Воланд ведь Дьявол?

Видео:Дьявол существует. Берлиоз попадает под трамвай. Мастер и Маргарита (2005)Скачать

Дьявол существует. Берлиоз попадает под трамвай. Мастер и Маргарита (2005)

Дьяволиада на страницах романа

Демонологическое– это то, чего не может постигнуть ниразум, ни рассудок. Моей натуре оночуждо, но я ему подвластен.

И.В.Гёте

Воланд и его свита

Потусторонниесилы в романе играют роль своеобразногосвязующего звена между древним исовременным миром.

Образ “князя тьмы”

Воланд,персонаж романа “Мастер и Маргарита”,возглавляющий мир потусторонних сил.Воланд – это дьявол, сатана, “князьтьмы”, “дух зла и повелитель теней”.Он в самом начале романа вводитевангельскую тему, рассказывая о допросеИешуа Пилатом.

Именно Воланд определяетвесь ход действия московских сцен, вкоторых он со своей свитой оказываетсяв обличье современников. Нечистая силав “Мастере и Маргарите” не без юмораобнажает перед нами людские пороки.Тут и черт Коровьев – спившийсярегент-забулдыга.

Тут и кот Бегемот,чрезвычайно похожий на человека ивременами сам обращающийся в человека,чрезвычайно похожего на кота. Тут ихулиган Азазелло с безобразным клыком.Но Воланда авторская ирония не касаетсяни разу. Даже в весьма затрапезном виде,в каком он предстает на балу, сатана невызывает улыбки.

Воланд олицетворяетвечность. Он – то вечно существующеезло, которое необходимо для существованиядобра.

Изображениедьявола русской мировой литературеимеет многовековую традицию. Не случайно,поэтому в образе Воланда органическисплавлен материал множества литературныхисточников. Само имя взято Булгаковымиз “Фауста” Гёте и является одним изимен дьявола в немецком языке.

Слово“Воланд” близко стоит к более раннему“Фаланд”, означающему “обманщик”,“лукавый” и употребляющемуся дляобозначения черта уже в Средневековье.

Из“Фауста” же взят в булгаковском переводеи эпиграф к роману, формулирующий важныйдля писателя принцип взаимозависимостидобра и зла. Это слова Мефистофеля: “Я– часть той силы, что вечно хочет зла ивечно совершает благо”. Связь образаВоланда с бессмертным произведениемГёте очевидна.

В1971 г. Г.Черникова впервые обратилавнимание на симфонии А.Белого как наисточник “Мастера и Маргариты”.

6Значительный след в булгаковскомпроизведении оставил позднейший романБелого “Московский чудак”. Эта книгабыла подарена автором Булгакову 20сентября 1926 г.

7Образы “Московского чудака” отразилисьв романе, начатом Булгаковым три годаспустя и известном теперь под названием“Мастер и Маргарита”.

Автор“Мастера и Маргариты” заимствует уБелого отдельные черты характеранекоторых персонажей. В окончательнойже редакции “Мастера и Маргариты”черты героев “Московского чудака”,очищенные от натуралистических излишеств,оказались присущи Азазелло и Коровьеву.

Безусловно,глубокое знакомства Булгакова с“Московским чудаком” позволяетпредположить, что и в образе Воландаотразились черты одного из героев“Московского чудака” — ЭдуардаЭдуардовича фон Мандро.

Сходствово многих портретных и иных характеристикахВоланда и Мандро объясняется не толькотем фактом, что “Московский чудак”послужил одним из источников булгаковскогоромана. Многое здесь проистекает изобщей для обоих писателей европейскойкультурной традиции изображения “князятьмы”.

Вцелом же разница между образами Мандрои Воланда состоит в том, что Белый лишьпридает своему вполне реалистическомуперсонажу некоторое внешнее сходствос дьяволом, тогда как Булгаков помещаетв Москву настоящего сатану, который всвоем человеческом обличье предстает– “иностранным специалистом” –профессором черной магии Воландом. УБулгакова фигура Воланда сама по себене несет какой-либо специальной нагрузки.Сатана в “Мастере и Маргарите”оказывается некой “надморальной”,высшей силой, помогающей выявитьподлинные нравственные качествасталкивающихся с ней людей.

Воландкрепко связан с мировой демонологическойтрадицией. В этом образе нашли отражениялитературные портреты тех историческихличностей, которых молва напрямуюсвязывала с силами ада.

https://www.youtube.com/watch?v=mdB71d8Q5MM

БулгаковскийВоланд способен предвидеть будущее ипомнит события тысячелетнего прошлого.

Он критикует бездумный оптимизм Берлиоза,одолевшего энциклопедический словарь,и потому считающего себя “просвещенным”:“Позвольте же вас спросить, как же можетуправлять человек, если он не тольколишен возможности составить какой-нибудьплан хотя бы на смехотворно короткийсрок, ну, лет, скажем, в тысячу, но неможет ручаться даже за свой собственныйзавтрашний день?” Легко заметить, чтов речи Воланда преобладает скептицизм.Дьявол пытается объяснить своемусобеседнику, что в каждый момент своейжизни ни человек, ни общество в целомне могут предвидеть всех последствийпроисходящих событий, предугадать свойпуть в будущем.

Носторонник всеобъемлющего детерминизмаБерлиоз не внял доводам Воланда. Неоставляя в жизни места явлениямнепредсказуемым, случайным, председательМАССОЛИТа по сути недалеко ушел оттеории божественного предопределения.

За приверженность готовым схемам следуетнаказание, и Берлиоз гибнет под колесаминевесть откуда взявшегося трамвая.

Булгаков здесь восстает против такдолго господствовавшего в нашем обществестремления детерминировать все и вся,часто порождавшем только хаос.

Воландспорит со своими оппонентами с позициивечности. Именно с высоты вечных истинпредставитель потусторонних сил в“Мастере и Маргарите” обнажает всюникчемность стремлений московскоголитератора, жаждущего лишь сиюминутныхблаг, и живущего заботами лишь самогоближайшего будущего вроде вчерашнегозаседания правления или планируемойпоездки на отдых в Кисловодск.

ПредсказаниеВоландом Берлиозу гибели сделано вполном соответствии с канонами астрологии.Сведения об этой псевдонауке – непременноматрибуте черной магии Булгаков почерпнулиз статьи в Энциклопедическом словареБрокгауза и Ефрона.

Вот так сатанаговорит о судьбе Берлиоза: “Он смерилБерлиоза взглядом, как будто собиралсясшить ему костюм, сквозь зубы пробормоталчто-то вроде: “Раз, два … Меркурий вовтором доме … Луна ушла … несчастье …вечер – семь …” – и громко и радостнозаявил: — Вам отрежут голову!” Согласнопринципам астрологии двенадцать домов– это двенадцать частей эклиптики.

Расположение тех или иных светил вкаждом из домов отражает различныесобытия в судьбе человека. Меркурий вовтором доме означает счастье в торговле.Берлиоз ввел торговлю в святой храмлитературы, и за это наказан судьбой.Несчастье в шестом доме показывает, чтопредседатель МАССОЛИТа потерпел неудачув браке.

Действительно, в дальнейшем мыузнаем, что супруга Берлиоза сбежала вХарьков с балетмейстером. Седьмой жедом – дом смерти. Перешедшее тудасветило, с которым связана судьбапредседателя МАССОЛИТа, говорит о том,что в этот вечер неудачливому литераторусуждено погибнуть

Вредакции 1929 г. в образе Воландаприсутствовали снижающие черты: Воландхихикал, говорил “с плутовской улыбкой”,употреблял просторечные выражения.Так, Бездомного он обозвал “врунсвинячий”.

Буфетчик Варьете засталВоланда и его свиту после “черноймессы”, и дьявол притворно жаловался:“Ах, сволочь – народ в Москве!” иплаксиво на коленях умолял: “Не погубитесироту”, издеваясь над жадиной-буфетчиком.

Однако в дальнейшем философский замыселосновательно потеснил сатирические июмористические моменты повествования,и Булгакову понадобился другой Воланд,“величественный и царственный”, близкийлитературной традиции Гёте, Лермонтоваи Байрона, каким мы и находим Воланда вокончательном тексте романа.

В“Мастере и Маргарите” действиеначинается на закате такого же жаркогодня, перед наступлением сверхъестественныхсобытий Берлиоза охватывает “томлениенеизъяснимое” – неосознанное ещепредчувствие скорой гибели.

“Таинственныенити” его жизни, кратко очерченные взагадочном предсказании сатаны, вот-вотдолжны оборваться.

Председатель МАССОЛИТаобречен на смерть, поскольку самонадеяннополагал, что его знания позволяют емуне только отрицать существование и богаи дьявола, но и вообще нравственныеустои жизни и литературы.

Входе дискуссии с Воландом Берлиозотвергает все существующие доказательствабытия Божьего, которых, как утверждаетиностранный профессор, “как известно,существует ровно пять”.

ПредседательМАССОЛИТа полагает, что “ни одно изэтих доказательств ничего не стоит, ичеловечество давно сдало их в архив.Ведь согласитесь, что в области разуманикакого доказательства существованиябога быть не может”.

Воланд в ответуказывает, что это – повторение мыслиКанта, который “начисто разрушал всепять доказательств, а затем, как бы внасмешку над самим собою, соорудилсобственное шестое доказательство!”

Видео:Мастер и Маргарита: разговор на ПатриаршихСкачать

Мастер и Маргарита: разговор на Патриарших

Характеристика и образ Воланда в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение 11 класс

Воланд, без преувеличения – центральная фигура романа.

Именно о нем эпиграф: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», и, действительно, если посмотреть на дела Воланда, то в итоге он дает именно благо.

Не то банальное мещанское «добро», к которому стремится большинство второстепенных персонажей и, которое оттеняется аристократическим достоинством фигуры сатаны, но именно благо в его подлинном смысле.

Конечно, сам Воланд – не благостный персонаж. Он не может предложить подлинного блага в конечном смысле. Даже Мастеру и Маргарите он дает только вечный покой.. но где?

Без преувеличения образ Воланда многогранен и, по сути, неуловим. Он меняется как узоры калейдоскопа. Такой тон задает автор с самого начала: «…, рот кривой.., правый глаз черный, левый почему-то зеленый, брови черные, но одна выше другой». Лицо его как бы ускользает от пристального взгляда, его подлинный облик непонятен.

Сам герой представляется разными именами и профессиями, зачастую отражает представления о мире, того с кем общается. Поэтому во многом мы можем сравнить образ Воланда с подобием чистого зеркала, в котором отражается общество того времени. Сатана выявляет пороки людей и дает соответствующие последствия.

Многие после этого вразумляются.

Булгаков, хотя и увлекался мистикой, был православным, а в православии непринято писать иконы Господа и также изображать Его любыми другими способами искусства. Поэтому единственной доступной для него фигурой представителя высших сил остается именно Дьявол. Он не обладает милостью Господа, поэтому так циничен.

Да Воланд обличает пороки, но он также и искушает людей, подталкивает на совершение различных пакостей, за которые в дальнейшем и подвергает всяческим мытарствам. В итоге многие герои глубже узнают себя, становятся, как ни странно, на путь праведников. К примеру, Иван Бездомный.

Вот какой трудный вопрос ставит в том числе Булгаков – если Господь попустительствует расхолаживанию людей, то дьявол наоборот помогает им становиться лучше, хотя и через страдания? Однако не совсем так, ведь Воланд обречен только на Царство тьмы и другим может предложить только его, хотя и под оболочкой благородства и аристократического достоинства.

Сочинение Образ Воланда

Несмотря на то, что в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд олицетворяет собой образ Дьявола, персонаж этот, подобно остальным героям романа, вовсе не так однозначен.

https://www.youtube.com/watch?v=ylBWjbG2bvE

Воланд прибывает в Москву в 1935 году и представляется консультантом по черной магии, профессором в области чародейства, артистом. В своем романе Булгаков описывает его как человека, одетого в дорогую одежду, с тростью, лет сорока с небольшим, с глазами разного цвета.

Нескольким героям Воланд раскрывает свое истинное лицо повелителя тьмы. Воланд не является воплощением абсолютного зла, поскольку способен проявлять милосердие и совершать справедливые поступки.

Князь тьмы пребывает в Москву затем, чтобы увидеть москвичей массово, для чего и устраивает сеанс черной магии в Варьете. Воланд хотел понять, как изменились люди за последние несколько веков, и изменились ли вообще.

Посмотрев со сцены в зрительный зал, оценив поведение зрителей, он приходит к выводу, что люди остались прежними.

Это самые обычные люди, которые любят деньги, бывают легкомысленными, «квартирный вопрос только испортил их…».

Оценивать поступки людей, наводить порядок и совершать возмездие Воланду помогает его свита в лице Коровьева, Азазелло, Кота-Бегемота и Геллы.

Шутовское поведение первых троих призвано оттенить серьезность и величие властелина тьмы, а также подчеркнуть абсурдность происходящих событий, участниками которых из-за своих собственных пороков, в том числе, из-за глупости, трусости, мелочности, невежества, становятся жители города.

Главные характеристики персонажа Воланда сводятся к его всесильности и справедливости. На протяжении всего романе князь тьмы не причинил зла ни одному человеку. Негатив исходит не от него, люди сами являются источниками своих бед.

Воланд лишь наблюдает и констатирует пороки москвичей, наказывает за их грехи, воздает по заслугам.

Таким образом, с помощью созданного им образа дьявола, пропуская сюжет через призму удивительных и таинственных событий, Булгаков рисует сатирическую картину общества того времени.

В своем романе автор обличает такие человеческие пороки как жадность, лицемерие, воровство, взяточничество и многое другое. За свои грехи горожане жестоко расплачиваются, однако наказание им воздается вполне справедливое.

Другие герои произведения, наоборот, сумели сохранить в себе духовную чистоту, доброе сердце и светлую душу, и Воланд прощает им их ошибки, а некоторых щедро награждает. В этом и проявляется всесильность и высшая справедливость Воланда в романе «Мастер и Маргарита».

Благодаря обличительной роли этого персонажа, герои романа открываются перед читателем словно книга, на страницах которой начертаны все их чувства, мечты, поступки.

Вариант 3

Воланд – практически главный герой романа. Это сам дьявол, который вершит правосудие в Москве, который сам видел события исторической части романа и рассказывает о них, который запросто общается со Светлыми силами…

В общем, это практически самый могущественный герой романа. Но он не так уж часто что-то делает сам, наказывает, творит волшебство. У него есть целая свита, вот разным её участникам он позволяет заниматься «рутиной». Например, в театре, где должно проходить его представление,  «фокусник» садится в кресло и наблюдает за зрителями, делает выводы о современных москвичах.

Булгаков сделал своего героя не кровожадным, не безумным, а спокойным и благородным. Воланд умён, он не жаждет крови, но несёт справедливость. Именно он помогает Мастеру обрести покой, помогает Маргарите найти своего возлюбленного. И Воланд более человечен, чем можно предположить.

У него даже болит колено! Он лечится, смеётся, что одна ведьма так отомстила ему. Воланд сам разговаривает с Берлиозом и Бездомным, притворяется, для развлечения, иностранцем.

Для него оказывается важным наказать именно Берлиоза, который не верит в Иисуса, а соответственно, и в самого Воланда.

Внешний вид его благороден, но противоречив. Один глаз его зеленый – живой, другой – черный – мертвый. По акценту его можно принять то за немца, то за француза… Но эта игра быстро надоедает темному повелителю, дальше он уже не притворяется, не «прибедняется».

Почти всё время Воланд невозмутим. Он слишком много помнит и знает, чтобы уже удивляться.  Его образ вызывает уважение у практически всех читателей. Я слышала, что христиане многие были возмущены, что Булгаков создал своего Воланда таким не отталкивающим, а интересным.

Сильный, значимый образ, который мне очень нравится. Но всё-таки, думаю, с таким лучше не связываться. От такой силы лучше держаться подальше… Все мы не без греха, мало ли! Это Маргарита и Мастер были в отчаянии.

Сочинение 4

Особенностью романа Булгакова является практически полное отсутствие в нем Господа.

Высшее положительное начало в нем проявляется только через образ Спасителя-Иешуа, но он выглядит сначала земным и вполне простым человеком, хотя и с неординарными взглядами, и только в завершении предстает в свете. Тем не менее, роман Булгакова, безусловно, является романом об инфернальных сущностях и о дьяволе.

https://www.youtube.com/watch?v=QracEwdo5Cw

На самом деле такое не удивительно, ведь именно дьявол, согласно учениям, является властителем этого мира.

Господь в этом смысле предстает трансцендентным, как далекая и высшая награда, которая достижима только путем практически полного исключения себя из мира при жизни.

Тут нужно напомнить, в романе главные герои не обретают Царства Небесного, хотя и поступают положительно, являются в какой-то степени примерами достойных людей, но и они оказываются поглощенными сатаной.

Собственно Воланд отсылает читателя к Фаусту, где дьявол называет себя Воландом перед людьми.

Каноническим образом Воланд у Булгакова не является злом в привычном и повседневном смысле этого слова, да он способен на различные проделки, но по большей части, все они являются следствием поведения самих людей.

Также следует вспомнить о роли дьявола и его свиты в религии, они созданы по попустительству Господа, дабы наказывать грешников, Воланд сначала беседует с людьми, и только увидев какие-то греховные склонности, воздает по заслугам.

Внешность Воланда представляется довольно скупо.

Согласно некоторым исследователям, автор копировал некоторых известных ему людей и привносил различные детали в облик, но такое рассмотрение требует глубокого и детального исследования.

Если говорить кратко, то Булгаков изображает сатану простым человеком с немного нестандартной внешностью, такой как глаза разного цвета и небольшая асимметрия лица.

Повадки Воланда аристократические, он склонен к простым и ясным поступкам, при этом обладает сдержанностью в общении с другими людьми и собственной свитой и даже не проявляет существенной иронии, хотя и мог бы.

На самом деле, хотя Воланд презрительно говорит о милосердии, он сам поступает довольно милостиво по отношению к другим людям.

Тем не менее, такое поведение, конечно, обуславливается просто его функцией, которая позволяет действовать только в рамках ответа на грехи, но не со собственной воле.

Для 11 класса

← Шариковщина, что такое шариковщина← Фантастическое и реальное в повести Собачье сердце↑ БулгаковХарактеристика и образ Понтия Пилата в романе Мастер и Маргарита →Харакеристика и образ Иешуа в романе Мастер и Маргарита →

  • Сочинение Почему Дубровский стал разбойником 6, 7 классНаша жизнь бывает, полна неприятностей различного рода, под воздействием которых нам необходимо совершать те или иные действия, и герой романа А. С. Пушкина отнюдь не исключение
  • Сочинение на тему Что такое любовь 9 класс ОГЭ 15.3Любовь – это чувство безграничного доверия и привязанности к человеку. Часто любовь путают с влюблённостью. Не стоит этого делать. Ведь любовь – это постоянное чувство, которое уже не может исчезнуть со временем.
  • Сочинение по картине Сатарова Лесная прохлада 8 классНа картине Михаила Сатарова Лесная прохлада зритель видит летний лес и мелкую речушку или ручей, на правом берегу которого пятнистая лошадь, склонив голову, пьет текущую воду.
  • План рассказа Чарушина Страшный рассказ 2 классЖили на даче в маленьком доме рядом с лесом. Родители ушли в гости. Наступил вечер. Как послушные мальчики, с приходом темноты стали самостоятельно умываться
  • Анализ произведения Капитанская дочка Пушкина анализ героев и сюжетаОписываемые события романа актуальны и по сей день. В центре события оказывается Петр Гринев, который должен по ходу событий перестать быть юношей. Его взросление обусловлено жизненными обстоятельствами, которые изменяют его полностью

Видео:дьявол вышел на охоту (Мастер и Маргарита. М. Булгаков)Скачать

дьявол вышел на охоту (Мастер и Маргарита. М. Булгаков)

«Мастер и Маргарита» Булгакова – «Евангелие от дьявола» или «Крик-протест советскому атеизму»?

  • Золотые слова
  • /
  • Интересное
  • /
  • «Мастер и Маргарита» Булгакова – «Евангелие от дьявола» или «Крик-протест советскому атеизму»?

«…Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»

Сколько споров ведется вокруг романа «Мастер и Маргарита» величайшего из писателей XX века Михаила Булгакова и о религиозной принадлежности самого автора. Многие служители церкви называют его не просто богохульником и атеистом, но богоотступником и слугой сатаны. Произведение всей его жизни стало всемирно известным, но трактовка основной цели романа так и не нашла своего единственного пути.

Духовное наследие Булгакова

Булгаков родился в семье потомственных служителей церкви. Его дед был священником, а отец доцентом Духовной Академии, богословом и историком церкви, автором многих сочинений духовной направленности.

Отсюда и вся осведомленность автора различными течениями вероучений. Своих детей отец Булгакова воспитывал в духе веры, опираясь не только на каноны христианства, но и на историческую «эволюцию» религии.

О чём же этот роман в романе? О князе Тьмы или о центральной фигуре Христианства?

Если, трактуя «Мастера и Маргариту», отталкиваться от видения духовного мира того времени, в котором жил писатель, идея о том, что в своём труде Булгаков завуалировал в сатиристическом жанре мысль, о существовании Бога (Добра) в противовес Злу, не кажется такой уж нелепой. Обеление Сатаны, оправдание его деяний, как возмездие за грехи, не спроста появляются в романе.

«… большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о боге». (Берлиоз)

Атеистическая пропаганда в годы жизни Булгакова в советской России достигала своего исторического апогея. Атеизм в то время обрел черты образа бытия, заменив привычный взгляд духовного мира, и стал трактовкой новой «правильной» жизни, установкой жизненного кредо людей, где нет Бога, а есть только Закон.

« — А дьявола тоже нет? (Воланд)— Нету никакого дьявола! (Берлиоз)

— Ну, уж это положительно интересно… что же это у вас, чего не хватишься, ничего нет!»

И высмеивает Булгаков своими цитатами из романа подменное величие Закона, указывая на то, что Москва стала сборищем блюдолизов, подхалимов, сребролюбцев и чревоугодников. Куда катится мир? – прямо в руки сатаны.

«— …но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле? (Воланд)
— Сам человек и управляет. (Берлиоз)

Автор показывает результат самоуправства людей. В конце романа Воланд, разговаривая с головой Берлиоза, отправляет его в небытие, упоминая строки Евангелие, что по вере своей каждый и получает.

«Нет документа, нет и человека».

Так Фагот, он же Коровьев, смеется над установившимся отношением к человеческой сущности. Бога нет, дьявола – тоже нет, да и самой души нет – есть только паспорт.

«— Как же, как же, — отозвался Воланд, — я имел удовольствие встретиться с этим молодым человеком на Патриарших прудах. Он едва самого меня не свел с ума, доказывая мне, что меня нету!»

Автор показывает всю нелепость ситуации, в которую себя поставило общество. В заключительной части романа на примере Москвы он представляет, что ждёт человечество, отвергшее Бога, – массовые беспорядки, поклонение злу и деньгам, наушничество, скупость человеческой души.

«…тот, кто еще недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в печи».

Глубинный смысл сюжета

Конец романа поражает своей неожиданностью. Мастер и Маргарита даже после своей «связи» с нечистой силой заслужили того, что сам Матфей пришёл с посланием от своего Учителя к Воланду, и просил подарить им обоим вечный покой. Таким образом, Булгаков раскрывает существование Бога через бесконечный контакт Тьмы и Света.

https://www.youtube.com/watch?v=FjD6C2BX6Es

В дополнение к этому жесту добра со стороны Сына Божьего, он показывает действительно великую силу любви Иешуа ко всем людям.

«Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые». (Иешуа)

Отправляясь в дорогу к вечности, Мастер и Маргарита, сопровождаемые Воландом, попали в Ершалаим, где тот, кто отправил Иешуа на крест, уже двенадцать тысяч лун страдал мигренью в полнолуние, а в остальные дни видел лунную дорогу к Нему, и не мог найти спасения.

Маргарита, как прообраз Любви, жалеет и его, как пожалела Фриду, убившую собственного ребенка.

«– Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много?»

Она просит Воланда избавить Пилата от страданий. Но он говорит, что всё предрешено, что прокуратора уже простили, и позволяет Мастеру закончить свой роман.

«– Свободен! Свободен! Он ждет тебя!» (Мастер)

И только проследив цепочку цитат из романа, лишь осознав их истинный смысл, можно говорить о великой цели Булгакова. Он не стал открыто высмеивать безбожников, и откровенно восхвалять учение церкви.

Он сделал большее – указав на безрассудство первых, и неправдоподобие вторых.

Отсюда и все хитросплетения, побуждающие людей уже восьмой десяток лет спорить о том, на какой стороне этой вечной борьбы находился автор.

А автор… он лишь хотел, чтобы читатель задумался и сам себе дал ответ.

Юлия Ермош, 06.01.2013

Видео:Мастер и Маргарита буфетчикСкачать

Мастер и Маргарита буфетчик

Воланд

«Мастер и Маргарита» – книга Михаила Булгакова, которая будоражит умы читателей с 1967 года.

Взрослые поклонники мистического литератора перечитывают этот роман, с каждым разом открывая для себя новые горизонты произведения, а молодое поколение окунается в страницы рукописи, дабы проследить за выходками мессира и его свиты: Геллы, Азазелло, Бегемота и Коровьева. Михаилу Афанасьевичу удалось проработать удивительные образы, которые заставляют задуматься:

«Так что же такое часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо?».

История и прототипы

Булгаков был как искусным врачом и прозаиком, так и загадочным человеком. Пелена тайны, которой окутана биография писателя, не дает покоя ученым, пытающимся собрать все факты воедино. Поэтому вопрос, когда же Михаил Афанасьевич придумал «Мастера и Маргариту», остается открытым, но литературоведы сходятся во мнении, что черновые наброски были сделаны в 1928–1929 годы.

Михаил Булгаков

Причем в дебютных записках Михаила Афанасьевича отсутствовала любовная линия безымянного писателя в черной шапочке и женщины, которая несла «отвратительные желтые цветы».

Первоначально гений стал скрупулезно собирать информацию о дьяволе: в специальной тетради хранились вырванные листы из словарей, очерки Михаила Орлова и отрывки из произведений, где описывается нечистая сила.

В 1930 году Булгаков получил отказ от Главреперткома: в письме говорилось, что пьеса «Кабала святош» (1929) к представлению в театре не разрешена, поэтому Михаил Афанасьевич в сердцах кинул свои записки о Люцифере в печь. Но, как известно, «рукописи не горят», поэтому большая часть отрывков, а именно две толстых тетради с изорванными листами, уцелела.

Воланд — арт

В 1932-м Михаил Афанасьевич вновь возвращается к своей задумке и садится за написание романа, не используя авторского лиризма.

Правда, Булгаков опирался на классический библейский сюжет и делал дьявола искусителем и провокатором, тогда как в окончательном варианте Воланд выступает в роли свидетеля и наблюдателя.

В 1940 году здоровье Булгакова начинает резко ухудшаться: у гения литературы обнаружили болезнь почек.

Михаил Афанасьевич оказался прикованным к постели и, превозмогая сильнейшую боль, диктовал жене Елене Сергеевне отрывки из произведения: о похождениях Коровьева, путешествии Степы Лиходеева и безоблачных деньках в «Грибоедове» и театре «Варьете».

Роман увидел свет только в 1966 (67) году, вдова писателя редактировала рукописи около двадцати лет. Воланд стал одним из самых ярких и запоминающихся персонажей. У этого героя нет истинного прототипа, потому что образ черного мага собирательный. Сам литератор говорил:

«Не хочу давать повод любителям разыскивать прототипы. У Воланда никаких прототипов нет».

Михаил Булгаков называл мессира главным противником небесных сил – Сатаной. По крайней мере, аналогия с религиозным олицетворением зла кажется исследователям очевидной. Кроме того, литератор опирался на предшественника, немецкого поэта Иоганна Гете, который подарил этому миру «Фауста»: во времена своего детства в Киеве Булгаков с удовольствием слушал одноименную оперу Шарля Гуно.

https://www.youtube.com/watch?v=fdkC-Q_ajpA

Воланд и Мефистофель

В действительности, Воланд имеет схожесть с гетевским злым духом, к тому же отсылка к этому персонажу присутствует в эпиграфе романа и 29-й главе, когда профессор черной магии сидит на каменной террасе, положив острый подбородок на кулак и готовясь к расставанию с Москвой. Тем самым обнаруживается сходство со скульптурой «Мефистофель», выполненной из мрамора Марком Антокольским. Да и мастер в первых редакциях именовался Фаустом.

Драматург Эдвард Радзинский увидел сходство между Воландом и Иосифом Сталиным, а некоторые исследователи ассоциируют мессира с Апостолом Петром и со вторым пришествием Иисуса Христа. Помимо прочего, литературоведов интересует значение имени дьявола. Дело в том, что в немецком фольклоре беса называли Фаландом, тогда как в «Фаусте» Мефистофель произносит фразу:

«Дворянин Воланд идет!».

Образ

Михаил Булгаков детально описал внешность Воланда с первых страниц произведения, поэтому у читателей не возникает затруднений с представлением образа этого героя.

Гипнотизер предстал перед завсегдатаями книжной лавки высокорослым и гладковыбритым брюнетом, с кривым ртом (уголок оттянут к низу) и разными бровями: одна выше другой.

Следовательно, на выражении лица мессира прослеживалась доля удивления.

Воланд — арт

Глаза дьявола тоже отличались друг от друга: правый глаз неподвижный, пустой и черный, будто бы мертвый, а другой – ярко-зеленый и живой. Поклонники Булгакова догадываются, что роман «Мастер и Маргарита» – это сплошные параллели, которые найдет только заядлый любитель этого произведения.

Действительно, во внешности представителя светлой стороны – Иешуа Га-Ноцри – можно найти отголоски Воланда, и наоборот. Когда мятежник появился во дворце Понтия Пилата, он выглядел так: в углу рта была кровоточащая рана, а левый глаз украшал темный синяк. Кожа на лице черного мага была загорелой, тогда как во время казни Иешуа сжигало палящее солнце.

Воланд и его свита

Далее у Воланда была пугающая улыбка, и этому поспособствовал не только искривленный рот, но и зубы: с одной стороны платиновые коронки, с другой – золотые. Сатана предстал перед Иваном Бездомным и Михаилом Берлиозом в дорогом костюме, лакированной обуви и с тростью с набалдашником в виде пуделя.

Кстати, здесь Булгаков опять отдает дань «Фаусту», ведь Мефистофель появился перед профессором в образе этого домашнего животного.

Воланда постоянно преследует Луна, которая является символом нечистой силы, ведь все мистическое творится под покровом ночи.

Весьма интересно то, что в романе Булгакова постоянно слышится слово «черт»: жители Москвы «чертыхаются» без зазрения совести, будто призывая Сатану.

«Что это со мной? Этого никогда не было… сердце шалит… я переутомился. Пожалуй, пора бросить все к черту и в Кисловодск…» – думал Михаил Берлиоз, увидев парящего в воздухе Коровьева.

Перед гостями Воланд появляется в неприглядном виде: в грязной и несвежей ночной рубашке. Стоит отметить, что одежда Иешуа, а именно голубой хитон, превратилась в рваное тряпье, от которого отказались даже палачи. На балу гипнотизер предстает в черном одеянии, черных перчатках и со шпагой.

Воланд и Маргарита. Сцена из спектакля

Исследователи считают, что манера поведения Воланда – не естественна, и похожа на театральные мотивы: он эффектно появляется и неожиданно исчезает, будто бы актер на подмостках сцены.

Повелитель тьмы предельно вежлив, покладист, часто улыбается в разговоре, обладает острым умом и знает все наперед. Не мог же он только предположить, что Аннушка разольет подсолнечное масло. В книге говорится, что дьявол бессмертен, обладает магическими способностями и существует вне времени.

Роман «Мастер и Маргарита»

В произведении Булгакова Воланд играет не второстепенную, а основополагающую роль. Незнакомец в черном одеянии появляется в начале романа и демонстрирует читателям невероятную мощь. Между поэтом Иваном Бездомным и литературным редактором Михаилом Берлиозом начался разговор о Боге, и проходящий мимо (а, может, он там и должен был быть) Воланд решил ввязаться в беседу двух атеистов.

Правда, этот разговор на Патриарших закончился печально: Михаил Александрович в буквальном смысле этого слова потерял голову, а его товарищ лишился рассудка.

Но, как говорилось выше, у Воланда не было цели провоцировать или подталкивать на совершение зла, он не был тем дьяволом, который вечно шепчет на ухо: по заслугам получали только состоявшиеся грешники, а Воланд только наблюдал за этой жизненной игрой.

В романе свита Воланда обличала аморальное поведение, жадность, непрофессиональность, доносительство, а дьявол смотрел за этим представлением и отмечал:

«Обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»

Мессир знает мысли людей наперед, поэтому в романе выполняет функцию судьи. Яркая черта Воланда – справедливость, так как каждый получает по вере своей. Воланд не только проводит магический сеанс в «Варьете» и пугает соседей пятидесятой квартиры, что на улице Большой Садовой 302-бис, но также устраивает бал Сатаны.

https://www.youtube.com/watch?v=MwvLOZyHuOQ

На дьявольском мероприятии собираются самые отъявленные грешники: фальшивомонетчики, убийцы, государственные изменники, отравители, и прочие отличившиеся личности. В кульминации романа был раскрыт характер Воланда и Маргариты, а некоторые писатели даже вдохновились концовкой произведения, например, писатель Павел Санаев назвал подзаголовок своей книги «Спор на балу у Воланда».

Фильмы

Роман Михаила Булгакова пытались экранизировать именитые режиссеры множество раз, но, словно по каким-то мистическим обстоятельствам, не всем удавалось это сделать.

Существует даже суеверие, что Михаил Афанасьевич был против переноса книги на экраны телевизоров, поэтому на съемочных площадках происходит чертовщина: то бюджета не хватает на проработку спецэффектов и персонажей, то партийные чиновники омрачали кинодеятелей словом «нельзя», то начинались судебные разбирательства.

Слухи и домыслы пошли после того, как Владимиру Наумову, который скрупулезно проработал сценарий, приснилась Елена Сергеевна (жена Булгакова), потребовавшая отменить работу над фильмом. Но, тем не менее, режиссерам удалось выпустить в свет несколько работ:

  • 1972 – «Мастер и Маргарита» (Италия, Югославия, Александр Петрович)
  • 1988 – «Мастер и Маргарита» (Польша, Мацей Войтышко)
  • 1994 – «Мастер и Маргарита» (Россия, Юрий Кара)
  • 2005 – «Мастер и Маргарита» (Россия, Владимир Бортко)

Актеры

Список актеров, кому удалось примерить роль всемогущего Воланда, невелик. Первым, кто перевоплотился в справедливого дьявола, стал французский и итальянский актер Ален Кюни, который сыграл в картине 1972 года.

Фильм разительно отличается от оригинала писателя, хотя и удостоился национальной премии и приза МКФ в Венеции.

Кюни удалось войти в роль, но внешне он не походил на Воланда: вместо брюнета зрители видят седого мужчину в сером пальто.

Ален Кюни в роли Воланда

В 1988 году за роман Булгакова взялся польский режиссер Мацей Войтышко, который умудрился завоевать положительные отзывы зрителей и поклонников Михаила Афанасьевича, ведь его экранизация мини-сериала практически не отличается от книги. На этот раз в облике повелителя ада выступил Густав Холоубек, знакомый по фильмам: «Голубой крест» (1955), «Марыся и Наполеон» (1966), «Огнем и мечом» (1999).

Густав Холоубек в роли Воланда

Далее образ Сатаны примерил российский актер Валентин Гафт, который заметил в интервью:

«Мой Воланд не дьявол, а посланник светлых сил!»

Валентин Иосифович говорил, что дьявол — самый положительный персонаж булгаковского романа. В фильме «Мастер и Маргарита», который был снят в 1994 году, сыграли Виктор Раков, Николай Бурляев, Александр Филиппенко, Сергей Гармаш, Леонид Куравлев и другие представители кинематографического небосвода.

Валентин Гафт в роли Воланда

В 2005-ом за экранизацию взялся Владимир Бортко, и, надо сказать, что режиссер постарался максимально воплотить рукописи Михаила Афанасьевича на кинопленку. Не подвела и музыкальная составляющая, главная тема сериала – «Гимн Воланда» Игоря Корнелюка.

Так как хронометража на полноценный фильм явно не хватило бы, Владимир Владимирович создал мини-сериал. Роль Воланда досталась Олегу Басилашвили. Внешность актера не подходит под описание, но Олег Валерианович блистательно исполнил сторонника сил тьмы.

Олег Басилашвили в роли Воланда

Примечательно, что первоначально роль мессира должна была достаться Олегу Янковскому, но артист не стал испытывать судьбу и отказался от этого образа.

Также Бортко рассматривал Гари Олдмана, Жана Рено и Клауса Марию Брандауэра.

Помимо Басилашвили, в сериале сыграли: Александр Галибин, Владислав Галкин, Кирилл Лавров, Александр Абдулов, Сергей Безруков и Александр Баширов.

Цитаты

«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!»«Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды.

Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер.»«Что-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы.

Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих. Правда, возможны исключения.

Среди лиц, садившихся со мною за пиршественный стол, попадались иногда удивительные подлецы!»«Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, – отозвался Воланд, – но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.»«Вторая свежесть – вот что вздор! Свежесть бывает только одна – первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!»

Интересные факты

  • Космология романа «Мастер и Маргарита» отличается от классического библейского сюжета, хотя в книге присутствуют две противоположные стороны добра и зла. У Булгакова они равноправны, и «каждое ведомство занимается своими делами». Воланд не в состоянии простить Пилата и Фриду, а Иешуа не имеет права забрать мастера с собой.

  • По слухам, роман экранируют в США. Что получится у американских кинодеятелей – судить сложно, но сериал «Записки юного врача» (2012–2013, Великобритания), где булгаковского героя исполнил Дэниел Рэдклифф, иностранцам не удался.

Воланд, кот Бегемот и Коровьев

  • В ранних редакциях Воланда звали Астаротом, а роман носил названия «Копыто инженера» и «Черный маг».
  • Булгаков описывал Воланда как человека средних лет, тогда как в телесериале «Мастер и Маргарита» Олегу Басилашвили исполнился 71 год.

    Понтий Пилат в книге тоже молод, однако актеру (Кирилл Лавров), который исполнил роль прокуратора, было почти 80.

  • В черновых рукописях романа описание внешности Воланда занимало целых пятнадцать страниц.

Елка

Певица, телеведущая, продюсер, актриса

💥 Видео

Что скрыто в «Мастере и Маргарите» за образами Воланда, кота Бегемота, МаргаритыСкачать

Что скрыто в «Мастере и Маргарите» за образами Воланда, кота Бегемота, Маргариты

Монолог Воланда о людях. Мастер и МаргаритаСкачать

Монолог Воланда о людях. Мастер и Маргарита

Воланд и Степан Богданович. Лечить подобное подобным. Мастер и Маргарита (2005)Скачать

Воланд и Степан Богданович. Лечить подобное подобным. Мастер и Маргарита (2005)

Воланд и его свита - Выкидывают Степана Богдановича в Ялту. Мастер и Маргарита (2005)Скачать

Воланд и его свита - Выкидывают Степана Богдановича в Ялту. Мастер и Маргарита (2005)

СВИТА ДЬЯВОЛА в романе «Мастер и Маргарита»Скачать

СВИТА ДЬЯВОЛА в романе «Мастер и Маргарита»

"Дьявол существует!" Мастер и Маргарита.Скачать

"Дьявол существует!" Мастер и Маргарита.

Воланд в варьете. Начало представления. Мастер и Маргарита (2005)Скачать

Воланд в варьете. Начало представления. Мастер и Маргарита (2005)

Никогда ничего не просите! Никогда и ничего! И в особенности, у тех, кто сильнееСкачать

Никогда ничего не просите! Никогда и ничего! И в особенности, у тех, кто сильнее

Воланд🛐 #мастеримаргарита #воланд #аугустдиль #фильм #эдитСкачать

Воланд🛐 #мастеримаргарита #воланд #аугустдиль #фильм #эдит

Мастер и Маргарита - всадникиСкачать

Мастер и Маргарита - всадники

Добро и Зло (Мастер и Маргарита, 2005)Скачать

Добро и Зло (Мастер и Маргарита, 2005)

Me and the devil || Воланд ||Мастер [Мастер и Маргарита (2024)]Скачать

Me and the devil || Воланд ||Мастер [Мастер и Маргарита (2024)]

Встреча Маргариты и АзазеллоСкачать

Встреча Маргариты и Азазелло

Воланд предсказывает смерть Берлиоза. Мастер и Маргарита (2005)Скачать

Воланд предсказывает смерть Берлиоза. Мастер и Маргарита (2005)

Вы когда умрете? Буфетчик в гостях у Воланда(7 серия: 2 - 11 ). Мастер и Маргарита (2005)Скачать

Вы когда умрете? Буфетчик в гостях у Воланда(7 серия: 2 - 11 ). Мастер и Маргарита (2005)

ВоландСкачать

Воланд
Поделиться или сохранить к себе: