами, которые уже сложились в библейской традиции. Молитвенником первых христиан была Псалтирь — и это неоднократно упоминается: Иак. 5:13, Еф. 5:19, Кол. 3:16.

Вторая причина — любая общая молитва требует какой-то упорядоченности, и когда эта упорядоченность неизбежно возникает, она становится устойчивой — не создавать же ее заново каждый раз. Обряды — то есть какие-то устойчивые формы, в которые отливается общая молитва — просто неизбежны.

Обряды Церкви вырастают из опыта молитвы

Они неизбежны и в общинах, которые стараются уйти от обрядов — и на них можно напасть точно с теми же словами, как и на православных:

Христос и Его ученики за всю Свою жизнь НИ РАЗУ

  • НЕ арендовали кинозалов
  • НЕ носили английских костюмов с галстуками
  • НЕ призывали выйти к кафедре в знак религиозного обращения
  • НЕ использовали сборник «Песнь возрождения» или, тем более, песни Hillsong
  • НЕ играли на гитарах и не использовали звукоусилительную аппаратуру.

Если в христианском мире есть строгие реконструкторы, которые тщательно (насколько это возможно) воспроизводят обычаи I века, то их очень немного — во-первых, невероятно утомительно, во-вторых, непонятно, зачем, в-третьих, все равно без толку — человек XXI века, нарядившийся в костюм I-го, – это просто не больше, чем человек XXI века в маскарадном костюме.

Религиозная жизнь неизбежно нуждается в каких-то обрядовых формах, и они не могут буквально воспроизводить формы I века.

Но желательно, чтобы они сохраняли с ними связь — чтобы они росли из I века, как растет живой организм.

Потому что Господь Иисус создал Церковь — «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18), которую апостол Павел описывает как живое Тело, напоенное Святым Духом – «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:13).

Обряды Церкви вырастают из ее опыта молитвы и богообщения, они не являются чем-то случайным или бессмысленным.

Когда мы совершаем их, мы входим в то же пространство веры и молитвы, в котором находились апостолы.

Да, духовная жизнь может формализироваться, тщательное выполнение обрядов – скрывать внутреннюю пустоту и неверность Богу — против чего много предостерегали еще ветхозаветные пророки.

Как сказал поэт,

Если у вас нету дома,Пожары ему не страшны,И жена не уйдет к другому,

Если у вас нет жены.

А если духовная жизнь у вас есть, она неизбежно будет проявляться в обрядах — и не нужно этого бояться.

Видео:Таинство Венчания в Православной ЦерквиСкачать

Таинство Венчания в Православной Церкви

Обычаи и обряды Русской православной церкви

  • Сидельникова Кристина Сергеевна, учитель

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО

Я приду поклониться в собор, Там я камень с души моей скину. У святых, чудотворных икон Преклоню я усталую спину…С. Сидорин

1 слайд. См. Приложение 1

Учитель:

Как вы понимаете эпиграф? Как его можно соотнести с темой урока?

Ученики:

Молитвы, поклоны – это обряды и обычаи нашей церкви. Это священные действия православных христиан в форме прошения у Бога милости и благословения.

Учитель:

Какие обряды вы знаете?

Ученики:

К основным обрядовым действиям Русской Православной Церкви относят: молитвы, освящение жилища, освящение хлеба, яиц, куличей, крестные ходы и т.д.

Учитель:

Обряд есть любой внешний знак благоговения, выражающие молитву, — это крестное знамение и поклоны, а также зажигание церковной свечи и лампады.

2 слайд

– Запишем в тетрадь определение обряд и формы обрядов.

Обряд – это совокупность действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления (словарь Ожегова).

Формы обрядов:

  1. Любое церковное богослужение (например, освящение воды)
  2. Таинство (таинство брака совершают в обряде венчания)
  3. Молитвы (их сопровождают крестным знамением, преклонением колен)

Крестное знамение

Слово “знамение” (сделать акцент, что ударение падает на первый слог) означает “знак”. Таким образом, крестное знамение – это знак креста, его изображение. Христиане совершают крестное знамение, прося помощи и защиты у Бога, для свидетельства своей веры в Иисуса Христа, Его смерть на кресте, Его воскресение.

3 слайд

В наше время принято совершать Крестное знамение в след последовательности:

ДействияЗначение
Сложить пальцы правой руки так: большой, указательный и средний, а безымянный и мизинец прижать к ладониПервые три пальца символизируют Единство Пресвятой Троицы, два других – образ богочеловека Иисуса Христа
Коснуться лбаосвящение ума
Коснуться животаОсвящение чувств
Коснуться правого, затем левого плечаОсвящение телесных сил
опустить руку и поклонитьсяПоклон Кресту Господню, который изображен Крестным знамением

Согласно православному учению, сила крестного знамения, подобно молитве, призывает Божью и ограждает от воздействия демонических сил. Кроме того, из жизнеописаний святых известно, что порой крестного знамения было достаточно, чтобы рассеять бесовские чары и совершить чудо.

4 слайд

До V века крестное знамение совершалось одним пальцем, скорее всего указательным. Наложение полного крестного знамения (лоб – живот — плечи) впервые упоминается в грузинских источниках – в “Житии святой равноапостольной Нины”.

Крестное знамение с помощью двоеперстия стало использоваться после V века. Такой способ был принят для того, чтобы подчеркнуть единство Божественной и человеческой природы Христа. По тому как крестится человек, можно определить какого он вероисповедания.

На прошлом уроке было предложено индивидуальное задание: “Использование двоеперстия”.

Ученик рассказывает подготовленный материал.

Учитель:

Когда необходимо креститься?

  1. В начале, конце и во время молитвы.
  2. При приближении к той или иной святыне.
  3. При входе в храм и выходе из него.
  4. Перед тем, как поцеловать крест или икону.

Во всех значимых случаях жизни (опасность, испытание, радость, горе, труд и т.д.)

Учитель:

После крестного знамения православные христиане совершают поклон. Как вы думаете, что означают поклоны?

Ученики:

В православии поклоны означают смирение человека, сознание своей греховности и воздание чести Величию Божию.

Учитель:

Церковный устав требует, чтобы православные христиане совершали поклоны в храме неторопливо и тогда, когда это нужно. Различают два вида поклонов: поясные и земные.

5 слайд

Поясные поклоны совершаются:

  1. По окончанию молитв
  2. При произнесении имени Господа или Богородицы
  3. При троекратном “Аллилуйя”

6 слайд

Земные поклоны

СовершаютсяНе совершаются
В дни Великого поста (до последней среды поста)В период от Пасхи до Святой Троицы
При поклонении святыням:Кресту – на праздник Крестовоздвижения (27 сентября)Плащанице – в праздник Успения Пресвятой Богородицы (28 августа)В воскресные дни
В Святки (7–17 января)
После принятия причасти до окончания дня
В двунадесятые и великие праздники

Для того чтобы знать, как вести себя в храме, не надо пытаться “выучить” все положения церковной жизни: следует просто почаще ходить в храм, а собираясь в него, думать о встрече с Богом, а не о том как отнесутся к действиям “новичка”.

7 слайд

Обычай ставить свечу

Что делает сначала человек, переступивший порог храма? В девяти случаях из десяти – подходит к свечному ящику. Зажигать свечи перед священными предметами – древний обычай. Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции.

https://www.youtube.com/watch?v=RsVrQ9RXcVY

В первые века христианства при богослужении всегда возжигали свечи.

С одной стороны, это была необходимость: христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, да к тому же богослужения чаще всего проходили по ночам.

Но по другой, и главной, причине освещения имело духовное значение. Светильники, свечи использовались для того, чтобы изобразить Христа – Свет Несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме.

Когда на церковь гонения прекратились, обычай возжиг7ать свечи остался. Перед иконами святых, гробами мучеников принято возжигать свечи и лампады, как перед святынями.

Русско-византийские храмы имели очень узкие окна, создававшие полумрак, сумрак даже в самый солнечный свет. Это символизировало земную человеческую жизнь, погруженную в сумрак греха, но в котором светит свет веры.

Учитель:

Куда ставят свечи?

Ученики:

Свечи ставят в ячейки подсвечников, оплавляя нижний край для устойчивости.

Учитель:

Сколько ставят свечей?

Ученики:

Церковная свеча – видимый знак горячей любви. Если в душе человека их нет, — свеча как знак ничего не выражает. Количество не имеет значения.

Учитель:

Когда ставят свечи?

Ученики:

Во внебогослужебное время и до начала богослужения.

Учитель:

Воск в древности был приношением верующих в храм в качестве добровольной жертвы. Чистый воск означает чистоту людей, его проносящих. Воск приносится в знак нашего раскаяния и готовность к послушанию Бога подобно мягкости и податливости воска.

8 слайд

Освящение воды

У православных христиан есть обычай употреблять освященные в церкви хлеб и воду. Почти каждый верующий хранит себя бутылочку со святой водой и просфору.

Освящение воды принято Церковью от апостолов и их приемников. Когда Иисус Христос принял крещение в Иордане, стихия воды освятилась и стала источником освящения для человека. Отсюда берет свое начало христианская традиция освящать воду в церкви. Считается, что такая вода получает благодатную силу освящать, исцелять, защищать и охранять от зла.

Освященная вода может храниться много лет, оставаясь свежей. Известен случай, когда преподобный Амвросий Оптинский послал бутылочку со святой водой смертельно больному человеку и тот исцелился.

Учитель:

В каких случаях используется святая вода?

Ученики:

1. В таинстве крещения для погружения в купель. 2. При освящении храмов, жилых домов, построек. 3. Для окропления верующих на молебнах и во время крестных ходов. 4. Для раздачи верующим.

Учитель:

Следует помнить, что, по учению Церкви, чудесные свойства воды открываются лишь искренне верующим.

9 слайд

Освящение хлеба

К хлебу было всегда особое отношение. Именно хлеб использовал Иисус Христос, говоря: “Ешьте, это тело Мое”, когда впервые совершил главное для христиан таинство – причащение.

Учитель:

Как называют хлеб для причащения?

Ученики:

Просфора.

Учитель:

(ударение падает на последний слог) – так называют хлеб, который приносили для литургии. Он состоял из двух частей, что символизировало хлеб земной и хлеб небесный. Каждая часть просфоры изготавливается одна от другой, и только потом они соединяются вместе. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста IC и ХС (Иисус Христос), под перекладиной НИКА (Победа).

Нижняя часть просфоры соответствует земному составу человека, верхняя часть с печатью – духовному началу в человеке.

Просфора делается круглой в знак вечности Христа, в знак того, что человек сотворен для вечной жизни. Просфору можно получить за свечным ящиком после литургии, подав до начала богослужения записку о здравии или об упокоении. Просфора является святыней и вкушается вместе со святой водой натощак.

Предлагаем вспомнить обряд освящения куличей и яиц. Ребята делятся своими впечатлениями.

https://www.youtube.com/watch?v=uIkuE7uDzqk

Хочется напомнить, что освященные яйца нельзя выбрасывать, их нужно или съедать, или подобно испортившейся просфоре, относить в церковь или сжигать.

Итак, сегодня мы познакомились с основными обычаями и обрядами Православной Церкви: крестное знамение, поклоны, обычай ставить свечу, освящение воды и хлеба.

22.03.2010

Видео:Старообрядцы. Фильм об истории церковного раскола. @amamontovСкачать

Старообрядцы. Фильм об истории церковного раскола.  @amamontov

Что такое церковный обряд в православии

В православной церкви установлена традиция совершения множества обрядов, по-разному влияющих на жизнь верующего человека, но при этом всегда устанавливающих его связь с Богом.

Часть их пришла к нам из библейских времён и упомянута в Священном Писании, другие имеют более позднее происхождение, но все они, в совокупности со святыми таинствами, являются составными частями общего духовного фундамента нашей веры.

Отличие обрядов от таинств

Прежде чем начать разговор о том, что такое церковные обряды в православии, необходимо подчеркнуть их принципиальное отличие от иных форм священнодействий, которые называются таинствами, и с которыми их нередко путают. Господь даровал нам 7 таинств – это крещение, покаяние, миропомазанье, брак, причащение, елеосвящение, священство. При их совершении верующим незримо сообщается благодать Божья.

В то же время церковный обряд является лишь частью земной действительности, возводящей человеческий дух к принятию таинства и направляющей его сознание на подвиг веры.

Следует помнить, что все обрядовые формы получают своё священное значение исключительно благодаря сопровождающей их молитве.

Только благодаря ей действие может стать священнодействием, а внешний процесс — превратиться в обряд.

С большой долей условности все православные обряды можно разделить на три категории. К первой относятся богослужебные обряды, входящие в общий порядок литургической церковной жизни.

Среди них совершаемый в Великую пятницу вынос святой плащаницы, круглогодичное освящение воды, а также освящение артоса (квасного хлеба) на Пасхальной седмице, церковный обряд помазание елеем, совершаемый на утрене, и ряд других.

К следующей категории принадлежат так называемые житейские обряды. В их число входит освящение жилища, различных продуктов, в том числе семян и саженцев. Затем следует назвать освящение благих начинаний, таких как начало поста, путешествия или строительства дома. Сюда же следует отнести и церковные обряды по усопшему, которые включают в себя широкий спектр обрядово-ритуальных действий.

И наконец, третья категория – это символические обряды, установленные в православии для выражения определённых религиозных идей и являющиеся символом единения человека с Богом.

В данном случае ярким примером может служить крестное знамение.

Это тоже церковный обряд, символизирующий собой память о страданиях, перенесённых Спасителем, и одновременно служащий надёжной оградой от действия демонических сил.

Остановимся на некоторых часто встречающихся обрядах. Каждый, кому приходилось бывать в церкви на утрене (богослужение, совершаемое утром), становился свидетелем, а может быть, и участником обряда, при котором священник совершает крестообразное помазание лба верующего освящённым маслом, называемым елеем.

Этот церковный обряд носит название елеопомазание.

Он символизирует собой Божью милость, изливаемую на человека, и пришёл к нам он из ветхозаветных времён, когда Моисей завещал помазывать священным маслом Аарона и всех его потомков – служителей Иерусалимского храма. В Новом Завете апостол Иаков в своём соборном послании упоминает его исцеляющее действие и говорит, что это весьма важный церковный обряд.

Соборование – что это такое?

Чтобы предупредить возможную ошибку в понимании двух имеющих общие черты священнодействий – обряда елеопомазания и таинства соборования, – требуется некоторое пояснение. Дело в том, что в каждом из них используется освящённое масло – елей. Но если в первом случае действия священника носят чисто символический характер, то во втором они направлены на призвание Божьей благодати.

https://www.youtube.com/watch?v=8jWyWQue2g0

Соответственно с этим, таинство соборования является более сложным священнодействием и совершается, согласно церковным канонам, семью священниками. Лишь в крайних случаях допускается его совершение одним иереем.

Помазание елеем совершается семь раз, при этом читаются отрывки из Евангелия, главы из Послания апостолов и особые, предназначенные для этого случая молитвы.

В то же время церковный обряд миропомазания, как было сказано выше, заключается лишь в том, что священник, благословляя, наносит маслом знак креста на лоб верующего.

Обряды, связанные с концом земной жизни человека

Важное место занимает также церковный обряд похорон и последующие поминания усопших. В православии этому придаётся особое значение ввиду важности того момента, когда душа человека, расставшись с бренной плотью, переходит в вечность. Не касаясь всех его сторон, остановимся лишь на наиболее существенных моментах, среди которых особого внимания заслуживает отпевание.

Это заупокойное богослужение можно совершать над умершим лишь единожды, в отличие от панихиды, литии, поминаний и т. д.

Заключается оно в прочтении (пении) установленных богослужебных текстов, причём для мирских людей, монахов, священников и младенцев их порядок различен.

Цель отпевания – испросить у Господа отпущения грехов Его новопреставленному рабу (рабе) и даровать покой душе, покинувшей тело.

Кроме отпевания, православная традиция предусматривает и такой важный обряд, как панихида. Он также представляет собой молитвенное пение, но по продолжительности оно гораздо короче, чем отпевание.

Совершать панихиду принято на 3-й, 9-й и 40-й день после кончины, а также в её годовщину, тезоименитство и день рождения покойного. При выносе тела из дома, а также при церковном поминовении усопшего совершается ещё один обряд заупокойного богослужения – лития.

Она несколько короче панихиды и проходит также в соответствии с установленными правилами.

Освящение жилищ, еды и добрых начинаний

Освящением в православной традиции называются обряды, в результате которых на человека и на всё, что сопутствует ему в этой земной жизни, нисходит Божье благословение.

Согласно учению церкви, вплоть до второго пришествия Христова в окружающем нас мире незримо будет творить своё черное дело враг рода человеческого – дьявол. Внешние проявления его деятельности мы обречены видеть повсеместно.

Противостоять же ему без помощи Небесных сил человек не может.

Именно поэтому так важно церковными обрядами очистить наши жилища от присутствия в них тёмных сил, помешать лукавому войти в нас вместе со вкушаемой снедью или поставить незримые препоны на пути наших добрых начинаний.

Однако следует помнить, что любой обряд, равно как и таинство, обретает благодатную силу лишь при условии неуклонной веры.

Освящать что-либо, сомневаясь при этом в действенности и силе обряда, является пустым и даже греховным деянием, на которое нас незримо подталкивает всё тот же враг рода человеческого.

Водосвятие

Нельзя не упомянуть и обряд освящения воды. Согласно установившейся традиции, водоосвящение (водосвятие) бывает малым и великим. В первом случае оно совершается многократно в течение года во время молебнов и при таинстве Крещения. Во втором этот обряд производится раз в году — во время праздника Крещения Господня.

Установлен он в память величайшего события, описанного в Евангелии – погружения Иисуса Христа в воды Иордана, ставшего прообразом омовения всех грехов людских, происходящего во святой купели, открывающей людям путь в лоно Христовой церкви.

Как исповедоваться, чтобы получить отпущение грехов?

Церковное покаяние в грехах, независимо от того, умышленно они были содеяны или по неведению, называется исповедью. Являясь таинством, а не обрядом, исповедь не имеет прямого отношения к теме данной статьи, и тем не менее вкратце мы остановимся на ней ввиду её чрезвычайной важности.

Святая церковь учит, что каждый идущий на исповедь обязан прежде всего примириться со своими ближними, если имел с ними какие-либо раздоры.

Кроме того, он должен искренне сокрушаться в содеянном, иначе как исповедоваться, не чувствуя за собой вины? Но и этого недостаточно. Важно ещё иметь твёрдое намерение исправиться и впредь стремиться к праведной жизни.

Главным же фундаментом, на котором строится исповедь, является вера в милосердие Божие и надежда на Его всепрощение.

https://www.youtube.com/watch?v=DlvN7AQNVwc

При отсутствии этого последнего и важнейшего элемента бесполезно и само покаяние. Примером этого может служить евангельский Иуда, раскаявшийся в том, что предал Иисуса Христа, но удавившийся из-за отсутствия веры в Его безграничное милосердие.

Видео:ИЗГНАНИЕ БЕСОВ. ЭКЗОРЦИЗМ В РУССКОЙ ЦЕРКВИ.Скачать

ИЗГНАНИЕ БЕСОВ. ЭКЗОРЦИЗМ В РУССКОЙ ЦЕРКВИ.

Таинства и обряды православной церкви ч.iv виды священнодействий (обрядов) и их значение

ТАИНСТВА И ОБРЯДЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ч.III Чинопоследование соединяемым из иноверных

 ТАИНСТВА И ОБРЯДЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ч.II Требник

 ТАИНСТВА И ОБРЯДЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ч.I Богослужение общественное и частное

ТАИНСТВА   И   ОБРЯДЫ   ПРАВОСЛАВНОЙ   ЦЕРКВИ

4. Виды священнодействий (обрядов) и их значение

«Обряд (взятый сам по себе),— говорит священник Павел Флор­енский,— есть осуществленная ориентированность на Бога, во плоти пришедшего, всей нашей жизни».

В таких явлениях жизни, как великое освящение воды в канун и самый праздник Крещения Господня — Богоявления, малое освящение воды, иноческий постриг, освящение храма и его принадлежностей, освя­щение дома, освящение плодов и вещей,— во всем этом и многом другом Святой Церковью усматривается та же тайна жизни: Бог дарует человеку святое содержание жизни своим приближением к нему, «входом, яко в дом Закхея» (из молитвы на освящение дома).

Эти обряды, существуя самостоятельно, тоже — явления тайны спасения, где Божие и человеческое соединяются воедино. В результате человеческое, бывшее само по себе, включается в процесс спасения людей Сыном Божиим, а в человеческое внедряется святость, идущая от Бога.

Обряды введены в храмовую и личную жизнь христианина для то­го, чтобы через них благословение Божце нисходило на жизнь и деятель­ность человека, святостью и благом укрепляя его духовные силы, а также все окружение его жизни.

Православная Церковь верует, что каждый совершаемый ею обряд имеет определенное освящающее, обновляющее и укрепляющее действие на человека.

Христианские обряды условно делятся на три вида.

1.   Обряды  богослужебные   —   это те  священнодействия,   которые являются частью литургической жизни Церкви: помазание верующих ос­вященным елеем на утрени, великое освящение воды, освящение артоса в первый день Пасхи, вынос святой плащаницы в Великую пятницу и т.д.

2.   Обряды,   освящающие   житейские   нужды   людей:   поминовение усопших,    освящение    жилища,    продуктов    (семян,    овощей),    благих начинаний (поста, учения, путешествия, строительства дома).

3.   Обряды символические. Они служат для выражения различных религиозных идей и воспринимаются православным сознанием как путь к Богообщению. Так, крестное знамение совершается в воспоминание кре­стных страданий Христа Спасителя и вместе с тем служит реальным спо­собом ограждения человека от влияния злых демонических сил.

5. Пастырь — совершитель Таинств

Пастырь Церкви Христовой, получая благодать Священства, стано­вится духовным отцом вверенного ему епископом прихода. За богослуже­нием он каждым своим возгласом свидетельствует, что Христос есть Сын Божий и все, что совершается в Таинствах Церкви, совершается Его властью и силой.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Свидетельствовать невозмож­но, если сила Духа Святого не подкрепит духа свидетеля. Без ее содейст­вия невозможно быть свидетелем. Свидетель — это свидетельствующий словом благодати. Всякий вестник истины есть свидетель Божии».13

По смыслу Священного Писания, духовный (1 Кор. 14, 37, ср. 1 Кор. 14, 1; 12, 13, 28) — значит озаренный Святым Духом, проникаю­щий в тайны Боговедения (1 Кор. 2, 13—15) и нравственно просветлен­ный (Гал. 6, 1—10).

Отсюда духовный отец — это священник, носитель Божественной истины, о которой он свидетельствует своим служением.

Вручая новопоставленному иерею частицу Святого Агнца после преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя в Таинстве Святой Евхари­стии, архиерей напутствует его словами: «Прими залог сей и сохрани его цел и невредим до последнего твоего издыхания, о нем же имаши истязан быти во второе и страшное пришествие Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (Чиновник). Этим епископ указывает, что Агнец Бо­жий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1, 29), в эту минуту, как

https://www.youtube.com/watch?v=OM1nqm4ejfw

некогда Иоанну Предтече, повелевает иерею идти на подвиг свидетельствования о Нем среди людей.

Священник Павел Флоренский в одной из своих работ отмечает, что в собственном и точном смысле слова свидетелем может быть лишь Само явившееся на земле Слово Божие, Иисус Христос — Иже есть Свидетель верный (Откр. 1, 5), как пишет о Нем святой Иоанн Бого­слов.

Он — живое Свидетельство, живое Аминь тайнам Божиим, Ко­торый говорит о том, что знает и что видел в обителях Отца Небесного (Ин. 3, И). Дело апостольства — быть свидетелями Единого Свидетеля, Его жизни, страданий, смерти, Воскресения (Лк. 24, 48; Деян. I, 8).

И апостолы стали свидетелями пред человечеством неотмирности Иисуса Христа, Сына Божия,14 пришедшего в мир «нас ради… и нашего ради спасения» (Символ веры). Апостолы в высшей мере осознают, что Иисус Христос действительно был среди них и свидетельствовал о Небе. Они сознают себя свидетелями, и притом преднареченными, то есть рукополо­женными от Бога (Деян.

10, 41). Анания, первым из христиан пришед­ший к ослепшему Савлу с наставлением о принятии Крещения, указует новообращенному предстоящий ему подвиг: Будеши Ему (Христу) свиде­тель… у всех человеков» (Деян. 22, 15).

По преемству, ведущему свое начало от апостолов, епископы Церкви в Таинстве Священства ставят новых свидетелей — иереев, чтобы они в свою очередь через совершение всех Таинств (кроме Свя­щенства) пасли словесное стадо Христово и увеличивали число свидете­лей о Христе во все времена.

Священник, совершая обязанности пас­тыря, пробуждает у верующих желание жизни во Христе, к которой он сам приобщился и которая прорастает в сердцах всех людей от действия благодати Божией.

При этом и душа священника «живится» тем святым содержанием, которое дают Таинства; к тому же направлено и каждое его священнодействие.

Благодать Духа Святого, «всегда немощная врачующая и оскуде­вающая восполняющая», делает сердце пастыря восприимчивым не только к жизни мира, но и особенно чутким к явлениям воли Божией, всегда святой и спасительной.

С этого момента его жизнь, как зажженная не­бесным огнем свеча, лучится тайнами Вечной Жизни, сияет светом любви Божией. При совершении Таинств священник говорит не свое, действует не от себя и не по своему почину.

«Вступая в святое дело священнослу­жения,— говорит святой Дионисий Ареопагит,— мы сами становимся ближе к высшим нас Сущностям (Ангелам) через посильное уподобление их твердому и неизменному священному стоянию (в добре) и таким обра­зом, воззрев к блаженному и богоначальному свету Иисусову…

и просветившись ведением Тайн, мы сможем сделаться посвященными в таинст­венное ведение и посвятителями, световидными, освятителями и соверши­телями».15

Каждый раз в Таинствах священник испытывает на себе действие благодати Божией, которая, как святость и свет, изливается на него и через него свободно, спасительно, как бы живительной рекой, но не «как по пустому желобу, не как через безжизненное стекло, а льется так, как льется, искрится, сияет и множится свет, когда он упадет на драгоценный камень, дойдет до его сердца и оттуда бьет ответным сиянием, озаряя, а порой и ослепляя красотой Небесного света».16 В этом сравнении показан образ подлинной святости, и в этом отношении священник действительно служитель Божий. Своей приобщенностью к сиянию благодати и любви Божией он открывает пастве путь к Тайне Господней своим словом, при­зывающим человеческие души к чистой, святой жизни. Слова, произно­симые священником при совершении Таинств Церкви — это не внешняя форма, а отражение и выявление его внутренней жизни, которую он вос­принял от Бога. Слова чинопоследований Таинств помогают священнику постепенно становиться все более одухотворенным. Исполняя светом Бо­жественной благодати, они уподобляют пастыря драгоценному камню, ко­торый может быть невидимым и вместе с тем опознается светом, ко­торый, попадая в него, все освещает вокруг. Этим отраженным светом священник свидетельствует людям о святом содержании Таинств.

https://www.youtube.com/watch?v=gNpKybbRFYo

Известны высказывания двух Оптинских старцев по этому поводу. Один из них любил повторять: «Искусство — половина святости», а другой, когда видел ошибки в служении от неуместной ревности, непре­менно говорил: «Свят, да не искусен», ибо считал, что неискусность при неуместной ревности часто приводит к бестолковой путанице и несет вред церковному делу не менее, чем сам грех.17

По наблюдению священника Павла Флоренского, сердце человеческое может быть подобно «записи слова Божия». «Согнивающему пергаменту,— говорит он,— или мягкому воску, или истлевающей, воспламеняющейся, рвущейся и мнущейся бумаге доверены слова Божественного откровения.

И однако в этом непрочном и недолго­вечном веществе подлинно живет вечная Истина, им и через него являет­ся миру».18 Таково, можно думать, и сердце священника. Возможно есть Богу (Лк.  18,  27) сделать его носителем благодати, живым свидетелем славы Божией, посредствуя между Богом и человеком.

Какое бы священ­нодействие священник ни совершал, он им не только свидетельствует об Истине Христовой, но и поручается за истинность явления жизни Божи­ей человеку, принимающему Таинство.

Крестное знамение, налагаемое на готовящегося к принятию Таинства Крещения, помазание елеем оглашае­мого и воды в купели Крещения, помазание новокрещенного человека Святым Миром, помазание болящего елеем во время чтения тайносовершительной молитвы в Таинстве Елеосвящения, осенение жениха и невес­ты знамением креста в тайносовершительный момент Венчания и многие, многие другие священнодействия Таинств — все это со стороны священ­ника исповедание, «печать», поручительство в том, что сотворил Бог с ними (Деян. 14, 27). И люди через священнодействия пастыря видят в нем не только, провозглашающего слова чинопоследования Таинств, но и служителя Божия, несущего им Жизнь Вечную. Именно поэтому «освящение паствы Таинствами» епископ Феофан называет «сердцем пастырских трудов».19 Еще в XII веке Новгородский епископ Нифонт на вопросы Кирика по поводу участия священника и мирянина в Таинстве Покаяния говорил: «Грешно (священнику) не принимать (на исповедь). Человек хочет сказать пред тобою все, любя тебя, а к иному не пойдет или не исповедует всего, стыдясь: в таком случае пусть ты будешь святой муж, начнешь творить чудеса и воскрешать мертвых, но если не примешь (человека на исповедь), идти тебе в муку; если же примешь, но не управишь,— тоже, а он будет без греха».20

Или же изнесение святых Креста и Евангелия из алтаря к месту совершения Таинств Крещения, Миропомазания, Покаяния, Венчания, Елеосвящения, великого и малого освящения воды и в других случаях — положение их на аналой пред взором людей, участвующих в этих Таинст­вах, что есть иное, как не свидетельство священника о той жиэни, за ко­торую Сын Божий умер на Кресте и которую завещал нам: «И Я заве­щаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство» (Лк. 22, 29). И это Царство ожидает верующих членов Церкви, чтобы они вошли в него через покаяние в грехах, через единство взглядов, мыслей и веры.

А войти они могут только в том случае, если пастырь своей молит­вой «управит» их в это Царство. Поэтому иерей умоляет Бога поставить участника Таинства лицом к лицу перед Ним, Призываемым, увидеть нужду человека в Его любви и милости. Через свою молитву пастырь приводит «в соприкосновение пред Лицом Божиим и силой имени Божия потребность   человека   и   Божию   деятельность».21   

 Священнодействиями службы священник скрепляет это соприкосновение Божественного и человеческого в новый завет Бога и человека, чтобы человек начал жить не сам по себе, но стал ответственным носителем святыни Божией, обладателем благодати Духа Святого, тайнозрителем и участником Царства Божия, чадом Божиим, свидетельствующим своей жизнью о Христе Иисусе, Господе нашем.

Итак, пастырь живет в атмосфере благодатной жизни Таинств Церкви. В эту жизнь света Истины Божией и святости он вводит веру­ющих людей.

Он помогает им духовно возрастать в мужественном и не­изменном стоянии в добре и святости, каждый раз возжигая «свечи» их душ святым, благодатным огнем Таинства.

И этот огонь святого, Божие­го дела способствует душам людей еще здесь, на земле, прорастать семе­нами настроений святых, Небесных, облагораживая, очищая их и благо­творно влияя на лучшее исполнение каждым человеком своих личных, до­машних и общественных обязанностей.

🎥 Видео

Как проходит таинство венчание молодожёнов в церкви.Скачать

Как проходит таинство венчание молодожёнов в церкви.

Старообрядцы и РПЦ. Основные отличия.Скачать

Старообрядцы и РПЦ. Основные отличия.

Русские старообрядцы продолжают хранить древние традиции (новости)Скачать

Русские старообрядцы продолжают хранить древние традиции (новости)

XVII ВЕК. ПАТРИАРХ НИКОН. ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ. Русская История. Исторический ПроектСкачать

XVII ВЕК. ПАТРИАРХ НИКОН. ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ. Русская История. Исторический Проект

ПРАВОСЛАВИЕ И КАТОЛИЧЕСТВО. 12 отличий. Цикл «Православное вероучение»Скачать

ПРАВОСЛАВИЕ И КАТОЛИЧЕСТВО. 12 отличий. Цикл «Православное вероучение»

А.И.Осипов. Есть ли заблуждения у старообрядцев.Скачать

А.И.Осипов. Есть ли заблуждения у старообрядцев.

КАК Я РАБОТАЛ В ЦЕРКВИ И ПОЧЕМУ СТАЛ АТЕИСТОМ / ПРАВДА ОБ РПЦСкачать

КАК Я РАБОТАЛ В ЦЕРКВИ И ПОЧЕМУ СТАЛ АТЕИСТОМ / ПРАВДА ОБ РПЦ

ВЕНЧАНИЕ. Что нужно знать. Цикл «Молитва, храм и богослужение»Скачать

ВЕНЧАНИЕ. Что нужно знать. Цикл «Молитва, храм и богослужение»

ПРАВОСЛАВНЫЙ. СТАРООБРЯДЕЦ. РАСКОЛ ЖИВ? (Колесников, Шахов) //12 сценаСкачать

ПРАВОСЛАВНЫЙ. СТАРООБРЯДЕЦ. РАСКОЛ ЖИВ? (Колесников, Шахов) //12 сцена

Старый обряд: история и современностьСкачать

Старый обряд: история и современность

1. Суть и причины раскола Русской церкви_Цикл лекций И.В. ПоздеевойСкачать

1. Суть и причины раскола Русской церкви_Цикл лекций И.В. Поздеевой

ПРАВОСЛАВИЕ И ПРОТЕСТАНТИЗМ. 14 отличий. Цикл «Православное вероучение»Скачать

ПРАВОСЛАВИЕ И ПРОТЕСТАНТИЗМ. 14 отличий. Цикл «Православное вероучение»

В чем разница между КАТОЛИЧЕСТВОМ и ПРАВОСЛАВИЕМ ?Скачать

В чем разница между КАТОЛИЧЕСТВОМ и ПРАВОСЛАВИЕМ ?

Полная запись венчания в храме иконы Божией Матери «Знамение»Скачать

Полная запись венчания в храме иконы Божией Матери «Знамение»

Обряд венчания! ШОК неужели венчание это опасный обряд? Анастасия КазачокСкачать

Обряд венчания! ШОК неужели венчание это опасный обряд? Анастасия Казачок

Титулы и должности в православной церкви. Белое и черное духовенстваСкачать

Титулы и должности в православной церкви. Белое и черное духовенства
Поделиться или сохранить к себе: