Вышивание бисером православных икон

Содержание
  1. Грех ли – вышивать иконы?
  2. Богоугодное дело или профанация?
  3. Отличить настоящее искусство от китча
  4. Сначала–учиться
  5. Для дома – ничего страшного
  6. Лучше делать хорошее, чем запрещать плохое
  7. Вышивание бисером иконы
  8. Разбираем вышивание бисером иконы: основные моменты в работе с иконами
  9. по теме статьи
  10. Вышивка бисером иконы своими руками
  11. Значение цвета в православной иконе
  12. Лик иконы
  13. Жесты на иконе
  14. Мастер-класс по вышиванию иконы бисером
  15. С чего начать
  16. Как правильно вдевать нить в иглу
  17. Приступим к творчеству
  18. :  вышивание бисером иконы
  19. : вышиваем бисером икону мастер – класс
  20. Учимся правильно вышивать иконы бисером
  21. Подготовительный этап
  22. Подготовка рабочего места
  23. Материалы и инструменты для вышивки
  24. Работа над иконой»Святая Елена»
  25. Процесс работы
  26. Вышиваем икону «Умиление Пресвятой Богородицы»
  27. Подготовка к работе
  28. Процесс
  29. Казанская икона Божией Матери
  30. Вышиваем именные иконы
  31. Несколько советов
  32. Работаем с ювелирным бисером
  33. Особенности работы
  34. : мастер-класс по вышивке иконы бисером
  35. 🎬 Видео

Видео:№4. Как начинать вышивать иконы бисером. Уроки вышиванияСкачать

№4. Как начинать вышивать иконы бисером. Уроки вышивания

Грех ли – вышивать иконы?

Вышить «икону» сегодня может любая рукодельница, умеющая хоть как-то держать в руках нитку и иголку. Достаточно заглянуть в любой отдел товаров для рукоделия и среди различных образцов, в том числе, – с зайчиками, идиллическими пейзажами и так далее найти и приобрести образец, по которому можно вышить образ святого.

Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета Церковных художеств ПСТГУ:

Я ничего плохого не вижу в том, что рукодельница вышивает иконный образ, если в этом нет никакого дурного умысла.

Протоиерей Александр Салтыков

Но думаю, что она при этом должна получить на свою работу благословение священника. Если хорошо получается работа – то и пусть себе делает рукодельница вышивку.

Может быть, эта вышивка станет первым шагом к тому, что мастерица решит больше узнать о церковном искусстве, об иконе и об образе, на ней изображенном, затем и об иконографии. Может быть, захочет – и это главное – углубиться в духовную жизнь.

А ошибки – кто их не допускает?

Другое дело, что при продаже иконных образцов для вышивки все-таки нужно придерживаться благочестия и ставить их отдельно от «общей продукции», тем более рядом не должно находиться никаких непристойностей.

То есть нужна цензура, но умеренная, разумная, не полицейская, не так, чтобы «забрать и не пущать».

Богоугодное дело или профанация?

Ирина Языкова, кандидат искусствоведения

В последнее время стало модным занятием вышивать иконы. Кто вышивает крестиком, кто гладью, кто бисером, иные украшают стеклярусом, стразами и прочее. Но все это рукоделие к церковной традиции имеет весьма косвенное отношение.

Ирина Языкова

В истории церковного искусства, конечно, известны примеры шитых икон, великолепные образцы древнерусского шитья хранятся в Государственном Историческом музее, Третьяковской галерее, Русском и других музеях. Но древнерусское шитье – не совсем вышивка. И дело тут не только в технике. А в подходе, назначении, глубинном смысле.

Шитье всегда довольно широко использовалось в церковном обиходе, но при этом шитых икон было не так уж много. Иконы все-таки большей частью писали на досках. А шитыми делали плащаницы, пелены, воздухи, покровцы, хоругви, шитьем украшали облачения священства и т.д., то есть, все это были вещи, связанные с богослужением.

Чаще всего рисунок создавали иконописцы-знаменщики, как правило, мужчины, а вышивали по этому рисунку женщины. Этим занимались монахини или высокопоставленные мирянки: княгини, княжеские и боярские дочери. Причем сюжеты, особенно плащаниц, были глубоко продуманы богословски и литургически, и в этом всегда принимало участие образованное духовенство.

При таком подходе шитье никак невозможно назвать женским рукоделием.

Хотя и такой жанр процветал в Древней Руси, но рукоделие обслуживало бытовые потребности, и древнерусские вышивальщицы доходили до большой виртуозности: вышитые сорочки, сарафаны, полушалки, платки, скатерти, полотенца, белье и проч. поражают тонкостью работы, вкусом, самобытностью. Народное рукоделие было в большой чести и высоко ценилось.

Но народная вышивка и церковное шитье существовали параллельно, потому что для вышивки требовались только материал, фантазия да умелые руки мастерицы, а для шитья – знание канонов, иконографии, владение сложнейшей техникой золотного, лицевого и прочего шитья, да к тому же не просто благословение, но контроль Церкви, потому что шитые вещи делались для храмового употребления.

В древности никому не пришло бы в голову повесить в храме вышитую икону, да и в домашнем обиходе их практически не было. К иконе как к священному образу относились в высшей степени серьезно.

Со времен VII Вселенского собора утвердилось понятие, что икона должна быть сделана из прочного материала.

Даже бумажные иконные изображения появились не ранее конца XVII века, а в массовое употребление вошли в XIX веке.

https://www.youtube.com/watch?v=DFOILnY5UJ4

Но даже в Синодальный период, когда многие каноны церковного искусства были в забвении, никто не смешивал бытовую вышивку и создание иконы как священного образа. Да и взяться за создание иконы без благословения никто бы не посмел. Религиозная культура тогда была все же на определенной высоте.

Вышивальный бум в наше время связан с современной массовой культурой, которая не знает границ между сакральным и профанным. С одной стороны, человек хочет приобщиться к духовности, с другой – он не желает входить в нее глубоко, познавать каноны и смысл традиции, а приспосабливает под себя.

Казалось бы: что плохого в том, что некая раба Божия вышивает священный образ крестиком, а потом приносит освятить в церковь, и он будет висеть в ее комнате? Действительно, вроде ничего плохого нет. Вполне богоугодное занятие, подвигающее, как минимум, во время вышивания на благочестивые размышления. Но это на первый взгляд.

Если мы посмотрим на подобные изделия, как правило, они весьма невысоки по своему качеству. Обычно вышиты они по тем трафаретам, которые продаются в магазинах (церковных и светских, тут уж коммерция постаралась!), а эти трафареты сами по себе уже являются профанацией священного образа.

Плохие по рисунку, аляповатые по цвету, совершенно безвкусные, к тому же часто с ошибками в надписании и символике. А иная мастерица еще добавит что-то от себя. И выходит такой «шедевр», который очень трудно назвать иконой, священным образом. Словом, все это не более чем профанация.

Мне могут возразить. Во-первых, такие иконы освящают в храмах. Во-вторых, как правило, они вышиваются для себя, а не для храма. Да, освящают, к сожалению. У нас вообще освящение икон превратилось в некий формально-магический акт.

Любое изображение могут принести, и священник освятит, после чего оно якобы становится священным изображением. Но это не так.

Чин освящения как раз и был введен в Церкви в конце XVII века, когда производство икон стало выходить из-под церковного контроля и превращалось в рыночное производство.

И чтобы дать людям подлинные ориентиры, отсеять плохие, неумелые, неканоничные образы, был введен этот чин.

И священник вовсе не обязан освящать любое изображение, но лишь такое, которое отвечает канонам Церкви. Даже если эта икона для дома. Плохая икона после освящения вовсе не станет хорошей. А плохой образ сродни богохульству.

И второе. Если кто-то вышивает икону для себя, пусть ее и не выносит из дома, никому не показывает, любуется своим рукоделием сам. Но ведь хочется показать: вот я вышила не просто цветочек, а икону, посмотрите, какая я духовная! И тогда эта икона не во славу Божию, а во славу человеческую, а это грех гордыни.

Все это происходит от нашей низкой духовной культуры. Нам не хватает церковного просвещения, элементарной катехизации, подлинного воцерковления. А без этого Церковь нас не исцелит, не исправит, не преобразит. Напротив, мы ее обмирщаем, опускаем, вносим в нее массовую культуру, пытаемся устроиться в ней поудобней, а порой и переделать под себя. Но тогда причем тут Христос?

Отличить настоящее искусство от китча

Священник Андрей Давыдов, настоятель Никольского и Христорождественского храмов (Суздаль), иконописец

Искусство бывает разное. Оно необязательно строится на знании канонов, выработанных в столичных академиях. Но это всегда «искусство», то есть мастерство, которое приходит только с упорным трудом в данной области.

Священник Андрей Давыдов

Есть искусство Майя или аборигенов Австралии, которое называют «наивным» или «примитивным». Несмотря на то, что оно не основано на более привычных европейскому человеку мерках «классического» искусства, мы видим, что за работой этих «примитивных» мастеров стоит много труда, знания своей традиции, «школы» и профессионализма.

Сюда же входит и качество долговечности. Пройдя длительное обучение и приложив большие старания, и мастер и заказчик хотят, чтобы изделие существовало долго. Это изделие должно быть нужным настолько, что люди будут готовы тратить время и силы на обучение и работу.

https://www.youtube.com/watch?v=U2zSB9uorYI

Со священными изображениями еще труднее. Человек, желающий написать красками, вышить нитками или вырезать в дереве иконный образ, к которому можно будет обращаться с молитвой, помимо иконописных канонов и профессионального мастерства («Проклят всяк творяй дело Господне с небрежением»(Иер. 48,10)) должен иметь хорошее практическое знание о том, что такое молитва.

Это должен быть глубоко верующий человек, и только тогда он сможет вложить в изделие содержание своей веры. У неверующего человека не получится молитвенный образ, так как он не имеет глубокого личного молитвенного опыта, то есть не знает основного назначения иконы.

Если мы будем подходить к изделиям церковного искусства с такими высокими мерками, мы легко сможем отличить настоящее от фальшивки и искусство от безвкусицы и китча.

Сначала учиться

Протоиерей Николай Чернышев, клирик храма Святителя Николая в Кленниках, иконописец, член Патриаршей искусствоведческой комиссии, доцент кафедры иконописания ПСТГУ, руководитель мастерской

Разбирая вопрос о товарах, продающихся в современных сувенирных лавках, отделах для рукоделия, нужно честно отдавать себе отчет, что именно там продается и для чего.

Протоиерей Николай Чернышев

А если там продаются иконные изображения – не следует забывать цель и предназначение иконы. Сегодня это предназначение как литургического образа очень часто размывается и забывается, превращается во что-то иное, иногда – противоположное.

Но я подчеркиваю еще раз: икона – образ литургический, предназначенный для молитвы, для того чтобы человек, предстоящий перед образом, созерцал бы то, о чем молится Церковь, о том празднике, который совершается в конкретный день, о том святом, который вспоминается сегодня, или не обязательно сегодня.

Конечно, у иконы есть и миссионерская цель – нести через иконный образ тем, кто пока что не знает Христа, Благую весть о спасении мира Господом нашим Иисусом Христом. Поэтому икона существовала и существует не только в храмах. Но только не нужно забывать об этой цели.

Церковный образ может быть в других местах, но только при условии, что он – благовествует, а не используется в коммерческих целях. Потому очень важно спросить себя тем, кто занимается производством (в том числе и вышивкой), распространением, продажей иконных образов в различных вариантах: а для чего я это делаю?

Все-таки не стоит через святыню реализовывать нечестные коммерческие цели. Так же, как не стоит через святыню заниматься самовыражением.

И уж тем более нельзя смешивать в кучу святые образы, идиллические пейзажи, зайчиков, политических лидеров или непристойных женщин, а ведь именно так делают те, кто продает всевозможные «наборы для вышивок», предлагая рукодельницам все вышеперечисленное и не только на выбор.

Это – кощунство, насмешка над образом. Это говорит о состоянии нашего общества – и о тех, кто продает и о тех, кто покупает. И заставляет задуматься о состоянии общества в целом: осталось ли что-то святое для народа, как он относится к тому, что для него свято?

Если рукодельница хочет создать святой образ, ей надо учиться искусству иконописания, искусству вышивания образа. И в древности рукодельницы вышивали их, но – благоговейно, с молитвой, имея профессиональные навыки, которые приобретаются годами и десятилетиями. А не так: «Вышью я, пожалуй, икону, потому что мне так захотелось».

masterclassy.ru

Как правило, в итоге получается что-то смешное, кукольное, ненастоящее: кукольные лица, с губками-бантиками и накрашенными щечками изображения. Ведь зачастую их создают люди, не знающие, что такое икона, не стремящиеся к ее изучению, к постижению Священного Писания, не знающие, чему должна служить икона, не отличающие икону от сувенира и не понимающие, как именно создается настоящая икона.

Для дома – ничего страшного

Александр Лавданский, иконописец

Меня коробит, что образцы для вышивания икон можно купить среди прочего, далекого от иконы, а часто даже от просто благочестия. Потому что икона – это святыня. Ну, если уж совсем не удается не продавать образцы, почему бы не выставить их совсем отдельно?

Александр Лавданский

https://www.youtube.com/watch?v=f61zif9oRPs

А тот факт, что икону тиражируют в какой-то другой технике и не очень профессионально – меня это не смущает. Крестиком, гладью вышивает рукодельница, как умеет – ничего в этом плохого не вижу. Лишь бы было минимальное понимание того, что это не просто изображение, а прикосновение к литургическому искусству.

Бывает, что не получилось у человека узнать получше, что такое икона, поглубже вникнуть в традицию. Но Господь приветствует устремления человека.

Наверное, ошибки здесь возможны, но все зависит от конкретного случая. Бывают вредные ошибки, то есть неправильности с богословской точки зрения. Например, ни разу не читав Евангелия, человек начинает изображать Рождество Христово. Но надо сказать, что в молодости я и сам этим грешил. Уже потом я увидел, что допустил серьезные ошибки.

А могут быть вещи не важные, например, касающиеся эстетики: допустим, слащавость в изображении. Это, конечно, плохо, но не столь серьезно, как первые варианты.

А в целом – не страшно, если рукодельница вышьет, как может, икону, повесит на стену дома. Другое дело, если она принесет ее в храм и какой-нибудь непонимающий батюшка выставит ее для всеобщего поклонения… Этого, понятно, не стоит делать.

Лучше делать хорошее, чем запрещать плохое

Александр Соколов, иконописец

Я люблю цитировать Председателя Мао, который сказал, что пусть цветут сто цветов.

Александр Соколов

Дурна или нет самодеятельная вышитая икона – нужно смотреть в каждом отдельном случае. Но ничего предпринимать не нужно.

В современном мире церковное искусство – «элитарное». И потому оно находится как бы в стороне от «основной жизни»…

Но все равно, что в этом такого, если какая-нибудь дама месяц назад вышила пейзаж, а вот сегодня решила вышить икону?

Меня больше возмущает не то, что какая-то тетя вышивает крестиком, а то, что, например, у Европы новое лицо – бородатая женщина. И что, я буду выступать против бородатой женщины? Отвернусь просто.

Лично свою задачу я вижу в том, чтобы создавать что-то качественное, настоящее, а не в том, чтобы бороться против чего-то. Как при воспитании детей – мы не можем отвадить их от каких-то дурных привычек или привить им хороший вкус, запрещая пробовать всякую гадость. Мы должны давать им что-то хорошее, после чего они не захотят употреблять низкопробную массовую продукцию.

Видео:Можно ли самостоятельно вышивать иконы? (прот. Владимир Головин, г. Болгар)Скачать

Можно ли самостоятельно вышивать иконы? (прот. Владимир Головин, г. Болгар)

Вышивание бисером иконы

Это очень кропотливое и почти ювелирное занятие требует от рукодельницы большого терпения и усидчивости, но конечный результат стоит того и приводит в восхищение.

Наряду с созданием разнообразных картин и украшений бисером одежды и аксессуаров большое распространение получило среди мастериц вышивание бисером различных религиозных икон. Работать с бисером гораздо сложнее, чем вышивать нитками.

Чтобы работа получилась аккуратной, ровной и не стянутой, перед началом вышивания нужно тщательно подобрать бисер по размерам и цвету. Для желающих заняться таким увлекательным и интересным досугом можно посмотреть, как выглядят готовые иконы и как они красивы.  

В этой статье будет дано пошагово описание вышивания бисером для начинающих рукодельниц с подробными видео и фото инструкциями.

Разбираем вышивание бисером иконы: основные моменты в работе с иконами

На сегодняшний день существует 2 варианта вышивания различного размера бисером :

1.  В первом варианте лик вышивается гладью, а облачение бисером.
2. По второму варианту на ткань накладывается бумажная икона, и вышивается только облачение и оклад.
Ещё очень хочется заострить внимание на одном нюансе при работе с иконами.

Если Вы в своей работе вышиваете бисером лик, и потом захотите освятить готовую работу в церкви, то имейте в виду, что священники откажутся это сделать. Потому что по православным канонам создавать лики святых могут лишь монахи и монахини.

Поэтому при создании икон лучше постараться, чтобы лик был напечатан или нарисован.

https://www.youtube.com/watch?v=RFrT01fmj9o

Чтобы творение выглядело очень аккуратно, следует выбирать качественный бисер одинакового размера, лучше чешский или японский. Нитки использовать прочные, они не должны рваться, растягиваться или перекручиваться. Немаловажное значение имеет выбор игл для такого трудоёмкого процесса. Иглы должны быть с тонким острием и маленьким ушком, чтобы могли войти в отверстие бисеринок.

Ещё хотелось бы обратить внимание на подготовку рабочего места. Условия для работы должны быть комфортные. Вышивать лучше всего сидя за столом. Все отобранные бисеринки поместить в менажницу. Справа от себя положить схему для вышивания. Поверхность стола желательно покрыть белой скатертью или бумагой, чтобы в случае потери бисеринки её легко можно было отыскать.

Для вышивания иконы нам понадобятся :

1. Ювелирный бисер2. Канва с рисунком3. Иголка4. Пяльцы5. Нитки

6. Стразы, бусинки и полудрагоценные камни.

Чтобы создавать шедевры, сначала нужно научиться правильно пришивать бисеринки к ткани. Для этого пошагово выполняем следующие пункты :

1. Вдеваем нитку в иголку2. Нанизываем бисер соответствующего цвета на иголку3. Иголка вставляется в нижний левый угол клетки канвы4. Подтягиваем нитку и пришиваем бисеринку, вставляя иглу в верхний правый угол клеточки. Первую и последнюю бисеринки пришиваем дважды, чтобы края в дальнейшем получились ровные.5.

Нанизываем вторую бисеринку, и таким образом идём до конца ряда.6. Второй ряд вышивается уже в обратном направлении слева направо.  Для этого иголка выводится из верхнего левого угла клетки и после нанизывания бисеринки вводится в нижний правый край клетки канвы.

Работая с бисером, важно не допускать перетягивания нити, иначе это может испортить рисунок. Работу можно создавать или сверху вниз или снизу вверх. Особого значения это не имеет, тут дело вкуса.

  Если в процессе работы выяснилось, что цвет пришитой бисеринки не совпадает, это можно исправить, аккуратно раскусив её плоскогубцами и пришив на её месте бисер нужного цвета. Схема пришивания бисера прилагается.

В настоящее время существует много специализированных магазинов для рукоделия, где любая даже самая привередливая мастерица сможет приобрести всё необходимое для работы. В таких магазинах есть не только огромный выбор фурнитуры, но и уже готовые схемы для вышивания на любой вкус.

Очень много схем можно приобрести и в интернет — магазинах. На схемах каждая клеточка имеет определённый цвет, и в этом месте мы должны пришивать бисеринку именно такого цвета. Под схемой дан список всех цветов, используемых в вышивке.  Мы выбрали схему иконы Николая чудотворца.

Для тех, кто собирается вышивать икону бисером в первый раз, советуем приобрести в магазине уже готовый комплект, в котором кроме схемы вы найдёте и бисер всех необходимых в работе цветов, и иглы, и описание последовательности работы. Такие укомплектованные наборы особенно подходят новичкам.И в результате кропотливой работы мы получили вот такой маленький шедевр!

по теме статьи

И в заключение статьи приводится подробный мастер класс вышивки иконы в видео. Очень надеемся, что это короткое руководство по методам вышивания бисером поспособствует вам в создании неповторимых и красочных шедевров.

Видео:Можно ли вышивать иконы крестиком или бисером? Запреты и тонкости от известного религиоведа!Скачать

Можно ли вышивать иконы крестиком или бисером? Запреты и тонкости от известного религиоведа!

Вышивка бисером иконы своими руками

Сейчас стало очень модным увлечением – вышивание бисером, особенно икон.

Такое изделие можно использовать не только для того, чтобы украсить свой дом, такая вышивка будет служить отличным подарком на День Рождения, на свадьбу, на рождение ребёнка, ведь помимо того, что это очень красиво, изделие может служить настоящей иконой, если её освятить в церкви, при этом она будет эксклюзивным подарком. Очень хорошим подарком будут именные иконы (Святая Елена, Святая Татьяна…)

Вышивание икон бисером своими руками – это занятие очень увлекательное, интересное, но при этом, ещё и очень кропотливое, можно сказать, даже ювелирное, которое потребует от рукодельницы немало терпения, усидчивости и старания. Работать с бисером гораздо сложнее, чем с нитками, поэтому но научиться вышиванию бисером гораздо быстрее.

Необходимо тщательно подбирать бисеринки по размеру и по цвету, чтобы работа получилась красивой и аккуратной, изображение было ровным, не стянутым и, в тоже время, чтобы нитки крепко держали бисерины и не давали им провисать.

Перед тем, как взяться за это увлекательное и непростое занятие, можно изучить фото готовых уже работ, чтобы иметь представление, как это должно выглядеть в идеале.

Многие рукодельницы, которые собираются взяться за вышивание иконы из бисера, задумываются над тем, а есть ли необходимость в том, чтобы попросить на это занятие благословения у священника в церкви, можно ли вообще обычному человеку делать подобные вышивки и нужно ли прочитать молитву, перед тем, как приступить к своему рукоделию.

Вообще, среди людей бытуют разные мнения, кто-то считает, что такой вид рукоделия – это прекрасно, но есть и те, кто осуждает такие занятия и считает греховными. Даже священники относятся к этому по-разному. Некоторые считают, что не может простой человек вышивать бисером иконы и отказываются дать благословение на это.

Но большинство священнослужителей благословляют на такое занятие, считая, что любой труд благороден и делается исключительно, чтобы прославлять имя Божие, тем более, что все иконы написаны людьми.

В общем, если хочется, чтобы будущая икона была настоящей, а не просто красивой картинкой, умело сделанной своими руками, то лучше получить благословение.

https://www.youtube.com/watch?v=mMUGwy6nh0I

Перед тем, как приступить к выполнению своего замысла, неплохо было бы прочитать молитву, чтобы работалось быстро и легко.

Нельзя заниматься подобной вышивкой, если вы находитесь в плохом настроении, нервничаете, поссорились с кем-то, обижены или злитесь, думаете о чём-то дурном, нужно стараться, чтобы мысли были исключительно светлыми, а расположение духа – добрым. Если не получается взять себя в руки, то лучше, опять же, прочитать молитву, которая поможет успокоиться.

После того, как вышивка будет готова, её лучше освятить в церкви, чтобы она была настоящей иконой, перед которой можно читать молитвы.

И помните, работа, выполненная своими руками, обладает мощной энергетикой, поэтому вышивайте икону, вкладывая в неё всю свою душу, всю свою доброту, чтобы она принесла вам или тем, кому будет подарена, свет, радость, помощь и защиту от зла.

Значение цвета в православной иконе

Чёрный – это цвет, который означает смерть или является символом зла.

Серому цвету придаётся значение пустоты и небытия, а также он означает смешение добра со злом. Его не следует использовать и если схема вышивки предполагает его применение, то лучше будет, если вы замените его на какой-либо другой.

Коричневый символизирует прах и тот факт, что ничто не вечно на Земле. Смесь коричневого и пурпура в одеждах Божьей матери, призван напоминать о том, что жизнь человека подвластна смерти.

Пурпур символизирует Бога на небесах и царя земного, только императорам было дозволено использовать этот цвет в своей одежде. В храмах было всегда принято обтягивать переплёт Евангелия пурпурной тканью.

Божья Матерь – это царица Небесная, поэтому в иконописи её одежда всегда изображалась пурпурной.

  • Зелёный – это жизнь, молодость, надежда;
  • Цвета синей гаммы – это Небеса, символ вечности, Царства Небесного. Это цвет Божьей матери;
  • Красный – это жизнь и любовь. Красный символизирует победу жизни над смертью – это цвет крови Христа, которая была пролита во имя его великой жертвы ради искупления грехов человечества;
  • Золото – это цвет Величия Бога, его сияние и свет;
  • Белый — обозначает чистоту, святость, Божественный свет. На иконах, как правило, в одеждах белого цвета изображают святых, ангелов, младенцев и праведников.

Лик иконы

Лучше всего, чтобы лик не был вышит, хотя, можно его и вышить, встречаются иногда и такие варианты, но, по церковным канонам, это допустимо только людям, имеющим сан монаха или монахини, и живущим в монастыре.

Поэтому всё же лучше, чтобы на вашей вышивке лик был нарисован или напечатан, поскольку недопустимо, чтобы мирской житель в мирских условиях творил лики святых. Вряд ли священник согласится освятить икону с вышитым ликом.

Учтите этот нюанс, если собираетесь освящать изделие, проследите, чтобы на основе, которую вы приобретёте с изображением именного образка, Святой Елены, Казанской Божьей Матери, умиления Богородицы, Неупиваемой чаши и так далее, был очень хорошо прорисован лик.

Жесты на иконе

Немаловажными являются и жесты, поскольку в религии всё имеет своё значение. Если на именном образке (или любом другом) рука прижата к груди – это символ сопереживания.

Когда рука поднята вверх – это означает, что святой, как бы призывает всех покаяться. Рука протянута вперёд, а ладонь, при этом, раскрыта – такой жест говорит о покорности и повиновении. Руки подняты к верху – молитва о мире.

Если обе руки протянуты перед собой, то это символ просьбы о помощи. А прижатые к щекам руки говорят о печали.

Мастер-класс по вышиванию иконы бисером

Выполнять такую ювелирную работу можно на ткани, на канве без нанесения на неё рисунка, а также по канве, на которую рисунок уже нанесён, остаётся только подобрать к изображению иконы бисером подходящие материалы (бисер, иглы и нитки) и приступить к творчеству.

Существуют также и уже готовые собранные наборы, в которых есть всё необходимое – канва с нанесённым на неё изображением, схема, иглы и уже подобранный по цветам и размеру бисер.

Такой набор наиболее удобен, работать с ним легче – это идеальный вариант для начинающих мастериц.

https://www.youtube.com/watch?v=KYzIJDDNq1Y

Самые распространённые виды икон, которые чаще всего выбирают рукодельницы для вышивания – это именные иконы, Казанская Божья Матерь, умиление Пресвятой Богородицы, Неупиваемая чаша, святая Елена равноапостольная.

С чего начать

Рукодельницам начинающим проще будет научиться, если подробно изучить видео с записью мастер-класса, а когда появится опыт и навык, то для работы достаточно будет схемы. Также можно воспользоваться подробной инструкцией с пошаговыми фото, на которых подробно показаны все этапы творчества.

Чтобы ваше творение выглядело красиво, аккуратно ювелирно, необходимо правильно выбрать для него бисер.

Здесь экономить не стоит, поскольку китайский и не очень качественный материал будет не удобен в работе, он может различаться немного по цвету, что в готовом изделии может быть очень заметно.

Но, самое главное, дешёвые бисерины не будут одинакового размера и идентичной формы, что в данном случае, недопустимо. Лучше использовать более дорогой, но идеально качественный материал, форма и размер которого идеально одинаковые.

Нитки также нужно выбирать очень тщательно. Они должны быть прочными, не должны вытягиваться, рваться и истираться. Идеальным вариантом будет использование ниток из шёлка или хлопка, а также из полиэстера (они не перекручиваются).

Выбор игл немаловажен, необходимы иглы с острым кончиком, маленьким ушком, маленького диаметра, подходящие для ювелирной работы, чтобы они могли легко и без усилий проходить через отверстия бисеринок. Лучше купить сразу штук 20 таких игл, чтобы был запас, поскольку они тонкие, часто гнутся и ломаются.

Если ваше изделие будет крупного размера (больше, чем формат А5), то, перед тем, как приступить к вышиванию, необходимо натянуть канву на пяльцы (из дерева или ПВХ), чтобы она была надёжно зафиксирована. Пяльцы помогают не испортить работу, избежать перекашивания канвы, соблюсти её необходимое натяжение.

При выборе схемы необходимо обратить внимание на следующие моменты: если вы опытная мастерица, то схему можно придумать самой, можно также самостоятельно перенести её с понравившейся бумажной картинки на канву, либо воспользоваться специальной компьютерной программой (сервисом в режиме онлайн), которые способны превратить любую картинку в схему для вышивания. Но если вы хотите, чтобы ваш шедевр был высокохудожественным, то вышивка бисером иконы будет осуществляться по купленной в специализированном магазине высококачественной основе, на которую правильно и аккуратно нанесён рисунок. Схема для бисерной вышивки идентична схеме для вышивки нитками, только в случае с нитками, каждый цветной квадратик символизирует один крестик такого же цвета, как квадратик, а в случае с бисером, каждый квадратик – это одна бисеринка цвета, соответствующего цвету квадратика.

Как правильно вдевать нить в иглу

На самом деле, у начинающих рукодельниц этот вопрос возникает довольно часто и иногда превращается даже в целую проблему. Бывает даже и так, что для них процесс вдевания нити в иглу оказывается более длительным и сложным, чем сам процесс вышивания иконы бисером.

Существует несколько секретов, как вдевание нити упростить и сделать удобным.

Во-первых, можно воспользоваться обыкновенным лаком для ногтей: в него окунается кончик нити, когда лак наполовину высыхает – нужно пальцами сжать этот кончик, чтобы он сплющился и легко проходил в игольное ушко, далее лаку дают досохнуть до конца – после такой процедуры вдеть нитку в иглу очень просто и легко. Второй способ – пропустить кончик нити через восковую свечу или кусочек воска. Ну, и третий вариант создания иконы бисером, который подходит, только если используется искусственная нить (нейлон), при помощи зажигалки или спичек опаливается кончик.

Если текстового описания этого занятия не достаточно и процедура до конца понятна, то можно воспользоваться, видео или фото мастер-классом, где всё наглядно и понятно.

Приступим к творчеству

Итак, начинаем вышивание бисером иконы (Именной, Казанской Божьей Матери, Умиления Пресвятой Богородицы, Святой Елены, Неупиваемая чаша).

После того, как мы рассмотрели главные нюансы, без которых не обойтись, чтобы добиться высокого качества конечного результата, пора перейти непосредственно к самому мастер-классу.

Для начала необходимо определиться – как будет вестись работа, снизу вверх или сверху вниз. На самом деле это не важно и тут каждая мастерица выбирает такой способ, который удобен лично ей.

Единственное правило, которое необходимо соблюдать – нельзя менять направление, то есть если начали вышивать снизу вверх, то так нужно делать до конца, нельзя потом вдруг взять и продолжить работать сверху вниз.

https://www.youtube.com/watch?v=aHuiW5PNRhE

Чтобы рисунок был крепким и держался, необходимо закреплять каждый вышитый ряд – самая первая и самая последняя бисеринки в ряду крепятся при помощи двойного стежка. Чтобы было понятнее, посмотрите видео или фото, которые отражают эту несложную процедуру.

:  вышивание бисером иконы

Нитку лучше брать не длинную, чтобы она не запутывалась, не завязывалась в узлы и не мешала вам, отнимая время.

Пришивание бусинок к основе может осуществляться двумя способами:

  •  каждая бусинка пришивается отдельным стежком;
  •  пришивается сразу несколько бусинок за один стежок, так называемым столбиком.

Вышивать столбиками сложнее, это более ювелирное занятие, так как ряды могут получиться неровными, такой способ можно использовать только вышивальщицам с опытом, так как неопытная мастерица, избрав для себя этот метод, может только испортить свой шедевр. Поэтому, если вы только начинаете приобщаться к этому хобби, то лучше всё же пришивайте каждую бусинку отдельно, тогда изображение получится ровным и аккуратным.

Когда заканчивается нитка, необходимо бусинку обшить два раза, после чего хвостик нити нужно спрятать под соседними стежками. Опытные рукодельницы завязывают хвостик в узелок, но тут необходимо строго следить, чтобы не стянуть нить и канву.

Вышивка иконы своими руками с применением бисерной техники работы рядами хоть и ювелирная, но не слишком трудная и научиться её выполнять, при желании, можно.

Нить сначала закрепляется на канве, далее игла выводится на лицевую сторону, набираются на нитку бусинки, теперь нитка закрепляется в последней клеточке ряда, а потом через каждые 1-2 бусинки нитка скрепляет ряд. Крепить обязательно нужно между бусиночками, а не сквозь них.

Следует учесть тот факт, что такой способ можно выбирать только в том случае, если бусиночки идеально одинаковые по размерам и форме.

Нимб на именном образке, точно, как и у Казанской Божьей Матери, умиления Пресвятой Богородицы, Святой Елены равноапостольной, на иконе Неупиваемая чаша, и другие, вышивается жемчугом. Можно воспользоваться имитацией жемчуга, а можно использовать и ювелирный жемчуг.

Нимб лучше начинать от внешнего его края, а не от того, который близок к лику, так он получится красивым и ровным, если же начать его вышивать от лика, то работа может получиться неровной. Также, чтобы нимб был ровным, лучше воспользоваться для работы над ним цельной нитью.

Для нимба используется не один только жемчуг, а удачное его сочетание с бисеринками, тогда он будет выглядеть ажурно.

Если возникают сомнения по поводу того, как лучше для определённого образка сделать нимб, то перед тем, как взяться за него, можно найти фото готового изделия (умиления Богородицы или другого, в зависимости от того, что вы выбрали) и посмотреть, какие возможны варианты, выбрать то, что ближе к вашему образу, или то, что будет более приемлемо для осуществления на вашем уровне мастерства.

Мы рассмотрели, как должна осуществляться вышивка бисером икон в общем, но чтобы работать над конкретным образом было проще, воспользуйтесь фотографиями или видеороликами с поэтапным объяснением процесса вышивания конкретной иконы (Святой Елены равноапостольной, умиление Пресвятой Богородицы, Казанской Божьей Матери, Неупиваемой чаши, Именной иконки).

: вышиваем бисером икону мастер – класс

Видео:Вышивка бисером. Православная икона "Богородица Казанская" от "Nova Sloboda"Скачать

Вышивка бисером. Православная икона "Богородица Казанская" от "Nova Sloboda"

Учимся правильно вышивать иконы бисером

Основное отличие церковной вышивки от светской состоит в том, что занятый работой человек получает не только эстетическое удовольствие, но и стремится полнее раскрыть внутренний смысл образа.

Общепринятым способом вышивания издавна считается лицевое шитье, приближенное по художественной выразительности к мастерству иконописца. Работа над иконой — титанический труд, в первую очередь духовный. Поэтому этот метод вышивания требует не только совета священника, но и его благословения.

Сегодня вышивать бисером иконы принято в трех вариантах:

1. Первый предполагает накладывание бумажной иконы на ткань и обшивание только оклада и облачения.

2. Работая по второму варианту, мастерица вышивает бисером облачение, а лик — методом лицевого шитья.

3. Третий способ: вышивать нужно крестиком, по счетной схеме. Важно помнить, что в таком случае работа не будет считаться каноничной.

Подготовительный этап

Перед тем как вы приступите к столь сложному и серьезному процессу, как вышивание бисером иконы, обязательно должна прочитаться молитва. Это может быть как молитва «Перед началом всякого дела», так и обращение к Богородице.

https://www.youtube.com/watch?v=zjxkBWQALsA

Огромное значение играет яркий свет, поскольку вышивка бисером предполагает как остроту зрения, так и максимальную точность.

Подготовка рабочего места

Правильно будет вышивать за столом. Помните о том, что немаловажно создать себе комфортные условия для работы:

1. Покройте рабочую поверхность тканью белого цвета. Если бисеринка упадет с иглы, то обнаружить ее не составит труда.

2. Поместите бисер в менажицу (каждый цвет в «своей» ячейке), для удобства наклейте на ней номера, соответствующие схеме.

3. С правой стороны от себя положите схему, по которой будете работать.

4. При помощи нитки разметьте материал на квадраты 10 на 10 клеток.

Материалы и инструменты для вышивки

Для вышивания иконы бисером вам потребуются следующие «ингредиенты»:

  • канва с рисунком;
  • чешский (или ювелирный) бисер;
  • иголка;
  • инструкция (актуально для начинающих);
  • пяльцы (квадратные или круглые);
  • нитки (для начинающих отлично подойдет мононить);
  • камни (полудрагоценные и поделочные);
  • стразы;
  • бусинки (размеры разные).

Работа над иконой»Святая Елена»

Изготовление иконы своими руками предполагает, что вышивать можно вертикальными и горизонтальными рядами. Начинать можно как с нижней, так и с верхней части. Икона «Святая Елена» считается наиболее простой по исполнению.

По мнению опытных мастериц, для изготовления иконы «Святая Елена»наиболее правильно начинать вышивать с верхнего правого угла и продвигаться горизонтальными рядами. Нить крепится на изнанке, затем выводится на «лицо» работы в правый нижний угол.

Как правильно вышивать лик иконы «Святая Елена», расскажет мастер-класс. Следуйте ему, и у вас непременно все получится.

Процесс работы

Процесс вышивания иконы «Святая Елена»выглядит следующим образом:

  • бисеринка (цвет соответствующий) нанизывается на иголку;

  • иголка вставляется в верхний левый угол клетки канвы;
  • нитка аккуратно подтягивается и бисеринка пришивается (при работе с бисером важно помнить о том, чтобы работу не «повело». Для этого первая и последняя бисеринки пришиваются дважды);
  • нанизывается вторая бисеринка, и таким образом прорабатывается весь ряд. Внимательно следите за порядком и следованием схеме. Цвет должен подбираться в соответствии со схемой;
  • далее процесс вышивания иконы «Святая Елена»предполагает следование в обратном направлении, слева направо. Для этого иголка выводится из верхнего левого угла клетки канвы, и, после нанизывания бисеринки, вводится в нижний правый край клетки;

  • огромное значение имеет местонахождение нити. Работая над фрагментами, вы должны помнить о том, что перетяжка нити на изнанке может испортить рисунок;
  • немаловажное значение имеет вышивание частями. Сначала следует закончить одну сторону, затем переходить к другой.

Важно помнить

Если один ряд оказался длиннее или короче предыдущего, можно дважды пришить последнюю бисеринку, а затем вернуться на изнаночную сторону и небольшими стежками дойти до необходимого участка.

Если же цвет пришитой бисеринки случайно оказался неподходящим, то можно воспользоваться круглогубцами или плоскогубцами.

Аккуратно «раскусив» ошибочный элемент, пришейте ту бисеринку, цвет которой подходит рисунку.

Вышиваем икону «Умиление Пресвятой Богородицы»

Иконы из бисера нередко «участвуют» в оформлении Храма. Особой любовью верующих пользуется икона «Умиление Пресвятой Богородицы», молитва которой помогает девочкам и девушка достойно пройти все непростые этапы взросления.

Вышивание этой иконы бисером требует некоторого опыта. На фото икона, вышитая своими руками, смотрится очень эффектно.
Сложность заключается в проработке мелких элементов — глаз, пальцев и губ святых.

Схемы, имеющиеся в продаже, предполагающие наличие напечатанных на ткани ликов, позволяют справиться и с этой трудностью.

https://www.youtube.com/watch?v=bmmpd-EKArI

Вышить икону «Умиление Пресвятой Богородицы» своими руками вам поможет мастер-класс. Не забудьте, что перед работой должна прочитаться особая молитва.

Подготовка к работе

Многие схемы икон больше подходят для вышивки крестиком. Но, судя по рекомендациям фото и видео мастер-классов, можно просто подбирать бисеринки под цвет и вышивать иконы из бисера.

Опытные мастерицы, делящиеся своими секретами на фото и видео уроках, советуют для работы над этой иконой работать с канвой «Аида 14» и чешским бисером № 10.

Процесс

Для того чтобы понять, какой размер ткани понадобится, можно сосчитать все клеточки канвы и прибавить по одному сантиметру по краям. Перед работой нужно тщательно заправить канву в пяльцы.

Ширина полотна составляет 149 бисерин, а длина — 150 бисерин.

Процесс вышивания иконы «Умиление Пресвятой Богородицы» выглядит следующим образом:

  • Перед тем как приступить к вышиванию, нужно натянуть нити и закрепить рабочую нить при помощи узелка;
  • Затем наберите на рабочую нитку бисеринки для первого ряда;
  • Проведите нить под основу (слева направо) таким образом, чтобы каждый из элементов оказался между 2-мя нитями основы;
  • На одном из видео-уроков рукодельницы советуют протянуть иголку с рабочей нитью справа налево сквозь каждую бисеринку поверх нитей основы;
  • Перед переходом ко второму ряду, как следует натяните нить;
  • На следующем этапе необходимо вышить второй ряд иконы «Умиление Пресвятой Богородицы». Для этого наберите нужные по узору бисеринки, проведите рабочую нитку под нитями основы и натяните ее;
  • Над бисеринами первого ряда установите несколько бисеринок (между нитями);
  • Протяните иголку с рабочей ниткой сквозь каждую бисеринку (техника та же — поверх нитей основы, справа налево);
  • Точно таким же образом проработайте третий ряд;
  • Тщательно закрепите все нити.
  • Икона «Умиление Пресвятой Богородицы» будет полностью готова после того, как вы вышьете все элементы схемы. При желании вы можете оформить работу качественным жемчугом.

    Казанская икона Божией Матери

    Для создания из бисера иконы Казанской Божьей Матери вам предстоит придерживаться смешанной технике. По тому же принципу выполняется и икона «Неупиваемая чаша».

    Схемы находятся в свободном доступе, но также вы можете работать с картинкой, найденной у нас на сайте.

    Если вы будете следовать всем рекомендациям, которые предлагает мастер-класс, то в скором времени ваша работа будет радовать вас и ваших близких.

    «Казанская икона Божией матери», равно как и икона «Неупиваемая чаша», предполагает использование смешанной техники вышивки крестом и бисером:

    • швы «удлиненный крест» и «простой крест»;
    • шов «полукрест» (счетная вышивка бисером);
    • арочный шов (счетная вышивка бисером).

    Вышиваем именные иконы

    Не так давно огромной популярностью стали пользоваться вышитые бисером именные иконы, или лики ангелов-хранителей. Важно помнить, что «персональных» святых может быть несколько, поэтому перед работой важно получить консультацию священника.

    Несколько советов

    Для того чтобы ваши именные иконы получились идеальными, помните о том, что:

    • критерием качества является ровность, и вышивать нужно диагональными или горизонтальными рядами, производя ввод и вывод иголки в одном и том же «пункте»;
    • если именные иконы будут надежно «спрятаны» под стеклом;
    • именные иконы должны вышиваться на льняной ткани.

    Готовую работу можно оформить жемчугом.

    Работаем с ювелирным бисером

    Вышивка бисером иконы нередко сравнивается с ювелирным мастерством. И в самом деле, работа с ювелирным бисером требует не только усидчивости и терпения, но и определенных знаний и умений. В этом случае вышивка бисером иконы предполагает выполнение работы, практически незаметной глазу.

    Особенности работы

    Вышивка бисером иконы высоко ценится знатоками искусства. Для того чтобы корректно вышить икону ювелирным бисером, нужно придерживаться следующих правил:

  • Вышивание картины ювелирным бисером предполагает работу не по цветам, а рядами, в направлении сверху вниз;

  •  При работе с ювелирным бисером важно следить за тем, чтобы полотно было хорошо натянуто на раму (пяльцы);
  • По ходу работы с ювелирным бисером может потребоваться несколько оттенков одновременно. Помочь может специальный «бисерный» органайзер;
  • При вышивании картины ювелирным бисером каждый элемент рекомендуется сразу поддевать иголкой.
  • Многие мастерицы, работающие с ювелирным бисером, рекомендуют обратить внимание на материал чешского или японского производства. Икона, оформленная жемчугом, может стать настоящим украшением как домашнего иконостаса, так и Храма.

    : мастер-класс по вышивке иконы бисером

    🎬 Видео

    Можно ли вышивать иконы бисером ?Скачать

    Можно ли вышивать иконы бисером ?

    Начало вышивки иконы бисером. Игольница своими руками.Скачать

    Начало вышивки иконы бисером. Игольница своими руками.

    Иконы бисеромСкачать

    Иконы бисером

    Вышивать ли иконы бисером. Священник Игорь СильченковСкачать

    Вышивать ли иконы бисером. Священник Игорь Сильченков

    вышивка бисером, иконы.Скачать

    вышивка бисером, иконы.

    Мастер класс по вышивке бисером иконы .Скачать

    Мастер класс по вышивке бисером иконы .

    вышивка бисером, иконы.Скачать

    вышивка бисером, иконы.

    Вышивка бисером. Икона ювелирным бисером.Скачать

    Вышивка бисером. Икона ювелирным бисером.

    Вышивка как волшебство. #вышивка #православие #ручная_работа #икона #мастерскаяшурочка #иконабисеромСкачать

    Вышивка как волшебство. #вышивка #православие #ручная_работа #икона #мастерскаяшурочка #иконабисером

    Процесс вышивки иконы бисеромСкачать

    Процесс вышивки иконы бисером

    вышивка бисером. Богородица ЗнамениеСкачать

    вышивка бисером. Богородица Знамение

    Вышивка бисером иконы от "Русской искусницы". Начало новой работы.Скачать

    Вышивка бисером иконы от "Русской искусницы". Начало новой работы.

    Вышивка Бисером Икона Святой Владимир | Ювелирный Бисер - как это?Скачать

    Вышивка Бисером Икона Святой Владимир | Ювелирный Бисер - как это?

    Вышивка бисером. Православные иконы и картины. Татьяна Андреева. Ручная работаСкачать

    Вышивка бисером. Православные иконы и картины. Татьяна Андреева. Ручная работа

    Вышивка крестиком и бисером. Православная икона "Святой Николай Чудотворец" от фирмы "Nova sloboda"Скачать

    Вышивка крестиком и бисером. Православная икона "Святой Николай Чудотворец" от фирмы "Nova sloboda"

    Мир вышивки Православные иконыСкачать

    Мир вышивки   Православные иконы
    Поделиться или сохранить к себе: