Смысл и значение православных икон

Содержание

Значение православных икон. Зачем освящать иконы. Как молиться перед иконой

Смысл и значение православных икон

В православном храме очень много икон. Они расположены почти по всем стенам и часто «живут» в киотах – специальных рамах под стеклом.

Посередине храма на аналое всегда лежит праздничная икона или образ святого.

Это икона события, которое празднуется в этот день (например, Успения Пресвятой Богородицы) или святого, чью память Церковь чтит сегодня. Праздничные иконы меняются в зависимости от дня календаря.

Зачем в храме иконы. Значение православных икон

Все, на что мы смотрим и что слышим, влияет на наши мысли и настроение – так устроен человек.

Поэтому нам гораздо легче сосредоточиться на молитве, когда мы видим перед собой изображение тех, кому мы молимся, чем когда перед нашими глазами – голая стена или что-либо, не относящееся к молитве.

Иконы напоминают нам о Боге, о Его делах милости, о Небесном мире. Они передают в красках то, что Священное Писание описывает словами.

Первые иконы

Слово «икона» – греческое и по-русски означает «образ», «изображение». Священное предание гласит, что Cам Иисус Христос дал людям Свой видимый образ.

Это было так:

Правитель сирийского города Эдессы князь Авгарь страдал от страшной болезни – проказы. Излечить его никому не удавалось. Но однажды ему открылось, что он сможет выздороветь, если увидит лик Иисуса Христа. Он тут же послал своего придворного живописца найти Христа и написать Его образ.

Художник отыскал Иисуса, но сделать «портрет» не смог – перенести на полотно черты лица Иисуса оказалось не под силу «по причине сияющего блеска лица Его». На помощь мастеру пришел Сам Господь. Он взял у художника полотно и приложил к Своему Божественному Лицу. На ткани чудесным образом отпечатался Его Божественный лик.

Когда Авгарь увидел этот образ – первую, Самим Господом сотворенную икону, и с верой приложился к нему, то по милости Божией получил исцеление.

За этим чудотворным образом закрепилось название «Спас Нерукотворный». И сейчас это одна из самых почитаемых икон в Православной Церкви.

Первые иконы Богородицы с младенцем Иисусом на руках написал еще в I веке евангелист Лука. По преданию, Богоматерь, увидев первый, написанный им Свой Образ, благословила это изображение: «Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

Кто и как изображается на иконах

Кроме икон Спасителя и Богородицы существуют иконы ангелов, святых и Праздников (на иконах Праздников изображаются все основные события из Священной истории).

Всевышний изображается на иконах в тех образах, в которых Он являлся людям. Так, например, Пресвятая Троица – в виде трех странников-ангелов, сидящих за столом.

В таком виде Господь явился праведному Аврааму.

На других иконах каждое из Лиц Пресвятой Троицы имеет свое символическое очертание:

Бог Отец – в виде старца, потому что Он так явился пророкам Исаии и Даниилу.

Иисус Христос – в человеческом образе, каким Он был, когда сошел на землю и сделался человеком: младенцем на руках у Девы Марии, или учащим народ и совершающим чудеса, преображающимся, страдающим на кресте, лежащим во гробе, воскресшим или вознесшимся.

Бог Дух Святой изображается в виде голубя (так Он явил Себя во время крещения Спасителя в Иордане) или в виде огненных языков (так Он сошел видимым образом на святых апостолов в пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа).

Иконы отличаются от обычных картин или фотографий, потому что изображения на них соответствуют иконописной традиции, выработанной веками. Икона – это как бы окно в священный мир.

Поэтому цель иконного изображения не показать портрет святого, а показать нам мир духовный, перенести наши мысли в иной мир для беседы с тем, кого она изображает.

Икона изображает лик прославленного святого, не каким он был на земле (хотя портретное сходство присутствует), но в его небесном сиянии. Поэтому лица святых на иконе – это не обычные лица людей, а лики.

На православной иконе обязательно должны присутствовать нимб и надпись с именем святого.

Нимб

Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих на иконах изображается золотое сияние в форме круга, которое называется нимб.

Нимб – это изображение сияния света и Славы Божией, которая преображает и человека, соединившегося с Богом.

Сияние света Божия, обычно невидимое для человеческого глаза, иногда по воле Божией делается видимым. Так, например, пророк Моисей должен был закрывать свое лицо покрывалом, чтобы не ослеплять людей светом, исходящим от него.

Ученик преподобного Серафима Саровского Мотовилов писал, что ему невозможно тогда было смотреть на лицо преподобного, когда тот рассказывал ему о стяжании Духа Святого – оно «просияло как солнце».

Таким сиянием Господь прославляет Своих святых угодников еще здесь на земле.

На иконах в нимбе Спасителя обычно пишутся буквы ОЗОН, что по-гречески означает Сущий – только Бог существует всегда. Над головой Божией Матери ставятся буквы MP 0Y. Это первые и последние буквы греческих слов, которые означают: Матерь Бога.

Иконописцы

В Средние века считалось, что единственный на земле Творец и Создатель всего – Бог. Поэтому ни живописец, ни зодчий не афишировали свое авторство. И все-таки имена некоторых иконописцев до нас дошли.

Среди них самые известные это Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, Симон Ушаков и Даниил Черный. Иконы, написанные этими мастерами, признаны шедеврами мирового искусства.

И, к сожалению, немало святых образов, вышедших из-под их руки, украшают коллекции музеев вместо того, чтобы быть святынями в православных храмах.

Авторы же большинства древних русских икон неизвестны. Удачно написанные образы считались написанными не иконописцем, а Богом (от Его лица – ангелом), поэтому казалось неуместным называть имя человека, чьими руками Бог «воспользовался».

Зачем освящать иконы

Вновь написанная икона непременно должна быть освящена в храме. Особое значение и силу, которых не имеет простое изображение, придает иконе чин Освящения – чтение особых молитв и окропление святой водой. В молитве на освящение иконы испрашивается у Бога дарование ей благодатной силы Духа Святого «бесов отгоняти и вся недуги исцеляти».

В момент освящения иконе сообщается благодать Святого Духа, которая и делает икону Святыней. Так что икона вполне становится иконой лишь после освящения. «Почтительное поклонение» (прикладывание, поклонение, возжигание свечей, каждение) иконе до освящения невозможно.

Через освящение устанавливается особое благодатное присутствие изображенного в своей иконе – так, к примеру, освященная икона Пресвятой Богородицы становится местом явления Божией Матери, местом нашей с Ней молитвенной встречи.

Написание иконы – это акт богопочитания. Специально выбирается и освящается доска, освящаются краски, человек, собирающийся писать икону, готовится к этому постом, исповедью, причащением.

Во время работы он ведет особо воздержанный образ жизни, по окончании икону освящают святой водой и помазывают миром (эта последняя часть освящения сейчас, к сожалению, часто опускается).

Так, силою Святого Духа икона становится чем-то большим, нежели картина.

Она насыщена присутствием, напоена благодатью Духа и связана с тем святым, которого изображает. Икона – не подобие, а символ. Силой и премудростью Божией некоторые иконы выделены как чудотворные. Стоя перед ними, чувствуешь, как они сами обращаются к тебе.

Митрополит Антоний Сурожский

Как молиться перед иконой и прикладываться к ней

Молясь перед иконой, мы должны понимать, что сама икона не Бог, а только образ Бога или святого. Поэтому мы молимся не иконе, не дереву и краскам, а тому, кто на ней изображен.

По словам святых отцов и учителей Церкви, «честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз». Это означает, что поклоняясь образу Бога, мы поклоняемся Ему Самому.

А иконы почитаются как святыни, как окно в Царство Небесное.

https://www.youtube.com/watch?v=Qnr2aN2DinI

Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву:

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного(ую).

Перед иконой Пресвятой Богородицы – краткую молитву:

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Перед иконой святого:

Святый угодниче Божий (его имя), моли Бога обо мне, грешном (или назови имя того, за кого просишь).

К иконам следует подходить не спеша, не теснясь. Произнеси мысленно молитву, дважды перекрестись, поклонись в пояс и приложись к иконе в знак любви и почтения к изображенному на ней. Приложиться к иконе – значит ее поцеловать. Целуя ее (прикладываясь к ней), мы прикасаемся мысленно к лицу, изображенному на ней.

После чего в третий раз осени себя крестным знамением и поклонись. В таком же порядке христиане подходят к любым святыням: иконам, Святому Евангелию.

Спасителя, Божию Матерь, святых – в лик не целуют. Целуют либо руку, либо Евангелие, которое держит Христос. Прикладываясь к иконе Спасителя, обычно целуют Его ноги; Божией Матери и святых – руку; к иконе Нерукотворного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя – волосы.

На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но если в храме много молящихся, целовать икону полагается один раз, чтобы не задерживать других.

Чудотворные иконы

Все освященные иконы, которые находятся в храмах и домах, – это святыни. Но только некоторые избираются промыслом Божиим для особых знамений.

С некоторыми иконами происходит чудо мироточения (течет благовонное миро) и обновления (когда старая икона вдруг начинает сиять, будто написана только что). Бывает, иконы плачут слезами и кровью.

Некоторые иконы написаны святыми, другие найдены по указанию Божией Матери в видениях или снах. Через одни иконы приходило на Русь чудесное спасение от врагов. По молитвам перед другими происходили удивительные исцеления.

Больше всего прославились чудесами иконы Пресвятой Богородицы. Русская Православная Церковь насчитывает до 260 чудотворных икон Богоматери.

Иконы Божией Матери носят название или по местности их явлений, или по замечательным событиям, с ними связанным. Так, одна икона Ее явилась в Тихвине, и именуется Тихвинской. Другая икона Ее – в Казани, и именуется Казанской.

Еще одна икона «пришла» к нам из Иверского монастыря на Афоне, и поэтому именуется Иверской.

Но мы, читая разные молитвы перед различными иконами Царицы Небесной, исповедуем всегда одну Пресвятую Богородицу, и имя Ее для нас едино – Пресвятая Дева Мария.

Источник: https://chudo-udo.info/zakon-bozhij/6349-znachenie-pravoslavnykh-ikon-zachem-osvyashchat-ikony-kak-molitsya-pered-ikonoj

Православные иконы и их значение с фото, молитва

Смысл и значение православных икон

Многие прихожане, когда переступают порог храма, целенаправленно подходят к нужной иконе и молятся святому образу. А вы знаете, что это за известные православные иконы и их значение, как они выглядят, кто на них изображен? А также — какие молитвы с ними связаны? Перед тем, как пойти в церковь, лучше изучить правила поведения, а еще, как минимум, знать о святых ликах.

Как правильно помолиться перед иконой

Большинство людей придерживаются мнения о том, что не важно, какому святому молиться, главное, что вера идет от чистого сердца.

Ведь молитвенные слова, человек возносит не иконе, а тому, кто на ней изображен. Существуют определенные правила, связанные с молебным процессом:

  1. Для привлечения Божьего благословения необходимо встать перед святыней. Нужно стоять максимально ровно.
  2. После молитвы нужно поцеловать образ. Таким образом человек выражает почтение Богу.
  3. Затем необходимо обязательно три раза перекреститься. Возможно поставить свечи – по желанию.

Во время того, как будете просить у Господа помощи, ваши мысли должны быть светлыми. Простите всех людей, которые вас обидели.

Семистрельная

Икон в духовном мире очень много, и каждая из них связана с определенной молитвой. Давайте обратим внимание на значение самых известных святынь. «Семистрельная» является одной из самых мощных икон.

Что о ней следует знать:

  1. Пресвятая Богородица при жизни пережила много мучений и страданий, символизирующие семь стрел. Если человек плохо себя чувствует, то он подходит просить защиты и помощи именно к этой иконе.
  2. Образ Богоматери защищает от завистливых людей, от порчи, сглаза и проклятий всех, кто носит цепочку с ее образком. Для примирения враждующих, а также для семейного взаимопонимания, покоя и мира в доме необходимо молиться данной реликвии.

Когда человеку нужно выполнить ответственное дело, то образ Девы Марии его поддержит.

В доме такую икону рекомендовано ставить напротив двери, так чтобы ей было «видно» глаза всех входящих в помещение людей. Перед тем, как установить святую реликвию выше половины стены, необходимо прочесть молебен. Через некоторое время можно заметить, что человек, у которого мысли злые, перестал приходить в дом.

Богоматерь является защитницей от преступного мира. Семья, которая молится такому святому лику, может быть уверена в том, что она защищена от плохих людей. Если у вас проблемы с начальством, то икона Девы Марии, которую вы возьмете с собой на работу сможет уберечь от ссор в коллективе.

Неупиваемая чаша

«Неупиваемая чаша» — это икона Богоматери, которую связывают с духовным источником радости, веры и прощения. Божья Матерь утешит всех, кто оступился на своем жизненном пути.

Если обратиться с чистыми мыслями и верой, то неупиваемая чаша обязательно поможет, защитит и направит на истинный путь. Она поможет исцелиться от наркомании, пьянства.

Иконку с образом Богоматери нужно поставить у человека в изголовье, который злоупотребляет спиртными напитками, увлекается азартными играми. Известны случаи того, что реликвия помогала ускорить процесс купли-продажи жилья. Богоматери молятся родители, дети которых повзрослели.

Целительница

«Целительница» является иконой Божией Матери, которая защищает человека от душевных, а также физических болезней. На этой реликвии, Дева Мария изображена возле постели не здорового.

Нечаянная Радость

К иконе «Нечаянная радость» обращаются те, кому нужна духовная сила. Также молитва с этой святыни помогает беременным женщинам выносить и родить здорового ребенка, сохранить брак, семейное согласие. Богоматерь поддерживает родителей, дети которых ступили на не правильный путь.

Люди, у которых есть заболевания, связанные со слухом, молятся этому святому.

Троеручница

Реликвия «Троеручница» помогает исцелить от болезни, связанной с руками. Молебны адресованные Богоматери способствуют защите от скорби, пожара, разных недугов.

Скоропослушница

Написание лика «Скоропослушницы» относят к 10 веку. Людям, которые нуждаются в неотложной помощи, рекомендовано молиться этой святыне. Она также помогает исцелиться от таких болезней, как:

  • раковые опухоли;
  • слепота;
  • обездвиживание конечностей.

Беременные молятся этому образу о рождении малыша здорового.

Серафим Саровский

«Серафим Саровский» очень почитается в России. Произнесенный молебен этой святыни помогает при болезни позвоночника и ног.

Георгий Победоносец

«Георгий Победоносец» является реликвией, которая защищает всех, кто связан с опасной работой.

Николай Угодник Чудотворец

Святыня «Николая Угодника Чудотворца» помогает морякам, водителям, а также всем путешествующим. Практически в каждом доме возможно увидеть лик этого святого.

Он заботится о семейном достатке и благополучии.

Владимирская Богоматерь

Святая мощь Руси «Владимирская Богоматерь» является иконой, на которой изображена Пресвятая Богородица. Перед названной реликвией короновали царей, а также избирали первосвятителей. Молитвы этой святыне помогут:

  • помирить враждующих;
  • исцелить грешника от хвори душевной или телесной;
  • изгнать беса;
  • вселить в злые сердца доброту.

Неопалимая купина

«Неопалимая купина» является иконой Святой Марии. К святыне обращаются за помощью и просят защитить от пожаров, для очищения от грехов.

Молитвы помогают докторам, летчикам.

Иверская икона

Иверская икона Святой Марии исцеляет больных, избавляет от врагов и восполняет утраченную энергию.

Неувядаемый цвет

Неувядаемый цвет считается реликвией, несущей в себе олицетворение чистоты и целомудрия, поэтому она защищает невинных девушек.

Незамужние молятся возле этой иконы и просят выйти замуж по любви.

Умиление

Умиление является чудотворным ликом, оберегающим и помогающим женщине сохранить хороший нрав, выдержку и чистоту.

Девушкам Дева Мария помогает найти хорошего спутника, а у женщин, которые прошли тяжелые жизненные испытания, после молитв наладится жизнь.

Казанская икона Божьей Матери

Казанская икона Богоматери считается заступницей. Если у человека проблемы на работе или в личной жизни, то просто необходимо помолиться этому образу.

Если просящий помощи будет с чистой просьбой, то путеводительница ему поможет. Человек с негативными помыслами может помощи не ждать. «Казанская» благословляет молодоженов.

Просим о помощи у себя в доме

Если вы привыкли молиться дома, а не в церкви, то читать молитву необходимо утром:

  1. Умойтесь. Потом перекрестите свои руки.
  2. Постарайтесь освободиться от угнетающих и раздражающих вас мыслей. Это важно.
  3. Зажгите свечи, преклонитесь перед святым образов, став на колени. Можно на полотенце.
  4. Прочтите молебен. Можете воспользоваться Библией.
  5. Произнесите свою просьбу словами, которые будут идти от чистого сердца. Мысли должны быть искренными.

Остробрамская

Икона Девы Марии «Остробрамская» оказывает помощь супружеским парам обрести любовь и счастье. Молитвы возле этой иконы помогут защитить дом от нечистой силы и злых недоброжелателей.

Человек сможет избавиться от депрессивного состояния.

Если разместить реликвию у входа в жилище, то все недруги перестанут вас посещать. Тогда в вашем доме воцариться мир и благополучие.

Большинство людей утверждает, что «Остробрамская» помогла решить им много проблем.

Нерушимая стена

«Нерушимая стена» — это икона, названа в честь силы и стойкости, связанная с пережитыми войнами, бедствиями образом Богоматери.

Дева Мария защитит человека от пожара, болезни, плохих людей, а также поможет укрепить семейные отношения. Самым лучшим местом для иконы будет стена напротив дверей, в которые входят гости.

Скорбящая

Икона Богоматери «Скорбящая» оказывает помощь людям, которые в ней нуждаются, приносит скорбящим утешение, поддерживает в трудной ситуации, а также исцеляет от болезни физической или душевной.

Купцы молятся святому образу перед отправлением в дальнюю дорогу.

Молятся названному лику прихожане, у которых не ладится на работе, в семье.

Радость всех радостей

«Радость всех радостей» поддержит всех, кто просит без злости и какой-либо суеты. Святой образ молят о:

  • помощи солдатам, служащим;
  • защите во время поездки за границу;
  • возврате ценных потерянных ценностей;
  • освобождении заключенного;
  • положительном ответе в суде.

Святая Троица

Икона «Троица» является святыней к которой обращаются люди за помощью. Она помогает тем, кто самостоятельно не может справиться с тяжелыми испытаниями, отыскать верный жизненный путь.

Перед этой иконой следует читать молитву для очищения от грехов, которые вам не дают покоя. Считается, что молебен, который человек произносит возле данной иконы — это беседа напрямую с Господом Богом.

Важно знать

Эта информация должна была помочь вам узнать о самых известных православных иконах, подсказать к какому святому и с какой просьбой нужно обращаться для избавления от проблем.

Молитвы вам помогут обрести покой, счастье и здоровье. Благодарите святых за свою жизнь и тогда оберете душевное умиротворение, будете успешными.

Источник: https://inspire2u.ru/samye-izvestnye-ikony/

Словесница Искусств

Смысл и значение православных икон

Искусство Церкви, и в частности изобразительное искусство (а оно занимает значительное место в храме), получило особое направление, совсем особое содержание, а содержание обусловило и совсем иные формы, то есть внешность его.

Уже этой необычностью своих форм Церковь служит спасению человека, напоминая, что есть иной мир и что наша настоящая жизнь лишь малая ступенька к ожидающей нас будущей жизни. Всеми своими установлениями Церковь еще здесь приоткрывает таинственную завесу вечности и ведет к благодатному общению с Богом, Который есть жизнь и дыхание, пища и питие блаженной вечности.

Но начало иной жизни должно быть положено здесь, на земле. Одним из таких установлений Церкви является церковное изобразительное искусство.

Образ и подобие Божие в человеке

Образ Божий в человеке заключается в его разумности, свободе и бессмертии.

Образ Божий — неотъемлемая принадлежность каждого человека (каждение священнослужителей в храмах предстоящим есть каждение образу Божию).

Под подобием разумеется способность, возможность, потенциал идти к Богоуподоблению, что совершается по свободному произволению каждого через принуждению себя к добру.

Совесть (со-весть, со-ведать). Самое слово говорит о том, что это есть некто, соприсутствующий человеку и вместе с ним знающий все, что он делает, до последних мелочей. Это есть голос Божий в человеке, указывающий ему, что хорошо и плохо.

Указав, совесть требует исполнения указанного и за исполнение награждает успокоением, за неисполнение наказывает угрызением и лишением покоя и даже неотступным преследованием.

Это — законодатель и блюститель закона, неподкупный Судия, обмануть и обойти которого невозможно.

Церковь — тело Христово

Приступая к изучению иконописания, технике написания иконы, необходимо уяснить себе, что это искусство не имеет самостоятельной жизни, как всякое другое (портрет, пейзаж и проч.), оно является частью жизни Церкви.

Зрение духовное

изобразительное искусство основывается на зрении.

Если обычному художнику, чтобы что-то изображать, необходимо прежде научиться видеть, то касающемуся искусства церковного, возвышенно-духовного, необходимо прозреть в этой области.

А чтобы прозреть, надо в ней ожить, ощутить ее реальность, задышать ее воздухом (молитвой), почувствовать ее… бесстрастие, плениться красотой ее чистоты, радостью благоговейного предстояния перед Лицом Божиим.

К такому духовному зрению приложимо наименование созерцания того, что открывается по воле Божией. Одним из откровений является древняя икона, одиноко стоящая в изобразительном искусстве всех времен и всех народов.

Икона — свидетельство Боговоплощения

Боговоплощение есть основной христианский догмат, по которому Второе Лицо Пресвятой Троицы, оставаясь совершенным Богом и в Своем Божестве неописуемым Словом Отчим, стал Человеком.

Заимствовав у Божией Матери человеческую природу в ее полноте, не изменяя Своего Божества и не смешивая его с человечеством, Он явился Богом и Человеком в одно и то же время. Это — снисхождение, истощание Бога.

Тот, Кто совершенно недостижим, «неприступен» для твари и ни в коей мере не изобразим, стал описуемым и изобразимым, приняв человеческую плоть.

Образ, икона Христова, есть выраженный в образе догмат о Боговоплощении.

Люди, окружавшие Его, видели в Нем только человека, часто и пророка. Божество же его было скрыто под величайшей простотой внешнего зрака раба.

Даже любимые ученики лишь однажды, на Фаворе, узрели Христа в Его прославленном, обожженном человечестве. Церковь же Святая имеет очи, чтобы видеть, а также уши, чтобы слышать (Отк.

2,7), поэтому в Евангелии она слышит Божие слово, а также с непоколебимой верой смотрит на Христа как на Богочеловека.

Поэтому и в иконе она показывает Его не как обыкновенного человека, но как Богочеловека в Его славе, даже в моменты Его крайнего уничижения.

Именно поэтому Православная Церковь никогда не изображает на своих иконах Христа как просто человека, страдающего телесно и душевно, как это делает религиозное искусство в картине.

На иконах православных и Младенец Христос является как Богомладенец в присущем Ему могуществе и царственной славе.

Этого никак не могли понять иконоборцы. Они спрашивали: как можно изобразить два естества Христа? Православные же совсем не думали изобразить ни Божественную, ни человеческую природу Христа самое по себе, но изображали Его личность Богочеловека, соединившую в Себе два естества без смешения и разделения… Изобразимость Богочеловека основывается на изобразимости Его Матери.

Рождаясь от Отца неописуемого, Он не может иметь образа.

«Какому равному образу, — говорит преподобный Феодор Студит, — могло быть уподоблено Божество, изображение которого совершенно запрещено Священным Писанием? Но с тех пор, как Христос родился от описуемой Матери, Он, естественно, имеет образ, соответствующий образу Его Матери, то есть описуемый. И если бы Он не мог быть изображаем при помощи искусства, это значило бы, что Он рожден только от Отца и не воплотился. И если мы иконы отвергаем, то и явление Христа отвергаем.

Для познания Святой Троицы у нас один только ключ — мы знаем Отца через Сына: Видевый мя, виде Отца (Ин. 14,9; Ин. 12,45).

Следовательно, мы можем изображать только то, что нам открыто: воплотившееся Лицо Сына Божия — Иисуса Христа и Святого Духа. Святой дух изображается в том виде, в каком Он являлся: в виде голубя — при Богоявлении и в виде огненных языков — в день Пятидесятницы.

Присутствие же Бога Отца или вообще присутствие Божие изображается благословляющей рукой, выходящей из неба.

Смысл и содержание иконы

Древняя икона — составная часть жизни церкви, основанной на земле Христом Спасителем. Христос же, Глава Церкви, сказал о себе: Царство Мое не от мира сего (Ин. 18, 36). И Церковь Христова не от мира сего; ее природа иная, нежели у земного мира… Все в Церкви приведено в соответствие с ее надмирной природой, и все согласованно служит ее конечной цели — спасению мира…

в противоположность искусству светскому, древняя икона возникала не на воображении и фантазии художника, не на его личном восприятии и толковании сокровенной Божественной истины, а, с одной стороны, на богопросвещенном разуме святых отцов Церкви, с другой стороны, на самоотреченном послушании голосу Церкви святых иконописцев, которые через свое послушание также приобщались к духовному опыту Церкви, то есть духовному опыту всех предшествовавших поколений отцов, учителей и святых иконописцев, вплоть до святых Апостолов.

Непоколебимость Богооткровенной истины, составляющей содержание изобразительного искусства Церкви, требовала и соответствующей себе формы.

И была постепенно (за первые пять — семь веков) выработана разумом Церкви особая форма, отличная от всякой другой формы, постоянная, единая, твердая — канон; форма, призванная выражать не случайность личного мировоззрения художника, а вовеки незыблемую Божественную истину.

Какова же эта форма?

Если картина с внешней стороны есть окно в мир вещественный, то икона по внешней форме есть тоже окно, но в мир духовный, невещественный, не имеющий ни времени, ни пространства в нашем понимании. Отсюда и плоскостность иконописного образа, нейтральный золотой фон и многое другое. Этот мир дается в иконе не в свете личного понимания мастера, а в свете общецерковного духовного понимания.

Нам известно, как трудились святые иконописцы. Готовясь написать святую икону, древний, истинный иконописец готовил прежде всего себя самого через молитву и пост, через послушание своему духовному руководителю. Он готовился через самоотречение, для того чтобы в его святое церковное дело не вторглась его человеческая, себялюбивая, страстная природа и не исказила Божественную истину; чтобы самому приблизиться, насколько возможно, к миру, которого ему предстоит касаться кистью.

Свято следуя церковному преданию и завещанию, благоговея перед высотой и глубиной священного образа, древний иконописец, забывая свои личные интересы, почитал себя счастливым, что труд его позволял ему как бы касаться ризы Христовой. И ни один из них не дерзнул подписать созданную им икону своим именем, ибо в ней он не почитал ничего своим, ни содержания, ни формы.

Картина и икона

Признаком всякой жизни является, прежде всего, дыхание; все живое дышит. Есть дыхание и в области духовной. Святоотеческий опыт свидетельствует: «дыхание души есть молитва». Древние подвижники, встречаясь, спрашивали друг друга не «как поживаешь» или «как твое здоровье», а «как твоя молитва»?.. Живой не может не дышать, живой духовно не может не молиться…

предстояние перед Богом, эту молитву, составляющую дыхание духовной жизни, выражает икона. Она есть сама молитва, выраженная в линиях и красках. Молитвенность — единый внутренний мир, неизменно хранимый иконой во все века.

О древней иконе:

1. В изображениях святых очертания почти плоские, почти силуэтные, лишены особенностей земной плоти, а всегда наполнены молитвенной отрешенностью, тишиной бесстрастия, величием простоты и смирения, сдержанностью в движениях.

2. Икона показывает и природу: землю в виде своеобразных, стилизованных горок, воду и растительность, все на плоскости, без пространственной глубины, и никогда икона не дает самостоятельного пейзажа без человека, как это бывает в картине.

3. Икона запечатлевает и события, но опять не в их земной обстановке, а в их сверхвременном значении и смысле. Она являет лик события…

Все древние иконы были чудотворны. Начиналась икона молитвой, по правилам Церкви писалась молитвой, завершалась молитвой. Первый, кто ей молился, был сам иконописец…

Картина есть окно в мир вещественный, пространственный, чувственный, и если она дает событие, то непременно в его исторической обстановке и последовательности, обязательно через призму личного, земного и часто страстного понимания ее автора.

Икона — окно в вечность, ее образ сверхчувствен, бесстрастен; она представляет события в их сверхвременном значении и смысле через призму церковного, соборного сознания…

Источник: https://www.slovoart.ru/node/1756

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.