Суть православного поведения: культура верующего человека в миру и в храме

Содержание
  1. «Верующий», «религиозный», «православный» и «мусульманин» — ассоциативные портреты
  2. Если православный, то необязательно христианин
  3. «Православный» значит «русский»
  4. «Верующий»: позитивный, неуверенный, конъюнктурный или обычный
  5. «Православный»: патриот или интеллигент
  6. «Мусульманин»: крепкий и неотступный
  7. «Атеист»: подвижный и ответственный
  8. «Русский»: проблема самоидентификации
  9. Правила поведения и посещения православной церкви для мужчин и женщин
  10. Как правильно вести себя в храме
  11. Правила во время богослужения
  12. Правила причастия
  13. Общие правила
  14. Крестное знамение
  15. Для женщин
  16. Для мужчин
  17. Как православным вести себя в обществе неверующих людей?
  18. Не быть фарисеями
  19. Лучшая проповедь — делами
  20. «Се, стою у двери и стучу»
  21. Когда слова становятся хулой?
  22. Всегда ли нужно подставлять правую щеку?
  23. «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых»
  24. Правила благочестия
  25. Слово к прихожанам
  26. Page 3
  27. 🎬 Видео

Видео:Основы православной культуры. ХрамСкачать

Основы православной культуры. Храм

«Верующий», «религиозный», «православный» и «мусульманин» — ассоциативные портреты

С целью изучения содержательных различий между понятиями «верующий», «религиозный», «православный» и «мусульманин» службой Среда были проведены фокус-группа и опрос (январь 2012), в котором приняли участие 20 экспертов, ранее дававших комментарии к данным службы Среда.

Наблюдается тенденция к разграничению понятий «православный» и «христианин». Участники фокус-группы и эксперты указали на феномен сращивания понятий «православный» и «русский».  Понятие «верующий» определяет личностные качества, в то время как понятие «религиозный» относится к поведенческим установкам.

Если православный, то необязательно христианин

В ходе пилотажа анкеты для всероссийского репрезентативного опроса интервьюеры службы Среда столкнулись с недоумением со стороны респондентов: при ответе на вопрос, верным или неверным, с их точки зрения, является утверждение «Я православный христианин», опрошенные удивлённо восклицали «Да я просто православный, причем тут христианин?!!». Формулировка, в итоге, была изменена, однако перед исследователями возник новый вопрос: каким образом сегодня в общественном сознании соотносятся понятия «верующий», «религиозный» и «православный» и с какими проблемами связаны религиозная и национальная самоидентификация.

«Православный» значит «русский»

По результатам проведённой фокус-группы были проанализированы ассоциативные ряды к понятиям «религиозный», «верующий» и «православный».

Так, на вопрос «Религиозный человек: как Вы считаете, какой он?» респонденты чаще отвечали сразу, не задумываясь: «В Церковь, скорее всего, часто ходит», «Постится, молится», «Ну, какая религия, так и ведет себя», «Если православный, с крестиком», «Женщины в юбках».

Также прозвучало «уверенный в себе, чуть ли не самодовольный», несколько раз – «унылый».

При этом для того, чтобы определить, кто такой «верующий», респондентам требовалось время: «Это хороший человек», «Добрый, честный, скорее всего», «Улыбчивый», «Приветливый», «Радостный, если не сказать – веселый».

Таким образом, опрошенные включили в понятие «религиозный» поведенческую атрибутику, в то время как понятие «верующий» связывалось с личностными качествами.

При ответе на вопрос «Православный человек: как Вы считаете, какой он?»  неоднократно звучал быстрый спонтанный ответ: «Русский!». Это наиболее яркое выражение наблюдающейся подмены понятий – слияние наднациональной веры и национальности.

Позднее, в рамках экспертного опроса на тему слияния национальной самоидентификации и вероисповедания высказался  Сергей Ениколопов, руководитель отдела медицинской психологии НЦПЗ РАМН, заведующий кафедрой криминальной психологии МГППУ: «Студенты заполняли анкету, в которой стоял вопрос о религиозной принадлежности. Руку подняла девушка и спросила: «Как быть, если я мусульманка и атеистка?» После моих удивленных восклицаний, что это невозможно, барышня  прояснила ситуацию, что она – татарка и атеистка».

«Верующий»: позитивный, неуверенный, конъюнктурный или обычный

«Верующий — имеющий в жизни цель, неравнодушный (иногда с нервностью), не зацикленный на «успехе», работящий (часто даже и небедный), в возрасте примерно от 20 до 60»,  — Владимир Гурболиков, первый заместитель главного редактора журнала «Фома».

У большинства экспертов слово «верующий» вызывало позитивные ассоциации. Чаще у тех, кто сам является верующим,  исповедующим ту или иную религию.
Портрет «позитивного верующего» — адекватно воспринимающий действительность, умеющий думать и имеющий свою точку зрения на происходящие  события.

Он чаще независим от общественного мнения и позиций, навязываемых СМИ. Неравнодушен, и может быть «пламенным», вдохновенным, но вместе с тем спокойным, терпеливым, имеющим мир с самим собой. Верующий чаще  образован, разбирается в музыке, литературе, искусстве.  Терпим к другим. Чаще это женщина. Возраст, скорее, средний или молодой.

https://www.youtube.com/watch?v=UMGy90tmZ4w

По политическим взглядам «позитивный верующий» человек либо «государственник», либо сторонник демократических или либеральных взглядов. Но политические предпочтения не имеют для него первостепенного значения.Религиозная принадлежность не играет ключевой роли в определении «позитивного верующего», но скорее это  православные, мусульмане и иудеи.

Социальное положение или не имеет значения или от «ниже среднего» до «хорошего среднего»  (люди, занимающиеся бизнесом). Но в любом случае «позитивный верующий» не зациклен на успехе.

«Неуверенный» тип верующего – человек, социально пассивный, со слабым характером и заниженной самооценкой, агрессивный.

Верующий может быть нетерпимым до агрессивности (независимо от религиозной принадлежности) к тем, кто не разделяет его убеждений.

Также верующими могут позиционировать себя люди с конъюнктурной целью.    Такой «верующий», по мнению экспертов, скорее православный.

Екатерина Егорова, политический психолог и консультант, доктор политических наук, президент Центра политического консультирования «Никколо М»: «…чаще публично о своей религиозности сообщают православные, делая эту информацию предметом общественного знания. Такие декларации гораздо реже делают мусульмане, буддисты, иудаисты. Католики и протестанты также не делают, как правило, публичных деклараций. Партийные предпочтения — в большей степени поддерживают партию власти».

Еще один «тип» верующих – обычный человек, ничем не отличающийся от окружающих, кроме того, что в системе его ценностей есть Бог.

 Михаил Тюренков, заместитель редактора газеты «Культура»: «Есть просто «верующие люди», причем мало отличающиеся от «людей неверующих». То есть я имею в виду то, что приверженность тому или иному религиозному течению и даже практическая религиозность крайне редко изменяют человека онтологически».

«Православный»: патриот или интеллигент

Слово «православный» у некоторых экспертов, как ни странно, вызывает некую настороженность.

 «Православный» — очень хочется испытывать по отношению к нему теплые братские чувства, но нет уверенности во взаимности, — Марина Журинская,  издатель и редактор журнала «Альфа и Омега».

Многие эксперты вслед за участниками фокус-групп провели знак равенства между религиозной принадлежностью православного и его культурной и национальной самоидентификацией (некоторые эксперты подчеркивали, что озвучивают не личное представление, а  сложившийся стереотип). Более того, о православном говорится как о человеке, декларирующим свой патриотизм. Причём такую точку зрения выражают как  те, кто относит себя к православию, так и представители других религий.

 «Православный чаще ассоциируется у меня с русским человеком, с присущим ему  колоритом, свойствами и характером», — главный имам-хатыб Московской Соборной мечети Ильдар Аляутдинов.

Ещё один образ «православного» —  образованный человек, находящийся в поисках  истины, чтущий семейные традиции, интеллигент, имеет низкий или средний достаток, в чем-то наивный, пламенный, жертвенный, но вместе с тем не способный к долгой кропотливой созидательной работе.

Некоторые эксперты, однако, говорили, что в современном мире «православный» мало чем отличается от язычника, или, напротив,  указывали на совпадение понятий «православный» и «верующий».
Некоторые эксперты говорили в общем о «православных» и «мусульманах»: и как о терпимых, вдумчивых людях, приверженцах семейных традиций, и как о неуверенных в себе и нетолерантных.

В понятиях «мусульманин», «православный» также заключены и визуальные черты:

«Когда мы слышим слова «православный», «мусульманин» и т.д., то, мне кажется, мы в первую очередь представляем себе визуальные черты этих социальных групп.

Например, слово «католики» для нас визуально тесно связано с образом католического монашества и с храмами без закрытого алтаря.

Мусульмане предстают в образе массового намаза или хаджа у Каабы», — заметил Александр Морозов, шеф-редактор Русского журнала, директор Центра медиаисследований УНИК.

«Мусульманин»: крепкий и неотступный

Слово «мусульманин» ассоциируется с национально-этнической принадлежностью,   элементами исламской культуры, видными исламскими деятелями. Определяющие качества мусульманина – крепкий, придерживающийся предписаний своей веры, жизненно активный, умный, интеллигентный, подчиняющийся в политике призывам духовенства. Отрицательная  оценка – хитрый и нетерпимый.

«Атеист»: подвижный и ответственный

 Мария Арбатова, писатель: «Слово «атеист» для меня означает человека, не поддавшегося общему тренду и честно озвучивающего сегодня собственную картину мира».

Слово «атеист» получило среди экспертов более спокойную оценку, чем все другие понятия.

Атеист, скорее, смелый, даже безрассудный,  подвижный, беспокойный человек, ответственный за свою жизнь и жизнь близких, честный.

Атеисты, по мнению некоторых экспертов, или люди  преклонного возраста, выросшие в советское время, или молодые, либерально-протестно настроенные граждане.

«Русский»: проблема самоидентификации

своими ассоциациями со словом «русский» согласились не все эксперты. Ответы остальных указывали на проблему национальной самоидентификации. О «русском» человеке можно говорить как в этническом, так и в государственном, социо-культурном плане. В целом, это человек, живущий на территории России и принимающий русскую культуру.

https://www.youtube.com/watch?v=VkxwVWLVVog

Служба Среда благодарит экспертов за участие в опросе.

Продолжение исследования запланировано службой Среда на весну 2012 года в рамках всероссийского репрезентативного опроса (полевые работы Фонд «Общественное Мнение»).

Видео:Промысл Божий в жизни верующего и неверующего человека. Иерей Константин КорепановСкачать

Промысл Божий в жизни верующего и неверующего человека. Иерей Константин Корепанов

Правила поведения и посещения православной церкви для мужчин и женщин

Храм — это место спокойствия и общения с Господом. Люди приходят в Церковь для молитв, поклонения Господу, исповедания и причащения, а также для слушания Слово Божьего. Те, кто посещают богослужения регулярно, знают правила поведения в православном храме.

Те, кто приходит только на праздники часто теряются, ведь они не знают, что существуют рекомендации и правила, которых стоит придерживаться. Это необходимо для того, чтобы посещение церкви прошло правильно и человек никому не мешал.

Как правильно вести себя в храме

Правила поведения в православном храме — это свод рекомендаций, знания которых и выполнение поможет отстоять службу правильно, не помешав никому и получив от нее максимальную пользу. Это не значит, что за невыполнение кого-то пункта человека изгонят из церкви без права на возвращение, но исполнение этих рекомендаций позволит провести это время в благоговении и почтении перед Господом.

О детях в храме:

Как правильно вести себя в церкви

Все люди приходят в церковь как к спокойному безопасному месту, где можно поклониться и в спокойствии помолиться, поэтому не надо никому мешать там.

  1. Приходить на богослужении надо за 5-10 минут до начала, чтобы после начала пения не протискиваться сквозь толпу и не мешать никому.
  2. Раньше окончания уходить с богослужения не стоит. Если уйти надо раньше, лучше всего стать где-то в стороне, чтобы уйти можно было незаметно, никому не мешая.
  3. По приходу, надо перекреститься у Царских врат и поклониться, и только потом проходить на свое место. Стоять у прохода к вратам запрещено.
  4. Во время службы нельзя ходить по помещению. Прикладываться к иконам и зажигать свечи надо либо до или после богослужения, либо в отведенное священником для этого время. Обычно это происходит после елеопомазания или в конце богослужения.

Кроме этого, есть рекомендации по поведению во время службы:

  • здороваться следует молчаливым поклоном, а не за руку;
  • разговаривать во время службы запрещено;
  • не стоит оглядываться вокруг, шептаться или рассматривать окружающих — скромная молитва и внимательное слушание Слова Божьего — вот что должно занимать человека на службе в храме;
  • присесть на лавку можно только в том случае, если здоровье человека сильно ослаблено. В противных же случаях надо стоять всю службу;
  • даже больные люди стоят во время чтения Евангелия и в важных местах литургии;
  • во время каждения храма надо отступить в сторону и не мешать священнику передвигаться по церкви;
  • при каждении людей, стоит опустить голову;
  • склоняют голову и во время закрытия/открытия Царских ворот, в ответ на приветствие священника «Мир вам!», благословения народа;
  • следует кланяться во время освящения Св. Даров (в это время звучит молитва «Тебе поем»), если же в церкви много людей можно просто низко склонить голову, чтобы не мешать окружающим;
  • в дни праздников и по воскресеньям, вместо низких поклонов совершают поясные;
  • свечи зажигают одной рукой от других свечей, ставить их надо ровно;
  • если в храме много людей, а служитель затушил одну свечу и поставил другую — это не страшно, Господь уже увидел молитвенное горение того человека;
  • в храме следует активно участвовать в служении — молится и петь от души, искренне, следить за ходом службы;
  • креститься и кланяться со всеми вместе — во время славословия Св. Троице и Иисусу, возглашений «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», в начале молитвы и в конце;
  • перед иконой поклониться и отходя от нее повторить поклон;
  • креститься нельзя поспешно или невнимательно — это осознанное действие и благоговейное.

Совет! Не надо осуждать людей вокруг или комментировать их действия по незнанию — надо смотреть на свое сердце и просить Господа мудрости.

Каждый человек грешен, поэтому смотреть стоит только за собой. А если кто-то осуждающе выразился, не следует обращать внимание на такого человека — принять его со смирением и мудростью и не разжигать в храме склоку.

Правила во время богослужения

С началом службы стоит отложить все дела позади и сосредоточиться на богослужении. Служба длиться до 3-х часов и с непривычки это может быть сложно, ведь всю ее необходимо стоять на ногах.

https://www.youtube.com/watch?v=6-Yz8vhbWGU

Правила поведения в православном храме

Для тех прихожан, которые не могут выстоять всю службу, предусмотрены лавочки. Никто не будет осуждать, ведь искренне молиться с чистым сердцем можно и сидя. Однако если Царские врата открыты, то надо встать, чтобы выразить благоговение.

Нельзя стоять спиной к алтарю, конечно, при выходе по-другому не получиться, но делать это вызывающе не стоит.

Важно! задача прихожанина — участвовать в ходе служения, ведь это напитывает духовного человека и дает силы противостоять миру за пределами Церкви.

Поэтому во время богослужения молиться со всеми вместе, креститься и кланяться, а для этого надо следить за ходом служения.

 

Все действия в церкви стоит совершать неторопливо, медленно и с почтением: неспешно ставить свечи, не толкаться в очереди к иконам. Это время, уделенное для Бога, поэтому надо постараться провести его с почтением и благоговением.

Правила причастия

Совершать причастие рекомендуется каждое воскресенье, для этого в субботу надо прийти на исповедь к священнику.

В день Причастия нельзя есть и пить с 12 часов ночи, исключения можно сделать только по состоянию здоровья и для беременных женщин.

Перед причастием также необходимо помириться с близкими, попросить прощение у тех, кого возможно обидели и попросить у Господа прощение за все прегрешения, прочесть молитвенное правило. Также положен специальный пост. 

Причастие в православном храме

Причастие совершается после исповеди и разрешительной молитвы священника, исключение составляют только дети до 7 лет — они могут причащаться просто так. Процесс принятия причастия такой:

  1. После объявления Причастие, надо медленно, не торопясь подойти к Святому Причащению.
  2. Дожидаясь своей очереди, не надо толкаться или размахивать руками — это святое таинство.
  3. Причастившись, надо поцеловать Чашу и отойти.
  4. Выпить запивку, стоящую рядом на столике.
  5. Приложиться к Кресту у священника и перекреститься.

Совет! Ходить в храм надо каждое воскресенье, а также по праздникам. Детей необходимо приучать к посещению церкви регулярно.

Во время Божественной литургии можно подавать священнику записки о здравии близких и об упокоении мертвых. Подать их можно там же, где и купить свечи перед началом службы.

Общие правила

Внешний вид важен для всех. Церковная служба обязывает человека выглядит опрятно и достойно, не вводя никого в соблазн и искушение. Приходить в церковь надо в одежде, которая считается соответствующей полу человека: мужчины в брюках, женщины в юбках.

Как должна одеваться женщина в храм

Неприемлемы для церкви:

  • купальник;
  • спортивная одежда;
  • слишком открытая одежда, яркая и блестящая для похода на дискотеку и прочие вызывающие вещи.

Нескромная одежда вызывает осуждение и соблазн у окружающих. Человек приходит в храм для общения и почитания Господа, а не для показа мод. Строгая одежда обязывает вести человека достойно и почтенно.

Не надо на службу выливать на себя пузырек духов — в помещении обычно душно и кому-то может стать плохо от парфюма. Надо отказаться от приторных и резких запахов и ограничиться принятием душа и нанесением дезодоранта.

Макияж должен быть незаметным, недопустима и одежда с нехристианскими символами.

Крестное знамение

Креститься надо неторопливо, вместе со всеми.

Осенить себя крестным знамением просто:

  • соединить вместе большой, указательный и средний пальцы правой руки;
  • оставшиеся два сложить и прижать к ладони;
  • правой рукой последовательно дотронуться до лба, центра живота, правого и левого плеча.

Крестным знамением осеняют себя во время чтения Евангелия, благословения священником, славословия Троицы и Христа, провозглашений, причащения и поклонения иконам, а также во время каждения.

Крестное знамение

Для женщин

Для женщин в храме действует больше правил:

  • одевать только юбки;
  • покрывать голову;
  • не носить одежды, которая оголяет поясницу, слишком обтягивает тело или открывает плечи;
  • откровенное декольте также неприемлемо;
  • не надо накладывать слишком броский откровенный макияж — ограничиться можно тушью и карандашом для бровей;
  • не надо наносить резкий парфюм;
  • во время менструаций не стоит подходить к алтарю, лучше всего будет остаться ближе к выходу;
  • стоять в левой части здания;
  • после родов также стоит стоять ближе к выходу, а на 40 день священник совершает над женщиной очистительную молитву.

Еще о церковных правилах:

Идя в церковь необходимо осознавать, для чего туда вообще ходить? Наносить боевую раскраску и искать женихов или общаться и поклоняться Господу, который видит душу. Вызывающая одежда и макияж признак нескромности.

https://www.youtube.com/watch?v=LgdF030tlCA

Внешний вид женщины в церкви

Для мужчин

Для мужчин правила проще, но они также существуют:

  • не носить в здании церкви шапку — ее надо снять перед входом;
  • иметь опрятный и приличный вид;
  • отказаться от спортивной или рабочей одежды;
  • быть побритым;
  • отказаться от джинс, открытых маек или прозрачной одежды (майки-сеточки);
  • не курить и не пить перед посещением храма 5-6 часов;
  • лучше всего надеть классический костюм или брюки с рубашкой;
  • вести себя скромно и почтительно;
  • останавливаться в правой части здания.

Внимание! Мужчины подходят к причастию первыми, после них могут подойти женщины, и только потом дети. Их задача — почтительно и уважительно относиться к священнослужителям, не шептаться и не обсуждать окружающих женщин.

Правила посещения храма важны, поскольку это не просто собрание общины или коммуны, а собрание верующих. Люди, не посещающие богослужения, обычно внимательно следят за тем, как православные ходят в храм, как ведут себя на богослужении.

Однако самой большой проблемой остается осуждение молодых людей, которые впервые приходят в церковь. Независимо от их вида и поведения, надо проявить снисхождение к ним и не говорить грубо или читать лекции — мягко исправить и помочь советом, это будет правильно.

Как правильно вести себя в Православном храме

Видео:ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО поведения в храме. Священник Александр СатомскийСкачать

ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО поведения в храме.  Священник Александр Сатомский

Как православным вести себя в обществе неверующих людей?

В своем повседневном общении мы обычно сталкиваемся с разными людьми, которым присущи различные взгляды. К сожалению, в большинстве своем это бывают неверующие люди, с которыми также, хотим мы этого или нет, необходимо находить общий язык. Как православным следует вести себя в таком окружении? Об этом поговорим далее.

Не быть фарисеями

Самая большая опасность, которая существует в общении с людьми, далекими от Церкви, — возможность нашего превозношения над ними. Конечно, никакой пользы такие взаимоотношения не принесут ни нам, ни нашим собеседникам, ни нашей вере. Ни в коем случае мы не должны смотреть на нехристиан, как на людей «второго сорта», лишенных Божией благодати.

Всегда в таких случаях мы должны вспоминать, во-первых, что Христос принес Себя в жертву за всех, не отделяя праведников от грешников. Во-вторых, полезно всегда в памяти держать притчу о мытаре и фарисее, помня, чья молитва была более угодна Господу. Другое дело, конечно, что мы почему-то склонны всегда ассоциировать себя со скромным мытарем из той истории, но это уже другой разговор.

И вот здесь, безусловно, нужно не забывать об искренности. Это относится к общению в целом, всех со всеми, но тем более должно касаться православного христианина. Речь идет не о том, чтобы свою душу, по традиции, выворачивать перед каждым встречным, но, по крайней мере, мы должны избегать лукавства в общении с ближними.

Вести себя всегда нужно естественно и непринужденно, не надевая масок: ни светского человекоугодия, ни слишком набожного благочестия.

Тем более, что в данной ситуации любое лицемерие будет восприниматься как камень в огород христианства. Нелишним также будет никогда не забывать, какими мы сами были до прихода в Церковь.

Ведь большинство людей сегодня все же воцерковляется в зрелом, сознательном возрасте.

Часто полезным бывает вспомнить, как долго мы жили без Бога, как пришли к Нему. Тогда становится очевидно: то, что мы оказались в Церкви, — не наша заслуга, а милость Божья. Точно так же в любой момент она может излиться на любого из наших собеседников, будь он хоть самым истовым гонителем христиан.

Лучшая проповедь — делами

Другой важный вопрос: когда с неверующими людьми можно заводить разговор о вере? В нашем случае правильный ответ, наверное, будет «никогда». Почему? Потому что результат обычно бывает обратный. Людей часто отталкивает от веры навязчивое упоминание о своих религиозных взглядах. Это мы прекрасно видим на примере работы различных протестантских сект.

https://www.youtube.com/watch?v=y3-C2EQUjCE

Практика показывает, что слова обычно действуют менее убедительно на наших собеседников, чем личный пример, выраженный в конкретном поведении. Попытайтесь максимально приблизить свою жизнь к христианским идеалам — это и будет лучшей проповедью. Как писал святитель Николай Сербский:

Не говори людям о Боге, если тебя не хотят слушать. Живи так, чтобы спросили

Именно такое разногласие между тем, что православный христианин обычно проповедует, и тем, как он живет, чаще всего и бывает главной причиной неубедительности такой проповеди. Другой святитель, Иоанн Златоуст, еще в IV веке говорил:

Никто не остался бы язычником, если бы мы были христианами, как следует

К сожалению, наши нравы с тех пор отнюдь не стали лучше. Поэтому, исходя из правильной христианской позиции, больше будем стараться исправить себя, а не окружающих. Старец Иоанн Крестьянкин советовал в такой ситуации пытаться жить по закону любви, потому что этот закон понятен и верующим, и неверующим.

«Се, стою у двери и стучу»

Как же быть, если мы искренне переживаем за душу человека, желаем ей обновления и спасения во Христе? Здесь важно не забыть, что Господь, возможно, более всего на свете уважает свободу каждого. Даже честно неверующие люди могут оказаться к Нему поэтому гораздо ближе, чем верующие по принуждению.

Вот слова Спасителя из книги «Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)»:

Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20)

Если Господь Сам кротко и терпеливо стоит у двери человеческого сердца, ожидая ответа, а не врывается туда насильно, то неужели мы должны поступать как-то иначе? В этом случае большую силу будет иметь наша искренняя молитва к Богу о душе этого человека.

Духовно опытные отцы считали, что пока Господь не достучится до такого сердца изнутри, нам невозможно будет взять его «штурмом» снаружи. Поэтому разговор о вере лучше вообще не начинать, пока человек сам не спросит или не будет явно расположен к такой беседе. Иначе мы сами можем спровоцировать его на богохульство.

Когда слова становятся хулой?

Как быть, если разговор все же состоялся, и обидные слова посыпались не только в наш адрес? Если кощунственные слова из уст неверующих людей звучат в адрес Бога, Богородицы, святых, а также Церкви, Святых Таинств, священнослужителей, всего, на чем почивает Божья благодать, — это называется хулой.

Что нужно делать, если мы это слышим? Лучше всего молча, помолившись про себя за этого человека, отступить. Но не будет ли это предательством, отречением от Бога? Ведь в Евангелии говорится:

Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф.

10, 32-33)

Наше исповедание в данном случае будет проявляться, прежде всего, в несогласии с хулой. Желательно, конечно, выразить свою позицию четко.

Но нужно понимать, что любые возражения православного христианина могут вызвать дополнительную агрессию, еще больше спровоцировать на спор. Одним словом, нужно смотреть по ситуации.

Со временем у нас должна выработаться определенная духовная интуиция: когда и что нужно говорить. В любом случае что-то возразить можно только тогда, когда наши слова будут весомее молчания. Об этом стоит задуматься заранее.

Всегда ли нужно подставлять правую щеку?

Далее встает вопрос: как поступать, когда колкие слова звучат лично в наш адрес? Всегда ли нужно подставлять пресловутую правую щеку, когда ударяют по левой? Как ни странно, ответ будет скорее отрицательный. И в этом случае тоже нужно смотреть по ситуации.

Хотя, следуя учению Христа, главными качествами в общении с людьми мы считаем кротость и смирение, но иногда православный христианин должен уметь и постоять за себя. Исходя из той позиции, что каждый человек, в том числе и мы сами, является образом Божьим. Его тоже нужно в себе любить и нельзя позволять унижать.

https://www.youtube.com/watch?v=kuqoa-k7wLU

Кротость и смирение не означает малодушие, они ему противоположны. Кротость и смирение — большая духовная сила, а малодушие — слабость.

Главное, мы должны понять, почему мы ответили на обиду: по гордыне или из чувства глубокой внутренней правоты. Во втором случае и ответ наш действительно будет звучать кротко и смиренно, а не раздражительно.

Основной показатель правоты — внутреннее спокойствие, мир в душе.

«Блажен муж иже не иде на совет нечестивых»

Наконец, если мы знаем, что общество, в которое мы идем, настроено к нам открыто враждебно, и пребывание в нем не принесет нам никакой пользы, то по возможности лучше избегать такой компании. Ведь и среди неверующих людей существуют разные типы отношений к религии: веротерпимое, нейтральное и открыто враждебное (так называемые «воинствующие атеисты»).

Однако специально избегать «агрессоров» из трусости не стоит. Нужно помнить, что Господь всегда нас помещает в ту ситуацию, в то общество, которые принесут нам больше пользы. К тому же нужно понимать, что иногда и явные атеисты могут вести себя гораздо нравственно чище, чем некоторые веротерпимцы. К сожалению, не всегда и христиане ведут себя вполне подобающе этому наименованию.

Очень важно в этом деле иметь тонкое душевное чутье: что для нас лучше и что хуже. Найти тему для нейтральных разговоров, кажется, в любом обществе не должно составить труда. Лучше говорить, конечно, о том, что человеку ближе, интереснее. Но если эти темы имеют негативный нравственный оттенок, могут навредить нашей душе, то лучше их избегать.

Просто удалиться от общения с такими неверующими людьми, исходя из принципа с преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися (Пс. 17, 26-27). При этом важно с нашей стороны не впасть в гордыню и осуждение. Нам полезнее сравнивать себя не с ними, а со святыми людьми чистой жизни, осознавая свою духовную нищету.

На вопросы про общение верующих с неверующими отвечает протоиерей Андрей Ткачев:

Видео:ПРИЧАСТИЕ. Что каждый православный должен знать. Цикл «Молитва, храм и богослужение»Скачать

ПРИЧАСТИЕ. Что каждый православный должен знать. Цикл «Молитва, храм и богослужение»

Правила благочестия

См. раздел О БОГОСЛУЖЕНИИ

Пра́вила благоче́стия – определенные правила поведения, соответствующие Божьему закону, принятые в Церкви.

Архимандрит Платон (Игумнов): Благочестие – это как бы вертикаль, устремленная от земли к небу (человек-Бог), церковный этикет – это горизонталь (человек-человек).

При этом нельзя подняться к небу, не любя человека, и нельзя любить человека, не любя Бога: Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает (1Ин.4:12), и не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (Ин.4:20).

Таким образом, духовными основаниями определяются все правила церковного этикета, которые должны регулировать отношения между верующими, устремленными к Богу.

1. Правила поведения в храме.

Входите в святой храм с духовной радостью. Когда входите в храм и видите святые иконы, думайте о том, что Сам Господь и все святые смотрят на вас; будьте в это время особенно благоговейны.

Святость храма требует к себе особо благоговейного отношения. В храм следует приходить в приличной, чистой одежде, не в спортивной или вызывающе яркой. Женщинам полагается иметь на голове платок или головной убор. Храня христианскую стыдливость, свою и ближних, не следует приходить в храм в нескромной одежде или в брюках. По возможности, надо приходить в храм без сумок и пакетов.

В храм всегда приходите заранее, чтобы успеть до начала богослужения поставить свечи, заказать поминовение, приложиться к иконам.

Перед входом в храм следует совершить поясной поклон с молитвой и крестным знамением. Войдя в храм, нужно также совершить в сторону алтаря три поклона с молитвой мытаря.

https://www.youtube.com/watch?v=eJQQrDEksZg

Ставить свечи, прикладываться к иконам и святыням надо до начала богослужения, а во время службы не следует нарушать общую молитву хождением по храму и передачей свечей.

Нельзя целовать святыни храма и участвовать в Таинстве Святого Причащения с накрашенными губами.

Проходя напротив Царских врат полагается перекреститься и поклониться в сторону престола. Нельзя проходить между амвоном и центральным аналоем, когда перед ним молятся посреди храма священнослужители. В храме не положено разговаривать, тем более смеяться и шутить. Приветствовать друг друга принято поклоном.

В православном храме во время богослужения принято стоять. Сесть и отдохнуть разрешается в случаях нездоровья. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». В случае телесной слабости можно присесть на стульчик или скамью.

По традиции мужчинам полагается стоять на правой стороне храма, а женщинам на левой. 

Подходить к Чаше во время причащения принято сначала младенцам, потом мужчинам, а затем женщинам. Эта же последовательность должна быть соблюдаема и на елеопомазании. На исповеди, идя ко кресту в конце литургии, а также во многих других случаях не следует стараться опередить других, но соблюдать очередность.

Войдя в храм во время особо торжественных моментов – чтения Евангелия, Херувимской, Евхаристического канона – следует остановиться при входе, дождаться окончания и лишь тогда встать на место молитвы.

Нельзя считать какое-то место в храме «своим», тем более просить перейти занявших его. Во время службы надо стоять и молиться на одном месте, не озираясь по сторонам.

Во время каждения храма надо отойти от стены, давая проход священнослужителю, и, повернувшись к нему, поклониться на каждение.

В Православной Церкви положено молиться стоя, тихо и благоговейно, поэтому нехорошо как-либо внешне проявлять свои особенные молитвенные чувства: воздевать руки, стоять на коленях и т.п. Если в храме тесно, то лучше не делать земной поклон даже в положенные моменты литургии, чтобы не расталкивать окружающих.

Во время службы, когда священник благословляет предстоящих рукой или совершает каждение молящихся с амвона, следует делать поклон без крестного знамения, а когда благословение совершается крестом или Чашей, полагается перекреститься, а потом поклониться. 

Нельзя одергивать и учить, если кто-нибудь из прихожан по незнанию делает что-то не так. Если же его действия мешают общей молитве, то следует со смирением подсказать ему.

Не осуждайте невольных ошибок служащих или присутствующих в храме – полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов.

Бывает, что во время богослужения кто-то на ваших глазах мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не раздражайтесь, никого не одергивайте (если, конечно, не совершается явное хулиганство и кощунство).

Постарайтесь не обращать внимания, а если по немощи не справитесь с искушением (т.е. испытанием), лучше отойдите тихо в другое место.

Не стоит расстраиваться, выслушивая поучения пожилых прихожан. Смиренно принимая их упреки, сами не старайтесь «просвещать» их. В Церкви для этого есть священнослужители.

Не бойтесь попасть в неловкое положение, сделав что-то не так. Люди приходят в церковь не для оценки ближних, а для общественной молитвы и участия в Таинствах.

Главное – это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы.

Перед выходом из храма нужно совершить три поклона с крестным знамением и молитвой, поблагодарив Бога и испросив Его благословения. Выйдя на улицу, следует обернуться к храму и еще раз поклониться. Проходя мимо храма, принято остановиться и поклониться в его сторону с крестным знамением.

2. Правила церковных отношений.

При встрече со священником следует взять у него благословение и затем уже начинать разговор. При последующих встречах с ним в этот день брать благословение не нужно. Также при прощании со священником после продолжительного с ним разговора или общего дела принято брать благословение.

https://www.youtube.com/watch?v=QiPBHPgIVRw

При обращении к священнику по телефону начинать разговор нужно испрашиванием благословения словами: «Батюшка, благословите» или «Отец (имя), благословите».

При встрече мирян принято троекратное христианское целование или взаимный поклон. Обычное церковное приветствие в праздничные дни: «С праздником!» Входя в дом: «Мир дому сему». Ответ: «С миром принимаем».

Пожелания в путь, в дорогу: «Ангела хранителя!», «Храни тебя Господь!», «Храни тебя Матерь Божия!». Принятое пожелание вкушающим пищу: «Ангела за трапезой!» Ответ: «Невидимо предстоит».

За услугу, внимание, помощь, а также за угощение принято благодарить словами: «Спаси Господь!», на которые обычно отвечают: «Во славу Божию!»

Слово к прихожанам

митрополит Сурожский Антоний

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Я хочу сказать несколько слов тем из вас, которые недавно прибыли в наш приход и которые часто уходят, не услышав проповеди.

Наш Приход тем был дорог людям, что в нем на богослужениях можно было молиться в глубокой тишине, окруженным молчанием всех присутствующих и неподвижностью других молящихся.

За последнее время эта обстановка горестно изменилась. Приходящие в храм, не привыкшие к строгому, стройному православному благочестию, часто между собой разговаривают, часто ходят по храму, забывая, чтo в нем сейчас происходит. Это совершенно недопустимая вещь.

Вы должны понимать, что, приходя в храм, вы становитесь лицом к лицу со Христом и с Богом, что, стоя перед Ним, вы должны быть исполнены не только внутреннего, но и внешнего благочестивого молчания, и что ваша не только привилегия, но ваш долг – сделать возможным, чтобы молитва других людей ничем не была прерываема.

Поэтому обращаюсь ко всем вам не только с просьбой, не только с увещеванием, но с решительным призывом: когда вы приходите в храм, остановитесь у двери храма, перекреститесь, осознайте, куда вы вошли.
Вспомните мытаря, который не посмел войти в храм Божий, потому что чувствовал себя слишком грешным, чтобы вступить в область, где царствует Сам Господь.

Спаситель нам сказал, что где двое или трое соберутся во имя Его, там и Он будет присутствовать.

И вот, когда вы входите в храм, знайте, твердо знайте, верой и убеждением, если даже это не дошло до вашего опыта и сердца, – знайте, что вы находитесь в присутствии Самого Христа, распятого ради вашего собственного спасения и воскресшего для того, чтобы вы могли войти в жизнь вечную, торжествующе и радующеся.

Храм – не место для встречи со знакомыми и не место, где вы имеете право оглядеться, чтобы посмотреть, какие иконы находятся на стенах.

Это место, где вы должны трепетно, с глубоким духовным ужасом предстоять перед Живым Богом.

И если вы не можете молиться все время, чего многие не в состоянии делать, то должны хотя бы стоять в глубоком молчании души и уст и не мешать никому другому молиться.

И я обращаясь к вам с просьбой, с увещеванием, от всей души: входите в храм благоговейно, выберите место, где вы будете стоять и никуда с него не сходить, кроме как для того, чтобы, в начале, когда войдете, поставить свечу, и, если вы будете причащаться, чтобы подойти к Святым Тайнам.

Иначе – пребывайте в молчании, потому что Бог встречается в глубинном молчании души, и только в этом глубинном молчании находящиеся в храме могут между собой стать едиными во Христе.

Это вопрос не дисциплины церковной, это вопрос вашего личного спасения, того, что вы встретили Бога – или что вы мимо Него прошли и презрели Его присутствие.

Примите, поэтому, мои слова в учет, будьте внимательны к тому, что я сказал, и я попрошу всех тех, у кого есть какое-то глубокое, честное церковное сознание – и другим помогать в этом отношении. Аминь.

***

Митрополит Сурожский Антоний в одну из литургий вышел на проповедь и сказал:
«Вчера вечером на службу пришла женщина с ребёнком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла.

Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребёнке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм». Развернулся и ушёл.

Это была вся проповедь.

алфавитный указатель

Христианский взгляд не сужает кругозор, а расширяет его. Все, что знакомо светским людям, знакомо и религиозным. Что говорит светская наука – понятно и религиозным ученым. Но кроме «законов природы» мы действительно видим нечто иное.

Да, чудо, да, свободу, да, надежду. Но это – не вместо и не за счет, а – вместе.Церковь желает усложнить культурный ландшафт, указать на сложность и многообразие мира, а атеистам все уже ясно.

Но именно простоту своих догм они выдают за защиту «творческого подхода».

диакон Андрей

https://www.youtube.com/watch?v=uUPSANniXSo

В XIX веке говорили: величайшее достижение дьявола в том, что он уверил людей, будто его нет. В нашем веке он достиг большего: он заставил людей не думать о загробной участи.
протоиерей Михаил Шполянский

Page 3

Моли́твенное пра́вило – 1) ежедневные утренние и вечерние молитвы, которые совершают христиане (рекомендуемые тексты можно найти в молитвослове); 2) регламентированное чтение этих молитв.

Правило бывает общим – обязательным для всех или индивидуальным, подбираемым для верующего духовником с учетом его духовного состояния, сил и занятости…

🎬 Видео

ЦЕРКОВЬ. КРИТИКА. ПРИНЯТИЕ ПРАВОСЛАВИЯ - ТРАГЕДИЯ РОССИИ? (Познер, Абрамов) //12сценаСкачать

ЦЕРКОВЬ. КРИТИКА. ПРИНЯТИЕ ПРАВОСЛАВИЯ - ТРАГЕДИЯ РОССИИ? (Познер, Абрамов) //12сцена

КАК Я РАБОТАЛ В ЦЕРКВИ И ПОЧЕМУ СТАЛ АТЕИСТОМ / ПРАВДА ОБ РПЦСкачать

КАК Я РАБОТАЛ В ЦЕРКВИ И ПОЧЕМУ СТАЛ АТЕИСТОМ / ПРАВДА ОБ РПЦ

В чем разница между КАТОЛИЧЕСТВОМ и ПРАВОСЛАВИЕМ ?Скачать

В чем разница между КАТОЛИЧЕСТВОМ и ПРАВОСЛАВИЕМ ?

Бог – это антинаучно? Атеист против верующего | Противостояние | СекретыСкачать

Бог – это антинаучно? Атеист против верующего | Противостояние | Секреты

Наука против религии? Беседа митрополита Илариона с Татьяной ЧерниговскойСкачать

Наука против религии? Беседа митрополита Илариона с Татьяной Черниговской

В чем разница между ХРИСТИАНСТВОМ и ИУДАИЗМОМ?Скачать

В чем разница между ХРИСТИАНСТВОМ и ИУДАИЗМОМ?

МОЛОДЁЖЬ И ЦЕРКОВЬ. ВЕРА В СЕБЯ, МИФЫ, ПАЦИФИЗМ (профессор Осипов) //12 сценаСкачать

МОЛОДЁЖЬ И ЦЕРКОВЬ. ВЕРА В СЕБЯ, МИФЫ, ПАЦИФИЗМ (профессор Осипов) //12 сцена

ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ ЦЕРКОВЬ? (Мещеринов, Леонов) //12 сценаСкачать

ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ ЦЕРКОВЬ? (Мещеринов, Леонов) //12 сцена

ПОЧЕМУ ВЕРУЮЩИЕ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ОТ РЕЛИГИИ?Скачать

ПОЧЕМУ ВЕРУЮЩИЕ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ОТ РЕЛИГИИ?

ОНИ ВОЙДУТ В СТОЛИЦУ УЖЕ ЛЕТОМ! ОН ПОПЛАТИТСЯ ГОЛОВОЙ, СВЕРХДЕРЖАВА БУДЕТ ГОРЕТЬ В ОГНЕСкачать

ОНИ ВОЙДУТ В СТОЛИЦУ УЖЕ ЛЕТОМ! ОН ПОПЛАТИТСЯ ГОЛОВОЙ, СВЕРХДЕРЖАВА  БУДЕТ ГОРЕТЬ В ОГНЕ

МОЛОДЁЖЬ И ЦЕРКОВЬ. СЕКСПРОСВЕТ, ОТЧЁТНОСТЬ, ЦЕНЫ (архим. Савва (Мажуко) и миллениалы) //12 сценаСкачать

МОЛОДЁЖЬ И ЦЕРКОВЬ. СЕКСПРОСВЕТ, ОТЧЁТНОСТЬ, ЦЕНЫ (архим. Савва (Мажуко) и миллениалы) //12 сцена

Я УШЛА ИЗ СЕКТЫ. К ним попадает один конкретный тип людей.Скачать

Я УШЛА ИЗ СЕКТЫ. К ним попадает один конкретный тип людей.

Как правильно похоронить православного христианина ? Священник Иоанн ТераудсСкачать

Как правильно похоронить православного христианина ?  Священник Иоанн Тераудс

Андрей Кураев. О сексоцентризме в церкви, духовном образовании, РПЦ, интервью |Дегустация личности|Скачать

Андрей Кураев. О сексоцентризме в церкви, духовном образовании, РПЦ, интервью  |Дегустация личности|

Православие, католицизм, протестантизм (Москва. Храм Димитрия Донского, 2015.03.15) — Осипов А.И.Скачать

Православие, католицизм, протестантизм (Москва. Храм Димитрия Донского, 2015.03.15) — Осипов А.И.

Дорога к храму. Правила поведения в православном храмеСкачать

Дорога к храму. Правила поведения в православном храме
Поделиться или сохранить к себе: