Значение слов и терминов в йоге

Значение слова ЙОГА. Что такое ЙОГА?

Значение слов и терминов в йоге

  • ЙО́ГА, -и, ж. Учение о приемах и методах управления психикой и психофизиологией человека, лежащее в основе древнеиндийских религиозно-философских систем.[От санскр. yōga — сосредоточение мыслей, созерцание]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Йо́га (дев. योग) — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния[уточнить]. В более узком смысле, йога — это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма[уточнить][уточнить].Основные направления йоги — это раджа-йога, карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога и хатха-йога. В контексте философии индуизма, под йогой понимается система раджа-йоги, изложенная в «Йога-сутрах» Патанджали и тесным образом связанная с основополагающими принципами санкхьи. Йога обсуждается в различных писаниях индуизма, таких как Веды, Упанишады, «Бхагавадгита», «Хатха-йога-прадипика», «Шива-самхита» и Тантры. Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши[уточнить]. За пределами Индии термин «йога» зачастую ассоциируется лишь с хатха-йогой и её асанами — физическими упражнениями, что не отражает духовного и душевного аспектов йоги. Того, кто изучает и практикует йогу, именуют йогом или йогином.В 2016 году ЮНЕСКО, отметив существенное влияние на многочисленные аспекты жизни индийского общества в сфере здравоохранения, медицины, образования и искусства, включила йогу в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.

Источник: Википедия

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • 1. религ. филос. религиозно-философское учение (в Индии), разработавшее особую систему приёмов и методов самопознания, позволяющую управлять психическими и физиологическими функциями своего организма2. филос. название одной из шести ортодоксальных школ (принимающих авторитет вед) индийской философии, основанной Патанджали во II веке до н.э.3. система физических и психофизиологических упражнений, выработанная последователями этого учения (1)

Источник: Викисловарь

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Когда-нибудь я тоже научусь различать смыслы слов.

В каком смысле употребляется прилагательное близкий в отрывке: Такой сладкий подарок женщине может сделать только очень близкий мужчина.

Ассоциации к слову «йога»

  • йог
  • занятие
  • лотос
  • спорт
  • человек
  • (ещё…)

кундалини хатха-йога хатха йог медитация … (все синонимы к слову ЙОГА)

Предложения со словом «йога»:

  • Время с октября по декабрь идеально для занятий йогой, медитации и духовных поисков. У вас обострится интуиция и могут сниться вещие сны.
  • Среди этой публики попадаются не только экстрасенсы, шаманы и йоги, но также дипломированные врачи, мишенью которых становятся родители больных ребятишек, — особенно в тот начальный период заболевания, когда отец с матерью не ориентируются в ситуации, сражены шоком и готовы платить любые деньги за спасение своего дитя.
  • Всё это в своей основе восходит к практике йоги, применяемой для релаксации.
  • (все предложения)

тибетская индийская мистическая классическая любая … (все определения)

Понятия со словом «йога»

  • Йо́га (дев. योग, IAST: yoga) — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния. В более узком смысле, йога — это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма.
  • «Йоги» (англ. Yogi Rock) — камень на Марсе, найденный миссией Mars Pathfinder в 1997 году.
  • Интегра́льная йо́га — религиозно-философское учение, созданное Шри Ауробиндо в начале XX века. Теоретическая часть учения изложена в книге «Жизнь Божественная», практические стороны освещены в книгах «Синтез Йоги» и «Письма о Йоге».
  • Международный день йоги отмечается, начиная с 2015 года, ежегодно 21 июня. Установлен Генеральной Ассамблеей ООН в 2014-м году. Премьер-министр Индии Нарендра Моди в адрес ООН обратился с предложением 21 июня отмечать Международный день йоги, так как это самый длинный день в году (день летнего солнцестояния) в Северном полушарии и имеет особое значение во многих частях мира.
  • «Сеанс йоги» (англ. «The Yoga Play») — пятый эпизод третьего сезона американского драматического телесериала «Родина», и 29-й во всём сериале. Премьера состоялась на канале Showtime 27 октября 2013 года.
  • (все понятия)

Дополнительно:

Источник: https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%B9%D0%BE%D0%B3%D0%B0

Что такое йога?

Значение слов и терминов в йоге

Ее определяют термином даршан, который буквально означает «видение и понимание мира, философия жизни, мировоззрение». В древней арийской цивилизации существовало шесть главных научно-философских учений (шад даршан), опиравшихся на Веды. Йога, представляющая одну из этих шести ортодоксальных школ ведического знания, остается живой традицией и в наши дни.

Это очень многогранная система, состоящая из разных направлений и техник, которые, в свою очередь, представляются большим количеством школ. С древности некоторые направления йоги готовили практикующего к следующим, более высоким ступеням. Это говорит о том, что внутри самого учения (даршан) существует идея единства и прогрессивного развития человека.

Опираясь на фундаментальную философию, йога с удивительной точностью объясняет психологию и глубинные потребности личности.

Вместе с этим она может быть достаточно адаптивной для прагматичных людей, не углубляющихся в тонкости философии, например, упражнения йоги помогают улучшить здоровье.

Но главная цель йоги – освободиться от всех страданий и установить связь с Абсолютной Истиной, или Богом. Из-за пренебрежения этой целью возникло множество трактовок йоги, и некоторые направления отошли слишком далеко от истоков.

Само слово йога образовано от глагольного корня «йудж», или «йодж». Популярный перевод означает «связь», «соединение».

Другие значения и определения – «скреплять», «сцеплять», «направлять», «сосредоточивать внимание», «применять», «обуздывать», «соединять», «гармонизировать» и тому подобное – лишь дополняют и обогащают смысл этого слова.

В более обобщенном смысле йогу определяют как союз, единство тела, ума и души. Исходя из ее целей и постулатов классических писаний, более точное определение йоги – это связь с Абсолютной Истиной, полная концентрация на Высшем Источнике всего сущего (Боге).

Мудрец Патанджали определил йогу как «прекращение колебаний ума или сознания». С его точки зрения, ум – это то, что в наибольшей степени препятствует достижению самадхи, сосредоточения на познании Высшей Личности Бога.

В зависимости от школы, в которой практикуют ту или иную форму йоги, ее главная цель может иметь разные оттенки. Например, достижение мокши (освобождения) – это только один из важных элементов, которые могут быть достигнуты йогом. Мокша (или его синоним мукти) переводится как «полное высвобождение из круговорота рождений и смертей» (самсары).

Сначала йог желает избавиться от страданий (болезней, проблем и так далее), но в дальнейшем начинает стремиться к чему-то большему, желая обрести благость и радость жизни. Кульминацией этого процесса, или совершенствования, должна стать финальная ступень – према (чистая, трансцендентная любовь к Богу).

Понимание любви в йоге во многом созвучно библейскому тексту: 

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто…

По сути, йога – это иерархический процесс, устанавливающий связь с Абсолютной Истиной, Верховным Творцом. Как вы ее устанавливаете, так и будет называться вид йоги, который вы практикуете.

Виды йоги

Йога делится на несколько видов:

Аштанга-йога – это восьмиступенчатая йога (от санскритского ашта – восемь, анга – часть, ступень), описанная мудрецом Патанджали в «Йога-сутрах».

Он детально описывает препятствия, которые лежат на пути к главной цели йоги – самадхи, затем  последовательно разбирает, какими средствами и способами их можно преодолеть и познать себя. Фактически Патанджали говорит об освобождении (мукти) души от материальных недостатков.

Ишвару, или Бога, он называет первоучителем, при обращении к которому йогин становится способным преодолеть препятствия и достичь высшей цели. В средние века аштанга-йогу разделили на два поэтапных процесса.

Первый – хатха-йога с начальными четырьмя ступенями (яма, нияма, асана, пранаяма). Второй процесс – раджа-йога, состоящая из последующих четырех шагов (пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи).

Хатха-йога означает силу, направленное усилие, дисциплинирование ума и тела. Существует мнение, что на самом деле это другое название аштанга-йоги, которое стал использовать в XV веке Свами Сватмарама, автор средневекового трактата «Хатха-йога-прадипика».

Другое происхождение этого слова определяется как состоящее из двух слов: ха – «солнце», тха – «луна».

Это символ единства противоположных начал: плюса и минуса, женского и мужского или, если выражаться терминами буддийской философии, это соединение двух концептуальных энергий Янь и Инь.

Поэтому в асанах (позах) есть активность и пассивность, а в пранаяме (дыхательных упражнениях) – попеременное дыхание через правую и левую ноздрю. Даже сами асаны и пранаяма  – это два разных гармонизирующих подхода, поэтому хатха-йога без пранаямы неполноценна.

Хатха-йога подготавливает физическое тело и дает возможность устранить такие свойственные ему препятствия, как болезнь, вялость, рассеянность, лень и прочее.

Постепенно, практикуя этот вид йоги, мы приходим к более утонченным техникам раджа-йоги, например дхьяне (медитации), которые уже раскрывают потенцию души.

Поэтому хатха-йогу принято считать четырьмя первыми ступенями аштанга-йоги Патанджали.

Джнана-йога, или гьяна-йога (в переводе с санскрита означает «йога знания»), развивает интеллектуальные, логические и аналитические способности, разум и помогает правильно понимать окружающие нас объекты и процессы.

Это может быть обычный кусок глины, вселенские формы, психоэмоциональные переживания, душа с ее незыблемыми качествами или все то, на что направлен исследовательский и познавательный процесс. задача этой формы йоги – научиться при помощи мышления понимать свою духовную суть (вечную неизменную природу) и отделить материю и ее производные (временную и изменчивую природу).

В целом этот путь йоги расширяет границы познания человека и просветляет его. В конце, полностью осознав свою истинную духовную природу, человек достигает стадии освобождения (мукти):

Те, кто смотрит на мир глазами знания, кто видит разницу между телом и знающим тело и может найти путь, ведущий к освобождению от рабства в материальном мире, достигают высшей цели


Карма-йога означает «йога деятельности». В «Бхагавад-гите» Кришна также называет ее буддхи-йогой, или йогой разума. Она направлена на гармоничное развитие социальных и общественных отношений личности.

В этой духовной практике человек выполняет предписанные ему, согласно природе и социальному положению, обязанности (то есть следует дхарме) без привязанности к плодам своего труда и эгоистических мотивов. Единственная цель любого действия – удовлетворить Всевышнего.

В результате такой деятельности карма-йог обретает освобождение (мокшу) и любовь к Богу (бхакти): 

Поэтому человек должен действовать из чувства долга, не стремясь к плодам своего труда, – так он придет ко Всевышнему

Посвяти же все свои действия Мне, о Арджуна. Обрети полное знание обо Мне, отбрось стремление к личной выгоде, откажись от всяких собственнических притязаний и, стряхнув с себя апатию, сражайся!

Бхакти-йога, означающая «преданность», «бескорыстное, любовное служение Богу», предназначена для развития глубинных и высших духовных эмоций, совершенствования человека в психоэмоциональной сфере, но самое главное – для установления личностного контакта с Источником всего сущего, Абсолютной Истиной – Богом. Бхакти вмещает в себя все предыдущие виды йоги, поскольку если человек устанавливает гармоничный контакт с Богом, то он автоматически устанавливает его и со всем остальным Его творением.

Кундалини-йога названа в честь особой мощной энергии, сокрытой и свернутой кольцом в области копчика, в муладхара-чакре.

Этот вид йоги акцентирует внимание на развитии энергетических каналов и чакр, чтобы пробудить энергию и поднять ее по главному каналу сушумне, расположенному вдоль позвоночного столба и центральной нервной системы, вверх к брахмарандхаре – высшей чакре, расположенной в области темени. Результатом данного вида йоги также является мокша.

Крийа-йога, или «йога действия», нацелена на мистическое осознание и пробуждение энергии кундалини. Фактически это одна из форм кундалини-йоги. Ее методами также являются пранаямы, мудры, бандхи, дхьяна (медитация), а к функциям относят техники очищения организма на физическом и ментальном уровне, подготовку к другим видам йоги.

Тантра-йога (санскр. «непрерывность», «связь», «нить») – это система телесных и психических техник, предназначенных для развития сознания человека. Санскритское слово тан означает «грубый, материальный мир», а глагольный корень тра – «освобождение».

Буквально тантра – это практика, которая ведет человека от несовершенства к совершенству, от грубого к тонкому, от оков к освобождению. В тибетских учениях тантра определяется как система практик для достижения высшей реализации. В тантризме говорят о двуединой природе мира, мужского и женского начал.

Две эти энергии образуют гармонию в их нераздельном союзе блаженства.

В последнее время у большинства людей сформировалось устойчивое представление, что тантра в большей степени связана с магическими и сексуальными ритуалами. Видимо, на каком-то этапе произошла подмена основных постулатов и целей, после чего последовало искажение этого древнего учения.

Тантра действительно рассматривает концептуальные вселенские энергии мужского и женского начал, но на высшем уровне, а не так, как это представляется сегодня. Тантру стали связывать с сексуальными утехами в ХХ веке, спустив этот вид йоги в плоскость грубых материальных инстинктов.

Ее просто стали использовать для услаждения чувств, расслабления и так называемого устранения комплексов. Однако такой подход к тантре противоречит всей традиции йоги, где одной из главных задач является управление чувствами и умом.

В поисках грубых чувственных удовольствий люди сделали тантру формой укрепления своих примитивных животных инстинктов, тогда как ее назначение – развивать высшие духовные эмоции. Это абсолютно противоположные полюса.

Разные течения и школы, по-разному толкуя слово тантра, породили массу неясностей и путаниц. И сегодня можно видеть, как под этим словом подразумевают совершенно разные понятия, от обычной магии до просветления.

Существуют еще дополнительные подвиды йоги, например нада-йога (йога с акцентом медитации на внутренний звук), санньяса-йога (отречение от материальных благ, богатства) и другие.

Сюда же можно отнести и тантру.

Все эти подвиды могут присутствовать как в бхакти-йоге, так и в аштанга-йоге, они являются лишь дроблением, акцентом на одной технике или ступени какого-нибудь одного основного пути или ветви йоги.

За пределами Индии йога приобрела другие формы – например, тибетские йога респы, йога лун-гом-па. В Китае и Японии учение и практика йоги смешались с буддийской философией и распространялись в форме дзен-буддизма.

Какая же йога главнее или лучше, возможно, спросите вы. Но такая постановка вопроса будет не совсем корректной, поскольку это индивидуальный выбор человека.

Если и существуют некоторые отличия во взглядах разных школ йоги, которые могут показаться неким противопоставлением другим ее направлениям, тем не менее, даже при поверхностном исследовании будет очевидно, что в них больше общего, чем различий.

Яркий представитель бхакти-йоги нашего времени, ачарья-основатель Международного общества сознания Кришны Бхактиведанта Свами Прабхупада следующим образом охарактеризовал виды йоги: 

Резюме

Йога – это системный процесс, призванный установить связь с Абсолютной Истиной. Как именно вы ее устанавливаете, так и будет называться вид йоги. Как правило, практикуется не какой-то один вид йоги, а их смесь. Правильная связь способствует совершенствованию и приводит к освобождению – мукти, самадхи или преме (высшей цели, беспримесной божественной любви).

Высшей ступенью лестницы йоги является бхакти-йога. Все остальные виды йоги – не более чем средства достижения бхакти. Строго говоря, слово йога означает именно бхакти-йогу, а все прочие виды йоги – это ступени, позволяющие прийти к бхакти-йоге. От начала карма-йоги и до вершин бхакти-йоги лежит длинный путь духовного самопознания.

Он начинается с деятельности без стремления к плодам своего труда. Когда человек, практикующий карма-йогу, обретает духовное знание и избавляется от привязанности к мирским наслаждениям, он поднимается на уровень гьяна-йоги.

А когда к гьяна–йоге он добавляет физические и дыхательные упражнения и медитацию, объектом которой является Сверхдуша, он достигает ступени аштанга-йоги. Поднявшись выше уровня аштанги-йоги, человек приходит к служению Верховной Личности Бога, Кришне, и это и есть бхакти-йога, вершина лестницы йоги.

В сущности, бхакти-йога является высшей целью, но чтобы овладеть этой наукой, необходимо также понять суть всех остальных методов йоги. Йог, стремящийся к высшей цели, стоит на верном пути, ведущем к вечному счастью.

А тех, кто, достигнув определенной ступени йоги, останавиваются на ней и не идут дальше, называют соответственно карма-йогами, гьяна-йогами, дхьяна-йогами, раджа-йогами, хатха-йогами и т.п. Если кому-то посчастливится сразу встать на путь бхакти-йоги, следует понимать, что он уже миновал все остальные ступени йоги

Источники:

  1. Айенгара Б. К. С. Йога дипика. Прояснение йоги. /Альпина нон-фикшн, М., 2016. – 494 с.

  2. Патанжали.  Йога сутры./пер. Десикачара Т. К. В., М., 2002 г. – 160 с.

  3. Прабхупада Б. С. Бхагавад-гита как она есть. / Бхактиведанта Бук Траст, М., 2007 г. – 1008 с.

  4. Прабхупада Б. С. Шримад-Бхагаватам. М., 2009 г. – 464 с.

  5. Сватмарама С. М. Хатха-йога прадипика. М., 2013 г. – 644 с.

  6. Фёрштайн Г. Энциклопедия йоги. / Гранд-Фаир. М., 2003 г. – 768 с.

Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Источник: http://www.Krishna.ru/encyclopedia/basic-concepts/god/48353_what-is-yoga.php

Каково значение слова Йога?

Значение слов и терминов в йоге

Слово йога (санскр. योग, англ. yoga) имеет великое множество переводов, часть из которых такова:[1]

  • связывать, соединять, сшивать, стягивать, укреплять
  • иго, бремя, узы, запрягать, брать под узда, надевать ярмо
  • единение, союз, сочетание, контакт с чем-либо
  • концентрация, сосредоточение (мыслей), фиксация (стрелы на тетиве лука), отвлечённое созерцание
  • средства, способ, путь, метод, образ действий (для достижения цели)
  • преданность, исполнение, служение
  • усилие, стремление, старание, усердие
  • облачаться (в доспех), снаряжаться, экипироваться
  • лекарство, средство для исцеления
  • приобретение, овладение, благосостояние
  • шанс, удобный случай, благоприятная возможность
  • чары, магия, волшебство
  • трюк, фокус, хитрость; уловка
  • смешивание различных веществ, смесь
  • расположение, размещение (в определенном порядке)
  • (в арифметике) сложение, суммирование

Всевозможные варианты перевода можно грубо привести к двум основным понятиям:

  1. связь как соединение с кем-чем-либо: вступать в соприкосновение, установление контакта;
  2. связь как связывание кем-чем-нибудь: обуздание, зависимость, установление границ.

Остальные, в большинстве случаев, являются лишь смысловыми оттенками и находятся в промежутке между этими пограничными понятиями.

Здесь неслучайно приведено одно и то же слово — связь, ибо эти понятия неразделимы — соприкосновение одновременно приводит к взаимной зависимости друг от друга, о чём чуть подробней сказано ниже.

Вольные версии

На мысль разобрать слово йога по слогам натолкнула попавшаяся информация о языковых корнях, составляющих слово и несущих в себе определённый мысленный образ.

https://www.youtube.com/watch?v=7tMI_udYZt0

Существует версия, что в русских словах слог ГА означает движение: нога, телега, дорога.

[6] На санскрите GA (ग) имеет значение аналогичное русскому: движущийся, и в дополнение к нему прибавляются такие варианты: достигающий; соединённый с, связанный с; неизменный, твёрдый в.

К первому слогу YO (यो) можно найти следующие определения: Любой, Тот кто; прекращать; отправляться; приступать к; продвижение; путешествие.

Очевидно, что при таком свободном и субъективном подходе перевод не в коей мере нельзя назвать сколь-нибудь достоверным. Это, скорее, игра словами с целью поискать скрытые смыслы и посмотреть на слово с разных сторон.

В результате таких перестановок можно уловить исходную суть и создать внутреннее смысловое содержание, при котором как таковое словесное его определение отпадёт.

Иными словами, если глубинно понимается сущность стоящая за словом, то его трактовка может иметь произвольное словесное выражение.

Итак, комбинирование всевозможных фраз остаётся только делом фантазии, и в качестве вариантов получаем:

Тот, кто в движении;Отправляться в путь;

Неизменный в продвижении.

Интересно и то, что первый символ (य) в написании слова йога используется для обозначения сердечной чакры (анахаты).

Понятие сердце хранит в себе такие значения, как середина (средина) и сердцевина (сердечник — наиболее глубокая и скрытая часть чего-то).

В этом случае второй слог GA получает указание о направлении — куда собственно двигаться, чего достигать и с чем соединяться. Итог такого перевода удивительно сходен с трактовкой слова йога приведенной в Бхагавадгите.

Движение к равновесию (как середине), и вместе с тем
к истинной сути (как центру).

Сходства в других языках

Старославянское — иго (*jьgo):[5]

  • первоначально: связывать, стягивать; ярмо;
  • в дальнейшем понятие перенесено на: зависимость, покорение, тяжесть, гнёт.

Латинское — jugo, jungo:

  • соединять, связывать, объединять, привязывать, сочетать, сплетать;
  • ярмо, парная запряжка (волов, лошадей);
  • узы, чета, супруги, сочетать браком.

Трактовки

Наиболее ранние упоминания слова йога в текстах встречаются в древнеиндийских трактатах — Упанишадах.

Так в Тайттирья-упанишаде читаем (II,4):[4]

Вера — его глава, справедливость — десница, правда — шуйца,
йога — туловище, мощь (mahat) — основание.

Здесь йога приводится как часть четвёртой из пяти оболочек тела человека (Виджняна-майя коши) и означает обладание различающей способностью для принятия верного решения, без которой ясного знания нет и не может быть.[2]

Катха-упанишада даёт описание йоги в более развёрнутом виде:[2]

Когда пять чувств познания успокоятся, вместе с умом,и разум не активен — это состояние называют наивысшим.Это крепкое удержание чувств известно как Йога.

Человек должен стать бдительным, ибо йога достигается и утрачивается.

Последнее предложение указывает на то, что при невнимательности практикующий может потерять всё прежде наработанное посредством самоконтроля.

В официально признанном и основополагающем источнике Йога-Сутры Патанджали приводится следующее определение (I,2) (в трёх переводах):[3][4]

Йога есть прекращение деятельности сознания.
Йога — прекращение функций читты.
Йога есть удержание материи мысли от завихрений.

Как видно уже здесь, прочтение одного и того же предложения звучит по-разному, но их объединяет тот смысл, который автор запечатлел в шлоке. Сам текст Йога-Cутр довольно подробно раскрывает функции сознания/психики и методы их остановки.

Несколько иную трактовку видим в Бхагавадгите (II,48):[4] В йоге устойчивый, действуй, оставив привязанность, Партха!
В неуспехе, удаче будь равным; равновесьем именуется йога.

В других переводах можно встретить вместо равновесия слова невозмутимость и самообладание. Опять же, главное — уловить суть. В контексте Бхагавадгиты равновесие описывается как состояние безразличия, спокойствия, уравновешенности между полюсами — счастье и несчастье, жар и холод, равный к золоту, кому земли, камню.

В подтверждение сказанному в шлоке VI,2 йога раскрывается как:[4]

То, что отрешённостью называют, знай это как йогу,
Ибо не бывает никакой йоги без отрешённости от желаний.

https://www.youtube.com/watch?v=jHMfZCfTheU

В других источниках термин йога подразумевает союз противоположностей. Так в Хатха-Йога-Прадипике Сатьянанда Сарасвати приводит следующее определение:

Йога — состояние единения между двумя противоположными полюсами, а именно, шивой и шакти, телом и умом, индивидуальным и космическим сознаниями. Процесс единения противоположных сил в теле и уме с целью реализации духовной сути человека и его существования.

Расхождение трактовок

Действительно, во многом какова трактовка термина йога заложенная в тексте, то и отражается в его предписаниях — как должен вести себя практикующий.

Описание жизни вставшего на путь йоги по Йога-Сутрам, а также по Хатха-Йога-Прадипике, Гхеранда-Самхите уже само по себе указывает на необходимость самостоятельной практики в уединении.

Тогда как Бхагавадгита, также упоминая об отдалении и достижении отрешённости, учит, как практика йоги должна осуществляться в социальной среде, отражая бескорыстный — о плодах действий не заботясь — аспект деятельности.

В одном случае, это обособленность от общества и путь внешне бездеятельного аскета, который внутренним самообузданием преодолевает чувственные желания. В другом, это искусство в действиях, осуществляемое среди людей — искушённость в делах, совершаемых без привязанности к должному делу и равно относящемуся к плохим или хорошим результатам своего труда.

И, тем не менее, противоречий здесь нет. На вопрос о различии трактовок, пожалуй, стоит ответить словами из Бхагавадгиты (IV,18):[4]

Кто в бездействии действие, а в действии бездействие видит,
Тот мудрец средь людей

Тем и удивительна йога, что своей разносторонностью позволяет достичь конечной цели вне зависимости от применяемого подхода.

От того, по какому из путей двигаться: уединённая практика или среди людей, это, скорее, вопрос личных предпочтений.

Однако для достижения единения противоположных сил следует развивать ту сторону себя, которая испытывает недостаток.

Так будучи экстравертом необходимо акцентироваться на уединении и самоуглублении, интроверту же надо учиться лёгкости взаимодействия с внешним, оставаясь при этом безучастным.

На пути внутрь или вовне есть великое множество ступеней, и только жизнь с присущем ей вихрем обстоятельств будет, как хороший учитель, постоянно задавать интересные и подчас неразрешимые задачки. Решая их, разбираясь во всех неурядицах и распутывая клубки проблем, преумножит знания и сложится золотом мудрости в вашу котомку опыта.

Связать и соединить

Важно осознать, что сопряжение двух составляющих всегда создаёт отношения зависимости между ними. Подобное соединение, в случае достижения взаимного уравновешивания и согласованности, приводит к совокупному усилению, что позволяет уже совместно достичь новых результатов и открывает новые возможности.

Ещё раз, ключевая мысль в том, что каждое существо или предмет несет в себе свои уникальные свойства, которые в соединении друг с другом и при сбалансированном их использовании, позволяют достичь цели. Это проявляется во всём в жизни — только научившись правильно обращаться с объектом, так сказать, обуздав его и обретя некоторую сноровку, можно с его помощью решать поставленные задачи.

В качестве примера как йога сначала должна связать, укротить одно, чтобы затем соединиться с другим, подойдёт хорошо известный из Упанишад образ тела человека, уподоблённый колеснице, где[2][4]

Атман — седок, колесница — тело, буддхи — возничий, манас — вожжи, индрии — кони.

Возничий (как разум человека) должен укротить строптивых лошадей (пять чувств) и подчинить их своей воле, иначе норовистые кони будут рвать вожжи (ум) каждый в свою сторону, и неуправляемая колесница в конце концов со всего разгону налетит на что-нибудь и поломается.

Из этого примера очень хорошо видно, что ни в коем случае не надо полностью подавлять чувства — это равносильно полной остановке колесницы посредине пути.

Важно подчинить воле разума свои чувства, научиться управлять желаниями, и только тогда у Возничего есть шанс услышать голос Души (Атмана сидящего в колеснице).

Только Душа знает дорогу к конечной точке путешествия, к высшей цели — обители абсолютной Истины, Богу.

Резюме

А стоит ли искать точный перевод слова йога или гораздо важнее постараться понять суть вложенную автором конкретного текста в термин?

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что не только каждый человек, но и разные философские школы передают в этом слове свой особый смысловой оттенок, и едва ли удастся обнаружить смысл в его первозданной форме, тем более, что со временем понятие термина только расширялось.

https://www.youtube.com/watch?v=w4c0WzVzd6U

Ныне ёмкость слова йога такова, что включает не только приведённые здесь значения, но и множество иных.

Подобно словам омонимам, тождественным по произношению, но значения коих отлично, слово йога в каждой конкретной ситуации может нести разную смысловую нагрузку и часто применяется в связке с другим словом.

Именно вследствие этого слово йога не переводится, давая возможность человеку самостоятельно понять значение и усмотреть его смысловой образ в контексте высказываемого.

27 авг 2014 (ред.1.3)

Источник: http://YogYa.ru/what-does-yoga-mean

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.