Творчество Константина Аполлоновича Савицкого

Видео:Константин Савицкий / Передвижники / Телеканал КультураСкачать

Константин Савицкий / Передвижники / Телеканал Культура

Творчество Константина Аполлоновича Савицкого

Творчество Константина Аполлоновича Савицкого сыграло важную роль в развитии передового русского реалистического демократического искусства. Близкий друг Репина, Крамского, Поленова, Шишкина он был одним из самых активных и последовательных членов Товарищества передвижных художественных выставок.

Савицкий родился в 1844 году в городе Таганроге, в семье врача. С ранних лет проявилось у него необыкновенное стремление к рисунку и живописи.

В 1862 году он поступает в Академию художеств и уже в студенческих работах зарекомендовывает себя талантливым художником, остро воспринимающим современную ему действительность. Савицкий тесно сближается с прогрессивными,  настроенными художниками.

Сознание своего гражданского долга, стремление к демократическому искусству, близкому и понятному народу, становятся определяющими в развитии всего его творческого пути.

Показанная на III передвижной выставке в 1874 году первая картина Константина Аполлоновича Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» привлекла к себе внимание актуальностью темы, неприкрашенным, социально-заостренным показом действительности.

В этом произведении Савицкий первый в русском искусстве наглядно показал бесправие рабочих, их рабский и жестокий труд. Художник запечатлел типические образы людей, измученных непосильной работой, постоянными жизненными невзгодами, но полных внутренней жизни и человеческого достоинства.

Рабочим, которым горячо сочувствует автор, противопоставлены тупые и жестокие эксплуататоры. Картина, купленная с выставки Третьяковым, принесла Савицкому признание и широкую известность.

Художник был принят в Товарищество передвижных художественных выставок; средства, полученные за картину, дали ему возможность совершить поездку за границу и познакомиться с лучшими образцами мирового классического искусства. Однако он пробыл за границей недолго.

Новые течения западноевропейской живописи не отвечали народно-демократическим настроениям художника. Возвратившись на родину, Савицкий с увлечением отдается творческой работе, находит важные и интересные темы. До конца жизни он остается последовательным реалистом, всегда прогрессивным в освещении вопросов современности.

Одно из лучших полотен художника Константина Аполлоновича Савицкого — «Встреча иконы» (1878)

В этой, казалось бы, несложной по содержанию сцене встречи крестьянами иконы художник сумел широко показать типическую жизнь русской деревни. Сатирическим образам попа и дьячка, сопровождающих икону, противопоставлены положительные образы крестьян.

По мнению Стасова, жизненность содержания, глубокая характеристика типов и образов в картине «делают ее одним из самых значительных и важных созданий новой русской школы».

Картина отличается и высокими живописными достоинствами: хорошо передано настроение осеннего пасмурного дня, воздушность среды; мягкая приглушенная красочная гамма объединяет все произведение.

Широтой показа народного характера отличается картина Константина Аполлоновича Савицкого «На войну!»

Это произведение — плод многолетнего труда художника (1880- 1887). Бытовая сцена прощания солдат со своими близкими на станции железной дороги, перерастает здесь в волнующую народную драму. Все в картине полно движения, жизни, напряжения: здесь и ухарская пляска, и прощальные объятия, и горький плач, и крик отчаяния.

Привлекает глубиной и искренностью чувств, сцена прощания пожилого солдата со своей семьей; полна глубокого драматизма группа в центре, где женщина в отчаянии простирает руки к уводимому мужу.

Только фигура рослого мужественного крестьянина, облокотившегося на телегу, не участвует в общем движении; он словно задумался над смыслом происходящих событий.

https://www.youtube.com/watch?v=sP1IYHMuqrE

Образ глубоко задумавшегося человека, как символ пробуждающегося народного сознания, характерен для многих картин Савицкого. Особенно полон внутреннего напряжения, силы, воли образ бурлака в картине «Крючник». Это человек, полный собственного достоинства, готовый к борьбе, уверенно смотрящий в будущее.

Революционные настроения были очень близки Константину Аполлоновичу Савицкого

Неслучайно, он еще в студенческие годы слыл «неблагонадежным».

«Бунтарский» дух художника проявляется и в таких работах как «Поймали» (1883), заставляющей зрителя задуматься над судьбой героя и его семьи, и еще более в картине «Спор на меже» (1897), показывающей столкновение крестьян с помещиками.

Последнее произведение явилось непосредственным откликом художника на крестьянские волнения, распространившиеся в России в эти годы. Революционными настроениями проникнута и картина «В ожидании приговора суда» (1895).

Савицкий был большим мастером тематической картины. Знание современной ему жизни, постоянные жизненные наблюдения помогали ему создавать глубоко содержательные произведения, запечатлевать правдивые художественные образы. Он много работал с натуры, находя в окружающей среде выразительные характеры и типажи для своих будущих композиций.

Всесторонне показывая крестьянскую жизнь, художник вскрывал многие ее теневые стороны. Какой остроты, например, полна характеристика образа старухи в картине «С нечистым знается».

Только художник, близко знавший жизнь деревенской глуши со всеми ее безрадостными подробностями, мог с такой огромной силой обличения воспроизвести темный мир крестьянской знахарки.

Произведения Константина Аполлоновича Савицкого разнообразны и по содержанию, и по характеристике образов

Так, обращают на себя внимание ранние работы художника, явившиеся следствием заграничных поездок; например, картины, посвященные жизни рыбаков в Нормандии. Интересна также выразительностью характеров и типов картина «Путешественники в Оверни» (1876), в которой, жизненно-наблюдено переданы фигуры путешествующих иностранцев, и мастерски показан горный пейзаж.

Человек большой культуры, богато одаренный Савицкий занимался не только живописью, но и графикой: офортом, литографией, акварелью. Им создано большое число иллюстраций к произведениям Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Крылова.

Много сил отдал Савицкий преподавательской работе сначала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а потом в Пензенском художественном училище, где был директором и преподавателем. Умер К. А. Савицкий в 1905 году.

Замечательные произведения художника-реалиста, горячего патриота, в которых нашли свое отражение самые животрепещущие вопросы общественной жизни второй половины XIX века, оказали  благотворное  влияние на развитие дореволюционного и советского искусства.

Смотреть на видео про художника К. А. Савицкого

Видео:Савицкий Константин Аполлонович (1844-1905) «На войну»Скачать

Савицкий Константин Аполлонович (1844-1905) «На войну»

Савицкий Константин Аполлонович

Савицкий Константин Аполлонович [25.5 (6.6).1844, Таганрог, — 31.1 (13.2).1905, Пенза], русский живописец. Учился в петербургской АХ (1862—73; действительный член с 1895). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878; см. Передвижники).

Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1891—97) и Пензенском художественном училище (с 1897; был директором). Ученики: Г. Н. Горелов, Г. К. Савицкий, К. Ф. Юон. Для творчества С.

(преимущественно жанровые картины) характерны обличительная направленность, стремление передать сложную психологию народной массы, выразительность народного типажа, мастерство компоновки многофигурных сцен, тяготение к пленэрной живописи («Ремонтные работы на железной дороге», 1874; «Встреча иконы», 1878, — обе в Третьяковской галерее).

В ряде произведений сцены народной жизни приобретают трагедийное звучание («На войну», 1880—88, Русский музей, Ленинград), передают остроту социального конфликта («Спор на меже», 1897, Музей Революции СССР, Москва). Создавал также иллюстрации, офорты и литографии.

https://www.youtube.com/watch?v=gdknyOc9Adg

Использованы материалы Большой советской энциклопедии.

Художник Савицкий в Динабурге

Имя художника Константина Аполлоновича Савицкого ныне пребывает в забвении. А зря. Ведь мало того, что он был одним из значительнейших представителей передвижников, определявших художественную жизнь России во второй половине XIX века.

Доказательством заслуг Савицкого является и то, что ныне его картины находятся в Третьяковской галерее и других известнейших музеях. Кстати, один из плодотворнейших периодов его жизни связан с нынешней Латвией, с Динабургом (Даугавпилс).

И это позволяет художнику считаться одним из знаменитейших динабуржцев — пусть даже он родился и не здесь.

Тихой гавани приют

Появление Савицкого в Динабурге состоялось почти 137 лет назад — в феврале 1875 года он приехал в сей уездный город. Увы, не обстоятельства счастливого бытия заставили его поменять место жительства. Константин Аполлонович искал убежище, тихую житейскую гавань, где он мог бы справиться со своим горем.

А горе действительно было невыносимым: незадолго до этого в Париже его горячо любимая жена покончила жизнь самоубийством. Поводом к ужасному поступку послужила ревность.

И хотя позже выяснилось, что вызвана она была трагической ошибкой, утешением скорбящим родственникам и самому Константину Аполлоновичу это, естественно, не послужило.

Бежать, бежать… прочь от блестящих салонов и столичных проспектов, где все напоминало о безвременно ушедшей любимой. Чтобы хоть как-то справиться со своим горем, Савицкий решил уединиться в тихой провинции. На Динабург его выбор пал совершенно случайно — здесь, будучи замужем за офицером Сазановичем, проживала его сестра. Художник решил перебраться поближе к ней.

В Динабурге Савицкий прожил более четырех лет, и эти годы ничуть не были для него тягостны — как и любой выдающийся творческий человек, он нашел забвение в искусстве. Ну а новое место жительства стало для Константина Аполлоновича одним из источников вдохновения.

В письме своему другу и коллеге художнику-передвижнику В. Максимову от 25 февраля 1877 года Савицкий написал буквально следующее: «Я в качестве отшельника нахожусь в одном из прекрасных захолустий Отечества нашего — Динабурге».

Что ж, звучит куда как поэтично…

Из писем родным и коллегам известно и место жительства Константина Савицкого в Динабурге. Это улица Жандармская, дом Козлова (по обычаям того времени указывался не номер дома, а фамилия владельца). Ныне его уж не найти — все перепахано безжалостным плугом времени…

Апогей творчества

По мнению критиков, именно годы, проведенные в динабуржском «прекрасном захолустье», стали для Савицкого самыми золотыми, поскольку именно здесь он сотворил лучшие свои картины — иные из которых стали настоящими шедеврами. К сожалению, некоторые из них не дожили до наших дней: например, полотна «Пастух», «Подолянка».

Увы, вопреки мысли классика, далеко не всегда шедевры человеческого гения не подвластны времени и бедствиям. Однако большинство полотен сохранилось, и ныне мы можем созерцать их подлинники, хотя оригинал выдающейся картины «Пожар в деревне» (или просто «Погорельцы») уже и не увидим. История ее создания напрямую отсылает нас к динабургским реалиям.

В письме к другу, великому Крамскому, Савицкий сообщает: «Одно время Динабург горел чуть ли не каждый день. Пожары переполошили и нас так, что уже с месяц времени вещи собраны в узлах, чтобы на несчастный случай быть наготове. Эти пожары пустили много несчастных по миру. Я написал с них «Погорельцев». Сохранилась одна лишь фотография этой картины.

(Хотя, кто знает, может, она и сейчас жива, осев безвестно в какой-нибудь частной коллекции.)

«Встреча иконы».

Важнейшая вещь Савицкого, написанная в Динабурге — «Встреча иконы». Замысел ее был подсказан художнику курьезным фактом его собственной биографии. Ради заработка он взялся написать несколько икон для одной из динабуржских церквей, но результат его трудов был отвергнут суровыми батюшками.

Подробности приводятся в письме В. Максимова к дочери: «Тетушка из Динабурга рассказала, как Савицкий взялся писать образа и писал портреты хорошеньких женщин, своих родственниц, да так похоже, что никто не хотел молиться на их изображения.

Кончилось тем, что отдали другому мастеру переписать образа».

Жаль все-таки, что «иконы», созданные Савицким, не сохранились — ибо все, что вышло из-под руки гения, имеет право на жизнь. Обескураженный своим провалом как иконописца, Константин Аполлонович подошел к теме с другой стороны, написав «Встречу иконы». Картина рождалась в канун русско-турецкой войны 1877-78 гг., которую Россия вела за освобождение братьев-славян на Балканах.

В одном из боев сложил голову муж сестры, Сазанович. Художник остался едва ли не единственным попечителем вдовы и двух малолетних детей, по-прежнему живших в Динабурге. Поэтому, стесненный в средствах Савицкий был очень рад, когда его картину за солидную сумму приобрел сам Павел Михайлович Третьяков, друг и покровитель художников земли российской.

Ныне «Встреча иконы» заслуженно пребывает в Третьяковской галерее.

https://www.youtube.com/watch?v=gSMdS-nfa4k

Однако прежде, чем украсить анфилады Третьяковки, «Встреча иконы» демонстрировалась на восьмой передвижнической выставке с такими общепризнанными шедеврами, как «Протодьякон» И. Репина, «Рожь» И. Шишкина. По поводу творения Савицкого знаменитый критик того времени В.

Стасов писал: «Господин Савицкий нежданно-негаданно привез на передвижную выставку картину, хотя и небольшую, но превосходную, хотя и грязно и серо написанную, но полную такого содержания, таких типов и такой правды, которые делают ее одним из самых значительных и важных созданий станковой русской школы».

Здесь же, в Динабурге, Константин Аполлонович сотворил другое свое важное произведение — «На войну».

«На войну».

Сюжет ее, как нетрудно догадаться, был навеян событиями продолжавшегося русско-турецкого противостояния. Как и в случае со «Встречей иконы», прототипами изображенных на ней персонажей послужили простые динабуржцы. Всего, кстати, Савицкий сделал два варианта этого полотна – причем, во втором из них весьма сокращено количество действующих лиц.

В свое время первый вариант подвергся неуемным нападкам критиков, посчитавших, что из-за обилия фигур теряется смысл картины.

Огорченный Константин Аполлонович, принявший критику слишком близко к сердцу, спрятал первую версию подальше от чужих глаз, а потом и вовсе порезал ее на фрагменты, некоторые из которых сейчас можно отыскать в музеях и частных коллекциях.

Куда более счастливая судьба ожидала второй, окончательный вариант многострадальной картины.

Полотно «На войну» случайно попалось на глаза императору Александру III, и даже этот грубоватый служака, далекий от искусств, остался ею крайне доволен, высоко оценив за «патриотический дух».

Царь повелел приобрести картину для собственной коллекции, и ныне она красуется в Государственном Русском музее.

С благодарностью к Динабургу

Единственное, чего не хватало Савицкому в благодатной атмосфере тихого Динабурга, так это общения с друзьями-художниками, отсутствие художественных выставок, посещая которые, можно ревнивым и наметанным глазом сразу увидеть все достоинства и недостатки новых работ приятелей-соперников.

Впрочем, об отсутствии выставок Константин Аполлонович сожалел не только из профессиональных побуждений. Ему было искренне жаль, что небогатые динабуржцы не имеют возможности насладиться созерцанием прекрасных творений художнической кисти.

В очередном письме Крамскому он сообщает: «Знаете ли Вы, что я задумал? Смертельно хочется мне, прежде чем отослать или отвезти мои новые вещи в Питер, устроить здесь выставку их в пользу бедных горожан и всех тех нищих, которые мне позировали, словом, с целью благотворительной для города Динабурга; мне ужасно улыбается эта затея курьезно посмотреть, как отнесутся и что выйдет из этого». Не приходится сомневаться, что обуянный передвижническим духом Савицкий горячо взялся за исполнение своего намерения. Однако известия о его динабургской выставке до нас так и не дошли.

Но вот миновали четыре с половиной года, и Константин Аполлонович почувствовал себя достаточно исцеленным для того, чтобы вновь, без горечи в сердце, вдохнуть воздух северной столицы.

Он покидал Динабург с чувством благодарности к месту, где на него снизошли покой и вдохновение, где он создал прекраснейшие свои шедевры.

И с тех пор чем бы ни занимался и где бы он ни был (а прожил Савицкий еще немало — двадцать шесть лет), он с неизменным удовольствием и ностальгией вспоминал это место тихого отдохновения.

Ну а нам сейчас остается любоваться его «Встречей иконы» и гадать мысленно: интересно, с кого из горожан был «списан» вон тот коленопреклоненный крестьянин или та миловидная девушка? А священник — наверное, он и в самом деле служил в одной из динабургских церквей? Ведь искусство — это всегда зеркало реальности…

Специально для портала ХРОНОС,
Владимир Веретенников

Литература:

Левенфиш Е. Г., К. А. Савицкий, Л. — М., 1959.

Видео:Ко Дню рождения Константина Аполлоновича Савицкого.Скачать

Ко Дню рождения Константина Аполлоновича Савицкого.

Савицкий, Константин Аполлонович

    Введение

  • 1 Жизнь и творчество
  • 2 Увековечивание памяти
  • 3 Галерея

Константин Аполлонович Савицкий (6 июня 1844, Таганрог — 13 февраля 1905, Пенза) — российский художник, академик живописи.

1. Жизнь и творчество

Гимназия в г. Таганроге, сегодня Литературный музей им. А. П. Чехова

Художественное училище в Пензе, где преподавал К. А. Савицкий. Ныне носит его имя.

Родился 25 мая (6 июня) 1844 года в Таганроге в дачной местности под названием Франковка или Бароновка (позже — территория металлургического завода) названной в честь барона Отто Франка, градоначальника Таганрога в 1832-1843 гг. Семья Савицкого в то время проживала в здании мужской гимназии, где его отец, по профессии военный врач, работал первым гимназическим врачом после его выхода в отставку, а в Бароновке снимала дачу на лето.

https://www.youtube.com/watch?v=kvwMTm6dgkI

Детские и юношеские годы будущего художника прошли в Таганроге. Впоследствии он писал: «Таганрог, Азовское море, родная моему сердцу Франковка согревают и поддерживают меня, картины родины вдохновляют мое художественное творчество».

Интерес к живописи у Кости Савицкого проявился рано. Бывая с родителями на берегу моря или в Приазовской степи, он делал зарисовки с натуры.

И в гимназии, куда мальчик был определён в десятилетнем возрасте, любимым занятием его были уроки рисования.

В пятом классе гимназии жизнь подростка резко изменилась: как-то неожиданно друг за другом умерли его родители. Костю забрал к себе брат отца, живший в Латвии, который стал его опекуном. Там Савицкий был определен в частный пансион, а после окончания курса в 1862 году он уехал учиться в Петербургскую Академию художеств.

Большое влияние на развитие таланта юноши и формирование его общественно-эстетических взглядов оказало общение с выдающимися представителями русской культуры — И. Е. Репиным, И. И. Шишкиным, В. М. Васнецовым, М. М. Антокольским, Стасовым, Н. М. Карамзиным и другими.

Константин Савицкий вскоре становится одним из лучших учеников Академии. Его классные работы удостаиваются пяти серебряных медалей. В 1871 году за отличное исполнение конкурсной картины «Каин и Авель» на библейский сюжет Савицкий получает золотую медаль.

На рубеже 1870 и 1871 годов в России возникло «Товарищество передвижных художественных выставок». Оно формировалось под влиянием идей народничества. Основной темой творчества передвижников стала жизнь простого народа во всех ее драматических проявлениях.

После окончания Академии художеств и двухгодичного пребывания за границей К. А. Савицкий принимает самое активное участие в деятельности «Товарищества». «Ремонтные работы на железной дороге» — картина, которая стала одним из первых полотен, посвященных жизни нового для того времени класса рабочих.

О направленности тематики творчества К. А. Савицкого говорят названия его картин: «Погорельцы», «Темные люди», «На войну», «Пастух», «Крючник», «Спор на меже» и многие другие.

Более 20 лет отдал Константин Аполлонович педагогической деятельности. Он работал в художественных училищах Петербурга, Москвы, Пензы. В 1897 году ему было присвоено звание академика живописи. Среди многочисленных учеников художника был и его сын Георгий, впоследствии известный мастер, лауреат Государственной премии.

Умер в Пензе 31 января (13 февраля) 1905 года. Похоронен на Митрофановском кладбище в Пензе.

2. Увековечивание памяти

  • Именем Константина Савицкого названы Пензенская областная картинная галерея, директором которой он являлся, и Пензенское художественное училище, в котором он преподавал.

  • На здании Пензенского художественного училища установлена мемориальная доска, посвящённая выдающемуся живописцу.

  • В 1980-х годах в Пензенской областной картинной галерее был создан мемориальный музей К. А. Савицкого.

3. Галерея

  • Картина «Ремонтные работы на железной дороге»

  • Почтовая марка СССР, 1955 год

  • Могила К. А. Савицкого на Митрофановском кладбище в Пензе

скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии. Синхронизация выполнена 10.07.11 09:29:19
Похожие рефераты: Коротеев Константин Аполлонович, Скальковский Константин Аполлонович, Ян Савицкий, Савицкий Ю А, Савицкий ЮА, Сильвестр Савицкий.

Категории: Персоналии по алфавиту, Художники по алфавиту, Персоналии на марках, Умершие в 1905 году, Родившиеся 6 июня, Родившиеся в Таганроге, Гимназия 2 им А П Чехова, Родившиеся в 1844 году, Художники России XIX века, Умершие 13 февраля, Передвижники, Умершие в Пензе, Похороненные на Митрофановском кладбище.

Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareA.

🎥 Видео

Константин Аполлонович Савицкий (1844-1905) (Savitsky Konstantin) картины великих художниковСкачать

Константин Аполлонович Савицкий (1844-1905) (Savitsky Konstantin) картины великих художников

КОНСТАНТИН САВИЦКИЙСкачать

КОНСТАНТИН САВИЦКИЙ

Художник Савицкий Константин (1844 -1905)Скачать

Художник Савицкий Константин (1844 -1905)

Савицкий Константин (1844-1905)Скачать

Савицкий Константин (1844-1905)

Утро в сосновом лесу. Иван Шишкин и Константин Савицкий. КроссКульт.Скачать

Утро в сосновом лесу. Иван Шишкин и Константин Савицкий. КроссКульт.

История одной картины. Константин Савицкий.Скачать

История одной картины. Константин Савицкий.

"Избранные картины из коллекции Пензенской областной картинной галереи им. К. А. Савицкого"Скачать

"Избранные картины из коллекции Пензенской областной картинной галереи им.  К.  А.  Савицкого"

Константин Савицкий. Художник и педагогСкачать

Константин Савицкий. Художник и педагог

Встреча иконы, СавицкийСкачать

Встреча иконы, Савицкий

Савицкий Константин Аполлонович (1844-1905) ЖИВАЯ ЖИВОПИСЬ Live PaintingСкачать

Савицкий Константин Аполлонович (1844-1905) ЖИВАЯ ЖИВОПИСЬ Live Painting

"Интересно об известном". Выпуск 20. Пензенское художественное училище им. К. А. СавицкогоСкачать

"Интересно об известном". Выпуск 20. Пензенское художественное училище им. К. А. Савицкого

Прогулки по галерее Зал русского искусства Константин СавицкийСкачать

Прогулки по галерее  Зал русского искусства  Константин Савицкий

СавицкийСкачать

Савицкий

Константин Савицкий Ремонтные работы на железной дороге | Русская живопись | Третьяковская галереяСкачать

Константин Савицкий Ремонтные работы на железной дороге | Русская живопись | Третьяковская галерея

В Пензе в честь юбилея Савицкого устроили флешмобСкачать

В Пензе в честь юбилея Савицкого устроили флешмоб

Что не так с бабушкой на картине и почему на стуле сидит сорока?Скачать

Что не так с бабушкой на картине и почему на стуле сидит сорока?

В Пензе открылась выставка «От Савицкого до наших дней»Скачать

В Пензе открылась выставка «От Савицкого до наших дней»
Поделиться или сохранить к себе: