Причины и последствия раскола между католической и православной церковью

Видео:ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ 1054 г. Причины и последствия. Андрей Иванович СолодковСкачать

ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ 1054 г. Причины и последствия. Андрей Иванович Солодков

Раскол христианской церкви 1054

Раскол христианской церкви в 1054 («Великая схизма») — окончательный раскол христианской церкви на католическую и православную.

1. Предыстория раскола

Это чрезвычайно сложный исторический факт уходит своими корнями еще в античный период. Рим воспитал у своих граждан чувство превосходства над всеми.

Очарование Римом не только сохранилось в древних народов, которые приняли христианство, но и перешло к варваров, которые поселились на развалинах Римской Империи.

Римская единое государство, римская культура — это были не пустые слова, а понятия с исключительно ценным содержанием окутаны и овеянные славой древнего Рима, епископ Римский давно занял выдающееся положение в Христианской Церкви.

Римский епископ считал себя призванным заботиться «о мире во всем мире и благосостоянии святых Божиих церквей». В деле сохранения истинного вероучения, Римская церковь пользовалась непререкаемым авторитетом.

Не считая постоянной живого участия в догматической борьбе Востока, папы, тем не менее, напряженно следили за ней и никогда не теряли возможности своевременно высказывать свои мысли, часто разрастались до больших трактатов (как, например, томос папы Льва И Великого IV Вселенского Собора), подсказать меткие выражения, обороты, которые могли бы разработать тонкости еретических систем. Папы почти всегда удачно вставали на сторону ортодоксально мыслящих, входили в их печальное положение, содействовали им и поддерживали их. Начало противоречий прежде всего на Востоке, а затем и в их отношениях между Востоком и Западом было положено образованием Константинопольской архиепископии, а затем и подъемом ее как столичной. К ИИ Вселенского Константинопольского Собора 381 г. первый кафедрой на Востоке считалось Александрийская.

После упомянутого Собора началась борьба между Константинополем и Александрией, которая закончилась окончательной победой Константинопольского архиепископа над Александрийским папой на IV Вселенском Халкидонском Соборе.

Еще раньше, в ИИИ Вселенском Ефесском Соборе, потеряла свои преимущества Антиохийская кафедра : антиохийский технологической школе в Соборе Нестория была объявлена анафема, Кипрская и грузинская церкви получили автокефалию. С устранением антиохийского ненства и александрийского монофизитства укрепилось греческое православие как таковое, идет средним путем.

Конечно, повышается роль и Константинопольской кафедры. После Халкидонского Собора константинопольский архиепископ и канонически, и фактически стал первым на Востоке. Такая ситуация сложилась не в последнюю очередь и благодаря Римским Понтифик. Папы с опаской следили за подъемом новой столицы и сочувствовали Антиохийскому и Александрийскому патриархам.

Но догматическая истина требовала от них принципиальной позиции и в канонических вопросах. Несмотря на то, что каноны указывали Константинопольскому архиепископу место после Римского папы, в «Новом Риме» стали понимать «цель» (после) в значении хронологическом, а не разрядном.

Константинопольские первоиерархи, опираясь на поддержку византийских императоров, стали добиваться если не преимущества, то как минимум равенства в делах с Римскими епископами, такой же юрисдикции на Востоке, которую Рим имел на Западе.

В противоположность этому в Риме все более очевидно формировалось вполне определенное понимание папства как особых, установленных Богом прав Римского епископа во всей Вселенской Церкви.

Рост папизма особенно усилилось с падением Западной Римской империи, когда Римская Церковь осталась единственным светочем в хаосе, который охватил Западную Европу. В произведениях папы Льва I Великого теория абсолютного папского примата была уже выражена с максимальной четкостью.

Во времена папы Льва IX появился фальшивый документ Donatio Constantini, в котором, вроде император Константин определил канонические права папы над всей Христианской Церковью.

https://www.youtube.com/watch?v=6fe8Ho_Zi3s

Примерно с IX ст. в Римской Церкви начинает формироваться догмат о безошибочности наставления папы в делах веры и морали, если он говорит с кафедры (ex cathedra).

В свою очередь Константинопольский патриарх Фотий сформулировал в своей «Епаногози» учение о царской и патриаршей власти. Фотий отмечал, что «патриарх является живым и духотвореним образомХриста, который всеми своими поступками и словами выражает истину «.

Обе тенденции противоречили тому пониманию церковного устройства, которое сложилось в эпоху Вселенских Соборов.

Резко обострились отношения между Римской и Константинополькою церквями в период правления патриарха Фотия ( 857 — 869 гг, умер в 897 г.), формальным поводом к этому обострения стали претензии Великой Церкви на юрисдикцию над Болгарией. Фактически непомерные амбиции патриарха Фотия, в 879 г.

объявил себя Вселенским патриархом и добивался создания теократического монархии, считая себя единственным кандидатом на голос в ней (позднее, в ХИ ст. попытку овладеть кроме духовной, также и государственной властью сделал Михаил Кируларий).

Патриарх Фотий впервые сформулировал обрядовые и догматические различия Римской Церкви от церквей Восточных.

2. Раскол

Последнее столкновение Византии с Римом сложилось в середине XI века и означало полный разрыв между Римской и Константинопольской Церквами, который позже был назван Великим церковным расколом.

Константинопольский архиепископ Михаил Кируларий (1043-1108 гг) чрезвычайно энергично стремился подчинить себе Александрию, Антиохию и Иерусалим и одновременно уравняться в правах с Римским папой. Как и патриарх Фотий Михаил Керулларий окутывает свои притязания догматической оболочкой.

Одновременно в письме папы Льва ИХ (1048-1054 гг) патриарх пишет, что он согласен называть папу Вселенским патриархом (хотя Римский епископ был так называемый еще на Халкидонском соборе) поддерживать единство, даже не обращая внимания на догматические и обрядовые различия (которые не имеют принципиального значения), но папа признает Константинопольского патриарха равным ему в канонических правах. и хотя папа Лев ИХ в то время нуждался союза с Византией против норманнов, однако честь Римской кафедры для него была выше всего. Лев ИХ отправил в 1054 г. к Константинополя кардинала Гумберта (образованный теолог и канонист того времени) канслера Фридриха, архиепископа Альмафийського Петра. Византийский император Константин IX, стремясь примирения сторон устроил коллоквиум между кардиналом Гумбертом и богословом Студийского монастыря Никита, потому что сам патриарх Михаил Керулларий был слабеньким теологом. В результате диспута Никита признал свое поражение, но патриарх продолжал настаивать на своих претензиях и подстрекать народ против римских легатов. Был созван Собор и патриарх указал место папский легат позади греческих архиереев, было нарушением канонов и порядка диптиха. Тогда во время патриаршего богослужения 15 июля 1054 кардинал Гумберт, архиепископ Петр канцлер Фридрих положили на алтарь Софиевского Собора буллу екскомуникации и анафемы по патриарха и его сторонников, которую они составили как полномочные представители уже умершего к тому времени папы Льва IX. После цого они покинули столицу. Михаил Керулларий пригласил их на новый коллоквиум, предвидя совершить над ними расправу руками подстрекаемого толпы. Император Константин ИХ, чувствуя неладное, требовал собственного присутствия на диспуте, но тогда патриарх сам отказался от коллоквиума. 20 июля 1054 Михаил Керулларий зачитал текст анафемы Римской Церкви. Сам патриарх считал это окончательным разделением церквей, но Александрия, Иерусалим и особенно Антиохия продолжали поддерживать тесные отношения с Римом. Папа Стефан IX ( 1057 — 1058 гг) и император Священной Римской Империи Генрих III приглашали Константинополь к единению, на что Михаил Керулларий ответил отказом.

Раскол в христианстве был порожден еще и различным положением церкви в Западной и Восточной Римских империях. Отсутствие централизованной власти в Западной империи способствовала усилению роли римских пап. В Восточной империи патриарх подчинялся императору, который был и главой церкви.

Западная церковь была политически независимой и централизованишою. Особенности исторического развития и функционирования Западной и Восточной церквей обусловили различия в церковной догматике, церковной организации, богослужении. Поэтому раскол 1054 p.

только организационно оформил разногласия, которые веками существовали между христианскими церквами.

3. Восприятие раскола на Руси

Покинув Константинополь, папские легаты отправились в Рим окружным путем, чтобы сообщить об отлучении Михаила Кирулария других восточных иерархов. Среди других городов они посетили Киев, где с подобающими почестями были приняты великим князем и русским духовенством.

https://www.youtube.com/watch?v=QJMPeVHCJBI

В последующие годы Русская Церковь не занимала однозначной позиции в поддержку какой-либо из сторон конфликта, хотя и сохраняла восточный обряд.

Если иерархи греческого происхождения были подвержены Антилатинская полемики, то собственно русские священники и правители не только не участвовали в ней, но и не понимали сущности предлагаемых греками в Рим претензий догматического и обрядового характера.

Таким образом, Русь поддерживала общение и с Римом, и с Константинополем, принимая те или иные решения в зависимости от политической необходимости.

Двадцать лет спустя после «разделения Церквей» имел место знаменательный случай обращения великого князя Киевского ( Изяслава Ярославича) к авторитету папы св. Григория VII.

В своей распре с младшими братьями за Киевский престол Изяслав, законный князь, вынужден был бежать за границу (в Польшу и затем в Германию), откуда и апеллировал к защите своих прав в обоих глав средневековой «христианской республики» — к императору (Генриху IV) и к папе.

Княжеское посольство в Рим возглавил его сын Ярополк, имевший поручение «отдать всю русскую землю под покровительство св. Петра». Папа действительно вмешался в ситуацию на Руси. Наконец, Изяслав вернулся в Киев ( 1077). Сам Изяслав и его сын Ярополк канонизированы Русской Православной Церковью.

Около 1089 в Киев к митрополиту Иоанна II в прибыло посольство антипапы Гиберт (Климента III), очевидно, желавший упрочить свои позиции за счет его признания на Руси.

Иоанн, будучи по происхождению греком, ответил посланием, хотя и составленным в самых почтительных выражениях, но все же направленном против «заблуждений» латинян (это первое по времени не-апокрифическое писание «против латинян?, составленное на Руси, хотя и не русским автором).

Однако следующий митрополит, Ефрем (русин по происхождению) сам послал в Рим доверенное лицо, вероятно, с целью лично убедиться на месте в состоянии вещей; в 1091 этот посланец вернулся в Киев и «принесет много мощей святых». Затем, с русскими летописями, послы от папы приходили в 1169.

В Киеве были латинские монастыри (в том числе доминиканский — с 1228), на землях, подвластных русским князьям, с их разрешения действовали латинские миссионеры (так, в 1181 князья Полоцкие позволили монахам- августинцев с Бремена крестить подвластных им латышей и ливов на Западной Двине). В высшем состоянии заключались (к недовольству греков) многочисленные смешанные браки. Большой западное влияние заметно в некоторых сферах церковной жизни. Подобная ситуация сохранялась до монголо-татарского нашествия.

4. Последствия

Со второй половины XI в.

Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский патриархи разрывают отношения с Римом, потому что единение с Римской Церковью означало полную потерю автокефалии, превращение в епархию Римской Церкви.

После смерти Михаила Керуллария Константинопольские первоиерархи возвращаются к пониманию устройства Церкви, которое сложилось в период Вселенских Соборов. В результате сформировались два главных направления в христианстве:

5. Попытки преодоления раскола

Первой попыткой преодоления раскола стал Второй лионский собор, созванный 1274 папой Григорием X.

На этом соборе была заключена Лионская уния, скрепленная подписью императора Михаила VIII Палеолога, согласно которой православные признали превосходство папы Римского и большинство догматов католической церкви, в частности учение о филиокве.

Однако вскоре уния вызвала осуждение среди греческого духовенства и была признана недействительной на Константинопольском соборе 1285, созванном преемником Михаила — Андроников II.

Следующей попыткой стал Флорентийский собор, созванный папой Евгением IV 1438 года. На этом соборе было заключено Флорентийская уния. Как и предыдущая, Лионская уния, флорентийская уния признавала примат Папы Римского, а также основные догмы католической церкви. Однако 1453 года с падением Константинополя греки отказались от унии.

https://www.youtube.com/watch?v=A8l5j2ZqKG8

В контексте преодоления великого раскола богословы упоминают также Брестскую унию 1596 года, результатом которой стало возникновение украинской греко-католической церкви, хотя по мнению некоторых историков эта уния углубила раскол общества, начала новую плоскость расслоения [1]

Следующие шаги к сближению церкви сделали в XX веке с началом экуменического движения. 1965 года, вскоре после Второго Ватиканского собора, Папа Римский Павел VI и Патриарх Константинопольский Афинагор I отменили взаимные анафемы.

6. Смотри также

  • Раскол христианской церкви
  1. О. Д. Бойко История Украины

Видео:Почему разделилось ХРИСТИАНСТВО ?Скачать

Почему разделилось ХРИСТИАНСТВО ?

Что было главной причиной разделения церквей? Раскол христианской церкви

Христианская церковь никогда не была единой. Это очень важно помнить, дабы не впасть в крайности, так часто имевшие место в истории этой религии. Из Нового завета видно, что ученики Иисуса Христа еще при его жизни имели споры о том, кто из них главнее и важнее в зарождающейся общине.

Двое из них – Иоанн и Иаков — даже просили о престолах по правую и по левую руки от Христа в грядущем царстве. После же смерти основателя, первое, что стали делать христиане – делиться на различные противоборствующие группы.

Книга Деяний и послания апостолов сообщают о многочисленных лжеапостолах, о еретиках, о том, кто вышел из среды первых христиан и основал собственную общину. Разумеется, те смотрели на авторов новозаветных текстов и их общины точно так же – как на еретические и раскольнические сообщества.

Почему же так происходило и что было главной причиной разделения церквей?

Доникейский период Церкви

О том, что представляло собой христианство до 325 года, нам известно чрезвычайно мало. Мы знаем только, что это мессианское течение внутри иудаизма, которое было инициировано бродячим проповедником по имени Иисус. Учение его было отвергнуто большинством иудеев, а самого Иисуса распяли.

Немногочисленные последователи, однако, заявили, что он воскрес из мертвых и объявили его мессией, обещанным пророками Танаха и пришедшим, чтобы спасти мир.

Столкнувшись с тотальным неприятием среди своих соотечественников, они распространили свою проповедь среди язычников, из числа которых нашли немало приверженцев.

Первые разделения среди христиан

В процессе этой миссии и случился первый раскол христианской церкви. Уходя на проповедь, апостолы не имели кодифицированного прописанного вероучения и общих принципов проповедования. Поэтому и проповедовали они разного Христа, разные теории и концепции спасения и налагали разные этические и религиозные обязательства на новообращенных.

Одни из них принуждали христиан из язычников обрезываться, соблюдать правила кашрута, блюсти субботу и выполнять иные постановления Моисеева закона. Другие, напротив, отменяли все требования Ветхого завета не только в отношении новообращенных язычников, но и в отношении самих себя.

К тому же, кто-то считал Христа мессией, пророком, но при этом человеком, а кто-то стал наделять его божественными качествами. Вскоре появился пласт сомнительных преданий, вроде непорочного зачатия, рассказов о событиях из детства и прочего. Плюс ко всему по-разному оценивалась спасительная роль Христа.

Все это привело к значительным противоречиям и конфликтам внутри первохристиан и инициировало раскол христианской церкви.

Из Нового завета хорошо видны подобные расхождения во взглядах (вплоть до взаимного неприятия друг другом) между апостолами Петром, Иаковом и Павлом. Современные ученые, исследующие разделение церквей, выделяют на этом этапе четыре основных ветви христианства.

Вдобавок к трем вышеозначенным лидерам они добавляют ветвь Иоанна — также обособленный и независимый альянс локальных общин. Все это естественно, учитывая, что Христос не оставил ни наместника, ни преемника, и вообще не дал никаких практических указаний по организации церкви верующих.

Новые общины были полностью независимы, подчиняясь лишь авторитету основавшего их проповедника и избранным лидерам внутри себя. Богословие, практика и литургия имели в каждой общине самостоятельное становление.

Поэтому эпизоды разделения присутствовали в христианской среде с самого начала и носили они чаще всего вероучительный характер.

https://www.youtube.com/watch?v=UKvMek1WvbQ

После того как император Константин легализовал христианство, а особенно после 325 года, когда состоялся первый вселенский собор в городе Никее, облагодетельствованная им ортодоксальная партия фактически абсорбировала большую часть других направлений раннего христианства.

Те, что остались, объявились еретиками и были поставлены вне закона. Христианские лидеры в лице епископов получили статус государственных чиновников со всеми юридическими последствиями своего нового положения. В итоге со всей серьезность встал вопрос административного устройства и управления Церкви.

Если в предыдущий период причины разделения церквей носили доктринальный и этический характер, то в посленикейском христианстве добавился еще один важный мотив – политический.

Так, за бортом церковной ограды мог оказаться и правоверный кафолик, отказавшийся подчиняться своему епископу, или сам епископ, не признавший юридическую власть над собой, например, соседнего митрополита.

Разделения посленикейского периода

Мы уже выяснили, что было главной причиной разделения церквей в этот период. Однако клирики часто пытались окрасить политические мотивы в вероучительные тона.

Поэтому данный период дает примеры нескольких очень сложных по природе своей расколов – арианского (по имени своего лидера, священника Ария), несторианского (по имени основателя — патриарха Нестория), монофизитского (от наименования учения о единой природе во Христе) и множества других.

Великая схизма

Самый значительный раскол в истории христианства произошел на рубеже первого и второго тысячелетий. Единая дотоле ортодоксальная кафолическая церковь в 1054 году разделилась на две независимые части – восточную, именуемой сейчас Православной церковью, и западную, известную как Римо-католическая церковь.

Причины раскола 1054 года

Говоря кратко, главная причина разделения церкви 1054 года – политическая. Дело в том, что Римская империя к тому времени составляла две независимые части. Восточной частью империи – Византией — правил кесарь, чей престол и административный центр располагался в Константинополе. Император же был и главой церкви.

Западной империей фактически правил епископ Рима, сосредоточивший в своих руках как светскую, так и духовную власть, а кроме того, притязающий на власть и в византийских церквях. На этой почве, разумеется, вскоре возникли споры и конфликты, выразившиеся в ряде церковных претензий друг ко другу.

Мелочные, по существу, придирки послужили поводом к серьезному противостоянию.

В конце концов, в 1053 году в Константинополе по приказу патриарха Михаила Керулария были закрыты все храмы латинского обряда. В ответ на это папа Лев IX направил в столицу Византии посольство во главе с кардиналом Гумбертом, который и отлучил Михаила от церкви.

В ответ на это патриарх собрал собор и взаимно предал анафеме папских легатов. Сразу на это не обратили особого внимания, и межцерковные отношения продолжались в привычном русле.

Но через двадцать лет первоначально незначительный конфликт стал осознаваться как фундаментальное разделение христианской церкви.

Реформация

Следующим важным расколом в христианстве является возникновение протестантизма.

Случилось это в 30-х годах XVI века, когда один немецкий монах августинского ордена восстал против авторитета Римского епископа и осмелился критиковать ряд догматических, дисциплинарных, этических и других положений католической церкви.

Что было главной причиной разделения церквей в этот момент – трудно ответить однозначно. Лютер был убежденным христианином, и для него основным мотивом была борьба за чистоту веру.

Конечно, его движение стало и политической силой за освобождение германских церквей от власти Римского папы. А это, в свою очередь, развязывало руки светской власти, больше не скованной требованиями Рима. По этим же причинам протестанты продолжали разделяться и между собой.

Очень быстро во многих европейских государствах стали появляться собственные идеологи протестантизма. Католическая церковь начала трещать по швам – многие страны выпали из орбиты влияния Рима, другие были на грани этого.

Сами протестанты при этом не имели ни единого духовного авторитета, ни единого административного центра, и этим отчасти напоминали организационный хаос первохристианства. Похожая ситуация в их среде наблюдается и сегодня.

Современные расколы

Что было главной причиной разделения церквей в прежние эпохи, мы выяснили. Что же происходит с христианством в этом отношении сегодня? В первую очередь, нужно сказать, что значительных схизм со времен Реформации больше не возникало. Существующие церкви продолжают разделяться на подобные друг другу небольшие группы.

В среде православных были старообрядческий, старостильный и катакомбный расколы, от католической церкви также отделилось несколько групп, а протестанты неустанно дробятся, начиная с самого своего появления. Сегодня численность протестантских деноминаций – более двадцати тысяч.

Тем не менее, ничего принципиально нового так и не появилось, если не считать нескольких полухристианских организаций вроде Церкви мормонов и свидетелей Иеговы.

https://www.youtube.com/watch?v=uIpif8hodV0

Важно отметить, что, во-первых, сегодня большинство церквей не связаны с политическим режимом и отделены от государства. А во-вторых, имеет место экуменическое движение, которое стремится сблизить, если не объединить различные церкви. В этих условиях главная причина разделения церквей – идеологическая.

Сегодня мало кто всерьез пересматривает догматику, но зато огромный резонанс получают движения за рукоположение женщин, венчание однополых браков и т.д.

Реагируя на это, каждая группа обособляется от других, занимая свою принципиальную позицию, сохраняя в целом догматическое содержание христианства неприкосновенным.

Видео:Почему произошел ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ и возник католицизм ? Священник Иоанн ТераудсСкачать

Почему произошел ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ и возник католицизм ?  Священник Иоанн Тераудс

Разделение христианской церкви на католическую и православную

Христианство — крупнейшая в мире по количеству последователей религия. Но сегодня она делится на множество деноминаций.

А пример был подан очень давно — в 1054 году, когда западная церковь отлучила восточных христиан, отторгнув их, словно пришельцев. С тех пор последовало еще множество событий, которые только усугубили ситуацию.

Так почему и как произошло разделение церквей на Римскую и Православную, давайте разберемся.

  • Предпосылки раскола
  • Фотиева схизма
  • Спор об использовании пресного теста
  • Великий раскол
  • Аргументы Рима
  • Аргументы Константинополя
  • Возможно ли воссоединение

Предпосылки раскола

Христианство не всегда было доминирующей религией. Достаточно вспомнить, что все первые Папы начиная с апостола Петра, окончили жизнь мученичеством за веру.

Столетиями римляне пытались истребить непонятную секту, члены которой отказывались приносить жертвы их богам. Единственным способом выживания для христиан была сплоченность.

Ситуация начала меняться лишь с приходом к власти императора Константина.

Глобальные расхождения во взглядах западной и восточной ветвей христианства явно обнаружили себя лишь столетия спустя. Сообщение между Константинополем и Римом было затруднено. Поэтому эти два направления развивались сами по себе. И на заре второго тысячелетия стали заметны обрядовые расхождения:

  • В храмах восточной традиции служили на греческом, тогда как римляне использовали латынь.
  • Западная ветвь христианства запрещала духовенству иметь жен и детей, в православии же обряд безбрачия приносили только монахи.
  • Духовенство, подотчетное Риму, сбривало бороды и выстригало волосы на затылке; восточные христиане, наоборот, бороды отращивали и волос не выстригали.

Но не это, конечно, явилось причиной раскола христианства на православие и католицизм. Начальствующие епископы все чаще стали расходиться во мнениях. Возникали конфликты, разрешение которых не всегда происходило мирно.

Фотиева схизма

Этот раскол произошел в 863 г. и тянулся несколько лет. Во главе константинопольской церкви тогда был патриарх Фотий, на римском престоле находился Николай I.

Два иерарха имели непростые личные отношения, но формально повод к разногласиям дали сомнения Рима в правах Фотия на руководство восточными церквями.

Власть иерархов была полной, она и сейчас распространяется не только на идеологические вопросы, но и на управление землями и финансами. Поэтому временами борьба за нее была довольно жесткой.

Считается, что настоящим поводом к ссоре между главами церкви стали попытки западного наместника включить под свою опеку Балканский полуостров.

Избрание Фотия было результатом внутренних разногласий, которые тогда царили в восточной части Римской империи. Патриарх Игнатий, которого сменил Фотий, был низложен благодаря козням императора Михаила.

Сторонники консервативного Игнатия и обратились за справедливостью в Рим. А Папа постарался воспользоваться моментом и взять под свое влияние константинопольский патриархат. Дело окончилось взаимными анафемами.

Состоявшийся очередной церковный собор на время сумел умерить рвение сторон, и воцарился мир (временно).

Спор об использовании пресного теста

В 11 в. осложнение политической обстановки вылилось в очередное обострение противостояния западного и восточного обрядов.

Константинопольскому патриарху Михаилу не понравилось, что латиняне начали вытеснять представителей восточных церквей на нормандских территориях. Керуларий в качестве ответных мер закрыл все латинские церкви в своей столице.

Это событие сопровождалось довольно недружелюбным поведением — пресный хлеб выбрасывался на улицу, константинопольские священники топтали его ногами.

https://www.youtube.com/watch?v=C_n7vQVfXKA

Следующим шагом стало богословское обоснование конфликта — послание против латинского обряда. В нем выдвигалось много обвинений в нарушении церковных традиций (которые, впрочем, ранее никому не мешали):

  • Использование пресного теста во время богослужения. Представители римского лагеря утверждают, что первая литургия совершалась Христом на пресном хлебе, т. к. Пасха в тот год (по мнению католиков) наступала на следующий день. А по еврейскому обычаю весь пресный хлеб должен быть уничтожен до ее начала. Православные же считают, что на Тайной вечере еще был хлеб на закваске (дрожжевой).
  • Пост по субботам Великого поста.
  • Употребление в пищу трупов животных, в которых содержалась кровь.

Сочинение, конечно, дошло до главы римского престола. В ответ кардиналом Гумбертом было составлено послание «Диалог». Все эти события происходили в 1053 г. До окончательного расхождения между двумя ветвями единой церкви оставалось совсем немного времени.

Великий раскол

В 1054 г. папа Лев написал в Константинополь, требуя признать за ним полную власть над христианской церковью.

В качестве обоснования использовался поддельный документ — так называемая дарственная, в которой якобы император Константин передавал управление церквями римскому престолу.

Притязания были отвергнуты, на что верховный епископ Рима снарядил посольство. Оно должно было, помимо прочего, добиться от Византии военной помощи.

Роковой датой стало 16 июля 1054 г. В этот день формально прекратилось единство христианской церкви. Хотя к тому времени Лев I. Х. уже умер, папские легаты все равно приехали к Михаилу. Они вошли в Собор св. Софии и возложили на алтарь грамоту, в которой константинопольский патриарх предавался анафеме. Ответное послание было составлено через 4 дня.

Что было главной причиной разделения церквей? Здесь мнения сторон расходятся. Часть историков считает, что это результат борьбы за власть. Для католиков основным было нежелание признать первенство Папы как преемника апостола Петра. Для православных важную роль играет спор о Филиокве — исхождении Духа Святого.

Аргументы Рима

В историческом документе папа Лев впервые четко сформулировал причины, по которым всем остальным епископам следует признать первенство римского престола:

  • Поскольку Церковь стоит на твердости исповедания Петра, то удаляться от нее — большая ошибка.
  • Всякий, подвергающий сомнению авторитет Папы, отрекается и от святого Петра.
  • Отвергающий власть апостола Петра является надменным гордецом, самостоятельно ввергающим себя в пропасть.

Аргументы Константинополя

Получив обращение папских легатов, патриарх Михаил срочно собрал византийское духовенство. Результатом стали обвинения в адрес латинян:

  • Поскольку римское духовенство брилось, в этом усмотрели нарушение Писания (Левит, гл. 19), где говорится, что мужчине не подобает ходить с гладким лицом, словно он женщина.
  • Запрет на браки для духовенства называется нарушением канонов, принятых на Гангрском соборе, поскольку это выглядит так, словно они гнушаются брачными узами.
  • Филиокве — утверждение католиков о том, что Дух исходит как от Бога-Отца, так и от Сына — называется не иначе как «злословием». Яростные споры по этому поводу продолжаются по сей день.

Некоторое время Русь оставалась как бы в стороне от конфликта, хотя изначально находилась под влиянием византийского обряда и признавала духовным центром Константинополь, а не Рим. Православные всегда делали тесто для просфор на закваске. Формально в 1620 г. на местном соборе было принято осуждение католического обряда использовать пресное тесто для церковных таинств.

Возможно ли воссоединение

Великая схизма (в переводе с древнегреческого — раскол) произошла довольно давно. Сегодня отношения между католичеством и православием перестали быть такими натянутыми, как в прошлые века. В 2016 г. произошла даже краткая встреча между патриархом Кириллом и папой Франциском. Подобное событие еще 20 лет назад казалось невозможным.

https://www.youtube.com/watch?v=wLI1YlflWJw

Хотя взаимные анафемы были сняты в 1965 г., воссоединение Римской Католической Церкви с Автокефальными Православными церквями (а их больше десятка, РПЦ лишь одна из исповедующих православие) сегодня является маловероятным. Причин тому не меньше, чем тысячу лет назад.

Не столь важно, в каком году произошел раскол христианской церкви. Важней то, что сегодня церковь представляет собой множество течений и церквей — как традиционных, так и вновь созданных.

Людям не удалось сохранить завещанное Иисусом Христом единство.

Но тем, кто именует себя христианами, следует учиться терпению и взаимной любви, а не искать поводы к тому, чтобы еще больше отдаляться друг от друга.

Видео:ПРАВОСЛАВИЕ И КАТОЛИЧЕСТВО. 12 отличий. Цикл «Православное вероучение»Скачать

ПРАВОСЛАВИЕ И КАТОЛИЧЕСТВО. 12 отличий. Цикл «Православное вероучение»

Великая схизма (раскол христианской церкви)

Явление Великой схизмы (Великого церковного раскола), занимает видное место в истории оформленного культа христианского вероучения как первое несогласие всеобъемлющего плана, которому суждено было перерасти в официальное разделение западного и восточного христианского мира на самостоятельные единицы церковной власти. Общепринятой датой церковного раскола принято считать 1054 г., но причины нарастания конфликта и его результата следует искать в комплексном рассмотрении событий периода с IX – XI вв.

Внутренние разногласия

К внутренним причинам напряженности в христианском мире можно отнести изменения, которые, начиная с 589 г. западная церковь (после католическая), начала вносить в документы догматического характера. Так на 12-м поместном соборе латинской церкви в Толедо (681 г.

), ссылаясь на необходимость привести доказательства богоначалия и равночтимости Иисуса Христа с Отцом, для обращения ариан, был письменно закреплен возмутительный в глазах восточной церкви стих, носящей название филиокве (лат.

filioque – и Сына), который по словам латинских отцов только открывал в словесной форме то, что логически следует из 8-го положения Символа Веры.

Сами папы долго не признавали филиокве, в официальном порядке. Так и при папстве Льва III, высеченный им Символ веры не содержит филиокве, а сам папа в письме (808 г.) к Карлу Великому говорит, что хотя это (исхождение Св. Духа от Отца и Сына) с богословской стороны западной традиции верно, но не следует рушить принятую форму исповедания во всем христианском мире.

Причиной закрепления данного догмата в дальнейшем стало влияние германского богословия, в котором филиокве признавалось непререкаемо.

Формальное признание католической церковью данного нововведения относится к папству Бенедикта VIII, который во время коронации Генриха II в 1014 г.

упомянул его в торжественном пении Credo (Символа веры), признав, таким образом, его правоверность всему католическому миру.

После этого между восточной и западной церковью наступил негласный разрыв, в форме изъятия имении папы римского из диптиха и, следовательно, не оглашения его во время литургии.

Другие причины внутреннего разногласия относятся к чисто условным положениям борющихся сторон, которые можно свести к нескольким категориям:

  • Этические, которые вытекают из догматического несоответствия, такими являются обвинения в отношении к таинству бракосочетания, вкушения свиного сала и проч.
  • Эстетическими можно назвать обвинения в поддержании определенного характера внешнего вида, а также использовании украшений в одеянии епископов.
  • Ритуальными (обрядовыми) несоответствиями являются те, которые относятся к форме крещения, крестного знамения, качества хлеба используемого в таинстве евхаристии и друг.

Все они были сформулированы в отлучительной грамоте как Римско-католической, так и Византийской церкви, во время взаимного обмена анафемами в 1054 г.

Внешние причины

Причины внешнего характера, к которым относятся поступательная политика расширения своей власти в географическом пространстве, имеют не менее важный аспект в общей характеристике раскола.

https://www.youtube.com/watch?v=uHldAnbK90U

Его началом является вручение папе Захарии в 755 г. Равеннского экзархата Пипином Коротким, который ранее входил в состав Византийской империи. Это отметило этап самостоятельного управления западной церкви, во главе с папой римским.

Дальнейшее распространение догматического и юридического владычества Рима на испанские, галльские и африканские церкви, вызывало большое недовольство Византии, последней каплей для которого стало посягательство на Болгарскую церковь и на территории северных славянских племен. Это произошло во времена понтификата Николая Первого, претензии которого послужили причиной первого негласного разрыва западной и восточной церкви.

Итог

Непосредственной причиной окончательного раскола 1054 г. выступил вопрос о владычестве над итальянскими провинциями Западной церкви. Лев IX пытался убедить византийского патриарха в первенстве Рима, к которому весь восточный мир должен выказывать почтение как к матери, с чем никак не мог согласиться патриарх Михаил.

Тенденция смещения центра христианского мира в сторону папского престола в Риме, завершилась принятием решительных мер со стороны Византийского патриархата. Так патриархом восточной церкви Михаилом Керуларием в 1053 г.

были закрыты латинские храмы и монастыри, находящиеся в Константинополе, и как особый вид непринятия западной традиции, диакон прислуживавший патриарху (секелларий) надругался над Святыми дарами (опресноками), растоптав их ногами.

Папские легаты (представители папы на время исполнения необходимой миссии) во главе с кардиналом Гумбертом были уполномочены урегулировать конфликт.

Однако после трехмесячного избегания патриархом Михаилом общества и беседы с папскими легатами переговоры закончились возложением 16 июля 1054 г. на престол собора Св.

Софии анафемного листа, в котором кардинал от имени на то время уже умершего папы и Святого и Римского, Первенствующего и Апостольского престола говорил о снятии с патриарха Михаила сана и вечного осуждения его и потворствующих порожденному им беззаконию.

Добившись хитростью возвращения в Константинополь легатов, на то время находившихся уже далеко, константинопольский патриарх 20 июля 1054 г. ответил взаимным отлучением западной церкви как еретической.

Перед этим он попытался разжечь в народе вражду, прочитав исковерканный им перевод врученной 16-го июля хартии.

Посредничество императора помогло избежать умерщвления папским посланникам, но конфликт, усугубленный взаимными действиями двух сторон, так и не удалось преодолеть.

Это отметило новый этап в христианской истории – самостоятельное управление западной – присвоившей название Католической (Вселенской) церкви, и восточной – избравшей себе определение Православной (единоверной) церкви.

Олег Борисов

🎥 Видео

О старообрядцах. Причины раскола XVII века. / А.И. ОсиповСкачать

О старообрядцах. Причины раскола XVII века. / А.И. Осипов

Почему Христианство раскололось в 1054 году?Скачать

Почему Христианство раскололось в 1054 году?

XVII ВЕК. ПАТРИАРХ НИКОН. ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ. Русская История. Исторический ПроектСкачать

XVII ВЕК. ПАТРИАРХ НИКОН. ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ. Русская История. Исторический Проект

В чем разница между КАТОЛИЧЕСТВОМ и ПРАВОСЛАВИЕМ ?Скачать

В чем разница между КАТОЛИЧЕСТВОМ и ПРАВОСЛАВИЕМ ?

Раскол Церкви - как и почему разделились православные и католикиСкачать

Раскол Церкви - как и почему разделились православные и католики

Православие и католичество. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ. / Алексей ОсиповСкачать

Православие и католичество. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ. / Алексей Осипов

1. Суть и причины раскола Русской церкви_Цикл лекций И.В. ПоздеевойСкачать

1. Суть и причины раскола Русской церкви_Цикл лекций И.В. Поздеевой

XVII ВЕК. ПАТРИАРХ НИКОН. ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ. Русская История. Исторический ПроектСкачать

XVII ВЕК. ПАТРИАРХ НИКОН. ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ. Русская История. Исторический Проект

Какая церковь правильная? Православные, католики или протестанты?Скачать

Какая церковь правильная? Православные, католики или протестанты?

Раскол христианской церкви (рус.) История средних веков.Скачать

Раскол христианской церкви (рус.) История средних веков.

Старообрядцы. Фильм об истории церковного раскола. @amamontovСкачать

Старообрядцы. Фильм об истории церковного раскола.  @amamontov

XVII ВЕК. ПАТРИАРХ НИКОН. ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ. Русская История. Исторический ПроектСкачать

XVII ВЕК. ПАТРИАРХ НИКОН. ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ. Русская История. Исторический Проект

Великий раскол. Или отлучение? / Великая схизмаСкачать

Великий раскол. Или отлучение? / Великая схизма

История Церкви. Великий РасколСкачать

История Церкви. Великий Раскол

Предпосылки и причины Великого раскола христианской Церкви . История христианской церквиСкачать

Предпосылки и причины Великого раскола христианской Церкви . История христианской церкви

Реформы патриарха Никона и церковный раскол | | ЕГЭ по истории 2023 | ВебиумСкачать

Реформы патриарха Никона и церковный раскол | | ЕГЭ по истории 2023 | Вебиум
Поделиться или сохранить к себе: