Православная икона Рождество Христово.

Содержание
  1. Икона «Рождество Христово»
  2. История иконы «Рождество Христово»
  3. Описание иконы
  4. Где находится икона «Рождество Христово»
  5. В чем помогает икона
  6. Молитва перед иконой «Рождество Христово»
  7. Дата празднования образа
  8. Икона Рождество Христово
  9. История создания образа
  10. Описание иконы
  11. Дополнительные сюжеты иконы
  12. Значение иконы
  13. Икона
  14. Коротко о жизни и творчестве Андрея Рублева
  15. Икона Рождества Христова: описание и дата создания
  16. Композиция и цвета иконы
  17. История иконы
  18. Иконография события
  19. Иконы праздничного ряда
  20. Рождество Христово в творчестве других художников
  21. Вифлеем, храм Рождества Христова: иконы
  22. святыня
  23. Икона Рождество Христово — описание, значение, в чем помогает
  24. Когда родился Христос?
  25. Развитие иконографии
  26. Фреска Андрея Рублева
  27. В чем помогает святой образ
  28. Что нужно знать про икону Рождество Христово
  29. Икона Рождества Христова | Мария Магдалина
  30. Установление праздника
  31. Духовный смысл праздника
  32. Иконография
  33. Икона «Рождество Христово»: значение, в чем помогает
  34. Описание иконы и изображенных на ней фигур
  35. В чем помогает икона рождество христово
  36. Празднование
  37. Молитва иконе
  38. 📺 Видео

Видео:ЧТО ТАИТ В СЕБЕ ИКОНА РОЖДЕСТВА? Игумен Лука (Степанов). Иконография Рождества Христова. ТолкованиеСкачать

ЧТО ТАИТ В СЕБЕ ИКОНА РОЖДЕСТВА? Игумен Лука (Степанов). Иконография Рождества Христова. Толкование

Икона «Рождество Христово»

Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников. Икона, посвященная этому событию, обладает невероятной силой и способна помочь в любых жизненных трудностях.

Икона «Рождество Христово» рассказывает нам о прекрасных событиях, которые произошли много лет назад. Праздник Рождества всегда был наиболее значимым для христиан, ведь с того момента, как на свет появился Спаситель, Сын Божий, началась новая эра, а христианская вера приобрела особый смыл.

История иконы «Рождество Христово»

Рождение Иисуса Христа полностью перевернуло религиозный мир. С этого момента жизнь многих людей значительно изменилась. Считается, что родился наш Спаситель 7 января.

Такую версию выдвинул некий монах, который занимался созданием юлианского календаря.

Когда многие страны приняли решение перейти на отсчет дней по григорианскому календарю, праздник официально стали отмечать 25 декабря, но православная церковь продолжила следовать традициям, и поэтому мы до сих пор отмечаем это событие по старому стилю.

Считается, что именно известный иконописец Андрей Рублев стал автором удивительной иконы «Рождество Христово». В 1960 году божественный образ оказался под угрозой и долго находился в разрушенном храме. Спасителем иконы стал директор Нижегородского музея, который вывез ее и сохранил до наших времен.

Описание иконы

Образ «Рождество Христово» выполнен в зеленных, желтых и белых тонах. Благодаря такой цветовой гамме изображение выглядит ярким, но в то же время естественным.

Центральное место на иконе занимает Пресвятая Богородица, одетая в красную ризу. Она лежит, опираясь на руку, а позади нее находится Младенец. Таким образом Андрей Рублев изобразил Деву Марию как главного персонажа.

Сверху автор изобразил ясли, которые находятся рядом с ложем Божией Матери. Помимо Богоматери и Сына Божьего, на иконе изображены и другие герои евангельских писаний. Справа от Младенца находятся два Ангела, которые прославляют новорожденного Иисуса Христа. Снизу изображены две служанки, которые упоминались в сцене купания Младенца.

Икона «Рождество Христово» будет понятна не только православным верующим, но и всем людям, которые знакомы с Евангелием. Перед ней вы можете помолиться Святым и попросить их о помощи в любой безвыходной ситуации.

Где находится икона «Рождество Христово»

Икону «Рождество Христово» может приобрести любой желающий. Каждый день носите ее с собой, и она станет вашим оберегом. Также вы имеете возможность воочию увидеть божественный образ. Сделать это можно в Благовещенском соборе Кремля, который расположен на Соборной площади Московского Кремля.

В чем помогает икона

Несмотря на то, что на иконе «Рождество Христово» вы можете увидеть множество персонажей, в первую очередь это праздник Бога, а как вы знаете, Небесный Царь может все. Вы можете обратиться к Господу с душевными переживаниями, тяжелыми недугами и даже неизлечимыми болезнями.

Молитва перед иконой поможет вам избавиться от финансовых трудностей и безработицы, а также от проблем, которым, казалось бы, нет решения.

Молитва перед иконой «Рождество Христово»

«Господи Боже, славься тот день, когда случилось Рождение Твое! Обращаемся мы, грешные, к Тебе за помощью и просим избавить нас от трудностей и проблем повседневных. Услышь молитвы наши и помоги нам обрести душевный покой, мир и гармонию. Явись же к нам да помоги нам, к Тебе, Великому Спасителю, обращающимся. Аминь».

Дата празднования образа

Дата празднования иконы приходится на Великий праздник Рождества Христова. В этот день вы сможете посетить богослужение и послушать божественные литургии. Именно 7 января любая искренняя молитвенная просьба, произнесенная вами, будет услышана.

https://www.youtube.com/watch?v=80tghNbIOZI

Рождество Христово — в первую очередь религиозный праздник, и подобное событие нельзя представить без молитвенных обращений. Чтобы Господь Бог услышал вашу просьбу, обратитесь к нему с помощью рождественских молитв. Пусть ваша вера всегда будет искренней,и не забывайте нажимать на кнопки и

Икона «Христос Пантократор» — старейший образ Христа, который имеет чудодейственную силу, исцеляет и помогает верующим.

В православии есть множество икон, причем большинство из них посвящены Богородице и Иисусу Христу, изображенному …

Существует множество икон в православии, которые посвящены различным событиям, праздникам. Одной из них является «Богоявление». …

До наших дней дошло огромное количество святых икон, которые описывают различные библейские события и празднества. …

Видео:Икона Рождества Христова.Скачать

Икона Рождества Христова.

Икона Рождество Христово

Святой образ преисполнен чувствами ликования и духовной радости, он стал значимым не только для верующих, но и для исследователей и различных художественных выставок.

Два тысячелетия иконописцы создают фрески и иконы, на которых демонстрируется Младенец в яслях, Пречистая Богородица, её супруг Иосиф и животные рядом с ними.

Образ под названием «Рождество Христово» ведает о великих событиях, произошедших множество столетий назад.

История создания образа

Праздник появления на свет Мессии символизирует начало новой эры в истории христианской религии.

Торжество считается двунадесятым (одним из 12 важнейших) и отмечается 7 января, ему предшествует Рождественский пост. Первые упоминания о празднестве относятся к IV столетию, появление его связано со стремлением Церкви искоренить языческий культ, в котором поклонялись Солнцу. Православные в день 7 января встречают друг друга фразой: «Христос родился!», а в ответ слышат — «Славим Его!».

Икона «Рождество Христово», автор Андрей Рублёв

Священный рождественский образ создан А. Рублевым, он считается художественным произведением и вызывает духовный восторг у истинных христиан.

Согласно сведениям истории, написание иконы относится ко времени «средней античности» (начало XV столетия). Основным материалом полотна выступила липа.

Оригинальный рождественский образ сохранился в отчасти целостном состоянии.

Описание иконы

Рождественская икона, созданная А. Рублевым, считает великим произведением искусства и придает верующим духовных сил. Полотно разделено на несколько сюжетных линий, каждая из которых символизирует какую-то определенную тему.

  • На общем фоне наблюдатель заметит синтез нескольких оттенков: зеленого, белого цвета и желтого. Подобное сочетание позволило художественному произведению стать ярким и натуральным, а контуры главных персонажей обрели достаточную правдоподобность.
  • В центре сюжета — Пречистая Богоматерь, опирающаяся на правое предплечье, руками она придерживает Младенца Христа. По задумке автора Богородица — ключевая фигура в событии появления Мессии на свет.
  • В верхней части произведения изображены святые ангелы, собравшиеся здесь, чтобы прославить новорожденного Младенца и возвестить о новой эре в истории христианской религии. Первый небесный посланник одет в красные одежды, руки он держит в складках одеяния, — это символ смирения. Ангел располагается ближе к свету, идущему от Господа, другой, одетый в ярко-зеленое, разговаривает с ним. Третий небесный посланник облачен в багряное, он благовествует простодушным пастухам о том, что Мессия пришел на землю.
  • Снизу полотна демонстрируются две служанки, участвующие в ритуале купания Христа. Одна держит новорожденного Христа на руках, а другая льет воду в купель. Этот эпизод демонстрирует безостановочность жизненного пути. Икона создана таким способом, что Младенец находится сразу в двух местах: в колыбели и на руках одной из служанок. Этот художественный прием говорит о несостоятельности понятия «время».

На заметку! В Священном Писании описан сюжет явления Гавриила Деве Марии. Архангел сообщил будущей Богородице весть о том, что она забеременела Христом. Дева чрезвычайно удивилась этому, потому что никогда «не знала мужа». Гавриил пояснил: новорожденный придет ради спасения человечества.

Дополнительные сюжеты иконы

Около яслей наблюдатель может заметить головы священных животных — осла и вола. Они являются символами объединения людей разных национальностей, которые вскоре получат спасение от Мессии.

  • Поместив животных на полотно, А. Рублев подчеркнул, что в самом городе Вифлееме не нашлось места для Младенца. Вол символически подразумевает еврейскую нацию, которая с давних времен ожидала появление Спасителя, осел — олицетворение языческого мира. Два противоположных мировоззрения встретились в Вифлеемской пещере, — происхождение не имеет значения, важно то, что все обратились к Господу.
  • Вверху полотна находятся три мудреца, которых еще называют волхвами. Эти люди проделали далеких путь за Вифлеемской звездой, с собой они несли великие подаяния (ладан, золото и благовония), олицетворяющие Бога, царя и предсмертное состояние. Волхвы разнятся в возрасте, это подразумевает то, что к спасению души приходят во всякое время.
  • Слева на полотне находится Иосиф-Обручник, который был покровителем Пречистой Девы. Мужчина изображен сидящим, он принял решение тайно отпустить Марию, потому что в еврейской традиции от женщины, совершившей прелюбодеяние, мужья отказывались. Однако Иосифу во сне явился небесный ангел и разрешил все его сомнения на этот счет, оповестив, что Младенец — от Духа Святого.
  • Один из пастухов, общающийся с Обручником, изображен в одежде из шкур, — подобное одеяние носили самые нищие люди. Два других пастыря опираются на посохи и слушают вести о появлении Младенца на свет. Рядом с ними автор изображает животных, это означает, что всякая тварь радуется этому великому событию. Еврейские пастухи круглосуточно пасли овец, которых в свое время приносили в жертву в храмах. Эти пастыри жили простой, добродетельной жизнью и больше других ждали прихода Мессии.

Икона «Рождество Христово» из Благовещенского собора Московского Кремля

Значение иконы

Молитва перед рождественской иконой избавляет человека от финансовых проблем и безработицы, а также помогает исцелиться от различных болезней и душевных переживаний. В самом прошении восхваляется день появления Христа на свет, православный народ обращается к Господу за помощью и желает обрести мир и гармонию.

Важно! Каждый обязан понять, взирая на икону, что Господь всемогущ, а Его Сын отдал жизнь ради всех остальных. Необходимо мысленно пройти путь от пещеры до Голгофы вместе со Спасителем и осознать связь между человеком и Богом.

Слово «Вифлеем» переводится с иврита как «дом хлеба», этот город не являлся крупным населенным пунктом, но стал свидетелем грандиозного религиозного события.

Древние христиане построили над пещерой Рождества Христова небольшую церковь, которая устояла перед набегами персов, увидевших на фресках своих предков и отступивших в страхе.

https://www.youtube.com/watch?v=XueBVhkkeLk

В этом соборе хранится икона Вифлеемской Богородицы.

Христиане обращаются к иконе, чтобы исцелиться от болезней и перебороть финансовые неприятности.

Икона Рождества Христова

Янв 17, 2019 13:44Администратор

Видео:Икона Рождества - радость всей вселеннойСкачать

Икона Рождества - радость всей вселенной

Икона

Андрей Рублев – основоположник московской школы живописи, художник, автор фресок и икон, в том числе всемирно известной работы «Рождество Христово».

Сведений о его жизни истории известно немного. Имя Андрей дано ему при монашеском постриге. Мирское имя иконописца историкам неизвестно. По немногочисленным уцелевшим сведениям современников, Рублев был скромным, смиренным, тихим человеком.

Происходил он из семьи иконописцев. Вся жизнь его была посвящена монашескому служению. Известность к нему как к живописцу пришла довольно рано.

Коротко о жизни и творчестве Андрея Рублева

Некоторые источники утверждают, что он родился в Московском княжестве, некоторые называют местом его рождения Великий Новгород. Приблизительной датой рождения считается 1380 год.

Год его кончины и место захоронения известны доподлинно. В 1428 году живописец похоронен в Спасо-Андрониковом монастыре, где в настоящее время открыт музей его имени.

Относительно развернутые данные о его жизни и работе появились в 1918 году, когда в ходе реставрации Успенского собора во Владимире были расчищены его фрески и обнаружены иконы Звенигородского чина.

Самой яркой композицией из фресок Рублева считается «Страшный суд». Сумрачная сцена представлена живописцем как торжество высшей справедливости и носит не мрачный, а, скорее, праздничный характер.

Раннее творчество Рублева характеризуется теплой эмоциональной окраской. Работы, написанные в этот период, пропитаны благоговейной радостью и духовной красотой. Одной из самых знаменитых считается икона «РождествоХристово».

Более поздний период жизни Рублева связан с началом междоусобных воин на Руси, повлекших разрушение моральных идеалов. Внутренняя гармония автора не находила поддержки извне, что явственно отразилось на творчестве этого времени. Образы и краски становятся мрачнее.

С 1425-го по 1427 год Андрей Рублев в союзе с Даниилом Черным создал иконостас Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре.

До наших времен сохранилась лишь малая часть работ мастера. Его авторству принадлежат «Живоначальная троица», «Сошествие во ад», «Благовещенье», «Вознесение», «Сретение».

Икона Рождества Христова: описание и дата создания

Икона написана на липовой доске. Временем ее завершения считается 1405 год. До наших дней икона сохранилась в среднем состоянии. В левом нижнем углу, в месте скрепления досок, наложен новый слой левкаса в виде продолговатого пятна. Внизу справа также имеются две вставки.

Прежний левкас частично утрачен по всему периметру иконы. Киноварная окантовка сохранилась только в верхней части. На поле иконы, в области головы младенца Иисуса, видны повреждения от гвоздей, скрытые воском и левкасом.

Мелкие латки заметны также на лице Богоматери, мафории и хитоне.

На лицевом поле иконы, от верхнего до нижнего края, проходит трещина. Еще одна имеется в слое левкаса, в центральной области композиции. Время сильно истончило и во многих местах разрушило красочный слой иконы.

Золото, которым были окрашены нимбы, крылья ангелов, части одежды и купель, практически полностью утрачено. Лики святых и пробелы в одеяниях сохранились слабо. В наиболее целостном виде — лики пастухов и Самомии.

Композиция и цвета иконы

Икона «Рождество Христово» выполнена в зеленовато-желтоватых, белых, прозрачно-оливковых тонах. Благодаря такому подбору цветов и теней весь образ кажется воздушным и невещественным.

https://www.youtube.com/watch?v=CPiZsL7XghE

В центре композиции изображена лежащая на киноварном ложе Божья Матерь, облаченная в темно-красную ризу (мафорий). Она полулежит, опершись на руку, отвернувшись от младенца. За ее спиною четко вырисовывается черный фон пещеры, где и произошло Рождество Христово. Икона Андрея Рублева образ Марии представляет доминирующим над остальными фигурами в композиции.

Сверху изображены ясли, вплотную примыкающие к ложу Богоматери.

Новорожденный Христос окутан в белую пелену, перевязанную киноварным свивальником, который указывает на то, что именно этот младенец – Мессия.

Икона «Рождество Христово», значение и ее смысл будут, несомненно, понятны и близки не только верующим, но и людям, так или иначе знакомым с историей происхождения этого православного праздника.

В правой верхней части показаны два ангела, прославляющих рождение Христа, с противоположной стороны, также сверху, — трое волхвов на лошадях. В нижнем поле справа изображена сцена купания младенца Иисуса двумя служанками. В настоящее время икона «Рождество Христово» находится в Благовещенском соборе Кремля, где увидеть ее может каждый желающий.

История иконы

Икона была спасена от уничтожения в 1960 году. Директор Нижегородского областного музея вывез ее из разрушенного храма, сохранив таким образом до наших дней. Из Нижнего Новгорода шедевр тайно вывезли в Москву. Однако столичные реставраторы не сразу смогли распознать истинный сюжет – Рождество Христово. Икона Андрея Рублевабыла скрыта под красочным слоем 19-го века.

Иконография события

Рождение Иисуса Христа – величайший праздник для христиан всего мира во все времена. Это событие ознаменовано появлением на свет Спасителя. Однако православные мастера, соблюдая традиции, добавляли в свои работы определенные подробности, придающие им больше живости и теплоты.

Поклонение волхвов, омовение младенца, славословящие ангелы дополняют запечатленное событие. Работа Андрея Рублева является неповторимым образцом православной иконографии рождения Христа. Ликованием и радостью наполнены не только религиозные ритуалы, посвященные этому дню, но и иконы Рождества Христова.

Православные образы этого праздника основаны на правилах византийского письма, для которого характерны строгое следование канонам и точная догматичность.

Иконы праздничного ряда

Творения великого иконописца по праву занимают важное место в сокровищнице русской православной живописи. Догматические сюжеты автор раскрасил теплым эмоциональным и философским содержанием.

Икона праздника Рождества Христова входит в цикл праздничных икон: «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Вход в Иерусалим». Несмотря на то что принадлежность этих работ авторству Рублева не подтверждена доподлинно, выполнены они с соблюдением всех авторских приемов, которые использовал в своей работе иконописец.

Рождество Христово в творчестве других художников

Андрей Рублев был далеко не единственным автором, в чьих работах отразилось величайшее событие для всех христиан.

Его кисти принадлежит известнейший образец канонической живописи на тему рождения Мессии: икона Рождества Христова. Описание работ других авторов большей частью повторяет содержание шедевра Рублева.

Это обстоятельство во многом объясняется тем, что у основанной Рублевым московской школы живописи было большое количество последователей.

Вифлеем, храм Рождества Христова: иконы

Как сказано выше, Рождество Иисуса – великое событие, одно из немногих заложивших основы христианской веры. Оно сформировало не только целое направление иконописи, но и оставило грандиозный след в церковной архитектуре.

Храм Рождества Христова в Вифлееме по праву является одной из главнейших когда-либо существующих христианских святынь. Построен он в 325 году н. э. на месте пещеры, где, по преданию, появился на свет младенец Иисус. В 529 году церковь сожжена при восстании самаритян, но вскоре была полностью восстановлена при правлении императора Юстиниана.

https://www.youtube.com/watch?v=wdW9QcVYXJc

Одной из самых знаменитых икон храма считается чудотворный образ Пресвятой Богородицы Вифлеемской, исполняющей молитвы всех просящих. Среди прихожан и туристов она пользуется такой же популярностью, как рублевская икона Рождества Христова. В Вифлееме ежегодный наплыв молящихся насчитывает несколько сотен тысяч человек.

Особенной отличительной чертой образа является то, что Богородица изображена на нем улыбающейся, тогда как в традиционной религиозной живописи лик Богоматери выражает скорбь или умиление. Одной из ярчайших работ, созданных в таких традициях, является икона «Рождество Христово». Значение ее символов для православной веры трудно переоценить.

На одной из 44 колонн храма находится мироточащий образ Спасителя, который верующие христиане также считают чудотворным.

Он вызывает такой же трепет и благоговение, как иконы Рождества Христова. Православные всего мира приезжают в Вифлеем, чтобы поклониться этим святыням. В убранстве храма до наших дней сохранились части драгоценной мозаики времен царя Константина.

святыня

часть храма – пещера, в которой появился на свет Иисус Христос. Само место его рождения отмечено серебряной звездой в мраморном полу и окружено 15 горящими лампадами. 5 из них принадлежат армянам, 4 – католикам, а 6 – православной греческой конфессии. Пещера неглубокая, продолговатой формы, ее длина — примерно 12 метров, а ширина – 4 метра.

Рядом с рождественской звездой расположен престол «Святых Яслей», на котором можно увидеть восковое изображение младенца Иисуса.

Видео:09 Икона Рождества ХристоваСкачать

09  Икона Рождества Христова

Икона Рождество Христово — описание, значение, в чем помогает

После продолжительного зимнего поста для православных наступают радостные дни: подарки, семейные ужины, колядки, посещение праздничной службы. Это один из главных для христиан праздников — Рождество Христово. Икона, украшенная гирляндами белых цветов, может многое поведать о таинственном смысле того давнего дня. На ней изображены все главные участники евангельских событий.

Если для человека Рождество лишь еще один день, когда можно не ходить на работу, возможно, стоит вникнуть в суть давно знакомой истории. Ведь это не просто сюжет для красивой открытки с ангелочками. День, когда родился Христос, недаром стал отсчетом новой эры.

Когда родился Христос?

Точная дата сокрыта от людей. 25 января установлено произвольно неким монахом-математиком, который составил юлианский календарь. Со временем скопились астрономические «излишки», целых две недели. Поэтому весь мир еще в конце 16 в. перешел на более точный григорианский календарь. Россия же приняла его лишь в 1918 г., а Русская Православная Церковь до сих пор живет по юлианскому стилю.

Поэтому у многих может сложиться неверное впечатление, что в нашей стране — собственное Рождество. Нет, оно приходится на то же число, просто по другому календарю.

По мнению же ряда исследователей, Иисус Христос не мог родиться в конце декабря, а все происходило весной, перед еврейской Пасхой.

В принципе, это не имеет решающего значения для спасения души, иначе Господь сохранил бы точную дату.

В первые века христианства люди вообще не праздновали дни рождения. Для них самым важным был день смерти — это дата рождения человека в вечную жизнь, день его соединения с Творцом.

Поэтому Рождество Спасителя тоже не отмечалось, а точней — было совмещено с Богоявлением. Лишь спустя годы было решено установить отдельную дату для этого важного события. Повсеместным для христиан праздник стал лишь в 4 в.

, в России его начали отмечать в 10 в., после крещения князя Владимира.

Развитие иконографии

Первые известные изображения, связанные с Рождеством, рассказывают не о нем самом. Здесь в центре — свершившееся пророчество. В центре композиции — Дева Мария с Младенцем, перед ними пророк, показывающий на звезду. Более детальное описание событий Рождества Христова на иконах появляется лишь к 6 в.

  • В пещере лежат Богородица и Иисус.
  • Рядом находятся животные — осел, вол, иногда овцы. По преданию, на ослике ехала Мария. Вола же Иосиф взял с собой, чтобы выручить деньги на уплату налогов (для этого семья отправилась в путь). Аллегорически осел означает упорство, а вол — трудолюбие.
  • Звезда сияет над пещерой. Обычно изображается в луче света. Озаренная светом пещера — символ того, что Рождество просветило человечество, до этого пребывавшее во тьме.
  • Вокруг сюжеты, дополняющие общую картину: Иосиф, склонившийся в молитве, волхвы, ангелы, пастухи, сцена купания Младенца.

При помощи основных элементов мастера создают образ, не выходя за рамки канонического толкования. Полностью учение о боговоплощении Церковь разработала после 7 вселенского собора. Тогда иконописцы смогли полноценно выразить то, что уже было сформулировано на словах. Каноническая икона не просто напоминает о празднике, она служит опровержением ересей (например, монофизитство).

Появление во плоти Христа — главное событие человеческой истории. По мнению некоторых философов — это и основное ее значение, которое ясно выражено на иконе «Рождество Христово.»

Почему Богородица смотрит не на Сына, а в сторону? Она обращает свой взор на мудрецов, принесших дорогие дары Господу. Язычники, которыми были волхвы, символизируют все человечество. Каждый, кто захочет подарить свою жизнь Богу, будет встречен благосклонно. Сцена, в которой показано купание Младенца, появилась позже. Вероятно, она напоминает о крещении младенцев, принятом в Православии.

Фреска Андрея Рублева

Такой сюжет имеется и среди работ иконописца А. Рублева. Под рукой мастера даже краски стали средствами выразительности — он творит пространство так, что оно наполняется воздушной невесомостью, словно вся природа сбрасывает оковы материальности.

https://www.youtube.com/watch?v=YyerExpEhRE

После Рождества само значение человеческой жизни изменилось. Люди стали детьми божьими в полном смысле. Царь Небес принял на себя тленную оболочку. Христос стал вторым Адамом. Земля больше не является юдолью скорби — ведь на ней поселился Сам Господь, который затем своей крестной смертью откроет и дорогу в небо. Вот почему Ангелы поют про мир на земле и доброту к людям.

Икону Рождества Христова Рублев написал во время украшения Благовещенского собора. Уже намного позже ее стали изготавливать как самостоятельную, ставить в храмах, домах. Образ выполнен в византийских традициях. Они позволяют живописцам несколько событий, произошедших в разное время, изображать на одном полотне. Ведь у Бога нет временных ограничений.

  • Ангелы, которые обычно находятся в верхнем углу композиции, в данном случае поклоняются Богу прямо около яслей. Они даже всем своим видом показывают готовность принять его в свои объятия. Конечно, ангелы в тот момент были невидимы людскому глазу.
  • Расходятся мнения исследователей по мнению того, кто изображен на иконе Рождества около праведного Иосифа. Часть считает, что это пастух, некоторые называют дьявола, который пытается посеять сомнение. Однако, сомнения Иосифа были рассеяны еще до начала путешествия Ангелом, который явился ему во сне. Скорей всего, это просто один из пастухов, удостоившихся приглашения к новорожденному Спасителю.

В чем помогает святой образ

Насыщенность персонажами иконы Рождества Христова не должна сбивать с толку — это образ и праздник Господа. В чем Он помогает? Каждый верующий должен твердо знать — Богу по силам все.

Это небесный Отец, заступник, который отдал Свою жизнь за человеческие грехи. Глядя на образ, верующий мысленно должен пройти весь путь от Вифлеемской пещеры до Голгофы и прежде всего поблагодарить Господа за дар вечной жизни.

Именно с Рождества началось восстановление отношений между Богом людьми.

Каждый день следует исповедовать грехи в личной молитве, просить о том, чтобы было даровано освобождение от них. Композиция иконы Рождества Христова построена так, чтобы можно было оценить весь масштаб события — он поистине вселенский. Ведь недаром действие происходит не только на земле, но целое ангельское войско сходит с небес.

Рассказ евангелистов демонстрирует, что Рождество затронуло представителей самых разных классов — и царей, и верхушку духовенства, мудрецов из других стран, простых пастухов. Даже животные не остались в стороне.

Вся глубина значения праздника Рождества Христова выражена в иконе, она помогает понять меру Божественной любви.

Вот этот маленький беззащитный человечек, лежащий в пеленах, спустя немного времени станет искупительной жертвой.

Но всемогущий Бог вовсе не внушает нам чувство вины — Он просто показывает Свою любовь, ждет обращения, покаяния. Через Него можно обрести душевный покой, уверенность в спасении. Когда наладятся духовные дела, человек сможет навести порядок и в земной жизни. Пусть каждый сможет открыть сердце, чтобы принять Младенца Христа!

Величание Рождеству Христову 

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

Тропарь Рождеству Христову 

Рождество Твоё, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащий, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе.

Кондак, глас 3-й

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.

Что нужно знать про икону Рождество Христово

Икона Рождество Христово — описание, значение, в чем помогает was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

  1. /
  2. Описание икон
  3. /
  4. Икона Рождество Христово —…

Загрузка…Читайте далее:

Видео:7 деталей иконы Рождества ХристоваСкачать

7 деталей иконы Рождества Христова

Икона Рождества Христова | Мария Магдалина

Подробное описание событий, предшествовавших и последовавших рождению Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа приводится у евангелистов Матфея (гл.1, 2) Луки (гл. 1, 2), а также в двух апокрифических источниках — Протоевангелии Иакова и Евангелии Псевдо-Матфея.

Господь Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа в городе Вифлееме.

Как раз в это время Август повелел сделать всенародную перепись по всей своей империи, согласно которой каждый житель Палестины должен был идти в тот город, к которому испокон веков принадлежал его род.

Пресвятая Богородица и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести свои имена в список подданных кесаря: «Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк.2:4-7).

Рождество Христово. Двусторонняя икона-таблетка. Россия. Новгород Великий; XVI в.

https://www.youtube.com/watch?v=FmUOEq1k334

После рождения Спасителя на поле близ Вифлеема простым пастухам явились ангелы, благовествовавшие о пришествии в мир Христа песней славословия Господу: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!». Они повелели пастырям идти поклониться Младенцу.

В это же время к Рожденному с дарами из дальних стран — златом, ливаном и смирной[1] — пришли волхвы, которых к яслям Богомладенца привела воссиявшая в небе новая звезда.

Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына — Мессии, чаемого иудейским народом (Мф.2:1-11).

Апокрифические источники сообщают также и о присутствии среди людей, окружавших Новорожденного, повитухи Саломеи, называемой старицей и сродницей Девы Марии, которая засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы после рождения.

Весть о появлении на свет Младенца Христа вызвало крайнее ожесточение управлявшего страной в те годы царя Ирода.

Узнав от волхвов о времени явления звезды, он повелел им идти узнать о месте рождества Спасителя, но старцы, наученные ангелом, не возвратились к царю, а иным путем отправились в свою страну.

Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Богоматерью и Младенцем в Египет, где Святое семейство находилось до смерти Ирода.

Разгневанный обманом волхвов царь Ирод приказал убить всех детей в городе Вифлееме в возрасте от двух лет и ниже. Вифлеемские младенцы стали первыми мучениками за Христа, прообразуя своими муками и будущие крестные страдания Спасителя.

Установление праздника

Начало празднования Рождества Христова относится еще ко временам апостолов, о чем свидетельствует упоминание об этом празднике в Постановлениях и Правилах апостольских. Тогда же была установлена и дата его празднования — «в 25 день десятаго месяца» (от марта), т.е. 25-го декабря / 7 января.

Рождество Христово. Фреска церкви Святых Иоакима и Анны в монастыре Студеница, Сербия. 1314 год.

Во II столетии на день Рождества Христова указывает святитель Климент Александрийский.

В III веке об общественном богослужении в этот день свидетельствует тот факт, что император Максимиан сжег в Никомидии 20000 христиан, собравшихся на праздник.

В IV веке, после того как христианство сделалось господствующей религией в Римской империи, празднование Рождества совершалось во всей Вселенской Церкви.

В первые три века совершения празднества в Церквах Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и Кипрской — праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения (6 января) под общим именем Богоявления. Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых восточных Церквах продолжалось до конца IV века, в других — до V или даже до VI века.

Памятью о древнем соединении праздников Рождества Христова и Богоявления в настоящее время служит совершенное сходство в богослужебных особенностях этих праздников.

Например, тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием о строгом посте до первой звезды; также чин богослужения в навечерия обоих торжеств и в самые праздники совершенно одинаков.

Священные песнопения рождественской службы были составлены многими святыми отцами V-IX вв.: Анатолием, патриархом Константинопольским (стихиры на «Господи воззвах», V век), Андреем Критским (стихиры на хвалитех, VII в.), святыми Иоанном Дамаскиным и Космой Маюмским (1 и 2 канон праздника, VIII в.), прп. Кассией (стихиры на «Господи воззвах», IX в.)и другими, имена которых неизвестны.

Духовный смысл праздника

Согласно с Божественным свидетельством Евангелия («Се благовествую вам радость велию, яже будет всем людем» (Лк. 2;10)), отцы Церкви в своих писаниях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников.

В церковных проповедях и поучениях Рождество Христово выступает как образ сотворения мира заново, праздник примирения Неба и земли, когда Господь стал родным нам по плоти. «В этой умаленности Спасителя, принявшего на Себя смирение пелен и скотских яслей, — тайна исцеления человеческого рода от смертоносного яда гордости, излитого в «слухи Евины» сатаною.

Все человеческое величие, рожденное возношением падшего сатаны, в Рождестве Христовом потеряло свою неотразимость, свою кажущуюся славу. Произошло совершение пророчества, заключенного в песне Божией Матери — «низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя» (Инок Григорий Круг Торжество Фаворского преображения. Мысли о православной иконе. — М., 2002, с.115).

Рождество Христово. Оклад Евангелия. 2-ая пол. V в. Сокровищница Дуомо, Милан

«Нравственная мысль праздника сего та, — пишет свт.

Иннокентий Херсонский, — что, как Сын Божий для спасения нашего благоволил родиться на земле, так и человеку для той же цели должно переродиться, или, как говорит Апостол, отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4; 22-24)» (Свт. Иннокентий Херсонский О великих господских и богородичных праздниках, — СПб, 2005, с. 64).

Иконография

Икона Рождества Христова, какой она сложилась за всю многовековую историю древнерусского искусства, представляет собой достаточно многосоставную, но ясно читаемую композицию, все элементы которой имеют глубокое символическое значение. Она являет собой одновременно и «образ непреходящей славы»[2], и изображение «вольного умаления Христова»[3].

В центре композиции иконы помещаются изображения лежащей на одре Богородицы и спеленатого в яслях Младенца на черном фоне глубокой пещеры. Сверху на Рожденного нисходит луч Вифлеемской звезды, указывая на «великую благочестия тайну» — явление Бога во плоти.

Над лежащим в яслях Младенцем склоняются вол и осел, по преданию, стоявшие около яслей и своим дыханием согревавшие Его. Справа от одра Богоматери традиционно изображаются пастухи, а слева — волхвы, пришедшие с дарами поклониться Богу.

Горнюю часть композиции венчают изображения славословящих ангелов, число которых неуклонно росло, так что в поздних русских памятниках изображается уже целое небесное воинство, славословящее Господа.

Обязательными элементами композиции являются также образы Иосифа Обручника, с которым беседует бес под видом старца в шкурах («Бурю внутрь имеяй помышлений сомнительных, целомудренный Иосиф смятеся» Кондак 4 Акафиста Богородице), а также сцена Омовения Младенца с повитухой Саломеей и служанкой, льющей воду в купель.

https://www.youtube.com/watch?v=uvhErbgVPzY

На более поздних иконах Рождества, принадлежащих XVII в., композиция усложняется многими дополнительными сюжетами: сон Иосифа, бегство Святого Семейства в Египет, избиение Вифлеемских младенцев и плач Рахили.

Поклонение волхвов. Фрагмент саркофага. Римская Империя. IV в. Италия. Рим. Ватикан. Музей Пио-Кристиано

Глубоко наполненными символическим содержанием предстают на иконе образы неодушевленной природы — звезды, земли, горы и вертепа. Вифлеемская звезда, осеняющая Младенца, сама является таинственным прообразом Христа, по свидетельству Апокалипсиса: «Я есть корень и потомок Давида — звезда светлая и утренняя».

Об изображении земли на образах Рождества есть замечательные строки у инока Григория Круга.

Холмистость и неровность земной поверхности на иконе, напоминающие движение морских волн, автор сравнивает с ответом земли Христу в день ее посещения: «Она ответила Христу тем, что вся ожила, пришла в движение, она, как тесто, — начала вскисать, потому что почувствовала в себе закваску вечной жизни.

И эти волнистые и уступчатые складки земли, окружающие вертеп, не пустынны, но полны тревожного и радостного движения»[4].

Гора, увенчивающая композицию, символизирует Богородицу, или образ Ее приснодевства, а маленькая фигурка Христа — камень, по ветхозаветному пророчеству, оторвавшийся от горы и истребивший истукана (сон Навуходоносора). Наконец, вертеп, который изображается в композиции сплошной черной впадиной, словно «открытием уст земли»[5], символизирует собой ночь и мрак этой жизни, тьму которой осветил и упразднил Господь Иисус Христос.

Основные черты иконографии Рождества Христова наметились уже в раннехристианский период. Самые ранние сохранившиеся изображения — это композиции на саркофагах, происходящих из римских катакомб IV века. Наиболее известны саркофаги из катакомб св. Севастиана в Риме, из Латеранского музея, а также саркофаг, найденный на древней Аппиевой дороге.

К данной иконографии примыкает также изображение на окладе Миланского Евангелия VI века. Отличительной особенностью этой иконографии является сидячее положение Богоматери, говорящее о ее безболезненных родах, а также изображение сцены не в пещере, а под своеобразным навесом. Сама Богородица представлена в античном одеянии с распущенными волосами.

Пластина с изображением Рождества Христова на троне архиепископа Максимиана

Примечательно изображение Рождества на знаменитом троне Максимиана, архиепископа Равеннского, VI века. Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости.

На одной из них Младенец лежит на сложенном из каменных блоков одре, рядом с ним представлены Иосиф Оброчник и животные — вол и осел, вверху — Вифлеемская звезда. Перед одром возлежит Богоматерь, к которой обращается женщина, показывающая свою правую руку.

Сюжет восходит к XX главе Протоевангелия Иакова, в которой повествуется о чуде исцеления усохшей руки Саломеи, усомнившейся в чистоте Богоматери, от прикосновения к Младенцу Христу.

Изображение Христа на алтаре в этой композиции, а также в подобных изображениях на реликварии Санкта-Санкториум (Ватикан) и миниатюре из Евангелия Рабулы имеет несомненную связь с темой Евхаристии.

Византийская иконография Рождества Христова, которая стала основой для всех последующих икон и фресок на этот сюжет, в том числе и древнерусских, в целом сложилась уже к VII веку. На ампуле Монцы (VI-VII вв.

)[6] событие Рождества Христова представлено уже не под навесом, а на фоне выхода из пещеры. Звезда располагается в центре вверху, Иосиф сидит у яслей в задумчивой позе, а Богоматерь возлежит.

С этих пор Она всегда будет изображаться с нимбом.

Среди редких иконографических вариантов Рождества в византийском искусстве следует отметить фреску XIII века из ц. Оморфи (окрестности Кастории), на которой Богоматерь представлена кормящей Младенца грудью, а также фреску XIV века из ц. свв. Иоакима и Анны монастыря Студеница (Сербия).

На последней Богородица изображена прильнувшей щекой к лику Младенца, как в сцене положения Христа во гроб, где Спаситель также пишется в пеленах.

Таким образом автор иконографической программы проводил мысль, что уже при Рождестве Иисуса, Богоматерь предчувствовала грядущие крестные муки Сына.

https://www.youtube.com/watch?v=80NAumeT16g

В монументальной живописи, византийской и древнерусской, Рождество Христово часто изображалось в паре с Успением Богоматери. Сюжеты располагались друг напротив друга, как правило, на южной и северной стенах. Это символическое противопоставление рождения во плоти — и нового рождения после смерти для вечной жизни подчеркивалось схожими иконографическими мотивами.

Ампула Монцы с изображением Рождества Христова, 6 – нач. 7 вв. Алтарная преграда в соборе в Наумбурге. Германия

В «Рождестве» Спаситель представляется лежащим в пеленах в яслях, а в «Успении» Христос держит в руках душу Богоматери, представленную в виде спеленатого младенца.

Таким противопоставлением проводится мысль, что Господь вверил Себя Пресвятой Деве в Рождестве, а Богоматерь вверила свою душу Христу во Успении.

Наглядное сопоставление в храмовом пространстве этих сюжетов является знаменательным потому, что они иллюстрируют начало и завершение истории домостроительства спасения — от Боговоплощения до вознесения нетленной плоти Богородицы.(см. Этингоф О. Е.

Литургическая символика парного расположения сцен Рождества Христова и Успения Богоматери // Этингоф О. Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии 11 — 13 веков. М., 2000. С.205-228). Примеры такого решения программы храмовых росписей можно найти в различных регионах бывшего византийского мира — на Кипре, в Болгарии, Сербии, Греции и в России

[1] Дары волхвов имели прообразовательное значение. Своими дарами они показали, что родившийся Младенец Иисус есть Царь, Бог, человек. Золото они принесли Ему, как Царю , ладан, как Богу, а смирну, как человеку, который должен умереть (в те времена умерших помазывали и натирали благовонными маслами).

[2] Инок Григорий Круг Торжество Фаворского преображения. Мысли о православной иконе, с. 115.

[3] Там же, с. 115.

[4] Там же, с. 118.

[5] Там же, с. 117.

[6] Ампулы служили паломникам для переноса св. воды или елея.

Васильева А. В.

Слово. Образовательный портал (http://www.portal-slovo.ru/)

Видео:Иконы Рождества. Смысл, история и значение. Рассказывает иконописец иерей Сергий НежбортСкачать

Иконы Рождества. Смысл, история и значение. Рассказывает иконописец иерей Сергий Нежборт

Икона «Рождество Христово»: значение, в чем помогает

Среди знаменитых художественных композиций, представленные зарубежными и русскими авторами с момента зарождения и последующего развития всей православной культуры, существует одна, которая с давних времен является особенно починаема среди разных представителей православного общества. Она называется Икона «Рождество Христово».

В России, а также и во всем мире, рождественская икона является художественным произведением, истинный восторг от которого получают  все православные  верующие. В настоящее время,  икона Андрея Рублева, в которой наглядно продемонстрировано появление главного спасителя Иисуса Христа, является одной из самых известных и уникальных иконописных работ во всем мире.

Описание иконы и изображенных на ней фигур

В основе создания иконы рождение Христа было использовано несколько цветных оттенков, включая такие цвета как зелёный, желтый и белые тона. Их сочетание позволяет художественному образу быть ярким и естественным, изображая  контуры главных героев в более правдоподобном виде.

В центре данного библейского замысла отчетливо видно Богоматерь, которая, опираясь на своё правое предплечье, придерживает руками своего малыша.

Задумка автора сразу дает понять, что Пресвятая Богородица является ключевой фигурой в рождении Христа

В верхней части произведения представлены ангелы, которые собрались вместе для того, чтобы прославить появившегося на свет Иисуса Христа. Две служанки, изображенные в нижней части святыне, согласно евангельским писаниям, демонстрируют сцену купания новорожденного младенца.

Прямо около яслей можно заметить выглядывающие головы вола и осла. Они являются символическими знаками иконы «Рождество Христово», демонстрирующие национальности разных народов, которые получили спасение от Иисуса Христа. Так, например, вол, по задумке Андрея Рублева характеризует иудейскую нацию, а осёл язычников.

https://www.youtube.com/watch?v=OnisrAYq2F8

Таким образом, сцена иконы рождества Христова рассказывает людям главную библейскую историю появления на свет Иисуса, которая является великим праздником.

Следует помнить, что иконы и картины рождества Христова также проиллюстрированы и в работах других иконописцев.

В чем помогает икона рождество христово

Данная святыня имеет колоссальное значение для православных верующих, которые нуждаются в помощи Господа Бога. Икона Рождество Христово помогает людям справиться с любыми возникающими жизненными трудностями. Поскольку на иконе изображено рождение Небесного Царя.

Обратиться к иконе с молитвами можно с целью избавления от различных тяжелых болезней, или для предотвращения душевных переживаний

Празднование

Праздник Рождества Христова является поистине великим и самым известным во всем мире.

Его ежегодно отмечают 7 января

Этот день адресован появлению главного спасителя, который по сей день продолжает оберегать и защищать людей от многих жизненных обстоятельств. В знак почтения и уважения к Господу Богу, люди всей семьей отправляются на религиозные службы, вовремя и по окончанию которых, они молятся Иисусу Христу, благодаря его за то, что он не перестает слышать и всегда приходит на помощь.

Молитва иконе

Молитва перед иконой Рождество Христово звучит следующим образом:

Господи Боже, славься тот день, когда случилось Рождение Твое! Обращаемся мы, грешные, к Тебе за помощью и просим избавить нас от трудностей и проблем повседневных. Услышь молитвы наши и помоги нам обрести душевный покой, мир и гармонию. Явись же к нам да помоги нам, к Тебе, Великому Спасителю, обращающимся. Аминь.

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

📺 Видео

Рождество Христово. Русские и византийские иконыСкачать

Рождество Христово. Русские и византийские иконы

Икона Рождество Христово А. Рублёв | Значение, описание, в чем помогает икона Рождество ХристовоСкачать

Икона Рождество Христово А. Рублёв | Значение, описание, в чем помогает икона Рождество Христово

Мирослав Бакулин. Азбука иконы. Рождество ХристовоСкачать

Мирослав Бакулин. Азбука иконы. Рождество Христово

Икона рукописная Рождество ХристовоСкачать

Икона рукописная Рождество Христово

Икона Рождества ХристоваСкачать

Икона Рождества Христова

Рождественское украшение храма святого царя КонстантинаСкачать

Рождественское украшение храма святого царя Константина

Что таит в себе ИКОНА РОЖДЕСТВА ? Игумен Лука (Степанов)Скачать

Что таит в себе ИКОНА РОЖДЕСТВА ?  Игумен Лука (Степанов)

Иконография Рождества ХристоваСкачать

Иконография Рождества Христова

Икона Рождества Христова (богословие в красках)Скачать

Икона Рождества Христова (богословие в красках)

Иконография Христова РождестваСкачать

Иконография Христова Рождества

С праздником Рождества Христова!Скачать

С праздником Рождества Христова!

Величание Рождества Христова С Текстом и ИконамиСкачать

Величание Рождества Христова  С Текстом и Иконами

Иконография Рождества Пресвятой БогородицыСкачать

Иконография Рождества Пресвятой Богородицы

Ирмосы Рождества Христова 7 ЯнваряСкачать

Ирмосы  Рождества Христова 7 Января
Поделиться или сохранить к себе: