Картина художника Сальвадора Дали Постоянство памяти

Содержание

Постоянство памяти. В чем секрет успеха картины Дали

Картина художника Сальвадора Дали Постоянство памяти
Сальвадор Дали. Постоянство памяти. 1931 г. 24х33 см. Музей современного искусства, Нью-Йорк (МОМА)

Плавящиеся часы – очень узнаваемый образ Дали. Даже более узнаваемый, чем яйцо или нос с губами.

Вспоминая Дали, мы волей-неволей думаем именно о картине «Постоянство памяти».

В чем же секрет такого успеха картины? Почему она стала визитной карточкой художника?

Попробуем разобраться. А заодно пристально рассмотрим все детали.

«Постоянство памяти» – есть над чем подумать

У Сальвадора Дали многие работы неповторимы. За счет необычного сочетания деталей. Это подталкивает зрителя задавать вопросы. К чему это все? Что художник хотел сказать?

«Постоянство памяти» – не исключение. Она сразу же провоцирует человека на размышления. Потому что образ текущих часов очень цепляющий.

Но не только часы заставляют задуматься. Вся картина пропитана множеством противоречий.

Начнём с цвета. На картине много коричневых оттенков. Они горячие, что усиливает ощущение пустынности.

Но это жаркое пространство разбавлено холодным голубым цветом. Таковы циферблаты часов, море и поверхность огромного зеркала.
Сальвадор Дали. Постоянство памяти (фрагмент с сухим деревом). 1931 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Изогнутость циферблатов и веток сухого дерева находятся в явном контрасте с прямыми линиями стола и зеркала.

Видим мы и противопоставление реальных и нереальных вещей. Сухое дерево реально, а вот плавящиеся на нем часы – нет. Море вдали реально. А вот зеркало с него размером в нашем мире вряд ли встретишь.

Такое смешение всего и вся наводит на разные мысли. Думается и про изменчивость мира. И про то, что время не приходит, а уходит. И про соседство реальности и сна в нашей жизни.

Каждый задумается, даже если ничего не знает о творчестве Дали.

Интерпретация Дали

Сам Дали мало комментировал свой шедевр. Только рассказал, что на образ плавящихся часов его вдохновил растекающийся на солнце сыр. А при написании картины он думал об учении Гераклита.

Этот античный мыслитель говорил о том, что все в мире изменчиво и имеет двойственную природу. Что ж, двойственности в «Постоянстве времени» хоть отбавляй.

Но почему именно так художник назвал свою картину? Может, потому что верил в постоянство памяти. В то, что, только память о каких-то событиях и людях может сохраняться, несмотря на течение времени.

Но точного ответа мы не знаем. Вся прелесть шедевра именно в этом. Вы можете сколь угодно долго биться над загадками картины, но так и не найти всех ответов.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»

Интересные детали «Постоянства памяти»

В тот день в июле 1931 года у Дали возник в голове интересный образ плавящихся часов. Но все остальные образы им уже были ранее использованы в других работах. Они и перекочевали в «Постоянство памяти».

Может быть и поэтому картина так успешна. Потому что это копилка самых удачных образов художника.

Дали даже любимое яйцо нарисовал. Хотя и где-то на заднем плане.

Сальвадор Дали. Постоянство памяти (фрагмент). 1931 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк Конечно, на «Геополитеческом ребёнке» оно – крупным планом. Но и там, и там яйцо несёт одинаковую символику – перемены, рождение чего-то нового. Опять же по Гераклиту.
Сальвадор Дали. Геополитический ребенок. 1943 г. Музей Сальвадора Дали в Сент-Питерсберге, Флорида, США

На этом же фрагменте «Постоянства памяти» крупным планом – горы. Это мыс Креус рядом с его родным городом Фигерас. Дали любил переносить на свои картины воспоминания из детства. Вот и этот знакомый ему с рождения пейзаж кочует из картины в картину.

Автопортрет Дали

Конечно, в глаза ещё бросается странное существо. Оно, как и часы, текучее и бесформенное. Это автопортрет Дали.

Мы видим закрытый глаз с огромными ресницами. Высунутый длинный и толстый язык. Он явно без чувств или плохо себя чувствует. Ещё бы, на такой жаре, когда даже металл плавится.

Сальвадор Дали. Постоянство памяти (деталь с автопортретом). 1931 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Это метафора упущенного времени? Или человеческая оболочка, которая бессмысленно прожила свою жизнь?

Лично у меня эта голова ассоциируется с автопортретом Микеланджело с фрески «Страшный суд». Мастер Эпохи Возрождения изобразил себя своеобразно. В виде спущенной кожи.

Взять похожий образ – вполне в духе Дали. Ведь его творчество отличалось откровенностью, желанием показать все свои страхи и желания. Образ человека с содранной кожей вполне ему подходил.

Микеланджело. Страшный суд. Фрагмент. 1537-1541 гг. Сикстинская капелла, Ватикан

А вообще такой автопортрет – частое явление на картинах Дали. Крупным планом мы видим его на полотне «Великий мастурбатор».

Сальвадор Дали. Великий мастурбатор. 1929 г. Центр искусств королевы Софии, Мадрид

И вот можно уже сделать вывод ещё об одном секрете успеха картины. Все приведённые для сравнения картины имеют одну особенность. Как и многие другие работы Дали.

Пикантные подробности

В работах Дали много сексуального подтекста. Их так просто не покажешь аудитории младше 16. Да и на плакатах не изобразишь. А то ведь обвинят в оскорблении чувств прохожих. Как это случилось с репродукциями Босха.

А вот «Постоянство памяти» вполне себе невинна. Тиражируй сколько хочешь. И в школах показывай на уроках по искусству. И на кружках с майками печатай.

Сложно не обратить внимание и на насекомых. На одном циферблате сидит муха. На перевёрнутых красных часах – муравьи.

Сальвадор Дали. Постоянство памяти (деталь). 1931 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк Муравьи – тоже частые гости на картинах мастера. Мы видим их на том же «Мастурбаторе». Они копошатся на саранче и в районе рта.
Сальвадор Дали. Великий мастурбатор (фрагмент). 1929 г. Музей Сальвадора Дали в Сент-Питерсберге, Флорида, США

Муравьи у Дали ассоциировались с разложением и смертью после крайне неприятного инцидента в детстве. Однажды он увидел, как муравьи пожирают труп летучей мыши.

Вот именно за этим художник их и изобразил на часах. Как пожирающих время. Муха изображена скорее всего с тем же смыслом. Это напоминание людям, что время уходит без возврата.

Подведем итог

Так в чем же секрет успеха «Постоянства памяти»? Лично я нашла для себя 5 объяснений этому феномену:

– Очень запоминающийся образ плавящихся часов.

– Картина заставляет думать. Даже если Вы мало разбираетесь в творчестве Дали.

– В картине собраны все самые интересные образы художника (яйцо, автопортрет, насекомые). Это не считая самих часов.

– Картина лишена сексуального подтекста. Она может быть показана любому человеку на этой Земле. Даже самому маленькому.

– Все символы картины до конца не расшифрованы. И гадать над ними мы можем бесконечно. В этом сила всех шедевров.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Оксана Копенкина

PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»

Источник: https://arts-dnevnik.ru/postoyanstvo-pamyati-dali/

«Постоянство памяти» Сальвадора Дали: интересные факты. Интересно знать

Картина художника Сальвадора Дали Постоянство памяти

«Постоянство памяти» Сальвадора Дали считается одной из самых знаменитых картин художника. Известнейший испанский сюрреалист написал эту картину в 1931 году. Она является отражением теории Дали о мягкости и жесткости, что являлось центральной темой его творчества в тот период.

Создание этой картины пришлось на фрейдистский этап в творчестве Дали. Спустя 14 лет после создания «Постоянства памяти», Дали вновь вернется к научно-технической теме в своем творчестве.

Сюжет этой картины, по признанию самого Дали, был навеян художнику в жаркий летний день, когда он увидел, как мягкий сыр камамбер начинает плавиться от жары.

Ранее у Дали имелась незавершенная картина с изображенной на платформе безлистой оливой на фоне гор, и художник решил завершить пейзаж. Так появился образ расплавленных карманных часов.

В центре картины расположена фигура, подобие которой Дали часто использовал в картинах того периода. В абстрактной фигуре можно увидеть спящее человеческое лицо, которое считается автопортретом художника. В левом нижнем углу картины художник изобразил закрытые оранжевые карманные часы, покрытые муравьями.

Дали часто использовал образ муравьев в своих картинах и связывал их со смертью. Горный пейзаж на дальнем фоне и выступ с часами в левом нижнем углу напоминают о родине Дали, а именно о береге Кадакеса и его доме в Порт-Лигате в Каталонии.

На фасаде дома художника имелись сломанные солнечные часы, цвет которых в точности повторяет цвет часов на картине.

Пустынный пейзаж картины изображает душевную пустоту, которая была присуща Дали в тот период. Основная же идея картины, по мнению многих критиков, состоит в человеческом переживании о времени и памяти: время относительно и постоянно в движении, а память недолговечна, но более стабильна.

Факты об искусстве

Самые маленькие книги в мире

Для того чтобы прочесть некоторые книги, требуется увеличительное стекло, а порой даже микроскоп. Потому что их создатели поставили перед собой цель — создать самые маленькие книги в мире. Как правило, они выставляются в частных коллекциях или в музеях, чтобы удивить посетителей своими размерами.3031

Факты об искусстве

Любопытные факты о картинах Шишкина

Одним из самых известных художников-пейзажистов можно назвать Ивана Шишкина, чьи творения исполнены таинственной атмосферой леса, который он так любил изображать на полотнах. Любопытные факты о картинах Шишкина приоткроют их тайны для любителей живописи.3029

Факты об искусстве

Удивительный мир кино: 7 актрис в роли мужчин

Известно, что в древности женщинам запрещали выходить на сцену, из-за чего женские роли в театре играли мужчины. Однако эти правила остались в далеком прошлом. Сегодня ситуация в корне изменилась — порой все происходит как раз наоборот. И способствовал этому удивительный мир кино. 7 актрис в роли мужчин стали примером необычной актерской игры.1099

Факты об искусстве

Топ-5 самых высоких замков из песка в мире

Создание песчаных замков — одно из самых любимых детских развлечений и в то же время популярное хобби среди взрослых. Оно требует мастерства и терпения, поскольку на подобные шедевры уходит много времени и сил. Предлагаем топ-5 самых высоких замков из песка в мире, в существование которых трудно поверить.1009

Факты об искусстве

Самые маленькие репродукции картин в мире

В последнее время стала популярной нанорепродукция — технология копирования мировых шедевров, но в очень маленьких размерах. Она позволяет художнику не только прикоснуться к творчеству великих мастеров, но и попробовать себя в новом качестве. Таким образом появились самые маленькие репродукции картин в мире.1161

Факты об искусстве

Увлекательные факты о картине «Последний день Помпеи»

Самой известной картиной русского живописца Карла Брюллова является «Последний день Помпеи», написанная в течение 1830-1833 годов. Она произвела неизгладимое впечатление на многих художников и писателей, вдохновив их на новые произведения. Увлекательные факты о картине «Последний день Помпеи» расскажут, чем она способна удивить.2872

Факты об искусстве

Самые масштабные музыкальные концерты в истории

О больших концертах мечтают многие музыканты, однако только единицам суждено собрать многотысячную толпу и запомниться своим выступлением на долгие годы. Большая популярность и огромные денежные вложения — вот залог успеха для певцов и коллективов. Самые масштабные музыкальные концерты в истории подтверждают это.1691

Сегодня в кинотеатрах проходят десятки премьер ежемесячно. Некоторые фильмы оказываются очень популярными и бьют рекорды по кассовым сборам, а других, наоборот, ждет полный провал. Продолжение известной фантастической киносаги можно смело отнести к первым, о чем свидетельствуют рекорды проката фильма «Звездные войны: Пробуждение силы».1250
Факты об искусстве

Необычные факты о стрит-арте

Стрит-арт стал одним из самых известных направлений в современном искусстве. Во многом он похож на граффити, однако не ограничивается им. Сегодня художники используют стены и другие поверхности на улицах, чтобы заявить о себе и показать свои творения. Необычные факты о стрит-арте расскажут об этом виде самовыражения и уникальных работах наших современников.1785

Факты об искусстве

«Назад в будущее»: Марти Макфлай прибыл в будущее

Поклонники трилогии «Назад в будущее» с интересом ждали 21 октября 2015 года, ведь именно в этот день главный герой научно-фантастического фильма Марти Макфлай прибыл в будущее. Наконец эта дата наступила. Хотя многое из предсказанного создателями трилогии не сбылось, многие отмечают этот день и находят удачные предсказания. Предлагаем интересные факты об этом фильме, его героях и необычном дне, который обещал людям необычайный прогресс.1171

Факты об искусстве

Картина «Прозерпина»: интересные факты

Одним из самых известных художников-прерафаэлитов стал Данте Габриэль Россетти. Его стиль легко узнается любителями живописи, но особенное восхищение у людей вызывает картина «Прозерпина». Интересные факты о ней помогут лучше понять это произведение искусства и узнать необычную историю его создания.2278

Факты об искусстве

7 интересных фактов о Шалтае-Болтае

«Шалтай-Болтай сидел на стене, Шалтай-Болтай свалился во сне» — такими словами начинается детское стихотворение. Его главный герой стал известным благодаря книге Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье», однако история его происхождения намного интереснее. AnyDayLife расскажет 7 интересных фактов о Шалтае-Болтае.2306

Факты об искусстве

Топ-5 самых высоких церквей в мире

Христианские культовые сооружения отличаются высокими куполами, шпилями и колокольнями. Самой крупнейшей исторической христианской церковью считается собор Святого Петра в Ватикане, но он далеко не самый высокий. Примечательно, что в топ-5 самых высоких церквей в мире каждое сооружение имеет свою уникальную, а иногда и рекордную особенность.1588

Факты об искусстве

Топ-5 самых длинных литературных произведений

Проходя в школе роман Льва Толстого «Война и мир», наверняка не один школьник задумывался, что длиннее произведения и быть не может. Оказывается, в списке 5 самых длинных литературных произведений этому роману не нашлось места, так как в разных странах в разные века издавались и более длинные книги.2634

Факты об искусстве

Топ-5 известных памятников политикам, открытых в XX веке

Политика меняет ход истории, развязывает войны или наоборот их предотвращает. Именно поэтому самые влиятельные политики вписывают свое имя в историю, а за свои выдающиеся заслуги удостаиваются чести быть увековеченными в произведениях искусства. AnyDayLife представляет 5 памятников известным политикам, открытых в XX веке.1393

Факты об искусстве

Долина каменных Кувшинов в Лаосе

В Лаосе в провинции Сиангкхуанг располагается группа удивительных историко-археологических памятников, которые планируют внести в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это Долина Кувшинов, где тысячи больших каменных горшков, вес которых достигает 6000 кг, разбросаны у подножия Аннамского хребта.1581

Факты об искусстве

Самый романтичный замок Шотландии: замок Эйлен-Донан

Замок Эйлен-Донан, лежащий в шотландском фьорде Лох-Дуйх, называют одним из самых романтичных в стране. Эта крепость неоднократно фигурировала в кинематографе, в том числе в культовом фильме «Горец» (1986) и в 19-м фильме «бондианы» «И целого мира мало» (1999). AnyDayLife расскажет больше об этой постройке.1519

Факты об искусстве

Пирамида Солнца в Теотиуакане

Третья крупнейшая в мире после пирамиды Хеопса и пирамиды Чолулы пирамида Солнца находится в легендарном заброшенном городе Теотиуакан, что в 50 км от современного Мехико, столицы Мексики. AnyDayLife расскажет об истории этой величественной постройки.1510

Факты об искусстве

Великая пирамида Чолулы в Мексике

Путешественники, которые впервые прибывают в бывший индейский, а сегодня мексиканский город Сан-Педро-Чолула, сразу обращают внимание на красивую церковь XVII века, построенную на вершина холма. На самом же деле этот холм является одной из крупнейших по объему пирамид в мире. Это Великая пирамида Чолулы, строительство которой началось еще во II веке до н. э.1635

Факты об искусстве

Загадки испанских пирамид: пирамиды Гуимар

В Древнем мире пирамиды были довольно распространенной формой архитектурного сооружения. Они строились в основном в качестве монументов, храмов или гробниц. Древние пирамиды сохранились до наших дней не только в Египте, известны также пирамиды в Латинской Америке. Немало споров вызвали и испанские пирамиды Гуимар, расположенные на острове Тенерифе.1407

Факты об искусстве

Топ-10 фактов о фильме «Крепкий орешек»

Культовый американский боевик «Крепкий орешек», вышедший на киноэкраны в 1988 году, принес мировую известность восходящей в то время голливудской звезде Брюсу Уиллису. AnyDayLife собрал самые интересные факты о фильме «Крепкий орешек».1768

Факты об искусстве

Комплекс Саксайуаман в Перу

Саксайуаман — это крепость и храмовый комплекс в знаменитом перуанском городе Куско, который инки превратили в центр огромной империи. Эта большая цитадель в древности была местом дислокации гарнизона и при необходимости могла вместить все население Куско. Больше об этом необычном памятнике инкской цивилизации, который знаменит на весь мир своей удивительной кладкой, расскажет AnyDayLife.1892

Факты об искусстве

Самая большая мечеть в мире

Мусульманские молитвенные архитектурные сооружения мечети трудно спутать с другими постройками, так как они отличаются особой изящностью форм, куполами-гамбизами, башнями-минаретами и, конечно, удивительной красоты богатым декоративным убранством. В этой статье AnyDayLife расскажет, где находится и чем примечательна самая большая мечеть в мире.1588

123456789  

Источник: https://anydaylife.com/fact/post/891

Сальвадор Дали Постоянство памяти (мягкие часы): описание, значение, история создания

Картина художника Сальвадора Дали Постоянство памяти

Постоянство памяти Сальвадора Дали или, как принято в народе, мягкие часы — это, пожалуй, самая попсовая картина мэтра. Не слышали о ней только те, кто находится в информационном вакууме в какой-нибудь деревеньке без канализации.

Ну что же, начнем нашу «историю одной картины», пожалуй, с ее описания, так любимого адептами бегемотописи. Кто не понял о чем я, беседы о бегемотописи — это угарный ролик, особенно для тех, кто хоть раз общался с искусствоведом. Есть на ютубе, гугл в помощь. Но вернемся к нашим баранам Сальвадорам.

Та самая картина «Постоянство памяти», другое название «Мягкие часы». Жанр картины — сюрреализм, ваш капитан очевидность всегда готов к услугам. Находится в Нью-Йоркском музее современного искусства. Масло. Год создания 1931. Размер — 100 на 330 см.

Еще про Сальвадорыча и его картины

Постоянство памяти Сальвадора Дали, описание картины

На картине изображен безжизненный пейзаж небезызвестного Порт-Льигата, где Сальвадор провел значительную часть своей жизни. На переднем плане в левому углу имеется кусок чего-то твердого, на котором, собственно, расположилась пара мягких часов.

Одни из мягких часов стекают с твердой штуки (то-ли скала, то-ли затвердевшая земля, то-ли черт знает что), другие часы расположились на ветке трупика давно почившей в бозе оливы.

Вот эта красная непонятная фигня в левом углу — это твердые карманные часы, пожираемые муравьями.

В середине композиции видно аморфную массу с ресницами, в которой, тем не менее, без особого труда можно рассмотреть автопортрет Сальвадора Дали. Похожий образ присутствует на столь многих картинах Сальвадорыча, что не узнать его довольно трудно (например в картине Великий мастурбатор) Мягкий Дали обернут мягкими часами, как одеялком и, судя по всему, спит и видит сладкие сны.

На заднем плане обосновались море, прибрежные скалы и опять кусок какой-то твердой голубой неведомой фигни.

Сальвадор Дали Постоянство памяти, анализ картины и значение образов

Лично мое мнение, что картина символизирует именно то, что заявлено в ее названии — постоянство памяти, в то время, как время скоротечно и быстро «расплавляется» и «стекает» как мягкие часы или пожирается, как твердые. Как там говорится, иногда банан — это просто банан.

Все, что можно сказать с некоторой степенью достоверности, так это то, что Сальвадор написал картину в то время, как Гала пошла развлекаться в кинотеатр, а он остался дома из-за приступа мигрени.

Идея картины пришла к нему через некоторое время после поедания мягкого сыра «Камамбера» и размышлений о его «супермягкости». Все это — со слов Дали и потому ближе всего к правде.

Хотя мэтр был еще тот балабол и мистификатор и его слова следует фильтровать через мелкое-мелкое сито.

Синдром поиска глубинного смысла

Вот это вот все ниже — творение сумрачных гениев с простора интернета и я не знаю, как к этому относиться. Документальных подтверждений и высказываний Сальвадора по этому поводу я не нашел, так что не принимайте за чистую монету. Но некоторые предположения красивы и имеют место быть.

При создании картины Сальвадор, возможно, вдохновлялся расхожим античным изречением «Все течет, все меняется», которое приписывают Гераклиту. Претендует на некоторую степень достоверности, так как Дали был не понаслышке знаком с философией античного мыслителя. У Сальвадорыча даже есть украшение (ожерелье, если я не ошибаюсь), которое называется фонтан Гераклита.

Существует мнение, что трое часов на картине — это прошлое, настоящее и будущее. Вряд ли это действительно так задумывалось Сальвадором, но идея красивая.

Твердые часы, возможно — это время в физическом понимании, а мягкие часы — субъективное, воспринимаемое нами время. Больше похоже на правду.

Мертвая олива — это, якобы, символ античной мудрости, канувшей в Лету. Это, конечно, интересно, но, учитывая то, что в начале Дали просто написал пейзаж, а идея вписать все эти сюрреалистические образы пришла к нему гораздо позже — видится весьма сомнительным.

Море на картине якобы символ бессмертия и вечности. Тоже красиво, но, сомневаюсь, так как, опять-таки, пейзаж был написан ранее и не содержал в себе никаких глубинных и сюрреалистических идей.

Среди любителей поиска глубинного смысла существовало предположение, что картина Постоянство памяти была создана под влиянием идей о теории относительности дядюшки Альберта. В ответ на это Дали ответил в своем интервью, что, на самом деле, он вдохновился не теорией относительности, а «сюрреалистическим ощущением сыра Камамбер, тающего на солнце». Такие дела.

Кстати, Камамбер — это очень годная нямка с нежной текстурой и слегка грибным привкусом. Хотя Дорблю — гораздо вкуснее, как по мне.

Что значит сам спящий Дали в середине, обернутый часами — понятия не имею, если честно. Хотел показать свое единство со временем, с памятью? Или связь времени со сном и смертью? Покрыто мраком истории.

Источник: http://figgery.com.ua/salvador-dali-postoyanstvo-pamyati-myagkie-chasy/

Сальвадор Дали –

Картина художника Сальвадора Дали Постоянство памяти

Даже если вы не знаете, кто написал картину «Постоянство памяти», вы точно ее видели. Мягкие часы, сухое дерево, песочная коричневая цветовая гамма — узнаваемые атрибуты полотна сюрреалиста Сальвадора Дали. Дата создания — 1931 год, написана маслом на холсте ручной работы. Размер небольшой — 24х33 см. Место хранения — Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Творчество Дали пропитано вызовом привычной логике, естественному природному порядку вещей.

Художник страдал нарушением психики пограничного характера, приступами параноидального бреда, что отражалось на всех его работах. «Постоянство памяти» — не исключение.

 Картина стала символом переменчивости, зыбкости времени, содержит себе скрытый смысл, трактовать который помогают письма, записки, автобиография сюрреалиста.

Дали относился к полотну с особым трепетом, вкладывал личное значение. Такое отношение к миниатюрной работе, завершенной буквально за два часа — важный фактор, способствовавший ее по пулярности.

Немногословный Дали после создания своих «Мягких часов» достаточно часто говорил о них, вспоминал историю создания в автобиографии, пояснял значение элементов в переписках, записях.

Искусствоведы, собиравшие упоминания, благодаря этому полотну смогли проводить более глубокий анализ остальных работ известного сюрреалиста.

Описание картины

Образ плавящихся циферблатов знаком каждому, но детальное описание картины Сальвадора Дали «Постоянство памяти» вспомнят не все, а к некоторым важным элементам даже не станут присматриваться. В этой композиции имеют значение каждый элемент, цветовая гамма, общая атмосфера.

Написана картина коричневыми красками с добавлением голубых. Переносит на жаркое побережье — твердый скалистый мыс расположен на заднем плане, у моря. Около мыса можно рассмотреть яйцо. Ближе к среднему плану находится зеркало, перевернутое гладкой поверхностью вверх.

Постоянство памяти

На среднем плане иссушенное дерево оливы, с обломанной ветки которого свисает гибкий циферблат часов. Рядом запечатлен образ автора — расплывшееся, словно моллюск, создание с закрытым глазом и ресницами. Поверх элемента расположились еще одни гибкие часы.

Третий мягкий циферблат свисает с угла поверхности, на которой произрастает сухое дерево. Перед ним — единственные твердые часы всей композиции. Они перевернуты циферблатом вниз, на поверхности задней части — многочисленные муравьи, образующие форму хронометра. Картина оставляет много пустых пространств, не требующих заполнения дополнительными художественными деталями.

То же изображение было взято за основу картины «Распад постоянства памяти», написанной в 1952-54 годах. Сюрреалист дополнил его другими элементами — еще одним гибким циферблатом, рыбой, ветками, большим количеством воды. Эта картина и продолжает, и дополняет, и противопоставляется первой.

История создания

История создания картины Сальвадора Дали «Постоянство памяти» такая же нетривиальная, как вся биография сюрреалиста. Летом 1931 года Дали находился в Париже, готовился открыть персональную выставку работ.

Дожидаясь возвращения из кино Галы, своей гражданской жены, оказавшей огромное влияние на его творчество, художник за столом раздумывал о тающем сыре. Тем вечером частью их ужина стал сыр-камамбер, плавившийся под влиянием жары.

Сюрреалист, мучаясь головной болью, посетил перед сном мастерскую, где работал над пляжным пейзажем, залитым закатным светом. На переднем плане полотна уже был изображен остов сухого оливкового дерева.

Атмосфера картины в сознании Дали оказалась созвучна другим важным образам. Тем вечером он представил, что с обломанной ветки дерева свисают мягкие часы. Работа над картиной была продолжена сразу же, несмотря на вечернюю мигрень. Заняла два часа. Когда Гала вернулась, самая знаменитая работа испанского художника была полностью завершена.

Супруга художника утверждала, что стоит один раз увидеть полотно, как забыть изображение не получится. Его созданию поспособствовали изменчивая форма сыра и теория создания параноидальных символов, ассоциирующаяся у Дали с видом на мыс Креус. Этот мыс кочевал от одного произведения сюрреалиста к другому, символизируя незыблемость личной теории.

Позднее художник переработал идею в новое полотно, получившее название «Дезинтеграция постоянства памяти». На ветке здесь висит вода, а элементы распадаются. Даже постоянные в своей гибкости циферблаты медленно плавятся, а окружающий мир делится на математически четкие точные блоки.

Тайный смысл

Для понимания тайного смысла полотна «Постоянство памяти», потребуется присмотреться к каждому атрибуту изображения по отдельности.

Мягкие часы

Символизируют нелинейное время, заполняющее пространство противоречивым течением. Для Дали была очевидной связь времени с пространством, он не считал эту идею революционной.

Мягкие циферблаты связаны также с идеями философа античности Гераклита об измерении времени течением мысли.

О греческом мыслителе и его идеях Дали думал, создавая картину, в чем признавался в письме физику Илье Пригожину.

Текучих циферблатов изображено три штуки. Это символ прошлого, настоящего и будущего, смешанных в единое пространство, говорящих об очевидной взаимосвязи.

Твердые часы

Символ постоянства течения времени, противопоставляемый мягким часам. Покрыты муравьями, ассоциирующимися у художника с тленом, смертью, разложением.

Муравьи создают форму хронометра, повинуются структуре, не переставая символизировать тлен. Художника муравьи преследовали с детских воспоминаний и бредовых фантазий, навязчиво присутствовали повсюду.

Дали утверждал, что линейное время пожирает себя самостоятельно, без муравьев в этой концепции обойтись он не мог.

Расплывшееся лицо с ресницами

Сюрреалистический автопортрет автора, погруженного в вязкий мир сновидений и человеческого бессознательного. Расплывающийся глаз с ресницами закрыт — художник спит. Он беззащитен, в бессознательном его ничто не сковывает.

Формой напоминает моллюска, лишенного твердого скелета. Сальвадор говорил, что беззащитен, словно устрица без раковины, сам. Его защитной раковиной была Гала, умершая раньше.

Сон назывался художником смертью реальности, поэтому мир картины становится от этого более пессимистичным.

Дерево оливы

Сухое дерево с обломанной веткой — оливковое. Символ античности, также снова напоминающий об идеях Гераклита. Сухость дерева, отсутствие листвы и оливок, говорит о том, что век античной мудрости прошел и забылся, канул в Лету.

Другие элементы

На картине также присутствует Мировое яйцо, символизирующее жизнь. Образ заимствован у древнегреческих мистиков, орфической мифологии. Море — бессмертие, вечность, лучшее пространство для любых путешествий в реальном и воображаемом мирах.

Мыс Креус на каталонском побережье, неподалеку от родного дома автора — воплощение теории Дали о перетекании бредовых образов в другие бредовые образы. Муха на ближайшем циферблате — средиземноморская фея, вдохновлявшая античных философов.

Горизонтальное зеркало позади — непостоянство субъективного и объективного миров.

Цветовая гамма

Превалируют коричневые песочные тона, создающие жаркую атмосферу. Им противопоставлены холодные голубые оттенки, смягчающие пессимистическое настроение композиции. Цветовая гамма настраивает на меланхоличный лад, становится основой ощущения печали, остающегося после просмотра картины.

Общая композиция

Анализ картины «Постоянство памяти» стоит закончить, рассмотрев общую композицию. Дали точен в деталях, оставляет достаточное количество пустого пространства, не заполненного объектами. Это позволяет концентрироваться на настроении полотна, находить собственный смысл, трактовать персонально, не «препарируя» каждый мельчайший элемент.

Размер холста небольшой, что говорит о личном значении композиции для художника. Вся композиция позволяет погрузиться во внутренний мир автора, лучше понять его переживания. «Постоянство памяти», также известное как «Мягкие часы» не требует логического разбора. Анализируя этот шедевр мирового искусства в жанре сюрреализма, требуется включать ассоциативное мышление, поток сознания.

Источник: http://surzhyk.org/kartina-postoyanstvo-pamyati/

О

Картина художника Сальвадора Дали Постоянство памяти
simfosj1

Постоянство памяти. Сальвадор Дали, 1931 год. | mentalfloss.com.

Сальвадора Дали можно по праву назвать величайшим сюрреалистом. Потоки сознания, сновидений и реальности находили отображение во всех его работах. «Постоянство памяти» – одна из самых маленьких (24х33 см), но самых обсуждаемых картин. Это полотно выделяется глубоким подтекстом и множеством зашифрованных символов. А еще оно является самой копируемой работой художника.

Сальвадор дали – испанский живописец-сюрреалист. | ucare.timepad.ru.

Сам Сальвадор Дали рассказывал, что циферблаты на картине он создал за два часа. Его супруга Гала ушла в кино с друзьями, а художник остался дома, ссылаясь на головную боль. Находясь в одиночество, он рассматривал комнату. Тут внимание Дали привлек сыр камамбер, который они с Галой недавно ели.

Он медленно таял на солнце.Внезапно мастеру пришла в голову мысль, и он отправился в свою мастерскую, где на холсте уже был написан пейзаж окрестностей Порт-Лигата. Сальвадор Дали развел палитру и принялся творить. К моменту прихода супруги домой картина была готова.

La persistencia de la memoria. Фрагмент.

| maria-art.com.

На маленьком полотне скрыто немало аллюзий и метафор. Искусствоведы с удовольствием расшифровывают все загадки «Постоянства памяти».Трое часов олицетворяют собой настоящее, прошлое и будущее. Их «тающая» форма – символ субъективного времени, неравномерно заполняющего пространство.

Еще одни часы с копошащимися на них муравьями – это время линейное, которое поглощает само себя. Сальвадор Дали не раз признавался, что в детстве на него произвело сильное впечатление зрелище муравьев, кишащих на умершей летучей мыши.

La persistencia de la memoria. Фрагмент. | i0.

wp.com.

Некий растекшийся объект с ресницами – это автопортрет Дали. Пустынный берег ассоциировался у художника с одиночеством, а высохшее дерево – с античной мудростью. Слева на картине можно рассмотреть зеркальную поверхность. Она может отражать как реальность, так и мир сновидений.

Дезинтеграция постоянства памяти. | rebeccablueclassroom.weebly.com.

Через 20 лет взгляд на мир Дали изменился. Он создал картину под названием «Дезинтеграция постоянства памяти».

По концепции она перекликалась с «Постоянством памяти», однако новая эпоха технического прогресса наложила отпечаток на мироощущение автора.

Циферблаты постепенно распадаются, а пространство разбито на упорядоченные блоки и затоплено водой.

Карикатура на картину Сальвадора Дали «Постоянство памяти». | img08.deviantart.net.

Подражание Сальвадору Дали. | cdn.cultofmac.com.

Подражание Сальвадору Дали. | fatcatart.com.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/250817/35745/

Распятие Христа. Виктор Михайлович Васнецов.

Нам нередко приходилось созерцать репродукции картин мировой живописи с изображением распятия Иисуса Христа.

А таких полотен, написанных старыми мастерами разных стран и художественных направлений, большое множество.

Однако мало кто из нас задумывался о значении аббревиатуры на табличке над головой Спасителя и о том, почему одни художники изображали на распятии его живым и торжествующим, а иные – мертвым и застывшем в позе мученика.

Распятие на кресте – вид казни, который был весьма распространен во многих странах мира. Так казнили в Японии, Китае, Вавилонии, Греции, Палестине, Карфагене. Однако особо часто к ней прибегали в Древнем Риме. И что интересно, она была довольно распространенным наказанием в Римской империи задолго до рождества Христова.

Распятие на кресте у римлян. Василий Верещагин.

“Причина, по которой людей распинали, часто состояла в том, что, кроме умерщвления, хотелось еще и публично унизить врага на устрашение другим. Сохранились описания того, как палач оставлял распятых в таком положении на пару часов или до заката солнца, а затем убивал их мечом”,- писал в своих трудах профессор истории Таймон Скрич.

Однако для многих из нас распятие ассоциируется лишь с одним историческим событием – казнью Иисуса Христа, который по доброй воле взял на себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мученической смертью.

Иконография. Ведение ко Кресту.

В те далекие времена всех инакомыслящих преследовали и карали беспощадно. Но Иисус и его ученики, невзирая на смертельную опасность, несли веру в народ, завоевывали сердце за сердцем, страну за страной и вовсе не оружием – а любовью.

Это спустя столетия, когда христианская религия станет иметь под собой государственную основу, начнется насильственное крещение, наступят страшные времена крестоносцев и инквизиции.

На Голгофе. (1841). Штейбен Карл Карлович.

А до того Сын Божий, любящий всех людей, весь род человеческий, взойдет на Голгофу и будет распят, во имя спасения наших душ. Поэтому в каждом из нас есть искра Божия и все мы ходим с нею в сердце, и верующие, и неверующие.

И все жаждем любви и добра.

Да, мы знаем, “что Христос умер на кресте, но мы знаем и то, что потом он воскрес, и то, что страдал он добровольно, чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно”.

В католицизме и православии существуют не только различия в форме креста (первый – четырехконечный, второй – восьмиконечный), но и в самом образе Иисуса Христа на нем.

Так, до 9 столетия в иконографии Спаситель изображался на распятии не только живым, но и торжествующим. А начиная с 10 века, в Западной Европе начали появляться изображения мертвого Иисуса.

Распятие Христа. Виктор Михайлович Васнецов.

На православной интерпретации распятия облик Христа так и остался торжествующим. На кресте он “не умирает, а свободно простирает руки, ладони его открыты, будто хочет обнять все человечество, даря ему свою любовь и открывая путь к вечной жизни.”

Распятие.(1514 год.) Альбрехт Альтдорфер.

В католическом же распятии изображение Христа намного реалистичней. На нем изображают Иисуса мертвым, а иногда и с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах.

В иконографии проявляются все страдания истязаемого человека и муки, которые пришлось испытать Сыну Божьему.

На его лице следы невыносимой боли, руки провисли под тяжестью тела, которое очень правдоподобно изогнуто.

Рогир ван дер Вейден.

На католическом кресте Христос мертв, в нем нет торжества победы над смертью, того торжества, что видим в православной иконографии.

Распятие. Андреа Мантенья.

Крест сопровождает христианина всю его жизнь, он его видит и в храмах и носит на груди как защиту. Поэтому каждому интересно будет узнать о значении аббревиатуры на титле распятия.Надпись на орудии казни Спасителя – “I.Н.Ц.I.”, она же – “I.N.R.I”, а в некоторых восточных церквях -“I.N.B.I.” расшифровывается как “Иисус Назорянин Царь Иудейский”.

Первоначально эта фраза была написана на табличке на еврейском, греческом, римском языках и прикреплена к кресту, на котором принял мученическую смерть Христос. Согласно закону того времени такие надписи полагались каждому осужденному на смерть, чтобы все могли узнать о вине которую ему инкриминировали.

Титло INRI (лат.

titulus) — христианская реликвия, найденная в 326 году императрицей Еленой.

Как известно со Священного писания, Понтий Пилат не нашелся, как по другому описать вину Христа, поэтому на табличке появились слова «Иисус Назорянин Царь Иудейский»Со временем эту надпись в иконографии заменили аббревиатурой. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI, а в православии – IHЦI (либо ІНВІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»).

Иисус на кресте. Хусепе де Рибера.

Существует также иная православная надпись – «Царь мира», в славянских странах — «Царь славы». Кроме того, в православной Византии сохранились гвозди, которыми Сын Божий был прибит к кресту. Согласно жизнеописанию Иисуса точно известно, что их четыре, а не три как принято изображать на католическом распятии.

Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями – каждая по отдельности. А изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось на Западе во второй половине 13 столетия.

Распятие имеет еще несколько аббревиатур: над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» — Победитель.Многие живописцы, обращаясь к этой теме, привнесли в историю искусства множество различных интерпретаций этой казни.

Слово “crux” в переводе с латинского “крест” изначально имело более широкий смысл, и могло обозначать любой столб, на котором вешали приговоренных к смерти. К примеру, на многих полотнах видим распятие Спасителя на Т-образном кресте.

Лукас Кранах Старший.

Альбрехт Альтдорфер. (1520).

Ганс Мемлинг. 1491 год.

Ганс Мемлинг.

Робер Кампен.

Маттиас Грюневальд.

Как видим на распятиях лучших мастеров испанской живописи нет никакого фона, никаких многофигурных композиций – только фигура самого Иисуса.

Эль Греко

Франсиско де Сурбаран.

Франциско Гойя.

Диего Веласкес.

Джованни Беллини.

Паоло Веронезе.

Распятие Иисуса. Карл Брюллов.

Василий Верещанин.

В.А. Котарбинский.

В. Л. Боровиковский.

Распятие Христа. Михаил Нестеров.

Распятие Христа. В. В. Беляев. Мозаика храма Воскресения Христова. Санкт-Петербург

Казнь и смерть Христа была сопровождена грозными явлениями природы: землетрясением, громом и молнией, померкнувшим солнцем и багровой луной, что и видим в работах некоторых живописцев.

В.А. Голынский.

Возвращаясь к истории страшной казни на кресте, хотелось бы заметить, что Римский император Константин, приняв христианство, в 4 веке нашей эры ввел указ на запрет казни через распятие.

Однако спустя 1000 лет она вернулась на другом конце Земли – так казнили христиан в Японии.

В 1597 году в Нагасаки были распяты 26 христиан, и далее, на протяжении следующего столетия еще сотни людей были казнены в такой ужасающий способ.

Page 3

Источник: https://simfosj1.livejournal.com/1691942.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.