- Псалом 4: для чего читают, толкование, текст молитвы
- Псалом Давида о том, чтобы люди отложили свой гнев и повернулись к Господу
- Детальное толкование
- Часть 1 – Просьба Давида о том, чтобы Бог услышал его молитву
- Часть 2 – Давид обращается к своему народу и к врагам
- Часть 3 – Давид говорит о гневе и его проявлениях
- Часть 4 – Слова о том, чтобы Бог проявил себя для народа, как делал это и раньше
- Часть 5 – Давид спокоен в своей надежде на Бога
- Краткое толкование
- Слушать Псалом 4
- Комментарий псалмов Давида. 4-ий псалом
- Пишет Мальбим, что царь Давид написал этот псалом, когда в его время три года был голод в Израиле, и насмешники из народа говорили, что причина этого голода – грехи Давида. Написано в книге Шмуэля: «И был голод во дни Давида три года, год за годом. И спросил Давид Г-спода [о причине голода]. И сказал Г-сподь: из-за Шауля и из-за дома крови – за то, что убил гивонитян» (2-я часть, 21:1). Как известно, Давид выполнил требования гивонитян, и пошел дождь
- Псалтирь Божией Матери (святителя Димитрия Ростовского)
- Псалом 24
- Псалом 25
- Псалом 26
- Псалом 27
- Псалом 28
- Псалом 29
- Псалом 30
- Псалом 31
- По 4‑й кафисме тропари, гл. 4
- Молитва
- Псалом 4
- Псалом 4- текст с ударениями и переводом
- Объяснение и краткое толкование 4 псалма
- 🔥 Видео
Видео:Кафизма 4 Псалмы с 24 по 31 • Молитвы после кафизмы IV (Валаамский монастырь)Скачать
Псалом 4: для чего читают, толкование, текст молитвы
Для чего читают Псалом 4? Каково толкование Псалма и что значат его стихи? Слушать онлайн или читать текст молитвы Псалом 4 на русском и церковнославянском языке вы можете у нас на сайте.
Псалом 4 на русском языке: текст
1 Когда я призвал, услышал меня Бог правды моей; в тесноте Ты дал мне простор. Сжалься надо мною и услышь молитву мою.
2 Сыны человеческие, доколе вы тяжки сердцем? Для чего любите тщету и ищете лжи?
3 И познайте, что дивным соделал Господь святого Своего. Господь услышит меня, когда я воззову к Нему.
4 Гневайтесь – но не грешите, в том, что говорите в сердцах ваших; на ложах ваших сокрушайтесь.
5 Принесите жертву правды и уповайте на Господа.
6 Многие говорят: «Кто покажет нам благо?» – Отметил нас свет лица Твоего, Господи!
7 Ты дал веселье сердцу моему: от плода пшеницы, вина и елея своего они преисполнились.
8 С миром лягу и сразу усну, ибо Ты, Господи, мне одному дал с надеждою жить.
Псалом 4 на церковнославянском языке
1 Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея, в скорби распространил мя еси, ущедри мя и услыши молитву мою.
2 Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? Вскую любите суету и ищете лжи?
3 И уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего: Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему.
4 Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся.
5 Пожрите жертву правды и уповайте на Господа.
6 Мнози глаголют: кто явит нам благая? Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.
7 Дал еси веселие в сердце моем: от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася.
8 В мире вкупе усну и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси.
Псалом Давида о том, чтобы люди отложили свой гнев и повернулись к Господу
Читать четвертый Псалом необходимо тем людям, которые отличаются раздражительность, суетливостью и нервозность. Которым непросто взять себя в руки и успокоится. Кто постоянно переживает по поводу всяких мелочей. Любит ссорится и выяснять отношения. Суетятся попусту. Не могут полностью довериться Богу и все свои проблемы возложить на Него.
Доподлинно не известно, когда именно этот Псалом был написан Давидом. Но это явно было тяжелое для него время. Тогда его слава как царя была поругана. Многие были недовольны его правлением. Может, в то время была война, может, он бежал от своего сына Аввессалома, который хотел занять его престол еще при жизни отца. Историки разнятся во мнениях.
Но ясно одно, что Давид переживал по поводу волнений среди своего народа и своего шаткого положения. Но продолжал уповать на Господа, который никогда его не подводил. И в это раз царь был уверен, что все будет хорошо.
Бог много раз до этого доказывал Давиду, что всегда находится рядом и следит за тем, что жизни Давиду ничего не угрожало. В каких бы сражениях ни участвовал Давид, он всегда возвращался с поля боя живым и здоровым.
Вот и сейчас, как тяжело не было бы царю на сердце, но уверен, что Всемогущий не оставит его, а поддержит, как делал это на протяжении всей жизни мужчины.
Детальное толкование
Четвертый Псалом Ветхого Завета можно поделить на 5 частей:
- Давид поет Псалом и просит Господа, чтобы Бог был с ним, когда он взывает к Нему (стихи 1-2).
- Давид спрашивает у людей о суете и лжи (стихи 3-4).
- Царь советует не грешить, гневаясь (стихи 5-6).
- Благодарность Богу за то, что Он заботится о народе (стихи 7-8).
- Давид выражает уверенность в Боге (стих 9).
Деление условное, сделано для того, чтобы лучше понять значение Псалма и его основную мысль.
Часть 1 – Просьба Давида о том, чтобы Бог услышал его молитву
Стих 1
Псалом поется Давидом. Это первый Псалом, который царь поет для начальника своего хора. Для прославления Бога у него был хор, в котором он любил петь, потому что славить Бога, особенно по утрам, было для него первостепенной и очень важной задачей.
https://www.youtube.com/watch?v=h5PambSMgIw
Параллельных стихов из Писания нет.
Стих 2
Давид называет Бога Богом своей правды, просит помиловать его и услышать его молитву. «В тесноте Ты давал мне просто» – слова, которые означают, что когда Давид находится в трудных или стесненных обстоятельствах, Бог освобождал его и помогал выбраться. Это было всегда. Поэтому Давид и сейчас доверяет Богу и знает, что Господь не замедлит поддержать его и утешить.
Параллельных стихов из Писания нет.
Часть 2 – Давид обращается к своему народу и к врагам
Стих 3
«Сыны мужей» – обычные люди, мужчины. Давид обращается к ним с вопросом о том, почему они выбирают суету и ложь. Царю всегда приятно, когда его народ пребывает в мире и спокойствии.
Но в тот промежуток времени люди, поверив лжи, восстали против царя, осуетились, гнев их возгорелся. Поэтому Давид и сетует, что «слава его в поругании», то есть, ничего не значит для народа.
Его величие не делает людей кроткими, они не преклоняются перед ним, как перед царем, не трепещут, не уважают.
Параллельных стихов из Писания нет
Стих 4
Царь продолжает обращение к народу в своей молитве и говорит ему, что Бог заботится о нем, отделив его для Себя. Давид называет себя святым, потому что уверен, что не грешит против Господа, а в точности исполняет то, что Бог говорит ему делать. Царь знает и поэтому утверждает, что Всемогущий слышит его, когда он молится Ему и взывает. Откуда у царя такая уверенность?
Он непоколебим в свое вере, потому что Бог на протяжении его жизни не раз показывал Давиду, что всегда помогает ему. Еще в подростковом возрасте, когда Давид пас овец своего отца, бывало, что на стадо нападал дикий зверь.
Давид был молод, но мог справиться с животным и уберечь домашний скот от разорения. Он вступал в битву с хищником и не раз одерживал победу. Но перед этим он внутренне молился Богу, чтобы Он поддержал его и помог победить дикое животное.
И Бог давал ему сил на сражение в, казалось бы, неравном бою.
Бог был рядом с ним, когда Давиду пришлось убить 100 иноплеменников за то чтобы жениться на дочери царя, когда народом правил Саул.
Такого было царское повеление – он отдает свою дочь Мелхолу Давиду только после того, как тот принесет ему сто отрезков от одежды филистимлян (недругов). Край одежда можно было отрезать только у мертвого врага. Давид ради любимой отправился на сражение и победил.
И тогда он взывал к Господу, чтобы тот поддержал его. Поэтому в этом Псалме его не покидает надежда на то, что и сейчас Господь не оставит его.
Параллельных стихов из Писания нет.
Часть 3 – Давид говорит о гневе и его проявлениях
Стих 5
«Гневаясь, не согрешайте» означает, что гнев сам по себе не является грехом. Можно гневаться, сердиться, расстраиваться. Но…не нужно в это время согрешать. То есть, предпринимать такие действия, которые окажутся греховными. Например, ругаться нецензурной бранью, драться. Такие действия уже являются грехом.
Именно об этом и говорит Давид. Что же он предлагает делать в этой ситуации? Когда гнев переполняет и хочется сделать что-то нехорошее, Царь говорит, чтобы человек просто лег и подумал. О том свидетельствует выражение «на ложах ваших».
Думать и размышлять о жизни лучше, находясь в спокойном умиротворенном положении, то есть, лежа.
Для многих это может показаться странным. Однако и современные психологи придерживаются такого правила.
У них в кабинетах клиенты не сидят и не стоят, а лежат на специальных кушетках – креслах, разложенных для того, чтобы человек находился в горизонтальном положении. Учеными давно доказано, что положение лежа способствует приведению эмоционального состояния в норму.
Давид, зная его, советует гневливым людям, не прибегать к ругательствам и рукоприкладству, а подумать о своем поведении и о жизненных обстоятельствах, лежа.
Параллельный стих из Писания:
- Еф 4:26 – Не нужно грешить при гневе. Солнце не должно восходит, когда человек еще находится в раздраженном состоянии. То есть, еще до рассвета человек должен успокоиться, ему не следует ложиться спать, будучи в гневе. Необходимо, приняв горизонтальное положение, прийти в состояние спокойствия, чтобы к утру, когда рассветет, быть спокойным и уравновешенным.
Стих 6
Давид говорит людям, чтобы их жертвы для Бога были жертвами правды. Чтобы они были честны перед Господом и приходили в молитве к Нему без лжи и лукавства.
Потому что Бог знает, что находится в сердце у каждого из них. Нет смысла врать Тому, кто знает все наперед.
Царь советует уповать не на собственные силы, связи, положение в обществе, деньги и другие временные вещи, а на Господа. На того, кто постоянен и неизменен.
https://www.youtube.com/watch?v=HCBN6CjGyU8
Параллельных стихов из Писания нет.
Часть 4 – Слова о том, чтобы Бог проявил себя для народа, как делал это и раньше
Стих 7
Люди, отчаявшись, спрашивают о том, кто показал бы им благо. То есть, улучшил бы их жизнь. Это очень похоже на современное время и людей, которые сетуют на правительство, говоря о том, что жизнь стала невыносимо тяжело.
Они ждут такого президента, который своими указами облегчил бы бремя народа. Однако такое не случается. Потому что каждый последующий правитель чем-нибудь да не нравится народу.
Такая хула только усугубляет и без того сложное положение в стране.
Давид в этом случае просит Бога о помощи. Говорит, что не нужно уповать на человека, потому что он просто человек, у которого тоже есть свои недостатки и страхи. Поэтому верить и ждать изменений в положительную сторону нужно на Бога, который в силе изменить их жизнь, обратив негативные последствия на положительные и позитивные изменения.
Параллельных стихов из Писания нет.
Стих 8
Давид говорит Богу, чтобы Тот наполнил его сердце весельем, потому что Господь сам заботится о его народе и стране. Наполняет дома людей «хлебом и вином» и всем необходимым для жизни.
И ему, как царю, не нужно переживать и беспокоится. Он благодарен Богу за то, что Господь помогает ему управлять страной, дает мудрость и силу, терпение и смелость.
Его народ живет в достатке и ни в чем не нуждается.
Но Давид понимает, что без Бога он не смог бы дать людям то, чего они хотят. Это подобно современным президентам, которые не уповают в своем правлении на Бога, а надеются на свои силы.
И терпят поражение в нескольких сферах своей жизни. Отчего народ не всегда доволен их правлением и реформами.
Давид же мудрый царь, который понимает, что его силы не бесконечны, и без Бога ему просто не справиться.
Параллельных стихов из Писания нет.
Часть 5 – Давид спокоен в своей надежде на Бога
Стих 9
Давид спокойно ложится и спит, говорит Господу, что Он «един дает ему жить в безопасности». То есть он не надеется на свою охрану и высокие стены замка. Свою жизнь и сон он полностью доверяет Богу.
Только с верой в Него он чувствует себя в безопасности. Как часто современные люди не могут уснуть, потому что переживают по поводу своих проблем. А Давид спокойно ложился спать и засыпал, потому что знал, что находился в полной безопасности.
Он уверен в завтрашнем дне и непоколебим в этом.
Параллельных стихов из Писания нет.
Краткое толкование
Истолковать четвертый Псалом коротко можно так:
- Когда я молюсь тебе, Бог, услышь меня. Когда мне было плохо, Ты поддерживал меня. И сейчас яви мне свою милость и услышь то, о чем я молюсь Тебе.
- Люди, до какой поры вы будете суетиться и верить всему тому, что вам говорят?
- Бог отделил меня, царя, от прочих людей и назвал своим святым человеком.
- Когда вы находитесь во гневе, не согрешайте. Лучше лягте и спокойно поразмыслите о жизни и о тех обстоятельствам, в которых вы сейчас находитесь. Только так к вам придет утешение, а в сердце будет мир.
- Уповать нужно на Бога, а не на что-то другое в этом мире, потому что временно, а Бог постоянен.
- Люди спрашивают о том, кто показал бы хорошую жизнь. Давид просит, чтобы это сделал для них Бог.
- Господь и так не раз благословлял народ, и дальше будет заботиться о нем. Он печется о том, чтобы у людей для жизни было все самое необходимое и даже больше.
- Давид спокойно ложится и спит, потому что знает, что с Богом он в безопасности. Он не надеется на свою многочисленную охрану. Он верит Богу, и доверяет Ему свою жизнь.
Четвертый Псалом состоит из 9 стихов и 16 предложений. Находится на страницах 569 и 570 Библии синодального перевода. Исполнил четвертый Псалом царь Давид для начальника своего хора.
Слушать Псалом 4
Видео:Псалтирь. ПСАЛОМ 4. [рус.]Скачать
Комментарий псалмов Давида. 4-ий псалом
Руководителю [музыкантов] на негинот.
Псалом Давида Когда взываю я, ответь мне, Б-г справедливости моей.
В теснине Ты дал мне простор! Помилуй меня и услышь молитву мою!
Сыны человеческие! Доколе честь моя будет на поругание?
[Доколе] любить будете пустое, искать будете ложь? Навеки.
https://www.youtube.com/watch?v=PqDfDC9tCrM
И знайте,что отличил Г-сподь благочестивого Его.
Г-сподь услышит, когда я буду взывать к Нему.
[Даже если] гневаетесь – но не грешите, говорите в сердце вашем, на ложе вашем – но молчите.
Навеки. Приносите жертвы справедливости и полагайтесь на Г-спода.
Многие говорят: «Кто покажет нам благо?»
Подними над нами свет лица Твоего, Г-споди!
Ты дал радость в сердце моем со времени, когда умножились хлеб их и вино их.
С миром я лягу и сразу усну, ибо Ты, Г-сподь, даешь мне и в одиночестве жить в безопасности.
Пишет Мальбим, что царь Давид написал этот псалом, когда в его время три года был голод в Израиле, и насмешники из народа говорили, что причина этого голода – грехи Давида. Написано в книге Шмуэля: «И был голод во дни Давида три года, год за годом. И спросил Давид Г-спода [о причине голода]. И сказал Г-сподь: из-за Шауля и из-за дома крови – за то, что убил гивонитян» (2-я часть, 21:1). Как известно, Давид выполнил требования гивонитян, и пошел дождь
«Когда взываю я, ответь мне, Б-г справедливости моей» (4:2) – Всевышний ответил на молитву Давида и подтвердил непричастность Давида к страданию народа.
Пишет Мальбим, что теперь Давид обращается к тем насмешникам из народа: «Сыны человеческие! Доколе честь моя будет на поругание?» (4:3) – насколько пути ваши противоположны путям Всевышнего. И далее: «[Доколе] любить будете пустое, искать будете ложь?» (4:3) – пустое вы сделали тяжелыми обвинениями. А если не находите пустых обвинений, то переходите к ложным.
«И знайте, что отличил Г-сподь благочестивого Его» (4:4) – Всевышний дал ответ, подтверждающий праведность Давида.
«[Даже если] гневаетесь – но не грешите, говорите в сердце вашем, на ложе вашем – но молчите. Навеки» (4:5). «[Даже если] гневаетесь» – из-за ответа Всевышнего, «но не грешите» – говоря злое против Давида и упоминая его историю с Бат-Шевой. «Говорите в сердце вашем» – о грехах ваших «на ложе вашем», «но молчите» – чтобы не согрешить злословием на Давида.
«Приносите жертвы справедливости» (4:6) — пишет Мальбим, что теперь Давид обращает свой взор к священникам, приносящим жертвы Всевышнему, и велит им принести «жертвы справедливости» – жертвы благодарности Всевышнему, возвестившему о праведности Давида.
«И полагайтесь на Г-спода» (4:6) – в уверенности, что Он даст дождь земле Израиля. А ведь во время голода многие ждали дождя и говорили: «Кто покажет нам благо?» (4:7). И молили Всевышнего, чтобы закончился период сокрытия Его лица: «Подними над нами свет лица Твоего, Г-споди!» (4:7).
«Ты дал радость в сердце моем со времени, когда умножились хлеб их и вино их» (4:8) – и прекратился голод. «С миром я лягу и сразу усну, ибо Ты, Г-сподь, даешь мне и в одиночестве жить в безопасности» (4:9) – ибо есть изобилие, и может жить народ Израиля вне зависимости от других стран и необходимости покупать там урожай.
«[Даже если] гневаетесь – но не грешите, говорите в сердце вашем, на ложе вашем – но молчите. Навеки» (4:5). По количеству толкований этот стих по праву может претендовать на одно из самых первых мест.
Согласно классическому комментарию, и как написано выше в этом стихе содержится обращение к врагам и ненавистникам Давида, которые гневаются на него и выискивают его грехи и недостатки. При этом они грешат против Давида и вредят самим себе. Мальбим пишет, что их гнев возгорелся из-за истории с Бат- Шевой.
Рабейну Хида пишет в своей книге «Йосеф теилот», что их попытки опорочить Давида былисвязаны либо сего происхождением от моавитянки Рут, либо с историей его рождения, которая похожа на рождение Реувена, сына Яакова (см. 69-й псалом). Поэтому обращается к ним Давид: «Даже если гневаетесь – но не грешите» (4:5) – говоря пустое.
Святость Реувена и Давида – как святость всех праведников Израиля. А то, что царь Давид страдал из-за ложных подозрений, многократно увеличивает его награду, как сказал рабби Йоси: «Да будет доля моя среди тех, кого подозревали, но они были чисты» (трактат Шаббат, 118б).
Рабейну Яаков в своей книге «Бааль а-турим» (Шмот, 20:17) объясняет этот стих совершенно по-другому. Он пишет, что всякий, у кого есть богобоязненность и стыдливость, не согрешит с легкостью.
Поскольку стыд удерживает от греха, а гнев, наоборот, приводит к нему. И об этом сказал Давид: «[Даже если] гневаетесь но не грешите» (4:5).
Текст знаменитого письма Рамбана, которое он послал со Святой земли своему старшему сыну Нахману, созвучен этому смыслу:
«Старайся всегда разговаривать спокойно с любым человеком и в любое время. И благодаря этому спасешься от гнева.
Ведь гнев – это дурное качество, которое толкает человека к греху… А когда избавишься от гнева – появится в сердце твоем скромность – самое лучшее из всех качеств человека. И благодаря скромности почувствуешь в сердце своем богобоязненность… С этими качествами будешь рад доле своей.
И когда будешь вести себя скромно, стыдясь любого человека и боясь согрешить, –тогда будет на тебе дух Б-га и сияние Славы Г-спода, и удостоишься жизни в Будущем мире».
Обещает Рамбан: «Читай это письмо один раз в неделю, не пропуская. Исполняй написанное в нем, идя путями Б-га, чтобы во всем иметь успех и удостоиться награды, приготовленной для праведников в Будущем мире. И во всякий день, когда прочтешь это письмо, ответят тебе с Небес на любой твой вопрос. Амен! Да будет так вовеки!» Многие молитвенники начинаются с текста этого письма.
https://www.youtube.com/watch?v=pJgDR7k0TqY
Есть еще одна трактовка этого стиха.
Сказал рабби Йеошуа бен Леви (трактат Брахот, 4б), что даже если произнес человек молитву «Слушай, Израиль» (молитва Шма) в синагоге – тем не менее, есть у него заповедь прочитать эту молитву у своей постели перед сном.
Спрашивает рабби Йоси: «Где написано, что есть такая заповедь?» И приводит в ответ этот стих: «[Даже если] гневаетесь – но не грешите, говорите в сердце вашем, на ложе вашем» (4:5). Слова «говорите в сердце вашем, на ложе вашем» намекают на молитву Шма, в которой говорится: «Да будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем.
И повторяй их детям твоим, и говори их, сидя в доме твоем и идя по дороге, и когда ты ложишься, и когда ты встаешь» (Дварим, 6:6-7).
Молитва Шма входит в специальную молитву перед сном, которая приводится в молитвенниках. Эта молитва охраняет душу человека во время сна.
Неслучайно в нее входит 91-й псалом, который обладает уникальным свойством защищать душу от нечистых сил.
Несомненно, и этот стих Давида имеет особое уникальное свойство охранять спящего, поскольку он включен в эту молитву перед сном, и произносят его три раза.
И еще. Известно, что два ангела борются в сердце человека, чтобы направить его: ангел дурного начала – на путь, уводящий от Всевышнего, и ангел доброго начала – на путь возвращения к Всевышнему.
В Талмуде (трактат Брахот, 5а) говорит рабби Шимон бен Лакиш, что человек должен постоянно просить ангела доброго начала в гневе атаковать ангела дурного начала, чтобы тот прекратил его искушать. Постоянно – потому что дурное начало не оставляет попыток совратить человека всю его жизнь.
И ссылается рабби Шимон бен Лакиш на этот стих, поскольку в нем содержится намек на методику защиты от искушения. Только теперь следует изменить перевод этого стиха: «Гневите [доброго ангела против злого] – но не грешите».
Продолжает рабби Шимон бен Лакиш, что если человеку удалось победить искушение дурного начала – хорошо. Если нет то дальше в этом стихе написано: «Говорите в сердце вашем» – надо заняться изучением Торы.
Если дурное начало не унимается далее написано: «На ложе вашем» – надо прочесть молитву Шма, которую произносят у постели перед сном. Если и это не помогло далее написано: «…но молчите.
Навеки» – тогда пусть человек напомнит себе о дне смерти (когда придется отвечать за содеянное).
Спрашивает рабби Йеонатан Айбешиц в книге «Яарот дваш»:
«Зачем надо проходить три этапа защиты от искушения? Почему мудрецы не посоветовали сразу вспомнить день смерти?» И отвечает, что мудрецы отметили три варианта защиты в зависимости от трех причин, приводящих человека к совершению греха.
Если человек не понимает тяжесть греха, то следует ему заняться изучением Торы, чтобы понять это. Если гордыня толкает его на грех, то пусть прочтет молитву Шма, которая помогает смирить гордыню.
Если же причиной являются вожделение и страсть человека, то напоминание о дне смерти успокоит его чувства.
Разумеется, что бы мы ни делали из этой методики, всегда следует обращаться к Всевышнему за помощью.
Видео:Псалтирь. Псалом 4. Андрей Десницкий. БиблияСкачать
Псалтирь Божией Матери (святителя Димитрия Ростовского)
Придите, поклонимся Царице нашей Богородице.
Приидите, поклонимся Деве Марии, Царице нашей Богородице.
Приидите, поклонимся и припадем к самой Госпоже Деве Марии, Царице нашей Богородице.
Кафизма 3ОглавлениеКафизма 5
Псалом 24
К Тебе, Госпоже, воздвигох душу мою, яко да на страшнем суде Божием Твоими молитвами не постыжуся, ниже да посмеются о мне врази мои и поднебесной злобы лукавнующии полки да не преткнут стопы моя, ниже да не превзыдут мене сети смертныя; с кротостию притецы к душе моей, путеводительница буди ко отечеству небесному и к блаженному собору избранных Божиих сопричти мя.
Псалом 25
Суди мя, Госпоже, яко аз незлобою моею ходих, уповая на Тя не изнемогу.
Воспламени сердце мое огнем любви Твоея и поясом чистоты Твоея востягни утробу мою, милость и щедроты Твоя пред очима моима суть; наслаждуся во гласе хвалы Твоея, Госпоже; возлюбих святолепное лице Твое, покланяюся ему и почитаю святое владычество Твое. Исповедайтеся имени Ея, яко свято есть, и Поведите в век чудеса Ея.
Псалом 26
Госпоже, небесное сияние лица Твоего да будет просвещение мое и светлость благодати Твоея да возблистает во уме моем; вознеси главу мою на враги моя, яко аз преславное имя Твое воспою, и не отврати лица Твоего от мене; красоту и доброту Твою возжела душа моя и Тя во дни и в нощи ищет сердце мое, Царице небесная, не отстави благодати и милости Твоея от мене и прославлю во языцех славу Твою, еюже прослави Тя Отец, Сын и Святый Дух.
https://www.youtube.com/watch?v=vW6JMPp0llw
Песнь вместо славы
Преукрашенная и во веки благословенная всеми Приснодево Богородице Марие, невместимаго Бога храме, Духа Святаго приятелище, двере небеснаго царствия, всея вселенныя Мати, приклони ухо Твое к недостойному моему молению и буди мне, грешному, милостивая попечительница и во всем помощница.
Псалом 27
К Тебе, Госпоже, воззову и услыши мя, и во гласе хвалы Твоея возвеселиши мя. Помилуй мя в день тесноты моея и светом истины Твоея озари мя; сам Господь во утешение наше Тя дал есть и Ты крепость моя и хвала о Господе; почерпну убо воду благодати Твоея с веселием и испию от источника милости, и не вжажду во веки.
Псалом 28
Принесите Госпоже нашей, сынове Божии, принесите Госпоже нашей славу и хвалу. Даждь силу рабом Твоим, Мати пресвятая, и благословение славящим и хвалящим Тя.
Услыши сердечное воздыхание взирающих к Тебе и не презри молитвы призывающих Тя; да будет рука Твоя распростерта и готова к вспоможению нам и ухо Твое слышащее горестный и утомленный глас наш, Ты бо еси едина наша Матерь сердобольная.
Псалом 29
Вознесу Тя, Госпоже, яко Ты еси прекрасное жилище Святаго Бога; вознесу Тя, Госпоже, яко восприяла еси мя в милость Твою и от душевнаго врага, противника моего, избавила мя еси: не отвратися и до конца множества ради грехов моих, оживотвори дух мой и окаменелое сердце мое умягчи в покаяние, яко да и аз принесу Тебе жертву славы и хвалы. Радуйтеся, небеса, и веселися, земля, понеже утешает Мати Мария верных рабов Своих и нищих духом милует и благоволит о них.
Песнь вместо славы
Радуйся, небес радосте! Радуйся и земли истинное веселие, Марие, Мати Христа Бога нашего! Ты умы любящих Тя любезно просвещаеши и верныя Твоя певцы со тщанием приводиши к сладости райских обителей; к Тебе, к Тебе, Госпоже, обращаю лице мое, на Тя взирают очи сердца моего, на Тя уповает душа моя; помилуй мя, Владычице, приведи к отечеству любви вечныя.
Псалом 30
На Тя, Госпоже, уповах, и не постыжуся во век: благодатию Твоею приими мя и воззрением матерним утеши мя; Ты еси крепость моя, и прибежище мое, и утешение мое, и покров мой, и надеждо моя непостыдная; в руце Твоего матерняго заступления вручаю убогую мою душу, весь живот мой, последний день, конечную минуту дыхания моего и ужасное прехождение воздушных мытарств.
Псалом 31
Блажени, ихже сердца любят Тя, преблагословенная Приснодево; Воплощимбося из Тебе грехи их милостивно очистятся и беззакония их покрыются, от плода бо святыя и пречистыя утробы Твоея излияся на всех кающихся грешников благоутробие Божие; и Ты, Владычице, прямая еси стезя к царству небесному, блудящих в мрачной нощи греховной просвещаеши и уклоняющихся в законопреступныя дебри милосердно на путь истинный наставляеши: слава Тебе, всех верующих скорая помощнице и заступнице.
Песнь вместо славы
Радуйся, Приснодево Богородице Марие, нетленный ковчеже, от потопа греховнаго весь род человеческий спасший. Радуйся, всех к Тебе притекающих надежное и безопасное прибежище. О, всеблагодатная, всепрекрасная, всесладчайшая, всеблагословенная, помяни нас, грешных, у престола владычества Господня, Ему же Ты во славе предстоиши и нас призираеши, аминь.
По 4‑й кафисме тропари, гл. 4
В мори мя плавающа, на пути шествующа, в нощи спяща соблюди, бдящу просвети ум мой, Госпоже, и настави творити волю Господню: яко да обрящу в день судный в житии содеянных ми разрешение, прибегая в кров Твой, Благословенная.
Слава: Не вниди со мною в суд Христе, аз бо вем моя осуждающыя мя грехи, и Тебе взываю: молитвами Рождшия Тя помилуй мене смиреннаго и недостойнаго, яко разбойника и блудницу, мытаря и блуднаго, Человеколюбче, не бо праведных пришел еси спасти, но паче грешныя.
И ныне: Даров Твоих честных наслаждающеся, не умолчим пети, Богородице, милости Твоя всегда раби Твои, зовуще и глаголюще: Пресвятая Дево, всех нас изми от козней вражиих и нужд и всякаго прещения: Ты бо еси наше заступление.
Молитва
Владычице, преблагословенная Защитнице рода человеческаго, прибежище и спасение притекающих к Тебе! вем, воистину вем, яко зело согреших и прогневах, премилостивая Госпоже, рожденнаго по плоти от Тебе Сына Божия; но имам многие образы прежде мене прогневавших Его благоутробие: мытари, блудницы и прочие грешники, имже дадеся прощение грехов покаяния их ради и исповедания. Тыя убо образы помилованных очесам грешныя моея души представляя и на толикое Божие милосердие, оных приемшее, взирая, дерзнух и аз, грешный, прибегнути с покаянием к Твоему благоутробному, сильному и непрестанному ходатайству. О, Всемилостивая Владычице! да подаси ми руку помощи и испросиши у Сына Твоего и Бога матерними и святейшими Твоими молитвами тяжким моим грехом прощение. Верую и исповедую, яко Той, Его же родила еси, Сын Твой, есть воистину Христос, Сын Бога живаго, Судия живых и мертвых, воздаяй комуждо по делом его; верую же паки и исповедую Тебе быти истинную Богородицу, милосердия источник, утешение плачущих, взыскание погибших, сильную и непрестанную к Нему ходатаицу, зело любящую род христианский, и споручницу покаяния. Воистину бо несть человеком иныя помощи и покрова, разве Тебе, о Госпоже премилостивая! и никтоже, уповая на Тя, постыдеся когда и, Тобою умоляя Того, никтоже оставлен бысть. Того ради молю Твою неисчетную благость; отверзи двери милосердия Твоего мне, заблуждающему и падшему в тимения глубины; не возгнушайся мене сквернаго, не презри грешнаго моления моего, не остави мене, окаяннаго, егоже во погибель злобный враг похити; но умоли всемощными и святейшими Твоими молитвами, о, милосердая! рожденнаго от Тебе милосердаго Бога, да простит великия моя грехи и избавит мя от пагубы моея, яко да и аз со всеми получившими прощение воспою и прославлю безмерное милосердие Божие и Твое непостыдное о мне заступление в жизни сей и в некончаемом веце. Аминь.
Видео:Псалом 4 ПсалтирьСкачать
Псалом 4
Псалом 4- текст с ударением и переводом
Объяснение и краткое толкование 4-го псалма
Псалом 4- текст с ударениями и переводом
Псалом № 4 слушать:
https://azbyka.ru/audio/audio1/Svjashhennoe_pisanie/psaltir_tsl_mohov/005.%20%D0%9F%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%BC%204.mp3
КАФИЗМА 1
Псалом 4 | Псалом 4 |
1 В коне́ц, в песнех псалом Давида, | 1 Для исполнения на струнных инструментах. Псалом Давида. |
2 внегда́ призва́ти ми, услы́ша мя Бог пра́вды моея́, в ско́рби распространи́л мя еси́, уще́дри мя и услы́ши моли́тву мою́. | 2 Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою. |
3 Сы́нове челове́честии, доко́ле тяжкосе́рдии? Вску́ю лю́бите суету́ и и́щете лжи? | 3 Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи? |
4 И уве́дите, я́ко удиви́ Госпо́дь преподо́бнаго Своего́: Госпо́дь услы́шит мя, внегда́ воззва́ти ми к Нему. | 4 Знайте, что Господь отделил для Себя святаго Своего; Господь слышит, когда я призываю Его. |
5 Гне́вайтеся, и не согреша́йте, я́же глаго́лете в сердца́х ва́ших, на ло́жах ваших умили́теся. | 5 Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь; |
6 Пожри́те же́ртву пра́вды и упова́йте на Го́спода. | 6 приносите жертвы правды и уповайте на Господа. |
7 Мно́зи глаго́лют: кто яви́т нам блага́я? Зна́менася на нас свет лица́ Твоего́, Го́споди. | 7 Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоего, Господи! |
8 Дал еси́ весе́лие в се́рдце мое́м: от плода́ пшени́цы, вина́ и еле́а своего́ умно́жишася. | 8 Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино и елей умножились. |
9 В ми́ре вку́пе усну́ и почи́ю, я́ко Ты, Го́споди, еди́наго на упова́нии всели́л мя еси́. | 9 Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности. |
Объяснение и краткое толкование 4 псалма
Этот псалом, по объяснению отцов Церкви, написан вскоре после поражения Авессалома с преданными ему мятежниками, восставшими против помазанника Божия, и здесь Давид, воздает благодарное слово к Господу Богу за избавление его от врагов. 4-го псалма может служить наставительным уроком о высоком достоинстве упования на Бога и всецелой преданности в волю Божию.
Пс.4:1 В конец, в песнех, псалом Давиду,
Слово в конец, по мнению некоторых толковников, означает, что псалом этот относится к кончине веков, т.е. ко временам Христа, Грядущего Мессии.
В песнех, означает, что псалом этот предназначен для пения.
Пс.4:2 Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея: в скорби распространил мя еси: ущедри мя и услыши молитву мою.
С каждым человеком случаются скорби, из-за которых он испытывает тяжесть в душе, впадает в уныние, иногда предается даже отчаянию; но такое состояние бывает только с теми, кто не обращается с молитвою к Богу., кто не верит в Промысел Божий.
Кто имел великую скорбь и обращался с усердною молитвою к Богу, тот испытал, конечно, и наступавшую после скорби радость в сердце своем. Радость эта происходит от благодати Божией, наполняющей сердце во время молитвы.
Пророк Давид, конечно, испытал все эти состояния , и потому он говорит: «Когда воззвал я, услышал меня Бог правды моей: в тесноте давал Ты мне простор: будь щедр и милостив ко мне, и услышь молитву мою».
Но прежде всего о Боге выражается: Бог правды моея.
Давид не потому так говорит, чтобы свидетельствовать о своей правде и добродетели, а потому, что он всегда исповедовал праведность Божию, правосудие, на которое он всегда надеялся и которое и наказывало, и оправдывало его, и покровительствовало ему: и таким образом правду Божию он называет правдой своей.
Пс.4:3 Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? вскую любите суету и ищете лжи?
После поражения Авессалома в мятеже против Давида, пророк благодарит Господа Бога за избавление от врагов и обращается к восставшим, называя ихсынами человеческими, порабощенными мирской суете, у которых сердце отяжелело oт нечистых мирских привязанностей.
Давид царствовал по избранию и помазанию от Бога, а восставшие против него мятежники, увлеклись льстивыми обещаниями Авессалома, людьми тяжкосердыми, преданными лжи и мирской суете.
Пс.4:4 И уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего. Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему.
Давид говорит тем, кто уклонился от истины, увещевает их обратиться к Богу и добродетели, оставить лживые увлечения и пристрастные расположения.
И тогда они познают дивную силу вседействующего Промысла Божия, столь очевидно и столь дивно явленную на преподобном Своем, каковым Давид назвал себя, сказав: удиви Господь преподобного Своего (вместо того чтобы сказать про себя: невинного и никого ничем не обидевшего).
При этом опять выражает уверенность в том, что Господь услышит его молитву и подаст милость Свою всегда, когда бы он ни обратился к Нему. А на этот раз Господь удивил милость Свою на нем тем, что не только избавил от приключившихся ему бедствий со стороны мятежников, но и прославил чрез одержанную так неожиданно победу над врагами.
Пс.4:5–6 Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся. Пожрите жертву правды и уповайте на Господа.
Эта речь направлена к верным Давиду сторонникам, которые не предали его, но которые гневались на мятежников. Пророк допускает гнев, как чувство, когда оно возбуждается против людей неправедных, против порочной и дурной жизни, против греха, но отвергает несправедливый гнев.
А потому увещевает, чтобы не согрешали злобою, продолжительным и безрассудным гневом против врагов, не воздавали бы им зла за зло, а старались бы зло побеждать добром. При этом нужно и самим размышлять о причинах и последствиях гнева – на ложах своих.
Другими словами: если начнете гневаться, то, чтобы не согрешить вам, – в наступающую ночь, когда будете находиться в постели, на ложах ваших, обдумайте все, что говорили в течение дня, вспомните все дурные помыслы, какие у вас были. И тогда это приведет вас в чувство раскаяния и умиротворения, греховная раздражительность пройдут, и вы успокоитесь сердцем.
И далее псалмопевец предупреждает: пожрите жертву правды, т.е. если ваш гнев был несправедлив- не надейтесь на искупление греха жертвоприношением волов или козлов , а лучше будьте правдивыми, делайте добрые дела, и всегда надейтесь на Бога, на Его помощь- уповайте на Господа.
Пс.4:7 Мнози глаголют: кто явит нам благая? знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.
Обычно те, кого Давид называет тяжкосердыми, которые в первую очередь озадачены материальными благами для себя, задают такие вопросы: вот, Ты учишь нас не согрешать во гневе, а размышлять о поводах и причинах, возбуждающих гнев, приносить в жертву Богу дела правды и надеяться на Господа; но какая от всего этого польза? Где то добро, какое должно последовать от правды, которую Ты нам предлагаешь? Кто явит нам благая!
И сам же пророк на этот безрассудный вопрос дает ясный ответ: вы не видите благ и милостей Божиих, а между тем на нас ясно отпечатан свет благости и милости Господа. Свет Его лица и покровительства, Его попечение и промышление о нас, уповающих на Него, очевидны для всех: знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.
Пс.4:8 Дал еси веселие в сердце моем: от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася.
Невзирая на то, что на Давида нападают враги, гонят его, он говорит : я не печалюсь и в сердце моем радость; Ты, Господи, дал ecи веселие в сердце моем.
А они, жестокие, любящие суету и ищущие ложь, хотя тоже изобилуют всеми вещественными благами, от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася (под пшеницею, вином и елеем разумеются и другие блага), но в своем ожесточении не видят Щедрого Подателя и Раздаятеля благ и дерзают говорить: где блага Божии? Кто их даст нам?
Пс.4:9 В мире вкупе усну и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси.
В этом стихе псалма пророк еще раз выражает уверенность в том, что он, всегда находясь под неусыпным покровительством над ним Промысла Божия, может быть всегда спокойным, и в бодрственном состоянии, и во сне.
Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.
🔥 Видео
ПСАЛОМ 4 / Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей!Скачать
Псалом 4, Библия | Кристина читает наизусть в ГрозномСкачать
04 Псалтирь. Кафизма 4 с текстомСкачать
Псалтирь. Псалом 4. Протоиерей Олег Стеняев. БиблияСкачать
Псалтирь. Избранные псалмы. Псалом 4. Протоиерей Олег Стеняев. БиблияСкачать
Псалтирь. Псалом 4. Иеромонах Ириней (Пиковский). Ветхий ЗаветСкачать
📗 Псалмы Давида. Псалом 4: Как побеждать? | Вадим РабиновичСкачать
ПСАЛОМ 4 ХОР БРАТИИ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИСкачать
Псалом 4, Псалом Давиду (Молитва об исцелении от болезней)Скачать
Псалом 4, стихи 2-4Скачать
Псалом 4 МОЛИТВАСкачать
Псалом 4. Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей!Скачать
4 ПСАЛОМ |ХРАМ ПРЕПОЛОВЕНИЯ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ|РОСТОВ-НА-ДОНУ|АРТ ГРУППА ЛАРГОСкачать
Псалтирь слушать по кафизмам (с текстом) 4 - ая кафизма. ПравославиеСкачать
Просьба о помощи в трудных ситуациях / Псалом 4Скачать
ПСАЛОМ 4 открывает формулу счастьяСкачать