Православные лекции: самостоятельная катехизация

Содержание
  1. Программа самокатехизации
  2. 2                  Вера. Религия и наука. Чудеса. Религиозный опыт
  3. 3                  Что такое религия. История и сравнение религий. Отличие Православия
  4. 4                  О Церкви и о Храме
  5. 6                  Священное Писание и Священное Предание
  6. 7                  Иерархия христианских ценностей, каноны и догматы
  7. 9                  Таинства Церкви. Крещение
  8. 10             Священство и духовничество
  9. 12             Грех. Покаяние. Таинство Исповеди
  10. 13             Таинство Евхаристии
  11. 14             Таинство Брака. Семья, дети, здоровье. Таинство Соборования
  12. 15             Жизнь христианина в современном мире. Миссия, служение
  13. 16              Духовная жизнь
  14. Возможные формы и методы современной катехизации в Русской православной церкви
  15. Сроки катехизации
  16. Форма катехизации
  17. Этапы катехизации
  18. Методика и содержание катехизических бесед
  19. Подготовка катехизаторов
  20. Заключение
  21. Катехизатор — кто это? Катехизация в Русской православной церкви
  22. Основные понятия
  23. Задачи катехизации
  24. Педагогические аспекты катехизации
  25. Аудитория катехизации
  26. Кто имеет право принимать участие в катехизации?
  27. Организационная программа катехизации
  28. Канонические нормы Церкви
  29. Условия принятия Крещения и вхождения в церковную жизнь
  30. 🎥 Видео

Видео:Катехизация 01. Вводная лекцияСкачать

Катехизация 01. Вводная лекция

Программа самокатехизации

здравствуйте! если вы пришли на этот сайт, часто бываете на нем, читаете литературу о христианстве, то, возможно, это потому, что бог коснулся вашего сердца и вам хочется быть с ним, жить с ним и для него, но пока вы еще не знаете, как это правильно делать.

однако самой вере научить нельзя, так же, как и нельзя научить любви.

чтение книг может умножить веру, которая уже в зачатке в вас имеется, прибавить вам интеллектуальных знаний о том, как правильно строить свои отношения с богом, но не прибавить опытного познания живого бога, которое приобретается таинственным (мистическим) образом.

итак, если вы уже считаете себя человеком православным, верующим и хотели бы в этом углубляться, то эта страница –– для вас. если это не так, то вам лучше вернуться на главную страницу и пока просто выбирать и изучать те материалы, которые вас интересуют.

из священного писания, из опыта жизни христиан мы знаем, что бог соблаговолил так, чтобы полнота жизни с ним и в нем у людей достигалась некоторым особым способом, который называется церковь. не все, к сожалению, правильно понимают значение этого слова. оно имеет несколько значений.

но сейчас речь идет о церкви в смысле тела христова (кол. 1:24), в смысле мистического, невидимого единства всех верующих, пребывающих в духе святом. если я с богом и в боге, и ты с богом и в боге, то ты и я – вместе и не можем быть порознь.

процесс присоединения человека к церкви (через таинство крещения), а значит, и к богу, или возвращения в церковь (через таинства исповеди и причастия), или углубления жизни в ней (если ранее церковная жизнь шла формально) называется воцерковлением.

этот процесс сложный, но для него как раз можно дать ряд «инструкций», советов, известных из опыта ранее воцерковлявшихся людей, в том числе святых отцов, и составить некую «памятку».

сейчас воцерковляющийся человек, обращаясь в интернет, может найти великое множество важных и интересных материалов о боге и церкви.

но чаще всего они представлены вне какого-то иерархического порядка, и очень трудно бывает понять, с чего надо начинать чтение, в какой последовательности изучать те или иные вопросы, что среди представленных тем самое главное, а что ― второстепенное.

для церкви это особенно важно, потому что, когда второстепенные вещи выходят для людей на передний план, церковная жизнь, то есть жизнь с богом, искажается и человек теряет благодатную связь с ним, что всегда приводит к печальным последствиям.

поэтому по-хорошему воцерковляющемуся человеку, человеку, который хочет стать православным, нужен курс, некая система обучения, передачи опыта воцерковления, посредством которой опытные члены церкви, давно старающиеся жить в боге и с богом, передавали бы, лично или через книги, свой опыт тем, кто только стремится к этому.

в древности так и было: существовали так называемые школы для оглашенных, то есть людей, готовящихся ко крещению. в нашей стране в течение долгого времени такая возможность отсутствовала, что привело к чрезвычайному распространению религиозной безграмотности, околоцерковных суеверий.

в настоящее время, слава богу, институт катехизации, то есть системного воцерковления, начинает возрождаться и развиваться. при храмах и монастырях появляются воскресные школы и катехизические курсы для взрослых, создаются православные учебные заведения.

конечно, вам, как воцерковляющемуся человеку, лучше всего было бы найти такие курсы в своем регионе и поступить на них. нельзя научиться плавать или кататься на велосипеде по книжкам. нужно, чтобы рядом были опытные помощники, нужно начинать тренироваться, реально действовать, хоть и лень. что уж говорить о такой сложнейшей науке, как общение с богом. самоучкой в ней вряд ли преуспеешь, даже все великие святые всегда учились у кого-то. как и в любом человеческом деле, в любой науке, в жизни с богом все зависит от двух моментов: таланта и прилежания. если первое дает бог, то второе полностью зависит от нас самих, а господь, как мы знаем из евангелия, строго спросит даже с тех, кто получил самый маленький дар (мф. 25:14-30).

однако, к сожалению, не у всех есть возможность найти катехизическую школу при храме и сразу начать учиться в ней. на такой случай к нам приходят на помощь интернет-курсы катехизации.

слава богу, сейчас они появляются и, с развитием современных интерактивных технологий, предоставляют прекрасные возможности для дистанционного обучения, которое, в отличие от классического заочного, дает возможность постоянного плодотворного общения воцерковляющихся христиан.

https://www.youtube.com/watch?v=rexsr94cMtA

одна из первых таких дистанционных школ катехизации, «православный интернет-курс»(azbyka.ru/praurs), тесно сотрудничает с православным порталом «азбука веры» и регулярно проводит набор на обучение.

для тех же, кто не успел поступить на этот курс, или по каким-либо причинам не видит это для себя возможным, катехизаторы «правкурса» предлагают примерную программу для самостоятельной катехизации. на этой странице вы можете видеть перечень из 16 тем, для каждой из которых дана ссылка на соответствующий раздел «азбуки веры».

из всего многообразия нашей православной энциклопедии выбраны ― и даны в наиболее приемлемом для усвоения порядке ― лишь те темы, которые наиболее необходимы для правильного воцерковления.

мы предлагаем вам начать строго последовательно, по порядку, читать материалы из этих разделов. не обязательно все, какие в них содержатся, а хотя бы только те, которые вас наиболее заинтересуют.

предлагаем отводить на изучение каждой темы какое-то определенное время, но не больше недели.

не беда, если не будете успевать прочитывать все материалы разделов, сейчас важнее получить общее представление о церковной жизни, а углубиться мы всегда сможем потом.

однако считаем свои долгом предупредить об опасности могущей возникнуть иллюзии, что простого изучения предложенных материалов, даже всех, уже достаточно для полноценной жизни с богом, для воцерковления. конечно же, это не так.

во-первых, то, что вы читаете, весьма сложно и не всегда может правильно истолковываться, для этого нужна помощь опытных людей. во-вторых, мало читать, надо действовать. вспомните пример про плавание и велосипед.

можно отлично знать всю религиозную литературу, знать наизусть библию, но при этом оставаться бесконечно далеко от бога. именно поэтому мы настоятельно рекомендуем, как только у вас появится возможность, все же записаться на катехизические курсы, дистанционные, а лучше – реальные.

не стесняйтесь, обойдите близлежащие православные храмы и монастыри в своем городе, спросите, есть ли у них какие-либо курсы или беседы для воцерковляющихся.

напоследок приводим для вас список тех дел, которые ежедневно необходимо делать тому, кто стремится к богу:

— бороться, со своей леностью, ложной скромностью. принуждать себя к добрым и полезным делам и проявлять жизненную активность.

из предложенных материалов вы узнаете, что человек – такое существо, которое, хотя и стремится к богу, постоянно чем-то тяготится, устает, ленится, хочет грешить. противление этому часто вызывает боль, неудобство, беспокойство.

поэтому нам надо научиться постоянно преодолевать себя ради высшего, научиться железному терпению и разумному самоотвержению. без них, как мы знаем, невозможно достичь успеха не только в религиозной жизни, но и в спорте, и в искусстве, и в науке.

нет времени на божии дела? но это значит, что есть время на другие, что нечто другое мы любим больше, чем бога, и тем нарушаем первую заповедь (мф. 22:37) и обманываем самих себя, говоря, что хотим быть с богом.

— читать священное писание, начиная с евангелия – книги о христе. священное писание – библия, слово божие. по большей части, именно оттуда мы узнаем, чего хочет от нас бог, каковы его заповеди, которые должны выполняться неукоснительно, и о том, что главная из них – любовь к богу и ближним (мф. 22:37-39).

если мы будем читать эти святые строки ежедневно, хотя бы совсем понемножку, но стараясь воплощать их в жизни, то постепенно, с годами, будем все ближе и ближе к христианскому идеалу. тем, кому трудно поверить в бога, святые отцы рекомендуют попробовать принуждать себя жить по заповедям божиим, и тогда человеку ясно открывается бог.

«блаженны чистые сердцем, ибо они бога узрят» (мф. 5:8).

—  читать священное предание. священное предание – это не одна какая-то книга, а творения всех святых отцов, то есть людей, которым удалось, с божьей помощью, воплотить идеал христианской жизни и засвидетельствовать это различными дарами святого духа: прозорливостью, чудотворениями, пророчествами и т.п.

если нам даже в таком простом, казалось бы, деле, как обучение грамоте и счету, требуется помощь учительницы русского языка или математики, а иногда и тетрадки более умных товарищей, то было бы просто глупо пренебрегать записями «старших товарищей» в единственно важном в этой жизни деле, деле спасения собственной души.

опять же, читать их надо ежедневно, хоть и понемногу, ибо надо постоянно «бодрствовать, потому что не знаете, в который час господь ваш приидет» (мф. 24:42).

— молиться. молитва – разговор с богом, которого, мы, возможно, пока еще не очень хорошо знаем. но он знает нас лучше всех и слышит каждое обращенное к нему слово, особенно соединенное с искренним сердечным чувством.

именно к этому призывает всех (а не только святых, монахов, священников) апостол павел: «непрестанно молитесь» (1фес. 5:17).

ибо как можно быть вместе с богом, которого любишь, не общаясь с ним? но, как и в любом деле, мы начинаем с малого, поэтому надо приступать к молитве хотя бы по текстам молитвословов, хотя бы два раза в день, утром и вечером, и раз в неделю – соборно, в храме.

— приступать к таинствам церковным (желать этого – ежедневно, приступать же более или менее регулярно, по возможности). прежде всего – к причастию святых плоти и крови христовых, а предварительно – к покаянию.

таинства – это такие церковные священнодействия, в которых наиболее глубоко происходит общение и соединение человека с богом, особенно же – в таинстве причастия. поэтому таинства всегда были главнейшей стороной жизни церкви, ибо невозможно любить бога и не стремиться к единению с ним.

конечно же, участие в таинствах подразумевает регулярное посещение общественных богослужений в храме, которые мы должны учиться знать и любить, потому что церковь – единство всех в любви к богу.

— совершать дела милосердия. святой апостол иаков говорит: «вера без дел мертва» (иак. 2:20), подчеркивая то, о чем всегда говорил спаситель. а апостол павел обличает: «если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» (1кор. 13:2).

поэтому, если мы хотим быть христианами, то мы обязаны отрывать себя от мониторов, вылезать из теплых комнат и идти к тем, кому плохо, больно, одиноко. в первую очередь – к своим родным и соседям. если у них все более или менее хорошо – то в больницы, дома престарелых и т.п.

, причем помогать не «виртуально» (деньгами или вещами), а лично – чтобы смотреть им в глаза, общаться со страждущей душой. сейчас, слава богу, во многих городах налаживается социальное служение, и почти при каждом социальном учреждении есть группа добровольцев, которые организованно ходят помогать страждущим.

найдите его – и присоединяйтесь. если же не так, то что вам мешает пойти в ближайший храм (монастырь) и предложить батюшке помощь? только ваша собственная леность. обычно при каждом храме прихожане занимаются какими-то делами милосердия и помогают кому-либо – больным, или бездомным, или самому храму.

если такого нет в одном храме – идите в другой. предложите организовать что-либо подобное, проявляйте инициативу.

программа самокатехизации

2                  Вера. Религия и наука. Чудеса. Религиозный опыт

— О ВЕРЕ И НЕВЕРИИ

— О БОГЕ

— НАУКА И РЕЛИГИЯ

— ЧТО ТАКОЕ ЧУДО?

— НРАВСТВЕННОСТЬ И ДУХОВНОСТЬ

3                  Что такое религия. История и сравнение религий. Отличие Православия

— ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ РЕЛИГИИ

— К ОДНОМУ ЛИ БОГУ ВЕДУТ РЕЛИГИИ

— ОТЛИЧИЯ между ХРИСТИАНСКИМИ КОНФЕССИЯМИ

4                  О Церкви и о Храме

— ЗАЧЕМ МЫ ПРИХОДИМ В ЦЕРКОВЬ?

6                  Священное Писание и Священное Предание

— ИИСУС ХРИСТОС – БОГ ЯВИЛСЯ ВО ПЛОТИ

— СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

— СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ

7                  Иерархия христианских ценностей, каноны и догматы

— СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА

— МЕШАЮТ ЛИ ДОГМАТЫ СВОБОДЕ?

9                  Таинства Церкви. Крещение

— ЦЕРКОВНЫЕ ТАИНСТВА

— ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ

10             Священство и духовничество

— ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА

— О ДУХОВНОМ ОТЦЕ

12             Грех. Покаяние. Таинство Исповеди

— Я ПОРЯДОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК, КАКИЕ У МЕНЯ ГРЕХИ?

— ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ

13             Таинство Евхаристии

— ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ

— ЛИТУРГИЯ – ГЛАВНАЯ СЛУЖБА ЦЕРКВИ

14             Таинство Брака. Семья, дети, здоровье. Таинство Соборования

— ТАИНСТВО БРАКА

— ТАИНСТВО ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ

— ЛЮБОВЬ И СЕМЬЯ. ЗАЧЕМ ВЕРА ДЕТЯМ?

15             Жизнь христианина в современном мире. Миссия, служение

— МИЛОСЕРДИЕ

— ХРИСТИАНСТВО И СОВРЕМЕННЫЙ МИР

— ИСКАЖЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА

— КУЛЬТУРА

16              Духовная жизнь

— ЧТО ТАКОЕ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ?

— ОСНОВЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

— ДУХОВНАЯ БОРЬБА

— МИСТИКА

— КАК СТАТЬ СВЯТЫМ?

— МОНАШЕСТВО – ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ

Видео:Что такое катехизация? | Протоиерей Александр СорокинСкачать

Что такое катехизация? | Протоиерей Александр Сорокин

Возможные формы и методы современной катехизации в Русской православной церкви

?

Он воскрес! (adam_a_nt) wrote,
2014-06-07 20:04:00 Он воскрес!
adam_a_nt
2014-06-07 20:04:00 Category: Давид Гзгзян

Особенности современной ситуации в РПЦ прежде всего заставляют задуматься над вопросом, что означает соблюдение в нынешних условиях церковных канонов, регламентирующих катехизацию. Отдельных исследований и специальной разработки заслуживает и вопрос о применении святотеческих правил и методов оглашения.

Едва ли можно представить себе пересмотр фундаментальных принципов, поэтому, скорее всего, должны остаться в силе следующие положения:

  • осознанное и ответственное крещение или приобщение к другим церковным таинствам;
  • всесторонняя подготовка приступающих к таинствам церкви в виде научения закону веры, закону молитвы и закону жизни;
  • постепенность катехизации в виде последовательного приобщения к нормам и правилам церковной жизни — от преимущественно нравственного наставления к систематическому освоению основ вероучения;
  • испытание готовности к ответственному участию в таинствах Церкви.

[Spoiler (click to open)]

В отношении конкретных форм и методов огласительной подготовки с учетом уже сложившихся к настоящему моменту различных практик катехизации можно допустить достаточно широкую вариативность, если она не колеблет базовых принципов.

Более того, в условиях, когда в Русской православной церкви в целом ощущается серьезный недостаток опыта оглашения, в особенности его результатов и критериев их оценки, факт многообразия подходов можно расценить как положительный.

Однако наряду с принципиальным признанием допустимости различных форм и способов катехизации, возможна и целесообразна выработка систематизированных рекомендаций, позволяющих избирать наилучшие варианты.

Сроки катехизации

[Spoiler (click to open)]

Если исходить из того, что главной задачей катехизации является содействие вхождению в полноту церковной жизни ради благодатного и ответственного жительства, то следовало бы ориентироваться на достаточно длительное и всестороннее научение, что соответствует доконстантиновской эпохе истории церкви.

Однако и продолжительный характер катехизации допускает различное толкование. Например, помимо трех (согласно Апостольским постановлениям) или двух лет (в соответствии с правилами Эльвирского собора) известны годичные циклы оглашения, которые практиковали выдающиеся русские православные миссионеры прп. Макарий Алтайский и свт. Николай Японский. При этом в особых случаях свт.

Николай применял в качестве минимального сорокадневное оглашение.

https://www.youtube.com/watch?v=xjS4iA2jHMo

Если по каким-то причинам полноценное оглашение представляется нереальным вследствие определенных обстоятельств жизни конкретного прихода, то приходится говорить о сокращенных формах оглашения (по аналогии с теми, что стали практиковаться вскоре после Миланского эдикта).

Нужно отметить, что и в этом случае оставались незыблемыми определенные нравственные и вероучительные стандарты, как то: требование строго соблюдать заповеди, регулярно посещать церковные богослужения и огласительные беседы, знать основы вероучения, обобщенные в Символе веры.

При сокращенных формах катехизации вынужденно усиливается ее заградительная функция, когда оглашение служит препятствием для легкомысленного и безответственного отношения к таинствам Церкви.

Эта функция безусловно присутствовала в сознании и практике древней церкви, однако при краткой катехизации существует определенный риск ослабить другие важнейшие цели оглашения: вхождение в опыт благодатной жизни, возможное лишь через глубокое покаяние, которое требует серьезных, а то и коренных перемен в жизни. Трудно представить, что такой результат может быть достигнут за несколько недель или даже два-три месяца.

Форма катехизации

[Spoiler (click to open)]

Даже в случае краткого оглашения необходимо ориентироваться на личность катехуменов, учитывая по возможности существенные обстоятельства их жизни.

Катехизацию не следует превращать в занятия, поскольку такая безличная форма как раз рискует игнорировать личностные черты оглашаемого с его собственным духовным опытом и духовными нуждами, а это может привести к поверхностному и слишком рациональному восприятию катехуменами всего, что они узнают.

Диалогичный характер встреч больше отвечает задачам оглашения, однако если катехизатор ориентируется на малый срок, оглашение практически неизбежно придется проводить в виде серии монологических и, скорее всего, перенасыщенных материалом поучений.

Кроме того, монологический тип катехизации крайне затрудняет отслеживание перемен, происходящих в восприятии и самой жизни оглашаемых, а также проведения в той или иной форме процедуры «возвращения» Символа веры.

Этапы катехизации

[Spoiler (click to open)]

Предпочитая тот или иной вариант сроков и формы катехизации, необходимо соблюдать определенную последовательность огласительных действий:

А. Предоглашение. В самом начале для выяснения намерений будущего оглашаемого с ним следует провести предварительное собеседование.

Если выяснится, что у желающего креститься или приступить после долгого перерыва к другим церковным таинствам не очень четкие или даже не вполне адекватные цели, этому следует уделить внимание и хотя бы кратко разъяснить истинный смысл предстоящего.

В зависимости от избранных сроков катехизации длительность предоглашения
может составлять от одного дня до полутора-двух месяцев.

Если предпочтение оказывается долгосрочной форме, это позволяет уже на предварительном этапе приобщать будущих катехуменов к регулярной церковной молитве, разъяснять, опираясь на святоотеческие толкования, нравственный и вероучительный смысл псалмов и некоторых специально подобранных мест из Священного писания.

Б. Первый этап желательно начать с древней молитвы перед началом первого этапа оглашения. Здесь прежде всего необходима серия бесед (в самом крайнем случае — одна отдельная беседа), посвященных вопросам христианской нравственности (моральный катехизис), желательно с приобщением оглашаемых к материалу учительных книг Ветхого завета и соответствующих глав Пятикнижия.

Если избранные сроки позволяют, в завершение желательно также краткое ознакомление с толкованием нравственно значимых мест Нового завета. Отдельного внимания на этом этапе заслуживает разъяснение структуры и содержания основных синаксарных православных богослужений.

Этап «слушания» традиционно был самым длительным, поэтому диапазон вариантов относительно предполагаемых сроков его проведения следует признать самым широким.

В. Второй этап, или просвещение, в соответствии со святоотеческой традицией следует посвятить систематическому изъяснению Символа веры.

При любых вариантах длительности оглашения важно специально выделить следующие темы: сотворения мира и человека, грехопадения, воплощения, Крестной смерти и Воскресения Спасителя, а также тему Пятидесятницы и Церкви.

 Если позволяют обстоятельства и сроки оглашения, желательно совместить второй этап с длительным постом и приурочить крещение (или первое причастие) к празднованию Пасхи или Рождества Христова.

Г. Завершающий цикл (мистагогия) исторически самый краткий. Возможные временные ориентиры здесь — от одной-двух бесед до одного-двух месяцев. Первенствующее значение следует отвести таинствам покаяния, крещения, миропомазания и евхаристии, а также содержанию и краткой истории формирования тринитарного, христологического и сотериологического догмата.

Методика и содержание катехизических бесед

[Spoiler (click to open)]

А. Моральный катехизис, составляющий основное содержание первого этапа, и сегодня целесообразно выстраивать в соответствии с древнецерковным учением о «двух путях» — пути жизни и пути смерти.

Отдельно следует остановиться на смысле тех заповедей из ветхозаветного Декалога, которые в настоящее время представляют наибольшую трудность для их практического соблюдения (например, заповедь о почитании родителей и запрет на прелюбодеяние), а также тех, которые нередко неоправданно воспринимаются катехуменами как неактуальные, которым трудно найти практическое значение в повседневной жизни (первые четыре). Очень полезной может быть отдельная беседа о нравственных смертных грехах.

Б. У толкования Символа веры богатая и разнообразная святоотеческая традиция, что с одной стороны представляет хорошее подспорье для современного катехизатора, а с другой — создает некоторые трудности, связанные с проблемой выбора тех или иных трактовок, которые подчас внешне могут довольно далеко расходиться.

Например, в стихе «И Дух Божий носился над водою» (Быт 1:2) свт. Василий Великий толкует «Дух Божий» как указание на третье Лицо Cв. Троицы (Bas. Homiliae in Hexaemeron), в то время как свт. Иоанн Златоуст — как тварную силу (Chrys. Genes. Hom. 3. 1).

Поэтому при разъяснении Символа веры следует особенно внимательно относиться к древнейшему принципу оглашения: катехуменам, как правило, преподается в качестве общецерковного только бесспорная часть Предания.

 Там же, где допустимы разные, особенно равноправные, трактовки, следует специально оговаривать как саму такую возможность, так и мотивы их предпочтения конкретным катехизатором.

https://www.youtube.com/watch?v=I5HaE0rJsL0

Что касается возможных сочетаний двух различных традиций преподания церковного вероучения — преимущественно экзегетической или преимущественно догматической [2], то их выбор в значительной степени будет определяться тем, какие избраны сроки оглашения, какова будет длительность и форма катехизических встреч, а также в какой форме будет осуществляться «возвращение» Символа. Первая, преимущественно экзегетическая форма требует большего времени и более развернутых бесед, предполагающих к тому же внеаудиторную самостоятельную работу катехуменов, а также вопросно-ответные встречи по наиболее сложным темам. Вторая форма более ориентирована на жанр монологического наставления и может быть уложена в более короткие сроки.

Подготовка катехизаторов

[Spoiler (click to open)]

Для катехизаторов оглашение должно быть живым и ответственным церковным служением, требующим их личного участия в духовной жизни каждого катехумена, тем более что новопросвещенные члены Церкви нуждаются в духовной опеке и в первое время по завершении оглашения. Помощь такого рода в первую очередь будет ожидаться ими от своего катехизатора, как близко знакомого и, в нормальном случае, пользующегося их особым доверием церковного служителя. Поэтому очень желательно, чтобы само оглашение не было предметом оплаты и основывалось на принципе бескорыстия. При этом можно допустить, чтобы, например, лицо, отвечающее за организацию оглашения (включая подготовку катехизаторов) в масштабе епархии или большого благочиния, занимало штатную оплачиваемую должность.

Катехизацию могут вести клирики, монашествующие, подготовленные миряне (в том числе женщины).

Главное условие — катехизатор должен изъявить желание личного служения Богу, Церкви и конкретным людям, за которых ему предстоит нести сугубую духовную ответственность.

Естественно, что катехизатор должен пользоваться доверием священноначалия и своего церковного окружения и располагать достаточным духовным опытом, а также специальной и многосторонней подготовкой.

Что касается места для регулярной катехизации, то лучше всего для этих целей подходит кафедральный собор, где возможно участие катехуменов в архиерейских богослужениях и возрождение традиции преподания им архиерейского благословения.

Кроме того, заслуживает внимания и вариант с проведением катехизации в специально создаваемых для этих целей миссионерских приходах, где есть возможность приблизить богослужение к восприятию оглашаемых ради их более полного участия, а также возможно отведение для огласительных встреч специальных помещений.

Заключение

В целом рекомендации по восстановлению традиции катехизации в РПЦ можно было бы свести к следующему:

  • Восстановление катехизации, являющейся неотъемлемой частью апостольского и святоотеческого предания, должно ориентироваться на канонические нормы и основное содержание катехизации в древней церкви.
  • Для этой цели необходимо личное внимание архиереев и наиболее ревностных и опытных священнослужителей к процессу и плодам катехизации в каждом городе и в каждой епархии.
  • В зависимости от обстоятельств катехизация может иметь разные парадигмы своего воплощения в отношении длительности, акцентов и применяемых методик. При этом необходимо выдерживать принцип единства трех законов — веры, молитвы и жизни.
  • В ходе катехизации необходимо максимально использовать соответствующие литургические чины и молитвы по их изначальному и прямому назначению.
  • Для подготовки катехизаторов необходимо создание и внедрение специально разработанных учебных курсов катехетики в духовных учебных заведениях, вводящих как в святоотеческую традицию катехизации, так и в современную проблематику.
  • К служению катехизатора после соответствующего испытания помимо клириков следует привлекать ревностных и духовно опытных мирян, в том числе женщин.
  • При катехизации необходимо учитывать духовные особенности и обстоятельства жизни катехуменов. Для катехуменов с особыми обстоятельствами (например, болезнь, проживание в отдаленной местности и т. п.) целесообразна разработка специальных, упрощенных форм катехизации.
  • Наконец, необходимо дополнительное усилие по воплощению святоотеческого принципа «что преподается на катехизации, то должно быть и в церковной жизни», т. е. у катехизаторов и оглашаемых слова и дела не должны расходиться.


Источник возрождение, давид гзгзян, катехизация, нмц мик, церковь

Видео:ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ (Катехизис). 1 лекция. Священник Валерий СосковецСкачать

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ (Катехизис). 1 лекция. Священник Валерий Сосковец

Катехизатор — кто это? Катехизация в Русской православной церкви

В нашем современном мире мало кто задумывается о соблюдении церковных традиций. Но за это совсем не стоит никого осуждать, так как человек должен самостоятельно определиться, нужно ему это или нет.

Православное воспитание людей всех возрастных категорий имеет большое значение в современном обществе. Оно направлено не только на восприятие у людей понятия веры в Господа и приближения к нему, но и на прививание семейных ценностей, духовное обогащение и развитие морали.

Это очень важно, поскольку общество, в котором мы живем, с каждым годом деградирует, руководствуясь ложными ценностями.

С целью распространения духовного развития и повышения качества религиозного образования Синодальный отдел Русской православной церкви с осени 2005 года ведет разработку специального документа, которому будет придано общественное значение.

Согласно ему, за просвещение людей в вопросах религии отвечает специалист, получивший специальное образование, который называется катехизатор. Непросвещенные люди, которые впервые слышат об этой профессии, впадают в недоумение.

Чтобы внести хоть какую-то ясность, давайте постараемся разобраться в том, кто такой катехизатор в Церкви.

Основные понятия

Прежде чем ознакомиться с понятием катехизатор, кто это и чем он занимается, давайте разберемся с основными определениями православного воспитания.

https://www.youtube.com/watch?v=6zE6FAWA4Qs

Церковь прилагает большие усилия по приобщению к христианству и обучению людей этой религии. Для реализации данных задач выполняются многочисленные процессы, которые были объединены под одним термином — катехизация. Это слово имеет греческое происхождение и в переводе на русский обозначает наставление.

Если говорить на простом языке, то православная катехизация — это обязанность всех людей, призванных к пастырскому служению или наделенных правом проповедовать, наставлять и обучать новообращенных христиан.

Церковь, в свою очередь, никогда не переставала нести веру в народные массы, что является главной ее миссией.

Основная задача Русской православной церкви заключается в том, чтобы познакомить как можно больше людей с христианством и помочь им обрести веру в единого Бога.

Задачи катехизации

Рассматривая катехизацию, важно понимать, что православное воцерковление и церковная жизнь — это совершенно разные вещи.

Первое подразумевает под собой образовательный курс, который проходит человек в течение определенного промежутка времени при принятии христианства, в то время как второе — это общение верующих с Богом через Церковь.

Катехизация, в свою очередь, направлена на то, чтобы оказать новообращенным верующим всяческую посильную помощь в этом и научить основам религии.

Таким образом, можно выделить следующие основные задачи катехизации:

  • развитие у человека христианского мировоззрения;
  • приобщение к Церкви;
  • формирование понимания основы православной веры;
  • помощь с вхождением и адаптацией новообращенных верующих в христианской общине;
  • содействие в личном духовном развитии и жизни;
  • просвещение в основах канонических и дисциплинарных норм церковной жизни;
  • помощь в обретении своего места в жизни и служении в Церкви.

Конечной целью катехизации является обретение людьми христианского мировоззрения, а также участие в жизни Церкви и активное служение ей.

Невозможно дать определение термину катехизатор (кто это будет рассмотрено немного далее) без понимания основных принципов православного образования.

Среди таковых можно выделить:

  1. Иерархия ценностей — обучение православной религии, а также миссия церкви и приобщение к ней верующих должно осуществляться в соответствии с иерархией христианских ценностей.
  2. Христоцентричность — центром православной религии является Иисус Христос, поэтому катехизация должна не только подвести человека к пониманию религии, но и приблизить его непосредственно к Господу. Поэтому в процессе обучения каждый катехизатор, кто это такой будет рассказано далее в статье, обязан прилагать как можно больше усилий процессу обучения, просвещая новообращенных верующих о жизни Христа и основе его учения.
  3. Сосредоточенность жизни на Евхаристии — подготовка людей, желающих принять православие, к обряду крещения и Святому Причастию.
  4. Общинность — стать полноценным верующим можно только при вхождении в христианскую общину.
  5. Неидеологизированность — религия далека от государственности, общества, истории, культуры и других идеологических понятий.
  6. Приобщение к церковной жизни — каждый верующий должен принимать активное участие в жизни Церкви, чтобы разделять со всеми благую весть о воскрешении Христа.
  7. Активная открытость миру — невозможно любить Христа, не возлюбив ближнего своего, поэтому каждый православный верующий должен быть открыт не только Господу, но и всем окружающим.
  8. Формирование истинных ценностей — православная литература утверждает, что верующие должны жить истинными, а не ложными ценностями, поэтому они обязаны иметь четкое представление о святости и грехе, а также о добре и зле.
  9. Каноничность — все верующие должны иметь четкое представление о канонических нормах Церкви и четко придерживаться их.

Православное образование и приобщение людей к Церкви строится на строгом соблюдении перечисленных выше принципов.

Педагогические аспекты катехизации

Катехизация базируется на определенных педагогических аспектах, необходимых для достижения наиболее эффективного педагогического процесса. Помимо этого, православное образование подразделяется на следующие ключевые составляющие: Божественная педагогика, педагогика Промысла Божия и педагогика Любви.

https://www.youtube.com/watch?v=s-K3UwFtLgw

При это фундаментальными составляющими образовательного процесса являются:

  • личностность;
  • диалогичность, любовь и смирение;
  • добровольность, ответственность, своевременность;
  • компетентность;
  • стремление к плодотворности;
  • последовательность;
  • системность;
  • современность.

Также не стоит забывать и о том, что в процессе обучения катехизатор (кто это, мы разберем немного позднее) должен постоянно стремиться к углублению понимания новообращенными христианами основных принципов православной религии.

Аудитория катехизации

При построении процесса православного обучения важно различать аудитории катехизации, на которую она направлена. Это очень важно, поскольку к каждой из них требуется индивидуальный подход, без него будет просто невозможно вызвать интерес у людей к религии и приближении их к Христу.

Разделяют следующие типы аудиторий:

  • младшие дети;
  • старшие дети и подростки;
  • молодежь;
  • взрослые;
  • люди с ограниченными физическими возможностями.

К представителям каждой аудитории необходим своеобразный подход, поэтому курсы катехизаторов направлены на то, чтобы подготовить квалифицированных специалистов, которые будут способны не только уметь находить общий язык с людьми различных возрастных категорий и представителями социальных слоев, но и уметь раскрыть их как личность, чтобы как можно лучше донести основы христианства.

Кто имеет право принимать участие в катехизации?

Богословское образование — это единая миссия, которой занимаются священники, диаконы, монахи и последователи христианства по главе с епископом.

Важно понимать, что все приближенные к Церкви, принимающие активное участие в ее жизни, являются в той или иной степени участниками катехизации.

Более того, каждый член христианской общины должен не только служить Церкви, но и всячески содействовать распространению православной религии, а также просвещать новообращенных верующих.

Каждый участник катехизации использует различные способы и методы просвещения, которые зависят от места, занимаемого им в Церкви.

Если какая-либо из групп катехизаторов прекращает заниматься процессом обучения или уделяет ему недостаточно внимания, то опыт теряет свое богатство, целостность и значимость.

За координирование действий катехизаторов и организацию педагогического процесса наибольшую ответственность несут пастыри, ввиду своего положения.

Организационная программа катехизации

На сегодняшний день еще не существует какой-либо базы для организации и проведения катехизаторской деятельности, но, как упоминалось в начале статьи, с 2005 года ведутся активные работы над ней. Это обусловлено тем, что ранее не было необходимости в систематизации православного образования и просвещения, а знакомству новообращенных верующих с религией способствовало чтение духовных книг.

Основная проблема разработки организационной программы катехизации заключается в отсутствии штатных должностей, обязанности которых будут основываться на приобщении людей к Церкви и их последующем обучении. На сегодняшний день просвещением христиан занимаются преимущественно священники и миряне.

Подготовка катехизаторов по епархиальной образовательной программе должна включать в себя и объединять различные преподавательские процессы, рассчитанные на представителей различных аудиторий.

Она должна подразделяться на два направления: обучение детей, подростков и молодежи, а также просвещение взрослых. Отдельной категорией являются люди преклонного возраста, которые на закате своей жизни самостоятельно решили приобщиться к церкви.

При этом формы катехизации должны функционировать не отдельно, а сообща, дополняя друг друга и формируя единый образовательный комплекс.

Чтобы ускорить подготовку специалистов и максимально увеличить эффективность образования, должна быть создана специальная литература для катехизаторов, а также различные методические пособия на всех приходских уровнях.

Канонические нормы Церкви

Принятие христианской религии состоит из следующих этапов:

  1. Предоглашение. Проводятся беседы и изучается православная литература с целью знакомства язычника с основами христианства.
  2. Предварительное собеседование. Обратившиеся впервые в церковь с целью приобщения к ней рассказывают о себе, после чего священник читает им проповедь о христианском пути.
  3. Посвящение в катехумены. Желающие принять христианство получают благословение и возложение рук, после чего им присваивается звание катехуменов первого этапа.
  4. Собеседование с епископом, на котором катехумены, готовые принять крещение, рассказывают о своем образе жизни и совершенных добрых делах. Оно проводится в присутствии крестных родителей, которые играют большую роль.
  5. Катехизация. С будущими христианами проводится обучение, включающее изучение Символа веры, Молитвы Господней и проживание в церковной общине, а также выполняется их подготовка к обряду Крещения. Большое внимание на этом этапе уделяется моральной подготовке катехуменов.
  6. Отречение от сатаны и сочетание со Христом. Завершающий этап перед Крещением, подтверждающий подлинность намерений язычника обратиться в христианство.
  7. Принятие Крещения. До или после объяснения сути обряда Таинства язычники принимали Крещение, после которого их допускали к Святому Причастию.

После прохождения всех этих этапов, длительность которых составляет несколько лет, человек официально считается христианином и может принимать полноценное участие в жизни Церкви и общины.

Условия принятия Крещения и вхождения в церковную жизнь

Выше был полностью описан процесс становления полноценным христианином.

https://www.youtube.com/watch?v=9saIgYK0jn4

Однако здесь важно понимать, что одного желания для принятия православной религии недостаточно, поскольку, чтобы пройти обряд Крещения, язычник должен соответствовать целому ряду критериев, среди которых наиболее важными являются следующие пять:

  1. Незыблемая вера, согласно основам христианского вероучения.
  2. Добровольное и сознательное желание принять Крещение.
  3. Понимание церковных положений вероучения.
  4. Покаяние за совершенные грехи.
  5. Усердие в практических делах веры.

При этом от тех, кто проводит обряд крещения, требуется сугубая забота о людях, желающих принять христианство, которая выражается в молитве за них в чине Литургии, обучении основам православной религии и проверке подлинности и силы их веры перед Крещением. Если не придерживаться всех канонических норм церкви, то новообращенные будут заведомо нецерковными, поэтому они не будут обладать всеми необходимыми жизненными и духовными знаниями.

миссия Церкви во все времена заключалась в открытии людям благой вести о воскрешении Спасителя и обучении христиан праведной жизни, которая способна приблизить человека к Христу и даровать спасение душе.

Поэтому каждый православный человек должен неукоснительно соблюдать наставления церкви и заповеди Божьи, написанные в Священном Писании.

Во всем этом одну из ключевых ролей играет катехизация, направленная на религиозное обучение, формирование понимания христианства и просвещение верующих.

В современном мире каждый человек вправе решать самостоятельно, верить ему в Господа Бога или нет. Самое главное — абсолютно в любой ситуации оставаться человечным и не причинять никому зла.

🎥 Видео

Катехизация 12. Основы христианской жизниСкачать

Катехизация 12. Основы христианской жизни

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ (Катехизис). 2 лекция. Пути Богопознания. Священник Валерий СосковецСкачать

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ (Катехизис). 2 лекция. Пути Богопознания. Священник Валерий Сосковец

Катехизация — идентичность Церкви | Протоиерей Александр СорокинСкачать

Катехизация — идентичность Церкви | Протоиерей Александр Сорокин

31.08.23. Вебинар «Катехизация на приходе: организация и содержание». Часть 1-я.Скачать

31.08.23. Вебинар «Катехизация на приходе: организация и содержание». Часть 1-я.

ВЕНЧАНИЕ. Что нужно знать. Цикл «Молитва, храм и богослужение»Скачать

ВЕНЧАНИЕ. Что нужно знать. Цикл «Молитва, храм и богослужение»

Катехизация 06 05 20Скачать

Катехизация 06 05 20

Лекция "Православные и католики: исторические и небогословские факторы взаимного отчуждения», ч.1Скачать

Лекция "Православные и католики: исторические и небогословские факторы взаимного отчуждения», ч.1

Катехизис Католической церкви - введениеСкачать

Катехизис Католической церкви - введение

Для чего изучать богословие? В помощь делу катехизации! :)Скачать

Для чего изучать богословие? В помощь делу катехизации! :)

31.08.23. Вебинар «Катехизация на приходе: организация и содержание». Часть 2-я.Скачать

31.08.23. Вебинар «Катехизация на приходе: организация и содержание». Часть 2-я.

Догматы Католической Церкви: вводная лекцияСкачать

Догматы Католической Церкви: вводная лекция

отдел Религиозного образования и катехизацииСкачать

отдел Религиозного образования и катехизации

катехизация 2 год 10 17 2Скачать

катехизация 2 год 10 17 2
Поделиться или сохранить к себе: