Что мы знаем про католической пост?

Великий пост

Священнослужители православной и греко-католической церкви, а также доктор богословия рассказывают, откуда родом традиции Великого поста и почему воздержание от пищи – лишь небольшая его часть

27 февраля православные верующие и греко-католики переходят на самый строгий пост в году – Великий пост. Он начинается сразу после Масленицы. Великий пост – это самый продолжительный и самый значимый из всех постов в христианстве. На церковном языке он называется святой Четыредесятницей и продолжается 7 недель.

Как известно, слово “пост” произошло от греческого слова “apastia” и дословно переводится как “тот, кто ничего не ест”. Это понятие из глубины веков применялось к тем, кто воздерживается от пищи из-за определенных принципов или с целью улучшить состояние здоровья. Впрочем, придерживаться поста советует не только церковь, но и диетологи, однако рекомендации каждый раз отличаются.

Великий пост и у греко-католиков, и у православных верующих – это время подвига души и тела, надлежащей подготовки к Пасхе. На период поста и католики, и православные устанавливают себе собственные правила питания и поведения.

Например, это может быть отказ от какой-либо любимой пищи, кофе, алкоголя. Другие могут отказаться не от еды, а привычных им развлечений: на время поста перестают смотреть телевидение или слушать музыку, зато часто посещают богослужения.

Однако пятницы остаются днями воздержания даже в тех странах, где в другое время года оно не является обязательным.

Главное отличие католического Великого поста от православного – ограничение количества приемов пищи. Как правило, греко-католикам в дни поста можно есть все, но один раз в день. В более суровые дни верующие отказываются от мяса.

Как появилась традиция Великого поста, какую пищу можно и нельзя употреблять в этот период, какие основные традиции Великого поста – чтобы дать ответы на эти вопросы, Styler обратился к православному и греко-католическому духовенству, а также – к доктору богословия.

Отец Петр Жук

Содержание

Отец Петр Жук, ректор-протоиерей трехсвятительской духовной семинарии УГКЦ: “Подражание посту Христа появилось еще в первых христианских общинах, которые возникали в мире”

“Период Великого поста как в греко-католической, так и в православной церкви – он ничем не отличается. Возможно, внешние проявления поста разные, особенно в богослужениях. Есть разные обряды, но сущность та же: это время приготовления к встрече с Воскресением Иисуса Христа”, – рассказывает отец Петр.

“Самый первый аспект, откуда церковь взяла основу поста – это пример самого Христа. Мы знаем, что Христос идет в пустыню, а там поститься. Это подражание посту Христа появилось еще в первых христианских общинах, которые возникали в мире.

А уже позже, в истории развития христианской церкви, этот пост был установлен перед Пасхой, но в основе он имел именно подражание Христу. Он перед тем, как выйти на проповедь, уходит в пустыню на пару дней, где переживает искушения от нечистого.

Мы также как бы призваны то же самое осуществить.

Уже с развитием церкви, когда она устанавливала те или другие важные события, то установила и пост, четко зафиксировав его определенными датами. Этот пост вяжется к сорокадневному посту Иисуса Христа в пустыне.

А все остальные – меньше Великого, но играют такую же роль: Рождественский готовит к встрече с родившимся Христом, “петровка” нас готовит к празднику апостола Петра, Великий пост – к Воскресению”, – объясняет священнослужитель.

При этом Петр Жук акцентирует внимание на том, что во время поста человек должен думать не просто о своем теле, но и о состоянии души.

“Пост не ради самого поста. Зато это период, когда человек готовится к такой великой дате. Из цели вытекают и средства: человек должен готовиться не только внешне, но и духовно, а церковь в течение многих веков выработала целую систему, которая помогает в этих приготовлениях. Часть этой системы – это отказ от еды. Это только один из небольших аспектов поста.

Но главное – это усилие духа над телом, проявление отказа от материального в пользу духовного. Все это является одинаковым и для католической церкви, и для православной. Мы здесь должны понимать, что эта церковь более века была в единстве и создавала свою науку, будучи единственной. Позже произошел раскол, и отсюда – разные календари, разные проявления богослужений.

Но в сути они ведут к одному и тому же”, – говорит отец Жук.

Также ректор-протоиерей трехсвятительской духовной семинарии УГКЦ рассказал о различных проявлениях Великого поста.

“Первое проявление Великого поста – когда человек акцентирует на духовном, отдавая ему преимущество над материальным. Человек сам выбирает проявления этого в бытовой жизни. Например, очень интересным был один факт.

Наш священник исследовал проявление поста и отказа супружеских пар жить половой жизнью во время поста. Интересно было узнать, что детей рождалось меньше после поста. Были даже вот такие проявления отказа от супружеской жизни.

Но это не была наука церкви, скорее личное проявление поста, народное.

Второе проявление поста – концентрация и усиление духовного через богослужение. Весь цикл богослужений на время поста меняется, потому что помогает сконцентрироваться на покаянии. Это возможность изменить свою жизнь, чтобы стать ближе к Богу. Призываю всех посетить храмы во время таких богослужений, часть из которых переходят в повечерие.

А крупнейшее проявление поста – это акцентирование внимания на его правдивости. Ибо Господь говорил: “Не все, что входит, нас оскверняет”. Поэтому не обязательно как-то плохо на нас влияет только еда. Но и то, от чего мы зависимы. Это все, что нас порабощает.

Если меня порабощает телевидение, если я при этом пренебрегаю временем для своего ребенка, семьи, для отцов, то я от этого должен поститься. Я уже не говорю о таких вещах, как любовь к деньгам, курение, чрезмерное употребление алкоголя и так далее. На время поста от них отказываются не потому, что это все вредно.

А потому нужно знать: ничто не может над нами господствовать”, – пояснил Петр Жук.

Протоиерей Сергей Ющик

Протоиерей Сергий Ющик, первый протектор Киевской духовной Академии УПЦ: “Пост дается человеку, чтобы он смирил свое тело, а не умертвил его”

“Прежде всего, Великий пост – это первый многодневный пост в истории православной церкви в целом. Он берет свое начало по аналогии ветхозаветных постов праведников пророка Моисея, пророка Илии. И, самое главное, по примеру самого Иисуса Христа, поскольку Христос проводил 40-дневный пост.

Великий пост в православной церкви состоит из двух частей. Первая часть – это сорок дней поста. И вторая часть – это непосредственно страстная неделя. И, соответственно, мы имеем таким образом семь недель поста, которым православная церковь готовится к празднику Воскресения Иисуса Христа”, – рассказывает Сергей Ющик.

Однако протоиерей соглашается, что на традицию Великого поста влияет и современность.

“Конечно, мы понимаем, что современные тенденции могут влиять на форму реализации поста. Но базовый устав поста был сформирован еще 1500 лет назад, и непосредственно касается всех православных верующих. Это, прежде всего, особенность богослужения.

Потому что есть такие службы, которые совершаются только в дни Великого поста. И, конечно, является сам устав поста, который был сформирован в уважаемой традиции аскетической жизни церкви, что предполагает удержангие от пище вплоть до сухоедения.

То есть, по большому счету, устав предусматривает с понедельника по пятницу – сухоедение. Это значит – употребление пищи даже без растительного масла. Суббота и воскресенье – уже с маслом.

И только дважды на пост (на Благовещение и Вход Господень в Иерусалим) разрешается пища с рыбой.

Но, конечно, главная особенность – это богослужебный устав, который отличает Великий пост среди всех постов православной церкви”.

Styler также поинтересовался у священнослужителя, что не стоит употреблять во время Великого поста православным.

“В Великий пост нельзя употреблять мясо, молоко, яйца.

Устав дает нам идеал, к которому каждый православный должен стремиться, но уже сам человек в силу своих возможностей и обстоятельств формирует свой собственный аскетический подвиг.

Ведь есть болезни, есть определенные социальные положения, социальные обязанности человека, которые не могут в полной мере реализовать пост. Потому как поститься – каждый решает для себя сам.

Пост дается человеку, чтобы он смирил свое тело, а не умертвил его. Для того, чтобы человек смог сам себе доказать, как говорят народным языком, кто дома хозяин – холодильник или человек. Если кто-то не может пройти мимо холодильника и даже поднимает об этом определенные дискуссии или даже ссоры дома, то ясно, кто главный.

Пост – это не только кулинарный период. Это еще и период воздержания. Пост у православных всегда воспринимался как период отсутствия гуляний.

Надо помнить: ограничения в пище – это лишь первый шаг, который смиряет тело, чтобы оно не рвалось к гульбе, к ссорам. Православный человек должен в пост прочитывать одну главу священного писания ежедневно.

Пост – это прежде всего период возрождения духа человека, чтобы человек понял, что он может управлять своей строптивой плотью”, – заключает Сергей Ющик.

Василий Рудейко

Василий Рудейко, доктор богословия, заместитель председателя Патриаршей литургической комиссии УГКЦ: “В Великий пост важно никого не принуждать к воздержанию от пищи”

“В нашем литургическом году византийской традиции существует четыре поста, так называемых Четыредесятницы, из которых пост перед Пасхой – самый длинный и самый сложный по своей структуре. Кроме Великого поста, он же 40-дневный пост, есть еще пост перед Рождеством, пост перед успением Пресвятой Богородицы.

А также пост перед праздником Верховных апостолов Петра и Павла. Каждый из них в определенной степени определяет основные циклы праздников в литургическом году. Эти традиции начались довольно давно, с установления празднований Пасхи. Празднику Пасхи сначала предшествовал однодневный пост.

Это был пост великой субботы, и сегодня он считается центральным постным днем Великого поста”, – рассказывает Василий Рудейко.

“Посту предшествует Мясопустная суббота, после которой нельзя потреблять мясо, и Сыропустное воскресенье, после которого не потребляются молочные продукты, вплоть до Воскресения.

Несмотря на то, что сейчас церковь не предусматривает уже таких строгих постов, каждый сам для себя должен определить собственный стиль поста. Надо помнить, что потребление или не потребление пищи не является центральным аспектом любого поста. Воздержание от пищи – лишь один из аспектов.

Важным является время, которое мы выделяем для Господа в течение постных дней. Связь с Богом – это главное, а отказ от определенной пищи – им мы укрепляем эту связь.

В Великий пост важно никого не принуждать к воздержанию от еды или еще чего. Человек должен сам “дорасти” до поста, иначе это будет просто диетой.

Если человек сам “не доросла” до внутренней необходимости отказа от чего-то, то любое принуждение его к чему-либо будет “неугодным” в глазах Господа. Человек должен самостоятельно и лишь по собственной воле начать поститься.

Особенно это касается детей: их тоже не надо заставлять. В таких случаях дети сами часто берут пример со своих родителей, которые придерживаются поста”, – объясняет доктор богословия.

Источник: https://styler.rbc.ua/rus/zhizn/svyashchenniki-rasskazali-otlichayutsya-velikiy-1488445947.html

Католики и православные. Что мы думаем друг о друге?

Что мы знаем про католической пост?

В Большом зале Библиотеки иностранной литературы состоялась новая дискуссия в цикле встреч «Правмир о главном». В честном разговоре на тему «Католики и православные.

Что мы думаем друг о друге?» приняли участие протоиерей Владимир Шмалий, кандидат богословия, научный сотрудник Общецерковной аспирантуры и докторантуры, священник Кирилл Горбунов, директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве, Алексей Юдин, историк, бывший член Папского совета по делам мирян, католик и Анна Данилова, кандидат филологических наук, главный редактор портала «Православие и мир».

О неожиданных жестах и главных словах

Анна Данилова: Дорогие друзья, спасибо большое, что вы сегодня с нами.

Портал «Православие и мир» и Библиотека иностранной литературы при поддержке Министерства культуры Российской Федерации продолжают цикл разговоров «Правмир о главном»: беседы на самые актуальные и важные темы.

Естественно, последние две недели самой важной темой для всех была встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Папой Римским. Обсуждали до встречи, во время встречи, обсуждают и сейчас.

Мы собрались здесь, чтобы поговорить о том, что сегодня думают православные о католиках, а католики о православных, каковы перспективы этого диалога, происходит ли вообще диалог, можно ли говорить о каком-то единстве и так далее. Запись сегодняшнего мероприятия можно будет, как всегда, увидеть на портале «Православие и мир», вместе с текстом. Будет, очевидно, публикация и на итальянском в «Новой Европе».

У нас сегодня формат немного отличный от того, как обычно проходят наши встречи. У нас сегодня два очень важных спикера и, соответственно, два ведущих – двое православных и двое католиков.

Алексей Юдин: Двое на двое. Но у нас такая хитрая конструкция, что мы будем между собой еще как-то так интересно себя вести. То есть это не значит, что католик будет за католика, а православный – за православного. Может быть и наоборот.

То, что сказала Анна, мне кажется, очень важно, по делу, и ключевое слово здесь «собрались». Важно, что мы здесь вместе и смотрим на то событие, которое произошло, своими глазами и рассуждаем о нас, здесь собравшихся, и о том, что, собственно говоря, мы из себя представляем и что нас ожидает в свете Гаваны. То есть разговор про здесь и, конечно же, сейчас. С чего мы начнем?

Анна Данилова: Я бы начала с того, что отец Кирилл был в Гаване. И, наверное, надо в первую очередь попросить отца Кирилла поделиться впечатлениями, рассказать, что вообще происходило в Гаване.

Алексей Юдин: А отец Владимир, видимо, не был в Гаване.

Протоиерей Владимир Шмалий: Нет.

Алексей Юдин: Но, тем не менее, это событие его тоже как-то коснулось. Нам важно именно это событие: как оно переживалось, как оно виделось, как оно осмысливалось.

Кто-то видел его вблизи, как отец Кирилл. Отец Владимир видел его издалека. Но, так или иначе, это событие оставило какой-то след.

Об этом опыте, об этом переживании (об осмыслении поговорим попозже) мы и хотели бы сначала поговорить. Начнем с отца Кирилла.

Священник Кирилл Горбунов

Священник Кирилл Горбунов: Предложение поехать в Гавану было для меня неожиданным. Но в каком-то смысле я оказался дальше от этого события, чем, наверное, те, кто следил за ним по телевизору.

Мы туда приехали, пришли в аэропорт, где проходила встреча (сразу скажу, что у меня нет опыта участия в таких крупных событиях). И потом мы и те журналисты, которые находились уже в аэропорту Гаваны, увидели, что и Папа, и Патриарх привезли своих журналистов.

Когда приземлились оба самолета с разницей в один день, то из хвостовой части высыпала огромная толпа этих журналистов и оккупировала все лучшие места. И потом, когда, собственно, проходила встреча, избранных из них представителей пригласили в комнату, где встречались Папа и Патриарх, а все остальные только с их слов знали, что происходит, и видели на экранах.

Всё происходило буквально за стеной от той комнаты, где мы были, но казалось, что мы очень далеко, как будто нас насильственно отрезали, изолировали от самой этой встречи.

Когда летел в Гавану (а лететь долго), в голову приходили всякие мысли, и я успел кое-чего перечитать и так далее.

Основное чувство было – усталость, потому что мы так долго ждали этого события, так долго на него надеялись, и было такое ощущение: «Ну сколько можно?» Давно это должно было случиться.

А потом, когда я смотрел на экран, когда уже происходила сама встреча, честно говоря, не мог поверить своим глазам, и я испытывал чувство удивительного облегчения, удивительного освобождения. И прежде всего потому, что понял, что я действительно боялся.

Я боялся, что эти двое людей войдут в эту комнату и будут вести себя, как, может быть, общественные политические деятели, что они вежливо друг другу поклонятся, может быть, протянут руки, пожмут их. Сейчас-то уже кажется настолько естественным, что они обнялись и облобызались. Но этого могло и не произойти.

Они были не так далеко от того, чтобы, может быть, и не сделать этого. Потому что этот жест, этот троекратный поцелуй – это же не просто выражение взаимной приязни, а это выражение взаимного признания как глав Церквей. И это было удивительное, трогательное ощущение.

Потом это произошло еще раз, как-то даже спонтанно и немножко несерьезно, когда они сидели после подписания декларации.

Конечно, я счастлив, что побывал в Гаване. Когда впервые объявили о том, что Гавана станет местом встречи, было сказано, что выбор обусловлен тем, что Гавана находится на максимально возможном удалении и от российской проблематики, и от европейской церковной и исторической проблематики, то есть такое место, которое не имеет никакого отношения к нашей ситуации.

Сейчас не время описывать всё, что я там увидел, но у меня было такое ощущение, что это место, где можно, как нигде, видеть результат противостояния идеологий, политических систем, где видно, как без выстрелов (там уже давно не стреляют, давно не взрывают) разрушается жизнь людей, разрушается культура, как из-за противостояния между государствами, политическими системами наступают нищета, бедность, уныние. И мы живем точно так же. Эта зримая разруха, которая царит в Гаване, царит и в наших душах оттого, что между нами нет единства. Мы этого даже не замечаем, как человек, который часто не замечает своей хронической болезни. Но мы так живем, и это происходит с нами.

А второе – это то, что эта страна находится явно на пороге перемен. Там наверняка что-то произойдет. Что – мы не знаем. Сегодня утром объявили, что Обама поедет на Кубу.

Возможно, это как-то связано со встречей Папы и Патриарха, возможно – нет. Но скорее всё-таки да. Будут перемены, и эти перемены будут очень значительными.

Я думаю, что и эта встреча говорит нам о том, что будут перемены, мы не знаем какие, но они будут большими и очень важными.

Алексей Юдин: Спасибо, отец Кирилл. Теперь, отец Владимир, ваша очередь ответить на вопрос «Что я видел».

Протоиерей Владимир Шмалий: Я ничего не видел, кроме того, что на официальном сайте Патриархии было запечатлено. Прекрасные фотографии, прекрасный видеоряд.

Анна Данилова: ряд был, видимо, у всех один.

Протоиерей Владимир Шмалий: Я его увидел и посмотрел очень коротко, может, через несколько дней после того, как это событие произошло. Для меня главным был сам факт встречи. Действительно, было какое-то скептическое напряженное ожидание чего-то плохого: может быть, встреча будет неудачная, сбой какой-нибудь произойдет или еще что-нибудь. Но так долго мы этого ждали…

Алексей Юдин: Заговорили о плохом, наконец-то. А какие могли быть сбои?

Протоиерей Владимир Шмалий: Просто встреча могла не состояться.

Алексей Юдин: Не состояться? Вот отец Кирилл сказал, что могла быть просто политическая, протокольная встреча: рукопожатие, вспышки на рукопожатие, подписание…

Протоиерей Владимир Шмалий: Да, могла бы быть действительно политическая по своему формату встреча, и мы получили бы политический текст или посвященный исключительно вопросам нравственности, страданий христиан.

Анна Данилова: А что вы думаете о самом тексте декларации? Когда встреча готовилась, звучала часто мысль о том, что, в общем, не так важно, что будет в декларации, главное – что сама встреча произойдет.

Протоиерей Владимир Шмалий: Это верно…

Алексей Юдин: Сам текст стал для вас событием?

Протоиерей Владимир Шмалий: Да, для меня этот текст стал событием. Я считаю, что очень важны первые пункты.

Алексей Юдин: Какие там ключевые слова?

Протоиерей Владимир Шмалий: «По воле Бога и Отца, от Которого исходит всякий дар, во имя Господа нашего Иисуса Христа, содействием Святого Духа Утешителя, мы, Франциск, Папа Римский, и Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси, встретились ныне в Гаване».

Алексей Юдин: Не в силу договоренностей, достигнутых…

Протоиерей Владимир Шмалий

Протоиерей Владимир Шмалий: Естественно, будут писать и говорить о политическом подтексте, о том, кто выполнял чье задание… Это можно интерпретировать как угодно, можно не замечать этот первый пункт, можно не обращать на него внимания, но он есть. Это совместная декларация единой веры в то, что эта встреча произошла по воле Божьей. «Мы разделяем общее духовное Предание первого тысячелетия христианства» – это исключительно важно.

Далее, свидетельство о том, что мы едины в мучениках, о том, что является основой нашего единства: «бесчисленные мученики, явившие верность Христу и ставшие семенем христианства».

Если бы даже декларация ограничилась только этими пунктами – этого для меня было бы достаточно. Я считаю их важнейшими. Очень важно, конечно, что были рассмотрены и конкретные вопросы, и о них, наверное, будет еще идти речь.

Но эти первые пункты исключительно важны.

Алексей Юдин: Значит, эта декларация, безусловно, является событием именно по своему богословскому содержанию?

Протоиерей Владимир Шмалий: По духовно-богословскому содержанию. Сам настрой – молитвенный, духовный, пастырский. В этих пунктах нет фальшивой ноты.

Иногда говорят, что стиль церковных документов какой-то неискренний, иногда не совсем христианский.

А это заявление двух великих христианских лидеров, лидеров двух великих христианских общин мира, и это очень ответственное заявление.

Нужен ли католикам «протестный электорат»?

Анна Данилова: У меня вопрос, переносящий нас на, может быть, двадцать лет назад. В некоторых текстах говорилось о том, что встреча готовилась двадцать лет. Вопрос ко всем.

На ваш взгляд, как изменилось то, что современные католики в России думают о православных, а православные думают о католиках? Я примерно в 1999-м стала ходить в храм, и я помню православные брошюры, в которых писалось, что, дескать, католики – еретики, гореть им в аду, общаться с ними нельзя, вместе с ними нельзя трапезу разделять, нельзя, ничего нельзя, увидишь католика – беги.

Анна Данилова

Когда мы переводили какие-то сочинения католических авторов на портале «Православие и мир», когда начинали публиковать колонки Татьяны Викторовны Красновой, мы раздавали 250 реверансов, что хоть автор и католик, но мы считаем, что этот опыт, в принципе, может быть некоторым образом полезен и для православных.

Источник: https://www.pravmir.ru/katoliki-i-pravoslavnyie-2/

Католический пост – что можно употреблять в пищу постящимся католикам, а что нельзя?

Что мы знаем про католической пост?

31/10/2014 15:51

Пост для верующих Римско-католической церкви – это не только воздержание от пищи, но и отказ от развлечений. Католический пост — не очень строгий, в сравнении с православным. Прихожане должны соблюдать его, отказываясь самостоятельно от вредной для организма еды. Каждый определяет то, что он не станет употреблять, например — сладости, газированные и спиртные напитки, фаст-фуд.

Также большинство католиков придерживаются специальной диеты.

Календарь католических постов – когда начинаются и когда заканчиваются посты в католической церкви?

Католики выделяют два поста: традиционный, его каноны формируются в середине 20-го века, и современный. Второй — более легкий, его придерживаются сейчас многие верующие. Последователей первого же мало.

  • Католический пост длится в течение 40 дней.
  • Начинается он в Пепельную среду, за 6 недель и 4 дня до Светлого праздника Пасхи. В этот день в храмах совершается древний обряд – в знак покаяния посыпают головы пеплом.

Чтобы было понятно, как построена система католического питания, отметим, что католическая церковь различает два понятия — «постный день» и «день воздержания».

  • В постные дни верующие обязаны отказать себе только в количестве потребляемой пищи. Разрешено покушать один раз полноценно, при этом — наесться досыта. А во время двух других приемов пищи следует уменьшить свою обычную порцию. Конечно же, пища должна быть постной, то есть — без мяса, молочных продуктов и яиц.
  • А день воздержания подразумевает ограничение в мясе и мясных блюдах. Многие католики отказываются также в этот день от молока, яиц, сыра, творога, так как они являются продуктами животного происхождения. Кушать или нет эти продукты – решает каждый верующий для себя сам. Как такового, запрета на молочные продукты в день воздержания не существует, это лишь — рекомендации, которые современные католики могут и не выполнять.

Теперь рассмотрим традиционную систему католического поста:

  • Начиная с понедельника по субботу – постный день.
  • Пепельная среда и все пятницы поста – совместно с постным днем проводят день воздержания.
  • Великая Суббота – постный день и день воздержания.
  • Каждое воскресение поста – обычный день.

Современная система католического поста отличается от базового, она более лояльна:

  • Пепельная среда – проводят постный день и день воздержания.
  • Все пятницы – день воздержания.
  • Великая Пятница, а также Великая суббота – совместно с постными днями поддерживают дни воздержания.
  • В остальные дни – обычное питание.

В 2015 году Католический пост начнется 18 февраля и закончится 4 апреля.

Список разрешенных и запрещенных продуктов

Продукты, которые разрешены во время Католического поста

  • Крупы.
  • Изделия из муки: макароны, хлеб, сухари, овсяное печенье, а также другие продукты, в составе которых нет молока и яиц, например, постные блины и пряники.
  • Свежие овощи: кабачки, картофель, морковь, огурцы, помидоры, капусту, баклажаны, перец, свеклу и другие.
  • Морепродукты: рыбу, крабы, креветки, мидии, кальмары, и т.п.
  • Зелень.
  • Любые фрукты и сухофрукты.
  • Грибы.
  • Из бобовых: фасоль, горох, чечевицу.
  • Орехи.
  • Мед, карамель.
  • Засолки и маринады.
  • Семечки, цукаты.
  • Сладкую и минеральную, газированную воду, квас, любые соки, компоты, кисели.
  • Соевые продукты.
  • Растительное масло.

Пища, которая запрещена в католический пост

  • Любое мясо.
  • Яйца.
  • Рыбу.
  • Растительное масло.
  • Молочные продукты.

Отметим, что рыбу можно кушать два раза в течение поста – на Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. Поэтому мы отнесли ее в две группы.

В любую субботу и воскресенье верующие могут позволить себе растительное масло, но в другие дни поста оно запрещено.

Что касается яиц, молочных продуктов, то употреблять их можно в любой день, кроме пятницы. Именно в каждую пятницу католики проводят дни воздержания и отказываются еще и от любого мяса.

Рацион питания католиков в пост – примерное меню в католический пост

Католические священники считают, что пост – это не диета. Верующим стоит уделить внимание духовной стороне. Важно – чтобы человек очищался не только телом, но и душой.

Система питания католиков очень проста. Она основывается на постных блюдах.

Рассмотрим рацион, опираясь на дни недели:

    • Первый день наступления поста

Верующие должны полностью отказаться от пищи. Можно пить воду в неограниченном количестве.

    • Во второй день постующие занимаются сухоедением

Можно кушать всего лишь один раз в день и употреблять сырые, свежие овощи и фрукты. В следующие дни сухоедения –понедельник, среду и пятницу – можно добавить в рацион хлеб.

  • В каждый вторник и четверг поста трапезничайте только один раз в день растительной пищей
  • В каждую субботу и воскресенье разрешено добавить в рацион растительное масло.

Часто у католиков возникают трудности с питанием и готовкой постных блюд. Ниже мы расскажем, какие блюда – постные, и как их приготовить:

  • В дни сухоедения оптимальным будет салат из свежих овощей, маринованных огурцов или квашеной капусты, а также изюма и орехов. Можно приправить блюдо лимонным соком, либо другими салатными заправками. А фруктовый салат можно заправлять медом.
  • Растительную пищу следует варить, готовить на пару или тушить. Можно отваривать овощные бульоны и добавлять в них разные крупы. Кроме того, подойдут и каши, сваренные на воде.
  • Готовьте пищу в мультиварке, духовке, пароварке или на тефлоновой сковороде.
  • Не злоупотребляйте специями.
  • Забудьте о жаренной, острой, соленой и сладкой еде на время поста.

Предлагаем примерное меню для тех, кто придерживается Католического поста. Так как верующим можно питаться два раза в день, составим меню с полноценным обедом и легким ужином. Если вы считаете, что необходимо трапезничать один раз в день, можете совместить два приема пищи в один.

Понедельник

  • Первое блюдо на обед – постные щи с грибами, морковью, картофелем, луком, квашеной капустой и зеленью.
  • На ужин приготовьте легкий салат из яблок, грецких орехов и тыквы. Можно заправить его столовой ложкой меда.

Вторник

  • В обед побалуйте себя запеченными овощами в горшочках. Блюдо будет состоять из кабачков, лук, моркови, перца, помидора. Можно добавить в него зелень, чеснок или лавровый лист.
  • Вечерний прием пищи – диетическая фасоль. Не пугайтесь слова диетическая, она очень полезна для организма и приносит необходимые витамины и вещества. Отварите фасоль, добавьте к ней свежий лук, соль и зелень.

Среда

  • Первое блюдо в обед – постный борщ. Он готовиться из белой фасоли, свеклы, сельдерея и зелени.
  • Второе блюдо на ужин – яблочный пирог. Его легко приготовить. В состав входят – яблоки, сахар, мука и манка. Также можно добавить корицу, мед, абрикосовый джем или орехи.

Четверг

  • В обед вы однозначно наедитесь гречневой кашей с грибами. Она готовиться в горшочках. Добавить к основным ингредиентам можно морковь, лук, зелень и соль по вкусу.
  • Вечером вы можете приготовить салат из свежей капусты, моркови, чернослива без косточек и лимонной цедры. По вкусу добавьте немного сахара и соли.

Пятница

  • На обед отварите риса и овощей, получится отличный суп.
  • А вечером трапезничайте тушеной капустой с овощами.

Суббота

  • В обед приготовьте на первое блюдо суп-пюре из картофеля и моркови. Добавьте в него чеснок и зелень.
  • Трапезничать вечером можно и обычным салатом из свежих овощей: свежего лука, огурцов, помидоров, перца и зелени. Добавьте в блюдо немного бальзамического уксуса. Сварите кисель или компот из сухофруктов.

Воскресенье

Свободный день от поста. Можете скушать все, что хотите.

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

Источник: https://SpecialFood.ru/sf-sovety/religioznoe-pitanie/pitanie-v-katolicheskij-post/

История и смысл Великого поста

Что мы знаем про католической пост?

В том или ином виде строгий пост существует во всех исторических церквях. По мнению верующих, он требует не столько физических, сколько духовных сил. По сути, это практика, во время которой все внимание постящегося концентрируется на собственной душе и ее отношении с Богом.

Великий пост появился на заре христианства, но не всегда был таким, каким мы знаем его сегодня. Рассказываем о формировании традиции.

Начало

В Евангелии сказано: «Когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься».

Первые верующие были евреями, они хорошо запомнили эти слова Христа и соблюдали пост во время иудейской Пасхи, надеясь тем самым искупить не только собственные грехи, но и грех соплеменников-распинателей.

Однако позже, с появлением в конфессии крестившихся язычников, время празднования христианской и иудейской Пасхи разошлось, поститься в сам праздник запрещали видные богословы, в том числе Иоанн Златоуст.

Великий пост и Пасха. Светлое Христово Воскресение

По одной из версий длинный строгий пост был предписан еще апостолами. Так, исполнять «апостольское поручение» призывали Папа Римский Лев Великий, Святой Иероним и Сократ Схоластик. Однако современные историки опровергают эту гипотезу, ссылаясь на более ранние свидетельства о формировании Великого поста.

Из письма ведущего богослова II века Иринея Лионского узнаем, что он стал свидетелем разногласий, касающихся празднования Пасхи и дат поста: «Некоторые думают, что они должны поститься один день, другие — два дня, иные — даже несколько, тогда как другие отсчитывают сорок часов дня и ночи для своего поста».

Скорее всего ранние христиане праздновали Христово Воскресение не ежегодно, а еженедельно, соблюдая пост в пятницу — день крестной смерти Иисуса. Это объясняет споры по поводу дня христианской Пасхи, а также последующую символичность и подвижность этой даты.

Обычай же отмечать Воскресение только раз в год, а вслед за этим и держать предпасхальный пост, формировался на протяжении столетий. Сначала сам пост был коротким и очень строгим, позже увеличивался и менялся.

Так или иначе, но впервые термин Τεσσαρακοστή появился в пятом каноне Первого Никейского собора IV века.

И хотя сорокадневный пост возник столетием раньше, IV век можно считать временем формирования традиции современного Великого поста.

От сорока часов к сорока дням

Мы уже несколько раз упоминали о том, что продолжительность поста разнилась. Однако есть одна важная деталь, непосредственно касающаяся его длительности: как на Западе, так и на Востоке официальное название поста использует слово, указывающее на число 40: «Четыредесятница» в старославянском или «Quadragesima» на латыни.

Первые христиане постились 40 дневных и 40 ночных часов (в общей сложности 80 часов, или 3,5 дня). Позже, солидаризируясь с оглашенными, верующие начали поститься 40 дней.

Именно столько должны были провести в воздержании и молитве новообращенные, прежде чем стать членами Церкви, и коль скоро крещение старались проводить в канун или во время Пасхи, то и традиция сорокадневного поста органически влилась в процесс подготовки ко дню Христова Воскресения. Более того, примерами для длительного воздержания должны были служить посты Моисея и Иисуса.

Восток и Запад

Сегодня продолжительность и требования к посту в католической и ортодоксальной традиции расходятся.

Православный пост длится 48 дней, из которых 40 дней (до пятницы 6-й недели) именуются собственно Четыредесятницей, а в число оставшихся восьми входят Лазарева суббота, Вербное воскресенье и еще 6 дней Страстной Седмицы.

Молитвенные правила и особенности стола восточных христиан строго регламентированы: здоровым людям предписывается отказ не только от мясной и молочной пищи, но и от еды с растительным маслом, а также от всего вареного или жареного в особо строгие дни.

Е.Молоховец Постный стол. Салаты. Супы. Рыба. Соусы. Сладкие блюда

В Средневековье на Западе сформировался обычай поститься 6 недель (исключая воскресенья), в результате выходило 36 дней, которые назывались «Духовной десятиной года», однако ради исполнения числа 40 каноники добавили еще 4 дня. В результате католический пост начинается в Пепельную среду.

Божественные литургии западных христиан прописаны так же четко, как и у восточных, а вот пищевые ограничения иные. Здесь практикуется «воздержание», а не полный отказ.

Строгие запреты на различные виды еды на Западе тоже действовали довольно долго, что стало, например, причиной печально известного анекдота про капибар, мясо которых католическая церковь в свое время отнесла к разряду постных продуктов, из-за чего христиане Южной Америки почти истребили несчастных животных.

Однако в 1966 году Папа Павел VI ввел новые правила поста, сохранив запрет на мясо по пятницам, из дней же строгого поста оставил обязательными только два: Пепельную среду и Великую пятницу. Конечно, регламент Павла VI — только минимум, и любой адепт западной католической Церкви может взять на себя дополнительные ограничения, не обязательно связанные с пищей.

Источник: https://eksmo.ru/articles/istoriya-i-smysl-velikogo-posta-ID15484884/

Что мы знаем про католической пост?

Что мы знаем про католической пост?

Разделение христиан на православных и католиков произошло много веков назад. И хотя в этом разделении были затронуты многие аспекты в трактовке религиозных тем, в целом, каждая ветвь христианства стремится сохранить изначальную чистоту веры.

Мы все соблюдаем пост, радуемся наступлению большого церковного праздника, принимаем участие в богослужениях. Разделение церквей на западную и восточную привело к тому, что мы сами себя называем по-разному. Есть христиане православные и есть католики.

Другие разделения затрагивать не будем, а поговорим о том, что представляет собой католический пост. Для христиан католиков большое значение имеет соблюдение Великого поста.

Какой бывает пост у католиков

У католической и православной церквей разница в церковном календаре составляет одну неделю. Празднование Пасхи у католиков, как правило, наступает за неделю до православных торжеств. Это связано с разделением календаря на Юлианский и Григорианский.

В 2015 году католическая Пасха приходится на 5 апреля. А 18 апреля отмечается пепельная среда, что по сути и является началом Великого поста в католической церкви.

Католики всего мира стараются соблюдать 40-дневный пост, как и Спаситель постился в течение этого времени в пустыне. После этого наступает самая важная неделя католического поста – страстная. В дни страстной недели произошли самые важные события в христианской истории.

Спаситель был распят и воскрес на третий день после смерти, показав свою божественную силу и власть над жизнью и смертью.

Значение католического поста

Строгость поста для католиков также имеет значение. Весь этот период совершаются особые церковные службы, впечатляющие своей печальной торжественностью.

Католики называют это время – очистительным постом. Еще только вступив в пост – в чистый понедельник – верующие католики стараются благоговейно себя настроить на весь пост. А чтобы выдержать несколько недель напряженного труда над собой во время поста, христиане католики занимаются делами благотворительности.

Надо признать, для большинства католиков гастрономические ограничения в пост у католиков стали носить сугубо индивидуальный характер. Многие постятся, отказавшись лишь от мяса. В воскресные дни пост почти не соблюдается. Для более религиозных католиков, конечно, важны все предписания. На время строгого католического поста рацион ревностных католиков значительно изменяется.

Сказывается запрет на мясо, рыбу, яйца, молоко. Верующие католики стараются чаще бывать на богослужениях со своими домочадцами.
90% проблем человека происходит из-за отсутствия удачи, и как следствие денег и счастья. Чтобы отменить посыл о бедности, нужен сильный энергетический заряд.

Денежный Ритуал позволит найти постоянный источник дохода исполнить мечту, для этого нужно взять… Читать далее…

Если у вас есть свободное время, то вы можете почитать

Текст православной молитвы преподобному Роману чтобы забеременеть

Тропарь, глас 8 -й:

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: приим бо крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, приходит бo, прилежати же о души, вещи безсмертней.

Tем же и со aнгелы срадуется, преподобне Романе, дух твой.

Чистотою душевною Божественно вооружився, и непристанныя молитвы яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения, Романе отче наш, моли непрестанно о всех нас.

Молитва:

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Романе, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих.

Mоли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай молитися о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися.

Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со Безплотными лики, с Небесными Силами, у Престола Вседержителева предстояши, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Величание:

Ублажаем тя, преподобне отче Романе, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче aнгелов.

Источник: https://www.sudba.info/chto-my-znaem-pro-katolicheskoj-post/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.