- Из «нежного возраста» — во взрослую жизнь
- 30 апреля в Саратовской православной духовной семинарии и Межъепархиальном женском духовном училище во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы состоялся день открытых дверей. Гостями учебных заведений стали школьники и выпускники школ из Саратова и Покровска (Энгельса). Через неделю двери духовных школ открылись для старшеклассников школ районов области
- * * *
- Как стать батюшкой в православной церкви?
- Что означает служение Богу
- Кто может стать священником
- Как получить семинарское образование
- Монах или священник
- После окончания духовного заведения
- Где можно получить духовное образование
- Шанс стать священником в зрелом возрасте
- Протоиерей Алексий Уминский: Подросток не хочет быть архаичным, он хочет быть настоящим
- С детьми можно все обсуждать, но только тактично и честно
- Подростку не хочется быть архаичным, ему хочется быть настоящим
- Абитуриенты воронежской семинарии мечтают получить сан и найти скромных жен
- Шпаргалки в «Новом завете»
- Дресс-код иконописцев
- У митрополита не спишешь
- 🔥 Видео
Видео:Внешний вид православной христианки. Инок Киприан (Бурков)Скачать
Из «нежного возраста» — во взрослую жизнь
Из «нежного возраста» — во взрослую жизнь
1790 Комментариев: 0
В саратовских духовных школах прошли дни открытых дверей
30 апреля в Саратовской православной духовной семинарии и Межъепархиальном женском духовном училище во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы состоялся день открытых дверей. Гостями учебных заведений стали школьники и выпускники школ из Саратова и Покровска (Энгельса). Через неделю двери духовных школ открылись для старшеклассников школ районов области
Несмотря на то что познакомиться с жизнью семинарии и духовного училища приглашали потенциальных абитуриентов — юношей и девушек старше пятнадцати лет, на встречу собрались ребята разных возрастов. Многие из мальчиков уже пономарят в своих храмах, и им, конечно же, интересно, как живут и чему обучаются будущие священнослужители.
«Такие дни открытых дверей семинария проводит уже не первый год, — рассказывает проректор по научно-богословской работе, заведующий кафедрой богословия СПДС протоиерей Димитрий Полохов.
— Обычно в мае мы рассылаем приглашения по воскресным школам Саратова и области, по православным гимназиям и тем учебным заведениям, с которыми у нас налажено сотрудничество.
Большинство ребят уже имеют общее представление о том, куда они пришли, — кто-то, к примеру, отдыхал в православном лагере «Солнечный», где вожатыми были наши семинаристы. Нас расспрашивают, как проходит обучение, чему учат, каковы условия проживания.
Хотя вся эта информация в общем виде есть у нас на сайте, многим хочется задать свои уточняющие вопросы и получить разъяснения из первых уст — от преподавателей и студентов».
Так как гостей много (некоторые ребята пришли вместе с родителями), их делят на несколько групп и каждой группе назначают сопровождающего. Преподаватели показывают административно-учебный корпус СПДС, библиотеку, общежитие, семинарский храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Экскурсии в Музее истории Саратовской митрополии проводят студенты.
Ученик 11 класса Свято-Покровской православной классической гимназии Саратова Владимир Дергунов в семинарии уже не первый раз. Через несколько месяцев он придет сюда снова — подавать документы на поступление.
«Я уже бывал здесь на различных олимпиадах, приходил и на дни открытых дверей, — говорит он. — Сегодня меня в первую очередь интересует, какие экзамены мне необходимо сдавать для поступления, какие документы должны быть с собой у абитуриента. Вообще, мне здесь всё нравится. Впечатлила семинарская библиотека — в ней более сорока пяти тысяч книг. И трапезная, конечно — кормят вкусно».
После экскурсии все гости собрались в актовом зале — протоиерей Димитрий Полохов рассказал им об истории и современной жизни семинарии. Затем собравшиеся смогли задать отцу Димитрию вопросы, в основном они касались правил приема абитуриентов.
Девушки, желающие поступить в женское духовное училище, побывали в Крестовоздвиженском храме при училище, в административно-учебном корпусе и в общежитии.
Директор училища протоиерей Сергий Кляев и его заместитель Надежда Викторовна Кляева рассказали о требованиях, которые предъявляются к абитуриенткам, о дисциплинах, преподаваемых в училище, об условиях проживания.
«У всех родителей одно желание — дать счастье своему ребенку, — говорит отец Сергий. — Поэтому, конечно, родители интересуются во всех подробностях и бытом, и образованием, и духовным воспитанием. Спрашивают, например, как мы присматриваем за девочками. Одни у нас воспитанницы не остаются — с ними круглосуточно находятся четыре воспитателя, один воспитатель в смену.
Не все девушки, которые к нам приходят, выросли в верующих семьях — нас спрашивают, как быть с этим обстоятельством и с тем, что сами они не воцерковлены. Требование здесь одно — человек должен хотеть быть ближе к Богу, а мы создаем ему условия для духовной жизни и духовного образования. Кто хочет, тот получает хорошие плоды».
Отцу Сергию задают вопрос: тяжело ли приходится девушкам, которые уже получили образование в вузе и только после этого пришли в училище?
«Жить под одной крышей с подростками человеку, которому больше двадцати пяти лет, будет сложно, — отвечает он. — Интересы разные. Но если человек умеет смиряться и находить контакт, умеет общаться с людьми, то он адаптируется и благополучно учится».
«В училище в основном поступают еще действительно детьми, в 15–16 лет, — добавляет Надежда Викторовна Кляева. — А выпускаем мы их уже сформировавшимися девушками.
Это очень интересный процесс, поскольку видишь, как они взрослеют, становятся самостоятельными.
Первые полгода все очень тоскуют по дому, но со временем обрастают здесь знакомствами, друзьями, новыми интересами, начинают заниматься профессиональной деятельностью и уже совершенно спокойно, уверенно вступают во взрослую жизнь.
https://www.youtube.com/watch?v=US_fchbz9Lo
Мамы или бабушки могут приехать в любое время, мы организуем для них временное проживание. Семейное общение очень важно — это поддержка, спокойствие девочки. Но со временем визиты, как правило, становятся реже».
Все девушки, даже те, кто из Саратова, проживают в училище.
«Таким образом формируется определенный командный дух, — объясняет Надежда Викторовна. — Если девочка живет дома, такого сестричества не возникает. Поэтому если нет никаких обременяющих факторов, то необходимо жить здесь.
Мы видим, что многие девочки приходят сюда индивидуалистками. Но в нашей жизни, хочется этого или нет, приходится себя иногда в чем-то ограничивать, и они этому постепенно учатся. А где-то, наоборот, необходимо отстаивать свои позиции, но так, чтобы это не привело к ссоре, — и в этом они тоже с нашей помощью приобретают опыт.
Одним словом, всем, кто сюда поступает, предстоит учиться работать в команде. Ведь что такое клирос? Это не просто один человек повелевает другими, это слаженная работа, организм: если какой-то голос прекратит петь, то аккорд не прозвучит, произведения не получится.
Так и в быту: если кто-то не выполнил послушание, не купил продукты, то на завтрак могут быть только макароны.
У девочек есть возможность каждый день заботиться не только о себе, но и о других людях. Это неоценимо, потому что, к сожалению, в наше время подростки инфантильны, стараются как можно дольше продержаться в «нежном возрасте», и к пятнадцати-шестнадцати годам человек о себе практически не может позаботиться.
А здесь они попадают во взрослую жизнь: не убрала — никто этого не сделает, мамы нет рядом; не приготовила — может остаться голодной не только сама, но останутся без трапезы еще тридцать человек, которые вместе с ней живут. Это мобилизует и дает толчок к пониманию жизни.
Соответственно, после выпуска для девушки все житейские заботы привычны, она приобрела полезные навыки».
Полина Савина пришла на день открытых дверей вместе с папой.
«Мы увидели объявление в храме и решили прийти посмотреть, так как искали как раз православное учебное заведение, — говорит Александр Савин. — Хочется, чтобы дочка воспитывалась именно в этом направлении.
Мы не знаем, какую профессию в итоге она для себя выберет, может, через год или два она скажет, что хочет быть инженером-конструктором или кем-то еще. Но здесь она получит духовное и нравственное воспитание, научится быть хорошей хозяйкой, это важно.
Ведь в школах ничего этого детям не дают».
Закончился день открытых дверей концертом духовной музыки в актовом зале семинарии. Перед гостями выступили студенты семинарии и женского духовного училища.
* * *
Прием документов в Саратовскую православную духовную семинарию начнется 15 июня и продолжится до 10 августа для поступающих по экзаменам, проводимым семинарией самостоятельно, и до 11 августа для поступающих по результатам Единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам и дополнительным вступительным испытаниям, проводимым семинарией самостоятельно. Вступительные экзамены завершатся 18 августа.
Абитуриентам предстоит сдать экзамены по русскому языку, обществознанию, Закону Божию и пройти собеседование.
Подробная информация об условиях поступления, перечень документов, вопросы для собеседования по основам православного вероучения, контактная информация содержатся на сайте семинарии www.sarpds.ru в разделе «Абитуриентам».
Даты собеседований и информацию о поступлении в Межъепархиальное женское духовное училище можно узнать на сайте www.grani-m.ru в разделе «Духовное училище» и по телефонам: 8 (8452) 23–10–05, 44–82–43, 8 (917) 202–23–19.
Фото Дениса Кормилицына
Газета «Православная вера» № 09 (581)
Видео:10 лучших православных фильмовСкачать
Как стать батюшкой в православной церкви?
В Евангелии от Иоанна 15:16 Иисус говорит о том, что не люди Его выбирают, а Он выбирает служителей для приношения плода.
Стать священником — это выбор жизни, который делается по Божьему призванию и добровольным отречением от земных радостей. Им может стать мужчина, который имеет богословское образование и рукоположенный в сан священнослужителя.
Что означает служение Богу
Священник — это не профессия или работа, которая длится 8 часов и далее жить личной жизнью. Служение Богу — полное посвящение себя людям в качестве верного Божьего слуги, готового в нужный момент стать помощником, посредником, духовным наставником, пастырем.
Читайте о священстве:
- Рукоположение во священника
- Батюшка, священник и поп — в чем разница
Посвятить свою жизнь служению церкви может каждый желающий мужчина
Возможно, кто-то мечтает стать батюшкой из-за достатка, так обилие приходит со временем, и не всякий приход может обеспечить священнику достойное содержание.
https://www.youtube.com/watch?v=OOwaSZ0m2fw
Батюшкам в быту приходится заниматься теми же делами, что и обычным людям, при этом у них постоянные форс-мажорные обстоятельства:
- кто-то умер и надо хоронить;
- другой зовет помолиться у постели тяжелобольного;
- там крестины;
- третьего надо соборовать.
Никого не волнует, как в это время обстоят домашние дела в семье священнослужителя.
Главное, священничество — великая ответственность перед Богом, Который доверяет пастырство определенному человеку, с него потом спросится, с него и его потомков.
Кто может стать священником
Желание стать батюшкой рождается в сердце, наполненном познанием Бога и миссии на земле, как христианина.
Истинное понимание глубины посвящения Богу и людям свойственно мужчинам, которые обладают определенными моральными качествами:
Глубокое понимание священнического служения доступно воцерковленным христианам, они согласны отказаться от многих, пусть земных радостей, чтобы во всей полноте принять счастье общения с Богом.
В первую очередь, желающие стать батюшкой должны понять, что жизнь служителя Божьего посвящена людям, в ней нет часовых ограничений, но есть строгие правила и распорядок. В пасторском служении нет отпуска по желанию или за свой счет, с этой должности нельзя уволиться по собственному желанию или поменять место работы.Будущий священник должен воспитывать в себе высокие моральные качества с ранней юности
Священник — подвластный человек, над которым есть вышестоящие служители, послушание является беспрекословным. Это называется смирением, что для Бога является самой высокой жертвой. Немногие христиане могут стать священниками не из-за отсутствия каких-то глубоких знаний, а от неимения христианской зрелости и умения принимать ответственность.
До получения образования богослова, мужчины должны проявить себя в служении, это должно быть потребностью и наслаждением, приоритетом в жизни.
Невозможно представить в роли священнослужителя человека не воцерковленного, не живущего интересами церкви, не соблюдающего посты и молитвенные правила.
Батюшкой не может стать человек, обладающий низкими моральными качествами, не умеющий укрощать свои греховные мысли.
Важно! Священнослужителем может стать христианин, познавший все каноны церкви через обучение в семинарии.
Как получить семинарское образование
Богословское образование открывает двери к получению сана священника.
Основные требования ко всем желающим:
- возраст — 18-35 лет;
- семейное положение — холост или единожды женат;
- среднее образование;
- психически здоров;
- рекомендации от православного священника.
Обучение в духовной семинарии
При поступлении в семинарию желающие стать священнослужителями должны ориентироваться в Библии, Старом и Новом Завете, знать Катехизис и историю Церкви, что проверяется во время экзамена.
Перед допуском к сдаче экзамена следует пройти тестирование на знания молитв, песнопений и обладание основами вокала. Обязательным условием является умение владеть церковнославянским языком и чтение на нем псалмы.
Человек, не сумевший на собеседовании ясно изложить свои намерения, мотивы, доказать искренность и желание служить Господу и людям, может быть не допущен к сдаче экзаменов.
Абитуриентами следует быть готовым к жесткой проверке веры и соблюдению строгой дисциплины. Сразу хочется предупредить, что до конца доходят самые верные и избранные Богом.На заметку! Август — время сдачи экзаменов, поступившие приступают к обучению с 1 сентября.
Живущим в других городах в семинарии предоставляется общежитие, в котором также жесткие правила, нарушение их может грозить исключением из семинарии.
Все семинаристы обеспечиваются стипендией. По окончании семинарии сдаются выпускные экзамены, проходит исповедь, и после чего самые достойные могут быть рукоположены, станут батюшками, но это не есть обязательная гарантия после окончания духовного заведения.
Монах или священник
Находясь в звании семинариста, будущие священнослужители должны определиться с важной задачей, накладывающей печать на всю жизнь.
Выпускники до окончания семинарии, должны определиться, какой путь они выбирают, монашества или священства, черное или белое братство.
При решении быть женатым человеком, иметь семью, детей, дорога одна — стать батюшкой, вступив в брак до посвящения. При этом выдвигаются строгие правила как к будущему супругу, так и его жене.
https://www.youtube.com/watch?v=yj9803VcoKc
Батюшка может иметь только одну жену
Будущая матушка до вступления в брак не должна иметь предыдущих семейных связей. Она не может быть вдовой или разведенной. Батюшка может иметь только одну жену. Даже если останется вдовцом, ему запрещено вступать в повторный брак.
Выбирая себе в жену девушку, будущий священник должен объяснить ей все индивидуальные особенности в роли матушки, а это запрет на вечеринки, определенные требования к одежде, поведению. Как правило, девушки-христианки, готовящиеся стать матушками, воспитываются в православных христианских семьях, знакомых с канонами церкви.
Внимание! Без разрешения ректора богословского учреждения семинарист не может жениться.
Невеста будущего священнослужителя должна осознавать всю ответственность своего звания, быть готовой:
- следовать за мужем в самую глубинку;
- находиться всегда на виду;
- стать примером для других христианок в качестве жены;
- принять то, что супруг будет постоянно занят церковными проблемами и другими людьми.
Другой путь — монашество, при котором жениться запрещено, молодой человек добровольно отказывается от радости главы семейства, отцовства, вверяя жизнь в Божьи руки.
Атрибуты священников:
- Что такое священническая епитрахиль и зачем она нужна
- Священнические поручи
После окончания духовного заведения
Получив распределение в приход, выпускники должны пройти определенные ступени иерархической лестницы.
Выбравшие путь священнослужителя вначале служат дьяконами, после чего их рукополагают на батюшек, высшая ступень — епископство, протоиерейство, настоятель.
В Таинстве Хиротонии — рукоположении участвует Святой Дух, который наполняет сердце будущего наставника мирян особой любовью к ним и делает батюшку носителем Божьей благодати.
Таинство хиротонии
Хиротония совершается епископом в алтаре во время Литургии.
Внимание! Члены черного братства, монахи, могут стать епископами, митрополитами и главами епархий. Патриарх выбирается из монашеской братии, для священников этот путь закрыт.
Богословское образование является обязательным условием при получении сана, хотя, глава прихода может взять на себя ответственность и произвести обряд посвящения в священники без специального образования.
Эта практика присуща немногим церквям, и опыт показывает, что батюшке без богословского образования обойтись трудно.
Где можно получить духовное образование
Помимо России, духовное образование можно получить в Беларуси. Минск — столица, в которой есть не только училище, семинария, но и академия.
Белорусский государственный университет один из немногих вузов бывших стран СНГ, открывший институт теологии. Витебск, Слоним готовы принять желающих получить среднее богословское образование в специальном училище. Стать слушателями училищ могут и девушки.
Шанс стать священником в зрелом возрасте
История Церкви хранит случаев, когда мужчины, живущие в миру, как обычные христиане, обнаруживали в себе дар служения людям. Они вначале помогают, потом начинают прислуживать в храме, а затем принимают решение стать батюшкой.
При богословских заведениях предлагается заочное обучение, возрастной ценз в котором увеличивается до 55 лет.
На заметку! На заочное обучение принимаются абитуриенты, уже несущие церковное служение, имеющие рекомендации священника и благочинного, документально заверенные у архиерея бумаги.
Каждый вопрос рукоположения в сан священника рассматривается индивидуально.
Как стать священником
Видео:Топ 10 книг, которые надо прочесть православному христианину, и топ 5 того, что читать не нужно.Скачать
Протоиерей Алексий Уминский: Подросток не хочет быть архаичным, он хочет быть настоящим
Что изменилось в православных школах за последние годы, чего сегодня хотят родители, и можно ли научить детей быть христианами — размышляет настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, духовник московской Свято-Владимирской школы протоиерей Алексий Уминский.
– За последние 10 лет изменились ли родители и дети, которые приходят в православные гимназии?
– Да, и сильно. Сегодня все родители встроены в светское общество. Если мы вспомним тех родителей, которые приходили в школу 20 лет назад, то это почти всегда были бородатые мужчины и женщины в платках. Внешняя форма православности, ощущение некой отделенности от мира в 90-х годах была наиболее сильной.
Современные родители светски одеты, приезжают на хороших машинах, часто обладают престижными профессиями в бизнесе, политике, экономике, культуре. Это полноценные члены светского общества, они не выделяют себя специальным образом. Людей «православного дресс-кода» стало гораздо меньше. Тем не менее, это семьи, которые ходят в храм, живут христианской жизнью.
https://www.youtube.com/watch?v=i-aETfD3e9U
И дети, и родители сегодня более контактны. Они больше настроены на активное взаимодействие – на общие дела, поездки, на работу в школе, на помощь учителю.
Еще 10 лет назад родители все боялись, что с ними что-нибудь сделают – я помню эти бучи по поводу сбора персональных данных, идентификационных номеров – жуть же! У всех уже интернет, у многих смартфоны – и на школьных собраниях они устраивают дискуссии о том, что кто-то может воспользоваться их данными. Сейчас, конечно, этого гораздо меньше.
Конечно, родители стали более требовательны. И если раньше они были настроены на воспитание, то сегодня гораздо больше они настроены именно на образование.
– Можно ли сказать, что сегодня православные школы – это качественное образование? Правда ли что православная – значит сильная и хорошая? Когда говорят «классическое образование», «традиционное образование» – что хотят этим подчеркнуть?
– Да, православные школы – это вполне качественное образование, и такими словами его могут обозначать. Все школы проходят аккредитации, дети сдают ЕГЭ наравне со всеми, поэтому приходится соответствовать государственному стандарту. Не скажу за все школы, но в большинстве своем – это нормальный и высокий уровень образования.
– Есть ли с внешней стороны какое-то неприятие по отношению к православным школам, заблуждения?
– Дело в том, что православные школы себя достаточно хорошо зарекомендовали. Они дают хорошее образование и с точки зрения дисциплины и внутренней жизни они гораздо лучше наполнены, насыщены.
За границей, за рубежом самые престижные школы – это католические школы. Чтобы попасть туда, нужно пройти большой конкурс, обучение там недешево, и, хотя приоритет при поступлении для христиан там очевиден, родители из богатых светских семей тоже стараются отдать туда своих детей.
У меня есть прихожане, которые сейчас живут в Англии, ребенок у них скоро идет в первый класс, и они попросили меня, чтобы я написал рекомендацию для английской католической школы – им сказали, что там это очень важно. А в школу огромные очереди, но они живут в этом районе и надеются туда попасть.
– В целом вы рекомендуете поступать в православную школу? Есть ли дети, семьи, которым это вообще не подходит?
– Своим прихожанам, которые хотят поступить в нашу гимназию, рекомендую. Но обычно я всегда стараюсь оценить, сможет ли ребенок учиться в такой школе. Потому что учеба в маленькой школе с маленькими классами не означает, что ребенку там будет хорошо, и иногда один ребенок может создать огромную проблему для класса, для школы – и с этим ничего не сделаешь.
У огромной школы большой механизм, она живет совсем другой жизнью, и ребенок там включается в жизнь коллектива по другим психологическим законам. Учителю, который работает в классе с большим количеством детей, гораздо проще. Чем меньше детей в классе, тем больше напряжение учителя, тем больше внимания он уделяет каждому.
Но и ребенку там сложнее, потому что ему уделяется гораздо больше внимания, он проявляет во время урока гораздо больше активности, он больше устает.
Поэтому, если ребенок не дорос до школы, лучше подождать, если у него есть поведенческие, психологические проблемы – значит, их надо сначала решить.
/ Татарстанская митрополия
С детьми можно все обсуждать, но только тактично и честно
– Духовник школы – что это за должность? Нужен ли он, если, допустим, у ребенка уже есть близкий ему священник?
– Нужно различать духовника школы и духовного наставника, руководителя в жизни человека. Духовник гимназии таковым не является.
И вообще, это не проблема ребенка – иметь духовного руководителя. Это проблема взрослого человека, который по-настоящему и всерьез осознал для себя необходимость духовной жизни. И тогда у него может появиться духовный наставник, серьезный, опытный духовник, который может ему помогать на его духовном пути.
И роль духовника гимназии – это, наверное, концептуализация внутренней жизни школы, понимание того, что должно школу наполнять эдаким «духовным контентом», какие полезные тематические мероприятия должны в этой школе проходить – паломничества, вечера, праздники. Это и организация литургической жизни детей и учителей, решение дисциплинарных вопросов, решение конфликтов. Это и помощь семьям в решении каких-то вопросов христианской педагогики, если духовник школы что-то в этом понимает.
Счастье, если духовником школы является священник с педагогическим образованием. А если это непонятно откуда взявшийся человек, кем-то сверху назначенный, который просто будет строить детей налево-направо, как комиссар или комбат, это не принесет ощутимого смысла.
– Как стоит обсуждать с детьми нравственные проблемы? Нужно ли это делать в школе, или это все же прерогатива семьи?
– Конечно, и в школе надо, потому что там дети совершают какие-то проступки, у них могут быть проблемы поведения, в классах бывают серьезные конфликты, дети могут бойкотировать какого-то ученика, смеяться над ним – все, что бывает в обычных школах, происходит и в православных. Дети есть дети, и свои проблемы они часто решают пещерным образом, а не христианским.
– Не бывает ли часто в таких беседах о поведении перекосов, снобизма, бестактности? Например, бывшие выпускники православных гимназий, которые сегодня – уже родители подростков, рассказывают о бесконечных беседах про целомудрие, которые вызывали лишь иронию и раздражение.
– Я не могу сказать за всех, ведь православные школы – они, как правило, авторские. Как они были созданиями педагогов или священников, которые их разрабатывали и вкладывали в них какое-то свое понимание школы, такими они и остаются.
Конечно, государство требует стандартизации, и все православные школы в него включены, и закон об образовании в равной степени действует и для православных гимназий, но все же каждая школа имеет свои особенности, в том числе в том, что и как нужно обсуждать с детьми.
https://www.youtube.com/watch?v=LBM1F_iIdOE
С детьми можно все обсуждать, просто надо делать это тактично и честно. Когда взрослый человек, учитель с подростками достаточно откровенен и уважает их достоинство, то можно обо всем говорить.
– Когда, выходя из православной школы, люди говорят: «Больше никогда!!! Ни за что! Это был кошмар!». Почему так происходит? Что им не так? Знакомы ли вам такие случаи?
– Конечно, бывают случаи, когда люди выходят из школы с обидой на нее. Такое часто бывает, когда люди учились в школе без всякого желания и явно с протестом.
Но это была в основном ошибка их родителей, которые хотели, чтобы ребенок во что бы то ни стало учился в этой школе, а ребенку это было невыносимо тяжело, его тошнило от этого, не нравилось – и, конечно, он выходил из школы с чувством облегчения.
Но нельзя сказать, что это особенность православных школ – такое может быть в любой школе, где ребенку было некомфортно, где его не приняли, не поняли, где он оказался не на своем месте.
– Бывает же, что родитель питает некую иллюзию: «Я отдал ребенка в православную школу, у него там проблем быть не может». Если есть трудности с поведением, или травля, прессинг в православной школе – для ребенка, его психики, последующей духовной жизни это хуже, чем, если бы это происходило в обычной?
– Педагогические приемы одни и те же, но у ребенка в православной школе должно быть больше способов к разрешению конфликтов. Должна быть создана обстановка, в которой эти проблемы проще решать.
А на деле бывает по-разному. Потому что когда вступает другая сторона христианского образа жизни – внешняя – включаются такие оценки: «Это грех», «Это нарушение евангельской нормы». И если для ребенка в обычной школе шалость – это просто нарушение дисциплины, то здесь тебя могут обвинить в грехе, в богоборчестве, в богохульстве. И мера ответственности тоже может вырасти в этом направлении.
И если в школе задана такая ригористически-фарисейская форма решения конфликтов, то для ребенка это может стать катастрофой. Потому что в обычной школе такие вещи решаются на уровне дисциплины, а в христианской школе это могут решать на уровне духовной проблемы, а она таковой может не являться.
/ Татарстанская митрополия
Подростку не хочется быть архаичным, ему хочется быть настоящим
– Несколько лет назад вы рассуждали о том, что верующие дети в светской школе – в каком-то смысле мученики, если они стараются вести себя по-христиански, а, с другой стороны, православная школа создает для ребенка тепличные условия, когда он в среде себе подобных не учится защищать веру. Что вы думаете об этом сегодня?
– Возможно, я не очень хорошо себе представляют сегодняшнюю атмосферу в светской школе, я не сталкивался очень давно со светским образованием. У моих близких друзей-христиан большинство детей учатся в светских школах, и я не слышал за это время о каких-либо проблемах, связанных с вероисповеданием, жалоб на притеснения.
Лишь однажды мне пришлось слушать жалобу мамы на то, что к ее дочери в очень грубой форме приставали мальчики, и девочка в ужасе попросила перевести ее в другую школу. Но это, вероятно, была проблема конкретной школы.
А в остальном я не могу сказать, что дети-христиане в светских школах – это мученики, исповедники, и им приходится свою веру особым образом защищать.
А вот вторая проблема остается актуальной. Православная школа – это среда в каком-то смысле искусственно создаваемая и поддерживаемая. Это закрытые школы со своим внутренним уставом, традициями, с серьезно обозначенной дисциплиной – конечно, именно требованиями к этой дисциплине, сама-то дисциплина в светской и религиозной школе может не отличаться.
Православные дети научились обходить эти высокие требования и, к сожалению, в христианских школах образ поведения детей не сильно отличается от того, что бывает в обычных.
Это стало гораздо более очевидным, чем было еще 10 лет назад – размывание, секуляризация сознания семей и детей, подростков, которые живут сегодня в очень открытом информационном пространстве. Они все видят, все знают, общаются со своими сверстниками из разных семей – и вне школы часто не ведут себя по-христиански.
– То есть, между детьми из православной и светской школ в плане поведения разницы особой нет? Почему так получается?
– Одна из причин уже названа – это очень сильная информационная открытость. Другая причина – это желание подростка в этом обществе быть своим, не выпасть в полосу отчуждения.
https://www.youtube.com/watch?v=tNc8wSPHJBw
Третье – это внутреннее непонимание веры, которую родители часто передают своим детям не как веру, а как способ религиозного поведения.
Они думают, что если дети будут воспитываться в православных гимназиях, и им там будут передавать тот же способ религиозного поведения, то дети будут воспитываться в православной вере – но нет. Ничего подобного.
Потому что смысл веры и свой собственный опыт веры родители и сами для себя не очень-то стараются формулировать, и потому не могут это передать детям.
А дети приходят в школу как в школу, для них часто предмет Закона Божия остается лишь школьным предметом.
И это большое счастье, если у детей есть учитель, который может на этом уроке говорить с ними откровенно, по-настоящему серьезно.
Ведь школа – это именно атмосфера, которая в большей степени важна, и дети подспудно учатся вере, смотря, как ведут себя с ними учителя, как они ладят между собой…
Протоиерей Алексий Уминский
– Тогда выходит, что и в светской школе можно создать христианскую атмосферу?
– Конечно, если учитель – христианин, он и в светской школе может послужить примером своим детям, чем он и должен заниматься. На всяком месте, где бы христианин ни находился, он должен об этом свидетельствовать.
Но родители часто думают, что передача веры – это передача образа внешнего поведения. И это огромная ошибка, особенно сейчас, в XXI веке. Чем дальше мы живем, тем больше внешний образ христианина отдаляется от способа миропознания и часто выглядит нелепым и очень архаичным.
И эта архаичность для подростка – проблема. Ему не хочется быть архаичным, ему не хочется быть осмеянным, ему хочется быть настоящим. И, конечно, он будет сбрасывать с себя эту навязанную ему архаику, тем более, если она не представляется ему чем-то необходимым.
– Так какая проблема современных детей-христиан – самая острая?
– Для меня самая главная проблема – в том, что дети не понимают, в чем смысл их жизни, в чем смысл их веры. Они этими вопросами вообще не задаются.
Они живут в контексте христианской жизни и поэтому думают, что они – уже христиане. Или даже не думают об этом, а просто считают, что это так и должно быть.
И когда они встречаются с какой-то реальной проблемой, они ее не могут решить по-христиански. Им это не приходит в голову – они просто не знают, как это делается.
– Можно ли этому научить в школе?
– Наверное, да, но надо понимать, что вере учит не способ религиозного поведения, не то, как на молитву выстраиваются, как раньше в светских школах строились на пионерскую линейку, не то, что в определенные дни дети исповедуются школьному духовнику, как это заведено в некоторых православных гимназиях.
А когда люди, которые здесь и сейчас с тобой разговаривают, тебя за собой ведут – решают твои проблемы, конфликты по-христиански, к твоим ошибкам, которые ты естественно делаешь как ребенок, относятся по-христиански. И вся школьная атмосфера является свидетельством христианских отношений.
Видео:ОТЛИЧИЕ КАТОЛИКОВ от православных :: профессор Осипов А.И.Скачать
Абитуриенты воронежской семинарии мечтают получить сан и найти скромных жен
Вступительные экзамены в воронежскую православную духовную семинарию традиционно проходят в середине августа и длятся неделю.
Парней, поступающих на пастырское отделение, проверяют на знание «Закона Божьего», а также российской и церковной истории. Абитуриенты, поступающие на регентское (дирижер церковного хора –прим.
РИА «Воронеж») и иконописное отделения, вместе с основами вероучения сдают профильные экзамены по живописи и музыке.
В этом году всего 16 человек захотели поступить на пастырское отделение, трое на иконописное и одна девушка подала заявление на регентское. Преподаватели семинарии к этому факту относятся философски. Говорят, это «привет из 90-тых», когда в стране демографический спад.
Шпаргалки в «Новом завете»
Первым испытанием для поступающих стало сочинение. Абитуриентам нужно было написать о жизни святых или библейских притчах. Экзамен по «Закону Божьему» оказались сложнее. Абитуриенты нервничали. Практически у каждого в руках были книги, некоторые абитуриенты пытались спрятать в них шпаргалки. Однако большинство абитуриентов надеялись на свои знания и Божью волю.
– Я семь лет до поступления работал пономарем (служитель в православной церкви, который помогает священникам на богослужении — прим. РИА «Воронеж»), поэтому основные вещи знаю, но, в билете было два вопроса, которые меня в тупик поставили.
Например, про обряд венчания, я на этом вопросе немного разволновался и из головы все вылетело, – признался абитуриент из Репьевского района Александр Тюнин.
https://www.youtube.com/watch?v=sc5jniCgPGc
Экзаменаторы в семинарии не строгие. Если видят, что абитуриент путается, вытягивают его наводящими вопросами. Даже на списывание глаза закрывают. На дневную форму обучения в семинарии принимают абитуриентов не старше 35 лет.
Чтобы поступить, нужен диплом об общем образовании, справка о крещении, рекомендация приходского священника, также абитуриенты должны быть холостыми или женаты в первом браке. Эти же правила относятся и к девушкам.
Во время поступления все абитуриенты бесплатно живут в общежитии и питаются в семинарской трапезной.
Дресс-код иконописцев
Абитуриенты пастырского отделения на экзамены пришли в черных брюках и рубашках. У девушек, поступающих на иконописное и регентское отделения тоже свой дресс-код – юбки ниже колена, скромные блузки, платок на голове и никакой косметики.
– Только фамилию мою не указываете, я не хочу славы такой.
Ну а про себя, что рассказать? Четыре года в художественной школе Липецка училась, рисую неплохо, считаю себя верующей, поэтом решила на иконописное отделение поступать.
В семье у меня никто еще ранее в семинарии не учился, родители – врачи, я будут первой у кого будет диплом о высшем духовном образовании, – прячась от фотографа, рассказывает скромница Вика.
– А у меня брат на днях дьяконом станет, и я хочу работать в церкви. Я уже два года в храме пою на клиросе (место в церкви, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы — прим.
РИА «Воронеж»), на аккордеоне пять лет в училась играть в музыкальной школе. Мне сказали, что в этом году я одна на регентское отделение поступаю.
Надеюсь, что мне не скажут приходить в следующем году из-за такого маленького набора, но если даже так и получится, значит так надо, – сообщает Кристина.
Парни в семинарию также идут по разным причинам. Александр Тасенко в этом году закончил техникум. Сразу после выпускных экзаменов дипломированный мастер по ремонту радио и телеоборудования стал готовиться к вступительным испытаниям в семинарию.
Парень признался, что в техникум пошел из-за того, что не мог понять, чем хочет заниматься в жизни. Спустя три года осознал, что хочет стать священником. Родители-инженеры выбор сына одобрили и благословили на поступление. Сергей Палий планировал стать звукорежиссером.
Парень закончил музыкальную школу, собирался поступать музыкальный вуз, но вышло иначе. – Меня в армию должны были забрать в июле.
Перед тем как отправиться на призывной пункт, я пошел в храм, причастился, подошел к иконе Сергия Радонежского и попросил его все сделать так, как нужно.
В тот день странным образом в армию меня не взяли, подавать документы в мирские вузы уже было поздно, и я понял, что это знак для меня – идти в семинарию, тем более и родители у меня работаю в церкви. Папа – протодиакон, мама – в регентском хоре, – рассказывает о себе Сергей Палий.
У митрополита не спишешь
Самым сложным экзаменом абитуриенты считают собеседование с митрополитом. В отличии от остальных предметов, здесь не спишешь и подсказкой рядом сидящего товарища не воспользуешься.
– На собеседовании видно умонастроение абитуриентов, их настрой, отношение к жизни, поэтому для многих ребят и девушек это – самое сложное вступительное испытание. Как такового конкурса у нас в семинарии нет. Мы не ставим цель взять 10 человек и не более. Здесь другой подход.
Если поступающий чувствует, что трудиться в церкви – его призвание, если он готов эмоционально к этому служению, то он поступит.
Да, элементарные общие церковные знания должны быть у абитуриента, но и в семинарию люди не совсем с улицы приходят, практически все посещали воскресные школы, помогали в церкви, поэтому элементарная база у наших ребят и девочек все-таки есть, – говорит священник Константин Рева.
На пастырском отделении парни учатся пять лет, на иконописном и регентском – четыре года. После окончания выпускники получают диплом о высшем богословском образовании.
– Напишите, чтобы в следующем году в семинарию девушек больше поступало, чтобы нам на всех в будущем жен хватило. Нас в этом году вон сколько, а их всего трое.
У семинаристов традиция – выбирать спутниц жизни с регентского или иконописного отделений.
Никто, конечно, не запрещает семинаристам искать жен за пределами семинарии, но девушки, которые здесь учатся, они другие, более скромные и спокойные что ли, – считают будущие священники.
- Новости РИА «Воронеж»
- Мы в Яндекс Дзен
- Наш Telegram
×
Добавить издание «РИА «Воронеж»» в ваши источники?
Новости из таких источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
Добавить
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
🔥 Видео
Юмашева И. А. Встреча «Православная женщина в современном мире» (2020.12.30)Скачать
Болезни душевные и духовные: откровения священника-психиатраСкачать
В чем разница между КАТОЛИЧЕСТВОМ и ПРАВОСЛАВИЕМ ?Скачать
Почему православные женщины так некрасиво одеты и неухожены? Протоиерей Владимир НовицкийСкачать
КАК Я РАБОТАЛ В ЦЕРКВИ И ПОЧЕМУ СТАЛ АТЕИСТОМ / ПРАВДА ОБ РПЦСкачать
Почему МУЖЧИН в церкви ПОЧИТАЮТ БОЛЬШЕ женщин? :: профессор Осипов А.И.Скачать
Какой должна быть настоящая женщина?Скачать
Книги с которых нужно начать духовную жизнь. Духовная литература для начинающих. Азы православияСкачать
Отношение к протестантам? Протоиерей Андрей ТкачёвСкачать
№6 Оптина пустынь. Исповедь и Причастие. Для чего православные вкушают кровь и плоть Иисуса Христа?Скачать
Чем отличается православный крестик от католическогоСкачать
Кто такой Аллах? И как Иисус Христос будет судить правоверных мусульман?Скачать
Лучшие духовные поучения Афонских СтарцевСкачать
Почему в православных храмах мало мужчин?Скачать
Христос и Аллах. Ответ Мусульманам. #shortsСкачать
ПРИЧАСТИЕ. Что каждый православный должен знать. Цикл «Молитва, храм и богослужение»Скачать