Христианская икона святого Константина

Содержание

Икона Константина и Елены – Рукописная икона | Москва

Христианская икона святого Константина

Рукописная икона Константина и Елены. На золотом фоне иконы, словно в свете Божественного сияния, нашему взору открываются величественные фигуры святых равноапостольных Константина и Елены. Святые держат Животворящий Крест Господень.

Константин одет в багряный хитон, Елена в алую тунику. Главы их венчают короны. Багряно-красные цвета одежд, их богатое украшение, царственные венцы, показывают нам высокое достоинство святых помазанников Божиих.

 Колористическое решение иконы подчиняется общей гармонии образа, удачно построенного на контрасте алого и золотого цвета.

Правильные, гармоничные черты лица олицетворяют духовную красоту небожителей.

Выражение лиц строгие, без излишней чувственности и эмоциональности, показывают отрешенность от мира, сосредоточенность в служении Господу. Лики написаны нежными охристыми плавями.

Розоватые тона румянца и губ, контрастируют с оливковым цветом санкиря, что придает ликам дополнительный объем и выразительность, мягкость и теплоту.

Прямые и широкие складки одежд задают определенный ритм и движение иконе, выражают полноту упорядоченности духовных сил. В их строгом геометрическом построении проявляется упругость духовной энергии. Все элементы иконы прописаны тонкими, прозрачными плавями, которые придают глубину, мягкость, неземную воздушность облику святых Константина и Елены.

Данная икона икона является списком с Византийской иконы “Святой равноапостольный царь Константин и матерь его  царица Елена”.

Икона Константина и Елены выполнена в каноническом стиле, с соблюдением вековых традиций иконописания.

При написании иконы применялась чистая и естественная природная палитра цветов: минералы, полудрагоценные камни, охры, земли вручную перетертые курантом и замешанные на желтке.

Богатая цветовая палитра натуральных пигментов, позволила добиться умеренной насыщенности и мягкости цветов, свойственных Московской и Византийской школе письма.

Рукописная икона Константина и Елены: выполнена на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, сусальное золото, темпера, олифа. Иконописец: Осипов Александр. 2017 год. Сергиев Посад.

Равноапостольные царь Константин и матерь его царица Елена

3 июня православная церковь чтит Великого, названного за его заслуги равноапостольным, царя Константина, а также матерь его царицу Елену. Заслуги его перед христианской церковью воистину велики.

Константин, воспитанный в Христовой вере, в отличие от всех других правителей того времени, не преследовал христиан в управляемых им странах. И первым делом, когда освободил он от жестоких гонителей западную и восточную часть Римской империи, и воцарился над ней как единственный император, издал указ.

“Миланский эдикт о веротерпимости”. И после 300 лет гонений, христиане впервые смогли исповедовать свою веру во Христа. Отказавшись от языческой столицы Рима, он перенес столицу римской империи на восток, в город Византию, которую после переименовал в Константинополь.

Он твердо верил, что только Христова вера способна объединить разнонародную Римскую империю. И поэтому всеми силами помогал церкви, возвращая из сылок исповедников в строй церкви, поддерживая духовенство.
Он и его мать – Царица Елена, все мечтали найти животворящий крест, так как искренне верили в его силу.

И Божьим промыслом в Иерусалиме, он был чудесным образом обретен Царицей Еленой.

Там же в Иерусалиме, по приказу святой Елены, все святые места, что были прежде были связаны с земной жизнью Господа Иисуса Христа и его Пречистой Матери, очистили от всяких следов язычества, и во всех памятных местах были воздвигнуты прекрасные храмы.

А когда внутри церкви начали бушевать нестроения и раздоры от возникающих ересей, Император Константин созвал первый Вселенский Собор в Никее. И великими святильниками церкви, что собрались со всей Земли, были осуждены эти ереси. А главное – составлен был символ веры, коим навсегда закрепили в сознании православных христиан истину о божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу, для искупления всего человеческого рода.

Еще много великих дел для укрепления церкви совершил Император Константин, и перед смертью своей, он наконец-то принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. 3 июня – день памяти святых равноапостольных Царя Константина и матери его, Царицы Елены.

Обретение Животворящего Креста Господня

Сколько удивительных повествований хранит история православной церкви. Шел четвертый век от Рождества Христова. Равноапостольный царь Константин Великий узнал от христианских епископов, что где-то в Иерусалиме хранится Честной Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос.

Царь попросил свою мать – Царицу Елену, отправиться в святой град и найти крест Господень. Прибыв в Иерусалим, Царица Елена расспросила жителей, кто может знать точное место, где спрятан Животворящий Крест. “Нам оно неведомо” – ответили ей христиане. Эту тайну хранят иудеи, передавая ее из поколения в поколение.

Собрала Елена вождей иудейской общины и задала им один единственный вопрос: “Где вы прячете крест, на котором был распят Владыка Христос?” Те попытались было отнекиваться, “Не ведаем, мол, да и откуда нам знать”. Но устрашившись гнева царицы, указали на своего старого сородича по имени Иуда.

“Он в точности знает, где это место” – заверили они Святую Елену.

Спустя несколько часов, тот самый Иуда был приведен на допрос к царице. “Скажи мне, где хранится Крест Господа Иисуса Христа, которого вы называете Назареем?”. – “О, Госпожа, если бы кто-то это знал, это тайна, которая никогда не будет разгадана”. – “Ты мне правду говоришь, или лукавишь?”. – “Сущую правду!”. В глазах старика была тревога.

Было очевидно, что он хитрил и это не укрылось от царицы Елены. “Знаешь ли ты, что я могу казнить тебя за ложь, а могу и помиловать. Но и после этих слов Иуда молчал, и тогда царица изрекла свой приговор – “Иуда, за попытку обмануть меня, приказываю ввергнуть тебя в глубокий ров, пока не сообщишь нам точного места захоронения Креста Господня.

” Приказ царицы был немедленно исполнен.

Просидев во рву некоторое время, Иуда дал обещание поступить по воле царицы. Указал он, где зарыт Честной Крест и был отпущен на волю. Понуро шел домой Иуда, сетуя, что открыл тайну, которую обещался своим предкам твердо хранить.

И вдруг объяло его непреодолимое желание посмотреть, как христиане будут откапывать Крест. Вернулся он назад на Голгофу, где стоял языческий храм. Воины быстро разрушили его и стали копать землю. Вдруг весь воздух наполнился дивным благоуханием и из земли были извлечены три креста. Иуда смотрел на это, не отрывая глаз.

Но какой из трех крестов – Господень? “Это вы уже никогда не узнаете” – подумал Иуда.

Но как раз в это время мимо проходила похоронная процессия. По повелению Царицы Елены, ее остановили и стали возлагать на покойного один за другим выкопанные кресты. “Чего они хотят? Зачем это делают?” – недоумевал Иуда.

Но тут внезапно увидел, что после возложения третьего креста, покойник зашевелился и встал. Ноги у Иуды подкосились. “Нет, это не наваждение, это самое настоящее чудо! Я не верил, но вот чудо совершилось на моих глазах!”.

Трудно передать, что в эти минуты происходило в его душе и как провел он остаток дня и ночь. Но уже на следующее утро пришел он к христианскому епископу и попросил крещения.

Епископ немало подивился, но просьбу исполнил. И стал Иуда христианином – Кириаком. Имя Кириак в переводе с греческого означает “Господственный”.

Дано оно ему было неслучайно, ведь спустя несколько лет, Кириак был возведен в архиерейский сан и даже стал патриархом Иерусалима.

День и ночь писал он увещевательные послания к сородичам иудеям, а также к язычникам, пересказывая им история своего обращения ко Христу и призывая принять христианскую веру.

Когда же на Царьградском престоле воцарился Юлиан Отступник, то принуждал он Святого Кириака принести жертву идолам. Не сумев его сломить, император повелел отсечь патриарху именно ту руку, которой Кириак писал свои послания.

Архиерей сказал в ответ на это – “Не только руку, но и всего себя принесу я в святую жертву Христу, ведь познал я, что он, истинно тот Миссия, которого ожидали наши предки.” Принял святой патриарх смерть за Христа от руки нечестивого императора – отступника.

И вошел в светлое небесное царство, где и поныне господствует он со всеми праведниками.

Купить икону Константина и Елены

В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, либо заказать рукописную икону святого равноапостольного царя Константина и матери его царицы Елены. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу.

Бесплатная доставка по Москве. При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Икона Константина и Елены выполнена иконописцами мастерской Радонежъ, как и любая икона ручной работы, несет в себе живое тепло человеческих рук и любящего сердца. Каждая икона написанная с любовью – уникальна и неповторима.

Мы приложим все силы, навыки и умения, весь наш духовный опыт, чтобы рукописная икона Константина и Елены, приобретенная в нашей мастерской, освятил Ваш дом, принесла мир, любовь, благополучие Вам и всем Вашим домочадцам.

Источник: https://ikona-radoneg.ru/ikona-konstantina-i-eleny

Имя Константин в православном календаре (Святцах)

Христианская икона святого Константина

Имя Константин переводится с латинского, как «стойкий, постоянный, спокойный».

Среди святых, нареченных этим именем – равноапостольный царь Константин Великий (3 июня по нов.ст).

Император Константин Великий, дата памяти 3 июня

Он был сыном святой равноапостольной Елены и Констанция Хлора, который управлял частью Римской империи на Западе. С юных лет Константина забрали от родителей, и он стал жить при дворе императора Диоклетиана. В 306 году правитель отказался от престола, тогда Константин возвращается в родную Галлию, где был провозглашен императором.

В 312 году он вел борьбу с кесарем Максентием. Накануне решающего сражения Константин увидел на небе крест с надписью: «Сим (этим) побеждай». Ночью императору во сне явился сам Спаситель со знамением креста. И возвестил ему о том, что именно крестным знамением будет побежден враг.

Утром император приказал всем воинам сделать изображения Святого Креста. И победа была одержана. После этого он вошел в Рим и на центральной площади приказал поставить статую с крестом в правой руке, а затем издал манифест, разрешающий людям без страха принимать христианство. Вернул он верующим и здания богослужебных собраний.

Тем временем отношения императора и его соправителя Ликиния перешли в открытую борьбу, которая должна была решить судьбу христианства. В битве при Адрианополе Константин одержал победу, а Ликиний лишился престола и жизни. После этого император Константин стал единственным правителем Римской империи, в которой восторжествовало христианство.Всю свою жизнь император посвятил служению Богу и Церкви. Все законы, службы, общественный уклад ориентировались на основы христианства. Он прекратил языческие игры, отменил казнь через распятие, освободил духовенство от общих налогов, запретил приносить жертвы идолам, приказал строить христианские храмы.В Риме император чувствовал большое сопротивление язычников. Он принял решение оставить город и основать на берегах Босфора новую столицу – Константинополь. Одна из великих заслуг императора – организация I Вселенского собора. Это произошло в 325 году в городе Никее.До последних дней своей жизни святой Константин откладывал принятие Крещения. Когда же он почувствовал приближение смерти – принял с особым благоговением это Таинство. 21 мая 337 года он мирно отошел ко Господу во время молитвы.Икона Императора Константина Великого
Еще один святой – преподобный Константин Косинский, Старорусский. Он и его сподвижник Косма были учениками преподобного Варлаама Хутынского. В 1220 году они оставили Хутынскую обитель и удалились на полуостров, который располагался рядом с городом Старая Русса, и основали там монастырь в честь святителя Николая Мирликийского. До самой смерти преподобный Константин был настоятелем обители.После его кончины подвижничество продолжил его преемник – преподобный Косма.Оба святых погребены под папертью Николаевской церкви.Икона преподобного Константина Косинского

Православные святые с именем Константин

Далее мы приводим список святых, нареченных православным мужским именем Константин.

Дни памяти указаны по новому стилю, чтобы Вы могли выбрать мальчику святого покровителя по дате, ближайшей к дню рождения.

  • Константин (Аксёнов), иерей, сщмч., 04.02, 22.10
  • Константин (Бажанов), протоиерей, сщмч., 04.02, 23.12
  • Константин (Богословский), протоиерей, сщмч., 04.02, 02.10
  • Константин (Богоявленский), иерей, сщмч., 04.02, 27.07
  • Константин (Голубев), протоиерей, сщмч., 04.02, 02.10, 20.11
  • Константин (Зверев), диакон, сщмч., 04.02, 11.02
  • Константин (Колпецкий), иерей, сщмч., 04.02, 23.09
  • Константин (Лебедев), иерей, сщмч., 04.02, 22.07
  • Константин (Любомудров), иерей, сщмч., 04.02, 19.11
  • Константин (Минятов), мч., 04.02, 29.06
  • Константин (Михайловский), протоиерей, сщмч., 04.02, 02.12
  • Константин (Некрасов), иерей, сщмч., 04.02, 15.12
  • Константин (Немешаев), иерей, сщмч., 04.02, 22.11
  • Константин (Попов), иерей, сщмч., 04.02, 26.08
  • Константин (Пятикрестовский), протоиерей, сщмч., 04.02, 06.03
  • Константин (Разумов), иерей, исповедник, 04.02, 20.06, 13.08
  • Константин (Словцов), иерей, сщмч., 04.02, 02.08
  • Константин (Соколов), иерей, сщмч., 04.02, 25.03
  • Константин (Сухов), иерей, сщмч., 04.02, 22.10
  • Константин (Твердислов), иерей, сщмч., 04.02, 01.10
  • Константин (Успенский), протоиерей, сщмч., 04.02, 25.11
  • Константин (Чекалов), иерей, сщмч., 04.02, 03.11
  • Константин (Черепанов), иерей, сщмч., 04.02, 22.11
  • Константин (Широкинский), иерей, сщмч., 04.02, 04.10
  • Константин (Юрганов), иерей, сщмч., 04.02, 15.11
  • Константин cм.: Ексакустодиан,
  • Константин cм.: Кирилл Философ
  • Константин Амморейский (Фригийский), мч., 19.03
  • Константин Арагветский, князь, мч., 15.10
  • Константин Всеволодович Ярославский, князь, 05.06, 21.06, 16.07
  • Константин Грузинский, князь, мч., 23.11
  • Константин Косинский, Старорусский, прп., 11.08
  • Константин Синадский (Фригийский), прп., 08.01
  • Святитель Константин, митрополит Киевский и всея России, 18.06
  • Святой благоверный князь Константин Ярославский, 18.03, 05.06, 02.10
  • Святой блаженный князь Константин Муромский, 03.06
  • Святой равноапостольный царь Константин, 03.06

Источник: https://www.krestilnoe.ru/imena-muzhskie/konstantin/

В чем поможет икона святого константина? об императоре, его родителях и заслугах перед христианами

Христианская икона святого Константина

Икона святого Константина изображает римского императора, сделавшего очень много для становления христианства. Если бы не было этого человека, то неизвестно, насколько широко бы распространилась христианская вера и какой бы она была сейчас.

Кем был Константин?

Константин Великий – именно так называют императора во всех учебниках истории, художественных и документальных фильмах, литературных произведениях. В христианстве же он и его мать, Елена, почитаются, как равные апостолам.

Родился этот человек в 272 или в 274 году, как полагают историки, на территории современной Сербии, в месте, называвшемся Наисс. Сейчас это город Ниш. Точную дату рождения будущего святого установить невозможно, однако день его появления на свет споров не вызывает – это 27 февраля.

О детстве будущего императора сведений практически нет. Первые упоминания о нем в хрониках относятся к 306 году, в течение которого армия провозгласила Константина августом, то есть императором.

Кем были родители Константина?

Отец святого известен историкам как Констанций Первый Хлор. Он захватил престол в 293 году, а прозвище «Хлор» получил за бледность кожи. Этот человек основал династию Константинов и был весьма популярен среди военных. Умер он внезапно, не завершив карательной военной компании.

Такая смерть стала причиной кризиса в стране, известного как «тетрархия». Иными словами – власть четырех людей, носящих титул тетрархов. Ввел это понятие император Диоклетиан.

Из-за этого кризиса приход Константина к власти осуществлялся путем многочисленных военных стычек, сражений, фактически событий, мало чем отличимых от гражданской войны.

Мать Константина, Елена, почитаемая в христианстве наравне с сыном, не была супругой его отца. Это беспрецедентный случай канонизации, к тому же в таком чине, женщины, проведшей жизнь во грехе. Елена являлась конкубиной.

Так в Риме называли женщин низкого происхождения, сожительствующих с мужчинами вне брака, находящихся на содержании, но блудницами не являющихся. Дети, рожденные в таких союзах, не имели прав на имущество, статус, титулы и прочее.

Разумеется, подобный нюанс тоже затруднил приход Константина к власти не меньше, чем политический кризис и четыре тетрарха с поддерживающими их войсками.

В чем заслуги константина перед христианами?

Император не только прекратил гонения на христианство и преследования тех, кто эту веру исповедовал. Он сделал гораздо больше.

Император официально перенес столицу из Рима в Константинополь, тогда называвшийся Византием, стал инициатором созыва Никейского Собора.

В целом он активно принимал участие в становлении церкви, как целостной структуры с собственной иерархией, порядком, распределением обязанностей между служащими и прочими чертами, характерными для любой организации.

Помимо этого, Константин является первым в мировой истории императором-христианином. Помимо того, что сам император принял крещение, он еще и дал христианству статус государственной религии.

Это крайне важно, поскольку не будь данного статуса, не было бы активной миссионерской деятельности и массового распространения веры в Христа.

Фактически, Константин вывел религию, не имевшую ни четкой структуры, ни большого числа последователей, ни значительного количества храмов и священников, на новый для нее уровень. Можно утверждать, что император стал тем, кто сделал церковь такой, какой ее сегодня знает весь мир.

Икона святого Константина – образ, который выполнялся разными мастерами без соблюдения единого стиля. Даже внешность императора прописывается с отличиями.

При этом ни одна из работ не напоминает сохранившиеся римские бюсты, изображающие императора. Его изображают с матерью, несущей распятие, в виде строгого царя со сдвинутыми бровями, пишут юношей и старцем.

И конечно же, ни одна икона святого Константина не наводит на мысль о том, почему же этот человек обратился к Христу.

Существуют две легенды, объясняющие поступки императора и его отношение к христианам. Первая из них повествует о том, что накануне сражения у Мильвийского моста с армией Максенция, в котором объективно Константин никак не мог одержать победу, императору пригрезился необычный сон.

В дреме к нему явился сам Христос и повелел начертать на щитах, знаменах и на прочих подобных предметах буквы «ХР», сказав, что с этим Константин победит. Так это или нет – неизвестно, но буквы действительно были начертаны – это бесспорный исторический факт.

Более того, войска Константина победили с невероятно малыми потерями, и это – тоже исторический факт.

Вторая легенда не столь красива, как первая. Она гласит о том, что император боялся кары богов за весьма тяжелое преступление – убийство своей первой супруги и сына.

Согласно легенде, Константин заподозрил их в интимной связи, впал в гнев и казнил обоих, не разобравшись. На тот момент император уже находился в разводе с первой женой и был в браке с падчерицей одного из весьма знатных граждан Рима.

Есть и другая версия, которая связывает первенца императора не с матерью, а со второй супругой Константина.

Когда же он почувствовал близость кончины, то убоялся посмертных мук и принял другое вероисповедание, в котором ему отпустили страшный грех. Насколько соответствует истине эта легенда, сказать не сможет никто. Однако крестился благодетель христианства действительно только перед смертью, в самом конце жизни.

Когда вспоминают Константина? Есть ли особые иконы с его изображением?

Икона святого равноапостольного царя Константина и его матери Елены выносится для поклонения 21 мая или 3 июня, в зависимости от стиля летоисчисления. В этот же день в его честь проводятся службы, а нареченные таким же именем празднуют день Ангела.

Особое значение придается иконе, изображающей не только императора, но и его мать, несущую крест. Принято считать, что перед этой иконой нужно молиться перед началом каких-либо дел, важными переменами в жизни. Принято ставить свечу перед этим образом накануне начала строительства дома.

Ни одна существующая икона святого Константина, как изображающая только его, так и посвященная ему и матери, не является чудотворной. Самый первый древний образ воздвижения Креста Господня Еленой и Константином, созданный в Византии, считается утерянным.

О чем молиться перед его иконой?

Кому и в чем помогает святой Константин? Икона и молитва ему уберегут от напастей в делах, бизнесе, при общении с государственными служащими. Святой покровительствует людям-стратегам, вне зависимости от того, в какой сфере они трудятся. Помогает воплощать планы в жизнь.

Вот небольшой перечень, демонстрирующий, о чем молиться святой иконе Константина принято:

  • материальные блага, достаток, стабильность и рост в делах и карьере;
  • помощь в новых начинаниях, бизнес-проектах;
  • успех в общественной деятельности и на политическом поприще.

Конечно же, обращаются к святому и с иными просьбами. Но о даровании личного счастья и о прочих подобных вещах Константина, как правило, не просят.

Источник: http://fb.ru/article/448696/v-chem-pomojet-ikona-svyatogo-konstantina-ob-imperatore-ego-roditelyah-i-zaslugah-pered-hristianami

Равноапостольные царь КОНСТАНТИН (†337) и матерь его царица ЕЛЕНА (†327)

Христианская икона святого Константина

Святой равноапостольный царь Константин Великий был сыном Констанция Хлора, управлявшего западной частью Римской империи (Галлилей и Британией), и святой равноапостольной Елены. К принятию христианства он был расположен своей матерью-христианкой.

Отец его, хотя был язычником, но покровительствовал христианам, видя, что они – верные слуги и честные граждане.

Во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклетиана, его соправителя  Максимиана Галерия – на Востоке, и императора Максимиана Геркула – на Западе.

По желанию императора Диоклетиана в юных годах (18 лет) Константин был взят от родителей в качестве заложника и жил при дворе в Никомидии.

Придворная жизнь в столице олицетворяла собою тогда в малом виде все то нравственное и религиозное растление, до какого только может дойти человечество, порабощаемое нечистыми, страстными похотями – суетная пышность и роскошь, пьянство и объядение, необузданный разврат мысли и жизни, интриги и крамолы, озлобление против истинного богопочитания и лицемерное, лживое почтение к мнимым богам. С другой стороны Константин видел совсем другую жизнь христианской общины, где старцы и старицы, юноши и девы, простецы и ученые мудрецы, даже дети доказывали истину своей веры, чистоту и высоту ее содержания не только словами, а и своими делами, страданием за нее даже до смерти. Впоследствии Константин сам признавался, что пребывание при дворе Диоклетиана много содействовало его обращению в христианство: “Я отчуждался от бывших доселе правителей, говорил он, потому что видел дикость их нравов”. 

После смерти Констанция Хлора сын его Константии в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры.

Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн и с помощью Божией, разбил всех своих противников. 

Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться.

В 312-м году во время войны с кесарем Максентием, незадолго до решительной битвы, Константин собственными глазами увидел на небе светящийся крест с надписью: «Сим побеждай» (по-гречески: NIKA).

Это зрелище привело в ужас как самого царя, так и войско, бывшее с ним, ибо крест, как позорное орудие казни, считался у язычников дурным предзнаменованием. Константин пребывал в недоумении.

Ночью в сновидении Господь явился ему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит врага. Встав от сна, Константин позвал опытных мастеров и приказал устроить, по подобию образа креста, хоругвь из золота и драгоценных камней; воинам же своим он приказал изобразить Крест на щитах и шлемах.  

Константинов крест

Комбинация (совмещенных) букв, известная под именем монограммы Константина, составлена из двух первых букв слова ХРистос — «Хи» и «Ро».

Пораженный дивным видением Константин решился не почитать никаких других богов, кроме явившегося ему Христа. С того времени он начал усердно заниматься чтением священного Писания и постоянно имел при себе иереев, хотя и не принимал еще святого крещения. 

Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа. 

Константин прекратил языческие игры; освободил духовенство от гражданских повинностей и церковные земли от общих налогов; отменил казнь через распятие; дозволил освобождать рабов при церквах без особых формальностей (очень затруднительных в гражданских судах); запретил частным лицам приносить жертвы идолам и обращаться к гаданиям у себя на дому; повелел по всей империи праздновать воскресный день; в ограждение христианских девственниц отменил бывшие у римлян законы против безбрачия; предоставил Церкви право получать имущество по завещаниям; допустил христиан к занятию высших государственных должностей; приказал строить христианские храмы и запретил вносить в них, по обычаю языческих капищ, императорские статуи и изображения. 

Более всего  Константин встречал себе противодействия в Риме, где было сильно язычество. Он решил основать новую христианскую столицу на берегах Босфора и пригласил христианских епископов торжественно освятить ее, назвав Константинополем.

Обширные дворцы, водопроводы, бани, театры украсили столицу; она наполнилась сокровищами искусства, свезенными из Греции, Италии и Азии. Но уже не строились в ней храмы, посвященные языческим богам, и вместо Колизея, где происходили бои гладиаторов, был устроен цирк для конских состязаний.

Главным украшением нового города стали храмы, посвященные истинному Богу. 

Константинополь времен расцвета Византийской империи

Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве.  

Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос.

Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать – святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства.

Там святая Елена не облачалась в свойственные ее сану одеяния, ходила в самой скромной одежде среди народной толпы и, стараясь быть неузнанной, раздавала щедрую милостыню.  

В Палестине все места, освященные евангельскими событиями, уже давно подверглись опустошению. Пещера гроба Господня – была засыпана мусором, а на холме, насыпанном поверх святой пещеры, построено было капище “сладострастному демону любви” – Венере.

По указаниям Елены идольские капища, поставленные на священных для христиан местах, были разрушены и вместо них сооружены святые храмы.

На средства царицы были построены церкви в Вифлееме, над пещерой Рождества Христова; на горе Елеонской – месте Вознесения Господня; в Гефсимании – месте успения Пресвятой Богородицы; у дуба Мамврийского – в месте явления св.Троицы Аврааму. 

После долгих и усиленных поисков Креста Господня было, наконец,  указано его местонахождение неким Иудою, евреем, старцем преклонных лет, сыном иудейского учителя – под языческим капищем, построенным на холме, покрывавшем пещеру Гроба Господня.

Пещера Гроба Господня

Окно, где стояла царица Елена

Место обретения Креста Господня

Пещера Гроба Господня была найдена и очищена; около нее, на восточной стороне, обретены были три креста, а рядом с ними  доска с надписью и честные гвозди.

Но как было узнать, который из трех крестов был Крестом Спасителя? Случилось, что мимо этого места в то время проносили для погребения мертвеца; святитель Макарий велел похоронной процессии остановиться; стали полагать, по совету епископа, найденные кресты по одному на умершего, и, когда возложен был Крест Христов, мертвый воскрес. 

Все, видя это чудо, возрадовались и прославили силу животворящего Креста Господня.

И чтобы можно было бы хотя бы издали видеть святыню,  святитель Макарий благоговейно подняв ее и став на возвышенном месте, сотворил воздвижение Креста Господня пред взором множества верных, которые в то время велегласно восклицали: «Господи, помилуй!» Это было первое Воздви́жение Честного и Животворящего Креста; совершилось оно в 326 году. Православная Церковь празднует это событие ежегодно 14 сентября.  

Святой Крест, положенный потом в серебряный ковчег для сохранения, многих из язычников и иудеев тогда обратил ко Христу; в том числе и Иуду, который указал место его хранения. Частицу живоносного Древа святая Елена, покидая Иерусалим, взяла с собою в дар сыну  Константину.

Скончалась Елена на 80-м году жизни — по разным предположениям,  около 327-330 гг. Место её смерти точно неизвестно, называется Трир, где у неё был дворец. За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной

Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова, который был бы “великолепнее всех храмов, где-либо существующих”. 

Мирное существование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами.

Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа.

По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее. 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых – святитель Николай Мирликийский.

Император присутствовал на заседаниях Собора. Бесповоротно осудив арианство, отцы Собора решили дать верующим точное исповедание православного учения – Символ веры. Константин предложил внести в Символ термин, слышанный  им в прениях Собора,  «Единосущный Отцу».

Слово, сказанное царем, единодушно было принято Собором и послужило определительною основою учения о Лице Господа Иисуса, центрального христианского догмата. 

Константин жил после того еще более 10 лет, с неизменною верностью держась Никейского исповедания веры, и ревностно старался утверждать дух христианского благочестия в своем царстве,  являя достойный пример в себе самом. Еще задолго до смерти Константин начал готовиться к ней. В новой своей столице он построил храм во имя святых Апостолов, в котором устроил гробницу себя.

В 337 году Константин в последний раз торжественно отпраздновал в Константинополе Пасху и вскоре занемог. Но он еще не был крещен. Свое крещение благочестивый царь отлагал по смиренному сознанию своей греховности, желая подвигом целой жизни приготовить себя для этого. Притом же в душе его хранилось искреннее желание креститься в водах реки Иордана.

Чувствуя крайний упадок телесных сил, Константин созвал епископов, просил их удостоить его святого крещения, сказав при этом: «Я думал сделать это в водах реки Иордана, где, в образ нам, принял крещение Сам Спаситель; но Бог, ведающий Полезное, удостаивает меня этого здесь». Облеченный при крещении в белую одежду, он не снимал ее уже до смерти.

Багряницы же – этого царского отличия – “раб Божий” уже не восхотел и касаться.

Великий и равноапостольной Константин скончался, завещав царство трем своим сыновьям, в день Пятидесятницы в 337 году, на тридцать втором году своего царствования.  

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 8 
Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех Апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи: егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче. 

Кондак, глас 3 
Константин днесь, с материю Еленою, крест являют всечестное древо, всех убо Иудеов посрамление суще, оружие же на противныя верных царей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Молитва равноапостольным царю Константину и царице Елене 
О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу.

Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие.

Начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детем послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Ссылки по теме:
Фильм «ПАЛОМНИЧЕСТВО В ВЕЧНЫЙ ГОРОД: КОНСТАНТИН И ЕЛЕНА» (2005)

Закон Божий. Святая Елена. Воздвижение Креста Господня

Назад к списку

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/1126934

Константин, царь, равноапостольный (337)

Христианская икона святого Константина

Заказать икону святого

Дни празднования в 2019 году:

Константин, царь, равноапостольный (337) — Смотреть иконы

Тропарь Константину, царю

Креста Твоего образ на Небеси видев /
и, якоже Павел, звание не от человек прием, /
в царех апостол Твой, Господи, /
Царствующий град в руце Твоей положи, /
егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, /
едине Человеколюбче.

Житие

Святой император Константин (306 – 337), получивший от Церкви именование Равноапостольный, а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора (305 – 306), правившего странами Галлией и Британией.

Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой.

Будущий правитель всей Римской империи – Константин – был воспитан в уважении к христианской религии.

Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время, как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклитиана (284 – 305), его соправителя Максимиана Галерия (305 – 311) – на Востоке и императора Максимиана Геркула (284 – 305) – на Западе.

После смерти Констанция Хлора сын его Константин в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры.

Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью “Сим побеждай”. Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.

Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю.

Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать – святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства.

Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви.

Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова.

Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.

За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной.

Мирное существование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами.

Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее.

318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых – святитель Николай Мирликийский. Император присутствовал на заседаниях Собора.

Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин “Единосущный Отцу”, навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.

Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение “Единосущный”, слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры.

После Никейского Собора равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.

Источник: https://icon-art.ru/calendar/saints/Konstantin_car_ravnoapostolnyjj_337.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.