Тренинг сказкотерапия

Содержание

Сказкотерапия: польза, пример, технология

Тренинг сказкотерапия

  • Польза сказкотерапии
  • Архетипические герои
  • Сказкотерапия: пример работы психолога
  • Технология сказкотерапии

Иногда бывает настолько сложно разобраться в создавшейся ситуации, в своих чувствах, что просто руки опускаются. И подруге рассказала, и книжку по психологии почитала, а ничего не решается, ответа нет. Или ребёнку объясняешь-объясняешь — и всё без толку. Как быть? Здесь может помочь сказкотерапия.

Современный мир полон боли, разочарования от неудавшихся попыток достичь счастья. Кто-то страдает о того, что состоит в плохих отношениях со своими родителями. Кто-то не может наладить общий язык с детьми.

У кого-то личная жизнь превратилась в ад. И каждому из нас порой кажется, что то, что с нами происходит — это впервые. Что не было раньше ничего подобного на земле.

Что никого так сильно, как нас, не обижали, не оскорбляли.

Однако, на самом деле, всё на свете повторяется: миллионы людей, которые жили до нас на земле, когда- то уже пережили всё то, что переживаем мы. Они как-то справились со своей болью, наладили диалог с окружающими, смогли победить свою немощь. Историю того, как крепнет человеческая душа, можно прочесть в сказках.

Польза сказкотерапии

Сказки, написанные неизвестными представителями народной культуры или заботливо собранные авторами-писателями (Андерсен, Братья Гримм и др.) в пространстве фольклорного быта, дают нам полезные уроки о том, как выжить в бушующем мире.

Однако, чтобы извлечь из сказки какие-то уроки, нужно научиться смотреть вглубь текста, читать между строк, «примерять» сказочные роли и наряды на себя. Именно в этом может помочь психолог.

Для человека, читающего сказку, важно знать, что она идёт из глубины веков, и поэтому в ней есть тайна и мудрость предыдущих поколений. Но ещё важнее, что сказка связана с нашим личным детством: с тем, что читали нам в младенчестве родители.

Особую роль в сказкотерапии играет завораживающий язык сказки с её таинственными повторами: «куда путь-дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу задом» «на калиновом мосту, на реке смородиновой», «красна девица», «добрый молодец». Необычные словесные фигуры вырывают нас из скучного пространства, в котором мы привыкли жить, предлагают разорвать шаблоны и переосмыслить все проблемы, найти выходы из, казалось бы, безвыходных ситуаций.

Особенно полезна сказка людям рациональным, которые давно не верят в чудо. Сказка помогает довериться интуиции, раскрепоститься, услышать внутренний голос. Попробуем почитать вместе?

Архетипические герои

«Архе» — значит древний. Архетипические герои встречаются в большинстве сказок, то есть являются самыми древними выразителями человеческих идей. Однако эти герои имеют прямое отношение ко дню сегодняшнему, так как многие люди строят свою жизнь в соответствии с этими моделями:

  1. Дурак. С виду неказист, однако оказывается умнее и находчивее всех.
  2. Богатырь. Борется с многочисленными врагами, бесстрашный защитник, герой.
  3. Иван Царевич. Призван выполнять некую опасную и сложную задачу, связанную с риском и геройством, проходит через испытания.
  4. Солдат. Верный товарищ, надёжный сосед, с готовностью помогает всем в борьбе со злым колдуном, мертвецом, нечистой силой и т. д.
  5. Царь. Часто олицетворяет социальное зло, притесняющее обычных людей.
  6. Василиса Прекрасная. Дарит главному герою любовь, но за неё нужно бороться.
  7. Золотая рыбка, серый волк и др. Волшебные помощники главного героя, справляются с любой сложной задачей.
  8. Чёрт. Олицетворяет нечистую силу, зло, совершает пакости, изводит людей.
  9. Мать (или Мачеха). Родная мать дарит любовь, тепло и заботу, мачеха же — полная её противоположность.
  10. Баба-яга. Носительница мудрости, власти, может преследовать героя.
  11. Кощей. Олицетворяет разрушение, насилие, человеконенавистничество, деструктивную социальную силу.

Сказкотерапия: пример работы психолога

Я веду тренинг по сказкотерапии. На стульях сидят взрослые дяденьки и тётеньки. Все они настроены по-разному. Кто-то ждёт, что сейчас произойдёт чудо. Кто-то, наоборот, скептически ухмыляется: «Я в сказки не верил и не поверю…»

Я спрашиваю, чего они ожидают от этого тренинга? «Меня внучка не слушается, — говорит одна женщина. — Может, вы научите, как ей правильно сказки рассказывать?».

«А от меня молодой человек ушёл, — говорит девушка со слезами на глазах. — И мне очень горько на душе. Вспомнила, что в детстве мне мама сказки читала, от чего мне очень приятно становилось на душе. Вот я и решила повторить этот опыт. Может, мне от сказки станет легче?»

Я прошу каждого рассказать про свои детские воспоминания о сказке. Мужчина рассказывает, что ему было всегда непонятно, почему в сказке про Курочку Рябу разбилось яичко. Неужели нельзя было его подальше от края стола положить, чтобы мышка не столкнула? Видно, что мужчина вообще все проблемы решает рационально, расчётливо.

Я прошу его рассказать, как должна была бы, по его мнению, завершиться сказка. Он говорит, что курочка, которая что-то там невнятно кудкудахчет, обязана была бы, на самом деле, сообщить конкретные сроки, в которые она собирается снести деду и бабе новое яичко. Тут поднимает руку какая-то женщина: «А я считаю, что нельзя требовать называть сроки.

А вдруг не получится выполнить, и почувствуешь себя виноватой?»

Один юноша поднимает руку: «Вот моя девушка сейчас требует, чтобы я точно назвал ей дату нашей свадьбы. А я пока не готов…»

Мы все вместе смеёмся: всем нам хочется верить, что в жизни не обязательно следовать точным датам, и что какие-то вещи следует делать незапрограммированно, спонтанно. Даже мужчина, который до этого заочно спорил с Курочкой Рябой, ухмыляется: «Да, с датами я, возможно, погорячился…»

Затем я даю всем участникам тренинга прочесть сказку «Волк и лиса».

Вкратце сюжет таков: волк приютил лисичку, которой негде было жить, а она его, вместо благодарности, обворовала, но при этом он продолжал ей верить и жить с ней вместе. Участники тренинга возмущены.

Чему учит эта сказка? Тому, чтобы смиряться с предательством? Я объясняю: в каждой сказке есть много напластований, и этот сюжет сложился таким образом не сразу.

Возможно, поначалу в сказке речь шла о целом народе, который по каким-то климатическим причинам вынужден был мигрировать (его олицетворяет лиса, у которой растаяла ледяная избушка) и заключить договор с ранее враждебным племенем (волк). Да, теперь племена живут вместе, но вражда не пропала — и одно племя ворует у другого еду. И все равно они продолжают жить вместе.

В сказке не даётся объяснения, почему волк отказывается враждовать с обокравшей его лисой. «А вы как думаете — почему?», спрашиваю я у присутствующих. «Он просто дурак», — говорит одна из женщин. «Он просто хитёр и хочет ее использовать в дальнейшем», — отвечает другая. «Он мудр и не хочет войны. Он надеется на то, что лиса перевоспитается и станет доброй», — говорит третья женщина.

Я признаю, что во всех прозвучавших репликах есть доля истины. И каждый сейчас сможет извлечь свой урок: прощать обидчиков, или воевать с ними, или изгонять, перевоспитывать. Каждая сказка — это, на языке программистов, «приложение с открытым кодом»: просто бери и делай с ней, что хочешь.

Дальше я предлагаю участникам погадать. Каждый из них открывает книгу со сказками и читает первую попавшуюся фразу, а потом объясняет, почему эта фраза ему досталась.

«Поворотил к замку, въехал во двор, лошадь на конюшню поставил и задал ей корму, а сам в палаты пошёл», — читает одна женщина строчку из сказки «Заколдованная королевна».

Потом поворачивается к нам и говорит: «Да, я действительно только об этом и думаю. К нам сейчас приехал отец, я должна ему предложить написать завещание, но никак не решаюсь это сделать….

» Мы вместе со всей группой начинаем придумывать, как помочь женщине.

Потом читает строчку один парень. «Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась». Юноша раздумывает над смыслом долго: среди его знакомых нет никакой Машеньки, и в лес он не ходит, и заблудиться не боится.

Я пытаюсь ему подсказать: «Возможно, в вашей жизни есть человек, который сейчас очень растерян, «заблудился» в духовном плане?» Юноша подтверждает: оказывается, да, его сестра (правда, зовут её не Маша, а Ирина) сейчас решает, в какой вуз ей поступить, на этом фоне сильно ссорится с родителями.

Подумав, юноша говорит: «Наверное, я напрасно слишком дистанцировался от этой проблемы. Думаю, ей нужна моя помощь. Может, я ничего путного ей не предложу. Но сам факт того, что я заявлю о своей поддержке, будет для неё важен».

Мы продолжаем листать книгу с участниками тренинга. И каждый находит в сказке что-то важное для себя.

Технология сказкотерапии

Занятия сказкотерапией можно проводить и самостоятельно, если у вас достаточно знаний и фантазии.

Полезные упражнения для занятия сказкотерапией с детьми:

  • предложите ребёнку порисовать на тему сказки, слепить её героев из пластилина;
  • проиграйте с ребёнком сказку в игрушечном театре, чтобы он в диалогах почувствовал и понял героев;
  • попросите ребёнка объяснить, почему тот или иной герой сказки ведёт себя определённым образом. Спросите, как бы ребёнок повёл себя в аналогичной ситуации, что неправильно сделал герой.

Полезные упражнения для занятия сказкотерапией со взрослыми:

  • прочитайте сказку и подумайте, как она соотносится с вашей жизнью;
  • придумайте для сказки другой конец и объясните, почему он пришёл вам в голову;
  • придумайте сказку, попытайтесь её проанализировать. Прочтите её людям, которым вы доверяете, спросите их мнение. Вернитесь к сказке через какое-то время и попытайтесь понять, изменилось ли ваше отношение к ней.

Родион Чепалов (практикующий психолог, коуч)

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://constructorus.ru/psixologiya/skazkoterapiya-polza-primer-texnologiya.html

Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая программа для развития самосознания детей. Сказкотерапия с подростками

Тренинг сказкотерапия

― А ты кто? ― Я  и сама не знаю. ― Если ты не знаешь, то я тем более. ― Я  знаю, кем я была сегодня утром, но с тех пор я уже несколько раз менялась…

Льюис Кэррол.”Алиса в стране чудес”

  1. Подростковый возраст ― это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, ― это самопознание, самовыражение и самоутверждение [5].
  2. Для подросткового возраста характерно попеременное проявление полярных качеств психики: целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении ― желанием уединиться, развязность соседствует с застенчивостью, романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью, искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью.
  3. В подростковом возрасте у ребенка появляется и усиливается стремление быть взрослым, что создает совершенно новую внешнюю и внутреннюю ситуацию личностного и психологического развития. Она требует и порождает изменение всей системы отношений подростка с окружающими людьми и с самим собой.

Подростковый возраст ― это возраст поиска и обретения себя. Вопросы, на которые предстоит ответить: “Кто Я?”, “Откуда пришел?” и “Куда Я  иду?” В процессе поиска ответов на них возникает много трудностей.

Если у подростка формируется установка: “Я  не нравлюсь, Я  не способен, Я  не значу” ― это способствует изменению личности в отрицательную сторону. Такой подросток становится “трудным”. На основе отрицательных самопредставлений строится негативное поведение.

История самостановления ― это история героя, так часто встречающаяся в мифах и сказках. Каждый подросток становится на путь “героя”, проходя через испытания, преодолевая трудности, делая тот или иной выбор.  Используя героическую сказку или миф в коррекционной работе с подростками,  мы помогаем им в этом выборе.

  Сам подросток не в состоянии пройти множество путей, сделать множество выборов, получить множество различных результатов. Идентифицируя себя с героем мифа или сказки, он имеет такую возможность. Он сможет выбрать, по какому пути ему пойти, опираясь на опыт других “героев”.

Групповые и индивидуальные занятия с подростками проводятся один раз в неделю по полтора-два часа. Оптимальное количество участников в группе ― 8-12 человек. Исходя из возрастных новообразований, наиболее эффективной будет групповая форма работы.

В сказочном путешествии можно предложить подросткам различные игры и упражнения, направленные на развитие самоинтереса, рефлексии, повышения самооценки и уверенности в себе, снятие эмоционального напряжения и накопление положительного эмоционального опыта.

На первом занятии мы можем узнать, какие же герои отправляются в сказочное путешествие. Для этого можно предложить следующее упражнение.

Упражнение “Сказочная поляна”

Задачи: развитие самоинтереса, творческое самовыражение, развитие рефлексии. Участники сидят по кругу.

Ведущий: ― Мы оказались на сказочной поляне страны Фантазия. Именно с нее начнется наше путешествие. Попав  сюда,  каждый из нас преобразился в сказочного героя.

Какие же герои собрались на поляне? Сейчас каждый из вас должен представить себя. Каждая строчка представления должна начинаться словами: “Я”, “Мой”, “У меня”… Например: “Я ― Белый рыцарь. Я люблю лошадей. Я сильный, могу защищать кого-нибудь.  У меня много друзей.

Я хотел бы, чтобы у меня был ручной гепард”.

После представления всех участников ведущий  спрашивает у героев: ― Чье самоописание понравилось больше всего? ― С кем они хотели бы встретиться в Фантазии? ― Что они могли бы дать волшебной стране?

В любой групповой работе важен этап принятия  правил, по которым группа будет существовать. В сказкотерапевтической группе с подростками  разработка и принятие правил проходит в игровой форме.

Игра “Свиток правил”

большие листы бумаги или обоев и маркеры или фломастеры. Это могут быть краски для граффити  (пульверизаторы для окраски автомобилей), если подростки захотят оформить правила в этом стиле. В этом случае на стены заранее нужно будет прикрепить обои.
Ведущий: ― Жизнь страны Фантазии протекает по определенным правилам.

Но самое интересное в том, что эти правила определяют те, кто путешествует по этой стране. Каждый из Вас может установить здесь любые законы, которые покажутся Вам разумными. Какие правила каждый из Вас введет в этой стране? Сейчас каждый герой получит свиток, на котором он должен будет записать свои правила.

Затем он объявит их для всех жителей и гостей страны Фантазии. (10 минут) ― После того, как все путешествующие герои ознакомят нас со своими правилами, необходимо из них составить один список, который будет действовать на территории Фантазии все время, пока продолжается путешествие.

Для этого необходимо выделить общие для всех правила и те, которые готовы принять остальные. Единый свод правил можно записать на отдельном листе и украсить. Он будет висеть на стене на протяжении всего путешествия.

Обсуждение проходит по следующей схеме: ― Какое из собственных правил тебе кажется особенно важным? ― Понравилось ли тебе чье-то другое правило? ― С какими правилами ты был совершенно не согласен?

― Сложно ли будет тебе соблюдать принятый свод правил?

На сказкотерапевтических занятиях с подростками мы часто используем зеркало. В древних философских концепциях зеркало ― символ души, удерживающий и хранящий все впечатления, а также проекция сознания и познания.

Часто зеркало воспринималось как дверь (“Алиса в зазеркалье”) и поэтому оно может быть частью ритуала “перемещения” в сказочную страну или страну Фантазию.

Ведущий: ― Чтобы попасть в страну Фантазию, каждый герой, отправляющийся в путешествие, должен подойти к этому волшебному зеркалу, посмотреть одну минуту на себя и сказать что-то хорошее о себе в утвердительной форме. Например: “Я хороший друг”, “Я красивая”, “Я сильный” и др. Это пароль для входа.

Утверждения не должны повторяться. Каждый раз при “входе” называется новое достоинство. При выходе из страны Фантазия необходимо снова посмотреть на себя в зеркало и, повторив названное при входе свое достоинство, добавить, как оно помогло в путешествии. Например:  “Я хороший друг.

В пути Я не оставил в беде своих друзей”, “Я красивая. Красота помогала мне в общении” и т. д. Это пароль для выхода.

На своем пути наши герои сталкиваются с различными испытаниями. Одним из них может быть встрече с “Зеркальным оракулом” или с “Волшебными зеркалами троллей”.

Упражнение “Зеркальный оракул”

зеркала по количеству участников (могут быть разные). Участники рассаживаются по кругу.  На каждом стуле лежит зеркало. Это и есть “Зеркальный оракул”.

Ведущий: ― Путешествуя по Фантазии, мы оказались в ущелье Зеркального оракула. Каждый из героев сталкивается с ним на своем пути. Только тот сможет продолжить путь, кто задаст Оракулу вопросы и получит ответы. Вопросы:

― Кто Я? ― Что Я люблю? ― Что Я не люблю? ― Что Меня пугает? ― Что имеет для Меня большое значение? ― Что Я хочу? ” (5 минут) Затем проводится обсуждение: ― Какой вопрос оказался для вас самым сложным? ― Что отвечал Оракул? ― Какой ответ понравился больше всего?

― Для чего, на ваш взгляд, в стране Фантазия существует Зеркальный оракул?

Упражнение “Волшебные зеркала троллей”

два зеркала примерно одного размера. Одно должно быть простым, в обычной рамке или без нее. Другое ― нестандартной формы в красивой рамке, резной или литой. Рамки можно сделать из картона, придав обычным зеркалам совершенно волшебную форму; два листа бумаги, фломастеры.
Ведущий: ― Страну Фантазия населяют различные волшебные существа. Глубоко под землей живут тролли-зеркальщики.

Они делают разные волшебные зеркала. Сегодня наши герои пройдут испытание волшебными зеркалами троллей. Зеркало в простой рамке показывает герою мир в серых, пессимистичных красках. Зеркало в ажурной рамке показывает мир в ярких, оптимистичных красках.

Каждому герою необходимо подойти по очереди к каждому зеркалу, посмотреть в него и записать на листе, что лежит под зеркалом, первые, что пришли в голову пессимистичные и оптимистичные утверждения о себе.

(Две минуты на каждого) Обсуждение проводится по следующим вопросам: ― Как вы чувствовали себя, когда смотрели в зеркала троллей? ― Какое зеркало понравилось больше? ― Как получается, что одни герои смотрят больше в одно зеркало, а другие в другое?

― Чего сможет достичь каждый герой, если будет смотреть только в одно зеркало?

Часто у “трудных” подростков повышена  агрессивность и в связи с этим существуют проблемы конструктивного взаимодействия друг с другом. Для их разрешения  в сказочном путешествии можно предложить следующую игру.

Игра “Замок героя”

скотч, ножницы, картон, коробки разного размера, ватман.
Ведущий: ― Недавно в стране Фантазии прошел сильный ураган, который наслала на нее великая колдунья Ничто. Этот ураган разрушил прекрасные замки волшебной страны.

Настоящие герои не только борются со злом, но и создают что-то новое и прекрасное. Сейчас нам необходимо разделиться на три группы по четыре человека. Затем каждая группа героев, используя предложенные материалы, должна за 15 минут создать свой волшебный замок.

А теперь очень важный момент ― в процессе работы нельзя разговаривать друг с другом, постарайтесь найти другие способы взаимодействия между собой. Через 15 минут группы представляют свои замки.

Вопросы для обсуждения: ― Хватило ли материала? ― Как работала ваша группа? ― Был ли у вас ведущий? ― Как вы понимали друг друга? ― Довольны ли вы результатом? ― Сердился ли кто-то на кого-то?
― От чего зависит успех при такой работе?

Во многих ситуациях подростки воспринимают себя ниже или выше окружающих. Обе эти позиции изолируют их от других людей и неизбежно приводят к возникновению напряжения в отношениях. Для снятия такого рода напряжения и коррекции самооценки можно предложить следующее упражнение.

Упражнение “Ослиная шкура”

Ведущий: ― Иногда мы ощущаем себя лучше других, а иногда ― хуже. Но настоящие герои чувствуют себя на равных с окружающими. Сейчас мы попробуем почувствовать это. Мы попали в заколдованный лес и бродим в нем. Пускай каждый сейчас представит, что все другие герои хуже него…

Они все слабее тебя, не такие умные, не такие красивые, как ты… Ты один настоящий герой. И не просто герой, а принц или даже король волшебной страны. Как ты при этом ходишь, что чувствуешь? (Одна минута) ― А теперь замрите на мгновение. Пускай каждый из вас представит, что он хуже других. На тебе теперь надета ослиная шкура.

Это ведьма надела ее на тебя. Ее не так просто снять. А все вокруг видят тебя таким и смеются. Они гораздо сильнее и умнее тебя. Как ты при этом ходишь, что чувствуешь? (Одна минута) ― Теперь остановитесь и встряхните руками и ногами, сбросьте чары. Мы на волшебной поляне. Разбейтесь на пары.

Один из вас должен стать королем, а другой “ослиной шкурой”. Пусть король расскажет своему партнеру, что ему дает ощущение превосходства, что он чувствует при этом состоянии. (Одна-две минуты) ― Теперь пусть “Ослиная шкура” расскажет о своих чувствах.(Одна-две минуты) ― Сейчас чары спали, и все герои снова стали равными.

Никто не лучше и не хуже других. Что при этом вы видите друг в друге? Что вы можете делать в таком состоянии? Что вы чувствуете? Расскажите об этом друг другу.

(Одна-две минуты) Вопросы для обсуждения: ― Что дает ощущение, что ты “Король”? ― Есть ли что-то неприятное в превосходстве? ― Какие есть преимущества у “Ослиной шкуры”? ― А какие недостатки? ― Какие преимущества дает равноправие?

― Бывали ли в твоей жизни моменты, когда ты был “Королем”? А “Ослиной шкурой”?

Для того чтобы человеку справляться с ежедневными проблемами, ему нужен позитивный образ будущего. Особенно это важно в наше время, когда ребята со всех сторон слышат о том, что ничего хорошего от будущего ожидать нельзя. В упражнении “Сон героя” мы помогаем подросткам разработать свой личный образ будущего.

Ведущий: ― Мы долго путешествовали и устали. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха. Представьте себе, что каждый из вас уснул, устроившись на отдых под большим раскидистым деревом. Вам снится прекрасный сон.

Каждый видит самого себя через пять лет…(15 секунд) ― Обратите внимание, как вы выглядите через пять лет… Где вы живете… Что вы делаете…(15 секунд) ― Представьте, что вы очень довольны своей жизнью. Чем вы занимаетесь? За что отвечаете? Кем работаете? Кто находится рядом с вами? (15 секунд) ― Теперь сделайте три глубоких выдоха.

Потянитесь, напрягите и затем расслабьте все свои мускулы, откройте глаза. Постарайтесь запомнить все, что Вы увидели о самом себе. ― Теперь возьмите по листу бумаги, ручку и запишите, какие вы будете через пять лет: где будете жить и работать, кто будет рядом, как достигли этого и т. д.

(10 минут) Когда листочки заполнены образами будущего, подростки вновь занимают свои места в кругу, где проводится обсуждение: ― Довольны ли вы увиденным образом будущего? ― Что понравилось больше всего? ― Было ли что-то, что не понравилось?

― Что хотели бы изменить в своем образе будущего? Какие шаги для этого нужно предпринять?

Источник: “Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования” (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии Автор-составитель Н.А. Сакович , Минск 2003 г.

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/46-program/760-skazkoterapevticheskaya-correctional-and-development-program-designed

Сказкотерапия в работе со взрослыми

Тренинг сказкотерапия

  • психодиагностики – проективная диагностика, описывающая целостную картину личности, ее проблемные и ресурсные элементы;
  • психокоррекции – развитие креативности личности как расширение спектра альтернативных решений;
  • психотерапии и психологического консультирования – исцеление с помощью сказки.

Сказкотерапия концентрирует свое внимание на сюжетности психических процессов, то есть на происходящих с душою историях. Эти истории архетипичны, то есть характерны для людей любых культур и времен.

Сказкотерапия исходит из того, что бессознательное развивается и проявляет себя по определенным схемам, количество возможных вариантов которых довольно ограничено и познаваемо.

Эти схемы очень удобно изучать в форме сказок.

В этом смысле сказкотерапия является формой глубинной психотерапии, хотя по своей доступности и универсальности она вполне применима для задач «поверхностных» и «текущих».

Стоит только сказать «Жили-были» или «В некотором царстве – в некотором государстве», как уже ясно, что начинается сказка

А что такого в этих простеньких словах? – В них заключена таинственная формула, безотказно формирующая пространственный интерес на протяжении тысячелетий. Многовековая народная мудрость богаче любой авторской теории, а сказкотерапия базируется на неисчерпаемом богатстве этой мудрости и безбрежном потенциале психологических возможностей.

Простой пример: «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая…» Почему-то ни слова о том, как ее поливали, пололи и т.д. Знаете, почему? Эта репка САМА ВЫРОСЛА. И сказка говорит о том, что стоит лишь начать дело, как оно пойдет, и удача непременно улыбнется!

Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно все, чего не бывает в жизни

И, заметьте, всегда счастливый конец! Слушатель всегда сопричастен с происходящим, он может вообразить себя любым из персонажей, пережить все перипетии сюжета, отзываясь на них душой. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.

Причем происходит все легко и просто, можно сказать – играючи.

Вы скажете: «Зачем же в таком случае нужен психолог, раз сказка все делает сама?» Ну, например, чтобы задавать вопросы, ответы на которые человек «достает из себя», – потому что их каждый знает сам, только не знает о том, что знает.

Психолога, видимо, можно сравнить с живым инструментом, который может сориентировать, показать направление, но не стоит требовать, чтобы он прошел Ваш путь за Вас (Д. Соколов).

Сказкотерапия – это «открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими», и «процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем», и «процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни».
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева

Сказкотерапия очень хорошо применима не только для психотерапевтической работы с детьми, но и со взрослыми.

Она пробуждает творческий потенциал человека; делает доступными ресурсные состояния (связанные с детством, волшебством и архетипом «счастливого конца»); учит человека видеть свою жизнь со стороны, представляя свое поведение как определенную роль в определенном сюжете.

Она обладает мощным ресурсным потенциалом в плане осознавания самого процесса психотерапии, его глубинной мотивации и фабулы отвечая на вопрос «Кто Я», «Каков мой Путь», «Что мне делать» и т.д.

Специалисты в области сказкотерапии утверждают, что для взрослых сказки бывают даже нужнее, чем для детей, потому что сказки воспринимаются одновременно на двух уровнях – сознательном и бессознательном, а также легко обходят механизмы психологической защиты, а защиты и стереотипы поведения и восприятия у взрослых выражены куда больше, чем у детей

Одним из главных благотворных последствий в работе со сказкой является осознавание, дающее возможность глубокого принятия своих душевных процессов, с одной стороны, и контроля над ними, с другой.

Выход в пространство игры и мифа очень хорошо стимулирует творческий потенциал человека, переводя многие проблемные моменты жизни и судьбы в персонажи сказки.

Прекрасным и часто достижимым результатом работы в сказкотерапии является нахождение своего места в жизни. Осознав свои цели, человек достигает целостности.

Достоинствами и преимуществами сказкотерапии можно считать ее ресурсность, метафоричность, отсутствие дидактичности, архетипичность, психологическую защищенность, интеграцию многих психотехнических приемов в сказочный контекст: это рисунок, драматизация, куклы, коллаж, музыка и др.

В настоящее время в психокоррекционной и психотерапевтической работе используют различные уровни анализа сказок (лингвистический, анализ сюжета, анализ образов и символов сказки), это дает возможность получить расширенное диагностическое представление о проблемах и особенностях клиента.

Семинар предназначен для:

  • практикующих психотерапевтов, психологов-консультантов, стремящихся совершенствовать свои знания и практические навыки, для педагогов дошкольных заведений, учителей начальной школы, а также для начинающих специалистов, осваивающих методы арттерапии и всех желающих проработать опыт межличностных отношений с помощью метода сказкотерапии.

В курсе сказкотерапии в работе со взрослыми рассматриваются диагностический и терапевтический потенциал сказкотерапии, обзор различных направлений, сочетание сказкотерапии с другими видами психотерапевтического воздействия.

Цель обучения:

  • Продемонстрировать возможности использования метода сказкотерапии в психотерапии и консультировании;
  • Освоить на практике применения сказкотерапии в индивидуальной и групповой работе;
  • Откорректировать свои стереотипные модели поведения и освоить более эффективные способы межличностного взаимодействия.

В программе семинара:

  • Введение в сказкотерапию. Родословная сказки. Возможности сказки.
  • Основные психологические механизмы воздействия сказок.
  • Достоинства метода сказкотерапии в консультировании взрослых клиентов
  • Эволюция сказочных сюжетов. Виды сказок. Достоинства сказки.
  • Сказкотерапия как «дверь» в коллективное бессознательное, способ доступа к ресурсам, указание к действию, средство «обхода» сопротивления, как метафора. Метафорический язык сказок.
  • Диагностические и терапевтические возможности сказкотерапии.
  • Варианты создания клиентской сказки, её диагностическое значение, пути интерпретации.
  • Медитация с ресурсной сказкой.
  • Приемы работы со сказкой.
  • Виды сказкотерапии. Архетип и символика сказки. Анализ сказки.
  • Архетипический смысл образов известных сказочных персонажей.
  • Доступ к базовым архетипам при помощи сказкотерапии.
  • Схема волшебной сказки.
  • Работа с помощью существующих сказок, сказок сочиненных психотерапевтом специально для ситуации клиента, а также со сказкой клиента.
  • Работа со сказкой с помощью рисунка, масок, кукол.
  • Драматизация сказки.
  • Использование сказкотерапии в индивидуальном и групповом формате.
  • Конструирование сказочных сюжетов в группе. Инсценировка сказки.
  • Технология создания авторской сказки.
  • Сочетание сказкотерапии с методами и техниками других направлений.

В результате обучения на занятиях по сказкотерапии вы:

  • Ознакомитесь с методом.
  • На практике освоите использование работы со сказкой в индивидуальном и групповом формате.
  • Сможете больше узнать о своих ресурсах, развить творческую составляющую личности.
  • Будете иметь возможность исследовать себя, свои истинные потребности и мотивации, отработать часть собственной проблематики.

Литература по сказкотерапии:

  1. Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников.− С-Пб. Речь, 2008
  2. Брун Б. и др. Сказки для души. Использование сказок в ПТ.− М. ИЦПК, 2000
  3. Вачков И. В. Сказкотерапия.− М. Ось-89, 2003
  4. Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия.− С-Пб. Речь, 2003
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.− С-Пб. Златоуст, 1998
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т.М. Сказки звездной страны Зодиакалии.− С-Пб. Златоуст, 1999
  7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.− С-Пб. Речь, 2000
  8. Зинкевич Т. Д., Михайлов А.М. Теория и практика сказкотерапии. Опыт психодиагностики и психокорекции.− С-Пб. Речь, 2000
  9. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Немного о сказках и о волшебстве.− С-Пб. Речь, 2004
  10. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии.− С-Пб. Речь, 2004
  11. Минина В. В. Женские терапевтические сказки. Метафора превращения изгусеницы в бабочку.− С-Пб. Речь, 2008
  12. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки.− М. Лабиринт, 1998
  13. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки.− С-Пб. Нобель Пресс, 2011
  14. Прудиус Е. К. Сказкотерапия в помощь родителям.− С-Пб. Речь, 2006
  15. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия.− М. ИИП, 2005
  16. Фон Франц Мария-Луиза Толкование волшебных сказок.− С-Пб. БСК, 1998

Источник: https://psyinst.moscow/trening/skazkoterapiya-v-rabote-so-vzroslymi/

Сказкотерапия для вашего ребенка

Тренинг сказкотерапия

Детство – это самое важное
и самое потрясающее время в жизни человека.

Сергей Бодров

Сказкотерапия – одно из самых свежих направлений практической психологии. Но сам метод существует столько же, сколько лет человеческой цивилизации. Еще до изобретения письменности мудрость накопленных знаний передавалась в легендах и преданиях. Все, о чем важно было знать следующим поколениям, сохранялось народом в историях и сказаниях.

Слушая их, люди узнавали нечто новое и перенимали чужой опыт. Они делались участниками событий, которые происходили задолго до их рождения и становились мудрее, воспринимая знания давно ушедших героев. В рассказах сохранялись главные нормы существования – правила охоты, совместной жизни, лечения болезней, религии, главные моральные и нравственные законы.

За много веков человеческой цивилизации в сказках накопился весь опыт, приобретенный человечеством. В них можно найти решение любой задачи – это хранилище знаний. Здесь можно найти ответ на любой вопрос. О добре и зле. Об усталости и подстерегающей опасности. О том, как преодолевать эту опасность, храня верность своим нравственным принципам. О вере и надежде.

Сказкой можно помочь любой проблеме, но самым действенным лекарством она становится, когда пишется вами. Любящими родителями, которые хотят что-то сказать своему ребенку.

Зачем?

Детские переживания также сильны и важны, как и взрослые. Возможно, даже важнее – ведь детский опыт накладывает отпечаток на всю жизнь, формирует личность.

Дети очень эмоциональны, и потеря любимой куклы может стать для маленькой девочки настоящим потрясением. А ведь детям иногда приходится сталкиваться и с более серьезными трудностями.

Как привыкнуть к детскому саду? Ведь мама, самая родная и близкая, оставляет тебя.

Как справиться с обидой, что все внимание достается незнакомому новому малышу, принесенному из роддома? Ведь он забирает внимание и мамы, и папы. А как же я?

Как пережить расставание родителей? Ведь это равнозначно крушению мира, и дальше – пугающая неизвестность.

Дети – существа из совсем другого мира, и взрослые объяснения им непонятны. То ли дело волшебные сказки и истории! Дети испытывают к ним полное доверие. Мимоходом, невзначай рассказанная сказка воспримется легко – это же только сказка! Но если на самом деле эта сказка создана внимательными и любящими родителями, она становится мощным инструментом познания и обучения.

В чем суть этого метода?

Суть метода – в создании терапевтических сказок, написанных индивидуально для вашего ребенка и направленных на решение конкретной проблемы.

Только представьте, каким облегчением будет для маленького человека, столкнувшегося, например, с проблемой засыпания отдельно от родителей, услышать сказку о ком-то с такими же переживаниями и тревогами (которые ребенок часто даже не может выразить). Вы покажете ему, как действует в такой же ситуации маленький герой с похожей проблемой, как он меняется и как у него всегда появляется возможность нового выбора.

Если вы рассказывает своему ребенку терапевтические сказки – у этого есть несколько следствий.

Во-первых, вы объясняете ребенку, что с ним происходит.

Во-вторых, вы даете понять, что это нормально, и он не первый, с кем это случается. С ним – все хорошо.

В-третьих, вы показываете варианты поведения, предлагаете решение.

В-четвертых, ваш ребенок чувствует, что его проблемы вам важны и понятны. Вы готовы тратить свое время и энергию, чтобы помочь ему.

Сказкотерапия – это проявление вашей заботы. Вашей любви.

Для решения каких проблем может быть использована коррекционная сказка?

Терапевтические сказки могут быть применены в трех направлениях.

ДИАГНОСТИКА.

Если малыш стал сумрачным и необщительным, если вы видите, что на душе у него тяжело, но он не может поделится с вами – на помощь придет сказка.

Маленький человек и сам может не осознавать, в чем причина его беспокойства, ведь анализировать он еще не умеет. Диагностическая сказка поможет выявить, что его тревожит, о чем детские печали и заботы.

Ведь не зная проблемы, вы не сможете предложить и решение.

ВОЗДЕЙСТВИЕ.

Можно исправить детское поведение, подкорректировать его. Ребенок часто ведет себя плохо просто потому, что не знает, как может быть по-другому, и ему сложно уйти с проложенных рельсов.

Сказкотерапия может помочь в решении целого ряда проблем и сложных жизненных ситуаций.

– Как адаптироваться к детскому саду?

– Как преодолеть застенчивость?

– Как бороться со страхами?

– Как донести до ребенка мысль, что все люди разные, но одинаково заслуживают счастья и уважения?

– Как скорректировать агрессивное поведение?

– Как помочь принять нового члена семьи?

– Как пережить развод родителей?

Сказкой можно объяснить самые простые вещи, которые тем не менее могут доставить много неприятных минут родителям.

– Почему нельзя брать чужие вещи?

– Для чего мыть руки перед едой?

– Почему нельзя носить зимой любые туфельки?

– Зачем делиться игрушками?

И многое другое, ведь, придя на тренинг, вы напишите свою сказку САМИ, и сами решите, с какой проблемой вы будете работать.

Есть еще один вид сказок – терапевтические сказки, которые просто передают маленькому человеку знания о мире.

– Как объяснить ребенку смерть близкого человека?

Это очень сложно, и правильная сказка поможет ему принять неизбежное и смириться с утратой. Такие сказки не направлены на психокоррекцию, они просто объясняют, как устроен этот мир, и помогают жить дальше, пережив свою боль и печаль.

Третье направление – ПРОФИЛАКТИКА. Если у вашего малыша все хорошо, сказкотерапия просто украсит ваше общение. Сделает мир вокруг него радостней и счастливей. Поможет ему развить воображение и продлит его детство. Создаст атмосферу доверия между вами.

Сможете ли вы сделать это самостоятельно?

Да, да, и еще раз да. Дело отнюдь не в литературном таланте, дело в любви. Если вы любите своего ребенка – этого достаточно.

Любовь творит чудеса, а любовь родительская – самая верная и крепкая. К тому же, научиться создавать такие сказки совсем не трудно.

На тренинге будет дан алгоритм написания сказки, объяснены правили и ошибки. Вы будете творить легко и с удовольствием, получив волшебный инструмент управления своей жизнью.

Ведь сказки всегда показывают, что выход обязательно есть – надо только его поискать. Сказка – это самый настоящий кладезь сокровищ для детской души.

Ребенок попадает в мир, где надежды сбываются, в мир, где добро побеждает зло, где самый маленький и испуганный бельчонок в конце концов спасает целый лес, а замученная Золушка находит-таки своего принца.

Чем дольше ваш ребенок будет верить в чудеса, тем оптимистичнее и радостней будет его реальность.

Что входит в программу тренинга?

Вы научитесь писать сказки для вашего ребенка. Индивидуальные, учитывающие его характер, привычки, особенности.

В программе тренинга:

  • Упражнения на развитие образности вашей речи
  • Приемы писательского мастерства
  • Алгоритм создания коррекционной сказки
  • Основные правила и часто встречающиеся ошибки
  • Принципы построения сказок для лечения страхов
  • Приемы работы с детскими страхами
  • Сказки для детей с гиперактивностью, агрессией, деструктивным поведением
  • Сказки для налаживания семейных отношений
  • Терапия потерь и тяжелых переживаний

Вы узнаете:

  • Как меняются сказки с возрастом вашего ребенка?
  • Что можно понять о своем ребенке с помощью диагностической сказки
  • Как правильно выбрать главного героя?
  • Как сделать язык сказки живым и понятным ребенку?
  • Как правильно читать (или рассказывать) истории?

Научитесь:

  • Легко и быстро создавать поучительные истории
  • Расшифровывать послания детских рисунков
  • Напишите индивидуальную сказку для своего ребенка

Каждый родитель после окончания тренинга ОБЯЗАТЕЛЬНО СОЗДАСТ СВОЮ СКАЗКУ! Вы самостоятельно напишите психокоррекционную сказку для своего ребенка, ориентированную на конкретную проблему.

Оn-line поддержка

Главным достоинством этой программы является профессиональная on-line поддержка. На любые вопросы, которые у вас возникнут в процессе создания сказки, вы сможете получить ответ в течении суток.

Эта поддержка будет доступна вам в течении 3-х месяцев после окончания тренинга. По вашему желанию, ваши сказки могут быть вычитаны профессиональным редактором, который поправит стилистику и орфографию, и профессиональным детским психологом, который укажет на возможные терапевтические ошибки.

P.S. Сказки прекрасно подходят и для работы с взрослыми, ведь в душе каждого взрослого по-прежнему остался след его детства. Но это уже немного другая история.

Вы можете записаться на тренинг и задать все интересующие вас вопросы, нажав на кнопку ниже. Мы вам обязательно ответим!

Источник: https://spimenova.ru/treningi/skazkoterapiya-dlya-vashego-rebenka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.