Христианская икона Страшный Суд

Икона Страшного суда: описание

Христианская икона Страшный Суд

Икона Страшного суда является очень важной и значимой в православии. На ней изображены сцены, которые случатся после второго пришествия Иисуса Христа. Считается, что тогда каждый человек предстанет перед судьей, и каждый получит по своим делам и заслугам.

Возникновение сюжета иконы и первые изображения

Что можно сказать об истоках возникновения этого сюжета в христианстве? Считается, что впервые эти композиции стали появляться на стенах храма еще в Византийской империи до иконоборческого периода. Датируются они четвертым веком.

Первые изображения описывали притчу о десяти девах, а также разделении козлов и овец (грешников и праведников). Лишь к восьмому веку в Византии было сформировано изображение, которое впоследствии стало каноническим.

Так появилась икона Страшного суда.

На Руси эти образы существовали практически с самого начала крещения и имели особое значение для православных.

Что повлияло на возникновение сюжета

Во многом сюжет иконы Страшного суда был взят из Евангелия и Апокалипсиса, а также из других древних книг Византии и Руси, таких как: Слово Палладия Мниха, Слово Ефрема Сирина, Житие Василия Нового и др. Также значительное влияние на него оказали и откровения Иоанна Богослова.

Одним из важных источников, по которым писалась икона Страшного суда, было откровение пророка Даниила. Его видения вообще считаются значительными в православии, что описано в соответствующей книге пророка. Некоторые мотивы из нее и взяты для сюжета иконы Страшного суда, а именно те, которые говорили о конце света и пришествии Иисуса.

Сюжет иконы Страшного суда на Руси

В России этот сюжет впервые зафиксирован в XII веке на стенах Кириллового монастыря, который находится в Киеве.

В конце этого же века такие же изображения появились в Георгиевском соборе, в церкви Спаса Нередицы и Дмитровском соборе.

И это не случайно, так как считается, что именно это изображение повлияло на князя Владимира, который положил начало крещению Руси. Об этом факте упоминается в “Повести временных лет”.

Ранняя икона Страшного суда изображала не только сам суд, но и сцены Апокалипсиса, которые в дальнейшем разделились. Первые изображения сюжета не имели четко зафиксированных моментов в определенных местах иконы, так как, например, звери из пророчества Даниила. Лишь к XVI-XVII веку каждая деталь сюжета приобрела свое место.

Описание сюжета

Сама композиция изображения Страшного суда очень богата действующими лицами и событиями. В целом икона “Страшный суд”, описание которой довольно обширно, состоит из трех регистров. Каждый из них имеет свое место.

Обычно в верхней части иконы размещен образ Иисуса, по обеим сторонам которого находятся апостолы. Все они участвуют в процессе суда. Нижняя часть иконы занята трубящими ангелами, которые созывают всех.

Далее под изображением Иисуса находится престол (Этимасия). Это судейский трон, на котором могут быть размещены копье, трость, губка, Евангелие. Это важная деталь в этой композиции, которая впоследствии становится самостоятельным символом.

Нижняя часть изображения рассказывает о том, что будет происходить с праведниками и грешниками, которые пройдут Страшный суд Божий. Икона тут разделяется. Справа от Христа можно увидеть праведников, которые движутся в Рай, а также Богоматерь, ангелов и райский сад. Слева же от Христа изображен ад, грешники и бесы, а также Сатана.

Эти две части иконы в устоявшемся сюжете могут разделяться огненной рекой или змием. Последний изображен с извивающимся телом через всю икону, а хвост его опущен в ад. Кольца змия часто называли по имени мытарств (блуд, пьянство и др.).

Толкование сюжета

Икона Страшного суда, толкование которой кому-то может показаться жутковатым, имеет свой смысл для верующих. По Божественному замыслу, деяния каждого человека, когда-либо жившего на земле, будут пересмотрены на Страшном суде, председательствовать в котором будет Иисус Христос, сын Божий. Это случится во время его Второго пришествия.

После суда человеку будет прямая дорога либо в ад, либо в рай, согласно его поступкам. Считается, что это особый момент в обновлении мира, душа может навсегда соединиться с Богом или навсегда уйти к дьяволу.

Однако суть композиции заключается не для устрашения человека, а для того чтобы он задумался над своими деяниями, совершенными грехами.

Также не стоит отчаиваться и терять надежду, нужно просто раскаяться и начать меняться.

Древние изображения Страшного суда, которые дошли до наших дней

До наших дней дошло несколько древних изображений, которые сохранились как роспись в храмах. К примеру, в Салониках в церкви Панагии Халкеон роспись датируется 1028 годом, на Синае, в монастыре св.

Екатерины, сохранились две иконы Страшного суда.

Также в Лондоне, в музее Виктории и Альберта, находится пластина из слоновой кости с этим изображением, в Венеции в базилике Торчелло выполнена мозаика с этой темой.

Также существуют древние изображения и на Руси. К примеру, в Московском Кремле Успенского собора находится самая ранняя икона “Страшный суд” (фото представлено ниже). Также такие росписи можно найти в некоторых храмах (о них говорилось выше).

Слова святых о Страшном суде

О Страшном суде очень много сказано как в Священных писаниях, так и в высказываниях святых. Очень многие держали это изображение перед взором, чтобы видеть последствия грехов и нерадения духовного.

Св. Феофан Затворник говорил о непрестанной подготовке ко Второму пришествию Господа, не думая о том, когда это будет. Он считал, что это случится непременно, но когда – неизвестно.

Св. Иоанн также считал, что нечего гадать, когда случится последний день, однако существуют страшные предзнаменования скорого конца. Это различные напасти и разрушения, войны и голод. Сам же человек изменится, забудет законы Божьи. В это время будут множиться грехи и зло.

Итак, все святые отцы считали важным помнить про второе пришествие и Страшный суд. Икона с этим образом наглядно помогала в этом, ведь ее композиционный ряд составлен таким образом, чтобы видеть все наглядно и подробно (райское блаженство праведников и адские муки грешников).

Сюжет Страшного суда в картинах художников

Итак, как видно, для верующих христиан является очень важной композиция, где изображен Страшный суд. Икона и роспись на стенах храмов – это не единственное, где проявлялась эта тема. Она была и есть очень популярной у художников. Это довольно яркая тема, которая нашла свое место и в живописи.

К примеру, у Микеланджело есть фреска, выполненная на эту тему. Она находится в Сикстинской капелле. Хотя это и был заказ папы, но сам живописец выполнил ее на свой манер. На ней изображены обнаженные тела, откровенно описана анатомия мужчин. Это в дальнейшем даже привело к конфликту.

Также очень известным является триптих Иеронима Босха. Это очень сильная картина, которая некоторым образом воздействует на смотрящего.

Считается, что никто, кроме Босха, впоследствии не сумел так передать то, что никто из живущих не видел воочию. Сюжет на картине делится на три части.

В центре – изображение самого суда, слева находится рай, а справа – ад. Каждая композиция очень реалистична.

Конечно, это не все мастера кисти, которые использовали библейский сюжет Страшного суда в своих картинах. Очень многие были вдохновлены апокалиптическими композициями, после чего пытались создать свое виденье этого. Не все придерживались библейских моментов, проявляя свою фантазию. Таким образом, появилось множество вариаций Страшного суда, которые были далеки от канонов.

Изображение кисти Васнецова

Виктор Васнецов в свое время создал немало картин на религиозную тему. Одной из них была фреска Страшного суда в Киевском Владимирском соборе, а также в Георгиевском соборе.

Икона Страшного суда Васнецова в Киевском соборе появилась первой.

В написании автор не использовал уже устоявшиеся каноны, поэтому изображение выглядит несколько театрально, хотя и построено на основе библейских и святоотеческих текстов.

В центре композиции находится ангел, который держит весы в руке. По одну сторону от него находятся грешники и геенна огненная, в которую они, собственно, и падают. По другую сторону находятся молящиеся праведники.

Как видно на изображении, среди грешников находятся богатые, цари, люди духовного сословия. Автор хотел этим показать, что перед Богом все равны в момент истины. Для всех людей будет справедливое решение в последний час. Вверху изображения находится сам Господь, который держит Евангелие и крест. Рядом с ним находится Божья Матерь и Иоанн Предтеча.

Вторым было написано полотно для Георгиевского собора. Его сюжет остался неизменен и, по словам многих, кто видел картину впервые, производил ошеломляющее впечатление. Именно это полотно имело бурную историю во времена Советского Союза. На закате его существования картина была с трудом реконструирована и возвращена на старое место.

Изображение кисти Рублева

Еще одним знаменитым произведением Страшного суда была фреска Рублева, которая изображена в Московском Успенском соборе. Там было много его росписей, помимо этой.

Многие были выполнены вместе с Даниилом Черным. В некоторых деталях автор отступил от традиций, особенно когда писалась икона Страшного суда.

Рублев изобразил тех людей, которые пришли на суд, совсем не страдающими, а надеющимися на милость.

К слову сказать, все облики на фреске очень одухотворенные и возвышенные. В это непростое время происходило слишком много событий, которые способствовали возрождению духовности человека.

Таким образом, фреска производила очень легкое впечатление и несла надежду. Это привело к тому, что человек не стал испытывать страх от предстоящего суда, а представлял его царящую справедливость. Конечно, до наших времен она сохранилась не полностью, но то, что осталось до сих пор, поражает своей глубиной.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1399466123191650458/ikona-strashnogo-suda-opisanie/

Икона

Христианская икона Страшный Суд

Икона Страшного суда является очень важной и значимой в православии. На ней изображены сцены, которые случатся после второго пришествия Иисуса Христа. Считается, что тогда каждый человек предстанет перед судьей, и каждый получит по своим делам и заслугам.

Икона «Страшный суд Божий»

Христианская икона Страшный Суд

  • Возникновение сюжета
  • Значение иконы
  • Толкование святого образа

На священном полотне изображается будущий апокалипсис (конец света), который осуществит во время своего Второго пришествия Сын Божий.

На православной иконе также демонстрируется последний суд над человеческим родом, сюжет чудесного воскресения от рук Спасителя, сцены мучений в областях ада и блаженства в раю.

Православная Церковь утверждает, что эти предзнаменования относятся к каждому, ибо любое деяние имеет свою причину и следствие согласно моральной окраске поступка.

Священнослужители заботятся о спасении душ своей паствы и часто напоминают ей о Страшном суде.

Возникновение сюжета

Сюжет конца света с древнейших времен передается при помощи изобразительных средств, отчасти и потому, что Единый Господь лично предсказывал Второе пришествие Сына в красочных визуальных образах.

Бог говорит: солнце и луна перестанут давать земле свое сияние, звезды упадут с небосвода; именно тогда человек увидит знамение о скором и очередном пришествии Мессии, весь люд восплачет и узрит Христа, сияющего славой и могуществом.

Икона «Страшный суд Божий»

Далее, Христос соберет собственное войско ангелов, развеивающих темноту и страх звуками труб, и произойдет апокалипсис.

  • Истоками иконографии с сюжетом Страшного суда являются фресковые изображения IV столетия на стенах катакомб. В V и VI вв. появились отдельные части этого христианского сюжета, а в середине VIII в. появились цельные композиции, объединившие фрагменты.
  • Несколько позже сюжет стали применять в росписи интерьеров византийских и русских соборов, он также широко распространился в западном католицизме. В Кирилловой обители, находящейся в Киеве, создавалось древнейшее отечественное изображение конца света (XII век). Картины Божьего суда также можно было видеть в новгородской церкви Спаса, в Дмитровском соборе города Владимира и Георгиевском храме Старой Ладоги.
  • Композиции конца света по воле Божьей появились на Руси сразу после Крещения. Изображения являлись действенным средством, позволяющим обратить идолопоклонников на сторону христианского учения. Именно картину Страшного апокалипсиса увидел князь Владимир, избравший для русского народ путь православной веры.

Важно!  особенность полотна состоит не в том, чтобы исключительно напугать человека, но призвать к размышлениям о собственной греховной природе и будущему покаянию. Священная икона учит не отчаиваться перед различными напастями и не терять веры в милосердие Бога. 

Именно покаяние есть обязательное условие для достижения Небесной обители, гордыня же и другие пороки приведут к усугублению горестного и страждущего положения всякого неверующего.

Значение иконы

В Православии XI-XII столетия вопрос покаяния — это настоящая духовная практика для народа, а не обычная тема богословских трактатов.

Идея смирения перед справедливой волей Господа проскальзывает в трудах знаменитых христианских святителей, в летописях. Авторы иконы Божьего суда преследуют ту же цель, они пытаются склонить людей к покаянию, которое дарует прощение всех грехов.

И человек вскоре задумывается о том, что ожидает душу после кончины земного бытия, что произойдет после суда и воскресения.

Возникает моральная дилемма: остаться привязанным к конечным богатствам материального существования или пренебречь всем низменным и отдать собственное эго во власть Того, кто распоряжается всем и дарует все.

Икона Страшного суда

Однако сложность при рассмотрении этой темы состоит в том, что икона дает представление о событиях, которые только должны произойти. Обычному человеку легче ориентироваться на прошлое, потому что опыт является подтверждением содеянного.

Именно здесь, в вопросах воскресения, суда и вечной жизни у престола Господа, человеку приходится полностью полагаться на веру и Священные рукописи.

Смиренное и покаявшееся мировоззрение мистическим образом постигает то, что не способен видеть невежественный разум, ограничивший себя условными рамками.

Важно! Значение иконы с изображением Страшного суда состоит в стремлении показать будущие события Второго пришествия. Здесь дается понять, что тело и все материальное подвержено уничтожению, но бессмертная душа способна избавиться от страданий, совершив истинный выбор.

Вспоминая об этой иконе, сторонники Православия пытаются донести до мирян мысль о личном покаянии. Они добавляют, что Единый Бог бесконечно милосерден как извечный Отец, а также справедлив в качестве Судьи, который воздает каждому по его свершениям.

Поэтому человек должен проанализировать собственное мировоззрение и помнить об ответственности за личную деятельность, не злоупотребляя высшим добром.

Церковь внушает идею об исправлении и покаянии, пока еще существует возможность и не настал Страшный суд.

Толкование святого образа

В центральной части композиции находится Спаситель, пришедший судить мир, рядом с ним Богородица и Иоанн Креститель, которые желают оправдать человечество. У ног святых располагаются первые люди Адам и Ева.

По обе стороны от центрального фрагмента — 12 апостолов, держащие в руках открытые писания. За ними стоят Небесные стражники во главе с архистратигом Михаилом. Войско вскоре призовет человечество на суд звуком труб.

Ниже апостолов демонстрирует грешный народ, идущий на суд.

  • В верхней части композиции чаще находится образ Бога Саваофа, который сбрасывает с небес своих ярых ненавистников в демоническом обличии. Небо здесь представлено в виде развернутого свитка и символизирует пришедший конец света.Основой для сюжета иконы является Апокалипсис
  • Несколько ниже Христа-Судьи демонстрируется великий престол, где лежит одежда Спасителя, крест, орудия распятия и раскрытая рукопись Книги бытия. Несколько ниже видна рука, держащая младенцев, символизирующих праведные души. Рядом стоят весы, где происходит измерение дел хороших и дурных. Здесь вершится великая битва между падшими бесами и непорочными ангелами за сознание человека. Рядом с весами также стоит обнаженная фигура, олицетворяющая душу умирающего. Этот фрагмент иллюстрирует «Канон на исход души».
  • внизу иконографического полотна обычно изображают темную и круглую землю, в центре которой запечатлена фигура обнаженной женщины, вокруг нее находятся те, кто воскрес из мертвых. Сушу окружает наполненное рыбами водное пространство, они выплевывают всех, кого пожрали за время своего существования. Это же делают звери и птицы на земле.
  • Рядом расположена сцена «Видение юноши Даниила». Небесный посланник показывает отроку четырех зверей, олицетворяющих государства, которым суждено погибнуть.
  • Большое внимание уделено сюжету ада, здесь правит сатана верхом на огромном и ужасающем звере, который держит в лапах душу предателя Иуды. В жестоком пламени несут наказание нераскаявшиеся грешники. Из огромной пасти зверя к стопам Адама вырывается огненный столб, символизирующий греховность.
  • Сверху от ада находится и рай, где восседают христианские праотцы и святые праведники. К вратам подходит апостол Петр с ключами в десницах. Рай олицетворяет Иерусалим с блаженными людьми.

Великая икона символически повествует православному народу о Втором пришествии Спасителя и Его суде над всеми грешниками. Композиция составлена из нескольких сюжетов, повествующих о главных воззрениях христианского учения. Икона призвана напомнить человеку о важности покаянии, которое является главным основанием для достижения Царствия Небесного.

Икона Страшного суда Божия: презентация в Переславском музее-заповеднике

Фев 11, 2019 15:18Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/ikony/ikona-strashnogo-suda.html

Икона Страшного суда: описание, значение

Христианская икона Страшный Суд

Как бы люди не стремились отстрочить Судный день, все неизбежно. Религия христианство не только осознает жизнь человека на земле, в телесной оболочке, но и не отрицает существование после смерти.

Сотворение мира и его последние дни, Библия повествует людям и об этом.

Она пророчит вскоре Второе пришествие Иисуса Христа, кое разделит людей на двое: праведников, которые попадут в рай и грешников, которых ожидает соответствующее наказание.

Грядущее явление описывается не только в Священном Писании. Нередко ему посвящаются сюжеты икон. Изображенные образы демонстрируют картины происходящего на Судном дне и такие иконы есть в большинстве храмах России. Каждая икона Страшного суда имеет различное исполнение, однако объединяет их всегда одно – композиция и сцены, подчиненные общепринятым канонам.

Сюжет иконы Судного дня

История, рисованная на иконах, в первую очередь будто является изобразительным цитированием Апокалипсиса, который служит основой для сюжета. Описание иконы страшного суда является также каноном древних русских и византийских текстов, на самом деле считается написанной на основе откровений почитаемого святого пророка Даниила.

Первые иконы, вышедшие из-под рук мастеров, имеют очень древнее происхождение. Их относят еще к годам существования великого государства – Византия. Так несколько икон Суда Божьего датируются IV веком.

Они изображали известную на тот момент притчу, где разделялись козлы и овцы, и также повествование шлось о десяти девах. Однако сегодняшнее понимание Страшного суда возникло немного позже, но все еще в Византии. Это произошло на грани XVIII века.

Что касается Руси-матушки, то тут икона Страшный суд начала появляться почти сразу после крещения. Первым монастырем, где было замечено данную икону, историки называют Свято-Кирилловский мужской монастырь.

  Позже было замечено, что сюжет иконы вовсе поделился на сцену суда и изображение Апокалипсиса, что стало причиной их официального разделения.

Основные сцены иконы Страшного суда

Икона Страшный суд Божий в первую очередь отличается от остального наличия «светлых» сюжетов, которые пророчит Апокалипсис. На ней изображены и Адам с Евой – первые люди на земле, и апостолы, держащие книги в руках, и ангелы, которые стоят за их спинами.

В руках неземных существ – свиток, коей знаменует завершение, финал истории на земле. Они, небесные жители, окружили Даниила, толкуя его пророчество. Кроме того, икона Судный день единственная среди всех православных икон, которая показывает Создателя с сединой, в образе старца.

В сопровождении святых Петра и Павла, которые возглавляют ходу, шествуют беспорочные праведники. Этим заканчиваются основные «светлые» сцены и после них следуют «темные».

К ним относится Змей (огненная река, где горят человеческие души) – олицетворение всех земных грехов, сидящий или стоящий антихрист, держащий иногда в ладонях душу Иуды, и также четыре царства погибели, вместо которых явится Царство Небесное.

Не лишена икона Второе пришествие Христа сцен, носящих нейтральное значение, где грешники и праведные стоят перед судом. Первые убраны в этнические костюмы, как символ всех народностей мира, а святые распределены по чинам в два ряда.

Рай и ад, сцены борьбы бесов и ангелов. Вокруг Земли темный круг, гробница и море – воскрешение мертвых. Добро и зло, но иногда бывает промежуточное явление, и это помогает понять заблудший человек, который не попал ни в рай, ни в ад.

Значение иконы

Икона Суд Божий, исходя из общих толкований может вызывать чувство испуга, ужаса, но каждого человека, хочет он того или нет, в конце концов ожидает Страшный суд, где будут оценены все деяния. Верховный судья там – Иисус Христос, именно ему во время Второго пришествия предначертано решить судьбу человека, отправив душу в вечный покой или мучения.

Главное, в чем заключается суть всего изображенного – не напугать, а заставить человека переосмыслить, как он живет, что делает, верит ли и искренне кается, совершив ошибку.

Поэтому церковное значение иконы Апокалипсиса – осознание грехов и покаяние.

Молитва перед иконой

Молитва иконе Страшного суда ориентирована на искупление грехов не только с помощью созерцания, но и произношением заветных слов, подтверждающих искренние намерения. Вот почему молиться перед иконой положено за невольные и вольные прегрешения, дабы получить возможность пройти в Небесное Царство, а также допускается поминание умерших грешников.

Яко на Страшнем Твоем, и нелицеприемнем предстояй Судилищи, Христе Боже, и осуждения подъемля, и слово творя о содеянных мною злых: сице днесь, прежде даже не приити дневи осуждения моего, у святаго Твоего Жертвенника предстоя пред Тобою, и пред страшными и святыми Ангелы Твоими, преклонен от своея совести, приношу лукавая моя и беззаконная деяния, являяй сия и обличаяй. Виждь, Господи, смирение мое, и остави вся грехи моя, виждь яко умножишася паче влас главы моея беззакония моя. Кое убо не содеях зло? Кий грех не сотворих? Кое зло не вообразих в души моей? Всякое мое чувство и всякий уд оскверних, растлих, непотребен сотворих, делателище быв всячески диаволе. И вем, Господи, яко беззакония моя превзыдоша главу мою. Но безмерно есть множество щедрот Твоих, и милость неизреченна незлобивыя Твоея благости, и несть грех, побеждающь человеколюбие Твое. Темже, Пречудный Царю, незлобиве Господи, удиви и на мне, грешнем, милости Твоя, покажи благости Твоея силу и яви крепость благоутробнаго милосердия Твоего, и обращающася приими мя, грешнаго. Приими мя, якоже приял еси блуднаго, разбойника, блудницу.

Приими мя, пребезмерне и словом, и делом, и похотию безместною, и помышлением безсловесным согрешивша Тебе.

И якоже во единонадесятый час пришедших приял еси, ничтоже достойно соделавших, тако приими и мене, грешнаго: много бо согреших, и осквернихся, и опечалих Духа Твоего Святаго, и огорчих человеколюбную утробу Твою, и делом, и словом, и помышлением, в нощи и во дни, явленне же и неявленне, волею же и неволею.

И вем, яко представиши грехи моя предо мною таковы, яковы же мною содеяшася, и истяжеши слово со мною, о ихже разумом непрощенно согреших. Но, Господи, Господи, да не праведным судом Твоим, ниже яростию Твоею обличиши мя, ниже гневом Твоим накажеши мя.

Помилуй мя, Господи, яко не токмо немощен есмь, но и Твое есмь создание. Ты убо, Господи, утвердил еси на мне страх Твой, аз же лукавое пред Тобою сотворих, Тебе убо единому согреших. Но молю Тя, не вниди в суд с рабом Твоим.

Аще бо беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Аз бо есмь пучина греха и несмь достоин, ниже доволен воззрети и видети на высоту небесную от множества грехов моих, ихже несть числа.

Киими бо не растлихся грехи? Киими не содержахся злыми? Всяк грех содеях, всякую нечистоту вложих в душу мою: непотребен бых Тебе, Богу моему, и человеком. Кто возставит мя, в сицевая злая и толикая падшаго согрешения?

Господи Боже мой, на Тя уповах: аще есть ми спасения упование, аще побеждает человеколюбие Твое множества беззаконий моих, буди ми Спаситель, и по щедротам Твоим и милостем Твоим, ослаби, остави, прости ми вся, елика Ти согреших, яко многих зол исполнися душа моя, и несть во мне спасения надежды.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и не воздаждь ми по делом моим, и не осуди мя по деянием моим, но обрати, заступи, избави душу мою от совозрастающих ей зол и лютых восприятий. Спаси мя ради милости Твоея: да идеже умножится грех, преизобилует благодать Твоя.

Даруй ми слезы сокрушения и умиления сердечнаго, возводящая падшия ко своему наследию, ими же очищуся от всякаго греха, ибо страшно и грозно место имам проити, тела разлучився: множество тогда, мрачное и безчеловечное демонов срящет мя, и никтоже в помощь спутствуяй или избавляяй, но дела моя осудят мя.

Сего ради прежде конца в покаянии приими мя и никогдаже отлучайся мене, раба Твоего, но всегда во мне почивай, не предаждь мене крамоле змиине и желанию сатанину не остави мене, яко семя тли во мне есть.

Ты убо, Господи Боже покланяемый, Царю Святый, Иисусе Христе, сохрани мя Духом Твоим Святым, Имже освятил еси Твоя ученики.

Даждь, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твое: ум мой светом разумения Святаго Евангелия Твоего просвети, душу любовию Креста Твоего озари, сердце чистотою словесе Твоего убели, тело мое Твоею страстию безстрастною исцели, мысль мою Твоим смирением сохрани, и воздвигни мя к деланию заповедей Твоих, и даруй ми бодренным сердцем и трезвенной мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающему пришествия светлаго и явленнаго дне Твоего. Ты убо еси, Господи, Свет, паче всякаго света, Радость, паче всякия радости, Упование, паче всякаго упования, Жизнь истинная и Спасение, пребывающее во веки веков. Аминь!

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://omolitvah.ru/ikony/ikona-strashnogo-suda/

Икона Страшный суд Божий: значение и описание святого лика

Христианская икона Страшный Суд

В настоящее время существует множество очень важных и значимых икон в православной христианской вере, однако икона Страшный суд занимает отдельное место.

Важно знать, что на Святом образе изображаются сцены, возможные, в случае если случится второе пришествие Иисуса на землю.

Православные христиане считают, что именно в этот момент каждый человек на планете придет давать ответ к Всевышниму и обретет заслуженное исходя из своих поступков, деяний на земле мирской.

Возникновение сюжета и первые изображения

Существует множество разнообразных легенд связанных с истоками возникновения данного Святого образа и сюжетов, который на нём изображены. Некоторые люди считают, что первично данный Святой образ появился на стене какого-то византийского собора, до наступления иконоборческого этапа.

Из таких сведений историки делают выводы, что датировать данную икону можно 4 веком. Первичные сюжеты, которые были изображены, зачастую рассказывали легенду о праведниках, грешниках и десяти девах. Примерно, в восьмом веке в Византийской империи было установлен окончательный вариант Святого образа, который канонизировали.

Именно так и явился Святой лик перед современными православными верующими христианами.

Сюжет иконы на Руси

Описание лика было представлено жителям Киевской Руси в двенадцатом столетии. Изображён он был на стенах некого Кирилловского собора, расположенного в центре Киева.

Именно в конце 12 столетии данный сюжет был изображён и на территории Георгиевского собора, и монастыря Спаса Нередицы, и даже в Дмитровском монастыре. Такие деяния были совершены не случайно, поскольку исторические сведения гласят о том, что данный сюжет смог повлиять на самого великого князя Владимира.

Он заложил начало крещения Киевской Руси. О таком немаловажным моменте описывается в известном всем православным христианам произведении «Повесть временных лет».

Важно отметить, что ранний лик изображал не только само деяние, но и множество разнообразных апокалиптических сцен, однако впоследствии они были разделены. Также ученые, историки установили, что первичное описание сюжета не было четко зафиксировано в некоторых участках. Поэтому лишь только к концу 17 века, все отдельные детали сюжета нашли свое точное местоположение.

Описание

Важно отметить, что специалисты определили, что образ, изображённый на иконе богат разнообразными действующими лицами и быстрой сменой событий. В настоящее время можно встретить большое количество всевозможных описание иконы, поскольку она состоит, как минимум из трёх регистров каждый, из которых обладает собственным местом.

В верхней части Святого Лика изображён Иисус Христос, по обеим сторонам от него располагаются апостолы, которые вместе с Всевышним участвуют в процессе оценки деяний. На нижней части Святого образа расположены ангелы, которые якобы трубят и созывают каждого.

Внизу под изображением Всевышнего располагается этимасия. Как известно, это своего рода судейский трон, на котором располагаются: губка, трость, копье и Евангелие. Знающие люди утверждают, что этимасия является основной деталью данной композиции, а со временем исходя, из различных сведений становится неким самостоятельным символом.

Нижняя часть изображения на иконе раскрывает историю о том, что случится с праведным или грешным человеком после того, как он пройдёт страшный Божественный суд.

После этого икона якобы разделяется, следовательно, с правой стороны от Всевышнего можно лицезреть праведников, которые направляются в рай, а также именно там расположена ангелы, райский сад и Божья Матерь.

С левой стороны от Иисуса Христа изображаются грешники, бесы, ворота ада и даже сам сатана.

Толкование

На протяжении многих лет Святой образ имеет множество различных толкований, некоторым людям он кажется жутким, другие опасаются, а православные верующие христиане видят в нём иной смысл.

Поскольку именно верующим прихожанам известно, что согласно замыслу Всевышнего те или иные действия человека, который проживает на мирской земле, впоследствии будут рассмотрены, где председателем будет сам Иисус Христос и случится, такое деяние должно непременно во время второго пришествия Божьего сына.

После судебного разбирательства, человеку будет указано прямая дорога, которая будет везти его либо в ад в руки к сатане, либо в рай к Всевышнему и его матери, а также к ангелам хранителям.

Следовательно, каждому воздастся по его деянием и поступкам.

Согласно церковной истории и верованиям, такое событие будет главенствовать в обновлении мира, следовательно, человеческая душа навсегда соединиться со Всевышним или же на веки вечные отправиться к сатане.

Однако православные верующие христиане и служители храмов и монастырей утверждают, что композиция иконы Судный день изображена не для того, чтобы устрашить человека, а для того, чтобы каждый в этом бренном мире задумался над собственными поступками, деяниями и грешными свершениями.

Богослужители утверждают, что многие люди после того, как увидят изображение, впадают в отчаяние и теряют надежду, однако этого делать не стоит.

Служители храма советуют таким людям прийти в храм Божий, исповедаться и раскаяться, причаститься и начать менять собственную жизнь, дабы на божественном суде не отправиться в страшные руки сатаны.

Древние изображения

До современных православных верующих людей дошли несколько наиболее древних изображений, что сбереглись в виде настенной росписи в том или ином храме. Широко известной является роспись, датирующаяся 1028 годом в Салониках в храме Понахии Халкеон.

Также известным образом является роспись в соборе Святой Екатерины, где и по сей день хранятся два самых древних изображения.

Необходимо знать и о том, что в Лондоне в музее Виктории и Альберта располагаются некоторые пластины из слоновой кости, на которой выполнена мозаика с темой Венеция в базилике Торчелло.

На территории бывшей Киевской Руси также существует множество старинных изображений, однако широко известным ликом является данный образ, который располагается на территории Московского кремля вблизи Успенского собора. Помимо этого, копии располагаются практически во всех храмах на территории Российского государства.

Слова святых

Согласно исторических данных в разнообразных священных писаниях существует множество сказаний об этом процессе, и о самом деянии, поскольку о нём высказываются разнообразные святые того или иного века. Известно, что Святой образ держали в руках современные святыни, которые и высказывались о нём, потому что внутренним взором лицезрели последствия разнообразных грешных деяний или упадка духа.

Святой Феофан затворник сказал, что человечество должно быть готово ко второму пришествию Всевышнего. Он считал, что такое событие непременно должно случиться, однако точной даты он не знает, поэтому человечество должно быть готово, для этого необходимо посещать храмы для того, чтобы причаститься и раскаяться.

Известные Святой Иоанн считал, что не стоит угадывать точную дату наступления такого деяния, однако существует множество разнообразных предзнаменований начала конца.

Как известно, такими предзнаменованиями являются разнообразные болезни и напасти, а также голод, война и множественные разрушения.

Также святой считал, что перед началом конца человечества изменится, и уйдут в бытие божьи законы, в этот самый момент совершится множество различных греховных деяний и зло опуститься на мир.

Таким образом, можно сказать, что ни один Святой не остался равнодушным к общей композиции, которая изображает подробно Райское блаженство праведников и Адские муки грешников, которые попадают в руки к сатане.

Сюжет в картинах художников

Страшный суд был изображён не только в древние времена на различных иконах и храмах, в то же самое время разнообразные художники тех или иных времен на собственных полотнах изображали данную яркую тематику, следовательно, она в свое время нашла место в современной живописи.

У известного Микеланджело имеется особенная фреска, которая выполнена на эту тематику, расположена она на Сикстинской капелле.

Также существует картина, которая неимоверным образом действует на человека, который ее лицезреет. Она выполнена известным Иеронимом Босха.

В его работе сюжет Судного дня разделён на три части, в центральной части изображается непосредственный суд, во главе, которого находится Иисус Христос с левой стороны расположен рай, у врат которого стоит Божья Матерь, а справа от Центрального изображения располагается вход, который охраняет сатана. Человек, который хоть раз в жизни лицезрел эту картину может отметить, что композиция является особо реалистичной.

Помимо выше представленных мастеров многие художники использовали в своих работах разнообразные библейские сюжеты страшного суда.

Некоторые изображали лишь только его части, иные же пытались воплотить в жизнь полностью всю композицию данного изображения, вследствие таких деяний возникло большое количество различных вариантов, которые, к сожалению, мало приближенные к церковным православным канонам.

Источник: https://www.o-vere.ru/ikona-strashnyj-sud-bozhij-znachenie-i-opisanie-svyatogo-lika.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.