Понимание службы Великого поста в России

Содержание

Понимание службы Великого поста в России

Понимание службы Великого поста в России

В России вера жила постоянно. Даже в годы гонений на верующих или лояльно относящихся к священнослужителям, была преемственность веры. И в свое время это принесло плоды. Сегодня никто не ругает и не высмеивает за веру, нет ограничений на религиозное волеизъявление.

У верующих есть право на свободное отправление религиозных служб, к какой бы конфессии они не принадлежали. Такая духовная свобода дает возможность верующим придерживаться церковных правил по всей строгости. Известно, что практически в любой религиозной сфере нужно придерживаться правил поста.

Но особое почитание постных дней заметно в России.

Как отмечают Великий пост в России

Православные христиане в России не считают начало поста периодом жестких ограничений и печали. Конечно, всегда находятся люди, ставящие сухое морализаторство во главу угла. Для них важнее не дух, а буква Закона. Не о таких ли «блюстителях» говорится в Писании? Но вернемся к важному делу для каждого христианина.

Пост для России – это благодатное время самопознания, время подвигов и приобретений. Настоящий Великий пост влияет на тело и душу. Без православного поста телесного сложно стремиться к духовному совершенствованию, а пост духовный — с молитвой и добрыми делами, — позволяет нам встать на одну ступеньку выше в духовном делании.

Желание подвигов – это одно, а исполнение многих предписаний на деле – совсем другое. Это же относится и к прохождению Великого поста. Действовать или только говорить о том, что собираешься делать – не одно и то же. Пост призван помочь нам стать деятельными в деле нашего спасения.

Особенно благоговейное отношение у верующих к православному посту перед Пасхой.

Церковные службы в Великий пост в России

Во время строгих дней поста каждый верующий старается бывать на всех вечерних богослужениях и утренних литургиях. Великопостное время становится периодом духовного единения всего тела церкви, которое мы и составляем.

Каждая служба Великого поста необычайно проникновенна, особенно с необходимостью коленопреклоненных молитв. недельная служба совершается, конечно, в воскресенье.

В монастырях службы в пост и не только совершаются каждый день, в приходских храмах чаще всего вечерняя проводится накануне в субботу, а в воскресенье многие прихожане стараются участвовать в церковных таинствах.

Первые дни Великого поста на богослужениях читается особая молитва, ее автор Ефрем Сирин, прекрасно обозначил цель поста в этой молитве. Чтение Великого покаянного канона в первую неделю дает силы на весь предстоящий пост.

При совершении церковных служб, вспоминаются все умершие, ведь для Церкви нет мертвых, так как у Бога все живы, просто мы все находимся в разных ипостасях.

90% проблем человека происходит из-за отсутствия удачи, и как следствие денег и счастья. Чтобы отменить посыл о бедности, нужен сильный энергетический заряд. Денежный Ритуал позволит найти постоянный источник дохода исполнить мечту, для этого нужно взять… Читать далее…

Если у вас есть свободное время, вы можете прочитать

Текст православной молитвы святому священномученику Кукше

Святый страстотерпче, священномучениче Кукше, совершивый подвиги апостольския посреди обитания соплеменник твоих, наших предков, ихже ты просвещал еси светом истиннаго Богопознания, и по данней ти благодати Духа Святаго бесы прогнавый, дождь с небесе сводивый, езеро иссушивый и сотворивый ина многа чудеса, запечатлев многострадальный свой подвиг мученическою кончиною! Приими от нас усердныя и умиленныя молитвы и вознеси я ко престолу Святыя Троицы, идеже ты в лице святых предстоиши, яко да твоим ходатайством милостивый Господь в чадех святыя православныя Церкве да укрепит дух веры и благочестия, в пастырех ея да усугубит ревность к назиданию пасомых и да призрит милостивным оком на люди предстоящия и прибегающия ко твоей помощи. Ей, святый угодниче Божий! Вемы, яко, велиих ради страданий твоих, много может молитва твоя ко благосердию Владыки. Сего ради, яко чада твоя по вере, припадающе к раце честных и многоцелебных мощей твоих дарованных по всеблагому промышлению Божию и по благословению первоиерарха Киевския Церкве в наше освящение и в знамение твоего о нас заступления, молим тя в дусе сокрушеннем и смиреннем: не презри молений наших, изливаемых пред тобою, и вознеси я ко всещедрому Богу, яко кадило благовонное, да твоим ходатайством выну почиет благодать Его на граде сем, в немже чтися преславное имя твое, и люди живущии в нем да сохранятся от глада, огня, смертоносныя язвы и напрасныя смерти, от всяких бед и напастей. Споспешствуй, священномучениче Кукше, святыми твоими молитвами честному братству святаго храма сего, посвященному твоему имени, да приумножится сие и процветает во славу Триединаго Бога в похвалу твоего имене и во благо святыя православны Церкве, да тако вси, охраняеми твоим предстательством, мирно и благочестно поживут, славяще и благодаряще единаго истиннаго Бога, во Святой Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Источник: https://www.sudba.info/ponimanie-sluzhby-velikogo-posta-v-rossii/

Смысл Великого поста и значение

Понимание службы Великого поста в России

Смысл Великого поста — духовное очищение и подготовка к христианскому празднику Пасхи и воскресению Христа.

В современном мире, где власть денежного мешка давно перевесила силу духовного очищения человека, Великий пост превратился в формальность, соблюдение которой обеспечивает некую защиту и осознание правильности своего поведения.

Происходит это и потому, что понимание Великого поста сводится к отказу от постных продуктов и не затрагивает глубоких духовных сфер человека.

Великий пост связан с цифрой 40: столько дней Спаситель находился в пустыне, подвергаясь дьявольским искушением и постясь. Эти 40 дней и называются Четыредесятницей — основным периодом поста, к которому позднее добавились Суббота Лазаря и Пальмовое (Вербное) воскресенье, а также Страстная седмица. Получилась Пятидесятница.

Длительность Великого поста — шесть седмиц (недель), к ним добавляется Страстная седмица, он захватывает период от начала февраля (не раньше 2 числа) до начала мая (не позже 7 числа). Дата зависит от дня Пасхи.

Любой пост — это путь к Богу. Первоначально он имел значение подготовки к Крещению. Раньше постились только язычники, которые собирались принять христианство и готовились к этому обряду, очищаясь от старых заблуждений с помощью молитв, проповедей и чтения духовной литературы.

Это был своего рода жертвенный подвиг во имя веры, который подготавливал тело и душу к принятию христианства. Крестили в древности в Рождество и на Пасху, перед Пасхой в Великую Субботу.

Показывая свою солидарность с язычниками, остальные христиане тоже приняли условия Великого поста и стали выполнять все причитающиеся в это время жертвенные условия. В те времена это касалось только Страстной седмицы.

Смысл Великого поста заключается в трех аспектах:

  • Это знак солидарности и единства христиан. Общее послушание, вызывающее чувство соборности и близости всех людей православного мира.
  • Утеснение плоти. Очищение души от пут плоти, страстей, искушений. Душа должна перестать зависеть от тела. Отказ от скоромной пищи (мясо, молоко, животные жиры, яйца, кондитерские изделия, изготовленные с добавлением молока, жиров и яиц).
  • Одухотворение человека. Молитва, покаяние, очищение от злых помыслов, воцарение мира и любви в душе. Диалог с Богом.

Великому посту предшествует подготовка, которая начинается за 4 седмицы до него и духовно подготавливает православных к покаянию. Каждая неделя называется по-своему и имеет свое назначение:

  1. Неделя о Закхее. Призывает к свободному желанию человека идти к Богу. Закхей — маленький, грешный и ограниченный человек, преодолевает свою робость и добивается внимания Иисуса Христа и приводит его к себе домой. Так проявляется его непреодолимое желание быть ближе к божественному свету истины.
  2. Неделя мытаря и фарисея.

    В это время вспоминают притчу о мытаре и фарисее, каждый из которых пришёл в храм молиться, но один (мытарь) — как кающийся грешник, а другой (фарисей) — как возвышающий сам себя. Смысл этой седмицы в искреннем покаянии, а не показном, совершающемся ради собственной гордыни и величия. Бог простил искренне кающегося мытаря, но осудил выполняющего все каноны, но обуянного гордыней фарисея.

    Как знак того, что важнее искреннее, а не показное покаяние, пост в это время не соблюдается, разрешено есть сыр, яйца, мясо.

  3. Неделя блудного сына. Известная притча призывает заблудших вернуться к истине, как сделал это растративший отцовское состояние сын, который умер и ожил, пропал и нашелся.
  4. Неделя Страшного Суда.

    Посвящена грехопадению Адама и Евы и их изгнанию из Рая, а также будущему Страшному суду. Воскресенье этой седмицы — последний день перед Великим постом, когда православные христиане употребляют в пищу мясо.

Следующая за этой неделей седмица носит название Мясопустной, её называют Масленичной неделей.

Согласно своду Типикона, на этой неделе можно употреблять в пищу рыбу, молочные продукты и яйца. Последнее воскресенье этой недели — Прощёное, совершается обряд прощения и начинается Великий пост.

Если говорить образно, то Четыредесятница — это время, когда человек идёт к Богу. Ему помогают в этом пост, молитва и покаяние, а Страстная седмица — это путь Бога к человеку, приходящего через страдания, Голгофу, ад и Пасхальное Воскресение.

Пятидесятница — это путь к Пасхе, а в пути и богослужение меньшее, потому не служится литургия (только по субботам и воскресеньям). Только в среду и пятницу возможно причастие, но дарами, которые освящены раньше.

В церкви в это время царит особая атмосфера.

По уставу во время Великого поста можно принимать пищу таким образом:

  • От понедельника до пятницы — разрешён вечерний приём пищи в сухом виде (хлеб, овощи и фрукты).
  • В субботу и воскресенье два раза в сутки можно есть блюда, приправленные растительным маслом, и вино из винограда (исключение составляет суббота Страстной недели).
  • В Вербное воскресенье и на Благовещение разрешается рыба (в том случае, если Благовещение не совпадает со Страстной седмицей).
  • Самый строгий пост — в первую и последнюю недели.
  • В Великую пятницу есть не положено.
  • В Великую субботу едят сырую пищу вечером.
  • В Лазареву субботу рыбу не едят, но можно употреблять икру.

Великий пост совпадает с весной, поэтому в пищу употребляют зелень, морковь, лук, свёклу, капусту, соленья. То есть продукты, которые растут на деревьях и в земле: бобовые, фрукты, овощи, ягоды и орехи.

Православный пост намного строже католического, но даже из овощей и фруктов можно приготовить множество действительно вкусных и питательных блюд, способных поддерживать высокий жизненный тонус человека, который не отказывается на период поста от привычного рабочего ритма и образа жизни.

«Не то, что входит в уста, оскверняет его, а то, что выходит из уст его», — написано в Евангелии.

Это говорит о том, что главное в Великом посту не пища, которую человек ест и в которой себя ограничивает, а то, что он говорит, о чём думает, что делает.

Но состояние души связано с состоянием тела, и если тело загрязнено, отягощено излишним, отравлено, душа очищается с трудом. Пост, молитва, покаяние — это способы, которые помогают душе освободиться от грехов и приблизиться к Богу.

Пост — это не самоцель, не мероприятие в виде разгрузочных дней и очищения организма от шлаков. Это средство достижения более высокой цели. Цель эта — очищение и просветление души, любовь к Богу.

Если у человека изначально нет такой цели, то простое ограничение себя в пище даст только общий эффект похудения.

Кстати, после окончания поста многие быстро набирают вес, но не обогащаются духовно, потому что даже не ставили себе такой задачи.

Многие люди с трудом переносят воздержание и ограничения в еде, становятся раздражительными, злыми. Такой пост не приносит никакой пользы. Исключая скоромную пищу, не перекрывайте доступ к душе светлым и благостным помыслам.

Наполняя себя светом любви к Богу, человек не дает шанса развитию внутри гнева и ненависти. Очень осторожным нужно быть во время поста людям больным и ослабленным, беременным женщинам, детям.

Главный принцип, которым должен руководствоваться человек во время Великого поста, — не «есть» окружающих (не злиться, не гневаться, не раздражаться).

Не стоит думать, что Великий пост — это только страдание и жертва при подготовке к светлому воскресению и Пасхе и человек всё время пребывает в скорби и печали. Это не так. Суббота и воскресенье остаются днями радости и ослабления покаянных молитв.

Богослужение отличается отсутствием литургии в понедельник, во вторник и в четверг.

 Литургия Преждеосвященных Даров проводится в среду и пятницу, в субботу и в Вербное воскресенье служится литургия Иоанна Златоуста, по другим воскресеньям проходит литургия Василия Великого.

Каждая седмица Великого поста несет определённый смысл:

  1. Фёдорова неделя — первая в период Великого поста, носит такое имя потому, что читается молебен по великомученику Фёдору Тирону. В эту седмицу благословляется коливо (кутья).
  2.  Вторая седмица посвящена вспоминанию святителя Григория Паламы.
  3. Третья неделя — Крестопоклонная.

    Свято Крест славословят и выносят для поклонения верующим. С этого дня в литургии появляется ектения о готовящихся к крещению.

  4. В четвертую седмицу вспоминают преподобного Иоанна Лествичника.

    Её называют «Похвальная», происходит от Похвалы Пресвятой Богородицы, читается субботний Пресвятой Богородице Акафист в память спасения Константинополя (626 год) от иноземных захватчиков.

  5. Пятая седмица посвящена воспоминанию пр. Марии Египетской, которую считают примером истинного покаяния. Заканчивается неделя субботой праведного Лазаря.

  6. Шестая седмица — это Вербное воскресенье, символизирует вход Христа в Иерусалим. Иисус въезжает в город на осле, его встречают, расстилая на дорогу одежду и пальмовые ветки и приветствуя сына Давидова.
  7. Седьмая седмица — Страстная.

О последней, самой строгой, Страстной неделе стоит рассказать отдельно.

Она почиталась особенно, в народе носила название Красной, Святой, Белой, Чистой, Русальной, Червоной. Каждый день недели называют Великим или Страстным, и наполнен он подготовкой к Пасхе.

Великдень (или Пасха) был ожидаемым и светлым праздником, к нему готовились особо: мыли, белили, чистили, выскабливали столы и лавки, отмывали окна, двери и полы, с четверга хозяйки пекли куличи, мясо, начиняли колбасы, красили яйца. Считалось, что до Великодня, в Страстную неделю, беснуется нечистая сила, а после него на землю возвращаются предки, и нужно обязательно почтить их.

В богослужении до среды проходит литургия Преждеосвященных Даров, в Страстной четверг и пятницу — литургия Василия Великого. В Великую пятницу литургию не проводят. Дни этой недели связаны со Страстями Христовыми — событиями земной жизни Спасителя.

В последнюю седмицу церковь напоминает прихожанам о них.

События, которые произошли после Тайной вечери, связанные с арестом Иисуса, судом, бичеванием и казнью, вызывают особенно трепетное отношение христиан и запечатлены в памяти и церковных обрядах и традициях православных.

Страстная неделя

  1. Страстной понедельник. День памяти ветхозаветного Иосифа — прообраза Иисуса Христа. Вспоминается бесплодная смоковница, проклятая Иисусом, что не приносила плодов, как душа без истинной веры и покаяния, не приносящая плодов духовных.

  2. В Великий вторник православные вспоминают произнесенные в Иерусалимском Храме притчи Иисуса: о дани кесарю, о десяти девах и Страшном суде, о воскресении мертвых и талантах.

  3. Страстная среда посвящена вспоминанию о вечере в Вифании — грешнице, омывшей ноги Христа и совершившей помазание, которое предваряло великие страдания и казнь Иисуса.

  4. Великий четверг — его еще называют Чистым — связан с омовением Христом ног учеников, Тайной вечерей, его молитвой в Гефсиманском саду, поцелуем Иуды, 30 сребрениками и предательством Иуды, которое привело к аресту Иисуса.

  5. Страстная пятница посвящена воспоминаниям о суде Синедриона, бичевании, поругании, увенчании терновым венцом и распятии Иисуса Христа. Крестный путь и Распятие оказывают особенное влияние на христиан. В утреннем богослужении читают Евангелия Святых Страстей Христовых, а на вечернем — выносят плащаницу и поют канон о распятии Господа.

  6. Великая суббота наполнена воспоминанием о сошествии Христа в ад. В этот день освещают пасхальные яйца и другую еду. В Иерусалимском Храме сходит Благодатный огонь.
  7. Заканчивается Страстная неделя Пасхой и великим праздником всех христиан — Воскресением Христовым.

Великий пост, смысл и значение которого прочувствовано человеком глубоко внутри, оказывает на его душу великое очищающее действие. И Пасха превращается в истинное воскресение, возрождение его к новой духовной жизни.

Но происходит это тогда, когда человек не просто следует какому-то общепризнанному канону, внешним правилам, связанным с приемом пищи или религиозными обрядами, но проходит путь к Богу глубоко внутри, в своей душе. Великий пост — это способ духовного возрождения и проверки, а может быть, и обретения истинной веры в её священном божественном значении. Ограничивая себя в еде, пресыщенные благополучием люди получают возможность оценить её истинный вкус и ценность даров Божьих. Уменьшая развлечения, удовольствия, пустые разговоры, люди учатся слушать свою душу, начинают ценить действительно глубокие отношения, лучше понимают себя и окружающих, учатся любить Бога и понимают смысл его великой любви и милосердия к людям.

Источник: http://velikij-post.ru/velikij-post-i-dlya-chego-postitsya/smysl-i-znachenie-velikogo-posta.html

В чем особенности богослужений великого поста?

Понимание службы Великого поста в России

К сожалению, для большинства людей Великий пост связан лишь с некоторыми телесными ограничениями в пище. Чуть более «продвинутые» в православии вспомнят еще о воздержании от праздности и развлечений, сплетен и осуждений. Все это верно.

Но суть и значение поста этим отнюдь не ограничиваются. Недаром ведь святые отцы называли сей благоприятный для человека период «духовной весной». Это невозможно понять, не ощутив всю красоту и значимость постового богослужения.

В статье мы остановимся лишь на некоторых его особенностях, дав повод к самостоятельному, более глубокому ознакомлению.

Почему службы бывают длинные?

Период с первой недели до пятницы шестой включительно называется святой четыредесятницей и насчитывает ровно 40 дней. Седьмая неделя называется Страстной и выделяется отдельно. Первая постовая служба приходится на вечер так называемого «Прощеного воскресенья», поскольку церковный день начинается с вечера.

Церковные службы поста отличаются, в первую очередь, своей продолжительностью. Их цель – настроить человека на покаянный лад, подготовить душу к встрече со Христом Воскресшим. Достигается это путем усиленной молитвы.

Во время вечерней службы Великого поста вместо малого служится великое повечерие. На утрене обычный канон святому заменяют трипеснцы — специальные каноны, состоящие из трех песней. Кроме того, читаются особенные часы, великопостные. На вечерне также звучат паремии (отрывки из Ветхого Завета).

Особое внимание в посту уделяется чтению Псалтыри. Это касается как домашней, так и церковной молитвы. За неделю в храме вся книга прочитывается теперь два раза вместо одного.

Молитва Ефрема Сирина

В дни Великого поста в храме мы часто слышим такую молитву:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Слова этой молитвы принадлежат святому аскету-пустыннику IV века — преподобному Ефрему Сирину.

Она читается в дни поста не только в храме, но и дома вместе с утренним и вечерним правилом. При этом произнесение молитвы сопровождается большим количеством поклонов.

Следует сказать, что обилие поклонов является одной из главных особенностей богослужений данного поста. Поклоны совершаются верующими не только во время молитвы Ефрема Сирина, но и в другие моменты служб. Не распространяется это правило лишь на субботние и воскресные службы.

Покаянный канон Андрея Критского

С понедельника по четверг первой недели святой четыредесятницы по вечерам совершается особая служба с чтением Покаянного канона. Это одно из самых выдающихся произведений церковной гимнографии, написанное преподобным Андреем, архиепископом Критским. В общецерковном употреблении канон был известен уже в X веке.

Почему это произведение получило наименование Великого? Такое название обусловлено не только большим размером (канон делится на четыре полноценные части), но и обилием мыслей, сравнений и аллюзий из Ветхого и Нового Заветов.

Общее настроение творения отражает состояние души, которая горько оплакивает свои грехи. Этот же покаянный настрой передает повторяющийся припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. В четверг пятой недели Великого поста на утрене канон Андрея Критского прочитывается полностью за один раз.

Такая служба получила название «Мариино стояние» в честь памяти преподобной Марии Египетской, которая совершается на этой седмице (неделе). Тогда же в храме читается и житие святой подвижницы, проведшей сорок лет в пустыне. Это богослужение является самой продолжительной из всех церковных служб и длится около пяти часов.

Специфика великопостных Литургий

Еще одной из главных особенностей великопостных служб является то, что в будние дни в храме не служатся полные Литургии. Исключение бывает только на праздник Благовещения, если он выпадает среди недели. С чем связана такая специфика?

Дело в том, что Великий пост подразумевает некоторое ограничение человека в радостных и приятных для него вещах. И это касается не только телесных утеснений, но и душевных. Безусловно, главной духовной радостью для христианина является Евхаристия (причастие), совершаемая во время Божественной Литургии.

Полная Литургия не совершается для того, чтобы мы смогли заново оценить сей дар Бога человеку, успели «изголодаться» по ней. Однако даже здесь для верующих была сделана небольшая уступка. Еще одна особенность постовых богослужений — по средам и пятницам вместо полной совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

Уже по названию можно понять, что на ней люди могут причаститься заранее освященных святых Тела и Крови Христовых, которые обычно заготавливают в воскресенье. Такая Литургия никогда в году больше не служится.

Литургии полным чином совершаются по выходным. Причем по воскресеньям поста, кроме Вербного, служится Литургия Василия Великого. Она совершается всего десять раз в году. От Литургии Иоанна Златоуста отличается более пространным и глубоким содержанием тайных молитв Евхаристии, читаемых священниками в алтаре.

Поминальные службы поста

Три субботы Великого поста подряд, начиная со второй, называются родительскими поминальными субботами. В эти дни служится заупокойная Литургия Иоанна Златоуста и Великая панихида. Накануне в пятницу совершается парастас (заупокойное вечернее богослужение со чтением 17-ой кафизмы).

Это дни сугубого поминовения умерших. Такие службы мотивированы тем, что в будние дни поста не положено церковное поминание усопших, поскольку не совершается полная Божественная Литургия. Чтобы не лишить наших родных молитвы о них Церкви в эти дни, были установлены родительские поминальные субботы.

Воскресные пассии

В дни святой четыредесятницы совершается еще одно исключительное богослужение — пассия. Она служится в четыре воскресенья, со второго по пятое, в дни поста. Пассия пришла к нам оттуда же, откуда и черное облачение священства — с Запада. С латинского «пассия» переводится как «страдание».

Этой службы нет в церковном уставе, поэтому ее содержание может варьироваться в разных храмах. До нас последование пассии дошло в том виде, в котором оно было составлено в середине XVII митрополитом Петром (Могилой). По сути, данное богослужение является вечерней службой Великого поста на понедельник. При этом служится акафист Кресту или Страстям Господним.

Обязательная часть — чтение отрывка одного из Евангелий о Страстях Христовых. Отсюда и количество пассий в году — по числу четырех евангелистов. После службы обязательно произносится проповедь, к которой тщательно готовится духовенство.

Крестопоклонная неделя

Среди других особенностей богослужений нельзя не упомянуть о третьем воскресенье данного поста. На всенощном бдении сего дня верующим выносится Крест для поклонения. При этом поется песнопение:

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим.

Конец третьей недели знаменует середину Великого Поста, половина пути пройдена. Крест выносится верующим для укрепления сил постящихся, чтобы легче было пройти остаток пути. Кроме того, эта традиция имеет свои корни в Византии.

Как известно, раньше крещение там принимали исключительно в Великую Субботу, перед Пасхой. Для подкрепления сил катехуменов (готовящихся ко крещению) в середине поста как раз и выносился Крест. Он остается в храме вплоть до пятницы, посему четвертая седмица называется еще «крестопоклонной».

«Похвала Пресвятой Богородицы»

Совершенно отдельно от всех служб стоит так называемая «Суббота акафиста», или «Похвала Пресвятой Богородицы». Она совершается на пятой седмице святой четыредесятницы. На утрене читается акафист Богородице «Радуйся, Невесто невестная».

Это первый и единственный, положенный уставом Церкви, акафист. Он был написан в честь защиты Пресвятой Богородицей Константинополя от нашествия иноплеменников в 626 году.

Для совершения службы священники в этот день выходят на середину храма. Акафист читается по частям, за четыре раза.

После каждой части поется кондак (небольшое песнопение) «Взбранной Воеводе» и кадится храм.

По своей нетипичной для поста праздничности «Суббота Акафиста» схожа с Благовещением. И только в честь Пресвятой Богородицы делаются в Великий пост два таких больших исключения.

Как видим, постовые службы имеют огромную смысловую нагрузку и разнообразие. На последней, Страстной неделе они еще более духовно насыщены. Об этом следует говорить отдельно. Однако есть смысл по возможности не пропустить ни одного из важнейших богослужений в посту, ведь больше они в этом году не повторятся.

Источник: http://megapoisk.com/osobennosti-bogosluzhenij-velikogo-posta

Какие службы нужно посетить в Великий пост в 2019 году?

Понимание службы Великого поста в России

Богослужение Великого поста, с печальными напевами, продолжительным чтением Псалтири и Евангелия, множеством земных поклонов сильно отличается от привычных служб в годовом богослужебном круге.

Службы Великого поста настраивают душу на покаянный лад и придают смысл ограничениям в еде.

Без молитвы и богослужения Пост ничем не отличается от диеты, поэтому необходимо знать, какие службы Великого Поста самые главные и не пропускать их.

Богослужения Великого Поста можно представить как ступеньки лестницы, ведущей к Пасхе, Воскресению Христа, начинается это восхождение в первые дни Поста чтением Великого покаянного канона Андрея Критского.

Канон Андрея Критского когда читается в 2019 году?

Канон Андрея Критского — выдающееся богословское произведение, содержит в себе примеры как грехопадений, так и покаяния из Ветхого и Нового Завета, это предстояние перед Богом и беседа человека со своей душой. Слова канона помогают человеческой душе проснуться и воспрянуть от греховного сна, увидеть себя со стороны.

В начале поста покаянный канон делится на четыре части и читается на вечернем богослужении с понедельника по четверг. Традиционно в эти дни соблюдается самый строгий пост вплоть до полного голодания в первые два-три дня поста.

В 2019 году чтение Великого канона начнется в понедельник, 11 марта и закончится в четверг, 14 марта.

Во многих храмах вечерняя служба в эти дни начнется на час позже, чтобы работающие люди могли успеть на богослужение, в нашем городе начало служб — с 18 часов, но лучше узнать расписание в своем храме.

Второй раз Великий канон будет прочтен на службе, которая называется Стояние Марии Египетской, на 5 седмице Великого Поста.

Утром по средам и пятницам Великого поста совершается литургия Преждеосвященных Даров. В пост, как время особого покаяния, ограничивается даже такое духовное утешение для верующих как Причастие Святых Тайн, поэтому в будние дни поста не служат литургию Иоанна Златоуста.

Для больных и тех, кто не в силах дождаться субботы и воскресенья, совершают литургию Преждеосвященных Даров, из названия которой понятно, что в конце литургии верующих причащают Дарами, освященными ранее, в предыдущее воскресенье.

В эти дни не могут причащаться маленькие дети, и родителям следует учесть этот момент.

Во время поста нужно постараться посетить литургию Преждеосвященных Даров, это очень красивая служба, с прекрасными духовными песнопениями, которые переворачивают душу. В некоторых храмах Москвы литургию преждеосвященных Даров служат вечером, в таком случае готовящимся к Святому Причащению следует воздерживаться от воды и еды весь день или минимум шесть часов до начала службы.

В пятницу вечером 15 марта и в субботу утром 16 марта совершается служба, посвященная воспоминанию чуда, совершенного великомучеником Феодором Тироном. В 355 году н.э.

император Юлиан Отступник, чтобы осквернить христианский Великий пост, приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все продукты, продаваемые на рынках.

Святой мученик в видении явился константинопольскому архиепископу и предупредил, чтобы христиане ничего не покупали на рынках, посоветовав питаться в эти дни вареной пшеницей с медом.

В праздник великомученика Феодора Тирона во всех храмах благословляется кутья и раздается верующим.

Торжество Православия какого числа в 2019 году? История праздника

Первая седмица Великого поста завершается праздником Торжества Православия, который установлен в честь восстановления почитания святых икон после эпохи иконоборчества.

Человек может познать истину не только через Слово, Священное Писание, но и образ, в этом полнота божественного откровения, поэтому и Христос, и Богородица благословили почитание своих икон. На Седьмом Вселенском соборе было определено, каким образом почитание святых икон отличается от поклонения истинному Богу, Первообразу, изображенному на иконах.

Честь, воздаваемая иконе, относится к Первообразу, самому Богу, кроме того, святые иконы являются свидетельством истинности воплощения Христа и напоминают об этом и в наши дни.

3 марта 843 года царицей Феодорой был низложен иконоборческий патриарх и восстановлены решения VII Вселенского собора об иконопочитании, в память об этом событии установлен праздник Торжества Православия, который празднуется в первое воскресенье Великого Поста, в 2019 году — 17 марта.

Вечером 21 марта и в пятницу утром 22 марта — особенный праздник, который всегда выпадает на Великий пост, посвящен сорока Севастийским мученикам, пострадавшим за Христа в IV веке. На вечернем богослужении 21 марта совершается помазание освященным маслом.

Во вторую неделю Великого Поста, 24 марта — праздник святителя Григория Паламы. Этот воскресный день связан с предыдущим, праздником торжества Православия. Признание возможности почитания образа Божия приводит к пониманию важности раскрытия образа Божия в человеке.

Учение Григория Паламы о нетварных энергиях и Фаворском свете говорит о возможности достижения святости человеком. Цель христианской жизни — стяжание Святого Духа, а пост, молитва, добрые дела — только средства для достижения этой цели.

В какие дни родительские субботы в Великий пост 2019?

В Великий пост 2019 года, начиная со второй седмицы, две субботы подряд будет совершаться поминовение усопших. Поминальные службы пройдут накануне вечером по пятницам, и в субботу утром.

23 марта — первая родительская суббота

30 марта — вторая родительская суббота

Третьей родительской субботы не будет. так как этот день совпал с предпразднством Благовещения.

Дни особого поминовения установлены в Великий пост, поскольку в дни поста литургия совершается реже, и соответственно реже молятся о упокоении усопших.

В эти дни необходимо посетить храм, подать записки на литургию с именами ушедших от нас близких людей.

Многие верующие приносят в храм в родительские субботы продукты для освящения на панихиде, часть продуктов можно оставить в храме как милостыню для раздачи нуждающимся.

Родительская суббота 30 марта совпадает с праздником преподобного Алексия, человека Божия.

Неделя Крестопоклонная какого числа в 2019 году?

Третья неделя Великого поста, 31 марта, Крестопоклонная. Древний праздник возвращения Животворящего Креста, захваченного персами в VII веке, в Иерусалим постепенно стал общецерковным. К третьему воскресенью, середине поста многие постящиеся с достаточной строгостью начинают переживать усталость и упадок сил.

В это время нужно вспомнить евангельские слова «…Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за мной». Трудности и страдания, переживаемые людьми, имеют смысл только при одном условии — принятии Креста Христова, Его жертвы и воскресения.

Об этом церковь напоминает верующим в праздник, посвященный Честному Кресту как орудию спасения людей и символу победы Христа над смертью.

В субботу 30 марта, на всенощном бдении в центр храма из алтаря будет вынесен Крест для поклонения и все верующие услышат главное песнопение праздника:

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим

Это песнопение можно услышать в храме не только в третье воскресенье поста, но и всю последующую седмицу. Крестопоклонная седмица продлится до субботы 6 апреля.

Четвертая неделя, четвертое воскресенье Великого Поста, 7 апреля, посвященное преподобному Иоанну Лествичнику, в 2019 году совпадает с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы.

Преподобный Иоанн, автор известного аскетического произведения «Лествица» напоминает нам о важности покаяния в духовной жизни. Покаяние — это возвращение к Богу и примирение с Ним, очищение совести и обещание изменить свою жизнь по Евангелию, обретение мира в сердце с собой и со всеми.

Примирение человечества с Богом стало возможно благодаря пречистой Деве Марии, которая когда-то, много веков назад, в ответ на ангельское приветствие произнесла: «Я раба Господня, да будет мне по слову твоему». Это день исполнения пророчества о пришествии Сына Божия в мир и начало Нового Завета с Богом. Название праздника происходит от «благая весть», именно так дословно переводится с греческого «Евангелие».

Четверг пятой седмицы Великого Поста — день, которого ждут все верующие, Стояние святой Марии Египетской. В среду, 10 марта, на вечерней службе второй раз в 2019 году полностью будет прочитан Великий покаянный канон Андрея Критского вместе житием преподобной Марии.

Суббота Акафиста, Похвала Пресвятой Богородицы когда в 2019 году?

Суббота пятой седмицы Великого поста, 13 апреля, называется субботой Акафиста, в этот день совершается Похвала Пресвятой Богородицы.

Как известно, в Великий Пост не благословляют читать акафисты, поскольку молитвенные гимны с припевами, начинающимися со слов «Радуйся…», не соответствуют покаянному духу Великого Поста.

Первый день, и можно сказать, единственный, когда можно читать акафисты — это праздник Похвала Пресвятой Богородицы, накануне этого дня, в пятницу вечером 12 апреля, во всех храмах прочитают акафист Божией Матери.

Пятая неделя Великого поста в 2019 году будет 14 апреля, этот день также посвящен великой подвижнице, преподобной Марии Египетской.

В юности она вела распутную жизнь и однажды поехала на Святую Землю вместе с паломниками, даже во время паломничества не переставая предаваться греху. Когда в Иерусалиме Мария попыталась войти в храм Воскресения Христова, то почувствовала, как невидимая сила не пускает ее к Гробу Господню.

В душе Марии  произошел переворот, и она дала обет Божией Матери уйти в пустыню, за Иордан, и провести всю жизнь в покаянии. Когда через 46 лет ее встретил подвижник Зосима, преподобная до глубины души поразила его строгостью своей жизни, превосходящей монашескую.

Жизненный путь Марии после ухода из мира является образцом покаяния для всех христиан, поэтому житие именно этой святой читают во время Великого поста на богослужении.

С понедельника, 15 апреля, начинается седмица ваий, это последняя седмица святой Четыредесятницы (сорока дней поста). В пятницу 19 апреля закончится Четыредесятница, а в субботу, 20 апреля церковь празднует воскрешение праведного Лазаря, и 21 апреля, в воскресенье — Вход Господень в Иерусалим.

22 апреля начинается Страстная седмица, которая продлится до Великой субботы, 27 апреля. О службах Страстной седмицы можно прочитать в этой статье.

Пасха Господня, светлое Христово Воскресенье, в 2019 году будет 28 апреля.

Для тех, кто не может посетить богослужение в храме лично, на сайте храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, проводится трансляция богослужений онлайн.

Источник: https://interotvet.ru/kakie-sluzhby-nuzhno-posetit-v-velikiy-post-v-2019-godu.html

10 правил Великого поста

Понимание службы Великого поста в России

Велик соблазн впасть в уныние: «Как же я проживу без вкусной еды! Теперь никаких развлечений! Какие долгие службы!» – тогда как причин для уныния нет. Долгие службы — это и высокие образцы средневековой духовной поэзии, и философские размышления о месте человека в вечности, и ощущение единства с другими молящимися, и общение с Самим Богом.

Не реже, а то и чаще, встречается обратная сторона великопостного уныния: «Я не могу поститься по уставу. Я пропускаю службы. Я отвлекаюсь на мирскую суету».

Банально, но от того не менее справедливо: помните, что Богу нужны не желудок и ноги, а сердце, Он видит в душе человеческой искреннее стремление послужить Ему, видит и немощи.

Вот это постоянное памятование о Боге — и будет нашей непрестанной радостью о Нем.

Молитве стоит уделить чуть больше времени, чем получается обычно. Больше внимания на службах — иногда стоит взять с собой книгу с текстами богослужения. Тщательнее исполнять молитвенное правило — выйти из-за компьютера на полчаса раньше и прочитать вечерние молитвы. Прибавить молитву преподобного Ефрема Сирина. В дороге послушать или почитать Псалтирь.

С многочисленными великопостными искушениями полезно бороться молитвой: на раздражение, гнев, уныние самому себе отвечать краткой молитвой Иисусовой.

В монастырях и во многих приходских храмах в больших городах Великим постом богослужения совершаются каждый день утром и вечером. Стоит перед или после работы зайти хотя бы на часть службы — это настраивает на совершенно отличный от окружающей действительности лад.

Есть богослужения, ради которых не грех и отпроситься с работы пораньше. Таковы — Великий канон Андрея Критского в первые четыре дня Великого поста, Мариино Стояниевечером в среду пятой седмицы, акафист Божией Матери вечером в пятницу, службы Страстной седмицы…

Хотя бы один раз в течение поста хорошо посетить Литургию Преждеосвященных Даров— между прочим, в некоторых храмах ее иногда совершают по вечерам (например, в Сретенском монастыре несколько раз за пост Преждеосвященная начинается в 18.00).

Общеизвестно: пост нужен не Богу, а нам. Великий пост состоит из двух частей: Четыредесятницы и Страстной седмицы. Первая — время покаяния, вторая — время очищения, подготовки к Пасхе.

Не зря Церковь дважды за Четыредесятницу предлагает нам чтение канона Андрея Критского. Не зря каждую великопостную субботу за Всенощным бдением мы слышим песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Не зря за три недели до поста Церковь призывает к покаянию: притчей о мытаре и фарисее, притчей о блудном сыне, напоминанием о Страшном суде и изгнании Адама из рая.

Именно для покаяния нам и нужно время Четыредесятницы. Если не собираешься каяться, не стоит начинать и поститься — напрасная трата здоровья.

Ни о каком самочинном посте по уставу или даже близко к уставу не может идти и речи, если имеются болезни, связанные с желудком или обменом веществ. В современных условиях даже монастыри в редких случаях постятся с сухоядением — не осудит Господь и работающего человека, не блещущего здоровьем.

(Стоит вспомнить, что Великим постом в храмах совершается таинство Соборования — помазание специально освященным маслом с молитвой об исцелении болящих.)

Никоим образом не приблизит к Богу язва желудка, а может и существенно отдалить — крайне тонка грань между искренним стремлением к послушанию церковному уставу, не щадя живота своего, и гордостью за свое усердие.

«Тщеславие пощением» опасно своей очевидностью и рука об руку идут с осуждением. Брат вкушает рыбу на первой седмице Великого поста, тогда как ты сидишь на хлебе и воде? Не твое дело.

Пьет молоко, а ты даже сахар в чай не кладешь? Ты не знаешь особенностей работы его организма (кстати, в семинариях часто студентам дают молочные продукты).

Съел сосиску и на следующий день пошел причащаться, тогда как ты начал евхаристический пост еще до Всенощного бдения? Это дело его и допустившего его к таинству священника.

«Тщеславие непощением» – более тонкая страсть. В наше время существует такой персонаж, как мытарь, гордящийся тем, что он не фарисей. И тут уже возникает другая тенденция: он не ест растительного масла — а зато я дома кладу сто земных поклонов перед сном! Он не употребляет никакого алкоголя — а зато я каюсь каждые выходные!

Поэтому хочется повторить призыв воспитателей в детском саду: «Смотри к себе в тарелку!»

Вегетарианцы никогда животной пищи не едят — к Богу их это ни приближает, ни удаляет, в точности в соответствии со словами апостола.

Продолжение известной цитаты: «но всяким словом Божиим», – идеально подходит к великопостному периоду, когда чтению Библии — слова Божьего — уделяется особенное внимание.

За Великий пост принято прочитывать целиком Евангелие. Также в этот период в храмах ежедневно читается Ветхий завет.

Небесполезно будет почитать Святых Отцов – «Лествицу», Избранное Добротолюбие, толкования на Евангелие…

Сосредоточение на собственном духовном состоянии не должно превращаться в равнодушие к окружающим. Пост должен идти на пользу воспитанию в себе обеих добродетелей: любовь к Богу и любовь к ближним.

Святитель Иоанн Златоуст призывал тратить сэкономленные на постной трапезе средства на помощь бедным. Несколько дней пообедав в столовой гарниром без котлеты, можно купить перчатки мерзнущему нищему или развивающую игру в детский дом.

Совсем не обязательно во время поста прерывать общение с людьми, которым оно может пригодиться, — беременной подругой, болеющей соседкой, одиноким родственником. Беседа с ними за чашкой чая — это не развлечение, а помощь ближнему.

«Давай встретимся в пятницу после работы в кафе!» – предлагает подруга, и вот ты уже вместе с ней заказываешь пирожное — нельзя же обижать!

«Приходи в гости в субботу вечером!» – зовут соседи, и ты пропускаешь службу, вместо того чтобы извиниться и перенести встречу на более позднее время или воскресенье.

«Съешь кусочек курицы, а то я обижусь!» – откровенно капризничает родственница, и тут можно даже почтением к старшим прикрыться, только это будет лукавство: нежелание идти на конфликт далеко не всегда связано с любовью к ближнему.

Чтобы освободиться от греха человекоугодия, можно вспомнить совет, данный старцем Паисием Святогорцем: мы должны скрывать наши личные посты, чтобы не поститься напоказ, но пост общецерковный — это стояние в вере. Мы должны не только сами уважать ближних, но и стремиться, чтобы нас и нашу веру уважали.

Чаще всего люди понимают вежливые объяснения и входят в положение. А еще чаще оказывается, что наши мудреные толкования — надуманы. Подругу в кофейне совсем не смущает наша пустая чашечка эспрессо, соседи будут рады встрече и после службы, а родственница с удовольствием угостит постящегося гостя картошкой с грибами.

Великий пост — время сосредоточенного ожидания Светлого Христова Воскресения.

Ожидания деятельного: вместе с Господом мы попытаемся пройти сорок дней поста, вместе с Господом подойдем к гробнице Лазаря, вместе с Господом войдем во Иерусалим, будем слушать Его в Храме, причастимся вместе с Апостолами на Его Тайной Вечере, пройдем за Ним Крестным путем, с Божией Матерью и любимым Христовым апостолом Иоанном будем скорбеть на Голгофе…

Наконец, вместе с мироносицами мы придем к открытому Гробу и вновь, и вновь переживем радость: Его здесь нет. Христос Воскресе!

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Источник: https://kazanskii-hram.church.ua/2018/02/20/10-pravil-velikogo-posta/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.