- 1.Виды Богослужения
- 2.Место церковного Богослужения
- 3.Происхождение храма
- Чины в православной церкви по возрастанию: их иерархия
- Белое духовенство
- Алтарник (послушник)
- Псаломщик (Чтец)
- Иподиакон
- Церковные саны православной церкви
- Диакон (служитель)
- Протодиакон
- Иерей
- Протоиерей
- Протопресвитер
- Черное духовенство
- Иеродиакон и архидиакон
- Иеромона́х
- Игумен (игуменья)
- Архимандри́т
- Епи́скоп (надзирающий)
- Митрополит
- Патриарх
- БОГОСЛУЖЕНИЕ
- В Ветхом Завете
- В христианстве
- 📺 Видео
Видео:🔔 Как устроена служба в храме // Православие начинающимСкачать
1.Виды Богослужения
Каждый православныйхристианин должен молиться Богу. Когдаон молится один или со своей семьей, егомолитва называется домашней, или частной.Когда же христиане собираются на молитвув храм Божий (т.е. Церковь), их молитваназывается церковной, или общественной.
Молитвы и песнопения,совершаемые в храме священнослужителями,церковнослужителями и всем верующимнародом, называются церковнымБогослужением, или церковной службой.К церковным Богослужениям относитсяБожественная Литургия и приготовительныек ней службы, составляющие вечерние иутренние Богослужения.
Главное отличиеобщественного, или церковного, Богослуженияот частного состоит в том, что общественноеБогослужение совершается в указанноеУставом время для всех вообще христиан,а частное по просьбе отдельных верующих(требы).
2.Место церковного Богослужения
Местом общественного,или церковного богослужения являетсяхрам Божий.
Храмом называетсяособое посвященное Богу здание, в которомсобираются верующие для возношениямолитв Господу и для получения благодатиБожией через таинство Святого Причащенияи др. таинства. Храм Божий, по причинетого. что в нем собираются верующие,называется Церковью (народное собрание),т.е. тем же словом, которым именуетсяобщество верующих во Иисуса Христа;
Всякий православныйхрам является храмом Божиим, домомГосподним, так как Господь невидимоприсутствует в нем Своею благодатию,Кроме того, каждый храм имеет свое особоеназвание. Так, один из них называетсяхрамом Воскресения Христова, другойУспения Божией Матери, третий Св. ИоаннаПредтечи, четвертый свв.
Апостолов Петраи Павла и т.д., т.е. храмы построены ипосвящены Богу в память о различныхсобытиях из жизни Господа нашего ИисусаХриста, Божией Матери и святых угодниковБожиих. Нередко в одном и том же храмовомздании устраивается несколько алтарей1.
В таком случае один из них, центральный,называется главным алтарем, а другиеприделами.
Если в городенесколько храмов, то обычно один из нихназывается соборным, так как в особоторжественные дни в нем собирается длясовершения Богослужения духовенствоиз других церквей.
3.Происхождение храма
Богослужение, каквыражение внутреннего нашего богопочитания,началось с первых дней бытия человекана земле. Наши прародители, созданныепо образу и подобию Божию и одаренныепревосходными силами бессмертногодуха, тотчас же после создания их немогли не прославлять беспредельнуюблагость, всемогущество, святость ипремудрость Творца.
Их служение Богувыражалось в личном общении с Ним, впостоянном прославлении Его и исполненииЕго святой воли. Но недолгим былоблаженство Адама и Евы в раю. Они несохранили заповедь Божию, согрешили ибыли изгнаны из рая.
После грехопаденияи изгнания из рая они лишились возможностинепосредственного общения с Богом истали благоугождать Ему посредствоммолитв и жертвоприношений (Авель, Ной,Авраам, Иаков и др.).
В Ветхом Заветеот Адама до Моисея верующие не имелихрамов. Вся вселенная была для них храмомБожиим, и они совершали Богослужениена жертвенниках под открытым небом, навсяком месте. Так, Каин и Авель приносилиБогу жертвы в поле, Ной там, где он вышелиз ковчега, а Авраам на горе Мориа.
Впоследствии люди стали избирать дляБогослужения по преимуществу те места,которые были ознаменованы особеннымиявлениями и благодеяниями Божиими,Такими были: Сихем, где Бог явился Авраамуи обещал отдать ему и его потомствуХанаанскую землю (Быт. 12,6); Вефиль, гдеИаков видел чудную лестницу (Быт.
28,13);Вирсавия, где Авраам заключил союз сАвимелехом, царем Герарским (Быт.21,30-33), и др.
Храмовое богослужениев собственном смысле слова началосьпри Моисее, которому Бог повелел устроитьскинию, или походные храм. Эта скиниябыла на земле первым храмом, посвященнымистинному Богу. В Священном Писаниискиния называется домом Господа, святымхрамом Его (По. 5,8), жилищем Господа (ПС.74.7), святилищем (Евр.
9,1), Этот первоначальныйхрам Божий был устроен в виде палаткии переносился с места на место. Сам Богпоказал Моисею на горе Синайской образ,по которому нужно было устроить скинию.Она разделялась на три части святоесвятых, святилище и двор.
В ней поставленныеБогом священные лица совершали дляеврейского народа церковные службы ижертвоприношения.
https://www.youtube.com/watch?v=2XcT21jvcaQ
По образу скинии,но в более величественном виде, царемСоломоном был построен в Иерусалимевеликолепный, величественный храм нагоре Мориа. При нашествии Навуходоносорана Иудею этот храм был разрушен.
Послесвоего возвращения из плена евреипостроили храм второй Иерусалимский,просуществовавший до пришествия СынаБожия на землю и разрушенный римлянамиоколо 70 г., по Р,Х.
Следует также заметить,что после вавилонского плена иудеистали собираться на молитву в своисинагоги, а храм Иерусалимский посещалив великие праздники (Пятидесятницу,Пасху, Преполовение праздник Кущей),
Ветхозаветныйхрам был только один и служил единственнымместом общественного богослужения длявсего народа Божия; этим внушаласьмысль, что один есть Бог истинный,Которому подобает поклоняться и служить.
В Новом ЗаветеГосподь наш Иисус Христос, пострадавшийи умерший за всех людей и повелевшийАпостолам Своим идти в мир проповедоватьЕвангелие всем народам, не назначалкакого-то определенного места дляобщественного богослужения.
Он училСвоих последователей поклоняться Богув духе и истине и Сам молился на всякомместе (в пустыне, в горах, в садуГефсиманском). Но хотя Господь наш ИисусХристос учил, что на всяком месте можнопоклоняться Отцу Небесному, все-такидля особенного священнодействия, какимбыла Тайная вечеря.
Он избрал особуюгорницу (Мк. 14,15). Эта Сионская горницаи явилась первым новозаветным(христианским) храмом, где впервые быласовершена Спасителем Тайная вечери иустановлено таинство Евхаристии.
Вовремя Своего общественного служенияХристос неоднократно посещал Иерусалимскийхрам и учил народ относиться к храму сблагоговением, как к Дому Божию, обличаятех, кто этого не делал ( изгнаниеторгующих из храма).
В первые векахристиане собирались для Богослуженияв различных местах, которые называлисьцерквами, или собраниями верующих.Первыми христианскими храмами, т.е.местами совершения богослужения, были»икосы».
В этих горницах для целейбогослужения устроялись места дляепископов и пресвитеров, для чтения Св.Писания; был также стол для совершенияЕвхаристии.
До торжества христианствапри Константине Великом христианскиехрамы часто находились в частных домах.
Необходимо, однако,отметить, что во время гонений и народныхволнений в Римской империи христианамбыло очень трудно собираться длябогослужения в храмах и частных домах.
Поэтому христиане часто устраивалибогослужебные собрания в глухих иотдаленных от жилищ местах (на кладбищахи в катакомбах), которые по римскимзаконам были неприкосновенными. «Катакомбы состоят из сети коридоров,разветвляющихся иногда на большоерасстояние и взаимно пересекающихсямежду собою.
В стенах коридоров встречаютсяболее и менее обширные комнаты. Гробницымучеников находились под полукруглымсводом. Плита, покрывающая гробницу,могла служить Престолом 2.
«Алтарем,или Престолом, обыкновенно служилагробница или саркофаг мученика,приставленный к стене: иногда Престолустроялся особо, пред особой нишей, гдепомещались седалище для епископа иместа для пресвитеров. Свет и воздух вкатакомбы проникали через люминарииотверстия, или отдушины, проведенныеиз внутренности катакомб на поверхностьземли3.
В катакомбах, можносказать, зародилось церковное искусство.Все, что было для христиан, священным,они изображали символами.
Смысл ихзаключался в том, что в трудное времяхристианам было удобнее выразить своюверу под покровом символа и тем спастисьот преследований.
Христианский символбыл понятен только христианам и ничегоне говорил язычникам. В катакомбахвстречаются следующие символическиеизображения:
якорь знак, илиобраз, христианской надежды: как вморскую бурю якорь служит опорой корабля,так и в земной жизни христианская надеждаявляется опорой души;
голубь символСвятого Духа и невинности незлобияхристианской души;
феникс по древнемуверованию, неумирающая птица, символвоскресения;
павлин символбессмертия, так как, по мнению древних,тело его не подвергается разложению;
петух символвоскресения, потому что петух пробуждаетот сна, а самое пробуждение напоминаето Страшном Суде и воскресении мертвых;
агнец символ ИисусаХриста, который в Евангелии называетсяАгнцем;
оливковая ветвьсимвол вечного мира,
лев символ духовнойсилы и могущества,
лилия символчистоты.
https://www.youtube.com/watch?v=C4jQEVY1bSk
рыба указывающая,с одной стороны на то, что христианеулавливаются для Царствия Божияпроповедниками христианства подобнотому, как рыба улавливается неводом; ас другой стороны, потому что греческиебуквы, из которых состоят слово (ИХФЕС)заключает в себе начальные буквы слов:Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель;
виноградная лоза,напоминающая о таинстве Причащения икорзина с хлебом, напоминающая о том жеТаинстве. К числу таких же символовнужно отнести изображение мифическогопоэта Орфея с лирой в руках, которыйсимволизирует Иисуса Христа: как Орфейсвоей лирой укрощал диких зверей, такСпаситель Своим учением привлек к Себечеловеческие сердца.
В период относительногоспокойствии между полосами гоненийхристиане опять устраивали богослужебныесобрания или в своих частных домах, илив специальных молитвенных зданиях,которые появляются не позднее 3 века 1.
«Впромежутках между гонениями былопостроено немало Церквей, так что в 303г. в одном Риме было более 40 церквей.Кроме Рима, такие открытые церквисуществовали и в других городах, например,Неокесарии, Никомидии, Тире и др.
Современи Константина Великого началистроить величественные церкви. Самойупотребительной формой церквей былаформа базилики2.
Ими назывались в Грецияособые общественные здания, устраиваемыеоколо общественных площадей ипредназначенные для судостроительстваи для произнесения речей3 .
ВIVвеке гонения на христиан прекратилисьи христианство получило полную свободу.После издания Константином Великим в313 г. Миланского эдикта началось деятельноепостроение храмов. Запустевшие языческиекапища, некоторые дворцы и палаты(базилики) превращались в христианскиехрамы. Особенно много потрудилась вделе храмостроения мать КонстантинаВеликого святая равноапостольная Елена.
ею были построены христианские храмына местах, связанных с земной жизньюИисуса Христа (в Иерусалиме, Вифлееме,Назарете и др.). И в последующее время,чем шире распространялось и укреплялосьхристианство, тем более умножалосьчисло храмов Божиих. В этот период можноотметить особо величественный храмСофии Премудрости Божией в Константинополе,построенный императором Юстинианом(532-537гг.).
Когда свет верыХристовой проник и к нам, в наше Отечество,то и у нас стали появляться и с течениемвремени умножаться святые храмы какместа общей молитвы православныххристиан.
К числу замечательныхрусских храмов, сохранившихся доныне,принадлежат Троицкий и Успенский соборынашей Лавры; храмы Московского Кремляхрам Покрова на Нерли (1165 г.) Успенскийсобор во Владимире и бесчисленныедругие.
Внешний вид храма
Православные храмыимеют различную внешнюю форму:
1. продолговатогочетырехугольника (вид корабля).
2. форму креста.
3. форму звезды.
4. форму круга.
Такие формы получилибольшое распространение по своейвнутренней символической связи схристианским вероучением.
1. Продолговатаяформа храма в виде корабля выраж ает тумысль, что мир есть житейское море, аЦерковь корабль, на котором можнопереплыть это море и достигнуть тихойпристани Царства Небесного. Кроме того,указанная форма храма обозначает, чтоЦерковь спасает нас от вечной погибели,подобно тому, как Ноев ковчег спас отпотопа людей. не отступивших от Бога.
2. Крестообразнаяформа храма показывает, что в основанииЦеркви лежит Крест Христов, через которыйверующие получили вечное спасение
3. Храм, имеющийформу звезды, или восьмиугольника,напоминает нам Вифлеемскую звезду,которая указывала волхвам путь коХристу, и символизирует Церковь какпутеводную звезду, освещающую верующимлюдям путь к вечной жизни.
4.Виде круга означает вечность Церкви.Как круг не имеет начала и конца, так иЦерковь Христова будет существоватьвечно. «СозиждуЦерковь Мою, и врата ада не одолеют ея«(Мф. 16,18) говорит Сам Спаситель.
По внешнему видухрам отличается от обычных зданий тем,что под ним вместо потолка возвышаетсякупол, который означает небо. Купол же,в свою очередь, увенчивается главой скрестом наверху (главы иногда называются»маковицами» «лбами»).
Крестговорит о том, что это храм христианскийи в нем прославляется распятый на крестеГосподь наш Иисус Христос.
Иногда креств нижней части имеет форму полукруганапоминающего собою якорь как символхристианской надежды на спасение повере в крестные заслуги Искупителя мираГоспода Иисуса Христа.
https://www.youtube.com/watch?v=EfGimURKTj4
Глав над храмомбывает не одинаковое число: одна, трипять, семь, девять, 13 и больше. То илииное число глав имеет особое значение.Одна глава указывает на главу ЦерквиГоспода Иисуса Христа, три на СвятуюТроицу, пять на Иисуса Христа и четырехевангелистов, семь на число таинств,девять на число чинов ангельских,тринадцать обозначают Господа ИисусаХриста и 12 апостолов.
Домовая церковьпо внешнему виду отличается от обычныхзданий тем, что ее крыша увенчана крестом,как победным знаменем, или иконой надвходом.
Встречаются 2-хярусные, символизирующие Церковьнебесную торжествующую и земнуювоинствующую.
В восточное частихристианского храма, какой бы формы онни был, устраивается алтарь. Обычноалтарь выделяется в самом здании своейполукруглой формой. Эта пристройканазывается алтарной апсидой.
Люди, стоящие вхраме лицом к алтарю, молитвенные своивзоры обращают на Восток. На Востокебыл рай, на Востоке совершилось делонашего спасения. Кроме того. СпасительСвоим пришествием осветил весь мир,подобно солнцу, восходящему с востока.
Сзападной части к храму пристраиваетсявысокая башня, называемая колокольней,на ней висят колокола, звон которыхслужит средством сообщения верующим осовершении богослужения. Иногдаколокольня помещается отдельно отздания храма.
Колокольня и алтарь, каки средняя часть храма, завершаетсябольшой и малой формы куполами и крестами.У нас, в России, православные храмыстроились лучшими зодчими, они являютсяукраш****ром,или предхрамие.
Притвор разделяется надве части: внутренний притвор и внешнийпритвор, или паперть.
Видео:ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ. Что нужно знать. Цикл «Молитва, храм и богослужение»Скачать
Чины в православной церкви по возрастанию: их иерархия
Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви.
При первом взгляде на церковных служащих можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны.
Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.
Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:
- Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
- Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.
Белое духовенство
Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.
Алтарник (послушник)
Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:
- контроль за безопасным и своевременным зажжением любых свечей и лампадок;
- подготовка одежды и других символов священнослужителей;
- своевременное подношение вина, просфор и различных атрибутов церковной службы;
- подготовка кадила и разжигание в нем огня;
- поднесение полотенца для вытирания губ при таинстве причащения;
- наведение порядка в церкви.
При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.
Псаломщик (Чтец)
Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).
Иподиакон
Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).
Церковные саны православной церкви
Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего.
Диакон (служитель)
Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность — чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.
Протодиакон
Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе.
Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он.
Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.
https://www.youtube.com/watch?v=HdJ5NvxCH1U
Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.
Иерей
Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:
- совершать богослужения и другие таинства;
- нести учение людям;
- проводить причащение.
Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.
Протоиерей
Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.
Протопресвитер
Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.
Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.
Черное духовенство
К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.
Иеродиакон и архидиакон
Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется «архидиакон».
Иеромона́х
Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).
Игумен (игуменья)
Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.
Архимандри́т
Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой.
Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали.
Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».
Епи́скоп (надзирающий)
Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов.
По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса.
Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.
Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».
Митрополит
Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:
- имеет голубую мантию (у епископов красные);
- клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями (у остальных клобук черного цвета).
Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.
Патриарх
Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе.
Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от церкви.
Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.
https://www.youtube.com/watch?v=Y12wqT5Ab7U
Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.
Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.
Видео:Церковная служба - виды, содержание, значениеСкачать
БОГОСЛУЖЕНИЕ
одно из самых фундаментальных проявлений человеческой религиозности, состоящее в совершении особых действий, цель к-рых — установление или демонстрация связи (лат. religio) с Божеством. Во всех религиях главным выражением Б.
является общественный культ; к Б. в широком смысле могут также относиться соблюдение ритуальных запретов, следование определенным нравственным принципам и т. п. Особенно ярко понимание всей жизни верующего как непрестанного Б.
проявляется в христианстве (ср., напр., Рим 12. 1).
Первое Б. совершалось человеком еще в раю: соблюдая запрет вкушать от древа познания добра и зла (и подтверждая этим свою зависимость от Бога), Адам и Ева вкушали от древа жизни и пребывали в богообщении (Быт 2. 9, 3. 22). Грехопадение нарушило простоту и совершенство райского Б.
У отпавшего от Бога человечества Б. стало принимать различные формы в зависимости от системы верований, к-рую разделяла та или иная община, и от культурной среды, в к-рой она пребывала.
Богослужебные обычаи, практиковавшиеся человечеством, чрезвычайно разнообразны как с обрядовой, так и с содержательной стороны: от самых возвышенных и приближающих человека к Богу до полностью искаженных грехом и являющихся по сути служением уже не Богу, а демонам (напр., мн.
языческие культы содержат такие извращения, как сакральная проституция, идолослужение, человеческие жертвоприношения и т. п.).
Тем не менее можно указать ряд признаков, характерных для Б. Являясь местом встречи со Святым, оно и само свято; культовые формы, в к-рые заключено Б., считаются установленными или Самим Богом, или кем-то из приближенных к Нему людей; порядок Б. строго регламентирован и консервативен (вплоть до объявления ненарушимости не только обрядов и текстов, но и языка Б.
), ибо с Богом нельзя общаться как с обычным собеседником; по той же причине участвовать в Б. можно только очистившись, поэтому оно связывается с ритуальными, а часто и этическими запретами (напр. постом, супружеским воздержанием, ношением особых одежд и т. д.).
Необходимость знания обрядовых тонкостей и пребывания в ритуальной чистоте ведет к тому, что в общинах верующих выделяются священнослужители, полностью посвятившие себя Б. Для него нередко отводят священные места и священные времена.
Встречи со Святым естественно ожидать там, где Его присутствие более очевидно,- в местах Богоявлений или наблюдения необычных природных явлений (таких как, напр., горы, рощи, источники), поэтому Б. обычно проходит или в этих местах, или в специально посвященных ему зданиях — храмах; человек, попав туда, считается гостем Бога, поэтому храмы зачастую наделялись правом убежища.
Вовлеченность человека в природные процессы, протекающие во времени циклически (смена времен года и т. д.), вела к установлению системы праздников, постов и т. д., соотнесению Б. с определенными часами суток и днями недели. Праздники могут иметь характер обряда перехода общины от одного состояния к др. Иные обряды перехода, также сопровождающиеся тем или иным Б.
, соответствуют основным этапам жизни каждого члена общины: рождению, вступлению во взрослый возраст, бракосочетанию, смерти. Общинный характер Б. во мн. культурах выражается в форме общей трапезы; при этом Богу выделяется часть пищи, указывающая на Его участие в трапезе. Обряды Б.
, обозначающие невидимое, тем самым имеют знаковый характер; особая роль отводится слову, становящемуся в контексте Б. священным, по этой причине в Б. используются определенные формы текста — молитва, гимн, благословение, пророчество и др. Для Б. в ВЗ и в христианской Церкви все указанные черты также характерны (о Б. в исламе и небиблейских религиях см. соответствующие статьи).
В Ветхом Завете
основной идеей, пронизывающей все представления о Б., является идея жертвы, ее приносят праотцы; ею скрепляется Завет Бога сначала с Ноем, затем с Авраамом и, наконец, с народом Израиля (Быт 4; Быт 9; Быт 15; Исх 24); она становится главным священнодействием храмового Б.
Основное условие для совершающих Б.- абсолютный запрет на участие в любых культах, кроме служения единому Богу. В эпоху праотцев и патриархов Б.
было сосредоточено в руках главы семьи, к-рая одновременно была и общиной верующих; начиная с Авраама, знаком вступления в общину становится обрезание (Быт 17).
После исхода израильского народа из Египта и последовавшего за этим заключения Завета между Богом и Его народом главным содержанием Б. становится постоянное напоминание о Завете и тем самым его актуализация. Б.
приобретает сложные культовые формы: вводится система ежедневных, ежесубботних, ежемесячных, праздничных и частных жертвоприношений; появляется сложная система ритуальных запретов; устанавливается левитское наследственное священство (хотя в Библии есть упоминания отдельных священников единого Бога и для эпохи, предшествовавшей исходу — см.: Быт 4. 18; Исх 2. 16); возникает система праздников. Местом совершения Б. становится скиния, присутствие в к-рой ковчега Завета символически выражает важнейшую истину религии Ветхого Израиля — веру в присутствие Бога среди Его народа (см.: Исх 25 и др.). А поскольку присутствие Божие спасительно, то Б., выражающее это присутствие, понимается как Божий дар. В то же время подчеркиваются трансцендентость и неприступность Бога — встреча с Ним смертельна для грешного человека (см.: Исх 33. 20), поэтому обрядовые формы, в к-рые облечено Б., трактуются как защита для человека, приближающегося к Богу: культ — это установленное Богом пространство для встречи с Ним (см.: Исх 28; Исх 30; Лев 10 и др.).
В дальнейшем Б. благодаря деятельности израильских царей сосредоточивается в Иерусалиме (Давид водрузил ковчег в Иерусалиме, Соломон построил там храм, Иосия провел богослужебную реформу — 2 Цар 6; 3 Цар 6-8; 4 Цар 23).
В эпоху Вавилонского пленения в силу невозможности совершать Б. в иерусалимском храме развитие получают идеи о том, что подлинная молитва может заменить собой обрядовый культ (ср.
: Пс 140) и что страдания народа — это и есть истинная жертва, приносимая Богу.
https://www.youtube.com/watch?v=dkKRJ9R4wNk
В эпоху Второго храма Б. по-прежнему сосредоточено в Иерусалиме, но параллельно с храмовым культом (и именно в силу запрещения совершать законное Б. вне иерусалимского храма) как в пределах Палестины, так и в рассеянии, напр.
в Александрии, возникает традиция собраний для совместной молитвы в синагогах; в ту эпоху неотъемлемым элементом Б. становится чтение Пятикнижия и др. книг ВЗ. Предельно жестко регламентированный порядок храмового Б. приводит, с одной стороны, к мысли об этической значимости обрядов как таковых (Сир 35), с др.
— к осознанию необходимости одухотворения культа, что было характерно для религ. течений межзаветного периода (ессеев, кумран. общины и проч.) и нашло свое осуществление в христианстве. К I в. по Р. Х.
, несмотря на явную тенденцию к замене культового благочестия благочестием Закона (выразившуюся в первую очередь в движении фарисеев), иерусалимский храм с его Б. оставался центром религ. жизни народа Израиля (см. Ветхозаветное богослужение).
После разрушения иерусалимского храма и рассеяния иудеев в 70 г. по Р. Х. храмовое Б. исчезает и его место занимает синагогальное.
Невозможность исполнить богослужебные предписания Пятикнижия и одновременно убеждение в их необходимости породили практику ежедневного прочтения верующими иудеями описаний храмового Б.- считалось, что это заменяет реальное его совершение. Складывается целая система общественных и частных молитв. С кон. II в.
порядок, тексты молитв и песнопений синагогального Б. постепенно подвергались фиксации и к эпохе средневековья приняли близкий к настоящему вид (см. ст. Синагогальное богослужение).
В христианстве
человечество получило возможность вновь вступить, обретя во Христе спасение, в животворящее общение с Богом, и Б. стало средством, ведущим к подлинному обожению. Христ. Б.
совершается только благодаря Воплощению Сына Божия, Его Крестным страданиям, смерти, Воскресению и Вознесению на небо, событию нисшествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы.
Принесенное в жертву на Кресте, воскресшее и вознесшееся к Богу человечество Спасителя стало источником обожения, из к-рого Св. Дух передает божественную жизнь.
Местом явления этого источника людям служит основанная Господом Иисусом Христом Церковь, возглавляемое Самим Христом сообщество верующих, а средством — церковное Б., через участие в к-ром члены Церкви могут приобщиться к божественной жизни. Т. о., Церковь представляет собой способ явления жертвы Христовой, а ее Б. в своей высшей точке — актуализацию совершенного Богом спасения.
Б. есть место встречи Бога, нисходящего к человеку и всему творению в Своем спасительном домостроительстве, и человека, отвечающего на Его зов и восходящего к Нему в молитве и в форме совершения определенных символических действий.
Критиками культа неоднократно высказывались сомнения в необходимости внешних обрядовых действий для приобщения к спасительным деяниям Христовым. Подобные сомнения основываются на подспудном убеждении в малозначимости тела человека по сравнению с его душой. Это противоречит христ.
учению о природе человека, согласно к-рому человек — это не душа только, но душа, соединенная с телом. Поэтому и в Б. внешние проявления тесно связаны с внутренним духовным содержанием. При этом Б.
не есть ни простое совершение человеком неких действий (поскольку Бог не нуждается в них), ни восполнение человеком действий божественных (поскольку действие Божие совершенно само по себе); человек — это образ Божий, поэтому он может образно, в форме культа, вновь и вновь актуализировать раз совершенные спасительные действия Божии; Б. постоянно обновляет в человеке образ Божий, а в мире — присутствие Божие.
📺 Видео
Как ходить в храм? Правила.Скачать
Божественная Литургия с объяснениями. Часть 1. Митрополит ИларионСкачать
ИКОНЫ. Что нужно знать. Цикл «Молитва, храм и богослужение»Скачать
В чем разница между КАТОЛИЧЕСТВОМ и ПРАВОСЛАВИЕМ ?Скачать
Титулы и должности в православной церкви. Белое и черное духовенстваСкачать
ПРИЧАСТИЕ. Что каждый православный должен знать. Цикл «Молитва, храм и богослужение»Скачать
Что Такое Вечерня. Беседа о Богослужении Православной ЦерквиСкачать
"Простые" и "заказные" записки в храме. В чём разница ? Священник Владислав БереговойСкачать
КАК УСТРОЕН ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ. Цикл «Молитва, храм и богослужение»Скачать
Откуда взялись и что значат цвета богослужебных облаченийСкачать
Устав. Занятие 1. Виды богослужений. Служба без знака. ВечерняСкачать
Основы православного богослужения. Богослужебное времяСкачать
Божественная Литургия. Евхаристия в Православной Церкви. Виды Литургии. В чём смысл ЛитургииСкачать
Какая церковь правильная? Православные, католики или протестанты?Скачать
Воскресное Богослужение | Литургия. Свято-Елисаветинский монастырьСкачать
Главное, что нужно знать, приходя в храмСкачать
Всенощное бдение с объяснениемСкачать