Православные иконы Новодевичьего монастыря

Видео:В Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга отметили праздник Казанской иконы Божией МатериСкачать

В Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга отметили праздник Казанской иконы Божией Матери

Богородице Смоленский Новодевичий монастырь в Москве

Этот церковный комплекс располагается на изгибе Москвы-реки, на Девичьем поле. Приставка «Ново» призвана отличать этот монастырь от Стародевичьего (Зачатьевского), возведенного в Кремлевских стенах. Основателем обители считается Василий III, а идеей для постройки послужила благодарность иконе Пречистой Девы «Одигитрия» за то, что она помогла русским войскам в 1514 г. под Смоленском.

История основания монастыря

Архитектурный ансамбль, сформировавшийся в первое столетие жизни этого церковного комплекса, до сегодняшнего дня практически не претерпел изменений. Новодевичий монастырь в Москве имеет колоссальную популярность и славу в христианском мире, сюда стекается большое количество паломников.

Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь

Церковный комплекс основал Василий III, который дал обет обязательно построить ее в честь Пречистой Девы, если сумеет вернуть Москве Смоленск. Правитель праздновал победу, и в 1524 г. дал указание возложить первый камень Новодевичьего монастыря.

На заметку! 10 августа установили церковную дату, восхваляющую возвращение Смоленска в границы Руси. В этот день также славят икону Пречистой Девы «Смоленскую».

Торжество знаменуется крестным ходом, проложенным от стен Кремля в Новодевичью обитель.

Для возведения церковного комплекса правительство пожаловало 3 тысячи серебряников, сельские земли, угодья, а также особые грамоты, освобождающие от платы в государственную казну.

  • В 1525 г. в монастырь торжественно, крестным ходом, перенесли из Кремля Смоленский образ Пречистой Девы. Во главе шествия стоял сам Василий III и тогдашний митрополит Даниил.
  • Игуменьей правитель назначил благочестивую монахиню из суздальского монастыря Елену, высоко почитаемую за праведный образ жизни, силу ее веры, а также княжеский род. Выбор подобного человека в управление обителью привносит некоторую стойкость и терпимость для послушниц.
  • Инокиня Елена обладала высокой мудростью и руководила делами монастыря до преклонных лет. Когда её постигли слепота и глухота, чин игуменьи приняла Евникия. Написанная преподобной Еленой духовная грамота считалась законодательным уставом поведения в храме Господа. В этом послании также содержались данные о постриге женщин из знатных родов. Первая игуменья-настоятельница покинула бренный мир в 1547 г. Её тело похоронили на территории обители. Почитание преподобной началось еще при царствовании Алексея Михайловича.
  • Когда власть принадлежала Ивану IV, в Новодевичьем комплексе официально поселились его родственницы, поэтому за обителью утвердился статус придворной. В 1564 г. постриг приняла Иулиания Палецкая, вдова князя Юрия. Княгиня имела отдельную келью, личных придворных, погреба и столовые. Через некоторое время она переселилась в другую обитель. Однако её постигла страшная участь от рук И. Грозного, слуги которого утопили монахиню в реке.

Интересно! Летописи утверждают, что идея возведения Новодевичьего монастыря возникла у Василия III одновременно с личным бракоразводным процессом.

Изначально обитель сооружалась для его супруги Соломонии, которая за 20 лет брака не сумела родить князю наследника. Василий III ревностно относился к потомству и запрещал братьям бракосочетания, пока он не родит сына. Соломонию насильно постригли в монахини, а вторая супруга царя Елена Глинская родила Иоанна IV.

История обители от Годуновых до времен Петра I

В 1598 г. в обитель селится вдова Федора I Ирина Годунова, которая являлась единственной законной наследницей российского престола. Несмотря на отречение, царица продолжила принимать официальные доклады и подписывать государственные договоры. Вместе с Ириной здесь поселился и Борис Годунов, которого провозгласили царем в стенах Смоленского монастыря в 1598 г.

https://www.youtube.com/watch?v=UcY_rs9IcWU

Смоленский собор Новодевичьего монастыря в Москве

Новодевичья обитель пользовалась особенным положением при этом правителе: обновлялись и украшались иконостасы и внутреннее убранство, реставрировались церкви, строились обширные монашеские кельи. Вся собственность Ирины отошла обители после её смерти.

  • С XVI столетия монастырь стал укреплением против западных захватчиков. Однако он не являлся эффективным военным оплотом, неумело держал оборону, поэтому хан Девлет сжег обитель в 1571 г. Б. Годунов возводил по периметру каменные стены с бойницами и многочисленными стрелковыми башнями, в каждой из которых находилось до 350 воинов-стрельцов.
  • В начале XVII столетия обитель являлась домом для 120 монахинь, малая часть которых принадлежала княжескому роду. Правительство занималось финансированием церковного комплекса, покрывая расходы на предметы быта и жалования послушницам.
  • Новодевичий монастырь приютил царственных особ, пострадавших в Смутное время, а также являлся объектом военных действий и политических решений. После долгих и упорных сражений обитель перешла под контроль ополчения во главе с героическим князем Пожарским. Литовский полководец Я. Ходкевич потерпел поражение и отступил от Москвы.
  • Монастырь восстановили и освободили от отягчающих податей при М. Романове. К 1656 г. обитель приобрела славу самой богатой на территории Руси. Здесь же приняла постриг дочь царя Михаила Татьяна, а также две сестры Петра Великого.

Интересно! Икона Пречистой Матери «Смоленская», которой посвящен Новодевичий монастырь, попала на территорию Руси в 1046 г. В XII столетии В. Мономах переместил святыню в Смоленск, где основал Церковь Успения Девы Марии.

Читайте о других почитаемых иконах Богородицы:

  • Древо Пресвятой Богородицы
  • Знамение
  • Живоносный Источник

Через три века икона послужила божественным поводом к противостоянию за изначально русский город (Смоленск). Этот священный образ являлся символом преемственности и родовой близости Византии и Руси.

Амвросиевская церковь при монастыре

История обители от конца XVII века

В 1689 г. здесь была заточена и насильно пострижена в монахини царевна Софья, а спустя некоторое время Петр I поместил в темницы ее сестер. Вскоре на глазах царевны повесили участников стрелецкого бунта.

  • София принимала активное участие при возведении основных зданий обители: на денежные средства царевны построили Успенскую церковь и два надвратных храма. В 1690 г. на территории сооружается выдающаяся колокольня.
  • В 1727 г. в Новодевичьей обители поселили постриженную в монахини царицу Евдокию. Спустя время её внук Петр II вернул ей государственные полномочия.
  • В 1724 г. здесь открывают приют, вмещающий 250 девочек-подкидышей. Их обучали ремеслу плетения кружев и правилам поведения.
  • В отечественную войну французские войска желали взорвать Новодевичью обитель, но одна из монахинь успела потушить водой фитили, которые подвели к погребам с порохом.
  • В 1908 г. настоятельницей обители становится игуменья Леонида, тетка патриарха Алексия I. Она скончалась через 12 лет, ее тело погребли на территории монастыря и воздвигли памятный крест из мрамора.
  • После революции обитель фактически закрыли, организовав здесь галерею царевны Софьи и стрельцов. В 1934 г. обитель являлась филиалом музея истории. В 1943 — 1944 г. на территории начинают работать богословские курсы и институт, ставший духовной академией.Внутренний вид Успенского храма
  • В середине 90-х митрополит Крутицкий распорядился о восстановлении монашеской общины. В 2006 г. Алексий II направил письмо, в котором рассматривался возможный переход Новодевичьего монастыря под опеку РПЦ. Этот вопрос полноценно разрешился спустя 4 года, и обитель перевелась во владение Московской епархии. В мае 2012 г. в Новодевичий монастырь торжественно перенесли Иверскую икону, которая находилась в фонде музея истории.

О других православных монастырях:

Интересно! Предание гласит: на месте, где изначально желали основать монастырь, забил сильнейший ключ, поэтому строительство перенесли. На источник, который символично назвали «Вавилоном» (так как библейский Вавилон тоже не смогли достроить), положили большую плиту и воздвигли часовню. Сооружение было передано Чудову монастырю в начале XIX столетия.

Особенности архитектуры

В составе церковного комплекса расположено 14 зданий: 8 храмов, 1 собор, 4 церкви, колокольня, две небольшие часовни и хозяйственные сооружения.

Некоторые исследователи называют обитель «Кремлем в миниатюре». В конце XVIII зодчий С. Родионов проводил реставрационные работы. Он изменил форму покрытия Смоленского собора, возвратил прежний объем окнам, переделал галерею и крыльцо, а фрески освободил от старого масла.

  • В самом центре расположен грандиозный Смоленский собор, выделяющийся фресковой интерьерной живописью XVI столетия. Картины повествуют о святых старцах и русских князьях, а также чудесах главной иконы. Прообразом этого сооружения стал кремлевский Успенский храм. Во время правления Софьи Смоленский собор стал центром архитектурной композиции. Эти работы возлагались на плечи зодчего по имени Петр Потапов.
  • Вторыми по значимости идут Храм Успения Пречистой Девы (с трапезной) и праздничного вида Храм Спаса Преображения, который открыт для свободного посещения прихожан.
  • В церкви святого Амвросия проживала и правила царица Ирина Годунова. Эта постройка выглядела как отдельная усадьба с трапезной и богатыми палатами. Сооружение потеряло свой первичный облик после пожара 1796 г.
  • Преображенская церковь, отличающаяся собственным резным иконостасом, возведена над святыми вратами, при взгляде на этот архитектурный памятник создается ощущение, что она парит в воздухе. К ней примыкают Лопухинские палаты, получившие свое название от Евдокии, первой супруги Петра Великого. На фасаде красуются изящные солнечные часы, а интерьер отличается изразцовыми печами. К Покровскому храму примыкают Мариинские палаты, сооруженные из кирпича с применением белого камня.
  • Здешняя колокольня имеет высоту 72 м, в ее структуре чередуются ажурные и простые ярусы. Архитектором здания являлся Я. Бухвостов.
  • Обитель окружает кирпичная стена, модифицированная 12 стрелковыми башнями, вооруженными в XVII столетии.
  • Со времен образования Новодевичий монастырь стал местом успокоения монахинь, знатных инокинь и прославленных людей. Некрополь стал формировать с 1771 г, после особого указа, запрещающего хоронить тела близко к городской черте. В XX столетии на территории обители практически не осталось погребальной земли для усопших. Только в 1898 г. правительство выделило землю за южной стеной комплекса. В 1930 г. Некрополь подвергся поруганию со стороны большевиков, в результате чего уцелела только десятая часть надгробий.

На заметку! До церковного комплекса можно дойти по улице 10-летия Октября за 10 минут от станции «Спортивная». Прихожане посещают достопримечательность, чтобы насладиться архитектурой и навестить могилы знаменитых людей (военачальников, ученых, политиков).

Новодевичий монастырь в Москве является одной из крупнейших обителей Московской области. История церковного комплекса насыщена яркими поворотами: от мирного существования до борьбы с вражескими силами.

https://www.youtube.com/watch?v=XdIlEukFveA

Монастырь принимал множество женщин дворянского рода и считался самым богатым. Архитектура обители близка к построениям московского Кремля и привлекает взоры исследователей и мирских прихожан.

Богородице Смоленский Новодевичий монастырь в Москве

Янв 17, 2019 13:46Администратор

Видео:Новодевичий монастырь. 500 лет истории. Документальный фильм Аркадия Мамонтова @amamontovСкачать

Новодевичий монастырь. 500 лет истории. Документальный фильм Аркадия Мамонтова @amamontov

Новодевичий монастырь 2019 ✮ Главный православный комплекс России

Главное:

  • Архитектурный шедевр XVI-XVII веков, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  • Монастырь был ключевым форпостом на юго-западной окраине Москвы и имеет вид крепости.
  • Новодевичий монастырь всегда был активно вовлечен в политическую жизнь страны. Здесь была резиденция Ирины Годуновой и позже- царевны Софьи.
  • Монастырь открыт для посещения, здесь организовываются экскурсии, есть небольшой музей, но только на русском языке.
  • Живописный пруд у монастыря – идеальное место для прогулок как летом, так и зимой.

Новодевичий монастырь в Москве ‒ один из главных православных комплексов, сыгравший большую роль в истории религии и в общественной жизни страны.

И этот же монастырь — один из красивейших архитектурных памятников столицы, шедевр XVI-XVII веков.

Новодевичий монастырь внесен ЮНЕСКО в список Всемирного наследия человечества как выдающийся образец московского барокко, а в древнем и доныне действующем Смоленском соборе монастыря сосредоточены важные православные святыни.

Новодевичьего монастырь был ключевым форпостом на юго-западной окраине Москвы и имеет вид настоящей крепости. Удаленное местоположение позволяло служителям Господа служить и мирскому царю: они первые поднимали тревогу и первые принимали бой. С такими намерениями в 1524 г.

царем Василием III был основан и Новодевичий монастырь.

Сейчас прекрасный памятник архитектуры, этот монастырь за шесть веков существования стал эпицентром самых разнообразных событий истории страны, пережил ее многие знаковые и трагические моменты: создание Московского государства, эпоху Смуты, войны, перевороты, революции, кампании сначала по уничтожению, а потом по восстановлению православных символов. В XIX-XX вв. некрополь монастыря стал местом захоронения знаменитых личностей – людей искусства, науки, советских партийных руководителей. Удивительно богатая история Новодевичьего монастыря наполнена легендами.

При планировании посещения стоит учитывать, что некоторые помещения строились как летние (например, Смоленский собор), и в зимнее время доступ в них закрыт. Обязательно включите в маршрут прогулку вокруг Новодевичьих прудов, что в парке под стенами монастыря.

Этот парк очень уютный, с его стороны открывается чудесный панорамный вид на монастырь. Обратите внимание на копию скульптуры Нэнси Шён «Дорогу утятам!», изображающей утят из книги Р. Макклоски.

Эта скульптурная композиция была подарена супруге президента СССР Раисе Горбачевой в 1991 году супругой президента США Барбарой Буш.

История создания

Поговорим сначала о названии — Новодевичий. Первым женским монастырем в Москве был Зачатьевский монастырь, основанный в районе Остоженки еще в XIV в. Его и считают «Стародевичьим». Интересна еще одна версия.

Место, на котором построен Новодевичий монастырь, издавна имело два названия ‒ Самсонов луг и Девичье поле.

Согласно легенде, здесь во времена золотоордынского ига татарские баскаки собирали девушек со всех концов Москвы, которых в качестве уплаты дани отправляли в Золотую Орду как служанок или наложниц.

Начинается история Новодевичьего монастыря в XVI в. Во время правления царя Василия III в 1514 г. в состав государства вернулась земля Смоленск. Это важное событие стало завершением собирания русских земель, ознаменовав создание единого и независимого Московского Государства.

По легенде, Василий дал обет в случае победы построить монастырь и возвести в нем храм в честь Богородицы. Именно Смоленский собор был первым построен на территории Новодевичьего монастыря; в нем находится древняя чудотворная икона Смоленской Божьей матери Одигитрия, в честь которой храм был освящен.

 По легенде, храм был основан на месте, где в 1456 году москвичи прощались со Смоленской иконой Богородицы, которую по воле московского князя Василия Темного возвращали в Смоленск.

https://www.youtube.com/watch?v=G5qcNMa8mGY

Собор отличается от остального облика монастыря: он построен по образу Успенского собора Кремля, который для всех зодчих позднего средневековья стал эталоном православного храма.

 Строительство собора приписывается архитектору итальянцу Алевизу Новому, по другой версии его строил Нестор. Это традиционный пятиглавый храм с ясными, читаемыми, простыми формами.

В интерьерах собора сохранилась фресковая живопись XVI в.

Сам монастырь начал сооружаться несколько позже. Многие историки связывают начало строительства с разводом Василия III с его первой женой Соломонией Сабуровой, которая после 20 лет брака так и не родила наследника.

Царь даже запретил своим племянникам жениться, чтобы избежать появления сторонних претендентов на престол. Страх остаться без опоры-наследника заставил его пойти на беспрецедентный шаг ‒ развод.

Это событие, да еще и с последующей ссылкой Соломонии в монастырь, вызвало большой резонанс в патриархальном обществе, но протесты были жестоко подавлены царем. Священнослужители, выступавшие против, были сосланы, а митрополит московский лишен сана.

Считается, что именно для заточения Соломонии Василий III и повелел построить Новодевичий монастырь. Позже и другие властители ссылали сюда неугодных жен, сестер и других родственниц. Таким образом, монастырь не только защищал обитателей, но и для многих из них служил «элитной» тюрьмой.

Сама Соломония надолго в Новодевичьем не осталась: свою жизнь она закончила в монастыре в Суздале. Русская православная церковь причислила ее к лику святых как преподобную Софию Суздальскую.

Расцвет монастыря в xvi-xvii веках

В 1598 г. после смерти последнего царя из рода Рюриковичей Федора I Иоанновича в монастырь переселилась его вдова Ирина Годунова, в то время ‒ наследница престола.

Ее постриг в монахини был равносилен отречению от престола, тем не менее, в течение нескольких месяцев она из Новодевичьего монастыря фактически управляла страной. На эти месяцы монастырь стал резиденцией главы государства.

И хотя Новодевичий ‒ это женский монастырь, вместе с Ириной за его мощными стенами укрылся и ее брат, будущий царь Борис Годунов.

Здесь же в Смоленском соборе в 1598 г. Борис Годунов принял избрание на царство. Позже, в период Смуты, в 1606 г. князь Василий Шуйский разместил в монастыре солдат перед главным сражением с восставшим крестьянским войском Болотникова. А в 1612 г. второе ополчение Минина и Пожарского в разгромило здесь польско-шведских интервентов и пошло на Кремль.

Новодевичий монастырь всегда был активно вовлечен в политическую жизнь страны. Но, пожалуй, самые яркие события в его истории произошли в конце XVII в., когда развернулась борьба за власть между царевной Софьей Алексеевной и ее братом, будущим императором Петром I Великим. Новодевичий был резиденцией царевны Софьи.

Это была острая борьба, которую Софья проиграла, после чего была насильно пострижена в монахини под именем Сусанны. С 1689 по 1704 гг., до самой смерти она оставалась в заточении в Новодевичьем монастыре. Однако даже здесь она казалась своему брату опасной.

После Стрелецкого бунта он для острастки повелел повесить ее сторонников на стене монастыря, прямо перед окнами кельи сестры у Напрудной башни. Этот эпизод запечатлен на знаменитой картине Ильи Репина.

А позже царь Петр II с почестями позволил переселиться в Новодевичий монастырь первой супруге Петра I Евдокии Лопухиной, которая также была насильственно пострижена своим мужем в монахини и много лет провела в Суздальском монастыре, еще одном традиционном месте ссылки цариц.

А сейчас информация для романтиков. Согласно местной легенде, Напрудная башня является башней желаний. Вы смело можете прикладывать руки к стенам, загадывать, просить и надеяться ‒ вам останется только дождаться исполнения желаний!

Пока кто-то загадывает желания, мы вернемся к истории Новодевичьего монастыря. В 1812 г. армия Наполеона заняла Москву, и в Новодевичьем были размещены склады продовольствия французов. Существует много легенд о пребывании Наполеона в Москве; есть и история, связанная с Новодевичьим монастырем.

Говорят, что Наполеон велел поджечь Новодевичий, заявив, что не уйдет из города, пока собственными глазами не увидит уничтожение монастыря. Наполеон долгое время стоял лагерем на Воробьевых горах на другом берегу Москвы реки, ожидая пожара.

Однако монахиням удалось обезвредить начавшие тлеть заряды, а один из москвичей запалил свой дом, который находился поблизости от Новодевичьего, чтобы убедить Наполеона в неизбежном уничтожении монастыря.

Архитектура монастыря

Внешний вид монастыря в основном сложился в XVII в. в периоды правления царя Бориса Годунова и царевны Софьи. При Годунове были поставлены стены и башни, а Софья их расширила и укрепила. Во время своего регентства (1682-1689 гг) Софья практически переселилась в Новодевичий и активно занялась его украшением. Именно в эти годы сложился неповторимый ансамбль всего комплекса.

https://www.youtube.com/watch?v=MMzoaYbUBj8

По четырем сторонам от Смоленского собора расположены храмы, выполненные в стиле так называемого нарышкинского барокко в 1680-х гг: Трапезная с Успенской церковью, колокольня, Преображенская надвратная и Покровская надвратная церкви. Если смотреть на все это великолепие сверху, мы увидим правильный крест, в центре которого находится собор иконы Смоленской Божьей матери.

Расскажем об общих мотивах, характерных для архитектурного облика Новодевичьего монастыря. Прежде всего, бросается в глаза его нарядность. Она создается не только благодаря ажурным украшениям, но и с помощью цветового сочетания белого камня и красного кирпича.

Поэтому даже мощные стены (их толщина достигает 3 метров, а высота – 11 метров) и неприступные башни смотрятся скорее как нарядные игрушки, а не как элемент фортификации. На гладких красных плоскостях стен выделяются ажурные белокаменные детали.

Хотя этот стиль и называется барокко, это все-таки неверное определение. Да, архитектура этой эпохи красивая и пышная, да, это узорочье, «кружево в камне». Однако в зданиях нарышкинского барокко всегда сохраняется четкость членений, жесткая логика в расположении деталей.

Это геометрически правильная сетка, на которую накладываются живые ажурные наличники, балюстрады-«петушиные хвосты», галереи, навершия в виде корон.

Так называемые Ирининские палаты (в честь Ирины Годуновой) ‒ это самое древнее сооружение после Смоленского собора, но они не сохранили своего изначального облика.

В архитектурном плане интереснее Мариинские кельи, которые были построены для еще одной сестры императора Петра I, Марии Алексеевны: она выказала сочувствие Евдокии Лопухиной и царевичу Алексею, за что и была сослана в монастырь.

Трапезная с Успенской церковью ‒ это уникальный пример бесстолпной палаты (внутри помещения нет опор), а с востока к ней примыкает церковь, где находился иконостас, созданный «фряжским письмом» (в западной манере) известным иконописцем XVII в. Карпом Золотаревым.

Жемчужины Новодевичьего монастыря ‒ это Преображенская надвратная церковь и колокольня. Надвратная церковь поражает легкостью и изяществом, она будто парит. Вторит Преображенской Покровская надвратная церковь. Она не настолько украшена, но не менее оригинальна: купола ее расставлены по одной оси, что было характерно скорее для архитектуры украинских земель XVII века.

Наиболее уникальная в своем роде постройка монастыря ‒ это колокольня. Это шесть ярусов восьмериков (объемов восьмигранной формы), последовательно поставленных друг на друга.

Ни один ярус не повторяется по декоративному оформлению, а в основании располагалась небольшая церковь. Колокольня ‒ это главная вертикаль ансамбля, вторая по высоте постройка того времени после колокольни Ивана Великого в Кремле.

Говорят, что царевна Софья хотела построить еще один ярус, но не успела. В итоге высота колокольни составила 72 метра.

НЕКРОПОЛЬ

Еще одной важной составляющей ансамбля Новодевичьего монастыря является его кладбище, а точнее, три: старое, новое и новейшее. Это одно из самых известных мест захоронения в Москве. С ним связаны имена Н. Гоголя, М. Булгакова, С. Прокофьева, В. Маяковского, А. Чехова, Н. Хрущева и десятки других знаменитых имен.

Здесь покоятся и палачи советского периода (Молотов, Каганович) и их жертвы — известные литераторы, деятели науки, монахи: Л. Ландау, Н. Заболоцкий, Н. Вавилов и другие. Интересны и сами надгробия, многие из которых выполнены известнейшими русскими художниками и скульпторами (М.Врубелем, С.Коненковым, В.Мухиной, Э.Неизвестным).

Музей монастыря

В 1920-х гг. монастырь был закрыт. На его территории организовали сперва Музей раскрепощенной женщины, потом Историко-бытовой художественный музей, потом музей «Новодевичий монастырь». В годы Великой Отечественной войны в 1943 г.

в Новодевичьем открыли Московские богословские курсы, преобразованные поэтапно в семинарию, которую в итоге перевели в Троице-Сергиеву лавру. В 1994 г. в Новодевичьем возобновилась монашеская жизнь, а позже весь комплекс был передан в ведение Московской епархии Русской Православной Церкви.

При этом монастырь доступен для посещения, на его территории организовано экскурсионное обслуживание для туристов и паломников, проводятся выставки.

https://www.youtube.com/watch?v=fj91Jo8tRdY

На протяжении последних лет в небольших помещениях Софьиных палат располагается коллекция Богородичных икон. Также организована мемориальная выставка, посвященная игуменье Серафиме (Варваре Васильевне Чичаговой-Черной), с чьим именем связывают возрождение Новодевичьего монастыря. Представлены ее документы, дневники, научные труды, личное монашеское облачение.

В подклете – нижней части помещения палат – в XVII веке находился склад оружия. Экспозиция в этом просторном зале была открыта в 2012 г. и рассказывает о монастыре в период Отечественной войны 1812 года.

Здесь есть несколько костюмов солдат, документы, иконы, белокаменные части соборов и палат, которые оставили как напоминание о разорительной войне.

Также размещено множество копий с гравюр и рисунков, где показаны варианты военного обмундирования различных родов войск. В самом конце зала вы увидите несколько ведущих вниз ступенек, которые приведут вас к уровню основания Напрудной башни.

Там до сих пор находится колодец, который мог питать монастырь в случае осады. Говорят, что ему уже 500 лет! Под экспозиции выделены также помещения в палатах царицы Ирины Годуновой (Ирининских палатах).

© 2016-2019 moscovery.com

Елизавета Григорьева

Оцените насколько полезной для Вас была эта статья.
всего оценок: 12, средняя оценка: 4,75 (из 5)

Видео:ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. Новодевичий монастырь. АудиокнигаСкачать

ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. Новодевичий монастырь. Аудиокнига

Икона Смоленской Божией Матери — Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь

Первообраз Смоленской Богородицы очень древний и, по преданию, написан самим апостолом Лукой для антиохийского правителя Феофила. После смерти Феофила этот образ Одигитрии-Путеводительницы вернулся в Иерусалим; в V веке благоверная царица Пульхерия перенесла его во Второй Рим, во Влахернский храм.

Оттуда будущая Смоленская икона попала на Русь. При каких именно обстоятельствах, доподлинно не известно, но случилось это не позднее середины XI века.

Согласно преданию, икона стала родительским благословением для дочери византийского императора Константина Порфирородного, которую выдали замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича.

Икона Смоленской Божией Матери

После же смерти князя Всеволода Одигитрия обрела нового хранителя в лице его сына, великого князя киевского Владимира II Мономаха – полководца, писателя (его «Поучение» доныне изучают в курсе древнерусской литературы) и храмоздателя.

В 1095 году он перенес чудотворную из Чернигова (первого своего удела) в Смоленск, а в 1101 году заложил здесь соборный храм Успения Пресвятой Богородицы.

Спустя десять лет Одигитрия была поставлена в этом соборе и с этого времени стала именоваться Смоленской – по имени града, хранительницей которого эта чудотворная оставалась в течение почти девяти веков.

В XIII столетии на Русь обрушились полчища Батыя, стремительно продвигаясь на запад. Плача и молясь, смоляне припали к заступничеству своей Хранительницы. И свершилось чудо: Пречистая через образ Одигитрии Смоленской даровала городу чудесное спасение.

Татары стояли уже нескольких верстах от Смоленска, когда благочестивый воин по имени Меркурий услышал исходящий от святой иконы глас: «Посылаю тебя оградить дом Мой.

Властитель Ордынский тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой с войском своим, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Сама Я буду с тобой, помогая рабу Своему».

Повинуясь Пречистой, Меркурий поднял горожан, а сам бросился в неприятельский стан, где погиб в неравном бою. Погребли его в соборной церкви Смоленска и вскоре причисли к лику святых. В память о Меркурии в день его кончины пред чудотворным образом Одигитрии совершалось особое благодарственное молебствие.

https://www.youtube.com/watch?v=LBE9IOCpd-4

Когда в 1395 году Смоленское княжество утратило свою самостоятельность, попав в зависимость от Литвы. Но всего три года спустя дочь литовского князя Витовта выдали замуж за князя московского Василия Дмитриевича (сына святого благоверного князя Димитрия Донского), и Одигитрия стала ее приданым.

В 1398 году обретенную святыню установили в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от царских врат. Москвичи благоговейно поклонялись ей в течение полувека, пока в 1456 году в царствующий град прибыли представители смолян и били челом о возвращении им святыни.

Великий князь Василий Темный (1415-1462), посовещавшись с епископами и боярами, повелел «отпустить» чудотворную в Смоленск, оставив в Москве ее точный список. 28 июля при стечении едва ли не всех москвичей икону торжественно проводили через Девичье поле до брода у крутой излучины Москвы-реки, за которым начиналась дорога на Смоленск.

Здесь был отслужен молебен Путеводительнице, после чего первообраз чудотворной отправился в Смоленск, а провожавшие отнесли список со Смоленской в Благовещенский собор Московского Кремля.

В 1514 году Смоленск был возвращен в состав Русского государства (штурм города русскими войсками начался 29 июля — на следующий день после празднования Смоленской иконе); в 1524 году в память об этом событии великий князь Василий III основал на том самом месте, где в 1456 году москвичи провожали чудотворную, Новодевичий монастырь.

В 1609 году Смоленск обложило польское войско, и после двадцати месяцев осады, в 1611 году, город пал перед превосходивших неприятелем.

Чудотворная Смоленская икона была вновь отправлена в Москву, а когда поляки захватили и белокаменную, то в Ярославль, где она находилась до изгнания поляков и возвращения Смоленска русскому государству в 1654 году, в царствование Алексея Михайловича. 26 сентября 1655 года чудотворная икона Одигитрии вернулась в Смоленск.

Предстательство Пречистой за Ее излюбленный удел было вновь явлено через полтора века, во время Отечественной войны 1812 года.

Вновь Ее чудотворный образ был вывезен, сперва в Москву — 26 августа, в день Бородинского сражения, Смоленскую, Иверскую и Владимирскую иконы крестным ходом обносили вокруг Москвы, а 31 августа Иверская и Смоленская навестили раненых в сражении, лежавших в Лефортовском госпитале.

А когда русские войска оставили первопрестольную, Смоленскую икону перевезли в Ярославль. Однако заступничеством Пречистой это пребывание Ее чудотворного образа на волжских берегах оказывалось непродолжительным: уже 24 декабря 1812 года Одигитрия вернулась в Успенский собор Смоленска.

Много пришлось пережить и московскому Новодевичьему монастырю. Ссылали сюда неугодных цариц и царевен – Евдокию Лопухину, Софью; грабили и разоряли его наполеоновские «двунадесять языков» и даже попытались было, перед бегством своим из Москвы, взорвать обитель (спасли ее смелые инокини, затушившие уже зажженные фитили).

В 1922 году Новодевичий и вовсе закрыли, разогнав его насельниц. За противление грабительскому «изъятию церковных ценностей» была отправлена в лагерь игуменья Вера; а в 1938 году последний духовник обители протоиерей Сергий Лебедев принял мученическую кончину на Бутовском полигоне, где покоится прах десятков тысяч расстрелянных.

Еще в 1925 году на кладбище внутри монастырских стен было 2811 надгробных памятников, сейчас их осталось не более ста (в том числе могилы историка Сергея Соловьева и его сына Владимира, великого русского философа).

В оскверненной обители устроили «Музей раскрепощения женщины», а в 1934 году ее здания передали Государственному историческому музею.

Богослужения в Новодевичьем монастыре возобновились в 1945 г., когда здесь был заново освящен трапезный Успенский храм, с тех пор здесь вновь зазвучала молитва пред одним из списков Одигитрии.

Возрождение самой обители началось в 1994 г.

, когда в Новодевичий вернулись инокини во главе с игуменьей Серафимой (Черной) – внучкой святителя-мученика Серафима (Чичагова), скончавшейся в 1999 году; ее преемницей стала игумения Серафима (Исаева).

…Последние достоверные известия о самом чудотворном первом образе относятся к 1941 году. Закрытый в 1929 году, Успенский собор Смоленска разорен не был: его святыни и утварь сохранялись в целости до начала Великой Отечественной войны. 1 августа 1941 г.

вошедшие в город немецкие войска известили свое Верховное командование, что «очень древняя, легендой приписываемая евангелисту Луке, позднее переписанная, икона… находится на изначальном месте и не повреждена.

Она… была признана чудотворной и являлась местом паломничества верующих». Но когда два года спустя Смоленск был освобожден советскими войсками, иконы там уже не было.

Можно лишь уповать на то, что рано или поздно ее судьба начнет проясняться — подобно тому, как происходит с другой пропавшей было в ту войну чудотворной, Тихвинской.

https://www.youtube.com/watch?v=wmV5tBgRFEU

Вплоть до своего исчезновения первообраз Смоленской так и не был подвергнут обстоятельному научному изучению.

Согласно старым описаниям, доска, на которой написана икона, была необыкновенно тяжелой, загрунтованной мелом на клею и обтянута холстом; Пречистая изображена в половину роста, по пояс, левой рукою поддерживающей Младенца. Спаситель Своей десницей благословляет молящихся, шуйцею же держит свиток.

Верхние одежды Богородицы – темно-коричневого цвета, нижние – темно-синие; одежды Младенца темно-зеленые с золотом. На оборотной стороне первообраза было написано Распятие с греческой надписью «Царь распят» и видом Иерусалима.

При поновлении живописи в Москве в 1666 году к этому Распятию были добавлены фигуры Богоматери и Иоанна Богослова, которых прежде не было. Особенности Смоленской иконы – это фронтальное положение Младенца; очень небольшой поворот Богоматери в Его сторону Младенца; Ее чуть голова склоненная голова; характерное положение рук.

Празднование Смоленской иконе совершается 28 июля по христианскому летоисчислению. Некогда в этот день в первопрестольной совершался крестный ход из Кремля, по Пречистенке и Девичьему полю в Новодевичий монастырь.

К началу ХХ столетия насчитывалось более трех десятков чудотворных и особо чтимых списков Смоленской, посвященные этому образу храмы стояли во многих городах, весях и обителях русской земли, в одной только Москве было четыре Смоленских храма, в Петербурге – пять.

И сегодня по всем Смоленским церквям России звучит тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Одигитрия»:

Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя.

Видео:Новодевичий монастырь. Возвращение иконы "Отрада и Утешение"Скачать

Новодевичий монастырь. Возвращение иконы "Отрада и Утешение"

Новодевичий монастырь в Санкт Петербурге

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 30 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Новодевичий монастырь в Санкт Петербурге считают одним из красивых мест. История этой обители несла в себе множество различных событий, начиная от его основания.

История

Изначально по указу императрицы Екатерины Петровны Смольный девичий монастырь решили заложить возле Невы в 1748 году. Но так как семилетняя война началась нежданно, то начало его существования было отложено. Лишь в 1764 году приехали первые монахини и настоятельница. А уже в 1822 он перестал существовать из-за отсутствия монахинь.

В 1845 году по указу Николая 1 Первоклассный женский монастырь был размещен на Васильевском острове, а службы проходили в соседней Благовещенской церкви. Но так как место не подходило монахиням, то им был выделен участок у Московских ворот, где в 1849 году митрополит Никанор сделал закладку обители. Через 4 года тут было основано и кладбище.

Настоятельницей стала Феофания. Уже в 1854 году монахини переселились в новопостроенный комплекс. Также при обители начали действовать:

  • рисовальная.
  • башмачная,
  • иконописная,
  • просфорная,
  • чеканная,
  • квасоварня,
  • ковровая,
  • ферма,
  • поварня,
  • огород,
  • пчельник,
  • сад.

Еще при монастыре начали работать:

  • церковно-приходская Князь-Владимирская школа,
  • детский приют,
  • богадельня.

В советское время облик монастыря был значительно искажен. Монахини были высланы или арестованы. Имущество было распродано или украдено.

Храмы

Среди монастырских храмов выделяют:

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

  • собор Воскресения Словущего,
  • храм во имя Афонской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение»,
  • церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы,
  • храм Трех Святителей,
  • домовой Храм Серафима Вырицкого,
  • храм происхождения честных древ Животворящего Креста Господнего,
  • храм Явления Божьей Матери Сергию Радонежскому,
  • храм во Имя Святой Троицы,
  • исидоровская колокольня,
  • часовня во имя Сергия Радонежского и святой равноапостольной Нины,
  • казанская церковь.

Также на территории монастыря есть Новодевичье кладбище. Там похоронено большое количество выдающихся людей, поэтов, а также тех, кто оставил свой след в истории России.

https://www.youtube.com/watch?v=cvlwLUK1D_g

Обязательно к прочтению:  Храм иконы Тихвинской Божией Матери в Алексеевском

Иконы Новодевичьего монастыря

К чудотворным святыням обители относят:

  • Казанскую икону Божьей Матери,
  • чудотворную икону Божьей Матери «Ахтырская»,
  • икону Божьей Матери «Отрада и Утешение»,
  • Лик Спасителя,
  • Афонскую икона Божьей Матери с частицами мощей угодников Божих,
  • икону Страшный Суд,
  • икону Божьей Матери «Млекопитательница».

Кроме святых ликов есть еще ковчеги с частицами мощей. Большое количество паломников идут сюда, чтобы приложится к мощам и вознести свои молитвы Господу.

Богослужения в Новодевичьем монастыре СПб

Как и в прочих монастырях тут проводятся богослужения. Они проходят ежедневно, различие есть только в днях недели и праздниках.

Расписание богослужений

  • 9ч.30мин. — Божественная литургия  (время может меняться, в Великий Пост утренняя служба начинается в 7.00.);
  • 17ч.00мин. — вечернее богослужение.

В субботу:

  • 9ч.00мин.- Божественная литургия,
  • 17ч.00мин. — всенощное бдение.

В воскресенье:

  • 8ч.40мин. — акафист Илариону Троицкому,
  • 9ч.30мин. — божественная литургия,
  • 17ч.00мин.- вечернее богослужение.
  • Лавка с церковной утварью, иконами, православной церковной литературой, сувенирами, медовой продукцией и чаем, а также многим другим.
  • Текстильная лавка, в которой продается различная одежда: погребальная, крестильная, одежду священнослужителей, домашний текстиль, а также изделия с авторской вышивкой.
  • Трапезная и пекарня. Тут Вы сможете отведать пирожки, квас, горячий чай, сбитень.

Адрес: 196084, Россия, Санкт-Петербург, Московский пр., 100 проезд до ст.метро «Московские ворота». Приезжайте и наслаждайтесь возвышенной атмосферой этого места.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет так же интересно посмотреть еще и видео о Новодевичьей обители:

💡 Видео

Иверская икона возвратилась в Новодевичий монастырьСкачать

Иверская икона возвратилась в Новодевичий монастырь

Достояние России. Новодевичий монастырь. ИстокиСкачать

Достояние России. Новодевичий монастырь. Истоки

Звон в традиции Новодевичьего монастыря в храме иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость»Скачать

Звон в традиции Новодевичьего монастыря в храме иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость»

Новодевичий монастырь. Тайны и легендыСкачать

Новодевичий монастырь. Тайны и легенды

🇷🇺 Санкт-Петербург | Церковь Казанской Иконы Божьей Матери Воскресенского Новодевичьего монастыряСкачать

🇷🇺 Санкт-Петербург | Церковь Казанской Иконы Божьей Матери Воскресенского Новодевичьего монастыря

Воскресенский Новодевичий монастырь в ПетербургеСкачать

Воскресенский Новодевичий монастырь в Петербурге

Новодевичий монастырьСкачать

Новодевичий монастырь

Новодевичий монастырьСкачать

Новодевичий монастырь

Фильм "Всех радостей Радость" Икона "Умиление" Серафимо-Дивеевская ЛокотскаяСкачать

Фильм "Всех радостей Радость" Икона "Умиление" Серафимо-Дивеевская Локотская

Престольный праздник в Новодевичьем монастыреСкачать

Престольный праздник в Новодевичьем монастыре

Преображенский А.С.: О стиле росписей Смоленского собора Новодевичьего монастыряСкачать

Преображенский А.С.: О стиле росписей Смоленского собора Новодевичьего монастыря

Новодевичий | Монастыри России | Протоиерей Андрей ТкачевСкачать

Новодевичий | Монастыри России | Протоиерей Андрей Ткачев

Прогулка вокруг Новодевичьего монастыряСкачать

Прогулка вокруг Новодевичьего монастыря

Принесение Смоленской иконы в НоводевичийСкачать

Принесение Смоленской иконы в Новодевичий

Патриаршее богослужение в Новодевичьем монастыреСкачать

Патриаршее богослужение в Новодевичьем монастыре
Поделиться или сохранить к себе: