Старинные литые иконы

Старообрядческие иконы: фото

Старинные литые иконы

Начиная разговор о том, чем отличаются старообрядческие иконы от тех, что мы привыкли видеть в наших православных храмах, вернёмся на три с половиной столетия назад, чтобы более ясно представить себе, на фоне каких исторических событий сложился этот весьма редкий в наши дни вид иконописи. В чём состоит феномен старообрядчества и каковы причины его возникновения?

Суть реформы патриарха Никона

Старообрядчество в нашей стране возникло в середине XVII века, став результатом раскола, потрясшего всю Русскую православную церковь. Причиной этому послужила реформа, осуществлённая патриархом Никоном.

Суть её сводилась к тому, что с целью устранения многочисленных отступлений от первоначального, пришедшего на Русь из Византии порядка богослужения, предписывалось заново перевести с греческого языка церковные книги, а на основании их внести соответствующие изменения в литургическое чинопоследование.

Кроме того, реформа затронула и внешние обрядовые формы, заменив, в частности, привычное двуперстие, принятое при осенении крестным знамением, на троеперстие, сохранившееся до наших дней. Были внесены также изменения и в каноны, предусматривавшие порядок написания икон.

Эта реформа, рациональная по своей сути, но проведённая в жизнь поспешно и непродуманно, вызвала крайне негативную реакцию в народе. Значительная часть населения отказалась принять нововведения и подчиниться церковным властям.

Конфликт усугубился тем, что реформа проводилась под покровительством царя Алексея Михайловича, и все её противники были обвинены в неповиновении государю, что придало делу политическую окраску.

Они стали именоваться раскольниками и подвергаться преследованию.

В результате в России образовалось самостоятельное религиозное движение, отколовшееся от официальной церкви и получившее название старообрядчество, поскольку его последователи продолжали во всём придерживаться дореформенных канонов и правил. Сохранилось оно и до наших дней, преобразовавшись в Русскую единоверческую церковь.

Какие иконы именуются старообрядческими?

Поскольку старообрядцы полагают, что с момента реформы именно официальная церковь отклонилась от истинной «древлеправославной» веры, а они остались её единственными носителями, то в большинстве своём иконы старообрядческой церкви соответствуют традициям древнерусского письма.

Во многом эта же линия прослеживается и в работах мастеров официальной церкви. Таким образом, под термином «старообрядческие иконы» следует понимать лишь те из них, которые в своём написании разошлись с канонами, установленными в ходе реформы.

Иконы Спасителя, принятые у старообрядцев

Наиболее характерной в этом отношении является икона, именуемая “Спас Благое Молчание”. На ней изображён Иисус Христос в образе ангела, увенчанного восьмиконечной короной Бога Отца и облачённого в царский хитон. Своё название она получила благодаря соответствующим нанесённым на неё надписям.

Такая икона встречается исключительно в среде старообрядцев, так как каноны официальной церкви запрещают изображать Христа – Творца вселенной – в виде тварного, то есть сотворённого им же существа, каковым является ангел. Как известно из Священного Писания, Господь создал весь видимый и невидимый мир, включивший в себя как ангельский чин, так и духов тьмы.

Кроме того, к запрещённым официальной церковью, но распространённым в среде старообрядцев, относятся ещё два изображения – «Спас Мокрая Борода» и «Спас Ярое Око».

На первом из них Христос представлен с бородой клинообразной формы и левым глазом, большим чем правый, а также клиновидной бородой.

На второй иконе Он написан без нимба, что полностью противоречит принятым нормам, а также с удлинённой головой и тёмным, слабо различимым ликом.

Примеры богородичных икон и изображений святых

Свои характерные особенности имеют и старообрядческие иконы Богородицы. Наиболее распространённая среди них – «Богородица Огневидная».

Её отличают от обычных общепринятых изводов (разновидностей) богородичных икон преобладание в общей цветовой гамме огненно-красных и алых тонов, что и послужило причиной её необычного названия.

Божья Матерь на ней представлена одна, без Младенца. Её лик всегда обращён в правую сторону.

Иконы старообрядческих святых также бывают подчас достаточно своеобразны и спорны. Некоторые из них порой способны вызвать недоумение у случайного зрителя. К ним, в частности, относится икона мученика Христофора-Псеголовца.

На ней святой изображён с собачьей головой.

Опуская аргументацию подобной трактовки образа, отметим лишь, что эта икона вместе с некоторыми другими подобными сюжетами была запрещена особым указом Святейшего синода в декабре 1722 года.

Особое место занимают также старообрядческие иконы с изображением наиболее известных в прошлом деятелей религиозного раскола, почитаемых в качестве святых, но не признаваемых официальной церковью.

Это, в первую очередь, лидер старообрядческого движения протопоп Аввакум, казнённый за свою деятельность в 1682 году, фанатичная приверженица древнего благочестия боярыня Феодосия Морозова, а также основатель Выговской беспоповской общины Андрей Денисов.

Старообрядческие иконы, фото которых представлены в статье, помогут зрительно представить характерные особенности этой разновидности церковной живописи.

Общие характерные особенности старообрядческих икон

В целом же можно говорить о ряде характерных отличий, общих для основной массы икон, принятых у старообрядцев. К ним относится большое количество надписей, сделанных на полях и поверх живописного слоя. Также иконы, выполненные на досках, характеризуются тёмными, порой едва различимыми ликами, будь то старообрядческая икона Божьей Матери, Спаса или какого-нибудь святого.

Но и этим вопрос не исчерпывается. Есть и ещё одна важная особенность, по которой можно без труда узнать старообрядческие иконы. Отличие их от официальных часто выражается в том, что святые изображаются держащими руку в двуперстном сложении.

Кроме того, коренное отличие состоит и в написании аббревиатуры имени Иисуса Христа. Дело в том, что среди прочих требований реформа установила правило написания в нём двух букв “И” – Иисус. Соответственно, такой стала и аббревиатура. На старообрядческих же иконах имя Спасителя всегда пишется по-старому – Исус, а в аббревиатуре ставится одно “И”.

Наконец, нельзя не упомянуть ещё один вид икон, бытующий лишь среди раскольников. Это литые оловянные и медные врезные старообрядческие иконы и кресты, производство которых в официальном православии запрещено.

Среди прочих аспектов церковной жизни реформа патриарха Никона затронула и стиль написания икон.

Ещё в предшествовавшие ей века русская иконография ощущала на себе сильное влияние западноевропейской живописи, получившее дальнейшее развитие в середине XVII века.

Согласно правилам, введённым с принятием реформы, в иконах утвердился более реалистичный стиль, сменивший собой бытовавшие ранее условность и символизм.

Это вызвало активный протест со стороны лидеров старообрядчества, призывавших игнорировать эти кощунственные, с их точки зрения, новоделы. В связи с этим известны полемические сочинения протопопа Аввакума, резко критиковавшего недопустимое «живоподобие» в новых образцах церковной живописи и объявившего такие иконы безблагодатными.

Спрос на древние иконы, породивший индустрию подделок

Подобные заявления послужили причиной тому, что, начиная со второй половины XVII века, старообрядцы начали активно собирать старые «дораскольные» иконы, среди которых особенно ценились работы Андрея Рублёва. Кстати, причиной тому были вовсе не их художественные достоинства, а решение церковного Собора, состоявшегося за сто лет до этого, и принявшего решение считать работы Рублёва образцом для будущих живописцев.

Таким образом, спрос на древние иконы резко возрос, а поскольку они во все времена оставались редкостью, то сразу было налажено массовое производство подделок, выполненных «под старину». Такие старообрядческие иконы назывались «подфурными» и были весьма широко распространены, чему последователи древнего благочестия пытались противодействовать.

Художественные эксперты и создатели новых произведений

Чтобы не стать жертвой обмана ловких дельцов, старообрядцы были вынуждены вникать во все тонкости написания икон.

Неудивительно, что именно из их среды вышли первые серьёзные профессионалы-эксперты в области иконографии.

Особенно заметна была их роль на рубеже XIX и XX века, когда в российском обществе обозначился широкий интерес к произведениям древней живописи, а соответственно, возросло и производство всякого рода подделок.

Старообрядцы не только старались приобрести старые иконы, но со временем стали производить собственные, выполненные по всем правилам, которые они сами же и установили. С середины XVIII века в наиболее крупных старообрядческих центрах появились собственные иконописные мастерские, в которых, кроме живописных произведений, создавались и медные литые иконы.

Источник: //fb.ru/article/267742/staroobryadcheskie-ikonyi-foto

Медные складни и иконы России

Старинные литые иконы

Распятие с клеймами и фигурным оглавием в резном деревянном киоте, Россия, XVIII век

Небольшого размера, порою совсем маленькие, а иногда величиной с человеческую ладошку или чуть больше: старинные крестики, складни и иконы из меди довольно часто встречаются нам в частных коллекциях, в музейных собраниях да или просто у кого-то на полке, в качестве наследства от бабушки. Несомненно, искусная работа этих икон так и притягивает к себе внимание, тщательная прорисовка образов рисует старообрядческие картины, скрывают какие-то непостижимые для нас тайны.

Литые иконы известны на Руси с XI века, т.е. с момента появления и распространения христианства. Естественно, что первоначально это были иконы, привезенные из Византии.

На тот период, именно Византия являлась культурным центром православной религии. Уже впоследствии, особенно XIV-XIX века, меднолитая икона стала массово выпускаться на Руси.

При этом выпуск меднолитой пластики был очень разнообразен, а ассортиментный ряд достаточно внушителен.

Среди прочих образцов творчества древнерусских мастеров, особого внимания заслуживает очень оригинальная иконка, получившая название змеевик. Этот нательный амулет можно рассматривать как некое связующее звено между славянским язычеством и пришедшим ему на смену православным культом.

По внешнему виду змеевик и представлял собой икону небольшого размера, на одной стороне которой изображались привычные православные святыни (крест или образ святого), но на обратной стороне прослеживалась явно языческая символика – переплетение змеиных тел. Стоит отметить, что медные амулеты-змеевики, конечно же, преобладали, но встречаются и аналогичные иконы, выполненные и из драгоценных металлов.

Особое распространение литые иконы получили на Руси в средние века. Их выпуск был налажен в Тверской, Московской, Новгородской и других землях. Чаще всего в качестве исходных моделей для отливки выступали старинные почитаемые иконы, но с течением времени стали все больше появляться и работы местных художников.

Складень с двадцатью клейма¬ми-сюжетами (народное на¬звание «утюг»), Россия, конец XVIII— начало XIX веков

Чаще всего иконы как продукт медного литья изготавливались прямоугольной формы, с несколько закругленными краями. Намного реже в коллекциях попадается меднолитая икона многоугольной и или круглой формы, но, тем не менее, такие экземпляры также изготавливались.

Кроме икон, на Руси выпускались в большом количестве нательные кресты, киотные и наперстные кресты, складни.

Также выпускались, так называемые, мощевики – кресты, состоящие из створок, которые служили небольшим тайником для святых мощей или других христианских реликвий.

Икона просечения «Чудо Георгия о змие», Россия, XVII век

Сюжеты, изображенные на иконах, самые разнообразные, естественно в рамках православной тематики. Стоит отметить, что меднолитая пластика изобилует сюжетами и старообрядческого содержания, и новой православной церкви. Естественно, что самыми распространенными сюжетами литых икон являются изображения Богоматери с младенцем, Распятия, Христоса, различных сцен Моления, чтимых Святых и т.п.

Как правило, в оглавии меднолитых икон изготавливалась специальная петелька, через которую пропускался шнурок, и, соответственно, медный образ можно было повесить на шею или просто где-нибудь дома. Что характерно для икон более позднего выпуска (XIX век), что подобная петелька-дырочка всего лишь имитировалась, пропустить через нее шнурок было невозможно, так отсутствовало сквозное отверстие.

Одной из популярных разновидностей литых икон является складень. По сути, это складная икона, чаще всего, триптих.

Их популярность объясняется достаточно просто, в сложенном состоянии складни не занимали много места, в большинстве случаев не превышали размеры обычной меднолитой иконы, тогда в разложенном состоянии – они представляли собой практически готовый походный иконостас. В стародавние времени человек в походе не всегда мог при необходимости посетить церковь.

А дорога, как известно, полна опасностей и неожиданностей, да и длились путешествия порой неделями-месяцами. Обычная деревянная икона в дороге – лишний груз, да повредить-расколоть можно ненароком. А вот такие медные походные складни были очень удобны, да более устойчивы к дорожным тяготам и невзгодам.

Но вот такая медная пластика на Руси не ограничивалась набором стандартных икон и крестиков для христиан.

В этом медном разнообразие нашлось место для специального товара – кресты и особые иконы, применяемые священнослужителями.

Эти иконы назывались панагии, они имели круглую форму и на их поверхности обязательно изображался образ Пресвятой Богородицы (в переводе с греческого «Панагия» переводится как «Всесвятая»).

Медно литье на Руси не стояло на месте и в плане оформления. В конце XVII века Руси стало появляться все больше меднолитых изделий, связанных с духовной жизнью простого народа. Многие из этих вещей имели огромный вклад в истории и теперь представлены в крупнейших государственных собраниях.

Меднолитые иконы после раскола церкви

В конце XVII века история России пополнилась еще одним величайшим событием. В 1666-1667 голах произошел раскол русской православной церкви. Данное событие затронуло все аспекты жизни русского общества того времени. Не обошло стороной оно и меднолитейный промысел.

Распятие с клеймами и фигурным оглавием («лопата»). Россия. XIX век.

Эта реформа проводилась под руководством патриарха Никона и преследовала цель привести к единому виду все церковные атрибуты (книги, иконы, календари), в соответствии с древнейшей византийской традицией.

Православные священники понимали, что более чем за 500-летнюю историю существования русской церкви, скопилось огромное количество различных трактовок, несоответствий и искажений в церковной иконографии, литературе и практике.

Причин для возникновения подобных искажений было множество, но наиболее вероятная и серьезная – это тот факт, что книги испокон веков переписывались вручную. Ошибки накапливались от переписчика к переписчику, подобно снежному кому. Были это и случайные опечатки, и намеренные изменения.

Реформа продвигалась с большим трудом, поскольку кроме последователей, обрела и недоброжелателей. Фактически православный народ раскололся на два лагеря, и каждый лагерь чтил именно своих единомышленников настоящим хранителем церковных традиций. Последователи старых традиций получили название старообрядцы, а церковь – старообрядческой.

XVIII век ознаменовался еще одним событием – церковь была официальна включена в систему государства. С этого момента последователи старообрядческих традиций стали получать повсеместное ограничение и со стороны действующего законодательства.

В частности, была предпринята попытка уничтожить существующие иконы и запретить производство новых — с изображением «двуперстного крещения». По всей стране была объявлена охота за «неискусными» и «неправильными» образами.

В 1723 году и того хуже, выпускается указ, который вообще запрещает производить металлические иконы.

Икона «Святой Николай Чудотворец», Россия, XVII век

Естественно, как и прочие законы в России, на практике этот указ не исполнялся, но, тем не менее, отношение народа в XVIII-XIX веках к меднолицым образам изменилось. Медная икона стала восприниматься как элемент старообрядческого вероисповедания.

При этом со стороны старообрядцев литые православные иконы получили еще большую поддержку. Медное литье было легко тиражировать, имея под рукой хотя бы одну матрицу.

Каждая отдельная икона, по сути, и могла стать моделью для изготовления последующих образов.

Металлические иконы было просто сохранять и передавать из поколения в поколение, поэтому они стали восприниматься как символ вечности. Символ истинной старой веры.

Стоит отметить, что старообрядцы действительно сберегли, многие памятники истории, в том числе и особенно редкие уникальные меднолитые иконы.

Они ни насколько не приостанавливали выпуск и производство металлических образов, и даже можно сказать больше, что все новоделы воспринимались ими как истинные иконы, древние, единственное верные. Тем более, что все новоделы делались по образу старых, с соблюдением всех традиций изготовления и оформления.

А поскольку народ в своем большинстве старается чтить старые дедовские традиции, медная металлопластика получила широкое распространение далеко за пределами старообрядческих общин.

Змеевик «Черниговская гривна Владимира Мономаха»

В XVIII-XIX века в России получила бурное развитие металлургическая промышленность, что также немало способствовало популяризации меднолитых образов. В первую очередь, на Урале – тогдашнем крупном центре металлургического производства. Производство металлической иконы вышло на новый уровень, получило массовый характер.

Немаловажную роль в повсеместном распространении меднолитой иконы сыграл и то факт, что старообрядческая среда всегда была богата на активных, богатых и известных людей – приверженцев старой веры. К их числу можно отнести такие знаменитые фамилии, как Гучковы, Демидовы, Морозовы, Рябушинские, Третьяковы и многие другие.

Литые образа, которые изготавливались в так называемых «медницах», благодаря покровительству сильных мира сего дошли и до наших дней и представляют собой настоящие шедевры художественной и технической мысли того времени.

Для иконы того периода, как правило, характерно наличие тончайшей работы мастера, искусное серебрение или золочение, применение разноцветной эмали.

Медные образа с эмалью

Икона «Преподобный Нифонт Прогонитель бесов», Россия, XIX век

Металлическая икона, покрытая эмалью, известна на Руси с XVII века. Особенность русской техники заключается в том, что эмаль на иконе не создает изображения, служит лишь фоном для него. По сути, эмаль — это раскраска для меднолитого рельефа. Довольно часто можно встретить две одинаковые иконы, выполненные по одной матрице, но при этом одна покрыта эмалью, а другая – нет.

Особенно прославился в этом отношении XVIII век, как говорили тогда, мастера умели «финифть наводить». Особенную славу в этом направлении получила икона, выполненная мастерами Выговской обители в Поморье.

География расположения и распространения меднолитой индустрии того времени поистине уникальна: река Выг – Верхняя Кама – Урал – Сибирь – Москва – Прибалтика. Из Москвы контакты между меднолитыми центрами распространялись на Припять, в Поволжье, в Мстёру, в Гуслицы; из Стародуба и Ветки – в Забайкалье и на Алтай.

Современные ученые-историки по типу эмали могут достаточно легко определить, где была изготовлена та или иная икона.

Выговская обитель

Вторая половина XIX века представляет нашему вниманию новые, изумительные по рисунку и оформлению, литые изделия: кресты, складни, иконы.

Эти изделия выглядят уже намного профессиональнее, имеют четкий рисунок и проработанный рельеф, все надписи исполнены более красиво.

Несмотря на то, что среди народа старообрядческий образ жизни характеризуется как аскетический, мрачный, сдержанный, новые иконы из меди вызывают чувство радости и ликования.

Производство столь высокохудожественных изделий было возможно только в крупных промышленных центрах и требовало к себе особо пристального внимания. Как уже говорилось выше, одним из таких центров являлась Выговская обитель (Данилов монастырь на реке Выге, в Поморье). Именно «медница» этого предприятия получила всероссийскую известность в производстве металлопластики.

Среди изделий Выговской обители особое внимание притягивает к себе их знаменитый складень из четырех створок, который в народе получил столь непритязательное название «утюг». Такому названию складень обязан сходству внешних форм и немалому весу. Его створки имеют прямоугольную форму, навершие – килевидное.

Створы соединяются меж собой трубчатыми петлями, в которые вставляется стальной стержень. Крайние боковые створы собираются в первую очередь, они ложатся внутрь, а только потом складень захлопывается наподобие книги. Размер «утюга» примерно с крупную мужскую ладонь. Внутри же представлен целый иконостас, из двенадцати небольших клейм.

Каждое клеймо – это отдельное изображение, многофигурная композиция. Чаще всего на клеймах изображены Двунадесятые праздники и поклонение известным иконам.

Меднолитые иконы на Выге изготавливались исключительно чистыми, без огрехов и ошибок, с чистым рисунком. Готовая икона не требовала дополнительной прочеканки для придания четкости изображению. Надписи, лики, мелкие детали отливались сразу. Нередко орнаментом или рисунком украшались и оборотные стороны складней. Чаще всего там изображали Голгофу в обрамлении.

Ученые-историки считают, что именно на Выге в XVII столетии был создан уникальный образец иконографии – складень с 20 клеймами. К сожалению, автор этой композиции нам неизвестен, но тот факт, что он был необычайно талантлив и являлся профессионалом высшей категории не вызывает никаких сомнений.

Подобные ему мастера успешно трудились в Оружейной палате, в Московском печатном дворе или патриаршем дворе. Также, к сожалению, до сих пор не обнаружен исходный оригинал этого складня. Кроме этого в Поморье изготавливали и иконы в стиле старейшей Новгородской иконографии.

Наиболее почитаемые из них Георгий Победоносец, Никита Бесогон, Чудотворец Никола, Параскева Пятницы и др. Как правило, подобная икона не украшалась многоцветной эмалью или золочением.

С течением времени, с начала XIX столетия, меднолитая иконка стала все реже украшаться пестрой эмалью. Икона позднего периода работы выговских или поморских мастеров чаще украшалась эмалью одного цвета. Предпочтение отдавалось голубому, синему кобальтовому, значительно реже – белому цвету.

Полная палитра эмали стала снова использоваться в полную силу лишь в конце XIX столетия. Но это уже были другие мастера, другие школы, другие центры. Меднолитой промысел Севера к этому моменту практически полностью угас.

Источник: //NarKop.ru/atribucija/prochee/mednye-skladni-i-ikony-rossi/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.