О чем рассказывают православные иконы

Видео:Рассказы о святых. Державная икона Божией МатериСкачать

Рассказы о святых. Державная икона Божией Матери

Об иконе

Дорогие посетители нашего сайта. В этом разделе Вы можете прочесть краткую информацию о православной иконе, ее видах, а также технологиях написания икон и различных изделиях, предлагаемых мастерской.

Икона является неотъемлемой частью православного Предания.

Трудно представить православный храм, богослужение или просто жизнь христианина без икон. Иконы в храме являют нам незримое присутствие святых за богослужением. Святые иконы создавались
в Православной Церкви с первого века Христианской эры.

Согласно церковному преданию первую икону создал Сам Иисус Христос, приложив плат к Своему Лицу, и на материи отобразился Лик Спасителя. Эта икона именуется Спас Нерукотворный. Первым иконописцем считается святой Апостол Евангелист Лука.

Период иконоборчества завершился победой иконопочитателей, установивших праздник Торжества Православия и определивших иконопочитание, как один из принципов ортодоксии.

Замечали ли вы, что жилищу, в котором нет икон, словно чего-то не хватает? Это будто бы бездушное помещение. Лишь стены, пол и крыша. А в доме, в котором есть иконы — светло и уютно, чувствуется что-то родное. Здесь мы расскажем о некоторых видах икон, которые обычно заказывают православные христиане для своего дома или в подарок близкому человеку.

ИКОНОСТАСЫ  

Иконостас – важнейший элемент убранства храма. Изготовление иконостаса – процесс очень ответственный и требующий больших знаний в области церковного искусства. Резьба иконостаса должна быть выполнена безупречно и отвечать всем пожеланиям заказчика. 

Все наши мастера имеют художественное образование и огромный опыт. Мы не делаем поточную работу.  Каждый заказ выполняется по индивидуальному проекту и учитывает все Ваши пожелания.

Цена иконостаса зависит от множества факторов: от используемых пород дерева, наличия и вида отделки (басма, резьба, тонирование или выкраска, позолота и т.д.), сложности конструкции и других. Обратитесь к нам – опытные мастера определят стоимость изготовления иконостаса с учетом всех Ваших пожеланий.

 Также наши мастера изготовят на заказ: резные напольные и подвесные киоты, престолы, жертвенники, распятия с голгофой, троны на Горнее место, аналои и различную церковную мебель.

Многолетняя работа, по изучению древних образцов резьбы, творческий подход, собственный опыт дают нам возможность проектировать и создавать, действительно уникальные авторские проекты и изделия, любой сложности.

 

Иконы Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы во все времена, в любом доме и избе, можно было увидеть в «красном» углу. Красный – значит красивый, прекрасный. Красный угол – самый видный в доме, в комнате; поэтому именно там стояли иконы.

Кто как не Господь Иисус Христос и Пресвятая Его Матерь знают о нас, о наших радостях и печалях, кто как не Они могут духовно успокоить и помочь. Существует множество образов Божьей Матери и Спасителя. Для каждой местности, как и для каждого человека, есть свой, наиболее любимый и почитаемый.

А если Вы только собираетесь создать домашний очаг и обвенчаться, то именно лики Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, их благословение будут сопровождать Вас.

ВЕНЧАЛЬНЫЕ ИКОНЫ

Большое значение для христиан имеет таинство брака. Таинство прекрасно и торжественно. Иконы, которыми благословляют молодых родители, и с которыми они венчаются — называют венчальными. Для невесты пишется образ Богородицы, для жениха – Спасителя.

Это первые иконы, с которыми молодожены начинают свою совместную жизнь. Эти иконы служат символом единства супругов, охраняют брак. Предстоя перед ними, души супругов соединяются в совместной молитве ко Господу, и союз их становится целостным и нерушимым.

Чаще всего, в качестве венчальной, для невесты заказывается образ Матери Божией Казанская, но это не является обязательным. По другой традиции заказывается тот образ, празднование которого является ближайшим после дня рождения невесты.

Образ Спасителя подбирается композиционно подходящим к образу Божией Матери.

МЕРНАЯ ИКОНА

Традиция написания мерных икон существовала на Руси издревле. Мерная икона получила такое название потому, что делалась индивидуально по мерке ребенка: ее высота в точности соответствовала росту младенца при рождении, (а ширина иконы, что соблюдалось реже — ширине его плечиков на тот момент).

Неслучайно икона пишется на доске «в меру роста», благодаря этому, между младенцем и святым устанавливается особая духовная связь. Поэтому ее часто ставят у кроватки малыша. Мерная (или родимая) икона была первой иконой вступающего в земную жизнь младенца, именно ею было принято одаривать новорожденного при совершении таинства крещения.

Чаще всего, мерную икону заказывают в иконописной мастерской крестные или родители ребенка в подарок ко дню крещения. Святой изображается на мерной иконе в полный рост. Мерная икона является одной из форм именной иконы. В качестве именной иконы для взрослого человека или ребенка, крещаемого уже не во младенчестве чаще всего пишут поясной образ.

Тезоименитый, значит — соименный, тот самый, в честь которого человек получает имя при крещении. Святой, в честь которого назван человек, имеет особое предстательство за него пред Господом. Естественно желание каждого верующего иметь в доме икону своего святого.

Если вы не знаете, в честь какого именно святого вас крестили в детстве (в том случае если святых с этим именем в святцах много), и нет свидетелей, которые это знают, тогда святым, в честь которого вы должны праздновать свои именины, является тот, чье празднование является ближайшим после вашего дня рождения.

СЕМЕЙНАЯ ИКОНА

В последнее время пвсеместно возрождается традиция семейной иконы. Семейной называется икона, на которой собраны изображения избранных святых, чьи имена носят члены семьи. Здесь, как бы вне времени,собираются святые, которые молятся об этом роде, об этом семействе.

Среди них могут быть и святые покровители уже ушедших из жизни родителей — основателей рода. Такой образ объединяет поколения людей. Семья показана как целый род: древо уходящее корнями вглубь веков и ветвями в завтрашний день, будущее.

Такие иконы передают из поколения в поколение, ими благословляют детей, они являются семейной святыней.

Композиция семейных икон может быть различна. Самая простая композиция, когда все святые просто выстроены в ряд.

Также на таких иконах пишется в разверзшихся небесах, благословляющий Господь или Богородица, укрывающая своим Покровом. Также бывает, что вверху образа помещают икону Пресвятой Богородицы – покровительницы семейства.

Другое построение композиции, когда в центральной части иконы пишется образ Спасителя или Богородицы, а по полям в клеймах – образы святых, чьи имена носят члены семьи. Либо в центре иконы пишутся образы святых, чьи имена носят родители, а в клеймах образы Спасителя и (или) Богородицы, образы святых, чьи имена носят члены семьи, а также ангелы –хранители. Возможны и другие композиции.

https://www.youtube.com/watch?v=Qnr2aN2DinI

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ ОБ ИКОНЕ

Для того, чтобы работаь над иконой необходимы знания техники приготовления досок, красок (темперы) и многое другое. Некоторые сведения по технике написания икон Вы найдете в специальном разделе нашего сайта. Мы будем постоянно делиться опытом создания икон на нашем сайте.

Видео:Иконы святых - что они означают и для чего нужныСкачать

Иконы святых - что они означают и для чего нужны

Почему православные молятся перед святыми иконами?

Сегодня ни один православный храм или дом невозможно представить себе без святых икон.

Вместе с тем, очень часто можно услышать всевозможные нападки и обвинения в идолопоклонстве со стороны сектантов, приверженцев других религий.

К сожалению, иногда даже среди единоверцев не все способны доступно объяснить главные причины и основания для иконопочитания в православии. В этой статье мы постараемся восполнить этот пробел.

Почему в православии принято иконопочитание?

Самым популярным аргументом, который протестанты пытаются употреблять, отрицая почитание икон, является вырванная из Библии цитата: Бога не видел никто никогда (Ин. 1:18). «Как можно изображать Бога, если он невидим?» ― возмущаются они.

Но традиционно для своей веры поступают хитро и немудро. Потому что человек, хорошо знающий Священное Писание, сразу же ответит, что далее за этой цитатой в Евангелии от Иоанна содержатся следующие слова: Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин.

1:18).

Это и есть главный аргумент в защиту иконопочитания в православии. Святые иконы появились после пришествия в мир Бога Сына во плоти. Бог воплотился, стал видим через Своего Сына, и теперь ничего не мешает делать Его изображения. Так писал преподобный Иоанн Дамаскин:

В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога.

Сегодня иконопочитание является догматом (утвержденной истиной) православной Церкви, однако не всегда было так.

В начале VIII века император Лев III инициировал преследование священных образов, запретил поклонение им, для чего иконы помещались так высоко, чтобы люди не могли их достать.

Все это вылилось в иконоборческую ересь, в связи с которой в 787 году в Никее был организован Седьмой Вселенский Собор. Именно на нем и был принят догмат, который фактически «легализировал» почитание икон, объясняя, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней.

Чем икона отличается от простого изображения?

Чем же святой образ отличается от любого другого изображения? Причины почитания икон невозможно понять без этого объяснения. Очевидно, что не только предметом изображения, хотя и им тоже.

Освященный образ не может быть, как картина, лишь источником эстетического, чувственного переживания.

Поэтому главное назначение любого священного изображения — молитва перед ним, а не украшение храма или дома.

Иконописный образ направляет ум и сердце человека к духовному созерцанию, отсылает к миру невидимому, надчувственному. В основе такого изображения всегда лежит символ, связывающий внешний мир с духовным, невидимым.

Святые иконы обладают благодатной силой, исходящей от того, кто на них изображен. Поэтому люди, когда молятся, покланяются не самому материалу, доске и краскам, как это любят говорить, но тем, кто изображен на них.

Зачем молиться перед образом?

Может, однако, возникнуть вопрос: разве, чтобы помолиться, обязательно нужны святые иконы? Без них никак нельзя? Конечно же, нет.

Господь видит и слышит нас на всяком месте, независимо от того, будем ли мы молиться перед образом или без него.

Но тем не менее, во втором случае существует опасность, что у нас может возникнуть свое субъективное, искаженное представление о Личности Бога или святого.

https://www.youtube.com/watch?v=47m4aTnQLPg

Воображение человека устроено таким образом, что оно требует существования некоторых видимых форм, представлений. И здесь кроется большая опасность, если мы станем представлять что-то «свое». Очень легко из-за этого можно впасть в духовную прелесть.

Святые иконы, написанные в соответствии с канонами и, как правило, людьми с более очищенным от страстей сердцем, способны оградить человека от подобной ошибки. Одним словом, если вы собрались помолиться не перед святым образом, то главное — не пытаться перед собой ничего представлять.

Когда появились самые первые иконописные изображения?

Несмотря на то, что рождение иконописи стало возможно, как мы сказали, в связи с событием Боговоплощения, в ветхозаветные времена тоже встречались изображения бесплотных сил. Так, хорошо известно, что Ковчег Завета был украшен фигурами херувимов.

Собственно самым первым иконописным ликом принято считать образ, который получил название «Спас Нерукотворный» и был сделан еще при жизни Христа, когда святые иконы еще не писали. История лика такова. Некий царь Авгарь, правивший Едессой, заболел страшной болезнью, черной проказой, от которой невозможно было исцелиться.

Он был наслышан о чудесах, которые совершал Спаситель, и отправил к Нему своего художника, чтобы тот сделал портрет с Иисуса Христа, так как сам попасть к Нему царь не мог. Авгарь верил, что это поможет ему исцелиться. Как ни старался придворный художник, но не мог запечатлеть лика Спасителя.

Тогда Иисус, видя его желание, попросил принести воды, умыл лицо и вытер его платком, после чего протянул этот плат художнику. И случилось чудо: на ткани отобразился лик. Второе чудо произошло уже в Едессе, когда царь, приложившись к этому платку, исцелился. Это предание является еще одним основанием для почитания икон.

Мы знаем также, что первые изображения Богородицы принадлежать кисти апостола Луки и делались с Ее согласия. Сама Пресвятая Дева благословила написанные образы словами: Благодать Рождшагося от Меня и Моя с сими иконами да будет!

В раннехристианские времена, известные своими жестокими преследованиями верных, было распространено символическое изображение Спасителя.

Его изображали в виде Пастыря Доброго с ягненком на руках, в виде агнца, но чаще всего в виде рыбы.

Как известно, последнее слово на греческом звучит как «ихтис», и являются своеобразной аббревиатурой слов «Иисус Христос Сын Божий Спаситель». Подобные изображения часто встречаются на стенах древних катакомб.

Такие символические начертания вряд ли напоминают нам святые иконы. Иконопись в собственном смысле рождается не раньше VI века. Первые такие изображения были выполнены в манере выжигания (энкаустики), свойственной еще античному, эллинистическому искусству.

Краска в этом случае замешивалась на основе разогретого воска. Самым известным святым образом Спасителя этого периода является лик, написанный на Синае с характерной для эллинизма ассиметрией. До сих пор это изображение вызывает много споров и дискуссий у исследователей.

Чудесные явления в защиту святых образов

Несомненно, почитание икон связано еще и с множеством чудес, которые совершаются по молитве перед образами. Существуют особо чтимые, чудотворные лики, часто из них истекает миро, происходят другие необъяснимые явления вещественного характера. Как будто сам мир невидимый, небесный свидетельствует в их защиту. О двух таких особенных случаях стоит упомянуть особо.

Золотая рука Богородицы

Когда в VIII веке Византию охватило иконоборчество, отвергавшее святые иконы, против этого выступил преподобный Иоанн Дамаскин. Он писал свои знаменитые «Слова» в их защиту. И поскольку Иоанн обладал удивительным даром слова, и к тому же занимал почетную должность при правителе столицы Сирии, его послания имели большую силу убедительности. За это святому вскоре и пришлось пострадать.

Хитростью оклеветанный византийским царем, Иоанн Дамаскин был жестоко наказан: его лишили кисти правой руки. Однако после молитвы перед иконой Пречистой Девы, его рука чудом приросла назад и написала еще много творений, защищавших почитание икон. За это чудесное исцеление преподобный одарил священное изображение вылитой золотой рукой, по которой мы сегодня и узнаем образ «Троеручица».

Раненый лик Пречистой

Другое событие произошло приблизительно в то же время в Никее. Тогда разъяренные иконоборцы пришли в дом к одной вдове и в гневе проткнули копьем хранившийся у нее старинный образ Богоматери.

Однако были поражены тем, что из раны сразу же засочилась кровь, и уверовали. Позже женщина, спасая, пустила этот образ по морю, и он пришел в свое время на Афон. По названию обители икона получила наименование Иверской.

По сей день она охраняет монастырь от множества неприятностей, являясь его «Вратарницей».

В каких религиях еще существуют святые иконы?

Из христианских конфессий иконописные изображения существуют еще у католиков. Правда, западные христиане отдают предпочтение более чувственным, живописным образам, а также витражам и мозаикам. Особенно же распространены в католицизме скульптурные изваяния святых. Протестанты иконописные образы вовсе не признают. Собственно, как и исламисты, и иудаисты.

https://www.youtube.com/watch?v=8bRJJYmyzlc

Некое подобие святых образов есть в индуизме и тибетском буддизме. В последнем они носят свое название — танка. Впрочем, как в буддизме, так и в индуизме, ничего общего с православными иконами они, конечно же, не имеют.

Дополнить свои знания по теме вам поможет видео:

Видео:ИКОНЫ. Что нужно знать. Цикл «Молитва, храм и богослужение»Скачать

ИКОНЫ. Что нужно знать. Цикл «Молитва, храм и богослужение»

О чем расскажет икона?

  • Кондрашова Елена Михайловна, учитель начальных классов

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • знакомство с особенностями древнерусской иконописи.
  • формирование духовной культуры как части общей культуры человека; содействие духовно-нравственному воспитанию учащихся; воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважения к историческому прошлому и настоящему нашей Родины через знакомство с русской иконописью
  • развитие у учащихся способности к осмысленному эмоционально-художественному восприятию русской иконописи и размышлению о ее особенностях

Оборудование:

  • изображения икон;
  • карточки с церковнославянскими буквами;
  • карточки-названия добродетелей и страстей;
  • рисунки с буквой “иже”;

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку, садитесь.

Повторение

В давние времена большинство народов не могли прочитать Священное Писание на родном языке. Не было и у наших предков-славян своей письменности. Братья Кирилл и Мефодий, ставшие монахами создали первую славянскую азбуку и перевели Евангелие на Славянский язык. Эта азбука и по сей день используется в церковно-славянском языке. Давайте вспомним с какими буквами мы уже знакомы.

(Дети выходят с буквами и читают стихи).

“Аз”

Я старательно постился Перед причащением. Я с сестрою помирился, Попросил прощения У Андрея и у Даши, И когда я причащался, То увидел: возле Чаши

Добрый Ангел улыбался.

“Буки”

С колокольни звон, звон — Благовест зовется он. Звони, мой колокол, звони Зови людей к себе, зови! Лети, лети благая весть,

Что храм открыт и служба есть.

“Веди”

В нашем храме на Крещенье Было водоосвященье. Мы пошли с сестрицею За святой водицею. Я не овощ в огороде, Я расту не просто так — Каждый день святую воду

Выпиваю натощак!

“Глаголь”

Месяц вышел, засиял Свод небесный полон стал Золотых горошин. И я тихо прошептал: “Это все Господь создал!

Какой же он хороший!”

Сообщение темы и целей урока

Есть одна буква, с которой мы не знакомы, эта буква –

“Иже”

Есть икона дома – В доме мирно и светло. Дарит каждому икона

Благодатное тепло.

Наша тема урока сегодня “О чём рассказывает икона?” Мы вспомним, что мы уже узнали об иконе, как появилась икона, расскажем об известных нам иконах и узнаем о новых. Пока иконы молчат, но я надеюсь, что благодаря вашим знаниям и доброй душе, с которыми вы пришли на урок, иконы заговорят.

Слово икона – греческое и по-русски означает “образ”, “изображение”. Священное предание гласит, что сам Иисус Христос первым дал людям Свой видимый образ.

Правивший во время земной жизни Господа Иисуса Христа в сирийском городе Эдесса царь Авгарь был тяжко болен проказой.

Услышав, что в Палестине находится великий «пророк и чудотворец» Иисус, который учит о Царствии Божьем и исцеляет любые болезни, Авгарь уверовал в Него и послал своего придворного живописца Ананию, чтобы тот передал Иисусу письмо Авгаря с просьбой о исцелении и нарисовал портрет Иисуса. Художник отыскал Иисуса, Но сделать “портрет” не смог “по причине сияющего блеска лица Его”. На помощь ему пришел сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил его к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою благодати, запечатлелся Его божественный образ. Получив этот Святой Образ — первую, Самим Господом сотворённую икону, Авгарь с верою приложился к нему и за веру свою получил исцеление.

https://www.youtube.com/watch?v=rwtWncrj2-0

И в настоящее время, несмотря на то, что современные иконописцы возрождают традиции канонического письма, во многих церквах в большинстве своем можно увидеть изображения в академическом стиле.

Конечно, икона – это всегда святыня, в какой бы живописной манере она ни была выполнена. Главное, чтобы всегда ощущалась степень ответственности иконописца за свою работу перед тем, кого он изображает: образ должен быть достоин Первообраза.

Аналойные иконы

Аналой — это высокий четырехугольный столик с покатым верхом, который стоит напротив каждого алтаря перед иконостасом; на него кладется праздничная икона, соответствующая тому или иному дню, либо икона, соответствующая посвящению придела. Такие иконы и называются аналойными.

Если вы слышали в церкви просьбу молящихся передать или поставить свечку «празднику» – речь шла именно о подсвечнике перед иконой, лежащей на аналое в приделе, где идет служба.

В православной Церкви очень много праздников и иметь для каждого из них писанные иконы не по карману даже старинным, «богатым» храмам. Но во многих церквях нет даже самых необходимых аналойных икон.

Так, например, чаще всего на аналой кладется икона Воскресения Христова – на каждую в субботу вечером и воскресенье утром, а во многих храмах службы совершаются только в эти дни. И очень часто на аналое в эти дни можно видеть небольшую напечатанную иконку в пластиковом багете или иконку сияющую за счет шелкографии.

Мы уверены – если вы подарите такому храму аналойную икону Воскресения Христова, настоятель и все прихожане будут молиться за вас на каждой службе.

Еще со времен князей Владимира и Ярослава православные славяне носили на груди кроме нательного крестика еще и нательные иконы с образами Богородицы, Спасителя, святых. Православные иконки на шею изготавливались из дерева (путем вырезания), из драгоценных металлов — золота, серебра. Сейчас традиции нательных православных иконок возрождаются.

По времени празднования они бывают:

  • неподвижные (не переходящие) — каждый год приходятся на одно и то же число;
  • подвижные (переходящие) — зависят от времени празднования Пасхи (не раньше 4 апреля и не позже 8 мая) и поэтому каждый год выпадают на разные дни, но празднуются в одни и те же дни недели, потому что Пасха всегда празднуется в воскресенье.

Родовая семейная икона – это защитник всей семьи, ценность, веками передающаяся от родителей к детям. На Руси ни одно важное дело не могло обойтись без благословения родовой иконой. Традиция семейных икон имеет вековые корни, соединяет семью, укрепляет род, духовно обогащает человека.

Чаще всего на семейной иконе изображают Божия Матерь с Младенцем в окружении угодников Божиих. Это могут быть святые, чьи имена носят члены семьи или особо почитаемые заступники и покровители рода.

Выбор центрального образа для семейной иконы имеет очень большое значение. Именно поэтому перед началом работы иконописец проводит много времени в общении с семьей, для которой будет написана икона. Если кто-то из членов семьи родился в день празднования какого-либо из образов Богородицы, то может быть принято решение о написании этого образа на иконе.

Во время работы над семейной иконой, мастер молится о благополучии данной семьи, а семья, в свою очередь, молится о том, чтобы Господь послал ему в помощь Святого Духа. Семейная икона – одна из главных семейных святынь. Купить такую икону можно в подарок молодой семье и подарить на день венчания. На ней изображаются двое святых – покровители мужа и жены.

Семейная икона – это уникальный по своей сути подарок. Она будет оберегать, защищать и объединять семью, поможет преодолеть трудности. Поэтому заказать и купить такую икону можно на любое значимое для семьи событие.

Главной особенностью семейной иконы является то, что благодаря ей можно осуществить соборную молитву, то есть собрать воедино просьбы каждого члена семьи, который молится не только о себе, но и о своих близких. Семейная икона – это святыня, объединяющая всю семью в любви, терпении, доверии и взаимопонимании. Благодаря такой иконе можно преодолеть семейные споры, неурядицы

https://www.youtube.com/watch?v=mhpjBcVgBTc

С давних времен на территории России существуют складни или полиптихи – складные многостворчатые переносные алтари, в некоторых случаях служившие реликвариями для сбережения частиц мощей святых. Такие старинные предметы культа могли иметь разное количество створок, изготавливавшихся из дерева, кости или металла.

Створки складней расписывались, украшались резными элементами, а также декорировались росписью по эмали. Такие предметы старины с двумя створками назывались диптихами, складни, составленные из трех створок – триптихами, а из четырех – квадриптихами.

Наименее распространенными были складни-полиптихи, состоявшие из большого количества створок.

Как правило, старинные складни на Руси были нагрудными и носились на шнурке. Также существовали складни в виде ковчега, в который вкладывалась икона. В шестнадцатом и семнадцатом столетии в мастерских при монастырях создавались крупные складни-иконостасы, предназначавшиеся для походов.

На Руси были известны складни нагрудные, нательные и поставные или киотные. Все эти предметы культа могли быть путными – их брали с собой на богомолье, в дорогу или в поход.

Некоторые старинные складни с большим количеством створок назывались походными. Согласно историческим сведениям, в семнадцатом столетии все ратники обязательно имели тройные складни, носившиеся на груди.

С такими реликвиями военные никогда не расставались.

Икона имеет великую силу благодатного действия, очищающего души созерцающих ее людей. Согласно православному догмату иконопочитания, утвержденному VII Вселенским Собором, «честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней».

Собор особенно подчеркивает, что мы воздаем иконам почитание, а не поклонение, подобающее одному только Богу. «Икона таинственно содержит в себе присутствие того, кого она изображает, и это присутствие тем теснее, благодатнее и сильнее, чем более икона соответствует церковному канону» [1].

Все канонические иконы в храмах или домах священны благодаря своему духовному содержанию и смыслу. Однако некоторые избираются Промыслом Божиим для особых знамений. Исходящие от них неизреченный свет, благоухание, св. миро — вещественные знаки явления мира горнего, Царствия Божиего.

История Православной Церкви насчитывает около тысячи образов, прославившихся чудотворениями за всю историю христианства. Большинство их — образы Божией Матери, Небесной Заступницы человеческого рода.

Главным основанием для почитания того или иного образа чудотворным служило удостоверенное дарование конкретной помощи людям, будь то исцеление болящих, заступление от врагов, пожаров, стихии.

Иногда эту помощь предваряло или сопровождало некое сверхъестественное событие: Матерь Божия Сама приходила во сне или в видении и сообщала, где и как следует обрести Ее образ; иконы шествовали по воздуху, спускались или поднимались сами собой; от них наблюдалось сияние при их обретении

Иконостас достаточно легко научиться понимать, если знать, по какому принципу располагаются в иконостасе иконы.

  • Итак, первый ряд – это иконы, называемые “местные”.

Прежде всего, это главные иконы иконостаса: иконы Спасителя и Божией Матери. Присмотритесь, они всегда располагаются по бокам царских врат и на этой фотографии хорошо видны.

Далее, к ряду местных икон относится икона, изображающая святого (или событие), в честь которого освящен храм. Это может быть икона Святой Троицы (если Троицкий храм), икона Успения Богоматери (если Успенский храм) и т.д.

Далее, это иконы Архангелов на боковых дверях иконостаса (из этих дверей выходят священнослужители во время службы).

К местным иконам также относятся иконы почитаемых святых (например, чьи мощи хранятся в храме) или иные иконы, которые по той или иной причине было решено поместить в первом ряду иконостаса.

  • Второй ряд иконостаса: Деисусный чин, то есть святые, предстоящие Христу в благоговейном поклонении.
  • Третий ряд: Двунадесятые праздники, то есть 12 самых главных праздников Православной Церкви. Эти иконы часто делаются небольшого размера.

Красный угол был самым главным и почетным местом в доме.

На Руси изба всегда выстраивалась определенным образом с учетом сторон горизонта, красный угол находился с восточной стороны, в самом дальнем и хорошо освещенном месте. В нем находился домашний иконостас.

Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка “Без Бога — не до порога”.

Иконы устанавливались на специальной полочке и обязательно должны были стоять в определенном порядке. Самыми главными иконами, которые должны были быть в каждом доме, считались иконы Богородицы и Спасителя. Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.

Творческая работа (можно задать домой)

Сегодня мы говорили об иконах. В них и цвета имеют своё значение.

  • Белый – нравственная, чистая
  • Черный – тьма, злые силы
  • Красный – огонь, жизнь
  • Зеленый – символ жизни на Земле
  • Багровый – знак величия
  • Голубой – цвет небесной истины

Раскрасьте выданную вам букву “ИЖЕ”.

Итог урока

Вот и подошел к концу наш урок. Продолжите предложения:

  • Сегодня на уроке я узнал, что…
  • Сегодня на уроке я понял, что…
  • Сегодня на уроке я почувствовал, что…
  • Мне очень хочется, чтобы…

3.03.2014

Видео:"Главный символ православия" Что Библия говорит об иконах?Скачать

"Главный символ православия" Что Библия говорит об иконах?

Как увлекательно рассказать ребенку об иконах, чтобы самому стало интересно?

От посетителей, на бреющем полете проскакивающих залы с древнерусским искусством Русского музея, часто слышно смущенное: «Иконы — не моя любимая тема». А ведь этот фрагмент экспозиции — четыре зала — прекрасное место для короткой познавательной прогулки с ребенком, особенно при плохой погоде. Смайлик.

Пройдем, господа, что-то на входе стало поддувать.

Попадая в залы древнерусского искусства, убедимся, что ребенок знает, что такое икона.

А что такое икона?

Икона — изображение персонажей из библейской истории. Для людей, исповедующих некоторые конфессии христианства, это — образы для моления.

Помните, еще говорят «образА»? Верующие люди молятся не иконам, а изображенным на них существам — святым, апостолам, ангелам-архангелам, Богу, а иконы напоминают о тех, к кому на самом деле обращена молитва.

Икона — это как окно в другой мир, где обитают ангелы, архангелы, святые, сам Бог.

Первый зал экспозиции

Что показываем ребенку: Архангел Гавриил «Златые Власы» XII в.

Какие вопросы можно обсудить с ребенком?

  • Кто такой архангел?
  • Куда смотрит архангел?
  • Как думаешь, архангел грустит или радуется?
  • Чем знаменит этот архангел?
  • Почему у него золотые волосы?
  • Что это за зеленые ленточки вьются на уровне ушей?
  • Можно ли это назвать портретом?

На что обратить внимание ребенка?

  • Архангел — помощник Бога, один из старших ангелов. Он — посредник между Богом и человеком, приносит человеку от Бога важные вести, помогает людям.
  • Большие миндалевидные глаза — характерная черта изображенных на древних иконах.
  • Это самая старая икона в экспозиции Русского музея.

  • Волосы архангела пронизаны золотыми нитями, это сусальное золото. В древности золото воспринималось как отблеск божественного света, символ величия и бессмертия Бога.
  • То, что ты видишь, не ленточки, а «слухи». Вообще-то это развивающиеся концы головной повязки, их значение — напоминать, что ангелы всегда на связи с Богом и слышат его волю.

  • Это, конечно же, не портрет. Портрет пишет художник, вкладывает в изображение свое видение мира, свои ощущения, передает характер человека, которого изображает. Икону создает иконописец и пишет не «от себя», а от Бога — по определенным правилам, канонам.

    Портрет эмоционален, а икона лишена эмоций, нам даже доподлинно неизвестно, грустит ли архангел, печалится, задумался — эмоции свойственны людям, а не архангелам.

Что показываем ребенку: Богоматерь Умиление («Белозерская»). I пол. XIII в.

Какие вопросы можно обсудить с ребенком?

  • Кто изображается на иконах? А на этой?
  • Как изображали Богоматерь на иконах
  • Кем создавались иконы?
  • Почему младенец выглядит совсем стареньким, как будто старше мамы?
  • Почему Богоматерь такая грустная?

На что обратить внимание ребенка?

  • На иконах изображаются святые, ангелы, архангелы, Богоматерь, Христос, апостолы. Все это герои Священной истории, описанной в Священном Писании — Библии. На этой иконе изображена Богоматерь с ребенком — младенцем Христом.
  • Мы уже говорили, что иконописец не был волен выбирать, как ему писать тех или иных героев.

    Были строгие правила, как кого изображать. Существовало несколько вариантов, как изображать Богоматерь. Этот тип изображения называется «Умиление» — Дева Мария и Младенец прижались друг к другу — щека к щеке, сын нежно обнимает маму.

  • Иконы создавались иконописцами.

    Так как считалось, что иконописец не сам пишет, а его рукой водит Бог, то древние иконы не имели авторства, подписи. Прежде чем начать писать, иконописец готовился — молился, старался делать только хорошие дела, иметь только добрые мысли. Бывало, что он уходил подальше от людей к отшельникам или принимал какой-то обет на время написания, например, молчания.

    Сначала в иконе писалось «доличное», и в самую последнюю очередь писались руки и лик, после чего икона становилась уже образом.

  • Часто младенец на иконах выглядит совсем не малышом, а маленьким старичком.

    Говорят, это потому, что хоть он и младенец, но он сын Бога, и все несовершенства мира перед ним раскрыты заранее, и собственная печальная судьба — а Христос погибнет в 33 года — известна заранее.

  • Богоматерь на иконах иногда выглядит действительно грустно.

    Мы уже говорили, что эмоции мало свойственны «героям» икон, но Богоматерь — самый человечный персонаж, к тому же не Руси она была очень почитаема. Одна из версий этой грусти — Деве Марии заранее открылись, как и младенцу Христу, те события, которые произойдут через 33 года, и она печалится и о сыне, и о всем несовершенном мире.

Второй зал экспозиции

Что показываем ребенку: Чудо Св. Георгия о Змие, с житием. I п. XIV в., Новгород

Внимание: если ребенок очень впечатлителен, то осмотр этой иконы лучше отложить, так как изображены испытания, выпавшие на долю святого Георгия, а они были весьма жестоки.

Какие вопросы можно обсудить с ребенком?

  • Ты знаешь этот сюжет? Расскажи.
  • Напоминает тебе эта икона комикс?
  • На главном «экране» и на маленьких «экранах»-клеймах вокруг главного сюжета — это все один и тот же главный герой или разные?

На что обратить внимание?

  • В некой земле жил злобный дракон, он же змий, который нападал на людей. Народ земли договорился с чудищем, что оно не станет хватать всех без разбору, а будет строго по очереди. Однажды настала очередь самой царевны (не этой иконе ее зовут Елисава) идти в логово зверя. Святой Георгий, проезжавший мимо, увидел плачущую девушку и спросил, что с ней.

  • Выяснив печальную историю, он пообещал спасти царевну, что и сделал. В одном варианте победу удалось одержать силой молитвы, в другом — пришлось использовать копье. Затем Георгий велел царевне надеть на побежденного змея поясок и повел чудовище в город, где объяснил людям, что поверг монстра с помощью своей веры.
  • Сказать про икону «комикс» — это, конечно, сильно.

    Такие иконы называются «житийными» — когда вокруг основного сюжета в маленьких «окошках»-клеймах рассказывается житие, то есть жизнь главного героя иконы.

  • На одной и той же иконе могут изобразить события, которые отделяют друг от друга большие отрезки времени. Это характерно для икон.

    Вот мы видим, как Святой Георгий раздает богатства нищим, в следующих клеймах уже помещены его мучения за веру.

Третий зал экспозиции

Что показываем ребенку:

Андрей Рублев и мастерская. Апостол Петр, ок. 1408 г., Москва

Андрей Рублев и мастерская. Апостол Павел, ок. 1408 г., Москва

Какие вопросы можно обсудить с ребенком?

  • Кто такие апостолы?
  • Кто из них Петр, а кто Павел?
  • Почему они наклонились, а не стоят ровно?

На что обратить внимание?

  • Апостолы — это любимые ученики Иисуса Христа, того самого младенца, которого мы видели на иконе с мамой. Младенец вырос, стал взрослым и основал учение — будущую религию христианство. У Иисуса были ученики и последователи.
  • Самые преданные и близкие ученики, апостолы, впоследствии несли новую религию остальным людям.

    У каждого из апостолов были свои знаки, отличительные черты и своя роль.

  • Отличить, кто Петр, а кто Павел очень легко, если знать несколько деталей. Петр часто изображался с ключами от рая — найдите ключ на этой иконе. Павел — с закрытой книгой, в которой изложено учение Христа.
  • Апостолы наклонились неспроста — они молятся за людей перед Богом — Иисусом Христом.

    Эти иконы создавались не для того, чтобы стоять отдельно. Они — части иконостаса. Что это такое? Это перегородка, отделявшая алтарь (главную часть церкви, куда обычным людям просто так заходить нельзя) от остальной части храма. Иконостас представлял собой поставленные друг на друга и закрепленные иконы. Иконы эти были организованы в ряды. Иконы апостолов составляли деисусный ряд или чин.

    Деисус — моление. В центре этого ряда икон располагался образ Иисуса, а справа и слева к центральной иконе приставляли уже иконы тех, кто молится перед Христом за род человеческий — Богоматери, Иоанна Крестителя, архангелов, апостолов. Иконы Петра и Павла как раз из такого иконостаса.

  • Иконы должны были стоять очень высоко, поэтому в них нет мелких деталей, силуэт ясный и четкий, чтобы было видно и понятно издалека.

Что показываем ребенку: Троица Ветхозаветная, сер. XVI в., Новгород

Какие вопросы можно обсудить с ребенком?

  • Кто изображен на иконе?
  • Ты знаешь эту библейскую историю?
  • Почему у женщины и мужчины закрыты руки?

На что обратить внимание?

  • На иконе показан один из самых известных библейских сюжетов — три ангела пришли к Аврааму, который признал в них посланников Бога, привел к себе домой и усадил за стол. Ангелы принесли Аврааму весть, что у него и его жены вскоре родится долгожданный ребенок.

  • Обратите внимание: этот ребенок уже обозначен на иконе — внизу между родителями, хотя вроде как еще не родился.
  • У Авраама и его жены Сарры закрыты руки одеждами, когда они подают ангелам еду. Это говорит о смирении и особом преклонении перед гостями, которых хозяева боятся даже ненароком коснуться.

  • Ангелы в особом жесте сложили пальцы и благословляют пищу.
  • В иконе очень заметен эффект обратной перспективы. Более далекие предметы изображаются крупнее, чем объекты на первом плане. Одна из версий — древние иконописцы просто не умели правильно рисовать.

    Но другое толкование интереснее: перспектива обратная, потому что это не мы смотрим на них, а они через окно иконы смотрят на нас из того мира.

Четвертый зал экспозиции

Что показываем ребенку: Дионисий и мастерская. Богоматерь Одигитрия. Ок. 1502 г. Из иконостаса Ферапонтова монастыря

Какие вопросы можно обсудить с ребенком?

  • Кто изображен на иконе?
  • Что означают жесты?

На что обратить внимание?

  • Другой вариант изображения Богоматери и младенца. Такой тип икон называется «Одигитрия» и переводится с греческого как «путеводительница».
  • Младенец правой рукой благословляет людей, а в левой держит свиток. Торжественный образ — младенец снова выглядит не как ребенок, а как вполне себе царственный взрослый. Жест Богоматери скорее указывает на младенца.

  • Образ выглядит утонченно, изысканно, изящно. Цвета как будто специально подобраны и продуманы, много золота, которое уже выполняет не столько роль божественного света, сколько декоративную — для красоты.
  • Эта икона считалась покровительницей русского государства, а потому много переписывалась, тиражировалась, как сказали бы мы сегодня.

Иллюстрации: rusmuseum.ru, rusmuseumvrm.ru

Категория: От 7 до 18 Семья

1

0

1751

📹 Видео

“Рождение иконы”. Лекция о том, как появилась иконопись.Скачать

“Рождение иконы”. Лекция о том, как появилась иконопись.

Как читать иконы? За 14 минут. КроссКульт.Скачать

Как читать иконы? За 14 минут. КроссКульт.

Откуда взялись иконы? О происхождении первых иконСкачать

Откуда взялись иконы? О происхождении первых икон

ИКОНА - фильм Аркадия МАМОНТОВА. Верую | Елена КОЗЕНКОВАСкачать

ИКОНА - фильм Аркадия МАМОНТОВА. Верую | Елена КОЗЕНКОВА

Чудеса Казанской иконы Божией МатериСкачать

Чудеса Казанской иконы Божией Матери

Самые известные иконы. Значения иконСкачать

Самые известные иконы. Значения икон

Урок чтения православной иконыСкачать

Урок чтения православной иконы

Чем плачут иконы. Анализ жидкостиСкачать

Чем плачут иконы. Анализ жидкости

Рассказы о Святых. Казанская Икона Божией МатериСкачать

Рассказы о Святых.  Казанская Икона Божией Матери

Царица небесная. Казанская икона Божией МатериСкачать

Царица небесная. Казанская икона Божией Матери

Православные иконы от Владимира Костюка | Мастер делаСкачать

Православные иконы от Владимира Костюка | Мастер дела

История Казанской иконы Божией МатериСкачать

История Казанской иконы Божией Матери

Почему в Православии вообще иконы?Скачать

Почему в Православии вообще  иконы?

Подмена религии на Руси. О чём молчат Иконы? Иван Грозный был Фараоном?Скачать

Подмена религии на Руси. О чём молчат Иконы? Иван Грозный был Фараоном?

От чего убережет икона Богородицы Семистрельная - Умягчение злых сердец? О чем молятся перед иконойСкачать

От чего убережет икона Богородицы Семистрельная - Умягчение злых сердец? О чем молятся перед иконой

Какие иконы должны быть в каждом доме? Рекомендации размещения главных икон в доме.Скачать

Какие иконы должны быть в каждом доме? Рекомендации размещения главных икон в доме.
Поделиться или сохранить к себе: