Озерянская икона Божьей Матери

Чудесное обретение Озерянской иконы Божией Матери

Озерянская икона Божьей Матери

Озерянская икона Божией Матери хранилась при Преображенском Куряжском монастыре. К сожалению, оригинал чудотворной святыни до сегодняшних дней не сохранился. Он считается утерянным приблизительно в 30-х годах ХХ века.

Изображение уже поврежденного оригинала можно увидеть на страницах первого тома книги Д. И. Багалея, Д. П. Миллера, повествующей об истории города Харькова за 250 лет его существования.

Озерянская икона Богоматери Марии не просто одна из самых почитаемых на православной Слобожанщине, она является святой покровительницей города Харькова и Харьковской области.

История гласит, что образ явился людям в конце XVI – начале XVII века. По месту обретения, на прибрежном лугу речки Озерянки, чудотворная икона получила свое название – Озерянская. Сегодня на этой территории (30 км от Харькова и 3 км от Мерефы) расположилось село Нижняя Озеряна.

Обретение Святыни

Много лет назад, когда славянские земли еще страдали от разрушительных набегов татарских варваров, на месте современного селения была необжитая людьми территория. По неровной овражистой местности, покрытой зелеными лесами и лугами, протекала речка Озерянка. Эти земли принадлежали священнику Феодору из Мерефы, который соорудил небольшой хутор с пасекой.

Легенда гласит: одного погожего дня крестьянин, живший неподалеку, косил траву на лугу у реки. Но вдруг, взмахнув очередной раз косой, он услышал приглушенный человеческий стон. Человек склонился к густой траве и разглядел там икону с ликом Божией Матери и Младенца Иисуса.

Острая коса рассекла образ на две части. Увиденное очень испугало и опечалило крестьянина. С истинным раскаяньем и благоговеньем он взял находку и отнес домой. Помолившись, поставил части образа на почетное место рядом с другими иконами.

Проснувшись утром следующего дня, крестьянин обратил внимание, что разрезанной иконы в доме не стало.

Образ был найден на прежнем месте, на лугу. Причем две части образа вновь соединились в одно полотно с небольшим уплотнением, похожим на шрам, на месте разреза. Возле Богородичного лика стояла зажженная свеча, а рядом появился новый родник с холодной ключевой водой.

Появление первого храма и монастыря

Узнав о чудесном обретении иконы Божией Матери, иерей Феодор поделился радостью о находке с вышестоящим духовным саном – Обоянским и Белгородским владыкой Феодосием.

Последний дал благословение на постройку на святом месте православного храма. Так здесь появилась первая деревянная церковь, небольшое сооружение, которое посвятили Рождеству Пресвятой Богородицы.

В храме установили новообретенную святую икону, дав ей имя Озерянской.

Образ стал источником утешения и исцеления для многих прихожан, слава о нем быстро распространилась среди людей. Преклоняясь силе чудотворной иконы, священник Феодор пожелал устроить на своем хуторе, который располагался в уединенном месте, иноческую обитель.

Один из первых широко известных случаев исцеления от лика Богородицы случился при посещении Озерянки наместником Успенского монастыря (из Святогорска) архимандритом Севастианом (Юхновским).

Это был глубоко благочестивый праведный человек, он славился подвижнической деятельностью.

Севастиан на то время болел. Но чтобы поклониться чудотворному Озерянскому образу, дал обет, несмотря на немощь, самостоятельно преодолеть дальнюю дорогу от Святогорской обители до Озерянки. Выполнив обещанное и поклонившись чудотворной иконе, по своим искренним молитвам, делам, Севастиан получил полное исцеление от тяжелой хвори.

После этого архимандрит поддержал стремление иерея Феодора и пожелал помочь основанию монастыря. Благодаря стараниям и трудам иерея Феодора, а также участию архимандрита Севастиана, уже в 1711 году в Озерянке основали Богородичную пустынь.

Святогорские летописные документы засвидетельствовали, что для этого иерей Феодор в 1696 г. передал всю свою озерянскую недвижимость Святогорскому монастырю и его настоятелю архимандриту Вассиану Василевскому. Вскоре благочестивый Феодор и сам поселился в новой обители.

Храм Рождества Богородицы расширили, украсили, а позже построили новый храм Рождества Иоанна Предтечи, колокольню с часами.

Монастырь просуществовал почти 80 лет. В 1787 году Потемкин закрыл 15 слобожанских монастырей, включая Озерянскую Богородичную пустынь. Имущество монашеских поселений передали казне, а братию собрали в Куряжском монастыре. Икона на короткое время оказалась в Куряжской обители.

Надо отметить, что стабилизацией материального положения монастырь был обязан по большей мере именно Озерянской иконе Богоматери. Поток паломников и богомольцев к чудодейственному образу за помощью и поддержкой обеспечивал постоянный приток средств.

Затем Озерянский образ Божией Матери был передан Покровскому Монастырю города Харькова.

Крестный ход с иконой Озерянской Божьей Матери

По многочисленным обращениям молящихся, в средине октября 1843 года император Российской империи Николай Павлович разрешил проводить крестные ходы с перенесением образа Озерянской Божьей Матери.

30 сентября шествие организовывалось из Куряжского монастыря к Покровскому кафедральному собору города Харьков, а 22 апреля – обратно. В дни следования крестного хода замирала общественная жизнь города, не работали учебные заведения. Таким образом, все желающие получали возможность участвовать в шествии со звоном колоколов всех харьковских храмов, пением или встречать чудотворную икону.

Описание иконы

Наиболее подробно описывают оригинал иконы Озерянской Божией Матери исследователи Д. П. Миллер и Д. И. Багалей в своем труде «Истории города Харькова за 250 лет его существования» (с 1655 по 1905-й год).

Икона представляет собой изображение высотой 40 см, шириной 34 см, написанное на холсте, который прикреплен к доске. Манера рисования образа указывает, что его автором является древний простой художник южнорусского происхождения. Об этом свидетельствуют достаточно грубые очертания фигур, а также характерные для малороссийских памятников XVII-XVIII века краски (голубая, красная).

Чудодейственная икона, со слов авторов, была в плохой сохранности, но позволяла рассмотреть фигуры, их расположение, цвета. На Богородице был надет красный хитон с голубым мафорием (длинным покрывалом), голова увенчана короной.

Лицо Матери повернуто к Младенцу Иисусу, правая рука указывает на то, что Мария молится, а левая держит Младенца-Искупителя. Иисус изображен в длинной красной рубахе, на голове – корона, похожая на первую. Сын Божий держит Евангелие левой рукой, а правой при этом благословляет молящихся.

Вокруг голов Богородицы и Иисуса желтые нимбы. Вокруг фигур на иконе изображены звезды, а в верхней части слева и справа – облака.

Харьковский и Черниговский архиепископ Филарет подтверждает приведенное описание иконы в историко-статистическом анализе Харьковской епархии. Он акцентирует внимание на нарисованных звездах, как особенности, которая выделяет святой образ ликов Озерянской Богоматери и Младенца Христа. Упоминает также их одежду – «червленые ризы», украшенные звездами.

С момента обретения и до сегодняшнего дня с Озерянской Богородичной иконы много раз писались копии, некоторые из них имели существенные отличия с оригиналом. Известны случаи, когда списки унаследовали способность творить чудеса, чем заслужили известность среди православных.

Последняя копия была написана в сентябре 2010 года. Целью ее создания стало максимально точное возобновление первоначального изображения святого образа. Описание Д. П. Миллером и Д. И.

 Багалеем стало главным источником информации об изображении, ведь оригинал иконы был потерян в 30-е годы прошлого века. Освящение последнего списка произвели 16 сентября 2010 г. на месте истинного обретения (село Озеряны).

Образ поместили в Крестовоздвиженский храм при Свято-Покровском мужском монастыре епархии города Харькова.

Помощь верующим от святой иконы

Явленный еще в XVIII веке чудотворный Озерянский образ Божьей Матери привлекал к себе тысячи паломников, среди которых были просто верующие люди, но чаще отчаявшиеся больные и страждущие со всех концов Российской империи. Монахи сохранили свидетельства о множественных случаях чудесных исцелений.

Например, человек с усохшей рукой полностью выздоровел после того, как помолился иконе Озерянской Богоматери. В другом случае исцелился прихожанин из города Липцы: его больная нога окрепла и стала нормально работать. Одержимая беснованием девица Бардакова освободилась от напасти.

Иван Николаевич Бочковский избавился от шума в ушах, прочее.

Особенную силу являла икона на месте своего обретения. Хромые молились матушке Озерянской и начинали нормально ходить, глухие – слышать, слепые прозревали. Одним из наиболее известных стал случай из жизни украинского писателя Григория Квитки-Основьяненко. Он ослеп, будучи малышом. После обследования врачи развели руками: «Мальчику ничем не помочь».

Используя последнюю возможность, отчаявшаяся мать вместе с ребенком направилась в Куряжский Преображенский монастырь к чудотворной Озерянской иконе. Женщина стала усердно молиться перед иконою, омыла глаза и лицо сына святой водой из источника.

И маленький Григорий стал постепенно прозревать. Сначала начал различать контуры предметов, а после – увидел окружающий мир.

Под впечатлением от этого чуда Квитка-Основьяненко даже собирался стать монахом, на какое-то время он стал послушником Преображенской обители.

Кроме излечения от физических болезней известна роль иконы при борьбе с эпидемиями инфекционных заболеваний. В 1871 году Харьков охватила эпидемия холеры. Тогда из Куряжского монастыря в город принесли чудотворную Озерянскую икону. Её неустанно носили по улицам, площадям, заходили в дома харьковчан, магазины.

Молитва, сила веры укрепляли горожан. К образу Богородицы прикладывались и православные, и евреи, и мусульмане: «Спаси и помоги, матушка!» И просьбы верующих были услышаны, холера отступила. Люди еще больше уверовали в покровительство и защиту Озерянского образа Божьей Матери.

Он стал самым почитаемым защитником Харькова и всей Слободской Украины.

Подсказка паломнику

Озерянская икона Богоматери с Младенцем – покровительница охотников, рыбаков. Перед этой иконой молятся для помощи при исцелении тяжелых переломов, травм, болезней зрения, слуха. По силе образ уступает лишь иконе Казанской Божьей Матери.

Сегодня каждый молящийся, кто приходит к Озерянской иконе Богородицы, непременно получает помощь.

Некоторое время тому в Озеряну из Днепропетровской области привезли немолодую женщину, настолько немощную, что она не могла самостоятельно передвигаться.

После искренних молитв и посещения целебного источника у верующей появились силы своими ногами дойти до авто. Молодой человек, работая с химическими препаратами, потерял зрение. После вознесенных Богородице молитв его зрение улучшилось.

Сегодня игумен Никодим заботится о благоустройстве купальни в месте, где была найдена икона. Благодаря пожертвованиям верующих и прихожан можно омыться водой из святого источника. Ее температура одинакова в любое время года. Купание помогает окрепнуть духом и избавиться от недугов. Наденьте свой нательный крест и попросите благословения священника.

Самыми известными списками Озерянской иконы Богоматери, дошедших до сегодня являются два старых образа. Они открыты для верующих при Свято-Озерянском храме, что стоит на Холодной горе, и в городе Харькове – при Свято-Благовещенском кафедральном соборе.

Источник: http://obikonah.ru/ozerjanskaja-ikona-bozhiej-materi.html

Озерянская икона божией матери: история и чудеса

Озерянская икона Божьей Матери

Одна из наиболее почитаемых в Слобожанском крае икон Богородицы – Озерянская. Имя это дано чудотворному образу по месту его явления – на берегу речки Озерянки. В настоящее время это село Нижняя Озеряна, расположенное в 30 километрах на юго-запад от Харькова и в 3 километрах от Мерефы.

КОНДАК 1

Взбранной Воеводе, невечерняго Света Родительнице, Божественное знамение спасения — Христа Богомладенца на руку Своею держащи, молитвам Церкве земныя внемлющей, струи животворныя от явленныя иконы Своея Озерянския всем верным источающей, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице. Но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи и щедротами Сына Твоего души наша озари, да зовем Ти: Радуйся, благословенная в женах Богородице, светом любве Христовой нас озаряющая.

«ТВОЕГО, О БОГОМАТИ, ЛИКА ПРЕЧИСТАГО БЛАГОСЛОВЕНИЕ»

В далеком прошлом здесь была изрытая оврагами пустынно-лесистая местность, через которую текла речка Озерянка. Ее берега покрывали луга, поросшие буйным разнотравьем. Здесь в XVII столетии, когда этот край еще страдал от захватнических татарских набегов, и произошло чудесное обретение иконы Божией Матери.

В те времена эти земли находились во владении мерефянского священника Феодора. Он обустроил здесь хутор Озерянку и содержал пасеку. По преданию, однажды местный крестьянин косил на лугу траву. После очередного взмаха косы услышал человеческий стон. Наклонившись, увидел в густой траве рассеченную косой икону Божией Матери.

Опечаленный случившимся, он принес пострадавшую икону домой. А утром не обнаружил образа в своем доме – нашли его на лугу, там, где он был обретен. Рассеченные косой части иконы плотно срослись, оставив на месте разреза едва заметный шрам. Перед иконой горела свеча, а рядом бил родник ключевой воды.

Иерей Феодор, духовно обрадованный явлением в его владениях иконы Богородицы, сообщил об этом владыке Белгородскому и Обоянскому Феодосию и по его благословению построил деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В этом храме и был установлен обретенный святой образ. Многим верующим икона, поименованная Озерянской, приносила утешение и исцеление.

Видя знамения благодати Божией, исходящей от чудотворной иконы, иерей Феодор пожелал, чтобы в его пустынно-уединенном хуторе устроилась иноческая обитель. В то время хутор Озерянку посетил наместник Святогорского Успенского монастыря архимандрит Севастиан (Юхновский), известный своей благочестиво-подвижнической жизнью.

По преданию, архимандрит Севастиан тяжело болел и по обету пешком прошел неблизкий путь от Святогорского монастыря до Озерянки, чтобы поклониться новоявленной чудотворной иконе. И по молитвам своим получил совершенное исцеление. Узнав о желании иерея Феодора основать монастырь, архимандрит Севастиан вызвался помочь этому благому делу.

В 1711 году в Озерянке была основана Богородичная пустынь. Стараниями архимандрита Севастиана расширили и украсили храм Рождества Богородицы, позже возвели церковь Рождества Иоанна Предтечи с трапезной при ней, братские кельи и обнесли обитель изгородью.

Архиепископ Харьковский, а впоследствии Черниговский, Филарет (Гумилевский) в своем «Историко-статистическом описании Харьковской епархии» сообщает: «Характерную особенность святой иконы Озерянской составляет украшение из звезд, окружающих лики Богоматери и Предвечного Младенца в червленой ризе, испещренной звездами».

А вот какое описание иконы встречаем в книге Д.И. Багалея и Д.П.

Миллера «Истории города Харькова за 250 лет его существования (с 1655 по 1905 год)»:
«Богородица изображена повернувшей лицо в сторону Младенца, на Ней красный хитон и голубой мафорий, на голове корона; правая рука Ее в позе моления, а левой Она поддерживает Младенца Христа, сидящего у Нее как бы на коленях у левой руки; Младенец одет в красную рубашку-хитон, на голове у Него такая же корона, как у Богородицы, в левой руке Он держит небольшое Евангелие, а правой благословляет. Нимбы у Обоих желтые. Начиная от плеч, кругом нимбов Богородицы и Христа на фоне иконы шли звезды, видимые и теперь. Вверху иконы, справа и слева, облака. Размеры иконы: высота – 40 см., ширина – 34 см».

С Озерянской иконы было сделано множество списков. Они существенно отличаются друг от друга, хотя многие из них прославились своими чудотворениями.

Забегая вперед, скажем, что именно описание святыни, сделанное в начале XX века Д.И. Багалеем и Д.П.

Миллером, оказалось тем источником, опираясь на который Озерянская икона, погибшая в 1930-е годы, была воссоздана в начале уже XXI столетия – в сентябре 2010 года.

16 сентября того же года этот воссозданный образ был освящен на месте его обретения – в Озерянах, а в настоящее время находится в Крестовоздвиженском храме Покровского мужского монастыря (Харьковская епархия).

«ИКОНУ ТВОЮ НА УТЕШЕНИЕ НАМ ДАРОВАЛА ЕСИ, ВЛАДЫЧИЦЕ»

Но вернемся вновь в XVIII век. В те далекие годы чудотворно явленная икона привлекала в Озерянку тысячи паломников, больных, страждущих людей.

Но в 1787 году в числе прочих монастырей Слободской Украины Озерянская обитель была упразднена, а ее братия переведена в Старо-Харьковский Куряжский Спасо-Преображенский монастырь, куда перенесли и чудотворную икону Пресвятой Богородицы. Вскоре Преображенский монастырь тоже закрыли, и Озерянскую икону перенесли в Покровский собор. Когда же Куряжский монастырь вновь был открыт, икону возвратили в эту обитель.

Озерянский образ Богоматери стал почитаться как охраняющий Харьков и всю Слободскую Украину. Помолиться к нему приходили тысячи верующих из всех уголков Российской империи.

Монахи документально зафиксировали многочисленные случаи чудесного исцеления: «Исцеление человека, имевшего усохшую руку; исцеление человека из Липцев, не владевшего ногой; исцеление девицы Бардаковой, одержимой беснованием; исцеление Ивана Николаевича Бочковского от болезненного шума в ушах; исцеление двух сестер от глазной болезни; исцеление девочки от горловой болезни…»
Заступничество иконы жители Харькова чувствовали всегда, но больше всего случаев исцеления было зафиксировано в 1833, 1848 и 1871 годах. В те годы в Харькове свирепствовала холера. Озерянскую икону Божией Матери носили от дома к дому, люди поклонялись чудотворному образу, покаянно молились об исцелении и спасении. И тяжкая болезнь отступала.

В 1844 году по просьбе жителей Харькова преосвященный Иннокентий (Борисов) получил разрешение Святейшего Синода на перенос иконы на зиму из Куряжского монастыря в Покровский собор.

Тогда же установили и два крестных хода: 30 сентября икону переносили из Куряжа в Харьков, а 22 апреля – из Харькова в Куряж. Это были торжественно-праздничные дни для всего Харькова.

Как писала газета «Южный край», в эти дни «все присутствия, учебные заведения и торговые помещения закрываются, и все жители, стар и мал, спешат провожать или встречать “Матушку Царицу Небесную, чудотворную Ея икону Озерянскую”».

В 1863 году харьковский купец Никита Павлов исходатайствовал разрешение Синода ежегодно привозить «в приличном экипаже» чудотворную Озерянскую икону из Куряжского монастыря в Мерефу, а из Мерефы крестным ходом переносить в Озерянку. Купец выстроил на месте явления иконы прекрасную каменную часовню над источником, украсив ее иконами.

«В ПРЕДЕЛЕХ ОЗЕРЯНСКИХ»

После Октябрьской революции богослужения в приходском Иоанно-Предтеченском храме продолжались до 1935 года – в ноябре этого годы храм был закрыт и разрушен. Сейчас на том месте стоит поклонный деревянный крест, установленный в 1996 году в память о разрушенном храме.

В 1941 году был открыт храм в церковном доме. Впоследствии богослужения проводились в часовне. Но в середине 1960-х годов и она была закрыта и разрушена. Безбожные власти всячески старались уничтожить и чудотворный живительный источник на месте явления Озерянской иконы.

Его засыпали землей, забрасывали каменными блоками – остатками разрушенных церковных строений – и даже надгробными плитами. Но каждый раз источник заявлял о себе струями чистой воды. Несмотря на запрет властей, и в те годы в Озеряну приходили верующие и находили здесь утешение.

И верили люди, что «возсия нам, паче луч солнечных, святая икона Твоя, Владычице, в пределах Озерянских».

Источник: https://potokudach.ru/jezoterika/vera-i-religiya/ozerjanskaja-ikona/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.