Православные новгородские иконы

Содержание

Расцвет новгородской иконописи

Православные новгородские иконы
Подробности Категория: Искусство Древней Руси 05.01.2018 17:49 995

В конце XII в. в новгородской иконописи начал формироваться собственный художественный стиль.

Живопись постепенно отходит от византийских и киевских традиций и усиливает выразительность и эмоциональное воздействие через использование резких белых световых бликов.

Чтобы представить наглядно эволюцию формирования приближения новгородского искусства к русскому народному мироощущению, обратимся к главе из книги Л. Любимова «Искусство Древней Руси», в которой он сравнивает две новгородские иконы св. Николая: одна написана в начале XIII в., а другая – в конце.

Новгородская икона «Николай Чудотворец» домонгольского периода

Поясной Николай Чудотворец с избранными святыми (XII век – средник, XIII век – поля). Дерево, паволока, левкас, темпера. 145 × 94 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Икона написана на липовой доске. На среднике (средней части) иконы – поясное изображение святителя Николая Чудотворца.

Правой рукой он благословляет, в левой держит Евангелие.Икона написана в византийской традиции: облик святителя Николая аскетичен, отрешён от мирской суеты, суров в готовности покарать всякую ересь и неповиновение. В его облике проглядывают греческие черты, лик несколько измождён, что характерно для аскета.

Историк древнерусской живописи А. И. Анисимов отметил, что «сквозь византийский канон глядят черты язычника, античного философа, ритора, знающего все в мире и за миром, постигшего все его горести».На Руси особенно получил распространение культ этого святого, хотя он родился в III в.

в греческой колонии Патара в малоазийской римской провинции Ликия во времена, когда регион был эллинистическим по своей культуре.

Но в России этого святого настолько русифицировали, что святитель Никола превратился в любимого народом покровителя обездоленных и путешественников, на чью поддержку может рассчитывать каждый, кто обратится к нему.

Именно таким «русским» изобразил его в 1294 г. новгородский мастер Алексей Петров.

Икона «Николай Чудотворец» Алексея Петрова

Алекса Петров. Икона из церкви Николы на Липне близ Новгорода (1294). Новгородский историко-архивный музей-заповедникЭто первое произведение русской станковой живописи, имеющее подпись художника.Рассмотрим икону. Если сравнивать её с домонгольской, то можно подумать, что изображён совсем не тот человек, что на первой иконе. Лик Николы выражает добродушие.

Будто это просто добрый дедушка, наш русский старичок.

На обеих иконах один и тот же человек, но между этими образами огромное различие. В любом художественном произведении присутствует автор (даже если он неизвестен) – его мировоззрение, его душа.

Таким образом, в иконе Алексея Петрова проявился демократический дух самой новгородской жизни, который сумел выразить Алексей Петров в своей иконе.

Феофан Грек

Феофан Грек прибыл в Новгород в 1370 г. В 1378 г. он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице.К этому времени новгородская школа живописи достигла своего расцвета. Была сформирована своя самобытная школа живописи.

И вот появился Феофан Грек, представитель византийской школы (потому и прозван греком).

Подробнее о творчестве этого византийского иконописца мы расскажем в отдельной статье, здесь речь пойдёт только о его творчестве в новгородский период (1370-начало 1390-гг.).

Церковь Спаса Преображения
Этот храм в Великом Новгороде был построен в 1374 г. и знаменит тем, что в нём одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Они сохранились не полностью.

Но и в тех, что сохранились, присутствует накал страстей и очевидность личности, тогда как в византийском искусстве главенствовал принцип безличного творчества.

Его композиции динамичны, наполнены порывом чувств.

Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе. А вот и другие фрески.

Феофан Грек. Архангел Михаил. Фреска православной церкви Спаса Преображения в Новгороде

Фреска Феофана Грека «Патриарх Адам»

Троица. Феофан Грек. 1378 г. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (Новгород)Феофан Грек оказал большое влияние на развитие новгородского искусства. Его мировоззрение и отчасти манера письма были близки новгородцам.

Местные мастера расписали позже церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и Фёдора Стратилата на Ручью, живопись которых напоминает фрески церкви Спаса на Ильине своей свободной манерой, динамизмом, принципом построения композиций и выбором красок для росписи.

Влияние Феофана Грека видно и в новгородской книжной графике, в оформлении рукописей.

Дальнейшее развитие новгородской живописи

Богаче всего представлена новгородская школа живописи XV в. В это время живописное творчество пользовалось в Великом Новгороде всенародной популярностью.

Живописная икона отличалась образностью, динамизмом, былинно-сказочным ладом. Она имела не только религиозное, но и декоративное предназначение.

Кроме того, новгородское творчество этого периода отличалось яркой самобытностью, оно создавалось без участия иноземных мастеров.

Св. Георгий. Русский музейИзображение святого Георгия на коне, пронзающего копьем змея, – не только воспоминание о посмертном чуде, совершенном святым Георгием, но и символ главного в жизни христианина чуда – победы над страстями и неверием.

«Чудо о змии» – одно из самых известных чудес, явленных святым Георгием после его смерти. В озере у одного города поселился огромный змей, похожий на дракона. Он пожирал людей и овец и отравлял воздух ядовитым дыханием.

Правитель города, жители которого были язычниками, обратился к богам, и они посоветовали ему каждый день отдавать в жертву змею юношу или девушку. Когда дошла очередь до единственной дочери правителя, девушку отвели к озеру и оставили на берегу. С ужасом она ждала гибели, но появился всадник на белом коне.

Узнав о чудовище, воин бросился на вылезшего из озера змея. Он прижал копьем гортань чудовища к земле, а конь стал топтать его копытами. Затем воин приказал девушке накинуть на усмиренного змея пояс и отвести в город. Увидев чудовище, которое она вела, подобно смирному псу, горожане замерли от изумления.

Святой Георгий объяснил им, что он одолел змея силой Христа. Когда по просьбе горожан святой убил змея, они приняли Крещение. На том месте, где змей был умерщвлен, построили церковь во имя великомученика, около которой забил целебный источник.

Среди новгородских иконописных композиций интересна «Битва суздальцев с новгородцами» как самое раннее живописное произведение на историческую тему: осада Новгорода войском под предводительством суздальского князя Мстислава Андреевича. В 1169 г. суздальское войско было разбито под Новгородом.

Легенда рассказывает, что новгородцы вынесли на крепостные стены икону Богоматери. Суздальцы стреляли в икону. Тогда Богоматерь повернулась ликом к городу – и суздальцев поразила слепота. Их захватили в плен или перебили.Почему эта легенда стала популярна в Новгороде только в XV в.

? В это время как раз началось движение Москвы за вхождение Новгорода в состав Московской державы, и суздальцы, видимо, отождествлялись с москвичами.

Изображение трехъярусное: на верхней части показано торжественное перенесение иконы из церкви Спаса на Ильине в Детинец.

В средней части навстречу друг другу едут посланцы обеих сторон. Внизу новгородская конница мчится на врага, причём суздальцы изображены в смятении.

Рождество Христово. Новгородская школа. Первая половина XV в. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Это одна из самых замечательных икон, написанных на эту тему. Отдельные сцены иконы изображены на горках различной высоты. Богородица находится в центре композиции.

В яслях, у входа в тёмную пещеру, лежит спеленутый младенец Христос, а над ним склонили головы лошадь и вол. у и внизу – ангелы, волхвы, пастух, Иосиф и снова маленький Христос, которого две служанки собираются окунуть в купель.

Евангельские события изображены здесь вне пространства и времени.

Страшный суд. Середина XV в. Новгородская школа. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Даже в этой иконе устрашающий сюжет не на первом плане. Прежде всего обращает на себя внимание сияние красок, некий сказочный распев, занимательность отдельных эпизодов.

Хотя в общем икона изображает картины конца мира, последнего суда над всем человечеством, воскресения мёртвых, сцены адских мучений нераскаянных грешников и райского блаженства праведников. Иконография Страшного суда существует в византийском искусстве c XI-XII вв.

Но эти сюжеты создавались не для того, чтобы запугать человека, а чтобы заставить его задуматься над своими грехами; «не отчаиваться, не терять надежды, но положить начало покаяния» – именно этот посыл присутствует и в данной новгородской иконе.

В сущности, XV веком и заканчивается история новгородского искусства, высших его достижений. Москва восторжествовала над феодальной раздробленностью, к ней же и перешло первенство в древнерусском художественном творчестве.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/russkoe-izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura/iskusstvo-drevnej-rusi/766-rastsvet-novgorodskoj-ikonopisi

Икона Божией Матери «Знамение» Новгородская

Православные новгородские иконы

Святой образ Богородицы «Знамение» — один из самых прославленных и известных в православном мире. Новгородская икона является особенно почитаемой. Считается, что она способна помочь в самых трудных жизненных ситуациях.

Знаменитая икона Божией Матери «Знамение» Новгородская берет свое начало в далеком прошлом. По преданию, она сыграла важную роль в становлении и спасении Новгорода.

Православный лик стал символом города и главной святыней, которая обрела мировую славу. К ее помощи обращаются многие люди, ищущие спасения и поддержки в жизни.

Всех, кто столкнулся с неприятностями и неудачами, Богородица сможет спасти, отвернув удары судьбы, помогая изменить жизнь к лучшему.

История иконы Божией Матери «Знамение»

Как известно, о святой иконе в православии узнали в 12 веке. Чудотворный образ помог Новгороду избавиться от окружения и атаки Суздальского войска, тем самым наградив волей и силой новгородских жителей, которые одолели врагов и выиграли войну против Суздальского князя Андрея Боголюбского.

Впоследствии прославленная икона обрела всеобщую любовь и известность по всему свету. Перед ней молились многие христиане, получая поддержку и покровительство. Святыня исцелила огромное количество больных и оказала помощь в самые тяжкие минуты жизни православных людей.

В наши дни чудодейственный Новгородский образ Богородицы «Знамение» не перестает удивлять своими божественными способностями и чудотворными деяниями.

Где находится Новгородская икона

Святейшая икона Богоматери «Знамение» Новгородская хранится в стенах Софийского Собора в Великом Новгороде. Пресвятой образ является достоянием и символом новгородских земель.

Описание иконы Божией Матери «Знамение»

Образ Богоматери на Новгородской иконе «Знамение» представляется в поясном изображении. Ее голову покрывает, как заведено по обычаю, обыкновенный мафорий красного цвета, ниспускающийся до колен.

Руки Пресвятой Девы подняты вверх в молитвенном жесте. Посередине, на животе Богородицы, изображен Богомладенец, благословляющий всех христиан.

Техника написания данного лика Богоматери является очень древней и уникальной.

В чем помогает чудотворный образ

Чудотворный образ помогает при любых трудностях, неудачах и бедах. Особенно перед великой Новгородской иконой «Знамение» православные верующие молятся:

  • в поиске мира и покоя, в улаживании конфликта с недругами;
  • о прекращении войн;
  • при тяжких и смертельных заболеваниях, об исцелении от мук и болезней;
  • при наводнениях, пожарах, ураганах;
  • от нападения воров, злодеев и преступников;
  • об окончании ссор и раздоров в семье, о мире в доме и гармоничных, дружеских отношениях с близкими.

День празднования чудодейственной иконы Богородицы

День, когда православные люди склоняются в молитвах перед чудесным образом Святой Девы, — 10 декабря. В эту дату в храмах Великого Новгорода проходит особенная служба, на которой христиане благодарят и воздают почести великой заступнице Новгородской.

Молитва Богородице перед иконой

«О, прославленная защитница и помощница христиан! К Тебе слова молитвы своей направляю. Прошу, услышь и приди на помощь ко мне, Пресвятая Дева! Лишь Ты способна направить меня на путь истинный. Лишь Ты можешь подарить покой душе моей и просветление.

Избавь, святейшая, от бед и неудач. Подари силы и веру в лучшее. Исцели больных от недугов. Отгони от родины моей войны. Подари мир в семье и отведи врагов от домов наших.

Да вознесу до Небес имя Твое благородное! Почитать не перестану Твой чудотворный образ, о святая Богородица! Отныне и во веки веков. Аминь».

Вся наша жизнь — череда случайностей, которые бывают не самыми приятными. Оказавшись в затруднительном положении, помолитесь Господу, покаявшись и признав свои ошибки.

Неприятности не приходят просто так, они посланы нам Свыше, чтобы мы могли стать лучше и сильнее, открыв свое сердце Всевышнему. Мы желаем вам крепкой веры.

Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

Чудотворная икона Богоматери, названная в честь горы Киккос, помогает людям исцелить самые тяжелые недуги. Обратившись …

Святой образ Иверской Богородицы известен каждому православному христианину. Чудеса, совершенные иконой, сохранились в преданиях и …

В православии есть множество икон, но некоторые почитаются верующими особенно сильно. Одной из таких икон …

Икона «Отечество» — самый обсуждаемый из образов в православии. Он заключает в себе изображение триединства …

Источник: https://dailyhoro.ru/article/ikona-bozhiej-materi-znamenie-novgorodskaya/

Новгородская икона Божией Матери «Знамение»

Православные новгородские иконы

Икона Божией Матери «Знамение», находящаяся ныне в новгородском Софийском соборе, прославилась в XII веке, когда Владимиро-Суздальский князь Андрей Боголюбский в союзе с князьями Смоленским, Полоцким, Рязанским, Муромским и другими (всего более 70 князей) послал своего сына Мстислава покорять Великий Новгород. Зимой 1170 года город был осажден.

Новгородцы, видя страшную силу противника и изнемогая в неравной борьбе, всю свою надежду возложили на Господа и Пресвятую Богородицу. По преданию, святитель Иоанн, архиепископ Новгородский, услышал в алтаре Софийского собора голос, повелевавший ему взять из церкви Спаса-Преображения на Ильине улице икону Пресвятой Богородицы и вознести ее на городские стены.

Когда икону переносили, враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в лик Богородицы. Из глаз Пречистой истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу.

Этим чудом образ Божией Матери подал осажденным знак (знамение) того, что Царица Небесная молится пред Сыном Своим об избавлении города.

После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь 10 декабря (27 ноября по ст. ст.).

На некоторых образах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года, как это мы можем видеть на известной новгородской иконе середины XV века, изображающей битву новгородцев с суздальцами, послужившей образцом для других икон на эту тему.

Чудотворый образ еще около двух столетий после явления знамения находился в той же церкви Спаса Преображения на Ильине улице. В 1352 году по молитве пред этой иконой получали исцеление пораженные чумой.

Через несколько лет, в благодарность за многочисленные благодеяния, творимые Богородицей, икона была с торжеством перенесена из церкви Спаса Преображения в воздвигнутый в 1354 году новый храм Знамения Пресвятой Богородицы, впоследствии ставший собором Знаменского монастыря.

Икона помогла новгородцам и в 1611 году, когда городом овладели шведы. Враг ринулся в церковь, где совершалось богослужение при открытых дверях, но невидимая сила откинула неприятеля назад. После того, как это повторилось несколько раз, шведы отступили от храма, а вскоре и вовсе покинули Новгород.

Иконография

Новгородская икона Божией Матери «Знамение» представляет собой погрудное изображение Пресвятой Богородицы, молитвенно подъемлющей Свои руки.

На груди Ее на фоне круглой сферы – благословляющий Божественный Младенец – Спас-Эммануил. В левой руке Христос держит свиток – символ учения.

На полях иконы представлены – святые Георгий, Иаков Перский, отшельники Петр Афонский и Онуфрий (или Макарий Египетский).

Иконографический тип Богоматери с воздетыми руками и юным Христом в медальоне на груди относится к числу самых первых Ее иконописных образов и восходит к древнему прославленному образу Влахернского храма в Константинополе – Богоматери Влахернитиссы.

Другие греческие названия этого иконографического типа – Богоматерь «Эпискепсис», «Платитера» – «ширшая небес», «Мегали Панагия», именуемая на Руси «Великой Панагией» или «Орантой».

«Богоматерь Знамение» является сокращённым вариантом представленной в полный рост «Великой Панагии», её особенность – поясное изображение Богоматери.

Древний византийский тип Богоматери с воздетыми руками и изображением Предвечного Младенца в круге на груди имеет примеры в раннехристианском искусстве.

Например, в усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку.

Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.

На Руси иконы Божией Матери, представляющие собой данный иконографический тип, появились в XI – XII веках, и стали называться «Знамение» после чуда от Новгородского образа, который, кстати сказать, был самым ранним примером этого иконографического типа среди икон.

Эти образы могли существенно отличаться от их новгородского прототипа. Так, в ярославской иконе Оранты «Великая Панагия» (около 1224 г.

, ГТГ) Богородица представлена в полный рост, а под ее ногами написан коврик-орлец , не часто встречающаяся деталь, которая раскрывает литургический аспект этого образа.

На другой древней иконе начала XIII века из Ярославля – «Богоматерь Воплощение», в отличие от новгородского «Знамения», Младенец благословляет двумя распростёртыми руками.

От близкого по характеру «Знамения» «Богоматерь Воплощение» отличает отсутствие медальона вокруг полуфигуры Младенца Христа.

Эти иконографические особенности двух древних типов сохранялись во всех иконах-списках, а также в изображениях на предметах церковной утвари и в лицевом шитье.

Образ Богоматери с воздетыми руками и Спасом Эммануилом на груди часто помещались на створках артосных панагий, а также в главной апсиде алтаря, что указывает на символическую связь образа с таинством Евхаристии (на Руси – изображение Богоматери в апсиде церкви Спаса на Нередице 1199 года).

Иконографический тип Божией Матери «Знамение» соотносился с темой чудесного предзнаменования Воплощения Христа, которое описано в пророчестве Исайи (Ис. 7.14): «Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил», цитируется в Евангелиях (Мф. I:23, Лк.

I:31) и гимнографии («И чрево Твое бысть пространнейшее небес» – так величается Богородица в Акафисте). В цитируемых словах открывается тайна Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы.

В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах которой Духом Святым зачинается Богочеловек.

Иконография «Знамения» отражала также и традицию влахернского чудотворного образа, который источавшего агиасму, святую воду. В свою очередь, мраморная икона Влахерн была связана с культом ризы Богоматери, поскольку находилась в непосредственной близости от реликвария с ризой. Именно перед этой мраморной иконой император совершал омовение после поклонения священной ризе Богородицы.

Мотив почитания ризы Богоматери во Влахернах отражен в одном новгородском обычае, зафиксированном в XVII в.: ежегодно 2 июля, в день положения ризы Богоматери во Влахернах, совершалось шествие с чудотворной иконой «Знамения» к церкви Покрова Богоматери в Зверином монастыре[1].

На оборотной стороне иконы «Знамение» изображены двое святых, простирающие в молении руки перед благословляющим Христом, представленным в сегменте неба. Маргинальные изображения – это святые мученицы Екатерина (слева) и Евдокия (справа), Климент папа Римский и свт. Николай Мирликийский. В центре, над Христом, – Этимасия, «Престол уготованный».

Долгое время считалось, что молящиеся святые – это апостол Петр и мученица Наталия, написанные в честь возможных заказчиков иконы. Такая интерпретация изображений известна со второй половины XVI в.

: именно так названы святые на копии чудотворной иконы, находившейся в церкви св. Никиты на Молоткове в Новгороде. Однако предположенное отождествление, как это хорошо доказала Э.С.

Смирнова в своей статье[2], представляется маловероятным.

Св. Иоаким и Анна

На обороте новгородской иконы, наиболее вероятно, изображены Иоаким и Анна, родители Девы Марии, в молитве перед Спасителем о даровании им чада. В византийском искусстве XI-XII вв.

образы святых Богоотцов встречаются чрезвычайно часто и наиболее характерно расположение их фигур вблизи тех или иных изображений Богородицы (мозаики Неа Мони, 1042-1056 гг., мозаики церкви Успения в Никее, 1065-1067 гг.

, базилика Рождества Христова в Вифлееме, ок. 1169 г., и др.).

Сквозная идея, объединяющая обе композиции новгородской иконы, имеет два смысловых слоя, которые можно условно назвать «историческим» и «евхаристическим»[3].

То есть, с одной стороны, образы Иоакима и Анны напоминают о реальных исторических людях, даровавших миру Богородицу, но также их присутствие в иконе осмысливается как персонификация всего человеческого рода, чающего спасения.

Святые Богоотцы являются одновременно и дарующими залог Спасения, и приемлющими его благодать.

Стиль

Стилистические особенности живописи XII в.

сказываются в иконе достаточно отчетливо: в эмоциональности ликов, в противопоставлении впадин и выступающих частей рельефа, в стилизации линий, в схематизме контуров фигур и линий драпировок, что особенно заметно в композиции на оборотной стороне.

Этот схематизм формы, душевная открытость, выраженная в ликах, дали основание В.Н. Лазареву рассматривать икону как отражение местных, почвенных художественных традиций, в отличие от грекофильских течений, характерных для XII столетия.

Чтимые чудотворные списки с иконы

«Знамение» Абалацкое (1637) – празднование 20 июля/2 августа и 27 ноября/10 декабря

«Знамение» Курская-Коренная (1295)– празднование 8/21 сентября, 27 ноября/10 декабря (1295) и в 9-ю пятницу по Пасхе, 8/21 марта (список 1898 года).

«Знамение» Серафимо-Понетаевское (1879) – празднование 27 ноября/10 декабря.

«Знамение» Царскосельское (XVII в.) – празднование 27 ноября/10 декабря.

Тропарь, глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем. / Темже молим Тя, / мир отечеству нашему даруй // и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Приидите вернии, светло да празднуем / всечестнаго образа Богоматере чудное явление / и от того благодать почерпающе, / первообразней умильно возопиим: // радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная.

Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемчя Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающее дивное знамение Твоего заступления, великому Новеграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия.

Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле на помощь отцем нашим ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего матерняго заступления и благопопечения.

Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию, умиленно просящих со слезами Твоего заступления.

Ей, госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

Примечания:

[1] Подробно о традициях Богородичного Влахернского культа см. – Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» и традиции влахернского богородичного культа на Руси в XI-XIII вв. // Образ Богоматери.

Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. – М.: «Прогресс-Традиция», 2000, а также – СмирноваЭ.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. – СПб.

: «Дмитрий Буланин», 1995.

[2] Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. …

[3] Там же, с. 303.

Источник: Портал Слово

Источник: https://www.pravmir.ru/novgorodskaya-ikona-bozhiej-ma/

Православные новгородские иконы

Православные новгородские иконы

Иконы Великого Новгорода являются общенациональными святынями всего русского православного народа. Приезжая в Великий Новгород, посещая его чудные храмы, всегда хочется купить икону в Нижнем Новгороде не только как частицу древней святыни, но и как память об этом замечательном месте, в котором жили прекрасные мастера иконописи и зодчества.

Наиболее ранними памятниками новгородского христианского искусства являются иконы Великого Новгорода. Наиболее древние из дошедших до нас новгородских икон датируются XI веком. Из-за постоянных нашествий, русские города опустошались, уничтожались храмы и иконы.

Новгород находился в более удобном расположении и смог остаться в стороне от татарских набегов.

Самые знаменитые иконы мастеров Великого Новгорода

Специально для русских храмов были созданы такие знаменитые иконы Великого Новгорода как «Спас на престоле» и « Апостолы Петр и Павел». Среди известных новгородских икон XII-XIII столетий самыми древними считаются две иконы Георгия, переданные по приказу Ивана Грозного в Москву. На иконе изображён Георгий с копьём и мечом.

Меч рассматривался как символ власти на Руси. В настоящее время эти иконы находятся в Третьяковской галерее и Успенском соборе Кремля. Другие, не менее почитаемые иконы новгородских мастеров «Спас Нерукотворный», «Устюжское Благовещенье» и «Ангел златые власы», также были перевезены в Москву.

Одной из ранних написанных икон в Нижнем Новгороде во второй половине XIII века считается икона «Святитель Николай Чудотворец», издавна почитаемый как заступник всех христиан. После пожара 1340 года большинство икон  из праздничного ряда иконостаса в Софийском соборе пришлось писать заново.

Самым ярким образцом мастерства иконописи Новгорода стала «Богоматерь Знамение», которая, как гласит легенда, принимала участие в обороне города в 1169 году во время осады суздальскими войсками. Гордостью новгородских икон была и есть большая икона святого Николая, на которой также, изображены Божья Матерь и Христос.

Большое количество орнаментальных мотивов в расписанных одеждах говорят о непосредственности и даже наивности образа, который показывает очень доброго русского святителя.

 Возможность купить иконы в Нижнем Новгороде

Как и раньше Нижний Новгород полон чудесных мастеров иконописи. Приезжая на экскурсии по храмам и монастырям, можно купить иконы в Нижнем Новгороде не только оформленные классической художественной техникой, но и иконы, вышитые бисером.

Чудесные орнаменты, которыми так любят украшать одежды святых на новгородских иконах,  в работах, вышитых бисером  выглядят просто великолепно их можно купить в интернет магазине.

90% проблем человека происходит из-за отсутствия удачи, и как следствие денег и счастья. Чтобы отменить посыл о бедности, нужен сильный энергетический заряд.

Денежный Ритуал позволит найти постоянный источник дохода исполнить мечту, для этого нужно взять… Читать далее…

Если у вас есть свободное время, то вы можете почитать

Текст православной молитвы при непрощении обид и памятовании злого

Спасителю мой, научи меня простить от всей души всех, кто чем-либо меня обидел. Я знаю, что не могу предстать пред Тобой с чувствами вражды, которые таятся в моей душе.

Очерствело мое сердце! Нет во мне любви! Помоги мне, Господи! Молю Тебя, научи меня простить обидящих меня, как Сам Ты, Бог мой, на кресте простил врагов Твоих! При немилосердии и раздражении на ближнего Милосердный, милостивый, благий, долготерпеливый, любвеобильный, благосердный Отец Небесный! Оплакиваю и исповедаю пред Тобою прирожденное злонравие и нечувствительность моего сердца, что я часто немилосердием и недружелюбием согрешил пред бедным ближним моим, не принимал участия в его бедности и несчастиях, с ним случающихся, не имел к нему должнаго человеческаго, христианскаго и братскаго сострадания, оставлял его в бедствии, не посещал, не утешал, не помогал ему. В этом поступил я не как чадо Божие, потому что не был милосерден, как Ты, Небесный мой Отче, и не помышлял о том, что говорит Христос Господь мой: блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Не помышлял я о последнем приговоре на Страшном суде: подите от Меня, проклятые, в огонь вечный; ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; был наг, и вы не одели Меня; болен был, и не посетили Меня. Милосердный Отче! Прости мне этот тяжкий грех, и не вмени мне его. Отврати от меня тяжкое и праведное наказание, и соделай, чтобы не исполнился надо мной суд без милости, но прикрой и забудь немилосердие мое ради милосердия возлюбленнаго Сына Твоего. Даруй мне милосердное сердце, которое бы скорбело о бедствии ближняго моего, и соделай, чтобы скоро и легко побуждался я к состраданию. Даруй мне благодать, чтобы я содействовал к облегчению, а не к увеличению скорбей и бедствия, претерпеваемаго ближним моим; чтобы я утешал его в печали его и всем скорбным духом являл милосердие — больным, странникам, вдовам и сиротам; чтобы помогал им охотно и любил не на словах только, но делом и истиною. Боже мой! Милости хочешь Ты, а не жертвы. Соделай, чтоб я облекся в сердечное милосердие, благость, смирение, терпение, и охотно прощал, как Христос простил мне. Соделай, чтоб познал великое милосердие Твое во мне, потому что я слишком мал пред всем милосердием, которое Ты от дня рождения моего являл надо мною. Милосердие Твое предварило меня, когда я лежал во грехах; оно объемлет меня, оно следует за мною, куда бы я ни пошел, и наконец восприимет меня к себе в жизнь вечную. Аминь.

Источник: https://www.sudba.info/pravoslavnye-novgorodskie-ikony/

Новгородская икона божией матери – древо

Православные новгородские иконы

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Новгородская икона Божией Матери «Знамение». XII в., Софийский собор, Великий Новгород.

“Знамение,” икона Божией Матери

Празднование 27 ноября

Знаменская икона Божией Матери, изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) – благословляющий Божественный Младенец – Спас-Эммануил.

Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов и наследует таким древним изображениям как Оранта и Никопея.

В Греции таким изображением обозначалось обыкновенно Рождество Христово, и только в России такие иконы получили наименование «Знамения», т. е. знака милости Богоматери.

Такие иконы Божией Матери появились на Руси в XI-XII веках, а называться так стали после чудесного знамения, случившегося в 1170 году от такой иконы в Новгороде.

Описание иконы

Новгородская Знаменская икона имеет 13 1/2 вершков вышины и 12 ширины. Над левым оком Богоматери остался след от стрелы. По сторонам иконы имеются изображения великомученика Георгия Победоносца, мученика Иакова Персиянина и преподобных Петра Афонского и Онуфрия Великого. На иконе была золотая риза весом свыше 71/2 фунтов с драгоценными камнями.

История

Зимой 1170 года соединенные силы русских удельных князей, – по словам летописца «мало не вся земля русская совокупися, единых бо князей тогда бяше 72» – возглавляемые Мстиславом, сыном Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Еще до подхода к городу они стали грабить и жечь села, избивать мужчин, а детей и женщин брать в плен, чтоб сделать из них своих рабов. Переговоры перед городскими стенами не увенчались успехом и началась битва.

В Новгороде храмы не закрывались ни днем ни ночью, и пение церковное смешивалось с плачем народа. Архиепископ святитель Илия с тех пор, как под Новгород подступили враги, три дня и три ночи неустанно молился в соборе святой Софии о спасении города.

В третью ночь, стоя перед иконой Всемилостивого Спаса, он вдруг почувствовал священный трепет, и тогда от иконы раздался голос:

Иди в церковь Господа нашего Иисуса Христа, что на Ильинской улице, возьми там образ Пресвятой Богородицы, вознеси его на городские стены, и тогда узришь спасение града.

Чудное успокоение пролилось тогда в истомленное сердце святителя. В горячей, умиленной молитве без слов пал он ниц перед иконой и провел в молитве всю ночь. Утром он собрал духовенство и горожан и рассказал им о таинственном голосе, пробудив в них надежду.

Архиепископ послал протодиакона и клириков в церковь Спаса на Ильинской улице, чтоб принести оттуда икону Богоматери, а сам стал петь соборне молебен. Но несмотря на все усилия посланных они никак не могли сдвинуть икону с ее места, и с этим известием возвратились к архиепископу.

Тогда сам святитель во главе крестного хода, сопровождаемый народом и духовенством, пошел в церковь Спаса. Там упал он на колени перед иконой Богоматери и обратился к Пресвятой со слезной молитвой.

Стали служить молебен, и когда запели: «Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы», икона сама заколебалась, как бы двигаясь к архиепископу. Видя это чудо, народ и клир радостно взывали: «Господи, помилуй !».

Архиепископ принял на руки чудотворный образ, приложился к нему, и затем икону с торжеством понесли на городскую стену и поставили ее лицом к нападавшим. Но воины Мстислава не смягчились и пустили в новгородцев целые тучи стрел, одна из которых вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Её истекли слезы, и икона сама повернулась ликом к городу. В то же время на нападавших напал ужас.

У них помрачилось зрение, и они стали поражать друг друга. Новгородцы, ободренные знамением бросились на врагов, разбили их наголову и многих увели в плен. Те же, которые спаслись бегством, не могли найти себе пропитания там, где раньше сами произвели безжалостное опустошение. Они гибли от голода и болезней, и как с ужасом говорит летописец, в Великий пост питались мясом своих лошадей.

Празднование и новые чудеса от Новгородского образа

Архиепископ Илия тогда же установил празднование в память чудесного заступления, оказанного Богоматерью Новгороду. Так как 25 февраля — день, когда совершилось это событие — почти всегда приходится на масленицу или Великий пост, то праздник переносится на 27 ноября. Изображение Знаменского образа стало помещаться на печатях Новгородского владыки.

Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона.

На некоторых Новгородских Знаменских иконах в трех деяниях изображается само чудесное событие 1170 года: вверху — перенесение иконы из церкви Спаса на городскую стену; ниже — переговоры между обеими сторонами, а внизу — сама битва, где новгородцам помогают ангелы с длинными пиками.

В 1352 году по молитве пред этой иконой получали исцеление пораженные чумой.

Почти два века чудотворная икона «Знамение» Богоматери стояла на Ильинской улице, в деревянной церкви Спаса. В 1356 году пожар, возникший в церкви, утих после молебна перед этой иконой. В 1357 году ее перенесли во вновь построенную на той же Ильинской улице каменную церковь в честь Знамения, ставшую собором Знаменского монастыря.

В 1565 году икона была возобновлена митрополитом Макарием [1]. В следующем году в Новгороде вспыхнул сильный пожар, охвативший много улиц. Никакими усилиями нельзя было остановить грозную стихию.

Тогда митрополит Макарий пошел с крестным ходом в церковь Знамения и там, преклонив колени перед чудотворной иконой, молился о прекращении бедствия. Затем, подняв икону, он понес ее крестным ходом по берегу Волхова.

Скоро ветер подул в сторону реки, и пожар от этого стал утихать.

В 1611 году Новгородом овладели шведы. Избивая новгородцев, они грабили дома и храмы, иконы подвергали поруганию, а священную посуду и утварь уносили.

Как-то несколько шведов подошли к церкви Знамения, где в то время совершалась служба, и двери поэтому были открыты. Они ринулись в церковь, чтобы ограбить ее, но невидимая сила отбросила их назад.

Они снова бросились к дверям и снова были отброшены. Это стало известно всем шведам, и никто из них уж больше не пытался войти в этот храм.

В 1636 году эту церковь задумал обокрасть серебряных дел мастер Лука Плавильщиков. По окончании вечерней службы на 27 ноября он притаился в церкви, а ночью вошел в алтарь, собрал серебряные сосуды с жертвенника, высыпал деньги из кружек и, наконец, стал подходить к чудотворной иконе, чтобы сорвать с нее драгоценные украшения.

Но едва он коснулся ризы, как был отброшен от иконы и без чувств упал на пол. Перед утреней явившийся в церковь пономарь вывел его, полагая, что Лука в пьяном виде остался в церкви. Он не заметил при этом, что при Плавильщикове были церковные сосуды. Кража обнаружилась, когда стали служить утреню, и все нашлось в доме Луки.

Вор на время потерял рассудок и только впоследствии рассказал о бывшем от иконы чуде.

Впоследствии чудотворная икона «Знамение» Богородицы стояла в иконостасе Знаменского собора, слева от царских врат.

После Октябрьской революции 1917 года икона попала в музейное собрание Новгородского музея. Во время Великой Отечественной войны была эвакуирована и по окончании войны возвращена в музей-заповедник.

15 августа 1991 года состоялось возвращение иконы Новгородской епархии. В этот день многие присутствовавшие были свидетелями небесного явления: радуга окружила кольцом золотой купол Новгородского Софийского собора, а потом стала подниматься и растворилась в безоблачном небе. Икона пребывает в Софийском соборе Великого Новгорода.

Чудотворные списки

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России и за ее пределами. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Абалакская, Верхнетагильская, Вологодская, Дионисиево-Глушицкая, Курская-Коренная, Павловская, Серафимо-Понетаевская, Соловецкая, Царскосельская и многие другие.

Молитвы

Тропарь, глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем. / Темже молим Тя, / мир отечеству нашему даруй // и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Приидите вернии, светло да празднуем / всечестнаго образа Богоматере чудное явление / и от того благодать почерпающе, / первообразней умильно возопиим: // радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная.

Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемчя Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающее дивное знамение Твоего заступления, великому Новеграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия.

Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле на помощь отцем нашим ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего матерняго заступления и благопопечения.

Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию, умиленно просящих со слезами Твоего заступления.

Ей, госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

Использованные материалы

  • Страница сайта Православные имена:
    • http://pravoslavie.name/index.php?download/saints/Nov/27/life05.html
  • Поселянин. Е., Богоматерь.

    Описание Ее земной жизни и чудотворных икон, Москва: АНО «Православный журнал “Отдых христианина”», 2002, “Сказания о чудотворных иконах Богоматери”:

    • http://www.sedmitza.ru/text/440311.html – Ноябрь
  • http://days.pravoslavie.ru/Life/life3233.

    htm

  • Кутковой, Виктор, “Икона Божией Матери «Знамение»,” 10 декабря 2007:
    • http://www.pravoslavie.ru/put/071210152248.htm
  • “Главную святыню русского Севера чтят православные псковичи,” Псковское агентство информации, 10 декабря 2009:
    • http://informpskov.ru/print/57631.

      html

  • Васильева, А. В., “Новгородская икона Божией Матери «Знамение»,” православный образовательный портал Слово, 29 ноября 2008:
    • http://www.portal-slovo.ru/art/40043.php

[1]  Возможно ошибка, т.к. к этому времени святитель Московский Макарий скончался.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/13671150.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.