Феномен Гуру йоги

Видео:Феномен гуру. Зачем нужен духовный учитель? Гуруизм: хорошо или плохо?Скачать

Феномен гуру. Зачем нужен духовный учитель? Гуруизм: хорошо или плохо?

Гуру йога

Начало любых отношений это преданность, и в этом случае полная преданность своему гуру: телом (телесно), речью (словесно) и умом (сознательно), пожалуй лучшая возможность — это Гуру йога, чтобы реализоваться на духовном пути быстро и легко.

Но мы устроены по-другому, совсем иначе… В целом наш ум неуспокоен и взволнован многими вещами, а Гуру-йога это лишь одна из множества практик (открытых, закрытых и тайных), которая позволяет обратить фокусирование ум не наружу, а вовне себя.

Помимо того, есть еще очень важный момент трансформации ума, если Гуру или Лама воспринимается вами как идам или живой будда.

Эффект в этом случае возрастает в разы и вы разительно изменяетесь как внутри и внешне, эти результаты могут подтвердить только ваши знакомые, друзья и вообще люди близкие к вам.

гуру-йога гараба дордже

Гуру-йога раскрывает чакры и очищает каналы, более тайная практика способствует развитию стадии завершения и останавливает внутренние потоки, дает самадхи и внутреннее блаженство, которое испытывается дольше одного часа (в среднем). Концентрация на благом объекте в данном случае — это как раз образ ламы и соединение с его умом, практика слияния, которая осуществляется верно — дарует все земные и небесные блага и самое главное несет в себе духовные реализации.

Сущность Гуру-йоги

Сущность и смысл гуру-йоги или йоги зави-ламы, это пожалуй, особая вещь и этакая отдельная штучка. Можно сказать, что благо линии, некоторые инструкции и полномочия на практику отдельных йог и тантр можно получить только через практику на Ламу.

Гуру-йога в виде текста

Гуру-йога в виде текста, обычно вспомогательное средство для визуализации, где восхваляются всевозможные качества учителя, вспоминаются различные идамы, божества, будды и бодхисаттвы. Учителя более раннего периода могут тоже упоминаться в тексте гуру йоги. Вообще тексты гуру-йоги зависят от традиции и в этом разнятся.

К главному Гуру или веренице учителей обращаются с определенной просьбой, перед этим повторив формулу прибежища и восстановив установку бодхичитты повторив также формулу (она может быть трех типов: коротка, длинная и средняя).

Без прибежища, бодхичитты и посвящения заслуг невозможна правильная практика Гуру-йоги или чтение текста.

Воспитание себя через практику Гуру-йоги

Да, вы спрашиваете, иногда меня:

«а какой вообще смысл гуру-йоги, общий смысл и цель практики?»

Все достаточно просто самовоспитание и самодисциплина, без гуру или без воспитателя мы не сможем измениться, к сожалению или к счастью мы так устроены, что нам всегда нужен начальник, смотрящий, старший, тот кто нас поведет вперед к вершинам, некий проводник.

В этом случае гуру-йога создает некие условия для создания пути и создает доверие к учителю. Постепенно, раз за разом, практикуя гуру-йогу мы тренируем свой ум в визуализации линии и учителя, будд и бодхисаттв, идамов и божеств.

И это не просто так, не просто так придумано для развлечения, нет это стабилизирует и уравновешивает наш ум, создает благую карму, которая впоследствии повлияет на нашу реализацию — полное и окончательное пробуждение.

Теперь стоит рассказать об отдельных частях Гуру-йоги.

Упоминание учителя и его качеств

В любой гуру-йоги мы вспоминаем гуру и линию преемственности тем самым создаем в потоке своего сознания связь, чтобы в будущем не расставаться, а наоборот встретиться снова с учением и учителем (наставником), чтобы он показал нам путь к реализации и мы её достигли.

 Отпечатки в нашем уме могут повлиять на наше будущее и настоящее.

Таким образом мы формируем благие качества ума и благую карму, отбрасывая все негативное в сознании и мыслительном процессе, когда концентрируемся на облике ламы или гуру и его качествах, а также учителях линии передачи.

Учитель как живой пример

Духовные качества учителя очень важны, в тибетском буддизме, это еще называется мудрость примера. Вся суть в том, что по скудоумию и невежеству мы не можем доверять кому бы то ни было. Мы боимся других или не доверяем им на все 100%.

Когда в ламачодпа мы говорим, что подносим: тело речь и ум — это далеко не так, скорее мы обманываем себя, ведь не каждый из нас обладает подлинным и чистым доверием, а также полным самопожертвованием ради просветления и живых существ.

Нам необходим живой пример, благой пример для подражания, чтобы исправить в себе ошибки ума и запутанность. Специально для этого отлично помогает Гуру-йога.

Посвящение заслуг — ошибка в практике?

Что касается посвящения заслуг, никому вы не сможете передать духовные заслуги и они остаются только с вами? Тогда зачем нужно посвящение своих заслуг другим.

Для развития полного сострадания и полной самоотдачи, для развития всех важных чувств и для того, что бы вы стали деятельными в реальной жизни. Карма не переносится от одного существа другому, как и чужие действия.

Но вы можете путем посвящения заслуг создать благую мотивацию и карму для себя.

Видео:Феномен в йоге! Мировой рекорд Гуру Муругана: 1,5 йога-садханы на льду!Скачать

Феномен в йоге! Мировой рекорд Гуру Муругана: 1,5 йога-садханы на льду!

Гуру-йога

Гуру, Лама, Сифу, Сенсей на Востоке – не просто субъект, у которого можно чему-то научиться. В буддизме Лама – это персонификация высшего мистического опыта. У натхов Гуру и Иштадевата рассматриваются как одна сущность.

Если посмотреть в традиционные тексты, мы увидим, что многие виды дхьяны совершаются на Гуру. В «Гхеранда-самхите» стхула-дхьяна, которая входит в одну из высших «анг» йогической садханы, является Гуру-дхьяной, сукшма, джьотир; то же самое – дхараны на пять элементов, так как они связаны с таттвами: Садашива, Ишвара и т.д.

Аналогично и с разными видами самадхи – они все построены на связи пустоты и формы, микро и макрокосма, а это все та же практика Гуру-йоги.

Просто на разных уровнях она может отличаться, но сама связь всегда сохраняется. Т.е.

все практики – это не какая-то бездушная техника на световые точечки, квадратики и кружочки, покалывания, непонятные биджи, у всего этого есть более широкое и практическое значение, связанное с вашим Гуру.

https://www.youtube.com/watch?v=ZEkm6A1fOOs

Поэтому даже если кто-то и находится рядом с Гуру, то обычно Гуру, видя наличие серьезного отношения ученика к Учителю, сочетает Гуру-йогу с тем, что может внешне казаться самостоятельной техникой, никак с Гуру не связанной.

Поэтому секреты в практике, если и есть какие-то, то как правило, являются таковыми в контексте их эффективности для конкретной ситуации. То, что может работать для одного, для другого может оказаться даже разрушительным.

А то, что подразумевается под тайным, всегда связано, в первую очередь, с эффективностью конкретно для вас. Поэтому и нужен живой Гуру.

Какой толк от того, что вам кто-то передаст какую-либо очень тайную технику, пусть даже ее все и будут считать таковой, если она у вас, допустим, не будет работать? Поэтому мистицизм заключен скорее в личностном отношении и внимательном отношении Гуру к вам, когда он видит вашу искренность. 

У натхов упасана и ритуальная часть имеют массу своих тонкостей. Есть тантрические пуджи, а также йогические. Например, в йогических, мантры во время пуджи читаются как «манасика» (мысленно).

Насколько садхака реализован в «карма-канде», настолько он продвинут в джяна-канде и йоге. Практика йоги – это тот же самый ритуал, только интровертированный. Все внешние ритуалы выстроены в соответствии с макрокосмическими процессами, йогические практики отражают процессы макрокосма.

Для того, кто знает все эти тонкости, действительно не имеет значения, какой вид йога-садханы практикуется – мантра-йога или хатха-йога. Потому что для него это действительно осознанная практика, он предан своему Гуру, и Гуру корректирует его садхану.

В Натха-сампрадае, уважение к Гуру и парампаре играет большую роль, ведь от этого зависит правильность садханы. В Гуру-йоге содержится большой эзотерический смысл.

Почитание Гуру – это почитание собственной брахманды и себя, так как вы сами – брахманда.

В общем-то, видение вовне и видение себя взаимосвязаны, брахманда не ограничена ни телом Гуру, ни вашим, ни даже телом нашей планеты, поэтому Гуру-йога или работа со своей энергетической структурой в каком-то смысле – это отправная точка для получения опыта адришья-брахманды (невидимой вселенной), так как все пуджи ограничены тем местом, в котором они проводятся разными грубыми (стхула) элементами. Но если пуджа или практики йоги приводят к их истинному результату, тогда вы перешагиваете порог внешнего видения практики, благодаря мистическому опыту нетелесного характера.

Многие традиции и Гуру считают, что их внешние практики лучше, а практики других – менее эффективны; например, тантрики-каулы считают, что пуджа 5М более экстремальная, а вайдика-последователи – наоборот, что эффективнее всего предельно чистые обряды. Одни сосредоточены на почитании Божеств, другие – на Гуру, третьи – на тапасе; и все утверждают, что их подход самый верный. Но это все – различные упаи (уловки), не в них вся суть, а в том, к чему они должны вести.

Поэтому традиция Горакшанатха не отрицает ни один из подобных методов, а почитание Гуру и Гуру-пуджа (нади или шамбхави-пуджа) важны, потому что без Гуру в принципе не может быть никаких методов вообще, ведь нужен надёжный источник, через который вы получите этот метод.

Это один аспект. Второй заключается в том, что то, что вы проецируете на Гуру или Божество, то вы и получите для себя в большем количестве. Если вы видите в Горакшанатхе вселенную, то ее в себе и откроете.

Горакшанатха и изображают как брахманду, имя его означает: «Го» – вселенная, «Ракша» – покровитель.

Но он – не только форма тапасвина, в Горакшанатхе все Боги и все садханы, в том числе и каулическая, он также Учитель тантры.

Гуру-йога в индуисткой тантре и буддизме

В тантрическом буддизме много ответвлений, и в Индуизме тоже. Но схема в них похожа: в буддизме адепт сначала получает приверженность, потом практикует Гуру-йогу, затем – сами тантрические садханы, а после – йогические. На более высоком уровне – дзогчен. Но это не всегда так, все зависит от конкретного Гуру.

То же самое в индуистской тантре, и не только в тантре: Гуру принимает ученика к себе на время, ученик занимается севой, в процессе которой его восприятие становится направленным на Гуру и традицию. Т.е. он должен уметь понимать Гуру, правильно воспринимать его, иначе, если он и получит дикшу, она не будет настоящей.

 

Последнее время встречается много практикующих на Западе, как среди буддистов, так и хинду (причем, немало людей, которые изучили достаточно много всего, а также получили самые разные передачи, включая передачи в секретные практики), среди которых большое количество более-менее опытных практикующих.

Все они сходятся во мнении, что Гуру-йога работает быстрее и эффективнее, чем что-либо еще. После долгого периода жизни в Индии может создаться ощущение, что западному человеку чуждо понятие «Гуру», но как показало общение со многими образованными людьми, следующими Традиции, этот взгляд на практику не чужд и западному сознанию.

Просто есть разные категории людей, с разным виденьем духовной практики. 

Гуру-янтра

В Традиции натхов существуют совершенно конкретные практики почитания Гуру, Девяти Натхов и Чаураси-сиддхов, некоторые янтры включают в себя сразу несколько разных янтр Божеств.

Так, например, Шри натха сиддха янтра включает Гуру-янтру, Горакшанатха-янтру, Йогини-янтру, Девяти натхов, Чаураси-сиддха-янтру и другие.

Центральная Гуру-янтра связана с Гуру-йогой, отдельно она будет выглядеть как анахата-чакра.

Когда натх становится дикшита-аугхаром, он практикует эту садхану. 

По материалам форума dharmanathi.ru

Видео:Нечто невероятное происходит в 3:40 утраСкачать

Нечто невероятное происходит в 3:40 утра

Самосовершенствование. В чём феномен классической йоги?

У практикующего йогу возникают такие изменения в жизни и психике, какие выбирает сама Система(система управления всей психосоматикой человека, находящаяся за пределами его осознавания).

Происходит произвольная самонастройка всего организма, со всеми его составляющими. Если выразиться более «громко» — происходит самосовершенствование.

 

Многие это понятие воспринимают так, что именно человек, должен «взять себя в руки» и совершенствовать.

https://www.youtube.com/watch?v=MlTsYxd_95w

Когда то я так-же много с этим экспериментировала:

  • Садилась  на диеты,
  • Голодала,
  • Дисциплинировала себя,
  • Занималась аутотренингом,
  • да Бог только знает еще чем,
  • одним словом совершенствовалась,
  • дрессировала саму себя.

Мне повезло в том, что бОльшая часть моих экспериментов попала  на период, когда уже практиковала классическую йогу.
Тогда мне сложно было понять, что именно повлияло на то или иное мое изменение.

Сейчас, когда проблемы и разбалансированность психосоматики остались позади, появилась возможность работать с людьми, делясь приобретенными знаниями.

Прихожу к пониманию, что без  классической йоги, попытки многих себя лично усовершенствовать приводят к неестественности, замкнутости, сильной напряженности, болезням  и, в некоторых случаях, к ещё большим проблемам.

Посмотрите видео, в котором говорю об этом более подробно:

Также прочитайте статью далее. Она дополняет видео

Могу сказать точно, что запреты — это насильственный способ, который создает большое внутреннее напряжение.

Ведь как мы начинаем «брать себя в руки»?

Пути саморазвития и самосовершенствования личности. Два стандартных способа

  1. Мы усилием воли ограничиваем себя в чем то, а  затем начинаем эти ограничения контролировать.
  2. Мы в свою неудовлетворительную жизнь начинаем добавлять ОЧЕНЬ много полезного.

В обоих случаях от таких подходов наша  система «перегревается» и блокируются многие потребности.

Человек становиться сильно напряженным и в какой то момент контроль срывается и человек падает в гиперкомпенсацию в первом случае, либо в бессилие и апатию — во втором.

В первом случае ограничения делают человека напряженным и неудовлетворенным. Человек имитирует состояние удовлетворения, но на самом деле испытывает внутренние страдания, которые чаще всего не осознаёт.

Появляется агрессия и коммуникация таких людей с окружающими затрудняется.
Второй способ делает человека постоянно занятым, чрезмерно целеустремленным,стремящимся к своему «светлому будущему».

Он перестает замечать близких, да и просто людей вокруг себя.

Саморазвитие и самосовершенствование личности с чего начать. Йога, как третий способ

Что предлагает йога в ее древнем классическом варианте?Человек осознаёт самую основную свою проблему, к примеру свои недостатки, просто фиксируя их  в своём сознании и встраивает йогу в свою жизнь — регулярно!Через какой то период времени регулярности практики Система начинает изменяться сама.

Здесь понятие «самосовершенствование» как нельзя правильнее соответствует процессу, который запускает традиционная йога.

САМО СОвершенствование. Совершенствуется САМО

Практика асан в выдерживании технологии классической йоги (ненасилия и расслабления) создаёт условия, при которых система восстанавливается, выравнивается (на что указывает отменное здоровье), а впоследствии, после выравнивания, начинает совершенствоваться и развиваться сама.

Это, с одной стороны, простой момент, но сложный в понимания для многих людей: наше воспитание приучило большинство добиваться всего через усилие. Этот же принцип и применяют многие касаемо своего изменения.

Привожу дословное объяснение Виктора Сергеевича Бойко, автора книги «Йога искусство коммуникации»

«Давайте обрисуем этот момент наглядно:Если Человек в его обыденной жизни пришёл к не удовлетворению, состоянию « тупика» либо бессмыслице, то, что всегдашнее и неизменное «Я» способно предпринять для изменения данного положения вещей, которое его не устраивает? Ясно одно, что именно ограниченность сознания, интеллекта и личности в целом привели к ситуации, которая не нравится или просто опасна для жизни. И если уж я оказался в таком положении, сам не зная каким образом, значит, мое сознание ОМРАЧЕНО  непониманием.Каким усилием воли, каким старанием я могу найти и высвободить такую часть самого себя, которая не была бы омраченной и подсказала что делать?Такой части не существует, как и средств ее обнаружить. Необходимо изменить точку обзора, выйти из плоскости ежедневного смыслового «недомогания»Для этого и предназначен режим классической йоги, в которой мы даём « зеленую улицу» психосоматики  для совершения ею самой, без моего ведома, необходимых изменений.

Самосовершенствование — это непостижимый процесс, систематически и беспощадно организовываемый мною, но протекающий  фактически без моего личного вмешательства.»

Книги для саморазвития и самосовершенствования личности

Сегодня очень много написано книг по саморазвитию личности, много есть всевозможных  тренингов «как изменить себя». Возможно, что для людей, кто сбалансирован и имеет хорошее здоровье, это ценная информация. Но для остальных, эта информация не всегда полезна, особенно если у них нарекания по здоровью и жизнь в целом неудовлетворительна.

Таким людям  сперва нужно сбалансировать свое здоровье.«Только в здоровом теле, здоровый дух!» как говорят. И это не просто метафора, это истина, которая подтверждена опытом миллионов людей.

Относительно здоровья сейчас также очень много информации, как это сделать.

Но опять же по вышеперечисленным причинам, люди надолго могут погрязнуть в самоисцелении и прийти к неудовлетворительным состояниям.

Вернее всего прибегнуть к упомянутой в этой статье системе под названием «классическая йога», которая поможет медленно, но верно вернуть утраченное здоровье.

https://www.youtube.com/watch?v=rxHG3qsDiYY

Самую исчерпывающую информацию о классической йоге можно прочитать в книге «Йога — Искусство Коммуникации» В.С.Бойко. Это фундаментальный труд нашей современности, который требует терпения и усидчивости, чтоб эту книгу прочитать.

Для тех кто хочет просто иметь обзор о йоге и здоровье, мы предлагаем небольшую брошюру «5 шагов к здоровью. Как сохранить здоровье в городе?»

Эта книга написана на основании своего опыта. В юности мне казалось, что здоровье будет всегда. Но с годами оказалось, что здоровье может уйти безвозвратно, если не прикладывать усилия к своему организму.
Книга «Как сохранить здоровье в городе?» рассказывает о пяти шагах, о пяти навыках, которые помогают сохранить здоровье.

Каждый шаг важен и незаменим.Эти шаги собраны в единый алгоритм.И этот алгоритм сформировался как на собственном опыте,

так и на опыте своих учеников

Видео:Перестань забивать голову мусоромСкачать

Перестань забивать голову мусором

Продлевает ли йога жизнь?

Маха-мудра, маха-бандха, маха-бхеда, кхечари, уддияна-бандха, мула-бандха, джаландхара-бандха, випарита-карани, ваджроли и шакти-чалини — вот десять упражнений, которые побеждают старость и смерть. (Хатха-йога-прадипика, гл. III, шл. 6 – 7).

В классических трактатах по хатха-йоге практики, «побеждающие старость и смерть», приводятся списками! Гипотетическая способность йоги возвращать молодость и продлевать жизнь сегодня широко известна. Но так ли это на самом деле? И, если это правда, как объяснить тот факт, что многие великие учителя йоги покинули этот мир достаточно рано?

  • Свами Вивекананда умер в возрасте 39 лет от сахарного диабета.
  • Его учитель Рамакришна умер в возрасте 50 лет от рака горла.
  • Свами Шивананда – гуру йогатерапии – умер в 76 лет, предположительно от сахарного диабета.
  • Шри Рамана Махарши умер в 71 год от рака.
  • Парамаханса Йогананда умер в 59 лет от сердечного приступа во время своего публичного выступления.
  • Лахири Махасаи – 67 лет.
  • Йоги Бхаджан – гуру кундалини-йоги – умер в 75 лет.
  • Ошо умер в 59 лет.

В то же время:

  • Паттабхи Джойс – основатель школы аштанга-йоги умер в 94 года.
  • Шри Кришнамачарья умер в возрасте 101 года, не оставляя практику йоги до последних дней жизни.
  • Его ученица Индра Деви – 103 года.
  • В августе 2014 г. ушел из жизни Б.К.С. Айенгар, немного не дожив до 96 лет.

Достижение такого возраста с сохранением высокого качества жизни неплохой результат, хотя до зарегистрированных рекордов долгожительства – 116–117 лет и даже 122 года, далеко.

Более того, если внимательно посмотреть списки документально подтвержденных долгожителей, можно заметить, что индусов среди них совсем мало, а преобладают жители высокоразвитых стран с высоким уровнем развития медицины – США, Япония.

Правда, на это можно возразить, что индийские садху, стремящиеся к долгожительству, ведут отшельнический образ жизни и не попадают в поле зрения исследователей.

Так как же йога влияет на продолжительность жизни и влияет ли вообще? Возможно ли, чтобы йога действовала избирательно, помогая одним и не помогая другим? Или, может быть, древние тексты сильно преувеличили потенциал йоги или вообще все эти обещания – лишь иносказания? Попробуем разобраться.

Когда речь заходит о великих учителях человечества, рано оставивших тело, нужно понимать, что никто из них не ставил своей целью достижение бессмертия. Эти люди писали книги, создавали ашрамы, читали публичные лекции, обучали своих учеников и студентов и несли в мир возвышенные идеи, направленные на трансформацию и просветление человеческого менталитета и сознания.

Ведущие направления индийской философской мысли вообще не были нацелены на физическое бессмертие. В отличие от китайских традиций (цигун, даосские практики), ориентированных на совершенное здоровье и бесконечное продление жизни физического тела, Индия всегда предпочитала независимость, бессмертие и свободу Духа.

https://www.youtube.com/watch?v=V7wNvVC-Lps

В знаменитых «Йога сутрах» Патанджали о здоровье речь идет только в том смысле, что оно необходимо для практики, так как для достижения цели йоги – полного освобождения Духа – кайвальи, тело должно быть пригодным для медитации.

Больным шастры йоги рекомендуют сначала вылечиться, только потом приступать к практике. Болезнь однозначно расценивается как препятствие к занятиям йогой, а вовсе не как мотивация этой практикой заняться. О долголетии и бессмертии вообще речь не идет.

Йога Патанджали с его восемью ступенями, а вернее, частями – раджа-йога – это «фитнесс для ума», а вовсе не для тела.

Вселенная внутри человека

Но параллельно со знанием, собранным и структурированным Патанджали, существовало и другое, направленное на достижение здоровья и долголетия – кайя-кальпа или кайя-садхана. Эти практики ближе к тантризму, чем к йоге. Но именно отголоски и фрагменты этих практик сегодня называются «йогой».

Согласно тантрическим воззрениям, так же, как космос представляет собой совокупность магических сил, человеческое тело является резервуаром священных энергий, которые могут быть пробуждены и взяты под контроль.

Слияние личного Духа с Абсолютом уже не достигается посредством одного лишь созерцания, как в раджа-йоге, а осуществляется на опыте через космизацию человеческого тела, трансформацию его в тело вселенной. Понятно, что такие процессы могут происходить только в «божественном теле».

Именно эта идея и стала мотивацией к совершенствованию физического тела человека, которое из источника страдания превратилось в инструмент покорения смерти и достижения высших духовных целей.

В целях овладения телом и превращения его в божественное использовался огромный арсенал совершенно различных методов.

Это разнообразные магико-религиозные ритуалы, алхимические снадобья, растения и минералы, рецепты древнего искусства расаяны, жесткие аскетические практики, отшельничество и полное отречение от жизни в социуме. Ну и конечно хатха-йога с ее асанами, криями, пранаямами и пр.

Так что хатха-йога – это, по сути, ответвление тантризма, и в упражнениях на коврике тантры намного больше, чем в ежедневном совокуплении, даже если оно происходит при свечах.

К сожалению, изучение тантрических и йогических текстов и практик продления жизни наводит на мысль, что знание это утрачено, если не полностью, то в существенной степени, и до нас дошли лишь отголоски, отдельные фрагменты древней традиции. Хотя не исключено, что где-то, в среде отшельников-аскетов эти практики сохранились и по-прежнему бережно и тайно передаются избранным.

Тем не менее, многие лечебно-профилактические эффекты йоги сегодня уже доказаны, и это дает основания предполагать, что на продолжительность жизни йога может влиять весьма положительно. Однако одними асанами в достижении цели продления жизни не обойтись.

Для этого практики йоги нужно использовать в полном объеме, включая не только медитации и пранаямы, но и значительно менее приятные шаткармы (очистительные процедуры), диетические ограничение, отказ от всех излишеств и вредных привычек, гармонизацию своих биоритмов и режима дня с природными ритмами, перестройку шкалы жизненных приоритетов и трансформацию своего менталитета и сознания.

Что говорит наука

Клетки человеческого организма (за исключением стволовых, половых и раковых) могут делиться только определенное количество раз (в большинстве случаев около 50).

Это обусловлено тем, что при каждом делении клетки ее ДНК немного укорачиваются из-за потери части концевых участков, которые называются теломерами. Также было установлено, что процесс укорочения ДНК можно остановить с помощью фермента теломеразы.

С теломерами и теломеразой связана одна из господствующих сегодня гипотез биологического старения. В частности, в экспериментах введение теломеразы подопытным мышам увеличивало продолжительность их жизни.

В последние годы сразу несколько научных исследований показали, что регулярные занятия йогой и продолжительные медитации повышают уровень либо активность теломеразы.

https://www.youtube.com/watch?v=Gseq7N49-JI

Но чрезмерно обольщаться результатами этих исследований преждевременно, так как, во-первых, сама теломеразная гипотеза окончательно не доказана, а во-вторых, повышение уровня теломеразы в экспериментах коррелирует с повышением риска развития рака, ведь именно благодаря теломеразе раковые клетки приобретают способность к неограниченному делению. Но и пугаться раньше времени тоже не стоит: ведь в экспериментах используется экзогенная теломераза, которая вводится в качестве фармацевтического препарата; а йога повышает уровень эндогенной теломеразы, которая самостоятельно синтезируется внутри организма.

Пока что исследований в этой области совсем мало, а вопросов значительно больше, чем ответов.

Но, к сожалению, как бы нам не хотелось обратного, нужно признать, что достоверных данных, подтверждающих способность йоги (в том виде, в котором она до нас дошла, и в том объеме, в котором она сегодня доступна для изучения) существенно – сверхъестественно – продлевать жизнь, на сегодняшний день нет.

Но и исключить полностью эту возможность тоже нельзя. Во-первых, потому, что многие утверждения древних трактатов по йоге и тантре подтверждаются на практике и находят научное обоснование, а значит, такая возможность существует и в отношении долголетия. А во-вторых, все же обнадеживают исследования с теломеразой.

Полученные результаты дают основания полагать, что древние книги, возможно, не так уж сильно преувеличили потенциал йоги в плане продления жизни и замедления старения, тем более что люди, регулярно практикующие йогу, действительно выглядят моложе своих лет.

И все же…

Согласно представлениям современной медицины, на продолжительность жизни положительно влияют умеренная физическая активность, отказ от вредных продуктов питания, поддержание веса в пределах нормы и низкий уровень стресса. Все это достигается практикой йоги.

Эти факторы продлевают жизнь на 3–5 лет. Если к этому добавить хорошее медицинское обслуживание, включающее профилактические обследования, этот срок можно еще увеличить.

Таким образом, если говорить о каком-то сверхъестественном продлении человеческой жизни методами йоги мы не можем, то предполагать возможность ее продления на 3–10 лет вполне оправданно.

А, учитывая темпы развития современной медицины, дополнительные 10 лет жизни вполне могут быть периодом, за который появятся новые фармацевтические средства и технологии, продлевающие жизнь.

И еще: не стоит забывать, что для человека и его близких важна не только продолжительность жизни, но и ее качество, а в улучшении этого показателя йога – надежный помощник!

P.S. Почему великие учителя так рано уходили из жизни?

Для многих адептов, разделяющих мировоззрение йоги с его понятиями кармы, реинкарнации и т.п., объяснения типа «заболел и умер» в отношении великих духовных лидеров не являются исчерпывающими. Поэтому существуют несколько эзотерических версий, объясняющих этот феномен.

1. Взяли на себя карму своих учеников. Так, в частности, говорят о Рамакришне. Нестыковка в том, что его ученик Вивекананда оставил тело в еще более молодом возрасте, чем сам Рамакришна.

2. Частые опыты растождествления с телом («выходы из тела») и реализация состояния самадхи ослабляют физическое тело, как бы оставляя его без присмотра, что стимулирует неблагоприятные процессы в организме.

Однако встречается и прямо противоположное мнение, что во время самадхи, вследствие того, что тело «не используется», его резервы, наоборот, не растрачиваются, а любые разрушительные процессы приостанавливаются.

Какая из версий ближе к истине – неизвестно.

3. Для поддержания хорошего здоровья эго человека должно быть плотно привязано и отождествлено с физическим телом.

Для духовного прогресса – наоборот, эго должно быть минимизировано вплоть до полного растворения.

Таким образом, получается, что духовное и физическое совершенство являются двумя противоположными и взаимоисключающими состояниями. Эта идея высказывается в «Агхоре» Р. Свободы.

4. Когда человек близок к выходу из круга рождений и смертей, почти вся его карма изжита, и реализация духовного освобождения достигается в текущем воплощении, все остатки неизжитой кармы сваливаются на него разом, вызывая тяжелые заболевания и прочие тяготы и невзгоды, но обеспечивая скорейшее достижение конечной цели – выход из колеса рождений и смертей.

Легенда о Тапасвиджи

Существует предание о сикхском радже Тапасвиджи, прожившим, согласно официальным документам его княжества, 186 лет (1770 – 1956). В 50 лет он отрекся от мирской жизни и предался отшельничеству и строгой аскезе.

Когда в возрасте около 100 лет тело его совсем состарилось, и он приготовился к смерти, Тапасвиджи встретил старика-отшельника, который не говорил ни на одном современном языке, а изъяснялся исключительно на ведийском санскрите, на котором говорили жители древней Индии.

По словам старика, его возраст составлял около 5000 (!) лет, чего ему удалось достичь с помощью эликсира бессмертия. Некоторое количество этого эликсира, который нужно было принимать раз в 10 лет, старик передал Тапасвиджи.

(По другой версии Тапасвиджи прошел 90-дневный курс омолаживающих процедур) В результате к Тапасвиджи вернулся облик 30-летнего мужчины: седые волосы вернули прежний цвет, во рту выросли новые зубы, а тело стало гибким и сильным. После смерти Тапасвиджи таинственный эликсир долго и тщательно искали, однако же так и не нашли…

Ольга Прилепова – врач, сертифицированный преподаватель йоги.

istockphoto.com

🎦 Видео

Йога - путь самопознания. По следам тайныСкачать

Йога - путь самопознания. По следам тайны

Священное – не для «друзей», а для ДрузейСкачать

Священное – не для «друзей», а для Друзей

Как все время быть бодрым и энергичным и не засыпать на ходу?Скачать

Как все время быть бодрым и энергичным и не засыпать на ходу?

Зачем йога-гуру приехал на экономический форум?Скачать

Зачем йога-гуру приехал на экономический форум?

Йога для успехаСкачать

Йога для успеха

Великие йоги Тибета.Туммо (тиб. གཏུམ་མོ་, Вайли gtum-mo; санскр.: चण्ड, caṇḍālī IAST)Скачать

Великие йоги Тибета.Туммо (тиб. གཏུམ་མོ་, Вайли gtum-mo; санскр.: चण्ड, caṇḍālī IAST)

Нечто феноменальное происходит, когда тебе исполняется 33, 42/46, 60Скачать

Нечто феноменальное происходит, когда тебе исполняется 33, 42/46, 60

Садхгуру практикует йогуСкачать

Садхгуру практикует йогу

Йога. Путь к самопознанию - документальный фильмСкачать

Йога. Путь к самопознанию - документальный фильм

Иша Крийя, полная #медитация вместе с #Садхгуру #йогаСкачать

Иша Крийя, полная #медитация вместе с #Садхгуру #йога

Анна Лунегова. Детство, отношения с гуру, восприятие йоги в разных странахСкачать

Анна Лунегова. Детство, отношения с гуру, восприятие йоги в разных странах

Можно ли обойтись без Гуру? Надо ли поклоняться? Как работает образ мастера?Скачать

Можно ли обойтись без Гуру? Надо ли поклоняться? Как работает образ мастера?

Гуру-йога Падмасамбхавы. Объяснение и передача (начало)Скачать

Гуру-йога  Падмасамбхавы. Объяснение и передача (начало)

Как йоги живут без воды и еды?Скачать

Как йоги живут без воды и еды?

ПРОДОЛГОВАТЫЙ МОЗГ И ФЕНОМЕНЫ МЕДИТАЦИИ. Уровень Будды. Космическая и земная карма #крийя #shortsСкачать

ПРОДОЛГОВАТЫЙ МОЗГ И ФЕНОМЕНЫ МЕДИТАЦИИ. Уровень Будды. Космическая и земная карма #крийя #shorts

4 совета: как, сколько и когда естьСкачать

4 совета: как, сколько и когда есть
Поделиться или сохранить к себе: