Христианские иконы Болгарии

Видео:ПРАВОСЛАВИЕ В БОЛГАРИИСкачать

ПРАВОСЛАВИЕ В БОЛГАРИИ

Болгария

Материал из Азбука паломники

Храм-памятник Рождества Христова в Шипке

Болга́рия (болг. България), полная официальная форма — Респу́блика Болга́рия (болг. Република България ) — государство в Юго-Восточной Европе, в восточной части Балканского полуострова, занимает 22 % его площади.

Крупнейшие города

  • София
  • Пловдив
  • Варна
  • Бургас
  • Русе

Православие в Болгарии 

Православие в Болгарии — одна из традиционных христианских деноминаций, получившая распространение на территории Болгарии с V—VII веков. Православие исповедует около 82,6 % населения страны (2010).

История

На территории современной Болгарии Христианство начало распространяться уже в I веке. По преданию Болгарской церкви, епископская кафедра имелась в г. Одес (ныне Варна), где епископом был ученик апостола Павла Амплий.

Крещение Преславского двора (Н. Павлович)

Евсевий Кесарийский сообщает, что во II веке, на территории сегодняшней Болгарии, имелись епископские кафедры, в городах Дебелт и Анхиал.Участником Первого вселенского собора, 325 года, был Протогон, епископ Сардики (нынешняя София).

В 865 г. при св. князе Борисе происходит всеобщее крещение болгарского народа. После четырёхлетней унии с Римской церковью, в 870 г. Болгарская церковь стала автономной в юрисдикции Константинопольского патриархата.

Болгарская православная церковь

В настоящее время более чем 5 905 000 человек причисляют себя к последователям Болгарской православной церкви — самой многочисленной православной организации страны.

Несмотря на произошедший в 1992 году при содействии политической власти раскол, когда часть иерархов выступила против Патриарха Максима, обвинив его в связях с бывшей коммунистической властью, а его интронизацию посчитав неканонической, а также образование раскольниками альтернативного Синода, большинство священнослужителей не присоединилось расколу. В 1990-е годы канонические иерархи Болгарской православной церкви официально не признавались государством, а почти всё недвижимое имущество церкви (кроме храмов) было передано в распоряжение раскольникам. В 1996 году, бывший Неврокопский Митрополит Пимен (Энев) был провозглашён альтернативным Патриархом. Группировка Пимена объявила о канонизации иеродиакона Игнатия (Васила Левского).

На Всеправославном совещании в 1998 году часть большинство иерархии во главе с Пименом принята в лоно канонической Церкви.

а в 2003 году иерархия Болгарской церкви получила официальную регистрацию и была признана государством.

В 2004 году раскольнические храмы были переданы Болгарской православной церкви, а в 2012 году принёс покаяние глава Альтернативного синода, что и можно считать завершеним раскола.

9 декабря 2011 года Совет министров Болгарии принял решение выделить в 2012 году из государственного бюджета на нужды Болгарской православной церкви около 880 тысяч евро. На ремонт церковных зданий национального значения будет выделено 150 тысяч евро. Почти 300 тысяч евро (597 тысяч левов) отдельно будут выделены знаменитому Рильскому монастырю.

В настоящее время православные священнослужители с высшим образованием (то есть окончившие духовную академию) получают по 300 левов, а окончившие духовную семинарию — 240 левов.

В больших городах священники могут получать 1500—2500 левов благодаря требам, прежде всего венчаниям и крещениям, а в сельских приходах доход священников часто ограничивается одной лишь зарплатой.

Болгарская старостильная церковь

Болгарская старостильная церковь отделилась от Болгарской православной церкви в 1990 году в связи с недовольством среди консервативной части населения Болгарии введением в 1968 году в Болгарской православной церкви новоюлианского календаря.

https://www.youtube.com/watch?v=mW1gXz0-9NI

В настоящее время возглавляется митрополитом Триадицким Фотием (Сиромахой) и насчитывает 17 храмов, 9 часовен, 2 монастыря, 20 священнослужителей и порядка 70 тысяч верующих.

Старообрядцы

На территории Болгарии традиционно проживали последователи русского старообрядчества. В настоящее время несколько сёл исповедающих старообрядчество находятся под юрисдикцией Русской православной старообрядческой церкви, а также Русской Древлеправославной церкви.

Святыни

Мощи святых и чудотворные иконы в Болгарии находятся в храмах и монастырях Болгарской Православной Церкви.

  • Мощи св. короля Стефана Милютина Сербского (XIV в.) (София, Собор Воскресения Христова)
  • Мощи св. свт. Модеста Иерусалимского (VII в.) (София, Церковь св. Иоанна Рыльского Софийской Духовной Семинарии)
  • Мощи св. свт. Серафима Соболева (ХХ в.) (София, Русский Никольский собор)
  • Мощи св. прп. Иоанна Рыльского (Х в.) (Рыльский монастырь, Кюстендилская область, ок. 20 км. к северо-востоку от Рилы)
  • Икона Божией Матери «Одигитрия» (Рыльский монастырь)
  • «Иверская» икона Божией Матери (Роженский монастырь, Благоевградская область, 6 км. от Мельника, близ с. Рожен)
  • Оригинал «Бачковской» иконы Божией Матери (Бачковский монастырь, 10 км. к югу от Асеновграда, близ с. Бачково)
  • «Влахернская» икона Божией Матери (Бачковский монастырь)
  • Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» (Калоферский монастырь Рождества Богородицы, ок. 20 км. к востоку от Карлово, близ Калофера)
  • Икона Божией Матери «Троеручица» (Троянский монастырь, 10 км. от Трояна, близ с. Орешак)
  • Икона св. Георгия Победоносца (Гложенский монастырь, к западу от Ловеча, близ д. Гложене)
  • Икона св. Георгия Победоносца (Поморие, Монастырь св. Георгия Победоносца)
  • «Иерусалимская» икона Божией Матери (Казанлык, Казанлыкский Введенский монастырь)
  • Икона Божией Матери «Одигитрия-Черная» (Несебыр, Собор Успения Пресвятой Богородицы)
  • Икона Божией Матери «Герондисса» (Варна, Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы)

Монастыри

Болгарская Божественная Литургия

БЛАГОДАТЬ (Православные Соборы и Храмы Москвы)

Православный храм на Севастопольском проспекте (Ясенево), Москва

Видео:Иконы – священное изображение или идол?Скачать

Иконы – священное изображение или идол?

Христианство и православие в Болгарии

Болгария — колыбель славянской письменности и культуры и первая славянская страна, принявшая христианство, в православном варианте.
С тех пор, как произошли эти события, прошло много столетий. И многими это может восприниматься сейчас как далёкое прошлое, как что-то ушедшее в глубь веков. Но не в Болгарии.

При знакомстве с Болгарией сразу бросается в глаза и впечатляет одна особенность этой страны. Здесь очень распространено называть разные географические жизненные реалии именами святых — места, города, улицы, площади, какие-то общественные здания и учреждения, университеты, школы, больницы, библиотеки… Такие названия встречают тебя повсеместно на каждом шагу.

Ты приезжаешь в район города, который называется район Святого Николая, идёшь по улице Святого Георгия, она ведёт тебя на площадь святого Петра, а там стоит больница святой Анны, а дальше школа святой Терезы, а около неё библиотека святого Климентия, и так везде… Я сама живу на курорте, называемом Святой Константин и Елена, рядом со мной в соседнем доме — гостиница Святая Елена, а дальше гостиницы Святой Пётр и Святой Николай, а рядом с ними жилой дом с частными квартирами, называемый Святая Екатерина. Рядом с курортом расположены два хоспеса для пожилых людей, святая Магдалина и святой Николай. Дальше город Варна, где на каждом шагу в каком-то районе или улице какие-нибудь святые. А в другую сторону по побережью есть ещё курорт Святой Влас. И так везде. Святые окружают тебя в Болгарии повсюду, куда бы ты не пошёл, они рядом с тобой, и я уже привыкла жить в их соседстве, как среди своих добрых знакомых, и под их незримым покровительством. Это не просто названия, это не просто география — это создаёт совсем другое, особое ощущение жизни, ощущение христианства не историей, а чем-то живым, живущим рядом с тобой, живущей истории, и необыкновенное ощущение превращения географического пространства в историко-культурное пространство. Само пространство вокруг тебя становится иным, необыкновенным. Земля, по которой ты ступаешь, становиться не просто землёй — она становится материальным и живым воплощением истории и культуры. Ты живёшь как бы внутри пространства культурологического, а не географического, внутри культуры, а не просто страны. Тебе как будто на каждом шагу напоминают о твоих истоках, откуда ты родом, и ты начинаешь жить с этой памятью и этим ощущением христианства рядом с тобой всегда, что меняет сознание и ощущение жизни. И это не имеет отношение к религии и религиозным взглядам человека — речь идёт о культуре, а все мы, верующие и не верующие — дети христианской культуры, которая является нашим историческим базисом. Это проявляется в Болгарии не только в названиях. Это как-то проявляется во всей жизни, трудно выделяемое в какие-то конкретные черты. Здесь христианство и христианская культура — не книги и учебники, не иконы в церкви — здесь оно в жизни, с тобой на каждом шагу. Ни в какой стране мира, включая и Россию, я не испытывала этого чувства живой истории и культуры рядом с тобой, живое присутствие христианства рядом с тобой, на каждом шагу, в твоей повседневной жизни, ощущения жизни не просто в какой-то стране, а в христианском историко-культурном пространстве. Да, у нас стоят в городах и деревнях храмы, и они во всех странах Европы стоят — но это не то, одних храмов не достаточно для такого ощущения. В Болгарии это как-то по-особому, и даже стоящие церкви и монастыри тут по-другому воспринимаются, с большим ощущением воплощения истории. И кажется, ты живёшь как-то по-другому. Ты, может, не можешь чётко объяснить самому себе, как и в чём это выражается. Но как будто у тебя здесь, в этом особом пространстве, какая-то другая особая жизнь.

И удивительно то, что эта христианская культура была сохранена, причём в таких зримых и живых формах жизни, не только за период коммунизма, но и в особых драматических обстоятельствах истории Болгарии — в условиях многовекового порабощения и угнетения мусульманской Турцией. Сохранение своей культуры в такой тяжёлой исторической ситуации — это просто культурный подвиг болгарского народа, аналогов которому нет больше в мировой истории.

https://www.youtube.com/watch?v=2dKvOBfShK4

Роль православной церкви в Болгарии совершенно особая, тоже не имеющая аналогов в истории никакой другой страны.

В связи со спецификой болгарской истории — длительной оккупацией Турцией, мусульманской страной, проводившей агрессивную политику исламизации, подавления христианства и уничтожения национальной культуры, в Болгарии, как ни в какой другой стране мира, церковь являлась важным символом национального самосознания, духовной и культурной идентичности народа. Болгарская православная церковь способствовала развитию образования, письменности и литературы, была покровительницей искусства и ремёсел.

В Болгарии, небольшой стране, насчитывалось около 500 монастырей. Болгарские монастыри сыграли большую роль в борьбе против турецкого ига и сохраненния национальной культуры.

Здесь сохранялись библиотеки болгарской литературы, что была очень важным фактором сохранения национальной культуры, в монастырских библиотеках хранилось много значительных, редких и порой нелегально изданных книг. Их сохранение позволило Болгарии после освобождения от турецкого ига возродить свою культуру, вернуться к своим истокам.

Длительное время в период турецкой оккупации школы на болгарском языке существовали только при монастырях, светских школа вообще не было. Деятели церкви стояли у истоков создания болгарской культуры. Сама славянская письменность была создана монахами Кириллом и Мефодием, и с целью перевода библии и других религиозных книг на болгарский язык.

Большую роль в развитие литературы и образования сыграл их ближайший ученик и сподвижник, продолжавший их дело создания славянской письменности, священник и потом епископ и одновременно писатель Климент Охридский, чьим именем назван главный университет Болгарии в Софии.

Как считают некоторые учёные, он окончательно создал кириллицу, переработав первоначальный вариант азбуки, созданный Кириллом и Мефодием, называвшейся глаголица. Его труд «О письменах» посвящён истории создания славянской письменности.

Он и другой ученик Кирилла и Мефодия Горазд Охридский создали известные литературные школы в Плиске, Охриде и Преславле, их труды были известны и популярны и на Руси.

Первая книга по болгарской и вообще славянской истории «Болгаро-славянская история» была написана монахом Паисием Хилендарским, и эта книга не только позволила болгарскому народу узнать о своей великой и достойной истории, но стала началом духовного возрождения и самосознания болгарского народа.

Неофит Рильский, настоятель Рильского монастыря — один из ведущих деятелей болгарского национального возрождения, основоположник современного болгарского образования, создал первую грамматику современного болгарского языка, которая стала основной создания современного преподавания болгарского языка, возглавил первую школу, где обучали на болгарском языке. Другие деятели церкви также были крупными просветителями и деятелями болгарского национального возрождения, внесли большой вклад в развитие болгарской литературы, формировании болгарского литературного языка, развитие книгопечатания и образования, в их числе основатель Охридского монастыря переводчик священного писания Наум Охридский, епископ и писатель Софроний Врачанский, основатель Килифаревкого монастыря — крупного духовного и образовательного центра — Феодосий Тырновский и др.

памятник Паисию Хилендарскому в Софии

Но более того: поскольку борьба за национальное освобождение была одновременно и борьбой за сохранение своей религии против насильственного насаждения ислама, болгарская православная церковь всячески поддерживала освободительное движение.

В монастырях, как правило, расположенных в уединённых местах, в горах и лесах, скрывались революционеры-подпольщики, партизаны, боровшиеся против турецких захватчиков. Многие деятели болгарской православной церкви сами состояли в тайных обществах освободительного движения.

В связи со своей особой ролью в истории страны монастыри и болгарская православная церковь в целом всегда пользовались большим уважением в болгарском народе. Даже коммунистический режим в Болгарии довольно лояльно относился к Болгарской православной церкви, почти ни одного храма в Болгарии не было разрушено, все церкви, все монастыри сохранены.

Болгарская православная церковь пользуется уважением болгарского народа и сейчас. В монастырь Святых Констанина и Елены, около которого расположен мой дом, на религиозные праздники приходит много прихожан.

Святые, наиболее почитаемые в Болгарии

Самым почитаемым святым Болгарии является святой Георгий, что объясняется опять же её драматической историей: за время многовековой борьбы с иноземной и религиозной оккупацией Святой Георгий воспринимался как покровитель воинов, борющихся с захватчиками, вдохновляющий их на борьбу.

Поэтому в Болгарии особо почитаются все святые, традиционно считающиеся покровителями воинов, например, святой Дмитрий и другие, но Святой Георгий особенно, как самый главный покровитель военных. Ему посвящено большое количество храмов и монастырей. Георгий — самое популярное мужское имя в Болгарии.

День святого Георгия 6 мая отмечается широко и был назначен днём Болгарской армии, аналогичным нашему 23 февраля, это праздничный нерабочий день.

Святой Николай — самый почитаемый святой в России — также широко почитается в Болгарии, ему посвящены многие храмы и географические названия.

https://www.youtube.com/watch?v=MHo1atzLVc8

Почитается также Святой Влас (Власий Севастийский ок. 316), именем которого был назван другой известный курорт Болгарии, он был епископом города Севастия в римской провинции Каппадокии, считается покровителем торговцев и скотоводов, и животных, так как исцелял зверей, его канонизировали как мученика, который претерпел много мук и испытаний за христианскую веру.

Очень почитаются святые Константин и Елена, именем которых назван курорт в окрестностях Варны, где я живу, и где сохранился их средневековый монастырь. О жизни и деятельности этих святых можно прочесть в другой статье сайта «Святые Константин и Елена».

монастырь святых Константина и Елены на курорте Святой Константин и Елена

Сан святых получили также выдающиеся исторические личности Болгарии:

это прежде всего сделавший христианство государственной религией страны царь Борис Первый (865 год) и создатели славянской письменности монахи Кирилл и Мефодий, их ученики и сподвижники Климент и Наум Охридские, основатель Рильского монастыря Иоанн Рильский, религиозные деятели — культурные просветители, о которых писалось ранее — Паисий Хилендарский, Наум Охридский, епископ Софроний Врачанский, Феодосий Тырновский.

Христианские мученики Болгарии

Также история христианства в Болгарии имеет святых почитаемых как христианские мученики.

Енравота (Боян, Воин).
Первый болгарский мученик. Он был сыном хана Омургата, правителя Болгарии с 814 по 831 год. После смерти хана престол наследовал брат Еравоты. Сам Енравота принимет крещение от греческого священника Кинама, заключённого в тюрьму, и просит брата освободить его. Его брат язычник казнил его за отказ отречься от христианской веры.

Анастасий Струмицкий (болг. Спас Струмски (Солунски)
родился в 1794 году, был оружейником, турецкие власти потребовали от него произнести мусульманское исповедание веры, за отказ заключили в тюрьму, пытали и приговорили к казни, он скончался на пути к казни от ран.

Георгий Кратовский (1487 — 1515 г.)
Он прожил всего 17 лет. Он был юношей из бедной семьи. В то время турки насильственно забирали часть мальчиков из болгарских семей, увозили их в Турцию и заставляли вступать в турецкое войско.

От Георгия потребовали вступить в турецкое войско и принять ислам, а также жениться на мусульманке. Но юноша отказался и даже проклял Мухаммеда. Мусульмане судили Георгия, обвинив в богохульстве, и бросили в тюрьму, где долго пытали, и не сумев заставить Георгия сменить веру, сожгли заживо на костре.

Турки отказались отдавать тело болгарам-христианам, и те ночью тайно выкрали тело, похоронив его. Канонизация Георгия состоялась в 1549 году при митрополите Московском Макарии. Святой почитался также на Руси как символ борьбы христиан против исламского угнетения.

Его мощи побывали в XVII веке в Москве, а уже с XVI века стали писаться иконы с изображением святого.

Злата Могленская
Среди болгарских мучеников есть и женщина — Злата Могленская, красивая девушка из бедной сельской семьи, она приглянулась одному турку, который похитил ее и заставлял перейти в ислам, но она не согласилась. В наказание за это иноверцы подвергли Злату пыткам, повесив на груше, изрубили ее тело саблями.

епископ Евгений Босилков
К лику мучеников Болгарии был причислен уже в 20 веке болгарский католический епископ Евгений Босилков (1900-1952). При коммунистической власти он был заключен под стражу и подвергся пыткам, обвиняясь в заговоре католической церкви против свержения коммунистического режима. Не добившись от него признаний, его расстреляли.

Болгарский святой в Русской православной церкви

Святитель Киприан — митрополи́т Киприа́н (ок.

1330 — 16 сентября 1406) — митрополит Киевский и всея Руси и Литовский, единственный из митрополитов Владимиро-Московской Руси XIV века христианский политический деятель, не подчинившийся власти Золотой Орды, писатель, редактор, переводчик и книгописец — по происхождению болгарин из знатного болгарского рода, родившийся в г Велико-Тырново, в то время столице Болгарского царства. Приняв монашество, уехал в Константинополь, где стал келейником константинопольского патриарха, и был послан с важной миссией на Русь для примирения примирения литовских, смоленских и тверских князей с митрополитом всея Руси Алексием, что было важно для укрепления единства всего православного мира. В Руси сыграл большую роль в организации борьбы с татаро-монголами и стал митрополитом всея Руси.

 ВСЕ СТАТЬИ О БОЛГАРИИ      ВИДЕОЗАПИСИ БОЛГАРИЯ   

СОФИЯ     ПЛОВДИВ

О ДРУГИХ СТРАНАХ   СТАТЬИ НА ДРУГИЕ ТЕМЫ

МОСКВА, 9 июл — РИА Новости, Наталия Федотова. В Москву из Болгарии, из Троянского монастыря, на несколько месяцев привезли список с чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица». Уже пять веков болгары молятся ей о даровании детей и здоровья. Что такое чудо и есть ли ему место в нашей жизни — в материале РИА Новости.

История третьей руки

«Чудеса были и есть. Но это личное, интимное. Господь всегда с нами. Знаете, то, что мы живем, — это самое великое чудо», — говорит протоиерей Николай Соколов, настоятель храма Николы в Толмачах при Третьяковской галерее. В этом храме сейчас выставлен список с чудотворного образа Божией Матери «Троеручица» из болгарского Троянского монастыря.

«К иконе Царицы Небесной приделана еще одна рука, она входит в композицию образа, как бы вторгается из нашей жизни в небесную», — отмечает священник.

https://www.youtube.com/watch?v=Qnr2aN2DinI

По преданию, третья рука на иконе принадлежит преподобному Иоанну Дамаскину — святому из Дамаска, жившему в конце VII — начале VIII века. Исполняя обязанности великого логофета (министра финансов и советника), Иоанн успевал выступать против иконоборчества.

Он написал три трактата «Против порицающих святые иконы», что возмутило византийского императора Льва III Исавра, иконоборца. Чтобы заставить замолчать, Иоанна оклеветали.

Халиф Язид II ибн Абдул-Малик отстранил его от должности и приказал отрубить кисть правой руки.

«Святой Иоанн, взяв отсеченную руку, пришел к иконе Божией Матери и горячо молился перед ней. Потом уснул, а утром увидел, что рука приросла», — рассказывает легендарный сюжет отец Николай.

В благодарность за чудесное исцеление святой приложил к иконе сделанное из серебра изображение руки.

Оригинал иконы «Троеручица» находится в сербском монастыре Хиландар на Афоне. Один из ее списков в XVI веке попал в Троянский монастырь, и с тех пор это его главная святыня.

Троянская обитель находится в северной части Болгарии, на склоне Старо-Планинских гор. Монастырь пострадал от турок, но в начале XIX века уже был отстроен в камне: собор в честь Рождества Богородицы, монашеские корпуса, крепостная стена и даже оборонительная башня.

При монастыре открыли училище, монахи активно занимались просвещением. А еще в обители проводили тайные собрания борцы за свободу Болгарии.

«В студенческие годы я ездила в Троянский монастырь. Там красиво и спокойно.

Многие паломники отправляются туда на праздник Успения Божией Матери. Перед входом в церковь все зажигают свечи, и образуется как бы огненная стена. А внутри — чудотворная икона. Там я ощутила удивительный мир в сердце.

Огненная стена и мир в сердце — вот что навсегда осталось в моей памяти», — говорит болгарская художница Игната Василева.

Одно из самых известных чудес, связанных с этой иконой, произошло во время эпидемии чумы в 1837 году. Накануне праздника Успения в Троянский монастырь устремились толпы страждущих исцеления, в том числе евреи и турки.

Многие советовали игумену закрыть двери, чтобы больные не заразили чумой здоровых. Но настоятель отказался, и братия отслужила литургию. «Это было чудо! — восхищается летописец.

 — Никто из укрывшихся в обители паломников не погиб, а среди них были и больные, которым прислуживали здоровые».

В последние годы в Троянский монастырь приезжают семейные пары со всей Болгарии и даже из других стран. Иеромонах Никифор лично крестил ребенка, родившегося после того, как его мать многократно молилась перед чудотворной иконой.

Восемь лет молодая женщина не могла забеременеть. Вместе с мужем она ходила по врачам, лечилась в санаториях, больницах, в том числе за границей. Ничего не помогало. Тогда женщина стала молиться «Троеручице».

И родила здорового ребенка.

Благодарят икону и родители 14-летнего мальчика, у которого с рождения была искривлена одна рука. Средств на дорогостоящие операции у них не было, и они приехали вместе с ребенком в Троянский монастырь. Молились перед иконой каждый день в течение двух недель. Мать мальчика регулярно бывает в обители, благодарит Богородицу за помощь.

«Однажды после долгих молитв мне приснилось, как красивая женщина приблизилась к моему сыну, погладила его серебряной рукой по голове, кротко улыбнулась и сказала мне: «Имей веру! Сын твой выздоровеет». И он действительно выздоровел. Знаю, что это звучит неправдоподобно, но это было чудо.

Большинство людей ни во что не верят, но мы с моим ребенком уповаем на Богородицу и знаем, что она никогда не отвернется от нас», — рассказывает она.

Сложно понять

«В жизни случаются события, которые не вписываются в то объяснение реальности, которое нам прививали с детства. Христианское понимание реальности отличается как от обыденного, так и от научного.

Со времен Ньютона мир воспринимался как некое пространство, живущее во времени по единым законам.

Сегодня мы знаем, что пространство физически неоднородно и тесно переплетено со временем», — рассуждает игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела Русской православной церкви.

https://www.youtube.com/watch?v=bUL_yHf4e0Y

У христианского понимания реальности есть свои особенности. Например, храм — это особое сакральное пространство, «где человеку легче встретить Бога».

«Кроме того, в христианстве время — не просто однонаправленный процесс, каждый момент которого идентичен другому по своим бытийным характеристикам.

Есть особое состояние времени, именуемое «благовременем» или по-гречески «кайрос», — когда обнажаются смыслы истории, когда совершаются величайшие события.

Это, например, относится к пришествию Иисуса Христа, но, бывает, и обычный человек в определенные моменты чувствует присутствие Божие. Чувствует, что в мире совершается нечто, выходящее за рамки физических и иных законов.

Когда мы предстоим святыне, соединяется сакральное пространство и сакральное время, и человек, оказавшись на их пересечении, сталкивается с изменением реальности вокруг себя. Это изменение и называется чудом», — поясняет священник, подчеркивая, что главное чудо происходит в самом человеке.

Считается, что икона вводит человека в мир небесный, и, приходя поклониться той или иной святыне, нужно понимать, что в первую очередь это встреча с Богом. «В такие моменты важно думать не о личном благополучии, а вверять себя воле Божией», — советует настоятель храма Николы в Толмачах.

Болгарская «Троеручица» останется в Толмачах до 2 сентября (пока открыта выставка Третьяковской галереи «Шедевры церковного искусства Болгарии»). Эта икона, написанная по благословению епископа Сиония, игумена Троянского монастыря, художницей Бориславой Кацаровой, представляет собой освященную точную копию образа, хранящегося в Троянской обители.

«Я работаю здесь недалеко, мы пили кофе, а потом решили пойти к этой иконе. Очереди не было. Когда подходишь со своими мыслями и просьбами, прямо физически чувствуешь силу, энергию иконы.

Лично я такое испытывала только у святых мощей — в Троице-Сергиевой лавре, в Марфо-Мариинской обители и в Керкире, у мощей святителя Спиридона Тримифунтского», — рассказывает Анна, руководитель благотворительных программ Марфо-Мариинского центра «Милосердие».

Другая паломница, Людмила, пришла поблагодарить «Троеручицу», так как в день праздника в честь этой иконы родилась ее внучка.

«А я к иконе за помощью — моя мама очень сильно болеет. Прошу ей здоровья, ведь этот образ считается чудотворным», — рассказывает студентка Татьяна.

«Иконку «Троеручицы» мне подарили в паломнической поездке по Черногории. В городе Котор есть древний храм апостола Луки. Женщина, стоявшая там за свечным ящичком, увидев, что я ничего не купила, пошла за мной и подарила мне этот образ.

Возможно, тогда был праздник «Троеручицы», но для меня это было удивительно, ведь та женщина меня совершенно не знала. Потом я разглядела, что у иконы три руки, и заинтересовалась ее историей… Я уже на пенсии, есть какие-то немощи, у дочери сейчас напряженный момент в жизни. Подумала: пойду помолюсь, Божия Матерь не оставит, укрепит и поможет.

А еще я разослала сообщения о том, что такая святыня — в Москве, всем своим знакомым», — добавляет другая паломница.

«Часто поклониться иконе идут люди, действительно ожидающие чего-то чудесного: долгожданных исцелений, разрешения неразрешимых проблем. У меня сейчас нет никаких особенных просьб, но все равно решила прийти — ради встречи, ради молитвы, ради очередного разговора с Богом.

Чтобы через это маленькое паломничество укрепить веру. Приятно, что нет толпы и очереди, нет лишних разговоров: тишина и простор. Можешь быть у иконы сколько нужно, это позволяет сосредоточиться на личной молитве», — отмечает Яна, руководитель благотворительного проекта «Дети.

pro».

Видео:Самые известные иконы. Значения иконСкачать

Самые известные иконы. Значения икон

Здесь живут наши братья…

Недавно в Православные храмы Болгарии были переданы написанные в России иконы. Об авторе. Ольга Павловна Мальцева-Арзиани — филолог, поэт, прозаик, переводчик, журналист.

Живет в Москве. Много лет работала в Болгарии. Выпустила несколько поэтических сборников в России и Болгарии. Награждена в Болгарии почетной Грамотой Святого Георгия Победоносца.

Летом живет в деревне в Тверской области.

В краю красно-белых мартеничек

Весна в Болгарии начинается очень рано, февраль уже наполнен запахом приближающегося чуда. На каждом углу начинают продавать мартенички — изделия из красных и белых шерстяных ниток, а то и из бусинок, кусочков материи красного и белого цвета. Болгария неожиданно становится разукрашенной в красно-белые цвета этой весенней радости — первого весеннего подарка к Дню Весны, Первому Марта.

https://www.youtube.com/watch?v=XYSGhGN5A5c

Именно в этот день болгары говорят друг другу «Честита Пролет» — «Да здравствует Весна», или «Честита Баба Марта» — «Поздравление с приходом Бабы Марты» и дарят мартенички.

Это могут быть браслетики, традиционные куколки — мальчик и девочка в народных костюмах опять же красного и белого цвета, это может быть пушистый котёнок или щенок, это может быть украшение для волос, да чем угодно это может быть.

Красный цвет олицетворяет приход красавицы Весны, а белый — прощание с Зимушкой-Зимой. В Румынии и Молдавии есть такая же, как и в Болгарии, традиция дарить такие прелестные подарки, только там они называются марцишоры.

Первого марта интересно наблюдать за людьми в городах и сёлах Болгарии.

Мартенички дарят и знакомым, и незнакомым людям, у каждого на лацкане пиджака, на кофточке или на запястье сияют своим ярким оперением мартенички.

Однажды видела первого марта учительницу, просто с ног до головы разукрашенную мартеничками. Ученики подарили, нельзя ведь никого обидеть, вот и шла она, сияя солнышком, олицетворяя собою Весну и улыбаясь людям…

Ольга Мальцева-Арзиани в Пловдиве возле дерева, украшенного мартеничками.

Когда Вы увидите первого аиста, мартеничку необходимо снять и повесить на любое цветущее дерево. Значит, пришла настоящая весна. Обычно это случается в середине или в конце марта.

К началу апреля уже не увидишь мартеничек на людях. Они переселяются на деревья и живут там долго и счастливо порой даже до следующей весны.

Как жаль, что в России нет такой замечательной традиции — дарить мартенички!!!

И вот в этот край красно-белых мартеничек я и зову с собой в Болгарию своих добрых друзей. И едут они в совсем чужую страну, а возвращаются со слезами на глазах из родной и до боли любимой Болгарии.

Батюшку Иоанна Кронштадтского почитают в Болгарии

Мог ли предположить любимый наш батюшка Иоанн Кронштадтский, что будут его любить и почитать в далекой Болгарии? Да ведь и был он настолько скромным и простым, что вряд ли ему приходило в голову задумываться над тем, где именно будут его почитать. Хотя с первого же дня своей жизни он был связан духовно именно с Болгарией.

Родился он 19 октября 1829 года в селе Сура Пимнежского уезда Архангельской губернии, был первенцем в бедной семье псаломщика Илии Сергиева.

«За слабостью здоровья» был крещен в доме в день своего рождения и наречен в честь преподобного Иоанна Рыльского. Тезоименитство — 19 октября (по юлианскому календарю) — перенесение мощей Иоанна Рыльского, Небесного покровителя Болгарии.

В Болгарии говорят, что пришел он на свет Божий уже с именем, ибо родился в столь знаменательный день…

Иконы русских святых

Так уж распорядился Господь, что именно этот храм на скале в Старом Городе в Пловдиве поручено было восстанавливать в то время еще иерею, а ныне протоиерею Эмилу Паралингову, моему давнему другу.

О наших первых встречах с батюшкой, о его служении, о его семье я не раз уже рассказывала читателям. Скажу лишь то, что и все члены моей семьи, и друзья, приезжающие в Болгарию, стали прихожанами его храма.

И Вы, мой дорогой читатель, непременно будете приняты в этом храме как самый близкий друг, если приедете в эти края. Ведь каждого, кто несет в себе частичку крови освободителей, здесь приласкают и обогреют, с каждым поделятся самым дорогим, что есть…

Галина Симакова, благочестивая женщина из Санкт-Петербурга, узнав о том, как любят русских в Болгарии, решила подарить храму Святая Параскева (который известен еще и как храм Стара Петка) писанную маслом икону.

Она еще не знала, какую именно икону ей хочется приобрести. Знала лишь то, что это должна быть сугубо русская икона. Долго ходила Галина, искала, выбирала.

Пока не увидела ее… ту самую икону, которую она уже мысленно себе представляла в далёком болгарском храме.

И была эта икона — святого Иоанна Кронштадтского…

А тем временем священник Владимир Сафронов из села Млёво Удомельского благочиния Тверской епархии рассказал мне, что в начале ХХ века в храме села Млёво побывал Иоанн Кронштадтский и подарил облачение, в котором вел службу в этом храме: набедренник, епитрахиль и фелoнь из черного бархата, расшитые цветными шелковыми нитями и серебром. Сказал, что храм во Млёве не закроется до второго пришествия Господа Иисуса Христа. Когда отец Владимир рассказывал мне об этом, то улыбнулся и добавил, что пророчества святого праведного Иоанна Кронштадтского вселяют уверенность в будущее. И пообещал передать в дар Болгарии святую частичку облачения батюшки.

https://www.youtube.com/watch?v=APcOc3CcdiQ

Не смогла Галина Симакова лично привезти икону в Болгарию, возложила эту богоугодную миссию на меня, недостойную рабу Божию Ольгу.

Весь Пловдив жужжал как улей, когда отец Эмил Паралингов развесил объявления о предстоящем вручении иконы святого Иоанна Кронштадтского в каждом из многочисленных храмов древнего Пловдива. Икону и святую частичку вышел встречать весь город. Случилось это событие 8 апреля 2010 года.

Матушка Анна, супруга отца Эмила Паралингова, опубликовала 12 апреля 2010 г.

на официальном сайте Болгарской Православной Церкви статью «Благословение от Святого Иоанна Кронштадтского», в которой поведала о торжественной встрече иконы и частички облачения святого праведного Иоанна Крон-штадтского в Пловдиве, и о событии узнала уже вся Болгария.

Дарение икон храмам Болгарии стало нашей доброй традицией.

И вскоре иконы святых Иоанна Кронштадтского, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Матроны Московской, Царственных Страстотерпцев были переданы иерею Милену Недеву из Пловдива, игумену Кричимского монастыря иеромонаху Антиму, матушке Матроне, игуменье монастыря Святого Пророка Илии в Софии (матушка родом из России, а постриг приняла в Болгарии), протоиерею Эмилиану Михайлову из Бургаса и другим священникам.

«Аз есмь с вами…»

Вскоре всё та же Галина Симакова и ее близкая подруга из города Вышний Волочек Ольга Скрипкина, мать монаха Мельхиседека, решили заказать новую икону специально для храма Святой Параскевы.

Долго мы скрывали от батюшки, что же это будет за икона.

А заказали они написать икону Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы», празднование этой иконе совершается в пятую субботу Великого поста.

Вы уже догадались, почему именно эту икону они решили подарить. Ну конечно же! Ведь это — любимая икона отца Иоанна Кронштадтского.

А заказали они ее иконописцу Феодоровского подворья в Царском Селе Галине Майоровой, получив предварительно благословение ныне почившего Архимандрита Елеазара, духовника Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.

Прежде чем попасть в Болгарию, икона проделала долгий и нелегкий путь из Царского Села в Петербург, откуда ее с благоговением взял в руки и перевез в Николо-Столпенский монастырь под Вышним Волочком отец Андрей Храмов, который получил благословение на восстановление этого разрушенного в страшные годы богоборчества монастыря (в этой обители начинал свой монашеский путь известный подвижник — Митрополит Мануил (Лемешевский), похороненный в Самарском Покровском кафедральном соборе — ред.). Ранее отец Андрей уже побывал в Болгарии по приглашению отца Эмила Паралингова. И отслужил не одну Литургию в Пловдиве в сослужении сонма священнослужителей Болгарской Православной Церкви. Это было воистину торжество Православия!

Торжественным молебном встречали в Пловдиве икону святого Иоанна Кронштадтского.

Прежде чем передать икону нам с Ольгой Скрипкиной, батюшка отслужил молебен перед необычайной красоты иконой, и прихожане имели редкую возможность приложиться к ней. Разве что кто-то из прихожан сумеет поехать вместе с отцом Андреем в Болгарию, где его все ждут, и уже в Пловдиве вновь приложиться к иконе.

А пока икона продолжила свой путь. Ольга Скрипкина получила икону из рук отца Андрея и поехала в Москву, чтобы передать её мне. Большая и тяжелая икона требовала не только трепетного, но и бережного отношения к себе. Везти ее в Болгарию было очень сложно. Но Господь всё управил. Икона благополучно прибыла на болгарскую землю.

Оставалось ждать 31 марта, пятой субботы Великого поста в 2012 году.

Вновь ждал весь город. Весть разнеслась по всей Болгарии. Приехали поклониться написанной в России иконе Божией Матери и из других городов.

Икону ждали у подножия скалы в Старом городе. Когда появилась наша группа — Ольга Скрипкина, Елена Астафьева, Елена Кожуховская и автор статьи, люди окружили нас и, плача, целовали.

Одна болгарская женщина от переполнявших её чувств сняла со своей груди самое дорогое, что у неё было, — кожаную ладанку — и повесила её на Елену Астафьеву.

Они обнялись, эти две женщины, впервые увидевшие друг друга, и о чём-то заговорили, почти не понимая слов, но понимая ту любовь, которую они обе излучали…

Бережно и трепетно отец Эмил Паралингов принял икону из наших рук. Неизменный наш фотокорреспондент Стоил Владиков снимал всё происходящее, стараясь быть собранным и достойно выполнять возложенную на него миссию. Но и у него блестели слезы в глазах…

Русские паломницы привезли в Болгарию икону Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Рядом с Ольгой Мальцевой (она держит икону) — Ольга Скрипкина и Елена Астафьева.

Начался Крестный ход по ступеням в гору, к храму.

https://www.youtube.com/watch?v=T-_KdOFTHw4

Уму непостижимо, как сумел не очень большой храм на скале вместить такое большое число поклонников. Когда отец Эмил торжественно возложил икону в центре храма на аналое, она была укрыта лишь старинной накидкой, украшенной ручной вышивкой, которой я догадалась покрыть ее перед тем, как передать в дар храму.

Но прошло несколько мгновений, и икону украсили цветами прихожане. Кто-то принес иконе Божией Матери лишь один скромный весенний цветок, другие — букетик первоцветов, и не успели мы оглянуться, а любовь к России воплотилась в цветы на нашей иконе.

Отец Эмил отслужил первую праздничную Литургию, а народ всё прибывал и прибывал. Когда отец Эмил благословил верующих приложиться к иконе, в храме не было места, куда яблоку упасть…

Затем батюшка благословил нас рассказать и об истории дарения иконы, и о России, и о нашей любви к болгарскому народу, и о дарителях. И тут выяснилось, что Господь нас распределил по двое. Две Галины — даритель иконы и иконописец, две Елены — композитор и педагог, и две Ольги — мать монаха и журналист…

К сожалению, обе Галины не сумели присутствовать на празднике, но их ждут в Болгарии. Очень ждут.

Когда люди разошлись, батюшка неожиданно спросил меня, оставлю ли я эту замечательную накидку для иконы храму. Он знает, что в России в храмах, особенно в сельских, покрывают иконы красивыми вышитыми рушниками ручной работы. Но не был уверен, что я навсегда отдаю накидку.

Я засмеялась и сказала, что не смогу отнять у Богородицы Ее покров. И тут заулыбались уже все вокруг.

Написанная в России икона Божией Матери обрела свой новый, очень добрый дом!

Море, розы, мартенички, улыбки — это тоже Болгария.

Но не это главное. Главное то, что живут здесь наши братья. Братья по крови и по вере.

Фото Стоила Владикова, г. София, Болгария.

Поделитесь с другими:

См. также:

🔍 Видео

Болгария. Истоки и корниСкачать

Болгария. Истоки и корни

ИКОНЫ. Что нужно знать. Цикл «Молитва, храм и богослужение»Скачать

ИКОНЫ. Что нужно знать. Цикл «Молитва, храм и богослужение»

Священник напал на другого на похоронах украинского военногоСкачать

Священник напал на другого на похоронах украинского военного

Иконы святых - что они означают и для чего нужныСкачать

Иконы святых - что они означают и для чего нужны

Почему мироточат православные иконы? (прот. Владимир Головин, г. Болгар)Скачать

Почему мироточат православные иконы? (прот. Владимир Головин, г. Болгар)

Для чего в Церкви иконы?Скачать

Для чего в Церкви иконы?

Пророчество об Украине преп. Гавриила Ургебадзе 1992 год.Скачать

Пророчество об Украине преп. Гавриила Ургебадзе 1992 год.

Преподобный АвраамийСкачать

Преподобный Авраамий

ПРАВОСЛАВИЕ В БОЛГАРИИ Православието в БългарияСкачать

ПРАВОСЛАВИЕ В БОЛГАРИИ  Православието в България

Курорты и города Болгарии. Двадцать пятый сентябрь (1969)Скачать

Курорты и города Болгарии. Двадцать пятый сентябрь (1969)

Владимирская икона. Дар архимандрита Иоанна (Крестьянкина) Сретенскому монастырюСкачать

Владимирская икона. Дар архимандрита Иоанна (Крестьянкина) Сретенскому монастырю

Собор Софии стал мечетью. Что ждет Турцию? Пророчества Паисия СвятогорцаСкачать

Собор Софии стал мечетью. Что ждет Турцию? Пророчества Паисия Святогорца

Акафист Божьей Матери в честь иконы Её "Всецарица"Скачать

Акафист Божьей Матери в честь иконы Её "Всецарица"

Icons of medieval Bulgaria (Иконы средневековой Болгарии)Скачать

Icons of medieval Bulgaria (Иконы средневековой Болгарии)

В Честь Иконы Богородицы ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ! ОЧЕНЬ красивое Песнопение пред Чудотворной Иконой!Скачать

В Честь Иконы Богородицы ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ! ОЧЕНЬ красивое Песнопение пред Чудотворной Иконой!

ПРАВОСЛАВИЕ В БОЛГАРИИ (Алфеева)Скачать

ПРАВОСЛАВИЕ В БОЛГАРИИ  (Алфеева)

Просительная ектения (До мурашек!!!) - Братский хор Почаевской ЛаврыСкачать

Просительная ектения (До мурашек!!!) - Братский хор Почаевской Лавры
Поделиться или сохранить к себе: