Сотворение мира в исламе

Содержание

Причина сотворения мира

Сотворение мира в исламе

Естественно, что человека интересует вопрос: «почему Господь создал этот мир?» – ведь это часть божьего замысла. Господь сотворил человека. Но не только… Небеса и Земля – гораздо более величественные творения Бога, как Он Сам об этом сообщил:

«Воистину, сотворение небес и земли есть нечто более великое, чем сотворение людей, но большинство людей не знает этого» (Коран 40:57)

Строение неба и земли намного сложнее, нежели строение человека. Все же, этот факт имеет значение далеко не для всех. Несмотря на усиливающееся превосходство людей над остальными земными существами, полеты в космос и постоянно развивающиеся технологии, с каждым поколением человечество становится все более надменным и считает себя величайшим существом в мире.

А тем временем большинство людских открытий касаются вовсе не человека, а окружающего мира. В аяте Господь четко определяет подлинное место человека в огромном  мире. Это лишь ничтожная часть вселенной, которая существует только благодаря творению Бога.

Так, чтобы уяснить, для чего Бог сотворил человека, нужно узнать ответ на более глубокий вопрос: для чего Бог вообще творил?

Творец

Творение – это одно из проявлений божественной сущности. Творец, который не создает, – звучит весьма противоречиво, не правда ли? Отсюда вовсе не следует, что Господь нуждается в Своих творениях (а вот они отчаянно нуждаются в Нем). Подобно автору, ставшему известным благодаря своим произведениям, Господь познается через Свои безупречные творения.

Способность сотворить принадлежит одному Богу. Хотя порой человек приписывает себе это качество, говоря «я сотворил», это нельзя назвать настоящим творением. Ведь он просто совершает разные манипуляции с уже существующим – сотворенным Всевышним. Простой пример – стол. Разве можно сказать «человек создал стол». Он всего-навсего скрепил доски гвоздями.

А доски выпилил из существующих деревьев, так же как и гвозди – из существующего в природе металла. Любое «творение» человека восходит к подлинным творениям Бога. Даже картины – «творения» художника – это только воспроизведение того, что он видел, или же манипуляция с тем, что он видел. Только Господь творит из ничего. Кому-то это до сих пор непонятно.

Древние, да и современные философы, будучи не в состоянии постичь, как же Господь творил из ничего, стали утверждать, будто мир и все, что его заполняет – это часть Творца. Согласно их словам, Господь взял частицу Себя и сотворил вселенную. Такой вывод получается у них, потому как они сравнивают Бога с человеком, который может «создавать» только видоизменяя уже существующее.

Но Всемогущий  Господь отвергает всякое сравнение с ограниченным во всем человеком:

«Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (Коран 42:11)

Так, факт сотворения является проявлением божественной сущности Творца. Во многих аятах, вплоть до последнего откровения, Господь называет Себя Творцом, чтобы подчеркнуть, что все принадлежит только Ему:

«Аллах – Творец всякой вещи. Он – Попечитель и Хранитель всякой вещи» (Коран 39:62)

«Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» (Коран 37:96)

Человек должен осознать, что ничего не происходит, и не существует без дозволения Бога. Главное заблуждение – искать защиты или обращаться за благом к кому-либо, кроме Всевышнего. Из-за незнания, от зла, или в поисках благополучия  люди прибегают к помощи амулетов, астрологии, хиромантии и т. д. Поэтому, Господь призывает людей искать защиты у Него:

«Скажи: «Прибегаю к защите Господа рассвета от зла того, что Он сотворил…» (Коран 113:1-2)

От Бога исходит только добро. Он сотворил мир, в котором люди совершают либо благо, либо зло из-за свободы, которой наделил их Господь. Тем не менее, ни добро, ни зло не могут происходить без божьего дозволения. Вот поэтому тщетно обращаться к кому-либо, кроме Господа:

«Любое несчастье постигает только по воле Аллаха» (Коран 64:11)

Последний пророк – Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, в продолжении этого сказал:

«Знайте, если все человечество соберется чтобы оказать вам помощь, они не смогут сделать ничего, кроме того, что уже предписал Господь. Также, если все человечество соберется, чтобы нанести вам вред, они смогут сделать только то, что уже предписал Господь» (Ат-Тирмизи)

Милостивый, Прощающий

В творении человека мы наблюдаем божественное милосердие, прощение и доброту. Изначально у них чистая, добрая душа, которая понимает, что есть хорошо, а что – плохо. Господь сделал человека желающим чего-то.

И дал способность их контролировать, чтобы человек сам решал подчиняться ли ему законам Бога или нет. Создавая человека, Господь знал, что он станет ослушаться. Поэтому, на примере жизни Адама и Евы,  научил очищать душу искренним раскаянием.

Первые люди совершили грех нарушив запрет Всевышнего, затем, осознав ошибку и раскаявшись, прибегли к Богу, а он простил их. Человек оступается и обращается ко Всевышнему за прощением. Такова сущность человеческого существа.

Через нее проявляется одно из божественных качеств – всепрощение и милость. Последний пророк, мир ему и благословение Аллаха, сообщил нам:
«Если бы вы не совершали грехов и предались бы Богу в поисках Его прощения, Он бы заменил вас теми, кто стал бы грешить и обращались к Господу за прощением. А затем простил бы их» (Сахих Муслим)

Каждая из сур Священного Корана (кроме одной) начинается со слов «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного». Эти качества воодушевляют человека и не дают впасть в отчаяние. Не важно, насколько велик совершённый грех, Господь непременно простит если человек обратится к Богу и раскаяние его будет искренним. Передают слова посланника Аллаха:

«Когда Господь сотворил вселенную, то дал Себе обещание, записанное в…, которое звучит как «Моя Милость преобладает над Моим гневом» (Сахих аль-Бухари)

Также:

«Господь сотворил Милость из ста частей, одну из которых он ниспослал для людей, джиннов и животных. Именно по причине этой милости они любят друг друга, проявляют доброту, и даже животные заботятся о своих детенышах. Остальные девяносто девять частей милости Господь оставил Себе и приберег их для Судного Дня» (Сахих Муслим).

Если бы Всевышний пожелал, то создал бы людей безгрешными как ангелов. Но у Него был иной замысел. Милость и Прощение Бога проявляются в тот момент, когда согрешив и раскаявшись, человек прибегает к Нему.

Совершенная Справедливость

День Великого Суда станет днем, когда проявиться еще одно великое качество Господа – справедливость. Господь знает все.

Еще до нашего появления ему было известно, какие поступки мы станем совершать в этой жизни, чему отдадим предпочтение, какие возможности будем иметь, и умрем ли верующими или нет.

Почему же Он, создав всех людей, кому предстояло жить на земле, просто сразу не отправил часть из них в Рай, а оставшуюся часть – в Ад (кому как суждено)?  Ведь получается, что кто-то создан для Рая, а кто-то нет. Айша, жена пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)  передала его слова:

«Разве вы не знаете, что Господь создал и Рай и Ад, и создал обитателей для них» (Абу Дауд, An-Nasai)     

Если бы Господь сразу отправил в Рай тех, комуи так суждено было туда попасть, они, конечно, радовались бы, наслаждались роскошной жизнью и благодарили Бога за такую милость. Они бы не интересовались, чем заслужили такое великое благо.

А вот те, кому суждено было оказаться в Огне, непременно спросили бы, за что их постигла столь жестокая участь. Их бы не покидало ощущение, что с ними обошлись несправедливо.  Откуда им может быть известно, что Огонь – это последствие их земной жизни. Обитатели Ада постоянно спорили бы, что очутись они на земле, то прожили бы жизнь праведниками.

Поэтому Господь предоставляет всем людям эту жизнь, свободу выбора, указывает прямой путь и терпеливо ждет до Судного Дня. В итоге, никто не сможет обвинить Всевышнего в несправедливости. Они поймут, что Ад – это их выбор, который они сделали, когда игнорировали Его учение, Его знамения…  Они предстанут перед Судом Божьим  и не смогут укорить Его ни в чем.

 Однако, будут молить о еще одной возможности совершать  добро на этой земле:

“Если бы ты видел, как грешники опустят головы перед своим Господом: «Господь наш! Мы увидели и услышали. Пошли нас обратно, и мы будем поступать праведно. Воистину, мы обрели убежденность.’” (Коран 32:12)

Но даже вернувшись на землю, они быстро забыли бы ужасы Ада, и прожили бы еще одну жизнь ни чуть не лучше. Ведь Всезнающий Господь уже поведал нам:

“ О нет! Им открылось то, что они скрывали прежде. Если бы их вернули обратно, то они непременно вернулись бы к тому, что им было запрещено. Воистину, они — лжецы..” (Коран 6:28)

Божественная Любовь

Человек приходит в мир и в этом заключается божественное проявление любви к нему. Господь дарует человеку возможность насладиться благами на земле, пусть даже на недолгий срок.

В существовании Рая мы также видим заботу и любовь к тем, кто избрал праведный путь и сторонился порочного.

В последнем Откровении Господь поведал о Своей любви к совершающим добро (Коран 5:13), к справедливым (Коран 5:42), к благочестивым (Коран 9:4), к терпеливым (Коран 3:146), к доверившимся Ему (3:159), к часто обращающимся к Нему с искренним раскаянием (Коран 2:222).

А что означает творить добро, быть благочестивым и справедливым, Господь объяснил в Откровениях и через пророков. Следовательно, следующие за пророками и есть наиболее любимые Господом.  В Коране Господь повелевает пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, сказать следующее:
«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи» (Коран 3:31)

Однако, следование за пророком выражается не только в выполнении обязательного, но и стремлении к исполнению желательного и по отношению к Богу, и – к другим людям.

Любовь Всевышнего настолько велика, что проявляется даже к тем, кто того не заслуживает.

Порой даже те, кто не заслуживают, удостаиваются любви Господа. Это проявляется в Его готовности и желании прощать обратившихся к Нему. Всех людей, начиная с Адама и Евы, наделил способностью искренне каяться, чтобы избавиться от гнета совершённого проступка. Неважно, насколько велик грех, ведь дверь покаяния открыта до последнего дня существования этого мира.

Анас передал такие слова посланника Аллаха:

«Господь Всемогущий сказал: «О сын Адама, пока ты будешь обращаться ко Мне и просить Меня, я буду прощать твои грехи. О сын Адама, даже если твои грехи достигнут небес (т.е. их  будет настолько много) и ты попросишь о Моем прощении, то все равно получишь его. О сын Адама если ты предстанешь передо Мной с грехами, столь же огромными, как Земля, но не придавая мне сотоварища (т. е. не проявив многобожия), то Мы ответим тебе таким же огромным прощением».

Божественное Милосердие

В Судный День люди удостоятся Рая не только благодаря праведным деяниям, но и безграничному  Милосердию Всевышнего. Один из хадисов сообщает:

«Изо всех сил старайтесь совершать праведные дела и будьте счастливы. Ведь никто не войдет в Рай только из-за поступков» Сподвижники спросили: «Даже ты, о посланник Аллаха?» «Даже я, если только Господь не проявит ко мне милости и милосердия. И запомните добрые дела, совершаемые постоянно, даже незначительные, наиболее любимы Аллаху».

Однако Милосердие Бога не спонтанно. Оно основано на праведных делах и правильного убеждения:

«Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние. А кто явится со злым деянием, тот получит только соответствующее воздаяние, и с ним не поступят несправедливо» (Коран 6:160)

Если бы Господь судил человека со всей строгостью, ничьи благие дела не перевесили бы его дурные поступки.

Но Всевышний, проявив Милосердие, преумножил количество хорошего, и оставил количество плохого нетронутым. Именно поэтому истинные верующие и войдут в Рай.

  Но неверно полагать, что поступки не играют никакой роли. Им принадлежит главная роль, однако, решающий фактор – это Милосердие Бога.

Получается, что сотворение человека, его проступки и добрые дела стали обстоятельством, при котором проявились великие качества Всевышнего: Милость, Прощение, Справедливость и Милосердие.

Человек не должен задаваться вопросом, почему Господь избрал именно такой путь проявления Своих атрибутов. Мы можем лишь предположить, что такой способ – наилучший. Ведь Господь – Знающий, Мудрый. Люди способны понять только лишь то, что Господь сделал для них явным:

«…Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает…» (Коран 2:255)

Человек не должен приравнивать себя к Богу. Если Господь сообщил человеку о намерении сделать что-либо, человек не должен задаваться вопросом, почему Господь так решил. Подобные вопросы бесконечны, а человеческое понимание имеет предел. В День Суда о намерениях будут спрошены они, а не Господь.

«Его не спросят за то, что Он совершает, а они будут спрошены» (Коран 21:23)

Ибн Аббас передал хадис:

«Размышляйте о творениях Господа, а не о Господе»

Размышлять о реальности Бога – то же самое, что размышлять о бесконечном. Наше сознание дает сбой, когда начинает размышлять о пределах вселенной, бесконечности галактик и звезд в них.

А ведь это только творения! Мысли о скрытом еще больше запутают человеческое сознание.

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегал нас от сатаны, который станет сеять сомнения в душе верующих, задавая вопросы о Боге:

«Сатана подойдет к каждому из вас с вопросом: почему Бог создал то-то…, он будет мучить вас подобными вопросами пока не наведет вас на размышление о том, кто же создал самого Бога. Если это случится, ищите спасения у Всевышнего и говорите: «Я верую в Бога и его посланников», и избегайте подобных мыслей».

Источник: http://islam.kz/ru/articles/raznoe/prichina-sotvoreniya-mira-118/

Доктрины ислама

Сотворение мира в исламе

Аллах — это единый и единственный Бог, творец мира и господин Судного дня. Пророк Мухаммед — посланник Бога. Кратчайший символ веры в исламе гласит: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник Аллаха!» В Коране постоянно говорится о совершенстве, могуществе и величии Аллаха.

Ему подчинено и повинуется все в мире, ничто не может совершиться без его воли и его знания об этом. Он властвует над людьми и опекает свои творения. По отношению к людям он милостив, милосерден и всепрощающ.

Люди же должны, осознавая могущество и величие Аллаха, полностью подчинить себя ему, быть покорными, богобоязненными, благочестивыми, во всем верить Аллаху и полагаться на его волю и милость.

Много раз в Коране рассказывается о конкретных проявлениях единственности и величия Аллаха. Он — творец, сотворивший все, что существует в мире, в том числе человека.

Аллах творит вещи своим приказом. Он единственный царь (малик) и судья (хакам) для людей, он воздает людям за их добрые и греховные поступки.

Один из излюбленных сюжетов в Коране — наказание, которое Аллах обрушивал на народы, которые не хотели слушать его посланников и вели себя неблагочестиво.

Аллах время от времени избирает из народа своих пророков и посланников, призванных донести слово Аллаха людям. Последним таким посланником провозглашен Мухаммед.

В угодное для себя время Аллах уничтожит все существующее на земле, воскресит мертвых и соберет на суд, где каждому будет воздано за его деяния низвержением в ад (джахаинам) или блаженством в раю (джайна).

Аллах многократно проявлял и проявляет себя людям в своих творениях. Все существующее на свете — это чудо, сотворенное Аллахом, его знамения людям.

Сотворение мира и человека

В основе коранических представлений о сотворении мира лежит значительно измененный библейский рассказ. Аллах творил легко, с помощью слова-приказа, покоясь на своем троне, стоявшем на водной поверхности.

В Коране несколько раз повторяется фраза, кратко выражающая суть творения: «Он сотворил небеса, и землю, и то, что между ними, в шесть дней; потом утвердился на троне» (25:59-60). Небо и земля, которые сначала были единым целым, были сотворены за два дня. Небо было создано из дыма, составлено из семи небес.

На верхнем был помещен трон Аллаха, а на ближнем — солнце, луна, звезды, «башни» (знаки зодиака), светильники, направляющие путь жизни человека и управляемые Аллахом. Четыре дня творилось все, что находится на земле: от «прочно стоящих» гор до созданного из воды всего живого.

Земля, растения, ветры, воды, реки, по паре каждого животного — все это было создано для того, чтобы человек благоденствовал.

Сотворенный Аллахом мир был населен разумными существами — ангелами и джиннами. Ангелы (малайка) — это посланники и слуги Аллаха, исполнители его воли, решений и приказов. Согласно Корану, они сотворены из огня.

Ангелы живут на небесах, охраняют рай, окружают трон и престол Аллаха, поют ему хвалу. Они «нисходят» на праведников, оберегают людей, передают пророкам слова Аллаха, следят за делами людей и записывают совершенные ими дела.

Ангелы — участники всех стадий посмертного суда и наказания, хранители и стражи рая и ада.

Ангелы были созданы до человека и пытались отговорить Аллаха создавать Адама. После его сотворения Аллах заставил их пасть ниц перед человеком, что они и сделали, за исключением Иблиса, который был низвергнут за это с небес и обречен на муки ада.

Однако Иблис испросил у Аллаха отсрочку наказания до дня Суда, а сам поклялся вредить Аллаху на Земле и совращать людей: «Я засяду против них на Твоем прямом пути. Потом я приду к ним и спереди, и сзади, и справа, и слева, и Ты не найдешь большинства их благодарными» (7:16-17).

Для совращения людей Иблис использует злых духов — шайтанов, которые отвлекают сынов Адама от благочестивых дел и подбивают на греховные поступки. Поэтому другое его имя — Шайтан (как главы всех злых духов).

Джинны, согласно Корану, были созданы из бездымного огня, они имеют воздушные или огненные тела, способны принимать любое обличье и выполнять сложные работы. Джинны обычно враждебны людям.

В Коране рассказывается, что Мухаммед был послан Аллахом и к людям, и к джиннам. Часть джиннов, услышав чтение пророком Корана, уверовала и стала распространять ислам.

Другие же продолжали творить злые дела, следуя за Иблисом и составляя вместе с шайтанами его воинство. Как и все неверующие, они обречены на муки в аду.

Первого человека Адама Аллах сотворил из праха и «звучащей глины» в качестве своего заместителя на земле. Вдохнув в Адама жизнь, Аллах научил его именам всех вещей и этим возвысил над ангелами. Адам жил в небесном саду-раю вместе с сотворенной для него супругой Хаввой.

Они имели там все, что только могли пожелать, но им было запрещено есть плоды с одного из райских деревьев. Иблис сумел проникнуть в райски й сад и убедить Адама и его жену, что плоды этого дерева дадут им вечную жизнь и могущество. Соблазнившись, они нарушили запрет Аллаха. Впервые ощутили свою наготу и застыдились ее, а затем в наказание были низвергнуты на землю.

Однако Аллах простил им содеянное и не лишил их самих и их потомков своего покровительства.

Картина мира

Каждому человеку Аллах назначил двух ангелов-хранителей Мункара и Накира, которые ведут учет хорошим и дурным поступкам и после смерти допрашивают человека в могиле о его вере. Праведных мусульман ангелы оставляют в покое, а грешников и неверующих подвергают наказаниям — бьют по лицу и спине, напоминая о муках, уготованных им в аду.

Джаханнам, или ад, — это глубокая пропасть, куда ведут семь ворот. Жертвы джаханнама будут гореть в огне: «А те, которые несчастны, — в огне, для них там — вопли и рев» (11:108). «Мы сожжем их в огне! Всякий раз, когда сготовится их кожа, Мы заменим им другой кожей, чтобы они вкусили наказания» (4:59). «Огонь обжигает их лица, и они в ней мрачны» (23:106).

Грешники там связаны цепями, «одеяния их из смолы, лица их покрывает огонь» (14:51). Еда их — с растущего из глубин джаханнам дерева заккум — «плоды его точно головы дьяволов» (37:63). Питье их — кипяток, который «рассекает их внутренности» (47:17), и гнойная вода. Еще один вид мук джаханнама — леденящий холод. Разные категории грешников помещаются в разные слои ада.

Джаханнам охраняет стража из ангелов, главным из которых является ангел по имени Малик.

Коранический рай, или джанна («сад»), — это тенистые сады с многочисленными источниками, каналами и прудами.

Праведники пребывают там в темно-лелепых садах, где «реки из воды не портящейся, и реки из молока, вкус которого не меняется, и реки из вина, приятного для пьющих» (47:16).

Они возлежат, «опираясь на зеленые подушки и прекрасные ковры» (55:76), «на них одеяния зеленые из сундуса и парчи (и украшены они ожерельями из серебра)» (76:21). «Не увидят они там ни солнца, ни мороза, близка над ними тень» (76:13-14).

Им прислуживают «мальчики вечно юные» (56:17), подобные рассыпанному жемчугу. «В воздаяние за то, что они делали» (56:23) праведникам даны в супруги черноокие, большеглазые гурии, «девственницы, мужа любящие, сверстницы» (56:35-36), которых «не коснулся до них ни человек, ни джинн» (55:74).

Когда человеку приходит срок умирать, с дерева, растущего у престола Аллаха, падает листок с его именем. Это означает, что в течение сорока дней душа этого человека должна быть отделена от тела. «Приемлет вашу кончину ангел смерти, которому вы поручены, потом вы к вашему Господу будете возвращены» (32:11).

Ангел смерти Израил описывается в предании как существо космических размеров, восседающее на ложе света. У него четыре лица, четыре тысячи крыльев, а все тело состоит из глаз и языков, число которых равно числу живущих на земле людей. Люди могут поначалу сопротивляться лишению их души, поэтому Израилу часто приходится просить помощи у Аллаха.

Души верующих изымаются из тел плавно и безболезненно, души неверных грубо и больно вырываются из груди.

Согласно мусульманским представлениям, окончательная судьба людей будет решена в день Страшного суда (йаум ад-дин), которому будут предшествовать конец света (саа) и воскресение умерших (кийама).

Последним искусителем человечества перед наступлением конца света будет Даджжал (обманщик), который появится с востока на огромном осле и будет выдавать себя за настоящего мессию — Ису или Махди.

До тех пор он живет прикованный к скале на острове в Индийском океане, и плывущие мимо этого острова люди могут слышать доносящиеся оттуда звуки музыки.

После появления Даджжала на земле победят силы зла, с востока придут Йаджудж и Маджудж, которые убьют множество людей, выпьют воду всех больших рек и озер, а затем станут стрелять по небесам. За Даджжалом последуют все неверующие и лицемеры (мунафикун), он сумеет подчинить себе весь мир, кроме Мекки и Медины. Его царствование будет длить 40 дней или лет, а затем из рая спустится Иса, убьет Даджжала и установит на земле царство справедливости.

Потом наступит конец света, воскресение умерших, суд Аллаха над людьми и поселение людей в аду и раю. Ангел Исрафил затрубит в трубу, звезды упадут с неба, моря переполнятся, горы сдвинутся с места, и все люди умрут.

По второму гласу трубы все, кто когда-либо жил на земле, оживут и соберутся в одном месте. Они будут долго стоять перед Аллахом, мучительно истекая потом. Затем Аллах начнет допрашивать людей об их поступках, ангелы принесут книги, в которых записаны все добрые и злые дела людей.

Потом все грехи и благие дела будут взвешены на весах. Около большого водоема людей встретит пророк Мухаммед, который заступится перед Аллахом за некоторых верующих, совершивших незначительные прегрешения.

Все люди должны будут пройти по тонкому, как волос, и острому, как меч, мосту (сират), протянутому над адом. Праведники пройдут по этому мосту «с быстротой молнии», а грешники свалятся с него в ад.

Таков маад (возвращение) — будущая жизнь, или жизнь после конца света.

Источник: https://www.polnaja-jenciklopedija.ru/istoriya-otkrytiy/doktriny-islama.html

2.1 Происхождение мира по Корану

Сотворение мира в исламе

Натурфилософия ислама небогата и в основном заимствована из Библии. Согласно Корану, мир был сотворен Аллахом ха шесть дней. Были созданы небеса, небесные светила и земля, расположенная ковром, – на ней для прочности были установлены горные твердыни. Земля соединяется с небесами невидимой лестницей, по которой спускаются и поднимаются лишь ангелы.

Ангелов, как и земных тварей, тоже создал Аллах в один из дней творения. В последний, шестой день был создан человек Адам, а из его ребра сотворена Ева. Седьмой день – это день отдыха: им в исламе считается не христианское воскресенье (воскресения Христа мусульмане не признают, считая Иисуса пророком, но обычным человеком), и не иудейская суббота, а пятница.

Животные, по Корану, были сотворены из воды, человек – из глины, из праха. Отражены в Коране и идея первородного греха, и многие другие сказания библейских легенд о сотворении мира и человека, причем некоторые из них обрамлены специфическими деталями.

Так, в Коране говорится о непокорности одного из помощников Аллаха, ставшего затем дьяволом (Иблисом). Когда был сотворен первочеловек, Аллах велел всем созданным им ранее ангелам поклониться ему, что все и сделали, за исключением одного.

Этот один, Иблис, возгордился и не захотел склониться перед “сотворенным из праха”. За такую непокорность Аллах проклял его и пообещал, что на Страшном суде Иблис будет низвергнут вместе со своими демонами.

Пока же, до Страшного суда, Иблис (шайтан) является главой всех демонов и джиннов.

Мир ангелов во главе с четырьмя важнейшими из них (это все те же иудео-христианские архангелы Гавриил – Джебраил, Михаил – Микаил, Серафим – Исрафил и Азраил), как бы воплощая идею добра и божественной воли, противостоит в исламе миру демонов и джиннов во главе с Иблисом.

Все эти небесные силы бесплотны и бесполы, что не мешает им творить добро и зло.

Среди ангелов, как и среди демонов, существует определенное разделение труда: в исламе есть ангелы-хранители (их двое у каждого, причем они несут как бы круглосуточную вахту, сменяя друг друга на утренней и вечерней заре), ангелы, охраняющие могилы, ангелы – посланцы Аллаха и даже ангелы-администраторы, возглавляющие рай и ад.

Как и Библия, Коран учит, что золотой век на земле ушел в прошлое с грехопадением изгнанных из рая Адама и Евы. Правда, самой идее греха, страдания и искупления ислам не уделяет столь много внимания, как христианство, для которого эта идея стала центральной.

Однако, и в исламе существует (опять-таки заимствованная в основном из Библии) хорошо разработанная концепция рая и ада, т.е. концепция воздания человеку в загробном мире за его дела.

Согласно исламскому вероучению, райское блаженство – это жизнь в тенистых прохладных рощах, журчание воды, обильная изысканная пища, роскошная одежда и всяческие наслаждения, включая любовные.

По одной версии, каждый правоверный в раю будет рядом со своей супругой, по другой – он будет наслаждаться обществом прекрасных гурий. В противоположность этому ад – пекло, дым, самум (песчаная буря) и тому подобные ужасы, столь страшные для жителей Аравии. В аду грешник осужден на вечные пытки и страдания.

1140 год нашей эры Сыны Израилевы переходят реку Иордан и расселяются по Ханаану. На всякий случай ковчег Завета помещают в Силоме (Шило). Здесь ему предстоит покоиться целых 200 лет пока второй царь Израиля, Давид…

3. Сотворение человека по образу

креационизм бог творец человек «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Быт. 2:7 Бог, в отличие от зверей, для сотворения человека использовал землю…

Место экологии в религиозных учениях

f1. Экология в религиях мира

Согласно Ветхому завету (первая часть Библии) человек был создан как хранитель природного парка, где обитали Адам и Ева до грехопадения. Первой задачей человека было поименование (инвентаризация) всех животных. 2…

Мифологическая картина мира

fII Мифологическая картина мира

Мифология восточных славян

2.1 Мифологическая модель мира

Представления славян-язычников о земном устроении были очень сложны и запутаны. Духовный мир древних славян формировался в процессе непрерывных взаимоотношений с природой. С древности, создатели земледельческой культуры, славяне…

Мифология Древнего Востока и античного мира

2. Мифы о сотворении мира

Везде, на всех континентах, люди рассказывали предания, которые описывают деяния богов и помогают объяснить тайны мира. Все дошедшие до нас мифы о сотворении мира и людей, на первый взгляд могут поражают своим противоречивым разнообразием…

3. Локапалы «охранители мира»

В индуистской мифологии божества — властители стран света, охраняющие их. Первоначально их четыре, позднее — восемь. У каждого локапалы свой особый слон; эти космические слоны (диггаджи), также именующиеся локапалами…

Религии современного мира

2. Религии современного мира

Первые три подпункта посвящены трем мировым религиям: христианству, исламу и буддизму. В четвертом – дается краткая характеристика всех основных региональных религий. 1. Общая характеристика христианства…

Сотворение мира и промысел Божий

fГлава 1. Сотворение Мира

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Бытие) Первые слова Бытия указывают на то, что земля могла существовать уже миллиарды лет до «первого дня» сотворения…

Специфика защиты Православия в диалоге с современной наукой

2. Картина мира

Структура и основное содержание Корана

2.1 Происхождение мира по Корану

Натурфилософия ислама небогата и в основном заимствована из Библии. Согласно Корану, мир был сотворен Аллахом ха шесть дней. Были созданы небеса, небесные светила и земля, расположенная ковром…

2.2 Распространение в странах мира

В начале своей деятельности партия наиболее активно действовала в Иордании, Сирии и Ливане, затем ее влияние распространилось в других исламских государствах, а позднее в Европе и, в частности, в Австрии…

«Царство мое не от мира сего»

В ответ на вопрос Пилата: «Ты царь Иудейский?» Иисус ответил: «Царство мое не от мира сего». Постигнуть это царство в терминах жизненной философии Пилата невозможно. Напротив, нужно решительно отказаться от этой философии. Первое…

Шестой день творения в свете биологической науки

f2. Сотворение мира как гармония противоположений

Сотворение человека. Во времена византийского Средневековья стандартным и наиболее авторитетным текстом о происхождении, устройстве и развитии мира оставались гомилии Василия Великого под названием “Беседы на Шестоднев”…

Источник: http://rel.bobrodobro.ru/5099

Сотворение мира

Сотворение мира в исламе

Сотворение мира — группа религиозно-философских теорий, наряду с научными теориями (см. Происхождение вселенной), предпринимающих попытку обьяснить и описать возникновение вселенной. Главным отличием от научных теорий явлется вера в одухотворенность творения и признание существования Творца, породившего Мир.

Следует отметить, что сам термин сотворение очень близок и по смыслу и по значению к термину “возникновение” используему в академической науке. Ведь как и человек и все живое творит, порождая потомство, также и Бог(согласно науке – природа) однажды породил и породолжает порождать все живое и неживое.

Серьезным отличием науки и религии относительно этого вопроса, является тот факт что наука старается не касатся тех вопросов, на которые не может дать однозначный ответ только холодным разумом.

В богословии и религии же, одним из источников познания признается восприятие и вера, опирающиеся на опыт древних, описаный Священных книгах.

Древние религии и мифы

Под теориями сотворения мира обычно понимают мифы о сотворении — мифо-религиозные истории, описывающие происхождение вселенной в качестве акта «сотворения» со стороны высшего существа.

Во многих источниках, описывающих мифы о сотворении мира, имеются общие темы. Общий лейтмотив включает себя истории о выделении жизни из изначального хаоса, разъединении материнских и отцовских богов, возникновении суши из океана, бесконечного и безвременного, и т. д.

Мифы Древнего Египта

Нун Хаос родил Ра Солнце (отождествляли с Амоном и Птахом)

Ра произвёл из себя богов Шу Воздух и Тефнут Вода,

от которых родилась новая пара, Геб Земля и Нут Небо

ставшие родителями Осириса Рождение, Исиды Возрождение, Сета Пустыня и Нептиды, Хор и Хатхор

Мифы Древней Греции

Сначала существовал Хаос.

Боги, появившиеся из Хаоса — Гея Земля,

Эрос Любовь, Тартар Бездна,

Эреб Мраки Никта Ночь,

боги, появившиеся от Геи — Уран Небо и Понт Море.

Первые Боги породили Титанов

Мифы Междуречья

Согласно шумеро-аккадскому космогоническому эпосу «Энума элиш», Тиамат смешала свои воды с Апсу, тем самым дав начало миру.

Слова Апсу и Тиамат имеют двойственное значение, в мифологии под ними понимали имена богов, но при написании этих слов в «Энума элиш» отсутствует детерминатив DINGIR, означающий «божество», так что, в этом контексте их следует считать скорее природным элементами или стихиями, чем богами.

Христианство

Центральной догмой творения в современном христианстве является лат. Creatio ex Nihilo – «сотворение из ничего», в которой создателем, вызвавшим всё сущее из небытия, выступает бог в своём волевом акте лат.

productio totius substantiâ ex nihilo sui et subjecti – переведя всё сущее из состояния небытия в состояние бытия. Бог при этом выступает и первичной причиной существования мира, и его существование следует из необходимости наличия такой первичной причины по принципу лат.

Ex nihilo nihil fit (из ничего ничего не происходит)[1].

Согласно Библии мир был сотворен за 7 дней.

День первый: сотворение неба и земли, света и тьмы

1 В начале сотворил Бог небо и землю. 2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. 3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. 4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. 5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро

День второй: сотворение тверди и неба

6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] 7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. 8 И назвал Бог твердь небом.»

День третий: сотворение суши и земли, морей и растений

9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] 10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо.

13 И был вечер, и было утро:

День четвертый: сотворение дня и ночи, времени, знамений

14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; 15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; 17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, 18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы.

И увидел Бог, что это хорошо.

День пятый: сотворение пресмыкающихся и птиц

20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] 21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. Бытие глава 1

День шестой: сотворение животных и человека

24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. 25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их.

И увидел Бог, что это хорошо.

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. Бытие глава 1

День седьмой:

1 Так совершены небо и земля и все воинство их. 2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. 3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. Бытие глава 2

Ислам

Сотворение мира в Коране описывается несколько не так, как в Библии. Ислам не отвергает идею еженедельного праздничного дня, который как известно, обосновывается в Библии сообщением, что Господь Бог отдыхал в этот седьмой день от трудов по миросотворению, но праздничным днем считается пятница.

«Господь твой — Аллах, сотворивший небеса и землю в шесть дней». «Аль А’раф» (7:54) По мнению современных исследователей Корана, слово «айам», один из переводов которого — «дни», следует толковать как обозначение длительного периода времени, эпохи, а не как «день» (двадцать четыре часа)

«Откровение от Того, кто сотворил землю и небеса». «Таха» (20:4) Cоздание небес до земли и земли до небес, здесь речь идёт о Творении вообще

«И Аллах взошёл к небу, которое было как дым» «Фусилат» (41:11) «Разве неверные не видят, что небеса и земля были соединенными, а потом Мы их разделили?» «Аль-Анбия» (21:30) Cоздание единой газообразной массы (дурхан), элементы которой, хотя и соединённые вначале (ратг), затем становятся отдельными элементами (фатг).

«Он сотворил день, ночь, солнце и луну. Они движутся по своему круговому пути». «Аль-Анбия» (21:33) Библия говорит о Солнце и Луне как двух светилах — для управления днем и управления ночью, а Коран различает их употреблением разных эпитетов: свет (нур) о Луне и факел (сирадж) о Солнце.

Иудаизм

«Десять вещей были созданны в первый день. Вот они: небо и земля, смятение и пустота, свет и тьма, дух и вода, свойство дня и свойство ночи» Талмуд (трактат Хагига 12:1)«Словом Бога сотворены небеса» (Теhилим 33:6).

В талмудической литературе о Всевышнем часто говорят:

«Тот, Кто сказал, — и возник мир». «Десятью речениями создан мир» (трактат Авот 5:1).

Индуизм

Мир был создан то ли из некоего космического яйца, то ли из первичного тепла, то ли из жертвы первочеловека Пуруши самому себе (из частей его тела), но в любом случае этому предшествовал некий космический половой акт, хотя и совершенно не ясно, кого с кем. Как написал автор «Гимна о сотворении мира» (часть Ригведы):

Не было ни смерти, ни бессмертия тогда.

Не было признака дня или ночи.

Дышало, не колебля воздуха, по своему закону

Нечто Одно, И не было ничего другого, кроме него.

Оплодотворители были. Силы растяжения были.

Порыв внизу. Удовлетворение наверху.

Откуда это творение появилось:

Может, само создало себя, может, нет –

Тот, кто надзирает над этим миром на высшем небе,

Только он знает. А может быть, и он не знает?

Буддизм

В ортодоксальном буддизме отрицается вечное существование богов, сотворение мира, существование души

Даосизм

Согласно концепции даосизма, сотворение Вселенной происходит в результате нескольких простых принципов и этапов. В начале была пустота – У-цзи, неизвестное. Из вакуума образуются две основные формы или процесса энергии: Инь и Ян. Комбинация и взаимодействие Инь и Ян образуют ци – энергию (или колебания) и в конечном счете все, что существует.

См. мифы о сотворении мира

  • Апачи/Сотворение мира
  • Австралийские аборигены/Сотворение мира
  • Айну/Сотворение мира
  • Банту/Сотворение мира
  • Зулусы/Сотворение мира
  • Инка/Сотворение мира
  • Эскимосы/Сотворение мира
  • Ирокезы/Сотворение мира
  • Йоруба/Сотворение мира
  • Лакота/Сотворение мира
  • Майя/Сотворение мира
  • Мандинка/Сотворение мира
  • Манси/Сотворение мира
  • Маори/Сотворение мира
  • Масаи/Сотворение мира
  • Навахо/Сотворение мира
  • Оджибва/Сотворение мира
  • Оджибва/Сотворение мира
  • Ороки/Сотворение мира
  • Полинезийцы/Сотворение мира
  • Гавайцы/Сотворение мира
  • Семинолы/Сотворение мира
  • Славяне/Сотворение мира
  • Скандинавы/Сотворение мира
  • Мяо/Сотворение мира
  • Хопи/Сотворение мира
  • Чероки/Сотворение мира
  • Чокто/Сотворение мира
  • Японцы/Сотворение мира

Категории:

Источник: http://mediaknowledge.ru/6253b5244945684d.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.