Русская православная икона Николы Зарайского

Икона святого Николая Угодника

Русская православная икона Николы Зарайского

  • Иконография
  • В чем помогает святой лик
  • Чудеса Николая Угодника
  • Почитание

Преподобный Николай Чудотворец (Угодник) имеет колоссальную известность в христианском мире. Он совершил большое количество чудес во время жизни, а также после собственной кончины. Несмотря на рождение в Ликии, имя преподобного старца широко распространено в России.

Николай Чудотворец. Икона из Свято-Духова монастыря. Серед.XIII в. Новгород. Русский музей

Иконография

Икона святого Николая Чудотворца является гарантом защиты людей от страшных бедствий и болезней. Она помогает в обретении второй половины, исцеляет от недугов и возвращает покой душе.

Еще молитвы святому Николаю:

  • Молитвы о заключенном
  • Молитвы на удачу и везение
  • Молитвы за мужа

Портретные черты святого Николая точно сохраняются на протяжении многих веков. Его внешний вид всегда выделялся независимой и запоминающейся индивидуальностью. Это доказывается тем, что даже редко молящийся человек легко узнает лик преподобного старца.

Местное почитание Николая из Ликии началось сразу после смерти Угодника, а глобальная слава во всем христианском мире пришла к его мощам и иконам в промежутке от IV до VII столетия.

Однако из-за христианских гонений иконография святого Николая сложилась только в X веке. Самое первое изображение (настенная роспись) преподобного находится в церкви Антиква (Рим).

Фрески и мозаики Николая Чудотворца демонстрировались в соборах Константинополя, Киева и Старой Ладоги.

Образ святителя находился в декорациях храмов Византии и Древней Руси. Здесь его помещали как единично, так и в церковной композиции.

  • Правая десница Угодника делает благословляющее движение, а в левой руке находится Священное Евангелие.
  • В комплект облачения святого входит риза, фелонь (верхнее монашеское одеяние без рукавов) и омофор (нарамник).
  • В структуре большинства святынь зритель наблюдает образы Богородицы и Иисуса Христа, помещенные в овальные медальоны. Пречистая Матерь и Сын Божий возвращают преподобному старцу омофор (нарамник) и Священное Евангелие — предметы архиерейского почета.
  • С XV столетия в храмах Руси демонстрировалась икона в честь «Николы Можайского». Она творчески повторяет деревянную статую, которая покровительствовала Можайску.
  • Нередко святитель изображался как воинствующий защитник с мечом в правой руке. Такая иконография заимствовалась русскими мастерами из романского искусства.
  • Изображение святого ратника, отводящего угрозу от родины, обрело большую популярность на Руси, ведшей непрерывные войны в промежутке от XV по XVI столетия. Меч символизировал Божье Слово, рассекающее всяческие грехи.
  • «Никола Зарайский» — знаменитое изображение, где преподобный запечатлен с простертыми объятиями. Правая его десница совершает благословение, в левой — находится Евангелие. Такой стиль иконы чрезвычайно распространен в христианском искусстве и называется «оранта».

Большинство других изображений Чудотворца не отличаются коренным образом от вышеперечисленных: они корректно вписываются в традиционную иконографию. Такие изображения прославляются чудесами и получают наименования от места обретения.

Интересно! Древнейшей иконой Угодника, известной христианской церкви, считается изображение Николая с Мессией и многими святыми на полях. Полотно отличается тем, что преподобный старец не делает благословляющего жеста правой рукой. Монахи называют это движение «жестом речи» как указывающее на Священное Писание.Поклонение верующих мощам святителя Николая Чудотворца в Храме Христа Спасителя

В чем помогает святой лик

Святого старца часто называют «скоропослушником», потому что он довольно быстро отвечает каждому человеку, прочитавшему молебен. Если прошение остается без ответа, необходимо пересмотреть свой образ мыслей и действий. Человек обязан изменить собственное отношение к окружению, научиться помогать, несмотря на эгоистичные порывы.

Ответ приходит только тем, кто читает молитвы от чистого сердца и с полноценной верой.

Преподобного старца чрезвычайно любили простые выходцы из народа, он всегда откликался на зов о помощи. Поэтому его святые мощи и изображения привлекают так много верующих.

  • Икона святого Николая Угодника помогает противостоять несправедливости со стороны начальства или правительства.
  • Молитвы перед изображениями преподобного старца защищают невинно осужденных. Приснопамятный старец всегда ратовал за Высшую Истину, отводя неправду от жертв судьбы.
  • Святыни Николая Чудотворца рассматриваются как небесные покровители сирот, детей и потерявших опору вдов. Преподобный всю жизнь посвятил обездоленным, скорбящим и несчастным людям, его первым желанием становилось делание добра ближнему своему.
  • Угодник защищает путешественников и делает так, чтобы дорога стала намного безопаснее. Для защиты от аварий необходимо молиться Святому Духу, а потом лично просить Николая о безопасности.

Святой лик присутствует во многих домах верующих, а также в транспортных средствах.

Обычные люди обращаются с личными проблемами к святым угодникам, так как не желают отвлекать Всевышнего Господа по мелочам.

Это не совсем верно, потому что Бог знает все и способен разрешить любую задачу. Помня о святых изображениях, необходимо мысленно приближаться к Истинному Отцу, который развеет тьму невежества.

Совет! Православная традиция знает множество молитв, обращенных к Николаю Угоднику. Верующий должен выбрать её соответственно с тем результатом, который желает получить. Молитвенный способ обращения известен с давних времен и справедливо считается гарантией защиты от неприятностей.

Читая священные слова перед образом, человек очищает разум от налета невежественного видения мира.

Икона Николаю Чудотворцу

Чудеса Николая Угодника

Экстраординарные события происходили во многих уголках мира и нашего государства.

  • В XI столетии в Днепре утонул младенец. Родители искренне и скорбно молили Угодника о его возвращении. Вскоре ребенок был найден живым, здоровым и мокрым под святыней преподобного старца. Именно тогда икону признали чудотворной и стали называть «Никола Мокрый». До 1920 года дожила только копия этой святыни, а во время войны 1941 года она навсегда пропала из церковного мира.
  • Летописи утверждают: новгородский правитель Мстислав, страдающий тяжелым недугом, увидел во сне преподобного Чудотворца. Он повелел князю перевести собственный образ в Новгород из Киева. Послы попали в неумолимую бурю на Ильменском озере и пришвартовались на острове Липно, чтобы переждать непогоду. Здесь они пробыли четыре дня и увидели прибывшую по волнам икону Николая Угодника, за которой они направлялись в Киев. Князь Мстислав исцелился и поместил святыню в Никольском Соборе. На острове Липно вскоре построили монастырь в честь нахождения иконы.
  • Когда Можайск подвергся вражескому нападению, Мирликийский Угодник устремился на защиту города. Он парил в воздухе над главным храмом, держал в правой деснице небесный клинок, а в левой его руке находилась миниатюрная модель защищаемой церкви. Враги, увидевшие это чудо, наполнились ужасом и отступили. Жители Можайска в благодарность за спасение города сотворили резное изображение святителя. Сегодня эта скульптура хранится в Третьяковской галерее.
  • В 1225 г. образ Угодника, который назывался «Никола Можайский», перенесли в рязанскую землю из Корсуни. Здесь святыня совершала невероятные чудеса, исцеляя людей и обороняя город от врагов.

Почитание

В русской православной традиции святителя Николая вспоминают три раза в год. Для каждого торжества существует индивидуальная гимнография.

  • 19 декабря отмечается день кончины преподобного старца.
  • 22 мая празднуют прибытие останков в Бари. В других местах христианского мира это событие было отвергнуто по скрытым соображениям. На Руси эта дата установилась усилиями митрополита Иоанна II.
  • 11 августа церковь отмечает рождение Николая Угодника. В Византии составили специфическую службу на это торжество. Преставление святителя — единственная память, имеющая греческое происхождение.

В России имя преподобного Николая Чудотворца является чрезвычайно значимым, а количество его икон приравнивается к таковому у Пречистой Девы. В мае 2017 года православная церковь договорилась с представителями католицизма о перенесении малой части мощей в храм Спасителя.

Церкви в честь святого Николая Угодника:

С 1998 года на территории России практикуется установление памятников в честь Николая Угодника. Их воздвигают в Можайске, в Перми, Батайске, Петропавловске-Камчатском и Калининграде.

Для русской православной церкви преподобный Николай всегда является божественным слугой.

Поклонение и чтение молитв перед его иконами и мощами помогает исцелять несчастных больных, отражать нападение врагов, а также обретать спокойствие в дальних путешествиях.

Преподобный заслужил высочайшую славу, потому что проявлял смиренный характер, помогал сиротам и всем, кто искренне просил помощи.

Посмотрите видео об иконах Николая Угодника

Янв 17, 2019 13:47Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/ikony/ikona-svyatogo-nikolaya-chudotvorca.html

Собор Николая Чудотворца в Зарайске

Русская православная икона Николы Зарайского

Собор Николая Чудотворца в Зарайске — православный храм Московской епархии.

Обиходное название – Никольский собор; Николаевский собор; Николы собор; Николы Угодника собор; Николая Мирликийского собор; Свято-Никольский собор; Святоникольский собор.

Собор расположен в Зарайске, Зарайского уезда, Рязанской губернии (ныне Зарайский район Московской области), Кремль. Статус – действующий.

Период до 1917 года

Первоначальное основание церкви в честь св. Николая в г. Зарайске, именовавшемся некогда г. «Красным», относится к первой четверти XIII века и современно принесению иконы св. Николая из города Корсуна в пределы Рязанского края.

Великий князь Рязанский Юрий Игоревич, повествуется в сказании о принесении иконы св. Николая,

“услыхав приход чудотворящего образа, взяв с собою епископа Евфросина Святогорца, пошёл в область сына своего, и увидев от чудотворного образа великие и преславные чудеса, во граде именуемом Красном, повелел создать храм во имя великого чудесного святителя Николая. Помощью же Божьей вскоре храм был создан и освящён епископом Евфросином. В том храме образ Корсунский поставлен был и благоверный великий князь вместе с епископом Евфросином с великой радостью отбыл в свой град Рязань”.

Время построения, вместо деревянной, каменной церкви Николая с точностью неизвестно, но в книгах Зарайского города посадким и чернослободским людям 1625 года – соборная церковь

«во имя Николы чудотворца Заразского»

значится каменною и при этом замечено, что со слов протопопа Никиты в

«прошлом 1622 году, по Государеву указу, прислан из Москвы из приказу большого дворца сытник Богдан Десятов, да подьячий Олексий Блудов, и Божьей милостью – образы и книги, и великое церковное строение переписывали в книги переписные Московского приказа Большого Дворца”.

Не имея под рукою описания собора, составленного Богданом Десятовым, мы можем только предполагать, что присылка его из Москвы находится в непосредственной связи с построением каменного Никольского Собора, в котором всякое церковное строение

«исстари было Государево».

Существующий ныне Никольский Собор построен в 1681 году по грамоте царя Фёдора Алексеевича, данной из приказа Большого дворца.

По наружнему своему виду собор представляет фигуру продолговатого четырёхугольника, длиною 34, шириною 20 и высотою 24 аршина, с 5 главами на коих кресты осьмиконечные, сквозные с короною вверху и полумесяцем внизу.

Наружный вид собора с расширением окон, которые до того времени были узкими и малыми, совершенно утратил характер древности, меньше пострадала от переделов паперть у западной стороны собора, имеющая вид шатра, на 14 круглых каменных столбах с капителями и базами.

Точного указания на время устройства внутри собора, находящегося там трёх ярусного иконостаса, до нас не дошло; но оно может быть отнесено если не к началу 19 века, то без сомнения к последним годам прошлого столетия.

В 1848 году иконостас, угрожавший падением, был разобран и вновь переустановлен, причём позолота на нём была прочищена, иконы исправлены; в числе их находится не мало – древнего стиля, но благодаря усердию доморощенных маляров, трудно прийти к какому-либо выводу относительно их древности.

Стенная живопись также не сохранила своей первоначальной древности и двукратно была возобновлена, как видно из надписи над западными дверьми храма, в которой повествуется:

«1760 году сия соборная церковь возобновлена стенным писанием при протопопе Иеремии Тимофеевиче братию сего города Зарайска купца Николая Михайлова Зайцевского. В 1849 году стены возобновлены внутренним и наружным писанием».

По штату 1873 года в причте положены протоиерей, 1 священник–помощник, 1 диакон и 2 псаломщика.

Период после 1917 года

Двадцатый век для православного народа стал временем кровавых испытаний и скорбей. Зарайский уезд, дотоле имевший почти сто православных храмов, в советское время превратился в духовную пустыню. Все церкви, кроме одной Благовещенской в городе, оказались закрытыми, больше половины – уничтожены.

В самый трудный момент истории Никольского Собора его настоятелем был протоиерей Иоанн Смирнов.

Согласно пояснений сотрудников Историко-архитектурного, художественного и архелогического музея “Зарайский кремль”, отец Иоанн, несмотря на запреты, возил икону св.

Николая по окрестным сёлам, служил молебны, призывая не забывать Угодника Божия Николая. Священник вместе с верными прихожанами всеми возможными средствами старались не допустить закрытие Никольского Собора и других православных храмов.

Однако в 1922 году у верующих отобрали Никольский Собор, а через семь лет закрыли и собор Иоанна Предтечи. Кремлёвские храмы безжалостно разграбили: вывезли сотни фунтов золота и пуды серебра. Бесследно исчез с иконы ценнейший оклад, подаренный царём Василием Шуйским, пропали старинные церковные книги и дары князя Дмитрия Пожарского, другие церковные древности.

В 1937 году на волне массовых репрессий арестовали оклеветанного в контрреволюционной деятельности протоиерея Иоанна Смирнова. После недолгого следствия его приговорили к смертной казни. Мученическую смерть священник принял на Бутовском полигоне. В 2000 году он был прославлен в лике новомучеников исповедников Российских.

Поруганным и осквернённым Никольский Собор оставался до 1990-х годов. В нём сначала размещалась музейная экспозиция, потом архив и хозяйственный склад.

В годы советской власти когда храм находился в поругании, чудотворную икону святителя Николая вывезли из Зарайска. В 1959-1961 гг. внешние формы собора были восстановлены.

В 70 годы прошлого века в целях дальнейшего улучшения дела по охране памятников архитектуры, Никольский Собор в городе Зарайске был отнесён к памятникам архитектуры РСФСР, подлежащих охране и имеющих государственное значение.

Богослужения в соборе возобновлены с января 1992 года. Действует воскресная школа. Церковный приход ведет издательскую деятельность.

Прихожане благоустроили святой источник «Белый Колодец» на месте явления чудотворной иконы святителя Николая; здесь освящены Никольская часовня и купальня. Ежегодно 11 августа совершается общегородское празднование в честь принесения иконы Николы Заразского.

В настоящее время Никольский Собор отнесён к архитектурным памятникам, охраняемых государством как всенародное достояние.

Чудотворная икона святителя Николая

Из священных предметов древности, находившихся в Никольском Соборе, особенного внимания заслуживает главная святыня собора – храмовая чудотворная икона святителя Николая, принесённая в 1224 году из города Корсуна в Рязанские пределы священником Евстафием.

Икона эта есть с семнадцатью изображениями чудес святителя и полями, 25, а в ширину 20 ¼ вершков, а без чудес 15 ½ в вышину и 10 вершков в ширину; святитель Николай изображён на ней во весь рост, в кресчатых ризах, с омофором, правая рука святителя простёрта на благословение, а в левой у него евангелие, направо в небольшом кругу изображён Спаситель, правою рукою благословляющий Святителя, а левой подающей ему евангелие, на лево в таком же кругу – Богоматерь с распростёртым на руках омофором.

По живописи своей икона эта принадлежит к древнему византийскому стилю, но несомненно была неоднократно возобновляема, что доказывается яркостью красок и надписью на иконе:

«Чинил сей чудотворный образ Московский купец Никита Левонтьев в 1797 году».

В 1608 году икона св. Николая царём Василием Ивановичем была украшена окладом из чистого золота, с каменьями и жемчугом, как видно из надписи, находящейся на особой пластинке, прикреплённой внизу оклада, в которой вязью написано:

«повелением Благоверного Великого Государя царя и великого князя Василия Иоанновича всея Руси сделан сей оклад на образе великого чудотворца Николая Зарайского во второе лето государства его, лета 7116 (1608)».

Устроенная Шуйским риза покрывает только одно изображение Святителя, а изображение чудес его покрыто серебропозлащённым окладом в позднейшее время, хотя пластинки из золота сделаны тем же Шуйским.

В окладе на [иконе чистого золота около шести фунтов, разноцветных камней сто тридцать три, бурмицких зёрен три и тысяча шестьсот крупных и средних жемчужин.

Оклад, устроенный Шуйским, вполне сохранил характер древности, несмотря на поправки, проделанные в 1793 и в 1881 годах.

Другие церковные древности

Кроме иконы св. Николая, в соборе, в дореволюционное время, хранилось довольно древностей, принадлежащих частью к XV, частью к XVII столетию, из числа коих особенно замечательны:

  1. Плащаница XV ст., шитая золотом и по шёлковой голубой материи, наложенной на крашенину. На ней вышито серебром и шёлком пречистое тело Спасителя, положенное в гроб. Близ главы Богоматерь, приникшая к лицу Спасителя и мироносицы, у ног изображены Иоанн Богослов, Иосиф и Никодим. По углам плащаницы четыре ангела с рындами, над телом Спасителя в небольшом кругу изображён Дух Святой.
  2. Евангелие, напечатанное в 1606 году и приложенное в собор Василием Ивановичем Шуйским.
  3. Евангелие, напечатанное в 1689 году и замечательное по своей величине. Оно составляет в длину 16, а в ширину 11 вершков. Ободки его и корешок покрыты массивным серебряно-позолачённым окладом. Всё евангелие с окладом весит 1 пуд 25 фунтов. На верхней доске средника, украшенного 8 хрусталями, изображено сошествие Христа в ад, по углам изображения четырёх евангелистов, также как и средник, чеканной работы. По сторонам средника в четырёх клеймах изображены: распятие Господне, снятие с креста, положение в гроб и тайная вечеря. На этой же доске вверху и внизу помещены надписи: «Принесено в собор Великого Чудотворца архиерея Божьего Николая в благославленный град Зарайск, на иждевение священника Трофима Васильевича лета 1724 месяца декабря в 6 день при протопопе Алексее Елисеевиче в память о родителях». В другой надписи перечислены имена усопших родителей и родственников вкладчика.
  4. Крест напрестольный, серебряно-вызолоченный, поновленный при протоиерее Димитрии в 1617 году, как видно из надписи, на кресте находящейся.
  5. Напрестольный крест, устроенный в 1624 году Антонием, архиепископом Рязанским.
  6. Водосвятная серебряная чаша, пожертвованная, как видно из находящейся по краям её надписи, Дмитрием Ивановичем Годуновым в 1604 году.
  7. Серебряно-вызолоченная лампада, устроенная в 1671 году.
  8. Два серебряных блюда, принесённых в дар собору князем Иваном Михайловичем Хворостиным, устроенные как видно из надписи, в 1700 году.
  9. Два серебряно-вызолоченных блюда, пожертвованные князем Фёдором Ивановичем Мстиславским.
  10. Ковш серебряный, овальной формы с надписью «Коломенского и Каширского сей ковш владыки Варлама» XVII ст.
  11. Золотая медаль, с изображением на одной стороне креста с надписью кругом: “IN HOC SIGNO VINCES” (“СИМ ЗНАМЕНИЕМ ПОБЕДИШИ”), а на другой – герба португальского с двумя также круговыми надписями: EMMANUIL R. PORTUGALIE AL. G. VL. IN. O. C+C. ETHIOPIA ARABIA PERSIAE IN. C.H.” (“Емануил, Король Португальский, кесарь Ефиопский, Аравийский, Персидский и проч.), принадлежащая к концу XV ст. и пожертвованная в собор, вероятно, тем же князем Мстиславским.

Известные настоятели храма

Настоятели храма Даты Настоятель
1799 — 1837Смирнов, Пётр Яковлевич – протоиерей Рязанской епархии, благочинный Зарайска и Зарайского уезда
1873 — 1878Ремезов, Михаил Иоаннович – протоиерей Рязанской епархии
конец XIX — начало XX в.Ястребов, Андрей Капитонович – протоиерей Рязанской епархии
начало XX в.Смирнов, Иван Алексеевич – митрофорный протоиерей, безвинно пострадавший в период гонений и ныне прославленный в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
1922 — 1992Период закрытия
настоящее времяпротоиерей Пётр Спиридонов

Фотогалерея Никольского Собора

  • Никольский Собор в Зарайске
  • Никольский Собор в Зарайске
  • Никольский Собор в Зарайске
  • Никольский Собор в Зарайске
  • Никольский Собор в Зарайске

Источник: https://tropki.ru/rossiya/moskovskaya-oblast/zaraysk/sobor-nikolaya-chudotvortsa

Иконы Николая чудотворца: история и описание

Русская православная икона Николы Зарайского

Николай Чудотворец — один из самых почитаемых святых в православии. Большее количество храмов и образов посвящено только Деве Марии. На домашних иконостасах он всегда стоит рядом с Богородицей. В домах большинства христиан есть Никола — защитник слабых, оклеветанных, покровитель детей, моряков, воинов и путешественников.

Иконы Николая Чудотворца показывают нам самого святого, его жизненный путь, сотворенные чудеса. Ещё при жизни Господь выделили этого человека как благочестивого христианина, полностью посвятившего свою жизнь служению Всевышнему. После смерти тело Николая стало мощами. Сам же он причислен к святым.

Интересно и полезно знать об иконах Николая Чудотворца. Это поможет выбрать близкий душе образ, чтобы обращаться перед ним в молитве к святому.

Краткая история жизни

Ещё ребёнком Николай проявлял тягу к богослужению. Он днями не выходил из церкви, изучал литературу, молился. Стремление отдать себя христианству заметил в мальчике его дядя, священник местной церкви. Он взял Николу сначала чтецом, а потом назначил священником.

После смерти родителей Угодник унаследовал крупное по тогдашним меркам состояние. Он все раздал бедным, а сам ушел в монастырь, чтобы дни проводить в общении с Господом. Но ему было видение: Всевышний сказал уйти из обители, служить ему по-другому — молясь, помогая слабым, проповедуя, защищая свою веру. Естественно, Николай повиновался.

Даже краткое описание жизни, личности епископа Мирликийского дает понять, что Господь покровительствовал Николаю. Он всегда внимал его молитвам, даровал тем, о ком он просит, спасение, излечение. Самый известный случай — воскрешение моряка, который сорвался с высокой мачты.

Иконографические типы

Типы иконописи образа имеют разный смысл, по-разному показывают Николая. Два основных способа изображения Чудотворца — поясной и ростовой. Каждый из них имеет свои подвиды, которые сформировались в те или иные времена.

Чаще всего одной рукой святой держит священное писание, а другой благословляет. Традиционно Николая изображают с закрытым Евангелием. Менее распространены образы, на которых книга открыта, а рука застыла не в благословляющем жесте.

Его трактуют, как указание на Евангелие или как жест речи. Впервые такие изображения появились к концу XIII века.

Никейское чудо

Часто встречаются образы с поясными фигурами Христа и Божией матери наверху. Они повествуют нам о Никейском чуде. Самая древняя из таких икон написана примерно в XIII веке, то есть незадолго после крещения Руси. Описание самого чуда содержит некнижная редакция «Жития Николы», датируемая XV–XVI веками.

В 325 году царь Константин собрал всех священнослужителей страны, чтобы они обсудили учения Ария. Последний утверждал, что Иисус не единосущен Отцу, но сотворенный им.

Подобное учение — еретическое, ложное Разделение сущностей Спасителя и Бога очень похоже на язычество. Во время споров Никола ударил Ария по щеке. Было ли это на самом деле так, никто не знает. Некоторые ученые говорят, что Угодника вовсе не было в Никее.

Но доподлинно известно, что произошел суд, который лишил Николая епископского сана и воли.

После этого случая многим высокопоставленным духовным чинам было видение: сам Господь вручает Евангелие Чудотворцу, а Дева Мария надевает на него омофор (епископский атрибут). Впоследствии решение суда было отменено, Николаю вернули полномочия.

Никола Зарайский

Ростовые иконы Чудотворца — одни из самых древних. На них он также держит закрытое Евангелие, а другой рукой благословляет. На Руси получил распространение особый подвид таких образов, отличающийся тем, что руки святого разведены. Он напоминает иконографический тип «молящийся», или «оранта». Ранее такие иконы изредка писали в Византии.

Русское искусство переняло их в XIII веке, а распространились иконы данного типа через столетие. Полагается, что такое изображение взято с очень древней, не сохранившейся до сегодня, иконы Николая Чудотворца. Известно, что её привезли из Корсуни в Зарайск в 1225 году. Поэтому все изображения Чудотворца с разведенными руками получили название «Никола Зарайский».

Их полюбили иконописцы, изображающие житие святого.

Житийные иконы Угодника показывают его деяния при земной жизни и после смерти, становление как епископа, биографию. Первые из них на Руси появились в XIII–XIV веках. Основные сюжеты древних святынь — рождение, обучение письму, помазание, помощь людям.

Традиционно моменты жизни (клеймы) завершает перенесение мощей святого из разрушенных Мир в город Бари. Это случилось в 1087 году. Деяние почитается православными христианами, ежегодно празднуется. Сюжет стал обязательным при создании житийных икон Николы.

Никола Можайский

Это самостоятельный образ, но иногда он появляется на житийных иконах, описывающих Николая как заступника православных городов, покровителя воинов. На изображениях данного типа епископ Мирликийский изображен в полный рост, руки раскинуты. Правой рукой он держит меч, а левой — монастырь, огороженный крепостной стеной.

Прототип иконографического типа — статуя, которая, согласно легенде, охраняла город Можайск. Как-то раз на него напали полчища кочевников. Жителям оставалось только молиться о спасении. Тогда прямо над храмом появился Никола — такой, как изображен на Можайской иконе. Захватчиков охватил животный страх, они убежали. С тех пор святой считался защитником города.

Со статуи написана икона Николая Чудотворца.

Не так распространены оплечные образы святого. Сохранившиеся до наших времен относятся минимум ко второй половине XVI века. Тогда они не пользовались популярностью. Зато через 300 лет их востребованность возрастает, особенно среди старообрядцев.

Сотворенные чудеса

Когда речь идет об иконах, нельзя не упомянуть сотворенные ими чудеса. Когда речь идет о Николае, можно даже не говорить о конкретных списках — он откликается на искрение мольбы, даже если они произнесены не перед иконой.

Одна молодая пара каталась на яхте, когда начался шторм. Их ребенок (ещё младенец) упал в воду. Буря была настолько сильной, что найти его было невозможно. Тогда родители начали молиться о том, чтобы их дитя было спасено.

Шторм утих, отчаянная пара рано утром вернулась на берег и сразу посетила храм. Надежды на то, что ребенок уцелел, не было. Там, прямо на полу, лежал младенец.

Он был мокрым, будто его кто-то вытащил из воды и сразу же положил на это место.

О чем молятся николаю?

Никола Чудотворец считается защитником слабых, несправедливо осужденных, покровителем водной стихии, моряков, путешественников, детей. Чаще всего молитвы к нему обращены со следующими просьбами:

  • Помощь при учебе. При жизни Никола был прилежным учеником, всегда тянулся к знаниям. Он понимает, насколько порой бывает сложно. Поэтому ученики и студенты молятся святому, прося помощи в этом нелегком деле.
  • Помощь в пути. Сами путники и их родственники просят Угодника, чтобы он помогал в дороге, отводил от опасностей.
  • Наставление на истинный путь. Каждый заслуживает прощения. Поэтому люди, которые отбывают наказание или просто хотят завязать с криминальным миром, молятся Николе, чтобы он помог найти духовный путь.
  • Защита от клеветы. Бывают ситуации, в которых человек не виновен, но не может этого доказать. Тогда остается только молиться. Николай всегда откликается на подобные просьбы.

Иконография святого очень разнообразна. При выборе иконы Николая Чудотворца для своего дома важно смотреть не на её описание, историю или стоимость, а на то, насколько она близка душе.

Источник: http://obikonah.ru/ikony-nikolaja-chudotvorca-istorija-i-opisanie.html

Возвращение длиною в 47 лет

Русская православная икона Николы Зарайского

Дизайн-студия “ГОСТ CCCP
© 2010-2018

Зарайск – город в России, административный центр Зарайского района Московской области. Население 24 232 жителя (2006 год). Расположен в 162 км к юго-востоку от Москвы, на правом берегу реки Осётр (приток Оки).
История Зарайска

Впервые Зарайск упоминается в Никоновской (как град Осётр) и Ипатьевской (под названием Осётр) летописях в 1146 году. Впоследствии он, по всей видимости, был сожжен кочевниками. Следующее упоминание вновь отстроенного города относится к 1225 году: в «Повести о принесении иконы Николы Заразского из Корсуня» будущий Зарайск назван Красным.

В этом году из Корсуня (Херсонеса) в Красный был перенесен чудотворный образ святителя Николая Чудотворца (Корсунского). Вскоре был построен деревянный храм в честь этого святого. Позже в этом храме был создан цикл «Повестей о Николе Заразском», к которому относится, в частности, Повесть о разорении Рязани Батыем.

Первым известным удельным князем города был Фёдор Юрьевич, сын Рязанского князя Юрия Игоревича. При нем в городе был возведен дерево-земляной Острог, обнесенный валами и рвами с водой. В 1237 году Красный был сожжен надвигавшимся на Русь Батыем.

Согласно циклу «Повестей о Николе Заразском», князь Фёдор Юрьевич был убит Батыем на реке Воронеже, а жена князя, княгиня Евпраксия, не желая оказаться в татарском плену, вместе с малолетним сыном Иваном выбросилась из своего терема и «заразилась» (ударилась) до смерти. После этого икону Николы Корсунского стали называть иконой Николы Заразского.

В этот период Зарайск назывался городом Святого Николы Корсунского и Заразском. Затем, вплоть до XIV века Зарайск в исторических источниках не упоминается. Вновь возникший в XIV веке город стал носить название Ногородок-на-Осетре.

В 1521 году вместе с Рязанским княжеством город был присоединён к Московскому княжеству. В 1528-1531 годах по приказу Василия III внутри Острога был построен каменный кремль. Строительством руководил итальянский инженер-архитектор Алевиз Фрязин. Город стал важным пунктом обороны на южных подступах к Москве в составе создаваемой Большой засечной черты.

Уже в 1533 году кремль подвергся первому нападению крымских татар под предводительством Исляма I Гирея и Сафы Гирея. Одновременно с кремлем в 1528 году вместо деревянного Никольского храма был заложен каменный. В этот период город носил названия Николо-Заразской-на-Осетре, Никола-на-Осетре.

В 1541 году город осаждал хан Крыма Сахиб I Гирей, который не смог взять кремль и был разбит воеводой Н. Глебовым. Нападения крымцев на город совершались также в 1542, 1570, 1573, 1591 годах. В марте 1533 года город посетил великий князь Московский Василий III, а в 1550, 1555, 1556 и 1571 годах – его сын, Иван IV Грозный.

В 1550 году по его повелению в кремле был возведен Иоанно-Предтеченский храм. В 1551 году в Зарайске несет воинскую службу князь Андрей Курбский.

В феврале-марте 1607 года в окрестностях Зарайска происходили стычки между отрядами Ивана Болотникова и войсками Василия Шуйского. 30 марта 1608 года отряды Лжедмитрия II (именно, поляки полковника Александра Лисовского) разгромили в Зарайске рязано-арзамасское ополчение и заняли город.

Город был освобожден 1 июня 1609 года отрядами рязанского ополчения под руководством Прокопия Ляпунова. В 1610-1611 годах зарайским воеводой был князь Д. М. Пожарский.

Пожарский подавил в городе мятеж сторонников Лжедмитрия II, изгнал «воровской» отряд рязанского воеводы Исаака Сумбулова, перешедшего на службу к полякам, который захватил город в декабре 1610 года, а в начале 1611 года, примкнув к Первому ополчению, Пожарский выступил со своим зарайским отрядом на Москву.

В XVII веке за городом окончательно закрепилось название Зарайск. В 1669 году в зарайском селе Дединово был спущен на воду первый русский военный корабль «Орел».

В 1673 году произошло последнее нападение крымских татар на Зарайск, и с конца XVII века город теряет оборонное значение и становится значительным центром ремесла и торговли на Астраханском тракте. В 1681 году Зарайск пережил опустошительный пожар.

В том же году по указу царя Фёдора Алексеевича вместо обветшавшего каменного был построен кирпичный Никольский храм. В XVIII веке в городе развернулось каменное и деревянное строительство.

В 1778 году указом Екатерины II Зарайск получает статус уездного города Рязанского наместничества (с 1796 года – Рязанской губернии). Годом позже утвержден герб, а затем и регулярный план города с прямоугольной сеткой кварталов.
Музеи

Государственный историко-архитектурный, художественный и археологический музей «Зарайский Кремль».
филиалы музея «Зарайский Кремль»: Дом скульптора А. С. Голубкиной и усадьба Достоевских в д. Даровое.

Достопримечательности Зарайска

Архитектурные памятники кремля:

  • Каменный кремль, сооружённый в 1528-1531, занимает площадь 125 x 185 м, прямоугольный в плане, длина стены по длинной стороне около 500 м. В кремле 7 башен (Никольская, Казенная, Кабацкая, Спасская, Тайницкая, Богоявленская и Караульная), три из которых являются проездными, Никольская башня имеет также отводную стрельницу. В восточной стене в 1789 году были пробиты ворота, называемые Троицкими. На территории кремля находятся:
  • Никольский собор (1681).
  • Собор Иоанна Предтечи (1901-1904, арх. К. М. Быковский), в неоклассическом стиле, современные росписи храма в значительной степени являются посредственным новоделом.
  • Здание присутственных мест. Кон. XVIII в. – (сегодня в нем размещается Воскресная школа и крестильный храм Св. Серафима Саровского)
  • Здание бывшего Зарайского духовного училища.

Основные архитектурные памятники города:

  • Церковь Троицы (1776-1788).
  • Церковь Благовещения (1777-1795). Колокольня (1825).
  • Гостинный двор (кон. XVIII в., восстановлен в 1977).
  • Дом Иванова (кон. XVIII в.).
  • Дом Ярцева (кон. XVIII в.).
  • Церковь Ильи-пророка (1819). Колокольня (1835).
  • Дом Локтева (нач. XIX в.)
  • Городовой магистрат (нач. XIX в.).
  • Дом Типицына (нач. XIX в.).
  • Здание земства (1910) в стиле модерн.
  • Водонапорная башня (1914).

К северо-востоку от кремля расположены многочисленные двухэтажные особняки XIX вв. в стиле классицизм, а к югу – в основном деревянные дома конца XIX-начала XX в.

Скульптурные и воинские памятники:

  • Памятник маршалу К. А. Мерецкову.
  • Памятник воинам-зарайцам, погибшим во время Великой Отечественной войны
  • Памятник-бюст Д. М. Пожарскому
  • Стела Д. Благоеву.
  • Стела поэту А. И. Полежаеву.
  • Братская могила воинов московско-арзамасского ополчения, погибших во время обороны города в 1608

Памятник археологии: ”Зарайская стоянка”

Зарайская стоянка эпохи верхнего палеолита. Это – наиболее древнее из ныне обнаруженных поселений человека на территории современной Московской области. Открыта в 1980 году. Регулярные раскопки ведутся Зарайской верхнепалеолитической экспедицией Института археологии РАН. Стоянка является памятником истории, археологии и культуры федерального значения.

Работа в Зарайске

В городе зарегистрировано 163 предприятия и организации различных форм собственности. В различных сферах экономики трудится 7,6 тыс. человек или 32,0% всего населения города. Согласно экспертным оценкам, более 7 тыс.

зарайцев постоянно работают в Москве и ближнем Подмосковье.

Это экономически активные и конкурентоспособные трудовые ресурсы, среди которых много квалифицированных специалистов, составляющих хороший резерв для новых Зарайских предприятий.

Промышленность города Зарайска представляют крупные и средние предприятия, специализирующиеся на металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий, машин и оборудования, неметаллических минеральных продуктов, изделий из кожи, обуви, пищевых продуктов, химическом, текстильном и швейном производстве. Всего зарегистрировано крупных и средних предприятий 15 единиц.

Известна в России продукция старейшего обувного предприятия города ОП ЗАО «РАЛЬФ-РИНГЕР», которое специализируется на выпуске кожаной обуви. В 2006 году фабрику приобрел ТД «Белка» (владелец бренда Ralf Ringer).

К предприятиям лёгкой промышленности города Зарайска относятся:

  • ООО «ДАРГЕЗ-ЗАРАЙСК», производящее товары народного потребления (одеяла, подушки, матрацы),
  • ООО «Промтек 2С», изготавливающее текстильные изделия (кроме одежды),
  • ОП ООО «РАМКО ПЛЮС», занимающееся производством кожгалантерейных изделий.
  • ООО «ЗАРАЙСКИЙ ЗАВОД МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ» занимается изготовлением и монтажом металлоконструкций;
  • ЗАО «МЕТКОМ Групп» перерабатывает аккумуляторы и производит свинец и свинцовые сплавы.
  • Зарайский авторемонтный завод (филиал ГУП МО «Мострансавто») ремонтирует автомобили и автобусы.
  • ОАО «Зарайский завод стройматериалов» (ОАО «ЗЗСМ») производит керамический кирпич.
  • Филиал «ЗАРАЙСКИЙ ОФСЕТ» ОАО «ПОЛИГРАФИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ» занимается производством биметаллических офсетных пластин, изготовлением нестандартизированного оборудования и товаров народного потребления, имеющих спрос.
  • ООО «Эластомет» производит крепёжные изделия и пружины.
  • ООО «МТСС-КОЛОР» обрабатывает и наносит покрытия на металлы.
  • ПК «ЦРУ» занимается резкой, обработкой и отделкой камня для памятников.
  • Предприятие ООО «Русские Ингредиенты» производит технологические пищевые добавки.

Предприятия пищевой промышленности:

  • ООО «ЗАРАЙСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ» (производство хлеба и хлебо–булочных изделий),
  • ООО «Зарайскхлебопродукт» (хранение зерна),
  • ООО «Зарайский молочный завод» (производство молока и молочной продукции),
  • ООО НПО «Славич» (изготовление безалкогольных напитков).

Бизнес в Зарайске:

На территории Зарайска осуществляют свою деятельность ряд предприятий малого бизнеса в области промышленности, строительства, торговли, играющие всё более заметную роль в экономике города и района и в социальной жизни населения.

Объем валового выпуска всех видов продукции, товаров и услуг в 2010 году составил 756,7 млн. рублей.

Зарайск располагает всеми современными видами связи, обладает развитой сетью автомобильных дорог. Пассажирские перевозки выполняет МАП № 2 Автоколонна № 1417 г. Коломна (филиал ГУП МО «Мострансавто»).

Население города обслуживают около 300 объектов торговли. Суммарная торговая площадь магазинов — 25,9 тыс. кв. м, работают 4 предприятия общественного питания. Открываются новые магазины. Бытовые услуги расширились за счет вновь открывшихся 2 парикмахерских, 3 ателье, мастерской по индивидуальному пошиву и ремонту обуви, салона красоты, оказываются фото–услуги, туристические услуги.

Муниципальные предприятия реализуют целевые программы по ремонту и эксплуатации жилищного фонда, теплоснабжению, водоснабжению и ресурсосбережению, благоустройству, экологии.

Зарайск — современный образовательный и культурный центр Зарайского района.

На территории города расположены два средних специальных учебных заведения (педагогический и строительный колледжи), два профессиональных училища, которые удовлетворяют потребность региона в квалифицированных специалистах.

Система среднего образования включает в себя 6 муниципальных общеобразовательных учреждений (школы, гимназия, лицей). Суммарная вместимость общеобразовательных учреждений — 3670 мест, сегодня в них обучается более 2,2 тыс. школьников.

Город живет многообразной культурной жизнью: действуют выставочные залы, музеи, библиотеки, кинотеатр, школа искусств, включающая художественное и музыкальное отделения, школа бальных танцев, хоровая, ремесел.

База для развития физкультуры и спорта включает 15 спортивных федераций, многопрофильную школу олимпийского резерва, детско-юношескую спортивную школу, современный спортивный клуб, 1 стадион и загородный оздоровительный лагерь.

Успешно выступают в международных, республиканских и областных соревнованиях мастера тхэквондо, футболисты, тяжелоатлеты, легкоатлеты, боксеры, лыжники Зарайска.

С началом функционирования великолепного Дворца спорта развивается новый для Зарайска вид спорта — плавание.

Генеральный план — задача № 1 в деятельности городских органов местного самоуправления. Развитие города направлено на сохранение историко-культурного наследия, создание комфортной среды для жизнедеятельности населения.

Ведется строительство жилых домов, реконструируются объекты мелкорозничной торговли, реставрация памятников истории и культуры.

В 2010 году Правительством РФ утвержден порядок согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны. В утвержденном Министерством культуры и Министерства регионального развития РФ перечне исторических поселений России (их 41) Зарайск занял свое достойное место.

Зарайское телевидение

В эфире телеканала зарайского телевидения – отражение всех значимых событий и новостей из социальной, политической, научной, экономической, духовной, культурной и спортивной жизни города Зараска.

Телеканал динамично развивается, расширяя зону вещания, реализуя новые проекты, создавая циклы программ собственного производства.

Самая современная техническая база, профессиональный коллектив, четко сформулированная концепция (эксклюзивные, оперативные, достоверные новости столичного региона), — конкурентные преимущества на медиа-рынке. Зараское ТВ -телевидение позитивное, актуальное и социально направленное.

Источник: http://ZarLife.ru/novosti/vozvrashhenie-dlinoyu-v-47-let/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.